Экономико-статистический анализ внешней торговли России и перспектив ее развития

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    609,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономико-статистический анализ внешней торговли России и перспектив ее развития













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Экономико-статистический анализ внешней торговли России и перспектив ее развития»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЭД

.1 Внешняя торговля как экономический процесс

.2 Внешнеторговые связи и их роль в развитии экономики страны

. СУЩЕСТВОВАВШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

.1 Формирование системы внешнеторговых связей в рамках Таможенного союза

.2 Формирование системы внешнеторговых связей в рамках ВТО

. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

.1 Современные изменения и перспективы внешнеторговых связей России

.2 Внешнеторговый оборот Дальневосточного региона на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Внешняя торговля играет важную роль для любой страны. От внешней торговли зависит экономический успех страны. Изолировавшись от мировой экономики, нормально функционировать, не сможет ни одно государство.

Внешняя торговля является наиболее развитой и традиционной формой международных экономических отношений. Около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений приходится на долю торговли.

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.

Для внешнеторговых связей Российской Федерации характерна стадия формирования, в соответствии с ней постепенно оформляется нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

Единственная сфера российской экономики, перевыполняющая задания по отчислению доходов в государственный бюджет, является внешняя торговля.

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Цель данной работы - рассмотреть современное состояние и перспективы развития внешнеторговых связей России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и основные направления внешнеторговых связей;

проанализировать внешнеторговые связи и их виды;

выявить инструментарий, применяемый для регулирования внешнеторговых связей;

охарактеризовать внешнеторговую ситуацию России на современном этапе;

охарактеризовать внешнеторговую ситуацию Дальневосточного региона России на современном этапе;

оценить возможные перспективы развития внешнеторговых связей России в современных условиях.

Объектом исследования являются внешняя торговля России как составной элемент функционирования экономики

Предмет исследования является современное состояние и перспективы развития внешнеторговых связей России.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили исследования таких авторов как Булатов, А. С., Долгов С.И., Евдокимов А.И., использованы статьи в научных периодических изданиях таких как « Вопросы экономики», «ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ», федеральные законы, нормативно-правовые акты в области регулирования внешнеторговой деятельности, официальные статистические сборники и текущая статистическая информация Федеральной таможенной службы.

Хронологические рамки исследования: использовались статистические и нормативные материалы периода с 2008 года по 2014 год.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 6 параграфов и заключения. Работа содержит 6 таблиц и 9 рисунков. Общий объем работы составляет хх страниц. Список использованной литературы включает -- наименований.

1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Внешняя торговля как экономический процесс

Сутью торговли являются хозяйственные блага, которые были приобретены для получения прибыли после их перепродажи. В системе общественного разделения труда торговля обладает самостоятельным местом. Торговля это неотъемлемое звено в цепи хозяйственных отношений общества, которые построены на принципах разделения труда и товарного обмена.

Определение экономической сущности торговли - это, во-первых, передача продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую, и, во-вторых, передача этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства [10].

Понятие Внешнеторговая деятельность (ВТД) было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» [2].

Основными объектами (предметами) внешнеторговой деятельности в № 164-ФЗ являются: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Этот состав объектов торговли применим и к внешней торговле и к внутренней торговле.

Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Товар как предмет внешнеторговой деятельности это движимое имущество, недвижимым имуществом являются суда - воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также относят электрическую энергию и другие виды энергии. Однако транспортные средства, которые используются по договорам международных перевозок, не рассматриваются как товар.

Товар - это овеществленные объекты внешнеторгового обмена, так называемые «видимые товары». Товары, которые являются продуктами материального производства, как для национальной внешней торговли, так и для международной торговли играют важную роль.

Все их можно подразделить на несколько крупных групп:

минеральное сырье и топливо (электроэнергия и другие виды энергии);

сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары (включая рыбные и морские продукты);

непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.);

машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, электронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды машинно-технических изделий);

другие готовые изделия и полуфабрикаты.

При заполнении внешнеторговые документы необходимо учитывать нормы ТН ВЭД, указывая каждую конкретную товарную позицию.

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (в том числе выполнение работ) по производству, распределению, маркетингу и доставке услуг. Оказание услуг осуществляется следующими способами:

с территории РФ на территорию страны-контрагента;

с территории страны-контрагента на территорию РФ;

на территории РФ заказчику услуг страны-контрагента;

на территории страны-контрагента российскому заказчику услуг;

российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Согласно определению, содержащемуся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), торговля услугами определена как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы.

Из этого определения вытекает три основных способа оказания услуг:

трансграничные поставки услуг с территории одного государства на территорию другого государства, причем поставщик и потребитель конкретной услуги (юридическое или физическое лицо) находятся по разные стороны таможенной границы (например, с помощью современных средств связи передается нужная информация заказчику, находящемуся в другой стране);

предоставление услуг (медицинских, туристских и др.) на территории одной страны потребителям из других стран;

предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) поставщиком одного государства, постоянно или временно находящимся на территории другого государства.

Как производители, так и потребители услуг могут перемещаться с территории одного государства на территорию другого государства, так же как и услуги в международной торговле. Следовательно, экспортом услуг считается не только оказание услуг производителем в стране, где эти услуги требуются, но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они производятся.

Внешняя торговля информацией осуществляется с двух сторон: как самостоятельный объект внешнеторговой деятельности, либо как неотъемлемое дополнение других объектов внешнеторговой деятельности. Объединение внешней торговли информацией с иными объектами внешнеторговой деятельности отмечено в следующих случаях:

если информацию считают как составную часть реализуемых товаров, это считается внешней торговлей товарами;

если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это является внешней торговлей интеллектуальной собственностью;

в других случаях считается внешней торговлей услугами.

Если при поставке товара к нему прилагается информация, которая необходима для использования, ее обычно называют сопутствующей информацией.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права использовать объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Право собственника распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности и является понятием интеллектуальной собственности. Иначе результаты интеллектуальной деятельности называют товарами духовного производства. К ним относятся результаты научно-технических изобретений и открытий, создание новых технологий, «ноу-хау», программных продуктов, произведений литературы и искусства, реализуемых в виде лицензий, патентов, авторских прав.

Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собственности могут осуществляться на условиях простого соглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности) или при предоставлении покупателю исключительного права на использование такой объект на договорной территории [15].

Внешнеторговая деятельность каждого государства нуждается в регулировании и поэтому каждое государство определяет свою внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, которая оказывает влияние на внешнюю торговлю путем введения налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. От экспортных и импортных операций зависит общее состояние экономики и нормальное функционирование любой из стран, поэтому правила внешней торговли устанавливаются государством в законодательном порядке.

Внешнеторговая политика является относительно самостоятельным направлением внешнеторговой политики, которое связано с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики оказывают влияние ряд происходящих в мировой экономике объективных процессов, таких как растущая интернационализация производства и капитала, усиливающая экономическую зависимость государств друг перед другом, обостренная конкурентная борьба на мировом рынке. Роль внешней торговли для государства очень велика, развиваясь, она положительно влияет на состояние экономики государства, но ее зависимость от мирового рынка может отрицательно сказаться на социально-экономическом развитии страны.

Из-за неконкурентоспособности иностранным товарам может ухудшиться состояние некоторых отраслей экономики, а так же усиливается риск экономических потерь из-за колебания курса валют и цен на мировом рынке. Для поддержания национальной экономики и укрепления внешнеторгового равновесия, стимулирования положительных результатов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранных инвестиций, государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности, представляя собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на это государственными учреждениями.

Существуют тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики.

