Статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    780,82 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг

Содержание

 

Введение

1. Понятие рынка, виды рынков

2. Рыночные ситуации и формирование цен на рынке

2.1 Расчет средней цены поступивших товаров

2.2 Расчет средней цены проданных товаров

2.3 Расчет средней цены товарных знаков

3. Общий объем спроса и степень удовлетворенного спроса за два квартала и по каждому сорту товаров

4. Тенденция развития спроса методом аналитического сглаживания

5. Ассортиментная емкость товаров. Средняя ассортиментная емкость по кварталам

6. Теснота корреляционной связи между спросом и предложением

Вывод по работе

Список используемой литературы

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время развитие рынка товаров и услуг во многом определяет динамику российской экономики в целом, особенно в период кризиса, что требует совершенствования методологии анализа рыночных процессов и ведет к изменению приоритетов статистики. Преобразование российского рынка товаров и услуг в последнее время сопровождалось существенными структурными сдвигами спектра товаров, услуг и объемов их продаж.

Рост национальной экономики все в большей степени начинает зависеть от отраслей, ориентированных на внутренний спрос населения.

Цель исследования - статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг.

Объект исследования - рынок товаров и услуг.

Задачи исследования:

дать понятие рынка, видов рынков;

рассмотреть рыночные ситуации и формирование цен на рынке;

проанализировать общий объем спроса и степень удовлетворенного спроса за два квартала и по каждому сорту товаров;

выявить тенденцию развития спроса методом аналитического сглаживания;

рассчитать ассортиментную емкость товаров, среднюю ассортиментную емкость по кварталам;

найти тесноту корреляционной связи между спросом и предложением.

Методологической и теоретической основой для написания работы послужили законодательные и нормативные акты, литература отечественных и зарубежных авторов, статьи из журналов.

1. Понятие рынка, виды рынков


Рынок товаров - это система экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - cфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

) путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров;

) путем поддержания малых и средних предприятий;

) налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления;

) переход к свободному ценообразованию на большинство товаров;

) постепенная отмена дотирования убыточных предприятий;

) радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Субъектами рынка товаров являются как продавцы, так и покупатели специфического товара, в том числе посреднические структуры, объектом - специфический товар, основной для данного рынка, обусловливающий его назначение и несущий благо для потребителя.

Рынок потребительских товаров - функциональный рынок, где объектом выступает товар, удовлетворяющий потребности индивидуального потребителя - населения, а субъектами - продавцы (предприятия и частные лица), осуществляющие продвижение товара от производителя до потребителя (населения), включая процесс продажи товаров и услуг.

Потребительский рынок занимает в экономике центральное место как жизнеобеспечивающий элемент всего рыночного механизма.

Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.

В целом же по своей экономической сущности потребительский рынок - это основная составляющая рыночной структуры.

"Потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения";

У А.С. Новоселова: "Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для использования их в личном потреблении".

Филипп Котлер пишет: "Потребительский рынок охватывает продажу ограниченных по размеру количеств товаров и услуг массовым и индивидуальным покупателям".

М.А. Николаева пишет: "… рынок потребительских товаров - совокупность хозяйствующих субъектов: изготовителей, исполнителей, производящих и (или) реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного, пользования".

рынок цена средняя товар

А.К. Осипов рассматривает потребительский рынок как систему, "отношений, возникающих в регионе по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг".

Приведенные определения потребительского рынка отражают различные аспекты этой экономической категории.

Виды рынков и их классификация включает в свой состав множество групп. Они подразделяются по пространственному расположению и экономическим взаимоотношениям:

. По географическому нахождению:

локальные (местные);

региональные;

национальные;

мировые.

. По назначению объектов рынок подразделяется на:

потребительский;

ценных бумаг;

рабочей силы;

валютный;

информационный;

научно-технический.

. По группам товаров:

рынки продукции производственного назначения;

рынки товаров потребления;

рынки материалов и сырьевых ресурсов.

. По субъектам рыночных отношений:

покупательский рынок;

рынок продавцов;

учреждений государственной сферы;

посреднический.

. По наличию конкурентов виды рынков подразделяются на:

монопольные;

олигопольные;

монополистической конкуренции;

совершенной конкуренции.

. По признакам насыщения они группируются на:

равновесные;

дефицитные;

избыточные.

. По характеру зрелости взаимоотношений рыночная структура может быть:

неразвитой;

развитой;

формирующейся.

. По отношению к действующему законодательству виды рынков группируются на:

официальные;

теневые.

