Малый бизнес в системе национальной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,48 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес в системе национальной экономики

РЕФЕРАТ

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Объект исследования - малый бизнес и предпринимательство.

Предмет исследования - роль малого бизнеса в национальной экономике, условия развития и государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь и в мировой практике.

Цель работы: выявить роль малого бизнеса в национальной экономике, рассмотреть этапы развития и методы государственного регулирования малого бизнеса, выявить условия ускорения динамики развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

В курсовой работе изучен малый бизнес и его роль в национальной экономике, проанализирован мировой опыт развития и государственного регулирования малого предпринимательства, определены условия функционирования и особенности государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь, выявлены условия ускорения развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Сущность малого бизнеса и факторы его развития

.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса в национальной экономике

.3 Мировой опыт развития и государственного регулирования малого бизнеса

. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Институциональные условия функционирования малого бизнеса

.2 Динамика малого бизнеса в Республике Беларусь и условия ее ускорения

.3 Особенности государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Важной тенденцией мировой экономики во второй половине XX века явилась ее структурная перестройка в направлении массового развития малых и средних предприятий. В настоящее время малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды. Малые предприятия являются эффективными участниками инновационного развития экономики. Они занимаются внедрением технологических и организационных новшеств, без которых невозможна рыночная активность. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором роста национальной экономики.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы определить роль малого бизнеса в экономике, рассмотрев опыт развития и государственного регулирования малого предпринимательства в Республике Беларусь и в других странах, выявить условия ускорения развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность малого бизнеса;

выявить социально-экономическую роль малого бизнеса в национальной экономике;

рассмотреть мировой опыт развития и государственного регулирования малого бизнеса;

проанализировать условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;

изучить динамику малого бизнеса в Республике Беларусь;

определить особенности государственного регулирования малого предпринимательства в Республике Беларусь. В решении поставленных задач помогут методы анализа и синтеза, обобщения, сравнительного анализа.

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Сущность малого бизнеса и факторы его развития

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Основой малого бизнеса является малое предпринимательство, сущность которого заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения.

Впервые понятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 - начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности.

Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело, тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им.

Позже известный французский экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал тезис, который состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Он дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это экономический агент, который комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство - это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Сэй указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Ж.Б. Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. По мнению Друкера, предприниматель - это человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Чтобы малое предприятие функционировало как предпринимательское, оно должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно новое и небольшое. Предпринимательским является предприятие потому, что в основе его деятельности, согласно Друкеру, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовался рыночный сегмент, а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс. По мнению Друкера, базой предпринимательства являются современные знания, а нововведения являются особым инструментом предпринимателей. Он считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика. [6, с. 15-28]

Современные экономисты практически отождествляют понятия: предприниматель, малый бизнес, малое предпринимательство.

Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных законодательством государства.

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Критерии выделения малых и средних предприятий могут быть двух видов - качественные и количественные.

Как правило, наиболее общими количественными критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум качественным критериям из приведенных ниже:

независимое управление;

собственный капитал;

локальный район действий;

относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом. [13, с. 8-9]

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Среди конкурентных преимуществ малых предприятий необходимо выделить следующие:

высокая динамичность и оперативность в принятии решений;

возможность быстрого перелива капитала;

низкая потребность в капитале;

способность быстро вносить изменения в продукцию и производство;

короткий технологический цикл;

ускорение оборачиваемости денежных средств из-за сокращенных запасов в незавершенном производстве;

низкие накладные расходы за счет рациональной организации и управления производством;

устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей и приближенности к ним;

быстрая приспосабливаемость к меняющимся требованиям рынка;

высокая скорость прохождения управленческой информации. [5, с. 51]

Однако малое предпринимательство обладает рядом конкурентных недостатков, обусловливающих высокий процент их банкротств по сравнению с крупными предприятиями. Слабые стороны малых предприятий:

более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечения опытного менеджера в связи с невысоким уровнем оплаты труда;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов);

небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы. [3,с.54-55]

На развитие малого предпринимательства влияют факторы внешней среды и условия функционирования предприятий. Можно выделить несколько определяющих факторов, которые формируют развитие малого бизнеса:

. Правовая защищенность - в него входят переменные, связанные с готовностью предпринимателей обращаться в суд, а также оценки шансов отстоять свои интересы в суде, если оппонентами будут выступать власти различного уровня, правоохранительные органы и контролирующие инстанции.

. Политики властей - входят переменные, характеризующие влияние всех уровней власти, а также контролирующих и правоохранительных органов на малый бизнес.

. Доступность финансирования - данный фактор образуют только переменные, имеющие отношение к оценке доступности финансирования из различных источников, как банковских, так и небанковских.

. Качество конкурентной среды - включает в себя индикаторы оценки закрытости отдельных отраслей региона, преференций со стороны властей, а также взаимодействие с крупными компаниями.

