План хозяйственной деятельности торговой организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,89 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

План хозяйственной деятельности торговой организации

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 3 рис., 6 табл., 20 источников, 3 прил.

План хозяйственной деятельности торговой организации

Объект исследования ― хозяйственная деятельность торговых организаций.

Предмет исследования ― закономерности развития и особенности планирования хозяйственной деятельности.

Цель работы: исследовать процесс планирования хозяйственной деятельности и изучить основные приемы и методы планирования хозяйственной деятельности.

Методы исследования: описания, систематизации, метод сравнительного и факторного анализа, метод технико-экономических расчетом, экономико-статистический, расчетно-аналитический.

Исследования и разработки: проведен сравнительный и факторный анализ планирования хозяйственной деятельности в конкретной организации, показаны особенности ее планирования, выявлены пути совершенствования.

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы и предложены конкретные способы их решения для изучаемого торгового объекта. Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, диспуты, конкурсы, деловые игры. Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение хозяйственной деятельности является очень актуальным, так как позволяет найти способы оптимизации планирования хозяйственной деятельности торговой организации.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Система планирования

1.1 Сущность планирования

1.2     Принципы планирования

1.3 Методы планирования

1.4     Виды планирования

.5       Этапы планирования

2.  Разработка плана организации на примере ОДО «Мостра-групп»

2.1 Общая характеристика торгового предприятия

2.2     Планирование розничного товарооборота

2.3 Планирование структуры товарооборота

2.4     Планирование товарных запасов

.5       Планирование издержек обращения

3. Пути повышения эффективности функциональности ОДО «Мостра-групп»

Заключение

Приложение А. «Соподчиненность целей различных уровней системы»

Приложение Б. «Этапы разработки стратегии деятельности организации»

Приложение В. «Основные компоненты внешней среды деятельности организации»

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Именно планирование хозяйственной деятельности торговой организации, её планы являются главным инструментом достижения поставленных целей. В наш современный век находится много желающих организовать свой бизнес, открыть своё предприятие, способное конкурировать и получать немалую прибыль. Поэтому, я считаю, тему своей курсовой работы актуальной, ведь от того, как спланирована деятельность торговой организации, зависит её судьба в будущем.

Люди должны осознанно определять цели своих действий и соразмерять свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды.

Как показывает практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

-  точное определение целей торговой организации и действий по их достижению;

-       появление осмысленности в деятельности торговой организации;

-       избегание ошибок в будущей деятельности торговой организации;

-       возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время;

-       более рациональное распределение ресурсов предприятия;

-       устранение неопределенности процесса производства организации;

-       улучшение контроля в организации.

Предметом исследования является хозяйственная деятельность торговой организации.

Целью исследования является обоснование того, что планирование хозяйственной деятельности необходимо и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной или корпоративной в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной или индивидуальной в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Задачей исследования является приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой моей работы, а именно: функции и задачи планирования, а также стадии планирования и этапы разработки хозяйственной стратегии торгового предприятия.

Объектом исследования в работе является процесс планирования хозяйственной деятельности рассматриваемого торгового предприятия.

Субъект исследования - торговое предприятие ОДО «Мостра-групп».

 

 

1. Система планирования в торговой организации

1.1    Сущность планирования

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».

Внутрифирменное планирование в условиях рынка представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами. Планирование - это особая форма деятельности, направленная на разработку системы технико-экономических показателей организации и обоснование темпов, пропорций и тенденций ее развития на перспективу.

Планирование охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации, позволяет определить все необходимые параметры достижения целей, делает ее более подготовленной и устойчивой к изменениям внешней и внутренней среды. Оно побуждает руководителей организации мыслить перспективно, способствует развитию их творческой инициативы, обеспечивает четкую взаимосвязь специалистов всех уровней и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей.

Во внутрифирменном планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также на факты. Внутрифирменное рыночное планирование объясняет, каким образом фирмы обосновывают планы своего производства в зависимости от величины действующих цен на основные экономические ресурсы - рабочую силу, капитал и сырье, а также и от ожидаемых цен на будущую продукцию. Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией.

1.2    Принципы планирования

Планирование деятельности организации должно осуществляться согласно определенным научным принципам, соблюдение которых обеспечит его действенность и эффективность.

Принципы планирования представляют собой основные теоретические положения, правила и требования, которые должны выполняться в процессе планирования. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году выделил 4 ключевых принципа планирования:

единство;

непрерывность;

гибкость;

точность.

Р. Анкофф позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

1. Принцип единства (холизма, holism - целое) основан на представлении фирмы как единого целого (системный подход). Он реализуется через координацию и интеграцию планов отдельных подразделений по горизонтали и вертикали. Планирование играет объединяющую роль, обеспечивая согласование и увязку всех разработанных на фирме планов. Пример нарушения этого принципа: план маркетинга слабо увязан (скоординирован) с планом производства и планами других функциональных подразделений.

2.      Принцип непрерывности означает, что планирование на фирме должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. План не выполняется автоматически - необходима система управления, которая обеспечивает контроль, анализ и модификацию планов по мере изменения условий функционирования. Непрерывность планирования реализуется через систему вложенных планов (годовой - квартальный - месячный план) и систему скользящего планирования (план на январь-март, затем на февраль-апрель и т.д.).

