Внешний и внутренний долг РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    223,07 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешний и внутренний долг РФ

Введение

государственный долг экономика

В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом. Задачей государства в этих условиях является регулярный контроль за процессом выпуска государственных ценных бумаг, выдачей государственных кредитов и гарантий. Для того чтобы верно оценить ситуацию на рынке внешнего и внутреннего долга необходимо в полной мере изучить накопленный опыт по его формированию и развитию.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений, рассмотрение его функций и определение проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

раскрыть понятия внешнего и внутреннего долга;

рассмотреть структуру внешнего и внутреннего долга;

изучить причины и следствия возникновения внешнего и внутреннего долга России;

проанализировать состояние и оценить влияние внешнего и внутреннего долга на экономику РФ;

рассмотреть тенденции развития внешнего и внутреннего долга России и описать возможные меры по их сокращению.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие по поводу управления государственным долгом.

Предмет исследования: сущность, особенности и динамика внешнего и внутреннего государственного долга РФ.

При написании этой работы использовался анализ агрегированных макроэкономических показателей, применялись методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.

1. Экономическое содержание государственного долга

.1 Внешний долг: понятие, сущность, структура

Государственный долг - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Другими словами, государственный долг - это финансовые заимствования государства, осуществляемые с целью покрытия дефицита бюджета за определенный период. Он равен сумме задолженностей правительства, региональных и местных органов власти, государственный предприятий и организаций [5,С.45].

В экономическом смысле государственный долг - это совокупность дефицита бюджета государства за определенный период.

Долговые обязательства государства могут выражаться в форме:

кредитных соглашений и договоров, в которых Российская Федерация выступает заемщиком;

государственных займов, выпускаемых в виде ценных бумаг Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий; договоров и соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет [5,C.76].

Долговые обязательства Российской Федерации бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет). Сроки долговых обязательств не могут превышать 30 лет, а изменение условий по ним не допускается.

Государственный долг по валютному критерию классифицируется на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внутреннему долгу, а в иностранной валюте - к внешнему. Выделяют также капительный

государственный долг как сумму непогашенных обязательств государства, в том числе проценты по ним; а также текущий долг - затраты по выплате процентов заимодавцам по долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты по которым подошел [7,С.67].

Внешний государственный долг - это сумма займов государством за границей с целью покрытия дефицита платежного баланса. Он определяется динамикой дефицита бюджета: положительное сальдо бюджета уменьшает государственную задолженность. Дефицит государственного бюджета увеличивает государственный долг, так как для его покрытия государство выпускает новые займы, заменяя краткосрочные обязательства долгосрочными, то есть, рефинансируя государственный долг.

Рис.1.Внешний долг РФ и его структура

Внешний государственный долг может взиматься:

центральным правительством и субъектами Российской Федерации;

финансово-кредитными организациями;

крупными предприятиями страны;

у финансово-кредитных организаций иностранных государств.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к внешнему долгу относятся все долги государства в иностранной валюте, однако следует быть осторожными в его расчете, дабы избежать повторного учета внешнего заимствования при его передаче регионам [8,С.90].

Структура и объем внешнего государственного долга Российской Федерации определены в программе внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов, в которой указываются цели, источники, заимствований, сроки возврата и объем. Данная программа предоставляется вместе с бюджетом на очередной финансовый год и отражает все займы, превышающие 10 млн. долларов. Федеральным законом о федеральном бюджете также устанавливается предельный размер внешнего долга [12, С.67].

Центральное правительство вправе осуществлять дополнительные внешние займы, если они приведут к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Внешний государственный долг отражается по коду бюджетной классификации 100000 «Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) классифицируется на следующие виды долговых обязательств: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от 04.10.2014)

кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом;

кредиты иностранных банков и фирм,

кредиты международных финансово-кредитных организаций;

ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте;

государственные гарантии в иностранной валюте.

Внешние долги субъектов Российской Федерации отражаются по коду бюджетной классификации 200000 и делятся на следующие виды:

задолженность по кредитам иностранных банков и организаций;

задолженность по кредитам международных финансово-кредитных организаций,

государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

Внешний долг перед Российской Федерацией отражается по коду 300000 и подразделяется на следующие виды:

задолженность правительств иностранных государств;

задолженность иностранных банков и фирм.

