Иностранный капитал в истории Тюмени XIX – начала XX века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,27 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иностранный капитал в истории Тюмени XIX – начала XX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ





ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В ИСТОРИИ ТЮМЕНИ XIX -НАЧАЛА XX ВЕКА

Содержание

Введение

Глава 1. Правовое регулирование пребывания и экономической деятельности иностранцев на территории Российской империи

Глава 2. Экономическая деятельность иностранцев в Тюмени

.1 Деятельность братьев Ятесов

.2 Деятельность Гектора Ивановича Гуллета

.3 Семья Вардропперов

.4 Экономическое наследие Иоселя Хаймовича Брандта

Глава 3. Влияние иностранного капитала на экономику Тюмени

Заключение

Список источников и литературы

экономический иностранец тюмень брандт

Введение

Известно, что Тюмень - очень гостеприимный город, в том числе и для тех, кто приехал сюда из различных регионов России и других стран. Вместе с гостями тюменцы осваивали городское пространство, строили дома и заводы, трудились во благо Тюменского будущего. Прибывшие иностранцы применяли свои знания, силы, капитал в развитие экономики. Ещё с XVIII в. Тюмень была местом, где концентрировалось большое количество приезжих, которые обустраивались в Сибири. С тех пор, город Тюмень привлекает огромное количество иностранцев.

Не стоит забывать, что межнациональные отношения имеют длительную историю. Они выстраивались на политической, культурной, конфессиональной и иных основах. В истории можно увидеть множество примеров, когда именно межнациональные отношения были основополагающим принципом межгосударственных связей. Россия - многонациональное государство, и на протяжении всей истории наблюдается, как изменялись ее границы.

На набережной Тюмени, запечатлены основные вехи истории развития города. Память о выдающихся людях, имевших отношение к Тюмени, увековечена в скульптурах, например, «Первый судостроительный завод в Сибири» - являющийся данью памяти инженеру из Англии Гектору Гуллету, организовавшему в середине XIX века механические мастерские, на основе которых позднее и был построен Тюменский судостроительный завод, а также купцу Игнатову - одному из основателей Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли.

Советские исследователи концентрируют свое внимание относительно предпринимательской деятельности иностранцев на законодательном, экономическом и других уровнях. Современные исследователи, такие как Иваненко А.С. в своей работе «Четыре века Тюмени» говоря об иностранных предпринимателях заостряет свое внимание на биографии купцов и их заслугах. Из этого следует вывод, что изучение иностранного капитала Тюмени в советский период изучается наиболее углубленно, нежели на современном этапе, что и свидетельствует об актуальности работы.

Объектом нашего исследования являются иностранные предприниматели, проживавшие в Тюмени в XIX - начале XX века.

Предметом исследования являются причины приезда иностранных предпринимателей в Тюмень, также правовое регулирование их деятельности.

Цель - проанализировать становление иностранного капитала в Тюмени XIX - начала XX века на примере судостроительной и машиностроительной промышленностях.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

рассмотреть законодательные основы пребывания иностранцев в Тюмени;

определить список предпринимателей, прибывших в Тюмень в XIX -начале XX века;

причины, по которым иностранцы приехали в Тюмень для развития промышленности;

проанализировать направления экономической деятельности иностранцев;

изучить взаимодействие с отечественными предпринимателями;

оценить их влияние на экономику города Тюмень.

В данной работе мы будем придерживаться культурно-антропологического подхода. Культурно-антропологический подход - подразумевает фиксирование внимания на ценностных ориентациях людей, практики, хозяйственной жизни, повседневного поведения, мотивации. Также культурная антропология занимается изучением результатов деятельности человека.

В дореволюционной историографии изучением проблемы иностранного капитала в России занимались, частично затрагивая вопросы правового регулирования иностранного предпринимательства, известные ученые, общественные деятели и юристы-практики: В.Ф. Брандт, С.Ю. Витте, В. Витчевский, Г.С. Вольтке, JI.H. Воронов, А.И. Гуляев, Д.И. Менделеев, М. Мыш, П.В. Оль, JI.C. Тальи др.

Особо следует отметить статью Л. Шалланда. До революции она была первой и единственной попыткой анализа общего правового положения иностранных акционерных обществ в России. Автором были рассмотрены такие вопросы, как определение понятия «иностранное общество», право судебной защиты, право производить операции, порядок допуска к деятельности в империи, условия деятельности, отдельные ограничительные меры в отношении иностранцев и вопросы налогообложения.

Необходимо назвать и неофициальные систематические сборники действовавшего в то время торгово-промышленного права. Составители включали в них специальные разделы, посвященные вопросам правового положения иностранных предпринимателей как юридических, так и физических лиц, сопровождая их небольшими аналитическими статьями о возникших в процессе судебного разбирательства спорных вопросах. К таковым следует отнести сборники И.А. Горбачёва, А.И. Гуляева, Н.Х. Иванова, В.Я. Максимова, С.А. Просьбина.

«После Октябрьской революции 1917 года проблема исследования правового регулирования иностранного предпринимательства в царской России утратила свою актуальность. Однако, в советское время рассматриваемая тема не исчезла из поля зрения исследователей. Так, в 20-х - 30-х годах XX века отдельные аспекты проблемы правового регулирования иностранного предпринимательства в царской России получили освещение в рамках изучения роли и влияния иностранных капиталов на экономику страны в работах И.П. Вавилина, И.М. Кулишера, Л.Г. Ляндау, П.В. Оля, С. Ронина, Л.Я. Эвентова».

Работа Иваненко Александра Степановича «Четыре века Тюмени»затрагивает почти все сферы жизни Тюмени, в каждом её веке, начиная от основателя Чинги - Туры, заканчивая 2003 годом. Поэтому, эта работа поможет нам составить список иностранных предпринимателей, которые являются одни из самых известных и влиятельных предпринимателей в Тюмени XIX - начала XX века.

Следующей, одной из важнейших работ, является диссертация Смирнова Сергея Анатольевича «Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX века». Это работа поможет нам изучить правовые основы предпринимательства иностранцев в России. Исследовать перемены правового положения иностранцев в сфере предпринимательства.

Такие работы как:

Зырянов В. «Британцы на уральских и сибирских реках»;

Беспалова Ю. М «Западно - сибирские предприниматели второй половины XIX - начала XX века»;

Хеллер К. «Отечественное и иностранное предпринимательство в России XIX - начала XX вв.»;

Копылов В.Е. «Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера) Книга третья».

