Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,03 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

Содержание

Ведение

. Организационно-правовая характеристика предприятия

1.1Правовой статус и структура предприятия

.2Характеристика материально-технической базы

1.3Организация документооборота

.4Оптимизация ассортимента

.Организация деятельности по качеству

.1Приёмка товаров

.2Оценка соответствия товарной информации

.3Идентификация, оценка качества и безопасности

.4Анализ рекламации и претензий к качеству

.Организация коммерческих и технологических процессов

.1Анализ критериев выбора поставщика

.2Организация закупки

.3Продвижение товара

Выводы и предложения

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Производственная практика проходила с 27.02.17 по 09.04.17 в магазине «Виктория». Магазин расположен по адресу Волгоградская обл., Жирновский р-н , с. Александровка ул. Центральня д.36.

К основным видам деятельности магазина «Виктория» относится розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Основная деятельность магазина - реализация ассортимента продовольственных товаров. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и торговых помещений оборудованных, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Товаровед - это специалист, который занимается всем спектром работ, связанных с товарами. Он проверяет их качество на соответствие ГОСТам и других норм, осуществляет связь между производителем и потребителем, контролирует количество отгруженного товара и его соответствие накладной, организовывает оформление витрины.

Профессия товаровед всегда была и будет востребованной. Питание - одна из базовых потребностей человека. Это провоцирует спрос и открытие новых магазинов, соответственно.

Основная цель производственной практики заключается в закрепление и углубление теоретической подготовки и практических знаний, полученных в процессе обучения, совершенствование практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности, формирование и развитие компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

На предприятии руководителем практики была директор магазина Плыкина В.Ю. Задачами данной практики являлись:

1.Организационно-правовая характеристика предприятия

.1Правовой статус и структура предприятия;

.2 Характеристика материально-технической базы;

.3Организация документооборота;

.4Оптимизация ассортимента;

.Организация деятельности по качеству

.1Приёмка товаров;

.2Оценка соответствия товарной информации;

.3Идентификация, оценка качества и безопасности;

.4Анализ рекламации и претензий к качеству;

.Организация коммерческих и технологических процессов

.1Анализ критериев выбора поставщика;

.2Организация закупки;

.3Продвижение товара;

1.Организационно-правовая характеристика предприятия

.1 Правовой статус и структура предприятия ИП Плыкина В.Ю.

Соблюдая все нормы и правила, действуя в согласии с законом РФ, 25 августа 2008 года было зарегистрировано малое предприятие ИП « Плыкина В.Ю.» предприниматель имеет свидетельство о государственной регистрации Индивидуальный предприятия на основании, она может осуществлять розничную продажу товаров и которого заниматься коммерческой деятельностью и свидетельство о государственной регистрации юридического лица. [Приложение А]

Юридический адрес предприятия ИП Плыкиной В.Ю. Волгоградская область, Жирновский район, село Александровка, улица Центральная 36.

Основной целью деятельности ИП Плыкиной В.Ю. является получение прибыли путём осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанной с реализацией товара непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного использования.

Прибыль ИП Плыкина В.Ю. получает за счет приобретения товара по оптовой цене и продаже его по более высокой.

Режим работы магазина с 9.00 до 19:00 без перерыва на обед и без выходных. [Приложение Б] Наиболее интенсивный поток покупателей приходится на временные короткие рамки с 11.00 до 13.00 час. и с 17.00 до 18.00 час. то есть на обеденное время и конец рабочего дня.

Штат сотрудников магазина не большой, в его состав входят:

Директор : руководит штатом подчиненных ему работников, оценивает общий потенциал предприятия, выявляет негативные и позитивные тенденции, разрабатывает мероприятия по нейтрализации первых и стимулированию вторых.

продавца - универсала: выкладка товара; контроль сроков годности, расстановка ценников, работа за кассой.

Уборщица: следит за чистотой торгового зала.

1.2 Характеристика материально-технической базы

В магазине основным методом продажи является, метод - через прилавок обслуживания. Метод розничной продажи товара, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Покупатели пользуются наличной формой расчетов.

Магазин оснащен :

Весоизмерительным оборудованием;

Торгово - кассовым оборудованием;

Немеханическим оборудованием (полки, прилавки, витрины);

Холодильным оборудованием.

Планировка торгового помещения свободная, оборудование расставлено без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. Что позволяет покупателю легко ориентироваться в торговом зале.

В магазине «Виктория» имеется несколько помещений для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Помещения магазина делят на торговые и неторговые. К торговым помещениям магазина относится торговый зал. К неторговым относятся помещения, разделенные в зависимости от их назначения:

склад, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

административно-бытовое помещение.