. Доступность имущественных ресурсов - по этому фактору высокие нагрузки имеют оценки доступности для малого предпринимательства бизнес-недвижимости в собственность и в аренду.

Несоответствие между образовательным и квалификационным уровнем специалистов и рабочих, недостаточная профессиональная подготовка к ведению предпринимательской деятельности.

Отношение общества к предпринимательству. [12, с. 20-23]

1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса в национальной экономике

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-60 процентов ВНП и до 80% всех рабочих мест. [Приложение А]. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Мелкие предприятия представлены во всех отраслях экономики и играют важную роль.

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране и занимает определенную нишу в экономической структуре страны.

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации.

В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малого бизнеса лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малым предприятиям создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

Одним из весьма существенных доводов в пользу малого бизнеса является то, что малые предприятия оказывают значительно меньшее негативное воздействие на окружающую среду.

Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий. Проведенные за рубежом эмпирические исследования показали повышенную активность в инновационной деятельности фирм, занимающих менее 100 человек, и резкое понижение ее там, где более 100 работников. По оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с числом занятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью от 1000 до 10 000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с числом занятых более 10 000 человек. [7, с. 17-18]

1.3 Мировой опыт развития и государственного регулирования малого бизнеса

Изучение и использование опыта поддержки малых предприятий в различных странах может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие в Республике Беларусь.

Решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах является их государственная поддержка. Одним из компонентов этой системы являются государственные программы по поддержке мелкого и среднего бизнеса. Стимулирование среднего бизнеса многопрофильно и неодинаково в разных странах. Но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, создание благоприятного правового и экономического климата для его развития.

Впервые понятие малого предприятия (МП) появилось в Америке в законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).

В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

помощь в получении кредита для бизнеса;

техническая и информационная поддержка малых предприятий;

предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других - оборот и прибыль. Так компания, работающая в сфере промышленного производства, считается малой, если в ней занято менее 500 сотрудников, а в сфере оптовой торговли - не более 100 человек. В розничной торговле средний объем продаж субъекта малого бизнеса в течение трех лет не должен превышать 30 млн дол. в год, в сфере обслуживания - 4 млн дол. в год. Предприятия с годовым доходом до 1 млн дол. относятся к категории микропредприятий.

Категория предприятий может определяться и по количеству сотрудников:

к наименьшим относятся компании с количеством занятых до 24 человек;

к малым - от 25 до 99 человек;

к промежуточным - от 100 до 499 человек;

к крупным - от 500 до 999 человек;

к крупнейшим - более 1000 человек. [3, с. 51-52]

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес - важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. В США малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

В странах ЕС государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса претерпела существенную эволюцию, которая была предпослана глубинными экономическими процессами как внутри самих стран, так и на глобальном уровне. Вплоть до середины 1970-х гг. большинство государств - членов ЕС ориентировалось на стимулирование массового производства, развитие крупных предприятий. Малый бизнес рассматривался как возврат к прошлой неэффективной промышленной структуре, и ему в основном отводилась роль субподрядчика.

Однако с середины 1970-х гг. начался процесс снижения темпов экономического роста, что привело к увеличению безработицы и доказало ограниченность экономической модели, основанной на крупных предприятиях и традиционной социальной политике.

В 1990-х гг. развитие малого и среднего бизнеса, продемонстрировавшего возможности выживания в условиях экономического кризиса, стало одной из ключевых задач стран ЕС. Именно малый и средний бизнес стал рассматриваться как главный источник обеспечения занятости и экономического развития.

В 2003 г. Европейская комиссия приняла критерии определения малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены в действие с 1 января 2005 г.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относятся предприятии с числом работающих не более 9 человек; к малым - с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относятся предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25 %. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним (малым) - от 100 до 199 человек, к средним (большим) - от 200 до 499 человек.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 человек - как крупные. ( Лапуста, 2010, с. 167-168)

Не смотря на различия в деталях, в Евросоюзе сформированы общие подходы к политике поддержки малого и среднего бизнеса, обусловившие меры в следующих областях:

административная и регулирующая бизнес среда;

финансовые условия;

формирование специальных резервов поддержки малого и среднего предпринимательства, применение фискальных льгот и дотаций;

развитие экспорта;

повышение конкурентоспособности.

Сложная и обременительная система государственного регулирования бизнеса в значительной мере препятствуют его развитию. Так, в Великобритании данное обстоятельство привело к утрате конкурентоспособности структур бизнеса на международных рынках. Для оценки эффективности мер государственного регулирования предпринимательства в 1995 г. при Кабинете Министров Великобритании был образован отдел (Regulatory Impact Unit - RIU), в обязанности которого входил поиск путей упрощения и оптимизации действующих и вновь разрабатываемых правовых норм, а также обеспечение адаптации правоприменительной практики Великобритании с законодательством ЕС. Отдел тесно взаимодействует со всеми правительственными и общественными организациями, обеспечивая аналитическую оценку эффективности действующих и вновь разрабатываемых правовых актов и процедур, а также разрабатывает рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. RIU сотрудничает с группой независимых экспертов (Better Regulation Task Force - BRTF), которые консультируют правительство по вопросам экспертизы законопроектов, их совершенствования, повышения эффективности государственного регулирования. Разработанная в Великобритании концепция по совершенствованию системы государствен-ного регулирования экономической и общественной деятельности базируется на 5-ти основных принципах «благотворного регулирования», принятых в ЕС: прозрачности для пользователя, ответственности, сбалансированности, системности (последовательности) и целенаправленности.