. По типам реализации они делятся на:

розничные;

оптовые.

. По ассортиментным характеристикам реализуемых товаров выделяют следующие виды рынков:

замкнутые (предлагающие покупателям продукцию, выпущенную первым производителем);

насыщенные (реализующие товары, произведенные различными предприятиями);

широкого ассортиментного перечня (предлагающие ряд определенной продукции, использование которой удовлетворяет связанные между собой потребности);

смешанные (реализующие самые разнообразные товары).

. По отраслевому типу различают:

нефтяной рынок;

автомобильный;

компьютерный рынок и т.д.

В сложной структуре рынков особо выделяются пять видов. К ним относят:

рынок услуг и товаров, куда входят различные подвиды этой группы, реализующие продукцию потребительского спроса;

рынок производственных факторов (орудий труда и недвижимости, материальных, энергетических и сырьевых ресурсов, а также природных ископаемых);

финансовый рынок (инвестиционный, кредитный, валютно-денежный, а также ценных бумаг);

рынок интеллектуальных товаров (инноваций, изобретений, услуг информационного характера, а также литературных и художественных произведений);

рынок рабочей силы (трудовых ресурсов).

 

 

. Рыночные ситуации и формирование цен на рынке


2.1 Расчет средней цены поступивших товаров


Исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Индексная цифровая информация за два квартала текущего года

Сорт товара

Поступило товара, тыс. ед.

Продано товара, тыс. ед.

Удовлетв. Спрос, тыс. руб.

Продано товара, тыс. руб.

Товарные запасы, тыс. руб.

Число разнов. (ассорт.) товара

Оптовая цена, руб. /ед.


I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

Высший

960

1020

960

1020

210

225

420

480

156

168

4200

4800

95

110

Первый

1245

1290

1245

1290

120

141

300

330

123

132

2700

2850

87

92

Второй

735

780

735

780

165

150

330

345

114

120

2100

2130

75

84

Третий

240

255

240

255

72

84

225

240

75

84

600

720

52

60

Всего

3180

3345

3180

3345

567

600

1275

1395

468

504

9600

10500

84

93



Среднюю цену поступивших товаров ищем по формуле средней арифметической взвешенной

,

где f - частота.

Таблица 2

Расчет средней арифметической взвешенной

Сорт товара

Поступило товара, тыс. ед.

Оптовая цена, руб. /ед.

xf


I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

Высший

960

1020

95

110

91200

112200

Первый

1245

1290

87

92

108315

118680

Второй

735

780

75

84

55125

65520

Третий

240

255

52

60

12480

15300

Всего

3180

3345

 

 

267120

311700






84

93,18386

кв:


Средняя цена поступивших товаров равна 84 руб.

II кв:


Средняя цена поступивших товаров равна 93 руб.

Средняя цена поступивших товаров выросла во втором квартале на 9 руб.

 

2.2 Расчет средней цены проданных товаров


Среднюю цену проданных товаров ищем по формуле средней арифметической простой

=

 

Таблица 3

Расчет средней цены проданных товаров

Сорт товара

Продано товара, тыс. ед.

Продано товара, тыс. руб.

Цена проданных товаров, руб.


I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

Высший

960

1020

420

480

0,438

0,471

Первый

1245

1290

300

330

0,241

0,256

Второй

735

780

330

345

0,449

0,442

Третий

240

255

225

240

0,938

0,941

Всего

3180

3345

1275

1395

0,401

0,417

кв:

==0.401 руб.

 

Средняя цена проданных товаров равна 0.401 руб.

II кв:

=

 

Средняя цена проданных товаров равна 0.417 руб.

Средняя цена проданных товаров выросла во втором квартале на 0,016 руб.

 

2.3 Расчет средней цены товарных знаков


Среднюю цену товарных знаков ищем по формуле средней арифметической простой:

 

=

 

Таблица 4

Расчет средней цены товарных знаков

Сорт товара

Продано товара, тыс. руб.

Число разнов. (ассорт.) товара

Средняя цена товарного знака, руб.


I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

Высший

420

480

4200

4800

100

100

Первый

300

330

2700

2850

115,8

Второй

330

345

2100

2130

157,1

162,0

Третий

225

240

600

720

375,0

333,3

Всего

1275

1395

9600

10500

132,8

132,9

кв:


Средняя цена товарного знака равна 132,8 руб.

II кв:


Средняя цена товарного знака равна 132,9 руб.

Средняя цена товарного знака выросла во втором квартале на 0,1 руб.

