Закономерные взаимосвязи: предложение-цена-спрос

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    107,1 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Закономерные взаимосвязи: предложение-цена-спрос

Ярославский филиал

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»









Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: «Закономерные взаимосвязи: предложение-цена-спрос»


Работу выполнил:

Черанев Артем Игоревич





Ярославль 2017 г.

Введение


В существующем реальном мире, любой рынок, не смотря на его продавцов (предложение) товаров и услуг. Деятельность рынка обусловлена пропорцией количества спроса и предложения. Чтобы определиться, что такое рыночная экономика, нужно чётко понимать две основополагающие составляющие: спрос и предложение.

Рынок - это механизм, соединяющий вместе покупателей (спрос) и конкретный вид, основывается на трех основных частях: цене, спросе и предложении. Все эти инструменты способствуют формированию равновесия на рынке.

Спрос и предложение - это взаимосвязанные части рынка, где спрос определяется необходимостью покупателей приобрести определённые товары и услуги, а предложение - товары и услуги, выпускаемые (предлагаемые) продавцами; пропорция между ними складывается в закономерную зависимость, задавая определённые изменения цены на товары.

Изменение пропорции спроса и предложения создаёт соответствующие изменения рыночных цен. Эти пропорциональности создают такой уровень цены, при котором осуществляется баланс спроса и предложения и в конце концов равное количество производства и потребления.

Предмет исследования - факторы и зависимости, указывающие на основополагающие закономерности действия спроса и предложения.

Цель работы - изучить и разобраться, что такое спрос и предложение, а также исследовать влияние неценовых факторов на спрос и предложение.

Неценовые факторы спроса и предложения - факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров на рынке, при этом исключая цены на товары и услуги.

В итоге вышеперечисленного, в работе стоят следующие задачи:

-       исследовать имеющиеся определения спроса и предложения;

-       объяснить основные факторы, которые влияют на законы спроса и предложения;

-       проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

1. Рынок, его структура и функции

 

.1 Понятие рынок


Рынок - это физическая реализация товарного производства. В современных экономических учениях встречаются множество определений рынка, но все же все они говорят о том, что рынок - это реализованная структура взаимодействия продавцов и покупателей:

-       рынок - это взаимосвязь производства и обмена товаров при помощи денег;

-       рынок - это обмен, реализованный по законам товарного производства и обращения;

-       рынок - это структура взаимодействия продавцов и покупателей, пропорции спроса и предложения;

-       рынок - это многогранное взаимодействие людей, в которое они вступают для того, чтобы торговать друг с другом.

Основой рынка являются:

-       свобода экономической, хозяйственной деятельности;

-       многообразие форм собственности;

-       рыночное ценообразование; цена на рынке создаётся в результате взаимодействия продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

-       договорные отношения;

-       конкуренция;

-       открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех частей:

.        Рынок товаров и услуг. Изначально появился именно он.

Продуктами на данном рынке являлись потребительские товары и услуги. В итоге развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделились рынки факторов производства.

.        Рынок факторов производства. Продуктами на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Следовательно, можно различать и отдельные части этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли за продукт принимается не только земля, но и другие продукты, которые она предоставляет: урожай, сырье, полезные ископаемые. Рынок труда - это биржа труда, где сходятся вместе работодатели и наемные рабочие, предлагающие свою физическую и интеллектуальную силу. На рынке капиталов реализуют обмен средств производства, зданий, сооружений, станков и оборудования.

.        Финансовый рынок - это тот рынок, где реализуют оборот финансов: деньги, облигации, акции, векселя. На данном рынке устанавливается ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Главным инструментом получения прибыли финансового рынка (банки, фондовые биржи и т.д.) является ссудный процент, который стал одним из основных универсальных доходов от вложения капиталов в любую отрасль производства.

Таким образом, все три части системы тесно взаимосвязаны.

 

.2 Субъекты и объекты рыночных отношений


Субъектами рыночных отношений, рыночных сделок являются физлица - покупатели, продавцы, предприниматели, и юридические лица - предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство.

Субъекты рыночных отношений подразделяются на продавцов и покупателей, со стороны торговли. А со стороны форм собственности, на государственную собственность, общественную собственность и частную собственность.

Основные субъекты рыночных отношений в современной экономике подразделяют на три вида:

-       домашние хозяйства - это поставщики ресурсов на рынок факторов производства. В конечном итоге домашние хозяйства потребляют конечные продукты и услуги;

-       бизнес - это деловое предприятие, работающее с целью получить прибыль. Бизнес вкладывает в дело собственный или заёмный (зачастую под ссудный процент) капитал и является поставщиком ресурсов на рынок товаров и услуг;

-       правительство (государство) - главным образом состоит из различных бюджетных организаций, которые осуществляют госрегулирование экономики, а также производят налогообложение для поддержания экономики в тонусе.

