Определение инновационного потенциала бюджетного учреждения по предоставленной отчетности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,67 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение инновационного потенциала бюджетного учреждения по предоставленной отчетности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы инновационного потенциала бюджетного учреждения

.1 Понятие и сущность бюджетного учреждения

.2 Особенности внедрения инноваций в деятельность бюджетных учреждений

.3 Характеристика видов отчетности бюджетных учреждений

Глава 2. Расчет инновационного потенциала бюджетного учреждения

.1 Финансово-экономическое состояние бюджетной организации

.2 Эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ


В современной экономике России происходят сложные процессы, связанные с формированием инновационного потенциала, которые первую очередь затрагивают предприятия, организации и бюджетные учреждения. При управлении инновационной деятельностью организаций реализуются типовые функции, в рамках операционной деятельности, такие как: планирование, учет, организация, контроль, анализ и регулирование. Но для эффективного управления инновационным потенциалом необходима объективная, полная и своевременная информация об изменениях, происходящих на управляемом объекте. Получение такой информации всеми участниками инновационных процессов возможно на основе создания системы экономического анализа и мониторинга инфраструктуры организации или учреждения. Экономический анализ и мониторинг может дать органам управления необходимую информацию для принятия объективных управленческих решений для обеспечения устойчивого развития инновационного потенциала организаций и исследуемых бюджетных учреждений.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что состав инновационного потенциала существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы, так как инновационная инфраструктура производственных и торговых организаций, отличается от инновационного потенциала бюджетных учреждений весьма значительно. При этом востребованной на практике является система оперативного управления инновационным потенциалом бюджетного учреждения, как по источникам доходов так и по направлениям расходов.

Вопросам анализа управления, в том числе и инновационного потенциала предприятий и организаций, разработки систем бюджетирования и анализа финансовых результатов посвящены работы российских и зарубежных ученых, в частности: Афонина И.В., Бердникова Т.Б., Гаврилова А.., Маркарьяна Э.А. и многих других.

Основной целью курсового исследования является определение инновационного потенциала бюджетного учреждения по предоставленной финансовой отчетности в современных условиях хозяйствования. На основе сформированной цели можно выделить несколько следующих задач:

• исследование теоретических основ инновационного потенциала бюджетного учреждения;

• определение особенности внедрения инноваций и последовательности проведения финансового анализа исследуемого учреждения;

• анализ полученных экономических показателей;

• формирование основных выводов и предложений.

Объектом исследования проведенного в курсовой работе является бюджетное, лечебно-профилактическое учреждение Минздрава РФ.

Предметом исследования является процесс определения инновационного потенциала в бюджетного учреждения с использованием форм бухгалтерской отчетности.

Информационной базой исследования в курсовой работе послужили законодательные и нормативные акты Правительства РФ, Минфина РФ, Госкомстата РФ, Минздрава РФ, а также соответствующие методические и инструктивные материалы по расчету показателей бухгалтерской финансовой отчетности бюджетного учреждения, за 2013-2012гг. Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, аналитического исследования, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

Глава 1. Теоретические основы инновационного потенциала бюджетного учреждения

 

.1 Понятие и сущность бюджетного учреждения


Основным институтом государства является бюджетная система Российской Федерации, которая на протяжении многих лет существования государственного устройства финансовые ресурсы мобилизует в бюджетную систему, обеспечивая государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Современная бюджетная система позволяет осуществлять регулирование социальных и экономических процессов в интересах всех членов общества и государства.

Экономическая сущность бюджетного финансирования заключается в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов, таких как смета расходов. Объем необходимых расходов согласно сметам затрат закрепляется в бюджетах всех уровней - федеральном, региональном и местном. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование осуществляется на безвозвратном и безвозмездном отпуске денежных средств на основе общих принципов финансирования. При этом бюджетному финансированию свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; планирование и финансирование на основе экономических нормативов; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

На бюджетном финансировании в России находятся бюджетные учреждения, прежде всего здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения, образовательные организации, правоохранительные учреждения, учреждения культуры и т.д.