На сегодняшний день долги Российской Федерации перед западными странами включают в себя:

задолженность перед иностранными банками, предоставляющими денежные займы под гарантии правительства страны. Данную задолженность регулирует Парижский клуб, состоящий из представителей стран-кредиторов;

кредиты, предоставляемые банками без государственных гарантий, которые регулирует Лондонский клуб;

долги коммерческим структурам по кредитам, связанным с поставками товаров;

задолженность международным финансовым организациям.

.2 Внутренний долг: понятие, сущность, структура

Значительная часть государственного долга образуется внутри страны. Заимодавцами в основном выступают крупные предприятия и организации.

Государственный внутренний долг - совокупность финансово-кредитных отношений, образующихся в связи с заимствованиями путем перемещением капиталов из частного сектора в государственный бюджет. С его помощью преодолевается дефицит бюджета денежных средств, снижается рост наличной денежной массы и обеспечивается бюджетное равновесие [11,C.123].

На этапе перехода страны на рыночную экономику рост государственного долга был связан с увеличением военных расходов и обеспечения функционирования государственного сектора. Со временем его значение существенно изменилось под воздействием следующих обстоятельств [11, C.127].

Во-первых, государственные финансы превратились в важную основу регулирования экономики государством. Кредитное финансирование стало основным инструментом стимулирования спроса, а бюджетный дефицит был легализован как средство стабилизации экономики, что в конечном итоге привело к росту и изменению в структуре государственных расходов.

Во-вторых, в условиях утраты деньгами связи с золотым запасом государственный долг стал выступать важным инструментом денежной политики государства.

На сегодняшний день государственный внутренний долг играет важную роль в экономике всех стран, а его объем свидетельствует об экономическом положении государства. В развитых странах основная масса государственной задолженности приходится на долю внутреннего долга, а в развивающихся странах - внешнего [12,C.86].

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что государственный внутренний долг - это внутренняя задолженность государства перед предприятиями, организациями и населением, возникшая в результате привлечения денежных средств для осуществления государственных программ, облигаций и других ценных бумаг, а также в связи с наличием денежных вкладов населения в государственных кредитно-финансовых учреждениях, выраженная в валюте Российской Федерации.

Государственный внутренний долг, как правило, состоит из долга правительства, задолженности органов власти, государственных корпораций и предприятий. Их доли зависят от особенностей исторического и экономического развития страны, но превалирует в структуре долга обычно долг центрального правительства.

В составе государственного внутреннего долга можно выделить три основных элемента:

финансовая задолженность: денежные обязательства государства, возникшие в результате правительственных займов кредитных средств и предназначенные для покрытия расходов государственного бюджета. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а также для стран с переходной экономикой;

административная задолженность, включающая в себя денежные обязательства, связанные с проведением текущей бюджетной политики. К ним относятся задолженности по платежам в государственном секторе (долги по заработным платам государственных учреждений). Данная задолженность сохраняется до ее погашения и, как правило, краткосрочна. Она свойственна для стран с переходной экономикой, которым присущи большие проблемы с пополнением доходов бюджета, которые обусловлены общим экономическим кризисом в государстве;

возможные долговые обязательства, вызванные предоставлением государственными органами поручительств и гарантий в рамках определенных государственных программ. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а для стран с развивающейся экономикой данный вид долга является перспективным.

Рис.2. Структура внутреннего долга РФ

Согласно бюджетного кодекса Российской Федерации в объем государственного внутреннего долга входят:

номинальная сумма долга по ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации;

сумма основного долга по кредитным обязательствам, полученным Российской Федерацией, выраженным в валюте Российской Федерации;

сумма основного долга по бюджетным кредитам Российской Федерации;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

объем иных обязательств Российской Федерации, предусмотренных федеральными законами. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от 04.10.2014)

Объем и состав государственного долга отражаются в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации и ее субъектов, которая входит в список документов, представляемых вместе с проектом годового бюджета [12,C.48].

Закон о бюджете на очередной финансовый год регламентирует верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации. Он может быть превышен, в случае если это обусловлено снижением расходов по его обслуживанию.

2. Государственный долг Российской Федерации и его влияние на функционирование экономики

2.1 Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации

Внешняя задолженность Российской Федерации состоит из текущих долгов, а также из долгов, возникших после распада СССР, основная часть которых возникла в период перестройки 1985-1991 гг. За эти годы внешний долг России вырос с 22,5 до 65,3 млрд. долларов США.

