Государственное регулирование развития регионов в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование развития регионов в России















Курсовая работа

Государственное регулирование развития регионов в РФ


Выполнила студентка

Мезенцева Екатерина Дмитриевна

Содержание

Введение

. Теоретические основы государственного регулирования развития регионов

.1 Понятие государственного регулирования развития регионов

.2 Субъекты и объекты государственной политики в области развития регионов

.3 Методы и инструменты государственного регулирования развития регионов

. Анализ государственной политики в области развития регионов РФ

.1 Анализ практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях

.2 Проблемы и стратегические цели государственного регулирования развития регионов в РФ

Заключение

Список литературы

Введение

В наше время в экономике периодически появляется потребность в систематических воздействиях регулирования со стороны институтов государства, в основном в тех областях, где в решении сложных социальных и экономических проблем самостоятельные хозяйствующие субъекты не имеют заинтересованности. По этой причине проблема в государственном регулировании развития территории несомненно актуальна в данных условиях, когда совершается поиск сбалансированности между методами регулирования на рынке и воздействием государства на развитие экономики.

Пространственная сторона социального и экономического развития страны дает два важных момента в практику и методологию управления государством: надобность в регионализации методов и инструментов регулирования в государстве социально - экономических процессов и возникновение особой государственной функции, которая воплотилась в самостоятельном инструменте государственной региональной политике. В таком случае крайне острой проблемой становится надобность упорядочения государственного регулирования развития территории.

Исследования государственного регулирования развития регионов в экономической литературе считают традиционно актуальными. Именно это объясняет, что за прошедшее десятилетие выполнено огромное количество исследований концептуального и прикладного характера по проблематике регионов. При этом, значительное внимание стало уделяться практике и теории управления на уровне регионов, поскольку при построении федерального государства повысилась роль субъектов федерации, которые стали активными участниками социально - экономических процессов в регионах.

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования развития регионов. Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:

изучить теоретическую сущность понятия государственного регулирования развития регионов;

проанализировать региональную политику на современном этапе;

выявить актуальные проблемы региональной политики на современном этапе;

сформулировать стратегические цели государственной политики развития регионов Российской Федерации.

Предметом исследования являются методы государственного регулирования развития региона.

Объектом исследования является региональная политика государства.

Методами исследования государственного регулирования развития регионов являются: анализ, синтез, аналогия, системный подход, обобщение.

Теоретической базой исследования послужили труды таких отечественных авторов как: Алпацкая Е.Г, Федченко А.А, Фетисов Г.Г и т.д.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Теоретические основы государственного регулирования развития регионов

1.1 Понятие государственного регулирования развития регионов

В экономике не существует точного понятия региона. Под регионом понимают:

- субъекты РФ;

территориально и экономически связанные территории разных стран;

федеральные округа;

крупные естественные экономические регионы;

территориально и экономически связанные страны.

Термин «регион» имеет латинское происхождение - «regio», что значит местность, область, страна, то есть определенная, ограниченная территория. Ясно, что все приведенные территориальные образования отвечают изначальному сущностному определению региона.

В государственных официальных документах:

«Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ». [1]

Будем рассматривать регион как экономическую территориальную существенную составляющую страны. Поэтому под регионом будем понимать экономически единую территорию, значит субъекты РФ и крупные экономически связанные территории.

В РФ под региональной политикой подразумевается система задач и целей органов государственной власти в управлении экономическим, политическим и социальным развитием регионов, а также система их осуществления.

В РФ основными целями политики регионов являются:

обеспечение минимальных единых социальных стандартов и социальной защиты в равной степени, гарантирование гражданам их социальных прав, установленных Конституцией РФ, независимо региональных экономических возможностей;

обеспечение социальных, правовых, экономических и организационных федеральных основ в РФ, создание единой экономической территории;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

максимальное использование различных природно-климатических особенностей в регионах;

обеспечение и становление гарантий местного самоуправления;

выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

предотвращение загрязнения окружающей среды, а также экологическая защита регионов.

Государственное развитие региона подразумевается, как любое прогрессивное изменение, изначально в экономической сфере. Такое изменение может быть количественным и тогда говорят о экономическом росте. Оно может быть качественным и тогда говорят о изменениях в содержании развития.

Государственное региональное развитие - это режим действия региональной системы, который ориентирован на положительную динамику параметров качества и уровня жизни населения, сбалансированным и многофакторным воспроизводством хозяйственного, социального, и экологического ресурсного потенциалов территории. [2, с.72]

Развитие всегда имеет направленность, определяемую одной целью или даже целой системой целей. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная - то о деградации или о регрессе. Иными словами, государственное развитие регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Государственное развитие региона обычно рассматривается с точки зрения сочетания различных экономических и социальных целей. Если речь идет о экономическом развитии, то оно обычно рассматривается совместно с социальным развитием и включает в себя:

рост производства и доходов;

перемены в таких структурах общества, как: институциональной, социальной и административной;

перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.