3.      Принцип гибкости, дополняя принцип непрерывности, предполагает возможность корректировки планов при изменении внешних и внутренних условий (планирование с учетом происходящих изменений). Однако эта корректировка должна быть обоснованной, то есть всякая гибкость имеет экономические пределы. Возможности корректировки обеспечиваются за счет создания резервов. Например, загрузка производственных мощностей у западных фирм редко когда превышает 80%.

4.      Принцип точности означает, что план должен быть сформулирован так, чтобы не допускать разночтений. Планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности предприятия. Организация в целом и каждое подразделение должны иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Степень точности планов в условиях становления рыночных отношений обуславливается целями, задачами и конкретными намерениями организаций, направленными на повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Определяющим образом она зависит от применяемых подходов и методов планирования. Так, при долгосрочном или стратегическом планировании обычно определяется общая цель, и приводятся примерные параметры, а при краткосрочном или оперативном - требуется более высокая степень точности плановых показателей. Высокая степень точности планирования повышает эффективность планов, позволяет контролировать ход их выполнения и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.

5.      Принцип участия означает, что те работники фирмы, которых непосредственно затрагивает плановый процесс, становятся его участниками независимо от должности и выполняемых функций. Такое планирование называется партисипативным (participation - участие). Принцип участия облегчает процесс реализации планов, так как улучшается коммуникация между персоналом фирмы, снижается сопротивление заложенным в планах изменениям, укрепляется командный дух организации.

Примеры участия: японские кружки качества, неформальные процедуры участия (проведение совещаний, сбор предложений и т.д.), так и формальные процедуры согласования на основе принятых на предприятии правил и регламентов.

Для реализации рассмотренных принципов внутрифирменного планирования на практике необходимо: иметь в компании службу планирования с определенными правами и ответственностью; создать систему (технологию) планирования, то есть разработать политику, процедуры и правила принятия и согласования управленческих решений в области внутрифирменного планирования; обучить персонал; наладить внутрифирменные коммуникации, позволяющие доносить информацию о планируемых мероприятиях до всех заинтересованных сотрудников и иметь обратную связь.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия. Комплексный подход к планированию позволяет сконцентрировать ресурсы на решении ключевых задач субъектов хозяйствования. Примером комплексности в планировании на уровне экономики страны может служить Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет, основные направления социально-экономического развития Республики Беларуси на 10 лет, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет, а также годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Комплексный характер и планы развития организаций и унитарных предприятий министерств и ведомств, в том числе потребительской кооперации.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности планирования заключается в необходимости выбора из всех возможных альтернативных вариантов планов наилучшего. Оптимальным считается такой вариант плана развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей общества при наиболее эффективном использовании имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Использование ресурсов организации должно ориентироваться на потребности, условия и конъюнктуру рынка, интенсификацию производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и др. Главным при оптимальном подходе к планированию является достижение наиболее высоких конечных народнохозяйственных результатов. Критерием оптимальности различных отраслевых планов могут быть минимальная трудоемкость, энергоемкость или издержкоемкость продукции, товаров и услуг, а также максимальный доход, прибыль и другие конечные результаты. Обеспечение оптимальности при планировании реализуется посредством использования ЭВМ, экономико-математического моделирования и решения других оптимизационных задач.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия. Принцип пропорциональности (сбалансированности) планирования заключается в балансовой увязке, установлении и обеспечении соблюдения общеэкономических, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и других пропорций. Сбалансированность планов - это необходимое достигнутое количественное соотношение между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, ростом производительности труда и заработной платы, различными отраслями экономики и регионами др. Нарушение указанных пропорций сопровождается инфляцией, спадом производства и другими негативными явлениями экономики. На уровне субъектов хозяйствования принцип сбалансированности планирования проявляется во взаимосвязи и координации взаимозависимых разделов и показателей планов, реальности их выполнения и основывается на соотношении потребности в ресурсах и их фактическом наличии

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л. Акоффом новом методе интерактивного планирования.

.   Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

2.       Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например, гибкость и точность, в разных направлениях.

1.3 Методы планирования

В процессе планирования деятельности организации используются различные методы. Методы планирования представляют собой совокупность приемов, инструментов и средств изучения экономических процессов, разработки и обоснования планов. Это система способов реализации принципов планирования.

Существует несколько наиболее универсальных и распространенных на всех уровнях управления методов планирования: технико-экономический (нормативный), расчетно-аналитический (экономико-аналитический), экономико-математический, балансовый, программно-целевой, графоаналитический.

1. Технико-экономический (нормативный) метод планирования предполагает при выполнении ряда плановых расчетов применение научно обоснованных норм и нормативов использования ресурсов организации, ставок налогов и сборов, отчислений в бюджет, норм амортизации др. Важным требованием при разработке планов является применение прогрессивных норм и нормативов. Поэтому в период формирования рыночных отношений этот метод можно успешно применять только тогда, когда нормативы и нормы пересмотрены с учетом достижений научно-технического прогресса и тенденций мирового опыта.

2.      Расчетно-аналитический (экономико-аналитический) метод планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов сто изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Чаще всего в основе этого метода лежит экспертная оценка или метод факторного анализа.

