Система рекреационного комплекса в региональной экономике

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    367,62 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система рекреационного комплекса в региональной экономике

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические аспекты формирования региональной политики по развитию рекреационных услуг

1.1 Теоретические основы формирования региональной политики по развитию рекреационных услуг

1.2 Методологические аспекты развития рекреационных услуг на региональном уровне

2. Анализ региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области

2.1 Цели и задачи региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области

2.2 Проблемы и перспективы развития рекреационных услуг в Калужской области

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


В основу государственно-территориального устройства Российской Федерации положено федеративное устройство, которое предполагает гибкое сочетание двух уровней государственной власти, федеральной и региональной. Это способствует гармоничному развитию как страны в целом, так и отдельного региона. В связи с этим, неотъемлемой частью государственной политики является государственная региональная политика, которой, в современных условиях, отводится ведущая роль в социально- экономическом развитии страны.

В последние десятилетия туристско-рекреационная деятельность играет заметную роль в национальной экономике, а развитие рекреационных услуг является важнейшим фактором, влияющим на рост занятости населения, стимулирующим производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.

К важнейшим задачам государственной региональной политики относится создание благоприятных макроэкономических условий для развития региона и эффективное использование имеющегося потенциала для повышения уровня жизни населения в регионе. При разработке и реализации региональной политики учитываются такие факторы как природно- климатические условия, геополитическая ситуация, социально-исторические особенности, уровень экономического развития. В настоящее время государственная региональная политика реализуется с учетом региональной специфики регионов, становится более осмысленной и многоплановой. Одним из направлений государственной региональной политики является создание условий для развития рекреационных услуг.

Государственная региональная политика по развитию рекреационных услуг реализуется на всей территории страны, с учетом региональных особенностей отдельных субъектов Российской Федерации. Ее целью является использование особенностей рекреационного потенциала каждого региона для социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. В данном случае региональная политика государства направлена на сохранение его единства и целостности, недопущение его распада на суверенные территории.

Региональная политика по развитию рекреационных услуг представляет собой совокупность форм и методов воздействия на туристско-рекреационную сферу хозяйственной жизни региона. В первую очередь, региональная политики по развитию рекреационных услуг должна базироваться на законодательно-правовых основах и отвечать социальным требованиям общества. Региональная политика по развитию рекреационных услуг должна отвечать требованиям экономической безопасности и содержать мероприятия по сохранению экологического баланса в регионе.

Формирование и реализация региональной политики по развитию рекреационных услуг ориентируется на решение следующих задач:

−        рациональное использования рекреационного потенциала и размещение рекреационных объектов на территории региона с учетом климатических, географических, природных и прочих условий;

−       создание оптимального соотношения между отраслями специализации региона и отраслями рекреационного комплекса;

−       обеспечение рекреационных объектов услугами бытового и культурного назначения, общественного питания, потребительскими и сувенирными товарами;

−       развитие дорог и всех видов связи для осуществления транспортной доступности к рекреационным объектам.

Актуальность выпускной квалификационной работы. В последние десятилетия в стране наблюдается процесс регионализации, когда большинство функций регулирования социально-экономическими процессами переходят от центральных органов власти к региональным. Это приводит к повышению роли региональных рычагов в развитии рыночного механизма для рекреационной деятельности. Политика развития рекреационной деятельности разрабатывается в целом на всей территории

России с учетом специализации регионов, а реализуется в соответствии со спецификой рекреационных услуг на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Цель государственной региональной политики определена необходимостью развития рекреационных услуг в каждом регионе страны т.к. рекреационная деятельность является одной из составляющих социально-экономической политики государства.

Цель выпускной квалификационной работы проанализировать текущее состояние региональной политики по развитию рекреационных услуг на примере Калужской области.

Для достижения поставленной цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:

−        изучить теоретические основы формирования региональной политики по развитию рекреационных услуг;

−        рассмотреть методологические аспекты развития рекреационных услуг на региональном уровне;

−        проанализировать региональную политику по развитию рекреационных услуг в Калужской области;

−        выявить проблемы развития рекреационных услуг в Калужской области;

−        определить перспективы развития рекреационных услуг в Калужской области.

Объектом исследования выступает система рекреационного комплекса в региональной экономике.

Предметом исследования являются организационно-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и развития региональной политики по развитию рекреационных услуг.

Данное исследование проведено на примере региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области., которая обладает всеми преимуществами для успешного развития рекреационных услуг. Калужская область, расположенная в центральной части Восточно-

Европейской равнины, наделена богатыми природными ресурсами. В первую очередь, это, конечно, родная природа средней полосы и экологически чистая атмосфера: много рек, богатые леса, тридцать процентов территории занимает Национальный парк «Угра». Последнее время заметно возросло количество гостевых домов, агроусадеб, баз отдыха. Рекреационные объекты на территории области обеспечивают качественный, здоровый, комфортный отдых, а так же различные развлечений, которые можно отнести к активному виду отдыха.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы и методологические аспекты формирования и развития государственной региональной политики по развитию рекреационных услуг. Во второй главе проведен анализ современного состояния рекреационного комплекса Калужской области и законодательной основы региональной политики по развитию рекреационных услуг. Выявлены ряд проблем в использовании рекреационного потенциала Калужской области, определены перспективы дальнейшего развития. Работа проиллюстрирована табличным и графическим материалом.

 

1. Теоретико-методологические аспекты формирования региональной политики по развитию рекреационных услуг

1.1 Теоретические основы формирования региональной политики по развитию рекреационных услуг

Среди отраслей социальной сферы национальной экономики важное место занимает рекреация. В Большой советской энциклопедии рекреация определяется как помещение для отдыха. В экономическом словаре рекреация понимается как отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе труда.