Такое понимание регионального развития отличает его от процессов механического роста.

Сделаем вывод о том, что государственное развитие региона в совокупности представляет собой работу региональной системы, направленную на улучшение качества и условий проживания населения, на улучшение сельскохозяйственного, экономического и социального аспектов территории.

1.2 Субъекты и объекты государственной политики в области развития регионов

В качестве субъектов государственной политики в области регионального развития могут выступать, как представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, и организации (юридические лица).

Субъекты государственной политики в области развития регионов - это организационные структуры, стремящиеся проводить экономическую политику в регионах. Главное место среди них занимают государственные органы власти и управления.

Необычны субъекты отношений, возникающих в ходе государственного регулирования территориального развития. Пара «центр - субъект Федерации» только символизирует вектор соответствующих отношений и скорее их географические полюса, чем реальные объекты. При этом федеральный реальный центр представлен как минимум тремя субъектами этих отношений:

федерация республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных округов, реализовывающая свои интересы через высшие законодательные органы и через результаты их деятельности - федеральные законы;

Президент РФ, издающий указы;

Правительство РФ и его министерства, принимающие соответствующие решения и подкрепляющие их определенными финансовыми ресурсами, реализующие нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием РФ и Президентом РФ.

Необходимо различать:

государственную региональную политику органов власти и управления субъектов Федерации (региональных властей);

государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления.

Объект государственного регулирования регионального развития- это область социальной, культурной и экономической жизни населения на территории региона Российской Федерации, в отношении которой осуществляется правовое регулирование, установленное настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с КПРФ государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:

равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;

- единство системы государственной власти в Российской Федерации;

согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;

государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;

равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.

Сделаем вывод относительно соотношения «субъект - объект»: для взвешенной, последовательной политической деятельности необходимым является сочетание обоих элементов.

Субъект только тогда сможет проявить себя в полной мере, когда он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

1.3 Методы и инструменты государственного регулирования развития регионов

Методы государственного регулирования развития регионов.

Методы бывают прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования характеризуются направленностью на конкретные субъекты или процессы.

В качестве примеров можно назвать:

государственные контракты и заказы на поставки определенной категории продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;

льготные кредиты производителям;

лицензирование отдельных видов деятельности, различных внешнеторговых операций и т.д.

Косвенные методы не имеют точного адресата и направлены на экономическое пространство, определяя в нем "правила игры". Эти методы опираются на товарно-денежные рычаги и в основном воздействуют на экономические интересы субъектов. В государственном регулировании косвенными методами можно считать:

экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;

управление налогами и системой налоговых льгот и т.д.

К прямым относят:

. Правовые методы. Они опираются на систему нормативных актов, где все субъекты хозяйственной деятельности обычных условиях должны следовать их требованиям. Речь идет, например:

о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирование предприятий;

взаимных обязательствах в части трудовых отношений;

нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.;

. Государственное программирование. Программирование является важнейшей формой государственного регулирования и разновидностью планирования развития регионов. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.

. Государственное прогнозирование. Прогнозирование обычно применяется на предварительной (предплановой) стадии подготовки крупных мероприятий регионального масштаба. Под прогнозированием понимаются способы теоретических и практических разработок прогнозов.

. Государственное планирование. Оно представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие региона, соответствующее направлениям государственной политики.

К косвенным относят:

. Льготное налогообложение. Оно может быть установлено в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии регионов и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные регионы.

. Использование материальных стимулов при сооружении значимых проектов.

. Использование регионально дифференцированных амортизационных отчислений. Они позволяют предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

. Государственные гарантии на получение ссуд.

Спецификой применения данных методов при регулировании развития регионов является:

использование этих методов для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности;

в зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени;

при выборе конкретных методов воздействия важна сущность каждого метода, структурная соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования и непротиворечивость взаимодействия.

Сделаем вывод, что методы и инструменты государственного регулирования развития регионов представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие региональных процессов в нужное государству русло.

