Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,39 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

Образовательное учреждение профсоюзов

высшего образования

«Академия труда и социальных отношений»

Курганский филиал

Социально-экономический факультет (для очной формы обучения)

(Заочный факультет)






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России»


Студент гр. ЗЭп 2134 ф Бутакова Н.В.

Преподаватель (ст. преподаватель) Ищенко Н.В.




Курган - 2016 г.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты социальной политики государства

1.1 Социальная политика как важнейшая часть общей стратегии государства

.2 Современные модели социальной политики государства

2. Анализ социальной политики и защиты населения в Российской Федерации на современном этапе

2.1 Основные направления социальной политики России

.2 Система социальной защиты населения в России

.3 Анализ системы социального страхования

3 Проблемы и перспективы развития социальной политики и системы социальной защиты населения в России

.1 Некоторые проблемы развития социального обеспечения в России

3.2 Направления совершенствования социальной политики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Российская Федерация конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.

Вместе с тем, современное состояние исследования теоретических вопросов социальной деятельности не всегда позволяет разработать действенные рекомендации относительно эффективного формирования социальной политики в условиях непрерывного развития экономической системы. Отсутствие четкой концепции социальной политики в стране на протяжении длительного периода привело к росту социального напряжения и углублению социальных противоречий. Поэтому проблема формирования эффективной и скоординированной социальной политики является крайне важной.

Проблемы социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения в течение достаточно длительного времени. Они исследуются преимущественно в контексте анализа общих, фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.

Вопросы построения эффективной социальной политики рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных ученых: В. Антонюка, П. Павленко, Д. Богини, В. Капицина, В. Гейца, О. Гришновой, С. Калининой, А. Колота, Е. Либановой, Л. Лысогор, Н. Лукьянченко, О. Мартяковой, А. Маршалла, О. Новиковой, М. Портера, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, М. Чумаченка, Л. Шаульськой и других.

Анализ научной разработанности проблемы дает возможность сделать вывод о том, что недостаточное исследование социальной политики, отсутствие концептуальных и институциональных разработок социальной политики крайне негативно сказываются на государственном развитии страны, регулировании социальной сферы, а также на формировании правового реформирования российской государственности.

Объектом настоящей работы является социальная политика как основная сфера внутренней государственной политики, предметом - направления развития российской социальной политики.

Цель курсовой работы анализ современной социальной политики и защиты населения в Российской Федерации.

Поставленная цель предопределила последовательность и содержание следующих задач:

рассмотреть понятие социальной политики как экономической категории;

выявить критерии моделей социального государства и позиционировать российскую социальную экономику в рамках приведенных моделей;

проанализировать современное состояние социальной политики и социальной защиты населения в Российской Федерации;

выявить существующие проблемы и разработать направления развития социальной политики.

При написании работы применялись общенаучные методы формально-логического и сравнительного анализа, табличные и графические методы группировки и обработки данных, экономический анализ; системный анализ; метод экспертных оценок.

1. Теоретические аспекты социальной политики государства

1.1 Социальная политика как важнейшая часть общей стратегии государства

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны [12, c. 23].

Социальная политика является одной из наиболее значимых сфер интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Она тесно связана с типом общества и уровнем его развития, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и заданиями, которые ставит общество перед собой [20, c. 67]. Стабилизация и повышение жизненного уровня населения, на наш взгляд, являются одними из приоритетных заданий государственной политики и нуждаются в формулировке четкой и взвешенной социальной стратегии.

На сегодняшний день существует целый ряд определений социальной политики, причем широкие из них относят к социальной политике все, что способствует достижению целей общества, узкое же понимание сводит это явление только к поддержке социально слабых категорий населения.

Среди отечественных авторов можно выделить как наиболее полную точку зрения П.Д. Павленок, по мнению которого социальная политика государства - это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей [27, c. 29]. Это широкое определение охватывает все содержание социальной деятельности общества, однако исследователь включает в это определение также механизмы целеполагания и социального контроля.

С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явление В.М. Капицын: «Социальная политика в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства» [17, c. 97]. Важным является то, что автор подчеркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смысле также следует признать содержательным.

Позднее, уточняя свое «широкое» понимание, В.М. Капицын предлагает новый подход: социальная политика - это «совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования».