Российский исследователь Н.М. Большаков отмечает, что рекреация, это не просто отдых, а прежде всего восстановление физических и духовных сил, затраченных в производственных процессах. Именно поэтому в условиях, когда объективные потребности населения в рекреации заметно возрастают, особое значение имеет проведение определенной государственной и муниципальной политики в этой области, политики, нацеленной на создание наиболее благоприятных условий и предпосылок наилучшего использования местных ресурсов для полноценного отдыха людей.

Таким образом, рекреация довольно многогранное понятие, в котором следует учитывать биологические, антропологические и социальные аспекты процесса жизнедеятельности человека, предполагающие необходимость потребление рекреационных услуг.

На сегодняшний день общепринятой классификации общественных функций рекреации, в научных кругах, не сформировалось, однако, наиболее важные из этих функций представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Общественные функции рекреации

Медико-биологическая функция рекреации, это необходимость в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, как один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

Социально-культурная функция рекреации заключается в удовлетворении духовных потребностей человека, открывает большие возможности для общения человека природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

Экономическая функция рекреации выражается в воспроизводство рабочей силы. Благодаря этой функции рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

Американский экономист Гэри Беккер, изучая человеческое поведение, проанализировал распределение времени между трудом и досугом, выявил экономическую сущность данного соотношения. В частности, он утверждал, что проблема рационального использования нерабочего времени имеет существенное значение с точки зрения роста экономического благосостояния. Виды рекреации зависят от форм использования нерабочего времени.

Так, например, одной из форм использования нерабочего времени, является сон. В целом, человек во сне проводит более половины своей жизни, но это физиологическая потребность каждого человека. Многие предпочитают проводить нерабочее время в путешествиях, посещая различные интересные города или страны, удовлетворяя тем самым не только физиологические, но и духовные потребности. Итак, в зависимости от форм использования свободного времени различают три вида рекреации, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды рекреации

Отдых предполагает пассивное проведение нерабочего времени и не обязательно связан с перемещениями за пределы своего места жительства. Лечение (оздоровление) предполагает активное проведение нерабочего времени, сопровождаемое комплексом лечебных или оздоровительных мероприятий. Туризм, также предполагает активное проведение нерабочего времени сопровождаемое, как правило, с определенной физической нагрузкой. Именно туризм в современном мире воспринимается как главная форма рекреационной деятельности, превратившись в мощную самостоятельную отрасль невещественного производства, которая удовлетворяет рекреационные потребности.

В понятийном отношении туризм отличается от рекреации по содержательному и социально-экономическому наполнению, поскольку изначально тяготеет к категории досуга. Туризм понятие многогранное - это и разновидность миграции населения, и бизнес, и сектор мирового хозяйства, и отрасль национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. В современной науке прослеживается тенденция к практически полному слиянию понятий досуга и свободного времени. Многие исследователи понимают под досугом часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения производственных обязанностей, домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), то есть свободное время.

Современные тенденции социально-экономического развития в стране создают предпосылки для бурного развития предпринимательства, основанного на рекреационных ресурсах. Рекреационные ресурсы состоят из совокупности природных и искусственно произведенных человеком объектов, пригодных для создания условий для удовлетворения потребностей населения в активном отдыхе. Следует отметить, что на потребительское поведение при выборе рекреационных услуг большое влияние оказывает общий уровень семейного дохода. При среднедушевом доходе ниже прожиточного минимума на одного члена семьи наблюдается эффект замещения, когда при поиске места отдыха определяющим фактором становится экономия средств. При более высоком уровне дохода наблюдается эффект дохода, где определяющим фактором является уровень сервисного обслуживания. Таким образом, в социально развитом государстве, с целью соблюдения социальных нормативов минимального обеспечения спроса на рекреационные услуги, рынок рекреационных услуг необходимо дополнять государственным регулированием.

В Российской Федерации принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого рынка туристско- рекреационных услуг на всей территории страны определены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристско-рекреационных ресурсов Российской Федерации.

Управление туристско-рекреационной отраслью в России регулируется различными, связанными между собой нормативно-правовыми актами, соответствующими международным нормам, которые, в хронологическом порядке, представлены в таблице 1. Федеративное устройство государства предполагает развитие государственной политики и на региональном уровне. Законодательство о туристско-рекреационной деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о туристско-рекреационной деятельности состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие управление туристско-рекреационной отраслью в России.

Нормативно-правовой акт, №

Дата

Наименование

ФЗ №2300-1

07.02.1992

О защите прав потребителей

ФЗ № 132

24.11.1996

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

Указ Президента РФ №1453

18.11.2004

О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту

ФЗ № 116

22.07.2005

Об особых экономических зонах в Российской Федерации

ФЗ № 59

02.05.2006

О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации

Постановление правительства №452

18.07.2007

Постановление правительства №644

02.08.2011

"О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)

Постановление правительства №1085

09.10.2015

Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»

