Разработка концепции построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,56 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка концепции построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

Содержание

Введение

. Сущность и основная характеристика прогнозирования макроэкономического развития Брянской области

.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Брянской области за 2012-2016 годы

.2 Оценка уровня развития Брянской области на 2017 год

2. Разработка концепции построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

2.1 Методы и модели прогнозирования макроэкономического развития

2.2 Прогнозирование развития региональной экономики

3. Применение модели макроэкономического развития Брянской области

3.1 Проблемы социально-экономического развития Брянской области

3.2 Концептуальное описание модели прогнозирования макроэкономического развития Брянской области (2017-19 годы)

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Экономическая теория и практический опыт стран мирового сообщества свидетельствуют, что основным инструментом регулирования рыночной экономики на макроуровне является прогноз. Теория и методология прогнозирования разрабатывались представителями науки Запада и отечественными учеными. Методы прогнозирования начали складываться в зарубежных странах после Первой мировой войны. В дальнейшем они получили развитие и в СССР, а с переходом страны к рыночным отношениям - и в современной России.

Исходя из анализа проблем прогнозирования развития экономики страны, также важно обратить внимание на социально-экономические показатели отдельных регионов и проблемы их развития. К числу наиболее актуальных можно отнести следующие из них: методология разработки макроэкономических прогнозов, обеспечивающая их достоверность, определение перспектив движения экономики страны с учетом наметившейся тенденции ее поступательного развития; прогнозирование основополагающих, направлений развития промышленного производства и социальной сферы с использованием методологических подходов и методов применительно к этим объектам прогнозирования; обоснование роли государства в развитии рассматриваемых направлений прогнозирования, использование в методологии макроэкономических прогнозов возможностей, связанных с регулирующими функциями государства.

Совокупность названных проблем прогнозирования определила и выбор темы курсовой работы.

Цель исследования: построить модель прогнозирования макроэкономического развития Брянской области.

Задачи:

раскрыть сущность макроэкономического развития Брянской области

разработать концепцию построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

разработать модель макроэкономического развития Брянской области

Предмет исследования: прогнозирование макроэкономического развития Брянской области

Объект исследования: Брянская область.

Методы: общенаучные и экономические, метод анализа, прогнозирование на основе патентной информации.

Курсовая работа состоит из ведения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованных источников.

макроэкономический прогнозирование брянский область

1. Сущность и основная характеристика прогнозирования макроэкономического развития Брянской области

.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Брянской области за 2012-2016 годы

Бюджетная политика Брянской области сформирована на основе приоритетов, определенных Президентом России в Послании Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также проекте основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Таблица 1 - Макроэкономические показатели развития Брянской области на 2012-16 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Валовой региональный продукт, млрд. российских рублей

207,4

219,5

243,0

270,3

292,9

Индексы физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему периоду в постоянных ценах

108,3

101,0

103,5

103,0

101,0

Валовой региональный продукт на душу населения, российских рублей

164,7

175,9

196,3

219,9

239,5

Продукция промышленности, млрд. российских рублей

124,6

128,9

140,7

178,4

188,2

Индекс промышленного производства, в % к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых ценах

115,7

96,8

102,1

113,5

107,8

Продукция сельского хозяйства, млрд. российских рублей

35,9

43,4

56,3

73,9

78,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых ценах

105,7

112,4

115,0

113,5

108,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. российских рублей

46,6

60,9

66,1

61,7

42,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, российских рублей

16530,0

18973,9

20911,0

21679,0

22425,0

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода), в %

1,3

1,1

1,1

1,3

1,2


Валовой региональный продукт является важнейшим показателем развития экономики на макроэкономическом уровне. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг. Объем валового регионального продукта в 2015 году составил 270,3 млрд. рублей или 103 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года (116,6 процента к уровню 2012 года). В 2016 году ВРП составил 292,9 млрд. руб. [19].

Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП. Несмотря на сокращение в конце года объемов производства в промышленном секторе области под влиянием финансово-экономического кризиса, итоги работы свидетельствуют о сохранении положительных тенденций.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2014 году согласно статистическим данным составил 49 783,4 млн. рублей, индекс физического объема - 103,5%, в 2015 году оценивается в размере 50 702,4 млн. рублей, индекс физического объема - 103,0%; в 2016 наблюдается небольшой спад на 2% по сравнению с 2015 г. В целом за период 2012 -2016 гг. индекс физического объема снизился на 7,3%.

Уровень официально регистрируемой безработицы по состоянию на 1 января 2016 года составила 1,2 % к численности экономически активного населения.

Численность экономически активного населения в 2013 году составила 638,5 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике - 547,5 тыс. человек. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 33,3 тыс. человек (в 2012 году - 32,7 тыс. человек).

Численность экономически активного населения в 2016 году в количестве 628 тыс. человек, численность занятых в экономике - 527 тыс. человек.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2016 год увеличилась на 3,3 процента к уровню 2015 года и составила 22425 рублей.

Среднедушевые денежные доходы в среднем за год сложились в сумме 25196,9 рубля (больше на 14,3 процента), реальные денежные доходы населения составили 97,4 процента к уровню 2015 года.

Численность официально зарегистрированных безработных за 2016 год увеличилась на 1415 человек и составила 8,2 тыс. человек (на 1 января 2015 года - 6,7 тыс. человек). Уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,3 процента к численности экономически активного населения (на 1 января 2015 года - 1,1 процента). В целом за 2012-2016 гг уровень безработицы снизился на 0,1%. В прогнозируемом периоде регистрируемая безработица будет постепенно также снижаться [19].

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Брянской области в январе-июне 2016 года составила 24 тыс. 489 рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 5,6%

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в декабре 2015 года по сравнению с ноябрем 2015 года увеличилась на 16,2 процента, а с декабрем 2014 года - уменьшилась на 12,6 процента.

В прогнозируемом периоде по мере снижения инфляции и улучшения макроэкономической ситуации динамика доходов населения улучшится. В 2016 году среднемесячные денежные доходы населения в реальном исчислении выросли на 0,3 процента. Реальная заработная плата в 2016 году составила 98,3 процента к уровню 2015 года.

В соответствии с принятыми решениями на федеральном и региональном уровнях планирование параметров областного бюджета на 2016 год осуществляется с учётом следующих решений по индексации отдельных статей расходов.

Таблица 2 - Решения об индексации отдельных статей расходов, положенные в основу формирования областного бюджета на 2016 год

Наименование статьи расходов

Коэффициент индексации

Дата начала применения коэффициента индексации

Публичные нормативны обязательства и отдельные социальные выплаты

1,064

1 октября 2016 года

Стипендии

1,064

1 сентября 2016 года

Расходы по оплате коммунальных услуг и средств связи

1,07

1 января 2016 года


В 2016 году формирование фондов оплаты труда работников, повышение заработной платы которым осуществляется в рамках реализации указов Президента России, осуществляется исходя из достигнутого результата повышения оплаты труда в 2014 - 2015 годах для мониторинга реализации показателя «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц». В этой связи будут скорректированы «дорожные карты» по установлению уровня зарплат на среднесрочный период.

