Основные аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике
Основные
аспекты эволюции цепей поставок в национальной и международной логистике
В этом реферате приведены сложившиеся
профессиональные взгляды специалистов на эволюцию концепций управления
национальной и международной логистики, товаропроводящих структур, цепей
поставок, их элементов и сетей с уточнением автора данной работы.
В качестве логистической системы (цепи поставок)
условно можно представить, например, следующую систему:
«логистическая компания, производящая
логистические услуги - покупатель логистических услуг».
Здесь возможна, очевидно, любая траектория
эволюции такой условной системы на местном, региональном, национальном и
международном уровнях, во времени и пространстве.
Законы эволюции динамических систем,
экономических структур приводят, например, к «волнообразной» траектории
развития логистической услуги, поскольку новая услуга сначала возникает как
потребность на рынке, предлагается покупателям, поступательно оптимизируется,
развивается и распространяется, а затем постепенно уходит с рынка логистических
услуг, завершая свой жизненный цикл, или превращается в усовершенствованную или
совершенно новую услугу, продолжая свой жизненный цикл уже совершенно в новом
облике.
Переходы от одной стадии эволюции экономических
систем к другой в направлении вектора времени (эволюции) представляет собой
совершенно необратимые «волнообразные» процессы, которые реально проявляются в
виде длинноволновых колебаний (циклы Н. Кондратьева), макрогенераций, «дерева
эволюции» («development
tree»), исторических
циклов, теории развития по виткам спирали с переходом на более высокие уровни.
Позитивные и отрицательные моменты конкурирующих
вариантов процессов эволюции приведены на рис. 1
Рис. 1 Позитивные и отрицательные
моменты конкурирующих вариантов процессов эволюции
Универсальные законы эволюции предопределяют
тенденции развития, поведение и функционирование социально-экономических
структур, систем, логистических форм, цепочек поставок и рынок сбыта
логистических услуг, в том числе национальный и международный.
Естественное стремление предпринимательских
организаций к совершенствованию, расширению ассортимента повышению качества
услуг, поиску и использованию новейших компьютерных, телекоммуникационных,
мобильных технологий и инноваций обусловлено универсальными эволюционными
законами, в частности, принципом энтропии, вторым законом термодинамики как
стратегическим законом, приводящим к характерным специфическим закономерностям,
представленным на схеме рис. 2.
В настоящее время, изучая историю развития
теории и практики логистики на международном уровне, можно условно выделить
различные профессиональные подходы. По разным специфическим критериям разные
учёные и практические специалисты разделяют историю международной и
национальных логистик на несколько характерных этапов.
Рис. 2. Закономерности эволюции
логистических систем
В этой работе мы хотим представить всего два
основных подхода, хотя их в теории значительно больше.
Первый подход основан
на делении по уровню развития оптимизации времени и издержек.
Например, на рис. 1.30. приведена
модифицированная эволюция самой логистики и логистики цепей поставок
товаропроводящих сетей и структур по сравнению с опубликованной в учебно-методических
работах Б.А. Аникина.
На представленной условной схеме явно выделяются
пять основных характерных, исторических этапов, начиная с начала прошлого века
(примерно 1920-1950 годов до современного этапа с 2000 года и по настоящее
время), которые имеют свои специфические особенности, объекты формирования и
управления, от этапов фрагментаризации, становления, развития до этапов
логистической интеграции и гармонизации.
В результате на рис. 3 визуально получается
лежачая, поступательно, эволюционно развивающаяся и динамично растущая вправо
условная пирамида, элементы структуры которой все имеют свои места и базовые
основания, взаимно связаны между собой, находятся в определенных,
специализированных отношениях, которые оказывают специфическое, потенциальное влияние
друг на друга и имеют явные тенденции к поступательному развитию, видовым
изменениям и совершенствованию в будущих периодах.
Эволюцию логистической системы, как
управление цепями поставок в товаропроводящих сетях рассмотрим далее в данной
работе на основе минимальной формализации функциональных областей логистики в
товаропроводящих элементах, цепях поставок, звеньях, узлах, ячейках,
структурах.
Рис. 3. Эволюция логистики и
товаропроводящих структур
Данная формализация в современных условиях
комплексной интеграции и гармонизации логистической цепи поставок
предусматривает обязательное выполнение ряда следующих основных базовых
условий, которые заключаются в следующих характерных положениях.