помогут нам разобраться в вопросе о причинах приезда иностранцев в Тюмень, анализ направлений деятельности, изучении взаимодействия иностранных предпринимателей с отечественными и влияния на экономику Тюмени. Не стоит забывать и об интернет ресурсах.

Переходя к структуре работе отметим, что данное исследование будет разделено на три главы. Следует начать рассмотрения вопроса о законодательных и правовых основах иностранного предпринимательства, чтобы понять, как государственное и городское управление взаимодействовало и препятствовало развитию капитала иностранцев. Во второй главе, непосредственно проведем анализ направлений деятельности. Третья глава будет посвящена изучению и анализу взаимодействия иностранных предпринимателей с отечественными предпринимателями. И заключение, в котором будет подведен итог всего исследования.

Глава 1. Правовое регулирование пребывания и экономической деятельности иностранцев на территории Российской империи

Для предпринимателя основным гарантом стабильности является его правовое положение, посредством которого стимулируется инициатива и продуктивность предпринимательской деятельности. Эти отношения и определяет законодательная база, регулирующая деятельность иностранных предпринимателей на территории Российской империи.

С начала XIX века в России права иностранных предпринимателей были ограничены на законодательном уровне. Им запрещалось записываться в купеческие гильдии без принятия русского подданства, также устанавливались особые правовые режимы в России: «иностранный гость» и «заезжий иностранный купец». Им, как и всем предпринимателям предоставлялось только ограниченное право вести внешнюю торговлю и закупочную деятельность. А право устраивать, приобретать и содержать промышленные предприятия могло быть предоставлено только иностранному гостю по разрешению императора.

Вся торгово-промышленная деятельность иностранцев ограничивалась правилами о торговле, закупке товаров, и их сбыте.

Политика ограничений, направленных против подданных европейских государств, ввиду угрозы распространения революционных настроений в России, подчеркивала выделение в российском законодательстве особого льготного правового режима торговли и промыслов для иностранцев из общих правил в отношении иностранного предпринимательства.

С. Ю. Витте говорил о существовании необходимости решить экономические и политические задачи для развития Сибирского региона, на освоение которой потребуются огромные затраты. Кроме того, он предлагал направлять средства как с государственного капитала, так и привлекать в сибирскую экономику иностранные инвестиции. Однако до середины 1890-х годов иностранное предпринимательство здесь было немногочисленным и нераспространенным.

«В составе сибирских предпринимателей иностранцы составляли менее 2%. Как правило, иностранные предприниматели быстро ассимилировались. До проведения железной дороги иностранный капитал не играл большой роли в экономической жизни Сибири, в том числе и в обрабатывающей промышленности, здесь вели свои дела 8 предпринимателей-промышленников, имеющих иностранное подданство. Сумма производства предприятий, принадлежащих иностранцам, составляла 179 000 рублей (1 % от общих сибирских показателей). На них работало 217 рабочих (2,5 %)».

Процесс переосмысления проблемы значения иностранных капиталов и иностранного предпринимательства для экономического развития государства в высших правительственных кругах начал происходить в 50-х годах XIX века.

Главной причиной этого переосмысления стало поражение в Крымской войне. Необходимость преодоления отставания страны от западноевропейских государств в промышленном развитии, с целью возвращения утраченных позиций среди ведущих держав, подтолкнуло правительство на мысль: начать поиск решения данной проблемы, требующий применения практического опыта западноевропейских стран.

Российское правительство стало учитывать необходимость утверждения принципа равенства иностранцев и подданных в правах на предпринимательство в европейском законодательстве в своей правовой политике по данному вопросу, рассматривая его в контексте общих целей и задач экономического развития государства на фоне высоких темпов роста торгово-промышленного потенциала таких стран, как Англия, Франция и Бельгия. Государственная власть теперь оценивает деятельность иностранного предпринимательства и их капитал, как неотъемлемая часть торгово-промышленного развития государства, а не как препятствующий фактор для русского купечества.

Вплоть до начала 1860-х годов в России отсутствовали нормативные и правовые акты, регулирующие деятельность иностранных компаний.

Отсутствие прав у иностранцев для предпринимательства означало запрет на ведение предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории Российской империи. В 60 - 70-е годы XIX века все изменилось, происходит становление правового регулирования деятельности иностранных акционерных компаний в империи.

Что бы не позволить иностранному капиталу занять ведущие позиции в экономике, правительство создавало особую законодательную базу регулирующую их деятельность, но в целом условия для функционирования иностранного капитала в России были благоприятные.

Первый указ, начавший формировать правовую базу, определивший деятельность иностранных предпринимателей в России, стал указ 1863 года «О предоставлении Французским Акционерным (анонимным) обществам и другим, учрежденным во Франции, Товариществам, право пользоваться в России всеми их правами, сообразуясь с Русскими законами», принятый на началах взаимности. Следующим шагом стало заключение Россией межгосударственных конвенций и соглашений о взаимном признании и обеспечении прав акционерных обществ.

На начальном этапе, правительство строгого контролировало иностранные акционерные компании посредством «условий деятельности», на которых им разрешалось проведение операций на территории Российской империи. Из-за такого строгого контроля правительства, у иностранцев возникла проблема с пониманием сущности прав, предоставляемых конвенциями и соглашениями. Данная проблема решилась с помощью положений Комитета министров 1887 и 1888 годов. После чего иностранные акционерные компании, получившие специальное разрешение от государства, могли пользоваться судебной защитой и правом на введение предпринимательской деятельности на территории Российской империи, по правилам установленных и для русских обществ, без заключения с соглашений с другими государствами, что означало почти полное равенство иностранных предпринимателей с отечественными подданными.

Таким образом, правовое положение иностранных компаний в России было то же, что и положение иностранцев вообще.

Несмотря на наличие строгого контроля иностранных подданных и компаний, основанных либо на прямом требовании закона, либо введенных для предупреждения его обхода, либо вообще вызванных требованиями административной власти, их правовое положение в сфере предпринимательской деятельности было обусловлено экономическими потребностями Российского государства. Подтверждением этому является практика сепаратного акционерного законодательства, в которой нашли свое отражение требования экономического развития государства, а не ограничительных норм общего законодательства.

