Программы содействия занятости населения в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,28 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Программы содействия занятости населения в России

Содержание

Введение

. Мотив создания программы «Содействие занятости населения в ХМАО Югре на 2016 - 2020 годы»

. Проблемы рынка труда ХМАО-ЮГРЫ

. Статистические данные занятости населения в ХМАО-ЮГРЕ

. Пути устранения проблем программы

. Реализация мероприятий програмы

Список литературы


Введение <#"justify">Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика экономического и социального развития.

Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.

Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения - формирование благоприятных условий для занятости населения. Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:

) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;

) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;

) совершенствование внутрипроизводственного обучения;

) профессиональное обучение безработных граждан;

) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;

) профилактика дискриминации на рынке труда;

) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;

) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;

) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;

) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;

) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;

) поддержка доходов безработных граждан.

Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.

На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.

В данной работе будет проведен анализ программы «Содействие занятости населения в ХМАО Югре на 2016 - 2020 годы».

1. Мотив создания программы «Содействие занятости населения в ХМАО Югре на 2016 - 2020 годы»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в 2014 году вошел в число 10 субъектов Российской Федерации с низким уровнем зарегистрированной безработицы, среди субъектов Уральского федерального округа в Югре зафиксирован самый низкий уровень регистрируемой безработицы - 0,45%. Уровень регистрируемой безработицы в Российской Федерации на 01.01.2015 - 1,2%, в Уральском федеральном округе - 1,1%.

Самый минимальный уровень регистрируемой безработицы в Югре зафиксирован с июля по сентябрь 2014 года и составил 0,36%, самый максимальный уровень регистрируемой безработицы в Югре зафиксирован в двадцатилетний период в 1999 году - 4,8%.

В 2014 году трудоустроено 29,0 тыс. человек, или 59,4% от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, что на 7,6 процентных пункта больше показателя 2013 года (51,8%).

По данным обследования населения по проблемам занятости в IV квартале 2014 года численность экономически активного населения выросла относительно аналогичного периода прошлого года на 31,5 тыс. человек и составила 923,2 тыс. человек (IV квартал 2013 года - 891,7 тыс. чел.). В их числе 881,1 тысяч человек были заняты в экономике и 42,1 тысяч человек - безработные в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ).

Ситуация на рынке труда автономного округа в 2015 году развивается в соответствии с процессами, происходящими в экономике автономного округа.

Сравнительная характеристика рынка труда автономного округа приведена в таблице.

Таблица

Наименование показателейЗначение показателя01.01.201401.01.201501.07.2015Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, человек422940004082Уровень регистрируемой безработицы, %0,460,450,45Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, единиц134391415513754Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых человек на 1 рабочее место), единиц0,50,50,5

В 1 полугодии 2015 года в органы службы занятости населения Югры за содействием в трудоустройстве обратились 27101 человек, что на 33,5% больше, чем в аналогичном периоде 2014 года (20304 человека). За этот же период при содействии органов службы занятости населения трудоустроены 13728 человек, или 50,7% от численности граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства (в 1 полугодии 2014 года - 67,4%).

Снижение процента трудоустройства обусловлено снижением вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения (в 1,7 раза), и увеличением численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.

На 1 июля 2015 года органы службы занятости населения автономного округа располагают сведениями о 13754 вакансиях, в сравнении с человек на 1 вакансию (на 01.07.2014 - 0,2). Отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, к количеству заявленных свободных рабочих мест.

2. Проблемы рынка труда ХМАО-ЮГРЫ

Учитывая темпы развития экономики автономного округа, один из рисков 2015 года - рост напряженности на рынке труда региона. По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников численность работников, предполагаемых к увольнению по состоянию на 01.07.2015, составила 1815 человек, по сравнению с аналогичной датой прошлого года численность работников снизилась в 2 раза (на 02.07.2014 - 3537 человек).

Уволены 2290 человек (из 417 организаций), из них 22 человека (1% от уволенных) трудоустроены, 150 гражданам (6,6%) назначена пенсия по старости, 818 человек (35,7%) обратились в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.