В инновационной логистике
(исследовательские, фундаментальные и прикладные научные, проектные,
конструкторские, опытные, технологические, технические, коммуникационные,
управленческие, экономические, маркетинговые разработки, патенты, бренды,
ноу-хау ….):
минимизация времени Тид на
проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и
внедрение результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных активов:
минимизация времени Тхид хранения
баз данных до внедрения (результатов интеллектуальной деятельности,
нематериальных активов):
минимизация логистических затрат (издержек) Иид
на проведение НИОКР, получение патентов, брендов и т.д., их практическую
реализацию:
стремление к продлению жизненного цикла Тжцуид
инновационной логистической услуги (канала НИОКР, формирования нематериальных
активов, патентов, брендов, ноу-хау …):
В закупочной логистике (добывающие,
закупочные, снабженческие, обеспечивающие производство, товаропроводящие
направления, каналы, цепи, узлы, ячейки и сети, элементы и звенья…):
минимизация времени Тз на закупку
сырья, деталей комплектующих узлов, полуфабрикатов:
минимизация времени Тхз хранения
на складе (транзитном, материальных ресурсов, запасов):
минимизация логистических затрат (издержек) Из
на закупку сырья, деталей, комплектующих узлов, полуфабрикатов:
стремление к продлению жизненного цикла Тжцзу
закупочной логистической услуги (товаропроводящего канала):
В производственной логистике (внутрипроизводственная
товаропроводящая сеть):
минимизация времени Тп на
непрерывную загрузку производства сырьем, материалами, деталями, комплектующими
узлами, полуфабрикатами, сборочными единицами и агрегатами:
минимизация времени Тхп хранения
на производственном складе (складе промежуточного хранения):
минимизация затрат (издержек) Ип
производственной логистики:
стремление к продлению жизненного цикла Тжцпу
производственной логистической услуги:
В распределительной (маркетинговой)
логистике (сбытовые, дистрибутивные, распределительные,
рассеивающие товаропроводящие каналы, цепи, структуры, сети, элементы, звенья
…):
минимизация времени Тр на
дистрибьюцию, рассеивание, распределение, сбыт товарной продукции:
минимизация времени Тхп хранения
на складе (складе готовой, товарной продукции):
минимизация затрат (издержек) Ир
рассеивающей, распределительной (сбытовой) логистики:
стремление к продлению жизненного цикла Тжцру
распределительной логистической услуги:
В транспортной логистике (перемещающие,
организующие направленное движение, товаропроводящие коммуникации, пути,
каналы, цепи, ячейки, узлы, элементы, сети):
минимизация времени Тт на перемещение и
доставку товарной продукции и сервисных услуг:
минимизация времени Тхт хранения
товара на транзитном складе (в случае перевозки транзитом):
минимизация затрат (издержек) Ит
транспортной логистики:
Стремление к продлению жизненного цикла Тжцту
транспортной логистической услуги:
В информационной логистике (инициирующие,
сопровождающие и обеспечивающие, информационные товаропроводящие элементы,
узлы, ячейки, каналы и сети….):
минимизация времени Ти на
предоставление информации высшему менеджменту и функциональным специалистам:
стремление к продлению жизненного цикла Тжциу
информационной логистической услуги:
В сервисной логистике (обеспечение,
сопровождение конструкторско-технологическое, дизайнерское проектирование,
правовое, страховое, консультационное, кадровое, послепродажного обслуживания,
утилизации, переработки физически и морально изношенного товарного продукта
товаропроводящие элементы, узлы, ячейки и сети):
минимизация времени Тс на
предоставление специализированной услуги востребованной потребителями:
минимизация затрат (издержек) Ис
сервисной логистики на создание и совершенствование качества и ассортимента
сервисного обеспечения, сервисных сетей, их сопровождения и т.д.:
стремление к продлению жизненного цикла Тжцсу
сервисной логистической услуги:
В целом для логистики эволюция логистических
систем и товаропроводящих структур и сетей:
Компактно для логистических систем в виде
«матриц» эволюции логистической системы, товаропроводящей структуры:
Дополнительным фактором рассмотренной выше
эволюции может быть стремление производителя логистической услуги так же
логично, как и производителя товарной продукции, к максимально возможному
продлению жизненного цикла предложения и потребления на рынке товарного продукта
Тжцт за счет минимизации времени и затрат на существующую
логистическую услугу для данной товарной продукции.
Поскольку при этом производитель логистической
услуги постоянно получает гарантированные заказы по логистике (например, на
доставку и сопровождение товара в эксплуатации, последующей утилизации и т.п.)
от производителя товарной продукции (поскольку товаропроводящая сеть уже
создана, она оптимизирована и надежно функционирует):
Подобное тесное, интегрированное и гармоничное
взаимодействие производителя товарной продукции и производителя логистической
услуги в звеньях цепей поставок товаропроводящих сетей наиболее ярко
проявляется во взаимодействии транснациональных компаний (корпораций, ТНК) на
международном уровне и выбранных, утвержденных ими на относительно длительный
срок опытных профессиональных экспедиторов (например, «домашних» экспедиторов),
логистических провайдеров, операторов.
