Антикризисная политика 2015-2016 годов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,71 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антикризисная политика 2015-2016 годов

ЧАСТНОЕ образовательное учреждение высшего образования "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ"

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономика"

на тему: "Антикризисная политика 2015-2016 годов"












Санкт-Петербург 2016

Содержание

Введение

Понятие экономического кризиса и антикризисного регулирования

Особенности кризиса 2015-2016 года в РФ

Антикризисная политика 2015 года и её результаты

Антикризисная политика 2016 года и её результаты

Заключение

Библиография

Введение

Не так давно Россия преодолела два кризиса, 1998 и 2008 годов. Первый возник вследствие нестабильной внутренней экономической политики, на фоне политической обстановки в стране. Второй кризис, 2008 года возник как ответ на мировой финансовый кризис.

Текущий кризис, 2014-2017 года особенен тем, что он развивается в нашей стране на фоне нормального финансового роста стан Европы, США, Китая. Одна из причин развития кризиса в РФ - падения цен на энергоносители, введение санкций в виде финансовой и технологической блокады, а так же ответный мораторий установленный РФ на ввоз некоторых видов продукции на наш рынок. Совокупность этих причин привела к ухудшению экономической ситуации в РФ и для стабилизации экономики была разработана антикризисная политика 2015-2016 годов. Меры указанные в антикризисной политике, а так же результат её реализации мы разберем в данной контрольной работе.

Понятие экономического кризиса и антикризисного регулирования

Под экономическим кризисом принято понимать тяжёлое состояние социально-экономической системы, угрожающее её устойчивости и жизнеспособности в окружающей среде.

Стоит отметить, что выход из кризиса совершенно не связан с витком роста экономики. Так как возможен переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут расцветать как цепная реакция и объясняться определенными политическими причинами.

Понимая, что в масштабах любой социально-экономической системы существует система управления, приблизимся к выводу о том, что преодоление кризисов - процесс которым можно и нужно управлять. Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса и результативности предпринимаемых антикризисных мер. [11]

В предсказание кризисов важен своевременный анализа факторов и процесса развития, путем использования показателей оценки состояния социально-экономической системы. В этих целях диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу.

Антикризисные меры - это совокупность мер средствами которых достигается выход из кризисного состояния посредством имеющихся ресурсов. Характеризуя антикризисные меры, необходимо дать оценку "антикризисному регулированию" - как государственной мере преодоления кризиса в масштабах социально-экономического стояния страны [10].

Итак, Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на защиту физических и юридических лиц от кризисных ситуаций. Регулирование может включать в себя проведения широких антикризисных мер по ряду направлений: фискальное, структурное, денежно-кредитное, научно-техническое, промышленное, инвестиционное, ценовое, внешнеполитические и социальное.

Особенности кризиса 2015-2016 года в РФ

Заявив о наличий социально-экономического кризиса в РФ мы не "откроем Америку", каждый гражданин нашей страны ощутил это кризис на себе, но основные особенности этого затяжного кризиса мы должны указать.

Итак, разберем особенности текущего кризиса в РФ.

.Угнетение социальной сферы - падение в 2015 году з/платы на 10% по отношению к 2014 году, снижение пенсии, рост скрытой безработицы, рост численности малоимущих граждан с 16 миллионов до 22 миллионов (работоспособное население получающее з/плату ниже прожиточного минимума, остановка в индексации пособий, снижение затрат на здравоохранение и образование, при этом рост расходов на государственный аппарат [1])

2.Повышение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года с 9,5% до 17%, что привело к обвалу валютного рынка и увеличению стоимости кредита.

.Сверхвысокий уровень инфляции цен, 15-16% в 2015 году, при этом, саму инфляцию можно охарактеризовать как инфляцию издержек, при которой происходит одновременный рост цен и падение производства. Причины инфляции издержек можно увидеть в следующих трех факторах:

удорожание банковских кредитов по причине санкций и роста ключевой ставки ЦБ;

удорожание импорта по причине падения курса руля;

усиление государственных монополий и сокращения конкурентной среды [2]

.Недостаточное развитие малого бизнеса. Экономика с высокой долей предприятий малого бизнеса, например как в США - 60%, более устойчива к социально-экономическим кризисам. Но в России доля малого бизнеса существенно ниже, только 20%, и с течением кризиса эта доля начинает сокращаться. Отсутствие слоя малого бизнеса делают экономику РФ мало подвижной и сверх восприимчивой к внешним факторам.

