дебиторская и кредиторская задолженности (торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.) [6, с.375].
Экономическое и финансовое положение страны характеризует сводный баланс активов и пассивов, составленный по экономике в целом. Схема баланса отражена в табл. 1.1 [5, с.112].
Таблица 1.1 Сводный баланс активов и пассивов
Активы (требования)Пассивы (обязательства) и чистая стоимость собственного капитала1. Нефинансовые: произведенные непроизведенные 2. Финансовые: монетарное золото и СПЗ; наличные деньги, депозиты и др.3. Финансовые обязательства: наличные деньги депозиты ценные бумаги и др. 4. Чистая стоимость собственного капитала (4 = 1 + 2 - 3)
По методологии СНС объем национального богатства может быть определен как сумма стоимостей всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) резидентов страны минус их финансовые обязательства. Баланс активов и пассивов тесно связан со всеми счетами накопления. Сравнение показателей баланса активов и пассивов начального и конечного периодов дает возможность определить распределение богатства, выявить изменения стоимости активов в результате экономических операций, иметь представление об экономических ресурсах страны, что позволяет дать оценку размерам внешнего долга страны или оценить ее позицию как кредитора (чистые требования к «остальному миру»).
Национальное богатство состоит из различных элементов и имеет свою структуру. Элементами национального богатства является:
Основной производительный капитал - это функционирующие заводы, фабрики, производственный и технический потенциал которых создает национальный продукт.
Оборотный капитал - это произведенное и накопленное сырье и материалы, необходимые для производства. Стоимость сырья и материалов может составлять до 25% от стоимости основного капитала.
Резервы и запасы так же относятся к национальному богатству. Они есть на каждом предприятии и гарантируют непрерывность производственного процесса. Сюда же относят готовую, но нереализованную в сфере обращения продукцию, и страховые фонды.
Основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере - это жилые дома и учреждения социально-культурной сферы [6, с.377].
Имущество населения так же входит в состав национального богатства. Все, что накоплено семьей за длительный период, позволяет ей нормально существовать и служит основой ее дальнейшего процветания, является одновременно составной частью богатства страны.
Используемые богатства природы, то есть природные ресурсы, к которым приложен труд человека. Остальное представляет собой потенциальное богатство, которое может превратиться в реальное через какой-то промежуток времени.
Все перечисленные элементы национального богатства имеют вещественное содержание т.е. представляют материальное богатство общества. Но, с приходом научно-технического прогресса, большую роль стала играть информация, а экономика, c середины 20 в., из индустриальной стала превращаться в постиндустриальную, и в национальное богатство были включены нематериальные элементы.
К ним относили человеческий капитал и информацию. В наше время появляется такая точка зрения, что действительным богатством страны должен стать интеллектуальный и духовный потенциал населения.
Считается, что именно он заставит развиваться экономику, политику, менять характер социальных и производственных отношений и весь облик страны. Поэтому в состав национального богатства включили человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и техники.
Информация сама по себе тоже становится национальным богатством с появлением современной информационной технологии, основанной на компьютерной технике. Но ее ценность неодинакова для получателей: кто-то готов заплатить за нее миллионы, а для кого-то она не обладает никакой ценностью.
С ускоренным прогрессом человеческого общества и экономики были попытки включить в состав национального богатства такие элементы как, экологическая обстановка в стране, безопасность населения и др. Но нужно, чтобы они соответствовали основным признакам национального богатства: материальности, накопляемости, долговременности использования, воспроизводимости, отчуждаемости и возможности превращаться в элемент рыночного оборота.
Традиционными показателями благосостояния в современных исследованиях национального богатства являются национальный доход, валовой внутренний продукт или валовой национальный продукт. В качестве дополнения к ВВП в мировой практике используется обобщающий показатель - чистое экономическое благосостояние, который характеризует качество и уровень жизни населения в целом. Необходимость его использования определяется тем, что ВВП (ВНП) не включает в себя ряд видов деятельности, которые увеличивают благосостояние нации; не учитывает негативные эффекты производственной деятельности, оказывающие негативное воздействие на экономическое благосостояние, а также не охватывает ряд параметров благосостояния, которые не являются элементами общественного продукта. Объем ЧЭБ определяется посредством дополнения ВВП (ВНП) товарами и услугами теневой экономики (той ее части, которая не носит деструктивного характера); работой на дому, осуществляемой самостоятельно, увеличением времени на досуг и вычитания расходов на устранение последствий загрязнения окружающей среды [6, с.378].