Законодательство о туристско-рекреационной деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (например, Закон Московской области от 26.12.2014г. № 186/2014-ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области», Закон Калужской области от 13.06.2000 № 18-ОЗ «О туристской деятельности на территории Калужской области», Закон Краснодарского края от 25.10.2005 г. №938-КЗ «О туристической деятельности в Краснодарском крае» и т.д.). Наряду с законами в субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма на среднесрочную перспективу (Концепция развития туристического сектора Омской области до 2025 года, Концепция развития туризма в Архангельской области до 2030 года, Концепция развития туризма в Московской области до 2020 года и т.д.) В некоторых регионах приняты региональные целевые программы развития туризма на долгосрочную перспективу. Так, в Калужской области, в целях развития туристско- рекреационных услуг Правительством Калужской области в декабре 2013 года была утверждена государственная программа «Развитие туризма в Калужской области» до 2020 года Россия обладает огромными ресурсами и рекреационным потенциалом, что позволяет создать на территории страны оздоровительные и восстановительные комплексы. Отдельные уголки страны обладают уникальными, специфическими климатическими, географическими, биологическими особенностями. Внутренний туристско-рекреационный потенциал регионов отличается большим разнообразием. Южные регионы предлагают пляжи теплых морей, регионы Крайнего Севера - бескрайние просторы заснеженной тундры, регионы Дальнего Востока - своеобразие животного и растительного мира, регионы центральной России - удивительные памятники истории в городах всемирного культурного наследия. При этом, все они находятся, в настоящее время, в относительно равных инвестиционных условиях. В связи с этим, наибольшую актуальность приобретает проблема развития туристско-рекреационных услуг с учетом региональных особенностей отдельных уголков страны.

1.2 Методологические аспекты развития рекреационных услуг на региональном уровне

Развитие рекреационных услуг обусловлено ярко выраженной позитивной направленностью на общественное благосостояние, как страны в целом, так и отдельных регионов. В связи с этим, рекреационные услуги следует относить, по большей части, к общественным благам, производство, которых входит в социальную политику государства.

Согласно новой институциональной концепции стоимость потребления рекреационных услуг определяется не рыночными ценами, а величиной эквивалентного результата отдыха, который включает дополнительный прирост человеческого, социального и организационного капиталов. При этом, экономическое поведение хозяйствующих субъектов в сфере рекреационных услуг имеет ряд специфических особенностей:

•      низкая динамичность, обусловленная медико-биологической функцией рекреации, т.к. потребность в восстановлении физических сил и активном отдыхе у человека связаны с определенными этапами жизни, а переход от одного жизненного этапа к другому является довольно длительным процессом;

•      территориальная сегментация, определенная географическим расположением и наличием природных ресурсов, т.к. одни регионы могут предложить для отдыха солнечный берег морского побережья, а другие горнолыжные курорты;

•   локальный характер, т.к. предложение многих рекреационных услуг привязано к местностям, обладающим рекреационным потенциалом, невозможно предложить потребителю для активного отдыха рыбалку, при отсутствии водоемов;

•    неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, обусловленная высокой асимметрией информации о технологиях и качестве предоставления рекреационных услуг;

•    отсутствие возможности использовать в полной мере рыночный механизм, т.к. это приводит к противоречиям с основными положениями государственной социальной политики.

Важным условием развитие деятельности хозяйствующих субъектов в сфере рекреационных услуг на региональном уровне является наличие необходимых туристско-рекреационных ресурсов. Туристско-рекреационные ресурсы, в зависимости от их происхождения следует объединить в две группы3:

1.        Природные ресурсы, к которым относятся гидроминеральные, лесные, биотические (флора и фауна), климатические и прочие ресурсы. Это природные комплексы, компоненты которых, обладают ценными психолого- эстетическими свойствами, позволяющие при определенных социальных, экономических и технических условиях обеспечить отдых, т.е. снятие психического, физического и социально-психологического напряжения, лечение, удовлетворение потребностей в познании окружающего мира, самоутверждении и самосозерцании. Для развития рекреационных услуг в регионе именно эта группа ресурсов играет определяющую роль.

2.       Антропогенные ресурсы, представлены культурно-историческими, развлекательными, спортивными ресурсами, которые определяют туристские цели путешественников. Эти ресурсы для развития туристско-рекреационных услуг в регионе играют дополняющую роль, обеспечивая выполнение социально-культурной функции рекреации. Особое значение в этой группе антропогенных факторов играет инфраструктура. Для полноценного использования антропогенных ресурсов необходимо доступность транспортного сообщения, продовольственного обеспечения, наличие высококвалифицированных кадров (например, для обеспечения санаторно-курортного лечения необходимы медицинские работники) и прочее.

Таким образом, для развития рекреационных услуг в регионе необходимо наличие, в первую очередь, природных ресурсов. Однако, региональная политика по развитию рекреационных услуг должна включать мероприятия по сохранению окружающей среды, с целью обеспечения экологического баланса в регионе. В частности, необходимо применять безопасные для окружающей среды способы хранения, утилизации и переработки жидких и твердых отходов жизнедеятельности человека, развивать экологически безопасные источники электроэнергии и прочее. Антропогенные ресурсы, как выше было сказано, играют дополняющую роль для развития рекреационных услуг в регионе и представлены, как правило, санаториями, пансионатами, гостиницами, базами отдыха, кемпингами и прочее. Сведения о наличии антропогенных ресурсов в России представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Сведения о численности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха (кроме турбаз) в России за 2015 год

Из представленных данных видно, что туристско-рекреационный потенциал российских регионов значителен и разнообразен. Антропогенные ресурсы наиболее развиты в Южном федеральном округе, что связано с климатическими и географическими особенности данных территорий, где главным богатством является наличие пляжей черноморского побережья.

На рисунке 4 представлены данные о развитии антропогенных ресурсов в Центральном федеральном округе. Здесь природные ресурсы представлены многочисленными реками и озерами, лесами, возвышенностями, целебными источниками.

