Основные аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике

Основные аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике

В этом реферате приведены сложившиеся профессиональные взгляды специалистов на эволюцию концепций управления национальной и международной логистики, товаропроводящих структур, цепей поставок, их элементов и сетей с уточнением автора данной работы.

В качестве логистической системы (цепи поставок) условно можно представить, например, следующую систему:

«логистическая компания, производящая логистические услуги - покупатель логистических услуг».

Здесь возможна, очевидно, любая траектория эволюции такой условной системы на местном, региональном, национальном и международном уровнях, во времени и пространстве.

Законы эволюции динамических систем, экономических структур приводят, например, к «волнообразной» траектории развития логистической услуги, поскольку новая услуга сначала возникает как потребность на рынке, предлагается покупателям, поступательно оптимизируется, развивается и распространяется, а затем постепенно уходит с рынка логистических услуг, завершая свой жизненный цикл, или превращается в усовершенствованную или совершенно новую услугу, продолжая свой жизненный цикл уже совершенно в новом облике.

Переходы от одной стадии эволюции экономических систем к другой в направлении вектора времени (эволюции) представляет собой совершенно необратимые «волнообразные» процессы, которые реально проявляются в виде длинноволновых колебаний (циклы Н. Кондратьева), макрогенераций, «дерева эволюции» («development tree»), исторических циклов, теории развития по виткам спирали с переходом на более высокие уровни.

Позитивные и отрицательные моменты конкурирующих вариантов процессов эволюции приведены на рис. 1

Рис. 1 Позитивные и отрицательные моменты конкурирующих вариантов процессов эволюции

Универсальные законы эволюции предопределяют тенденции развития, поведение и функционирование социально-экономических структур, систем, логистических форм, цепочек поставок и рынок сбыта логистических услуг, в том числе национальный и международный.

Естественное стремление предпринимательских организаций к совершенствованию, расширению ассортимента повышению качества услуг, поиску и использованию новейших компьютерных, телекоммуникационных, мобильных технологий и инноваций обусловлено универсальными эволюционными законами, в частности, принципом энтропии, вторым законом термодинамики как стратегическим законом, приводящим к характерным специфическим закономерностям, представленным на схеме рис. 2.

В настоящее время, изучая историю развития теории и практики логистики на международном уровне, можно условно выделить различные профессиональные подходы. По разным специфическим критериям разные учёные и практические специалисты разделяют историю международной и национальных логистик на несколько характерных этапов.

Рис. 2. Закономерности эволюции логистических систем

В этой работе мы хотим представить всего два основных подхода, хотя их в теории значительно больше.

Первый подход основан на делении по уровню развития оптимизации времени и издержек.

Например, на рис. 1.30. приведена модифицированная эволюция самой логистики и логистики цепей поставок товаропроводящих сетей и структур по сравнению с опубликованной в учебно-методических работах Б.А. Аникина.

На представленной условной схеме явно выделяются пять основных характерных, исторических этапов, начиная с начала прошлого века (примерно 1920-1950 годов до современного этапа с 2000 года и по настоящее время), которые имеют свои специфические особенности, объекты формирования и управления, от этапов фрагментаризации, становления, развития до этапов логистической интеграции и гармонизации.

В результате на рис. 3 визуально получается лежачая, поступательно, эволюционно развивающаяся и динамично растущая вправо условная пирамида, элементы структуры которой все имеют свои места и базовые основания, взаимно связаны между собой, находятся в определенных, специализированных отношениях, которые оказывают специфическое, потенциальное влияние друг на друга и имеют явные тенденции к поступательному развитию, видовым изменениям и совершенствованию в будущих периодах.

Эволюцию логистической системы, как управление цепями поставок в товаропроводящих сетях рассмотрим далее в данной работе на основе минимальной формализации функциональных областей логистики в товаропроводящих элементах, цепях поставок, звеньях, узлах, ячейках, структурах.

Рис. 3. Эволюция логистики и товаропроводящих структур

Данная формализация в современных условиях комплексной интеграции и гармонизации логистической цепи поставок предусматривает обязательное выполнение ряда следующих основных базовых условий, которые заключаются в следующих характерных положениях.

