Креативные технологии как фактор инновационного развития современного российского общества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,38 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Креативные технологии как фактор инновационного развития современного российского общества

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальных технологий








МОГУЩИЙ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель - д.с.н., профессор Викторов А.Ш.









МОСКВА - 2017

Введение

Парадигма общества в России находится в стадии своего формирования и диктует новые требования к управлению предприятиями и экономическими процессами в целом. Стандартные подходы к управлению исчерпали свои резервы повышения эффективности деятельности предприятий, поэтому будущее - за технологиями креативными.

Повышение эффективности управления государством требует разработки научно-теоретических подходов и практических механизмов введения системы управления внедрением инновационных по сути и креативных по способу формирования решений.

Таким образом, эксперты прогнозируют, что те государства, которые не изменят путь развития, в сторону современных поддержки развития технологий и к неолиберальной рыночной экономике к середине XXI века неизбежно рухнут.

В западной социологии теория инновационной и креативной экономики, по сравнению с другими теориями, описывающими текущие тенденции трансформирующегося общества, начинает задавать вектор научных исследований.

При установленной методологической платформе и постоянно обновляемом категориальном аппарате она характеризуется как незавершенная, а в реалиях российской экономики имеет почти рудиментарное неразвитое состояние, что, безусловно, требует пристального внимания исследователей.

Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие этого направления позволит выявить и описать модели функционирования, тенденции в развитии новых социально-экономических отношений, выявить альтернативные источники роста, принести полезные знания и опыт в экономической, политической и социальной практике, а также обеспечит основу для исследований в новых областях науки, смежных с психологией, культурологией, географией и другими областями знаний.

Степень разработки проблемы. Данное исследование основано на широком спектре источников информации, посвященных изучению социально-экономических преобразований и современных проблем социологического развития государства.

Первоначальное комплексное теоретическое и методологическое описание текущих изменений в западной экономике было предложено концепцией постиндустриализма. Прежде всего отметим Д. Белла, Дж. Нейсбитт, Э. Тоффлер, который описал новую технологическую структуру, способ производства, характерный для новых условий, общие тенденции в трансформации различных сфер общества. Сегодня в исследовании концепции постиндустриализма есть два основных направления: информационная кибернетическая - техноцентрическая и гуманистическо-ноосферная - антропоцентрическая теории.

К рассматривающим влияние информационной революции на социальную систему с экономической и философской позиций, мы причисляем таких ученых как: З. Бжезинский, М. Малклюэн, М. Масуду, Ф. Махлупа, Р. Кац, М. Кастельс, К. Келли, А. Крокер, М. Пората, Д. Стиглер, Дж. Стиглиц, Т. Стоуньер, Д. Тапскотт, Т. Умессао, Ф. Фукуяма. C. Эрроу. Вопросы воспроизводства научно-технической информации в экономике частично отражены в работах российских ученых: М.И. Игнацкой, Р.М. Ничегородцевой, Т.П. Николаевой, В.Л. Тамбовцевым, А.Д. Урсулой и другими.

Цель работы- изучение креативных технологий в инновационном развитии современного российского общества.

Целью продиктованы главные задачи исследования:

проанализировать понятие и сущность инновационного общества в социологии;

изучить модели инновационного развития как фактор влияния на процесс трансформации современного общества;

рассмотреть креативное мышление как основу достижения инновационного развития общества;

изучить сущность креативных технологий на современном этапе экономического развития;

проанализировать развитие инновационной деятельности в России на примере наукограда «Сколково» и выявить основные проблемы.

Объектом исследования выступает инновационно исследовательский комплекс - креативная экономика как форма производства нематериальных выгод. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектамы в процессе творческого типа труда, в результате воспроизводства творческого потенциала.

Теоретической и методологической основой исследования были фундаментальные научные труды западных и отечественных экономистов, социологов, психологов, политологов, философов, футурологов и др., а также материалы научно-практических конференций, информационно-аналитические порталы сети «Интенет» и средств массовой информации.

Методологической основой исследования послужили общенаучные принципы познания социально-экономических явлений и процессов, такие как: диалектический метод, абстракция, метод системного анализа, методы структурного и сравнительного анализа, ретроспективный метод экономичного моделирования и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения инновационного развития общества

.1 Инновационные - креативные технологии: понятия, виды, сферы применения

Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность. Технологии, ориентированные на формирование системного, творческого, технического мышления и способность генерировать нестандартные технические идеи, при решении творческих, производственных задач.

Понятие инновация, достаточно разнообразно и зависит в основном от ее применения. Коротко, инновация - это успешное использование новых идей. Для компании, например, означает рост доходов, выход на новые рынки, увеличение прибыли. Инновация должна вызывать существенное влияние на структуру ценообразования, рыночную долю доходов компании и др. Постоянное совершенствование, как правило, создает конкурентные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которое способно поддерживать конкурентоспособность продукции с точки зрения затрат.

Различные виды инноваций могут быть классифицированы несколькими способами:

Инновация бизнес-модели, она состоит из изменений в бизнес-модели, которая означает то, как продукт или услуга предлагаются на рынке. Это не обязательно предполагает изменения в продукте или даже в процессе производства, но отображает то, как продукт выходит на рынок.

Например, потребитель берет в аренду машину, платит ежемесячную плату за использование транспортного средства, включая страхование, техническое обслуживание и замену на более новые модели каждый год. По сравнению с традиционной бизнес-моделью, в которой автомобиль продается.

Инкрементная инновация, она отражает небольшое непрерывное улучшения продуктов или продуктовых линий.

Например, эволюция компакт-дисков, появление двойных дисков, способных хранить в два раза больше информации.

Радикальная Инновация представляет собой радикальное изменение в способ, которым товар или услуга потребляются. Это, как правило, приносит новую парадигму в сегменте рынка, который изменяет существующую бизнес-модель.

Инновации очень важны для предприятий, так как инновации способны генерировать конкурентные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Инновации имеют важное значение, для устойчивости компаний и стран в будущем. Инновации имеют возможность повысить ценность продукции компаний, дифференцируя его, даже на мгновение, в конкурентной среде. Инновации важны, поскольку они позволяют компаниям выйти на новые рынки, увеличить доходы, выполнять новые партнерские отношения, осваивать новые знания и увеличивать стоимость своих брендов.

Очевидно, что преимущества инноваций не ограничиваются только компаниями. Инновации позволяют странам и регионам повысить уровень занятости и доходов. В целом компании находятся в центре инноваций. Именно через них, технологии, изобретения, продукты, наконец, идеи приходят на рынок. Подавляющее большинство крупных компаний имеют целые отделы, посвященные инновациям, представляющие научные исследования и разработки в лабораториях, которые имеют ряд исследователей. Эти отделы имеют разные функции, от проведения внешних исследований и разработки продукции и процессов, до осуществления инвестиций или субсидий, проходящих разработку прототипов, исследование рынков и планирования производства.