Рисунок 4. Сведения о численности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха (кроме турбаз) в ЦФО за 2015 год

Наибольшее количество домов отдыха, пансионатов, санаториев, туристских баз и гостиниц сосредоточено в Московской и Тверской области. При этом, по численности размещенных лиц на базах отдыха, кемпингах других организаций отдыха лидирующие позиции занимает Московская область. (см. рисунок 5). Связано это, в первую очередь, с тем, что здесь расположены сложившиеся туристские и экскурсионные центры, многочисленные музеи-заповедники, старинные усадьбы и памятники архитектуры, связанные с именами знаменитых деятелей литературы и искусства.

Рисунок 5. Численность размещенных лиц на базах отдыха, в кемпингах и других организациях отдыха (кроме турбаз) в ЦФО за 2015 год

Сегодня, можно говорить о том, что путешествия для современного человека перестают быть развлечением и роскошью, а становятся неотъемлемой частью жизни, которая связана с удовлетворением духовных потребностей, восстановлением физических сил, необходимых для поддержания нормального уровня жизнедеятельности. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. туристско-рекреационный потенциал страны рассматривается как существенная составляющая ресурсного потенциала для развития экономически выгодной отрасли национальной экономики. Следует отметить, что рекреационные услуги, в отличие от других видов туристско- рекреационной деятельности не требуют обязательного наличия дорогостоящего оборудования и высококвалифицированного персонала. Динамика изменения объема потребления туристско-рекреационных услуг за 2013 - 2015 гг. представлена на рисунках 6 и 7.

Рисунок 6. Объем туристско-рекреационных услуг, оказанных населению, млн.руб.

Рисунок 7. Объем туристско-рекреационных услуг, оказанных населению по ЦФО, млн.руб.

Согласно представленным данным наблюдаются незначительные изменения в объеме потребления туристско-рекреационных услуг. В целом по стране отмечается небольшой спад потребления туристско-рекреационных услуг в 2014 году. В регионах Центрального федерального округа наблюдается общая тенденция спада объема потребления туристско- рекреационных услуг.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить общие тенденции развития рекреационных услуг на региональном уровне.

·         Формирование программ развития рекреационных услуг с учетом климатических, географических и других особенностей региона;

·        Организация национальных и природных парков для активного всесезонного отдыха на природе;

·        Развитие системы контроля за состоянием окружающей среды, с целью соблюдения экологического баланса в регионе;

·         Содействие развитию туристско-рекреационных объектов в рамках концепции социально-экономического развития страны.

Разработка региональной политики по развитию рекреационных услуг с учетом выделенных направлений позволяет учитывать все возможности туристско-рекреационного потенциала при соотношении всех функций рекреации.

 

2. Анализ региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области

2.1 Цели и задачи региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области

Калужская область богата природными ресурсами. На ее территории расположены архитектурные и исторические достопримечательности, о которых свидетельствуют множество памятников храмовой и гражданской архитектуры. Упоминания о крупных городах области, таких как Козельск, Боровск, Мосальск и др., относятся к XII веку. На территории области расположены знаменитые древние монастыри, среди которых выделяются Тихонова и Оптина пустыни, Пафнутьев-Боровский и Николаевский- Черноостровский монастыри. Калужская область, обладая исторически сложившимися многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, имеет необходимый туристско-рекреационный потенциал, к тому же, немаловажным фактором для развития рекреационных услуг является относительная близость к г. Москве. Таким образом, основная цель региональной политики по развитию туристско-рекреационных услуг, это привлечение большего количества туристов на территорию региона, повышение качества этих услуг и сохранение культурно-исторического наследия в долгосрочной перспективе.

Законодательная основа региональной политики по развитию рекреационных услуг определятся следующими стратегическими документами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калужской области:

−         Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

−       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

−       Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р;

−       Подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р;

−       Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644;

−       Закон Калужской области от 13.06.2000 № 18-ОЗ «О туристской деятельности на территории Калужской области»;

−       Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года».

−       Постановление Правительства Калужской области от 31 декабря 2013 г. № 767 « Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области».

Особенность региональной политики Калужской области заключается в использовании кластерного подхода. Кластерная политика - система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. Согласно стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года на территории региона наилучшими перспективами для формирования обладают 7 основных кластеров11. (см.рисунок 8).

Рисунок 8. Кластерный подход в региональной политики Калужской области

На сегодняшний день, практически полностью, завершено формирование двух кластеров, автостроительного кластера и кластера биотехнологий и фармацевтики. Туристско-рекреационный кластер, как и остальные четыре, находятся на стадии своего формирования. Основными предпосылками для развития туристско-рекреационного кластера являются климатические и географические особенности региона. Во-первых, это наличие уникальных природных ландшафтов, и во-вторых, близость к столице, дающая дополнительную возможность для увеличения туристического потока. Для достижения поставленной цели, в региональной политике по развитию рекреационных услуг определены следующие задачи:

−         повысить конкурентоспособность туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;

−       выделить приоритетные направления туристско-рекреационной деятельности в Калужской области;

−       повысить качество туристско-рекреационных услуг на территории Калужской области;

−       сохранить культурно-историческое наследие региона.

Исполнительным органом власти, реализующим региональную политику по развитию рекреационных услуг, является Министерство культуры и туризма Калужской области. С 2011 года на территории области функционирует государственное автономное учреждение Калужской области по туризму "Туристско-информационный центр "Калужский край", сокращенное наименование - ГАУ КО по туризму «ТИЦ «Калужский край».