Из федерального бюджета РФ финансируются организации и учреждения по перечню, определенному Правительством РФ, при этом в каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение, источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

В соответствии с основными понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими основными признаками:

• собственниками имущества бюджетного учреждения могут являться органы государственной власти РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

• создается бюджетное учреждение для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций основной деятельности бюджетного учреждения, в сфере охраны здоровья, культуры и т.д.;

• основная, в том числе и инновационная деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов созданных внебюджетных фондов - ФФОМС, ФСС и т.д.;

• основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает строго целевое использование выделенных средств и эффективное бюджетное планирование.

Из перечисленных основных понятий можно сделать вывод, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества и денежных средств, а распоряжается им по доверенности собственника, такого как государство или муниципальной орган на условиях оперативного управления и бюджетно-сметного отчета об использованных средствах.

Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется нормативами установленными в Гражданском Кодексе РФ.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения Гражданского Кодекса РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

В современном развитии экономических отношений бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Таким образом, принцип финансирования расходов бюджетных учреждений основан на сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

 

1.2 Особенности внедрения инноваций в деятельность бюджетных учреждений


Внедрение инноваций в деятельность бюджетных учреждений в современной экономике представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации об инновационной деятельности бюджетного учреждения, отслеживающий динамику и закономерности изменения экономики учреждения, и выявления тенденций развития инновационной инфраструктуры.

Внедрение инновационной деятельности в бюджетных учреждениях предполагает концентрацию огромной базы данных, новшеств, технологий, достижений научно-технического прогресса, в том числе молекулярно-генетическим разработкам, инновационно- активных кадров и специалистов, потенциальных инвесторов и других элементов развитой инфраструктуры.

Основные подходы к организации инновационной деятельности в бюджетных организациях основаны:

• на обеспечении органов управления оперативной, полной достоверной информацией об инновационной структуре и развитии научно-технического прогресса;

• современном предвидении позитивных событий, выявление негативных тенденций, оценка их возможного влияние на результативность процесса освоения нововведений;

• повышение эффективности управления бюджетным учреждением в сфере инновационных введений.

Внедрение инновационной деятельности в бюджетные учреждения предполагает исследование двух основных объектов мониторинга: обеспечение ресурсами, дополнительными ресурсами учреждения и эффективность взаимодействия между элементами существующей инфраструктуры бюджетного учреждения. Приложение 1.

Соответственно, в управленческой деятельности бюджетного учреждения основной акцент делается на оценке ресурсных возможностей бюджетного учреждения. При этом внедрение инновационной деятельности получает исчерпывающее решение, если оценить не только ресурсную составляющую, но эффективность взаимодействий между участниками инновационного процесса. Взаимодействия выступают в виде межфункциональных связей между ключевыми подсистемами бюджетного учреждения.

Эффективное внедрение инноваций можно обеспечить при рациональном использовании финансовых ресурсов, применяя ресурсосберегающие технологии, снижающие расход труда, материалов, энергии, оборудования. К ресурсосберегающим технологиям бюджетных учреждений относятся рациональнаяорганизациялечебно-профилактического процесса, повышение качества медицинской помощи, внедрение инноваций.

Лечебно-профилактические учреждения в своей многогранной профессиональной деятельности по охране здоровья и оказанию медицинской помощи гражданам России действуют в определенных правовых и хозяйственных рамках. На современном этапе развития здравоохранения в целях повышения эффективности и результативности отрасли большое внимание уделяется совершенствованию хозяйственного механизма медицинских учреждений.

Характеризуя экономическую деятельность ЛПУ любой формы собственности, можно выделить ее направления.

.Планирование является важной задачей инновационного внедрения при определении способов зарабатывания денежных средств, и способов их рационального использования для достижения определенных научно-технических целей. Современные требования к планированию основаны на имеющихся ресурсах и объемах оказываемых медицинских услуг.

Исходя из финансовых прогнозов и объемов медицинской помощи, определяются производственные мощности и обосновываются штаты, при планировании последних используются штатные нормативы, которые носят в настоящее время рекомендательный характер. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», формирование штатов находится в полном ведении медицинского учреждения и осуществляется не только на основании нормативов, а исходя из объемов работы и других факторов ее экономической эффективности, т.е. с учетом реальной потребности.

