Управление сезонностью реализации на предприятии оптовой торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,07 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление сезонностью реализации на предприятии оптовой торговли

Содержание

Введение

Глава 1.Содержание управления фактором сезонности в оптовой торговле

.1 Понятие и основные характеристики сезонности

.2 Управление товарными запасами в оптовой торговли как основной подход сглаживания сезонных колебаний спроса

Глава 2. Анализ сезонного управления реализацией на предприятии оптовой торговли на примере ООО «Гостинец»

.1 Общая характеристика ООО «Гостинец»

.2 Анализ состояния товарных запасов ООО «Гостинец»

.3 Анализ эффективности системы управления сезонностью реализации ООО «Гостинец»

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность темы исследования исходит из того, что если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление, и основной ее функцией было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня роль оптово-розничной торговли существенно изменилась. Превращение розничных предприятий в крупные сетевые транснациональные корпорации привело к тому, что эти компании начали играть все более значительную роль в торговле, оказывая огромное давление на поставщиков и производителей товаров с целью заставить их постепенно снижать цены на свои товары. Кроме того, оптово-розничные корпорации продолжают диктовать свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. В настоящее время параллельно успешно существуют несколько форм организации оптово-розничной торговли, каждая из которых имеет свои конкурентные преимущества. Все это происходит в рамках сетевой организации торговли, когда торговые корпорации имеют несколько тысяч своих магазинов различных форматов в разных странах, и постоянно стремятся к дальнейшему расширению и захвату новых перспективных рынков.

Цель работы - управления фактором сезонности в оптовой торговле.

Задачи работы:

.        Определение понятия сезонности и её показателей;

.        Установление управления запасами в качестве способа сглаживания сезонности в сфере оптовой торговли;

.        Анализ управления запасами как сглаживания сезонности на примере оптово-торгового предприятия.

 

Глава 1. Содержание управления фактором сезонности в оптовой торговле


1.1 Понятие и основные характеристики сезонности


Под сезонностью подразумеваются модели, которые зависят от времени года. Сезонный фактор, как таковой, проявляется во многих сферах бизнеса. Например, продажи Рождественских открыток вполне логично достигают максимума перед Рождеством. Бухгалтерский сервис достигает своего пика в конце финансового года. Пик продаж красных роз приходится накануне 14 февраля. Многие бизнесы, товары и статистические данные подчинены сезонным изменениям.

Борьба с негативными факторами на сезонных рынках обычно ведется по нескольким направлениям. Наиболее распространенный способ - расширение ассортимента за счет товарных групп, имеющих противоположную сезонность.

Достаточно действенным методом работы с колебаниями спроса является диверсификация бизнеса. Конечно, это требует глубокого анализа и серьезного стратегического расчета, однако позволяет практически полностью преодолеть зависимость от сезона.

Еще одной мерой для минимизации сезонных колебаний спроса может служить укрепление каналов дистрибуции. Так, на рынке алкогольной продукции существует такая зависимость - зимой хорошо продаются красные и крепленые вина, а весной их продажи падают, но зато растет спрос на розовые и белые. Весенне-летний уровень продаж все равно отстает от зимнего на 27 - 30%, поскольку белого вина летом продают меньше, чем зимой - красного. Чтобы как-то стимулировать дистрибуторов, производители предоставляют им дополнительные скидки. А взамен подписывают соглашение, чтобы в эти сложные месяцы дистрибуторы выбирали определенные объемы ассортимента. Для партнеров такая схема выгодна, потому что у них увеличивается маржа, а производитель получает возможность поддерживать оборот.

В борьбе с сезонным падением спроса часто выигрывает тот, кто успевает «следовать» за своим потребителем. Так, летом потребление хороших вин в Москве падает, а в южных регионах сбыт заметно увеличивается - целевая аудитория «перетекает» туда на время отпусков. Здесь хорошо идут продажи и в магазинах, и в HoReCa (отели, рестораны, кафе). Некоторые компании учитывают этот фактор и заранее планируют увеличение объемов поставок в эти регионы.

До сих пор речь шла о стратегических мерах воздействия на сезонность бизнеса, и, как считают специалисты, именно они помогают удерживать финансовые показатели на определенном уровне. Однако не стоит забывать и о тактических приемах - рекламе и других акциях по стимулированию сбыта.

В низкие сезоны компании гораздо чаще привлекают потребителей.

Коэффициент сезонности - это величина, на которую увеличиваются/уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени.