Каждое государство устанавливает свои правила и порядки регулирования внешней торговли, так как от эффективности экспорта и импорта зависит состояние национальной экономики в целом.

Внешнеторговая политика является основополагающим звеном в регулировании торговых отношений страны с другими государствами.

Основные цели внешнеторговой политики:

изменение уровня и способа включения данной страны в мировое разделение труда;

изменение объема внешнеторгового оборота (экспорта и импорта);

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение государства необходимыми ресурсами (сырьем, энергией);

изменение соотношения экспортных и импортных цен [13].

Существует два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Внешнеторговая политика зависит от того является ли государство членом какого либо интеграционного экономического образования и может быть:

Автономной (самостоятельной, односторонней);

Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);

Автономно-конвенционной.

Таблица 1 - Направления современной торговой политики


Конвенционная внешнеторговая политика применяется обычно в зонах свободной торговли, но во взаимоотношениях с третьими странами она может быть и другой. От того на сколько каждое государство оказывает влияние на внешнеторговую политику различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Не происходит взимания импортных и экспортных пошлин, не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели уверены в конкурентоспособности своего товара и не боятся выпускать свои товары на мировой рынок.

Для большинства стран свойственна гибкая внешнеторговая политика. Они совмещают методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли, обеспечивая при этом приемлемые условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики убеждены в том, что свобода торговли гораздо эффективнее, чем ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Политика свободной торговли существенно выгодней для более развитых стран, хотя в чистом виде она нигде не применяется.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

При протекционизме происходит резкое снижение импорта путем начисления высоких таможенных пошлин, запрета ввоза определенных продуктов, других мер, препятствующих конкуренции иностранных изделий с местными. Поощряется отечественный производитель способный заменить импортные товары.

Существует закрытый, жесткий, нежесткий и либеральный протекционизм. В отличие от того какое количество тарифных и нетарифных ограничений было применено определяется показатель жесткости.

Если уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, а количественные ограничения товара не превышает 25% импорта, то режим страны признается относительно открытым.

Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта / экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм - направлен против определенных государств или определенных товаров;

отраслевой протекционизм - защищает отдельные отрасли, в первую очередь сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм - проводится ассоциациями стран в отношении государств, не входящих в них;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Оценка внешнеторговой политики проводится в соответствии с критериями, предложенными в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):

Рост экономических показателей для отрасли или фирмы в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест.

Направления и объемы изменения бюджета страны при применении определенного метода внешнеторговой политики. Изменение внутренних цен или потребления товара в государстве, где применяется данная мера.

Изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем.

Поспособствовала ли конкретная мера структурной перестройке отрасли и способствовала ли она повышению ее конкурентоспособности или консервирует ее технологическую отсталость.

Как влияет на соседние отрасли производства. Какова может быть реакция другого государства на данную меру.

Соответствует ли данная мера обязательствам государства перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям.

Считается, что идет постепенная либерализация, ослабление протекционизма, в мировой торговле [12].

Если государство, развитое в большей степени применяет меры протекционизма к государству развитому в меньшей степени, либо эти меры применяют монополии, имеющие более развитое производство, такой протекционизм называется агрессивным. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике. Если же его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, при защите менее развитых и младенческих отраслей, он является прогрессивным. Каждое государство самостоятельно формирует методы регулирования и развития внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении государства находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; установление политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:

геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;

колебания курсов валют, в особенности по отношению к мировым валютам доллару и евро;

различие уровня жизни стран, особенно приграничных;

миграция населения и кризисы в мировой экономике: циклические, структурные, финансовые.

Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран-партнеров и, следовательно, мировой экономики в целом [6].

.2 Внешнеторговые связи и их роль в развитии экономики страны

внешний торговля оборот

Внешнеторговые связи России начали расширяться более интенсивно после того как Петр I «прорубил окно в Европу». Улучшились взаимоотношения с Францией, и в 1706 году с ней была заключена торговая конвенция, также привилегии получили и итальянские купцы, с ними были заключены торговые контракты. Россия пыталась найти новые рынки сбыта и новые предложения, велись переговоры с Данцигом, Гамбургом и др.

При Петре во многом увеличился объем торговли с армянскими купцами. В 1667 году Алексей Михайлович предоставил монополию армянским купцам на торговлю шелком, в дополнение к этому Петром был установлен ряд дополнительных привилегий. Армяне имели право свободно торговать на территории России товарами из Персии, проезжать по территории любого города для транзита товаров в соседние государства. Но у привилегий была своя цена, армяне давали обязательство поставлять шелк-сырец на русские шелковые мануфактуры. В своих указах Сенату и Коммерц-коллегии Петр требовал как можно интенсивнее развивать торговлю с такими странами как Копенгаген, Берлин, Гамбург, Англия, Силезия, Испания, Португалия.

Для того чтобы расширять оборот внешней торговли в Россию привлекали иностранных купцов. Они получали государственные жалованные грамоты, которые расширяли их права при торговле импортными товарами и ограждали их «от всяких притеснений и обид». Обладателями таких грамот стали: англичанин фон Кармартен в 1698 году «на право торговли в России табаком и табачными трубками», иностранный купец Готфрид в 1701 году «на свободную продажу в России всяких лекарств», в 1703 году хивинский хан «о позволении приезжать торгующим хивинцам в Россию», в 1706 году «Цареградские греки Христофор, Фома и Савелий Мануйловы, дети Золотари о свободной им торговле и о привозе в Россию товаров», в 1710 году грек Федоров «о свободной торговле в Российском государстве, о нечинении ему и детям его обид и об освобождении его от постоя» и др.

Иностранные купцы привлекались для торговли в Россию не просто так. Целью Петра было укрепить русское купечество во внешней торговле и освободиться от дорогих для России посредников: голландцев, англичан, которые извлекали огромную прибыль, не имея конкурентов. Во второй половине XVIII века резко упала выдача жалованных грамот и привилегий заграничным купцам. Целью правительства стало укрепление позиций отечественных товаров, и подъем русского купечества [11].

Экономические отношения возникают и развиваются в результате общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Каждая страна и входящие в нее регионы имеет свой уровень и направление хозяйственного развития, на которые и оказывают влияние международные экономические связи. Государства сотрудничают в интересующих обе стороны сферах, они заключают взаимовыгодные договоры, приносящие прибыль каждой стране.

Благодаря разделению труда широко используются высокопроизводительные орудия производства, происходит внедрение в производство новейших достижений науки и техники, обеспечивается подъем производительности общественного труда.

Международное территориальное разделение труда вовлекает все страны и чем интенсивнее проходит их взаимодействие, тем эффективнее развивается все мировое хозяйство в плане экономики. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений.

Так же на развитие международное разделение общественного труда и экономических отношений между странами существенно влияют такие факторы, как:

совместимость экономик государств (уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств);

совместимость населения государств (различие и исторически сложившихся производственных навыков населения разных стран).

Сейчас на развитие международного разделения общественного труда и состояние экономики каждого государства оказывает большое влияние развитие технологий - научно-технический прогресс. Состояние политических отношений между государствами и обстановки в мире в целом так же влияет на международное разделение труда.

Вообще международное разделение труда нужно для того чтобы удовлетворять потребности общества, путем сотрудничества между государствами, которое может быть достигнуто только при постоянном росте результативности производства на основе новейших научно-технических достижений, при повышении производительности труда.