На сегодняшний день преобладающими сферами инноваций являются разработки в сферах энерго-эффективности, безопасности, экологии, информационных технологий, инновации в строительстве. Так же можно выделить несколько основных профилей:

информационно-коммуникационные технологии;

инновационные технологии и оборудование для нефтегазовой и нефтехимической промышленности;

промышленная автоматизация и интеллектуальные системы;

биотехнологии;

нанотехнологии;

возобновляемая энергетика;

высокотехнологичная медицина и биомедицинская инженерия;

медицинское и лабораторное оборудование (аксессуары);

инфраструктура;

геология и новые материалы;

оптика, фотоника и лазеры;

авиационно-космические технологии.

Среди новейших разработок можно выделить:

ресурсосберегающий подвижной состав, работающий на сжиженном природном газе;

новое поколение устройств, для обеззараживания воды;

современные литий-ионные аккумуляторы повышенной емкости;

технология повышения КПД, в двигателях независимо от типа топлива;

производство электроэнергии из альтернативных источников;

аэрозольные нано-дезинфеканты, для биологической защиты человека;

уникальный телеуправляемый подводный аппарат;

новые средства защиты от жары и холода в системе «человек-одежда-среда»;

разрядно-импульсные технологии для усиления фундаментов;

принципиально новый преобразователь энергии;

бестраншейная технология ремонта водопроводных сетей;

индукционное освещение.

Чтобы отметить технологии, которые способны принести разработчикам миллиарды долларов в 2015 г., Business Insider обратился к исследованиям ведущих аналитических фирм.

) Компании займутся закупкой средств защиты от хакерских атак. Хакерские атаки на компании вроде Target, Home Depot и Sony - это только начало, гласит исследование компании Forrester. В 2015 г. 60% или более знаменитых брендов подвергнутся атакам хакеров. Ритейлерам придется потратить на компьютерную безопасность вдвое больше, чем когда-либо. Покупка кибер-страховок ценой в 100 млн долл. станет для крупных компаний обычной практикой.

2) «Умные» часы одержат победу над фитнес-браслетами. В 2015 г. половина владельцев фитнес-браслетов перейдет на «умные» часы, предсказывает <#"justify">1.3 Инновации как фактор социально-экономического развития и трансформации современного общества

Современное общество представляет собой динамично развивающуюся систему. В основе этих процессов лежит всевозрастающая роль научно-технической революции, переживающей свой второй этап - этап «информационный». Ее последствием является растущая потребность быстрой ориентации в ситуации и принятии скорейших управленческих решений, подчас, в условиях неопределенности. А это означает, что они зачастую должны носить характер креативных, творческих решений. Поэтому инновации должны быть ориентированы на успешное развитие нововведений в различных подсистемах общества: социальной, экономической, информационно-технологической, опытно-конструкторской, образовательной, управленческой и других сферах на основе разнообразных, далеко не традиционных и тривиальных, а инновационных решений, чреда которых должна приобрести статус направленного процесса.

Следует сказать прежде всего, что инновационные процессы имеют взрывообразный «кумулятивный» эффект. Это приводит к изменению устоявшихся стереотипов социокультурной жизни и социальных прогнозов развития общества.

«Инновационное развитие» в своем понятийном смысле включает в свое содержание не только процесс модернизационного изменения, то есть переход на новый качественный уровень всего общественного организма, но и то, как его следует осуществлять, как вводить его в практику. Инновационное развитие как социальный феномен охватывает процесс обновления социальной действительности, предусматривающий целый комплекс мер, начиная с разработки идей, выработки технологии их ввода, комплекса управленческих решений, менеджмента, прогнозирования и планирования ожидаемого будущего результата, а также экономического, социального и политического эффекта. Взвешенность принятия мер и внедрения нововведений предполагает и анализ действительного состояния страны, ее экономических, социальных, ресурсных возможностей.

Происходящие в настоящее время в мире изменения свидетельствуют о фундаментальных сдвигах на различных уровнях социального бытия. А это способствует трансформации традиций во всех сферах общественной жизни и обеспечит перевод общества на качественно новый уровень развития. Большую роль здесь играют постоянно изменяющиеся условия бытия, которые порождают новые социальные цели, новые потребности, новые формы деятельности, что, к великому сожалению, в нашей российской действительности почти не происходит.

Необходимо констатировать, все более очевидным становится то, что инновации стали символом нашей динамично развивающейся эпохи, своего рода мостиком между сферой чистой науки и задачами развития народного хозяйства. Обновление общества, сопровождаемое глубокими социальными реформациями, предполагает изменение существующих и создание новых общественных ценностей. И хочется надеяться, что такой процесс может быть прогрессивным, если будет осуществляться реализация тех идей, благодаря которым нарождающееся общество будет отличаться в лучшую сторону от предыдущего.

В товарном экспорте России в настоящее время практически нет конкурентоспособного товара из сферы высоких технологий. Вот почему только научно-техническая и инновационная активность способна обеспечить стране достойное место в ряду технологически развитых стран мира. Определяемая в современной России стратегия «нецеленаправленного и неуправляемого перехода к новому типу общества», контуры которого весьма туманны и неопределенны, вряд ли оставляют надежду на скорейший перевод экономики нашей страны на рельсы инновационного развития.

Неокторые исследуют инновации, видя в них выход из современного кризисного состояния общества; кто-то считает инновационное развитие основанием новых цивилизационных изменений с их обязательными и положительными, и отрицательными, социальными последствиями; кому-то кажется, что современные инновации способны проложить путь в ближайшем будущем к преобразованию самой природы человека и открыть чуть ли не эликсир молодости или бессмертия. Дело лишь в оптимизации этого процесса, т.е. задача - сделать человека технологически продуктивным. Однако, как отмечает А.А. Зиновьев, современное российское общество ориентировано на введение инноваций в различных сферах. Инновации выступают проявлением глобального аспекта человеческой деятельности. Стремительное развитие техники и инновационные технологии порождают стремительное развитие общества и общественных отношений.

Однако это не исключает прорыв и в отдельных областях общественного целого или отраслях народного хозяйства. Инновации, реализуемые в какой-либо отрасли, если они являются приоритетными, наукоемкими, потянут вслед за собой ряд других. Это не обязательно могут быть отрасли тяжелой промышленности. В условиях современной России такими могут быть и легкая, и ряд других отраслей экономики, но связанные с какими-либо социально востребованными сферами общественного производства. В наше время в переходе от экстенсивного развития к инновационному нуждается не только общественное производство и сфера услуг, но и вся социально-преобразовательная практика.

Практически во всех характеристиках инновации непременным атрибутом данного феномена подчеркивается субъективная составляющая. Иначе говоря, инновация - продукт человеческой целенаправленной и его творческой устремленности.

Но инновации в обществе не могут возникать спонтанно, сами собой. Соответственно общество находится в состоянии статики, воспроизводит себя в наличном состоянии до того времени, когда крайняя необходимость не заставит его прийти в движение.

Причиной инноваций являются главным образом экзогенные, то есть приходящие извне факторы, которые становятся внутренними для данного общества лишь после осознания вызова и его характера, а саму формулировку проекта инновации называет подлинно творческим актом, связанным с трансцендированием, выходом за пределы наличного состояния общества и среды.

Глава 2. Влияние креативных технологий на общество

.1 Креативное мышление как основа достижения инновационного развития общества

инновационный общество технология

Креативное мышление - это процесс, который мы используем, когда придумываем новую идею. Это слияние идей, которые раньше не сливались. Мозговой штурм - одна из форм творческого мышления: она работает путем слияния чужих идей с вашими собственными для создания нового. Вы используете идеи других в качестве стимула для своих собственных.