Коэффициент сезонности применим для различных периодов. Это может быть неделя, тогда коэффициент присваивается для каждого дня недели. Например, в продуктовом магазине спрос возрастает к выходным, значит для субботы и воскресения коэффициент сезонности будет выше. Для прогнозирования спроса с применением коэффициента сезонности по дням недели необходимо чтобы поставки осуществлялись несколько раз в неделю.

Для большинства товаров применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. В данном случае для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.

Сезонно сглаженные показатели являются стандартным инструментом статистического наблюдения и разрабатываются наряду с исходными показателями. Они позволяют выявлять и измерять закономерности и тенденции социально-экономических процессов и своевременно обнаруживать изменения, происходящие в этих процессах. Поэтому подготовка и публикация сезонно сглаженных динамических рядов показателей является одной из важных задач статистического наблюдения, осуществляемого Росстатом.

Сезонное сглаживание, называемое также сезонной корректировкой, заключается в оценке и исключении из исходных рядов показателей сезонных и календарных факторов. Сезонные колебания - это внутригодовые повторяющиеся колебания экономических показателей, носящие устойчивый ярко выраженный характер. К календарным факторам относят колебания вследствие различий в количестве рабочих дней, наличия праздничных дней, а также некоторых других дат, оказывающих специфическое влияние на определенные показатели. После исключения сезонных и календарных эффектов показатели отражают не типичные регулярные изменения, а новую информацию о процессе (изменения в тренде, производственных циклах или нерегулярных компонентах), что и является целью сезонного сглаживания.

1.2 Управление товарными запасами в оптовой торговли как основной подход сглаживания сезонных колебаний спроса


Товарно-материальный запас - это отраженное в стоимостном или единичном выражении количество товаров, находящихся на складе, необходимых для бесперебойной работы логистической цепи, с целью поддержания товарооборота организации, ожидающие дальнейшего потребления. В классической теории, управление товарными запасами - функциональная деятельность, направленная на эффективное управление товарно- материальными ценностями, оптимизацию их структуры и размера, а также выполнение контроля за их движением. Далее под эффективным управлением товарными запасами торговой организации будем понимать достижение целевых показателей, влияющих на результаты деятельности, финансовое состояние, а также конкурентоспособность организации.

Как показывает практика, большинство современных организаций, оценивают эффективность управления товарными запасами лишь только по показателям бухгалтерской отчетности, следствием чего является некорректное восприятие текущего положения дел и финансовые потери. Поэтому, в нынешних условиях хозяйствования становится актуальным совершенствование методики анализа товарных запасов торговой организации.

Удовлетворенность потребностей потребителей, создание запасов, позволяющих увеличить чистую прибыль организации при минимальных суммарных затратах по запасам, являются ключевыми постулатами эффективного управления в торговле. Но, на сегодняшней день, не существует единой систематизированной методики оценки результатов управленческой деятельности. Это делает затруднительным достижение вышеуказанных целевых ориентиров и является ключевой проблемой современного бизнеса.

Практика ведения бизнеса показывает, что основными причинами формирования запасов в экономических системах являются: низкая надежность поставок; сезонность доставки; отдаленность поставщиков от потенциальных потребителей; несоответствие объемов спроса на материальные ресурсы возможностям производства; стохастичный характер спроса на материальные ресурсы; причины сервисного характера, когда отсутствие необходимых материалов и запасных частей может привести к остановке производственного процесса и др.; необходимость поддержки высокого уровня обслуживания клиентов; стремление участников экономических отношений снизить расходы, связанные с размещением заказа и доставкой материальных ресурсов, а также расходы производства продукции; желание получить экономическую выгоду от оптовых скидок - в случае приобретения больших объемов товаров; спекулятивные намерения и инфляционные ожидания.

Можно назвать такие цели создания запасов в экономических системах как:

1.    Получить экономическую выгоду за счет формирования запасов в условиях инфляции, дефицита, в случае ажиотажного спроса на материальные ценности и т.п.

2.  Сократить расходы, связанные с закупкой материальных ценностей и их транспортировкой.

3.   Обеспечить бесперебойное обслуживание потребителей: запасы позволяют компенсировать сезонные и случайные колебания спроса, страхуют от возможных сбоев в поставках.

4.  Повысить эффективность производства: запасы позволяют снизить или ликвидировать простои технологического оборудования; более полно использовать ресурс времени работы оборудования; уменьшить расходы производства, связанные с созданием дополнительных производственных мощностей и т.п.