3. Экономико-математический метод планирования представляет собой способы постановки и решения экономических задач с помощью математики. Описание математическими средствами экономических задач, явлений и процессов осуществляется с помощью экономико-математических моделей. Математическое моделирование позволяет выразить основные свойства экономических процессов в их взаимосвязи и обусловленности и определить тенденции изменения в перспективе. Экономико-математические методы применяются в тех случаях, когда требуется не только произвести составление плана, но и обеспечить его оптимизацию, т.е. из многих вариантов отобрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи.

При решении многочисленных задач планирования с целью выбора наилучшего способа достижения поставленной цели широко применяется линейное программирование, математическое моделирование, теория игр, сетевое планирование, теория массового обслуживания и др.

Применение экономических методов в решении экономических задач способствует расширению возможностей экспериментирования, изучения самых отдаленных последствий принятых программ. Укрепляет нау3чную базу планирования. Эффективность использования математики в экономических расчетах значительно возрастает с применением электронно-вычислительной техники, компьютерных технологий и программ. Это особенно важно в период становления рыночного механизма хозяйствования, когда любая организация сталкивается с инфляцией, финансовыми потрясениями, действиями конкурентов, потребностями потребителей, спросом и т.д. Использование экономико-математических методов, компьютерных технологий и программ позволяет решать сложные экономические задачи с большим объемом информации, создавать новые системы функционирования организаций, обеспечивать конкурентоспособность продукции различных отраслей экономики страны.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

4. Балансовый метод планирования представляет собой совокупность способов соизмерения имеющихся ресурсов с потребностями в них, сопоставления затрат и результатов, координации заданий и результатов плана. Он обеспечивает сбалансированность и взаимоувязку всех его разделов и показателей.

Его сущность заключается в разработке системы балансов: материальных, стоимостных, трудовых и других ресурсов.

Материальные (натуральные) балансы характеризуют объем материальных ресурсов определенного вида и их распределение по потребностям и потребителям. По своему назначению они отражают производство, потребление и накопление средств производства и предметов потребления. Разрабатываются в основном в натуральных показателях.

Стоимостные (денежные) балансы обеспечивают увязку доходов и расходов государственного бюджета, доходов и расходов населения, доходов и расходов отраслей и организаций и др.

Балансы трудовых ресурсов обеспечивают сопоставление ресурсов рабочей силы с потребностью в ней, раскрывают источники ее обоснования на плановый период. Они отражают их численность и количественный состав по социальным группам, видам занятости и отраслям экономики, профессиям, полу, возрасту, показывают использование всех трудовых ресурсов страны.

Система балансов материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, финансовый баланс и баланс денежных доходов и расходов населения составляют основу планов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Балансовый метод получил широкое распространение как при планировании развития всех отраслей и звеньев экономики страны, так и при разработке планов на уровне организации.

В процессе планирования хозяйственно-финансовой деятельности торговой организации балансовый метод находят самое широкое применение при планировании товарного обеспечения розничного товарооборота, определения потребности торговой сети для нового строительства, расчете покупательских фондов населения, обоснования финансового плана, определения производственной мощности, расчете рабочего времени и т.д.

5. Программно-целевой метод позволяет составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель - стратегические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею (см. приложение А).

6.      Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

В практике планирования в современной отечественной науке помимо рассмотренных методов имеют важное значение и другие способы и приемы разработки отдельных экономических проблем на разных уровнях управления. Это прежде всего следующие методы: системного анализа, выборочного исследования, технико-экономических расчетов, экспериментальные, оптимизации плановых решений, логического моделирования.

Использование тех или иных методов зависит от главных целей и основных задач планирования, исходной информации, нормативной базы и продолжительности планового периода, наличия компьютерных технологий. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, преобладающие признаки и приоритетные требования к планируемым результатам, которые следует учитывать в планово-экономической работе. Ни одни из рассматриваемых методов планирования не применяется в чистом виде. Основой эффективного применения любого из них является их тесная взаимосвязь в процессе планирования. Методы планирования корректны в тех случаях, когда применяются не изолировано, а дополняют друг друга.

Непрерывность планирования предполагает разработку стратегических, текущих и оперативных планов.

Подразделение планов по срокам носит достаточно условный характер. Вместе с тем каждый вид планирования имеет отличие не только в длительности временного периода, но и в количестве показателей, точности расчетов, порядке распределения обязанностей и ответственности исполнителей. Чем длиннее интервалы планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

По содержанию плановых решений внутрифирменное планирование может быть определено как стратегическое, тактическое (текущее), оперативно-производственное и бизнес-планирование.

1. Стратегическое планирование определяет возможные тенденции в развитии деятельности организации в перспективе.

Потребность в разработке стратегии возникает в связи с динамизмом изменений экономических условий, в которых функционируют торговые организации, поэтому стратегия должна использоваться в качестве инструмента для адаптации к происходящим переменам окружающей среды.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

2. Тактическое (текущее) планирование охватывает годовой и внутригодовые периоды и представляет собой совокупность планов по видам деятельности и по структурным подразделениям. Текущее планирование имеет своей целью конкретизацию стратегического плана путем определения методов и форм его реализации и служит основой оперативно-хозяйственного управления организацией. Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Тактический план - это комплексная программа деятельности организации или план ее социально-экономического развития на предстоящий период.