.2 Оценка уровня развития Брянской области на 2017 год

Брянская область - один из регионов Российской Федерации с развитым сельским хозяйством.

Ведущими направлениями сельскохозяйственного производства региона являются производство молока, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы, производство зерна и картофеля.

В агропромышленном комплексе Брянской области работают более 400 сельскохозяйственных предприятий, около 243 тыс. личных подсобных хозяйств, более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств. В области функционирует 391 организация пищевой и перерабатывающей промышленности, численность работающих в которых составляет 15,7 тыс. человек. В сельскохозяйственном производстве области заняты 30,0 тыс. человек.

В области реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В рамках программы сельскому хозяйству оказывается системная государственная поддержка. В текущем году ее объем вырос до 3 млрд. рублей. Предприятиям предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В отрасли животноводства за счет средств государственной поддержки реконструируются животноводческие объекты, приобретается оборудование скот [20].

В отрасли растениеводства выплачиваются субсидии за приобретенные минеральные удобрения, элитные семена, средства защиты растений, сельскохозяйственную технику.

В последние годы активно развивается отрасль растениеводства. Картофелеводство - одно из перспективных направлений развития. Область имеет специальную программу, предусматривающую меры государственной поддержки отрасли картофелеводства.

Основная цель программы - формирование регионального картофелепродуктового кластера на основе интеграции перерабатывающих, сельскохозяйственных, научных, мелиоративных, машиностроительных и других предприятий, обеспечивающего эффективное производство и продвижение на российский рынок и рынки других стран качественного столового картофеля и картофелепродуктов.

Развитие картофелеводства дало толчок развитию перерабатывающей промышленности. Восстановлена Погарская мощностью 180 тысяч тонн картофеля в год, начата реконструкция Карачевского крахмального завода. Ведется «ЭкоФрио» на территории Брянского района одного из крупнейших в России заводов по производству картофеля «фри» с мощностью переработки 160 тыс. тонн картофеля в год. В ближайшей перспективе - строительство завода по глубокой переработке картофеля одной из известных в мире компаний «МакКейн».

Реализуется программа комплексного Брянской области, которая предусматривает меры по реконструкции и модернизации овощехранилищ, строительству тепличных комплексов.

Особое внимание уделяется развитию животноводства. На территории области агропромышленным холдингом «Мираторг» реализуется инвестиционный проект - «Развитие мясного животноводства». Это первый в России проект индустриального производства говядины. Плановое производство «мраморного мяса» будет составлять 30 тыс. тонн в

Серьезными темпами идет развитие свиноводства и птицеводства. Крупные проекты в данной отрасли мясоперерабатывающий комбинат», ООО «Царь-Мясо», ОАО «Куриное царство», ООО «Брянский бройлер».

В рамках государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» реализуется подпрограмма «Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области» [19].

Подготовлены и подписаны пять Соглашений о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов с крупными инвесторами, такими как ООО «БрянскЛитАгро», ООО «Писаревский и К», ООО «Управляющая компания «РэйлТрансХолдинг» и др.

В промышленности по группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров составил 106,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 121,5%. Увеличился выпуск продукции на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования - на 41%; на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий - в 1,5 раза;

На предприятиях по обработке древесины - на 3,9%; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 5%; в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - в 1,7 раза, в производстве пищевых продуктов - на 9,8%; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - на 7,3%; в текстильном и швейном производстве - на 11,3%; в химическом производстве - на 4,2%.

Весомый вклад в развитие промышленности вносят такие ведущие предприятия, как ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ОАО «Брянский Арсенал», ООО ПК «Бежицкий сталелитейный завод», ЗАО СП «Брянсксельмаш», ООО «Жуковский мотовелозавод», ЗАО «Группа Кремний Эл», ОАО «Карачевский завод «Электродеталь» и другие.

В Брянской области большое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Количество предприятий этой категории увеличилось с 7,5 тыс. в 2010 году до 12,2 тыс. в 201 году, а число занятых на них - с 82,2 тыс. до 87 тыс. человек. Оборот организаций малого и среднего предпринимательства за этот период увеличился на 50% (около 40% в обороте всех предприятий и организаций области).

В регионе проводится целенаправленная социальная политика. Ведь невозможно было бы достичь тех результатов, о которых сказано выше, без самого основного - без простых людей. Людей, которые возделывают землю, работают на заводах, создают и развивают производственные предприятия, умело ведут бизнес, строят дома, воспитывают и учат детей. Ради этого существует и работает власть. Несмотря на бюджетные ограничения своевременно и в полном объеме выполняются все социальные обязательства. Введена и ежегодно увеличивается ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего или последующих детей. В Брянской области все дети в возрасте от трех до семи лет обеспечены местами в детских садах [21].

Благодаря всесторонним мерам поддержки количество многодетных семей в регионе ежегодно растет: в 2016 году - 9233, а в 2017 года - уже 9720.

В немалой степени этому способствует увеличение размера областного материнского (семейного) капитала на третьего или последующего ребенка с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Многодетным семьям бесплатно предоставляются земельные участки под жилищное строительство. Это весомый вклад в улучшение демографической ситуации в регионе.

Брянская область обладает серьезным туристическим потенциалом. На территории около четырех тысяч памятников истории и культуры, в их числе - Мемориальные комплексы «Хацунь» и «Партизанская поляна», историко-литературный музей-заповедник

Ф.И. Тютчева «Овстуг», заповедник «Брянский лес», Свенский Свято- Успенский монастырь. Развиваются различные виды туризма - патриотический, этнографический, культурно-познавательный и агротуризм.

В 2015 году был открыт маршрут «Партизанскими тропами Брянщины». За это время по нему прошли более 1200 туристов из различных регионов России. Они посетили партизанские стоянки, ознакомились с бытом «народных мстителей», побывали на местах крупных партизанских операций в тылу врага, больше узнали об истории партизанского движения.

Успехи Брянской области очевидны, позитивные перемены можно наблюдать во всех сферах. Однако вчерашний день, как сказал древний мудрец, - учитель при сегодняшнем.

Основная задача - создать условия для развития и процветания родного края, обеспечить благосостояние жителей. Брянская область открыта для стратегического партнерства в реализации перспективных инвестиционных проектов, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, расширения культурных связей со странами и регионами.

Меры государственной поддержки промышленности и крупных инвесторов совершенствуются. Одна из последних поправок законодательные акты предусматривает возможность получения организациями земельных участков в аренду без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Существенные позитивные изменения происходят в социальной сфере. В регионе к 1 января 2017 года обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, строятся новые школы, спортивные объекты, возводится современный перинатальный центр, выплачивается «региональный материнский капитал», расширяются возможности его использования.

Значительные средства направляются на приобретение жилья детям-сиротам. Компенсируются расходы по уплате взносов на капремонт одинокими неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70-80 лет [19].

Проведем PEST-анализ, позволяющий на основе системного подхода выявить во внешнем окружении региона тенденции, тем или иным образом влияющие на развитие и экономическую стабильность Брянской области.

Данный анализ включает в себя оценку ряда индикаторов в политической, экономической, социальной и технологической сферах (табл.3).