Можно сформулировать основные экономические функции запасов, зная причины и цели формирования материальных запасов, а именно:

инвестиционная функция: запасы позволяют сохранить, и даже увеличить объем финансовых ресурсов предприятий в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, когда ценность запасов может расти быстрее, чем банковские проценты по вкладам;

обеспечение надежности, непрерывности и стойкости процессов производства, распределения, обмена и потребление материальных ресурсов;

функция управления расходами: увеличение объемов запасов позволяет снизить отдельные составляющие производственных расходов, а также сократить расходы оборота, связанные с оформлением заказов на поставку и транспортировку материальных ресурсов.

Материальные запасы, являясь необходимой материальной основой производственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций, оказывают серьезное влияние на себестоимость продукции и услуг и, как следствие, на конкурентоспособность.

К основным оборотным активам предприятий и организаций принадлежат материально-производственные запасы наравне с денежными средствами, величина которых предоставляет прямое влияние на ликвидность бухгалтерского баланса. Среди оборотных активов запасы являются наименее ликвидными, поскольку для обращения запасов в денежные средства требуется значительное время. Чаще всего значительные финансовые ресурсы окажутся замороженными в запасах, поэтому важным показателем степени эффективности управления запасами является показатель доли материальных запасов в структуре оборотного капитала компаний.

Эффективность управления запасами на макроэкономическом уровне - это «запасоемкость валового внутреннего продукта», который рассчитывается как отношения стоимости совокупного запаса товарно-материальных ценностей за год к объему валового внутреннего продукта, произведенного за этот период времени.

В научных исследованиях можно столкнуться при расчете запасоемкости со следующими проблемами: необходимо учитывать влияние инфляции и дефляции на стоимостную оценку уровня запасов и валового национального продукта; уровень материальных запасов является сменной величиной, и непонятно как осуществить оценку величины запасов: учитывать величину запасов на начало периода, на конец периода или среднее хронологическое значение.

Эффективное управление запасами позволяет оптимально использовать и не замораживать финансовые ресурсы и т.п. Для достижения такого результата следует учесть многофункциональность среды функционирования, которое оказывает влияние рядом факторов. Определение и группирование таких факторов позволяет избежать негативные последствия их действия, получить положительные результаты в управлении запасами. Учитывая указанное, возникает проблема определения степени влияния комплексной совокупности факторов на управление запасами.

Осуществляют влияние на уровне государства, отраслей экономики и предприятий соответственно макро- и микроэкономические факторы.

К факторам внутренней среды организации авторы научных трудов относят: цели, структуру, технологию, задачи, работников, ресурсы. Факторы внешней среды разделяют на факторы прямого и косвенного влияния. Потребителей, поставщиков, конкурентов, государственные органы власти, инфраструктуру, профсоюзы, партии, общественные организации, систему экономических отношений государства относят к факторам внешний среды прямого влияния, а, международные события, международное окружение, научно-технический прогресс, политические, социально-культурные обстоятельства, уровень техники и технологии, особенности международных экономических отношений, состояние экономики принадлежат к факторам внешней среды косвенного влияния.

Выделяя факторы влияния на управление запасами, необходимо их типизировать по определенным признакам:

1)      направлению влияния - внешние и внутренние (внешние, в свою очередь делятся по принципу действия на - прямого и косвенного влияния);

2)      характеру влияния (положительное, негативное влияние);

3)      периоду влияния (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное влияние),

4)      причастности к управлению запасами (специальные, общие);

5)      степени важности (очень важные, важные, менее важные, почти важные, неважные) и т.п.

Рассматривая управление запасами предприятия, принимая во внимание процессно-структурированный подход, как конкретной функции менеджмента, которое рассматривается путем выполнения общих функций: планирование запасов, организация складского хозяйства, мотивирование работников складского хозяйства, контролирование и регулирование запасов, можно классифицировать факторы влияния по функциям.

Те факторы, которые определяют, что предприятие будет формировать запасы, или нет, какого объема, какой структуры, периодичности их пополнения - это факторы влияния на планирование запасов. Это начальные, другими словами, стартовые факторы, которые имеют значительное влияние на процесс планирования и управления, стимулируют или дестимулируют формирование и накопление запасов.

Те факторы, которые определяют размеры, размещение и назначение складских помещений, их функциональную принадлежность, полноту и подчинение, расположение и перемещение запасов - это факторы влияния на организацию складского хозяйства, на внутренние процессы складирования предприятия, упорядочивая их или оказывая негативное влияние. Факторы мотивирования работников складского хозяйства определяют, насколько продуктивно и качественно будет выполняться работа работниками, связанных с запасами.