Автономное учреждение, которое было создано с целью реализации государственной региональной политики по развитию туристско-рекреационных услуг. К основным функциям "Туристско-информационного центра "Калужский край", согласно уставу данной организации, относятся

Содействие развитию спорта, туризма и молодежной политики на территории Калужской области и создание благоприятных условий для их развития;

-   Формирование представлений о Калужской области как субъекте Российской Федерации, благоприятном для развития спорта, туризма и реализации молодежной политики, распространение информации о историко- культурном наследии, природно-оздоровительном, спортивном и ином потенциале области;

-  Поиск потенциальных инвестиционных возможностей в сфере спорта, туризма и молодежной политики на территории Калужской области и привлечение инвестиций в эти сферы.

Для достижения указанных целей, согласно уставу организации, ГАУ КО по туризму «ТИЦ Калужский край» имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

−       организация культурных, развлекательных и спортивных мероприятий;

−       поиск возможных туристских ресурсов на территории Калужской области;

−       содействие развитию туристской индустрии на территории Калужской области;

−       формирование и продвижение туристского продукта Калужской области;

−       развитие международных контактов в сфере спорта, туризма и молодежной политики Калужской области;

−       поддержка и развитие внутреннего, въездного, спортивного, социального и самодеятельного туризма;

−       разработка предложений, проектов нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере спорта, туризма и молодежной политики;

−       содействие созданию благоприятных условий для инвестиций в спорт и туризм Калужской области;

−       содействие кадровому обеспечению спорта и туризма Калужской области и другое

Исходя и вышесказанного, можно утверждать, что региональная политика по развитию рекреационных услуг в Калужской области имеет прочную законодательную основу.

2.2 Проблемы и перспективы развития рекреационных услуг в Калужской области

По данным Федерального агентства по туризму в Российской Федерации Калужская область занимает 8-е место среди регионов Центрального федерального округа по объемам туристического потока. В Валовом региональном продукте Калужской области доля туристско- рекреационных услуг составляет 1%, тогда как, в целом по стране, аналогичный показатель равен 2,5%. Следует отметить, что в структуре туристического потока большая часть, более 90%, приходится на долю российских посетителей. Обусловлено это, в первую очередь, исторической значимостью для граждан Российской Федерации и религиозной ценностью для православных верующих туристско-рекреационного потенциала данной территории. Основными туристско-рекреационными центрами Калужской области, на сегодняшний день, являются:

·        Парк птиц «Воробьи» (Малоярославецкий район);

·        Национальный парк «Угра» (Бабынинский, Дзержинский, Перемышльский, Козельский, Износковский, Юхновский районы);

·        Международный мото-рок-фестиваль «Мото-Малоярославец» (Малоярославецкий район);

·        Реконструкция исторически значимых сражений Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года (Малоярославецкий, Куйбышевский, районы);

·        Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского (г. Калуга).

По данным Министерство культуры и туризма Калужской области на территории региона работают более 90 объектов, способствующих развитию туристско-рекреационных услуг. (см. рисунок 9).

Рисунок 9. Туристско-рекреационные объекты Калужской области.

Стратегической целью развитие туристско-рекреационных услуг в Калужской области является увеличение туристического потока к 2020 году до 4030 тыс.человек в год, т.е. более чем на 85% по сравнению с 2016 годом. Привлекательными направлениями для туристов на протяжении многих лет остаются14:

-     Паломничество и познавательные туры религиозной направленности. На Калужской земле расположены известные православные обители, такие как Оптина пустынь, Свято-Амвросиевская пустынь, Пафнутьев-Боровский монастырь и многие другие.

-          Познавательные туры по исторически памятным местам. Калужская область очень богата архитектурными достопримечательностями. На территории области находятся города, первое упоминание о которых относится к XII веку. Старинные усадьбы, музейные и парковые комплексы свидетельствуют о богатейшей истории края.

-          Оздоровительные туры в экологически чистые зоны. На территории Калужской области расположено множество пансионатов и санаторий, специализирующихся на лечебно-оздоровительном туризме, которые располагаются в сосновых борах, парках, лесных полосах, как правило, рядом с живописными реками и озерами.

-              Экологические туры по природным территориям национальных парков. Калужская область очень богата природными достопримечательностями, благодаря особому географическому положению. Многие интересные и красивые места Калужской области являются особо охраняемыми природными территориями: в Ульяновском районе существует Государственный заповедник "Калужские засеки"; почти через всю область на многие километры протянулся Национальный парк "Угра".

В последнее время в области активно развивается аграрный (сельский) туризм. Уникальные особенности туристско-рекреационного потенциала дают возможность для активного развития именно этого вида туристической деятельности, что особенно актуально для Калужского региона, который до недавнего времени, имел исключительно сельскохозяйственную специализацию. Развития аграрного (сельского) туризма является существенным источником дохода для сельского населения. Объекты аграрного (сельского) туризма созданы и успешно развиваются во всех районах Калужской области. (см. рисунок 10). На территории области построены гостевые дома, туристические усадьбы, охотничьи и рыбацкие домики, которые предоставляют возможность для индивидуального, семейного и корпоративного отдыха на любой вкус.

Рисунок 10. Сведения о количестве объектов аграрного (сельского) туризма в Калужской области


Наибольший интерес для развития аграрного (сельского) туризма представляют Тарусский, Дзержинский и Боровский район, именно здесь сосредоточено большее количество объектов. Согласно статистическим данным более 120 хозяйствующих субъектов занимаются агротуризмом. При поддержке Министерство культуры и туризма Калужской области, начиная с 2011 года, каждый четвертый субъект агротуризма получил государственную поддержку в виде субсидий на развитие материально-технической базы15. Целями предоставления субсидий являются финансовая поддержка субъектов аграрного туризма и достижение целевых и контрольных показателей, определенных государственной программой «Развитие туризма в Калужской области». Право на получение субсидии имеют субъекты аграрного (сельского) туризма, которые предоставляют комплекс туристско-рекреационных услуг, зарегистрированные на территории Калужской области, в форме: рекреационный калужский товар потребительский

−  крестьянских (фермерских) хозяйств;

−       сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

−   иные хозяйствующие субъекты, в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители.