Интеграция содействует установлению совершенных, стабильных экономических связей и разделению труда, ведет к созданию хозяйственных интернациональных комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп стран с равным социально-экономическим строем. Экономическая интеграция существует между отдельными предприятиями и отраслями. Особая роль в регулировании интеграционных процессов принадлежит межгосударственным институтам. Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на ее основе формируются новые хозяйственные пропорции, ведущие к росту производительности труда.

Внешнеэкономические связи играют огромную роль в развитии государства. Внешнеэкономическая деятельность позволяет сотрудничать государствам в различных сферах хозяйства. Внутренние проблемы страны и тенденции в современном мире раскрывают принципиально новую роль внешнеэкономических связей: необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Каждое государство для своего более динамичного развития использует те выгоды, которые заложены в международном разделении труда. Для России необходимо более интенсивно развивать общественное производство, опирающееся на научно технические достижения. Внешнеэкономическая деятельность на сегодняшний день это одна из основных сфер деятельности государства. Внешнеэкономическому комплексу в современной обстановке отводится активное, преобразующее значение, он становится существенной неотъемлемой частью российской экономики. Такие факторы экономического роста как, экономия хозяйственных затрат, ускорение научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения, увеличение роли и влияния России в мировой экономике и политике стали равнозначны внешнеэкономическим связям [7].

Таблица 2 - Влияние внешней торговли на развитие национальной экономики


Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и односторонность внутреннего рынка;

интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

повышается уровень международной специализации страны.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях [15].

2. СУЩЕСТВОВАВШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

.1 Формирование системы внешнеторговых связей в рамках Таможенного союза

Образование Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном началось еще с 90-х годов ХХ века. Сначала Соглашение о Таможенном союзе было подписано между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 6 января 1995 года, а 20 января того же года Соглашение о Таможенном союзе было заключено уже между тремя государствами: Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. После этого к союзу примкнули Киргизия в 1996 году и Таджикистан в 1998 году. Намечалось формирование Таможенного союза в два этапа. Первый этап прошел успешно в 1995 году и к 1996 году были подготовлены документы для завершения формирования Таможенного союза, которое впоследствии не состоялось по причине различных экономических интересов стран - участниц Таможенного союза.

Образование таможенного союза состоялось в 2010 году. В рамках Таможенного союза была создана единая таможенная граница, обнулены ставки таможенных пошлин между государствами - членами Таможенного союза, упрощены административные процедуры для занимающихся бизнесом компаний, применены нулевые ставки НДС при вывозе товаров, установлен единый таможенный тариф и единые правила нетарифного регулирования, включая порядок оформления лицензий во внешней торговле.

Для стран участниц такие перемены играют огромную роль и оказывают существенное влияние на развитие взаимной торговли. Поэтому анализ внешнеторгового оборота между участниками Таможенного союза имеет немаловажное значение, а интеграция приобретает особую актуальность.

В общем понимании международная экономическая интеграция - это процесс объединения экономик соседних государств в единый хозяйственный комплекс на основе стабильных торгово-экономических связей [6].

Одной из главных элементов международной интеграции является интеграция в области таможенного дела. Формирование такого взаимодействия осуществляется путём:

отмены таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а так же количественных ограничений между участниками международной интеграции;

установление и применение по отношению к третьим странам единого таможенного тарифа и мер нетарифного регулирования торговли;

формирования правил взаимных отношений таможенной интеграционной группировки с третьими странами [9].

Именно таможенная интеграция уравнивает между собой входящих в нее участников, гарантируя при этом беспошлинную, свободную торговлю и чистую конкуренцию; способствует становлению единой таможенной политики между странами-участницами; создаёт условия для образования единого таможенного пространства и объединенного выхода государств-участников таможенной интеграции на мировой рынок.

Основываясь на данные таможенной статистики взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза в 2009-2010 годах, мы произвели анализ изменения показателей торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В результате мы выяснили, что в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, объем внешней торговли России с участниками Таможенного союза и составил 43,15 млрд. долларов. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами Таможенного союза вырос на 28,1%, до 16,5 миллиардов долларов, и объем внешней торговли Беларуси в страны союза увеличился на 17,9% и составил 21 млрд. долларов [25].

Торговля между участниками таможенного союза выросла в среднем на 20% в 2010 году, это говорит об эффективности таможенной интеграции.

После состоявшегося 30 марта 2011 года в Москве «круглого стола», лидеры стран участниц отметили важность и практическую значимость таможенного союза, благополучно повлиявшего на входящие в него страны в период мирового финансового кризиса. Образование Таможенного союза придало дополнительный импульс в развитии экономики каждой входящей в него страны [21].

Не смотря на все положительные стороны таможенного союза, темп роста внешнеторгового оборота между странами участницами отставал от темпов роста внешней торговли с третьими странами почти в 1,5 раза [22].

Это сказывалось несовершенство таможенного законодательства в начальный период. В результате работа таможенных органов только усложнилась, так как усложнились и сами правила перемещения товаров через внутренние границы Таможенного союза.

В 2010 г. приняты и вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, Единые правила нетарифного и таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза, новый ТН ВЭД Таможенного союза и целый ряд основных соглашений стран-участниц Таможенного союза и нормативных документов, определяющих те или иные аспекты таможенного регулирования и контроля. Совершенствование нормативной базы продолжается и до сих пор.

У каждого государства существует своя таможенная политика, а в законодательных актах таможенного союза на начальном этапе существовало большое количество отсылок на национальное регулирование тех или иных вопросов, поэтому на одни и те же вопросы могли определяться три разных практики, а отсутствие единства в таможенных процедурах не способствовало развитию Таможенного союза.

Изменения, произошедшие в структуре внешней торговли России со странами Таможенного союза, показывают, что объем товарооборота увеличивается в основном за счет импорта (с 27,4% в 2009 году до 34,5% в 2010 году), так как показатели экспорта упали (с 71,6% в 2009 году до 64,4% в 2010 году). В результате количество покупаемой продукции стало значительно больше продукции, которую продает Россия странам Таможенного союза.

Изменения, произошедшие и в товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации со странами Таможенного союза, наглядно представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Структура экспорта, импорта России со странами Таможенного союза в 2009-2010 гг.

Укрупнённые товарные группы

Экспорт 2009

Экспорт 2010

Изменения

Импорт 2009

Импорт 2010

Изменения

Товары ТЭК

42,7

53

10,3

13,76

6,47

-7,29

Машины и оборудование

15,9

14,4

-1,5

26,24

32,35

6,12

Металлы и изделия из них

11,8

9

-2,8

21,29

21,29

0,00

Продовольствие и СХ сырьё

9,2

5,8

-3,4

22,00

22,71

0,71

Продукция химической промышленности

10,3

8,9

-1,4

11,88

10,24

-1,65

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия

5,1

4,2

-0,9

-

-


Текстиль, текстильные изделия и обувь

-

-


4,82

6,94

2,12


Основная доля экспорта России в 2010 году в страны Таможенного союза пришлась на товары топливно-энергетического комплекса и составила 53,0% от всего экспорта в эти страны, выше 10,7% по сравнению с 2009 годом. Доля химической продукции и продукции машиностроения упала более чем на 1%. Значительно сократился объем экспорта в страны Таможенного союза металлов и изделий из них, а так же продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Увеличение произошло в основном в структуре импорта. В 2010 году существенно увеличилась доля машин и оборудования - до 32,4% (в 2009 году - 26,4%). Удельный вес топливно-энергетических товаров уменьшился на 7,3%.

Если рассматривать подобную ситуацию с точки зрения обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, то можно сделать вывод о зависимости российского рынка от зарубежной продукции и к все большей переориентации российского экспорта на сырьевой.

