Статистический анализ продовольственной продукции в России и прогноз

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,96 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический анализ продовольственной продукции в России и прогноз

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Факультет финансов и учета

Направление подготовки «Экономика»

Дисциплина «Экономическая статистика»

Кафедра статистики


Курсовая работа на тему: «Статистический анализ продовольственной продукции в России и прогноз»

Автор работы:

Студент 2 курса 22 группы

Очной формы обучения

Петровская Дарья Дмитриевна

Научный руководитель:

Доцент, к.э.н.

Марков Владимир Александрович


Саратов 2016

Содержание

Введение

. Теоретические основы статистического анализа продовольственной продукции. Особенности проведения статистического анализа продовольственной продукции в России

.1 Объект, цели и задачи статистического анализа продовольственной продукции

.2 Методологическое обеспечение статистического анализа продовольственной продукции и краткая характеристика рынка продовольственной продукции в России

. Статистический анализ продовольственной продукции в России

.1 Структура и динамика реализации продовольственной продукции и цен на неё в России в 2011-2015 году

.2 Выборочное исследование динамики физического товарооборота продовольственной продукции по регионам России в 2015 году

.3 Прогнозирование состояния рынка продовольственной продукции России на 2016-2018 год

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Продовольственная продукция является важнейшей группой товаров, включаемых в потребительскую корзину населения России, так как представляет собой продукты питания, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека. Социальная и физиологическая важность данной продукции влияет на обеспечение нормального уровня жизни населения страны.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что статистический анализ продовольственной продукции позволяет получать необходимые сведения об особенностях её реализации и потребления в анализируемом периоде. Результаты статистического анализа продовольственной продукции часто ложатся в основу разработки социально-экономических и медицинских государственных программ, направленных на обеспечение благосостояния общества.

Методической базой написания курсовой работы являются учебные пособия и периодические издания таких авторов, как И.К. Беляевский, Е.Н. Киселев, В.В. Ковалев, Т.О. Дюкина, И.И. Елисеева, Н.В. Зубаревич и других.

Методологической базой написания курсовой работы являются такие методы статистического анализа, как анализ рядов динамики, анализ структуры, анализ статистических взаимосвязей, индексный метод, анализ сезонности, методы статистического прогнозирования, табличный и графический методы.

Информационной базой проводимого в курсовой работе статистического анализа являются статистические публикации Федеральной службы государственной статистики России.

Цель курсовой работы - проведение статистического анализа продовольственной продукции России за период 2011-2015 гг.

Задачи курсовой работы:

а) обобщить теоретические основы проведения статистического анализа продовольственной продукции;

б) дать краткую характеристику рынку продовольственной продукции России и особенности её анализа;

в) провести статистический анализ продовольственной продукции в России.

Объектом исследования является продовольственная продукция, реализуемая в России на потребительских рынках. Предметом исследования является статистический анализ продовольственной продукции в России.

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе изучаются и обобщаются теоретические основы проведения статистического анализа продовольственной продукции. Во второй главе проводится статистический анализ продовольственной продукции в России. В приложениях к курсовой работе содержатся расчётные таблицы, используемые для проведения статистического анализа.

1. Теоретические основы статистического анализа продовольственной продукции. Особенности проведения статистического анализа продовольственной продукции в России

.1 Объект, цели и задачи статистического анализа продовольственной продукции

Объектом статистического анализа является продовольственная продукция. Для целей статистического наблюдения и анализа под продовольственной продукцией понимаются пищевые товары, а также напитки и табачные изделия [3].

Для определения видов продукции, входящих в состав пищевых товаров, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утверждённым постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 301 (в ред. от 2014 года). Данный классификатор содержит перечень продукции, относимой к группе пищевой продукции (раздел 91) [2]. Кроме того, данная группа содержит виды напитков и табачной продукции, которые для целей статистического наблюдения и анализа относятся к пищевой продукции. Указанный классификатор актуален в 2016 году, но прекращает своё действие 01.01.2017 года.

Цель статистического анализа продовольственной продукции - выявление статистических закономерностей производства, обращения и потребления продовольственной продукции.

Данная цель подразумевает постановку нескольких задач статистического анализа, в частности:

а) оценку динамики продаж продовольственной продукции;

б) анализ структуры продовольственной продукции, выявление и исследование структурных сдвигов;

в) выявление статистических связей между явлениями, связанными с реализацией и потреблением продовольственной продукции, и другими социально-экономическими явлениями;

д) оценку средних показателей явлений, связанных с реализацией и потреблением продовольственной продукции, в том числе в рамках выборочных наблюдений;

е) выявление сезонности и прогнозирование явлений, связанных с реализацией и потреблением продовольственной продукции.

1.2 Методологическое обеспечение статистического анализа продовольственной продукции и краткая характеристика рынка продовольственной продукции в России

В ходе статистического анализа продовольственной продукции аналитики исследуют такие основные показатели рынка, как:

а) оборот розничной торговли на рынке продовольственной продукции;

б) удельный вес оборота розничной торговли на рынке продовольственной продукции в общем объёме розничного оборота;

в) объём продаж отдельных продовольственных товаров (мясная, хлебобулочная, плодоовощная, молочная и другая продукция);

г) цена на отдельные товары и общий уровень цен рынка продовольственной продукции.

Статистический анализ продовольственной продукции является частью статистических исследований, поэтому в ходе его проведения используются общепринятые методы статистики, в том числе анализ динамики и структуры, индексный метод, корреляционный анализ, выборка, средние величины, в том числе структурные средние, методы анализа сезонности и прогнозирования. рынок товарооборот статистический продовольственный

Показатели динамики используются для анализа изменения объёмов реализации, а также стоимости продовольственных товаров. К таким показателям можно отнести среднее значение ряда, абсолютный прирост, темп роста и прироста, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. Абсолютный прирост, темп роста и темп прироста могут быть цепными, то есть определяться к предыдущему уровню ряда, или базисными, то есть определяться к первому уровню ряда.