2. Анализ государственной политики в области развития регионов РФ

2.1 Анализ практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях

Россия позже других индустриально-развитых стран вступила в эпоху так называемой «региональной революции», когда происходит смена парадигмы развития территорий и населенных пунктов. Особенность момента заключается в том, что границы рынков постепенно раздвигаются и больше не совпадают с пределами государства и национальной экономики. Национальный хозяйственный комплекс утрачивает свою самодостаточность и внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимодополняющих отраслей и производств. В силу этого старые экономические регионы России, ее поселения, обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их способностью задавать параметры экономических обменов, «гео» - экономическим влиянием.

Перелом в региональном развитии страны произошел еще в 1990-е годы.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - это область деятельности по регулированию экономическим, политическим, социальным и экологическим развитием страны и демонстрирующая как связь между государством и регионами, так и взаимоотношения регионов между собой.

Как известно, социально-экономическое пространство РФ выделяется неоднотипностью. Этот фактор влияет на процесс работы государства, на эффективность экономической политики, ее структуру, на ее механизмы и стратегию институциональных реформ, и социально-экономическую политику. Неоднородность развития регионов усилилась в условиях кризиса в экономике и в переходный период в истории государства.

Различия в уровне развития различных регионов просто колоссальная.

Так, например, по площади территории разрыв достигает 100 раз, по численности населения- 15 раз, по числу районов - 4 раза, по продукции промышленности - 20 раз, сельского хозяйства - 20 раз (без субъектов, где оно отсутствует).

Велики различия и в части социально-экономического развития.

По размерам среднедушевого производства валового регионального продукта, а также среднедушевым реальным доходам населения, субъекты РФ различаются более чем в 20 раз. В расчетах на душу населения обеспеченность жильем различается в 1,8 раза, объем товарооборота - в 2,5 раза, уровень зарплаты - в 3 раза, объем сбережений - в 4 раза, бюджетные расходы в расчете на душу населения различаются в 2 раза.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, представленный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе суммирования ключевых показателей развития регионов, дает нам ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте РФ. Столичные регионы и нефтегазодобывающие провинции по-прежнему сильно опережают остальные регионы РФ по социально-экономическому развитию, но за последний год к ним заметно приблизились крупные промышленные центры, что следует из результатов исследования российского рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Тройка лидеров рейтинга за 2014 год не изменилась: на первом и втором местах обе столицы - Москва и Петербург, на третьем месте- нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

В этих субъектах РФ объем производства товаров и услуг превышает 2 трлн. руб., и суммарно они обеспечивают более 30% общероссийского объема. Ну а на долю Москвы приходится 12.1%.

Среди регионов с высоким объемом производства товаров и услуг (более 1 трлн. руб.) преобладают промышленно - ориентированные субъекты РФ.

Из 36-ти регионов, объединенных в эту группу, в 10-ти из них объем производства товаров и услуг выше 1 трлн. руб., а всего таких регионов 17, а число регионов с низким объемом производства товаров и услуг (менее 100 млрд. руб. за год) сократилось до 11-ти. [21, c.32].

По итогам 2014 года также замечается большое влияние природного фактора на социально-экономическое положение провинций РФ. В основном, улучшились показатели у ряда регионов-середняков, расположенных к югу от Москвы в климатически благоприятной южной половине европейской части РФ.

При этом эти регионы не являются политическими, финансово-экономическими или промышленными центрами.

Среди аутсайдеров есть регионы, также объединенные сходными природными зонами: это в основном степные регионы, не имеющие полезных ископаемых и советского наследия в виде конкурентоспособных производств, горы на сибирском и кавказском участках южной границы РФ, а также заметно ухудшившие свой рейтинг холодные северные провинции.

Самый низкий объем производства товаров и услуг (менее 50млрд руб.), как и в предыдущем году, был зафиксирован в Чукотском автономном округе, Республике Калмыкия, Еврейской автономной области, Республике Алтай, Республике Ингушетия и Республике Тыва. Еще у пяти субъектов РФ объем производства товаров и услуг в 2014 году составил от 50 до 100 млрд. рублей.

Среди субъектов РФ с низкими объемами производства преобладают регионы с довольно высокой долей аграрного сектора, объединенных в группу аграрно-промышленных регионов.

И только один аграрно-промышленный субъект РФ - Краснодарский край - входит в лидирующую группу по объемам производства товаров и услуг (более 1.6 трл. руб.).

От сюда следует, что в экономике РФ не наблюдается существенных структурных изменений. Наибольший вклад в суммарное производство по-прежнему вносят финансово-экономические центры и регионы со значительным объемом добычи нефти и газа.

.2 Проблемы и стратегические цели государственного регулирования развития регионов в РФ

В данное время РФ сталкивается с рядом новых препятствий на пути экономического развития регионов:

необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;

изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;

процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;

ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут осуществлять для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

В качестве наиболее стоящей формы осуществления государственной политики регионов целесообразно рассматривать общегосударственную систему стратегического планирования, обеспечивающую формирование нужных общенациональных приоритетов социально-экономического развития РФ и ее регионов.