¾      Объекты рынка - это все то, по поводу чего возникает отношения на рынке: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические изобретения и идеи.

 

.3 Функции рынка


Рынок создаёт большое влияние на всю деятельность хозяйственной жизни и выполняет ряд задач:

-       осуществление контакта между производством и потребителем;

-       направляющую (рынок выступает балансом производства, спроса и предложения. Возрастание цены является мотивацией к увеличению производства, падение цен - к снижению);

-       стимулирующую (благодаря установлению цен рынок побуждает внедрение в производство достижения НТП, уменьшение затрат на выпуск продукции и соответственно улучшение и повышение ее качества, увеличение спектра и объёма товаров и услуг);

-       информационную (рынок предоставляет реальную (исчерпывающую) информацию о количестве и качестве товаров и услуг, поступающих на него);

-       посредническую (в рыночной экономике-это право потребителя выбирать наилучшего производителя продукции, а продавец - наиболее выгодного покупателя);

-       санитарную (рынок очищает производство от слабых, нежизнеспособных фирм и побуждает развитие (новых) эффективных фирм).

Рынок имеет многогранную структуру. Имеют место быть следующие типы рынков:

.        Объекты купли-продажи:

-       рынок ресурсов,

-       потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

-       финансовый рынок, комплектующийся из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитов, рынка страхования, фондового рынка;

-       рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

-       рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные инновации и изобретения, товарные знаки и др., рынок лицензий);

-       рынок духовных ценностей (произведения искусства и антиквариат).

.        В масштабно-пространственном разрезе:

-       местные рынки (один или несколько районов страны);

-       региональные рынки;

-       национальные рынки;

-       международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ);

-       мировой рынок.

.        По механизму функционирования:

-       свободный (основан по принципу свободной конкуренции);

-       монополизированный;

-       контролируемый и управляемый государством.

.        По объемам сделок купли-продажи:

-       оптовые рынки;

-       мелкооптовые;

-       розничные.

.        По существующему и действующему законодательству различают:

-       легальный (официальный) рынок;

-       нелегальный (теневой) рынок.

.        По степени насыщенности выделяют:

-       равновесный (спрос и предложение одинаковы);

-       дефицитный (спрос больше предложения);

-       избыточный (предложение больше спрос).

Все вышеперечисленные рынки различаются реальными условностями. Все они не только взаимодействуют между собой, но и смешиваются друг с другом. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных позиций, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.

2. Анализ спроса и предложения на рынке автомобилей


Данная тема поясняет нам понятия предложения и спроса и указывает, как они осуществляются на конкурентных рынках по отношению к определённым благам (товарам и услугам). В связи с тем, что экономическая действительность регулярно меняется, соответственно и спрос постоянно изменяется. Кривые спроса остаются одинаковыми только в учебных пособиях. Почему же изменяется кривая спроса? Потому что изменяется не только цена блага, но и другие факторы.

Например, рынок автомобилей в США. Существует масса возможных причин, по которым с 1990 по 2014 гг. спрос на машины существенно вырос:

Таблица 1. Факторы, влияющие на кривую спроса

Факторы, влияющие на кривую спроса

Примеры для автомобилей

Средний доход

С увеличением дохода люди покупают больше машин

Население

Большее население покупает больше машин

Цены на сопутствующие товары

Более низкие цены на бензин увеличивают спрос на машины

Вкусы

Нова машина - показатель статуса человека

Особые факторы

К особым факторам принадлежат: наличие метро, качество дорог и системы, железных дорог, ожидание повышения цен в будущем и т.д.


В данный временной промежуток почти в два раза вырос средний реальный доход людей, количество взрослого населения страны существенно выросло, и произошёл упадок в работе других видов общественного транспорта (автобусов, троллейбусов и железной дороги). В итоге данных изменений кривая спроса на машины сдвинулась вправо. Чистый результат от таких изменений детерминант спроса мы называем увеличением спроса.

Рисунок 1. Кривая спроса на автомобили

Так как составляющие, которые определяют спрос, изменяются, то происходит изменения спроса на автомобили. Здесь мы можем увидеть влияние повышения среднего дохода, возрастания численности населения, снижения цен на бензин на спрос автомобилей.

Статистика продаж новых автомобилей на рынке США за последние 4 года представлены в Приложении 1.

год оказался наилучшим для авторынка США за последние 15 лет. Доля рынка у самых популярных марок в 2015 году упала, а продажи Jeep увеличились почти в 2 раза за последние 4 года.