Этот процесс творческого мышления может быть случайным или преднамеренным.

Без специальных методов творческое мышление все же происходит, но обычно случайным образом; Как случай, когда вы задумываетесь о чем-то по-другому, и тогда вы обнаруживаете выгодное изменение. Другие изменения происходят медленно благодаря чистому использованию интеллекта и логической прогрессии. Используя этот случайный или логичный процесс продвижения, часто требуется много времени, чтобы продукты развивались и улучшались. В условиях ускорительного и конкурентного мира это явно невыгодно.

Используя специальные методы, сознательное творческое мышление может использоваться для разработки новых идей. Эти методы вызывают слияние широкого круга идей, чтобы вызвать новые мысли и процессы. Мозговой штурм является одним из этих специальных методов, но традиционно он начинается с неоригинальных идей.

Развитие происходит гораздо быстрее с использованием этих преднамеренных методов, чем случайно. Многие люди, известные своим творчеством, используют эти методы, но не знают, что они делают это, потому что они не были формально обучены им. Если вы используете эти обдуманные приемы во время сеансов мозгового штурма, тогда вы тоже будете более креативными.

С практикой творческое мышление (непрерывное исследование, опрос и анализ, который развивается через образование, обучение и самосознание) происходит все время. Постоянное творчество максимизирует как случайное, так и преднамеренное творческое мышление. Постоянное творчество требует времени и сознательной практики, чтобы стать искусным, но удивительно, как быстро онo становится отношением, а не техникой.

Первый шаг заключается в том, чтобы изучить методы творческого мышления, чтобы вы могли сознательно использовать их, чтобы придумывать новые идеи. Тогда у вас будет преимущество перед теми, кто не знает, как ими пользоваться. Затем вы должны практиковать методы, чтобы увеличить свои навыки в постоянном творческом мышлении. (Через какое-то время вам может даже не пригодиться использование специальных методов, потому что у вас может быть слишком много идей).

В современных условиях глобализации рынка и усиления конкуренции весомую роль в развитии предприятий и организаций играют управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии и т. д.

В связи с этим возрастают требования к управленцам: с одной стороны - к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а с другой - к творческому потенциалу организаций и административных структур. Поэтому вопросы, посвященные креативному мышлению и управлению, становятся все более значимыми и актуальными.

Проводя анализ последних исследований и публикаций, посвященных вопросам изучения креативности, можно выделить работу Горелова Н.А., в которой исследуются человеческие ресурсы в креативной экономике [1]; статьи Журавлева В.А., в которых излагается один из основных методов генерации новых идей, особое внимание уделяется развитию творческих способностей в различных областях деятельности.

Также необходимо обратить внимание на популярную книгу «Инновации. Как определять тенденции и извлекать выгоды» Элейна Дандона, в которой предложены наглядные и проверенные на практике примеры инновационного подхода к уже существующим продуктам, процессам и бизнес-моделям.

Креативное мышление является частью современных проблем креативного менеджмента и психологии управления. Изучение креативного мышления и его активизация позволят достичь инновационного развития индивида и общества в целом. Главной целью данной работы является изучение креативного мышления на основе психологических и управленческих аспектов для достижения инновационного развития общества в современных условиях..

Современная экономика в большей степени опирается на новые знания и управление ими, а креативность персонала становится главным источником развития интеллектуального капитала, что позволяет разрабатывать различные инновации, новые способы продвижения товара, переработки и представления информации, что крайне важно в информационном обществе. Если раньше креативность рассматривалась как свойство личности, то сегодня все более актуальным становится управление коллективным творчеством. Развитие креативного менеджмента направлено на управление человеческим капиталом, принятие управленческих решений в условиях неопределенности, мотивацию творчества и повышение эффективности работы проектных групп. При этом наиболее важным становится комплексное рассмотрение креативности, как менеджера, так и подчиненных, а также проявление креативности на разных стадиях инновационного проекта - от генерации идей до воплощения в готовый продукт.

Основная проблема состоит в противоречивости двух процессов, а именно в том, что креативность основана на иррациональных (хаотических) процессах мышления, а управление традиционно основано на рациональных процессах. Поэтому при управлении креативностью нужно разрабатывать такие стили управления, которые позволили бы совместить эти два противоположных по структуре процесса.

В настоящее время выделяются такие базовые условия для творческого решения проблемы: знания, опыт, работа, умение творчески мыслить, личная мотивация. Принимая во внимание основы психологии, важно отметить, что креативные люди всегда стараются пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, работать с будущими сценариями, рассматривать различные нововведения, изобретения и «видеть» их последствия. Они ищут сходства в том, что казалось несоизмеримым, создавая неожиданные комбинации возможных действий, в которых лежит ключ к решению проблемы. По сути, творческая, творческая деятельность разрушает существующие стереотипы, тем самым «освобождая» психологическое пространство для новых идей, принципов и правил.

Творчество основано на прикладном воображении, интеллекте, изобретательности и самообучении. Выделяют три необходимых элемента творчества:

Компетентность, которая включает знания, навыки, опыт.

Творческое мышление, которое включает в себя гибкость, изобретательность и настойчивость в поиске решений, использование методов творческого мышления.

. Мотивация: внутренняя - личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, внешнее - материальное поощрение и продвижение. Более того, для внутреннего творчества внутренняя мотивация играет более важную роль. Результаты исследований физиологов и психологов показывают, что многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются различными функциями и уровнями развития двух полушарий мозга человека.

Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы - анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, расчеты, способности к точным наукам, кратковременную память и речь, затем право - для непрерывных параллельных процессов, а именно: для чувств, эмоций, Синтез и анализ, долговременная память, способность к языкам и искусству. Таким образом, левое полушарие человека в основном аналитическое и логическое, а правое - синтетическое и творческое. В соответствии с этими положениями люди делятся на два основных типа в стиле их мышления или когнитивных различий.

Первый тип, с мышлением левого полушария, предпочитает аналитический, последовательный, логичный подход к решению проблемы. Второй тип с мышлением правого полушария предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Творческое мышление хорошо развито у людей второго типа, поэтому для идентификации этого типа психологии используется множество трюков, различные тесты и творческие задания. Многие исследователи представляют творческий процесс как последовательность таких этапов:

Постановка проблемы (проблемы).

Подготовка (изучение проблемы, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование).

Поиск решений, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации).

Освещение (новая идея, синтез, решение проблемы).

Проверка и оценка (интерпретация и анализ результата).

. Презентация (наилучшим образом доведение результата до заинтересованных целевых аудиторий).

В дополнение к этапам, рассмотренным выше, творческий процесс включает в себя две фазы: расходящуюся, когда формулируются различные решения, и сходятся, когда анализ выполняется и выбирается наилучшее решение.