По этой причине стратегически необходимым для России является проведение сильной государственной региональной политики, нацеленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

Стратегическими целями региональной политики РФ на данном этапе развития страны являются:

. Обеспечение глобальной конкурентоспособности РФ и ее регионов.

. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов регионов РФ для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.

. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Стратегическое планирование реализуется путем разработки и осуществления согласованных концепций, стратегий, доктрин, программ и проектов, планов развития страны и отдельных ее территорий. Но нужно отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для их преодоления в наивысшей степени нужен применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов. Стратегические проблемы РФ, направления, решения которых лучше всего разрабатывать на уровне федерального округа, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Направления решения стратегических проблем РФ на уровне федеральных округов как объектов государственной политики регионов.

Одной из актуальных проблем регулирования макрорегионами является формирование общего комплекса документации нормативно-методической направленности, который на федеральном уровне до настоящего времени пока не согласован и в федеральных округах в полном объеме в основном не разрабатывается. В состав общегосударственных документов стратегического планирования необходимо включить:

стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;

схемы территориального планирования РФ;

прогнозы научно-технологического и социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;

отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;

долгосрочную бюджетную стратегию РФ;

концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ;

федеральные целевые программы и т.д.

Большую роль в системе стратегического планирования территорий приобретают стратегии социально-экономического развития федеральных округов, предназначенные обеспечить синергетический эффект от сложения и взаимного дополнения природно-ресурсного и производственного потенциалов входящих субъектов РФ. Эти документы должны формироваться с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.

В стратегиях развития макрорегионов, которые нужно разрабатывать в разрезе федеральных округов, обязаны быть детализированы перспективные экономические специализации субъектов РФ, необходимым является определение зон опережающего экономического роста, в границах которых должны быть скоординированы направления развития федеральной, региональной и муниципальной социальной и производственной инфраструктуры. Строительство инфраструктурных объектов относится к первоочередным направлениям инвестирования. При этом нужно увязывать мероприятия, предусмотренные отраслевыми стратегиями развития, с приоритетными направлениями экономической деятельности в рамках обособленных территорий (регионов, муниципальных округов) и обеспечивать их взаимную согласованность для сбалансированного функционирования территориально-хозяйственных комплексов макрорегионов.

В нынешних условиях федеральный округ становится главным звеном в системе государственного регулирования национальной экономики. От сюда следует, что возрастает важность вопросов, связанных с формированием нормативной правовой базы, соответствующей данному уровню управления. На наш взгляд, в список важных для практической работы материалов следовало бы включить законоположения, методические рекомендации и инструкции, документы концептуального и прогнозно-планового характера, создающие основания для регулирования социально-экономического развития макрорегионов. Нужно систематизировать совпадающие научные принципы и подходы, создать взаимосвязанную совокупность методов и инструментов, которые целесообразно было бы применять для обеспечения эффективного воздействия муниципальных и государственных властных структур на процесс производства, обмена, распределения и потребления ресурсов и продукции на территориях федеральных округов.

Остаются актуальными исследования методологических вопросов, связанных с адаптированием нормативных документов, практически используемых в данное время в рамках субъектов РФ (прогноз, концепция, стратегия развития, индикативный план, федеральные и региональные целевые программы и др.), применяемых к масштабам территориально-хозяйственных комплексов макрорегионов.

Планы социально-экономического развития федеральных округов, в силу реализуемого при их создании системного подхода и масштабности рассматриваемых проблем, должны стать основой для разработки схем территориального планирования РФ. Последние необходимы для учета проектируемого размещения объектов экономики, социальной, федеральной производственной, транспортной и таможенно-логистической инфраструктуры. Наиболее подходящим средством реализации инвестиционных проектов являются согласованные в территориальном и временном разрезах федеральные (долгосрочные) целевые программы развития территории. В рамках этих программ должны концентрироваться мероприятия по созданию названных ранее объектов и осуществляться меры государственной поддержки реализации экономического потенциала регионов РФ.

В структуре государственной политики регионов выделяется направление, связанное с программированием экономического развития - это деятельность по созданию и реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ. Такое внимание обусловлено повышением роли целевых программ в проведении ключевых установок государственного регулирования на мезоуровне экономической деятельности, возрастанием их влияния на процессы нормализации социально-экономического положения в федеральных округах и субъектах РФ.