Россия сравнительно слабо обеспечена средствами производства (оборудованием, производственной инфраструктурой, транспортной инфраструктурой) и управленческими технологиями. Эта недообеспеченность не позволяет полностью реализовать потенциал в других элементах национального богатства.
Общественная полезность национального богатства страдает от наличия узких мест в степени обеспеченности разного рода материальными и нематериальными активами. Преодоление разрыва здесь является скорее вопросом не структурных и институциональных преобразований, а вопросом грамотной идентификации этих разрывов и стратегического планирования действий, направленных на их устранение либо предотвращение возникновения новых.
Существуют значительные недостатки в оценке природоресурсного фактора в структуре национального богатства России. Он практически полностью выключен из экономического оборота, в равной степени это относится к недвижимости, и к земле. Стоимость капитала здесь занижена, труд недооценен. Это деформирует стоимость различных элементов национального богатства, ведет к значительному занижению его совокупной оценки. Отсутствие стоимостной оценки природных ресурсов создает видимость их дешевизны и неисчерпаемости, приводит к недоучету затрат на поиски, разведку, эксплуатацию ресурсов и невозможности снятия государством природной ренты, которую можно было бы направить на приумножение человеческого капитала.
Количественные и качественные параметры национального богатства, а также направления его эффективного использования, зависят от целого комплекса факторов, которые с точки зрения теоретико-методологического подхода к проблеме предлагается подразделить на производственно-экономические, организационно-экономические и социально-экономические.
Производственно-экономические факторы характеризуют состояние производительных сил общества, организационно-экономические отражают состояние форм разделения труда, специализации и кооперирования производства, системы организации и оплаты труда, менеджмента, а социально-экономические определяются адекватностью производственных отношений, и, прежде всего, отношениями собственности на природные ресурсы, системой экономических интересов, конкурентными отношениями и т.д. [5, с.124]
Таким образом, элементами национального богатства является: основной производительный капитал и оборотный капитал. Стоимость сырья и материалов может составлять до 25% от стоимости основного капитала.
Резервы и запасы так же относятся к национальному богатству. Они есть на каждом предприятии и гарантируют непрерывность производственного процесса. Сюда же относят готовую, но нереализованную в сфере обращения продукцию, и страховые фонды.
2. Оценка национального богатства в РФ в условиях кризиса
Росстат оценил национальное богатство России, по состоянию на начало 2009 г. примерно в 34,5 трлн. рублей - это примерно 8000 долл. США на душу населения Российской Федерации, что, на наш взгляд, является явно заниженной оценкой.
По данным Росстата балансовая стоимость основных фондов по всем отраслям, в 2001 г. составила 19,2 трлн. рублей, а износ - 40,4%. В то же время, по расчетам департамента стратегического анализа компании ФБК стоимость только такой отрасли, как связь составляет 29,3 трлн. рублей [13, с.3].
Человеческий капитал в Российской Федерации составляет лишь около половины национального богатства, а природный капитал - 40%, то есть по структуре национального богатства Россия близка к странам Ближнего Востока. При этом оценка человеческих ресурсов превышает таковую для стран Западной Европы (177 тыс. долл. на душу населения) и сопоставима со странами Северной Америки (249 тыс. долл.). По данным Всемирного банка, странами, лидирующими по показателю национального богатства на душу населения, являются США, Швейцария, Канада, Япония, Норвегия. Именно эти страны имеют в настоящее время наиболее высокий удельный вес человеческого ресурса в структуре национального богатства.
Российская экономика по своей сути остается преимущественно сырьевой и, в то же время, стремится развивать индустриальный сектор экономики. Доля инновационного сектора составляет менее 10%, что явно не соответствует требованиям настоящего времени.