Наряду с положительными сторонами образования таможенной интеграции есть и ее отрицательные стороны. Выделим ряд проблем влияющих на развитие взаимной торговли между странами таможенного союза в 2010 году:

проблема правоприменительной практики, отрицательно влияющей на развитие взаимной торговли интеграционной группировки;

негативные изменения в товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации со странами Таможенного союза, нарушающие её экономическую безопасность;

несоблюдение плана формирования единого экономического пространства в части переноса контроля на внешнюю границу Республики Беларусь;

недостаточность экспертного информационно-аналитического сопровождения процесса формирования Таможенного союза. Эта проблема связана с тем, что отсутствует глубокое, подробное, системное обоснование и анализ различных сторон деятельности Таможенного Союза.

В результате Таможенный союз на первоначальном этапе не оказал большого влияния на внешнеторговый оборот между Россией Белоруссией, и Казахстаном. Для достижения реального экономического эффекта необходимо время.

Примером интеграционного объединения может послужить Европейский союз. Создание Таможенного союза было закреплено в 1968 году в Договоре о ЕС: «Сообщество должно основываться на таможенном союзе, который должен охватывать торговлю товарами и включать в себя запрещение таможенных пошлин между государствами-членами, а также предусматривать принятие общего таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами» и заняло почти 20 лет - до 1986 года [8].

Хоть первоначальный этап для таможенного союза и не стал идеальным, в дальнейшем он может стать одним из важнейших элементом мировой экономики.

Таможенный союз был создан с целью снижения последствий мирового финансового кризиса, который произошел в 2008 году. Он отрицательно сказался на положении мировой экономики и на экономике постсоветских государств. Спад объемов внешнеторгового оборота в мире в 2009 году составил 12%. Показатели внешней торговли России по сравнению с 2008 годом упали более чем на 36%. Белоруссия и Казахстан не стали исключением, спад во внешнеторговом обороте присущ и нашим партнерам по Таможенному союзу, это видно из ниже приведенной таблицы.

Таблица 4 - Итоги внешнеторговой деятельности государств - членов Таможенного союза за 2008-2012 гг.

Период

Россия,  млрд. долл. США

Белоруссия, млрд. долл. США

Казахстан, млрд. долл. США

2008

73,5

65,3

33,3

2009

46,9

49,8

14,7

2010

77,1

60,2

33,3

2011

82,1

87,1

56,2

2012

83,7

91,8

51,5


Анализируя табличные данные, мы можем сказать, что формирование Таможенного союза оказало положительное влияние на внешнеторговый оборот России, Белоруссии и Казахстана. Начиная с 2010 года внешнеторговый оборот стран - участниц Таможенного союза увеличивался, что видно из приведенной таблицы.

Рисунок 1 - Результаты внешнеторговой деятельности России и Белоруссии 2008-2014гг, Млрд. долл. США

Пик внешнеторговой деятельности России и Белоруссии пришелся на 2011г. (38,6 млрд. долл. США), через год после образования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это указывает на эффективность и стабильность образовавшихся отношений.

Стоимостной объем экспорта Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан в 2011 году составил 37,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом на 31,3 %. При этом экспорт в Республику Казахстан возрос на 20,7 %, а в Республику Беларусь - на 37,8 %.

Стоимостной объем импорта Российской Федерации из этих стран в 2011 году составил 20,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом на 42,4 %. При этом импорт из Республики Казахстан возрос на 54,2%, из Республики Беларусь - на 37,5%.

Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 17,3 млрд. долларов США (в 2010 году - 14,4 млрд. долларов США) [26].

В последующие года наблюдается спад активности в торговых отношениях России и Белоруссии, а в частности белорусского экспорта. Одной из главных причин снижения в Россию является ее вступление в ВТО. В обстановке снижения таможенных барьеров конкуренция на ключевых товарных рынках, где ранее преобладали или занимали существенную долю белорусские производители, усилилась, и последние отчасти потеряли свои позиции на российском рынке. Так как Белоруссия не обладает внушительными запасами нефти и газа, в отличие от России и Казахстана, обеспечивающих существенную часть доходов бюджета, компенсировать упадок промышленного экспорта за счет углеводородов она не может. На торговле между Россией и Белоруссией и взаимной торговле в Таможенном союзе все это сказалось негативно.

Для Казахстана переломным моментом стал 2010г. После Мирового экономического кризиса начавшегося в 2008г. торговля с Россией резко упала, но после вступления Казахстана в Таможенный союз ситуация стабилизировалась. Товарооборот с Россией в 2010г. составил 15,3 млрд. долл. США, и с каждым годом продолжал непрерывно расти (2011г. - 19,8 млрд. долл. США, 2012г. - 22,4 млрд. долл. США, 2013г. - 26,5 млрд. долл. США, 2014 - 21 млрд. долл. США).

Однако 2014 год отмечен спадом внешнеторгового оборота. Падение общего товарооборота в долларовом эквиваленте составило в 2014 году около 21%. Однако, если учитывать, что на конец года соотношение курса валют доллар/рубль изменился в сторону двукратного понижения рубля, а так же тот факт, что большинство расчетов между участниками таможенного союза происходит в рублях, то при сохранении существующих объемов реального товарооборота, мы должны были наблюдать двукратное сокращение его долларового эквивалента. В реальности этого не произошло. Падение было несопоставимым. Следовательно, в момент обвала курса рубля наблюдалась тенденция роста товарооборота в физическом выражении, то есть в объемах товаров и услуг.

Рисунок 2 - Результаты внешнеторговой деятельности России и Казахстана 2008-2014гг, Млрд. долл. США

Таким образом, мы пришли к выводу, что в целях снижения негативных последствий мирового финансового кризиса, развития интеграционных процессов, институционализации и наднационального регулирования внешней торговли в признанных международно-правовых рамках на постсоветском пространстве был образован Таможенный союз.

Проведя анализ данных таможенной статистики за период с 2008 года по 2014 год, мы видим, что показатели внешнеторгового оборота между странами участницами Таможенного союза вернулись к докризисному периоду 2007 года и даже превзошли их. Несмотря на происходящие в мире волнения Таможенный союз оказал положительное влияние на экономику всех трех государств-членов Таможенного союза [26].

Российские товары в результате ее членства в Таможенном союзе без особых препятствий торговых и иных барьеров попадают на белорусский и казахстанский рынок. Так же членство в Таможенном союзе открывает границы для не сырьевых российских товаров, которые преобладают во внешнеторговой деятельности России. Так из России в Белоруссию и Казахстан поступают такие товары как самолеты и автомобили, так как на рынках Белоруссии и Казахстана, пока отсутствуют собственное автомобиле- и авиастроение.

Многие бизнесмены из России размещают свои производства на территории Казахстана из-за более выгодного налогового режима. После отмены государственных границ увеличилась прибыль многих российских бизнесменов. На территории республики Казахстан, по данным минэкономразвития на 2014 год, расположено от 500 до 800 крупных и средних предприятий с участием российских бизнесменов. Активно работают филиалы российских компаний по производству продовольственной продукции, техники и химии.

В 2013 году снизился общий объем внешнеторгового оборота России со странами Таможенного союза. Снижение объемов торговли российского экспорта составило 5,1%, а импорту 8,1%. Однако, несмотря на спад, есть и положительные тенденции во взаимной торговле.