 

2.4 Виды средних, использованные в расчетах

 

Средняя величина - это обобщающий показатель совокупности, характеризующий уровень изучаемого явления или процесса. Средние величины могут быть простыми и взвешенными. Простая средняя рассчитывается при наличии двух и более статистических величин, расположенных в произвольном (не сгруппированном) порядке, по общей формуле. Взвешенная средняя величина рассчитывается по сгруппированным статистическим величинам с использованием общей формулы.

При этом обозначено: Xi - значения отдельных статистических величин или середин группировочных интервалов.

Таблица 5

Виды использованных средних и их применение

Название средней

Формула расчета средней

Когда применяется


простая

взвешенная


Арифметическая

=

=

Чаще всего, кроме тех случаев, когда должны применяться другие виды средних


Выбор вида формулы средней величины зависит от содержания осредняемого признака и конкретных данных, по которым ее приходится вычислять.

3. Общий объем спроса и степень удовлетворенного спроса за два квартала и по каждому сорту товаров


Показатели структуры покупательского спроса и фактической реализации товара за каждый период представлены в таблице:

Таблица 6

Расчет структуры удовлетворенного спроса

Сорт

Продано товара, %

Удовлетворенный спрос, %


I квартал

II квартал

I квартал

II квартал

 А

1

2

3

4

Высший

0,329

0,344

0,370

0,375

Первый

0,235

0,237

0,212

0,235

Второй

0,259

0,247

0,291

0,250

Третий

0,176

0,172

0,127

0,140

Итого

1

1

1

1


По данным таблицы видно, что в общем объеме покупательского спроса увеличилась доля высшего сорта и первого сорта за счет снижения доли второго и третьего сорта.

В общем объеме удовлетворенного спроса увеличилась доля высшего сорта и первого сорта за счет снижения доли второго и третьего сорта.

Показатели динамики удовлетворенного спроса и фактического объема реализации по сортам и в целом показано в таблице:

Таблица 7

Динамика удовлетворенного спроса и фактического объема реализации по сортам и в целом

Сорт

Продано товара, тыс. руб.

Удовлетворенный спрос


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Высший

+60

114,3

+15

107,1

Первый

+30

110,0

+21

117,5

Второй

+15

104,5

-15

90,9

Третий

+15

106,7

+12

116,7

Итого

+120

109,4

+33

105,8


Общий объем покупательского спроса вырос на 9,4% или 120 тыс. руб., удовлетворенный спрос вырос на 33 тыс. руб. или на 5,8%.

Степень удовлетворения покупательского спроса по сортам и в целом, а также динамика за каждый период представлена в таблице:

Таблица 8

Динамика степени удовлетворения покупательского спроса по сортам и в целом

Сорт

Степень удовлетворения покупательского спроса, %

Изменение


I квартал

II квартал


Высший

200,0

213,3

13,3

Первый

250,0

234,0

-16,0

Второй

200,0

230,0

30,0

Третий

312,5

285,7

-26,8

Итого

224,9

232,5

7,6


По данным таблицы можно сделать вывод о том, что спрос во II периоде в целом удовлетворен на 232,5%, что на 7,6% выше, чем в I периоде. Наиболее спрос был удовлетворен по третьему сорту - 285,7%, наименее - по высшему сорту - 213,2%.

4. Тенденция развития спроса методом аналитического сглаживания


К методам аналитического сглаживания относят регрессионный анализ вместе с методом наименьших квадратов и его модификациями.

Таблица 9

Исходные данные для метода аналитического сглаживания

№ п/п

Спрос, тыс. руб.

Предложение, тыс. руб.

Произведение вариант

Квадрат спроса

Квадрат предложения

Ожидаемый спрос, тыс. руб.







1

250

250

50,84

16,81

153,76

263,5

2

290

260

113,73

26,01

497,29

268,0

3

240

200

91,65

22,09

380,25

240,9

4

255

210

80,64

23,04

282,24

245,4

5

260

220

128,26

28,09

585,64

249,9

6

230

190

83,52

23,04

302,76

236,4

7

270

199

83,04

23,04

299,29

240,4

8

220

240

59,45

16,81

210,25

259,0

9

280

290

110,76

27,04

453,69

281,5

10

230

215

120,31

28,09

515,29

247,7

11

240

210

77,28

21,16

282,24

245,4

12

290

280

98,88

23,04

424,36

277,0

Итого      

= 3055

= 2764

= 709130

= 784025

= 648726´







Анализ данных показывает, что с увеличением предложения спрос повышается. Это подтверждает и график (рис.1).

