Управление затратами на малом предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,6 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление затратами на малом предприятии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»






Контрольная работа

по дисциплине: «Основы функционирования малого бизнеса»

тема: «Управление затратами на малом предприятии»

Введение

Рыночная экономика предъявляет к субъектам хозяйствования высокие требования: они должны самостоятельно принимать все управленческие решения, от которых напрямую будет зависеть успешность предприятия. В этих условиях значительно повышается роль управления отдельными показателями: прибылью, доходами, затратами. Но, в отличие от управления прибылью или доходами, управление затратами имеет свою специфику.

Затраты - один из вечных резервов. Их сокращение во многих случаях не требует серьезных финансовых вложений. Поэтому получить рост прибыли за счет снижения затрат, как правило, легче, чем увеличение объема продаж. [9, с. 286]

В настоящее время из-за высокой конкуренции и сложности в повышении прибыли за счет роста доходов, эффективное управление затратами получает все большее значение. Возможности предприятия по снижению затрат во многом определяют гарантии его выживания на рынке в сложных периодах. Одновременно с этим, при благоприятной ситуации управление затратами на малом предприятии позволит рационально распределить имеющиеся ресурсы между инвестированием в расширение и текущей деятельностью.

Таким образом, тема данной контрольной работы является актуальной. Основной ее целью является изучение системы управления затратами на малом предприятии. Для достижения цели в контрольной работе были решены следующие задачи: рассмотрено определение и этапы процесса управления затратами, изучены его цели и процесс внедрения данной системы на предприятии, рассмотрены различные методы управления затратами и пр.

1.  Управление затратами на малом предприятии

Успешность деятельности предприятия во многом определяется размерами полученной прибыли, которая, как известно, формируется исходя из доходов и расходов. В рыночных условиях не всегда возможным является прирост прибыли за счет доходов, поэтому более эффективным оказываются меры по сокращению расходов. Обычно такие мероприятия практически не требуют серьезных финансовых затрат, но дают достаточно весомый эффект.

Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. [10, с. 218]

Управление затратами малого предприятия является частью системы управления всем предприятием в целом. Его можно определить, как «динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами». [10, с. 218]

Процесс управления затратами на малом предприятии состоит из тех же шагов, что и управление в целом (см. рис. 1).

Рис. 1. Процесс управления на предприятии

Планирование на малом предприятии, как и на любом другом должно начинаться с постановки целей и задач деятельности. Вариантов целей может быть много, тем не менее, все они реализуются путем эффективного и рационального использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), расход которых и является затратами предприятия.

Следующими этапами управления являются поиск альтернативных вариантов действий и сбор информации для выбора наиболее оптимального из них. С точки зрения управления предприятием в целом, здесь происходит выбор направления действий, после которого можно определиться и с методами и инструментами управления затратами, использование которых будет наиболее оптимальным.

С точки зрения управления затратами на данных этапах планирования предприятие должно рассмотреть все имеющиеся у него варианты такого управления, изучить достоинства и недостатки альтернативных методов и возможности применения конкретной системы управления затратами. В итоге можно принять решение по внедрению системы управления затратами, разработанной для данного предприятия.

Внешние условия хозяйствования постоянно меняются, одновременно с этим развивается предприятие, могут быть пересмотрены его цели, в связи с этим, реализация составленных планов должна постоянно отслеживаться. Зачастую именно последний этап - устранение отставаний от плана позволяет провести эффективную работу по управлению затратами. Без контроля и оценки реализации плана немыслимо его выполнение.