Текущие годовые планы включают следующие разделы:

·  план товарооборота (розничного или оптового);

·        план доходов (от основного вида деятельности, операционных);

·        план расходов на реализацию товаров;

·        план прибыли;

·        финансовый план;

·        план развития материально-технической базы;

·        план социального развития организации.

Каждый раздел планов предусматривает определение системы расчетных показателей, определяющих конкретный параметр. Например, план товарооборота должен включать помимо его общего объема определение ассортиментной структуры, величины товарных запасов и объема их поступления. Конкретизация расчета плановых показателей производится в рамках каждого раздела.

3. Оперативно-производственное планирование предполагает разработку конкретных заданий для организации в целом и ее производственных подразделений (цех, участок, бригада, рабочее место) в краткосрочном периоде (месяц, декада, смена, час), реализующих положения тактического плана. Оперативно-производственные планы имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большой разновидностью приемов и методов разработки. Они завершают процесс планирования хозяйственной деятельности организации. Такие планы служат средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводят плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Оперативное планирования является основой управления текущей деятельности торговых организаций и контроля за их развитием.

Оперативное планирование основано на следующих аспектах деятельности торговых организаций:

·  изучение динамики ежедневной реализации товаров как по общему объему, так и в ассортименте;

·        контроль за движением товарных запасов в целом и в ассортиментном разрезе;

·        оценка эффективности взаимодействия с поставщиками товаров, рациональности товародвижения и товароснабжения организации;

·        анализ динамики цен, спроса потребителей.

Оперативное планирование позволяет быстро реагировать на изменение внешней и внутренней среды деятельности торговой организации и определить направления повышения ее эффективности.

В целом стратегическое, тактическое (текущее) и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

4. Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно выступает отдельным видом планирования. Бизнес-планирование - это форма обоснования инновационных проектов создания новых организаций, внедрения достижений научно-технического процесса в производство и т.п. В бизнес-плане приводится технико-экономическое обоснование проектов, раскрываются коммерческие , рыночные проблемы будущего бизнеса. Без хорошо разработанного и обоснованного бизнес-плана практически невозможно вести переговоры с будущими инвесторами и кредиторами. Бизнес-планирование - это обоснование стратегии бизнеса на перспективу.

1.4 Виды планирования

В экономической литературе все виды планов внутрихозяйственной деятельности группируются по различным признакам (срокам, формам) классификации.

С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.

1. Директивное (централизованное) планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

2.      Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным (упреждающим), интерактивным.

1. Реактивной подход - план ориентируется на прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся. Примером является планирование «от достигнутого», которое было широко распространено в советской экономике.

При таком подходе исходят из суммарных потребностей подразделений фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается стремление подразделений завысить свои потребности, что ведет к снижению общей эффективности деятельности фирмы.

. Инактивный подход - фирма плывет по течению (инертность), существующие внешние и внутренние условия воспринимаются как приемлемые (минимум изменений, приспособление к настоящим условиям). Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рассмотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. Главный принцип - «держать руку на пульсе». В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.

. Преактивный (упреждающий) подход - ориентирован на будущие изменения, на поиск оптимальных решений в условиях изменений. Цели таких фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху - вниз: на верхнем уровне делается прогноз, разрабатывается стратегия и определяются цели следующих уровней управления.

. Интерактивное (адаптивное) планирование предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать, поэтому главной целью планирования при таком подходе является проектирование будущего. Речь идет о взаимодействии фирмы с внешней средой (основные компоненты внешней среды см. в приложении В): не просто ее адаптация к будущим изменениям, а и целенаправленное воздействие на эти изменения. Интерактивное планирование основано на принципе участия и мобилизации способностей всех работников фирмы. Критики интерактивного планирования отмечают, что фирма не может полностью контролировать свое будущее, поэтому речь должна идти скорее об адаптации фирмы к изменению условий внешней среды.

По сфере применения выделяют планирование продаж, планирование производства, планирование труда и персонала, планирование расходов, финансовое планирование и другие виды планирования.

.   Планирование продаж является важнейшим и определяющим этапом разработки внутрифирменного плана. План продаж служит базой для расчета объема производства, численности работающих и фонда заработной платы, плана материально-технического обеспечения, расходов на производство, прибыли и рентабельности. В нем предусматриваются задания по исследованию спроса на производимые товары, планированию конъюнктуры рынка, определению качества, номенклатуры и объема продаж на предстоящий период.

2.       Планирование производства продукции предполагает расчет как стоимостных, так и натуральных показателей его развития в планируемом периоде. К основным из них относятся объем реализуемой продукции, объем готовой и валовой продукции, а также номенклатура и количество продукции в целом на год и по кварталам.

.        План по труду и персоналу как раздел внутрифирменного плана организации состоит из трех частей: плана персонала, плана по заработной плате, плана повышения производительности труда.

.        План расходов на производство продукции предполагает разработку затрат на производство, калькулирование себестоимости единицы продукции, расчет себестоимости готовой, реализованной продукции, затрат на рубль товарной продукции, определение себестоимости по факторам и исчисление прибыли и рентабельности производства.

Основной целью планирования расходов является определение затрат организации на производство и реализацию продукции, рационализация используемых ресурсов и повышение конкурентоспособности производимой продукции.