После открытия транссибирской железнодорожной магистрали деятельность иностранных инвесторов значительно активизировалась, так как Сибирь была выгодной территорией для иностранных предпринимателей по нескольким причинам. Во-первых, это возможность извлечь высокую прибыль при неполной экономической освоенности региона и достаточно слабой конкуренции, во-вторых, недостаток отечественного капитала, то есть состояние свободной торговли на Дальнем Востоке; в-третьих, длительное отсутствие современной капиталистической организации в промышленности и сельском хозяйстве региона; в-четвертых, льготы и привилегии правительства.

Иностранными предпринимателями занимались всеми возможными формами деятельности. Например, такими, как: организация иностранных и смешанных (совместных) торговых и промышленных предприятий; открытие филиалов предприятий, расположенных в Европейской России; вывоз сырья и продуктов; ввоз машин, оборудования, бытовых и иных товаров. Иностранные компании активно создавали свои представительства, конторы, агентства, как в Западной, так и в Восточной Сибири, и на Дальнем Востоке. Формируется сотрудничество между иностранными предпринимателями с отечественными. Представители иностранных фирм активно взаимодействовали с местными предпринимателями, используя их опыт, деловые связи и знание местного рынка.

В отличии от 60-х гг., конец XIX века для иностранных предпринимателей представляется почти свободным в сфере предпринимательства на правовом уровне. Ограничительные нормы общего законодательства в отношении иностранных предпринимателей были преодолены практикой акционерного сепаратного законодательства, основанной на общем курсе правительства по привлечению иностранных капиталов в экономику России. В отношении иностранных акционерных компаний складывается такое положение, при котором для их деятельности в Российской империи существовали более льготные условия, чем для русских акционерных компаний.

Российское правительство пыталось решить две задачи. Во-первых, путем иностранного капитала или при его участии освоить богатые природными ресурсами территории, при отсутствии собственных средств. Во-вторых, не дать иностранцам экономически укрепиться на слабо освоенных территориях и окраинах, а также ограничить им доступ к природным ресурсам страны. Этими способами власть стремилась поддержать отечественных предпринимателей в отдельных отраслях промышленности и учесть интересы национально-государственной безопасности, обеспечив соответствующий уровень обороноспособности России.

Конец XIX - начало XX веков характеризуется существенным притоком иностранного капитала в экономику России, что являлось одной из причин промышленного и экономического подъема. В числе факторов, которые способствовали данному процессу, можно отнести политику протекционизма, стабилизацию финансовой системы и введение в России золотого обращения. В конце 1890-х в России создается выигрышный инвестиционный климат, укрепивший доверие иностранных инвесторов к российской экономике. Главным условием формирования привлекательности вложений капитала на территории империи была общая правовая политика русского правительства в отношении иностранного предпринимательства, направленная на смягчение и ликвидацию ограничительных положений отечественного законодательства. Несмотря на то, что предложение С.Ю. Витте не получило достаточной поддержки в правительственных кругах, о либерализации правового положения иностранного предпринимательства с целью привлечь иностранные капитал к формированию и развитию промышленного потенциала Российской империи, был сохранен прогрессивный упор в области правового регулирования предпринимательства иностранцев. Особое внимание в практике правового регулирования предпринимательства иностранных подданных и компаний было уделено проблемам их деятельности на приграничных и почти неосвоенных территориях России, введению жестких правил её контроля.

В связи с началом Первой мировой войны правительство ограничило деятельность иностранных и отечественных предпринимателей в Сибири по политическим соображениям, также было и по всей Российской империи. С 1915 года правительство начинает вести политику ликвидации предприятий в отношении, германских, австрийских, венгерских и турецких подданных. Однако из 611 акционерных обществ, в которых был обнаружен один из вышеперечисленных капиталов, решению о ликвидации подлежали только 96. По факту было ликвидировано только 23 промышленных и 7 торговых предприятий. Скорее всего это было связанно с зависимостью государства от этих предприятий.

Заметим также, что инициатива иностранных капиталистов зачастую определялась деятельностью многих российских предпринимателей, а в целом ряде случаев она предопределяла основные направления активности зарубежных дельцов. Так же отмечается попытка использования иностранного капитала, чтобы избежать крупных затрат для государства. Начальная, самая черновая и трудная работа по формированию крупных предприятий в новых отраслях, связанных с риском убыточности, пришлась на долю русских капиталистов. Иностранный капитал устремлялся в эти отрасли тогда, когда прибыль была во многом уже гарантирована соответствующей экономической политикой правительства и большой предшествующей работой, проделанной русскими предпринимателями. Приток иностранного капитала сопровождался процессом объединения его с отечественным капиталом, создавая тем самым предпосылки включения Российской империи в мировую экономическую систему.

Переселившиеся в Российскую империю иностранцы, поспособствовали формированию источников предпринимательских слоёв населения страны. Приезжие из Европы иностранцы, не разрывали контакт с родиной, тем не менее это не мешало им привыкнуть к «русской» среде. Процесс ассимиляции значительно влиял на предпринимательскую деятельность в империи и стал их главной особенностью. Данный процесс, как правило, протекал достаточно быстрым темпом. Это свидетельствует об заинтересованности приезжих в русской культуре. В большинстве случаев иностранные предприниматели прочно закрепились на территории страны, семейными браками с русским купечеством. В качестве примера можно привести Джон (Джек) Ятеса, он в свою очередь, породнился с тюменской семьей Памфиловых, женившись на одной из дочерей - Елене. Другая часть принимала подданство, это зачастую это было продиктовано интересами дела.

Глава 2. Экономическая деятельность иностранцев в Тюмени

История предпринимательства в Тюмени, берет своё начало с XVI века. В основном это были местные жители Тюмени, накопившие свой капитал для производства и продажи продукции на местном рынке. Прибывшие из других регионов России предприниматели брали планку чуть выше, чем местные жители, открывая фабрики и заводы. Например, Игнатов Иван Иванович основавший один из первых судостроительных заводов на Мысу (г. Тюмень). Он же был в числе инициаторов первого в Сибири общественного элеватора и первого в Тюмени водопровода, и в 1890-1893 гг. запустил электростанцию на судостроительном заводе.