Благодаря нормативным положениям, разработка и реализация федеральных целевых программ развития территории становится возможной при наличии следующих условий:

угрозы дестабилизации социально-экономической и социально-политической ситуации в регионе приоритетной геополитической значимости нарастают;

показатели социально-экономического развития региона ниже пороговых значений показателей, предусмотренных критериями национальной безопасности;

освоенность и заселенность территории входит в число приоритетов государственной региональной политики, соответствует долгосрочным геополитическим интересам РФ;

в регионе не преодолены экономические и социальные последствия чрезвычайных ситуаций природного/техногенного характера, требуются дополнительные комплексные меры по профилактике их возникновения; регион относится к районам нового хозяйственного освоения;

в регионе планируется реализовать крупные инвестиционные проекты, связанные с выполнением международных обязательств РФ и предусматривающие комплексное развитие территорий проекта.

В заключении отметим, что конечная цель проводимой государственными структурами на мезоуровне экономической деятельности региональной политики постепенно трансформируется по мере изменения основ существующего общественного строя. И в данное время она состоит в систематизации научного инструментария и его комплексном использовании для обеспечения устойчивости условий жизнедеятельности, и последовательного повышения качества жизни населения в административно-территориальных образованиях государства.

Заключение

Таким образом, нами исследована тема «Государственное регулирование развития регионов в РФ». Были изучены следующие вопросы:

региональная политика;

теоретические основы региональной политики;

понятие государственного регулирования развития регионов РФ;

методы и инструменты государственной политики;

анализ государственной политики в области развития регионов РФ;

проблемы и предложения по поддержке развития регионов государством.

Мы пришли к следующим выводам:

Региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс административных, законодательных и экономических мероприятий, направленных на осуществление наиболее рационального размещения производительных сил и выравнивание уровня жизни населения.

В данное время основными целями государственной политики государства является создание во всех регионах РФ равных политических и социально-экономических условий для реализации прав, установленных в Конституции России и федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты на их территории.

Среди множества различных методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные методы.

В настоящее время Россия сталкивается с рядом проблем регионального экономического развития:

необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;

включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;

процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;

изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Главную цель развития региона можно охарактеризовать как последовательный рост качества жизни населения всех категорий регионального сообщества.

В качестве наиболее приемлемой формы реализации государственной региональной политики целесообразно рассматривать общегосударственную систему стратегического планирования, обеспечивающую формирование важнейших общенациональных приоритетов социально-экономического развития РФ и ее регионов.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов.

. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.

. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития страны и отдельных территорий. Однако необходимо отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для преодоления, которых в наибольшей степени востребован применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов.

политика регион экономический социальный

Список литературы

1. Алехин, Э.В. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / В. А Алехин. - Пенза., 2011. - 222 с.

. Алпацкая, Е.Г. Региональное управление и территориальное планирование [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Алпацкая. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2013. - 243 с.

. Алпацкая, Е.Г. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Алпацкая; Челяб. Гос. ун-т. - Челябинска: Энциклопедия, 2011. - 176 с.

. Андреев, А.В. Основы региональной экономики [Текст]: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 336 с.

. Белокрылова, О.С. Региональная Экономика и управление [Текст]: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 240 с.

. Ермошина, Г.П Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

. Игнатов, В.Г. Регионоведение (экономика и управление) [Текст]: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - М: «Тесса», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2011. - 406 с.

. Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебник [Электронный ресурс] / Е. Г Коваленко

. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с.

. Политика социально-экономического развития регионов [Текст] / [О. Н. Беленов и др.; под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского]. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. - 237 с.

. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327, п.1 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //

. Проблемы управления развитием регионов и муниципалитетов [Текст]: материалы научно-практической конференции факультета управления / [В.Н. Иванов и др.; ред. Ю.Н. Старцев]. - Челябинск: [Энциклопедия], 2011. - 188 с.

. Региональная экономика и управление [Текст]: Учебное пособие / А.А. Воронина, Л.Н. Лисовцева, Б.Г. Преображенский и др. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2012. - 206 с.

. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ: итоги 014 года/

. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления [Текст]: для бакалавров и специалистов: [учебное пособие] / О.М. Рой. - СПб., 2013. - 397 с.

. Силова, Е.С. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / Е.С. Силова. - Челябинск: [Челябинский государственный университет], 2012. - 207 с.

. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года. / Правительство РФ, распоряжение от 6 сентября 2010 г. N 1485-р.

. Федченко, А.А. Перспективы социального развития региона: потенциал и механизм социального партнерства [Текст] / А. А. Федченко, Л.П. Волкова, О.А. Колесникова. - Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2011. - 320 с.

. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебник для вузов / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.

Похожие работы на - Государственное регулирование развития регионов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!