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Одновременно с этим Российская Федерация также является кредитором многих стран, что было предопределено политическими факторами, а именно - ориентацией СССР на оказание финансовой помощи другим государствам.

Во времена СССР погашение внешней задолженности было приоритетным для правительства, в связи с чем Советский Союз являлся первоклассным заемщиком. Однако в начале 1990 года эта ситуация изменилась: вследствие возникновения платежного дефицита была допущена просрочка по долговым обязательствам и власти начали вести переговоры об отсрочке платежей [14,C.135].

В связи с быстрым ростом объема государственного внешнего долга Российской Федерации и значительным увеличением расходов по его обслуживанию вопрос управления внешней задолженностью стал одним из важнейших в макроэкономической политике государства. Эффективное управление внешним долгом может стать сильным фактором экономического роста, обеспечивающим устойчивое положение страны на рынке международного капитала, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы и способствующим укреплению ее авторитета как заемщика. С другой стороны, кризис внешнего долга может иметь не только негативные экономические, но и политические последствия.

Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

снижается общий объем;

повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

снижается долговая нагрузка на экономику;

из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

Неграмотное использование внешних займов для покрытия дефицита бюджета, перестройки экономики и обслуживания внешнего долга привело к потребности в постоянном рефинансировании задолженности, а также ее реструктуризации кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что, в свою очередь, отразилось значительным ростом внешнего долга Российской Федерации [15,C.68]. Основными органами учета государственного внешнего долга в Росси являются Министерство финансов и Центральный банк. Данные организации по-разному подходят к классификации долга: Министерство финансов принимает в расчет только долги органов государственного управления, в то время как Центральный банк РФ учитывает совокупный государственный долг, принимая во внимание источники его формирования. В общем виде структуру российского внешнего долга по данным ЦБ РФ можно представить следующим образом:

Рис.3. Структурная схема российского внешнего долга.

По состоянию на декабрь 2013 года внешний долг России оценивался в 732,046 млрд. долларов, что выше на 15% по сравнению с 2012 годом. Основные суммы задолженности - это долги кредитным организациям в размере 219,94 млрд. долларов и различным секторам экономики на сумму 437,822 млрд. долларов. Определив точкой отсчета 1 июля можно увидеть динамику роста совокупной внешней задолженности:

по состоянию на 01.07.2012 - 570,6 млрд. долларов;

по состоянию на 01.07.2013 - 707,8 млрд. долларов;

по состоянию на 01.07.2014 - 720,9 млрд. долларов.

В целом, такая величина абсолютных показателей внешнего долга на конец 2013 года одна из самых низких в Европе, а по отношению к ВВП его размер не превышает 10% (по данным рейтингового агентства Moody's), что также является неплохим показателем. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается постоянный рост внешней задолженности РФ, аналитики считают, что Россия начала закрепляться в статусе страны-кредитора. Например, в 2011 году Российская Федерация предоставила кредит в размере 2,5 млрд. евро Кипру.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода прошлого года. По данным Центробанка можно сделать вывод, что задолженность выросла у нефинансового сектора, а сам ЦБ РФ значительно снизил свои долги. Крупную часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было оплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором имеются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

Изменение величины внешней задолженности России по данным ЦБ РФ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих

Показатель

Сумма на 1 января, млрд. долларов


2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Внешний долг, всего  В том числе:

257,2

313,2

463,9

480,5

467,2

488,9

538,9

636,4

728,9

597,3

Органы государственного управления

71,1

44,7

37,4

29,5

31,3

34,5

34,72

54,42

61,7

41,6

Органы денежно-кредитного регулирования

10,95

3,93

2,76

14,63

12,04

11,55

15,63

15,96

10,6

Банки

50,1

101,2

163,7

166,3

127,2

144,2

162,8

201,57

214,4

171,5

Прочие секторы (предприятия, организации)

124,96

163,4

261,0

282,0

294,1

298,2

329,8

364,8

436,8

373,6

В том числе: -долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

12,2

21,1

24,9

30,9

45,7

63,2

83,77

118,22

151,3

131,5

-кредиты

98,7

117,4

205,9

236,1

232,1

218,6

227,9

230,5

268,4

226,2


Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ приводит и детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором имеются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

«Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора» (определение ЦБ РФ).