.1 Деятельность братьев Ятесов

Первое упоминание в Екатеринбурге о Ятесах (Yates)относится к концу 1860-х или началу 70-х годов XIX века. Четверо молодых англичан - три брата и племянник: Томас, Джон, Альберт и Вильям, наслышанные о богатствах Урала, приехали в его столицу с наивным намерением организовать с английским размахом выгодную добычу золота в окрестностях города. Неприятное чувство разочарования чужестранцам пришлось пережить сразу же, поскольку богатые месторождения золота давно прибрали к рукам русские предприниматели. Альберт вернулся на родину, а старший брат Томас (на русский лад его чаще всего называли Фомой Егоровичем, реже - Иваном Егоровичем), воспользовавшись отъездом своего родственника Г.И. Гуллета в Тюмень, приобрел у него в Екатеринбурге машиностроительный завод. После долгих дет в Екатеринбурге он заключил сделку с И.И. Игнатовым и получил от него судостроительный завод в Тюмени.

После тщательного изучения уральского рынка Фома Ятес строит бумажную фабрику на реке Пышме в окрестностях известного курорта Курьи близ Сухого Лога совместно с Джоном (Джеком). К этому же времени относится женитьба Ф.Е. Ятеса на Маргарите Вардроппер из Тюмени - дочери инженера-судостроителя Я.Р. Вардроппера и его супруги Агнесы Вильгельмовны. Екатеринбургские родственные и промышленные связи Ятесов Фома Егорович распространил, как видим, и на Тюмень. Они ему пригодились в дальнейшем. Джон (Джек), в свою очередь, породнился с тюменской семьей Памфиловых, женившись на одной из дочерей - Елене.

Первые годы XX столетия для Фомы Ятеса отметились выгодной сделкой с тюменским купцом первой гильдии И.И. Игнатовым, владельцем судостроительного Жабинского механического завода на Мысу. Игнатов, будучи в преклонном возрасте, решил сосредоточить свои усилия на руководстве организованного им объединения пароходовладельцев Обь-Иртышского бассейна «Товарищество Западно-Сибирского пароходства». В 1905 году он сдал в аренду свой завод Ф.Е. Ятесу, и к нему перешло реальное владение судоверфью. Ее управляющим стал В. Стивене, а помощником - А. Вардроппер. Как и в Заводоуспенке, социальное положение рабочих ухудшилось. В 1905 - 1907 годах на предприятии произошли забастовки. Требования рабочих сводились к вежливому обращению с ними, к прекращению незаконного увольнения их товарищей, к отмене штрафов. Строительство речных судов, несмотря на это, продолжалось с большей интенсивностью. К началу второго десятилетия минувшего века появились суда с двигателем внутреннего сгорания - теплоходы. Обвальный спад производства произошёл в годы Первой мировой войны. Накануне революции 1917 года завод продали с молотка, а в первые годы советской власти его национализировали.

«В Тюменском областном архиве хранятся интересные документы, относящиеся к 1892-1896 годам. «Судя по их содержанию, еще один из екатеринбургских Ятесов по имени Василий (Фридрих) Егорович еще в 1892 году, на десятилетие раньше своих братьев, пробился на хлебный тюменский рынок». Он арендовал у крестьян деревни Парфеново возле Московского тракта недалеко от полотна железной дороги участок земли. На нем он соорудил сначала ветряную мукомольную мельницу, а затем в 1897 году добился разрешения у тобольского губернского механика П.С. Голышева на сооружение паровой машины с котловым хозяйством. Удивляет демократичность принятия решения. Голышев отказался от какого-либо ответа заявителю, пока не получит согласия схода мужского населения деревни. Мужики в составе 41 человека собрались, составили протокол за подписью сельского старосты и дали согласие на аренду земли сроком на тридцать лет. Главное условие, поставленное ими, состояло в том, чтобы помол зерна для жителей деревни выполнялся в первую очередь. В.Е. Ятес, о котором мне почти ничего неизвестно, построил целый городок. В его состав входили контора, жилой дом владельца мельницы, паровая и ветряная мельницы, котельная, навесы и сараи для зерна, мучной амбар, конюшни, коровник и птичник. Производственную площадку щедро озеленили.»

Вольтер Иванович Ятес владел фабрикой в Заводоуспенке до января 1918 года. Совет народного хозяйства Тюменского уезда не только национализировал фабрику, но и конфисковал все личное хозяйство и утварь управляющего. Официальное обращение В.И. Ятеса с просьбой оставить за ним личных лошадей, коров и дорожную повозку осталось проигнорированным. Пользуясь гражданской неприкосновенностью как подданные другого государства, вся семья Ятесов возвратились на родину в Англию. Джон Ятес, один из основателей писчебумажной фабрики в Курьях, поселился в предместье Лондона, где начал дело с нуля. Он открыл небольшой ресторан, а когда встал на ноги, то приобрел свой дом. В годы Второй мировой войны младший сын Д. Ятеса, тоже Джон, был летчиком королевского военно-воздушного флота и погиб в бою в июне 1941 года.

2.2 Деятельность Гектора Ивановича Гуллета

Гектор Гуллет перебрался в Россию из Англии в 1830-х годах, разочаровавшись в возможности создать новый бизнес в родных краях. Законы Российской империи того времени благоприятствовали иностранному капиталу и рабочей силе, строились на полном равенстве подданных Российской империи и иностранных граждан. Гектор Гуллет и его компаньон Константин Гакс, обрусевший немец, построили судостроительные верфи в Кунгуре и Екатеринбурге. В 1860-1863 годах Гуллет со своим заводом перебрался в Тюмень, выдал свою дочь за местного предпринимателя Константина Лонгинова.

Вместе с новым компаньоном, волжским инженером-судостроителем Л. М. Пирсоном, владелец кунгурского и екатеринбургского механических заводов, основал в Тюмени филиал своего судостроительного завода. Через три года, благодаря резкому увеличению объёма заказов, завод переехал в г. Тюмень. Заботы по его переводу были возложены на К. В. Лонгинова, мужа старшей дочери Г. Марии.

Он располагался в Заречье напротив современного речного порта и первые годы тоже занимался сборкой металлических корпусов пароходов из деталей екатеринбургского завода. Первый пароход, построенный в Тюмени в 1863 г., назывался «Орел». Производство в Тюмени разрасталось, совершенствовалось, и с 1869 г. завод Гуллета выпускал паровые машины, насосы, оборудование для мукомольных мельниц, лесопильных и спиртовых заводов, водоподъемные машины, в том числе и для тюменского водопровода, строившегося в 1862-1864гг., и многое другое. Пароходы завода Гуллета были очень мощными - от 200 до 520 лошадиных сил.