Национальное достояние государства оценить в полной мере (в отличие от национального богатства) не представляется возможным ввиду отсутствия объективных критериев оценки стоимости интеллектуального труда и, тем более, духовного и культурно-исторического наследия. Кроме того, невозможно оценить те или иные природные ресурсы, которые не востребованы обществом на данный исторический момент его развития. Нижней границей оценки национального достояния государства является оценка его национального богатства.
По экспертным оценкам, России живет 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3 - 5 раз богаче американца и в 10 - 15 раз - любого европейца [3, с.32].
Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. И, в отличие от других стран, очень существенная часть - природа и труд предыдущих поколений богато одарили Россию. В России живет менее 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3 - 5 раз богаче американца и в 10 - 15 раз - любого европейца. Особенность минерально-ресурсного потенциала России - его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной другой страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра: от нефти, газа и угля до практически всех металлических (за исключением достаточного количества эффективных для разработки разведанных запасов марганцевых и хромовых руд, титана) и неметаллических полезных ископаемых.
Национальное богатство России оценивается специалистами на 1 июня 2009 следующим образом (минимально) [4, с.21]:
основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн. долл.;
материальные активы - 0,6 - 0,7 трлн. долл.;
домашнее имущество - около 2 трлн. долл.;
лес - 63 трлн. долл.;
минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн. дол.;
интеллектуальный потенциал - 10 трлн. долл.
То есть минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база по стоимости превосходит остальные компоненты не в разы, а в порядки.
Природные ресурсы - это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.
С позиции глобального распределения полезных ископаемых доля России оценивается следующим образом [4, с.22]:
энергетические ресурсы (32% - газ, 13-12% - нефть, 12% - уголь от мировых разведанных запасов);
благородные металлы (палладий - 90%, платина - 40%);
редкие и редкоземельные элементы (тантал ~ 80%, иттрий - 50%, ниобий ~ 35%, литий - 28%, бериллий - 15%, цирконий - 12%);
металлы металлургического производства (Ni - 36%, Fe - 27%, Sn - 27%, Co - 20%, Zn - 16%, Pb - 12%.);
агрохимические руды (калийные соли - 31%, первое место в мире, фосфаты - второе место).
Россия превосходит в 1,5-2 раза развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя (в стоимостном выражении), но отстает от них в 2 и более раз по уровню потребления большинства видов полезных ископаемых.
За последние десять лет существенно снизились показатели абсолютного потребления минеральных ресурсов. Например, в общемировом объеме в 1991 г. Россия потребляла 10,1% алюминия, а в настоящее время - в десять раз меньше, потребление меди снизилось в восемь раз, а никеля - в двенадцать раз. Причина - развал авиапрома, основного потребителя «крылатого металла», электротехнической и энергетической отраслей, как потребителей меди, производства высококачественных конструкционных сталей и сплавов.
За рубежи России вывозится большая часть производимых в стране цветных металлов, почти 90% - меди, до 97% - никеля, до 99% - алюминия. Учитывая, что с советских времен новые мощности по производству сырья практически не вводились, эти цифры говорят только об одном: нынешняя модель экономики ориентирована на экспорт дешевого сырья и импорт дорогих готовых изделий - в ущерб России и на благо Запада.
Таблица 2.1 Место Российской Федерации в мире по наличию (запасам) отдельных видов и элементов природных ресурсов [13, с.5]
Вид (элемент) природных ресурсовЗанимаемое место в миреОлово 8Уран 7Свинец 5Золото 4 - 5Вольфрам 4Калийные соли 2Никель 2Угли (всех типов) 2Нефть и газовый конденсат 2Железные руды 1Природный газ 1Алмазы 1Водные ресурсы: Объем запасов воды в озерах 1Объем среднегодового речного стока 2Лесные ресурсы: Лесная площадь 1Запасы древесины на корню 1Водные и биологические ресурсы: Вылов рыбы и других гидробиологических ресурсов в морях и внутренних водоемах 4
По данным Федерального агентства по недропользованию в 2016 году в 20 раз сократилось количество участков недр, представляемых для целей геологического изучения за счет средств недропользователей (23 участка против 403 в 2015г.). Более чем в 2 раза сократилось количество проводимых аукционов в 2016 году, а за первый квартал 2009 г. по причине отсутствия заявок состоялось не более 10% объявленных аукционов. По существу была остановлена работа по приему заявок и выдаче лицензий на основании факта открытия совершенного недропользователем за счет собственных средств.