Целью поддержки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов является активизация экономической деятельности всех секторов экономики, придание им инновационной направленности, позволяющей конкурировать на мировом рынке. Многие страны в качестве инструмента развития конкуренции структур малого и среднего бизнеса используют распределение государственных и муниципальных заказов на условиях конкурса. Другим инструментом развития конкуренции является система субконтракции, которая предусматривает размещение определенной части заказов предприятий крупного бизнеса в сфере малого и среднего предпринимательства. С целью предоставления качественного и своевременного исполнения государственного заказа, проводится официальная сертификация, и составляются реестры предприятий, способных их выполнить. По законодательству США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого и среднего бизнеса до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость государственных заказов, выполненных силами структур малого и среднего предпринимательства, составила порядка 46 млрд. долларов.

Взаимодействие государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест для трудоустройства работников в приоритетных отраслях экономики ведет к снижению напряженности на рынке труда. Интересен опыт зарубежных стран по вовлечению учащихся и студентов в сферу малого бизнеса, развитие у них умений и навыков самостоятельной работы. Так, правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров в учебных заведениях страны созданы 42 кафедры предпринимательства, которыми созданы 350 новых инновационных предприятий в рамках программ финансовой поддержки и стимулирования студенческого бизнеса. Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов.

Инновационная продукция уникальна по своей природе, воплощает в себе современные знания интеллектуального свойства, воспроизводимые на коммерческой основе. Инновационная деятельность сферы малого бизнеса позволяет наиболее полно использовать творческий и научно-технический потенциал. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств для выполнения НИОКР по государственной тематике. Так, бюджетное финансирование НИОКР структур малого и среднего бизнеса по тематике ведущих федеральных ведомств США (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования) обеспечивается программами «Инновационные исследования в малом и среднем предпринимательстве» (Small Business Innovation Research - SBIR) и «Распространение технологий в малом и среднем предпринимательстве» (Small Business Technology Transfer - STTR). Участие структур малого бизнеса в программах определяется на конкурсной основе, а финансирование НИОКР ведется поэтапно с разной периодичностью в зависимости от результативности реализации проектов. Поддержка государством инновационной составляющей производства обеспечивает не только его эффективность, воздействуя на уровень техники, технологии, организации и управления труда, но и обеспечивает непрерывность профессионального обучения кадров, повышение конкурентных возможностей работников.

В мировой практик обозначились новые направления развития субъектов современного предпринимательства, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики. Значительное распространение получили структуры и специалисты «making money», аккумулирующие средства под реализацию важной идеи. Новой формой предпринимательства является аутсорсинг. Он предусматривает передачу ряда отдельных функций от малых предприятий более крупным, специализирующимся на их выполнении. Кроме того, малый бизнес активно осваивает новые формы международного сотрудничества, включающего торговлю лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками. В США, Франции, Японии, Швейцарии доля малых предприятий в экспорте лицензий достигает до 50 %. В Германии для поддержки рисковых предприятий через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить финансовую помощь многочисленным молодым венчурным предприятиям. Правительство Германии поддерживает развитие рынка венчурного капитала для ускорения технологического и инновационного прогресса в секторе малого и среднего бизнеса. Достаточно отметить, что для поддержки инновационной деятельности государство создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия. [4, с. 134]

Для стимулирования развития предпринимательства на местном уровне (конкретной территории города, региона) в Великобритании принята 2-х уровневая система приоритетов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Первый уровень соответствует общегосударственному масштабу предоставления финансовых средств предприятиям, обеспечивающим реализацию стратегически важных целей социально-экономического развития страны и высокую результативность работы. Второй уровень приоритетности финансовой поддержки малых предприятий связан с региональными и местными целями развития, обеспечивающими жизнедеятельность граждан на конкретных территориях. Если деятельность малого предприятия отвечает приоритетам двух уровней, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой помощи из нескольких источников и (или) получить дополнительные льготы по финансированию. Опыт Венгрии в реализации стратегии экономических реформ показывает, что государственная поддержка малых предприятий является наиболее эффективной при условии согласованности действий предпринимателей с региональными и местными органами управления. В венгерской экономике сектор малого и среднего бизнеса в основном развивается в двух направлениях: расширение потребительских товаров и услуг и интеграции предпринимательских структур в крупные хозяйственно-кооперационные системы высокого технологического уровня. Примером такого объединения может служить вновь созданные вертикально-интегрированные центры промышленности. Так, в городе Эстергоме, с участием автомобильной корпорации «Судзуки» создано головное предприятие по выпуску 80 тыс. автомобилей в год, на котором трудиться чуть более 2 тыс. человек. Это предприятие имеет 55 основных поставщиков, у каждого из них есть еще 4-5 своих «субпоставщиков» (в большинстве своем средних предприятий). Помимо них в систему входят 119 дилерских и сервисных центров (в основном малых предприятий). Вместе данная «кластерная система» объединяет крупный, средний и малый бизнес, обеспечивая работой около 35 тыс. человек. [4, с. 133]