За последние 4 года ТОП-5 брендов по продажам не изменились - это Ford -2 501 855 проданных автомобилей), Chevrolet - 2 123 032 автомобилей), Toyota-2 098 545 автомобилей), Honda -1 409 386 автомобилей) и Nissan-1 351 420 автомобилей). Но доля рынка ТОП-4 марок упала с 51% до 46,6% в период с 2010 года по 2015 год, а Nissan расширил долю с 6,9% до 7,7% за этот же период времени.

Самые интересные изменения в ТОП-40 самых популярных марок автомобилей в США наблюдаются у компании Jeep. В 2010 году Jeep был на грани банкротства с историческим минимумом продаж в 291 138 автомобилей. Но за последние 5 лет осуществил активный рост. В 2015 году компании Jeep получилось продать 865 023 автомобилей, что помогло компании встать на шестое место в списке самых популярных автомобильных марок в США.

В таблице представлен список самых популярных американских легковушек по сравнению с 2014 годом. Приложение 2.

Снижение продаж VW Jetta обусловлено общим фоном, сложившимся в США по немецкой марке - после сентябрьского скандала продажи VW пошли вниз. В декабре спрос на собираемые в Северной Америке легковые модели компаний VW Group (то есть, самые ходовые на рынке США) снизился на 29,2%, и не факт, что это будет дном продаж! По году этот показатель составил -17,0%. Лишь за счет набора покупателей по импортируемым автомобилям VW Group of America потеряла за год в легковом сегменте продаж относительно немного - всего 5,7%.

В первом квартале 2016 года менеджерам американского отделения VW придется изрядно попотеть, чтобы выйти из негативного тренда. Из лидирующих моделей своей отрицательной динамикой выделяется и Chevrolet Cruze, однако и она объясняется просто - в прошлом году произошла смена поколений.

Теперь мы можем рассмотреть сдвиг в предложении на примере рынка автомобилей.

Изучая силы, определяющие кривую предложения, говоря о политике, которую ведут предприятия-производителя, нужно чётко понимать, что производители изготовляют и выпускают товары для получения прибыли, а не для удовольствия или благотворительных целей, или милосердия.

Наиболее важным элементом, который лежит в основе кривой предложения, являются затраты на производство или издержки. Если эти затраты низкие по отношению к ценам на рынке, то производителя выгоднее поставлять товары в больших количествах. Если же затраты выше, чем цена, фирмы выпускают товар в меньших количествах, либо выбирают другие продукты или даже выходят из бизнеса.

Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на ресурсы и НТП. Становится очевидным, что цены на ресурсы, такие как труд, энергию или оборудование существенно влияют на затраты производства и данный уровень выпуска.

К примеру, когда в 2008-ом г. стоимость нефти резко возросла, это привело к росту цен на энергию для производителей, одновременно к увеличению затрат на производство и снижению их предложения. В другом случае - в начале 2001-ого процентные ставки снизились и, таким образом, упали издержки на производство многих предприятий, взявших деньги под проценты.

Одним из важнейших факторов, который определяет затраты на производство, является технический прогресс. С его помощью происходят перемены, которые позволяют снижать количество ресурсов, необходимых на производство одного и того же количества товара. Это определение объединяет всё, начиная с подлинных технических открытий и улучшения применения уже существующих технологий, и завершая обычной реорганизацией рабочего процесса. Это приводит к более эффективной работе производителя. Для того чтобы произвести автомобиль, требуется меньше времени, чем было раньше. Улучшение технологий предоставляет изготовителям машин получение большей прибыли от производства большего количества автомобилей по той же стоимости.

Приведем другой фактор: банк изменяет порядок своей работы, для того, чтобы его служащие могли открыть чековый счет для нескольких клиентов, заполняя лишь только одну короткую форму, вместо того, чтобы заполнять 5 или 6 длинных форм, существовавших раньше. Вот это изменение в работе банка тоже снижает издержки производства.

Однако производственные затраты - это не единственный фактор, который влияет на кривую предложения. Производители стараются реализовать любую альтернативную возможностью для использования своих активов производства. Поэтому на предложение оказывает влияние цены сопутствующих благ, а особенно благ, которые могут быть взаимозаменяемыми, как продукты одного производственного процесса.

Если цена одного сопутствующего товара вырастет, то повысится цена и второго.

