Статистико-экономический анализ валового регионального продукта Пермского края

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    152,79 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистико-экономический анализ валового регионального продукта Пермского края

Содержание

Введение

. Статистика валового внутреннего продукта

.1 Понятие и экономическая сущность ВВП

.2 Методы расчета ВВП и методы приведения в сопоставимый вид для анализа динамики

. Статистический анализ ВРП Пермского края

.1 Краткая характеристика Пермского края

.2 Анализ динамики ВРП в текущих и сопоставимых ценах

.3 Анализ структуры формирования ВРП

.4 Анализ структуры ВРП по отраслям экономики

.5 Анализ структуры использования ВРП

.6 Расчет параметров уравнения тренда, выравнивание ряда динамики, определение прогнозного значения на ближайшие годы

. Рекомендации по стимулированию роста ВВП

Выводы и предложения

Список использованных источников

Введение

На сегодняшний день валовый внутренний продукт (ВВП) является основным фактором, описывающим экономическое положение стран. Его уровень является основой формирования бюджета страны; его динамика показывает качество принятых управленческих решений, нацеленных на экономический рост.

ВВП - это макроэкономический показатель, показывающий рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления [1]. Выделяют номинальный и реальный показатели ВВП. В первом, стоимость всех товаров и услуг выражена в текущих ценах, поэтому уровень ВВП в этом случае зависит от изменений индексов цен и доходов. Во втором - уровень ВВП определяется ростом производства, а не ростом цен.

По данным Всемирного банка на возможности экономического роста, а следовательно и на уровень ВВП влияет ряд факторов, которые характеризуют как производственный сектор страны, положение в финансовом секторе, так и начальные условия развития экономик [2].

Показатель ВВП важен для анализа национальных экономик и для оценки экономического развития общества. В целом статистика системы национальных счетов и ВВП является отраслью экономической статистики.

Объект исследования - показатели ВРП Пермского края.

Предмет исследования - статистико-экономический анализ ВРП Пермского края.

Цель курсовой работы - провести статистико-экономический анализ ВРП Пермского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить теоретические аспекты статистики ВВП;

. Дать краткую характеристику Пермского края;

. Провести статистико-экономический анализ ВРП Пермского края;

. Разработать рекомендации по стимулированию роста ВВП.

В соответствии с поставленной целью и определенными задачами, курсовая работа построена следующим образом:

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты статистики ВВП: рассмотрено определение и экономическая сущность ВВП, рассмотрены методы расчета ВВП, методы приведения ВВП в сопоставимый вид для анализа динамики.

Вторая глава посвящена статистико-экономическому анализу ВВП Пермского края.

В третьей главе разработаны рекомендации по стимулированию роста ВВП.

Период исследование представлен 2017-2020 гг.

. Статистика валового внутреннего продукта

.1 Понятие и экономическая сущность ВВП

Валовой внутренний продукт представляет собой основной макроэкономический показатель развития страны, динамика которого позволяет говорить о наличии или отсутствии экономического роста.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования [1].

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой конечный результат производственной деятельности резидентных единиц- производителей в течение данного периода времени и исчисляется в рыночных ценах. Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.

ВВП является одним из основных показателей, которые наиболее полно показывают благосостояние страны. Это реальный, наиболее полный измеритель как результатов усилий общества по производству материальных благ, так и уровня его благосостояния.

Однако стоит отличать ВВП от национального дохода:

) ВВП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг;

) ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющий центр экономического интереса на экономической территории данной страны;

) ВВП - это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.

ВВП по регионам характеризует такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП) - это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

По своему экономическому содержанию ВРП примерно соответствует показателю ВВП, рассчитанному производственным методом на федеральном уровне. ВРП определяется как сумма добавленной стоимости единиц-резидентов данного региона. Резидентные единицы в данном случае определяются, исходя из тех же принципов, что и на федеральном уровне. То есть к резидентам региональной экономики относятся все корпорации, квазикорпорации или домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данного региона. Если предприятие, осуществляющее экономическую деятельность на территории данного региона, является филиалом головной корпорации, находящейся в другом регионе, то оно является резидентом данного региона.

Показатель ВВП имеет большое значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее [5].

В зависимости от направлений исследования показателя валового внутреннего продукта его оценка проводится в текущих и сопоставимых ценах, а также может рассчитываться в постоянных ценах базового периода. Для целей сопоставительного и структурного анализа, обобщения различных характеристик социально-экономической ситуации за определенный период времени рассчитывается номинальный валовой внутренний продукт - объем ВВП в текущих ценах рассматриваемого периода.

Для анализа изменения валового внутреннего продукта за определенный период (в первую очередь - год) рассчитывается темп реального ВВП. При этом темп реального ВВП по отношению к предыдущему периоду (году) рассчитывается в сопоставимых ценах предыдущего периода (года).

Кроме того, для анализа и прогнозирования макроэкономических процессов в течение продолжительного периода могут разрабатываться динамические ряды реального ВВП в постоянных ценах базового периода (года).

Значение валового внутреннего продукта, как показывает статистика, увеличивается с каждым годом. Несмотря на это одной из проблем экономики России является проблема роста ВВП и экономического развития. Главной преградой её разрешения выступает государственное регулирование. Так несовершенство налоговой системы, высокий уровень инфляции, низкий уровень общественного благосостояния и теневой сектор экономики являются «тормозом» динамического прогрессирующего развития страны [8].

.2 Методы расчета ВВП и методы приведения в сопоставимый вид для анализа динамики

ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, использования и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, то есть не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и на импорт.

Общая схема определения ВВП посредством суммирования добавленной стоимости (производственным методом) такова:

ВВП = ВДС + НПИ - СПИ (1)

где: ВДС - валовая добавленная стоимость;

НПИ - налоги на производство и импорт;

СПИ - субсидии на производство и импорт.

То есть при определении ВВП статистические агентства исключают из своих расчетов промежуточное потребление (например, сырье, материалы, полуфабрикаты) - этот шаг позволяет избежать двойного учета и искажения конечного результата [9].

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.