У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и ак­ций. Это отличает Россию от других стран, так как в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом [23,С.3].

Данные исследования показывают, что внешний государственный долг органов государственного управления показывает незначительный рост, в то время как совокупный государственный долг стремительно увеличивается. Значительную долю в объеме совокупной внешней задолженности занимают банковский и частные сектора, предпочётшие кредитоваться за пределами Российской Федерации на более выгодных условиях.

Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день государство довольно успешно справляется с погашением своих внешних долгов органов государственного управления. В свою очередь стремительный рост совокупного внешнего долга в условиях финансового кризиса вызывает опасения.

.2 Текущие состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации

Возникновение российского рынка государственного внутреннего долга связано с необходимостью ликвидировать практику эмиссионного кредитования Центральным Банком РФ Минфина РФ и создать высоколиквидный рынок государственных ценных бумаг с низкими рисками. В результате действий органов власти структура денежного предложения стала менее ликвидной, темпы инфляции были снижены, а отдельные сегменты национального рынка стали развиваться более активно [15,C.453].

В развитии государственного внутреннего долга можно выделить следующие этапы:

на первом этапе в 1993-1995 годы размер внутреннего долга был небольшим и состоял из ценных бумаг. По состоянию на 1 января 1996 года объем внутреннего долга составлял 80 млрд. рублей, при этом срок обращения государственных ценных бумаг в среднем был равен 100 дням. Медленный рост внутреннего долга в то время связан с тем, что использовались только облигации внутреннего государственного займа и государственные краткосрочные облигации;

второй этап с 1996 по 1997 год характеризуется резким ростом государственного внутреннего долга, связанный с активным использованием ГКО, облигаций федеральных займов, облигаций государственного сберегательного займа и облигаций внутреннего государственного валютного займа. Объем внутреннего долга по облигациям на 1 января 1996 года составлял 82 млрд. рублей, а на 1 января 1997 года он вырос в три раза и составил уже 237 млрд. рублей. Увеличился при этом и средний срок долга, составив на начало 1997 года 140 дней. В результате второго этапа развития рынка внутреннего долга была достигнута определенная макроэкономическая и финансовая стабилизация, значительно снизились темпы инфляции и процентные ставки. Российский денежный рынок постепенно вливался в мировую финансовую систему;

на третьем этапе с конца 1997 по 1998 год рынок государственных ценных бумаг был значительно сокращен в связи с дефолтом. Российские коммерческие банки осуществляли активную продажу ГКО, а полученные в результате денежные средства вкладывали в иностранную валюту. Это привело к значительному снижению стоимости портфеля государственных бумаг коммерческих банков на 16,3 млрд. рублей за два месяца 1997 года. По состоянию на 1 января 1998 года объем облигационного долга по номинальной стоимости составлял 384 млрд. рублей, а средний срок равнялся 407 дням. Объем займа на 1 сентября 1998 года составил 390 млрд. рублей по номинальной стоимости, из чего можно сделать вывод, что рынок практически не рос;

в 1998-2002 годах значительно сократились темпы роста внутренних займов через ГКО и облигации федеральных займов, стали частично погашаться нерыночные обязательства. Рынок долговых обязательств Российской Федерации начал постепенно восстанавливаться;

после 2002 года государственный внутренний долг стал развиваться по качественному иному пути в связи с изменением целей выпуска государственных ценных бумаг: они начали использоваться не для покрытия дефицита бюджета, а для рефинансирования долга страны. Также подверглась изменению его структура: вышли из обращения ГКО и облигации федеральных займов.

Наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг, но рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства.

На сегодняшний день государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из долговых обязательств нерыночного характера и обязательств от размещения на рынке ценных бумаг. Основная доля в объеме долга приходится на рыночные заимствования с помощью выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указывается в валюте Российской Федерации.

По состоянию на 01 сентября 2015 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, составлял 4 486,1 млрд. рублей, а его структура в процентах выглядела следующим образом:

Таблица 2. Структура государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг на 01.09.2015 года, (%)

Виды государственных ценных бумаг

Доля в %

59,0

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

23,2

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой дохода (ГСО-ППС)

12,8

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой дохода (ГСО-ППС)

2,9

Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ)

2,1


Из таблицы видно, что внутренний долг России представлен на сегодняшний день пятью видами ценных бумаг, каждая из которых является тем или иным видом облигаций. Основную долю в структуре занимают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом - 59 %.