Контролирование уровня запасов, их состояния, структуры, размещения, объема чрезвычайно важный процесс, который определяет недостатки функционирования складского хозяйства, процесса планирования запасов и мотивирование работников. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс улучшают или ухудшают результат контролирования, которое отражается на дальнейшей деятельности не только складского хозяйства, но и подразделов производства, сбыта и др. Факторы влияния на регулирование недостатков, связанных с управлением запасами, определяют насколько улучшится или ухудшится сам процесс управления ими. Правильное устранение недостатков обеспечивает формирование эффективной системы управления запасами.

управление сезонность реализация товарный

Рис. 1 - Типология факторов влияния на управление запасами по функциям управления

Как извне, так и внутренне происходит влияние факторов на процесс управления запасами. Рассматривая управление на основе процессно-структурированного подхода, выделено пять функций: 1) планирование запасов, 2) организация складского хозяйства, 3) мотивирование работников складского хозяйства, 4) контролирование запасов, 5) регулирование запасов. Выделение факторов влияния на функции обеспечит комплексный учет всех положительных и негативных условий, которое обеспечит формирование эффективной системы управления ими в условиях сезонных колебаний спроса.

Глава 2. Анализ сезонного управления реализацией на предприятии оптовой торговли на примере ООО «Гостинец»


2.1 Общая характеристика ООО «Гостинец»


ООО «Гостинец» - предприятие оптовой торговли - оптовый поставщик белорусских товаров - осуществляет следующие виды деятельности:

·        оптовую, розничную торговлю товарами народного потребления;

·        внешнеэкономическую деятельность;

·        производственную деятельность;

·        транспортно-экспедиционную деятельность;

·        заготовительную деятельность.

Разрыв хозяйственных связей, переход от плановой к рыночной экономике, трудности с платежами требуют поиска новых путей сохранения оптового звена важнейшего из составляющих звеньев потребкооперации, имеющего квалифицированные кадры, свободные площади в связи со снижением объемов товарооборота. Поэтому перспективы сохранения оптового звена в расширении его функций:

q   формирование сети собственных розничных торговых предприятий;

q   создание цехов по производству товаров народного потребления.

Наибольший удельный вес в общем обороте ООО занимает склад продовольственных товаров 67% от общего оборота, из промышленных складов - склад хозяйственных товаров 27% от общего товарооборота.

Таблица 1

Информация по статьям баланса ООО «Гостинец» Тыс. руб.

Показатели

На начало 2013 года

На конец 2013 года

Отклонение (+,-)

1. Внеоборотные активы

1476029

1779367

303338

2. Оборотные активы

641072

792479

151407

3. Собственный капитал

1364276

1629640

265364

4. Долгосрочные обязательства

16000

-

-16000

5.Краткосрочные обязательства

736825

942206

205381


Из приведенной выше таблицы 1.3.1 видно, что в 2013 году по сравнению с предыдущим годом по ООО «Гостинец» можно увидеть увеличение суммы статей актива баланса. По внеоборотным активам основное увеличение в сумме дали основные средства, стоимость которых на 1.01.2014 года составила 1618647 тыс. рублей. А по статье оборотные активы произошло увеличение в стоимости запасов и их сумма на 1.01.2014 года составила 451346 тыс .рублей. Дебиторская задолженность на 1.01.2014 года базе составляет 205234 тыс. рублей. По статьям пассива баланса в 2013 году по сравнению с 2012 годам произошло увеличение, кроме долгосрочных обязательств, на 1.01.2014 года сумма по ним отсутствует. На 1.01.2014 года привлечено 375000 тыс. рублей кредитов банка, общая кредиторская задолженность базы составляет 567637 тыс. рублей.

Таблица 2

Показатели деятельности ООО «Гостинец» за 2012-2013 гг. (тыс. руб.)

Показатели

Год

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %


2012

2013



1.Совакупный товарооборот в т.ч.

4275642

5219535

943893

122,1

оптовый товарооборот

3089719

4215950

1126231

136,5

розничный товарооборот

1185923

1003585

-182338

84,6

2. Выручка-нетто от реализации товаров (продукции и услуг).

3761554

4633752

872198

123,2

3. Валовой доход:

503580

531681

28101

105,6

5. Издержки обращения:

647921

669162

21241

103,3

6. Прибыль от реализации товаров (продукции и услуг):

-139471

-115291

24180

82,7

7. Внереализационные и другие доходы

17811

53495

35684

300,3

8. Внереализационные и другие расходы

10065

21025

10960

208,9

9. Прибыль отчетного периода

-131725

-82504

49221

62,6

10. Налог из прибыли и иные обязательные платежи

19854

14812

-5042

74,6

Из таблицы 2 видно, что в 2013 году по сравнению с 2012 годам на ООО «Гостинец» совокупный товарооборот увеличился на 22,1%.