Показатели структуры позволяют оценить соотношение отдельных элементов (групп продовольственных товаров) в общем объёме их реализации.

Индексный метод статистического анализа предусматривает применение индексов, то есть показателей сравнения двух состояний одного и того же явления [8, c.217]. Для анализа продовольственной продукции целесообразно использовать индексы физического товарооборота, индексы цен и индексы совокупного товарооборота:

, (1.1)

, (1.2)

, (1.3)

где Iq - индекс физического товарооборота, %;

q1 - объём реализации продукции конкретной группы в отчётном периоде, натуральные единицы измерения;

p1 - цена продукции конкретной группы в отчётном периоде, руб.;

q0 - объём реализации продукции конкретной группы в базисном периоде, натуральные единицы измерения;

p0 - цена продукции конкретной группы в базисном периоде, руб.

Ip - индекс цен, %;

Iqp - индекс совокупного товарооборота, %.

Индекс физического товарооборота показывает изменение товарооборота только за счёт изменения физического объёма реализации. Индекс цен позволяет выявить изменение величины товарооборота за счёт изменения цен на продукцию. Соответственно индекс совокупного товарооборота даёт информацию об общем изменении товарооборота как за счёт изменения физического объёма продаж, так и за счёт изменения цен.

Аналитик при проведение статистического анализа продовольственной продукции на макроуровне обычно оперирует уже готовыми индексами, которые рассчитаны Федеральной службой государственной статистики на базе проводимого статистического наблюдения.

Для статистического анализа связей применяется корреляционный анализ, заключающийся в оценке тесноты связей между явлениями. Одним из способов определения тесноты связей является расчёт коэффициента корреляции (на практике чаще всего используется коэффициент парной корреляции) [8, c.80]:

, (1.4)

где rxy - коэффициент парной корреляции;

xi - i-е значение переменной (влияющего фактора);

 - среднее значение переменной (влияющего фактора);

yi - i-е значение результативного фактора;

 - среднее значение результативного фактора.

Если коэффициент парной корреляции принимает положительное значение, то можно говорить о наличии прямой связи между показателями x и y. Если коэффициент парной корреляции принимает отрицательное значение, то связь обратная. Сила связи определяется по модулю данного коэффициента [8, c.80]:

если модуль коэффициента парной корреляции не более 0,3, то связь слабая;

если модуль коэффициента парной корреляции от 0,3 до 0,7, то связь умеренная;

если модуль коэффициента парной корреляции более 0,7, то связь сильная.

Максимальная величина коэффициента парной корреляции по модулю составляет 1,0.

Для оценки достоверности выводов, связанных с выявлением связи между явлениями, целесообразно определять достоверность полученного коэффициента парной корреляции. При относительно небольшом объёме выборки, на примере которой осуществляется оценка взаимосвязи явлений, рекомендуется проводить расчёт t-критерия по следующей формуле [8, c.81]:

, (1.5)

где tp - расчётное значение t-критерия;

rxy - коэффициент парной корреляции;

d - количество наблюдений (сравниваемых пар).

Расчётное значение tp сравнивается с табличным значением при количестве степеней свободы равном количеству наблюдению, уменьшенному на 2, и заданном уровне значимости (обычно 0,05). Если tp превышает табличное значение, то результаты расчёта коэффициента парной корреляции можно считать достоверными.

В рамках статистического анализа продовольственной продукции часто применяются методы оценки сезонности, основным из которых является коэффициент сезонности [8, c.200]:

, (1.6)

где Kc - коэффициент сезонности;

yi - фактическая величина показателя в i-м интервале;

 - среднее значение величины показателя за период анализа (при отсутствии сезонности).

Прогнозирование показателей, как метод статистического исследования, может осуществляться различными методами, основным из которых является выравнивание по прямой, заключающееся в расчёте уравнения линейного тренда, которое имеет вид [8, c.135]:

y = a + bt, (1.7)

где t - порядковый номер интервала.

Расчёт значений параметров данного уравнения проводится по формулам [8, c.147]:

, (1.8)

, (1.9)

Подставляя в полученное уравнение линейного тренда порядковый номер интервала, за который осуществляется прогнозирование, можно получить прогнозное значение уровня данного интервала.

Качество уравнения линейного тренда можно определить посредством расчёта средней ошибки аппроксимации [8, c.170]:

, (1.10)

где MAPE - средняя ошибка аппроксимации, %;

n - количество интервалов;

yt - фактическое значение t-го уровня ряда;

 - расчётное значение t-го уровня ряда (с применением линейного тренда).

Качество уравнения тренда и, как следствие, прогнозирования на его основе определяется величиной средней ошибки аппроксимации. Величина средней ошибки аппроксимации в пределах 5-7% говорит о качественном результате прогнозирования.

Методология статистического анализа рынка продовольственной продукции базируется на тщательном отборе информации для такого анализа. Информационной основой статистического анализа продовольственной продукции являются унифицированные формы статистического наблюдения, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации. Среди указанных унифицированных форм статистического наблюдения можно выделить следующие основные: П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; П-5м - «Основные сведения о деятельности организации»; ПМ - «Сведения об основных показателях малого предприятия»; МП(микро) - «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятий».

К специализированным формам статистического наблюдения относятся, в том числе: 3-ТОРГ(ПМ) - «Сведения о продаже товаров малыми предприятиями розничной торговли»; 3-рынок - «Сведения о числе торговых мест на рынках»; 3-ярмарка - «Сведения о числе торговых мест на ярмарках»; 71-ТОРГ - «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли»; 81-ИП - «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» и некоторые другие.