На первом этапе жизненного цикла ТНК активно
стимулирует предпринимательскую деятельность местных поставщиков и
предпринимателей. Данное взаимодействие характерно также для системы поставок
«точно в срок» (just-in-time),
существенно, минимизирующей логистические издержки, время реализации
логистической услуги, сокращение запасов и т.д. в цепочках поставок,
товаропроводящих сетях и их структурах.
Второй метод основан
на классификации по уровню развития техники и технологий.
Концепция управления цепочками поставок - SCM
(Supply Chain Management) [2] в последнее время вызывает у российских компаний
все больший практический интерес в логистике. Лидеры отечественного бизнеса
стали осознавать, что для закрепления своих конкурентных преимуществ на бурно
развивающемся российском рынке и достижения определенного успеха за рубежом
необходимо более внимательно относиться к управлению поставками.
О значимости для современного бизнеса стратегии,
ориентированной на SCM, можно судить хотя бы по тому реальному факту, что в
структуре высшего руководства предпринимательских организаций все большего количества
отечественных компаний появляются специальные топ-менеджеры, персонально
отвечающие за развитие цепочки поставок.
Последние годы тематика SCM постоянно входит в
повестку дня многих научно-практических, деловых конференций,
семинаров-практикумов, по ней организуются диспуты, дебаты и она регулярно
находит отражение в специализированных бизнес-изданиях.
Основные этапы эволюции систем управления
цепочками поставок [1] приведены на рис. 4.
В настоящее время актуальным становится
профессиональный вопрос о перспективах реального восприятия высшими менеджерами
принципов управления цепями поставок и внедрения соответствующих SCM-решений в
российских условиях. У специалистов ИТ-индустрии и управленцев нет единого
мнения по поводу фактической востребованности SCM в условиях неэффективной
логистической инфраструктуры отечественной экономики.
Рис. 4. Эволюция систем управления
цепочками поставок [1]
Отчасти из-за того, что концепция SCM активно
пропагандировалась в России в первую очередь поставщиками корпоративных ИС,
терминология SCM связывается с конкретными информационными решениями. Однако
чтобы четко обозначить место SCM в операционной и информационной стратегии
компании, следует помнить, что все эти MRP, ERP, SCM, SCE и другие загадочные
аббревиатуры - в первую очередь не информационные системы того или иного типа,
а современные управленческие концепции, стратегии и тактики бизнес-процессов,
основанные на определенных бизнес-императивах.
Концепция управления бизнесом как цепочкой
поставок существует в достаточно зрелом виде уже около 20 лет и имеет
множество трактовок. Сегодня как сама эта концепция, так и программные
SCM-решения охватывают гораздо более широкий спектр проблем, чем в конце 80-х.
В результате появления SCM-продуктов нового
поколения к системам управления цепочками поставок уже относят все
бизнес-приложения, ориентированные на выработку стратегии, координацию
планирования и организацию управления в сфере снабжения, производства,
складирования, распределения и доставки товаров конечному потребителю [1].
SCM сегодня. Современные
SCM-продукты имеют модульную структуру, дающую возможность последовательно
оптимизировать наиболее критичные для компании элементы цепочки поставок.
Благодаря этому оптимизация всей такой цепочки поставок может быть проведена в
ходе нескольких относительно быстрых внедрений отдельных SCM-модулей,
сфокусированных на решении наиболее критических проблем и быстро дающих
ощутимый количественный эффект. Подобные SCM-модули легко интегрируются между
собой, поскольку обычно реализованы как части единой целостной SCM-архитектуры
[3].
Так, например, имеющиеся в SCM-модулях
управления спросом функции совместного планирования, прогнозирования и
пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment,
CPFR) и управления запасами поставщиков (Vendor Managed Inventory, VMI)
позволяют разрабатывать и быстро корректировать согласованный со всеми
подразделениями компании, ее дистрибьюторами и поставщиками план спроса.
Этот план спроса определяет, где должен
производиться данный продукт, когда его нужно отгрузить, где и в каком
количестве товар следует хранить для оптимальной реализации плана
продаж.решения по оптимизации производства создают оптимальные планы
использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что,
когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений
ресурсов, мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости
переналадки оборудования на выпуск нового продукта.
Грамотное внедрение SCM-решений по управлению
логистикой и ее оптимизации позволяет снизить расходы на хранение,
транспортировку и дистрибуцию товарной продукции.
В 80-e и 90-e годы категорическое утверждение
"сначала ERP, потом SCM" было бы в принципе корректным для
методологии автоматизации цепи поставок, то уже в XXI веке, в эпоху
конвергенции ERP-решений в сферу планирования цепей поставок и с расширением
функциональности специализированных (best-in-class) SCM-систем, все эксперты
сходятся на том, что компании наконец-то получили до того недостижимую
возможность выбора, с помощью каких решений строить и совершенствовать цепочку
поставок.
