Пенталогия Всеволода Соловьева 'Хроника четырех поколений' в осмыслении современных литературоведов

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,52 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенталогия Всеволода Соловьева 'Хроника четырех поколений' в осмыслении современных литературоведов















ПЕНТАЛОГИЯ ВСЕВОЛОДА СОЛОВЬЁВА «ХРОНИКА ЧЕТЫРЁХ ПОКОЛЕНИЙ» В ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ


Карпина Е.С.

Постановка проблемы. Вс. С. Соловьёв - известный русский писатель рубежа Х1Х-ХХ столетий, автор многочисленных исторических романов. Одним из наиболее выдающихся произведений романиста является его пенталогия «Хроника четырёх поколений», посвящённая описанию судеб представителей старинного дворянского рода Горбатовых. Она объединяет пять романов: «Сергей Горбатов» (1881), «Вольтерьянец» (1882), «Старый дом» (1883), «Изгнанник» (1885), «Последние Горбатовы» (1886).

Анализ последних исследований и публикаций. Около 70 лет (с 1917 по 1990-е гг.) про изведения романиста не издавались и соловьё- воведение фактически находилось в состоянии стагнации. В конце ХХ века, после долгих лет забвения, творчество Всеволода Соловьёва «возвращается» к читателю. Начинается новый этап осмысления его наследия. В 1990-е годы появляются первые научные работы, как всецело посвящённые исследованию того или иного аспекта обширного творческого наследия романиста, так и содержащие лишь отдельные упоминания о нём. Наиболее значимыми научными трудами, написанными в обозначенный период, являются: книга А. П. Ауэра «Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины Х1Х века» (1993), статья Е. Вагина «Всеволод Соловьёв и Владимир Соловьёв» (1994), кандидатская диссертация Е. М. Шерман «Художественная специфика русского исторического романа второй половины Х1Х столетия и проблемы развития жанра» (Одесса, 1998), а также две статьи исследовательницы - «Исторический роман Вс. С. Соловьёва «Царь-девица» и пушкинская традиция» (1998) и «Русский исторический роман 1870-1880-х годов: тенденции развития и проблемы исследования» (1999). Особое место в этом ряду принадлежит кандидатской диссертации А. В. Лексиной «Историческая проза Вс. С. Соловьёва (генезис и поэтика)» (Коломна, 1999), являющейся первой крупной научной работой, посвящённой романисту. Пенталогия «Хроника четырёх поколений» рассматривается лишь в работах А. П. Ауэра и А. В. Лексиной.

Выделение не решённых ранее частей общей проблемы. Рецепция творчества Всеволода Соловьёва в научном дискурсе конца ХХ века на сегодняшний день рассмотрена. В начале XXI века интерес исследователей к наследию Всеволода Соловьёва, а именно к его исторической романистике, заметно возрастает, о чём свидетельствуют защищённые кандидатские и докторские диссертации, изданные монографии и опубликованные в научных сборниках статьи. Специальный обзор этих работ ранее не осуществлялся. Рассмотрение трудов современных литературоведов, в которых предпринят анализ отдельных аспектов «Хроники четырёх поколений», представляется нам необходимым этапом её изучения, который поможет наметить векторы дальнейших исследований.

Цель статьи. Цель статьи заключается в том, чтобы дать аналитический обзор наиболее существенных научных работ современных литературоведов, в которых проанализированы различные аспекты проблематики и поэтики пенталогии Всеволода Соловьёва «Хроника четырёх поколений», и выявить неисследованные авторами грани художественного цикла романиста.

Изложение основного материала. Современный литературовед М.В. Майоров в статье «Салтыков и Соловьёв: хроники четырёх поколений (сравнительный анализ)» (2005) называет Всеволода Соловьёва «отцом-основателем жанра» семейной хроники, поскольку именно с его «Хроники» «начинается длинная череда многотомных семейных романов» [2, с. 37]. Автор сравнивает два произведения, написанные в этом жанре - роман «Господа Головлёвы» (1875-1880) М.Е. Салтыкова-Щедрина и пенталогию «Хроника четырёх поколений» (1881-1886) Вс. С. Соловьёва.

