постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2014 года № 204-п «О Концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года».
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), позволяет ожидать незначительные изменения по показателям производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, вместе с тем прогнозируется значительное снижение количества занятых во вредных условиях труда в связи с изменениями законодательства, регулирующего процедуру проведения специальной оценки условий труда. Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения.
Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Так, ежегодно в автономном округе более 100 человек погибают на производстве по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще чем 1 раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 28 тыс. правонарушений в сфере охраны труда в организациях автономного округа. Средний размер штрафа, налагаемого на работодателей за нарушения законодательства об охране труда, составляет 4 - 5 тыс. руб., что не является стимулом для совершенствования работы в этой сфере.
На федеральном уровне разрушена отраслевая система управления охраной труда, то есть система, при которой за каждым отраслевым министерством были закреплены полномочия по управлению охраной труда в соответствующей отрасли.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не до конца урегулированным остался вопрос исполнения полномочий в области охраны труда, предусмотренных отраслевым законодательством, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Между тем эффективно управлять вопросами улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда», предусмотрено включение органов местного самоуправления в системную работу по улучшению условий и охраны труда. Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемами национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении валового внутреннего продукта.
Программно-целевой метод наиболее эффективен в осуществлении государственной политики в области охраны труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения, проживающего в автономном округе.
Реализация мероприятий подпрограммы II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» направлена на достижение основных показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа, а именно: на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и, как следствие, увеличение показателей продолжительности жизни, увеличение валового регионального продукта на душу населения, снижение доли государственных расходов на социальную деятельность, снижение количества инвалидов.
3. Статистические данные занятости населения в ХМАО-ЮГРЕ
По итогам 2014 года численность экономически активного населения автономного округа составила 916,0 тыс. человек, или 56,8% от общей численности населения (на 01.01.2015 - 1612,1 тыс. человек), из них 874,0 тыс. человек, или 95,4% от экономически активного населения, были заняты в экономике. Среднесписочная численность работников (по полному кругу организаций) в 2014 году - 770,7 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения (669,8 тыс. человек) сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях.
В автономном округе преобладают специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, доля которых в общей численности занятого населения составляет 36,0%.
На протяжении нескольких лет на рынке труда автономного округа сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.
В структуре заявленной потребности (по данным анализа спроса и предложения рабочей силы за 2014 год) 42,9% составляют вакансии по квалифицированным рабочим разного уровня квалификации и превышают число претендентов на них в 18,9 раза.
В общей численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, лишь 19,5% составляют квалифицированные рабочие.
В 2014 году от работодателей в окружной банк вакансий было заявлено 100354 вакантных рабочих места, относительно аналогичного показателя прошлого года (91885 единиц) их число выросло на 8469 единиц (9,2%).
Из числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в 2014 году, 53,2% - это вакансии постоянного характера, 42,6% - временного характера, 4,1% - сезонного характера, 0,2% - по совместительству.
Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации составила основную часть заявочного спроса, доля рабочих профессий в общем банке вакансий - 80,6%.
В настоящее время в составе безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, преобладают граждане, не имеющие профессионального образования, - 43,4%; 9,4% составляют граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, 8,5% - граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие).
Профессионально-квалификационный состав численности безработных граждан и вакантных рабочих мест на 1 июня 2015 года
Численность безработных, чел.Количество вакансий, ед.Удельный вес безработных, в %Удельный вес вакансий, в %Всего из них:446914608100,0100,0Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий3835968,64,1Специалисты высшего уровня квалификации722215216,214,7Специалисты среднего уровня квалификации31811707,18,0Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием1841564,11,1Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности44416519,911,3Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства271000,60,7Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр40731069,121,3Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики536196912,013,5Неквалифицированные рабочие1171370826,225,4
В структуре безработных граждан практически каждый третий безработный гражданин является неквалифицированным рабочим (26,2% от всех безработных), а в структуре вакансий преобладает спрос на квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (21,3% от всех вакансий), специалистов высшего уровня квалификации (14,7%), операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин и слесарей-сборщиков (13,5%).