. Анализ финансово-хозяйственного положения медицинского учреждения, от проведения которого зависит принятие управленческих решений. Сравнительный анализ вариантов деятельности, выгодности отдельных видов оказываемых услуг в том числе и инновационных. Например, вводить или не вводить те или иные виды медицинской помощи, развивать собственную диагностическую службу или пользоваться услугами специализированных учреждений, приведет ли это к сбережению ресурсов.

. Участие в разработке медико-экономических стандартов, стандартов качества, критериев оценки качества труда. Использование показателей качества при установлении размера оплаты труда может дать гораздо больший эффект, чем административные меры.

Разнообразный характер современной экономической работы требует взаимодействия экономической службы ЛПУ с другими смежными областями его деятельности, в частности организационно-методической работой, основанной на сборе и анализе стратегической информации о деятельности учреждения, и бухгалтерским учетом. В результате взаимодействия этих подразделений решаются задачи по обеспечению финансовой стабильности медицинского учреждения. Совместно решаются вопросы выставления счетов, проводится контроль за своевременностью и полнотой их оплаты, проверка и оплата счетов других организаций, вопросы совершенствования бухгалтерского учета в рамках разных источников возникновения затрат, расчета тарифов.

В экономической деятельности весьма серьезное место занимает ее юридический аспект: решение вопросов оплаты труда, участие в подготовке коллективных трудовых договоров, должностных инструкций, работа с договорами на предоставление медицинских услуг, с выставлением счетов, проверкой счетов других организаций. Положения гражданского законодательства учитываются при разработке Устава медицинского учреждения, положений о подразделениях, при составлении договора подряда.

1.3 Характеристика видов отчетности бюджетных учреждений


На протяжении последних лет активно реализуется Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Составление отчетности в соответствии с общепринятыми концепциями и принципами в теории бухгалтерского учета важно для информативности делового сообщества о финансовом состоянии российских организаций, зарубежных компаний, транснациональных корпораций.

Новации касаются и бюджетных учреждений в области повышения прозрачности бухгалтерской отчетности, обеспечения гарантированного доступа к ней заинтересованными пользователями.Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере определены требованиями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора.

В связи с этим в современной рыночной экономике необходимо решить проблему сближения бюджетного и бухгалтерского учета коммерческих организаций в части внебюджетной деятельности или иной предпринимательской деятельности, приносящей доход и соответственно бухгалтерской финансовой отчетности, т.е., их гармонизации. Однако формирование показателей в отчетности бюджетных учреждений не дает возможности получить на качественно новой основе полную и достоверную информацию о развитии учреждений за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, по нескольким причинам.

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов, утвержденные Инструкцией по бюджетному учету и ст.264 БК РФ, которые представлены в Приложении 2.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых активах, обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам Плана счетов бюджетного учета. Формальное балансовое уравнение, применяемое бюджетными учреждениями, осуществляющими предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, будет иметь следующий вид, представленный на схеме 1.1.

=

Рис. 1-Баланс бюджетного учреждения

Важной целью теории финансовой отчетности определено предоставление совокупности логически взаимосвязанных принципов, формирующей общую систему рекомендаций для составления и анализа отчетности.

Математическое выражение не нарушается при его применении на фактических итогах разделов актива и пассива баланса, так как в бюджетном учете хозяйственные операции отражаются с применением способа двойной записи и утвержденными корреспонденциями счетов. Нарушение принципа двойственности при формировании информации в балансе вызвано такими особенностями отражения фактов хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, как начисление амортизации и переоценка объектов основных средств.

Существенным шагом в реформировании бюджетного учета было введение в действие Инструкции № 148-н по бюджетному учету, и нового Плана счетов бюджетного учета, в котором предусмотрены счета для отражения данных характеризующих степень изношенности основных производственных фондов и нематериальных активов в бюджетных учреждениях.

В рыночной экономике амортизацией принято считать постепенное погашение стоимости объекта, приобретенного за счет временно свободных оборотных средств. В международных стандартах финансовой отчетности IAS 16 «Основные средства» амортизация определена как систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования исследуемым учреждением здравоохранения. По требованиям МСФО амортизация не является источником финансирования нового актива.