С гражданами Британской империи, проживавшими в Тюмени механиками Гуллет и П. В. Генсом в 1862 г. заключили договор на строительство «водоподъемной машины», причем Гектор первый год обязался полностью «содержать её», а потом ещё три года отвечать за возможные у неё повреждения. В 1863-1864гг. улицы Тюмени были перекопаны под укладку водопроводных труб Первые магистральные трубы проложили по улице, позже названной Водопроводной.

Машина была установлена на берегу Туры напротив улицы Водопроводной. Она поднимала воду на высокий коренной берег в специальный резервуар, откуда поступала в водопроводную сеть. Место для водозабора было выбрано неудачно. Оно находилось ниже тогдашней Тюмени. Напротив, на левобережье, размещалась масса мелких кожевенных предприятий, сбрасывавших ядовитые отходы в Туру, так что вода в этом месте реки была не чистой, что вскоре почувствовали горожане.

За период 1869 - 1871 годов заводом были выпущены пароходы мощностью 60 лошадиных сил, пароход «Заря» мощностью 120 лошадиных сил и металлическая плавучая тюрьма для перевозки арестантов. Первые пассажирские пароходы за Уралом были построены на заводе Гуллета, плавали в бассейнах рек Сибири, в Охотском и Карском морях. Именем Гуллета был назван один из первых пассажирских пароходов с колесно-лопастным движителем, построенным в Тюмени по американскому типу.

Уже в 1871 году на выставке промышленных изделий в Тюмени завод Гуллета представил 43 вида своих изделий. Среди экспонатов, их насчитывалось 3894. Всеобщее внимание привлекли изделия завода на Мысу. На этой выставке демонстрировал свои изобретения умелец-механик Сибири.

«В 1895 году Тюменская почтово-телеграфная контора решила разместить заказ на производство кронштейнов для строительства телеграфной линии. Предложения были отправлены на крупные тюменские механические заводы - Жабынский и Гуллета. В результате конкурса начальник конторы посчитал наиболее выгодным размещение заказа на предприятии Гуллета. Владелец не только согласился выполнить заказ в необходимый срок (2 месяца), но и пошел на уступку в цене. Общая сумма заказа на производство 260 пудов кронштейнов составила 1 040 рублей. До 1870 года на заводе Гуллета строились практически все сибирские пароходы. Предприятие занималось также профессиональной подготовкой наладчиков выпускаемого им оборудования».

Оборудование в цехах было отечественного, производства. Гуллет прожил в Тюмени более 4 лет, в конце 1864 г. получил приглашение на должность технического руководителя Николаевского железоделательного завода в Нижне-Удинском округе. Иркутской губернии. Завод начал работу в 1859, нуждался в опытных кадрах. Благодаря усилиям Гектора, предприятие стало образцовым в Сибири, но это потребовало от него большого нервного напряжения, что подорвало здоровье. Супруга Гектора, Елизавета Эдуардовна оставила Николаевский завод и перебралась в Тюмень, где скончалась 7 февраля 1885 г. в возрасте 57 лет. В семье Гуллета было девять детей - сыновья Иван, Эдуард, Гектор и Роберт (будущий совладелец завода в Тюмени), дочери - Мария, Екатерина, Ольга, Люция, Елизавета. Благодаря заботам родителей, все они получили образование: сыновья закончили специализированное техническое учебное заведения в Центральной России, в частности, Роберт - в Риге, а дочери в женской гимназии в Екатеринбурге и Перми. Иван Гекторович проживал в Тобольске и служил капитаном судна у купца Плотникова, позже - у И. И. Игнатова.

.3 Семья Вардропперов

Эдуард Вардроппер откуда его отец Роберт (Джероб) в 1868 году в поисках предпринимательской удачи переселился со своей большой семьей в Россию, в итоге остался здесь навсегда. Брат Эдуарда Якоб (Джеймс) возвращался со своей женой домой из Сибири, с золотых приисков на реке Лене, акционерами которых являлись. Стоит сказать, что примерно в это время, 60-70-е годы XIX века, в Екатеринбурге проживало немного иностранцев - примерно 250 человек (всё население уезда в 1897 году составляло 412 тысяч человек). Британских подданных среди них было ещё меньше - всего 14 человек. Но Вардропперы умудрились, находясь здесь транзитом, встретиться и сдружиться с четырьмя англичанами, братьями Ятесами, которые и уговорили шотландцев открыть на Урале какое-нибудь дело. Дело нашлось под Тюменью.

Поселившись в Тюмени, Роберт вместе с сыновьями Эдуардом и Якобом (Джеймсом) основал в Тобольской губернии на реке Тавде в деревне Жиряково Андроповской волости Тюменского уезда судоверфь с литейным цехом и кузницей.

«В 1868 году в Тюмени великобританским подданным Г.Э. Вардроппером был основан чугунолитейный завод. На нем работало 100 рабочих, давая продукции на 45 тыс. рублей в год. Ассортимент продукции завода включал паровые машины и запчасти к ним, пожарные машины. Позднее был учрежден торговый дом «Братья Вардроппер» с основным капиталом в 60 тыс. рублей.» Кроме того, в Тюмени им принадлежало несколько жилых домов, где размещалась разросшаяся семья. Один из них стоял по улице Советской, 15 (быв. Серебряковская, 17). Другой дом, в соответствии с адресной книгой и списком домовладельцев г. Тюмени за 1898 и 1913 годы, принадлежал Агнессе Вильгельмовне (Васильевне) Вардроппер. Он стоял на углу Садовой и Большой Разъездной. Третий дом и сейчас можно увидеть на перекрестке улиц Челюскинцев - Хохрякова (Челюскинцев, 23), здесь расположен отдел областного военкомата.

Предпринимательские успехи семьи Вардропперов были отмечены вскоре после основания верфи. Так, в 1871 году на Тюменской публичной выставке они показали пожарные машины, паровую водокачку для пароходов, медные краны, соломорезки, сигнальные свистки и многое другое и стали обладателями Большой серебряной медали. В губернии и за ее пределами энергичные промышленники становятся известными не только как судостроители, но и пароходовладельцы.