Уменьшились поступления в бюджет - на 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы, вернувшись к уровню 2012-2013 гг. Под угрозой оказались сроки освоения месторождений, сохранение уровня добычи, реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. И это при том, что по прогнозам специалистов шельф может стать стратегическим резервом России, содержащим уникальные запасы нефти и газа. Но денег не то, что на создание полярных технологий добычи или модернизацию научного флота - даже на 55-ю Полярную экспедицию не выделяется.
Кроме этого, из-за недофинансирования компенсация израсходованных запасов нефти и газа вновь разведанными сократится уже в текущем году до 78%, а к 2011 году - до 67% [13, с.5].
Несмотря на хищническое истребление нефтяных ресурсов, ее добыча по сравнению с советским периодом сократилась с 516 млн. тонн до 488. В течение последних лет разведочные работы не обеспечивают восполнение запасов нефти, уменьшающихся вследствие истощения действующих скважин. Обеспеченность нефтедобычи доказанными запасами составляет всего 17 лет. Среди 12 нефтедобывающих ведущих стран мира Россия занимает последнее место.
Производительность труда в нефтегазовой отрасли сейчас примерно в 3-4 раза ниже показателей 80-х годов. Производительность труда в «Газпроме» в 18 раз ниже, чем в аналогичной американской компании Exxon Mobil. Это падение не только не восстанавливается, но усугубляется снижением роста производительности труда при галопирующей инфляции. В последнем десятилетии рост производительности труда снизился с 9% в год до 2,3% при инфляции порядка 11%. Следовательно, деградация добывающих отраслей продолжается.
Фондоемкость за последние 7 лет уменьшилась с 2,27 до 1,65. Фондоотдача в 2014 году была 0,63, а в 2016 - 0,61. Значительно понизилась эффективность инвестиций - с 6,27 в 2000 году до 5,18 в 2015 г. Все это стало возможным именно благодаря хваленой частной собственности, способной только красть готовое, но не производить и создавать новое.
Вьетнамско-российское предприятие «Вьетсовпетро», созданное еще в Советском Союзе, сегодня в общем объеме платежей от государственных унитарных предприятий занимает 90% - вот цена государственного управления!
Степень износа основных фондов добычи полезных ископаемых за последние 4 года уменьшилась на 2%, однако до сих пор составляет 53,3%. Коэффициент обновления составляет всего 6,7%, коэффициент выбытия - 1%. Степень износа машин и оборудования на предприятиях нефтедобывающей промышленности с 93 года повысилась с 44,7% до 52,2%, в нефтеперерабатывающей составляет 67,5%, в газовой - 38,2% [13, с.4].
По оценкам специалистов, объемы геологоразведочных работ на нефть и газ, выполняемых за счет всех источников финансирования в 2014 - 2016 годах в четыре-пять раз меньше, чем это требуется для долговременного устойчивого воспроизводства сырьевой базы углеводородов и реализации даже умеренно оптимистических вариантов Энергетической стратегии России. А это может привести к падению добычи нефти в ближайшие годы и нанести огромный ущерб экономике и национальной безопасности страны.
Заготовка древесины дает 93% поступлений в бюджет от лесной промышленности на остальные виды лесопользования приходится 1% поступлений. Ставки платы за древесину дифференцированы по регионам, породам, удаленности, товарности и т.д., удельный вес средней ставки платы за древесину на корню в стоимости круглых лесоматериалов составляет менее 7%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой она колеблется от 30 до 70%.