На 01.07.2015 в режимах неполной занятости находились 1076 человек в 18 организациях, в сравнении с аналогичной датой прошлого года их численность увеличилась на 62,8%, или на 415 человек (на 02.07.2014 - 661 человек).

В случае дальнейшего снижения объемов работ и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность снижения издержек на труд со стороны хозяйствующих субъектов, что будет сопровождаться высвобождением работников.

Одним из инструментов, влияющих на сдерживание напряженности на рынке труда автономного округа, стабилизацию ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа, является реализация мероприятий программы содействия занятости населения.

В автономном округе программы содействия занятости населения начали разрабатываться и реализовываться с 1995 года.

В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда устанавливались цели, задачи программ, определялись их мероприятия.

Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяют практически круглый год создавать условия для временной занятости в муниципальных образованиях автономного округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.

В целях стимулирования работодателей организовывать временные рабочие места Правительством автономного округа предусмотрена компенсация расходов работодателя по оплате труда работников с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда.

Такая мера государственной поддержки работодателей, организующих временные рабочие места для трудоустройства незанятых и безработных граждан, является отличительной особенностью нашего региона.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет способствует организации детского досуга, получению подростками первоначальных трудовых навыков, а также профилактике безнадзорности и правонарушений в среде подростков.

Еще одна проблема - трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на рабочие места. Его отсутствие зачастую затрудняет трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращаются порядка 1,5 тысяч выпускников, среди которых риск быть нетрудоустроенными ежегодно имеют порядка 10 - 11%, или 170 - 200 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта) и работодателя (возможность получить специалиста с минимальным количеством затрат).

В целях повышения качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями в Югре реализуется комплекс мер, направленный на повышение занятости инвалидов, который предусматривает создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов, проведение специализированных ярмарок вакансий, организацию временного трудоустройства, самозанятости инвалидов.

В 2014 году обратились в центры занятости населения 2030 инвалидов, признаны безработными 1183 человека. По сравнению с 2013 годом отмечается увеличение (+44 человека) численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения (2013 год - 1986 человек).

В 2014 году при содействии органов службы занятости населения трудоустроены 940 инвалидов.

Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости населения в 2014 году составил 46,4%.

Программой предоставлена возможность трудоустройства одиноким и многодетных родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, посредством участия в мероприятиях, направленных на содействие трудоустройству данной категории граждан как на временные, так и на постоянные рабочие места.

Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами профессионального обучения и дополнительного профессионального образования за последние 3 года доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, сохраняется на одном уровне и составляет 43,4%. Вместе с тем доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности и районах автономного округа.

Немаловажной проблемой является трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к исполнению наказания в виде лишения свободы. За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе.

Обозначенные проблемы и направления для их решения являются частью мероприятий, включенных в Программу.

Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве более 500 человек, регистрируется более 130 случаев профессиональных заболеваний, более 100 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеют следующую динамику:

занятость население югра рынок

Показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Наименование показателяГоды20102011201220132014Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре)5047674232Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре)981902836775729Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре)70,382,174,283,981,9Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (по данным Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)185211221253199

Анализ факторов и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.

К другим причинам относятся: нарушение технологического процесса, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортного средства, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда и другие.

Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.

Анализ проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2010 - 2014 годах характеризуется показателями, приведенными в таблице.

Суммарно за последние 5 лет аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда провели 3700 организаций на 202876 рабочих местах, на которых заняты 360032 работающих, что составляет 46,7% от общего количества занятых в автономном округе по полному кругу предприятий.

Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, позволяет сделать следующие выводы. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, увеличился с 28,6% (112144 чел.) в 2010 году до 38,6% (147735 человек) в 2014 году от общего числа работающих в организациях, отчитавшихся по форме 1-Т «Условия труда работников».

Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2014 году составили 1608 млн. рублей.

В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с эксплуатацией оборудования с нарушением требований безопасности, применением труда работников без надлежащих средств защиты, неудовлетворительной организацией по ведению работ повышенной опасности и эксплуатации технологического оборудования, недостатками в содержании производственной территории, помещений, рабочих мест.

В рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приняты следующие нормативные правовые акты:

-Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 февраля 1998 года № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;

-Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда»;

-постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 февраля 2004 года № 20-п «Об образовании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

-постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2014 года № 204-п «О Концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года».

Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), позволяет ожидать незначительные изменения по показателям производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, вместе с тем прогнозируется значительное снижение количества занятых во вредных условиях труда в связи с изменениями законодательства, регулирующего процедуру проведения специальной оценки условий труда. Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения.

Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.

Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Так, ежегодно в автономном округе более 100 человек погибают на производстве по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.

Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще чем 1 раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 28 тыс. правонарушений в сфере охраны труда в организациях автономного округа. Средний размер штрафа, налагаемого на работодателей за нарушения законодательства об охране труда, составляет 4 - 5 тыс. руб., что не является стимулом для совершенствования работы в этой сфере.

На федеральном уровне разрушена отраслевая система управления охраной труда, то есть система, при которой за каждым отраслевым министерством были закреплены полномочия по управлению охраной труда в соответствующей отрасли.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не до конца урегулированным остался вопрос исполнения полномочий в области охраны труда, предусмотренных отраслевым законодательством, органами местного самоуправления муниципальных образований.

Между тем эффективно управлять вопросами улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда», предусмотрено включение органов местного самоуправления в системную работу по улучшению условий и охраны труда. Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемами национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.

Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении валового внутреннего продукта.

Программно-целевой метод наиболее эффективен в осуществлении государственной политики в области охраны труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения, проживающего в автономном округе.

Реализация мероприятий подпрограммы II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» направлена на достижение основных показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа, а именно: на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и, как следствие, увеличение показателей продолжительности жизни, увеличение валового регионального продукта на душу населения, снижение доли государственных расходов на социальную деятельность, снижение количества инвалидов.

3. Статистические данные занятости населения в ХМАО-ЮГРЕ

По итогам 2014 года численность экономически активного населения автономного округа составила 916,0 тыс. человек, или 56,8% от общей численности населения (на 01.01.2015 - 1612,1 тыс. человек), из них 874,0 тыс. человек, или 95,4% от экономически активного населения, были заняты в экономике. Среднесписочная численность работников (по полному кругу организаций) в 2014 году - 770,7 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения (669,8 тыс. человек) сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях.

В автономном округе преобладают специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, доля которых в общей численности занятого населения составляет 36,0%.

На протяжении нескольких лет на рынке труда автономного округа сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.

В структуре заявленной потребности (по данным анализа спроса и предложения рабочей силы за 2014 год) 42,9% составляют вакансии по квалифицированным рабочим разного уровня квалификации и превышают число претендентов на них в 18,9 раза.

В общей численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, лишь 19,5% составляют квалифицированные рабочие.

В 2014 году от работодателей в окружной банк вакансий было заявлено 100354 вакантных рабочих места, относительно аналогичного показателя прошлого года (91885 единиц) их число выросло на 8469 единиц (9,2%).

Из числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в 2014 году, 53,2% - это вакансии постоянного характера, 42,6% - временного характера, 4,1% - сезонного характера, 0,2% - по совместительству.

Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации составила основную часть заявочного спроса, доля рабочих профессий в общем банке вакансий - 80,6%.

В настоящее время в составе безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, преобладают граждане, не имеющие профессионального образования, - 43,4%; 9,4% составляют граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, 8,5% - граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие).

Профессионально-квалификационный состав численности безработных граждан и вакантных рабочих мест на 1 июня 2015 года

Численность безработных, чел.Количество вакансий, ед.Удельный вес безработных, в %Удельный вес вакансий, в %Всего из них:446914608100,0100,0Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий3835968,64,1Специалисты высшего уровня квалификации722215216,214,7Специалисты среднего уровня квалификации31811707,18,0Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием1841564,11,1Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности44416519,911,3Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства271000,60,7Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр40731069,121,3Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики536196912,013,5Неквалифицированные рабочие1171370826,225,4

В структуре безработных граждан практически каждый третий безработный гражданин является неквалифицированным рабочим (26,2% от всех безработных), а в структуре вакансий преобладает спрос на квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (21,3% от всех вакансий), специалистов высшего уровня квалификации (14,7%), операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин и слесарей-сборщиков (13,5%).