.   Финансовый план организации составляется в форме баланса доходов и расходов, отражающего все поступления средств, расходы и отчисления, а также кредитные взаимоотношения с бюджетом и другими кредиторами. Он содержит расчеты потребных оборотных средств, размеры платы за производственные фонды, а также другие платежи, регламентирующие распределение прибыли организации, и обобщает в денежной форме все плановые показатели ее работы, установленные внутрифирменным планом. Комплексность и завершенность внутрифирменному плану придает разработка плана технико-организационного развития, охраны природы и рационального использования природных ресурсов, социального развития коллектива.

По стадиям разработки различают предварительное и окончательное планирование.

1. Предварительное планирование обычно осуществляется в конце текущего года, когда еще до конца не известны конечные технико-экономические показатели деятельности организации за отчетный период. В результате предварительного планирования разрабатываются проекты планов на планируемый период.

2.      Окончательное планирование - это второй, завершающий, этап разработки и обоснования планового задания. На этом этапе окончательно определяются параметры деятельности организации в перспективе, план утверждается и является обязательным к исполнению.

Рассмотренные виды планирования имеют широкое распространение как в отечественных организациях, так и в зарубежных фирмах. В то же время существует ряд других подходов к группировке внутрифирменных планов по различным классификационным признакам, которые не противоречат друг другу и применяются в практике планово-экономической работы чаще всего комплексно, во взаимосвязи.

1.5 Этапы планирования

Процесс внутрифирменного планирования включает следующие этапы.

.   Определение общей цели и постановка конкретных задач. В период формирования рыночного механизма хозяйствования организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты производят и реализуют продукцию в целях получения чистой прибыли, необходимой для финансирования прироста основного и собственного оборотного капитала, создания финансовых резервов и осуществления социального развития трудового коллектива. В связи с этим первостепенное значение имеет получение наибольших результатов при наименьших затратах на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, использования передовых технологий, привлечения на работу наиболее квалифицированных специалистов и учета других факторов повышения конкурентоспособности организации. Только в процессе планирования можно определить общую цель и конкретные, детализированные задачи на заданный период, объем производства и реализации продукции, основные финансовые результаты, предполагаемые в будущем.

2.       Сбор и обработка экономической информации, анализ хозяйственной деятельности организации. Надежность и обоснованность планов во многом определяется точностью и объективностью экономической информации, используемой при планировании. Хорошо налаженный статистический и бухгалтерский учет позволяет провести глубокий и всесторонний анализ деятельности организации, определить причинно-следственные связи ее развития и на этой основе рассчитать план и контролировать его выполнение в перспективе. При этом следует иметь в виду, что некоторые экономические явления и процессы не всегда подлежат количественной оценке, например политическая и экономическая обстановка, конъюнктура рынка, экономические циклы и т.п. Поэтому, так как организация не может всегда располагать необходимой информацией для составления надежного плана, обоснованность плановых решений существенно зависит от качества проведенного анализа, компетентности работников планово-экономических служб организации.

.        Определение методов достижения цели. Необходимость решения задач разного уровня сложности, повышения обоснованности расчетов в процессе составления плана предполагает использование комплекса разнообразных способов и методов планирования. Выбор методов определяется объемом имеющейся информации, требованиями к точности и обоснованности плана, техническим обеспечением плановых расчетов, необходимыми ресурсами. При разработке плана прежде всего требуется определить потребность в трудовых, материальных и финансовых ресурсах, оптимизировать их структуру и добиться эффективного использования для достижения поставленных целей.

.        Организационное обеспечение выполнения плана. В условиях становления рыночной модели хозяйствования организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Поэтому важно в процессе организации выполнения плана добиться эффективного использования ресурсов в целях получения прибыли, достаточной для самофинансирования, обеспечения прироста объемов деятельности, удержания и увеличения доли рынка. Организация должна разработать систему экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, сохранение стабильного положения на рынке, расширение доли рынка и максимизацию прибыли.

.        Контроль за ходом реализации плана. Контроль является неотъемлемым элементом планирования и представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Функция контроля начинается с момента формулирования целей и задач. Контроль очень важен для успешной работы организации. В процессе контроля необходимо проводить анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировку планов на планируемый период. Систематический и своевременный контроль за ходом выполнения плана позволяет вскрыть и предупредить возможные диспропорции в развитии организации, выявить недостатки и наметить пути их устранения, обеспечить эффективное развитие хозяйственной деятельности.

планирование торговый товарооборот издержка

2. Разработка плана организации на примере ОДО «Мостра-групп»

.1 Общая характеристика торгового предприятия

ОДО «Мостра-групп» - одна из крупнейших торговых компаний на территории Минской области, занимающихся розничной торговлей продуктов питания, парфюмерии и косметики, средств гигиены и др.

С 1992 г. компания «Мостра-групп» начала динамично развиваться, налаживаются новые партнерские взаимоотношения, растет число клиентов, улучшается материально-техническая база компании, совершенствуется программное обеспечение. Применяя новейшие технологии, компания начинала производить продукцию быстрой заморозки на основе местного сырья. Благодаря высокому качеству, удобной экономичной упаковке и разумной цене, торговые марки «Савушкин продукт», «Батькино лукошко» и «Гродфуд» за короткий срок полюбились широкому кругу потребителей.