Особо следует отметить такой ресурс, как вода. Сегодня более миллиарда людей в мире страдает от недостатка воды. Ежедневно пять тысяч детей умирает из-за нехватки чистой воды. В докладе комиссии ООН предлагается всем правительствам законодательно утвердить право каждого человека на чистую воду - 20 литров в день, по сути дела, право на жизнь.
Россия располагает самыми большими запасами воды в мире - в реках и озерах, в водяных пластах под землей. Ситуация на планете развивается так, что через достаточно короткий срок вода станет более дорогим ресурсом, чем нефть сегодня. Но в отличие от нефти вода - ресурс самовозобновляемый, она движется в вечном круговороте, не исчезает, не переходит в другие химические соединения. Природа сама очищает воду. И только вмешательство человека делает воду непригодной для потребления. Поэтому так важно при разработке минеральных ресурсов не тратить этот ресурс, применять водосберегающие технологии при добыче полезных ископаемых, не оставлять сочащихся нефтью недобранных скважин, не губить то, чем щедро одарила Россию природа.
Но сегодня ежегодный сброс неочищенных стоков в стране составляет около 10 млн. тонн. Вместе с тем, уровень штрафов за ущерб природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений. Сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и около 20% подземных вод. Угроза того, что при огромном избытке воды, пить будет нечего стала реальностью. Крайне необходимо ужесточить законодательство в сфере охраны водных ресурсов [4, с.24].
При такой политике недропользования, когда при наличии 32% всех мировых запасов природных ресурсов страна остается без них только по причинам бесхозяйственности, кризисные явления будут сопровождать страну постоянно, независимо от мировой конъюнктуры. В России есть нефть, но она не разведана, есть газ, но нет разработок, есть металлы, но нет добычи, есть вода, но она загажена, есть лес, но нет подъездных путей к нему. В богатой стране все нищие, а природные кладовые завалены тяжелым камнем бесхозяйственности и бездарного руководства.
Даже только по этим небольшим примерам в любой стране правительство отправили бы в отставку, у нас же все ждут, когда страна станет опасной для проживания, да и тогда не станут прогонять «любимое» правительство, которое ничем не правит, а только паразитирует на экономике времен социализма.
Основными предложениями могут стать [13, с.5]:
деприватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке проходимцев;
пересмотреть заключенные с грубейшим нарушением российского законодательства Соглашения о СРП, принятые в 1994 году. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений;
разработать долгосрочную программу разведки, добычи, и использования основных природных ресурсов, с целью оптимизации их использования;
принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод;
принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов. Установить уровень рентабельности добывающих предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства;
освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.
Но главное богатство России - творческий, интеллектуальный потенциал ее народа. По оценкам, приводимым академиком Д.С. Львовым, научно-производственный и интеллектуальный потенциал России, отнесенный на душу населения, примерно в 2,5 раза превышает аналогичный в США, в 6,5 раз - в Германии, в 18-20 раз - в Японии. Несмотря на разорение реформенных лет, Россия продолжает занимать одно из лидирующих мест а мире по производству новых знаний, уникальных научно-технических разработок во многих важных областях науки и техники. Другое дело, что эти разработки большей частью пока остаются невостребованными.
По относительной величине национального богатства, Россия уступает лишь США и Японии. По отношению к таким ведущим странам Западной Европы, как Германия, Великобритания, Франция и Норвегия, Россия идет с опережением: относительно Канады превышение составляет 1/3, относительно Китая - в 14 раз. По данным, опубликованным академиком Д.С. Львовым, Россия занимает устойчивое первое место среди сравниваемых стран по природной составляющей национального богатства. Так, по природному капиталу Россия опережает Норвегию и Канаду в 5 раз, США - в 6 раз, Германию, Великобританию, Францию - в 20 раз, Японию - в 38 раз и Китай - в 80 раз.
По другим составляющим национального богатства положение России выглядит иначе. Так, по трудовому капиталу мы отстаем от США в 1,8 раза, от Японии - в 1,4 раза и т.д. С Канадой мы примерно сравнялись. А вот по отношению к Китаю Россия идет с большим опережением - в 9 раз. По производственному капиталу Россия также отстает от США в 2,3 раза, от Японии - в 3,3 раза, Германии - в 2,3 раза и т.д. Лишь пока по отношению к Китаю Россия впереди - в 8,7 раза [13, с.5].