Расчет ВВП методом использования предполагает суммирование всех видов расходов в обществе. Расходы на конечное потребление подразделяются на расходы домашних хозяйств, государственных учреждений (организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства. С другой стороны, в расходах на конечное потребление выделяются расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги. Товары и индивидуальные услуги всегда могут быть куплены и проданы на рынке, либо могут быть предоставлены в качестве трансфертов в натуральной форме. Коллективные услуги - это услуги, предоставляемые одновременно всем членам общества или его части (например, государственное управление и обеспечение безопасности). Конечное потребление домашних хозяйств является потреблением товаров и индивидуальных услуг. В системе национальных счетов считается, что все услуги, которые оказываются НКО домашним хозяйствам, являются индивидуальными. Органы государственного управления (государственные учреждения) могут оказывать как индивидуальные, так и коллективные услуги.

Таким образом, выделяют четыре основные группы, несущие расходы на покупку товаров и услуг, - население, бизнес, государство, иностранные потребители. Соответственно, выделяют четыре основных компонента расчета ВВП по расходам.

личные потребительские расходы (С), или расходы домохозяйств на товары повседневного спроса, товары длительного пользования, услуги;

валовые частные внутренние инвестиции (I&), или инвестиционные расходы бизнеса;

расходы всех органов государственной власти на приобретение товаров и услуг (G);

расходы на приобретение национальной продукции, связанные с внешнеэкономической деятельностью [15].

Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретения за вычетом реализации).

Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП, применяемых Росстат России в рамках расчетов по СНС. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль/валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт.

Расчет ВВП по потоку доходов будет представлять собой суммирование основных видов доходов в экономике:

заработная плата (до выплаты налогов);

рента (арендная плата) как доход за пользование недвижимостью;

процент - доход на денежный капитал, размешенный в кредитных учреждениях;

прибыль (до выплаты налогов);

амортизация;

косвенные налоги;

чистый доход от иностранных факторов производства [2].

Данный метод используется Росстат России только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального обьема или динамики.

Расчет ВВП в сопоставимых ценах осуществляется по двум направлениям: в разрезе отраслевого происхождения (производственный метод) и с позиций использования. Динамический ряд рассчитывается и представляется в ценах предыдущего года. Такое представление обусловлено необходимостью в современных условиях активных структурных изменений, частой смены базового периода.

Информационная база, на основе которой строится расчет ВРП, практически идентична информационной базе федерального уровня, так как сводная статистическая отчетность формируется исходя из данных, получаемых от регионов. В связи с этим алгоритм расчета валового регионального продукта (ВРП) совпадает с алгоритмом расчета ВВП.

Существует несколько методов исчисления ВВП и его компонентов в постоянных ценах, наиболее важными из которых являются:

метод дефлятирования с помощью индексов цен;

метод двойного дефлятирования;

метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема;

метод переоценки элементов затрат [9].

Метод дефлятирования с помощью индексов цен применяется для переоценки компонентов конечного использования ВВП в постоянных ценах.

∑q1p0 = ∑q1p1 / (∑q1p1/∑q1p0), (2)

где ∑q1p1 - общая стоимость потребления в текущем периоде в текущих ценах;

∑q1p1/∑q1p0 - индекс цен;

∑q1p0 - общая стоимость потребления в текущем периоде в постоянных ценах.

Метод двойного дефлятирования применяется для исчисления в постоянных ценах добавленной стоимости. Этот метод состоит в последовательном дефлятировании выпуска и промежуточного потребления, первоначально оцененных в текущих ценах, с помощью соответствующих индексов цен. Добавленная стоимость в постоянных ценах определяется как разность между выпуском и промежуточным потреблением, исчисленными в постоянных ценах.

Метод экстраполяции предполагает исчисление показателей в постоянных ценах путем умножения стоимости в текущих ценах в базисном периоде на индекс физического объема, выражающий отношение физического объема в текущем периоде к физическому объему в базисном. Эта процедура расчета

∑q1p0 = ∑q0p0 * Iq, (3)

где Iq0p0 - показатель в базисном периоде в текущих ценах базисного периода;- индекс физического объема;p0 - показатель в текущем периоде в постоянных ценах (ценах базисного периода) [7].

Этот метод расчета применяется, когда индексы цен менее точны, чем индексы физического объема, или когда индекс цен вообще невозможно исчислить.

По методу прямой переоценки показатели в постоянных ценах исчисляются путем умножения количества произведенной (использованной) продукции на соответствующие постоянные цены. Такой метод применяется главным образом для исчисления показателей производства и использования продукции сельского хозяйства.

Согласно методу переоценки по элементам затрат, показатели в постоянных ценах исчисляются путем дефлятирования элементов затрат. Такой метод применяется главным образом для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг, где «по определению» нет цен, так как услуги предоставляются бесплатно.

Метод основывается на предположении, что динамика затрат на производство услуг (в постоянных ценах) пропорциональна динамике физического объема услуг. При оценке ВВП в постоянных ценах можно установить средний показатель цен в экономике за тот или иной период. Для этого определяют дефлятор ВВП путем деления индекса стоимости ВВП (в текущих ценах) на индекс физического объема ВВП (в постоянных ценах):

= (∑q1p1/ ∑q0p0) / (∑q1p0/∑q0p0), (4)

где Iq - дефлятор ВВП;

∑q1p1/ ∑q0p0 - индекс стоимости ВВП;

∑q1p0/∑q0p0- индекс физического объема ВВП [7].

В СНС дискриминацию цен рекомендовано интерпретировать как фактор изменения цен, а не как фактор изменения физического объема. Это означает, что увеличение общего объема стоимости реализованной электроэнергии в результате повышения удельного веса поставок предприятиям по более высоким тарифам следует рассматривать как следствие изменения цен, а не физического объема.

Таким образом, ВВП - один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования. Важность статистико-экономического анализа ВВП заключается в том, что его состояние и динамика позволяет судить о качестве экономического роста страны, а также об уровне благосостояния страны. Основная цель статистического анализа ВВП - характеристика результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и др.