Увеличение оптового товарооборота произошло из-за освоения новых районов закупки и продажи. Издержки обращения в 2013 году по сравнению с 2012 увеличились на 3,3%, а валовые доходы возросли на 5,5%, По итогам работы предприятия за 2012/2013 год можно увидеть что предприятие сработало в убыток, который составил в 2012 году 131725 тыс. рублей, а в 2013 году 82504 тыс. рублей.

Таблица 3

Информация о ликвидности и финансовой устойчивости ООО «Гостинец» за 2012-2013 годы.

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонение (+,-)

1.Коэф. абсолютн. ликвидности

0,008

0,055

0,047

2.Коэф. обеспечен. оборотных активов собств. средствами

2,14

2,77

0,63

3.Коэф. соотнош. собсвенного оборотн. капитала и краткоср. обязательств

1,85

1,73

-0,12

4.Коэф. финансовой независим.,%

64,4

63,4

-1

5.Коэф.финансовой зависимости,%

35,6

36,6

1


Анализируя данные таблицы 1.3.3 можно увидеть, что коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,047 или на 4,7 процентных пункта, т.е. за счет имеющихся денежных средств ООО может погасить на начало 2013 года 0,8% краткосрочных обязательств, а на конец 2013 года - 5,5%. Гарантии погашения долгов нет, так как значение коэффициента ниже норматива (норматив 0,25%).

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами и коэффициент соотношения собственного оборотного капитала и краткосрочных обязательств на начало и на конец 2013 года ниже норматива.

2.2 Анализ состояния товарных запасов ООО «Гостинец»

 

Анализ состояния товарных запасов можно начать с проверки соблюдения нормативов товарных запасов по ООО «Гостинец». Так как нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и изучение проводится прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводится не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объем товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода.

Фактические товарные запасы в первом квартале отчетного года по ООО «Гостинец» составили: на 1.01-483,5 млн. руб.; на 1,02-516,4 млн. руб.; на 1,03-569,7 млн. руб.; на 1,04-603,8 млн. руб. Фактически товарооборот за первый квартал равен 3107,3 млн. руб. (см. табл. 1,2). Товарные запасы в первом квартале составили (в днях):

·      на 1,01 483,5: (3107,3: 90)=14,0;

·        на 1,02 516,4: (3107,3: 90)=15,0;

·        на 1,03 569,7: (3107,3: 90)=16,5;

·        на 1,04 603,8: (3107,3: 90)=17,5.

Оценку состояния товарных запасов следует давать прежде всего в днях, т. е. увязывать их размер со степенью выполнения плана и динамикой развития оптового товарооборота. Так норматив товарных запасов (в днях) на первый квартал был установлен в размере 13,9 дня. Таким образом товарные запасы в первом квартале завышены : на 1,01-на 0,1 дня (14,0-13,9); на 1,02- на 1,1 дня; на 1,03- на 2,6 дня; на 1,04 - на 3,6 дня.

Данные расчетов можно увидеть в таблице 4

Таблица 4

Проверка соблюдения нормативов товарных запасов в действующей оценке по ООО «Гостинец» за 2013 год, млн. руб.

Кварталы 2013года

Нормативы товарных запасов

Фактические товарные запасы

Отклонение от норматива товарных запасов



на начало квартала

на первое число второго месяца квартала

на первое число третьего месяца квартала

на конец квартала

на начало квартала (гр.3-гр.2)

на первое число второго месяца квартала(гр.4-гр.2)

на первое число третьего месяца квартала(гр.5-гр.2)

на конец квартала(гр.6-гр.2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

480

483,5

516,4

569,7

603,8

+3,5

+36,4

+89,7

+123,8

в днях

13,9

14,0

15,0

16,5

17,5

+0,1

+1,1

+2,6

+3,6

2

605

603,8

667,6

698,3

715,6

-1,2

+62,6

+93,3

+110,6

в днях

14,3

14,2

15,7

16,4

16,8

-0,1

+1,4

+2,1

+2,5

3

710

715,6

793,2

786,2

841,4

+5,6

+83,2

+76,2

+131,4

в днях

15,7

15,9

17,6

17,4

18,7

+0,2

+1,9

+1,7

+3,0

4

810

841,4

823,7

854,3

885,6

+31,4

+13,4

+44,3

+75,6

в днях

19,3

20,0

19,6

20,3

21,1

+0,7

+0,3

+1,0

+1,8



По таблице 4 можно сделать вывод, что в 2013 году по ООО «Гостинец» текущие товарные запасы значительно отклонились от установленных нормативов. За все кварталы анализируемого периода (за исключением одного месяца) товарные запасы оказались завышенными (в сумме и днях), это может положительно повлиять на развитие торговли в будущем году.