В процессе сравнительного анализа семейных хроник исследователь отмечает определённые сходства и отличия. Так, сходной деталью является умалчивание о первых жёнах Порфирия Владимировича Головлёва (Иудушки) и Сергея Владимировича Горбатова. Особый акцент делается на отличиях, обусловленных использованием писателями разных художественных методов: «Салтыков и Соловьёв создавали свои хроники с диаметрально противоположными целями. Но если мы признаём Щедрина как великого реалиста без примеси натянутой выдумки и лжи,то Вс. Соловьёв в пору написания уже первой книги из «Хроники» задался целью убить двух зайцев. В эпоху Льва Толстого и демократов он пытался вытащить из подвала истории забытый классический романтизм и одновременно претендовал на роль автора энциклопедии русской жизни от Павла I до Великой реформы» [2, с. 38]. «Родословные Головлёвых и Горбатовых, - пишет М. В. Майоров, - как и романы, отличаются тем, что Салтыков брал героев из окружающей жизни, Соловьёв же, несмотря на обилие исторических лиц, из собственного причудливого воображения» [2, с. 39].

Вывод, сделанный литературоведом, следующий: «единственным великим хроникёром» является Салтыков-Щедрин, и «сравнивать его с Соловьевым оскорбительно для литературной высоты и репутации сатирика». Проведённое же им сравнение «возникло как реакция на жалкую попытку Соловьёва противопоставить России Салтыкова Россию Сергея и особенно - Владимира Соловьёвых, даже, можно сказать, Россию Карамзина» [2, с. 40].

В 2009 г. защищена докторская диссертация С. А. Васильевой «Творчество Вс. С. Соловьёва и проблемы массовой литературы» (Тверь).

Во время написания третьего романа «Хроники четырёх поколений» «Старый дом» Вс. С. Соловьёв, как полагает литературовед, опирался на документальный источник - «Воспоминания А.Е. Лабзиной». По наблюдению исследователя, многие мотивы и сюжеты из мемуаров отразились в произведении беллетриста. А.Е. Лабзи- на является прототипом соловьёвской героини - Нины Ламзиной, на что помимо похожих судеб указывает и созвучие фамилий.

С.А. Васильева отмечает значительное влияние романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на творчество Соловьёва, что наиболее заметно в третьем романе пенталогии. Автор диссертационного исследования проводит параллель между Наташей Ростовой и Ниной Ламзиной: «судьба Нины Лам- зиной напрямую соотносится с нереализованной возможностью падения Наташи в истории с Ана- толем Курагиным и последующим обретением семейного счастья с Безуховым. Соловьёв «дописывает» за Толстого то, что в эпилоге «Войны и мира» заложено как один из вариантов развития событий - героиня становится декабристкой» [1, с. 80]. Констатируется также сходство в обрисовке характеров Элен Курагиной и Катрин Горбатовой. На жизненном пути Бориса Горбатова прослеживаются те же этапы, что и в судьбе Пьера Безухова. По убеждению литературоведа, «Война и мир» и «Старый дом» соотносятся как тема и вариации на эту тему» [1, с. 84].

Исследователь анализирует изображение романистом Великой французской революции в романе «Сергей Горбатов» и оценку идей французских просветителей главными действующими лицами. Писателю наиболее близка оценка революции цесаревичем Павлом. Немалый интерес представляет наблюдение С. А. Васильевой о том, что в первых двух романах «Хроники четырёх поколений» изображены те же исторические события, которые воссозданы А. С. Пушкиным в оде «Вольность» (1817): французская революция, казнь Людовика XVI, правление Наполеона, смерть Павла I. В произведении Пушкина очевидна полемика с одноимённой одой (1783)

A.Н. Радищева. «Эволюция взглядов Радищева в пушкинской трактовке напоминает эволюцию, которую претерпевают взгляды Рено» [1, с. 137].

В романе Соловьёва «народ является орудием в руках людей более грамотных, использующих неуправляемость и стихийность народной массы» [1, с. 140]. Истинным же руководителем революции является Лакло, доверенное лицо Филиппа Орлеанского.

В первом романе пенталогии имеет место и сопоставление России и Франции, традиционное для русской литературы. В произведении содержатся «компоненты дискредитации мира Франции, с одной стороны, и утверждении «разумного», «справедливого» мира России» [1, с. 147].

В изображении революции романист использовал и образную систему «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оба писателя сравнивают течение жизни с водным потоком. Революция представляется им водоворотом, временной остановкой в движении истории.

В пенталогии Соловьёва оформилось противопоставление Москвы как города русского народа и Петербурга как города придворной аристократии.

Центральными фигурами русской истории были, в представлении Соловьёва, Пётр I и Екатерина II. «В «Хронике четырёх поколений» роль Екатерины II в истории России сравнивается с ролью Петра I, а императрица выступает как продолжательница начатого им дела» [1, с. 159-160]. Екатерина Великая в романах Соловьёва наделена чертами идеального правителя.