Субсидии предоставляются получателям на возмещение расходов, произведенных в текущем финансовом году, направленные на компенсацию части затрат связанных со строительством, реконструкцией, приобретением оборудования и развитие инженерной инфраструктуры объектов агротуризма в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете. (см.таблица 2).

Таблица 2. Направления и ставки субсидий субъектам агротуризма в Калужской области

Направление

Доля компенсационной части затрат из областного бюджета от понесенных затрат с учетом НДС

Размер субсидии, не более тыс. руб. (на одного получателя)

Субсидии на компенсацию части затрат на подрядные работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и обустройством объектов аграрного туризма (жилых помещений)

25%

250 тыс.руб.

Субсидии на компенсацию части затрат на подрядные работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом и обустройством недвижимого имущества объектов аграрного туризма (кроме жилых помещений)

25%

250 тыс.руб.

Субсидии на компенсацию части затрат на подрядные работы, связанные с развитием инженерной инфраструктуры объектов аграрного туризма, включая подключение газопровода, водопровода, канализации и электрических сетей

25%

250 тыс.руб.

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение оборудования, инвентаря и других объектов движимого имущества

20%

200 тыс.руб.

В условиях активного роста в России внутреннего туризма у российских регионов, и в частности, у Калужской области, есть большие перспективы по развитию аграрного (сельского) туризма. Эта тенденция была отмечена на первом заседании рабочей группы по развитию сельского туризма в Российской Федерации, которое состоялось в октябре 2016 года на территории Калужской области. Для преодоления сдерживающих факторов развития аграрного (сельского) туризма региональная политики должна включать ряд мероприятия направленных на повышения уровня информационной поддержки развития данного вида туристско-рекреационной деятельности. Так, например, в августе 2016 года в Боровском районе на территории туристского комплекса «ПРОБКА» состоялся первый фестиваль активного отдыха «РОКот». А в июне 2016 года, при поддержке министерства культуры и туризма Калужской области в Парке Птиц «Воробьи» Жуковского района состоялась презентация объектов сельского туризма, входящих в состав Ассоциации сельского и агротуризма Калужской области.

Итак, следует отметить определенные успехи по развитию рекреационных услуг в Калужской области. Региональными органами власти создана прочная законодательная основа для развития туризма, как одной из важных форм рекреации, на территории региона. С целью развития предпринимательской деятельности в сфере агротуризма, как одного из наиболее перспективных направлений туристско-рекреационного потенциала области, используется такой инструмент стимулирования хозяйственной деятельности, как субсидии. Однако, несмотря на это, необходимо выделить и ряд проблем в региональной политики Калужской области по развитию туристско-рекреационных услуг.

Во-первых, низкий уровень транспортной доступности объектов туристско-рекреационного обслуживания, связанный, в первую очередь, с ненадлежащим состоянием или полным отсутствием автомобильных дорог. Так, например, в марте 2017 года сотрудниками ГИБДД отдела МВД России по Боровскому району проводились мероприятия по соблюдению исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. На участках автомобильных дорог областного подчинения Лапшинка - Кабицыно, Малоярославец - Боровск - Кривское и Малоярославец - Боровск - Обнинск на территории Боровского района инспекторами были выявлены многочисленные повреждения дорожного покрытия в виде выбоин, размеры которых существенно превышали нормативные значения.

Большинство туристско-рекреационных объектов Калужской области находящиеся вне городов и административных центров, в связи с этим туристы, вынуждены совершать поездки с многочисленными пересадками, для посещения интересующих объектов. Так, турист из города Москвы, желающий посетить культурно-образовательный центр «ЭТНОМИР», должен, скорее всего, сначала добраться до города Балабаново, затем до города Боровска и только потом до деревни Перово, где и находится данный туристско-рекреационный объект.

В-вторых, высокая стоимость проживания, питания и другого туристско-рекреационного обслуживания. Средняя стоимость проживания в гостиницах и гостевых домах по Калужской области составляет 3500 руб. с человека в сутки. Стоимость входного билета в культурно-образовательный центр «ЭТНОМИР», расположенного в Боровском районе, составляет 600 руб. в выходные дни и 500 руб. в будничные, стоимость одного культурно-образовательного тура начинается от суммы в 10000 руб19., это при том, что, согласно статистике, средняя заработная плата в Боровском районе составляет 27 тыс.руб. С учетом того, что данный туристско-рекреационный объект, как выше было сказано, находится на удаленном расстоянии от города Боровска, к стоимости входного билета следует прибавить стоимость транспортных расходов.

В-третьих, недостаточно активное продвижение туристско- рекреационного продукта Калужской области на межрегиональном и мировом уровнях. В 2011 году по заказу Агентства регионального развития Калужской области студия Артемия Лебедева разработала логотип территориального продукта. Однако, в дальнейшем процесс маркетинговой деятельности по продвижению территориального продукта, как на межрегиональном, так и на мировом уровне закончился.

Таким образом, несмотря на положительные результаты для повышения эффективности региональной политики по развитию рекреационных услуг в Калужской области, необходимо решить ряд острых проблем.