Можно сделать вывод о том, что амортизация может рассматриваться в рыночной экономике источником финансирования капитальных вложений исходя из ее финансовой составляющей - реальных денежных средств в выручке от продажи товаров, оказанных услуг, которые и должны аккумулироваться для целевого использования как в коммерческих, так и в бюджетных организациях.

равновеликое увеличение счетов «Основные средства» и «Добавочный капитал», актива и пассива баланса на сумму разницы между восстановительной и балансовой стоимостью основных средств;

увеличение суммы амортизации по переоцениваемым объектам и уменьшение на эту сумму добавочного капитала;

в балансе в пассиве отражается сумма остатка добавочного капитала, а в активе основные средства по остаточной стоимости с учетом дооценки.

Следовательно, наличие в активе баланса бюджетных учреждений объектов основных средств должно соответствовать источникам финансирования в пассиве. В связи с этим возникает необходимость введения счета бюджетного учета, на котором будет обобщаться информация о результатах переоценки объектов основных средств. Данное предложение не противоречит теории бухгалтерского учета. В связи с изложенным предлагается уточненное уравнение баланса бюджетных учреждений, осуществляющих внебюджетную деятельность , которое будет соответствовать теории бухгалтерского учета, указанной на рисунке 2.

=                          +

Рис. 2 - Балансовое уравнение бюджетного учреждения

Таким образом, можно определить общий недостаток, приводящий к формированию недостовернобюджетнойотчетности для различных заинтересованных пользователей, - возможность искажения информации об источниках финансирования в балансе бюджетных учреждений. На практике, балансау бюджетного учреждения нет, т.к. активы не совпадают по величине с пассивами на отчетную дату. Чтобы устранить это несоответствие, необходимо, но нашему мнению, ввести в баланс раздел «Фонды собственника», который вместе с обязательствами будет соответствовать активам. Таким образом, базовая формула балансового уравнения в бюджетной отчетности примет следующий, представленный в Приложении 3.

Фонды собственника по аналогии с собственным капиталом у коммерческих организаций должны включать такие позиции как учредительный фонд, резервный фонд и результат целевого финансирования. Учредительный фонд представляет собой сумму средств в денежном выражении вложенным государственными органами и органами местного самоуправления в имущество бюджетного учреждения при его создании для осуществления деятельности, определеннойучредительными документами. Таким образом, учредительный фонд становится источником финансирования имущества бюджетного учреждения. Резервный фонд также формируется за счет средств учредителя и используется для погашения обязательств и других непредвиденных потерь сверх предусмотренных сметой доходов и расходов. Результат целевого финансирования представляет собой разность между фактически полученными и фактически потраченными средствами, выделенными из бюджета и внебюджетных фондов на осуществление конкретного мероприятия.

Поэтому в разрабатываемых российских положениях по бюджетному учету предлагается базироваться на согласованности принципов и концепции теории бухгалтерского учета. В современных условиях требований к информационной базе бюджетной и соответствующей финансовой отчетности необходимо установление и соблюдение взаимосвязи: концепция двойственности - План счетов бюджетного учета - правило составления бюджетной финансовой отчетности. Процесс систематизации и накапливания информации о фактах предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отражаемых способом двойной записи на счетах бюджетного учета, должен обязательно соответствовать концепции двойственности и ее применению при формировании актива и пассива баланса бюджетных организаций - формы финансовой отчетности.

Решением проблем в системе реформирования бюджетного учета может быть введение дополнительных счетов и строк в балансе бюджетного учреждения здравоохранения, что улучшит информативность и прозрачность бюджетной отчетности при ее использовании заинтересованными пользователями. Методика бухгалтерского учета в части приведения бюджетного учета требует изменений и Плана счетов бюджетного учета, а также Инструкции по его применению в среднесрочной перспективе и современных рыночных отношениях, в которых должны быть точная ориентация на систему двойственности бюджетного учета. Так как развивающиеся рыночные отношения между бюджетными учреждениями и коммерческими предприятиями всех форм собственности приобретают особую актуальность в будущем развитии рыночных отношений.