Таблица 3. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2010-2015 гг., млрд. руб.

Показатели

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

Государственный внутренний долг, всего

1499,82

2094,73

4190,55

4977,79

5722,24

7241,17

Государственные долговые ценные бумаги

1837,17

2461,59

3546,43

4064,68

4432,38

5475,71

Доля в государственном внутреннем долге, %

87,7

83,7

84,6

81,6

77,5

82,4

Государственные гарантии

251,36

472,55

637,33

906,64

1289,85

1765,46

Доля в государственном внутреннем долге, %

12

16

15,2

18,2

22,5

17,6

Для детального изучения внутреннего государственного долга, обратимся к таблице 3. Как мы ранее определили, с 2010 по 2015 гг. внутренний государственный долг увеличился почти в 3 раза. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. За последние 6 лет внутренний рынок государственный ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он составляет 82,4 %. Начиная с 2010 по 2015 гг. объем внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, увеличился на 4054,24 млрд. руб., и на начало 2015 года составил 5475,71 млрд. руб. Объем внутреннего долга в виде государственных ценных бумагах в 2010 г. составил 1 837,17 млрд. руб. Однако стоит заметить, что в процентом соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, данный показатель снижается, и связано это с повышением задолженности по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга. Как мы видим, начиная с 2010 г. происходило совокупное привлечение средств на внутреннем рынке капитала, об этом свидетельствует ежегодное увеличение показателей долговых ценных бумаг.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.

Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. За последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга. По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 475,61 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. составил 1765,46 млрд. руб., что превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013 года № 216-ФЗ в сумме 1 732,2 млрд. руб. Если в 2010 г. на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8 % всех долговых обязательств Российской Федерации, то в 2015 г. этот показатель увеличился до 22,5 %, при устойчивой тенденции к росту во все предыдущие годы.

Проанализировав государственный внутренний долг, рассмотрев детально структуру, мы можем сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Ещё одним положительным моментом является, то что мы имеем низкую долю внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние 5 лет, мы достигли пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям.

В дальнейшем прогнозируется значительный рост объемов государственного внутреннего долга, что по оценкам экспертов имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики в целом.

3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения

.1 Политика государства в области управления внутренним долгом России и меры по его сокращению

В целях реформирования экономики страны в последние годы было принято множество законов, одним из которых является Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Этот закон установил финансовые показатели и определил цели и задачи бюджетной стратегии на 2015-2016 годы и на долгосрочную перспективу. Согласно ему верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года составляет 6 888,5 млрд. рублей. Федеральный Закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями и дополнениями от 03.02.2014, 02.04.2014, 28.06.2014г.)

Главной целью бюджета является повышение реальных доходов и занятости населения, увеличению сбережений, развитию рынка недвижимости.

Государственная политика Российской Федерации на ближайшие годы не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов внешнего рынка. Проведение долговой политики в области внутренних заимствований должно исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Заимствование на рынке государственного внутреннего долга будут носить в основном среднесрочный и долгосрочный характер [20, C.56].

Основные принципы текущей государственной долговой политики Российской Федерации:

перевод внешнего долга во внутренние заимствования;

рост рынка государственных ценных бумаг;

применение государственных гарантий для экономического роста;

использование долговой политики для осуществления стерилизации денежной массы и борьбы с инфляцией;

рост числа инвесторов;

снижение объемов ценных бумаг одного вида у узкой группы инвесторов;

уменьшение расходов федерального бюджета;

недопущение существенного увеличения процентов по государственным ценным бумагам;

рост и сегментация рынка государственных ценных бумаг для различных групп инвесторов.

В результате этой политики значительно изменится структура государственного внутреннего долга Российской Федерации; будет снижен размер государственного долга благодаря минимизации внешних заимствований и плановому погашению внешнего долга при увеличении объема внутреннего; уменьшатся расходы на обслуживание внешнего долга при росте расходов на обслуживание внутреннего.

В то же время в целом нагрузка на бюджет в части обслуживания государственного долга снизится за счет соотношения роста ВВП, суммарных расходов федерального бюджета и структуры долговых обязательств.