Таблица 3 - PEST-анализ Брянской области

Факторы

Возможности

Угрозы

Политические (Р - факторы)

-администрация Брянской области во внешней торговле проводит политику открытости; -государственные гарантии и государственные заказы; - политика импортозамещения

-нестабильная политическая атмосфера на региональном уровне; - политическая неграмотность населения

Экономические (Е - факторы)

- смещение спроса в сторону более дешевой отечественной продукции;  - продвижению на рынок товаров местных товаропроизводителей, удовлетворению покупательского спроса населения, наращиванию объемов производства и созданию новых рабочих мест; - проводятся областные смотры-конкурсы, способствующие повышению качества товаров и услуг

- высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей; - ухудшение инвестиционного климата региона; - удельный вес убыточных предприятий в целом по области составил 33%, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,1%

Социальные (S - факторы)

- рост числа граждан, имеющих собственный автотранспорт; - увеличение численности экономически активного населения; - суммарная задолженность по заработной плате организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства

- нехватка рабочих кадров; - низкий уровень лояльности потребителей к продукции отечественного производства;

Технологические (Т - факторы)

- президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» предполагает завершение процесса утилизации химического оружия; - активизация инновационно-инвестиционного компонента роста отечественной экономики - проведение инновационных исследований в сфере автомобилестроения; - реализация стратегии «промышленной сборки» на предприятиях отечественного автомобилестроения

- необходимость модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях; - интенсивное развитие технологического компонента в зарубежных странах; - недостаточное финансирование инновационных областей экономики


По итогам количественного PEST-анализа можно сделать вывод, социально-экономическое развитие Брянской области оказывает воздействие не только на регион, но и на экономику страны в целом. В настоящее время ведется работа над областным бюджетом 2017 года и плановый период 2018-2019 годов. Более 70% его средств будет направлено в социальную сферу.

Результаты SWOT-анализа Брянской области отразим в таблице 4.

Таблица 4 - SWOT-анализ Брянской области

Сильные стороны внутренней среды (S)

Слабые стороны внутренней среды (W)

транзитное приграничное положение (Новозыбковский, Клинцовский районы); сравнительная близость к рынкам сбыта нескольких крупнейших агломераций СНГ (Московской, Тульско-Новомосковской, Минской, Киевской); локализация в области крупных промышленных предприятий, в т.ч. транспортного машиностроения (ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод», ЗАО СП «Брянсксельмаш», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ЗАО «Брянский автомобильный завод», ЗАО «Брянский арсенал»); наличие экономически доступных природных ресурсов - лес, торф, строительные полезные ископаемые; диверсифицированная структура экономики

отток населения в Москву и соседние регионы; низкое качество человеческого капитала; низкая производительность труда по экономике в целом и в сравнении с другими регионами ЦФО; отсутствие подготовленной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов; высокие тарифы естественных монополий; энергодефицитность; слаборазвитость районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы

Возможности внешней среды (О)

Угрозы внешней среды (Т)

предпосылки для формирования на территории области крупнейшего транспортно-логистического комплекса западной части России; расширение экспортного рынка для основной продукции Брянской области, в частности, продукции лесопереработки и мебельной промышленности, машин и механизмов транспортного машиностроения, дорожной техники; увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры; развитие нормативного правового обеспечения инвестиционной и инновационной деятельностей;

 старение научных, инженерных и рабочих кадров; негативные последствия от вступления в ВТО для промышленных, сельскохозяйственных и пищевых предприятий региона; рост конкуренции с регионами юга ЦФО в приоритетных отраслях привлечения инвесторов (Калужская, Липецкая, Воронежская области)


На основе SWOT-анализа были выделены стратегические альтернативы инвестиционного развития Брянской области, которые определяют основные стратегические направления реализации инвестиционной стратегии:

стратегия «сильные стороны - возможности» показывает, какие сильные стороны региона необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде;

стратегия «сильные стороны - угрозы» показывает, какие сильные стороны региона можно использовать, чтобы снизить негативное влияние внешних факторов;

стратегия «слабые стороны - возможности» показывает, за счет каких положительных факторов внешней среды региона сможет преодолеть имеющиеся слабости;

стратегия «слабые стороны - угрозы» показывает, какие слабые стороны региона необходимо устранять, чтобы предотвратить возможные угрозы внешней среды.

2. Разработка концепции построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

.1 Методы и модели прогнозирования макроэкономического развития

Точность макроэкономического прогнозирования в большой мере зависит от выбираемых методов прогнозирования. Все методы прогнозирования делятся на два больших класса:

) изыскательские (генетические)

) нормативные (телеологические).

Они всегда должны рассматриваться во взаимодействии, что особенно важно в случае разработки прогнозов как предплановых документов.

При разработке дальнесрочных и долгосрочных прогнозов использование строгих формализованных методов обычно не является решающим обстоятельством. Хотя их использование должно приветствоваться, формулы и расчеты здесь выполняют роль вспомогательных инструментов, обеспечивая, например, проверку отдельных параметров гипотез, а также облегчая структуризацию предположений. Главную роль в сфере прогнозов с большим горизонтом предвидения должны играть экспертные методы. Наибольшую известность среди них за последнее время получила система методов, объединяемая понятием «Форсайт». Поскольку многие из эффективных методов обобщения мнений экспертов развивались независимо от становления методологии «Форсайт», хотелось бы обратить на них самостоятельное внимание [10, с. 46].

Метод круглого стола, или метод комиссий, предполагает обсуждение проблемы прогноза группой экспертов с целью согласования представлений и выработки единого мнения. Ограниченность этого метода в том, что имеется изначальная установка на компромисс, а это увеличивает риск выбора не самых сильных решений. Причем на суждения экспертов обычно влияет авторитет участников «круглого стола».

Метод «мозгового штурма (атаки)» отличается хорошими возможностями коллективной генерации идей. В связи с тем, что при мозговой атаке запрещается критика высказываемых экспертами суждений, итоговый результат может впитать любые, даже самые экстравагантные при первом восприятии, соображения.

Ведущее место среди экспертных инструментов прогнозирования занял метод Дельфи, разработанный в известной американской научно-исследовательской корпорации РЭНД. Он позволяет добиваться максимально согласованной точки зрения команды экспертов по интересующему вопросу путем организации нескольких туров итеративных индивидуальных опросов с использованием специально подготовленных вопросников. Полученные в ходе каждого тура результаты опросов обрабатываются и доводятся затем до экспертов, которые могут согласиться с общим мнением коллег или обосновать свою отличающуюся по каким-то причинам позицию. Процедура опроса продолжается многократно до тех пор, пока новый тур уже не оказывает существенного влияния на полученные результаты. Такая унификация полученных результатов имеет свою шаткую сторону: может быть отброшен индивидуальный прогноз, предусматривающий перелом сложившейся траектории изменения системы.