Относительное отставание России от передовых стран Запада по производственной и трудовой составляющей национального богатства весьма существенно. Оно, в основном, есть результат крайне неэффективной экономической политики последних лет. В материально-технологическом, интеллектуальном и духовном аспекте Россия, пожалуй, единственная страна мира, самодостаточная для интенсивного социально-экономического развития.
Россия пока сохраняет свой значительный ресурсный потенциал. При рациональном использовании национального богатства Россия еще долго будет превосходить остальные страны мира.
Однако национальное богатство России уже не носит замкнутого характера, а фактически постепенно превращается в составную частью мирового национального богатства.
Интенсивно развивающиеся в современном мире процессы глобализации ведут в перспективе к превращению национального богатства России, как и любой другой страны, во взаимосвязанную систему.
Таким образом, промышленно развитые страны демонстрируют высочайшую эффективность использования национального богатства. Вместе с тем, появляется реальная опасность быстрого полного истощения собственных сырьевых ресурсов. В современных условиях кризисного состояния мировой экономики, доходы от реализации национальных богатств России необходимо направлять на обеспечение благоприятных жизненных условий гражданам на всей территории Российской Федерации. Для граждан Российской Федерации пользование национальными природными богатствами должно обеспечиваться по потребностям. Внутри России продукция из природно-сырьевых ресурсов должна реализовываться по внутренним ценам, включающим в себя; себестоимость добычи, переработки, доставки и прибыль, достаточную на цикличную модернизацию и развитие предприятий добычи, переработки и поставщиков готовой продукции.
На данный момент одной из главных задач экономики Путин считает дальнейшую борьбу с инфляцией. В прошлом году России удалось достичь рекордно низкого уровня роста цен - 8,8%. Теперь необходимо выйти на уровень годовой инфляции в 5-6%, заявил премьер, не уточнив конкретных сроков. В настоящее время официальный прогноз роста потребительских цен на 2010 год составляет 6,5-7,5%.
Во многом успешный выход из кризиса стал возможен благодаря грамотной бюджетной политике правительства, заявил Путин. Никаких потерь в кризис не было, более того, удалось получить прибыль. Общие доходы федерального бюджета от размещения национальных фондов в 2016-2009 годах составили почти 400 миллиардов рублей, а за счет размещения в коммерческих банках временно свободных бюджетных средств удалось заработать 19,2 миллиарда рублей [18].
С прибылью вернулись даже средства, вложенные в ипотечные облигации американских ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac. Несмотря на шумиху вокруг их финансовых проблем, они полностью выполнили свои обязательства.
Однако нет предела совершенству - бюджетную политику РФ в скором времени ждут нововведения. Россия не может позволить себе постоянный дефицит бюджета - к 2012 году он должен снизиться до 3% ВВП, а затем вовсе сойти на нет, отметил Путин. По его словам, снижать дефицит бюджета необходимо не путем повышения налогов, а путем повышения эффективности бюджетных расходов.
Соответствующую программу, предложенную Минфином, в ближайшее время утвердит правительство. В результате ее внедрения большая часть расходов будет осуществляться через государственные долгосрочные целевые программы в соответствии с функциями государства и определенными властями приоритетами. В программах будут сконцентрированы все средства, которые расходуются по различным ведомствам и уровням государственной власти, а также внебюджетные источники.
В частности, появятся программы комплексного развития образования, здравоохранения, науки, жилищного строительства, и для каждой из таких программ будут введены индикаторы результативности, сообщил Путин.
Кроме того, правительство вскоре разработает новую, более справедливую программу межбюджетных отношений. По словам Путина, центр должен поощрять лучшие регионы и стимулировать к развитию все территории.
Заключение
Национальное богатство как экономическая категория представляет собой совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Национальное богатство - это то, чем располагает общество, страна на данный момент, совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за всю его историю. Национальное богатство включает производственные основные фонды (здания, сооружения, машины, транспортные средства), непроизводственные основные фонды (жилища, а также здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта), материальные оборотные средства, личное имущество населения. Национальное богатство можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.
Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем обладает нация. К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что опосредованно человеческим трудом и может быть воспроизведено, т.е. национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени.
Национальное богатство любой страны составляют природный, произведенный и человеческий капиталы. Но если в развитых странах на природный капитал (ресурсы) приходится 10%, на произведенный - 20%, а на человеческий - 70%, то в России структура национального богатства такова - соответственно 83-88, 7-10 и 5-7%.
Особо следует подчеркнуть, что одним из главных и наиболее ценных богатств России являются ее духовные ресурсы. Именно духовная энергия является основой творчества и созидания, которые в конечном итоге определяют основные направления экономического развития страны, ее конкурентоспособность в глобальной экономике и прогресс мировой цивилизации.
Россия пока сохраняет свой значительный ресурсный потенциал. При рациональном использовании национального богатства Россия еще долго будет превосходить остальные страны мира. Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий в России доминирует топливно-сырьевая специализация. Такого рода специализация бесперспективна с эволюционной точки зрения развития экономики, имеет системные недостатки, осложняющие достижение устойчивого развития. Такая модель экономического развития фактически ориентируется не на сохранение и приумножение, а на "проедание" национального богатства.
Национальное богатство России это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования не восполняемых природных богатств.
Для граждан Российской Федерации пользование национальными природными богатствами должно обеспечиваться по потребностям. Внутри России продукция из природно-сырьевых ресурсов должна реализовываться по внутренним ценам, включающим в себя; себестоимость добычи, переработки, доставки и прибыль, достаточную на цикличную модернизацию и развитие предприятий добычи, переработки и поставщиков готовой продукции.
Считаем, что национальное богатство России - это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств.
Список использованной литературы
1.Баишев М.А. Проблемы использования национального богатства России / Баишев М.А. // Проблемы экономики и управления. - 2009. - № 3.
2.Баишев М.А. Экономическое содержание состава и структуры национального богатства / Баишев М.А. // В кн.: Трансформация социально-экономических отношений и их адаптация к потребностям мировой экономики / Под. ред. Е.В. Фахрутдиновой, Г.А. Багаутдиновой. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. - С. 27-32.
3.Бобков В., Васильев В. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез / Бобков В., Васильев В.// Экономист. - 2016. - №1. - С.32-36.
4.Владимиров Д. Правительство подготовило план по выходу из демографического кризиса / Владимиров Д.// Российская газета. - 2009. - 23 мая. С.4.
5.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб.для вузов / Генкин Б.М. - М.: Норма, 2016.
6.Годин А.М. Статистика. Учебник / Годин А.М. - М.: Дашков и Ко, 2016.
7.Замараев Б., Киюцевская А. Экономические итоги 2016 года: конец «тучных» лет / Замараев Б., Киюцевская А. // Вопросы экономики. - 2009. - №3.
8.Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве / Ильинский И.В. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2014.
9.Исаенко А.Н. Человеческий капитал в современной экономике / Исаенко А.Н. // США. Канада: экономика, политика, культура. - 2015. - №2. - С. 116-121.
.Кадомцева С. Социальная политика и население / Кадомцева С. // Экономист. - 2014. - №7. - С.28-32.
11.Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник / Камаев В.Д. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
12.Кашин В.И. Природные ресурсы как часть национальных богатств России // Использование и охрана природ. ресурсов в России. - 2009. - №5. - С.3-5.
13.Козлов Г.В. Модельный анализ динамики национального богатства в России // Экономическая наука современной России. - 2016.- N4. - С.86-90.
14.Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Макконнел К.Р., Брю С.Л. - М.: Республика, 2015.
15.Мау В. Драма 2016 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - №2.
16.Чернявский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса // Экономист. - 2016. - №8. - С.37-42.
17.Медведев Д. сформулировал пути выхода из экономического кризиса и предложил изменить глобальную финансовую архитектуру /версия 1
.Путин отчитался в Госдуме об итогах кризисного года