Все формы статистической отчётности обладают следующими признаками [7, c.23]:

а) обязательность (они обязательны для целевых респондентов);

б) юридическая сила (формы отчётности являются официальными документами, подписываемыми должностными лицами респондентов).

в) документальная обоснованность (данные статистической отчётности получают на основе первичной документации, содержащей реальные данные хозяйственной деятельности предприятий).

Именно эти признаки статистической отчётности позволяют ей являться официальным источником статистической информации об обороте потребительской продукции в стране.

Указанные формы статистического наблюдения подаются с разной периодичностью в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Данный государственный орган ответственен за статистическую обработку полученных из форм статистического наблюдения данных. Итогом статистической обработки информации являются бюллетени и информационные материалы Федеральной службы государственной статистики, которые периодически публикуются в сети интернет.

На основании полученной информации органы Федеральной службы государственной статистики проводят обобщение и анализ сведений, формируя общедоступные источники статистического информации о рынке продовольственной продукции, основные из которых перечислены ниже:

а) статистический сборник «Россия в цифрах» (публикуемое ежегодно) [13];

б) статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» (публикуемое ежегодно) [13];

в) статистический бюллетень «Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации» (публикуемое ежегодно) [13];

г) статистическое издание «Цены в России» (публикуемое раз в два года)» [13];

д) Единая межведомственная информационно-статистическая система - ЕМИСС (электронный ресурс, содержащий отчётные сведения, формируемые всеми государственными органами власти России) [13];

е) Центральная база статистических данных - ЦБСД (электронный ресурс, содержащий статистические данные по основным разделам социально-экономической статистике) [13];

ж) Показатели муниципальных образований (электронный ресурс, содержащий статистические данные в разрезе отдельных муниципальных образований) [13] и другие.

Кроме того, отдельные органы власти, в компетенцию которых входит сбор, обобщение и представление информации об отдельных показателях рынка продовольственной продукции, формируют собственные источники информации. Например, Центральный банк России ежемесячно публикует данные об инфляции на потребительских рынках [11].

Рынок продовольственной продукции представляет собой целостную динамическую систему рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающую взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции [5, c.10].

В рыночной экономике функционируют две основные группы рынков продовольственной продукции:

а) рынок сырьевых продовольственных товаров: на нём взаимодействуют производители сырьевой продукции, операторы обрабатывающих производств, оптовые торговые предприятия);

б) рынок продовольственных товаров высокой степени переработки: на нём взаимодействуют оптовые и розничные торговые предприятия, а также конечные потребители).

Рынки продовольственной продукции функционируют на трёх уровнях:

а) локальный уровень - рынки конкретных муниципальных образований и их частей;

б) региональный уровень - рынки конкретных субъектов Российской Федерации;

в) национальный уровень - рынки в масштабах Российской Федерации.

Статистический анализ продовольственной продукции может проводиться на всех трёх уровнях. Кроме того, анализ продовольственной продукции может проводиться на микроуровне, то есть на уровне конкретного предприятия или их групп (в рамках конкурентного анализа).

Основными ключевыми категориями рынков продовольственной продукции являются платёжеспособный спрос и предложение. Платёжеспособный спрос формируется потребителями продовольственной продукции, основу которых составляют граждане России, приобретающие продукцию для личного потребления. Следовательно, объём спроса на продовольственную продукцию зависит от таких факторов, как численность населения страны, структура населения и его потребностей, уровня доходов населения, уровня цен на продовольственную продукцию [5, c.16]:

Предложение формируется в зависимости от таких факторов, как численность производителей продовольственной продукции, уровня конкуренции в отрасли, уровня цен на продовольственную продукцию и других факторов [5, c.16].

Розничный оборот продовольственной продукции в России осуществляется посредством следующих основных торговых агентов: специализированные продовольственные магазины; универсальные магазины, в том числе супермаркеты и гипермаркеты; ярмарки и рынки.

Спецификой рынка продовольственной продукции России, как страны с открытой экономикой, является наличие внутреннего производства (реализации) и потребления, экспорта и импорта.

Внутреннее производство и реализация продовольственных товаров в России осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории России, а также иностранными компаниями, размещающими свои производства и торговые помещения в субъектах РФ.

Внутреннее потребление продовольственной продукцией представляет собой приобретение продовольственных товаров в торговых точках, расположенных на территории субъектов РФ.

Экспорт представляет собой вывоз произведённых на территории Российской Федерации продовольственных товаров за пределы страны по внешнеэкономическим контрактам. Особенность экспорта продовольственной продукции заключается в том, что такая продукция учитывается как произведённая в России, однако не включается в товарообороте на территории страны. Россия экспортирует такие виды продовольственной продукции, как пшеница, растительное масло, алкоголь и ряд других товаров.

Импорт представляет собой ввоз произведённых вне территории Российской Федерации продовольственных товаров в страну по внешнеэкономическим контрактам. Данная продукция не учитывается как произведённая в Российской Федерации, однако включается в товарооборот на территории страны. Россия импортирует мясо животных и домашней птицы, рыбу и морепродукты, чай и кофе, некоторые фрукты и овощи и ряд других товаров.

В первой главе курсовой работы проводилось изучение теоретических основ статистического анализа продовольственной продукции. Объектом статистического анализа выступает продовольственная продукция, к которой для целей статистики относятся пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, и табачные изделия. Для статистического анализа используются такие методы, как анализ рядов динамики, структуры, индексные методы, методы анализа статистических взаимосвязей, методы выборочного наблюдения, средние и структурные средние, методы прогнозирования. Источником информации для статистического анализа продовольственной продукции в России являются информационные материалы Федеральной службы государственной статистики, которые формируются на основе обобщения данных из форм статистического наблюдения.