В целом можно сказать, что эффективность управления затратами достигается за счет комплексного подхода к проблемам бизнеса: при решении проблем обеспечивается управление как на уровне производства (управление запасами, технологиями, ресурсами), так и на уровне взаимоотношений с партнерами, поставщиками, потребителями, государством. [8, с. 142]

Таким образом, управление затратами позволяет не просто сократить их размеры, но также получить необходимую информацию для принятия управленческих решений. Результаты анализа затрат предприятия позволяют решить какую продукцию производить, от каких номенклатурных позиций отказаться, покупать или производить самим отдельные изделия и пр. Кроме того, управление затратами позволяет четко отслеживать процесс формирования себестоимости и дает информацию для установки цены товаров и услуг. При этом эффективная система управления дает возможности малому предприятию благодаря сокращению затрат снизить цены на продукцию и получить конкурентное преимущество на рынке.

Цели эффективного управления затратами следующие [9, с. 286]:

увеличение прибыли за счет снижения затрат без роста объема продаж или наряду с этим ростом;

повышение финансовой устойчивости предприятия;

повышение конкурентоспособности и, соответственно, снижение цен, увеличение доли рынка и тем самым увеличение объемов продаж.

Внедрение системы управления затратами на малом предприятии довольно сложный процесс, он включает в себя следующие блоки:

оформление основных процедур управления затратами;

проведение диагностики сложившейся ситуации;

описание желаемой модели управления затратами;

построение информационной системы и адаптация документооборота;

выделение центров ответственности за формирование затрат;

внедрение системы управления затратами, обучение и мотивация персонала.

Основными процедурами системы управления затратами являются их планирование, учет и анализ выполнения планов, а также при необходимости корректировочные действия.

Планирование затрат начинается с выбора их классификации. В целом затраты предприятий можно классифицировать по огромному множеству критериев, тем не менее, не все они имеют смысл при управлении затратами на малом предприятии.

По мнению Вахрушиной М.А. целесообразно группировать затраты малых предприятий по следующим признакам [1, с.76]:

переменные и постоянные - для формирования себестоимости по системе «директ-костинг», принятия управленческих решений, анализа безубыточности и др.;

норматив - отклонения - для разработки бюджетов и оценки их исполнения;

контролируемые - неконтролируемые - для оценки деятельности отдельных центров ответственности.

Если в полной мере использовать информацию, получаемую при анализе именно таких группировок, то можно заметно повысить эффективность управления затратами.

Разделение затрат на постоянные и переменные позволяют использовать весь спектр инструментов маржинального анализа, делает возможным проведение анализа «затраты - объем - прибыль», точки безубыточности, применение системы «директ-костинг» и пр. Постоянными затратами при этом считаются те, которые в краткосрочном периоде не зависят от изменения объемов производства: амортизационные отчисления, заработная плата административного персонала, аренда зданий и пр. В долгосрочном же периоде они могут измениться, например, при введении в эксплуатацию новой линии и строительстве дополнительного цеха. Переменные затраты, наоборот, напрямую зависят от объемов производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных рабочих, полуфабрикаты и пр.

Разделение затрат по принципу «норматив - отклонение» позволяет управлению предприятия при построении прогнозов рассчитать необходимые объемы ресурсов и постоянно контролировать процесс их расходования сравнением плановых и фактических показателей. Нормативные показатели, на основе которых строятся бюджеты затрат, рассчитываются на основе статистических данных за ряд лет. Источником соответствующей информации могут служить как ГОСТы, ТУ, так и результаты внутрифирменного анализа, проведенного на основе бухгалтерских документов.

Классификация затрат на контролируемые и неконтролируемые позволяет повысить ответственность менеджеров отдельных подразделений предприятия и провести более точную оценку эффективности их работы с точки зрения управления затратами. К первой группе затрат относят те из них, на которые менеджеры данного центра ответственности в состоянии как-либо повлиять. Неконтролируемые затраты, соответственно, те, которые никак не зависят от деятельности конкретного менеджера.

После классификации всех затрат предприятия можно перейти к непосредственному определению норм расходов ресурсов, необходимых для планируемого выпуска продукции. На основе данной информации и текущих цен на ресурсы рассчитываются плановые затраты предприятия.