Важным условием управления внутренним государственным долгом Российской Федерации является его учет, и контроль в реальном времени. На сегодняшний день учет долговых обязательств разобщен, и единая база государственных долговых обязательств также не сформирована.

Положительная динамика к росту государственного внутреннего долга в абсолютных и относительных (в процентах к ВВП) показателях диктует необходимость увеличения количества участников рынка государственных долговых обязательств. Рост количества участников рынка государственных бумаг возможен как за счет российских банков, так и за счет нерезидентов. В большинстве развитых стран нерезиденты являются активными участниками операций на внутреннем рынке ценных бумаг, вкладывающие денежные средства в экономику страну и позволяющие ей развиваться.

Также необходимо ввести досрочный выкуп государственных и корпоративных ценных бумаг: эмитент несет обязательство в установленные сроки выкупить ценные бумаги по номинальной цене у нерезидентов. Следует лимитировать вложения нерезидентов в государственные облигации и установить период, в течение которого они не могут перевести средства, полученные от продажи ценных бумаг, за границу.

С целью привлечения средств нерезидентов на внутренний рынок ценных бумаг необходимо разработать меры по регулированию операций нерезидентов с ценными бумагами РФ, которые будут в себя включать лимиты вложений нерезидентов в ценные бумаги; размеров фьючерсных контрактов, заключаемых в целях хеджирования валютных рисков при инвестировании денежных средств нерезидентов в российские ценные бумаги; невозможность нерезидентам играть на понижение котировок ценных бумаг на бирже; запрещение продажи крупных партий внутренних ценных бумаг РФ в периоды кризиса; уменьшение доходов по государственным ценным бумагам, в случае если нерезидент перепродает их сразу же после приобретения, не вкладывая при этом денежные средства в иные государственные финансовые инструменты; окончание конвертации рублевых средств, полученных нерезидентами в качестве дохода от облигаций в виде процентов по ним в случае перепродажи ими ценных бумаг РФ менее чем 6 месяцев со дня их приобретения.

.2 Политика государства в области управления внешним долгом России и меры по его сокращению

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели страны говорят о том, что погасить свои внешние обязательства она может одномоментно. К основным источникам погашения внешнего долга относятся:

бюджетные доходы (налоговые, неналоговые, государственные займы, внешние займы, внутренние займы);

эмиссия государственного долга в виде ценных бумаг;

корпоративные ценные бумаги;

государственные закупки;

долговые обязательства перед российским правительством;

иные государственные платежи.

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста. В связи с высокой степенью неопределенности динамики внешней задолженности необходим тщательный анализ отдельных ее составляющих и долгосрочная программа ее погашения с разбивкой на составляющие.

Стратегия выхода из долгового кризиса предполагает реализацию целого комплекса следующих мер:

целенаправленная корректировка преодоления деформаций финансово-кредитной, ценовой, налоговой и бюджетной систем;

создание отдельной структуры, отвечающей за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с Банком России;

увеличение доли накопления в ВВП как минимум до 25 - 30%;

стимулирование потребительского спроса за счет отечественных, а не импортируемых товаров;

расширение государственного спроса в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики;

прекращение практики предоставления государственных гарантий.

Для обеспечения эффективного управления займами международных финансовых организаций необходимо:

принять меры по уменьшению сроков и повышению качества подготовки вступления в силу займов международных финансовых организаций;

обеспечить полный контроль за реализацией данных проектов;

провести анализ кредитоспособности заемщиков и принять меры по обеспечению своевременного возврата заёмных средств.

Попытки улучшения процедуры оценки управления проектами, финансируемыми за счет средств займов международных финансовых организаций предпринимались неоднократно. Например, предлагалось использовать результат оценки проектов с точки зрения их экономической, финансовой и бюджетной эффективности в качестве показателей оценки. Однако данная оценка вызывает затруднения вследствие большого количества займов социальной направленности, которые тяжело оценить в денежном выражении.

Исходя из данного опыта, предлагается разработать механизм определения эффективности управления займами международных финансовых организаций, содержащий не только показатели экономической эффективности, но и контрольные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных задач, на основе которых можно будет сделать вывод о качестве управления займами.

С целью выявления отклонений фактических показателей от их прогнозных значений и оценки влияния данных отклонений на проект в целом необходимо осуществлять мониторинг качества управления займами, в результате которого будет получена информация, позволяющая внести обоснованные изменения в ход реализации проекта или принять решение о его прекращении.

