Проблемы в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в России

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,52 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в России













Проблемы в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Сиденко Анастасия Андреевна

Россия, г. Москва Магистрант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Развитие малого и среднего предпринимательства - это основа экономического роста и стабильности в экономике, поэтому его поддержка приоритетна для государства на всех уровнях. На текущий момент создана инфраструктура поддержки МСП и введены в практику многие меры, направленные на развитие малого бизнеса (налоговые льготы, гарантирование займов, лизинг оборудования, правовое консультирование и др.) Однако в системе поддержки существует и ряд слабых мест, которые снижают ее эффективность. Цель данной работы: осуществить обзор проблемных областей в системе поддержки МСП и определить, какие есть возможности для их решения.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, поддержка малого предпринимательства, инфраструктура поддержки МСП.

Малое и среднее предпринимательство, инновации, коммерциализация научных идей - в последнее время этим категориям уделяется большое внимание, и неудивительно, ведь развитие экономики и общества в целом немыслимо без инноваций, а реализация инновационных проектов - первоочередная задача именно предпринимателей, в частности малых и средних.

Также значение малого и среднего предпринимательства во многом обусловлено его воздействием на экономический рост за счет создания гибких организационных форм рационального использования трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективную занятость населения, включая элементы самозанятости.

По сравнению с крупным бизнесом, малое предпринимательство обладает некоторыми преимуществами, оказывающими положительное влияние на экономику в целом: это экономия затрат за счет упрощения структуры управления и сокращения управленческих кадров; более низкая потребность в первоначальном капитале; увеличение полезного эффекта за счет ускорения оборота капитала; более оперативное обновление ассортимента производимой продукции (оказываемых услуг) благодаря высокой инновационной активности и быстрой адаптации к меняющимся условиям хозяйствования; гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений; больше возможностей для реализации своих идей, проявления способностей индивида.

"Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. МСП лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто производят товары по заказам потребителей, удовлетворяя спрос населения в сфере товаров не серийно-массового, а индивидуального характера" [Полякова, 2014, с.85].

Однако кроме перечисленных достоинств, которыми МСП выгодно отличается от крупных "слонов" бизнеса, малые предприятия сталкиваются и дополнительными трудностями в своей деятельности, в частности это высокий уровень риска, а значит и высокая степень неустойчивости положения на рынке, слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям макроэкономических и других внешних условий, проблема привлечения квалифицированных кадров, трудности в поиске финансовых средств и получении кредитов и другие факторы, зависящие от специфики бизнеса.

Чтобы поддержать малый бизнес и обеспечить ему условия, в которых он сможет эффективно выполнять свои функции, государство создает и развивает инфраструктуру поддержки малого бизнеса, которая призвана решать самые сложные проблемы начинающих и действующих предпринимателей.

В состав элементов инфраструктуры МСП входят "государственные, общественные и коммерческие институты, через которые осуществляется организация и обеспечение различных форм и видов поддержки субъектов малого бизнеса. При этом рассматриваемая инфраструктура понимается как система организаций, целью которых является оказание содействия на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.д.), что и выделяет ее из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг" [Гражданкин, 2009].

Помимо инфраструктурной поддержки малого бизнеса государство осуществляет следующие виды мер, которые можно объединить в разделы, отражающие приоритетные направления государственной поддержки МСП:

Нормативно-правовое обеспечение МСП:

-              совершенствование правовой базы (например, в Антикризисном плане Правительства от 27.01.2015 были актуализированы критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу путем увеличения в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг): для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей; для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей; для средних предприятий - с 1 до 2 млрд рублей [План первоочередных., 2015, с.18]);

-              упрощение административных процедур регистрации бизнеса (режим одного окна, регистрация ИП за 5 рабочих дней);

-              сокращение избыточного контроля и проверок (например, введение трехлетнего моратория (с 1.01.16 по 31.12.18) на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого бизнеса);

-              совершенствование системы налогообложения (применение УСН, патентной системы, введение налоговых каникул).