Большое влияние на деятельность малого и среднего бизнеса оказывает организация рыночной инфраструктуры предпринимательства. Обращаясь к опыту Венгрии, можно отметить, что в стране создана единая национальная система обслуживания сектора малого и среднего бизнеса, включающая сеть из 136 сервисных центров, предоставляющих 4 типа базовых услуг:

консультирование, связанное с созданием предприятия, маркетингом, финансированием, разъяснением законодательства, формированием кадрового состава, внедрением инноваций, развитием экспорта и др.;

обучение и профессиональная подготовка работников по маркетингу, финансам, управлению, иностранным языкам и др.;

информационное обслуживание, обеспечивающее поиск партнеров, проверку кредитоспособности компании, информация о ярмарках и выставках и др. В стране создана доступная через Интернет единая база всех юридических документов для любого предпринимателя;

финансовые услуги и оказание помощи в получении финансовых средств.

Правительство Москвы, к примеру, создало систему информационного обеспечения малого бизнеса, включающего более 40 интернет-ресурсов, которые охватывают все основные направления предпринимательской деятельности - от создания и регистрации малого предприятия до ведения и развития бизнеса, разработки бизнес-плана, профессионального тестирования персонала, бухгалтерского, налогового учета и охраны труда. Пользователями системы дистанционного бизнес-образования являются как граждане России, так и многих других стран, включая все страны СНГ.

В мировой практике существует опыт использования интернет-портала для поиска инвесторов и финансовой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения информацией предпринимателей о возможностях их взаимодействия, осуществления маркетинговых исследований в части изыскания и размещения государственных, региональных и частных заказов, о поставках и закупках товаров. Кроме того, система может представлять информацию о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях, их реализующих, НИОКР для развития экспортных возможностей малых предприятий, поиска партнеров в международной торговле и т.д.

Малый бизнес очень часто испытывает трудности с финансированием долгосрочных проектов. В этой связи показательным является опыт Германии, США, Японии и др., в которых для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представлять объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятие. Что касается льготного кредитования малого и среднего предпринимательства, то оно осуществляется по единым правилам для всех хозяйствующих субъектов, в основе которых лежит принцип кредитоспособности. Льготное кредитование обеспечивается посредством низкой процентной ставки (как правило, на весь срок кредитования), длительного срока кредитования (часто 10 лет, причем минимум на два года предприятие освобождается от всяких выплат), возможности возврата взятых сумм в любое время без дополнительных выплат, а также долевого финансирования. Например, в Германии существует сеть специализированных гарантийных банков, которые берут на себя риск невозврата до 80 % кредита или долевого участия в капитале, что является весьма важным условием для тех малых структур, которые не имеют возможности заимствования. Риск гарантийного банка на 60 % покрывается за счет федерального или земельного управления, на территории которой находится банк. [4, с. 131-136]

В современной экономике значительную часть малого бизнеса составляют семейные предприятия. Так, по данным Pricewaterhouse за 2008 г., доля семейных предприятий превышает 50 % в странах Евросоюза, 95 % в США и от 65 до 90 % в странах Латинской Америки.

В Европе самой большой долей работающих в семейном бизнесе отличается Швеция - более 60 % работающего населения.

Согласно официальной статистике Германии свыше 95 % фирм являются семейными. На их долю приходится более 41 % товарооборота страны. Но большинство семейных компаний - это представители малого и среднего бизнеса.

Значительные масштабы развития семейного бизнеса в мировой экономике объясняются не только тем, что они составляют основу экономики страны. Они представляют собой важную составляющую общества, тесно связаны со своим регионом и кровно заинтересованы в его разностороннем развитии, они с особой ответственностью относятся к своим работникам, так как это могут быть соседи или родственники. Поэтому семейный предприниматель стремится к долгосрочному планированию и не руководствуется в своей деятельности желанием быстро заработать.

К наиболее примечательным следует отнести тенденцию увеличения числа работоспособных людей, которые уходят из крупных предприятий и создают собственные малые или предлагают на рынке свои услуги индивидуально.