Данные подходы к оценке эффективности управления займами позволяют определить эффективность и целесообразность осуществления каждого конкретного проекта, что позволяет обеспечить качественно новый подход к организации и контролю за эффективным управлением займами.

Для минимизации рисков доступа государства на международные рынки капиталов необходимо повышение кредитного рейтинга Российской Федерации, для чего были поставлены следующие основные цели политики государства в области внешнего долга на среднесрочную перспективу:

предоставление стабильного доступа России на рынок международных заимствований;

увеличение объемов внешних займов с целью рефинансирования внешнего долга;

качественное управление внешним долгом с целью уменьшения стоимости его обслуживания;

значительное сокращение долга бывшего СССР;

рост рыночной составляющей внешнего долга РФ;

разработка и реализация сбалансированной политики государства в области внешнего долга с целью улучшения платежной репутации России.

Российская Федерация на сегодняшний день активно применяет метод погашения внешнего долга поставками товаров, однако для качественного управления необходимо использовать и другие средства. В частности, необходимо более активно применять обмен долговых обязательств на акции предприятий, выкуп долгов правительства с последующим их направлением на инвестиции.

Заключение

Исторически сложилось, что государство в периоды экономических реформ, тратит средств больше, чем располагает ими в реальности. Это обуславливает существование системы внешних и внутренних государственных заимствований.

Процессы формирования, погашения и обслуживания государственного долга значительным образом воздействуют на всю систему государственных финансов, денежную массу, объем инвестиций, процентные ставки и прочие макроэкономические параметры.

Использование государственного долга позволяет решать следующие задачи:

привлекать дополнительные денежные средства в бюджет, необходимые для реализации важных социально-экономических проектов;

влиять на макроэкономические показатели и финансовый рынок в целом;

обеспечивать финансово-кредитные организации безрисковыми и ликвидными финансовыми инструментами;

привлекать дополнительные денежные средства для рефинансирования государственного долга;

покрывать разницу между доходной и расходной частью бюджета государства.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

дополнительное привлечение государством заемных денежных средств в условиях недостатка свободного капитала негативно сказывается на экономическом росте страны;

денежная эмиссия с целью финансирования дефицита бюджета зачастую более выгодна государству, чем привлечение займов, однако это чревато инфляцией;

необходимо четко разграничивать заимствования на бюджет развития и на цели текущего потребления. Займы на покрытие дефицита текущих затрат ведут к росту расходов по обслуживанию долга и, соответственно, его увеличению. В то время как займы на инвестиционные нужды обычно экономически обоснованы.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

даны определения понятиям государственного внутреннего и внешнего долга и раскрыта их экономическая сущность;

рассмотрены структура внешнего и внутреннего долга;

приведен анализ позитивных и негативных последствий государственных заимствований;

рассмотрены основные этапы развития и проведен анализ текущего состояния внешнего и внутреннего долга России;

рассмотрена политика государства в области управления государственным долгом Российской Федерации.

Таким образом, основной целью управления государственным долгом являются выработка грамотного соотношения между потребностями государства в инвестициях и затратами на их привлечение. В связи с этим система управления государственным долгом должна ориентироваться на важные инвестиционные проекты, а власть должна выступать их координатором и гарантом в рамках выбранной стратегии. Обобщение положительных характеристик развития совместно с учетом стратегических ошибок позволит придать развитию рынка государственного долга стабилизирующие характеристики в современной экономической ситуации.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от 04.10.2014)

. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2001 года №771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. №262)

. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 Ноября 2004 г. N 104н «О присвоении государственных регистрационных номеров государственным долговым обязательствам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации»

. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 2004 года №68н "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций"

. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2009 года №66н «О внесении изменений в Положение об обслуживании государственных облигаций, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2006 года №1н»

. Федеральный Закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями и дополнениями от 03.02.2014, 02.04.2014, 28.06.2014г.)

. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.

. Алехин, Б.И. Государственный долг: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 - 335с.

. Брагинска, Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2013. - 128 с.

. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 c.

. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - 252 c

. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.

. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.

. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 127 c.

. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.

. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.

. Новиков, И.В. Макроэкономика: учебник - Минск:ТетраСистемс, 2010. - 38с

. Овчинников, Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. - 368 c.

Похожие работы на - Внешний и внутренний долг РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!