В инновационной логистике (исследовательские, фундаментальные и прикладные научные, проектные, конструкторские, опытные, технологические, технические, коммуникационные, управленческие, экономические, маркетинговые разработки, патенты, бренды, ноу-хау ….):


минимизация времени Тид на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных активов:

минимизация времени Тхид хранения баз данных до внедрения (результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных активов):


минимизация логистических затрат (издержек) Иид на проведение НИОКР, получение патентов, брендов и т.д., их практическую реализацию:


стремление к продлению жизненного цикла Тжцуид инновационной логистической услуги (канала НИОКР, формирования нематериальных активов, патентов, брендов, ноу-хау …):


В закупочной логистике (добывающие, закупочные, снабженческие, обеспечивающие производство, товаропроводящие направления, каналы, цепи, узлы, ячейки и сети, элементы и звенья…):


минимизация времени Тз на закупку сырья, деталей комплектующих узлов, полуфабрикатов:

минимизация времени Тхз хранения на складе (транзитном, материальных ресурсов, запасов):


минимизация логистических затрат (издержек) Из на закупку сырья, деталей, комплектующих узлов, полуфабрикатов:


стремление к продлению жизненного цикла Тжцзу закупочной логистической услуги (товаропроводящего канала):

В производственной логистике (внутрипроизводственная товаропроводящая сеть):

минимизация времени Тп на непрерывную загрузку производства сырьем, материалами, деталями, комплектующими узлами, полуфабрикатами, сборочными единицами и агрегатами:


минимизация времени Тхп хранения на производственном складе (складе промежуточного хранения):


минимизация затрат (издержек) Ип производственной логистики:


стремление к продлению жизненного цикла Тжцпу производственной логистической услуги:

В распределительной (маркетинговой) логистике (сбытовые, дистрибутивные, распределительные, рассеивающие товаропроводящие каналы, цепи, структуры, сети, элементы, звенья …):

минимизация времени Тр на дистрибьюцию, рассеивание, распределение, сбыт товарной продукции:


минимизация времени Тхп хранения на складе (складе готовой, товарной продукции):


минимизация затрат (издержек) Ир рассеивающей, распределительной (сбытовой) логистики:


стремление к продлению жизненного цикла Тжцру распределительной логистической услуги:

В транспортной логистике (перемещающие, организующие направленное движение, товаропроводящие коммуникации, пути, каналы, цепи, ячейки, узлы, элементы, сети):

минимизация времени Тт на перемещение и доставку товарной продукции и сервисных услуг:


минимизация времени Тхт хранения товара на транзитном складе (в случае перевозки транзитом):


минимизация затрат (издержек) Ит транспортной логистики:


Стремление к продлению жизненного цикла Тжцту транспортной логистической услуги:

В информационной логистике (инициирующие, сопровождающие и обеспечивающие, информационные товаропроводящие элементы, узлы, ячейки, каналы и сети….):

минимизация времени Ти на предоставление информации высшему менеджменту и функциональным специалистам:


стремление к продлению жизненного цикла Тжциу информационной логистической услуги:

В сервисной логистике (обеспечение, сопровождение конструкторско-технологическое, дизайнерское проектирование, правовое, страховое, консультационное, кадровое, послепродажного обслуживания, утилизации, переработки физически и морально изношенного товарного продукта товаропроводящие элементы, узлы, ячейки и сети):

минимизация времени Тс на предоставление специализированной услуги востребованной потребителями:


минимизация затрат (издержек) Ис сервисной логистики на создание и совершенствование качества и ассортимента сервисного обеспечения, сервисных сетей, их сопровождения и т.д.:


стремление к продлению жизненного цикла Тжцсу сервисной логистической услуги:


В целом для логистики эволюция логистических систем и товаропроводящих структур и сетей:

Компактно для логистических систем в виде «матриц» эволюции логистической системы, товаропроводящей структуры:


Дополнительным фактором рассмотренной выше эволюции может быть стремление производителя логистической услуги так же логично, как и производителя товарной продукции, к максимально возможному продлению жизненного цикла предложения и потребления на рынке товарного продукта Тжцт за счет минимизации времени и затрат на существующую логистическую услугу для данной товарной продукции.

Поскольку при этом производитель логистической услуги постоянно получает гарантированные заказы по логистике (например, на доставку и сопровождение товара в эксплуатации, последующей утилизации и т.п.) от производителя товарной продукции (поскольку товаропроводящая сеть уже создана, она оптимизирована и надежно функционирует):


Подобное тесное, интегрированное и гармоничное взаимодействие производителя товарной продукции и производителя логистической услуги в звеньях цепей поставок товаропроводящих сетей наиболее ярко проявляется во взаимодействии транснациональных компаний (корпораций, ТНК) на международном уровне и выбранных, утвержденных ими на относительно длительный срок опытных профессиональных экспедиторов (например, «домашних» экспедиторов), логистических провайдеров, операторов.