Компания в 2000 г. открыла новое направление - торговля продуктами питания. Сегодня данный ассортимент представлен такими известными брендами как Lipton, Calve, Rama, Беседа, Kinder, Олейна, Danone, Sandora, Nestle, Kraft, Frito Lay, Cadbury и др.

По многим группам товаров, реализуемых на базе ОДО «Мостра-групп», формируются эксклюзивные команды торговых представителей. Эта тенденция позволила поставить дистрибьюцию на новый качественный уровень.

Сегодня ОДО «Мостра-групп» - крупная компания, имеющая сеть магазинов и занимающаяся дистрибьюторской деятельностью: штат - 350 человек; отдел продаж - 150 человек (из них 110 - торговые представители); 10 команд эксклюзивных торговых представителей; торговые площади 4500 м2; собственный транспорт в количестве 15 грузовых автотранспортных средств; клиентская база - более 2000 точек доставки.

Основные партнёры: Dirol Cadbury, Unilever, Nestle Purina, Kimberly Clark, SCA Hygiene, Lorado, Ritter Sport, Баерсдорф, Золотой Петушок, Савушкин продукт, Бондюэль, Санта Бремор, Кинг Лион и др.

Приоритеты в работе: качественное и быстрое обслуживание клиентов; гарантированная доставка в течение 24 часов; персональный подход к сетевым и ключевым клиентам; развитие и обучение персонала.

Ассортимент: замороженные полуфабрикаты; пресервы; бакалея и кондитерские изделия; корма для животных; парфюмерия и косметика; средства гигиены. Партнерами ОДО «Мостра-групп» являются супермаркеты и гипермаркеты, крупные сети магазинов, такие как Евроопт, Корона, Bigzz, Электросила, Prostore, Пятый элемент, Родная сторона, Рублевский, Златка, Гиппо.

Пакет услуг: продажа продуктов питания; продажа алкогольной продукции; продажа парфюмерии, косметики и средств гигиены; производство мясных и овощных полуфабрикатов; логистические услуги. Основная задача ОДО «Мостра-групп»: предоставление услуг логистического и дистрибьюторского характера крупнейшим мировым и белорусским производителям товаров народного потребления на уровне высочайших мировых стандартов.

Развитие розничной реализации продукции предприятия за два года (2014, 2015 гг.) характеризуется данными, представленными в табл. 4.

Товарооборот предприятия в 2015 г. составил 52995 млн. руб., что по сравнению с 2014 г. больше на 10599 млн. руб., т.е. увеличение составляет 25%. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

В целом за данный период (2014-2015 гг.) предприятие имеет тенденцию к дальнейшему развитию - расширению размеров реализации товарной продукции. Планы на будущее: стать крупнейшей в области дистрибьюторско-логистической компанией с собственным производственным складским комплексом европейского уровня площадью свыше 5 000 м2.

2.2 Планирование розничного товарооборота ОДО «Мостра-групп»

Методом расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия, используемым в ОДО «Мостра-групп», является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому (2016) году (табл. 1).

Таблица 1

Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота

Годы

Условные обозначения

Прирост товарооборота, %

t

2011

K1

18

t+1

2012

K2

19

t+2

2013

K3

21

t+3

2014

K4

23

t+4

2015

K5

25


Таблица 2

Исходные данные для расчета розничного товарооборота

Розничный товарооборот фактический за 9 месяцев

39375 млн. руб.

Розничный товарооборот планируемый за IV квартал

13620 млн. руб.


Зная планируемый розничный товарооборот на 2016 и удельный вес каждого квартала в розничном товарообороте за 2015 год можно рассчитать плановый розничный товарооборот по кварталам. Результаты расчета приведены в таблице 3.

Таблица 3

Квартал

Розничный товарооборот за 2015 год, млн. руб.

Удельный вес розничного товарооборота за 2015 год, %

Плановый розничный товарооборот за 2016 год по кварталам, млн. руб.

I

9910

18,7

12559

II

13249

25

16785

III

16216

30,6

20545

IV

13320

25,7

17255

Итого

52995

100

67144


2.3    Планирование структуры товарооборота ОДО «Мостра-групп»

В ОДО «Мостра-групп» используется одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров, и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы объединяют товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп. Среди продовольственных товаров в ОДО «Мостра-групп» выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей: продукты животного происхождения; сахар и кондитерские изделия; алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров выделены следующие укрупненные группы товаров: косметика и парфюмерия; предметы санитарии и гигиены; галантерейные товары; прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп разбивают на более мелкие подгруппы, в которые включают товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа косметики и парфюмерии разбита на декоративную косметику, крема, дезодоранты, шампуни и др. Такое последовательное разукрупнение товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

В табл. 4. приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по изложенным выше правилам.

Итак, рассмотренный метод планирования структуры товарооборота ОДО «Мостра-групп» предполагает расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с помощью коэффициента эластичности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота.


Таблица 4

Планирование структуры товарооборота ОДО «Мостра-групп» на 2016 г.

Товарные группы

Товарооборот предшествующего года, млн. руб.

Товарооборот отчетного года, млн. руб.

Прирост товарооборота в планируемом году, млн. руб.

Коэффициент эластичности (Кэл), %

Прирост товарооборота в %

Товарооборот планируемого года, млн. руб.