Анализ товарных запасов проводится в разрезе отдельных товарных групп и товаров (по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров).

Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по ООО «Гостинец» характеризуется данными таблицы 5.

Таблица 5

Информация о товарных запасах в ассортиментном разрезе в действующей оценке по ООО «Гостинец» за 2013 год

Товарные группы и товары

На начало 2013года

На конец 2013 года

Отклонение


сумма, млн.руб.

в днях

сумма, млн.руб.

в днях

в сумме, млн.руб. (гр.4-гр.2)

в днях (гр.5-гр.3)

1

2

3

4

5

6

7

Мясо и птица

8,3

21

16,6

20

+8,3

-1

Колбасные изделия

0,5

19

0,2

18

-0,3

-1

Рыба и морепродукты

96,1

33

220,2

32

+124,1

-1

Сельди

26

27,0

29

+18,6

+3

Консервы рыбные

15,1

34

61,2

31

+46,1

-3

Сахар

44

22

46,8

24

+2,8

+2

Кондитерские изделия

12,9

14

61,2

16

+47,7

+2

Чай натуральный

2,8

20

11,8

22

+9,0

+2

Мука

1,2

16

4,0

19

+2,8

+3

Макаронные изделия

7,1

13

11,6

18

+4,5

+5

Плоды, фрукты

10,1

14

7,3

17

-2,8

+3

Водка и ликеро-водочные изд.

9,7

5

11,9

7

+2,2

+2

Вино плодовое

7,1

49

9,5

52

+2,4

+3

Шампанское

1,2

11

2,9

10

+1,7

-1

Безалкогольные напитки

4,1

8

2,9

7

-1,2

-1

Другие продовольств. товары

11,3

19

14,5

18

+3,2

-1

Итого прод. товаров

182,0

14

514,2

19

+332,2

+5

Одежда и белье

0,4

21

0,6

25

+0,2

+4

Кожаная обувь

2,1

17

2,9

16

+0,8

-1

Парфюмерно-косм. Товары

2,9

28

4,1

30

+1,2

+2

Табачные изделия и махорка

123,2

18

175,5

17

+52,3

-1

Металлическая посуда

6,5

26

8,1

23

+1,6

-3

Стеклянная посуда

3,2

28

4

30

+0,8

+2

Фарфоровая и керам. посуда

5,4

31

9,2

28

+3,8

-3

Электротовары

44,2

25

47,2

23

+3,0

-2

Инструменты

3,9

24

6

28

+2,1

+4

Канцелярские товары

4,3

27

6,2

26

+1,9

-1

Игрушки

4,3

23

4,7

24

+0,4

+1

Хозяйственные товары

17,8

26

19,6

29

+1,8

+3

Строительные материалы

49,8

29

56,3

24

+5,5

-5

Товары бытовой химии

8,2

24

5,6

25

-2,6

+1

Другие непрод. товары

2,5

18

0,6

16

-1,9

-2

Итого непрод. Товаров

301,5

26

370,9

27

+69,4

+1

Всего товаров

483,5

20

885,1

22

+401,6

+2


По таблице 5 можно сделать вывод, что по ООО «Гостинец» на конец 2013 года наблюдается рост суммы товарных запасов по продовольственным товарам на 332,2 млн.рублей, а по непродовольственным товаром на 69,4 млн.рублей, это связано в основном с повышение цен приобретения товаров у поставщиков. Товарные запасы в днях по отдельным товарам на конец года по сравнению с началом снизились, что может негативно повлиять на развитие товарооборота, однако в целом товарные запасы в днях увеличились по продовольственным и непродовольственным товарам, соответственно на 5 и один день.

При анализе следует уделить внимание эффективности использования средств в товарных запасах, которые характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом их оборотов, т.е. скоростью товарооборота.

Эти показатели взаимосвязаны между собой и рассчитываются по следующим формулам:

Коб = ;

Тоб = ;

Тоб = ,

где Коб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов

 - средние товарные запасы, млн. руб.