Для повышения уровня транспортной доступности рекреационных объектов необходимо реализовывать мероприятия по улучшению состояния автомобильных дорог и развивать систему городского и сельского пассажирского транспорта. С этой целью возможно использование экономических рычагов стимулирования, например, субсидирование транспортных компаний, зарегистрированных на территории Калужской области. В довольно благоприятных условиях инвестиционного климата, Калужская область занимает 4-е место по привлеченным иностранным инвестициям среди регионов ЦФО, возможно рассмотрение вопроса по привлечению дополнительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры на территории области.

Для снижения стоимости туристско-рекреационного обслуживания следует использовать систему стимулирования для потребителей рекреационных услуг. Например, посещение рекреационных объектов в определенные дни с дополнительной скидкой.

С целью более активного продвижения регионального продукта использовать весь набор территориального маркетинга.

·        Использование рекламной и сувенирной продукции на целевых межрегиональных рынках;

·        Выпуск буклетов, брошюр и другой печатной продукции;

·        Проведение фестивалей, выставок, конференций для привлечения потенциальных потребителей территориального продукта;

·        Празднование юбилеев исторических и культурных событий;

·        Создание и поддержание сайтов для различных групп потребителей;

·        Активная реклама рекреационных объектов региона в среде интернет и т.п.

Другими словами, для решения вышеуказанных проблем и повышения эффективности региональной политики по развитию рекреационных услуг, предлагается расширить государственную целевую программу Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» соответствующими подпрограммами.

 

Заключение

Рекреация собирательное понятие, охватывающее широкий круг вопросов, связанных с активными и пассивными формами проведения нерабочего времени. Необходимым условием развития рекреационной деятельности, является наличие свободного времени, составляющего часть внерабочего (под свободным временем, понимается, не связанное с производственной деятельностью, а также удовлетворением биологических и бытовых потребностей и отводимое для физического, интеллектуального развития и отдыха). В условиях развитого социального общества увеличение свободного времени, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения приводят к значительным изменениям структуры потребления, где все большее место начинают занимать рекреационные услуги. Для социально развитого государства характерно покрытие части расходов на развитие рекреационных услуг, как частично общественного блага.

Важным существенным фактором развития рекреационных услуг является стремление уменьшить влияние на человека отрицательных последствий научно-технического прогресса, в первую очередь обусловленных интенсивной урбанизацией. Концентрация населения в индустриальных центрах и специфические условия труда в крупном автоматизированном производстве - главная причина характерного для нашего времени сокращения физических и увеличения психоэмоциональных нагрузок, влекущих за собой гиподинамию и «эмоциональную усталость» от быстро меняющихся звуковых и зрительных раздражителей и переизбытка информации. Помимо этого, рекреация является не только средством компенсации производственного и непроизводственного утомления, но и удовлетворяет естественную тягу человека к природе, смене впечатлений. Этим и объясняется наблюдающийся, в настоящее время, повышенный интерес к рекреационным услугам.

Современные тенденции социально-экономического развития в стране создают предпосылки для бурного развития предпринимательства, основанного на рекреационных ресурсах, которые в зависимости от их происхождения следует объединить в две группы: природные и антропогенные. Для развития рекреационных услуг в регионе определяющую роль играют природные ресурсы. Антропогенные ресурсы, представлены культурно-историческими, развлекательными, спортивными ресурсами, которые определяют туристские цели путешественников. Эти ресурсы для развития рекреационных услуг в регионе играют дополняющую роль, обеспечивая выполнение социально-культурной функции рекреации.

На всей территории страны реализуется государственная региональная политика по развитию рекреационных услуг, учитывающая региональные особенности отдельных субъектов Российской Федерации. Ее целью является использование особенностей рекреационного потенциала каждого региона для социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Проведенный анализ показал, что, как и для многих других регионов, развитие рекреационных услуг на территории Калужской области является одни из факторов успеха для региональной экономики. Законодательная основа региональной политики по развитию рекреационных услуг определятся стратегическими документами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.

Особенность региональной политики Калужской области заключается в использовании кластерного подхода. Согласно стратегии социально- экономического развития Калужской области до 2030 года, девизом которой «Человек - центр инвестиций», среди 7 основных потенциальных кластеров присутствует туристско-рекреационный, а одним из 12 приоритетных проектов является формирование межрегионального туристского бренда.

Стратегической целью развитие туристско-рекреационных услуг в Калужской области является увеличение туристического потока к 2020 году

до 4030 тыс.человек в год, т.е. более чем на 85% по сравнению с 2016 годом. Привлекательными направлениями для туристов на протяжении многих лет остаются:

−       Паломничество и познавательные туры религиозной направленности.

−       Познавательные туры по исторически памятным местам.

−       Оздоровительные туры в экологически чистые зоны.

− Экологические туры по природным территориям национальных парков. В последнее время в области активно развивается аграрный (сельский) туризм. Уникальные особенности туристско-рекреационного потенциала дают возможность для активного развития именно этого вида туристической деятельности, что особенно актуально для Калужского региона, который до недавнего времени, имел исключительно сельскохозяйственную специализацию. Наибольший интерес для развития аграрного (сельского) туризма представляют Тарусский, Дзержинский и Боровский район, именно здесь сосредоточено большее количество объектов. Согласно статистическим данным более 120 хозяйствующих субъектов занимаются агротуризмом. При поддержке Министерство культуры и туризма Калужской области, начиная с 2011 года, каждый четвертый субъект агротуризма получил государственную поддержку в виде субсидий на развитие материально-технической базы.