Так, автомобильные компании на одном и том же заводе производят несколько различных моделей одного автомобиля. Соответственно, если спрос на определённую модель вырос, и ее стоимость растет, то они перепрофилируют сборочные конвейеры на изготовление данной модели, и предложение других моделей упадёт. Если растёт спрос и цена на грузовики, то всё предприятие может перейти на производство грузовиков, и предложение на легковые автомобили уменьшиться. Политика торговли государства тоже сильно воздействует на предложение.

Таблица 2 - Факторы, влияющие на кривую предложения

Факторы, определяющие кривую предложения

Примеры для автомобилей

Технология

Компьютеризированное производство снижает затраты на производство и увеличивает предложение

Цены на ресурсы

Снижение зарплаты рабочих завода уменьшает затраты на производство и увеличивает предложение

Цены на сопутствующие товары

Если цены на грузовик растут, то предложение легковых автомобилей падает

Государственная политика

Отказ от квот и тарифов на импортируемые машины увеличивает предложение автомобилей


Перемены цены на машины, вынуждает изготовителя вносить поправки в величину производства и предложения, однако предложение остается постоянным, и график предложения не смещается. И напротив, если другие условия изменяются, меняется и предложение, а график предложения смещается.

Предложение авто увеличивается с уменьшением расходов, либо с возрастанием конкурентной борьбы со стороны Японии. При любой стоимости внутренние и заграничные изготовители станут производить наибольшее число машин, в результате график предложения сдвигается вправо.

Предложение на примере рынка автомобилей увеличится, в случае если большую роль будут оказывать следующие: компьютеризация проектирования и обработки сведений, которые гарантируют сокращение расходов, убавят размер работы, который необходим для производства машин, рабочие согласятся на уменьшение зарплаты, японским изготовителям будет позволен более значительный вывоз машин; или правительство отменит некоторые инструкции, которые регулируют промышленность. Любой из данных элементов приведёт к увеличению предложения автомобилей в США по каждой цене.

Рисунок 2. Кривая предложения на автомобили

В условия конкуренции взаимодействие рынка спроса и рынка предложения устанавливает цену до тех пор, пока величина спроса и величина предложения не уравновесятся. Это равновесная цена. Определённое количество (продукта) - это равновесное количество. Равновесная цена освобождает рынок, не оставляя излишек у продавцов и не порождает дефицит у покупателей. Таким образом, если конкурентные цены автоматически не принимали друг с другом решения о предложении и спросе, то появилась бы некая форма административного контроля со стороны государства (в рамках которого существуют продавцы и покупатели), чтобы устранять или регулировать не хватки или избытки, которые в негативном случае могли бы возникнуть. Выходя из выше изложенного способность сил рынка синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы избежать потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Равновесная цена и количество продукта устанавливается рыночным спросом и предложением.

Я рассмотрел, как неценовые факторы влияют на спрос и предложение. Теперь рассмотрим влияние на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

Рисунок 3. Взаимодействие кривых спроса и предложения

Изменение спроса. В первую очередь рассмотрим влияние изменения спроса, допустив, что предложение остается неизменным. Допустим предположение, что спрос возрос. Обратимся к рисунку 3 отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса устанавливается выше точки соприкосновения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что рост спроса, при других равных условиях, порождает эффект увеличения цены и эффект роста количества продукта. Точно так же, снижение спроса указывает как на эффект уменьшения цены, так и на эффект снижении количества продукта. Вывод: Исходя из этого, мы видим прямую связь между изменением спроса и соответствующими изменениями равновесных цены и количества.

Изменение предложения. Теперь рассмотрим воздействие изменения предложения, в том случае, когда величина спроса остается неизменной. Увеличение предложения ведёт к тому, что новая точка соприкосновения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта вырастает. С другой стороны, уменьшение предложения ведет к росту цен.

Рост предложения приводит к эффекту снижения цены и к эффекту возрастания количества продукта. Имеет место быть обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но всё же связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

 

.1 Анализ предложения на примере рынка омаров


Анализ рынка с позиции производителя производится на основе графика предложения. Наглядный график предложения рынка омаров представлен на следующем рисунке.

Рисунок 4. График предложения омаров в Гаинезе, штат Массачусетс

Положительный наклон графика предложения показывает то, что при увеличении мелкосерийного производства затраты на производство также возрастает.

Линейный вид конкретного графика (линия s) не говорит о том, что это свойственно для всех графиков предложения. Общее свойство графиков предложения, это их положительный наклон (возрастающие кривые). Для того, чтобы у производителя появилось желание продать товар, нужно, чтобы прибыль с сбыта товара могла покрыть затраты на его производство или приобретение. При увеличении количества выпускаемых товаров предельные издержки производства обычно возрастают, а особенно в случае мелкосерийного производства. Соответственно делаем вывод, что увеличение производства становится прибыльным только в случае, если поднимутся цены на производимую продукцию.