Важно отметить, что оба полушария участвуют в творческом процессе, реализуя творческий цикл «сбор информации - анализ - синтез». В то же время левое полушарие работает сознательно, а правое - бессознательно. Результаты работы левого полушария - это анализ и выводы, а право - синтез и понимание. В инновационной и творческой деятельности разработка новых продуктов должна рассматриваться не как отдельные проекты, а как непрерывные процессы. Задача состоит не в том, чтобы определить окончательный образ нового продукта, а в том, чтобы одновременно создавать и удовлетворять текущие потребности потребителей. следовательно Творческие менеджеры стремятся не к завершению, а к непрерывному развитию инновационного процесса. В этих условиях методы и технологии креативного мышления играют чрезвычайно важную роль в решении инновационных задач и задач, которые используются в креативном менеджменте для коллективного поиска новых идей. Эти методы могут быть сгруппированы в зависимости от их ориентации: направлены на внешнюю среду (внешние целевые аудитории) и на внутреннюю среду (персонал) предприятия.

Методами, ориентированными на внешнюю среду предприятия, являются все методы маркетинговых исследований, связанных со сбором первичной информации о рынке: - опрос потребителей, клиентов, посредников, поставщиков; - экспертные оценки специалистов; - Анализ SWOT; - метод фокус-групп; - маркетинговые эксперименты

2.2 Сущность креативных технологий на современном этапе экономического развития

Механизм функционирования креативной экономики, как и экономики в целом, представляет собой систему соответствующих социально-экономических отношений. Формирование новых, более высоких потребностей определяет поиск более совершенных механизмов для их удовлетворения. Удовлетворение этих потребностей может быть осуществлено различными способами. Это могут быть как традиционные, так и хорошо известные методы и принципиально новые, не скопированные, нестандартные, креативные технологии. Термин «креатив» в широком смысле означает творчество. До недавнего времени, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, эти два термина считались взаимозаменяемыми. В то же время, в последнее время ряд авторов склонен к разделению этих двух понятий. В настоящее время концепция творчества все больше ассоциируется со способностью индивидуума в процессе решения возникающих проблем находить новые, нестандартные, оригинальные, не скопированные подходы, основанные на принципиально новых знаниях, навыках, навыках, компетенциях.

«Для того, что бы быть стабильно конкурентоспособным необходимо постоянно:

изучать, совершенствовать и развивать инновационные знания

разрабатывать и развивать инновационные системы (технические, социальные, технологические),

внедрять и применять результаты творческих исследований (как чужых, так и своих) в практической деятельности человека».

Творческая личность - это человек, способный к изобретательству и инновациям, которое заключается в развитии его способности:

. создать качественно новый продукт по своим свойствам и характеристика намного превосходящий существующие аналоги,

. создать абсолютно новый продукт, аналогов которому нет и, который может вывести общество на качественно новый (революционный) уровень развития.

Судить и оценивать уровень социально - экономического развития государства можно по сформированному и формируемому этим государством «мышлению» народа, составляющего основу любого государства. И если в развитых странах у народа сформулировано, так называемое «бережливое мышление», основанное на системе бережливой организации и управления, как государством, так и предприятиями и людьми. То в постсоветских странах с этим большие проблемы, что только свидетельствует об отсталости уровня развития народа от уровня народов цивилизованных и развитых стран. Так как их достижения во всех областях - это достижение лидеров и народов их, возглавляющих и представляющих на мировой арене.

Для организации и управление системой бережливого производства продукции (услуги), основная цель которого заключается в:

сокращении ресурсов (технических и человеческих), необходимых для производства продукции,

сокращении времени выполнения заказа, за счет устранения Потерь времени операторов и устранения перепроизводства (система канбан и точно вовремя),

повышении качества изделий за счет сокращения производства бракованных изделий (разработка и стандартизация правильных методов работы - система TWI,

требуются инновационные знания и методы, которыми в совершенстве должны владеть современные менеджеры. «А где возьмешь!!?» - как говорил уважаемый В.С. Черномырдин, если современные ВУЗы по привычке штампуют менеджеров ориентированных на Результат, а не на процесс.

Из выше сказанного видно, что внедрение концепции «бережливого менеджмента», через формирование системы «бережливого мышления» - это первый шаг на пути создания высоко конкурентного предприятия или организации. И этот посыл должен исходить от лидеров государства и бизнеса. Т.к. концепция «бережливого производства» на основе формирования у народа «бережливого мышления» направлены на исправление и совершенствование организации и управления существующих технологических процессов производства продукции или услуги. Хотя такой подход и не ведет к созданию качественно новых и инновационных технических систем продуктов, как и не создает инновационных технологических процессов их разработки и производства, но он приближает нас к уровню развития народов развитых стран. Положительно уже то, что у некоторых лидеров отечественного бизнеса (не лидеров государств) появляется понимание того, что то, что является для постсоветских стран инновациями в организации и управлении производством, для развитых стран это повседневная реальность и свидетельство нашей интеллектуальной отсталости.

Внедрение системы бережливого менеджмента в системах организации и управления государством, организациями и предприятиями, основанного на формировании «бережливого мышления» - это осознанная необходимость и спасение от деградации общества и государства. Творческое мышление, как основа инновационного развития общества и государства на пути к мировому лидерству.

Творческое мышление - это способность человека к созданию качественно новых или не имеющих аналогов существующих или абсолютно новых технических систем продуктов максимально приближенных к идеальным системам, в которых функциональных элементов, придающих необходимые потребителю свойства и характеристики продукта, вроде бы нет, но продукт все же выполняет заданные функции. Так же как и идеальная технологическая система его разработки и производства, в которой операций и процессов по разработке и производству продукта нет, но, тем не менее, продукт производится с заданными свойствами и характеристиками.

Результат развитого, системного, творческого мышления - это абсолютно новые изобретения и открытия, приближающие технические системы продуктов и технологические системы процесса их разработки и производства к идеальным.

Формирование «творческих личностей» способствует развитию, как самих технических систем: продукта, разработки и производства, так и развитию технологических систем по организации и управлению процессом его разработки и производству. От сюда можно сделать вывод:

Развитие технических систем продукта и технологических систем его разработки и производства не возможно без комплексного изучения и практического применения инструментов и методов ФСА (функционально - стоимостного анализа) и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Социотехническая система состоит из трех основных подсистем, таких как:

. технические системы: продукта, разработки, производства (ресурсы, расположенные в пространстве и, придающие Продукту, необходимые Потребителю свойства и характеристики),

. Технологической системы: разработки и производства Продукта (операции и процессы, расположенные во времени, которые необходимы для процесса производства Продукта).

. Социальная система: руководители, ИТР, рабочие (взаимосвязанные и взаимозависимые ресурсы, влияющие на исправление, совершенствование и развитие всей социотехнической системы предприятия или организации).

В социотехничпеской системе, основное внимание уделяется социальной системе, которое заключается в умении Лидера создать сотрудникам благоприятную среду (условия) для обучения и собственного развития с целью совершенствования и развития, как системы Продукта, так и технологических процессов его разработки и производства.

Главное отличие инновационных систем организации и управления разработкой и производством продукта, от существующих технократических систем, заключается в способности лидера, будь - то государства, предприятия или организации к:

.Подбору обучаемых, желающих непрерывно учиться и развиваться сотрудников с целью непрерывного совершенствования инструментов и методов выполнения операций и процессов с целью совершенствования систем продуктов, их разработки и производства.