На рынке продовольственной продукции в России функционируют производители продукции, оптовые и розничные продавцы. Также участниками рынка является население России, являющееся потребителями продукции. Кроме того, на рынке продовольственной продукции функционируют экспортёры и импортёры продукции. Анализ продовольственной продукции России проводится по таким направлениям, как динамика и структура оборота розничной торговли продовольственными товарами, уровень цен на данную продукцию, индексный анализ, анализ статистических взаимосвязей, выборочное наблюдение, анализ средних величин, прогнозирование.

2. Статистический анализ продовольственной продукции в России

2.1 Структура и динамика реализации продовольственной продукции и цен на неё в России в 2011-2015 году

Статистический анализ продовольственной продукции в России будет проводиться как в отношении всего объёма продовольственной продукции, реализованной на территории страны, так и в разрезе отдельных продуктовых групп (мясо, хлебобулочные изделия, овощи) при анализе динамики цен. Также анализ будет проведён преимущественно по данным всей территории России (за исключением детального анализа динамики товарооборота, который также будет проводиться в разрезе отдельных регионов страны).

На рисунке 2.1 представлена динамика оборота розничной торговли продовольственной продукции в России.

Рисунок 2.1 - Динамика оборота розничной торговли продовольственной продукцией в России [12]

Рисунок 2.1 показывает, что розничный оборот продовольственной продукции в России за 2011 - 2015 гг. вырос на 4315,0 млрд. руб., или на 47,4%. Ниже произведён расчёт среднего абсолютного прироста и темпа прироста за анализируемый период:

 = 1078,8 млрд. руб.

= 10,2%

Ежегодно розничный оборот продовольственной продукции увеличивается на 1078,8 млрд. руб., или на 10,2%.

Удельный вес товарооборота продовольственной продукции в общем объёме розничного товарооборота является одним из показателей благосостояния общества. Обычно с ростом благосостояния общества этот показатель начинается снижаться. Удельный вес товарооборота продовольственной продукции в общем объёме розничного товарооборота в России представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Изменение удельного веса оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем объёме оборота розничной торговли в России [14]

В соответствии с рисунком 2.2 удельный вес показателя снизился в 2012 году по сравнению с 2011 годом с 47,7 до 46,6%, то есть на 1,1%, но в 2013 году вырос на 0,4%. В 2014 году удельный вес не изменился, а в 2015 году вырос сразу до 48,7%. Такая динамика удельного веса косвенного подтверждает факт снижения благосостояния российского общества вследствие снижения платёжеспособности населения в 2015 году.

В таблице 2.1 представлена структура оборота розничной торговли продовольственной продукцией в России.

Таблица 2.1 - Структура оборота розничной торговли продовольственной продукцией в России (в разрезе основных групп), % [6, c.340-341]

Продуктовая группа

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Мясные продукты (мясо, птица, колбасные изделия, продукты из мяса и птицы, мясные консервы)

16,8

17,0

16,4

16,2

16,2

Рыба и морепродукты

4,2

4,1

4,0

4,3

4,3

Цельномолочная продукция

4,4

4,3

4,5

4,9

4,9

Сыры животные

2,1

2,1

2,1

2,3

2,5

Хлебобулочные изделия

4,8

4,7

4,7

4,7

4,7

Свежие овощи (включая свежий картофель)

4,4

3,9

4,0

4,0

4,3

Свежие фрукты

3,6

3,5

3,4

3,4

4,1

Алкогольные напитки

15,5

15,9

15,7

15,1

14,4

Прочая продукция

44,2

44,5

45,2

45,1

44,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Таблица 2.1 показывает, что мясные продукты составляют от 16,2 до 17,0% всего товарооборота розничной торговли продовольственными товарами, что делает их основной товарной группой (кроме прочей продукции). На алкогольные напитки приходится в 2015 году 14,4% розничного оборота продовольственными товарами, при этом за пять лет удельный вес данной продуктовой группы сократился на 1,1%. Наблюдается рост удельного веса по цельномолочной продукции (с 4,4 до 4,9%), по животным сырам (с 2,1 до 2,5%), а также по свежим фруктам (с 3,6 до 4,1%). Выявлено незначительное увеличение доли реализации рыбы и морепродуктов (с 4,2 до 4,3%), а также сокращение удельного веса продаж хлебобулочных изделий (с 4,8 до 4,7%) и свежих овощей (с 4,4 до 4,3%). Удельный вес всей прочей продовольственной продукции вырос с 44,2 до 44,6%. В целом можно утверждать, что в России сложилась устойчивая структура потребления продовольственных товаров, в которой за 2011-2015 гг. не обнаружены существенные структурные сдвиги.

Как уже было сказано, общая динамика товарооборота продовольственной продукции определяется изменением физического объёма реализации и изменением цен на продукцию. В таблице 2.2 представлена анализ индексов физического товарооборота и индекса цен по всей совокупности продовольственной продукции России, а также отдельно по мясу животных и домашней птицы, хлебобулочным изделиям и свежим овощам. Так как индексы рассчитываются в процентах, то есть являются относительными величинами, то для оценки их изменения целесообразно применять только показатель абсолютного изменения.