 

Глава 2. Расчет инновационного потенциала бюджетного учреждения

 

.1 Финансово-экономическое состояние бюджетной организации


Финансово-экономическая деятельность бюджетного учреждения здравоохранения может анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, выступает смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы, и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования. Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение, имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений невозможна без рассмотрения месячных и квартальных отчетов, поскольку на их основе может быть выявлено выполнение плана по штатам и контингентам и освоение ранее перечисленных средств.

Далее в таблице представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2013 год.

Таблица 2.1. - Показатели финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения за 2012-2013гг. (тыс.руб.)

Показатели

2012г.

2013г.

Изменения




+/-

%

Нефинансовые активы (всего)

945342

1169115

+223773

123,7

Основные средства

746663

956296

+209633

128,07

Материальные запасы

151268

156321

+5053

103,3

Вложения в нефинансовые активы

47411

56407

+8996

120,1

Денежные средства

238934

284306

+45372

118,9

Расчеты по доходам

61374

63729

+2355

103,8

Обязательства

14229

41356

+27127

290,6

Расчеты по принятым обязательствам

3478

20883

+17405

600,4

Финансовый результат

533251

633807

+100556

118,7


По итогам представленных результатов можно сделать определенный вывод о том, что финансовый результат бюджетного учреждения ЛПУ вырос за год на 100556 тыс. руб., или на 18,7%. Наиболее выросло поступление основных средств за 2013 год, на 209633 тыс. руб. или на 28,07%.

Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а также за эффективностью использования выделенных денежных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственных средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это снижает гибкость экономического управления, уменьшает возможности оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.

Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагает формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.

Финансовое состояние бюджетного учреждения здравоохранения зависит от всех сторон его деятельности: от выполнения производственных и сметных планов, экономного и рационального использования бюджетных средств, снижения себестоимости услуг и увеличения прибыли, роста эффективности использования денежных средств и других факторов, действующих в системе обращения: улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, совершенствования процессов реализации и расчетов. При анализе необходимо выявить причины неустойчивого состояния предприятия и, по мере возможности, наметить пути его устранения.

Анализ финансово-экономического состояния любого хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений.

Таким образом, основной целью анализа финансово-экономического предприятия является повышение эффективности его работы на основе системного изучения деятельности и обобщения ее результатов.

2.2 Эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств


Эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств в исследуемом учреждении определяется оценкой и динамикой показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 2012г. по 2013 год. При анализе финансовых показателей эффективности деятельности бюджетного учреждения необходимо знать, что коммерческая деятельность больницы не является ее основной деятельностью, поэтому по таким показателям нельзя судить о действительном финансовом положении учреждения.

Оценка эффективности деятельности учреждения по показателям финансово-экономической деятельности и деловой активности за 2012-2013гг. представлена в таблице 2.2. в динамике за два года.

Таблица 2.2. - Показатели финансово-экономической деятельности за период 2012-2013гг.

Показатели

2012г.

2013г.

Изменения




+/-

%

Доходы (всего), в том числе

1843324

2028294

+184970

110,03

Средства из Территориального ФОМС

919501

703235

-216266

76,48

Средства из Федерального ФОМС

861426

1230749

+369323

142,8

Средства от платной деятельности

62397

94310

+30913

151,1

Расходы (всего)

1795907

2 055 508

+259601

114,5

Оплата труда персонала

884774

1027522

+142748

116,13

Прочие работы и услуги

911133

1027986

+116853

112,8

Удельный вес средств ТФОМС в составе доходов, (%)

49,8%

34,67%

-15,13

69,6

Удельный вес средств ФФОМС в составе доходов (%)

46,73%

60,67%

-13,94

129,8

Удельный вес средств от платной деятельности в составе доходов (%)

3,38%

4,64%

-1,26

137,3

Финансовый результат (доходы - расходы)

47417

-27214

-74631



Из анализа основной финансово-экономической деятельности и деловой активности учреждения за 2012-2013годы можно сделать следующие выводы, о том, что сократилось финансирование из ТФОМС в 2013 году на 216266 руб., или на 23,52%, по сравнению с 2012 годом. При этом возросло финансирование из ФФОМС на 369323 руб., или на 42,8%, что в целом характеризует устойчивое финансовое положение ЛПУ. Следует отметить, рост средств от платной деятельности в 2013 году на 30913 руб., или на 51,1%, по сравнению с данными за 2012 год, что свидетельствует о развитии инновационного потенциала лечебного учреждения, и его выход на основную деятельность по оказанию услуг населению на новый уровень развития.