.Воспитанию преданности сотрудников идеалам компании,

.Созданию условий и атмосферы коллективного творчества в достижении целей компании и соблюдении строгой дисциплины в достижении этих целей.

Но как создать идеал, к которому надо стремиться, на основании видения которого формируются и вырабатываются: цели, тактика и стратегия обучения и развития коллектива предприятия для достижения поставленной цели? Для выполнения этого условия необходимо воспользоваться методом функционально - идеального моделирования технической системы продукта и технологической системы его разработки и производства.

Закон диалектики развития систем гласит о том, что любая система в результате своего эволюционного развития стремится к идеальности. Идеальная система - это система, в которой практически нет нежелательных эффектов, таких как:

сложность системы,

недостаточность полезных функций,

наличие ненужных или вредных функций,

использование дефицитных и дорогих материалов…,

Которые характерны для технических систем продукта. В то время как, для технологических систем его разработки и производства, характерны такие нежелательные эффекты как:

большая трудоемкость и доля ручного труда,

узкая специализация,

исправительные и подготовительные операции…

В природе человечества так же заложено постоянное стремление к совершенству чего бы то ни было. Человек постоянно, в процессе своего эволюционного развития, стремится:

лучше одеваться и питаться,

иметь комфортное жилье и автомобиль,

иметь престижную работу и высокий общественный статус,

иметь хорошие условия для работы и отдыха…

Но кто создает эти блага человечества? Конечно же, Человек. Но для того, что бы человек способен был создавать эти блага, ему нужны условия.

А кто может создать условия:

учиться и творить,

совершенствовать и развивать,

проектировать и производить…?

Конечно же, лидер, будь - то нации или организации.

В свое время Великий реформатор отсталой Руси Петр-1 ездил со своими сторонниками по цивилизованным странам, лично обучаясь передовым методам производства перенося этот опыт в Россию. Во времена СССР тот же Микоян ездил в США для изучения опыта производства тех же колбасных изделий, успешно внедряя его в нашем Отечестве.

Творчество, в конечном счете, будет основным потенциалом и инструментом наряду с традиционными способами мышления и управления экономикой. Лидерами социально-экономического и научно-технического прогресса становятся только те компании, которые будут осваивать науку творческого управления социально-экономическим развитием в условиях неопределенности и постоянно возникающих кризисных ситуаций. Только эти предприятия, организации, компании могут эффективно развиваться на этапе творческой экономики и смогут перейти к методам, механизмам, инструментам творческого управления социально-экономическим развитием. Очевидно, что для работодателей на этапе формирования инновационной экономики, управленческого, инженерно-технического персонала, специалистов, обладающих высокими профессиональными знаниями, навыками, навыками, компетенциями, высоким уровнем интеллекта и креативности мышления, будет все больше интересоваться.

Наибольшим спросом среди работодателей будут сотрудники, обладающие вышеуказанными качествами, наряду со здоровой инициативой, амбициозностью и социально ориентированной «агрессивностью». Современный управленческий персонал в креативной экономике должен обладать навыками формирования инновационных целей, успешно решать нестандартные задачи, действовать творчески, оригинально, вне поля, как в бизнесе, так и в других сферах экономической деятельности.

Глава 3. Российский опыт инновационного развития: проблемы и перспективы

.1 Основные модели инновационной трансформации современного российского общества

Как правило, появление и функционирование инноваций в обществе вызывают системные социальные изменения. Они выступают прогрессивным результатом творческой деятельности, которые находят широкое применение и приводят к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы. Эти изменения могут быть связаны как со сменой технологических укладов, поколений техники, информационных и психолого-педагогических технологий, управленческих стратегий, дидактических систем, так и с повышением качества жизни, новыми типами поведения, стилями мышления, образами действия, новыми общественными представлениями, нравами, обычаями. Только инновации являются основным источником удовлетворения общественных потребностей, средством решения практических и духовных задач и важнейшим механизмом развития человека и общества.

Современный исследователь Н.И. Лапин с полным основанием отождествлял инновации с ведущим фактором развития современного общества. По его мнению, инновации - выход из тупика для любого общества. Будь это новаторское изобретение или процесс постепенных изменений инновация всегда связана с производством новых идей, которые спасают мир от застоя и стагнации. Иначе говоря, инновация, прежде всего, связана с формулировкой новых смыслов и представляет собой их концептуализацию, а впоследствии и их реализацию.

Справедливо замечено также, что инновации - это переходная ступень от традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в прошлом. Совершенно очевидно, что инновации - это своего рода мостик, проходя который мы оказываемся в ракурсе нового. То есть происходит динамическое развитие из традиционного уклада жизнедеятельности в русле обыденности к новационному, нечто меняющему наше бытие.

Из сказанного напрашивается вывод, что инновации являются важнейшим двигателем в стратегии государства. На современном этапе общественного развития в обществе успех будет определяться тем, насколько инновационным оно будет в ближайшие десятилетия.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы - системы инструментов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни. В соответствии с передовым мировым опытом, создание эффективной национальной инновационной системы в значительной степени обеспечивается за счет системного стимулирования инноваций и технологического развития секторов экономики, а также устранения фрагментарности созданной инновационной системы. Инновационное развитие - это не что иное, как продолжение научно-технической революции в новых условиях.

Огромное количество научных работ в советский период было посвящено проблеме НТР (научно-технической революции), причем не публицистических, а именно фундаментальных научных работ. Многие из них актуальны и сегодня. Чем современная НТР отличается от всех предыдущих? Прежде всего, тем, что она включила в оборот не только новые средства и орудия производства, но и принципиально новые материалы. В середине ХХ века такими материалами были полимеры, которые потребовали внедрения новых технологий их обработки. Затем акцент был сделан на интенсивном развитии информационных технологий. Сейчас - на прорывных исследованиях в области генной инженерии, нанотехнологии, инженерии знаний.

НТР - это детище фундаментальной науки. Но результаты научных исследований только тогда несут действительную пользу, когда имеют практическое применение в повседневной деятельности. Следовательно, не только глубина и актуальность исследований, но и темпы внедрения их результатов существенным образом влияют на изменение окружающего мира. Последнее обстоятельство и явилось краеугольным камнем значительного технологического отставания Советского Союза от развитых стран. Если в Японии срок внедрения научных открытий составлял годы (причем в последнее время - 2-3 года), то в СССР - десять и более лет. Вопрос: преодолено ли Россией это отставание сегодня? Ответ - нет, не преодолено, по некоторым параметрам оно даже усугубилось. Вопрос: как можно, хотя бы сократить это отставание? Ответ - только путем перевода экономики на путь инновационного развития.

В последние годы руководство нашей страны все большее внимание уделяется коммерциализации (практическому) применению результатов интеллектуальной деятельности.

В 2009 году Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон № 217-ФЗ. Принятие данного документа позволило бюджетным научным и образовательным учреждениям соучреждать хозяйственные общества в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и вносить в качестве вклада в уставный капитал объекты интеллектуальной собственности.

Словом, нужны системные меры государственной политики, которые позволят активизировать сохранившейся научно-технический потенциал, своевременно провести структурную перестройку российской экономики на передовой технологической основе, кардинально повысить ее конкурентоспособность в условиях нарастающей глобальной конкуренции и, самое главное, изменить отношение общества к инновациям.