Однако, несмотря на определенные успехи, существует ряд нерешенных проблем в региональной политики Калужской области по развитию рекреационных услуг.

Во-первых, низкий уровень транспортной доступности объектов туристско-рекреационного обслуживания, связанный, в первую очередь, с ненадлежащим состоянием или полным отсутствием автомобильных дорог.

В-вторых, высокая стоимость проживания, питания и другого туристско-рекреационного обслуживания.

В-третьих, недостаточно активное продвижение туристско- рекреационного продукта Калужской области на межрегиональном и мировом уровнях.

Таким образом, несмотря на положительные результаты по развитию рекреационных услуг в Калужской области, в частности, создание прочной законодательной основы для развития туризма на территории региона и стимулирование предпринимательской деятельности в сфере агротуризма с помощью субсидирования, на сегодняшний день, остается ряд нерешенных проблем. Для решения, которых можно предложить дополнить государственную целевую программу Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» соответствующими подпрограммами.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовая документация

1.       Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

3.       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

4.       Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р;

5.       подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р;

6.       Закон Калужской области от 13.06.2000 № 18-ОЗ «О туристской деятельности на территории Калужской области»;

7.       Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года».

8.       Постановление Правительства Калужской области от 31 декабря 2013 г. № 767 « Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области».

9.       Постановление Правительства Калужской области от 29.10.2014 № 634 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на развитие материально-технической базы субъектам аграрного туризма в рамках государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области».

Литература

10.     Абрамов, А.П. Маркетинг на транспорте: учебник для вузов / А.П. Абрамов, В.Г. Галабурда, Е.А. Иванова; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.Г.Галабурды. - М.: Желдориздат, 2011. - 329 с.

11.     Аксенов, И.А. Развитие транспортной инфраструктуры региона (на примере Владимирской области): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Аксенов Илья Антонович. - Великий Новгород, 2014. - 194 с.

12.     Бабкин А. В. Специальные виды туризма. Ростов н / Д.: Феникс, 2011.

13.     Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение// THESIS. - 1993. Т.1, вып.1. С.38 (англ. Economic Analysis and Human Behavior, 1987)

14.     Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2012.

15.     Ветитнев А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Академия, 2011.

16.     Ветитнев А.М., Войнова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности : учебное пособие . - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с

17.     Глухов, В.В. Управление инновационным социально-экономическим развитием мегаполиса: методология, принципы, механизмы: монография / В.В. Глухов, Е.А. Горин, М.Э. Осеевский. - СПб: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2012. - 427 с.

18.     Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г.Гранберг; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 4-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2014. - 495 с.

19.     Джанджугазова Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с. - (Сер. Бакалавриат)

20.     Джанджугасова Е. А. Маркетинг туристских территорий. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 224 с.

21.    Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория. 3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ; Питер, 2011.

22.     Игнатов В.Г., Булатов В.И. Регионоведение (экономика и управление): учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. - 528 с.

23.     Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н.Чернышева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 464 с.

24.     Казаков Н. П., Ли И. В., Попков В. П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере : моногр. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012.

25.     Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс; Волгоград: ВолГУ, 2014. - 364с. - (Высшее образование)

26.     Новый экономический словарь/ Под ред.А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2012.- 1088с.

27.     Организация предпринимательской деятельности: Учебник/ Д.И.Валигурский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 520 с.

28.     Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

29.     Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6- е изд. - СПб.: Питер, 2013 - 448 с.: ил.

30.     Шмарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник.- М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 320с.

31.     Экономика муниципальных образований: учебное пособие/Под общей ред.проф.Игнатова В.Г. - М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д, 2010. -544с.

Периодические издания

32.     Бекетов Н.В., Денисова А.С. Проблемы развития рынка рекреационных услуг. Научный журнал «Вестник МГУС». Москва, 2015, №2

33.     Власть поможет малому бизнесу / газета «Боровские известия», № 22-23 от 27.02.2013г./ управление по работе со СМИ администрации губернатора области.

34.     Сафронов К.Э. Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах / Вестник Омского университета/ Омск, 2016, №1

35.     Сафронов К. Э. Управление формированием безбарьерной среды в городах и регионах РФ // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда : международный журнал. - 2013. - № 3(43).

36.     Фильченко В.А., Погребова Е.Е. Кластерная политика как основа инновационного развития региона. Научный журнал «Сервис PLUS». Москва 2016, №4.

Интернет ресурсы

37.     Большаков Н.М. Экономика и организация производства// Лесной журнал, 2009, №4 /Электронный ресурс/ https://docviewer.yandex.ru/view/

38.     Государственное автономное учреждение Калужской области

39.     «Агентство регионального развития Калужской области» (ГАУ

40.     «АРРКО») http://www.arrko.ru

41.     Государственное автономное учреждение Калужской области по туризму "Туристско-информационный центр "Калужский край". Официальный сайт /Электронный ресурс/ http://visit-kaluga.ru/

42.     Культурно - образовательный центр «Этномир». http://ethnomir.ru

43.     Официальный портал органов власти Калужской области/ Электронный ресурс/ http://калужскаяобласть.рф/sub/minkult/turizm/

44.     СМИ «СИНВ-РЕН ТВ». Зарегистрировано Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (Управление Роскомнадзора по Калужской области). Свидетельство ЭЛ № ТУ 40- 00144 от 27.12.2011. Лицензия на вещание ТВ №20024 от 22.02.2012 http://cinv.tv

45.     Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт /Электронный ресурс/ http://www.russiatourism.ru/

Похожие работы на - Система рекреационного комплекса в региональной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!