В 2014/2015 учебном году обучались 10740 человек (2013/2014 учебному году - 8825 человек).

В 2015 году выпуск профессиональных образовательных организаций составил 3441 человек (2014 год - 4237 человек), выпуск образовательных организаций высшего образования составил 2734 человека (2014 год - 2162 человека).

Подготовка в вузах автономного округа осуществляется по 77 направлениям подготовки высшего образования. Наиболее востребованные направления: электроэнергетика; электроника, радиотехника и системы связи; техника и технологии строительства; клиническая медицина; архитектура; образование и педагогические науки.

С целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, для основных стратегических отраслей экономики региона (нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы) в вузах Югры открыта подготовка по магистерским программам по 22 направлениям.

Несмотря на все принимаемые меры в Югре анализ профессионально-квалификационного состава выпускников и банка заявленных вакансий подтверждает дефицит в автономном округе квалифицированных специалистов:

инженеров, экономистов, учителей, юристов с высшим профессиональным образованием;

бухгалтеров, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, воспитателей дошкольных учреждений, медицинских сестер, фельдшеров, музыкальных работников, продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, кассиров, операторов по добыче нефти и газа, операторов по исследованию скважин, операторов электронно-вычислительных машин, слесарей по ремонту автомобилей, слесарей-ремонтников, электросварщиков, электрогазосварщиков ручной сварки, машинистов бульдозера, машинистов компрессорных установок, парикмахеров, официантов-барменов, мастеров сухого строительства, делопроизводителей со средним профессиональным образованием.

По ряду профессий заявлено вакансий больше, чем подготовлено выпускников и состоит на учете в центре занятости населения безработных граждан, в связи с чем за счет имеющихся трудовых ресурсов автономного округа невозможно обеспечить потребность автономного округа в квалифицированных кадрах.

В целом по округу сохраняется спрос на строителей, использующих традиционные материалы для возведения зданий и сооружений, каменщиков и плиточников, плотников, столяров, кровельщиков, штукатуров, слесарей (механиков, сборщиков, ремонтников промышленного оборудования), сварщиков и газорезчиков, операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин, слесарей-сборщиков.

Наибольший спрос на них был заявлен в Сургутский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский, Радужнинский центры занятости населения.

Специалисты высшего и среднего уровня квалификации в общем объеме заявленной потребности составляют 12,9% и превышают число претендентов (из числа зарегистрированных безработных) на них в 5 раз.

Ощущается дефицит врачей различных специализаций (анестезиолог-реаниматолог, акушер-гинеколог, педиатр-участковый, терапевт-участковый, стоматолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, инфекционист, хирург, ультразвуковой, функциональной диагностики и др.), среднего медицинского персонала, фельдшеров, преподавателей в средней школе, в системе специального образования, начального образования, персонала дошкольного воспитания и обучения, специалистов по предпринимательской деятельности и кадрам.

Востребованы инженерно-технические профессии: геологи-геофизики, инженеры-механики, программисты, инженеры-строители (по транспортному и городскому строительству, промышленному и гражданскому строительству), инженеры-электрики и инженеры-энергетики, инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению, горные инженеры, геодезисты, картографы и топографы; техники-электрики, техники-механики, техники по промышленному и гражданскому строительству).

Решение существующей проблемы профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа (со стороны органов службы занятости) частично решается посредством организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям, а также организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии) для формирования престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда (но не престижных у молодежи).

Восполнение дефицита кадров отдельных профессий и квалификаций при повышенном спросе на них со стороны работодателей возможно путем привлечения квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, извне за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции.

Югра в масштабах России является регионом, который наиболее активно использует труд вахтовых мигрантов из регионов России и зарубежных стран. Вахтовые работники прибывают на разные, как правило, короткие, сроки для работы на предприятиях округа с периодическим возвращением к месту постоянного жительства.

Численность работников, привлеченных к работе в автономном округе вахтовым методом, составила в I квартале 2015 года 110586 человек. По сравнению с I кварталом 2014 года численность вахтовиков выросла на 8,9% (I квартал 2014 г. - 101566 человек).