3.2 Анализ проблем развития инновационной деятельности в России на примере Наукограда «Сколково»

Последние два десятилетия для России характеризуются попытками перейти в постиндустриальное общество. Это выражается в росте влияния науки на социально-экономическое развитие, интенсификации процессов создания и распространения знаний, а также активизации инновационной деятельности. Во всем этом первостепенную роль играют научно-исследовательские организации - основные генераторы нового знания.

Поиск нового знания является ключевым этапом научно-технического прогресса, причем при достаточном многообразии современных институциональных форм производства и реализации знаний, их основными источниками и носителями по-прежнему служит наука. Ее ядром являются юридически самостоятельные специализированные исследовательские организации, а именно - ученые, занимающиеся в них научно-исследовательской деятельностью.

По официальной статистике, с 1990 по 2005 год численность ученых в России сократилась с 1,119 млн. до 381 тыс. человек, то есть почти в три раза. К этому числу обязательно нужно приплюсовать аспирантов. Сейчас по стране 72 тысячи бюджетных мест для аспирантов при наборе 26 тысяч в год. Всего примерно 450 тысяч исследователей. Однако даже те исследователи, что состоят в штате многочисленных НИИ, не готовы в полной мере заниматься исследовательской деятельностью. Таким образом, из 450 тыс. специалистов всего 100 тыс. тратят более половины своего рабочего времени на научную работу, а остальные зарабатывают деньги в коммерческих организациях.

Если обратить внимание на миграцию научных кадров, то во внутренней миграции основной поток научных кадров направлен в бизнес, частное предпринимательство и государственные структуры, где особенно нужны люди с хорошим образованием. Так происходит потому, что научная деятельность в России не очень прибыльна, ведь наука - это то, что из денег делает знания, а инновация - то, что из знаний делает деньги.

В результате внешней миграции основными потребителями российских ученых на протяжении почти 20 лет являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов. Германия принимает 20% российских ученых, в Израиле они составляют около 40% от общего числа ученых. Однако в последние годы география распределения научного потенциала России начала меняться. Большую заинтересованность в наших исследователях в связи с разработкой ядерных программ демонстрируют страны Востока. Немало российских атомщиков работает в Иране, Китае и Южной Корее, КНДР.

Как уже говорилось ранее, основной причиной миграций российских ученых является недостаточное финансирование. По итогам 2009г. Россия тратит на исследования и разработки около $2 млрд., что почти в 4 раза меньше, чем в Китае, в 7 раз меньше Японии и в 17 раз меньше США.

По заявлениям правительства, в 2010 г. на науку в России выделяется 200 млрд.руб.: 80 млрд. на фундаментальную, 120 млрд. на прикладную [14]. Можно посчитать, много это или мало. Удобней всего считать в «аспиранто/годах». В качества ориентира зарплату аспиранта можно установить в 45 тыс.руб. ($1500, €1150) - это меньше, чем в большинстве европейских стран, но близко к Испании и Южной Корее. В год с налогами (13% НДФЛ, 26,2 -34% ЕСН) и накладными расходами (15%) это получается 1 млн руб. То есть некоторая конкурентоспособность имеется. Для успешного развития науки зарплата сотрудников (ученых, инженеров и т.д.) должна быть выше, т.е. нужно считать не менее 1,5 млн.руб. в год на человека. Итого получим: 381 тыс. ученых*1,5 млн.руб. +72 тыс. аспирантов*1 млн.руб. = 650 млрд.руб. в год, только на зарплату и накладные (фактически содержание «офиса»). Если приплюсовать к этому еще и расходы на оборудование, поездки, организацию конференций и т.д., то общий бюджет должен составить 1 трлн руб. в год, т.е. должен быть в 5 раз больше запланированного.

Однако в низком уровне развития российского инновационного бизнеса стоит винить не только государство, доля вины есть и в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности - всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0, 3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах).

По государственным расходам на НИОКР на душу населения ($86) Россия отстает от лидеров в 2-4 раза, а по частным расходам - в 10-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию.

Россия - единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6%). Но и это не в состоянии обеспечить поддержание военно-стратегического баланса с США, Европой, Китаем. Деградация научно-технического комплекса привела к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство вооружений упало до мизерного уровня. ВПК не может стать оазисом технологического прогресса на фоне растущей примитивизации российской экономики в целом. Ведь в США уже несколько десятилетий идет перелив самых современных технологий из гражданского сектора в военный, а не наоборот.

Что касается предприятий, занимающихся НИОКР, то в современной России среди них преобладают государственные унитарные предприятия (ГУП) и государственные учреждения, а их возможности в вопросах передачи результатов научно-технической деятельности (РНТД) и создания новых компаний ограничены. Это приводит к серьезным трудностям в коммерциализации полученных ими результатов исследований и разработок, усложняет учреждение новых технологических компаний и, соответственно, препятствует развитию государственно-частного партнерства.

В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической инновации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Всего 688 организаций инновационной инфраструктуры.

Инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Даже в восточноевропейских странах предприятий-инноваторов больше как минимум вдвое, а в Германии, например, - в 8 раз. Доля инновационной продукции у нас - лишь 5,5%. Даже в области производства летательных и космических аппаратов инновациями занимаются всего 34,3% предприятий. Лишь 2,3% предприятий промышленности занимались в 2006 г. маркетинговыми инновациями. Отрасль, лидирующая по этому параметру среди низкотехнологичных, - производство сигарет (8,6%), что объясняется «острой конкуренцией». Наиболее высока доля инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также среди не очень больших по размеру высотехнологических компаний. А вот в малом бизнесе инноваторов крайне мало - даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Инновации не слишком эффективны. За 1995-2006гг. ежегодные затраты на инновации выросли вдвое, а объемы инновационной продукции - всего на 49%.

Инновационный центр «Сколково» называют аналогом американской «Кремниевой долины». Его основными задачами являются разработка и коммерциализация новых технологий. Благодаря тому, что на территории центра действуют особые экономические условия, он становится очень привлекательным для ведения бизнеса. По замыслу организаторов проекта в «Сколково» должны вестись разработки в приоритетных для модернизации экономики России областях.

Основные научно-технические исследования проводятся в пяти кластерах, отвечающих за развитие пяти основных направлений инновационных технологий. А именно: кластер информационных и компьютерных технологий; космических технологий и телекоммуникаций; биомедицинских технологий; ядерных технологий; энергоэффективных технологий.

В каждый кластер входят десятки компаний, самым крупным является центр информационных и компьютерных технологий. В нем разрабатывается передовое программное обеспечение для самых разных сфер деятельности, ведутся исследования в области хранения, защиты и передачи данных.

Кластер космических технологий разрабатывает многие перспективные проекты. Это космическая связь и навигация, космический туризм, производство новых материалов, создание новых космодромов, ракетоносителей и пилотируемых кораблей, бортовой аппаратуры и многое другое.

В задачи кластера биомедицинских технологий входит развитие таких направлений, как биоинформатика, клиническая медицина и здравоохранение, промышленные биотехнологии, медико-биологические и биологические науки.