Эффективность работы торгового объекта характеризует объем продаж в сравнении с издержками обращения. Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

Ку = Пу/ Пт.з ,

где Ку - коэффициент установочной площади;

Пу - установочная площадь магазина, м2;

Пт.з - площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

На примере магазина «Виктория» имеем: установочная площадь - 18м2, площадь торгового зала - 68 м2.

Следовательно, площадь торгового зала магазина «Виктория» используется эффективно.

Планировка торгового помещения свободная, оборудование расставлено без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. Что позволяет покупателю легко ориентироваться в торговом зале.

.3 Организация документооборота

Организация документооборота на предприятии ИП Плыкина В.Ю. осуществляется директором магазина и продавцами, товаросопроводительные документы хранятся в бухгалтерии, вне здания магазина. При поступлении товара в магазин и приемки по количеству и качеству, на документах ставятся все необходимые печати подтверждающие приемку.

Документооборот является важным звеном в организации ИП Плыкина В.Ю. так как он определяет не только инстанции движения документов, но и скорость движения документов. Документооборот рассматривается как информационное обеспечение деятельности аппарата управления, его документирования, хранения и использования ранее созданных документов.

Основными правилами организации документооборота на предприятии являются:

оперативное прохождение документа, с наименьшими затратами времени;

максимальное сокращение инстанций прохождения документа (каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов);

порядок прохождения и процесс обработки основных видов документов должны быть единообразными.

Варианты получения документов организацией могут быть разными. Документы могут быть получены от курьера, приняты по факсу ,лично переданы из рук в руки.

1.4 Оптимизация ассортимента

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в ассортимент и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях.

Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На конкретном предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.

Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из таких этапов, как изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары; формирование оптимального ассортимента товаров в магазине; рекламно-информационная розничных торговых предприятий; выбор наиболее эффективных деятельность методов розничной продажи товаров; организация оказания торговых услуг покупателям.

В магазине «Виктория» уже сформировалась целевая аудитория, т.к. магазин находится в небольшом селе численностью населения в 1030 человек, поэтому предприниматель знает покупательский спрос на определенные группы товаров, и формирует ассортимент так, чтобы использовать товар до конечного срока его реализации.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине « Виктория» исходит из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазине ИП Плыкина В.Ю. зависит от ряда факторов таких, как: размер магазина, техническая оснащенность, наличие постоянных поставщиков, численность обслуживаемого населения.

Исходя из того, что торговая площадь магазина « Виктория» составляет 40 м2 , хорошим вариантом формирования ассортимента является узкая специализация.

На формирование ассортимента товаров в данном торговом предприятии сильное влияние оказывает социальный состав обслуживаемого населения, характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов.

ИП Плыкина В.Ю. осуществляет торговлю продовольственными товарами ассортиментного перечня Таблица 2.

Таблица 2. «Краткий ассортиментный перечень»

НаименованиеКраткий ассортиментный переченьМагазин «Вктория»Продовольственные: Хлеб и хлебобулочные изделия, замороженное мясо, рыба, колбасные изделия, фрукты, овощи, молочная продукция, макаронные изделия, печенье, соки, чай, крупы, консервы, масло - жировая продукция.

Основными конкурентами магазина «Виктория» являются магазин «Григориевский», располагающийся по адресу улица Центральная 15, Данная торговая точка была выбрана в качестве основного конкурента ввиду того, что они предлагают потребителю сходную продукцию, находится неподалеку от главного объекта исследований, имеет достаточно широкую известность среди населения.

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населению. С этой целью в данной работе будет целесообразным провести анализ ассортимента товаров следующим признакам:

коэффициенты полноты и широты.

Ассортимент реализуемой продукции, а также количество позиций каждого вида товаров в структуре ассортимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ассортимент предлагаемой продукции

№ п/пНаименование продукции1Пиво2Лимонады3Хлеб4Хлебобулочные изделия5Макаронные изделия6Крупы7Консервы рыбные8Консервы мясные9Кондитерские изделия10Кетчуп11Майонез12Сахар13Соль14Колбасные изделия15Сыр твердый16Сырки17Мороженное18Кисло-молочная продукция19Приправы20Маргарин, Масло сливочное21Масла растительные22Фрукты23Соки24Минеральная вода25Фруктовая вода26Продукты быстрого приготовления27Табачные изделия28Спички29Зажигалки30Чай31Кофе

Анализ широты ассортимента

Коэффициент широты ассортимента (Кш) можно определить по формуле :

Кш=Шфакт/Шбаз, где

Шфакт- ассортимент фактический, магазин «Виктория»;

Шбаз- ассортимент базовый, магазин «Григориевский».