Но даже привлечение вахтовых мигрантов не позволяет Югре обеспечить соответствие спроса и предложения на рынке труда автономного округа.

Неудовлетворенный спрос работодателей на рынке труда, а также невозможность использования российских трудовых ресурсов из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы (несоответствие профессиональной структуры безработных граждан и имеющихся вакансий) побуждают работодателей использовать для работы иностранных граждан.

Заметное влияние на региональный рынок труда оказывает иностранная рабочая сила.

В 1 полугодии 2015 года квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим из стран с визовым режимом въезда, для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 3584 единицы (на 39,3% больше утвержденной квоты на 2014 год - 2174 приглашения).

4. Пути устранения проблем программы

Одним из главных направлений развития Югры остается диверсификация экономики.

В марте 2013 года был принят основополагающий документ стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030).

Неотъемлемой частью Стратегии - 2030 является Инвестиционная Стратегия автономного округа, определяющая в этой сфере приоритеты региона.

В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов. Кроме этого, в 2014 году предоставлена государственная поддержка 41 инвестиционному проекту в объеме 329,7 млн. рублей.

Сформирован Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе.

Но существующий территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа не может обеспечить квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов. Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.

Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения автономного округа, но привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации в массовом количестве также затруднительно.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:

недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других муниципальных образованиях автономного округа и других субъектах Российской Федерации;

отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

Динамично развивающаяся экономика автономного округа требует формирования мобильного работника, способного достаточно быстро адаптироваться в новых производственных и социально-психологических условиях, способного и желающего осваивать в течение трудовой жизни несколько профессий, настроенного на непрерывное образование, на постоянное повышение своей квалификации. Стимулированию трудовой миграции, выравниванию спроса и предложения рабочей силы в автономном округе будет способствовать реализация подпрограммы «Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе» (далее - подпрограмма трудовой мобильности), целью которой является повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда автономного округа.

Подпрограммой трудовой мобильности предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение качества и мобильности трудовых ресурсов автономного округа, а также на привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить значение показателя «Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации».

Немаловажную роль в повышении мобильности трудовых ресурсов играет комфортная жизненная среда, которая реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей.

Информация о социальной, транспортной инфраструктуре автономного округа размещена на сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры #"justify">Информация о реализуемых в Югре мерах государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений размещена на сайте ОАО «Ипотечное агентство Югры» #"justify">Программно-целевой метод наиболее эффективен при решении обозначенных проблем профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа.

В ходе реализации Государственной программы предполагается:

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере занятости населения;

предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровня регистрируемой безработицы;

повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;

обеспечение реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда в автономном округе.

Основные направления реализации Государственной программы, перечень мероприятий определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп.

Показатель «Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения в автономном округе на конец года» рассчитывается как отношение численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения автономного округа на конец года, к среднегодовой численности экономически активного населения в автономном округе.

Показатель «Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год» рассчитывается ежемесячно с опозданием на один месяц органами государственной статистики как отношение численности безработных в возрасте 15 - 72 лет к численности экономически активного населения автономного округа (занятых и безработных) этой возрастной группы по итогам обследования населения по проблемам занятости и размещается на сайте Федеральной службы государственной статистики (#"justify">Показатель «Коэффициент напряженности на рынке труда автономного округа» рассчитывается органами государственной статистики ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, как отношение среднегодовой численности безработных (по методологии МОТ) к среднегодовому числу вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения автономного округа.

Показатель «Численность граждан, ежегодно трудоустраиваемых на временные и общественные работы» определяется по числу граждан, ежегодно трудоустраиваемых на временные рабочие места, создаваемые для проведения временных и общественных работ.

Показатель «Число женщин, ежегодно проходящих профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» определяется по числу женщин, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных органами службы занятости населения автономного округа.

Показатель «Численность граждан, ежегодно направляемых на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование» определяется по числу граждан, ежегодно направляемых органами службы занятости населения автономного округа на профессиональное или дополнительное профессиональное обучение, на основании данных еженедельного мониторинга, проводимого Дептруда и занятости Югры.