Предприятия, входящие в кластер ядерных технологий, работают на пяти основных направлениях: радиационные технологии, в том числе лучевая терапия и магнитотерапия, лазерные технологии для медицины. Технологии создания материалов с новыми свойствами, технологии машиностроения, приборостроения и новой микроэлектроники, технологии проектирования, конструирования, моделирования и инжиниринга сложных технологических объектов и систем, технологии ядерной науки.

Кластер энергоэффективных технологий работает в двух основных направлениях - производства энергии и ее потребления. В сфере производства энергии ведутся изыскания по способам удешевления ее производства, внедрению новых прорывных технологий. Основная задача в области потребления энергии сводится к поиску способов ее экономичного расходования за счет применения эффективных энергосберегающих технологий.

Радует, что в России наконец начали появляться новые города, чего не было, со времен СССР. В те времена новые города «росли как грибы», а вот со времен начала перестройки этот процесс сошел на нет. А ведь это для России один из явных индикаторов развития. При просторах, которыми обладает Россия, появление новых городов должно быть естественным и непрерывным. Не так давно, 9 июня 2016 года министр связи Никифоров собрал в Иннополисе представителей крупных телекомов, чиновников, общественных организаций на трёхлетие закладки «первого камня» города и его открытие. Напомню, что Иннополис получил статус города 1 января 2015 года и на сегодняшний день в городе уже есть и достраивается жильё и инфраструктура: от спортивно-развлекательных комплексов и гостиниц до пары детских садов.

Университет «Иннополис», который является интеллектуальным ядром нового города, специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий. Преподавательский состав сформирован из ведущих российских и иностранных специалистов в сферах ИТ и робототехники. Первый набор студентов в Университет «Иннополиса» был осуществлен в сентябре 2013 года, а с 2015 года здесь начали обучение до 300 бакалавров и 100 магистров по таким направлениям, как: управление разработкой ПО, безопасность компьютерных систем и сетей, системы управления большими данными и робототехника. Для того, чтобы привлечь в наукоград самые крупные и перспективные технологичные компании, на территории города создана особая экономическая зона. Налог на прибыль в Иннополисе составит 0% до 2018 года в своей федеральной части. В региональной 0% в первые 5 лет, 5% в последующие 5 лет, 13,5% после 10 лет. Страховые взносы: 14% до 2017 года, 21% в 2018 году, 28% в 2019 году. Налог на транспорт и имущество 0% в течение 10 лет, налог на землю 0% в течение 5 лет.

Неадекватность бюджетного финансирования, непродуманный механизм его распределения и проблемы в законодательной поддержке - не единственные проблемы городов науки.

Телекоммуникации и IT-направления, которые наиболее активно развивались после ухода от советской модели развития науки. Большинство современных технологий было создано в конце прошлого века, и в прошлом десятилетии отечественные исследовательские центры по разным причинам не могли идти в ногу с современными мировыми научными тенденциями. Чтобы наверстать упущенное в этих областях науки, по идее создателей, и был постоен инновационный город Сколково.

У инноваций в России сейчас много проблем. Попытка восстановить традиционную модель развития науки через государственное финансирование (в рамках которой, кстати, наукограды получили свой статус) показала, что существенных сдвигов в этом направлении нет.

Однако независимые эксперты уверены, что даже если некоторые проекты удастся, опыт «Сколково» не приблизит Россию к построению инновационной экономики. «Инновационная экономика создается в странах с высоким уровнем конкуренции, где инновации становятся неотложной необходимостью для бизнеса, поскольку без них предприятия обречены на поражение в конкуренции.

Таким образом, нынешняя российская экономика не создает рыночного спроса на инновации. И без рыночного спроса проект «Сколково» «практически не повлияет на развитие отечественной экономики », - сказал Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК. Таким образом, основными препятствиями для инновационной экономики являются не взаимное непонимание между учеными и бизнесмены, но более важные причины. Эксперты уверены, что даже в случае коммерческого успеха проектов, разрабатываемых в Сколково, Россия получит не более чем одну научную дисциплину, покровительствуемую государством, «и далеко не лучшую».

Согласно инновационному проекту в Подмосковье, президент, правительство и все власти сделали серьезную ставку, в ущерб всем остальным проектам. На фоне развития «Сколково», которому государство обещает миллиарды инвестиций, судьба многих городов науки стала спорной. Финансирование их не увеличивается, но требования становятся более жесткими.

По словам президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга, «Сколково» должно стать буфером для «утечки мозгов» за рубеж, так как создаются условия для интересной работы и жизни специалистов. Но внутри страны, как говорят эксперты, такие миграции будут неизбежны. Сколково привлечет лучшие умы со всей страны.

В комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям также упоминается о том, что «в Сколково придут молодые ученые, и никто не одержит верх над ними, ни руководитель их академии, ни глава их корпорации». Вопрос только в том, кто тогда останется в небольших городах науки и академий для развития инноваций.


Таблица 1 - Сравнительный анализ Сколково и наукоградов России

ПоказательСколковоНаукоградыОхват территорииБлижайшее Подмосковье (локальный)Территория всей России (федеральный)Финансирование (совокупное)≈ 9 млрд. руб./год (стабильное, выделено 170 млрд. рублей на 20 лет)≈ 0,7 млрд. руб./год (нестабильное, ввод проектного финансирования на конкурсной основе)Налогообложениеполная отмена налогов, отчисления в социальные фонды - 14%полное налоговое бремя, отчисления в социальные фонды - 31%Социально-экономический эффектВысокая концентрация населения, высокая концентрация капитала, развитие одного центра, возможность для развития социального расслоенияНизкая концентрация населения, средняя концентрация капитала, возможность для развития городов, равномерное расселение трудоспособного населенияКоррупцияЭксперты прогнозируют высокий уровень нецелевого расходования бюджетных средств за счёт высокого уровня их концентрацииНизкий уровень нецелевого использования бюджетных средств за счёт низкого уровня их концентрации и прозрачности их использования

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что система городов науки, созданная в России до настоящего времени, не уступала вновь созданному Наукограду Сколково по основным критериям. Из основных различий можно выделить: низкий уровень финансирования остальных наукоградов, отсутствие достаточной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса и применения новых технологии.

В итоге, первой и наиболее важной проблемой развития инновационной деятельности в России на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание - неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий - в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.

Заключение

Сегодня не только в России, но и во всем мире продолжаются дебаты о роли креативных технологий революции и глобализации в дальнейшем развитии человечества. По мнению сторонников технологий, человечество ждет лучшее будущее только при условии преодоления препятствий для инноваций и конкуренции. Информационные и коммуникационные технологии способствуют экономическому развитию и материальному благосостоянию, повышению уровня знания и творчеству.

Нынешние перспективы социального развития определяются возможностью образования синергетического взаимодействия технологических инноваций и человеческих ценностей, обусловливает такую перестройку организаций и институтов, которая создаст положительные связи между производительностью, гибкостью, солидарностью, безопасностью, сотрудничеством и ответственностью в рамках новой модели развития, способной обеспечить социальную и экологическую стабильность.