После кончины главы семьи фирму возглавили братья Вардропперы. Они не только основали пароходную компанию под своей фамилией, но и расширили производство, особенно выпуск деревянных барж. В деревне Жиряково, кроме судоверфи была сооружена лесопилка, а несколько позднее - мукомольная вальцовая мельница с механическим приводом, вращающимся ситом и паровой машиной на одном котле. Благоприятное обстоятельство - удобная связь по речной магистрали с промышленным Северным Уралом, позволило расширить торговлю лесом, особенно с предприятиями Богословского горного округа. Основную ответственность за благополучие фирмы взял на себя старший брат Эдуард. На предприятиях, ему принадлежащих, к началу века трудилось более 100 рабочих.

Выбор Вардропперами судоходной реки Тавды как района приложения предпринимательских усилий в условиях первоначального накопления капитала, оказался весьма удачным, поскольку на этой реке, превосходящей по водному балансу Туру в несколько раз, не было судоверфей. Рядом располагались мощные лесные массивы, благодаря чему производство барж оказалось самым дешевым в Тюмени. Соседняя деревня поставляла предприятию рабочий люд. Верфь через деревню была соединена с ближайшей магистралью грейдированной и мощеной гравием дорогой, проезжей в любую погоду и обсаженной березами. Дорога, кстати, как и столетние березы, сохранились до сих пор, пережив и верфь, и деревню. Последнюю в наше время можно отыскать только на карте: на месте бывших жилых домов остались кусты черемухи, запущенные огороды да покосившиеся столбы электропередач.

В отличие от других судостроительных предприятий, на верфях Вардропперов никогда не было забастовок и волнений рабочих, возможно, из-за чисто английской демократической системы управления предприятием и в условиях существования минимальной нормы прибавочной стоимости.

.4 Экономическое наследие Иоселя Хаймовича Брандта

Брандт Хаим Лейбович, отец Иоселя Брандта. Отставной рядовой, причисленный в мещане г. Тюмени по указу Тобольской Казначейской Палаты от 31 января 1874 г.». С большой долей уверенности можно предположить, что перед нами - родоначальник клана тюменских Брандтов. В пользу этого говорит не только ранняя дата появления его в городе, но и солдатское происхождение. Как известно, отставные солдаты были одной из немногочисленных категорий еврейского населения, получавших право беспрепятственного выбора жительства на территории всей Российской империи. Вполне возможно, что солдат, вероятно, проходивший службу в этих местах, решил после выхода в отставку остаться на жительство в знакомой ему местности.

«О торговом доме братьев Брандт нам известно немного. Он был основан в 1898 г. и в начале ХХ века занимался поставками тобольского сливочного масла за границу, главным образом в Великобританию, частично - в Данию и Германию. Отделения фирмы работали в Петропавловске, Ишиме и Кургане - крупнейших центрах маслоделия Тобольской губернии.

В газете «Ермак» в мае 1912 г. была опубликована критическая заметка об учреждении Иоселем Хаимовичем Брандтом торгового дома «Брандт и К0».Главной целью данного мероприятия было уклонение от выполнения своих обязанностей перед кредиторами, что стало в то время довольно распространённой практикой. Из той же заметки следовало, что сразу после учреждения торгового дома была произведена «грандиозная распродажа» золотых и серебряных изделий в Кургане. Позднее в газете звучали обвинения в сбыте Брандтами во время распродаж некачественного товара. При этом возмущённым покупателям указывали на вывеску «Купленный товар ни в каком случае обратно не принимается».

Газета «Ермак» регулярно публиковало негативные высказывания о еврейских предпринимателях и о евреях в целом, обвиняя их во всяческих кознях.

«Владелец магазина в Тюмени, располагавшегося в собственном доме на углу улиц Царской, 34 и Садовой, 40, в своём салоне Иосель Хаимович торговал часами и ювелирными изделиями, а также велосипедами, швейными машинами, граммофонами, оптическими инструментами «в громаднейшем выборе». Магазин был открыт в будние дни, с 8 до 19 часов. Помимо этого, наш герой владел магазином в Кургане (ул. Троицкая, дом Толкачёва), где помимо всё тех же велосипедов, швейных машин, золота, серебра и часов продавался также и зерновой хлеб. О широте коммерческих связей и интересов этого представителя семейства Брандт можно судить по наличии собственных агентств в Москве (ул. Варварка) и Берлине (Little-Strasse)».

В купеческое общество г. Тюмени Брандт был причислен из тюменских же мещан в начале 1890 г. по отношению II Отделения Тобольской Казённой Палаты. В «Посемейных списках евреев г. Тюмени» за 1907 и 1911 гг. он числится купцом 2-й гильдии. Однако 20 апреля 1916 г. состоялось распоряжение Тобольской Казённой Палаты об исключении Иоселя Хаимовича из купеческого звания по г. Тюмени за не возобновление документов. Что послужило тому причиной: расстроенное финансовое положение купца или же иные обстоятельства не известно.

В числе занятий главы семейства в материалах обеих переписей упомянуты: торговля золотыми и серебряными вещами и часовая мастерская. Известно также, что Иосель Хаимович принимал определённое участие в делах еврейской религиозной общины. Так в 1900 г. он выступил в роли уполномоченного тюменских евреев в деле строительства миквы в Ляминском логу - здания, где еврейские женщины ежемесячно совершали ритуальные омовения.

Дальнейшая судьба Иоселя Брандта неизвестна, однако его потомки до сих пор живут в Америке и хорошо знают о том, что имеют косвенное отношение к истории Тюмени.А пока революция еще не свершилась, Иосель Брандт держал свои ювелирные магазины во многих городах страны, и дело его процветало. Об этом можно судить по тем слухам и легендам о сокровищах купца, что до сих пор живут.

О том, как сложилась судьба хозяина дома в годы гражданской войны судить сложно. Достоверно известно лишь, что здание на углу Царской и Садовой улиц было включено в 1918 г. в список национализированных домовладений по Тюмени. Здесь же была указана и сумма чистого дохода, приносимого этим объектом недвижимости: 2311,4 руб.

Глава 3. Влияние иностранного капитала на экономику Тюмени

Промышленные предприятия Тюмени создавались не государством, а предпринимателями - в этом и состоит их огромная и неотъемлемая заслуга перед городом, губернией и Россией. Тюменские предприниматели часто были малообразованными или вовсе самоучками, но деловая хватка их была крепкой и целенаправленной. Они начинали строить свои заводы и развивали их вглубь и вширь, вводили технические новинки ненамного позднее, чем они появились в европейской России.