Механизм реализации Государственной программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия и включает:

разработку проектов нормативных правовых актов автономного округа, необходимых для выполнения Государственной программы, на основе проводимых в автономном округе социологических исследований населения по проблемам занятости, проводимых ежемесячно федеральной службой государственной статистики, и внесение их на рассмотрение Правительства и Губернатора автономного округа;

утверждение ответственным исполнителем Государственной программы для центров занятости населения контрольных показателей по реализации мероприятий в области содействия занятости населения;

взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа, центров занятости населения, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и вовлеченных в реализацию Государственной программы работодателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в автономном округе, граждан, проживающих в автономном округе;

обеспечивает привлечение средств из федерального бюджета и иных источников на реализацию Государственной программы;

перечисление средств бюджета автономного округа, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, центрам занятости населения, органам местного самоуправления;

уточнение объемов финансирования по программным мероприятиям на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с мониторингом фактически достигнутых результатов путем сопоставления их с целевыми показателями реализации Государственной программы, а также с изменениями ситуации на рынке труда, изменением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период; формирует сводный перечень предложений соисполнителей Государственной программы по выделению дополнительных средств на программные мероприятия, включению новых программных мероприятий с обоснованием необходимости их реализации, указанием предлагаемых направлений, объемов и источников финансирования Государственной программы;

управление и контроль за реализацией мероприятий Государственной программы, эффективное использование средств, выделенных на ее реализацию;

представление в Департамент экономического развития автономного округа отчета о ходе исполнения комплексного плана (сетевого графика) по реализации Государственной программы;

информирование общественности о ходе и результатах реализации Государственной программы, финансировании программных мероприятий, в том числе о механизмах реализации отдельных программных мероприятий.

Управление ходом реализации Государственной программы осуществляет ответственный исполнитель Дептруда и занятости Югры.

Реализацию мероприятий Государственной программы осуществляет Дептруда и занятости Югры совместно с:

Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

учреждениями, подведомственными исполнительным органам государственной власти автономного округа (далее - учреждения автономного округа);

Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;

работодателями автономного округа;

органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Соисполнители Государственной программы в рамках своей компетенции:

участвуют в разработке предложений по внесению изменений в нее;

обеспечивают качественное и своевременное исполнение ее мероприятий, за реализацию которых они отвечают;

участвуют в разработке и осуществляют реализацию программных мероприятий;

представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для мониторинга реализации подпрограмм и (или) отдельных мероприятий Государственной программы и подготовки годового отчета.

Ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы несут ответственность за ее реализацию и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на ее выполнение средств, уточняют сроки реализации ее мероприятий и объемы их финансирования.

Оценка хода исполнения мероприятий Государственной программы основана на мониторинге ее целевых показателей как сопоставление фактически достигнутых с плановыми значениями целевых показателей.

В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в Государственную программу могут быть внесены корректировки, в том числе связанные с оптимизацией программных мероприятий в случае выявления лучших практик их реализации.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с методикой оценки эффективности реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 8 мая 2014 года № 246-рп.

Ответственный исполнитель Государственной программы передает часть своих функций по реализации отдельных мероприятий подпрограмм I, IV «Содействие трудоустройству граждан», «Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе» центрам занятости населения (далее - подпрограмма I, подпрограмма IV соответственно).

. Реализация мероприятий программы

Реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществляется в соответствии с государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством предоставления подведомственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и посредством доведения до подведомственных казенных учреждений необходимых для реализации программных мероприятий объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также посредством предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы за счет средств бюджета автономного округа устанавливается законом автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Проведение конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа, предполагает присуждение грантов в форме субсидий из бюджета автономного округа юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, общественных организаций), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в автономном округе, и перечисление из бюджета автономного округа иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа.

Порядок предоставления грантов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа, определен приложением 13 к Государственной программе.

Государственной программой предусмотрено предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа на реализацию программных мероприятий.

Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не распределенных в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период, в ходе исполнения бюджета утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на участие в реализации отдельных программных мероприятий определен приложением 17 к Государственной программе.