Финансовая поддержка:

-              создание условий для удешевления кредитных ресурсов и специализированных кредитных организаций для работы с МСП;

-              развитие лизинга и франчайзинга.

Научно-методическое и кадровое обеспечение МСП, взаимодействие со средствами массовой информации и популяризация предпринимательской деятельности (содействие развитию молодежного предпринимательства, реализация массовых программ обучения и повышения квалификации, поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей).

Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства (помощь в продвижении товаров, услуг и технологий в другие регионы РФ и на международные рынки через оказание маркетинговых, информационных услуг, а также подготовка экспортных планов и стратегий предприятий).

Рис. 1. Виды государственной поддержки МСП (в соответствии с 209-ФЗ от 24.07.2007)

Несмотря на то, что в нашей стране создано уже значительное количество институтов поддержки малого предпринимательства, разработаны разнообразные меры поддержки и инвестированы значительные финансовые ресурсы в развитие МСП, реальные результаты во многом не соответствуют ожидаемым. Причиной этому могут служить нижеперечисленные моменты.

Во-первых, нерешенным остается вопрос коррупции и бюрократии. Если открыть бизнес действительно можно менее чем за 5 дней, то решить проблему необходимых помещений, разрешений на торговлю/строительство и т.п., или проблему доступа к конкурсу на участие в государственных закупках - вопрос индивидуального подхода к местным чиновникам (отметим, что не везде такая ситуация, и во многих регионах все следует согласно формальным процедурам, предполагающим открытое и равное участие). Данная проблема особенно актуальна для строительных фирм, которые вынуждены дожидаться некоторых справок месяцами, что сдерживает мобильность их бизнеса, особенно в условиях кризиса. Например, чтобы получить разрешение на строительство в Алтайском крае (независимо от размера бизнеса - от малого до крупного) требуется собрать порядка 40 документов, а весь процесс сбора пакета разрешительной документации занимает примерно 300 дней [Беспалов, 2015].

Во-вторых, институтов поддержки много, поэтому некоторые из них выполняют частично дублирующие функции, что не только увеличивает бюджетные расходы, но и создает дополнительную путаницу среди предпринимателей, которые зачастую не знают, куда им обратиться со своими проблемами.

Также многие институты поддержки слабо связаны друг с другом, что не позволяет говорить о выстроенной системе поддержки предпринимательства.

Несмотря на принятые программы и постановления, нет работающей системы координации действий основных институтов инфраструктуры поддержки развития субъектов МСП как в рамках одного региона, так и в межрегиональном разрезе. Работа в этом направлении ведется уже довольно давно, но до желаемого результата все еще далеко. В качестве одной из удачных попыток, можно привести разработку Концепции формирования системы устойчивого развития МСП в субъектах РФ Сибирского федерального округа, в которой определены основные принципы формирования сети институтов поддержки МСП в регионах и создания единой информационной системы [Концепция формирования., 2009, с.3]. Данная Система предполагает взаимосвязанное функционирование институтов поддержки на четырех уровнях: межрегиональном (Сибирский федеральный округ), региональном (субъект Российской Федерации), муниципальном (городской округ, муниципальный район, городское поселение) и поселенческом (сельское поселение). Обобщенная структура взаимодействия органов власти, институтов поддержки, общественных и других организаций схожа на всех уровнях, в качестве примера представим такую структуру, действующую в Алтайском крае (рис.2).

Рис.2. Структура взаимодействия участников поддержки МСП в Алтайском крае

Обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры в каждом отдельном регионе и в целом в масштабе страны приведет к более эффективному использованию ресурсов, обеспечению комплексности оказываемых услуг, а также решит проблему со сложностью ориентации самих предпринимателей в возможностях этих элементов инфраструктуры.