При планировании также должны учитываться определенные сценарии, при которых возможны и целесообразны как повышение затрат, так и их экономия в сравнении с плановыми объемами. В итоге можно сформировать план-смету или бюджет затрат для выбранного временного периода.

Следующим шагом в управлении затратами на малом предприятии является их учет, анализ и контроль.

Под оперативным учетом затрат понимается их единообразное отражение в учетных формах с заданной периодичностью и заданным сроком готовности данных. [6, с. 94] При этом немаловажное значение имеет выбор методов учета затрат, синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, находящий свое отражение в учетной политике предприятия. Например:

выбор способа списания общехозяйственных расходов;

выбор метода оценки незавершенного производства;

выбор способа распределения косвенных расходов;

выбор метода учета затрат на производство и калькулировании себестоимости и пр.

Контроль в процессе управления затратами представляет собой сопоставление плановых, бюджетных показателей с фактическими. Обычно крупные предприятия для этого внедряют целую систему отчетных и регламентирующих документов, например: положение об учетной политике, положение о финансово-экономическом анализе, положение о бюджетировании и пр. На малом предприятии, где практически все эти функции выполняет один и тот же человек целесообразнее использовать единый документ, объединяющий в себе сразу все положения по управлению затратами.

При этом плановые показатели затрат должны быть четко увязаны с целевыми показателями, тогда в ходе анализа можно определить не только расхождение между планом и фактом. Анализ и контроль затрат позволяет оценить степень исполнения сметы или бюджета, а также оценить причины отклонений и влияние отдельных факторов.

После проведения контроля, третьей процедурой системы управления затратами, является реализация корректирующих воздействий. Они направлены на поддержание равенства между фактическими расходами и плановыми, экономию расходов при появлении соответствующих возможностей (без снижения полезного эффекта), адаптацию процесса формирования затрат в соответствии с изменяющимися условиями.

Успешность управления затратами на малом предприятии во многом зависит от менеджеров отдельных подразделений. Для эффективного контроля над их формированием принято выделять центры ответственности. Подводя итоги всему вышесказанному, общую характеристику методики управления затратами при использовании разделенной ответственности можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1. Характеристика методики управления затратами

Наименование

Содержание

Объект управления затратами

Центры финансовой ответственности

Цель управления затратами

Обобщение данных о затратах по каждому центру ответственности, с тем чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо

Направление управления затратами

Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования


- для процесса контроля и регулирования

контролируемые и неконтролируемые

- для принятия решения и планирования

переменные и постоянные

- для калькулирования и оценки произведенной продукции

прямые и косвенные

Система управления затратами

Гибкий бюджет, системы «директ-костинг» и «стандарт-костинг»


Практика использования управления затратами на малых предприятиях России показывает, что наибольшее внимание уделяется точному расчету себестоимости продукции, как основному показателю, от которого будет зависеть цена, а, значит, и прибыль предприятия. Основными системами управления затрат, используемых на отечественных малых предприятиях являются [8, с. 143]:

метод полного распределения (абзорпшен-костинг);

система «директ-костинг»;

система «стандарт-кост»;

система функционального учета затрат (ABC - модель).

Метод полного распределения или поглощения затрат предполагает, что в себестоимость продукции будут включены все затраты, вне зависимости от их происхождения (и постоянные, и переменные). Использование такой системы управления затратами целесообразно при анализе рентабельности продукции, формировании ассортиментного ряда, а также при разработке ценовой политики, когда необходимо обеспечить покрытие всех затрат малого предприятия.

Система «директ-костинг» (учет прямых затрат), наоборот, учитывает в составе себестоимости только переменные затраты, при этом постоянные затраты учитываются в конце отчетного периода и списываются на уменьшение выручки. Данная система управления затратами используется, когда необходимо принять решение о начале или остановке выпуска определенного вида продукции. Обособленный учет постоянных расходов позволяет, с одной стороны, более точно оценить перспективы развития в долгосрочном периоде, с другой стороны, принять взвешенные оперативные решения в краткосрочном периоде.