. Статистический анализ ВРП Пермского края

.1 Краткая характеристика Пермского края

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Регион охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория края почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги.

Пермский край граничит с республикой Коми (на севере), Башкортостан (на юге), с Удмуртской Республикой, Кировской областью (на западе) и Свердловской областью (на востоке). Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы. Здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, существует водный путь в Северную и Южную Европу.

Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. Административный центр края - город Пермь. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.

Численность постоянного населения Пермского края по данным статистической отчетности составила на 1 января 2017 г. 2634,4 тыс. чел., что составляет около двух процентов всех жителей России. Прикамье является одним из наиболее урбанизированных субъектов Приволжского федерального округа: большинство населения края (75,5%) проживает в городах.

Кроме миллионного города Перми, еще в двух городах края значительная численность населения, это Березники - 164,1 тыс. и Соликамск - 95,2 тыс. человек. В четырех городах края численность населения свыше 50 тыс. человек: Краснокамск (70,6 тыс.), Кунгур (67,9 тыс.), Лысьва (81,9 тыс.), Чайковский (82,6 тыс.)

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются:

. машиностроение;

. химия и нефтехимия;

. металлургия; топливная промышленность;

. лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Основные торговые партнеры: Нидерланды, Китай, Бельгия, Бразилия, США, Германия, Индия, Турция, Украина, Финляндия. Товарооборот с этими странами составляет 72,48% внешнеторгового оборота края.

По данным рейтинга инвестиционной привлекательности РА Эксперт, Пермский край занимает:

13 место по инвестиционному потенциалу;

52 место по уровню инвестиционного риска;

43 место среди регионов РФ по объему прямых иностранных инвестиций

2.2 Анализ динамики ВРП в текущих и сопоставимых ценах

Анализ структуры населения Пермского края проведен на основе данных Статистического ежегодника Пермского края, раздела «ВРП» [11].

Рассмотрим динамику формирования ВРП в текущих ценах (табл. 1).

Таблица 1 - Формирование ВРП по источникам доходов (в текущих рыночных ценах; миллионов рублей) [11]

Период

Валовой региональный продукт в основных ценах

Оплата труда наёмных работников

Чистые налоги на производство

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

2017

327273,3

108890,0

22803,5

195579,8

2018

623116,8

233284,8

49067,9

340764,1

2019

840101,1

275434,7

68239,9

496426,5

2020

860342,7

311667,6

13987,6

534687,5

2021

880264,4

347337,5

15584,0

517342,9

2022

967858,0

369038,8

15626,4

583192,7


Определим абсолютные приросты. Для 2022 года базисный будет равен 623116,8 - 327273,3 = 295843,5. Для определения абсолютного приоста из показателей по годам вычитаем базисный показатель 2017 года (327273,3).

Цепной прирост для 2017 г. будет 840101,1 - 623116,8 = 216984,3. Далее для расчета цепного прироста вычитаем показатель по предыдущему периоду.

Расчеты базисного и цепного прироста представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Расчет базисного и цепного прироста ВРП

Года

ВРП

Прирост



Базисный

Цепной

 

2017

327273,3



 

2018

623116,8

295843,5


 

2019

840101,1

512827,8

216984,3

 

2020

860342,7

533069,4

20241,6

 

2021

880264,4

552991,1

19921,7

 

2022

967858

640584,7

87593,6

 


Для 2017 года невозможно рассчитать цепным способом абсолютный прирост, потому что нет предыдущего периода - 2018 года.

Далее определим темп роста. Для базисного темпа роста 2019 года рассчитаем 623116,8/ 327273,3*100 = 190,4 %.

Для цепного 840101,1/ 623116,8*100 = 134,82 %.

Расчеты базисного и цепного темпа роста представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет базисного и цепного тампа роста ВРП

Года

ВРП

Прирост

Тр,%

Тпр,%

А1%пр



Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной


2017

327273,3

-

-

-

-

-

-

-

2018

623116,8

295843,5

-

190,396

-

90,3965

-

-

2019

840101,1

512827,8

216984,3

256,697

134,822

156,697

34,8224

6231,168

2020

860342,7

533069,4

20241,6

262,882

102,409

162,882

2,40942

8401,011

2021

880264,4

552991,1

19921,7

268,969

102,316

168,969

2,31555

8603,427

2022

967858

640584,7

87593,6

295,734

109,951

195,734

9,95083

8802,644


Для 2017 года темп роста, как и абсолютный, невозможно рассчитать цепным способом, потому что нет предыдущего периода - 2018 года.

Для определения темпов прироста вычитаем 100 из соответствующих значений темпов роста. Для 2019 г.: валовой рыночный доход

Тпр = 190,396 - 100 = 90,396%

Определим абсолютное значение 1% прироста:

за 2017:

А1%пр = 623116,8/100 = 6231,168.

Расчет для других периодов проводится аналогичным способом.

Определим средние показатели динамики.

Определение среднего уровня ряда. Так как у нас есть пропущенные уровни ряда, то средний уровень ряда целесообразно рассчитывать за период 2017-2021 годов.

Получаем средний уровень ряда = (623116,8+840101,1+860342,7+880264,4+967858)/5 = 834336,6

Средний абсолютный прирост = (967858 - 327273,3) / (9-1) = 80073,0875

Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Расчет средни показателей динамики ВРП

Года

ВРП


2017

327273,3


2018

623116,8


2019

840101,1


2020

860342,7


2021

880264,4


2022

967858


Средний уровень ряда

834336,6


Средний абсолютный прирост

80073,0875



Средний темп роста

Средний темп прироста

2017-2022



Базисный способ

1,23942322

23,94232203

2017-2021



Базисный способ

1,11637614

11,63761401

Цепной способ

1,11637614

11,63761401

2017-2021



Базисный способ

1,167539497

16,75394966

Цепной способ по средней геометр. взвешенной

1,167539497

16,75394966


Найдем средний темп роста.