Порядки предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения определены административными регламентами предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

Порядок действий центров занятости населения по реализации отдельных мероприятий подпрограмм I, IV Государственной программы и порядок предоставления средств бюджета автономного округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на реализацию мероприятий определен приложениями 1 - 12, 14.

Подпрограммой II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» (далее - подпрограмма II) предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда.

Ответственный исполнитель Государственной программы предусматривает в бюджете автономного округа объем субвенций для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда и определяет порядок установления и реализации расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета автономного округа.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда имеют право использовать по целевому назначению финансовые средства, передаваемые из бюджета автономного округа на эти цели в пределах предоставленных субвенций. К основным рискам реализации Государственной программы относятся:

. Финансово-экономические риски - недофинансирование программных мероприятий, неполное освоение финансовых средств муниципальными образованиями в виде иных межбюджетных трансфертов.

Минимизация этих рисков возможна путем мониторинга реализации программных мероприятий, корректировки объемов средств программных мероприятий и показателей результативности, перераспределения финансовых средств в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств. 2. Нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых правовых актов, в том числе на федеральном уровне, внесение существенных изменений в проекты нормативных правовых актов, влияющих на программные мероприятия.

Минимизация этих рисков возможна путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов автономного округа, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты автономного округа.

. Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы.

Преодоление макроэкономических рисков возможно путем реализации антикризисных мер, предусматривающих выделение дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, осуществления дополнительных мер по поддержке рынка труда и занятости населения в автономном округе.

. Организационные риски: недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров.

. Риски инфраструктурных ограничений для развития инвестиционных проектов, то есть отсутствие надлежащей транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры, необходимой для инвестора с целью принятия решений и непосредственной реализации проектов.

Данные риски могут снизить интерес граждан автономного округа, других субъектов Российской Федерации к переселению на территорию реализации инвестиционного проекта, что не будет способствовать достижению поставленной цели по привлечению квалифицированных специалистов в автономный округ.

Минимизация данных рисков возможна за счет повышения качества и полноты информирования граждан до переезда к месту реализации инвестиционного проекта, предоставления мер государственной поддержки гражданам, желающим осуществить переезд для участия в реализации инвестиционных проектов.

Устранение (минимизация) рисков обеспечивается на основе качественного планирования и реализации Государственной программы, обеспечения мониторинга ее реализации, контроля за ходом выполнения мероприятий Государственной программы, разработки, уточнения и применения нормативных правовых актов, способствующих решению ее задач.

Оценка уровня реализации подпрограммы II «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе» осуществляется путем сравнения фактического изменения целевых индикаторов относительно их базовых значений с планируемыми изменениями. В качестве базовых берутся значения индикаторов на год начала реализации подпрограммы. Результативность подпрограммы оценивается исходя из соответствия ее целевых индикаторов планируемым. Планируемые индикаторы должны отличаться от базовых в сторону улучшения. Оценка уровня реализации подпрограммы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации подпрограммы и в целом по окончании ее реализации.

Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.

Список литературы

1. Нормативные акты

.1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2015, № 4, ст. 445;

.3.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915;

.4.Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378;

.5.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ». 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

.6.Закон ХМАО - Югры от 27.05.2011 № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.05.2011, № 5 (часть II), ст. 465;

.7.Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2013 № 101-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 31.03.2013, № 3 (часть II), ст. 304.

. Научная и учебная литература

.1.Департамент труда и занятости населения в ХМАО-ЮГРЕ. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.2.Информация по реализации программы «Содействие занятости населения в ХМАО Югре на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: #"justify">.3.Испулова С.Н. Служба занятости населения: профориентационная работа. - Магнитогорск.: МаГУ, 2015. - 112с;

.4.Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция / Л.А. Костин // Человек и труд - / № 3. - 2015. - С.6-9;

.5.Поляков И. Занятость / И. Поляков // Российская газета - 2016. - № 60. - С.5.-10;

.6.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.7.Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «содействие занятости населения в ханты-мансийском автономном округе - югре на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/460186952.

Похожие работы на - Программы содействия занятости населения в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!