Креативные технологии поиска новых идей и подходов в области отбора, привлечения, оценки и вознаграждения персонала, должны учитывать не только саму процедуру постановки и решения конкретной ситуации, но и различные аспекты, связанные с организацией креативных групп, управления их деятельностью, развитие творческих способностей каждого конкретного исполнителя.

Существующая система научных городов может стать подходящей основой для переноса опыта в различные регионы Российской Федерации. С ростом уровня бюджетного финансирования, которое в последние годы активно снижается, наукограды могут иметь значительный экономический эффект и стать серьезной основой для развития инновационной экономики России.

Путь инновационного развития остается чуть ли не единственной возможностью, позволяющей России занять достойное место в современном мире. В современных условиях трансформации российского общества необходимы инновационные процессы, ориентации на принятие, освоение и использование в собственной духовно-нравственной деятельности кардинальных изменений. Инновации должны быть ориентированы на успешное развитие нововведений в различных подсистемах общества: социальной, экономической, информационно-технологической, опытно-конструкторской, образовательной, управленческой, на основе разнообразных, далеко не традиционных и тривиальных, а инновационных решений, чреда которых должна приобрести статус направленного процесса.

Инновации для современного общества являются способом сохранения устойчивости, способами воспроизводства. Они возникают как феномены творческого порядка, являясь преднамеренными решениями встающих перед обществом проблем.

Это свидетельствует о том, что сначала появляется проблема, даже объективная потребность в новом социальном явлении, затем следует проект ее решения, а потом - само новое явление. При этом мы вновь убеждается в справедливости промежуточной роли инновации и, следовательно, инновационного развития как переходного от одного состояния общества к качественно новому.

Инновации - это переходная ступень от традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в прошлом. Совершенно очевидно, что инновации - это своего рода мост, проходя который мы оказываемся в ракурсе нового. То есть происходит динамическое развитие из традиционного уклада жизнедеятельности в русле обыденности к новационному, нечто меняющему наше бытие.

Из сказанного напрашивается вывод, что инновации являются важнейшим двигателем в стратегии государства. На современном этапе общественного развития в обществе успех будет определяться тем, насколько инновационным оно будет в ближайшие десятилетия. Сейчас речь идет уже не о том, что инновации нужны, а о том, что они должны уже осуществляться и внедряться, потому что инновации - это одна из необходимых составляющих успеха для современного общества. И к ним необходимо стремиться, используя все имеющиеся ресурсы - материальные, энергетические и информационно-коммуникационные.

Библиографический список

1.Как превратить идеи в деньги. - М.: Издательский дом «Классные отношения, 2000. - №8.

.Хокинс, Д. Креативная экономикаика-ХХI», 2011.

.«Основы современных компьютерных технологий» Хомоненко А.Д.: М.2009.

.«Информационные технологии управления»: Черкасова Ю.М ИНФА-М. 2009.

.«Информационные технологии» Лукин С.Н. М., 2009 г.

.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / - М., 2002. - 203 с.

.Барановская Т..П., Лойко В..И. и другие Информационные системы и технологии в экономике: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.

.Буслова М.К. Новые технологии как фактор социальной динамики, -Право и экономика, 1996.-48 с.

.Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с. - (Серия «Высшее образование»).

.Информационные технологии управления: Учебное пособие для ВУЗов под ред. Г.А. Титоренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.

.Информационные технологии (для экономиста): учебное пособие для студ. экон. спец / А.К. Волков и др. - М.: ИНФРА-М, 2001-305 с.

.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

.Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Второе издание.- Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-360 с.

.Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие в 3-х кн. Кн. 3. Системы управления организацией - М.: Омега - Л, 2003. - 464 с.

.Мельников В. Информационные технологии. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия ИЦ, 2009 -358 с.

.Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Эксмо, 2008. -395 с

17.Дзагуто В. Город учёных. Приложение к газете "Коммерсантъ" № 231 (4531) от 14.12.2010 <http://www.kommersant.ru/apps/app.aspx?IssueID=61883>

.Сергеев М. Путь к инновационной экономике - или еще один наукоград. Независимая газета. 15.12.2010

.Прищеп Н. Сколково убивает наукограды. Информационное издание «Труд» <http://www.trud.ru/article/06-10-2010/251611_skolkovo_ubivaet_naukogrady.html> (06.10.2010)

.Бердашкевич А.П. Федеральный бюджет науки на 2009 год / А.П. Бердашкевич, С.Г. Сафарлиева // Инновации. - 2009. - № 7 (129). - С. 7-13.

.Монастырный Е.А. Оценка потенциала высших учебных заведений / Инновации // Е.А. Монастырный, Е.С. Воробьева, И.В. Краковецкая, Н.О. Чистякова // Инновации - 2010. № 2 (136). - С. 51-61.

.Дебелак, Дон Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации / Дон Дебелак. - М.: Гребенников, 2009. - 256 c.

23.C.L. Mann, Sue E. Eckert, S.C. Knight. Global Electronic Commerce. A Policy Primer. - Institute for international economics. 2000.

.2. Creative Economy. The Challenge of Assessing the Creative Economy towards informed Policy-making [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf [23.06.2014].

.3. Department for culture, media and sport. Digital Britain [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.uk/government/organisations/ department-for-culture-media-sport [22.07.2014].

.Яценко, Л. Электроника: Тренды и перспективы развития 2014-2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gartner.com/technology/analysts.jsp. - [28. 05. 2015]

.Результаты исследования перспектив ИТ-отрасли. PCWeek/RE. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pcweek.ru.> - 17. 04. 2015.

.Фассел П. Креативный класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://hiki.gorod.tomsk.ru/ index-1253025448.php [28.06.2014].

.Белл Д. Теория постиндустриального общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// vikent.ru/author/1017/ [28.06.2014].

.Друкер П. Работник умственного труда как основной капитал [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://mgt-edu.ru/11-54.php [28.06.2014].

.Корепанов В.К. Креативная экономика в современном поликультурном сообществе // Alma Mater [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onto.ru/public/publications/ meneghetti_2012/korepanov [28.06.2014].

.Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. - М.: Юстицинформ, 2009.

.Лэндри Ч. Креативный город. - М.: 2011.

.Махлуп Ф. Работник интеллектуального труда: кто он? [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// static.ozone.ru/multimedia/book_file/ [28.06.2014].

.Мельников О.Н. Креативная экономика // Креативная экономика, 2007. - № 9. -http://www. creativeconomy.ru/articles/3182 [5.09.2014]

.Мельников О.Н. Логистика интеллектуально-креативной деятельности при организации выполнения бизнес-проектов // Российское предпринимательство, 2013. - № 24. -http://www.creativeconomy. ru/articles/3092 [6.09.2014].

.Мельников О.Н. Творческая энергия товара // Российское предпринимательство, 2000. - № 5. -http://www.creativeconomy.ru/articles/3012 [6.09.2014].

.Райт Э.О. Марксистские концепции классовой структуры // Скепсис [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://scepsis.net/library/id_608.html [28.06.2014].

.Рейхт Р. Финансы и кризис [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://oko-planet.su/ finances/financescrisis/33839-robert-rejx-falshivyjvyxod-iz-krizisa.html [28.06.2014].

.Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. - М.: Классика XXI века, 2005.

Похожие работы на - Креативные технологии как фактор инновационного развития современного российского общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!