за 2017-2022 года:

Базисным способом средний темп роста равен:

за 2010 - 2014:

Базисным способом средний темп роста равен:

Цепным способом средний темп роста равен:

за 2017 - 2022:

Базисным способом:

Цепным способом - по формуле средней геометрической взвешенной:

Найдем средний темп прироста

за 2017-2022 года: (1,23942322 - 1)*100 = 23,94232203

за 2017 - 2021: (1,11637614 - 1)*100 = 11,63761401

за 2017 - 2021: (1,167539497 - 1)*100 = 16,75394966

Таким образом, на протяжении 2017-2021 наблюдался постоянный рост объемов ВРП, в 2014 году объем вырос по сравнению с 2017 на 87593,6 млн. руб., по сравнению с 2005 увеличился на 640584,7 млн. руб..

Темп роста в 2017 году, рассчитанный базисным способом, составляет 295,734%, что означает увеличение объема ВРП на 195,734% с 20018 года. Цепной темп прироста в 2022 г. равен 109,951%, что показывает увеличение объема ВРП по сравнению с 2021 годом на 9,951%.

В 1% прироста в 2017 году входило 8802,644 ВРП.

В период 2017-2021 ВПР ежегодно увеличивался в среднем на 80073,0875 млн. руб. или на 16,75%.

2.3 Анализ структуры формирования ВРП

Структура формирования ВРП по источникам доходов представлена на рис. 1 (в млн. руб.) и в таблице 5 (в процентах).

Рисунок 1 - Формирование ВРП по источникам доходов (в млн. руб.)

Таблица 5 - Структура формирования ВРП по источникам доходов (в процентах) [11]

 

Валовой региональный продукт

Оплата труда наёмных работников

Чистые налоги на производство 1)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

2017

100

33,3

7,0

59,8

2018

37,4

7,9

54,7

2019

100

32,8

8,1

59,1

2020

100

36,2

1,6

62,1

2021

100

39,5

1,8

58,7

2022

100

38,1

1,6

60,3


Как можно заметить из представленных данных, в структуре ВРП преобладают доходы в виде валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура формирования ВРП по источникам доходов (в %)

Доля данного источника доходов варьируется от 54,7% в 2017 г. до 62,1% в 2018 г., за 2019 г. доля по данному показателю в структуре доходов ВРП составила 60,3%.

На долю доходов от оплаты труда наемных работников приходится 30-40%, минимальное значение по данному показателю зарегистрировано за 2011 г. - 32,8%, максимальное - за 2017 г. - 39,3%.

Наименьшая доля доходов ВРП приходится на доходы от чистых налогов на производство, причем в динамике доля по данному показателю существенно снижается - с 8,1% в 2011 г. до 1,6% в 2019 г. То есть начиная с 2017 г. в структуре ВРП происходит резкое снижение доли доходов от чистых налогов на производство.

Осуществим сравнительный анализ представленных в таблице 1 рядов динамики, используя их приведение к одной основе. Приведем сравнительные ряды к одной основе, определив относительные уровни рядов: базисные темпы роста с постоянной базой сравнения - уровни за 2017 год.

Получаем данные в процентах, приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Расчет базисных темпов роста ВРП по доходам

Год

2017

2018

2019

2020

2021

Оплата труда наёмных работников

233284,8

275434,7

311667,6

347337,5

369038,8

Чистые налоги на производство

49067,9

68239,9

13987,6

15584

15626,4

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

340764,1

496426,5

534687,5

517342,9

583192,7

Валовой региональный продукт в основных ценах

623116,8

840101,1

860342,7

880264,4

967858

Год

2017

2018

2019

2020

2021

Оплата труда наёмных работников

100

118,068001

133,599617

148,889898

158,19239

Чистые налоги на производство

100

139,072387

28,5066204

31,7600712

31,8464821

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

100

145,680399

156,908401

151,818487

171,142647

Валовой региональный продукт в основных ценах

100

134,822412

138,070856

141,267961

155,325294

Коэффициент опережения






Оплата труда по отношению к ВРП

1

0,87572978

0,96761635

1,05395375

1,01845865

Чистые налоги по отношению к ВРП

1

1,03152277

0,2064637

0,22482147

0,20503088

Прибыль экономики по отношению к ВРП

1

1,08053547

1,1364339

1,07468449

1,10183372


Сравнение темпов роста оплаты труда, чистых налогов на производство и валовой прибыли экономики говорят об опережающих темпах роста валовой прибыли экономики в 1,51 - 1,71 раз за 2017-2018 гг. и немного отстающих темпах роста оплаты труда - в 1,45 - 1,58 за аналогичный период, в то время как динамика налогов на производство показывает темпы замедления до 31,85.

Увеличение оплаты труда по отношению к увеличению ВРП составляло 1,054 в 2017 году и 1,018 в 2018.

Увеличение валовой прибыли экономики по отношению к увеличению ВРП составляло 1,07 в 2017 году и 1,10 в 2018.

Динамика изменения чистых налогов по отношению к увеличению ВРП составляет 0,22-0,21.

Таким образом, темпы роста валовой оплаты труда незначительно отстают от темпов роста валовой прибыли экономики по отношению к росту ВРП. В то время как происходит сокращение объемов налогов, что приводит к замедлению изменения уровня чистых налогов по отношению к растущему ВРП.

.4 Анализ структуры ВРП по отраслям экономики

В таблице 7 представлены данные об изменении счёта производства по видам экономической деятельности по выпуску ресурсов.

Таблица 7 - Счёт производства по видам экономической деятельности по выпуску ресурсов (в текущих основных ценах, в млн. руб.)

Отрасль

2017 г.

2018 г.

2018 к 2017, абс.

2018 к 2017, относит.

Индекс сдвигов 2017-2018, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

47613,5

53384,2

5770,7

12,12%

12,12

Рыболовство, рыбоводство

98,4

183

84,6

85,98%

85,98

Добыча полезных ископаемых

207921,7

205352,8

-2568,9

-1,24%

-1,24

Обрабатывающие производства

821287,8

883701,9

62414,1

7,60%

7,60

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

130199,1

139499,5

9300,4

7,14%

7,14

Строительство

106257,7

94840,2

-11417,5

-10,75%

-10,75

Оптовая и розничная торговля; ремонт АТС и др.