На рынке омаров очень легко рассмотреть причины этого явления: Чем больше омаров поставщики хотят выловить, тем дальше от берега им придется отойти, соответственно, и стоимость, запрашиваемая поставщиками на этот морской продукт, будет выше.

График предложения можно представить в виде системы пар «цена - количество», которая удовлетворяет продавца. В этом случае термин «удовлетворяет» имеет специальное значение - каждая часть графика предложения показывает то количество товара, которое продавец готов продать по данной цене. Абсолютно очевидно, что производитель был бы рад оценить свой товар еще дороже, но возможно бы сложилась ситуация спада спроса, так как покупатель не был бы готов приобрести товар по завышенной цене. А если бы производители были вынуждены продавать товаров больше того количества, которое соответствует заданной на графике предложения цене, то они бы попали в затруднительную ситуацию, так как прибыль, получаемая с продажи омаров, не смогла бы покрывать затраты на производство. Пример на графике, цена омаров составляет 4 долл. за штуку, продавая в день больше 2000 омаров, производитель не был бы удовлетворён.

Цена предлагаемой продукции в первую очередь устанавливается затратами на производство. Но при установлении цены на предлагаемый товар, производитель также должен учитывать и активность спроса.

А составление графика предложения даёт наиболее объективную информацию при установлении цены на продукт

 

.2 Анализ спроса на примере рынка омаров


Суть анализа спроса состоит в том, чтобы продемонстрировать, как, цена на омары оказывает влияние на объём спроса на них. На рисунке 5 показан график спроса, показывающий простое математическое соотношение между количеством омаров и их стоимостью, за которую потребители готовы их приобрести. График спроса dd на рисунке, имеющая в данном случае вид прямой линии, показывает, что при цене 4 долл. за омар спрос составит 4000 шт., а при цене 10 долл. за омар - 1000 шт. и т. д.

Рисунок 5. График спроса на омары в Гаинезе, штат Массачусетс

На рисунке график спроса d имеет вид прямой линии, что, однако, абсолютно не является обязательным.

Основные особенности графиков спроса, как уже упоминалось, заключается в том, что все они обуславливаются убывающими кривыми, т. е. спрос растет при снижении стоимости, и это свойство часто называют законом спроса.

Закон спроса - возрастание спроса на продукт при снижении цены на него. Теоретически возможно предположить возрастающую кривую спроса, но в действительности такого нигде и никогда не встречается. Отрицательный наклон кривой спроса отлично демонстрирует реакцию потребителя на увеличение цены.

Один из факторов падения спроса при росте цен заключается в том, что потребители в данной ситуации покупают товары-заменители (близкие субституты) - пример, при увеличении стоимости омаров покупают крабов, мясо или птицу. Другой фактор состоит в том, что потребитель просто не может приобретать такое же количество продукта, как и раньше, потому что доходы остаются прежними, а цены растут.

График спроса показывает итог расчетов издержек и выгод, осуществляемых покупателем по разным товарам. Каждый потребитель решает вопрос: «нужно ли покупать этот товар?» (и, как правило: «если нужно, то сколько?»). Издержками таких решений является стоимость изделия (и, конечно же, полезность других товаров или услуг, которые можно было купить за те же деньги). Выгода - удовлетворение от приобретения данного изделия.

Учитывая отрицательный наклон графика спроса, можем сказать, что продукт, при увеличении цены с учётом издержек и выгод на него, будет удовлетворять все меньшее количество потенциальных покупателей.

В таблицах представлены импорт мороженого омара в страны ЕС в объёмном показателе в период январь-май 2015 года (в тоннах) и Импорт мороженого омара в страны ЕС в стоимостном выражении в период январь-май 2015 года (в американских долларах).

Испанские объёмы мороженого омара выросли со 100 тонн в первые пять месяцев 2005 года до 300 тонн за такой же период этого года.

Это стало результатом увеличений поставок от некоторых поставщиков, включая Бенилюкс, Канаду и Ирландию.

В сегменте живого омара объёмы импорта также выросли в основном благодаря увеличению продаж из США, объёмы из страны выросли на треть почти до 700 тонн.

Увеличение американских продаж живого омара также очевидно на итальянском рынке в этом году, при этом объёмы выросли на 7% до свыше 700 тонн в первые 4 месяца 2006 года.