Общий объем внешнеторгового оборота стран Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2013 год составил 844,6 млрд. долларов США, доля экспорта при этом - 531,9 млрд., а доля импорта - 312,7 млрд. Сальдо торгового баланса составило 219,2 млрд. долл. Государства члены таможенного союза имеют положительный торговый баланс. Это говорит не только об эффективности, экономической стабильности интеграционного образования, но и о его готовности к чистой конкуренции на мировом рынке.

Произошел подъем внешнеторгового оборота между Казахстаном и Белоруссией на 0,6% (855,4 млн. долл.), а также между Россией и Казахстаном на 2,3% (21,4 млрд. долл.). Однако снизился российско-белорусский внешнеторговый оборот сразу на 10,3% (36 млрд. долл.). Несмотря на это объем товарооборота между Россией и Белоруссией на сегодняшний день составляет большую часть взаимной торговли стран Таможенного союза (61,8%), что вдвое превышает совместный объем торговли между Россией и Казахстаном (36,7%) и Белоруссией и Казахстаном (1,5%). Поэтому снижение товарооборота между Россией и Белоруссией оказалось для торговли внутри союза весьма ощутимым [22].

Показатели взаимного товарооборота между участниками таможенного союза относительно устойчивы. Однако, из-за того что объемы торгового оборота России существенно выше, на нее оказывается большее влияние со стороны третьих стран.

В целом структура взаимной торговли на 2014 год между странами-участниками Таможенного союза произошло увеличение внешней торговли, но сильные спады отмечались по экспорту из Казахстана в Беларусь, экспорту из России в Беларусь и импорту России из Казахстана.

.2 Формирование системы внешнеторговых связей в рамках ВТО

ВТО (World Trade Organization) - особое учреждение ООН, единственный международный орган, осуществляющий надзорные функции в области мировой торговли объединяет 160 государств. Организация - преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; General Agreement on Tariffs and Trade), действовавшего с 1947 года, начала функционировать 1 января 1995 года. Основная цель ВТО - дальнейшая либерализация мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции.

В состав Всемирной торговой организации <#"907303.files/image005.gif">

Рисунок 3 - Экспорт (млрд. долл. США) составлено автором по материалам сайта Минэкономразвития

Что касается товарной структуры, то здесь лидирующие позиции на мировом рынке сохраняются за нефтью, газом и черными металлами. Однако металлы и другие товары сдвинут показатели нефти и газа вниз, и их доля снизится. Эти показатели могут вырасти за счет того что на внешний рынок будет обеспечен выход таких отраслей как обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, рост в которых может быть обусловлен текущими ориентациями на импортозамещения.

Рисунок 4 - Изменение товарной структуры экспорта Российской Федерации (в % к общему объему экспорта) составлено автором по материалам сайта Минэкономразвития.

Увеличение доли экспорта возможно по ряду товаров. Химическая промышленность в структуре экспорта увеличится с 5,7 % в 2014 году до 6,2 % в 2017 году, продовольственные товары - с 3,6 до 4,0 %, древесина - с 2,4 до 2,8 %, металлы и изделия из них - с 7,9 до 8,8 %, машины, оборудование и транспортные средства - с 5,5 до 6,5 процента. В основном это связано с потенциальным развитием этих производств.

Уровень импорта товаров на 2017 год по прогнозам будет составлять 342 млрд. долларов США (восстановление до уровня 2013 года). По мнению экспертов, импорт будет расти быстрее, чем экспорт, несмотря на продовольственное эмбарго. В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,5 % в 2015 году до 3,3 % в 2017 году, при этом физический прирост импорта также ускорится с 1,3 до 2,2 % в год, рост цен ожидается на уровне 1 процента [22].

На рисунке ниже представлена динамика импорта, а также его прогноз до 2017 года.

Рисунок 5 - Импорт (млрд. долл. США) составлено автором по материалам сайта Минэкономразвития

Так же эксперты отмечают, что произойдет снижение доли импорта по потребительским товарам и увеличение по товарам промышленного назначения.

Среди основных торговых направлений, Россия не сможет полноценно наращивать объемы торговли с СНГ (во многом из-за российско-украинского кризиса). Снизится торговля и с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи, Индии. Однако возрастет товарооборот со странами Латинской Америки [19].

Спад внешнеторговой деятельности наблюдается практически со всеми торговыми партнерами. Однако в будущем ситуация может измениться. В 2014 году значительно возросли объемы поставок из стран Южной Америки (Бразилии, Уругвая, Чили) и ряда Азиатских стран (Тайваня, Сингапура, Вьетнама). Российский экспорт в Папуа Новую Гвинею вырос в шесть раз - за счет роста экспорта органической химии. Почти в три раза вырос Экспорт в Сингапур за счет товаров продовольствия и продуктов питания. Более чем в два раза увеличился импорт из Эстонии (продукты сельского хозяйства и электрооборудование). Так же на 223% увеличился импорт с Кубы (сахар, алкоголь, табачная продукция). Рост импорта из этих стран говорит о росте рисков недостоверного декларирования страны происхождения товаров, и переправления товаров стран ЕС, США и др., оказавшихся под действием российского запрета на ввоз продовольствия, именно через эти страны [19].

Таким образом, с одной стороны усложнение внешнеполитических отношений и введение санкций существенно сказались на поставках множества товаров, однако они заставили изменить ориентиры, были найдены новые поставщики, рынки сбыта, увеличились темпы производства нефтепродуктов, и сократился экспорт дешевой сырой нефти. В январе 2015 года изменился и товарный ассортимент в магазинах, на 10% увеличилась доля отечественных товаров на прилавках.

июля 2014 года президент России Владимир Владимирович Путин отправился в турне по странам Латинской Америки. Заинтересованность этими странами возникла у России в связи с обострением отношений с некоторыми западными партнерами.

Значение стран Латинской Америки для нашей страны очень велико. Основная цель России это максимальная диверсификация своих партнерских связей, преимущественно торговых. Ранее основным торговым партнером нашего государства был Евросоюз, на него приходилась большая часть торговли, теперь развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии и Латинской Америки. Благодаря новым партнерам происходит снижение зависимости от Запада и уменьшение всех возможных рисков в будущем.

Хотя особо важные подписания во время турне по Латинской Америке и не состоялись, сотрудничество со странами Южной Америк не было бесполезным. У партнеров есть предложения по: продовольственному сектору, атомной энергетике, космической отрасли и многому другому. Так же схожи мнения и в международных вопросах.

За счет полученных договоренностей ожидается существенное увеличение товарооборота с Кубой, который в 2013 году составил 185 млн. долларов. Торговля России с Бразилией и Аргентиной удовлетворительна сама по себе. Из стран Латинской Америки Бразилия занимает первое место по объему торговли с Россией, а Аргентина - четвертое место (уступает лишь Бразилии, Венесуэле и Мексике).

Страны Латинской Америки поддерживают позицию России в вопросах связанных с Украиной. Латиноамериканское турне Владимира Путина показало возрастание авторитета России в мире после того как к территории нашего государства был присоединен Крым. То, что США и Евросоюз не признали этот факт, не значит, что остальной мир с ними солидарен.

Дружеские отношения с Кубой у России сложились давно, но после того как СССР распался, в плане экономики они значительно просели. Торговля начала восстанавливаться с 2000-х годов, однако это были не полностью открытое двустороннее сотрудничество. Именно в 2014 году начались более тесные торговые отношения с Кубой. Перед тем, как началось турне, с Кубы был списан долг в 32 млрд. долларов, оставшийся со времен СССР, этим Россия показала серьезность своего настроя партнерам идти вперед сообща, прикладывая совместные усилия.

В первую очередь речь шла о контрактах по нефти и газу. Было подписано соглашение между Роснефтью и кубинской CUPET о сотрудничестве в области роста нефтеотдачи на зрелых месторождениях.