Среди современных методов прогнозирования и программирования следует отметить подход, базирующийся на построении дерева целей. Высокую репутацию на этом направлении снискала схема ПАТТЕРН («Обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных»). Метод был впервые разработан применительно к задачам исследования операций и опубликован в 1957 г., однако получил широкую известность после 1963 г., когда корпорация «Хониуэлл» использовала его на практике в подразделениях, осуществляющих военные и космические разработки. Использование схемы ПАТТЕРН позволяет оценить на прогнозном отрезке времени альтернативные возможности достижения главных целей, определить сравнительные ценности избранных технологических инноваций, выявить и оценить основные трудности их реализации, определить направления форсирования НИОКР, играющих ключевую роль для достижения поставленных целей [11, с. 84].

Имеется множество других экспертно-аналитических методов, позволяющих находить варианты решений в условиях значительной неопределенности. Упомянем еще два из них - матричный метод и метод морфологического анализа.

Матричный метод оценки направлен на выявление взаимного влияния различных событий, определяющих будущее развитие интересующей системы в пределах установленного горизонта прогнозирования. Сначала привлекаемые для построения прогноза эксперты определяют набор наиболее значимых для заданного периода событий и индивидуальные вероятности их наступления. Затем строится матрица взаимного влияния событий. Эксперты заполняют поля матрицы исходя из того, что появление одного из событий может (или, наоборот, не может) вызвать появление другого события, что в итоге позволяет точнее очертить варианты сценариев развития и их вероятности.

Метод морфологического анализа делает упор на способы формулировки проблемы, подлежащей прогнозированию. При этом выделяются основные параметры pi, определяющие ее состояние в настоящем и будущем. Каждый параметр описывается множеством различных независимых свойств pij. В итоге получается морфологическая матрица, представляющая все возможные и невозможные комбинации свойств, реализация которых могла бы привести к решению поставленной проблемы. Вопрос о ценности того или иного решения не рассматривается вплоть до завершения построения матрицы. Заключительный этап работы заключается в экспертном отборе наиболее вероятных, в том числе неожиданно открывающихся в результате построения матрицы, нетривиальных решений.

Большинство известных на сегодня экспертных методов прогнозирования получили развитие в связи с потребностями выбора оптимальных решений в рамках конкретных проектов, в том числе особенно проектов военного назначения. Для задач стратегического прогнозирования и планирования на уровне макроэкономических систем они могут использоваться только в рамках своих возможностей. Причем всегда требуется серьезная творческая адаптация методов к конкретным задачам и рамкам прогнозно-плановой работы. В сфере событий, определяющих макроэкономические тенденции, особенно значимы факторы неопределенности, политической конъюнктуры, социальных стрессов и многого другого, что серьезно усиливает значение неформализованных методов прогнозирования, которые опираются на опыт и интуицию высококвалифицированных экспертов.

Не случайно при макроэкономическом прогнозировании (так же как в области социально-политических прогнозов) все большее распространение получает метод составления социально-экономических сценариев. Сценарный подход вошел в прогнозно-аналитическую практику примерно в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ в., причем он применялся тогда в основном к области международных отношений. Ныне он однозначно вошел в обойму методов социально-экономического прогнозирования, хотя и не все авторы соглашаются с трактовкой сценариев прогнозами в собственном смысле слова. Например, Р. Эйрес считает, что главная цель сценария - не прогноз, а ослабление традиционности мышления и достижение понимания механизма явления. Однако, думается, что одно не перечеркивает другого. Можно согласиться с О.Ю. Шибалкиным, определяющим сценарий как систему содержательных и формально-математических предпосылок вариантов, а также сами варианты, которые разрабатываются с целью представления неопределенности, возникающей в процессах исследования конкретной социально-экономической системы и управления ею [9, с. 84].

Сценарная форма представления вариантов развития социально-экономических систем удобна тем, что позволяет не только оценить сложность будущего, но обеспечить структуризацию неопределенностей, задать тем самым прогнозному мышлению канву вариантов. Придание определенности предпосылкам и механизмам возможного развития явления (объекта) существенно облегчает конструирование вариантов конечного образа объекта. А это означает появление более или менее определенной базы для выстраивания ожидаемых параметров экономической динамики.

.2 Прогнозирование развития региональной экономики

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона [5, с. 74].

В частных прогнозах оцениваются:

демографическая ситуация в регионе;

состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати [13, с. 86].

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса на территории России;

перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;

перечень федеральных целевых программ, намеченных финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;

перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

проектировки развития государственного сектора экономики.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета региона.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития.

Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Согласно этой теории выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна. У. Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости:

) традиционное общество;

) созревание предпосылок для рывка;

) рывок к самоподдерживаемому росту;

) переход к технологической зрелости;

) эра массового потребления.

Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и логику развития. По мнению автора теории, они не только характеризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории [14, с. 86].

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода-Домара и Солоу-Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Согласно неоклассической теории экономический рост обусловлен тремя главными факторами:

ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования);

накоплением капитана (через сбережения и инвестиции);

прогрессом в технологиях.

В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличение доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал - доходы на инвестиции» выше.

Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребительской экономики - модель А.Льюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для трудоизбыточной экономики стран «третьего мира».

В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов.

Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хозяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной производительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую можно изъять оттуда, не уменьшая объем производства.

Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к которому относится городская промышленность и в который постепенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства. Основное внимание в модели А.Льюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятости в современном секторе. Как миграция, так и занятость в современном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уровнем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции производятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами современного сектора. Заработная плата предполагается фиксированной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассматривалось А.Льюисом как абсолютно эластичное. Данная модель может быть приспособлена для описания взаимосвязей экономических переменных в отдельных регионах России [12, с. 76].

Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации. При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть одновременный процесс роста и различных сопутствующих изменений, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах развития в связи с целым рядом специфических факторов. К ним относятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства государственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны. Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы.

При моделировании структурных преобразований наряду с моделью трудоизбыточной экономики А.Льюиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в области межотраслевого баланса. Эмпирические исследования структурных сдвигов показывают, что темпы и формы развития могут различаться в зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из которых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти различия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государственную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики способен привести к самоподдерживаемому росту [2, с. 46].

Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пытаются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмерного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралистами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, поскольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих динамику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают внимание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, которые воспроизводят бедность стран «третьего мира».

Стратегическое планирование регионального развития. Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

постановку целей развития региона;

определение путей достижения поставленных целей;

анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

разработку методов организации движения по избранным

направлениям;

обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона - это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это - документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это - не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона [10, с.86].

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий. Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

) выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

решение социальных проблем при реформировании экономики;

стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

зажиточной части и бедных слоев населения.

Можно сделать вывод, что существуют различные методы и модели прогнозирования не только на макроуровне, но и на региональном, направленных на выработку концепции развития отдельных регионов.

3. Применение модели макроэкономического развития Брянской области

.1 Модель макро-экономического развития Брянской области

Создание модели макро-экономического развития Брянской области в долгосрочной перспективе имеет целью подтвердить или опровергнуть возможность реализации концептуальных сценариев развития региона, используя методы экономико-математического моделирования. Базовым условием реализации сценариев является необходимость достижения основных стратегических целей развития региона - значительное повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста. Исходя из стратегических целей, определим задачи стратегии Брянской области в экономике и социальной сфере:

. Повышение уровня благосостояния до среднероссийского уровня и/или среднего уровня благосостояния по Центральному федеральному округу. Это возможно через увеличение доходов населения, улучшение социальной инфраструктуры, развитие системы торгового и сервисного обслуживания населения.