Е.И. Холостова дает следующее определение социальной политики: «социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям» [37, c. 44].

В целом, можно выделить пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке. Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала.

В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности.

В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе - удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.

В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства - соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства. В отечественной науке и практике превалирует последний из теоретических подходов к пониманию сущности социальной политики.

Социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности. В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения (рисунок 1).

Рисунок 1 - Социальная политика государства [21, c. 6]

социальный политика экономика государство

Цели социальной политики в значительной степени определяются тем концептуальным базисом, который используется для анализа ситуации и выбора приоритетных направлений социального развития [32, c. 45]. Можно выделить устойчивые подходы к формулированию целей социальной политики, реализуемые в терминах теории национальной безопасности, социологии, политологии, а также экономики и финансов.

Задачами социальной политики, в рамках подхода государственного регулирования, являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды [18, c. 39].

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В теории государственного управления социальная политика обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики); включенности и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

.2 Современные модели социальной политики государства

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны [11, c. 70].

В рамках рыночного хозяйства исследователи выделяют три базовые модели социальной политики, отраженные в классификации Г. Эспинга-Андерсена (таблица 1).

Представленная таблица может быть основой для формирования адаптационной модели социальной политики России на разных этапах развития общества. Это позволит определить нынешние возможности страны для развития социальной политики.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика моделей социальной политики по Г. Эспингу-Андерсену [11]

Либеральная (англо-саксонская) модель социальной политики (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)Консервативная (корпоративная) модель социальной политики (Континентальная Европа, Япония)Социально-демократическая модель социальной политики (Нордические страны, Нидерланды, Швейцария)Минимальная роль государства. Характерны пассивный характер государственной политики занятости.Координирующая роль государства.Максимально активная роль государства. Характерна активная социальная политика, которая носит упреждающий характер. Амбиции государства в области социальной политики максималистские.Уровень государственных затрат на социальную сферу низкийУровень государственных затрат на социальную сферу высокийУровень государственных затрат на социальную сферу высокийПолитическая основа - свободный рынокПолитическая основа - коалиция между работодателями и работникамиПолитическая основа - широкий компромиссВысокий уровень занятости, низкая заплатаНизкий уровень занятости, высокая зарплатаВысокий уровень занятости, высокая зарплатаПринцип предоставления услуг социального обеспечения - по остаточному принципу (избирательный)Принцип предоставления услуг социального обеспечения - по месту работыПринцип предоставления услуг социального обеспечения - универсальныйВзносы работодателей, спонсоров, немного госбюджет. Уровень перераспределения не более 40 %.Взносы работодателей преобладают, госбюджет, спонсорские взносы. Уровень перераспределения не более 50 %.Госбюджет преобладает, взносы работодателей. Объем перераспределения до 60 % от уровня ВВП.Социальное страхование - охватывает некоторые группы населения, не является обязательным.Социальное страхование - охватывает всех работающих и их семьи.Социальное страхование - охватывает все население.Распространена церковная и иная благотворительность.Распространена частная и церковная благотворительность.Благотворительность практически не распространена.Функционирование социального сервиса - в основном частный. Госпрограммы охватывают некоторые слои населения.Функционирование социального сервиса - в основном в рамках социального страхования.Функционирование социального сервиса - в основном государственными организациями.Уровень пособий - минимальный стандарт, непродолжительное время.Уровень пособий - стандарт «безопасности».Уровень пособий - стандарт минимального уровня жизни.Проверка нуждаемости в поддержке обязательнаяПроверка нуждаемости в поддержке обязательнаяПроверка нуждаемости в поддержке вторичная

Попытка классифицировать модели социальной политики на основе выделения преимущественно экономических показателей предпринята также Р. Мишра. Он использует следующие критерии: степень вмешательства государства, потребности как основа для социальных программ, охват населения социальными программами, размер социальных выплат, процент национальной прибыли, который тратится на социальную сферу, применение проверки нуждаемости во время назначения социальной помощи, статус клиентов, роль негосударственных организаций и т. д.

В зависимости от данных критериев Р. Мишра выделил остаточную, институциональную и социалистическую модели. При этом особое внимание ученый уделил доказательству того, что сами модели имеют историческую основу [35, c. 212].