5.Острая проблема пенсионного обеспечения, при соотношении 100 пенсионеров к 120 работающим гражданам. Подобная диспропорция создает огромную нагрузку на экономику страны, при том, что в ближайшие годы соотношение пенсионеров к работоспособному население будет только расти.

.Формирование широкого привилегированного класса - чиновничества, не участвующего в производстве ВВП, но содержание, которого становиться бременем экономики.

7.Эмиграция из России.

В 2014 году из страны мигрировало 308 тысяч человек;

В 2015 году из страны мигрировало 350 тысяч человек.

Антикризисная политика 2015 года и её результаты

Антикризисный план 2015 года разработанный правительством РФ состоят из мер объединенных в семь групп и направлен на активизацию экономики РФ. Разберем подробно все семь групп мер антикризисного регулирования, попутно отметив результаты их реального воплощения в жизнь.

группа - Меры направленные на поддержку кредитных учреждений в суме 1,55 тр. рублей. Цель меры в выделение кредита через банковский сектор фирмам значимых отраслей экономики. Однако, здесь ест спорный момент связанный с тем, что решение о предоставление кредита должны принимать банки, и кто поручиться что решение сотрудников банков не будет носить субъективный характер, а деньги не осядут в их стенах как произошло в 2008 году.

группа - меры направленные на субсидирование части процентной ставки для кредитующихся компаний. На сегодняшний, 2017 год мы можем сказать, что подобные меры привели в большей степени обогащению самих банков и падению производства. [5] Так как организации продолжают получать кредиты под сравнимо высокие проценты и политика ЦБ в сфере регулирования кредитных ставок пока остается неизменное. Можно предположить, при ином подходе, с субсидированием кредитующихся организаций путем выделения им прямых субсидий на погашения издержек производства, вероятно, можно было бы достичь иных, более продуктивных результатов.

группа - меры по технологическому перевооружению организаций с целью компенсирования технического отставания от других стран, меры по стимулированиям обновления автопарка. Нельзя недооценить важность данных мер, так как износ основных фондов на наших промышленных предприятиях достигает 48% согласно данных Счетной платы. Столь огромный износ подводит нас к мысли о необходимости обновления основных фондов путем предлагаемой программы утилизации. Однако по итогам 2015 года в отчете Счетной палаты было указано, что состояние износа фондов не улучалось, а напротив. Износ фондов перевалил за отметку 50%. [6]

группа - это регулирование налоговой нагрузки путем введения патентной системы. К сожалению, сами патенты отличаются высокой стоимость и потому, в частности, организации малого бизнеса не проявляют к этой системе налогового интереса, как, впрочем, и самозанятые граждане.

группа - меры в сфере обеспечения лекарственными препаратам. Суть этих мер сводиться к решению проблем наценки и закупки препаратов. На государственном уровне, правительство увидело решении ситуации с завышением цен на препараты и их отсутствием в аптеках в установлении максимального размера наценки. Проблема же преимущественной закупки зарубежных препаратов пред отечественными не как не решалась, хотя можно предположить, что инструментом решения здесь могли выступать разработка широкой шкалы наценки.

группа - оптимизация бюджетных расходов. Эта мера включала в себя снижение рада статей бюджет на 10% в 2015 году, а так же содержались рекомендации по повышению доходной части бюджета.

группа - меры социальной поддержки, стимулирований инновационного производства, система грантов, поддержка экспорта импортозамещения. Замечательная совокупность мер, направленных на поддержания экономики страны, но, к сожалению, это направление не было подкреплено четким механизмом реализации.