Еще в XVII и XVIII вв. Тюмень была известна своим судостроением. Разнообразного типа и подъемности «речные повозки» изготовляли на берегах Туры и соседних деревнях. Этот флот был весельно-парусным: вниз по течению суда двигались с помощью гребцов на веслах и парусах, против течения их тащили идущие по берегу лошади или люди - бурлаки. Такие суда назывались «коноводками». Однако Тюмень не была в стороне от технического прогресса и быстро внедряла у себя новинки. Так было и с пароходами.

В XIX в. Тюмень существенно расширилась. В первую очередь этому способствовали такие обстоятельства, как развитие пароходства на Туре, проведение Московско-Сибирского тракта и железной дороги от Екатеринбурга, а также устройство Торговой площади. Формирование пристаней на Туре, развитие пароходства способствовали росту вдоль реки.

Тюменские предприниматели торговали масштабно, их интересы простирались от Японии через Сибирь и Европу до Америки. И в XIX в. только малая часть тюменских предпринимателей занимались «чистой» торговлей, в большинстве же они были товаропроизводителями, то есть торговали продуктами, произведенными на своих предприятиях, расположенных не только в Тюмени, но и в других городах.

В первой половине XIX века Тюмень стала самым крупным ремесленным центром Западной Сибири. Городское ремесло и сельские промыслы образовали базу для появления и развития крупных мануфактур. Раньше всего они утвердились в кожевенном производстве. Бурное развитие получил речной транспорт. Расположенная у начала сибирского водного пути Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. Реформа 1861 вызвала невиданное по размаху переселение крестьян из Европейской России. Кроме переселенцев через Тюмень прошло много ссыльных.

Во второй половине XIX - начале ХХ веков Тюмень начала приобретать черты крупного промышленного центра. По объему производства она занимала первое место в Тобольской губернии и приобрела наибольшую известность как крупнейший центр сибирского судостроения.

В последней четверти XIX века началось строительство Транссибирской железной дороги. Железная дорога дала новый толчок индустриальному развитию. Тюмень стала центром крупного лесопромышленного района, как и прежде продолжает оставаться крупным центром кожевенной промышленности. Тюмень развивалась как торговый город.

В 80-х гг. XIX столетия в Тюмени находилось восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов, но самыми крупными из них были заводы Гуллета, Игнатова и Вардроппера. Эти Люди пришли в Тюмень со своими капиталами, инвестировали их в Тюменскую промышленность и способствовали тем самым процветанию города.

Однако из судостроительных заводов, организованных в 60-70-е гг. в Тюмени, к концу XIX века уцелел в полной мере лишь Жабынский завод И. И. Игнатова и У. С. Курбатова. После смерти Г. И. Гуллета заводом руководил его инженер К. П. Логинов, в 1895 г. завод приобрел А. К. Трапезников, а в 1901 г. его признали банкротом. Пароходы здесь строить перестали.

Особенно большой урон судостроению нанес кризис конца 90-х XIX в. Расцвет Тюменского судостроения пришелся на 1892 г., когда на воду спустили особенно много пароходов. На них был большой спрос в 1891 г., так как в России случился сильный голод из-за неурожая. В Тюмень стали подвозить хлеб пароходами из глубин Сибири, где собирали высокий урожай зерна, грузили на железную дорогу и везли в европейскую часть России. На доставку зерна требовались пароходы. Однако наступил 1893 год, хлеб в России уродился свой и как следствие потребность в поставке сибирского хлеба значительно снизилась, он не находил сбыта и лежал «омертвленным капиталом на пристанях», резко упало количество заказов на постройку новых судов, старые пароходы срочно продавались за низкую цену. Так многие отечественные и иностранные предприниматели разорились.

«Чтобы выжить, судостроительные заводы начали выпускать оборудование для других отраслей хозяйства вплоть до восточно-сибирских золотых приисков, завод Гуллета перешел на выпуск чисто пассажирских пароходов (раньше все пароходы были товаро-пассажирскими и ходили с баржей на буксире). Первым Был «Кормилец» с «крейсерской Скоростью» по течению 20 верст в час, спущенный на воды Туры в июне 1893 г.

В 1899 г. мелкие пароходные товарищества объединились в одно «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» («Товарпар»), Вначале его правление находилось в Тюмени, а в 1912 г. переехало в Санкт-Петербург».

«Таким образом, структура промышленности края отличалась большой пестротой. Промышленный переворот затронул лишь немногие ее отрасли, общий уровень развития промышленного производства оставался низким. Экономика губернии имела преимущественно аграрный характер. Подавляющая часть спроса быстро растущего земледельческого населения на товары промышленного производства удовлетворялись за счет ввоза их из Европейской России.».

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в целом XIX век характеризуется ростом экономики и развитием промышленности Тюмени, что являлось положительным фактором для иностранного предпринимательства. На протяжении XIX века город Тюмень постепенно приобретал черты крупного промышленного города, и к началу XX века опережал все города в Тобольской губернии по объему производства, был самым крупным центром производству судов и судостроительным материалов. Однако кризис 90-х гг. XIX в. описывается исследователями как неблагополучный период для предпринимателей. В этот период, большинство предпринимателям пришлось менять стратегию предпринимательской деятельности, либо закрывать свои предприятия и объединяться в товарищества.

Заключение

Проведя анализ вышеупомянутых иностранцев, можно сделать несколько выводов говорящих о становлении капитала Тюмени XIX - XX века иностранных предпринимателей.

Причины приезда в Тюмень рассмотренных иностранцев имеют индивидуальный характер. Стоит выделить одну закономерность: большинство иностранцев, пробовали открывать своё дело на Родине, и потерпели крах. Они стали искать свою «золотую нишу» в регионах Российской империи. Это связанно с тем, что по западу гуляло очень много слухов, о богатых и благоприятных землях восточной части империи. Стоит отметить, что не только этот факт стал решающим в переезде иностранцев в Россию, но и сама политика привлечения иностранных предпринимателей повлияла на решение предпринимателей.

С начала XIX века в России были существенно ограничены права предпринимательства иностранцев на законодательном уровне. Устанавливались специальные правовые режимы иностранного предпринимательства в России. Правительство стало относиться к иностранцам весьма настороженно, прежде всего, по политическим соображениям. Также это было связанно с опасением правительства, что иностранцы будут препятствовать отечественному предпринимательству своей конкуренцией.