Таким образом, при выделении экономического фактора в качестве базового в процессе формирования социальной политики основной акцент производится на объем средств, затрачиваемых на поддержку преимущественно нуждающихся слоев населения, а также - на финансирование отраслей социальной сферы жизнедеятельности общества. При этом цели социальной политики формулируются в терминах минимально необходимых и достаточных затрат, для чего определяются граничные значения в виде показателей прожиточного минимума, минимальной заработной платы, потребительской корзины и т. д.

Взаимосвязь и взаимозависимость экономики и социальной политики очевидна, однако акцент, как правило, ставится на зависимость второй от первой и не учитывается, что при правильном подходе сама социальная политика может и должна активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Обратное влияние социальной политики на экономику, финансы, бюджет растет с повышением ее эффективности в социально-трудовой сфере, оправдывая вложенные в нее средства [33, c. 110].

Именно категория «социальная политика» несет смысловые (концептуальные стратегии) и политико-организующие (практическая социальная политика) нагрузки в полном объеме и является на современном этапе стержнем и критерием качества демократии и успешности превращений, оценивая потенциал политической элиты, власти и оппозиции [33, c. 111].

Выбор концептуального базиса определяет те базовые объекты, которые подвергаются управленческому воздействию с целью их трансформации, ибо сохранения существующих параметров их состояния. Выбор критериев оценки эффективности социальной политики государства производится в соответствии с поставленными целями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование социальной политики в России должно базироваться на основе концептуальных подходов социологического базиса, экономических оценок, теорий государственного управления и национальной безопасности, адаптированных к ценностям граждан страны на современном этапе.

2. Анализ социальной политики и защиты населения в Российской Федерации на современном этапе

.1 Основные направления социальной политики России

Реализация стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года [6] требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения [13, c. 64].

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

снижение уровня абсолютной и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям), к 2020 году - до 100 процентов (в 2007 году, по экспертным оценкам, - 60 процентов);

решение проблемы беспризорности;

решение одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов [6].

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

. Улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода [6].

. Повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:

развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания [15, c. 219-221].

. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий [6].

. Социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов, в том числе:

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

. Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе - преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг [19, c. 75].

. Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе:

интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювенальной юстиции;

формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур;

обеспечение гуманизации пенитенциарной системы, включая обеспечение эффективной образовательной и воспитательной работы в системе исполнения наказаний [6].

Реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления:

- улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов;

- повышение эффективности государственной поддержки семьи;

- реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

- социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

- развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

- формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

2.2 Система социальной защиты населения в России

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения [29, c. 117].

Она включает в себя:

. Социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7 <#"justify">Общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.).

Источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования <#"justify">2008200920102011201220132)20142015Минимальный размер оплаты труда48,478,872,762,067,568,267,157,3Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:по уходу за первым ребенком38,638,638,835,038,335,834,628,6по уходу за вторым и последующими детьми77,277,177,670,176,671,669,157,3Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС77,277,177,670,176,671,669,157,3ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву142,2139,6140,4126,8138,7129,5125,2103,7Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна94,882,475,363,865,958,353,742,2Ежемесячные выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю52,645,542,035,836,632,830,224,0Ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю)-----72,166,452,9другим лицам-----15,714,511,5Минимальный размер пособия по безработице16,415,514,312,212,511,110,38,2Размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам3):высшего образования18,920,018,515,716,114,416,212,9среднего профессионального образования6,67,36,75,75,95,25,94,7

) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года.

) С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума.

3) Начиная с 2014 г. данные приведены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013г. № 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" [6], до 2014 г. - в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [2]

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат [14, c. 73].

Стоимость социального пакета с 1 февраля 2016 года составляет 995 рублей 23 копейки. В эту сумму входят:

лекарственное обеспечение - 766 рубля 55 копеек;

санаторно-курортное лечение - 118 рублей 59 копеек;

бесплатный проезд в пригородных электричках и на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно - 110 рублей 09 копеек [9, c. 218].

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца [35, c. 367].

Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4]. Он кардинальным образом меняет систему социального обслуживания населения в России.

Федеральный закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Действие закона распространяется на граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев [10, c. 515].

Социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, осуществляемая поставщиками социальных услуг. Получить социальную услугу может любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании.

К числу таких обстоятельств в частности относятся [4]:

полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию и др.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Форма индивидуальной программы утверждена приказом Минтруда России.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности [16, c. 131]. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью.

.3 Анализ системы социального страхования

Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2014 года, Россия занимает 57-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни [30, c. 11]. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ [3], обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В России предусмотрены различные виды социального государственного страхования населения.

. Обязательное пенсионное страхование.

. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;

. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

. Обязательное медицинское страхование.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 3, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на 20 апреля 2015 г., по курсу валюты: доллар - 51,47, евро - 55,41, шведская крона - 5,89 руб.).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на 20 апреля 2015 г., по курсу валюты: доллар - 51,47, евро - 55,41, шведская крона - 5,89 руб.)

Параметры сравненияСШАГерманияФранцияШвецияРоссияОсновные источники финансированияСоциальный налог и другие налогиСтраховые взносыСтраховые взносыСтраховые взносы и налогиСтраховые взносыПлательщикРаботодатель и работникРаботодатель и работникРаботодатель и работникРаботодатель и работникРаботода-тельСтепень государственного вмешательства Высокая Низкая Средняя Высокая ВысокаяМаксимальная база в месяц в нац. валюте9750 долларов4462.5 евро3129 евро36718 шведских крон53333 рублейв рублях50183324726717337821627553333Относительный показатель сравнения (в сравнении с Россией), раз 9,4 4,6 3,3 4,1 1

Из данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения [31, c .14].

Распределение тарифов страховых взносов в 2015 г. представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Распределение тарифов страховых взносов в 2015 г.

СтраныРаботодатели, %Работники, %США13,657,65Германия19,2820,18Франция41,0018,80Швеция31,427,00Россия30,000,00

Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд - 22 % от фонда оплаты труда, в ФФОМС - 5,1 %, в ФСС - 2,9 %. Итого 30 %. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке [22, c. 402].

В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты [24, c. 55].

В таблице 5 представлен уровень расходов на социальное обеспечение в 2015 году.

Таблица 5 - Расходы на социальное обеспечение на 2015 году [22, c. 402]

СтраныУдельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВПСША20,0Германия26,2Франция33,0Швеция28,6Россия17,0

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет лишь 17 %, и это самый низкий показатель среди развитых стран [22].

Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80 % прежнего заработка. Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.

Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ необходимо обратиться к данным ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» за 2012-2017 гг., на основе которых построена диаграмма, представленная на рисунке 3. Диаграмма показывает, что с 2013 года до 2015 года наблюдается снижение доходов и расходов бюджета. В 2015 году видно превышение доходов над расходами. 10 апреля 2015 г. Госдума приняла поправки в бюджет ФСС на 2015 год, согласно которым объем доходов бюджета фонда в 2015 году сокращается, а расходы увеличиваются по сравнению с 2014 годом.

Основной причиной снижения доходов ФСС стало снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5 %, а рост расходов связан, в том числе, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат. Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования. На прогнозные 2016 и 2017 годы планируется рост доходов и расходов бюджета ФСС.

Рисунок 3 - Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.

Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования [25, c. 32].

Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Расчет страховой пенсии будет осуществляться по новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов - баллов.

Размер пенсии будет зависеть от факторов:

продолжительности общего страхового стажа,

размера заработной платы за каждый год,

возраста, в котором обратились за назначением пенсии.

Переход на новую систему будет плавным: требования по страховому стажу увеличатся с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам - с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году [34, c. 41].

Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии. Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это является на данный момент проблемой.

Следует сказать об изменениях и в области обязательного медицинского страхования. Правительство РФ утвердило программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Постановление «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 28 ноября 2014 г. [7]), сократив норматив ее подушевого финансирования в сравнении с ранее запланированным.

С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» [5]. Например:

. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов.

. Облагаемых взносами выплат стало больше.

. Утвержден период, за который уплачиваются пени.

. Расширен перечень застрахованных лиц - иностранцев и др.

Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция [34, c. 311].