Тотальная компьютеризация и информатизация экономики и общества создают благоприятную среду для развития указанной выше тенденции. Соответствующую нишу на рынке труда могут успешно занимать выпускники экономических вузов, предлагая в индивидуальном порядке высококвалифицированные бухгалтерские, финансовые, менеджерские и другие услуги. [1, с. 121-127]

Малый бизнес постепенно расширяет свою коммерческую деятельность за пределы национальных границ. Для многих малых и средних предприятий выход на международные рынки сегодня - это стратегический инструмент достижения устойчивого роста и конкурентоспособности.

Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран. В США государственная политика расширения экспорта нацелена на развитие высокотехнологичных и наукоемких продуктов и услуг. Особое место в государственной политике уделяется финансовой и технической поддержке экспортно ориентированных малых предприятий. Вопросами развития их экспортных возможностей занимаются 16 федеральных ведомств и министерств, в том числе: Комитет малого бизнеса в Конгрессе США; Комитет малого бизнеса в Сенате США; Администрация малого бизнеса США; Министерство торговли США. В США действуют 19 федеральных центров поддержки экспорта и 30 специализированных центров внешней торговли при центрах поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время сектор малого предпринимательства обеспечивает около 30 % экспортных продаж США.

В Великобритании государственная стратегия развития внешнеэкономической деятельности, ее финансовой поддержкой и расширением экспортных возможностей малого и среднего бизнеса занимается Департамент гарантированных экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department - ECGD).


2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Институциональные условия функционирования малого бизнеса

Роль малого предпринимательства и его социальные функции в современном обществе могут быть наиболее полно определены только при рассмотрении малого предпринимательства как целостной экономической системы. Анализ такой системы предполагает необходимость обязательного учета комплекса внешних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности основных субъектов экономических отношений, в данном случае - малых предприятий. Институциональные условия формирования малого бизнеса и частного предпринимательства следует воспринимать как совокупность правил и механизмов, которые способствуют их развитию. Даже незначительная динамика институциональной структуры оказывает существенное, если не решающее, воздействие на предпринимательскую деятельность.

Внешние факторов и условия, прямо или косвенно влияющие на становление и развитие малого и среднего бизнеса, это:

политические;

экономические;

правовые;

социально-культурные.

Политика государства по отношению к малому предпринимательству, его декларации и формы их осуществления, отношение партий и движений к представителям этого сектора экономики оказывают существенное влияние на развитие малого бизнеса. Несомненно, что для развития малого и среднего бизнеса требуется стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.

Деятельность малого бизнеса регламентируется государственным законодательством и соответствующими правовыми актами. Развитие предпринимательства возможно только при создании правовой среды, четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий органов государственной власти и должностных лиц, криминальных структур. Первое условие прироста числа новых малых предприятий заключается в создании благоприятного предпринимательского климата.

Социально-культурные условия - это обычаи, морально-этические нормы, национальные традиции бизнеса, раскрывающиеся в нормах поведения, престиже бизнеса, в отношении к нему населения. Социальная среда благоприятствует малому бизнесу там, где уровень престижа бизнеса высок, прослеживается одобрительное отношение к предпринимательству. [11, с. 49-60]

Экономические институты, формирующие среду функционирования малого предпринимательства, включают в себя финансовую и налоговую систему, институты бизнеса, инфраструктуру его поддержки.

Постоянными партнерами малых предприятий являются финансовые институты, а именно:

государственные и коммерческие банки, в том числе специализирующиеся в сфере предпринимательской деятельности;

страховые компании;

посредники на фондовом рынке;

инвестиционные компании.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает коммерческие и некоммерческие, общественные, образовательные и другие организации, целью которых является содействие в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, оказание экономической, организационной и информационно-консалтинговой поддержки субъектов малого бизнеса.

К субъектам инфраструктуры относятся: центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, технопарки, фонды финансовой поддержки, союзы и ассоциации предпринимателей и другие организации.

Центры поддержки предпринимательства - организации, основной задачей которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультативных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также в выделении им финансовых средств.

Центры поддержки предпринимательства осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

информационное обеспечение;

маркетинговые исследования;

консалтинговые услуги;

подготовка и переподготовка кадров;

независимая экспертиза инвестиционных проектов.

Данные центры создаются, как правило, в форме коммерческих организаций, которые на договорной основе оказывают услуги субъектам малого предпринимательства.

Инкубатор малого предпринимательства - организация, которая предоставляет начинающим субъектам малого предпринимательства (на определенных условиях и на определенное время) помещения, специально оборудованные под офисы и производство, помогая постепенно наладить и развить свое дело и обрести финансовую самостоятельность.

Основные направления деятельности инкубатора:

предоставление в аренду оборудованных помещений;

предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества;

оказание на принципах долевого участия услуг общего и специализированного характера, среди которых:

оценка и отбор предпринимательских проектов;

поиск партнеров, инвесторов и кредиторов;

информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства;

проведение маркетинговых исследований;

оказание консалтинговых и иных услуг;

содействие внедрения современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью;

подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства.