Например, компания Dell, являющаяся одним из
лидеров мирового бизнеса и изобретателем бизнес-модели "производства на
заказ", вообще не использует ERP-системы, поскольку изначально строила
свою деятельность на принципе "вытягивающего" производства товаров,
основанного на быстрой, оперативной обратной связи с потребителями.
Иными словами, отсутствие в предпринимательской
организации ERP-системы не является препятствием для внедрения SCM-решений,
поскольку необходимо только представлять, что, в отличие от APS-решений 80-х,
SCM сегодня является специальным интегрированным набором средств для
планирования бизнес-процессов и управления ими.
Фактически для организации управления цепочкой
поставок достаточно, чтобы SCM-система получала необходимые исходные данные
хотя бы даже из электронных таблиц.
Эволюция международной и национальной логистики
в контексте управления цепочками поставок можно представить в виде определенных
периодов, представленных в табл. 1.
Таблица 1. Эволюция международной и
национальной логистики в контексте управления цепочками поставок
Периоды,
годы
|
Господствующая
компетенция
|
Участники
интеграционного взаимодействия в сферах / Отрасль внедрения
|
1980-е
|
Точно
в срок (Jusn-in-time)
JIT
|
Закупки
- Производство / ТНК. Поточное производство. Автомобилестроение - Toyota
Motor
|
1990-е
|
Эффективная
реакция на покупателя (Efficient
Consumer
Response) ECR
|
Закупки
- Производство - Распределение / Массовое производство. Торговля - Wal-Mart
|
2000-e
|
Управление
цепями
поставок
(Supply Chain Management) SCM
|
Закупки
- Производство - Распределение - Потребление / Электронная коммерция
|
2010-е
|
Управление бизнес галактиками: Supply Chain Сollaboration (SCС),
Supply Chain Event Management (SCЕМ), Supply Chain
Network Management (SCЕМ)
|
Инновации
- Закупки - Производство - Распределение - Потребление - Послепродажное
обслуживание - Утилизация / Серийное и единичное производство на заказ,
включая заказы и продажи по Электронной коммерции. Защита экологии.
|
логистический управление поставка
Жизненный цикл логистической услуги как
коммерческого, товарного продукта определяется эволюцией от менее устойчивого
потребительского спроса на нее (первоначального распределения услуги на рынке
без устойчивого спроса) к более устойчивому спросу (насыщению логистической
услугой национального и международного рынков, занятию свободных рыночных
секторов и «ниш», к устойчивому спросу) с последующим завершением или
продолжением жизненного цикла логистической услуги.
Литература
. Гражданский кодекс Республики
Беларусь: закон Респ. Беларусь от 7 дек. 1998 г. № 218-З (с имз. и доп. в ред.
Кодекса Респ. Беларусь от 29 ноб. 2015 г. № 313-З) // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь, 2001. - № 2/744; 2015. - №2/2311.
. Положение о приемке товаров по
количеству и качеству: утв. Постановлением Совета министров Респ. Беларусь от
03 сент. 2008 г. № 1290 // Наци. Реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2008. -
№ 5/28293.
. Алексеенко, В.Б. Основы логистики:
учеб. пособие / Алексеенко В.Б., Стрельникова И.А. - Москва: РУДН, 2013. - 118
с.
. Алесинская, Т.В. Проектирование
складов: учеб.-метод. пособие / Т.В. Алесинская. - Москва: Академия, 2014. -
325 с.
. Аникин, Б.А. Логистика: учебник /
Аникин Б.А., Дыбская В.В., Колобов А.А. и др.; ред. Аникин Б.А. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2013. - 368 с.
. Ардатова, М.М. Логистика в
вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. - Москва: Проспект, 2012. -
272 с.
. Бабаев, С. Управление закупками и
продажами / С. Бабаев // Российская торговля. -2015. - № 5. - С.11-13.
. Баско, И.М. Логистика: учебное
пособие / И.М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический
университет, 2013. - 431 с.
. Бауэрсокс, Доналд Дж., Клосс,
Дейвид Д. Логистика: интегрированная цепь поставок, 2-е изд. / Пер. с англ.
К.В. Комарова. - Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2014.- 640 с.
. Волгин, В.В. Склад: организация,
управление, логистика. - 8-е изд., перераб.и доп. / В.В. Волгин. - Москва:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 732 с.
. Гаджинский, А.М. Логистика:
учебник / Гаджинский А.М. - 17-е изд., перераб.и доп. - Москва: Дашков и К,
2014. - 484 с.
. Гаджинский А.М. Современный склад.
Организация, технологии, управление и логистика: Учебно-практическое пособие /
А.М. Гаджинский. - Москва: ТК Велби, 2015 г. - 176 с.
. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник
для студентов вузов / Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В. - Москва: Кнорус, 2012. -
272 с.