. Увеличение темпов экономического роста через ускоренное развитие промышленности на базе создания и внедрения конкурентоспособных инновационных разработок и создания транспортно-логистического комплекса, что возможно на базе привлечения значительного объема инвестиций в данные отрасли.

. Развитие сельского хозяйства и экономическая реабилитация территорий, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС.

Определив основные задачи Стратегии, необходимо выявить стратегические приоритеты для всего периода стратегического моделирования (планирования) с 2006 по 2025 годы. Условно этот период можно разбить на три этапа: краткосрочный горизонт стратегического планирования - с 2008 по 2011 год, среднесрочный - с 2010 по 2013 год и долгосрочный горизонты с 2013 по 2025 год [19].

Краткосрочный горизонт включает в себя реализацию приоритетов:

поддержка развития приоритетных видов экономической деятельности (промышленность, транспортно-логистический комплекс, сельское хозяйство);

обеспечение реализации инвестиционных проектов в данных сферах экономики;

разработка социальных стандартов и внедрение их в бюджетное планирование.

Среднесрочный горизонт состоит из:

содействия выходу приоритетных отраслей экономики на целевые показатели;

разработки сценариев и методов диверсификации экономики и проработки способов перехода к экономике нового типа на основе развития промышленности, ТЛК;

создания способов для выхода на бездотационный уровень сельского хозяйства, создания системы мер по реабилитации радиационно-загрязненных территорий;

обеспечения выполнения социальных стандартов для населения региона.

Долгосрочный горизонт включает в себя:

переход к выпуску инновационной продукции для традиционных отраслей и создание современного ТЛК на территории региона;

создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и вовлечение в экономическую деятельность радиационно-загрязненных территорий;

позиционирование Брянской области как территории, привлекательной для ведения бизнеса, обладающей высоким уровнем жизни;

обеспечение равномерного покрытия области социальными услугами, в том числе в сельской местности.

Для создания обоснованной модели и расчета сценариев развития региона необходимо сформулировать исходные предпосылки и определить целевые показатели (индикаторы) для всех стратегических приоритетов, которые должны соотноситься, во-первых, с условиями сценариев, во-вторых, с временными горизонтами планирования, в-третьих, с возможными ограничениями возможности/невозможности их реализации в каждом конкретном случае.

Исходными предпосылками для всех моделей будут являться условия в экономической и социальной сфере, которые непосредственно связаны с бюджетной сферой:

. Основную роль в развитии экономики региона будут играть привлекаемые внебюджетные инвестиции, иностранные и отечественные.

. Основными направлениями бюджетных расходов будут являться демография, здравоохранение, образование, социальная защита населения, мероприятия по экономической реабилитации территорий, загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС, а также общая организационная поддержка реализуемых инвестиционных проектов со стороны органов власти (рис.1)

Рисунок 1 - Модель сценариев развития региона

Целевыми показателями в экономической сфере можно определить выход Брянской области на уровень ЦФО инерционного сценария (оптимальный сценарий) и на уровень инерционного российского сценария (максимальный сценарий) в долгосрочной перспективе по параметрам:

увеличение темпа прироста ВРП;

увеличение объемов промышленного производства;

увеличение объема привлеченных инвестиций;

создание ТЛК, имеющего межрегиональное значение.

Целевыми показателями в социальной сфере являются следующие индикаторы:

рост доходов населения, основой которых является уровень заработной платы и достижение уровня ЦФО инерционного сценария (оптимальный сценарий) и инерционного российского сценария (максимальный сценарий);

сокращение естественной убыли населения и оттока (миграции) населения в соседние субъекты Российской Федерации;

создание социальной инфраструктуры, ориентированной на перспективные направления развития здравоохранения, образования, социальной защиты населения;

восстановление АПК, обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания;

возрождение сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС [19].

Целевым показателем в бюджетной сфере является повышение собственных доходов бюджета до уровня, позволяющего достигать целевых показателей в социальной сфере.

.2 Концептуальное описание модели прогнозирования макроэкономического развития Брянской области (2017-19 годы)

Долгосрочное развитие России предполагает возможность развития в Брянской области нескольких возможных вариантов, определяющихся ключевыми факторами:

степенью развития и реализации конкурентных преимуществ экономики России в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях;

внедрением инновационных технологий в производственной сфере и ростом производительности труда;

интенсивностью развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

подготовкой квалифицированного персонала, отвечающего нуждам перспективного развития страны;

интеграцией страны в мировые экономические структуры.

В зависимости от реализации этих факторов следует выделить три качественных стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе - инерционный, энергосырьевой и инновационный [19].

В основе инерционной стратегии развития лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением конкурентоспособности перерабатывающих производств, снижением общего уровня жизни населения, что в целом предполагает значительное снижение существующих темпов развития страны. Пространственная составляющая сценария предполагает развитие Московского экономического региона, в состав которого входят все регионы Центрального федерального округа, по основным направлениям: транспорт и логистика, инновационная деятельность, финансовое управление - с сохранением центра в г. Москве. Это сценарий наиболее неблагоприятный и "нежелательный" с точки зрения его возможной реализации.

Стратегия энергосырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энергосырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, низким уровнем инновационной активности, недостаточно высоким темпом повышения уровня жизни населения. В составе Московского макрорегиона значительно возрастет роль регионов Центрального федерального округа, занимающихся обслуживанием транзитных транспортных потоков. Базовыми проектами инфраструктурного развития станут мультимодальные транспортные узлы и сети обслуживающих их логистических центров. Одной из основных задач макрорегиона будет обеспечение стыковки российских транспортно-коммуникационных систем с формирующейся новой транспортной системой Европы. При существующих в настоящее время внешних и внутренних условиях развития отечественной экономики следует определить данный сценарий как наиболее вероятный и возможный для реализации.

Стратегия инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний. Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход России на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности. На макрорегиональном уровне предполагается усиленное развитие агломерационной составляющей Московского региона, связанной с концентрацией человеческого и инновационного капиталов, дальнейшим развитием крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. Этот качественно отличный от первых двух сценариев вариант развития страны возможен в случае наступления максимально возможных благоприятных внешних и внутренних факторов и оценивается с позиций его реализации как необходимый, но маловероятный. Сложности его реализации связаны прежде всего с необходимостью реализации значительного объема глобальных национальных программ и глубокой модернизации социальной системы, что в условиях существующего социально-экономического, институционального и финансово-инвестиционного развития России затруднительно, поскольку отсутствуют видимые предпосылки и условия для перехода России на путь интенсивного инновационного развития.

Базой для разработки прогноза социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются основные макроэкономические показатели социально-экономического развития области за предыдущие годы, итоги за отчетный период 2016 года, сценарные условия развития экономики Российской Федерации на 2017-2019 годы [19].

Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разрабатывался в условиях замедления темпов роста российской экономики. Внешнеполитическая ситуация по-прежнему остается нестабильной, кризисные явления продолжают оказывать негативное влияние на инвестиционную активность предприятий. Из-за высокой инфляции наблюдается снижение реальных денежных доходов населения, что сказывается на уровне платежеспособного спроса.

Прогноз разработан на вариативной основе в составе базового и целевого вариантов. Базовый вариант характеризует основные макроэкономические показатели развития экономики в условиях сохранения негативных внешних факторов и консервативной бюджетной политики. Темпы роста экономики Брянской области в 2017-2019 годах по базовому варианту составят 101,3-103 процента. Целевой вариант основывается на тех же условиях, что и базовый, но допускает более уверенный экономический рост (102-103,5 процента). За основу при формировании областного бюджета взят базовый вариант прогноза. Пояснительная записка к прогнозу сформирована по показателям первого (базового) варианта прогноза.

Отразим показатели прогноза социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в таблице 5.

Таблица 5 - Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Показатели

2017

2018

2019


Млрд.руб

Уд.вес, %

Млрд.руб

Уд.вес, %

Млрд.руб

Уд.вес, %

ВРП

319,6

101,3

349,6

102,4

383,4

103


Из таблицы видно, что объем ВРП в 2017 году прогнозируется в объеме 319,6 млрд. рублей (101,3 процента к 2016 году), в 2018 году - 349,6 млрд. рублей (102,4 процента к 2017 году), в 2019 году - 383,4 млрд. рублей (103 процента к 2018 году).

Основными факторами роста в прогнозируемом периоде станут восстановление потребительского спроса и повышение инвестиционной активности предприятий, в том числе по реализации программ импортозамещения [20].

Производственный сектор области представлен предприятиями, относящимися к видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

Предприятия по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" занимают незначительное место, их доля составляет 0,2 процента от общего объема отгруженной продукции. На территории области ведется добыча песка строительного и кварцевого, мела, торфа, мергеля, различных видов глин и суглинков, которые применяются в строительной сфере. Основным предприятием данного вида деятельности является ООО "Мальцовское карьероуправление".

Предприятия по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" занимают в общем объеме отгруженных товаров собственного производства около 9 процентов. Данными предприятиями вырабатывается лишь 0,9 процента потребляемой в области электроэнергии.

Основными потребителями электроэнергии являются предприятия обрабатывающих производств (30,8 процента от общего потребления по области), предприятия транспорта и связи (13,9 процента), сельскохозяйственные предприятия (3 процента).

Информация о крупнейших предприятиях топливно-энергетического комплекса Брянской области представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Перечень наиболее крупных предприятий ТЭК Брянской области

Предприятие

Расположение

Вид деятельности

Филиал ООО "БрянскЭлектро"

г. Брянск

передача и распределение электрической энергии по распределительным сетям

Филиал ПАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго"

г. Брянск

передача и распределение электрической энергии по распределительным сетям

ГУП "Брянсккоммунэнерго"

г. Брянск

выработка, распределение и реализация тепловой энергии

АО "Газпром газораспределение Брянск"

г. Брянск

передача и распределение газа по распределительным сетям

Филиал "Брянскэнергосбыт" ООО "ТЭК - Энерго"

г. Брянск

передача и распределение электрической энергии по распределительным сетям


Продукция промышленных предприятий области традиционно пользуется спросом, как на российском рынке, так и на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Предприятия имеют уже налаженные рынки сбыта. Основными странами, в которые вывозятся брянские товары, являются Беларусь, Литва, Италия, Германия. Наибольшим спросом пользуются машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, минеральные продукты, древесина и изделия из нее, продовольственные товары.

Прогноз развития промышленности на среднесрочную перспективу разработан с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части обеспечения создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест и увеличения объема инвестиций.

Росту промышленного производства будут способствовать меры государственной поддержки предприятий, реализующих проекты по модернизации производства, в том числе: импортозамещению и технологическому развитию.

В отраслевые планы по импортозамещению Минпромторга России включены 7 предприятий (АО "МЕТАКЛЭЙ", АО "Пролетарий", АО "УК "БМЗ", АО "Новозыбковский машиностроительный завод", АО "Силуэт", АО "Карачевский завод "Электродеталь", АО "Дятьково-ДОЗ"). Постановлением Правительства Брянской области от 27.06.2016 № 336-п утвержден региональный план по импортозамещению, в который включены 23 инвестиционных проекта, реализуемых предприятиями промышленности

Подписаны Соглашения о взаимодействии в сфере промышленной политики между Правительством Брянской области и Минпромторгом России и о сотрудничестве с Фондом развития промышленности [21].

На реализацию эффективной промышленной политики направлены и принятые в 2015 году законы "О промышленной политике в Брянской области" и "Об инвестиционной деятельности в Брянской области". В 2016 году разработана подпрограмма развития промышленности Брянской области в рамках государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" (2014-2020 годы).

Рассмотрим прогноз промышленного производства в таб. 7.

Таблица 7 - Прогноз промышленного производства

Показатель промышленного производства

Прогноз

2015

2016

2017

2018

2019

113,5%

112%

105,3%

105,5%

107%


Из таблицы видно, что в 2015 году индекс промышленного производства составил 113,5 процентов к уровню 2014 года. В 2016 году в целом индекс промышленного производства оценивается в 112 процентов, далее прогнозируются умеренные темпы роста: в 2017 году - 105,3 процента, в 2018 году - 105,5 процента, в 2019 году - 107 процентов к предыдущему году.

Рассмотрим прогноз протяженности автомобильных дорог в таб. 8.

Таблица 8 - Прогноз протяженности автомобильных дорог

Показатель протяженности автомобильных дорог

Прогноз

2016

2017

2018

2019

10736,637 км

75 км

75км

10 811,653 км


Из таблицы видно, что протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2016 году - 10 736,637 км. В прогнозируемом периоде протяженность автомобильных дорог увеличится на 75 км и в 2019 году составит 10 811,653 км.

Увеличение сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регионального, межмуниципального и местного значения планируется за счет строительства и реконструкции автодорог.

Протяженность автомобильных дорог федерального значения до 2019 года не изменится (567,3 км).

Рассмотрим прогноз объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в таб. 9.

Таблица 9 - Прогноз объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

Прогноз

2017

2018

2019

92,9 млрд. руб.

105,2%

105,5 млрд. руб.

108,4%

118,3 млрд. руб.

107,8%


Из таблицы видно, что в 2017 году прогнозируется увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий до 92,9 млрд. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 105,2 процента к уровню 2016 года, в том числе по продукции растениеводства - 106 процентов и продукции животноводства - 104,8 процента.

В 2018-2019 годах прогнозируется индекс производства продукции сельского хозяйства в размере 108,4-107,8 процента, в том числе по продукции растениеводства - 113,6-111,4 процента и продукции животноводства - 104,5-105 процентов. Прогнозируемый объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2018 году составит 105,5 млрд. рублей, в 2019 году - 118,3 млрд. рублей.