\7=1,1

В данном анализе за базу взят магазин «Григориевский» , таким образом выявлено , что в магазине «Виктория » ассортимент широкий.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:

Кп=Пф/Пб , где

Пф- фактическое количество разновидностей товаров , магазин «Виктрия»;

Пб- базовое количество разновидностей товаров, магазин «Григориевский».

Таблица 2 -Анализ полноты ассортимента.

Наименование группы товаровПфПбКпМолочные441Хлебобулочные321,5Колбасные670,9

В результате проведения анализа полноты ассортимента магазина «Виктория», было выявлено, что ассортимент по данным показателям достаточно полный, т.к. составляет 1.

Таким образом можно сделать вывод, что магазин «Виктория» имеет широкий, и достаточно полный ассортимент.

2. Организация деятельности по качеству

.1 Приемка товаров

Приемка товаров по количеству и качеству является одной их важных составных частей складского технологического процесса. Она предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров.

Еще до прибытия товаров на склад выполняются отдельные подготовительные мероприятия:

определяют места разгрузки и хранения товаров;

проверяют наличие поддонов;

подготавливают приемо-сдаточную документацию.

Продукция и товары для магазина «Виктория» поставляются со склада организаций - поставщиков. В приеме товара участвуют продавец, водитель машины и грузчик. Во время приемки товара магазин не закрывается. Как правило, прием товара осуществляется в субботу после обеда. Приемке и продаже подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Товары завозятся по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров. Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка.

В заявке указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. Д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Методом доставки в магазине «Виктория» является - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазина товарами. При рационально, организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки -обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

Принимают товар работники магазина , на которых возложена материальная ответственность за их сохранность.

Приемка товаров по качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Товары доставляют в магазин автомобильным транспортом, после чего выполняются следующие операции:

проверка целостности пломб;

проверка целостности упаковки;

первичная приемка товаров по количеству;

укладка товаров на поддоны или тележки;

перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов - счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, упаковочных листов. Количество поступивших товаров определяется в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест.

Приемка товара по количеству и качеству, как правило, производится непрерывно. При получении больших партий товара и необходимости длительной его проверки либо по иным уважительным причинам покупатель может допустить перерыв в приемке, обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным товаром.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

В случае обнаружения недостачи, несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требования составляется односторонний акт, приемка товаров приостанавливается. документооборот товарный рекламация приёмка

Если выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана в транспортном или сопроводительном Документе, на трафарете, то тару и упаковку не вскрывают.

После завершения окончательной приемки товаров должен быть составлен акт, он подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке. При этом они вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение. За подписание акта, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товаров, несут установленную законом ответственность. Запись о предупреждении об этом участвующих в приемке должна быть сделана перед их подписями.

.2 Оценка соответствия товарной информации

Для оценки соответствия маркировки было выбрано три товара разных производителей [Приложение Д]:

.Сок (персик, яблоко);

. ОАО «Сады Придонья», Волгоградская обл, Городищенский р-н, пос. Сады Придонья;

.0,95 л;

. состав +;

. угл - 12,0 г, 48,0 ккал;

. дата изготовления 26.01.17;

. годен до 26.01.18;

. ТУ 9163-2010

Образец № 2- чай «Азерчай»

.Чай черный байховых;

.ООО «Кубань -Ти», Краснодарский край, г. Белореченск, ул.Бригадная , д 1Б;

. 25 чайных пакетиков\50г;

. состав +;

.-;

. дата изготовление 02.17

.годен до 01.19

.ТУ 9191-2010.

Образец № 3 - салями «Дым Дымыч»

.колбаса полукопченая, салями;

.ООО «МК Агротэк» Саратовская обл., Энгельсский р-н, с. Генеральское , мясокомбинат;

.420 г;

.состав +;

.б-19г, ж-46г, у-4г;

.дата изготовления 26.02.17;

. годен до 28.03.17

. ГОСТ Р 52196-2011.

.3 Идентификация, оценка качества и безопасности

Были проведены исследования органолептических показателей качества сока в соответствии с ГОСТ 32103-2013 Результаты исследований отображены в таблице 2.