207669,7

211625,1

3955,4

1,90%

1,90

Гостиницы и рестораны

23744,1

23525,9

-218,2

-0,92%

-0,92

Транспорт и связь

155006,7

166137

11130,3

7,18%

7,18

Финансовая деятельность

4702,1

4682,6

-19,5

-0,41%

-0,41

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

123607,6

137092,5

13484,9

10,91%

10,91

Государственное управление и обеспечение воен. безопасности; соц. страхование

71109,4

72393,5

1284,1

1,81%

1,81

Образование

41147,8

42020,1

872,3

2,12%

2,12

Здравоохранение и предоставление соц. Услуг

59656,9

75027,9

15371

25,77%

25,77

Предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг

17046

20421,8

3375,8

19,80%

19,80

Деятельность домашних хозяйств

2,1

2,3

0,2

9,52%

9,52

Итого

2017071

2129890

112819,8

5,59%

Индекс сдвигов 2013-2014, %


В динамике 2017-2018 гг. прослеживается рост выпуска ресурсов на 112 819,8 млн. руб. или на 5,59%, который в большей степени произошел за счет роста выпуска ресурсов по таким видам экономической деятельности, как здравоохранение и предоставление соц. услуг (на 25,77%), предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг (на 19,8%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 12,12%), рыболовство и рыбоводство (почти в 2 раза), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 10,91%). Данное можно связать с реализацией мер государственной политики в области реформирования здравоохранения, поддержки сельхозпроизводителей.

По остальным представленным направлениям рост произошел в меньшей степени, однако есть ряд отраслей, по которым произошел спад выпуска ресурсов - это строительство (на 10,75%), гостиницы и рестораны (на 1%). То есть в период экономического спада наиболее существенно пострадали данные отрасли хозяйства.

Структурные сдвиги в сторону роста быстрыми темпами происходили в следующих отраслях: рыболовство (на 85,98%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 25,77%), предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (на 19,80%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 12,12%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 10,91%), также структурные сдвиги в сторону роста происходили в отраслях: деятельность домашних хозяйств (на 9,52%), обрабатывающие производства (на 7,6%), транспорт и связь (на 7,18%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 7,14%);

Структурные сдвиги в сторону снижения доли происходили (в порядке убывания темпов снижения) в следующих отраслях: строительство (на 10,75%), добыча полезных ископаемых (на 1,24%), гостиницы и рестораны (на 0,92%), Финансовая деятельность (на 0,41%).

Структура счёта производства по видам экономической деятельности по выпуску ресурсов представлена в табл. 8.

Таблица 8 - Структура счёта производства по видам экономической деятельности по выпуску ресурсов (в текущих ценах, в %)

Отрасль

2017 г.

2018 г.

Доля, 2019 г.

Доля, 2020 г.

Изменение, 2017 к 2018

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

47613,5

53384,2

2,36%

2,51%

0,15%

Рыболовство, рыбоводство

98,4

183

0,00%

0,01%

0,00%

Добыча полезных ископаемых

207921,7

205352,8

10,31%

9,64%

-0,67%

Обрабатывающие производства

821287,8

883701,9

40,72%

41,49%

0,77%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

130199,1

139499,5

6,45%

6,55%

0,09%

Строительство

106257,7

94840,2

5,27%

4,45%

-0,82%

Оптовая и розничная торговля; ремонт АТС и др.

207669,7

211625,1

10,30%

9,94%

-0,36%

Гостиницы и рестораны

23744,1

23525,9

1,18%

1,10%

-0,07%

Транспорт и связь

155006,7

166137

7,68%

7,80%

0,12%

Финансовая деятельность

4702,1

4682,6

0,23%

0,22%

-0,01%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставл. Услуг

123607,6

137092,5

6,13%

6,44%

0,31%

Государственное управление и обеспечение воен. безопасности; соц. страхование

71109,4

72393,5

3,53%

3,40%

-0,13%

Образование

41147,8

42020,1

2,04%

1,97%

-0,07%

Здравоохранение и предоставление соц. услуг

59656,9

75027,9

2,96%

3,52%

0,57%

Предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг

17046

20421,8

0,85%

0,96%

0,11%

Деятельность домашних хозяйств

2,1

2,3

0,00%

0,00%

0,00%

Итого

2017071

2129890

100,00%

100,00%

0,00%


В структуре производства преобладает производство товаров (строительство, сельское хозяйство, рыболовство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых) в совокупности составляют 58,66% в 2017 г. и 58,1% в 2018 г., то есть производство товаров снижается. Производство услуг в динамике растет и составляет в совокупности за 2017 г. 41,34%, за 2018 г. - 41,9%.

Структура счёта производства по видам экономической деятельности по направлению использования (промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость) представлены на рис. 3.

Рисунок 3 - Структура счёта производства по видам экономической деятельности по направлению использования (в %)

В структуре счёта производства по видам экономической деятельности по направлению использования преобладает промежуточное потребление или стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг над валовой добавленной стоимостью, которая исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между валовым выпуском товаров, услуг и промежуточным потреблением. Их соотношение по рассматриваемым периодам практически неизменно: 55,71-54,56% промежуточное потребление и 44,29-45,44% валовая добавленная стоимость.

2.5 Анализ структуры использования ВРП

Расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств представлены в табл. 9.

Таблица 9 - Расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах, в млн. руб.)