Достижение этих показателей в 2016-2019 годах планируется за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Общая сумма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2017 году составит 7916 млн. рублей, в 2018-2019 годах - 10 258 млн. рублей.

В 2015 году в структуре сельскохозяйственного производства удельный вес сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств составлял 77,1 процента, хозяйств населения - 22,9 процента. К 2019 году доля хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции сократится и составит 19 процентов, а сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличится до 81 процента [19].

В области реализуется государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2014-2020 годов. Заключены соглашения по реализации программы между Правительством Брянской области и Министерством сельского хозяйства РФ и аналогичные соглашения между муниципальными районами и Правительством области.

Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 61,7 млрд. рублей, что составило 86,5 процента к уровню 2014 года (в сопоставимых ценах). Это обусловлено уменьшением объема инвестиций по видам деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - на 41,8 процента, "Образование" - на 45,4 процента, "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" - на 19 процентов, "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - на 48,3 процента, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - на 11,6 процента.

Наблюдалось увеличение темпа роста объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям по видам деятельности: "Обрабатывающие производства"- на 5,2 процента, "Строительство" - в 3,1 раза, "Транспорт и связь" - на 28,8 процента [19].

Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций по крупным и средним предприятиям занимали следующие виды деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 37 процентов, "Обрабатывающие производства" - 19,2 процента, "Транспорт и связь" - 17,5 процента.

В видовой структуре инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям основная доля приходилась на машины, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь. На эти цели использовано почти 43,9 процента инвестиций.

В структуре инвестиций по источникам финансирования основной удельный вес приходился на привлеченные средства. Они занимали 61,5 процента от общего объема инвестиций. В объеме привлеченных средств наибольший удельный вес приходился на кредиты банков (51,9 процента).

По оценке в 2016 году объем инвестиций в основной капитал составит 63,4 млрд. рублей или 96,9 процентов к уровню 2015 года (в сопоставимых ценах).

Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2016-2019 годы ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным оказанием адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченным категориям граждан. Обеспечение доступности населения к гарантированному объему социальных услуг будет сочетаться с повышением качества услуг и повышением эффективности использования бюджетных средств [19].

По прогнозу в 2019 году коэффициент рождаемости составит 11,1 человека на 1000 населения, коэффициент смертности населения - 15,7 человека на 1000 населения. Как следствие, коэффициент естественной убыли населения в 2019 году составит 4,6 человека на 1000 населения.

Среднегодовая численность населения области по прогнозу в 2017 году составит 1218,5 тыс. человек, в 2019 году - 1211 тыс. человек.

В 2019 году численность экономически активного населения уменьшится до 614 тыс. человек, численность лиц, занятых в экономике области - до 516 тыс. человек. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций в 2019 году прогнозируется в количестве 312,5 тыс. человек.

В прогнозируемом периоде регистрируемая безработица будет оставаться практически на одном уровне. В 2019 году она составит 1,3 процента к численности экономически активного населения. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составит 23,5 тыс. человек.

Таким образом, для устранения проблем социально-экономического развития Брянской области будут приниматься необходимые государственные меры, что в дальнейшем исправит ситуацию региона.

Заключение

В настоящее время в Брянской области реализуется Государственная программа поддержки региона в развитии сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и других сфер жизнедеятельности.

Основная задача - создать условия для развития и процветания родного края, обеспечить благосостояние жителей. Брянская область открыта для стратегического партнерства в реализации перспективных инвестиционных проектов, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, расширения культурных связей со странами и регионами.

Однако существуют системные проблемы, сдерживающие развитие экономики области, такие как: концентрация инвестиций в областном центре, низкий уровень ВРП, нехватка квалифицированных фактов и т.д.

Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разрабатывался в условиях замедления темпов роста российской экономики и ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения, а также на устранение проблем развития региона.

Таким образом, в прогнозируемом периоде по мере снижения инфляции динамика доходов населения улучшится; в 2018 году профицит бюджета с целью сокращения государственного внутреннего долга составит 142 млн. рублей; реальная заработная плата в 2018 году она возрастет - на 0,2 процента, в 2019 году - на 0,9 процента к предыдущему году. Среднегодовая численность населения области по прогнозу в 2017 году составит 1218,5 тыс. человек, в 2019 году - 1211 тыс. человек.

Список использованных источников

1.       Багриновский К. А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: учеб. пособие/ К. А. Багриновский, В. А. Рубцов. − М.: Изд-во РУДН, 2015. - 285 с.

.        Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2015. - 347 с.

.        Васильева Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем [Текст]: учеб. по специальности "Информ. менеджмент". - М. : КНОРУС, 2016. - 392 с.

.        Веснин В.Р. Стратегическое управление : учеб. пособие [для вузов] по специальности "Менеджмент орг.". - СПб. : Питер, 2015. - 256 с.

.        Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: уч. пособие / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и К`, 2014. - 308c.

.        Герасенко В.П. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2015. - 321 с.

.        Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. − Гомель: «Альтаир», 2014. - 289 с.

.        Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 376 с.

.        Мотышина М.С. Методы социально-экономического про-гнозирования.: Учеб. пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2015. - 351 с.

.        Прогнозирование и планирование экономики: учебник/ Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2015. - 521 с.

.        Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 417 с.

.        Прогнозирование и планирование экономики: учебная программа курса для экономических специальностей высших учебных заведений. - М., 2015. - 147 с.

.        Харин Ю.С., Малюгин В.И. Статистический анализ и прогнозирование макроэкономических процессов с использованием ППП СЭМП // Актуальная статистика : Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Тамашевича, Л.П. Шахотько, Н.Ч. Бокун. − Минск: Информстат, 2016. − Т. 2 − С. 13-20.

.        Ширяев В.И., Ширяев Е.В. Принятие решений: Прогнозирование в глобальных системах: Учеб. пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - 176 с.

.        Экономическая статистика: учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. − М. : ИНФРА-М, 2013.

.        Брянская городская администрация URL : http://www.admin.bryansk.ru/

.        Кораблев, А.И. Современный стратегический анализ: учебное пособие для магистров по направлению подготовки URL : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=68443 - Загл. с экрана.

.        Математические основы экономического прогнозирования URL : http://www.book.ru

.        Правительство Брянской области URL : http://www.bryanskobl.ru

.        Региональная экономика: теория и практика URL : http://www.fin-izdat.ru/journal/region/

.        Регионы России. Социально-экономические показатели / официальная статистика /публикации URL : http://www.gks.ru/

.        Семин А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (для бакалавров) URL : http://www.book.ru

.        Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов URL: http://www.book.ru

Приложение А

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млн. рублей

66692,3

147024,0

174211,8

207397,5

219502,8

243026,0

...

на душу населения, рублей

49923,4

114777,6

137187,1

164726,6

175865,0

196341,9

...