Увеличение более чем компенсировало снижение в итальянском импорте из Канады, что привело к небольшому общему увеличению импорта живого омара по сравнению с январём-апрелем 2005 года. Канадские уловы омара говорят о снижении цен на них по сравнению с 2005 годом. В 2005 году омар продавался по цене 5 канадских долларов за фунт для производства консервов, и 6 канадских долларов за фунт платили за омара более крупного рыночного размера. В этом году цена в Нью-Брансуике осталась стабильной на уровне 4,25 канадских долларов за фунт и 5,25 канадских долларов за фунт.

Выгрузки

По мнению канадских рыболовных компаний, выгрузки снижаются.

Выгрузки омара в Нью-Брансуике снижаются каждый день, что означает, что ситуация не меняется и запасы не восстанавливаются после резкого снижения выгрузок, которое началось в 2002 году. Дефицит продукта логически должен привести к росту цен, но этого не происходит. Рыбо-добытчики, ведущие промысел в прибрежных водах, испытывают растущее недовольство из-за большой разницы цен на сырьё и экспортную продукцию.

Речные раки

Рост импорта омара может повлиять на импорт речного рака, который в целом снижается по всей Европе.

Объём импорта мороженого речного рака во Франции и Испании снизился на 41% и 55% соответственно в первые пять месяцев 2006 года по сравнению с таким же периодом прошлого года. Но стоимость единицы продукции выросла, что привело к тому, что цены держаться высокие.

Французский импорт мороженого речного рака вряд ли достигнет уровня прошлого года (3 300 тонн стоимостью 70 миллионов евро).

Испанский импорт мороженого речного рака также снизился в этом году, но намного больше, чем на французском рынке.

Объёмы снизились на 5% до 720 тонн в первые пять месяцев. Это стало результатом 17% снижения импорта из Кубы, которая продолжает оставаться основным поставщиком продукции на испанский рынок, хотя её доля снизилась с примерно 3/4 в период январь-май 2005 года до менее чем 2/3 в этом году.

2.3 Достижение рыночного равновесия с помощью введения налогов и субсидий


Влияние других внешних сил в действие закона спроса и предложения может оказывать влияние на формирование рыночного равновесия. Одним из инструментов, с помощью которого регулируется система рынка и который не нарушает закона спроса и предложения, являются налоги. Они не меняют условия движения процессов рынка, не ограничивают свободы действий субъектов рынка. Однако покупатели и продавцы товаров воспринимают рост налогов очень негативно, так как любой налог, прямой или косвенный, всегда включается в стоимость продаваемого продукта. Рост стоимости товара, неизбежно увеличивающийся из-за увеличения налога, приводит к спаду как покупок потребителя, так и предложения товаров, которые облагаются налогом.

В итоге ввода нового налога или роста процентных ставок уже имеющихся налогов кривая предложения s1 сдвинется влево и вверх на величину налога t, так как для получения той же выручки продавец в данной ситуации должен устанавливать более высокую цену за товар, в ответ на этот спад предложения точка равновесия рынка будет перемещаться вдоль кривой спроса из положения е1 вплоть до соприкосновения с новой кривой предложения s2, т. е. в точку е2, в итоге на рынке будет иметь место новое равновесие, при котором количество товара снизится с q1 до q2, а цена вырастет с р1 до р2.

Невзирая на то, что налог в государственный бюджет платит непосредственно производитель или продавец товаров, но также большую его часть берёт на себя потребитель, который покупает товары, облагаемые налогом. В результат, отрицательный эффект роста налогов - общий спад производства товаров и уменьшение потребления их покупателями, так как произошло удорожание.

Рисунок 6. Последствия введения налога

Рисунок 7. Последствия введения субсидий

Совершенно к другому результату приводит предоставление субсидий (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Сдвиг кривых спроса и предложения на величину субсидии g будет противоположно их сдвигу при взимании налогов.

Например, предоставление субсидии продавцу приведёт к снижению его затрат и на графике будет наблюдаться сдвиг кривой предложения вниз на величину g и приведет к росту равновесного количества товара с q1 до q2, и тем самым к уменьшению равновесной цены с р1 до р2. Однако, если субсидию предоставят покупателю, то на величину g сдвинется кривая спроса, а не кривая предложения.

Таким образом, исходя и всего вышеизложенного, делаю вывод, что с помощью создания различных программ по введению налогов и субсидий в рыночную структуру, государство может оказывать влияние на ценовую политику как продавцов, так и покупателей, а соответственно на среднерыночную стоимость товаров.

3. Рекомендации в условиях кризиса перепроизводства


Первый кризис перепроизводства произошел в 1825 году в Англии. Второй кризис случился в 1836 г. в Англии и США. Третий кризис - 1844-1848 - первый мировой кризис перепроизводства, поглотивший все экономически развитые страны мира.