Следующую группу проблем в сфере поддержки МСП можно связать с непоследовательным характером политики государства, особенно в сфере налогообложения. Несмотря на действие специальных налоговых режимов, которые значительно улучшили ситуацию с налоговой нагрузкой для МСП, предприниматели по-прежнему оценивают ее как сильную. При этом следует отметить некую разнонаправленность решений. Например, в 2015г. в регионах должны быть введены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, снижены ставки налога по специальным налоговым режимам, расширен доступ МСП к государственным закупкам. Однако в то же время подготовлен ряд инициатив, которые, напротив, негативно отразились на состоянии субъектов МСП. Среди них отмена преимущественного права выкупа арендуемых субъектами МСП помещений и усиление налоговой нагрузки (в связи с введением налога на имущество в отношении недвижимости, оцениваемой по кадастровой стоимости, для организаций, применяющих УСН или ЕНВД). Получается, что политика государства в отношении МСП носит не системный характер и зачастую принимаемые решения противоречат друг другу и сводят все усилия к нулю, если не к минусу, как в случае со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 году [Филимонов, 2015].

Также необходимо отметить недостаточность уровня доступности институтов инфраструктуры для малых предпринимателей, связанную с низкой информированностью представителей МСП об имеющихся вариантах поддержки старта бизнеса. В связи с этим одна из важнейших задач инфраструктуры поддержки МСП: донести до потенциальных и действующих предпринимателей то, какую поддержку они могут получить, где и когда.

Задача повышения информированности постепенно решается за счет популяризации молодежного предпринимательства и налаживания взаимодействия между инфраструктурными элементами поддержки МСП и образовательными учреждениями. На сегодняшний день, ведущие столичные вузы делают упор на практикоориентированность своих образовательных программ, включая в образовательный процесс разбор реальных кейсов, разработку полноценных экономических проектов и т.п., многие вузы в регионах также перенимают эту практику.

Вопросы, связанные с финансированием, еще долгое время не потеряют своей актуальности. В одних регионах и направлениях финансирование весьма ограничено, в других неэффективно распределяется, определить же, какое распределение финансирования даст наилучший эффект, возможно только на основе всестороннего исследования малого бизнеса, его опыта, а также рассмотрения различных сценариев экономического развития в конкретных регионах, после чего следует дифференциация мер государственной поддержки, исходя из региональной и отраслевой структуры малого бизнеса.

Конечно, перечисленные проблемы не являются исчерпывающим списком, есть и другие сложности, связанные с организацией процесса поддержки, видами услуг, которые предлагаются предпринимателям, среди которых одни совершенно не востребованы, другие, наоборот, не разработаны, и т.д.

Все слабости в системе поддержки МСП увеличивают риск ведения предпринимательской деятельности в малом бизнесе и формируют у предпринимателей ожидание высокой прибыли, как платы за риск, помимо этого, они склоняют предпринимателей к поиску альтернативных официальным, гарантий надежности и доходности бизнеса. Это мешает легитимному развитию МСП, снижает его возможности на успех в своей деятельности, увеличивая размер упущенной выгоды.

Таким образом, можно сказать, что в России созданы все необходимые элементы поддержки малого предпринимательства, но осталось самое главное - заставить их эффективно работать. Решение проблем в самой системе поддержки МСП должно привести к росту ее эффективности, а значит и к положительному воздействию на само малое и среднее предпринимательство.


Список литературы


1.       Концепция формирования системы устойчивого развития МСП в субъектах РФ Сибирского федерального округа. Принята Советом при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Приложение к пункту 2 Протокола от 2 июня 2009г. №9.

2.       План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015г. № 98-р

3.       Беспалов, А. Скостили срок. В Алтайском крае сократили время сбора разрешительной документации на строительство многоэтажек // Алтайская стройка. Алтайский строительный портал. URL: http://www.altaystroy.ru/arti - cles/926219-skostili_srok.html <http://www.altaystroy.ru/arti-cles/926219-skostili_srok.html> (дата обращения: 30.05.2016)

.        Гражданкин В.А. Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена, 2009. №93. с.117-122.

.        Полякова А.П. Малый и средний бизнес. Роль в экономике и проблемы развития // Экономика, социология и право. 2014. № 1. с.84-90.

.        Филимонов А. Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год // Гарант. Ру. Информационно-правовой портал. URL: <http://www>. garant.ru/article/602378/#ixzz3cG4bVAwL (дата обращения: 30.05.2016)

Похожие работы на - Проблемы в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!