3. Проблемы и перспективы развития социальной политики и системы социальной защиты населения в России

.1 Некоторые проблемы развития социального обеспечения в России

В настоящее время сложился ряд общих для всей страны и всех ее регионов социальных проблем, угрожающих устойчивому и безопасному социальному развитию России:

растущая социальная поляризация населения, которая по официальным данным не имеет аналогов в мире, а с учетом теневых доходов значительно выше статистически зафиксированного разрыва между десятью процентами самых бедных и десятью процентами самых богатых [39, c. 77];

значительные масштабы бедности и безработицы, низкая динамика становления среднего класса, наличие зон «очаговой нищеты» и распространенность такого явления, как «бедность работающих»;

сохранение коррумпированности властных структур, организованной преступности и терроризма;

негативные последствия глобализации и связанные с этим социальные риски;

деградация окружающей среды, негативно отражающаяся на состоянии здоровья и качестве жизни значительной части населения, связанная как с объективными факторами (глобальные климатические изменения, усиление антропо- и техногенных нагрузок), так и с факторами субъективными - ослаблением экологического контроля и экспертизы со стороны государственных органов, недоступностью экологической информации и недостаточным экологическим образованием населения [28, c. 130];

кризисные процессы института семьи, характеризующиеся ослаблением воспитательной функции семьи, ростом детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства;

сокращение численности населения страны, низкая продолжительность жизни населения и высокая смертность, особенно мужчин трудоспособного возраста;

ухудшение здоровья всех возрастных групп населения, обусловленное распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ-СПИДа, недостаточностью развития форм здорового досуга и здорового, образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых), а также неудовлетворительным состоянием системы здравоохранения;

рост инвалидизации населения и сохранение социальной изоляции инвалидов, людей пожилого возраста и других уязвимых социальных и профессиональных групп, испытывающих особые трудности в процессе адаптации к новым политическим, экономическим и социальным условиям; сегодняшние кризисные процессы в мировой экономике, на мировых ресурсных и финансовых рынках, негативно влияющие на состояние финансовой и промышленной сфер в России, инфляционные процессы, перспективы занятости и доходов населения, возможности реализации социальных программ [32, c. 276].

На все перечисленные социальные негативы накладываются существенные диспропорции в развитии регионов, порождающие и углубляющие социальные противоречия, провоцирующие межэтнические и межконфессиональные конфликты. Социальное расслоение в России имеет региональное преломление, проявляющее тенденции к возрастанию, что представляет собой угрозу российской государственности. Социальное неравенство регионов означает фактическое отсутствие единого социального партнерства на территории России, порождает социальные противоречия, провоцирует межэтнические и межконфессиональные конфликты [21, c. 10].

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

) Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет [38, c. 216]. С другой стороны отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками [34, c. 190].

Кроме того, несмотря на целый ряд ограничительных мер, российские работодатели, в ряде случаев, все так же не заинтересованы в оформлении работника в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Как следствие, работники у таких работодателей являются социально незащищенными как с точки зрения трудовых прав, так и пенсионного обеспечения. Отдельно отметим, что в небольших городах России или же в сельской местности работа на такого «работодателя» без «оформления» -единственный способ найти заработок.

Кроме того, еще одной проблемой социального обеспечения можно выделить и тот факт, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и новых норм, введенных с 1 января 2015 года, недостаточно чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить ее «работать» [30, c. 14].

) Проблемы социального обеспечения граждан для воспитания детей, а также связанные с социальной защитой материнства (отцовства), детства и семьи.

Социальная политика государства по реализации прав матери и ребенка должна иметь широкую направленность и не только удовлетворять необходимые потребности человека, но и обеспечивать действительно достойный уровень жизни матерям и детям. И государство обязано приложить все усилия для достижения этой цели. Последние «нововведения» в данной сфере показывает что государство, понимает всю важность рассматриваемых отношений [26, с. 113]. Так, введение «материнских капиталов», наряду с введением целевых программ по строительству жилья («Жилище», Жилье для российской семьи») увеличило демографические показатели рождаемости. Они связаны, в частности, с тем фактом, что социальное обеспечение в основном ориентировано на работающих (или же обучающихся на очной форме обучения) матерей. Если мать на момент рождения ребенка не работала и не училась, круг положенных ей пособий резко сокращается. Например, для матерей в сельской местности, там, где работу, фактически найти весьма сложно, это означает, что ее социальное обеспечение со стороны государства является явно недостаточным [27, c. 470].