В 2014/2015 учебном году обучались 10740 человек (2013/2014 учебному году - 8825 человек).
В 2015 году выпуск профессиональных образовательных организаций составил 3441 человек (2014 год - 4237 человек), выпуск образовательных организаций высшего образования составил 2734 человека (2014 год - 2162 человека).
Подготовка в вузах автономного округа осуществляется по 77 направлениям подготовки высшего образования. Наиболее востребованные направления: электроэнергетика; электроника, радиотехника и системы связи; техника и технологии строительства; клиническая медицина; архитектура; образование и педагогические науки.
С целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, для основных стратегических отраслей экономики региона (нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы) в вузах Югры открыта подготовка по магистерским программам по 22 направлениям.
Несмотря на все принимаемые меры в Югре анализ профессионально-квалификационного состава выпускников и банка заявленных вакансий подтверждает дефицит в автономном округе квалифицированных специалистов:
инженеров, экономистов, учителей, юристов с высшим профессиональным образованием;
бухгалтеров, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, воспитателей дошкольных учреждений, медицинских сестер, фельдшеров, музыкальных работников, продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, кассиров, операторов по добыче нефти и газа, операторов по исследованию скважин, операторов электронно-вычислительных машин, слесарей по ремонту автомобилей, слесарей-ремонтников, электросварщиков, электрогазосварщиков ручной сварки, машинистов бульдозера, машинистов компрессорных установок, парикмахеров, официантов-барменов, мастеров сухого строительства, делопроизводителей со средним профессиональным образованием.
По ряду профессий заявлено вакансий больше, чем подготовлено выпускников и состоит на учете в центре занятости населения безработных граждан, в связи с чем за счет имеющихся трудовых ресурсов автономного округа невозможно обеспечить потребность автономного округа в квалифицированных кадрах.
В целом по округу сохраняется спрос на строителей, использующих традиционные материалы для возведения зданий и сооружений, каменщиков и плиточников, плотников, столяров, кровельщиков, штукатуров, слесарей (механиков, сборщиков, ремонтников промышленного оборудования), сварщиков и газорезчиков, операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин, слесарей-сборщиков.
Наибольший спрос на них был заявлен в Сургутский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский, Радужнинский центры занятости населения.
Специалисты высшего и среднего уровня квалификации в общем объеме заявленной потребности составляют 12,9% и превышают число претендентов (из числа зарегистрированных безработных) на них в 5 раз.
Ощущается дефицит врачей различных специализаций (анестезиолог-реаниматолог, акушер-гинеколог, педиатр-участковый, терапевт-участковый, стоматолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, инфекционист, хирург, ультразвуковой, функциональной диагностики и др.), среднего медицинского персонала, фельдшеров, преподавателей в средней школе, в системе специального образования, начального образования, персонала дошкольного воспитания и обучения, специалистов по предпринимательской деятельности и кадрам.
Востребованы инженерно-технические профессии: геологи-геофизики, инженеры-механики, программисты, инженеры-строители (по транспортному и городскому строительству, промышленному и гражданскому строительству), инженеры-электрики и инженеры-энергетики, инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению, горные инженеры, геодезисты, картографы и топографы; техники-электрики, техники-механики, техники по промышленному и гражданскому строительству).
Решение существующей проблемы профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа (со стороны органов службы занятости) частично решается посредством организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям, а также организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии) для формирования престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда (но не престижных у молодежи).
Восполнение дефицита кадров отдельных профессий и квалификаций при повышенном спросе на них со стороны работодателей возможно путем привлечения квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, извне за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции.
Югра в масштабах России является регионом, который наиболее активно использует труд вахтовых мигрантов из регионов России и зарубежных стран. Вахтовые работники прибывают на разные, как правило, короткие, сроки для работы на предприятиях округа с периодическим возвращением к месту постоянного жительства.
Численность работников, привлеченных к работе в автономном округе вахтовым методом, составила в I квартале 2015 года 110586 человек. По сравнению с I кварталом 2014 года численность вахтовиков выросла на 8,9% (I квартал 2014 г. - 101566 человек).