По данным расчета видно, что на исследуемом лечебном учреждении увеличились доходы за 2013год на 184970 руб., или на 10,03% по сравнению с 2012 годом, в основном за счет увеличения финансирования из ФФОМС и успешного оказания платных услуг. Увеличились также расходы, за 2013 год на 259601 руб., или на 14,5% по сравнению с 2012 годом, что определило отрицательный финансовый результат за 2013 год в размере - 27214 руб. При анализе расходов исследуемого ЛПУ следует, обратить внимание на увеличение расходов по оплате труда медицинских специалистов за 2013 год на 142748 руб., или на 16,13%, по сравнению с 2012 годом, что в целом, является положительным фактором развития оказания медицинских услуг населению.

Разница между полученными доходами и произведенными расходами характеризует соотношение этих показателей между собой, в данном случае в 2012 году больше полученных средств (+47417 руб.), чем потраченных в 2013 году (-27214 руб.), что свидетельствует об реально использованных денежных средствах. При этом сумма полученных доходов примерно соответствует произведенным расходам, в 2012 году наблюдается превышение доходов над расходами, что обычно связано с неиспользованием всех поступивших средств. Превышение расходов над доходами в 2013 году свидетельствует о всех использованных средствах направленных в распоряжение исследуемого ЛПУ.

Способность исследуемого медицинского учреждения покрывать текущие и срочные платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о положительном финансовом состоянии, которое в свою очередь зависит от результатов коммерческой, финансовой и основной производственной деятельности. Если производственные планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовую устойчивость медицинского учреждения, а в результате недовыполнения плана оказания медицинских услуг наблюдается повышение себестоимости услуг, уменьшения выручки и ухудшение финансового состояния медицинского учреждения и его платежеспособности.

Финансовое состояние медицинского учреждения характеризуется размещением и использованием средств, сведения для которого предоставляет баланс учреждения. Основным показателем, характеризующим финансовое состояние учреждения, является платежеспособность, под которой подразумевается способность ЛПУ вовремя удовлетворять платежные требования, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Далее в таблице 2.3. следует проанализировать баланс активов и обязательств исследуемого государственного (муниципального) учреждения за период с 2012г. по 2013гг.

Таблица 2.3 - Анализ активов и обязательств баланса учреждения 2012-2013гг.

Актив

2012г

2013г.

Пассив

2012г

2013г.

Нефинансовые активы

612246

945342

Обязательства

8405

14229

Финансовые активы

-273320

-397861

Финансовый результат

330520

533252

Баланс

338925

547481

Баланс

338925

547481


По расчетам таблица 2.3. видно, что баланс исследуемого учреждения не является ликвидным как начало года, так и на конец года, так как, имеет следующее равенство:

На начало 2013 года:

Нефинансовые активы > Обязательств

Финансовые активы < Финансового результата

На конец 2013 года:

Нефинансовые активы > Обязательств

Финансовые активы < Финансового результата

В анализируемом медицинском учреждении не хватает денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств, так финансовые активы имеют отрицательное значение в 2012 г. (-273320 тыс. руб.), так и в 2013 году (-397861 тыс. руб.).

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели текущей ликвидности, которые определяются как разность между денежными средствами и обязательствами:

ТЛ = 120186 - 8405 = 111781 тыс. руб. - в 2012 году

ТЛ = 238934 - 14229 = 224705 тыс. руб. - в 2013 году.

Текущая ликвидность в исследуемом медицинском учреждении имеет положительное значение 111781 тыс. руб. в 2012 году, и в конце отчетного периода показатель текущей ликвидности увеличивается - до 224705 тыс. руб.

Положение анализируемого медицинского учреждения свидетельствует о платежеспособности на ближайший промежуток времени.