На первом этапе жизненного цикла ТНК активно стимулирует предпринимательскую деятельность местных поставщиков и предпринимателей. Данное взаимодействие характерно также для системы поставок «точно в срок» (just-in-time), существенно, минимизирующей логистические издержки, время реализации логистической услуги, сокращение запасов и т.д. в цепочках поставок, товаропроводящих сетях и их структурах.

Второй метод основан на классификации по уровню развития техники и технологий.

Концепция управления цепочками поставок - SCM (Supply Chain Management) [2] в последнее время вызывает у российских компаний все больший практический интерес в логистике. Лидеры отечественного бизнеса стали осознавать, что для закрепления своих конкурентных преимуществ на бурно развивающемся российском рынке и достижения определенного успеха за рубежом необходимо более внимательно относиться к управлению поставками.

О значимости для современного бизнеса стратегии, ориентированной на SCM, можно судить хотя бы по тому реальному факту, что в структуре высшего руководства предпринимательских организаций все большего количества отечественных компаний появляются специальные топ-менеджеры, персонально отвечающие за развитие цепочки поставок.

Последние годы тематика SCM постоянно входит в повестку дня многих научно-практических, деловых конференций, семинаров-практикумов, по ней организуются диспуты, дебаты и она регулярно находит отражение в специализированных бизнес-изданиях.

Основные этапы эволюции систем управления цепочками поставок [1] приведены на рис. 4.

В настоящее время актуальным становится профессиональный вопрос о перспективах реального восприятия высшими менеджерами принципов управления цепями поставок и внедрения соответствующих SCM-решений в российских условиях. У специалистов ИТ-индустрии и управленцев нет единого мнения по поводу фактической востребованности SCM в условиях неэффективной логистической инфраструктуры отечественной экономики.

Рис. 4. Эволюция систем управления цепочками поставок [1]

Отчасти из-за того, что концепция SCM активно пропагандировалась в России в первую очередь поставщиками корпоративных ИС, терминология SCM связывается с конкретными информационными решениями. Однако чтобы четко обозначить место SCM в операционной и информационной стратегии компании, следует помнить, что все эти MRP, ERP, SCM, SCE и другие загадочные аббревиатуры - в первую очередь не информационные системы того или иного типа, а современные управленческие концепции, стратегии и тактики бизнес-процессов, основанные на определенных бизнес-императивах.

Концепция управления бизнесом как цепочкой поставок существует в достаточно зрелом виде уже около 20 лет и имеет множество трактовок. Сегодня как сама эта концепция, так и программные SCM-решения охватывают гораздо более широкий спектр проблем, чем в конце 80-х.

В результате появления SCM-продуктов нового поколения к системам управления цепочками поставок уже относят все бизнес-приложения, ориентированные на выработку стратегии, координацию планирования и организацию управления в сфере снабжения, производства, складирования, распределения и доставки товаров конечному потребителю [1].

SCM сегодня. Современные SCM-продукты имеют модульную структуру, дающую возможность последовательно оптимизировать наиболее критичные для компании элементы цепочки поставок. Благодаря этому оптимизация всей такой цепочки поставок может быть проведена в ходе нескольких относительно быстрых внедрений отдельных SCM-модулей, сфокусированных на решении наиболее критических проблем и быстро дающих ощутимый количественный эффект. Подобные SCM-модули легко интегрируются между собой, поскольку обычно реализованы как части единой целостной SCM-архитектуры [3].

Так, например, имеющиеся в SCM-модулях управления спросом функции совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR) и управления запасами поставщиков (Vendor Managed Inventory, VMI) позволяют разрабатывать и быстро корректировать согласованный со всеми подразделениями компании, ее дистрибьюторами и поставщиками план спроса.

Этот план спроса определяет, где должен производиться данный продукт, когда его нужно отгрузить, где и в каком количестве товар следует хранить для оптимальной реализации плана продаж.решения по оптимизации производства создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений ресурсов, мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта.

Грамотное внедрение SCM-решений по управлению логистикой и ее оптимизации позволяет снизить расходы на хранение, транспортировку и дистрибуцию товарной продукции.

В 80-e и 90-e годы категорическое утверждение "сначала ERP, потом SCM" было бы в принципе корректным для методологии автоматизации цепи поставок, то уже в XXI веке, в эпоху конвергенции ERP-решений в сферу планирования цепей поставок и с расширением функциональности специализированных (best-in-class) SCM-систем, все эксперты сходятся на том, что компании наконец-то получили до того недостижимую возможность выбора, с помощью каких решений строить и совершенствовать цепочку поставок.