Всего в 19 веке было восемь кризисов: девятый пришелся на смену столетий (1900-1903 годы); его особенность в том, что это был первый большой кризис, затронувший Россию. В XX веке было тринадцать кризисов перепроизводства.

Таким образом, в мире всего произошло двадцать два кризиса, в том числе девятнадцать мировых. Последний крупный кризис, затронувший прежде всего финансовую сферу, произошел в 2008 г:«По заключению обнародованного в январе 2011 года итогового отчета созданной по распоряжению президента США Барака Обамы специальной комиссией американского конгресса по расследованию причин кризиса 2008-2009 годов, на кризис подтолкнули следующие факторы: недочёты в финансовом регулировании, проблемы в области корпоративного управления, которые привели к чрезмерным рискам; очень большая задолженность домохозяйств; широкое распространение «экзотических» ценных бумаг (деривативов), рост нерегулируемой «теневой» банковской системы».

На некоторых этапах развития в национальной экономике иногда происходят ситуации абсолютного перепроизводства товаров и услуг, когда появляется их избыток. Это случается, когда количество произведённых товаров превышает потребности страны. Бывает и такая ситуация: Величина производства не превышает потребности страны, но превышает величину платежеспособного спроса, то есть когда большинство населения не может купить предлагаемый товар. На платежеспособный спрос оказывают влияние такие повышающие факторы, как увеличения дохода, уровня занятости, а также и понижающие факторы: безработица, снижение уровня заработной платы, рост цен.

Возникновение ситуации, когда объем производства превышает платежеспособный спрос, и есть кризис перепроизводства.

Кризис перепроизводства характеризуется следующими признаками:

-       Избыток производительного капитала - это поднятые потенциальные возможности производства, обеспечиваемые имеющимися мощностями, превысили платежеспособный спрос;

-       Избыток товарного капитала в виде массы нереализованных товаров;

-       Избыток товарной массы над потребностями людей;

-       Избыток производительного капитала над потребностями в инвестициях.

Механизм кризиса перепроизводства:

. Впервые кризис проявляется в оптовой торговле. Он наблюдается во взаимоотношениях оптовиков с производителями, когда оптовики не могут расплатиться с производителями. Банки не выдают кредиты. Возникает денежный кризис, т. е. кризис краткосрочного кредита. Результатом этого этапа является разорение оптовых торговцев; в расстройство приходит весь механизм краткосрочного кредита.

. Кредитный кризис - кризис рынка кредитов. Растут процентные ставки, банки прекращают финансирование ненадежных должников. Кредитный кризис достигает фондовые биржи, начинается паника. Фирмы, чьи акции начинают активно распродаваться, разоряются.

. Разорение предпринимателей, падение объема производства. Первоначально сокращаются объемы производства товаров народного потребления, в особенности длительного пользования, затем сокращается производство предметов первой необходимости.

. Кризис охватывает производство средств производства (первое подразделение). Сначала сокращается производство средств производства предметов потребления, а затем и средств производства самих средств производства. После этого кризис становится глобальным.

В рыночной экономике действуют две противоположные тенденции: приводящие к нарушению сбалансированного экономического роста и к сбалансированию экономического роста. В результате экономика периодически оказывается в кризисном состоянии и выходит из него.

Материальная основа кризисов перепроизводства - обновление основного капитала. Во время кризиса создаются условия для его продажи. Происходит рассасывание и накопившегося товарного капитала.

Рекомендации: Для того чтобы избежать кризиса или хотя бы смягчить его протекание, необходимо:

) Со стороны гос-ва:

-       Находить наиболее продуктивные меры в валютном регулировании.

-       Проведение эмиссии денег.

-       Создавать больше экономических свобод.

-       Проведение импорт-о-замещения и переход на собственное производство.

-       Временное освобождение от налогов.

-       Ужесточение контроля над кредитными кампаниями.

) Со стороны предпринимателей (производители, продавцы, покупатели):

А) Стимулирование спроса с помощью введения низких цен на товар.

Б) Увеличение аудитории потребителей с помощью рекламы.

В) Модернизация предприятий и развитие НТП.

Список используемых источников


1.         Борисов А.Б. Большой экономический словарь - М.: Книжный мир, 2014, - 670 с.

2.   Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие./ М.: Юрайт, 2012, - 490 с.

3.         Борохов В.Б. Основы экономической теории. - М.: Финпресс, 2015, - 324 с.

4.       Гальперина В.Н.Теория потребительского поведения и спроса - СПб: Экономическая школа, 2015, - 380 с.

5.   Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. - СПб.: АО" Санкт-Петербург оркестр", 2014, - 321 с.

6.         Камаева В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2014, - 965 с.