) Проблемы социального обеспечения в связи с болезнью или инвалидностью. Их суть, на наш взгляд, состоит в том, что после принятия действующего ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», был сформирован новый порядок предоставления медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях. В частности, трудно разрешимые финансовые проблемы медучреждений допускается решать за счет граждан, а объем медицинской помощи, которую можно получить бесплатно был сужен.

) Проблемы связанные с особенностями социального обеспечения безработных граждан. По большей степени, они связаны с организационными сложностями при регистрации гражданина в качестве безработного, с недостатками системы «квотирования» при трудоустройстве инвалидов, а также с недостаточной развитостью системы по организации общественных работ, профессиональной подготовке и переподготовке граждан [39, c. 74].

На наш взгляд, оптимизация деятельности государственной службы занятости, должна идти в тесном взаимодействии с оптимизацией процедуры признания гражданина безработным, которая, на настоящий момент сильно бюрократизирована и уже не всегда отвечает требованиям текущего момента. Одним из таких вопросов можно отметить нормативное регулирование проведения общественных работ, трудоустройства молодежи и инвалидов.

Современная система социального обеспечения в России, несмотря на происходящие процессы ее реформирования, не лишена целого ряда проблем. Так как эти проблемы весьма многогранны, их решение видится в первую очередь путем разработки, принятия и реализации отдельной целевой программы по развитию системы социального обеспечения Российской Федерации.

.2 Направления совершенствования социальной политики

Придание социальной политике комплексного характера как основное направление ее трансформации потребует системной, целенаправленной, долговременной работы, причем сопряженной с реализацией общей стратегии социально-экономической модернизации, контуры которой пока только обозначены на экспертном уровне [40, c. 7].

Необходимы реальные изменения в сфере социальной политики.

Социальная сфера в рамках данного сценария становится центральной темой повестки внутриполитической модернизации. Основания для такового сценария на сегодняшний день очевидны: экономический кризис и стагнация, падение мировых цен на нефтепродукты, увеличение населения Российской Федерации за счёт воссоединения с Крымом, санкционная война с Европейским Союзом.

Характерными чертами превращения социальной политики в важнейшую составляющую внутренней политики государства будут являться:

постепенное изменение взаимоотношений «Центр - регионы» в плане перераспределения полномочий в социальной сфере. Будет логичным пересмотр объёма и видов налоговых поступлений, оставляемых в регионах для того, чтобы региональные элиты могли самостоятельно направлять данные средства на решение самых острых социальных проблем в регионе. Однако прежде федеральная власть должна внести в законодательство поправки, касающиеся того, на какие цели возможна трата оставшихся в регионе налогов: прежде всего на социальные нужды, строительство социальных и промышленных объектов и т.д. [23, c. 265]. При этом должна быть модернизирована система финансового контроля, отслеживающая трату региональных налоговых поступлений на социальные нужды;

субсидирование региональных проектов должно происходить на равных, открытых и понятных для всех условиях, федеральная власть должна будет отказаться от фаворитизма региональных элит, произвести своего рода санацию региональных и федеральных элит. Создание равных финансовых возможностей для развития субъектов поможет федеральной власти расставить новые приоритеты в направлении развития регионов, увидеть специфику их развития;

постепенный отказ федеральной власти от претензий на статус мировой державы, соответственно, отказ от глобальных проектов, носящих статусный характер, перенаправление ресурсов от имиджевых федеральных проектов на решение проблем в социальной сфере - развитие трудовых отношений, строительство объектов социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, возможно, инициация федеральных социальных проектов, таких как строительство сети автобанов, что стимулировало бы развитие экономики [21, c. 11];

из предыдущего пункта логично вытекает либерализация законодательства для малого и среднего бизнеса. Государство должно поступиться тактическими налоговыми поступлениями от малого и среднего бизнеса в пользу стратегических целей - оживление экономики, создание бизнесом новых рабочих мест, уход из теневого сектора предпринимателей. В рамках данных начинаний будет очень важным объявление налоговых каникул для вновь создаваемых малых и средних предприятий на срок от 3 до 5 лет;