Таблица 2- результаты исследований сока

Наименование показателейТребования по ГОСТФактические показателиВнешний вид и консистенцияОднородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью или без нее. Допускается осадок на дне упаковки.Однородная непрозрачная жидкость с равномерно распределенной тонкоизмельченной мякотью .Вкус и ароматХорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Не допускаются посторонние привкус и запахПерсиково - яблочный, без посторонних привкусов.ЦветОднородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима, из которых были изготовлены восстановленные соки.Однородный по всей массе.

Товар в магазине хранится на витрине .

Результаты исследования органолептических показателей качества чая черного байхового в соответствии с ГОСТ 32573-2013 Результаты исследований отображены в таблице 3.

Таблица 3- результаты исследований чая

Наименование показателейТребования по ГОСТФактические показателиВнешний вид настоя чаяЯркий, прозрачныйЯркий, прозрачныйАромат и вкус настоя чаяНежный аромат, терпкий вкусНежный аромат, с терпкостью вкус

Товар в магазине хранится на витрине.

Результаты исследования органолептических показателей качества колбаса полукопченая, салями, в соответствии с ГОСТ 52196-2011 Результаты исследований отображены в таблице 4.

Таблица 4- результаты исследования колбасы полукопченой, салями.

Наименование показателейТребования по ГОСТФактические показателиВнешний видБатоны с чистой и сухой поверхностьюЧистая сухая поверхностьКонсистенцияУпругаяУпругаяЦвет и вид на разрезеРозовый или светло розовыйРозовый срезЗапах и вкусСвойственный данному виду, без посторонних привкусов и запаховСвойственный данному видуФорма , размер и вязка батонаПрямые или изогнутые батоны, от 10 до 50 смФорма прямая

Товар в магазине хранится в холодильнике.

2.4 Анализ рекламации и претензий к качеству

Каждую поступившую в магазин рекламацию передают директору Плыкиной В.Ю., которая решает в дальнейшем рекламации с соответствующим указанием.

По каждой рекламации немедленно принимаются меры по удовлетворению обоснованных претензий потребителя и устранению причин дефекта. Если содержание рекламаций не вызывает сомнений, то выполняют замену дефектных товаров.

Претензий к качеству в магазине « Виктория» у потребителей нет, за время прохождения практики ни один покупатель не пожаловался на качество приобретенного товара. В книге отзывов и предложений , отрицательных отзывов не обнаружено. [Приложение Е]

3. Организация коммерческих и технологических процессов

.1 Анализ критериев выбора поставщика

Для поставки продукции предприятие тщательно отбирает поставщиков.

Поставщики выбираются по следующим характеристикам:

Хорошие рекомендации;

Качественный товар;

Цены близкие к ценам производителей;

Товар доставляется транспортом поставщика;

Быстрая и временная доставка товара.

С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения магазина свежими товарами местного производства. Магазин предлагает покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса.

У предприятия заключены договора с и иногородними поставщиками-изготовителями продукции Таблица 5

Таблица 5-Поставщики

Вид поставщикаВид продуктаОАО «Медведицкий хлебокомбинат», ОАО «Руднянский хлебокомбинат»Хлебобулочные изделияООО «Рациональ», ООО «Русские колбасы» мясоперерабатывающее предприятие, г. Саратов, ООО «МК Агротэк»Мясная гастрономияОАО "Саратовский молочный комбинат",Молочные товарыООО «Держава», ООО «Меркурий-Н»Чай и кофеОАО «Сады Придонья»Соки, водыООО «Табак Саратов»СигаретыООО «Шелковица»Кондитерские изделияООО «Альфа-трейд»ПивоООО «Продсервис.»Замороженное мясо, рыбаФруктовый мир СаратовФрукты, овощиООО «Круп Торг Пугачев» , Холдинг «АЛЬФА», ООО Арчеда-продуктМакаронные изделия, мука, крупы

Таблица 6- Сравнение поставщиков по критериям

КритерииИПООООАО- качество товара; - спрос на товар; - технологии производства; - цена 4 5 4 4 5 5 5 4 4 5 4 5Итого171918

3.2 Организация закупки

Закупками в магазине « Виктория» занимается директор, заказы формируют продавцы магазина в соответствии с имеющимися товарами.

С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения магазина свежими товарами местного производства.

Товары завозятся по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров. Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка.

В заявке указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. Д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

.3 Продвижение товара

Выкладка товаров - способ размещения товаров в торговых залах и на витринах торговых предприятий. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, напр. по видам изделий, артикулам, размерам и т. п.

Грамотная и правильная выкладка товара в торговом зале позволяет покупателю быстро отыскать и выбрать необходимый ему товар.

Похожие работы на - Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!