Процесс переосмысления проблемы значения иностранных капиталов и иностранного предпринимательства для экономического развития государства в высших правительственных кругах начал происходить в 50-х годах XIX века. Государственная власть теперь оценивает деятельность иностранного предпринимательства и их капитал, как неотъемлемая часть торгово-промышленного развития государства, а не как препятствующий фактор для русского купечества. В основу регулирования прав деятельности иностранцев был положен принцип равноправия граждан, а также равноправия иностранцев и местных предпринимателей. Все запреты, ограничения и т.д., которые диктовали каким образом им предоставлялась возможность заниматься предпринимательством, носили общегражданский характер, или основаны на интересах государства. Это говорит о том, что правительство не стремилось препятствовать иностранцам, а лишь приравняла их сместными предпринимателями.

Нельзя не отметить, что разные исследователи по-разному характеризуют влияние иностранного капитала. Некоторые утверждают, что развитие той или иной отрасли промышленности с участием и вкладом иностранного капитала, не создало особых зон влияния иностранных кампаний, от которых государство будет зависеть в полной или частичной мере.

Главным выводом правового статуса иностранный предпринимателей является то, что сращивание отечественного и иностранного инвестиций сопровождало наращиванию их капитала, что создавало все условия включения России в мировую экономическую систему. Параллельно этому, широкое внедрение иностранного капитала имело и свои минусы. Часть средств, которая мог бы умножить национальный капитал страны и расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, отправлялся за границу российской империи в виде прибылей и дивидендов.

Судостроительная и машиностроительная промышленности были улучшены и «завезены» иностранцами в Тюмень. Необходимость в экономическом подъёме и отсталость от западных стран, отмечается одобрением для иностранцев в развитии промышленности.

В XIX в. Тюмень существенно расширялась. В первую очередь этому способствовали такие обстоятельства, как развитие пароходства на Туре, проведение Московско-Сибирского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали, а также устройство Торговой площади.

В основном замечалось активное взаимодействие иностранцев между собой. В обеих случаях отмечались семейное объединение. Взаимодействие иностранных предпринимателей с отечественными, не носили состязательного характера, а наоборот, старались взаимодействовать друг с другом, заключая различные выгодные сделки. Иностранные предприниматели без всяких препятствий шли на сотрудничество с российскими деловыми кругами, эти взаимодействия шли им на пользу, давая возможность завести так называемые «связи» в правительственных и городских управлениях, а также возможность избегать всяческих неприятностей в связи с незнанием русской культуры. Эти отношения всегда имени дружественный характер, гости из других стран охотно делились своими с знаниями, силами и средствами, для развития Тюмени. В качестве примера можно привести, строительство водонапорной башни Гектором Гуллетом, который обязался отвечать за её работоспособность в течении первого года за собственный счет.

В целом, анализ становление капитала иностранных предпринимателей в Тюмени XIX - XX веков, показал, что несмотря на различные ограничения в предпринимательской сфере со стороны правительства, а также их заинтересованность в наращивании капитала, посредством извлечения части средств у иностранцев, город Тюмень являлся благоприятным местом для иностранцев. Прежде всего, со стороны территориальной расположенности у реки, что давало судостроителям развозить свой товар. Так же с законодательной и конкурирующей сторон.

Список источников и литературы

1.ГАТО. Ф. 353. Оп.1. Д. 227.

.Белов С.Л. Еврейские сюжеты: записки краеведа. - Тюмень: изд. Мандр и Ка. 2009.

.Брандт В.Ф. Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны. СПб., 1898

.Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. М., 1960.

.Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909.

.Вольтке Г.С. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб., 1905.

.Воронов JI.H. Иностранные капиталы в России. Доклад Московского отделения общества для содействия Русской торговли и промышленности. М, 1901.

.Горюшкин Л.М. Иностранный капитал в Сибири: история и современность. Зарубежные экономические и культурные связи Сибири (XVIII - XX века). Новосибирск.1995.

.Гуляев А.И. Торговля и торговые установления. М., 1912.

.Зырянов В. Британцы на уральских и сибирских реках: изд. Югра. 2005. - № 6.

.Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени - Тюмень: изд. Радуга-Т. 2008.

.Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени - Тюмень: изд. СЛОВО, 2006.

.Иваненко А.С. Четыре века Тюмени - Тюмень: изд. Радуга-Т, 2004.

.Комогорцев И. Очерки истории черной металлургии Восточной Сибири: изд. АН СССР. 1965.

.Копылов В.Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера).Тюмень:изд. СЛОВО. к.-3. 2002 г.

.Кружинов В.М. Мое достояние: историко-краеведческий альманах. Тюмень: изд. ОЛМАРПРЕСС. 2011.

.Мандрика Ю. Тобольские губернские ведомости: редакторский корпус: антология тобольской журналистики конца XIX - начала XX в. Тюмень: изд. Мандр и Ка. 2004.

.Миненко Н. А. Тюмень: Летопись четырех столетий. Санкт-Петербург: изд. Русь. 2003.

.Менделеев Д.И. О возбуждении промышленного развития в России. Вестник промышленности. 1884. - № 2.

.Мыш М. Юридическое положение евреев-иностранцев в России: изд. Восход. 1884.-№7.

.Оль П.В. Иностранные капиталы в России. Пг., 1922.

.Смирнов С. А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России во второй половине XIX - начале XX века: Волгоград. 2002.

.Таль JI.C. Очерки промышленного права. М.. 1916.

.Хеллер К. Отечественное и иностранное предпринимательство в России XIX-начала XX вв. Отечественная история. 1998. № 4.

.Шалланд Л. Юридическое положение иностранных акционерных обществ в России: изд. Право. 1902. - №1,5.

.Интернет ресурсы

.Боярский Л. Иностранцы в Тюмени: Журнал "Коктейль". 2012.Интернет ресурс: #"justify">.Васильева Л.В. Участие иностранного капитала в экономике Российской империи и его влияние на торгово-промышленное развитие Западно-Сибирского региона в конце XIX - начале XX вв. Интернет ресурс:http://nikolai2.ru/uchastie-inostrannogo-kapitala-v-ekonomike-rossijskoj-imperii-ego-vliyanie-na-torgovo-promyshlennoe-razvitie-zapadno-sibirskogo-regiona-v-kontse-xix-nachale-xx-vv.html. (дата обращения: 04.05.2017).

Похожие работы на - Иностранный капитал в истории Тюмени XIX – начала XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!