Российской Федерации необходимо отказаться от ручного управления социальной сферой, и, как следствие, начать постепенное сворачивание приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ. Данные механизмы - это своего рода крючок, на котором удобно держать субъекты федерации и региональные элиты [26, c. 140]. Субъекты, показывающие лояльность федеральной власти, получают больший объём субвенций, что создаёт предпосылки для формирования непрозрачности распределения федеральных средств, создаёт нездоровую конкуренцию элит в проявлении лояльности федеральной власти. Центр должен сконцентрироваться на создании рамочных условий для реформирования социальной сферы;

федеральному центру при формировании новых аспектов социального законодательства следует отказаться от немецкого шаблона социального страхования (высокие социальные пособия по безработице) во избежание проявления тенденции социального и государственного иждивенчества, возможно, несколько увеличить возраст выхода на пенсию; при увеличении зарплат в социальной сфере следует поднимать её уровень пропорционально всем категориям в данной области (например, в медицине - врачам, фельдшерам, санитарам и всему вспомогательному медперсоналу) с целью учёта корпоративных интересов в данной области;

на оздоровление социальной сферы и создание условий для диалога между обществом и государством в значительной мере повлияет публикация федеральным центром объективной информации о своих планах в социальной и иных областях, принятие стратегии на создание доверительных отношений с обществом путём частичной либерализации политического режима в стране; возможно станет необходим пересмотр бюджета и перенаправление части средств, запланированных на укрепление обороноспособности страны на стратегические социальные цели.

В первую очередь государству во взаимодействии с российским бизнесом целесообразно сосредоточиться на решении следующих разноуровневых, но взаимозависимых задач:

Обоснование стратегических целей социальной политики и механизмов, обеспечивающих их достижение. На смену слабо связанных между собой мероприятий, реализация которых, как правило, диктовалась острой необходимостью оперативного ответа на вызовы, чреватые возникновением форс-мажорных, ситуаций должна прийти ориентация по крайней мере на 10-15-летний горизонт развития [28, c. 249].

Разработка механизмов, обеспечивающих гибкость (вариантность) социальной политики, что необходимо для учёта региональной специфики, обуславливающей различия в организации социальной инфраструктуры, и национальных традиций, оказывающих воздействие на формирование системы трудовых ценностей и репродуктивное поведение населения.

Модернизация структуры занятости. Существующая сейчас адаптационная гибкость трудового рынка должна быть сменена гибкостью инновационной. Для этого нужны как государственные, так и частные инвестиции в создание новых, высокотехнологичных, обеспечивающих достойную занятость рабочих мест [36, c. 99]. Именно это необходимое и главное условие преодоления постоянного воспроизводства рабочих мест, по своему характеру относящихся или к периферии легального трудового рынка, или к теневой экономике.

Расширение реальной сферы применения трудового права. Исполнение трудового законодательства должно стать императивом для работодателей (или, по крайней мере, большинства из них), вне зависимости от принадлежности к тому или иному сегменту рынка, виду экономической деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования [32, c. 210]. Ситуация, когда значительной частью экономических агентов правовые нормы или вообще не учитываются, или используются крайне избирательно, должна быть преодолена.

Комплексное совершенствование социально-трудового законодательства. Оно, при сохранении многоуровневости (от нее полностью не уйти), должно стать проще и понятнее как работодателям, так и наемным работникам. Необходимы новые и понятные большинству правовые нормы, касающиеся пенсионного обеспечения, социальной поддержки, регламентирующие развивающиеся формы занятости (например, дистанционный труд, гибкую занятость), труд мигрантов, четко определяющие сферу полномочий и ответственности контролирующих органов [31, c. 18].

Целесообразно также приоритетные направления совершенствования социального страхования в России:

. Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.

. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.

. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Государственная социальная политика в Российской Федерации - это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации их потребностей и интересов. Анализируя опыт и теоретические аспекты функционирования моделей социального государства зарубежных стран, можно предположить, что уход от единовременного контроля государством социальной сферы и акцент на реализацию механизмов государственно-частного партнерства, совершенствование законодательства, а также развитие таких институтов как микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере и социальное предпринимательство может стать оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях и началом реализации именно российской модели социального государства [12, c. 170].