Таблица 2.2 - Анализ изменения индексов физического товарооборота и индекса цен по продовольственным товарам в России, а также по мясу животных и домашней птицы, хлебобулочным изделиям и свежим овощам, % [6, c.344, 377]

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Продовольственные товары

Индекс физического товарооборота

103,0

104,0

103,0

100,0

91,0

Абсолютное изменение к 2011 году

-

1,0

0,0

-3,0

-12,0

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

1,0

-1,0

-3,0

-9,0

Индекс цен

110,5

105,2

108,6

111,1

119,1

Абсолютное изменение к 2011 году

-

-5,0

-1,9

0,6

8,6

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

-5,0

3,4

2,5

8,0

Мясо животных и домашней птицы

Индекс физического товарооборота

104,0

102,0

101,0

103,0

94,0

Абсолютное изменение к 2011 году

-

-2,0

-3,0

-1,0

-10,0

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

-2,0

-1,0

2,0

-9,0

Индекс цен

109,2

108,3

97,0

120,1

104,3

Абсолютное изменение к 2011 году

-

-0,9

-12,2

10,9

-4,9

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

-0,9

-11,3

23,1

-15,8

Хлебобулочные изделия

Индекс физического товарооборота

102,0

102,0

100,0

102,0

98,0

Абсолютное изменение к 2011 году

-

0,0

-2,0

0,0

-4,0

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

0,0

-2,0

2,0

-2,0

Индекс цен

108,9

112,0

108,0

107,5

113,2

Абсолютное изменение к 2011 году

-

3,1

-0,9

-1,4

4,3

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

3,1

-4,0

-0,5

5,7

Индекс физического товарооборота

113,0

125,0

106,0

106,0

90,0

Абсолютное изменение к 2011 году

-

12,0

-7,0

-7,0

-23,0

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

12,0

-7,0

-0,0

-16,0

Индекс цен

57,3

119,9

112,9

122,0

115,2

Абсолютное изменение к 2011 году

-

62,9

55,6

64,7

57,9

Абсолютное изменение к предыдущему году

-

62,6

-7,0

9,1

-6,7


Анализ таблицы 2.2 позволяет сделать вывод о том, что физический товарооборот продовольственной продукции в России рос в 2011-2013 гг., а в 2014 году остался неизменным. При этом в 2015 году физический товарооборот снизился сразу на 9%. С другой стороны, цены на продовольственную продукцию после некоторое снижения темпов роста в 2012 году с 2013 по 2015 гг. ускоренно росли, достигнув в 2015 году прироста в 19,1%. Анализ индексов физического товарооборота по выбранным продуктовым группам также позволяет сделать вывод о росте физического товарооборота по ним в 2011-2014 гг. При этом по овощам индекс физического товарооборота в 2012 году составил 125,0%, что больше уровня 2011 года сразу на 12,0%. Вместе с тем, в 2015 году по всем продуктовым группам наблюдалось значительное снижение физического товарооборота (по мясу животных и домашней птицы - на 6%, по хлебобулочным изделиям - на 2%, по свежим овощам - на 10%). Цены по мясной продукции увеличивались в 2011, 2012, 2014 и 2015 гг., а в 2013 году снизились на 3%. По хлебобулочным изделиями цены увеличивались ежегодно, по овощам в 2011 году наблюдалось рекордное падение цен (на 42,7%), но в дальнейшем фиксировался только рост цен (причём значительный).

На рисунке 2.3 представлена динамика цен на продовольственную продукцию в России за 2011-2015 гг. поквартально.

Представленный на рисунке 2.3 ряд динамики характеризуется заметной сезонностью (темпы прироста цен на продовольственную продукцию значительно снижаются в третьем квартале - в отдельных годах в этот период наблюдается дефляция - и растут в четвёртом квартале). Также традиционно высокие темпы роста цен в первом квартале. Такая сезонность связана со значительным падением цен на овощи и фрукты в третьем квартале, а также с ростом спроса на продовольственные товары в четвёртом квартале вплоть до ажиотажного спроса в конце декабря.

Рисунок 2.3 - Динамика цен на продовольственную продукцию в России в поквартальном разрезе [6, c.470-473]

Для оценки сезонности необходимо рассчитать средний темп прироста цен за каждый квартал в 2011-2015 гг. (условное поквартальное изменение цен без влияния сезонности).

Средние поквартальные темпы прироста цен:

 = 1,050 = 5,0%

 = 1,021 = 2,1%

 = 0,996 = -0,4%

 = 1,035 = 3,5%

На основании данных о среднеквартальных (рассчитанных без влияния сезонности) и среднеквартальных фактических темпах прироста цен можно определить коэффициенты сезонности:

,

,

,

,

Расчёты показывают, что пиковые отклонения от среднеквартального значения без влияния сезонности наблюдаются в первом квартале (в первую очередь, за счёт значительного роста цен в первом квартале 2015 года) и в третьем квартале. При этом в первом квартале темпы прироста цен выше среднеквартальных, а в третьем квартале - ниже среднеквартальных (наблюдается снижение цен). Во втором и четвёртом кварталах темпы прироста цен отклоняются от среднеквартальных менее значительно.

2.2 Выборочное исследование динамики физического товарооборота продовольственной продукции по регионам России в 2015 году

Для проведения выборочного наблюдения по регионам России был выбран индекс физического объёма оборота розничной торговли продовольственными товарами. Наблюдение проводилось в рамках регионов Центрального федерального округа и Приволжского федерального округа (32 региона России) - таблица 2.3.

Таблица 2.3 - Данные о физическом объёме розничной торговли продовольственной продукцией в 2015 году по ряду регионов России [10]

Субъект РФ

Индекс физического оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2015 году, %

Белгородская область

89,1

Брянская область

84,5

Владимирская область

81,8

Воронежская область

94,9

г. Москва

83,3

Ивановская область

90,7

Калужская область

86,0

Кировская область

92,0

Костромская область

95,7

Курская область

94,6

Липецкая область

93,6

Московская область

96,4

Нижегородская область

89,3

Оренбургская область

89,9

Орловская область

95,4

Пензенская область

85,5

Пермский край

84,2

Республика Башкортостан

85,4

Республика Марий Эл

76,4

Республика Мордовия

88,8

Республика Татарстан

92,8

Рязанская область

89,6

Самарская область

81,2

Саратовская область

88,5

Смоленская область

87,6

Тамбовская область

91,5

Тверская область

92,6

Тульская область

91,9

Удмуртская Республика

94,5

Ульяновская область

84,9

Чувашская Республика

91,6

Ярославская область

91,9


Для оценки средней величины индекса физического объёма оборота розничной торговли продовольственными товарами необходимо провести группировку данных по интервалам. Предпочтительное количество интервалов и ширина интервала:

k = 1 + 3,32lg32 = 5,997 = 6 интервалов

 = 3,33%

В приложении А представлена группировка в виде расчётной таблицы, данные которой используются для проведения расчёта средних показателей:

 = 88,77%

 = 4,82%

 = 5,4%

Средняя величина индекса физического объёма оборота розничной торговли продовольственной продукцией по анализируемым регионам составляет 88,77%, то есть в среднем объёмы продаж в натуральном выражении снизились на 11,23% +4,82%. Коэффициент вариации составляет 5,4%, то есть можно говорить об однородности выборки. Для оценки структурных средних приведён расчёт моды и медианы. Модальным интервалом является последний интервал, то есть величина fMo+1 = 0. Медианным интервалом является пятый интервал, так как накопленные частоты в нём равны 18:

 = 91,50%

 = 87,45%

Таким образом, в основном в выборке встречается значение 91,50%, то есть физический оборот розничной торговли в большинстве регионов снизился на 8,5%. При этом в половине рассмотренных регионов индекс составил менее 87,45% (снижение оборота более чем на 12,55%), в половине регионов - более 87,45% (снижение оборота менее чем на 12,55%).

Как уже отмечалось, среднее значение индекса в выборке составило 88,77%. Этот результат можно распространить на все регионы России (85 единиц) с предельной ошибкой выборки для доверительной вероятности в 0,95 (t = 1,96):

 = 23,22

 = 1,31

Таким образом, можно утверждать, что средняя величина индекса физического товарооборота продовольственной продукции во всех регионах России составила в 2015 году 88,77% + 1,31% (или от 87,46 до 90,08%), то есть с вероятностью в 95% в России в 2015 году снижение физического товарооборота розничной торговли продовольственными товарами составило от 9,92 до 12,54%.

В рамках проведения статистического анализа продовольственной продукции в России выдвинута гипотеза, что динамика физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией в России зависит от реальных доходов населения. Для этого за переменный признак (х) принимается уровень реальных доходов населения, а за результативный признак - уровень физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией (y). Наблюдение проводилось по 32 регионам Центрального федерального округа и Приволжского федерального округа (период - 2015 год). В таблице 2.4 представлен переменный и результативный признак.

Таблица 2.4 - Уровень физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией и уровень реальных доходов населения в регионах Центрального и Приволжского федерального округа [10], [9]

Субъект РФ

Уровень реальных доходов населения, % (х)

Уровень физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией, % (y)

Белгородская область

-4,4

-10,9

Брянская область

-2,8

-15,5

Владимирская область

-5,6

-18,2

Воронежская область

2,2

-5,1

г. Москва

-3,0

-16,7

Ивановская область

-7,0

-9,3

Калужская область

-8,2

-14,0

Кировская область

-4,2

-8,0

Костромская область

-0,1

-4,3

Курская область

-4,4

-5,4

Липецкая область

-4,8

-6,4

Московская область

-4,2

-3,6

Нижегородская область

-4,5

-10,7

Оренбургская область

-4,6

-10,1

Орловская область

-3,8

-4,6

Пензенская область

-4,9

-14,5

Пермский край

1,8

-15,8

Республика Башкортостан

-5,9

-14,6

Республика Марий Эл

-7,8

-23,6

Республика Мордовия

-4,7

-11,2

Республика Татарстан

-6,2

-7,2

Рязанская область

-6,4

-10,4

Самарская область

-10,4

-18,8

Саратовская область

-2,4

-11,5

Смоленская область

-4,8

-12,4

Тамбовская область

-3,8

-8,5

Тверская область

-3,0

-7,4

Тульская область

-2,2

-8,1

Удмуртская Республика

-0,4

-5,5

Ульяновская область

-11,0

-15,1

Чувашская Республика

-3,9

-8,4

Ярославская область

-4,0

-8,1


Для расчёта коэффициента корреляции между двумя признаками используются данные расчётной таблицы (приложение Б):

 = 0,45

Коэффициент корреляции составляет 0,45. Следовательно, можно сделать вывод о том, что связь между уровнем реальных доходов населения и уровнем физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией прямая и средняя.

t-критерий для 32 наблюдений:

 = 3,09

Табличное значение показателя для 32 наблюдений (d = 30) и уровня значимости в 0,05 составляет 0,30. Так как расчётный t-критерий больше критического значения, то можно сделать вывод о том, что результаты расчёта коэффициента парной корреляции достоверны. Следовательно, можно сделать вывод о том, что между уровнем реальных доходов населения и уровнем физического товарооборота розничной торговли продовольственной продукцией прямо пропорциональная, но не сильная связь. Это, вероятно, можно объяснить тем, что приобретение продовольственной продукции в России является первоочередным направлением расходования личных средств населения (почти половина всего розничного товарооборота приходится на продовольственную продукцию) и спрос на неё является относительно неэластичным по доходу. Поэтому снижение доходов населения снижает платёжеспособный спрос в целом, но платёжеспособный спрос на продовольственную продукцию снижается в меньшей степени. Выявленная зависимость также объясняется и тем, что в состав продовольственной продукции включены товары первой необходимости (хлеб, молоко и ряд других), спрос на которые практически не зависит от уровня доходов или даже увеличивается при их падении.

2.3 Прогнозирование состояния рынка продовольственной продукции России на 2016-2018 год

В данном параграфе будет проведено прогнозирование розничного товарооборота продовольственной продукции в России. Для этого сформирован более длинный динамический ряд, чем был проанализирован в первом параграфе второй главы (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 показывает, что в целом динамика оборота розничной торговли продовольственной продукцией описывается линейным трендом (пунктирная линия), поэтому для прогнозирования целесообразно использовать аналитическое выравнивание по прямой. В приложении В представлена расчётная таблица, используемая для оценки параметров линейного тренда.