Дальнейшая экономическая политика ЛПУ предполагает увеличение спектра платных услуг за счет закупки медицинского диагностического оборудования и медикаментов: рентгеноаппаратов, лабораторного оборудования, новейших стоматологических препаратов и т.д.

Таким образом, политику управления бюджетными и внебюджетными средствами предприятия можно охарактеризовать как достаточно эффективную в условиях недостатка целевого финансирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследование инновационного потенциала бюджетного учреждения по предоставленной отчетности позволило сделать определенный вывод о том, что экономическая сущность бюджетного финансирования заключается в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов, таких как смета расходов. Объем необходимых расходов согласно сметам затрат закрепляется в бюджетах всех уровней - федеральном, региональном и местном. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

В современном развитии экономических отношений бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Таким образом, принцип финансирования расходов бюджетных учреждений основан на сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

В результате практического исследования, экономической эффективности финансирования учреждений здравоохранений ЛПУ выявлена следующая проблематика:

• декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

• несбалансированность государственных обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи при росте платных услуг и сопоставимости затрат населения с объемами государственного финансирования здравоохранения;

• неэффективность многоканальной системы бюджетно-страхового финансирования, неспособной обеспечить рациональное расходование средств;

• отсутствие долгосрочной программы развития здравоохранения, что ведет к низкой эффективности использования имеющегося материального и кадрового потенциала системы здравоохранения;

• недоступность медицинских услуг и неудовлетворенность населения их качеством.

Главные требования к реформе здравоохранения состоят в том, что все преобразования должны отвечать двум критериям: учет интересов и пациента, и медицинских работников.

Основными аспектами реформы отрасли являются следующие:

. Эффективные государственные гарантии бесплатной медицинской помощи.

. Приток дополнительных финансовых ресурсов и другой принцип их распределения.

. Разработка более совершенной нормативно-правовой базы, что позволит обеспечить единый подход к оказанию медицинской помощи на всей территории РФ, создать условия для унификации системы ценообразования на медицинские услуги, установить стандарты лекарственного обеспечения путем введения единой формулярной системы. определяющей набор лекарственных средств и медикаментов, обязательных для медучреждений соответствующего уровня.

. Преобразование действующей бюджетно-страховой медицины в преимущественно одно канальную систему финансирования основанную на страховом.

. 0беспечение централизованное регулирование цен на лекарственные препараты, усиление контроля за качеством препаратов.

. Создание за счет целевого финансирования общенациональных специализированных медицинских служб, обеспечивающих развитие в медицине передовых технологий и внедрение их в каждое лечебно-профилактическое учреждение.

. Разработка системы показателей, характеризующих результаты деятельности медицинского учреждения, здравоохранения муниципального образования, региона и страны в целом, установка их нормативных значений и осуществление регулярного мониторинга, призванного дать оценку доступности и качества медицинских услуг.

. Активная пропаганда здорового образа жизни, политика профилактики и предупреждения заболеваний.

. Внесение изменений в подготовку кадров системы здравоохранения.

Решением проблем в системе реформирования бюджетного учета может быть введение дополнительных счетов и строк в балансе бюджетного учреждения здравоохранения, что улучшит информативность и прозрачность бюджетнойотчетности при ее использовании заинтересованными пользователями. Методика бухгалтерского учета в части приведения бюджетного учета требует изменений и Плана счетов бюджетного учета, а также Инструкции по его применению в среднесрочной перспективе и современных рыночных отношениях, в которых должны быть точная ориентация на систему двойственности бюджетного учета. Так как развивающиеся рыночные отношения между бюджетными учреждениями и коммерческими предприятиями всех форм собственности приобретают особую актуальность в будущем развитии рыночных отношений.

Список использованной литературы


1.       Бюджетный Кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ №145-ФЗ от 31.07.1998г.: с изменениями и дополнениями от 01.01.2014г.

.        Федеральный закон от 20.07.2011 N 249-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности".

.        Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ
"О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

.        Постановление Правительства РФ N 279от 31.03.2009
"Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности" (ред. от 24.09.2013г.)

.        Постановление Правительства РФ № 291 от 16.04.2012г. «О лицензировании медицинской деятельности(за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» : с изменениями и дополнениями от 15.04.2013г.