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

Заключение

В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

В заключении можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев различные типы социальной защиты в развитых странах, также можно сделать вывод, что, не смотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и положительных. И, на наш взгляд, намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Очевидно, что Россия должна повышать эффективность и стабильность социальной политики, однако государству для полного решения многих социальных вопросов требуется время. Такие проблемы, как обеспеченность населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других вопросов, которые входят в современное понятие «качество жизни», периодически обостряются. Это связано не только с неэффективной ресурсной обеспеченностью социальной политики, но и с недостатками в ее практическом осуществлении.

В настоящее время социальная политика, включая федеральный и региональный уровни, далеко не всегда реализуется как единое целое. Например, часть населения в России находится на грани бедности из-за сложных экономических обстоятельств. Государство стремиться вести борьбу с бедностью с помощью назначения различных социальных пособий и выплат малоимущим, поощрений трудовой деятельности, укрепления законодательства о социальной защите. Однако бедность по-прежнему остается важной проблемой. Из этого следует, что для искоренения данной проблемы необходимо создать единую социальную политику, которая распространяется на все сферы жизни общества.

Таким образом, для того, чтобы современный механизм построения социальной политики в России был эффективен, государство должно основываться на поддержке всех «социальных блоков». Сегодня качество жизни населения выходит на первый план в системе факторов (именно они определяют международную конкурентоспособность национальной экономики). Поэтому главной целью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, который предполагает перенос акцента на социальную сферу.

Список использованных источников

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35 ст. 4135

. Федеральный закон от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686

. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3394

. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 42 ст. 5360

. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975

. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)

. Агешкина Н.А. Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсациям / Н.А. Агешкина. - М.: Феникс, 2016. - 345 с.

. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов / Т.Л. Адриановская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 840 с.

. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС / В.В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №11. - с.70-77.

. Ахинов Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

. Воронина Н.А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.

. Галаганов В. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В. Галаганов. - М.: Кнорус, 2012. - 160 с.

. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Григорьев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 653 с.

. Губерная Г.К. О значении социальной составляющей рыночных реформ / Г.К. Губерная, А.П. Ткаченко // Рыночное реформирование управления экономикой: сб. науч. трудов ДонГАУ. Донецк, 2008. - т. І, - Вып. 1, Серия «Экономика». - с. 119-131.

. Капицын В.М., Мокшин В.К. Политология / В.М. Капицын, В.К. Мокшин. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 596 с.

. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Опыт философского исследования / Л.Н. Кочеткова. - М.: Либроком, 2013. - 160 с.

. Кричинский П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с. - (Высшее образование:Бакалавриат).

. Лыгина М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной политики государства / М. А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. - № 1(14), 2014. - с. 67-71.

. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономика. - 2015. - №5. - с.5-12.

. Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и зарубежных стран: сравнительный анализ / Е.Ш. Мусалимов // Молодой ученый. - 2015. - №4. - с. 401-403.

. Мусина-Мазнова Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.

. Нигматуллина Г.Р., Саитов Р.И. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации: монография / Г.Р. Нигматуллина. - Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. - 116 с.

. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с. - (Научная мысль; Страхование).

. Основы социальной политики: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.

. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 536 с.

. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский; изд. 2-е, перераб. и доп. M.: Логос, 2011. - 296 с.

. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики / А.А. Разумов // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. - 2015. - №11. - c. 11-15.

. Сергеева Е. А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е. А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - №4. - с. 44. - c. 13-19.

. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика / О.А. Снежко. - М.: Издатель - Инфра-М, Серия - Научная мысль, 2014. - 311 с.

. Соколова М.С. Основы социальной политики: учебно-методический комплекс для бакалавров / М.С. Соколова, О.В. Ящерицына. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2011. - 311 с.

. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Несерийное издание / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2015. - 371 с.

. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - М.: Кнорус, 2015. - 720 с.

. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

. Холостова Е.И. Категории, закономерности и принципы социальной работы / Е. И. Холостова // Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2013. - с. 44-45.

. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф.И. Шариков. - М.: Издательство: Дашков и К, 2013. - 314 с.

. Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / О. Шкаратан. - М.: ГУВШЭ, 2013. - 156 с.

. Шутов В.С. Социальная политика в контексте политической модернизации России / В.С. Шутов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - Выпуск. - № 1. - 2014. - c. 7-12.

. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru

Похожие работы на - Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!