7.       Медведев В.А. Политическая экономия: Учебник для вузов. - М.:2016, - 438 с.

8.         Владимир Врублевский. 40 самых популярных марок автомобилей в США в 2012-2015 годах.

Приложение 1

ТОП-40 самых популярных марок автомобилей в США в 2012-2015 годах:

№ 2015

№ 2014

Бренд

Продажи 2012

Продажи 2013

Продажи 2014

Продажи 2015

1

1

Ford

2.160.859

2.400.900

2.376.841

2.501.855

2

2

Chevrolet

1.851.646

1.947.125

2.041.451

2.123.032

3

3

Toyota

1.764.802

1.893.874

2.004.373

2.098.545

4

4

Honda

1.266.569

1.359.876

1.373.029

1.409.386

5

5

Nissan

1.021.779

1.131.965

1.269.565

1.351.420

6

9

Jeep

474.131

490.454

692.348

865.028

7

7

Hyundai

703.007

720.783

725.718

761.710

8

8

Kia

557.599

535.179

580.234

625.818

9

12

Subaru

336.441

424.683

513.693

582.675

10

10

GMC

413.881

450.901

501.853

558.697

11

6

Dodge

524.989

596.343

573.525

517.153

12

41

Ram

300.928

367.843

469.139

493.807

13

13

Mercedes

294.993

334.350

356.134

372.977

14

11

Volkswagen

438.134

407.704

366.970

349.440

15

15

BMW

281.460

309.280

339.738

346.023

16

17

Lexus

243.135

273.847

311.389

344.601

17

16

Chrysler

307.967

302.492

324.846

18

14

Mazda

277.048

283.947

305.801

319.184

19

18

Buick

180.408

205.509

228.963

223.055

20

21

Audi

139.310

158.060

182.011

202.202

21

20

Acura

156.216

165.436

167.843

177.165

22

19

Cadillac

149.782

182.543

170.750

175.267

23

22

Infiniti

119.877

116.455

117.330

133.498

24

23

Lincoln

82.150

81.694

94.474

101.227

25

24

Mitsubishi

57.790

62.227

77.643

95.342

26

28

Land Rover

43.664

50.010

51.465

70.582

27

25

Volvo

68.125

61.233

56.366

70.047

28

26

Mini

66.123

66.502

56.112

58.514

29

27

Scion

73.501

68.321

58.009

56.167

30

29

Porsche

35.043

42.323

47.007

51.756

31

31

Fiat

43.772

43.236

46.121

42.410

32

41

Tesla

2.558

18.650

17.304

25.914

33

32

Jaguar

12.011

16.952

15.773

14.466

34

35

Maserati

2.222

6.654

12.942

11.697

35

34

Smart

10.009

9.264

10.253

7.484

36

37

Bentley

1.586

2.869

3.003

2.686

37

36

Ferrari

1.584

2.053

2.100

2.124

38

38

Rolls-Royce

240

470

805

1.140

39

39

Lamborghini

360

492

708

756

40

41

Alfa Romeo

-

-

91

663



Приложение 2

рынок автомобиль налог субсидия

Топ-20 самых продаваемых моделей легковых автомобилей в США в 2015 году.


Приложение 3

Импорт мороженого омара в страны ЕС в объёмном показателе в период январь-май 2006 года (в тоннах)

 

Объём

Доля в %

Изм. в % 2006/2005


2004

2005

2006

2004

2005

2006


Канада

404

142

371

64,94

42,81

93,05

161,34

США

25

35

19

4,08

10,61

4,71

-46,59

Танзания

7

13

6

1,11

3,83

1,48

-53,54

Всего (вкл.др)

623

332

399

100,00

100,00

100,00

20,23

Источник: GTIS. Коды: 030612, омары (Homarus spp.), включая в панцире, варёные на пару или в воде, мороженые.


Импорт мороженого омара в страны ЕС в стоимостном выражении в период январь-май 2006 года (в американских долларах)

 

Объём

Доля в %

Изм. в % 2006/2005


2004

2005

2006

2004

2005

2006


 

Канада

3 155 032

2 373 988

4 678 506

56,47

51,63

90,37

97,07

 

США

384 724

634 763

328 118

6,89

13,81

6,34

-48,31

 

Танзания

119 335

178 803

84 384

2,14

3,89

1,63

-52,81

 

Всего (вкл.др)

5 586 762

4 597 739

5 117 034

100,00

100,00

100,00

12,60

 

Источник: GTIS. Коды: 030612, омары (Homarus spp.), включая в панцире, варёные на пару или в воде, мороженые.


Похожие работы на - Закономерные взаимосвязи: предложение-цена-спрос

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!