Рисунок 1 - Зависимость спроса от предложения

Расположение точек на графике показывает, что связь между признаками имеет прямолинейный характер и поэтому может быть выражена уравнением прямой линии:

.

Для определения неизвестных параметров уравнения а0 и а1 необходимо решить систему нормальных уравнений:


Значения , ,  и  определим по данным наблюдения (таблица 8) и подставим в уравнения:


После решения системы уравнений получим значения параметров:

.

Уравнение регрессии имеет вид:

.

Величина а0 = 150,484 в уравнении регрессии не имеет смысла. Коэффициент регрессии а1 = 0,45195 характеризует изменение спроса по данной совокупности в зависимости от предложения. При увеличении или уменьшении предложения на 1 тыс. руб., соответственно увеличивается или уменьшается на 0,45195 тыс. руб.

5. Ассортиментная емкость товаров. Средняя ассортиментная емкость по кварталам


Для коммерсантов важно уяснить сущность и методику расчета показателя ассортиментной емкости товарных запасов.

Этот показатель определяется числом разновидностей товаров внутри каждой товарной группы, приходящихся на 1000 руб. товарных запасов соответствующей товарной группы:

,

где N - число товарных разновидностей по каждой товарной группе по состоянию на определенную дату времени (на начало или на конец периода);

З - сумма товарных запасов по каждой товарной группе по состоянию на определенную дату времени (на начало или на конец периода).

Таблица 10 Расчет ассортиментной емкости

Сорт товара

Число разнов. (ассорт.) товара

Товарные запасы, тыс. руб.

Ассортиментная емкость

 

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

I кв.

II кв.

Высший

4200

4800

52

56

80,8

85,7

Первый

2700

2850

41

44

65,9

64,8

Второй

2100

2130

38

40

55,3

53,3

Третий

600

720

25

28

24,0

25,7

Всего

9600

10500

156

168

61,5

62,5


Средняя ассортиментная емкость товарных запасов в целом по торговому предприятию:

1000, где:

 - число товарных разновидностей в целом по предприятию на начало или на конец периода,

 - сумма товарных запасов в целом по предприятию на начало или на конец периода.

I кв:

=61,5

II кв:

=62,5

Индексы ассортиментной емкости определяются по следующим формулам.

Индивидуальный индекс ассортиментной емкости:

, где:

 - ассортиментная емкость товарных запасов по данной товарной группе соответственно на конец и на начало изучаемого периода.

Общий индекс средней ассортиментной емкости товарных запасов в целом по торговому предприятию:

, где:

 - средняя ассортиментная емкость товарных запасов в целом по торговому предприятию соответственно на конец и на начало изучаемого периода;

 - сумма товарных запасов по отдельным товарным группам соответственно на конец и на начало периода.

Динамика средней ассортиментной емкости товарных запасов складывается под влиянием изменения ассортиментной емкости товарных запасов по каждой товарной группе и структурных сдвигов в товарных запасах, т.е.:

.

.

.

Таблица 11

Расчет индексов ассортиментной емкости

Сорт товара

Товарные запасы, тыс. руб.

Ассортиментная емкость

Индекс ассортиментной емкости

АеК Зк

АеН Зк

АеН Зн

 

I кв.

I кв.

II кв.





Высший

52

56

80,8

85,7

1,061

4800

4523,1

4200

Первый

41

44

65,9

64,8

0,984

2850

2897,6

2700

Второй

38

40

55,3

53,3

0,964

2130

2210,5

2100

Третий

25

28

24,0

25,7

1,071

720

672,0

600

Всего

156

168

61,5

62,5

1,016

10500

10303,2

9600


или 101,6%.

или 101,9%

Следовательно, средняя ассортиментная емкость товарных запасов под влиянием изменения ассортиментной емкости товарных запасов по каждой товарной группе изменилась на 1,9%.

или 99,7%

Следовательно, средняя ассортиментная емкость товарных запасов под влиянием структурных сдвигов в товарных запасах снизилась на 0,3%.

Проверка:

Общее влияние= 1,019*0,997=1,016 или 101,6%.

Средняя ассортиментная емкость товарных запасов выросла на 1,6%.

6. Теснота корреляционной связи между спросом и предложением


Для проверки тесноты связи между спросом и предложением, определения неизвестных причинных связей, установления степени влияния независимой переменной на зависимую и определения расчетных значений зависимой переменной, проведём корреляционно - регрессионный анализ. Корреляционно-регрессионный анализ как общее понятие включает в себя измерение тесноты, направление связи и установление аналитического выражения (формы) связи.