Тоб - время обращения товаров, дни

Д - число дней в периоде

Средние товарные запасы (ТЗср) исчисляются при помощи средней хронологической моментного ряда, причем необходимо привлекать как можно большее число данных, чтобы обеспечить репрезентативность расчетов.

ТЗср = ,

где ТЗ1 , ТЗ2 … ТЗn - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода, млн. руб., n - число дат, за которые взяты данные.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость их оборота. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товары; снижаются товарные потери и другие расходы на реализацию; сохраняется качество товаров; улучшается обслуживание покупателей и т. п.

Товарооборачиваемость - один из важнейших качественных показателей торговой деятельности, влияющих на другие количественные и качественные показатели работы торговой организации - товарооборот, издержки обращения, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации.

Товарооборачиваемость непосредственно зависит от состояния товарных запасов и товарооборота, поэтому причины ее несоответствия нормативу или замедления следует искать именно в состоянии товарооборота и товарных запасов. Начнем анализ товарооборачиваемости с сопоставления фактических значений с прошлогодними и нормативными (табл. 6).

Таблица 6

Оборачиваемость средств в товарных запасах по ООО «Гостинец» за 2013 г.

 

Товарооборот, млн.р

Товарные запасы, млн. руб.

Среднегодовые товарные запасы, млн. руб.

Товарооборачиваемость



на 1,01

на 1,04

на 1,07

на 1,10

на 1,01


в днях*

в разах*

2014 год

8842,5

395,4

428,3

440,7

465,2

483,5

443,4

18,1

19,9

2013 год:










-план

13699,0

480

605

710

810

890

701,3

18,5

19,5

-фактически

14767,1

483,5

603,8

715,6

841,4

885,4

711,3

17,4

20,7

Отклонение:










-от плана

+1068,1

+3,8

-1,2

+5,6

+31,4

-4,6

+8,9

-1,1

+1,2

-от прошлого года

+5924,6

+88,1

+175,5

+294,9

+376,2

+401,9

+272,9

-0,7

+0,8



Из приведенного в таблице 6 расчета видно, что в 2013 году оборачиваемость средств в товарных запасах увеличилась по сравнению с планом на 1,1 дня или в 1,2 раза, по сравнению с прошлым годом - произошло ускорение оборачиваемости средств в расчетах в 0,8 раза или на 0,7 дня. Ускорение оборачиваемости вызвало высвобождение средств из товарных запасов по сравнению с планом в сумме 45,12 млн. руб.((14767,1* 1,1)/ 360= 45,12), а ускорение по отношению к прошлому году позволило сэкономить 28,7 млн. руб.

Таблица 7

Информация о структуре товарных запасов по ООО «Гостинец»

Группа товаров

2012 год

2013 год

Отклонение (+;-)


Сумма, млн.руб

Удел. Вес, %

Сумма, млн.руб

Удел. вес, %

Сумма, млн.руб

Удел. вес, %

Прод. товары

17,5

13,3

40,2

22,1

22,7

44,9

Непрод. товары

113,9

86,7

141,8

77,9

27,9

55,1

Итого товаров

131,4

100

182

100

50,6

100


Анализируя данные таблицы 7 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в стоимости товарных запасов по ООО «Гостинец» занимают непродовольственные товары. Это связано с тем, что по ООО «Гостинец» ассортиментный перечень непродовольственных товаров превышает ассортиментный перечень продовольственных товаров, а также непродовольственные товары являются наиболее дорогостоящими по сравнению с продовольственными. В 2013 году по сравнению с 2012 годом по ООО «Гостинец» сумма товарных запасов в целом увеличилась на 50,6 млн.рублей, 44,9% этой суммы составляют продовольственные товары, а 55,1% составляют непродовольственные товары. Увеличение суммы товарных запасов в 2013 году по сравнению с 2012 годом связано с влиянием ценового фактора.

 

2.3 Анализ эффективности системы управления сезонностью реализации ООО «Гостинец»

 

Анализ эффективности использования товарных запасов по ООО «Гостинец» можно провести на основании данных приведенных в таблице 8.

Таблица 8

Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по ООО «Гостинец»

Показатели

Фактически за 2012 год

Фактически за 2013 год

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

1.Оптовый товарооборот в действующих ценах, млн.руб.

3089,7

4216

1126,3

136,5

2. Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, млн.руб.