Рисунок 2.4 - Динамика оборота розничной торговли продовольственной продукции в России за 2005-2015 гг. [12]

Параметры линейного тренда:

 = 1022,1

 = 2018,0

Отсюда уравнение линейного тренда для анализируемого уровня ряда принимает следующий вид:

 

y = 2018,0 + 1022,1t

Ниже проведёт расчёт средней ошибки аппроксимации:

 = 0,024 = 2,4%

Средняя ошибка аппроксимации составляет 2,4%, что позволяет говорить о качественно подобранном уравнении линейного тренда. Подставляя в это уравнение порядковые номера прогнозных годов, можно спрогнозировать объёмы оборота розничной торговли продовольственными товарами:

y2016 (t = 12) = 2018,0 + 1022,1 х 12 = 14283,2 млрд. руб.

y2017 (t = 13) = 2018,0 + 1022,1 х 13 = 15305,3 млрд. руб.

y2018 (t = 14) = 2018,0 + 1022,1 х 14 = 16327,4 млрд. руб.

Таким образом, прогнозирование рынка продовольственной продукции России позволяет сделать вывод об ожидаемом росте объёма оборота розничной торговли продовольственной продукции в России. Так, в 2016 году прогнозируется объём товарооборота в размере 14283,2 млрд. руб., в 2017 году - 15305,3 млрд. руб., в 2018 году - 16327,4 млрд. руб. При этом ожидаемое расхождение фактического и прогнозного объёма товарооборота составит не более 2,4%.

Заключение

В курсовой работе проведён статистический анализ продовольственной продукции в России. Объектом статистического анализа выступает продовольственная продукция, к которой для целей статистики относятся пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, и табачные изделия. Для статистического анализа используются такие методы, как анализ рядов динамики и структуры, индексные методы, методы анализа статистических взаимосвязей, методы выборочного наблюдения, средние и структурные средние, методы прогнозирования. Источником информации для статистического анализа продовольственной продукции в России являются информационные материалы Федеральной службы государственной статистики, которые формируются на основе обобщения и обработки данных форм статистического наблюдения.

На рынке продовольственной продукции России функционируют производители, оптовые и розничные продавцы. Также участниками рынка в качестве потребителей является население России. Кроме того, на рынке продовольственной продукции функционируют экспортёры и импортёры продукции. Анализ продовольственной продукции России проводится по таким направлениям, как динамика и структура оборота розничной торговли продовольственными товарами, уровень цен на данную продукцию, индексный анализ, анализ статистических взаимосвязей, выборочное наблюдение, анализ средних величин, прогнозирование.

Итогом статистического анализа продовольственной продукции в России стали следующие выводы:

а) выявлен среднегодовой рост оборота розничной торговли продовольственными товарами в размере 10,2% (преимущественно инфляционного характера); при этом удельный вес продаж продовольственных товаров в общем объёме продаж в 2012-2014 гг. не превышал 47%, а в 2015 году достиг почти 49%, что является признаком падения благосостояния населения России;

б) в структуре товарооборота продовольственными товарами выделяются мясные продукты (около 16%) и алкогольные напитки (около 14,5%), удельный вес остальных продуктовых групп значительно ниже; в целом структура реализации продовольственной продукции стабильна в долгосрочной перспективе;

в) физический товарооборот продовольственной продукции в России незначительно увеличивался в 2011-2013 гг., в 2014 году он не изменился, а в 2015 году - сократился на 9%;

г) по мясной и хлебобулочной продукции наблюдается незначительный рост физического товарооборота в 2011-2014 гг., но в 2015 году зафиксировано снижение показателя соответственно на 6 и 2%; физический товарооборот по свежим овощам значительно увеличивался в 2011 и в 2012 гг., наблюдался средний рост в 2013-2014 гг. и снижение на 10% в 2015 году;

д) цены на продовольственную продукцию значительно увеличивались в 2011-2015 гг. (в 2015 году - сразу на 19,1%); по мясной и хлебобулочной продукции, а также овощам также в основном фиксируется ежегодный рост цен (кроме отдельных периодов по отдельным продуктовым группам); рост цен в 2015 году стал следствием в основном девальвации рубля и продуктового эмбарго;

е) цены на продовольственную продукцию в России имеют ярко выраженную сезонность: в I квартале прирост цен значительно превышает среднегодовой прирост; в III квартале - наоборот, регистрируется незначительное снижение цен;

ж) средний индекс физического товарооборота продовольственной продукции по регионам Центрального и Приволжского федеральных округов составил в 2015 году 88,77%, то есть зафиксировано снижение на 11,23%, что в рамках всех регионов России с достоверностью в 95% может означать снижение показателя физического товарооборота с 9,92 до 12,54%, однако при этом выявлено, что большинство регионов анализируемых федеральных округов характеризуется снижением физического товарооборота продовольственной продукции не более, чем на 9% (модальное значение);

з) корреляционный анализ взаимосвязи физического объёма товарооборота продовольственной продукции и уровня реальных доходов населения позволил выявить невысокую прямую зависимость (коэффициент корреляции составляет 0,45); объяснением этого может являться тот факт, что продовольственная продукция представлена преимущественно пищевыми продуктами первой необходимости, поэтому даже снижение доходов на может стать причиной значительного сокращения их потребления, кроме того, уровень эластичности спроса по доходу на продовольственную продукцию невысокий;

и) использование аналитического выравнивания по прямой позволило сформировать уравнение линейного тренда, на основе которого даны прогнозы продаж продовольственной продукции: в 2016 году - 14283,2 млрд. руб., в 2017 году - 15305,3 млрд. руб., в 2018 году - 16327 млрд. руб.; средняя ошибка прогнозирования - не более 3,0%; таким образом, прогнозируется дальнейшее увеличение объёмов продаж продовольственных продуктов.