Но даже привлечение вахтовых мигрантов не позволяет Югре обеспечить соответствие спроса и предложения на рынке труда автономного округа.
Неудовлетворенный спрос работодателей на рынке труда, а также невозможность использования российских трудовых ресурсов из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы (несоответствие профессиональной структуры безработных граждан и имеющихся вакансий) побуждают работодателей использовать для работы иностранных граждан.
Заметное влияние на региональный рынок труда оказывает иностранная рабочая сила.
В 1 полугодии 2015 года квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим из стран с визовым режимом въезда, для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 3584 единицы (на 39,3% больше утвержденной квоты на 2014 год - 2174 приглашения).
4. Пути устранения проблем программы
Одним из главных направлений развития Югры остается диверсификация экономики.
В марте 2013 года был принят основополагающий документ стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030).
Неотъемлемой частью Стратегии - 2030 является Инвестиционная Стратегия автономного округа, определяющая в этой сфере приоритеты региона.
В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов. Кроме этого, в 2014 году предоставлена государственная поддержка 41 инвестиционному проекту в объеме 329,7 млн. рублей.
Сформирован Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе.
Но существующий территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа не может обеспечить квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов. Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.
Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения автономного округа, но привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации в массовом количестве также затруднительно.
Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:
недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других муниципальных образованиях автономного округа и других субъектах Российской Федерации;
отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;
отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.
Динамично развивающаяся экономика автономного округа требует формирования мобильного работника, способного достаточно быстро адаптироваться в новых производственных и социально-психологических условиях, способного и желающего осваивать в течение трудовой жизни несколько профессий, настроенного на непрерывное образование, на постоянное повышение своей квалификации. Стимулированию трудовой миграции, выравниванию спроса и предложения рабочей силы в автономном округе будет способствовать реализация подпрограммы «Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе» (далее - подпрограмма трудовой мобильности), целью которой является повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда автономного округа.
Подпрограммой трудовой мобильности предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение качества и мобильности трудовых ресурсов автономного округа, а также на привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить значение показателя «Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации».
Немаловажную роль в повышении мобильности трудовых ресурсов играет комфортная жизненная среда, которая реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей.
Информация о социальной, транспортной инфраструктуре автономного округа размещена на сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры #"justify">Информация о реализуемых в Югре мерах государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений размещена на сайте ОАО «Ипотечное агентство Югры» #"justify">Программно-целевой метод наиболее эффективен при решении обозначенных проблем профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа.
В ходе реализации Государственной программы предполагается:
создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере занятости населения;
предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровня регистрируемой безработицы;
повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;
обеспечение реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда в автономном округе.
Основные направления реализации Государственной программы, перечень мероприятий определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп.
Показатель «Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения в автономном округе на конец года» рассчитывается как отношение численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения автономного округа на конец года, к среднегодовой численности экономически активного населения в автономном округе.
Показатель «Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год» рассчитывается ежемесячно с опозданием на один месяц органами государственной статистики как отношение численности безработных в возрасте 15 - 72 лет к численности экономически активного населения автономного округа (занятых и безработных) этой возрастной группы по итогам обследования населения по проблемам занятости и размещается на сайте Федеральной службы государственной статистики (#"justify">Показатель «Коэффициент напряженности на рынке труда автономного округа» рассчитывается органами государственной статистики ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, как отношение среднегодовой численности безработных (по методологии МОТ) к среднегодовому числу вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения автономного округа.
Показатель «Численность граждан, ежегодно трудоустраиваемых на временные и общественные работы» определяется по числу граждан, ежегодно трудоустраиваемых на временные рабочие места, создаваемые для проведения временных и общественных работ.
Показатель «Число женщин, ежегодно проходящих профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» определяется по числу женщин, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных органами службы занятости населения автономного округа.