Основные фонды в экономике по полной учётной стоимости (на конец года), млн. рублей

218523,0

384939,0

431052,0

468273,0

518609,0

571616,0

627398,0

Индекс производительности труда (в процентах к предыдущему году)

105,8

105,3

110,3

109,1

103,0

106,4

Численность населения (на конец года), тыс. человек

1327,7

1275,3

1264,4

1253,7

1242,6

1232,9

1225,7

в том числе в возрасте: моложе трудоспособного-всего

212,4

196,8

196,7

198,2

200,0

201,7

204,5

мужчины

108,7

101,1

101,1

101,9

102,7

103,7

105,2

женщины

103,7

95,7

95,6

96,3

97,3

98,0

99,3

трудоспособном - всего

808,2

769,0

754,6

738,8

722,4

707,0

691,8

мужчины

413,1

396,4

390,2

383,3

376,5

369,6

363,0

женщины

395,1

372,6

364,4

355,5

345,9

337,4

328,8

старше трудоспособного-всего

307,1

309,5

313,1

316,7

320,2

324,2

329,4

мужчины

84,2

83,8

85,1

86,3

87,5

89,2

91,6

женщины

222,9

225,7

228,0

230,4

232,7

235,0

237,8

Естественный прирост, убыль (-) населения: человек

-14486

-8048

-6648

-6042

-6033

-6219

-5377

на 1000 человек населения

-10,8

-6,3

-5,2

-4,8

-4,8

-5,0

-4,4

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

604,1

571,6

561,2

559,6

547,5

533,6

522,2

Численность безработных, тыс. чел.1)

43,9

51,9

45,5

32,7

33,3

31,9

29,0

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), тыс. человек

12,2

11,7

9,9

8,2

7,0

6,7

8,2

Денежные доходы населения, млн. рублей

76749,9

205336,8

233876,3

263937,0

301825,1

327345,0

374326,9

Денежные расходы и сбережения населения, млн. рублей

78660,4

196093,9

226557,9

262439,5

296632,1

324227,3

375411,6

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

5235,3

12325,6

13912,0

16530,0

18973,9

20911,0

21679,0

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. рублей:

 

 

 

 

 

 

 

добыча полезных ископаемых

136,4

265,9

370,3

408,9

387,8

433,4

391,8

обрабатывающие производства

36954,2

70721,9

91981,9

110054,6

117647,5

126464,7

162730,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7848,0

12875,2

14010,3

14101,9

10924,2

13835,7

15254,6

Продукция сельского хозяйства, млн. рублей

13494,2

26561,1

33191,7

35953,2

43410,3

56323,1

73896,0

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м

197,6

390,9

421,4

453,0

526,8

644,3

Грузооборот автомобильного транспорта, выполненный транспортом организаций всех видов деятельности, млн. т/км2)

1737

2213

2233

2335

2302

2486

2599

Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн. пасс./км3)

1108

693

664

585

451

729

639

Объем услуг связи в фактически действовавших ценах, млн. рублей

2926,2

6220,8

6757,4

7263,9

7731,8

9050,1

9104,8

Оборот розничной торговли, млн. рублей

38596,9

110850,2

135800,9

152515,5

173077,4

196187,2

217652,8

Оборот общественного питания, млн. рублей

2186,8

5631,7

7203,8

8187,8

8907,4

9644,5

10537,2

Платные услуги населению- всего, млн. рублей

13746,8

30111,0

34124,9

36157,3

40064,3

42682,0

45074,4

Доходы консолидированного бюджета, млн. рублей

13453,8

32749,9

38525,3

42543,2

44918,1

46899,2

49827,0

в процентах к валовому региональному продукту

20,2

22,3

22,1

20,5

20,5

19,3

Расходы консолидированного бюджета, млн. рублей

14105,8

33803,9

38633,2

44095,1

48679,7

47731,6

52847,1

в процентах к валовому региональному продукту

21,2

23,0

22,2

21,3

22,2

19,6

Профицит (+), дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. рублей

-652,0

-1054,0

-107,9

-1551,9

-3761,6

-832,4

-3020,1

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций, млн. руб.4)

4391,1

22189,5

56152,3

40355,1

44912,8

30952,9

11221,8

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

8496,3

41989,0

48013,8

46551,2

60864,2

66066,3

61742,0

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

111,9

110,6

105,8

107,5

107,2

113,3

113,2

Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

107,6

112,0

107,5

102,4

106,8

104,0

111,5

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

107,7

125,4

89,5

115,2

89,9

132,6

105,3

Индекс цен на продукцию инвестиционного назначения (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

123,2

107,5

96,4

116,9

105,6

106,2

108,7

Индекс тарифов на грузовые перевозки (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

122,6

131,9

110,5

108,6

99,9

100,0

106,7

Внешнеторговый оборот со странами СНГ, млн. долл. США5)

777,1

997,0

1085,6

1345,9

1166,4

966,9

625,76)

в том числе: экспорт

132,8

257,7

257,2

371,1

284,9

254,0

200,8

импорт

644,3

739,3

828,4

974,8

881,5

712,9

424,9



Приложение Б

Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года (для субъектов Российской Федерации)

НАЗВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Показатели

Единица измерения

отчет

отчет

оценка

прогноз

 

 

 

 

 



2014

2015

2016

2017

 

2018

 

2019

 






вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

1. Население

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения (среднегодовая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все население (среднегодовая)

тыс.чел.

1237.8

1,229.30

1,222.50

1,217.50

1,217.50

1,213.80

1,213.80

1,210.20

1,210.20

Городское население (среднегодовая)

тыс.чел.

862.2

858.60

854.00

849.80

849.80

857.20

847.20

844.70

844.70

Сельское население (среднегодовая)

тыс.чел.

375.6

370.70

368.50

367.70

367.70

366.60

366.60

365.50

365.50

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

69.42

70.36

71.30

72.40

72.40

73.30

73.30

74.00

74.00

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

11

11.40

11.40

11.40

11.40

11.30

11.30

11.30

11.30

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

16

15.80

15.60

15.60

15.60

15.50

15.50

15.50

15.50

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-5

-4.40

-4.20

-4.20

-4.20

-4.20

-4.20

-4.20

-4.20

Число прибывших на территорию региона

тыс. человек

13.6

16.20

16.40

16.40

16.40

16.40

16.40

16.50

16.50

Число выбывших с территории региона

тыс. человек

17.1

18.00

17.80

17.80

17.80

17.80

17.80

17.80

17.80

Коэффициент миграционного прироста

на 10 000 человек населения

-27.8

-14.80

-11.80

-10.50

-10.50

-10.00

-10.00

-10.00

-10.00

2. Производство товаров и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Выпуск товаров и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпуск товаров и услуг

млн. руб.

438319.4

482,338.40

522,855.00

570,435.00

573,572.00

623,828.00

626,340.00

684,277.00

687,095.00

2.2. Валовой региональный продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего

млн. руб.

243026

270,342.00

292,978.00

319,639.00

321,250.00

349,567.00

350,741.00

383,458.00

384,798.00

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103.5

103.00

101.00

101.30

102.00

102.40

103.20

103.00

103.50

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

106.9

108.00

107.30

107.70

107.50

106.80

106.00

106.50

106.00

2.3. Промышленное производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102.1

113.30

116.80

105.30

106.70

105.50

107.20

107.00

108.10


Похожие работы на - Разработка концепции построения системы поддержки принятия решений в прогнозировании макроэкономического развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!