Продукты животного происхождения

3815

4769

1273

0,99

26,4

6042

Сахар и кондитерские изделия

8479

10599

2829

1

26,7

13428

Алкогольные и безалкогольные напитки

4239

5299

1414

0,99

26,4

6714

Декоративная косметика

4663

5829

1556

0,99

7385

Крем и т.д.

2119

2650

707

1

26,7

3357

Дезодоранты, туалетная вода, духи

6359

7949

2122

0,99

26,4

10071

Шампуни, мыло и т.п.

5935

7419

1980

1

26,7

9400

Прочие товары

6783

8479

2263

1

26,7

10743

Итого

42396

52995

14149

-

26,4

67144




2.4 Планирование товарных запасов ОДО «Мостра-групп»

Процесс планирования в данной курсовой работе начинается с разработки потоварных нормативов с использованием метода технико-экономического расчета. Для определения норматива (плана) товарных запасов по данному методу используется формула:

НТЗдн = Зас + Зод + Зпп + Зтп + Зстр , где

Зас - представительный ассортиментный набор;

Зод - запас на среднедневную реализацию (в размере однодневного оборота);

Зпп - запас на время приемки и подготовки товаров к продаже;

Зтп - запас текущего пополнения, предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до их очередного поступления. Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности их поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемой каждой партией поставки. Комплектность одной партии определяется путем деления общего числа разновидностей товаров данной группы на количество их разновидностей, поступающих в одной партии. В период между очередным завозом товаров запас пополнения колеблется, поэтому при расчете норматива учитывается половины частоты завоза товаров;

Зстр - страховой (гарантийный запас), предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (изменение спроса, неравномерность поставки товаров и т.д.).

Ассортиментный представительный набор, запас на среднедневную реализацию и запас на время приемки и подготовки товаров в совокупности составляют рабочий запас. Рабочий запас и запас текущего пополнения в свою очередь в совокупности составляют торговый запас. Величина страхового запаса обычно определяется в процентах от размера торгового запаса в зависимости от влияния факторов, вызывающих необходимость создания такого запаса.

Для расчета норматива товарных запасов на 2016 год рассчитаем каждый показатель.

Исходные данные для составления балансовой увязки представлены в табл. 6.

Таблица 6

Данные для составления товарного баланса 2016 года

Запасы на начало 2016 года, млн. руб.

Зн

22134

Прочее выбытие, млн. руб.

Впр

462

Запасы на конец 2016 года, млн. руб.

Зк

22628

Розничная реализация, млн. руб.

Р

67144


2.5 Планирование издержек обращения в ОДО «Мостра-групп»

Планирование издержек обращения (расходов на реализацию) является составной частью финансового управления ОДО «Мостра-групп». В процессе планирования работники финансовой службы ОДО «Мостра-групп» исходят из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы ОДО «Мостра-групп» бесперебойно и на высоком уровне осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

Плановая сумма издержек обращения должна быть:

Иmin ≤ Ипл ≤ Иmax.

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу ОДО «Мостра-групп».

Работа ОДО «Мостра-групп» будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

Ипер + Ипост = ВД

где Ипер, Ипост - соответственно сумма переменных и постоянных издержек обращения;

ВД - сумма валового дохода.


Упер + Упост = Увд

где Упер, Упост - уровень переменных и постоянных издержек обращения в процентах к розничному товарообороту;

Увд - уровень валового дохода в процентах к розничному товарообороту.

Из приведенного равенства можно рассчитать максимально возможный уровень переменных издержек обращения. Он будет составлять:

Упер. max = Увд - Упост

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению в ОДО «Мостра-групп» режима экономии.

Планирование издержек обращения происходит в комплексной увязке с остальными экономическими показателями, такими, как валовой доход, розничный товарооборот, прибыль. Оптимальным принимается такой план издержек обращения, который при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит ОДО «Мостра-групп» получение необходимого размера чистой прибыли.

Общая сумма плановых издержек обращения будет представлять собой сумму плановых переменных и постоянных затрат.

Расчет плановой суммы издержек обращения представлен в табл. 5.

Таблица 5

Расчет издержек обращения ОДО «Мостра-групп» на 2016 год (млн. руб.)

Показатели

Розничный товарооборот

Условно-переменные издержки

Условно-постоянные издержки

Базисный (отчетный) 2015 год

52995

3800

3196

Среднегодовой темп роста, %

121

127

116

Планируемый (2016) год

67144

5104

3739

Планируемый (2016) год в процентах к базисному

126,7

134,3

117


Итак, в планируемом году уровень расходов на реализацию товаров составит 13,1% к товарообороту, что на 0,1 процентный пункт ниже отчетного года.

3.
Пути повышения эффективности функциональности ОДО «Мостра-групп»

Для увеличения заинтересованности персонала сети супермаркетов в работе, необходимо повышать его мотивацию. Материальная мотивация - один из ключевых факторов в достижении результатов в работе продавца. Другие два не менее важных фактора - это дополнительное обучение и условия работы, предоставленные компанией. Очень полезно регулярное обучение торгового персонала магазинов сотрудниками фирм-производителей (это повышает уровень знаний о самом товаре, лояльность к маркам продукции и поднимает самооценку продавцов). К повышению эффективности работы сети магазинов ОДО «Мостра-групп» приведут меры по стандартизации деятельности торгового персонала. Для этого следует:

. Разработать единые стандарты поведения на рабочем месте и обслуживания покупателей и систему контроля соответствия стандартам.