Например, компания Dell, являющаяся одним из лидеров мирового бизнеса и изобретателем бизнес-модели "производства на заказ", вообще не использует ERP-системы, поскольку изначально строила свою деятельность на принципе "вытягивающего" производства товаров, основанного на быстрой, оперативной обратной связи с потребителями.

Иными словами, отсутствие в предпринимательской организации ERP-системы не является препятствием для внедрения SCM-решений, поскольку необходимо только представлять, что, в отличие от APS-решений 80-х, SCM сегодня является специальным интегрированным набором средств для планирования бизнес-процессов и управления ими.

Фактически для организации управления цепочкой поставок достаточно, чтобы SCM-система получала необходимые исходные данные хотя бы даже из электронных таблиц.

Эволюция международной и национальной логистики в контексте управления цепочками поставок можно представить в виде определенных периодов, представленных в табл. 1.

Таблица 1. Эволюция международной и национальной логистики в контексте управления цепочками поставок

Периоды, годы

Господствующая компетенция

Участники интеграционного взаимодействия в сферах / Отрасль внедрения

1980-е

Точно в срок (Jusn-in-time) JIT

Закупки - Производство / ТНК. Поточное производство. Автомобилестроение - Toyota Motor

1990-е

Эффективная реакция на покупателя (Efficient Consumer Response) ECR

Закупки - Производство - Распределение / Массовое производство. Торговля - Wal-Mart

2000-e

Управление цепями поставок (Supply Chain Management) SCM

Закупки - Производство - Распределение - Потребление / Электронная коммерция

2010-е

Управление бизнес галактиками: Supply Chain Сollaboration (SCС), Supply Chain Event Management (SCЕМ), Supply Chain Network Management (SCЕМ)

Инновации - Закупки - Производство - Распределение - Потребление - Послепродажное обслуживание - Утилизация / Серийное и единичное производство на заказ, включая заказы и продажи по Электронной коммерции. Защита экологии.

логистический управление поставка

Жизненный цикл логистической услуги как коммерческого, товарного продукта определяется эволюцией от менее устойчивого потребительского спроса на нее (первоначального распределения услуги на рынке без устойчивого спроса) к более устойчивому спросу (насыщению логистической услугой национального и международного рынков, занятию свободных рыночных секторов и «ниш», к устойчивому спросу) с последующим завершением или продолжением жизненного цикла логистической услуги.

Литература

. Гражданский кодекс Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 7 дек. 1998 г. № 218-З (с имз. и доп. в ред. Кодекса Респ. Беларусь от 29 ноб. 2015 г. № 313-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2001. - № 2/744; 2015. - №2/2311.

. Положение о приемке товаров по количеству и качеству: утв. Постановлением Совета министров Респ. Беларусь от 03 сент. 2008 г. № 1290 // Наци. Реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2008. - № 5/28293.

. Алексеенко, В.Б. Основы логистики: учеб. пособие / Алексеенко В.Б., Стрельникова И.А. - Москва: РУДН, 2013. - 118 с.

. Алесинская, Т.В. Проектирование складов: учеб.-метод. пособие / Т.В. Алесинская. - Москва: Академия, 2014. - 325 с.

. Аникин, Б.А. Логистика: учебник / Аникин Б.А., Дыбская В.В., Колобов А.А. и др.; ред. Аникин Б.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2013. - 368 с.

. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. - Москва: Проспект, 2012. - 272 с.

. Бабаев, С. Управление закупками и продажами / С. Бабаев // Российская торговля. -2015. - № 5. - С.11-13.

. Баско, И.М. Логистика: учебное пособие / И.М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2013. - 431 с.

. Бауэрсокс, Доналд Дж., Клосс, Дейвид Д. Логистика: интегрированная цепь поставок, 2-е изд. / Пер. с англ. К.В. Комарова. - Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2014.- 640 с.

. Волгин, В.В. Склад: организация, управление, логистика. - 8-е изд., перераб.и доп. / В.В. Волгин. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 732 с.

. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник / Гаджинский А.М. - 17-е изд., перераб.и доп. - Москва: Дашков и К, 2014. - 484 с.

. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: Учебно-практическое пособие / А.М. Гаджинский. - Москва: ТК Велби, 2015 г. - 176 с.

. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник для студентов вузов / Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В. - Москва: Кнорус, 2012. - 272 с.

Похожие работы на - Основные аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!