2017

2019

2020

2021

Базисный прирост 2019 к 2017, %

Цепной прирост 2017 года, %

Расходы на конечное потребление

526572,2

602969,1

660743,2

757902,5

812453,9

54,29

7,20

в том числе:

 

 

 

 

 



домашних хозяйств

425039,5

490358,9

532152,8

596838,4

634880,3

49,37

6,37

 государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги, и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

60284,8

76677,2

80315

93759,6

109879,9

82,27

17,19

государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги

41247,9

35933

48275,4

67304,5

67693,7

64,11

0,58

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

485324,3

567036,1

612467,8

690598

744760,2

53,46

7,84


Рисунок 4 - Структура расходов на конечное потребление по годам (2017-2021 гг.) (в %)

Структура фактического конечного потребления домашних хозяйств имеет стабильный характер: определяющей компонентой являются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, источником которых являются их располагаемые ресурсы. Показатель «расходы на конечное потребление домашних хозяйств» характеризует уровень дохода домашних хозяйств и их покупательную способность. Основные компоненты расходов на конечное потребление домашних хозяйств складываются из расходов на потребительские товары и услуги, осуществляемых домашними хозяйствами за счет собственного бюджета, и поступлений товаров и услуг в натуральной форме, где главной составляющей является потребление сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в анализируемом периоде колебалась от 78,14% в 2017 г. до 80,72% в 2021 г., то есть в динамике наблюдалось снижение расходов домашних хозяйств, то есть произошло снижение уровня доходов домашних хозяйств и их покупательской способности.

Соответственно, увеличивался удельный вес расходов государственного управления и расходов некоммерческих организаций на покупку индивидуальных услуг для домашних хозяйств с 11,45% в 2010 г. до 13,52% в 2019 г. (рис. 4).

В рассматриваемый период соотношение составляющих фактического конечного потребления домашних хозяйств было постоянным вследствие практически одинаковых их номинальных темпов роста, исключение составляет лишь период 2017 г.

В динамике наблюдается рост расходов на конечное потребление, базисный прирост составил 54,29, цепной прирост - 7,2%. В большей степени рост расходов произошел за счет роста расходов на государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги, и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (базисный прирост 82,27, цепной - 17,19%), государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги (базисный прирост 64,11, цепной - 0,58%). Фактическое потребление домашних хозяйств увеличивалось в схожей динамике - базисный прирост составил 53,46%, цепной - 7,84% (табл. 9).

Таким образом, наблюдается замедление роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств, их потребительские возможности снижаются и расходы на покупку товаров и услуг за счет собственного бюджета падают, что свидетельствует о снижении уровня благосостояния населения Пермского края.

2.6 Расчет параметров уравнения тренда, выравнивание ряда динамики, определение прогнозного значения на ближайшие годы

Рассчитаем параметры уравнения линейного тренда.

,

где t - номер года.

Промежуточные расчеты за n = 5 лет представлены в таблице 10.


Мы получили уравнение регрессии:

 - уравнение тренда.

Таблица 10 - Расчет параметров уравнения линейного тренда

t

Y

ty

t2

Y2

Yтеор

1

2017

623116,8

1252464768

4040100

388274546442,24

688407,4

2

2018

840101,1

1689443312

4044121

705769858221,21

761372

3

2019

860342,7

1731009512

4048144

740189561443,29

834336,6

4

2020

880264,4

1771972237

4052169

774865413907,36

907301,2

5

2021

967858

1949266012

4056196

936749108164,00

980265,8

Итого

10060

4171683

8394155842

20240730

3545848488178,10

4171683,00

Среднее

2022

834336,6

1678831168

4048146

709169697635,62

834336,60


На рис. 5 представлено графическое отображение выравнивания ряда динамики по уравнению прямой.

Рисунок 5 - Выравнивание ряда динамики по уравнению прямой

Далее рассчитаем прогнозные значения на 2 года вперед, используя уравнение тренда.

Y 2015 =

Y 2016 =

То есть прогнозные значения ВРП для 2017 года равно 1053230, 4 млн. руб., а для 2018 года - 1126195 млн. руб.

. Рекомендации по стимулированию роста ВВП

Мировой опыт свидетельствует о том, что увеличение ВВП - это следствие качественного экономического роста, который в свою очередь увеличивает потенциал страны, а именно растёт в динамике уровень основного, оборотного капитала и рабочей силы [3]. Таким образом, в случае качественного экономического роста происходит обновление основных производственных фондов, повышается эффективность использования оборотного капитала, улучшаются условия труда работающих на предприятиях страны, растет заработная плата.

Экономический рост в России, выраженный в приросте ВВП можно назвать монетарным ростом, поскольку он практически не использует новые инновационные технологии, которые способствовали бы модернизации материально - технологический базы производства. Но такой тип экономического роста крайне неустойчив, поскольку не создает внутренних источников. В дальнейшем на внешнем рынке может сложиться неблагоприятная бизнес - среда, которая обострит проблемы дальнейших процессов экономического роста, а именно связанные с обеспечением расширенного воспроизводства. Названные процессы могут иметь негативные последствия и необратимую вариацию для национальной экономики в целом.

Монетарный экономический рост - это отрицательный вариант роста с тяжелыми социально - экономическими последствиями. В сложившихся российских условиях единственно приемлемым выходом может стать модернизация российской экономики. А основными точками роста должны стать крупные корпоративные структуры (холдинговые компании, финансово - промышленные группы). Все это, несомненно, актуально и для экономики Пермского края.

Удельный вес малого и среднего бизнеса ВВП в России недостаточен для влияния на рост ВВП. Следует отметить, что и крупный бизнес мало заинтересован и не обладает достаточными возможностями для обеспечения достаточного роста экономического потенциала России. Для инновационного развития России сформировалась потребность в реализации крупномасштабной неоиндустриализации экономики [4].

В целях обеспечения устойчивого экономического развития страна и роста ВВП на современном этапе в достаточном количестве должна обладать материальными и людскими ресурсами. В доиндустриальном и индустриальном обществах было достаточно одного основного источника экономического развития - материального фактора, а становление, развитие постиндустриального общества не может осуществиться без человеческого капитала.

Общеизвестно, что именно накопленные знания, информация и опыт людей (человеческий капитал) образуют основу экономического процветания ведущих стран мира. В качестве положительного примера можно привести Японию, Южную Корею, Тайвань и Гонконг. В этих и многих других странах за счет человеческого капитала, почти не имеющих природных ресурсов, за последние десятилетия произошло значительное усиление темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности национального хозяйства. Следует отметить тот факт, что в истории XX в. нет примеров продолжительного экономического роста, который основан на дополнительно привлекаемых природных ресурсах.

Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов роста ВВП и как следствие на его основе рост уровня жизни в обществе, а, следовательно, и качества человеческого капитала. Но этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социально - экономическую сферу. А инвестиции в человеческий капитал - это повышение производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства [12].

Опираясь на результаты многочисленных исследований и данные по разным секторам экономики, авторы Комплексного диагностического исследования «Пути достижения всеобъемлющего экономического роста: Российская Федерация», проведенного экспертами Всемирного Банка в 2017 г., выявляют два пути и три необходимых условия, которые исключительно важны для достижения прогресса, чтобы снова обеспечить устойчивый рост ВВП и дальнейшее всеобщее процветание для городских и сельских жителей России (рис. 6).

Рисунок 6 - Пути и необходимые условия обеспечения роста ВВП в России [10]

Первый путь: повышение производительности для обеспечения диверсифицированного роста. В рамках первого пути определяются направления, где необходимы новые подходы, которые позволяли бы восстановить производительность; при этом акцент ставится на режиме регулирования деятельности компаний, развитии инфраструктуры и обеспечении связности, ограничениях для инноваций, осуществляемых компаниями, а также на формировании навыков работников. Россия обладает значительным потенциалом возобновления роста производительности за счет устранения ограничений, существующих на уровне всей экономики, предприятия и отдельного человека.

Повышение производительности труда как важнейший фактор экономического роста признается многими российскими исследователями, кроме того, данные вопросы сегодня стоят на повестке дня Правительства РФ, в рамках исполнения Указов Президента РФ.

Производительность труда представляет собой экономический показатель, показывающий эффективность затрат труда. Российская Федерация по уровню производительности труда существенно отстает от зарубежных конкурентов. Как отмечают Н. Голованова и А. Голованов, «согласно многочисленным исследованиям производительность труда персонала российских предприятий составляет в настоящее время не более 30-50% от потенциально возможного уровня», притом, что России необходимо поднять производительность труда «в среднем в четыре раза, а по некоторым отраслям нужно даже десятикратное и более ее увеличение» [6]. В сложившейся ситуации наиболее системным фактором роста экономики должно стать повышение производительности труда, имеющее в своей основе модернизацию экономики и диверсификацию ее отраслевой структуры [10].

Необходимо отметить, что в современной России существует ряд факторов, сдерживающих рост производительности на уровне всей экономики. Они включают в себя сохраняющиеся проблемы в части инвестиционного климата, искажение рыночных и внешнеторговых механизмов, изношенный основной капитал и недостаточную связность. Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне предприятия, связаны с ограниченной инновационной деятельностью, а также с факторами, ограничивающими производительность на уровне работника: ограниченным предложением дополнительных навыков. Частные предприятия в России считают дефицит навыков (особенно социальных и поведенческих компетенций, а также способностей решать проблемы и использовать творческие подходы) одним из самых серьезных факторов, ограничивающих их развитие и рост. Несмотря на очень высокий уровень формального образования у российских работников, современные качество и содержание образования не способствуют формированию квалификаций, востребованных на рынке труда. Дефицит квалификаций и навыков увеличивается по мере того, как учащиеся проходят через различные ступени российской системы образования, и еще больше нарастает, когда они выходят на рынок труда [10].

Существенную роль в повышении производительности труда может играть государственная поддержка, направления которой должны иметь единый ключевой вектор: диверсификация отраслевой структуры экономики в целом и отдельных территорий, дополненная модернизацией производства, которая основывается на расширении инновационной деятельности [4]. При этом особое внимание необходимо уделить государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства, так как на предприятиях таких размеров внедрение новых технологий происходит быстрее. Не менее важным является вопрос подготовки кадров для модернизации. То есть требуется государственное регулирование образовательной отрасли, это может быть реализовано в части выравнивания требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к требованиям рынка труда. Именно высококвалифицированный кадровый ресурс является главной составляющей повышения производительности труда. Вместе с тем, как показано в работе Н. Головановой, «интеграция рынка труда и образовательного пространства, максимальное приближение требований к подготовке рабочей силы к непосредственно учреждениям ее формирования позволяют сделать вывод, что данный процесс сегодня является сложным и неоднозначным» [6].

В качестве одного из элементов модернизации можно назвать внедрение информационных технологий в образовательную сферу, что, безусловно, приведёт к повышению производительности труда педагогов, о чём также приводится в работе Г.А. Волковицкой [13]. Данное, несомненно, также требует государственной поддержки, как методической, так и финансовой. Кроме того, как указывает С. В. Федосеев, ситуация на рынке Европейского Содружества делает его зависимым от поставок из стран блока БРИКС, что создаёт дополнительные возможности для развития производительности труда [14].

Второй путь: дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам. В рамках второго пути обозначены основные направления государственных реформ, призванных снизить уязвимость за счёт дальнейшего совершенствования человеческого капитала и улучшения доступа к государственным услугам. Государству необходимо организовать каналы, посредством которых рынок труда снова мог бы стать источником роста доходов уязвимых категорий населения, для чего потребуется повышение качества услуг здравоохранения и образования, а также обеспечение большей эффективности и устойчивости российской системы социальной защиты [10].

Устойчивое продвижение по направлениям, обозначенным в рамках этих двух путей, обусловлено прогрессом в части совершенствования государственного управления, поддержания устойчивости бюджета и повышения эффективности управления природными ресурсами. То есть три необходимых условия для обеспечения устойчивого роста ВВП - это совершенствование государственного управления, обеспечение устойчивости бюджета и более эффективное использование природных ресурсов. Представляется важным перейти на другую модель экономического роста, так чтобы в меньшей степени зависеть от эксплуатации природных ресурсов.

Выводы и предложения

Проведенный статистико-экономический анализ ВРП Пермского края показал, что на протяжении 2017-2022 наблюдался постоянный рост объемов ВРП, в 2017 году объем вырос по сравнению с 2013 на 87593,6 млн. руб., по сравнению с 2017 увеличился на 640584,7 млн. руб.