Отличительные особенности инкубатора малого предпринимательства:

ограниченность количества субъектов, для которых создаются «тепличные» условия;

обязательность инкубационного периода, составляющего для малых предприятий 2-3 года, а для инновационного предпринимательства - до 5 лет;

мониторинг финансово-хозяйственной деятельности клиента со стороны инкубатора малого предпринимательства.

Технопарк - субъект инновационной инфраструктуры, который, способствуя развитию предпринимательства в научно-технической сфере, создает благоприятные условия, включая материально-техническую и информационную базу. Технопарка обеспечивает возможности для осуществления всего инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца и реализации товарного продукта.

Предметом деятельности технопарка является комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе. [2, с. 182-189]

2.2 Динамика малого бизнеса в Республике Беларусь и условия её ускорения

Появление и развитие частного предпринимательства на территории Беларуси относится к середине XIX века. Первые мелкие частные гончарные мастерские, кирпичные заводы, мельницы создавались преимущественно в сельской местности, но уже в конце XIX- начале XX в. Частный капитал занял прочные позиции также в промышленности и на транспорте.

После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков была установлена государственная монополия и централизация экономики. На практике это означало лишение экономической самостоятельности производителей, что привело к перемещению предпринимательства в нелегальное положение и теневую экономику.

Возрождение белорусского предпринимательства началось в 1988 г. С принятия закона «О кооперации в СССР» и постановления Совета Министров БССР «О мерах по дальнейшему развитию кооперативной и предпринимательской деятельности в республике» от 28 мая 1988 года.

Основной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности стали кооперативы, количество которых растет стремительными темпами. Если к началу 1988 г. Их насчитывалось около 2 тыс., то спустя всего два года - уже более 6 тыс., и численность занятых в новом секторе экономики выросла за этот период более чем в 17 раз - с 20 до 355 тыс. человек. Главная цель развития кооперативного движения - преодоление тотального дефицита и насыщение потребительского рынка, поэтому частная инициатива проникла прежде всего в такие отрасли, как услуги населению, транспорт, производство потребительских товаров. [2, с. 116]

Постановлением Совета Министров БССР от 20 мая 1991 г. №192 «О малых предприятиях в БССР» были впервые установлены параметры отнесения субъектов хозяйствования к малым формам предпринимательской деятельности. При этом существенно упрощалась процедура их регистрации, расширялись возможности выхода на внешний рынок, предусматривался ряд льгот в части материально-технического обеспечения. Это повысило правовые и экономические возможности для дальнейшего развития предпринимательской деятельности и формирования частного сектора экономики.

Другими формами разгосударствления экономики в конце 1980-х - начале 1990-х гг. стали аренда и выкуп государственных предприятий трудовыми коллективами в соответствии с Основами законодательства Союза ССР об аренде и законом «О собственности в СССР». Частная инициативная деятельность постепенно проникала в реальный сектор экономики: наиболее активными сторонниками арендных отношений оказались средние по размерам предприятия легкой, деревообрабатывающей, пищевой промышленности.

В целях развития диалога с государством, защиты и продвижения интересов частного сектора экономики создавались первые предпринимательские объединения: Союз предпринимателей и арендаторов Беларуси, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей.

г. стал знаковым для национального законодательства в области приватизации собственности и либерализации цен. С него начался новый этап в развитии предпринимательства, которых характеризовался относительно мягким государственным регулированием предпринимательской деятельности; высокими темпами роста количества частных предпринимательских структур; усилением их независимости от государственного сектора; развитием рыночной инфраструктуры - бирж, банков, страховых и финансовых компаний. Тогда же для финансового обеспечения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства был сформирован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Все это стимулировало стремительное развитие предпринимательской активности. Если на 1 января 1992 г. В республике действовало 13,5 тыс. зарегистрированных предприятий малого бизнеса, то спустя год - 27 тыс., а к концу 1995 г. - более 57 тыс. Таким образом, среднегодовой прирост составил свыше 40%. Около 24% малых предприятий работали в сфере промышленности, 22 % - в строительстве, 23 % - в торговле и общественном питании, почти 6% осуществляли научно-техническую деятельность.

С 1996 г. ведет отсчет следующий этап в развитии предпринимательства, на котором проявились усиление государственного регулирования и ужесточение требований к субъектам предпринимательской деятельности, а в результате - существенное сокращение количества предпринимательских структур (в основном за счет закрытия зарегистрированных, но фактически не работавших субъектов). Одновременно получила развитие система государственной поддержки предпринимательства, повысилась его роль в экономике страны, усилилось взаимодействие государства и бизнеса. Был принят Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и вышел Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке малого предпринимательства», которыми уточнялись критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории малых, а также определялись формы и методы государственного стимулирования и регулирования их деятельности.

В 1996-2005 гг. среднегодовые темпы прироста количества субъектов малого бизнеса составили более 5%. К концу 2005 г. в стране насчитывалось 33 тыс. малых предприятий и 176 тыс. индивидуальных предпринимателей. Удельный вес занятых в данном секторе превысил 15% общего количества занятых в экономике.