В качестве краткого итога антикризисной политики 2015 года отметим, что антикризисный план изначально был слабо проработан, и носил скорее рекомендательный характер, не имея в части применения антикризисных мер действительных механизмов антикризисного регулирования. Как результат - исполнение мер оказалось крайне низки, лишь 16 пунктов антикризисной политики были выполнены, 30 пунктов выполнены на половину, а 13 пунктов из (59) не выполнены совсем. Естественно, что частично выполненные мероприятия не оказали значимого эффекта на ситуацию в экономике.

Антикризисная политика 2016 года и её результаты

Разобрав антикризисный план 2015 года и выявив его слабый стороны, связанные с отсутствием продуманных механизмов по применению предложенных мер, перейдем к плану 2016 года. Сразу скажем, что цельности в плане 2016 года не прибавилось, а противоречия между предложенными мерами и отсутствием механизмов их применения остались. Иными словами антикризисная политика 2016 года на момент её принятия имела схематичный характер с финансированием ряда мер по остаточному принципу.

Как и в плане 2015 года в плане 2016 можно разбить все предложенные меры на группы, что мы и сделаем:

группа - аналогично 2015 году, меры направленные на поддержку кредитных учреждений в сумме 310 млрд. рублей против 1,55 тр. рублей в 2015 году. И вновь деньги распределяются через банки, нет механизма адресного субсидирования. Иными словами мера аналогичная плану 2015 года, с тем же механизмом воплощения, но со значительно сокращенной суммой финансирования.

группа - аналогично 2015 году, меры по стимулированиям обновления автопарка. В 2016 году на обновление автопарка выделено 177,69 млрд. рублей которые реализовывались преимущественно через под программу льготного автокредитования. В итоге, нельзя отрицать наличие на рынке более доступных, в сравнении с 2014-2015 годом, автокредитов, но в целом по стране эффект обновления автопарка достигнут не был. Средний возраст автомобиля в РФ увеличился с 12,4 в 2015 году до полных 13 лет к январю 2017 года, а корень проблемы возможно не только в высокой стоимости новых авто (средняя цена автомобиля в РФ 1 мл руб.) но и в не конкурентоспособности отечественного автопарома на внутреннем рынке [8]. Да и с субьективной точки зрения, как владельца авто могу дать оценку в малой жизнестойкости самих автокредитов с льготными условиями. Иными словами, можно купить Солярис по системе льготного автокредитования, но вопрос в том - куда на нем ехать в реальных условиях нашей дорожной инфраструктуры? Приходиться искать более приспособленное, но и возрастное авто на вторичном рынке.

группа - развитие промышленности, 22 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей на спонсирование малых промышленных компаний. По данным Счетной палаты на 05 августа 2016 года приведенных в газете "Ведомости" данные меры были выполнены лишь на ¼, задержки в очередной раз были связаны с изначальной плохой проработкой антикризисного плана.

группа - меры социальной поддержки, стимулирований субъектов малого и среднего бизнеса, инновационного производства, система грантов, поддержка экспорта импортозамещения. Это весьма важная группа планов, однако, суммы, выделенные на эти направления даже меньше чем сумма, направленная на обновление автопарка в РФ. Итак, на социальную поддержку населения выделили лишь 90,4 млрд. рублей, а на развитие бизнеса и того меньше - 29,1 млрд. рублей. напомним, что в целях обновления автопарка выделили 177,69 млрд. рублей. Может эффективнее вместо введения программы льготного кредитования стимулировать развития бизнеса в целях создания достойных рабочих мест?

На инновационные проекты, при условиях технологического отставания страны из-за введенных санкции решено было выделить всего - 4 млрд. рублей. Которые, по отчетам счетной платы предоставляли в рамках реализации плана с существенной задержкой, а субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса в июне месяце 2016 года не предоставляли вообще [9].

5 группа - поддержка легкой промышленности, поддержка сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство решило выделить 50 млрд. руб. на поддержку и развитие сельского хозяйства. Кроме этого, ожидалось денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий. Однако, взглянув в отчет Счетной платы на 5 августа 2016 года видим информацию о том, что финансирования отрасли сельского хозяйства происходило весьма медленными темпами, а пункт относительно поддержки импортозамещения в сельском хозяйстве остался и вовсе нереализованным. На 3 октября 2016 год Минсельхоз заявил, что меры импортозамещения перенесены на 2017 год [8].