241,7

228,8

94,7

3. Время обращения товаров в днях (строка 2:строку 1*360)

28,2

19,5

-8,6

69,4

4. Скорость обращения товаров в количестве оборотов (строка 1 : строку 2)

12,8

18,4

5,6

144,1


Расчет среднегодовых товарных запасов:

год

+241841/2=241701,5 (тыс.руб.)

год

+215717/2=228779 (тыс.руб.)

Расчет суммы высвобожденных средств:

(-8,6)*4216/360=100,8 (млн.руб.)

Проанализировав данные таблицы 8 можно сделать вывод, что по ООО «Гостинец» за 2013 год по сравнению с 2012 годом среднегодовые товарные запасы уменьшились на 12,9 млн.рублей, что связано с ускорением оборачиваемости товаров. Это является положительным явлением для оптового предприятия, так как высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы. По данному торговому оптовому предприятию товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 8,6 дня, что привело к высвобождению средств, вложенных в товарные запасы, в сумме 100,8 млн.рублей. Скорость обращения товаров в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 5,6 оборота, что также является положительным в деятельности ООО «Гостинец».

По таблице 2.2.2 можно сделать вывод, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом по продовольственным и непродовольственным товарам фактические средние товарные запасы возросли, что вызвано влиянием ценового фактора. Ускорение времени обращения продовольственных и непродовольственных товаров обеспечило высвобождение средств, вложенных в товарные запасы, в размере 66 млн.рублей (+1,8+64,2).

Заключение


Оптовая продажа товаров, организуемая предприятием оптовой торговли, должна обеспечить ритмичное снабжение потребителей товарами, отвечающими по ассортименту, количеству и качеству их спросу.

Правильно организованный и глубокий экономический анализ товарных запасов на предприятии оптовой торговли позволяет найти наиболее правильные и эффективные пути в решении таких вопросов как, полное и качественное обеспечение потребителей товарами, а также получение прибыли по результатам своей деятельности.

В ходе анализа товарных запасов по ООО «Гостинец» было установлено не соответствие товарных запасов нормативам. В процессе своей деятельности предприятие рассчитывает на дополнительное получение прибыли, приобретает товарные запасы сверх нормативов с расчетом, что в условиях инфляции, реализует их по более высоким ценам. Но управленческий персонал оставляет без внимания то, что увеличение товарных запасов приводит к дополнительным затратам, замедлению товарооборачиваемости, порчи товаров, снижению их качества. Поэтому для предприятия прежде чем решить вопрос о том, сколько данного товара следует иметь в запасе, необходимо определить потребность в этом товаре. Однако потребность не является единственным критерием для обоснования уровня запасов. Руководство предприятия должно определить цель создания запасов определенных товаров и в свете поставленных задач рассматривать вопрос о потребности.

Чем чаще оборачиваются запасы, тем ниже капиталовложения на их образование, тем меньше становится риск и тем больше высвобождается денег на приобретение новых товаров, на совершенствование и расширение деятельности.

Поддержание запасов на минимальном уровне является средством увеличения прибыли. Поэтому главное для предприятия является нахождение оптимального уровня запасов для каждого товара.

По результатам анализа можно также выделить то, что на ООО «Гостинец» намечается положительная тенденция улучшения качественного показателя - товарооборачиваемости.

Было установлено, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом время обращения товаров в днях снизилось на 8,6 дней, а скорость обращения товаров в количестве оборотов увеличилась на 5,6 оборота.

Высокая оборачиваемость товарных запасов требует более строго контроля над запасами, обеспечивающего минимальные вложения средств в них.

Достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача для такого крупного оптового предприятия как ООО «Гостинец», поскольку они вынуждены хранить на складах часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически эффективной торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на любой товар, включенный в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит оборачиваемость запасов.

В качестве путей совершенствования анализа товарных запасов по ООО «Гостинец» можно предложить проведение данного анализа на предприятии по предложенной методике, в целях определения, как удовлетворяется спрос покупателей, какие имеются резервы в оптимизации товарных запасов, ускорения времени обращения товаров.

Список использованной литературы


1.       Гаджинский A.M. Управление запасами в логистике // Справочник экономиста. - 2008. - № 2.

.        Григорьев М.Н. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии / М.Н. Григорьев, А.Л. Долгов, С.А. Уваров. - СПб. : Бизнес-пресса, 2006. - 368 с.

.        Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 700 с.

.        Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 416 с.

.        Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2011. - 448 с.

.        Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. - М.: Маркетинг, 2011. - 503 с.

.        Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2011. 248 с.

.        Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под. общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 560 с.

Похожие работы на - Управление сезонностью реализации на предприятии оптовой торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!