. Разработать профиль должности "Продавец-консультант" и "Кассир", содержащие необходимые знания, навыки и личностные качества для работы продавцом-консультантом (кассиром) с приложением оценочного листа.

. Разработать учебно-методические материалы для обучения торгового персонала.

. Ввести поточное обучение торгового персонала по разработанным методическим пособиям с целью внедрения единых стандартов поведения на рабочем месте и обслуживания покупателей и овладения необходимыми знаниями и навыками в соответствии с профилем должности.

Эффективность деятельности персонала можно оценивать по методу "подставной покупатель.

Инвестиционный проект заключается во внедрении нового уровня премиальной части заработной платы, обучение торгового персонала, внедрение новой системы видеонаблюдения. Маркетинговый план заключается в предоставлении структуры инвестиционного проекта, т.е. предоставление ассортимента рекомендаций по повышению оздоровления предприятия.

В сфере экономии материально-технических ресурсов для достижения поставленных перед Обществом целей необходимо:

разработать мероприятия по снижению расходов по оплате за потребленные электроэнергию, осуществлять постоянный контроль за выполнением этих мероприятий;

разработать мероприятия по снижению затрат на кадры (привлекать специалистов с необходимым уровнем квалификации, эффективно использовать имеющийся у предприятия кадровый потенциал).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной курсовой работы автор изучил теоретические основы планирования торговой деятельности, проанализировали современный уровень деятельности торгового предприятия, выявили резервы планирования торговой деятельности предприятия ОДО «Мостра-групп».

Для достижения поставленной цели автор изучил литературные источники, выявил основные позиции теоретиков по этой проблеме, высказал собственное мнение на каждый вопрос.

В качестве субъекта исследования выступала дистрибьюторско-логистическая компания «Мостра-групп».

В ходе курсовой работы автор раскрыл сущность, методы, принципы, виды и этапы планирования в главе 1.

В главе 2 автор разработал план розничного товарооборота рассматриваемого предприятия, план структуры товарооборота предприятия, план товарных запасов и издержек обращения рассматриваемого торгового предприятия.

В главе 3 автор предложил пути повышения эффективности функциональности торгового предприятия.

В ходе работы автор выполнил следующие задачи: приобрел новые теоретические знания в соответствии с темой своей работы, а именно: функции и задачи планирования, а также стадии планирования и этапы разработки хозяйственной стратегии торгового предприятия.

В конечном итоге автор пришел к выводу, что планирование производственной деятельности торгового предприятия является важной и неотъемлемой частью предпринимательской и торговой деятельности, в планировании нужно учитывать не только свой опыт, но и опыт конкурентов, чтобы суметь найти наилучший способ для получения прибыли от производства и реализации продукции. Необходимо правильно выбрать стратегию развития организации, используя прогнозирование. Стратегическое планирование в условиях рынка нацелено не просто на увеличение объёмов производства и улучшение качества продукции, а также и на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей. ОДО «Мостра-групп» учитывает все факторы и в нужный момент, в нужное время, в нужном месте потребитель из списка прочих дистрибьюторско-логистических компаний выбирает именно её. Это ли не цель компании?

Нельзя не убедиться, что планирование хозяйственной деятельности необходимо, и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека коллективной, корпоративной и любой другой в процессе производства и потребления материальных благ, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Валевич Р.П. «Экономика торгового предприятия», Минск, 1996

2.       Володько О.В. «Экономика организации», Минск, 2015

.        Гришин В.В. «Разработка бизнес-стратегии фирмы», М., 2010

.        Егоров Ю.Н. «Планирование на предприятии», М., 2001

.        Ильенкова С.Д. «Инновационный менеджмент», М., 2007

.        Ильин А.И. «Планирование на предприятии», Минск, 2000

.        Казуева Т.С. «Управление доходами и расходами предприятия», М., 2008.

.        Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск, 2000.

.        Котляров С.А. «Управление затратами», Спб., 2001.

.        Крум Э.В. «Экономика предприятия», Минск, 2013.

.        Лебедева С.Н. «Экономика торгового предприятия», 2007

.        Максименко Н.В. «Экономика предприятий торговли», Минск, 2008

.        Мисникова Л.В. «Управление трудом и его мотивация в торговле», Минск, 2001

.        Нехорошева Л.Н. «Экономика предприятия», Минск, 2004

.        Писаренко Н.П. «Бизнес-планирование», М., 2001

.        Петров П.В. «Экономика товарного обращения», М., 2001

.        Савицкая Г.В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности», М., 2009

.        Соломатин А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия», М., 2001

.        Фролова Т.А. «Экономика предприятия», Таганрог, 2012

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Соподчиненность целей различных уровней системы

Рис. 1. Соподчиненность целей различных уровней системы («дерево целей»)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Этапы разработки стратегии деятельности организации

Рис. 2. Этапы разработки стратегии деятельности организации на рынке

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные компоненты внешней среды деятельности организации

Рис. 3. Основные компоненты внешней среды деятельности торговой организации

Похожие работы на - План хозяйственной деятельности торговой организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!