Оценивая меры предложенные в антикризисном плане 2016 года отметим что они носили позитивное направление, были безусловно важны, но отсутствие системного подхода к их реализации сделало план неэффективным. Из 123 пунктов плана 2016 года выполнили полностью только 63, и можно сказать, что и он фактически повторил судьбу антикризисного плана 2015 года. Причинами невыполнения остальных пунктов названы: медленное согласование документов, задержки финансирования, низкая компетентность управленческих кадров, избыточные контрольные процедуры и отсутствие ответственности за выполнение предложенных мер.


Относительно антикризисной политики 2015-2016 годов можно сказать, что, к сожалению, принятые планы носили картинный характер, без оказания качественного влияния на экономическую ситуацию в стране. Они выполнялись медленно, в два этапа: первый является этапом принятия нормативных актов, второй - распределением денег. По реализации планов, даже на первых этапах происходили задержки по подготовки нормативных актов, финансирование мер же происходило в большинстве своем только на уровне ½ к утвержденным в планах суммам, а по некоторым мерам не происходило и вовсе. Основные проблемы данных планов, возникшие в процессе их реализации заключены в его слабой проработке, отсутствие схем реализации указанных мер, отсутствие критерий оценки эффективности их выполнения, отсутствие ответственности за невыполнение, а так же отсутствие источников финансирования некоторых мер, с принятием решения по предоставляемым по ним размерам финансирования и источникам по итогам работы 1 половины 2016 года. Что, в условиях дефицита бюджета привело к невыполнению этих "неопределенных" мер вообще.

В связи неэффективности самих антикризисных планов и их неполного выполнения прогнозируется дальнейшая стагнация экономики. Для её преодоления необходимо принятие структурных реформ в направлении рыночной экономики, поддержания малого и среднего бизнеса, снижения уровня государственного регулирования и возрождением правовых институтов.

антикризисная политика экономический кризис

Библиография

1.Заключение на проект Федерального закона "о Федеральном бюджете на 2016 год" [Электронный ресурс] URL: www.iet.ru <http://www.iet.ru> (дата обращения 15.03.2017)

.Эффективность российской экономики. [Электронный ресурс] URL: www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/ecomany/development <URL:www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/ecomany/development> (дата обращения 15.03.2017)

.Кто уезжает из страны. [Электронный ресурс] URL: http://theins.ru/obshestvo/25846 <URL:http://theins.ru/obshestvo/25846> (дата обращения 01.04.2017)

.Демография. Международная миграция. [Электронный ресурс] URL: www.wps/wem/connect/rosstat/_main/rosstat/ru/population/demograhy (дата обращения 15.03.2017)

.Бабкин К. "Не так и не туда" // Аргументы и факты. 2015. №6.4 февраля. [Электронный ресурс] URL: www.aif.ru/money/opinion/1438719 <http://www.aif.ru/money/opinion/1438719> (дата обращения 02.04.2017)

.Счетная палата заявила. [Электронный ресурс] URL: <http://gordonua.com/news/worldnews/schetnaya-palata-rf-zayavila-chto-iznos-osnovnyh-fondov-v-rossii-po-itogam-2015-goda-prevysil-50-159895.html> (дата обращения 02.04.2017)

.Средний возраст легковых машин в России. [Электронный ресурс] URL: <http://tvoe-avto.com/24582-sredniy-vozrast-legkovyh-mashin-v-rf-sostavil-13-let.html> (дата обращения 03.04.2017)

.Правительство РФ не выполнено 30 пунктов антикризисного плана. [Электронный ресурс] URL: <http://www.amic.ru/news/368519/> (дата обращения 03.04.2017)

.Комраков А. "Провительство проваливает план" Независимая газета 2016. № 11.03 ноября [Электронный ресурс] URL: <http://www.ng.ru/economics/2016-11-03/1_6851_plan.html> (дата обращения 03.04.2017)

.Экономика: Учебник /А.С. Булатов. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2010

.Экономика управления: учебное пособие / О.Б. Дигилина. - М.: Изд-во "Юрайт", 2015

Похожие работы на - Антикризисная политика 2015-2016 годов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!