Показатель «Численность граждан, ежегодно направляемых на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование» определяется по числу граждан, ежегодно направляемых органами службы занятости населения автономного округа на профессиональное или дополнительное профессиональное обучение, на основании данных еженедельного мониторинга, проводимого Дептруда и занятости Югры.
Механизм реализации Государственной программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия и включает:
разработку проектов нормативных правовых актов автономного округа, необходимых для выполнения Государственной программы, на основе проводимых в автономном округе социологических исследований населения по проблемам занятости, проводимых ежемесячно федеральной службой государственной статистики, и внесение их на рассмотрение Правительства и Губернатора автономного округа;
утверждение ответственным исполнителем Государственной программы для центров занятости населения контрольных показателей по реализации мероприятий в области содействия занятости населения;
взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа, центров занятости населения, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и вовлеченных в реализацию Государственной программы работодателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в автономном округе, граждан, проживающих в автономном округе;
обеспечивает привлечение средств из федерального бюджета и иных источников на реализацию Государственной программы;
перечисление средств бюджета автономного округа, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, центрам занятости населения, органам местного самоуправления;
уточнение объемов финансирования по программным мероприятиям на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с мониторингом фактически достигнутых результатов путем сопоставления их с целевыми показателями реализации Государственной программы, а также с изменениями ситуации на рынке труда, изменением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период; формирует сводный перечень предложений соисполнителей Государственной программы по выделению дополнительных средств на программные мероприятия, включению новых программных мероприятий с обоснованием необходимости их реализации, указанием предлагаемых направлений, объемов и источников финансирования Государственной программы;
управление и контроль за реализацией мероприятий Государственной программы, эффективное использование средств, выделенных на ее реализацию;
представление в Департамент экономического развития автономного округа отчета о ходе исполнения комплексного плана (сетевого графика) по реализации Государственной программы;
информирование общественности о ходе и результатах реализации Государственной программы, финансировании программных мероприятий, в том числе о механизмах реализации отдельных программных мероприятий.
Управление ходом реализации Государственной программы осуществляет ответственный исполнитель Дептруда и занятости Югры.
Реализацию мероприятий Государственной программы осуществляет Дептруда и занятости Югры совместно с:
Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
учреждениями, подведомственными исполнительным органам государственной власти автономного округа (далее - учреждения автономного округа);
Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
работодателями автономного округа;
органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Соисполнители Государственной программы в рамках своей компетенции:
участвуют в разработке предложений по внесению изменений в нее;
обеспечивают качественное и своевременное исполнение ее мероприятий, за реализацию которых они отвечают;
участвуют в разработке и осуществляют реализацию программных мероприятий;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для мониторинга реализации подпрограмм и (или) отдельных мероприятий Государственной программы и подготовки годового отчета.
Ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы несут ответственность за ее реализацию и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на ее выполнение средств, уточняют сроки реализации ее мероприятий и объемы их финансирования.
Оценка хода исполнения мероприятий Государственной программы основана на мониторинге ее целевых показателей как сопоставление фактически достигнутых с плановыми значениями целевых показателей.
В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в Государственную программу могут быть внесены корректировки, в том числе связанные с оптимизацией программных мероприятий в случае выявления лучших практик их реализации.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с методикой оценки эффективности реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 8 мая 2014 года № 246-рп.
Ответственный исполнитель Государственной программы передает часть своих функций по реализации отдельных мероприятий подпрограмм I, IV «Содействие трудоустройству граждан», «Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе» центрам занятости населения (далее - подпрограмма I, подпрограмма IV соответственно).
. Реализация мероприятий программы
Реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществляется в соответствии с государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством предоставления подведомственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и посредством доведения до подведомственных казенных учреждений необходимых для реализации программных мероприятий объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также посредством предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы за счет средств бюджета автономного округа устанавливается законом автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Проведение конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа, предполагает присуждение грантов в форме субсидий из бюджета автономного округа юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, общественных организаций), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в автономном округе, и перечисление из бюджета автономного округа иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа, определен приложением 13 к Государственной программе.
Государственной программой предусмотрено предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа на реализацию программных мероприятий.
Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не распределенных в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период, в ходе исполнения бюджета утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на участие в реализации отдельных программных мероприятий определен приложением 17 к Государственной программе.
Порядки предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения определены административными регламентами предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Порядок действий центров занятости населения по реализации отдельных мероприятий подпрограмм I, IV Государственной программы и порядок предоставления средств бюджета автономного округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на реализацию мероприятий определен приложениями 1 - 12, 14.
Подпрограммой II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» (далее - подпрограмма II) предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда.
Ответственный исполнитель Государственной программы предусматривает в бюджете автономного округа объем субвенций для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда и определяет порядок установления и реализации расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета автономного округа.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда имеют право использовать по целевому назначению финансовые средства, передаваемые из бюджета автономного округа на эти цели в пределах предоставленных субвенций. К основным рискам реализации Государственной программы относятся:
. Финансово-экономические риски - недофинансирование программных мероприятий, неполное освоение финансовых средств муниципальными образованиями в виде иных межбюджетных трансфертов.
Минимизация этих рисков возможна путем мониторинга реализации программных мероприятий, корректировки объемов средств программных мероприятий и показателей результативности, перераспределения финансовых средств в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств. 2. Нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых правовых актов, в том числе на федеральном уровне, внесение существенных изменений в проекты нормативных правовых актов, влияющих на программные мероприятия.
Минимизация этих рисков возможна путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов автономного округа, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты автономного округа.
. Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы.
Преодоление макроэкономических рисков возможно путем реализации антикризисных мер, предусматривающих выделение дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения в автономном округе.
. Организационные риски: недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров.
. Риски инфраструктурных ограничений для развития инвестиционных проектов, то есть отсутствие надлежащей транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры, необходимой для инвестора с целью принятия решений и непосредственной реализации проектов.
Данные риски могут снизить интерес граждан автономного округа, других субъектов Российской Федерации к переселению на территорию реализации инвестиционного проекта, что не будет способствовать достижению поставленной цели по привлечению квалифицированных специалистов в автономный округ.
Минимизация данных рисков возможна за счет повышения качества и полноты информирования граждан до переезда к месту реализации инвестиционного проекта, предоставления мер государственной поддержки гражданам, желающим осуществить переезд для участия в реализации инвестиционных проектов.
Устранение (минимизация) рисков обеспечивается на основе качественного планирования и реализации Государственной программы, обеспечения мониторинга ее реализации, контроля за ходом выполнения мероприятий Государственной программы, разработки, уточнения и применения нормативных правовых актов, способствующих решению ее задач.
Оценка уровня реализации подпрограммы II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» осуществляется путем сравнения фактического изменения целевых индикаторов относительно их базовых значений с планируемыми изменениями. В качестве базовых берутся значения индикаторов на год начала реализации подпрограммы. Результативность подпрограммы оценивается исходя из соответствия ее целевых индикаторов планируемым. Планируемые индикаторы должны отличаться от базовых в сторону улучшения. Оценка уровня реализации подпрограммы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации подпрограммы и в целом по окончании ее реализации.
Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.
Список литературы
1. Нормативные акты
.1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2015, № 4, ст. 445;
.3.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915;
.4.Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378;
.5.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ». 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
.6.Закон ХМАО - Югры от 27.05.2011 № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.05.2011, № 5 (часть II), ст. 465;
.7.Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2013 № 101-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.03.2013, № 3 (часть II), ст. 304.
. Научная и учебная литература
.1.Департамент труда и занятости населения в ХМАО-ЮГРЕ. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.2.Информация по реализации программы «Содействие занятости населения в ХМАО Югре на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: #"justify">.3.Испулова С.Н. Служба занятости населения: профориентационная работа. - Магнитогорск.: МаГУ, 2015. - 112с;
.4.Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция / Л.А. Костин // Человек и труд - / № 3. - 2015. - С.6-9;
.5.Поляков И. Занятость / И. Поляков // Российская газета - 2016. - № 60. - С.5.-10;
.6.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.7.Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «содействие занятости населения в ханты-мансийском автономном округе - югре на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/460186952.