При управлении затратами в рамках директ-костинга широко применяют CVP-модель (Cost - Volume - Profit, модель «затраты - объемы - прибыль»). Она позволяет найти оптимальное соотношение между этими тремя показателями и принять соответствующее решение по выпуску продукции. Кроме того, управление постоянными и переменными затратами позволяет определить точку безубыточности организации - объем продаж, при котором деятельность предприятия не будет получать ни прибыли, ни убытков.

Система «стандарт-кост» предполагает учет и контроль затрат по установленным нормативам и отклонений от них. В ее рамках проводится предварительный расчет норм, на основании которых ведется учет расходов. Затем в конце отчетного периода все отклонения между запланированными, нормативными и реальными затратами списываются не на затраты, а непосредственно на результат.

В последнее время все более популярной становится система функционального учета затрат (ABC - метод, Activity-Based Costing или учет затрат по видам деятельности). Она основана на том, что затраты должны соотноситься с конкретным видом работы. Если раньше управление затратами, в первую очередь, могло быть сконцентрировано непосредственно на производстве, то сейчас бизнес-процессы значительно усложнились. Даже на малом предприятии есть вспомогательная деятельность, а доля расходов, не связанных с непосредственным производством растет.

Варианты использования такой системы очень широки, например, можно проанализировать расходы для каждого отдельного заказа, по отдельности для продажи и обслуживания, или даже отдельно учесть затраты по пуску и наладке оборудования. Все зависит от целей анализа и особенности деятельности предприятия.

Данная система управления затратами предполагает сначала выделение основных процессов (функций, видов деятельности), а затем формирование пулов затрат (групп, накопителей). Каждый такой пул содержит все затраты по определенному процессу, которые затем распределяются по отдельным носителям затрат и в итоге относятся на конкретную продукцию.

Как правило, информация, полученная в результате анализа издержек по видам деятельности, показывает, насколько велики затраты на неэффективные виды работы, обнаружение брака и мероприятия по его устранению. [11]

К сожалению, на малых предприятиях использование данного метода управления затратами затруднено из-за недостатка детальной информации по каждому отдельному процессу.

Заключение

Управление затратами на малом предприятии является одной из важнейших составляющих управления в целом. Основными этапами данного процесса являются планирование затрат, выбор оптимальных методов их анализа, а также контроль и корректировка.

Эффективно поставленная система управления затратами позволяет принимать взвешенные управленческие решения и, как следствие, добиваться большей успешности деятельности предприятия.

Российская практика применения управления затратами на малом предприятии значительно отстает от зарубежной практики. Несмотря на имеющийся широкий спектр теоретических инструментов в данной сфере, их адаптация под российские рыночные реалии проходит медленно.

В настоящее время для эффективного управления затратами предприятиям необходима реструктуризация, как в организационном, так и финансовом плане: необходимо выделять на малом предприятии центры прибыли, доходов и затрат, что приводит к пересмотру должностных полномочий управляющих всех уровней. Выделение центров ответственности требует исчисления затрат для каждого из них в отдельности, повышает возможности анализа отдельных составляющих затрат предприятия и, в итоге, приводит к повышению эффективности управления ими.

финансовый управленческий бизнес экономика

Список использованной литературы

1. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Бюджетирование в системе управленческого учета малого бизнеса: методика и организация постановки: Монография. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 114 с.

. Забродская Н.Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: Учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 263 с.

. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 446 с.

. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 685 с.

. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Ловкова Е.С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 222 с.

. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 480 с.

. Предпринимательская деятельность: учебник / коллектив авторов; под ред. Э.А. Арустамова. - М.: КНОРУС, 2015. - 206 с.

. Управление малым бизнесом: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Д. Свирчевского. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.

. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник. - 2-е изд. / Под ред. А.А. Володина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 510 с.

. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. Е.И. Шохина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 480 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!