Таблица 12 Динамика спроса и предложения

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Спрос, тыс. руб.

250

290

240

255

260

230

270

220

280

230

240

290

Предложение, тыс. руб.

250

260

200

210

220

190

199

240

290

215

210

280


Для этого обратимся к следующей таблице:

Таблица 13 Исходные данные для установления зависимости между спросом и предложением, тыс. руб.

Месяцы

Спрос (Y)

Предложение (X)

1

250

250

2

290

260

3

240

200

4

255

210

5

260

220

6

230

190

7

270

199

8

220

240

9

280

290

10

230

215

11

240

210

12

290

280


Построим прогнозную модель спроса методом регрессионного анализа. Суть метода заключается в установлении функциональной зависимости между функцией (спросом) и фактором (предложение).

Табличный процессор Excel содержит модуль Анализ данных. Этот модуль позволяет выполнить статистический анализ выборочных данных (построение гистограмм, вычисление числовых характеристик и т.д.). Режим работы Регрессия этого модуля осуществляет вычисление коэффициентов множественной регрессии вида, построение доверительные интервалы и проверку значимости уравнения регрессии. Для вызова режима Регрессия модуля Анализ данных необходимо:

обратиться к пункту меню Сервис;

в появившемся меню выполнить команду Анализ данных;

в списке режимов работы модуля Анализ данных выбрать режим Регрессия и щелкнуть на кнопке Ok.

Рисунок 2 - Результаты регрессионной модели (Скрин Excel)

Из рисунка 2 видно, что эмпирические коэффициенты регрессии соответственно равны а = 150,484, b1 = 0,452. Коэффициенты приведены на рисунке скрине "Результаты регрессионной модели" в ячейках В31: В32. Столбец "Коэффициенты".

Из рассмотренных моделей наиболее адекватно описывает существующие данные следующая модель (рисунок 3):

Рисунок 3 - Модель установления зависимости между спросом и предложением

Запишем её в виде формулы:

Y= 0,452Х+ 150,48, где Y - спрос, тыс. р.;

х - предложение, тыс. р.

Соотношение между одной результирующей переменной и независимой объясняющей переменной, может быть найдено путем вычисления коэффициента корреляции, который можно найти по формуле:


В результате использования модуля Анализ данных режим Регрессия


R=0,627297. Следовательно, можно оценить связь как тесную.

Коэффициент детерминации служит для оценки точности регрессии, т.е. соответствия полученного уравнения регрессии и фактическим данным.

Коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака, находящегося под воздействием факторных признаков, т.е. определяет, какая доля вариации признака "у" учтена в модели и обусловлена влиянием на него факторов включаемых в модель. Чем ближе R2 к единице, тем выше качество модели.

В результате использования модуля Анализ данных режим Регрессия


Коэффициент детерминации R2=0,3935 (ячейка А165), это указывает на то, что изменение спроса на 39,35% зависит от изменения предложения; 19,3% - влияние неучтенных факторов.

Выполним оценку статистической надежности моделирования с помощью F - критерия Фишера. Для этого выполним проверку нулевой гипотезы Н0 о статистической не значимости полученного уравнения регрессии по условию:

если при заданном уровне значимости (принимаем a = 0,05) теоретическое (расчетное) значение F - критерия Fт больше его критического значения Fкрит (табличного), то нулевая гипотеза отвергается, и полученное уравнение регрессии принимается значимым.

Величина критического значения Fкрит, определяется по статистическим таблицам, а в Excel критическое значение F-критерия рассчитывается при помощи функции FРАСПОБР (a; k1; k2), где k2 = n - (k + 1), где k - это число независимых переменных, а n - число точек данных. В нашем случае f = 12 - (1 + 1) = 10, k1=1, где n=12-число месяцев.

k=1 (x1)

F табл. = 4,9646 при α=0,05 (ячейка В34 на рисунке).

Рисунок 4 - Нахождение F табл.

Если значение F-статистики выше критического, то регрессионная модель в целом значима.

Формула критерия Фишера:

где

В результате использования модуля Анализ данных режим Регрессия из таблицы с регрессионной статистикой выпишем фактическое значение F-критерия Фишера: Fфакт= 6,49 (ячейка F26 на рисунке).


Поскольку Fфакт<Fтабл при 5% -ном уровне значимости, то можно сделать вывод о незначимости уравнения регрессии.