Темп роста в 2017 году, рассчитанный базисным способом, составляет 295,734%, что означает увеличение объема ВРП на 195,734% с 20017 года. Цепной темп прироста в 2018 г. равен 109,951%, что показывает увеличение объема ВРП по сравнению с 2017 годом на 9,951%. В 1% прироста в 2017 году входило 8802,644 ВРП. В период 2017-2018 ВПР ежегодно увеличивался в среднем на 80073,0875 млн. руб. или на 16,75%.

В структуре ВРП Пермского края преобладают доходы в виде валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов. Начиная с 2017 г. в структуре ВРП происходит резкое снижение доли доходов от чистых налогов на производство.

Темпы роста валовой оплаты труда незначительно отстают от темпов роста валовой прибыли экономики по отношению к росту ВРП. В то время как происходит сокращение объемов налогов, что приводит к замедлению изменения уровня чистых налогов по отношению к растущему ВРП.

В динамике 2017-2022 гг. прослеживается рост выпуска ресурсов на 5,59%, который в большей степени произошел за счет роста выпуска ресурсов по таким видам экономической деятельности, как здравоохранение и предоставление соц. услуг (на 25,77%), предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг (на 19,8%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 12,12%), рыболовство и рыбоводство (почти в 2 раза), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 10,91%). Данное можно связать с реализацией мер государственной политики в области реформирования здравоохранения, поддержки сельхозпроизводителей.

По остальным представленным направлениям рост произошел в меньшей степени, однако есть ряд отраслей, по которым произошел спад выпуска ресурсов - это строительство (на 10,75%), гостиницы и рестораны (на 1%). То есть в период экономического спада наиболее существенно пострадали данные отрасли хозяйства.

В структуре производства преобладает производство товаров (строительство, сельское хозяйство, рыболовство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых), в динамике производство товаров снижается, а производство услуг растет.

В структуре счёта производства по видам экономической деятельности по направлению использования преобладает промежуточное потребление над валовой добавленной стоимостью,

Структура фактического конечного потребления домашних хозяйств имеет стабильный характер: определяющей компонентой являются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, источником которых являются их располагаемые ресурсы. Наблюдается замедление роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств, их потребительские возможности снижаются и расходы на покупку товаров и услуг за счет собственного бюджета падают, что свидетельствует о снижении уровня благосостояния населения Пермского края.

На основании расчета линейного уравнения тренда рассчитаны прогнозные значения ВРП для последующих периодов, они составили: для 2017 года -1053230, 4 млн. руб., для 2018 года - 1126195 млн. руб.

Для обеспечения устойчивого роста ВВП существует необходимость в структурной перестройке российской экономики, а именно переход от сырьевой модели экономики к инновационной модели экономического развития, в основе которой ведущими факторами экономического роста станут человеческий капитал и инновации. Основными путями обеспечения устойчивого роста ВВП России являются повышение производительности труда для обеспечения диверсифицированного роста и совершенствование человеческого капитала. Для этого необходим ряд условий: это совершенствование государственного управления, обеспечение устойчивости бюджета и более эффективное использование природных ресурсов. В сложившейся ситуации наиболее системным фактором роста ВВП должно стать повышение производительности труда, имеющее в своей основе модернизацию экономики и диверсификацию ее отраслевой структуры.

Список использованных источников

1.       Аблеева А.М. Концепция кругооборота и особенности формирования основного капитала // Человеческий капитал. 2013. № 10. С. 65-68.

2.       Аблеева А.М. Многомерная группировка регионов по уровню воспроизводства основного капитала сельского хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 32-41.

.        Алещенко В. В. Отраслевая структура региональной экономики: историко-генетический метод исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2013. № 1 (11). С. 27-34.

.        Антонова З.Г., Комаревцева Л.В., Лившиц В.И. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник томского государственного университета. - 2012. - №1(17). С. 5 - 16.

.        Валишина Н.Р. Влияние зональных условий на использование земли в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан // Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Российский гуманитарный научный фонд, Академия наук РБ, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; отв. за выпуск Чудов И.В.. 2014. С. 148-151.

.        Голованова Н., Голованов А. Формирование административной системы управления предприятием как основа повышения производительности труда // Предпринимательство, 2012. № 2. С. 22-27.

.        Кабашова Е.В., Сагадеева Э.Ф. Математическая экономика: учебное пособие: электронный ресурс / Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. Том Модуль 2 Глобальные модели экономики

.        Макроэкономика: Учебное пособие. Лукманов Д.Д, Исмагилов К.Р., Юмагужина Д.Р., Барлыбаева Л.Ф. / Под ред. д-ра экон. наук Д.Д. Лукманова. - Уфа: ФГБОУ ВПО БГАУ, 2013. - 250 с.

.        Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 771с.

.        Российская федерация. Комплексное диагностическое исследование. Пути достижения всеобъемлющего экономического роста. Всемирный банк, 2016. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/235471484167009780/Dec27-SCD-paper-rus.pdf (дата обращения 23.06.2017)

.        Статистический ежегодник Пермского края. 2016. Федеральная служба государственной статистики по Пермскому краю. Раздел «ВРП». URL: http://permsso.gks.ru:8081/bgd/ejegod1157/main.htm

.        Султыгова А.А., Султанова Ш.М., Остапчук У.О. Влияние санкций на макроэкономические показатели России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016, № 1-3.

.        Управление персоналом и человеческий капитал в современной России / Абчук В. А., Василенко Н. В., Волковицкая Г. А. и др. СПб.: Книжный дом, 2011. 416 с.

.        Череповицын А. Е., Федосеев С. В., Тесля А. Б., Выболдина Е. Ю. Анализ производства и потребления редкоземельных металлов в странах ЕС и БРИКС // Цветные металлы, 2015. № 5. С. 5-10.

.        Экономическая статистика: Учебник / Под ред. проф. Ю.Н. Иванова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 668 с.

Похожие работы на - Статистико-экономический анализ валового регионального продукта Пермского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!