Заключен контракт между «ИНТЕР РАО Экспорт» и кубинской Union Electrica, по результатам которого будет построено четыре энергоблока мощностью 200 МВт каждый для ТЭС «Максима Гомес». Стоимость контракта составила 1,2 млрд. евро.

Однако интересы двух стран не сводятся только лишь к энергетической области. Приоритетными считается развитие внешнеторговых отношений в области металлургии, химической и легкой промышленности, а также транспортном и специальном машиностроении. Так, между Россией и Кубой состоялось подписание меморандума, согласно которому за счет российских компаний модернизируются целлюлозно-бумажные заводы в разных городах Кубы и металлургический завод «Хосе Марти» в Гаване, а также на Кубе проходит создание сборочных производств запасных частей для автомобильной техники российского производства. Также Россия поставляет минеральные удобрения для кубинского сельского хозяйства.

Заключены долгосрочные контракты по поставке из России авиатехники и ткацкого оборудования российского производства.

Перспективной отраслью также является медицина и фармацевтика.

Поездка президента России в Никарагуа не была запланирована. Она состоялась в результате приглашения президента Никарагуа Даниэля Ортеги. Визит стал очень эффективным для обеих сторон. Даниэль Ортега считает правильной позицию России в вопросах Украины, по его мнению, решению ситуации можно помочь только мирным путем, действуя, полагаясь на рамки международного права.

Никаких контрактов и договоров заключено не было, так как встреча запланирована не была. Но они будут заключены в скором времени.

Основными интересами для Никарагуа являются поставка пшеницы из России, а также сельскохозяйственной техники и снабжение ее ремонтной базой. Путин пообещал рассмотреть этот вопрос оперативно. В свою очередь России интересно взаимодействие в сфере фармакологии.

Следующей в турне стала Аргентина. Россию и Аргентину связывают долгие экономические взаимоотношения, которые планируется преобразовать в стратегическое сотрудничество. Объем взаимной торговли между Россией и Украиной за 2013 год вырос на 16%, однако существует большое количество возможностей увеличить объем товарооборота и диверсифицировать имеющиеся связи.

Главными вопросами визита стали энергетика и ГЛОНАСС. В Аргентине Россия хотела бы расположить станцию сбора изменений ГЛОНАСС.

Так же одной из важнейших задач было подписание с Аргентиной соглашения о сотрудничестве в атомной сфере, договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам и соглашения о сотрудничестве в области массовых коммуникаций.

Подписано соглашение между компанией Росатом и Аргентиной о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, и это основа для тесного сотрудничества.

Путин призвал компании из России также участвовать в программе развития генерирующих мощностей Аргентины и к сооружению новых электростанций. «Интер РАО» уже намерен подключиться к постройке ГЭС «Чиуидо-1» мощностью 637 МВт, стоимостью 2 млрд. долларов.

Основной областью переговоров России и Аргентины стал вопрос об углублении военно-технического сотрудничества. Обсужденные проекты - это поставка в Аргентину вертолетной техники и военно-транспортных самолетов для корпоративной работы в Антарктиде.

После Аргентины президент приехал в Бразилию, где состоялась церемония по передачи прав на проведение чемпионата мира по футболу от Бразилии к России.

Основными вопросами, обсуждаемыми с президентом страны Дилмой Русеф это подписание двусторонних документов целью которых является энергетика, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство и таможенное регулирование.

Полицентричность мировой экономики [19], позволяет в современных условиях корректировать направленность внешнеэкономических связей и путей развития. Это позволяет отказаться от тотальной зависимости внутренней экономики России от товаропотоков, формируемых экономиками «Западного» мира, и при необходимости, включать в сферу своего влияния новые развивающиеся страны и регионы, такие как Китай, Малайзия, Латинская Америка, Африка.

3.2 Внешнеторговый оборот Дальневосточного региона на современном этапе

Внешнеторговый оборот в Дальневосточном регионе увеличился до 39 012,1 млн. долларов США, это показывает уменьшение на 1 050,9 млн. долларов США, по сравнению с 2013 годом (на 2,7%). Увеличение экспорта составило 485,2 млн. долларов США (на 1,8%), импорт же упал до 1 536,1 млн. долларов США (на 13,2%) [24].

Группы стран с наибольшим внешнеторговым оборотом Дальневосточного региона:

Рисунок 6 - Внешнеторговый оборот Дальневосточного региона с союзами стран в 2014 году

АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) - внешнеторговый оборот 32 891,7 млн. долларов США, что составляет 83,9% от всей внешней торговли региона, по сравнению с 2013 годом уменьшился на 3,2%;

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - внешнеторговый оборот 26334,1 млн. долларов США, что составляет 68,2% от всей внешней торговли региона, по сравнению с 2013 годом он сократился на 1,5%;

ЕС (Европейский союз) - внешнеторговый оборот 3887,2 млн. долларов США, что составляет 11,2% от всей внешней торговли региона, по сравнению с 2013 годом сократился на 2,9% [26].

Опираясь на данные таможенной статистики хорошо видно, что значительную роль в товарообороте Дальнего Востока играют такие объединения стран как ОЭСР, АТЭС, ЕС, а роль СНГ, ЕврАзЭС, ОПЕК и прочих незначительна. После того как начался обмен санкциями между Россией и странами Европейского союза можно утверждать о снижении роли ЕС в товарообороте Дальневосточного региона и о перенаправлении торговых связей к станам АТЭС и ЕврАзЭС.

Объем внешней торговли с торговыми партнерами в 2014 году можно распределить следующим образом:

Рисунок 7 - Доля стран-контрагентов во внешнеторговом обороте Дальневосточного региона в 2014 году

Наиболее крупными партнерами Дальневосточного региона во внешнеторговом обороте на 2014 год являлись:

Торговля с Японией по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 5,7% или на 623,7 млн. долларов США и составила 10241,9 млн. долларов США или 26,3% от количества всей торговли.

Состояние торговли с Республикой Кореей оценивается в 10228,5 млн. долларов США или 26,2% стоимости товарооборота Дальневосточного региона. Взаимная торговля увеличилась на 3,4% или на 339,2 млн. долларов США.

Торговля с Китаем сократилась по сравнению с 2013 годом на 8,2% или на 912,8 млн. долларов США и составила 10163,9 млн. долларов США или 26,1% от совокупного товарооборота.

Торговля с Бельгией увеличилась на 8,8% или на 232,0 млн. долларов США и составила 2849,1 млн. долларов США или 7,3% от количества всей торговли.

Товарооборот с Соединенными Штатами в 2014 году уменьшился на 0,9% или на 8,4 млн. долларов США, по сравнению с 2013 и составил 862,8 млн. долларов США или 2,2% от совокупного товарооборота.

Торговые отношения с Индией оцениваются в 741,1 млн. долларов США или 1,9% от стоимости всей торговли. Стоимость сократилась на 5,5% или на 42,4 млн. долларов США.

Товарооборот с Израилем на 2014 год составил 574,7 млн. долларов США или 1,5% от полной его стоимости. Показатели торговли увеличились на 10,4% или на 53,7 млн. долларов США.

Совокупные показатели экспорта региона в отчетном периоде составили 28 515,1 млн. долларов США. Экспорт по сравнению с 2013 годом увеличился на 1,7% и составил 484,8 млн. долларов США. Отношения по экспорту со странами СНГ составляют 21,0 млн. долларов США около 0,1% от совокупной стоимости регионального экспорта. Экспорт товаров в страны СНГ в 2014 году снизился в 1,6 раза.