г. принято считать началом нового этапа в развитии предпринимательства. Перед малым бизнесом поставлена задача органичной интеграции в систему отношений, связанных с реализацией приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Частная инициативная деятельность рассматривается не только как способ обеспечения занятости населения, но и как один из важнейших источников роста.

Меры, предпринимаемые для имущественной поддержки предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в сельской местности, совершенствование арендных отношений, сокращение избыточного государственного регулирования хозяйственной деятельности, минимизация административных и иных ограничений способствовали существенному росту малого предпринимательства. [приложение Б, таб. Б1]

Следует отметить, что причиной количественного роста малых предприятий (МП) явилась главным образом реализация частной инициативной деятельности граждан. В 2007 г. среди малых предприятий доля субъектов частной формы собственности уже составляла около 90 %, а спустя пять лет она увеличилась почти на 5 %.

Прирост числа индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) с 2007 по 2011 г. превысил 18 %. Если в 2007 г. на 1000 жителей Беларуси приходилось приблизительно 26 субъектов малого предпринимательства (4 МП и 22 ИП), то в 2011 г. - 32 субъекта, из них 9 МП и 23 ИП.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 г. работало 20,4 % от занятых в экономике [Приложение В]

Отечественный бизнес преимущественно ориентирован на сферу торговли и общественного питания, где сосредоточено более 40 % субъектов предпринимательства. Далее в порядке убывания следуют: промышленность (20-21 %), строительство (9-10 %), транспорт (8-9 %), сельское хозяйство (3-4 %). Остальные отрасли имеют незначительный процент. [Приложение Г]

Развитие малого предпринимательства характеризуется неравномерностью по регионам страны, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей. [Приложение Д]

Статистика свидетельствует, что в последнее время темпы роста функционирующего малого предпринимательства в регионах выше, чем в Минске и областных центрах, то есть налицо тенденция «регионализации» малого предпринимательства.

Если по итогам 2006 г. почти 68 % составляли малые предприятия столицы и областных центров, а на регионы приходилось 32 %, то к началу 2009 г. соотношение было 62:38 %, а на 1 января 2012 г. - 60:40 % соответственно. [2, с. 115-124]

Позитивная динамика и структурные изменения в секторе малого предпринимательства обусловили также некоторое повышение удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях страны. [Приложение Е]

Несмотря на стремительный количественный рост субъектов малого бизнеса, уровень их вклада в социально-экономическое развитие страны существенно не меняется и не вызывает каких-либо серьезных изменений в данном секторе экономики, которые свидетельствовали бы не только о росте, но и о развитии, переходе на новый качественный уровень.

Для отечественного бизнеса характерны: концентрация преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации, специальных знаний и значительных объемов финансовых вложений; отсутствие стремления к инвестированию и перспективным инновационным проектам.

Бизнес-среда в республике постепенно улучшается, хотя все еще имеет место неравенство внешних факторов и условий хозяйствования для государственных и приравненных к ним предприятий ( в основном крупных) с одной стороны и частных ( как правило, малых и средних) - с другой.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства, повышение его эффективности и превращение в действенный фактор развития отечественной экономики требует выработки и реализации мер макроэкономического характера, направленных на создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности субъектов всех форм собственности, и одновременно - принятие мер поддержки малого предпринимательства, создания преимущественных организационных, экономических и правовых условий, нивелирующих неблагоприятное положение субъектов данного сектора на рынке и направленных на повышение их устойчивости и конкурентоспособности.

Не менее важной задачей является повышение качества бизнеса, развитие технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов.

Именно на это нацелена Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» - системный документ, не только предусматривающий меры по «снятию» проблемных вопросов реализации деловой активности населения, но и определяющий роль и место предпринимательства в экономической системе общества, а также политику государства в отношении его дальнейшего развития и поддержки.

Предусматриваются также упрощение порядка выделения субъектам предпринимательской деятельности земельных участков; отчуждение инвесторам за одну базовую величину находящихся в государственной собственности и не используемых более двух лет объектов недвижимости; предоставление льгот по земельному налогу при реализации инвестиционных проектов по созданию объектов придорожного сервиса и др. Все это должно благоприятно повлиять на ускорение развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики, усилить конкурентоспособность и экспортные возможности субъектов бизнеса.

малый бизнес государственный вмешательство

2.3 Особенности государственного регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь

июля 2010 г. был принят Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором устанавливаются критерии отнесения субъектов к категории малых и средних.

Так, к субъектам малого предпринимательства отнесены:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с Законом «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

На территории Республики Беларусь деятельность по поддержке малого и среднего предпринимательства осуществляют также ряд международных организаций:

Комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства ЕЭК ООН;

Международная финансовая корпорация (МФК);

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

В Республике Беларусь двусторонние проекты упомянутых международных организаций сосредоточены в основном на оказании консультативной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, организации инкубаторов малого предпринимательства и бизнес-центров различной направленности, а также на формирование программ микрозаймов через партнерские белорусские банки. [8, с. 135-139]

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях - освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами.

Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы - решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней.

Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы. [9]

В Республике Беларусь налогообложение осуществляется как по упрощенной системе, так и по методу вменения.

Плательщиками налога при упрощенной системе являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность и отвечающие установленным критериям, касающимся численности работающих (не более 100 человек), а также объема выручки от реализации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года. Для этого в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года необходимо представить в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период, а также о выбранной налоговой базе.

Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему (за исключением уплачивающих НДС), освобождаются от ведения бухгалтерского учета и отчетности, но должны заполнять книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В Республике Беларусь одной из форм вмененного налогообложения является единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Плательщиками единого налога являются:

индивидуальные предприниматели при розничной торговле товарами:

в магазине, торговая и общая площади которого не превышают 15 и 100 м2 соответственно;

на торговых местах на рынках, в расположенном на торговом месте ином торговом объекте, общая площадь которого не превышает 100 м2;

индивидуальные предприниматели при оказании потребителям услуг (выполнения работ), предусмотренных в специальном перечне.

Плательщики единого налога вправе привлекать не более трех физических лиц и (или) использовать одновременно не более четырех торговых, обслуживающих и иных объектов, торговых мест на рынках, транспортных средств, применяемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии).

Индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, названных в специальном перечне, не вправе применять другой порядок налогообложения в отношении таких видов деятельности.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности; индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным впервые, а также в других случаях, определенных законодательством, - не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности.

Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь курса евро по отношению к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором производится уплата (доплата) налога, ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности. [2, с. 169-178]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. В значительной степени он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой - генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft и др.).

Как правило, критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих, размер уставного капитала, величина активов и объём оборота (прибыли, дохода). Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.

Малый бизнес играет важную роль в сохранении социальной стабильности и содействует экономическому росту, так как способствует созданию новых рабочих мест, уменьшая безработицу, формирует конкурентную среду, позволяет более полно удовлетворять потребности потребителей, активно разрабатывают и внедряют новые технологические идеи.

Анализ опыта развития малого бизнеса зарубежных стран показал, что правительства этих стран давно пришли к выводу, что процветание государства базируется на органичном развитии малого и крупного бизнеса. В США, Японии, ЕС и других странах осуществляется всесторонняя государственная поддержка малых и средних предприятий. Опыт стран с развитой рыночной экономикой полезен при разработке методов государственного регулирования и программ помощи малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь.

Деятельность малого бизнеса зависит о политических, экономических, правовых и социально-культурных условий. Развитию малого и среднего предпринимательства способствует создание развитой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (государственные, негосударственные, общественные, образовательные и другие организации).

Последние годы наблюдается устойчивый количественный рост сектора малого предпринимательства в Беларуси. Однако не смотря на стремительный количественный рост субъектов малого бизнеса, уровень их вклада в социально-экономическое развитие страны существенно не меняется и не вызывает серьезных структурных изменений в данном секторе экономики. К числу основных вопросов развития малого и среднего бизнеса, требующих разрешения, исследователи относят:

недостаточную ясность механизма реализации законодательно-нормативной базы по вопросам предпринимательства, что связано с высокими косвенными издержками для малого бизнеса;

существование административных барьеров (бюрократических придирок, коррупции), а также незаинтересованность банковской и финансовой систем в помощи малым предприятиям;

отсутствие достаточного количества подготовленных менеджеров, способных работать в рыночных условиях.

Согласно Закону Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» 2010г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, микроорганизации (до 15 человек), малые организации (от 16 до 100 человек), средние организации (от 101 до 250 человек).

Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса преимущественно осуществляется по упрощенной системе и в виде единого налога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балашевич М.И. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в глобальной экономике / М.И. Балашевич, Лю Сяомэй // Белорусский экономический журнал. - 2012. - № 2.

. Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса : учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск : БГЭУ, 2012.

. Беляцкий Н.П. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под ред. Н.П. Беляцкого. - Мн.; БГЭУ, 2012

. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин [и др.]; под обш. ред. проф. С.А. Пелиха; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск; Право и экономика, 2010

. Забродская Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства : учеб. пособие / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. - Минск: Амалфея, 2013.

. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В.Н. Автономова, О.С. Ананьина. - М.: ИНФРА-М, 2009

. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004.

. Малыгина И.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учеб. пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010

10. Основные показатели деятельности микроорганизаций и малых организаций // интернет-портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // belstat.gov.by <http://belstat.gov.by>. Дата доступа: 27.12.2013

. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010

. Предпринимательство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.Я. Горфенкеля, Г.Б. Поляка - 5-е изд., перераб. и доп. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2009

. Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие / под ред. А.Д. Шеремета. - Москва: ИНФРА-М, 2009.

Похожие работы на - Малый бизнес в системе национальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!