Если вероятность меньше уровня значимости α (обычно α=0.05), то построенная регрессия является значимой.

В данном случае вероятность равна 0,029 (ячейка 26 на рисунке), что меньше 0,05, следовательно, построенная регрессия является значимой.

Точность модели тем лучше, чем меньше ее стандартная ошибка (это же имеет место и при использовании для оценки уровня точности других видов ошибок). Однако, понятие "чем меньше" является относительным и зависит от порядка чисел, представляющих данные задачи. Поэтому модель считается точной, если стандартная ошибка модели меньше стандартной ошибки (среднеквадратического отклонения) результативного признака.

Стандартную ошибку легко найти в Excel с помощью статистической функции СТАНДОТКЛОН.

Рисунок 5 - Нахождение стандартной ошибки (скрин)

Из скрина видно, что среднеквадратическое отклонение (или стандартная ошибка) Sk=23,8802 (ячейка В35).

В результате использования модуля Анализ данных режим Регрессия из таблицы с регрессионной статистикой выпишем стандартную ошибку модели S0=19,5052 (ячейка В21 на рисунке).


Так как S0< Sk, то модель регрессии является точной.

Также для оценки связи между х и у используется коэффициент эластичности, который определяется по следующей формуле:

,

где Э - коэффициент эластичности;

 - коэффициент регрессии;

 - средняя арифметическая по предложению;

 - средняя арифметическая по спросу.

По проделанным ранее вычислениям имеем: =0,45195, =230,33. =254,583.

Тогда подставим эти значения в формулу и получим следующее значение коэффициента эластичности:


Это означает, что при изменении предложения на 1% спрос изменяется на 0,4089%.

Вывод по работе


В работе были решены следующие задачи:

дано понятие рынка, видов рынков;

рассмотрены рыночные ситуации и формирование цен на рынке;

проанализирован общий объем спроса и степень удовлетворенного спроса за два квартала и по каждому сорту товаров;

выявлена тенденция развития спроса методом аналитического сглаживания;

рассчитана ассортиментная емкость товаров, среднюю ассортиментную емкость по кварталам;

найдена теснота корреляционной связи между спросом и предложением.

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - cфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Средняя цена поступивших товаров выросла во втором квартале на 9 руб. Средняя цена проданных товаров выросла во втором квартале на 0,016 руб. Средняя цена товарного знака выросла во втором квартале на 0,1 руб.

В общем объеме удовлетворенного спроса увеличилась доля высшего сорта и первого сорта за счет снижения доли второго и третьего сорта.

Средняя ассортиментная емкость товарных запасов выросла на 1,6%.

Уравнение регрессии спроса и предложения имеет вид:

.

Величина а0 = 150,484 в уравнении регрессии не имеет смысла. Коэффициент регрессии а1 = 0,45195 характеризует изменение спроса по данной совокупности в зависимости от предложения. При увеличении или уменьшении предложения на 1 тыс. руб., соответственно увеличивается или уменьшается на 0,45195 тыс. руб.

Коэффициент детерминации R2=0,3935, это указывает на то, что изменение спроса на 39,35% зависит от изменения предложения; 19,3% - влияние неучтенных факторов.

Так как S0< Sk, то модель регрессии является точной.

При изменении предложения на 1% спрос изменяется на 0,4089%.

Список используемой литературы


1.       Дюженкова, Н.В. Статистика в коммерческой деятельности: учебное пособие для студентов 2 курса направления подготовки 100700 "Торговое дело (коммерция)" / Н.В. Дюженкова. - Тамбов: Изд-во ФГБОУВПО "ТГТУ", 2014. - 112 с.

2.       Елисеева И.И. Статистика. - М.: Высшее образование, 2009 - 566с.

.        Новоселов, А.С. Теория региональных рынков: учебник / А.С. Новоселов. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.

.        Панюжев С.И. Статистика коммерческой деятельности. Задания и упражнения для практических занятий. / Под ред. проф.О.Э. Башиной / М.: РГТЭУ, 2005.

.        Статистика рынка товаров и услуг: учебник / под ред. Л.А. Белявского. - Москва, 2004. - 656 с.

.        Общая теория статистики: учебник / под ред.И. И. Елисеевой - М.: Финансы и статистика, 2005. - 656 с.

.        Теория статистики: учебник для вузов / Р.А. Шмойлова и др.; под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.

.        Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учебное пособие для вузов / Р.А. Шмойлова и др.; под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.

Похожие работы на - Статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!