.        Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1460
"О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности".

.        Приказ Росстата от 30.10.2009 N 237"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций": в редакции от 19.08.2011г.

.        Атоян, В. Р. Законодательное обеспечение инновационной деятельности на региональном уровне [Текст] / В. Р. Атоян, В. Ю. Тюрина, Е. Г. Яблонская // Инновации. - 2012. - № 7. - С.26-31.

.        Афанасьева, Ю. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции / Ю. Афанасьева // МЭиМО. - 2009. - № 2. - С. 31-34.

.        Бабурин, В. Л. Инновационные циклы в российской экономике / В. Л. Бабурин. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 120 с.

.        Бекетов, Н. В. Управление наукой в регионе: инновационная политика и особенности финансирования / Н. В. Бекетов; под редакцией проф. А. А. Попова. - М.: Academia, 2010. - 96 с.

.        Горшкова Л.Л. Отражение в учете учреждения поступления, хранения и выбытия денежных документов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - №23. - С35-39.

.        Илышев, А. М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учеб.пособие / А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, И. Н. Воропанова. - М.: КНОРУС, 2011. - 240 с.

.        Инновационный менеджмент [Текст] / Под ред. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 237 с.

.        Лагутин И.Б. Элементы системности в организации бюджетного контроля в России: административно-правовой аспект // Административно муниципальное право. - 2013. - №2. - С.32-36.

.        Карандаев И.Ю. Особенности бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №1. - С.42-49.

.        Марабаев, Л. В. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы / Л. В. Марабаев, О. А. Соколов // Инновации. - 2010. - № 10. - С.12-18.

.        Мелехина Т.И. Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - №2013. - №23. - С.41-46.

.        Маковский С.В.Попов А.Ю.Понятие, классификация и нормативно-правовое регулирование учета и налогообложения потерь материальных ресурсов // Международный бухгалтерский учет. - №2013. - №13. - С.25-29.

.        Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник / В.В. Ковалев.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.- 448 с.

22.         Коваль Л. С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учета: учебно-методическое пособие / Л.С. Коваль. - М.: «Гелиос АРВ», 2010. - 270 с.

23.     Кузнецова Л.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учетное пособие / РГЭУ (РИНХ) / Л.Н. Кузнецова. - Ростов н/Д , 2010. -224 с.

24.         Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2008.

25.     Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Маркарьян. - М.: Кно-Рус, 2011. 189 с.

.        Экономический анализ. Учебное пособие. Любушин Н.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 285 с.

.        Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. - Москва, ИНФРА - М.: 2009.

.        Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана - М.: Финансы и статистика, 2009. - с. 232.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Связь объектов внедрения инноваций в системе управленческого учета бюджетного учреждения



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формы отчетов составляемые бюджетным учреждением

Номер формы

Наименование формы

Ф.№0503130

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета

Ф.№ 0503140

Баланс поступления и выбытия средств бюджета

Ф.№ 0503150

Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета

Ф.№0503160

Пояснительная записка

Ф.№ 0503120

Баланс исполнения бюджета

Ф.№0503121

Отчет о финансовых результатах деятельности

Ф.№0503122

Отчет об исполнении бюджета

Ф.№ 0503123

Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях

Ф.№ 0503125

Справка по внутренним расчетам

Ф.№ 0503129

Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемый баланс бюджетного учреждения

Номер раздела

Наименование раздела

Статьи

 

А К Т И В

I

Нефинансовые активы

Основные средства Непроизводственные активы Нематериальные активы Материальные запасы Вложения в нефинансовые активы Нефинансовые активы в пути


Итого по разд. I


II

Финансовые активы

Денежные средства Финансовые вложения Расчеты с дебиторами Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по недостачам


Итого по разд. II


Б А Л А Н С

О Б Я З А Т Е Л Ь С Т В А

III

Фонды собственника

Учредительный фонд Резервный фонд Результат целевого финансирования

 


Итого по разд. III


 

IV

Финансовые обязательства

Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды Расчеты по прочим кредиторам

 


Итого по разд. IV


Похожие работы на - Определение инновационного потенциала бюджетного учреждения по предоставленной отчетности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!