Список использованных источников

1.       Федеральный закон от 29.11.2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013 года) // Российская газета от 06.12.2007 года. №273

2.       Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утверждённым постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301 (в ред. от 2014 года)

.        Приказ Федеральной службы государственной статистики от 25.12.2015 г. N 653 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об обороте розничной торговли продуктами питания»

.        Беляевский И.К. Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли // Вопросы статистики. - 2015. - №3. - С.27-37

.        Киселева Е.Н. Рынок продовольственных товаров: учебник / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Конова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 396 с.

.        Россия в цифрах 2016: краткий статистический сборник / Росстат. - М, 2016. - 543 с.

.        Социально-экономическая статистика: учебник / В.В. Ковалёва, Т.О. Дюкина. - СПб.: Изд-о С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. - 328 с.

.        Статистика: учебник / И.И. Елисеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 448 с.

.        Зубаревич Н.В. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России // Социальный атлас регионов [Электронный ресурс] // Режим доступа: socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml#no35

.        Индекс физического объёма оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями [Электронный ресурс] // Режим доступа: fedstat.ru / indicator / 33403

.        Инфляция на потребительском рынке [Электронный ресурс] // Режим доступа: #"907296.files/image040.gif">)2*fi

до 77,94

1

76,28

76,28

156,00

77,94 - 81,27

1

79,61

79,61

83,91

81,27 - 84,60

4

81,27

325,08

225,00

84,60 - 87,93

5

86,27

431,35

31,25

87,93 - 91,26

7

89,60

627,2

4,82

свыше 91,26

14

92,93

1301,02

242,28

Итого

32

505,96

2840,54

743,26

Приложение Б

Расчётная таблица для расчёта коэффициента корреляции

№ п/п

Субъект РФ

x

y

(x -)2

(y-)2

(x-) (y-)

1

Белгородская область

-4,4

-10,9

0,00

0,02

0,01

2

Брянская область

-2,8

-15,5

2,42

22,59

-7,40

3

Владимирская область

-5,6

-18,2

1,55

9,27

4

Воронежская область

2,2

-5,1

42,98

31,89

37,02

5

г. Москва

-3,0

-16,7

1,84

35,44

-8,07

6

Ивановская область

-7,0

-9,3

6,99

2,09

-3,83

7

Калужская область

-8,2

-14,0

14,77

10,58

12,50

8

Кировская область

-4,2

-8,0

0,02

7,55

0,43

9

Костромская область

-0,1

-4,3

18,12

41,56

27,44

10

Курская область

-4,4

-5,4

0,00

28,59

-0,23

11

Липецкая область

-4,8

-6,4

0,20

18,90

-1,93

12

Московская область

-4,2

-3,6

0,02

51,08

1,12

13

Нижегородская область

-4,5

-10,7

0,02

0,00

-0,01

14

Оренбургская область

-4,6

-10,1

0,06

0,42

-0,16

15

Орловская область

-3,8

-4,6

0,31

37,78

3,42

16

Пензенская область

-4,9

-14,5

0,30

14,09

2,04

17

Пермский край

1,8

-15,8

37,90

25,53

-31,11

18

Республика Башкортостан

-5,9

-14,6

2,38

14,85

5,95

19

Республика Марий Эл

-7,8

-23,6

11,86

165,20

44,26

20

Республика Мордовия

-4,7

-11,2

0,12

0,21

0,16

21

Республика Татарстан

-6,2

-7,2

3,40

12,58

-6,54

22

Рязанская область

-6,4

-10,4

4,18

0,12

-0,71

23

Самарская область

-10,4

-18,8

36,53

64,85

48,67

24

Саратовская область

-2,4

-11,5

3,83

0,57

-1,47

25

Смоленская область

-4,8

-12,4

0,20

2,73

0,73

26

Тамбовская область

-3,8

-8,5

0,31

5,05

1,25

27

Тверская область

-3,0

-7,4

1,84

11,20

4,54

28

Тульская область

-2,2

-8,1

4,65

7,01

5,71

29

Удмуртская Республика

-0,4

-5,5

15,65

27,53

20,76

30

Ульяновская область

-11,0

-15,1

44,14

18,95

28,92

31

Чувашская Республика

-3,9

-8,4

0,21

5,51

1,07

32

Ярославская область

-4,0

-8,1

0,13

7,01

0,94


Итого

-139,4

-343,9

256,92

727,02

194,76


Среднее значение

-4,36

-10,75




Приложение В

Расчётная таблица для расчёта параметров линейного тренда

Год

yt

t

t2

ytt

 

 (t - )2

 |yt - |

2005

3217,6

1

1

3217,6

3040,0

25

177,6

2006

3947,4

2

4

7894,8

4062,0

16

114,6

2007

4891,3

3

9

14673,9

5084,0

9

192,7

2008

6495,6

4

16

25982,4

6106,0

4

389,6

2009

7097,1

5

25

35485,5

7128,0

1

30,9

2010

8002,2

6

36

48013,2

8150,0

0

147,8

2011

9104,3

7

49

63730,1

9172,0

1

67,7

2012

9961,4

8

64

79691,2

10194,0

4

232,6

2013

11143

9

81

100287

11216,0

9

73.0

2014

12380,8

10

100

123808

12238,0

16

142,8

2015

13419,3

11

121

147612

13260,0

25

159,3

Итого

89660,00

66

506

650396

 

110

 

Среднее значение

8150,91

6,00

 

59126,9

 

 

 

σt2


10







Похожие работы на - Статистический анализ продовольственной продукции в России и прогноз

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!