Со странами зарубежья экспорт составляет 28 493,8 млн. долларов США и это 99,9% от всей стоимости экспорта Дальнего востока. Стоимость экспортных операций со странами дальнего зарубежья в 2014 году повысилась на 1,8% [26].

К основным внешнеторговым партнерам Дальневосточного региона относятся: Китай, Республика Корея и Япония. Однако большое значение на внешнеторговый оборот оказывают и другие страны. После введения США стран ЕС и Японией санкций против России и ответных санкций, можно исключать их из списка важнейших внешнеторговых партнеров. Это может грозить снижением объема торговли региона и снижением его экономической эффективности. Однако, существующие тенденции в усилении экономических связей с Китаем, Малайзией, Латинской Америкой, могут в значительной степени ситуацию скорректировать.

Экспорт Дальневосточного региона распределился следующим образом:

Рисунок 8 - Доля экспортных операций стран-контрагентов с Дальневосточным регионом в 2014году

Основными торговыми партнерами при экспорте являются:

Республика Корея - 9 115,2 млн. долларов США или 32,0% совокупного экспорта. Экспорт увеличился на 684,3 млн. долларов США (на 8,1%). Основную долю составляет экспорт: нефти сырой и нефтепродуктов сырых - 66,5%; газов нефтяных и углеводородов газоперерабатывающей промышленности - 7,4%; рыбы мороженной - 6,5% от стоимости всего экспорта;

Китай - 5 435,5 млн. долларов США или 19,1% стоимости совокупного экспорта. Снижение доли экспорта на 13,4 млн. долларов США (на 0,2%). Основную долю составляет экспорт: нефти сырой и нефтепродуктов сырых - 26,3%; нефти и нефтепродуктов кроме сырых - 20,1%; рыбы мороженой - 16,4% от стоимости всего экспорта.

Индия - 709,2 млн. долларов США или 2,5% стоимости совокупного экспорта. Доля экспорта сократилась на 1,8% или на 12,8 млн. долларов США. Основную долю составляет экспорт: нефти и нефтепродуктов кроме сырых - 2,3% [26].

Большая часть экспорта приходится на Японию и Республику Корею и Китай. На сегодняшний день экспорт в Японию значительно снизился, из-за введенных санкций, что влияет на общий объем товаропотока. Однако, в силу того, что основу товаропотока составляют товары ресурсного спектра, полного отказа от этих товаров со стороны Японии и Республики Кореи не будет. При этом возможно весьма серьезное усиление экспортных взаимосвязей с Китаем.

Таблица 5 - Товарная структура Экспорта (тыс. долларов США)

Коды товаров

Наименование товаров

2013 год

2014 год

Темп роста, %

01-24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

2 431 613,01

2 322 864,39

95,5

в т.ч. 03

Рыба, ракообразные и моллюски

2 321 232,50

2 198 686,09

94,7

25-27

Минеральные продукты

19 473 374,44

20 053 892,43

103,0

в т.ч. 27

Топливно-энергетические товары

18 872 109,20

19 451 212,53

103,1

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

48 861,93

40 523,60

82,9

41-43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

1 710,86

1 505,46

88,0

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

977 284,56

1 028 090,40

105,2

50-67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

808,47

511,56

63,3

72-83

Металлы и изделия из них

442 974,44

470 184,35

106,1

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

528 137,61

271 430,37

51,4

68-71, 91-97

Прочие товары

4 125 466,40

4 325 818,18

104,9


Совокупный показатель импорта Дальневосточного региона в отчетном периоде оказался равен 10 497,1 млн. долларов США, по сравнению с 2013 годом он сократился на 1 535,5 млн. долларов США что составляет 12,8%. На импортную продукцию из стран СНГ приходится 12,3 млн. долларов США, это равно 0,1% от совокупной стоимости регионального импорта. Снижение общей стоимости импортных операций в страны СНГ в 2014 году снизилось в 3,3 раза.

Общая стоимость импорта со странами зарубежья составляет 10 484,8 млн. долларов США, это 99,9% от совокупной стоимости импорта региона. Импорт в страны дальнего зарубежья в 2014 году упал на 12,6%.

Рисунок 9 - Доля импортных операций стран-контрагентов с Дальневосточным регионом в 2014году

Основные торговые партнеры по импорту:

Китай - 4 729,4 млн. долларов США или 45,1% стоимости совокупного импорта. Уменьшение доли на 899,9 млн. долларов США (на 16,0%). Основную долю составляет импорт: электрогенераторных установок - 8,6%, шин пневматических резиновых новых - 3,3%; частей обуви - 2,3% от стоимости всего импорта.

Япония - 1 773,8 млн. долларов США или 16,9% стоимости совокупного импорта. Импорт увеличился на 43,3 млн. долларов США (на 2,5%). Основную долю составляет импорт: кузовов для автомобилей - 36,6%; частей и оборудования автомобилей - 15,7%; двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием -8,3% от стоимости всего импорта.

Республика Корея - 1 112,8 млн. долларов США или 10,6% стоимости совокупного импорта. Импорт снизился на 345,7 млн. долларов США (на 23,7%). Основную долю составляет импорт: кузовов для автомобилей - 12,6%; частей и оборудования автомобилей - 10,9%; двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием - 5,6% от стоимости всего импорта.

Соединенные Штаты - 622,5 млн. долларов США или 5,9%. Импорт снизился на 91,1 млн. долларов США (на 12,8%). Основную долю составляет импорт: изделий из черных металлов - 6,5%, кранов, клапанов, вентилей и другой арматуры - 6,0%; центрифуг, агрегатов для фильтрования - 4,6% от стоимости всего импорта.

Германия - 185,9 млн. долларов США или 1,8%. Импорт уменьшился на 56,7 млн. долларов США (на 23,4%). Основную долю составляет импорт: судов круизных, паромов, грузовых - 10,6%; двигателей и силовых установок - 9,2%; валов трансмиссионных - 7,7%; от стоимости всего импорта.

Норвегия - 184,3 млн. долларов США или 1,8%. Увеличение доли импорта на 21,6 млн. долларов США (на 13,3%). Основную долю составляет импорт: судов, судов рыболовных - 81,6%; плавучих баз- 8,4% от стоимости всего импорта.

Соединенное Королевство - 170,4 млн. долларов США или 1,6%. Импорт увеличился на 51,2 млн. долларов США (на 42,9%). Основную долю составляет импорт: изделий из черных металлов - 25,5%; машин электрических - 16,9%; пультов, панелей, консолей, столов для электроаппаратуры - 9,1% от стоимости всего импорта [26].

Главным партнером в импорте для Дальневосточного региона является Китай. Так же немаловажную роль играют Республика Корея, Япония и США. Санкции США и Японии, а также ответные санкции России не так сильно скажутся на импорте как на экспорте. Однако доля импорта тоже сократится. Основная цель это переориентация дальневосточного импорта на страны АТЭС и ЕврАзЭС.

Таблица 6 - Товарная структура Импорта (тыс. долларов США)

Коды товаров

Наименование товаров

2013 год

2014 год

Темп рост,%

01-24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

1 110 362,21

1 157 929,71

104,3

в т.ч. 03

Рыба, ракообразные и т.п.

46 327,15

64 907,59

140,1

25-27

Минеральные продукты

210 980,84

159 313,71

75,5

в т.ч. 27

Топливно-энергетические товары

157 495,75

100 520,23

63,8

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

945 538,94

977 050,74

103,3

41-43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

101 432,29

63 601,34

62,7

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

206 430,44

210 781,10

102,1

50-67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

926 104,68

711 876,07

76,9

72-83

Металлы и изделия из них

1 003 733,16

1 188 611,77

118,4

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

6 965 608,92

5 414 342,04

77,7

68-71, 91-97

Прочие товары

562 361,55

613 569,89

109,1


Анализируя внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций Дальневосточного региона в 2014 году, мы выявили снижение объема внешнеторгового оборота на 2,6% (на 1 050,9 млн. долларов США).

Доля экспорта возросла на 484,6 млн. долларов США (на 1,7%) по сравнению с 2013 годом, а доля импорта сократилась на

535,5 млн. долларов США (на 12,8%).

Основными странами торговыми партнерами при экспорте являлись: Республика Корея, Япония, Китай, Индия.

Основные контрагенты при импорте в являлись: Китай, Япония, Республика Корея, Соединенные Штаты, Германия, Норвегия, Соединенное Королевство.

Сальдо торгового баланса сформировалось положительным и составило 18 017,7 млн. долларов США, что на 2 020,1 млн. долларов США больше, чем в 2013 году [26].

Санкции, введенные относительно нашей страны очень сильно сказались на объеме внешней торговли как России в целом, так и отдельных ее регионов. Основной задачей для нашего государства сейчас является диверсификация торговых связей, поиск новых стран-партнеров и рынков сбыта, а так же максимальное развитие собственной экономики, основываясь на принципах разумного экспортозамещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мировом хозяйстве внешняя торговля является важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на национальную экономику, определяя ее количественные и качественные параметры, а также условия безопасного экономического развития.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами, состоящий из экспорта и импорта товаров и услуг, выступающих либо катализатором, либо ограничителем безопасного экономического развития.

Особая роль внешней торговли в национальной экономике состоит в том, что она интегрирована практически во все области хозяйственной деятельности и выполняет функции по восполнению недостатка внутренних потребительских, инвестиционных, финансовых и технологических ресурсов.

Мы определили, что основными торговыми партнерами для России являются страны члены Таможенного союза и, после вступления в 2012 году, страны участники ВТО.

Проанализировав показатели внешнеторгового оборота со странами членами Таможенного союза, мы определили, что образование Таможенного союза положительно влияет на товарооборот стран входящих в него. С 2010 года мы наблюдаем постепенное увеличение показателей объемов внешней торговли. Для Казахстана эти показатели продолжали расти вплоть до 2014 года. Падение показателей в 2014 году составило 21% и связано оно с двукратным падением курса рубля к курсу доллара. В физическом объеме товарооборот продолжил укрепляться.

С Белоруссией дела обстоят по-другому. Товарооборот начал уменьшаться с 2012 года после вступления России во Всемирную торговую организацию. В результате многие товары из Белоруссии потеряли свою конкурентоспособность, и их место заменили аналогичные товары западноевропейских стран. В последующие годы внешнеторговый оборот с Белоруссией продолжил постепенное снижение. Однако это не говорит о том что Белоруссия перестала интересовать Россию. Она была и остается очень важным и основным торговым партнером России.

На вступление России в ВТО нельзя смотреть с одной стороны. В этом есть и позитивные и негативные стороны. В общем, товарооборот России увеличился, появились новые торговые партнеры, Российские товары вышли на европейский рынок. Однако показатели товарооборота выросли не за счет экспорта, а за счет импорта, Российские товары не пользуются популярностью у европейских потребителей. Отечественные товары не готовы к борьбе с европейскими конкурентами.

К сожалению, в свете недавних событий (майдан Украины, введение санкций, падение курса рубля) внешнеторговый оборот России снизился. Некоторые страны отказались сотрудничать с нашим государством по ряду отраслей. Это сказывается на показателях внешнеторгового оборота: на снижении экспорта и импорта, причем как для нашей, так и для чужой стороны. Но, несмотря на это Россия открывает новые рынки сбыта и новых поставщиков, способных в скором времени стать равноправной заменой старым.

Преодоление негативных тенденций во внешней торговле требует сохранения емкого внутреннего рынка для отечественных производителей всех регионов, проведения структурной адаптации страны и регионов к мировому хозяйству, активного использования инструментов государственного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности страны и регионов в долгосрочной перспективе.

Внешняя торговля является очень важной статьей в экономике страны. Но без внешнеторговых связей внешняя торговля теряет свой смысл. Внешнеторговые связи России на сегодняшний день претерпели огромное количество изменений. Из-за начавшейся санкционной борьбы между Россией и США, а также Россией и странами Евросоюза наше государство потеряло множество торговых партнеров. Это повлияло на экономическое состояние России и на снижении эффективности экономического развития. Основной задачей для России в ближайшее время является расширение внешнеторговых связей

Снизилась торговля с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи, Индии. Однако возрастает товарооборот со странами Латинской Америки и Азии. Заключаются перспективные контракты в области энергетики с Кубой и Аргентиной. Так же рост товарооборота обусловлен увеличением экспорта в такие страны Азии как Сингапур и Папуа Новая Гвинея.

Заметное снижение наблюдается и при анализе внешнеторгового оборота Дальневосточного региона. В значительной степени снизилась торговля региона со странами ЕС и Японией, что может повлиять на его экономическую нестабильность. Однако наряду с этим возросла роль стран АТЭС и ЕврАзЭС, которые на сегодняшний день и являются основными торговыми партнерами Дальнего Востока.

Таким образом сложившаяся ситуация на мировом рынке повлияла на Россию разнонаправленно. С одной стороны наша страна потеряла большое количество рынков сбыта, но с другой стороны приобрела новых торговых партнеров и новые торговые связи. Современное государство в эпоху глобализации функционирует гораздо эффективнее, контактируя с внешним миром, поэтому каждая страна пытается найти для себя более выгодных и надежных партнеров. И Россия, не являясь исключением, весьма успешно защищает и реализует свои внешнеэкономические интересы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Таможенный кодекс таможенного союза: офиц. текст. М.: Омега-Л, 2014. - 176с.

Федеральный закон РФ от 08. 12. 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». СПС «Консультант Плюс»

Решение Комиссии Таможенного союза от 25.09.09 г. № 94 «План по переносу государственного контроля на внешнюю границу ТС». СПС «Консультант Плюс»

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономистъ, 2014.- 212с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. М., 2015. - 384с.

Булатов, А. С. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2013. - 734 с.

Гальперин В.Н., Гребенников П.И. и др. Макроэкономика. - С.-Петербург: Университет экономики и финансов, 2014.-102с.

Горемыкина, Е. Г. Право Европейского Союза: учебник для вузов / Е. Г. Горемыкина, О. В. Ефремкина, А. В. Жупанов. - М.: Юрист, 2014. - 925 c.

Драганов В. Г. Основы таможенного дела: учебник для вузов. - М.: Экономика, 2001. - 687 с.

Дергачев В.А. Международные экономические отношения - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012.- 87с.

Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2012. - 271 с.

Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник - М.: изд-во Проспект, ТК Велби, 2013 - 225с.

Михайлушкин А.И. Экономика. М., Высшая школа, 2012.

Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. - М.: Финансы и статистика, 2014.-97с.

Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2012.-198с.

Черковец О. К. Россия на фоне глобализации мировой экономики. Экономист - 2013, №3.

Журнал «ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ», Электронный ресурс, - Режим доступа: http://tamga-group.ru

Россия в цифрах: Статистический сборник - М.: Статистика России, 2014.

Похожие работы на - Экономико-статистический анализ внешней торговли России и перспектив ее развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!