Противоречивая личность Павла I представлена беллетристом в ином ракурсе. Романист противопоставляет образы двух российских монархов: «если Екатерина - идеальная правительница, то Павел, при всех прекрасных его человеческих качествах, как правитель не состоялся» [1, с. 179]. В собственной трактовке правления императора Павла прозаик опирался на оценку его царствования В.О. Ключевским и вслед за Вс.

Немалый интерес представляет и статья А.Ю. Сорочана «Всеволод Соловьёв как «квазиисторический» романист» (2010). Путь беллетриста на литературном поприще, по утверждению учёного, был вполне традиционным: «от тенденциозных построений на историческом материале к созданию серии текстов, посвящённых «связи времён», а затем - к популяризации истории, к установлению связей между прошлым и настоящим, очевидных для «среднего» читателя, и к построению непротиворечивой картины, включающей и опыт прошлого, и факты настоящего» [5, с. 168-169].

После написания исторических романов «Княжна Острожская», «Капитан гренадёрской роты» и «Юный император», проникнутых национальной тенденцией, а также «моралистического произведения» «Царь-девица», взгляд Соловьёва на историю меняется. В «Хронике четырёх поколений» он предлагает иную модель репрезентации истории: «не тенденциозное описание исторических коллизий, а развёрнутую доктрину человеческого поведения» [5, с. 170]. Автор пенталогии «пытается отыскать в судьбесемейства Горбатовых то важное, что может сделать опыт прошлого актуальным, увязать с настоящим далёкие от читателя события. При этом писатель не отказывается и от характеристик исторических лиц, и от описания этапных событий европейской истории <...> История важна как часть временной цепи, прошлое оживает в настоящем - и эту связь времён положительные герои романов Соловьёва превосходно постигают» [5, с. 170-171]. Историческая составляющая, по убеждению А.Ю. Сорочана, играет чрезвычайно важную роль в литературной аксиологии. Художественное видение связи времён в квазиисторических произведениях неизбежно: «место истории занимает литература, таящая преклонение перед опытом истории» [5, с. 174]. соловьев семейный хроника роман

Е.Н. Пенская в работе «Русский исторический роман Х1Х века» (глава коллективной монографии «Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом», 2012) характеризует Вс. С. Соловьёва как сочинителя «текущей истории». «Текущей историей» литературовед называет беллетристическую программу романиста (равно как и программу издаваемого им журнала «Север»), сущность которой заключается в том, что исторические произведения должны обучать читателей извлекать уроки из прошлого и грамотно вести себя в настоящем.

Заслуживающей особого внимания представляется нам оценка Е.Н. Пенской главного труда писателя:««Многосерийная» семейная сага - «Хроника четырёх поколений»: «Сергей Горбатов», «Вольтерьянец», «Старый дом», «Изгнанник», «Последние Горбатовы» - удерживала внимание публики в течение пяти лет. Событийная панорама русской истории с конца XVIII века по 1870-е годы, галерея исторических персонажей от Екатерины II, Павла I, Г.Г. Орлова, Г.А. Потёмкина, П.А. Зубова, А.А. Безбородко и Г.Р. Державина до Марии-Антуанетты, К.Ф. Рылеева, членов масонского общества, хлыстовской секты, архимандрита Фотия и других - всё это полотно служило фоном, богатыми декорациями для увлекательной, полной интриг, мистики, предательств, политических кульбитов биографии аристократов Горбатовых. Внушительные списки реальных и вымышленных действующих лиц, примерно одна и та же тасуемая «колода карт» - ключ к тому беллетристическому полотну, в котором перемешаны история и современность» [4, с. 454].

В 2014 г. защищена докторская диссертация Е.В. Никольского «Проза Всеволода Соловьёва: проблемы творческой эволюции» (Тверь). На сегодняшний день это наиболее объёмный и фундаментальный труд, посвящённый анализу различных аспектов художественной прозы романиста. Цель исследования состояла в «освещении творческой эволюции прозы Вс. Соловьёва» [3, с. 31]. Одна из задач литературоведа заключалась в том, чтобы «проанализировать истоки, жанровую специфику и проблемно-тематическое своеобразие романа-пенталогии «Хроника четырёх поколений» [3, с. 32].

По убеждению Е. В. Никольского, пенталогия о роде Горбатовых Всеволода Соловьёва «Хроника четырёх поколений» стала одним из первых образцов романа-семейной хроники в русской литературе конца XIX века. В ней романист создал «диахронную «панораму» жизни отечественного дворянства от эпохи Екатерины Великой до времен Александра Третьего» [3, с. 516].

Хроникальность романа «Сергей Горбатов» - первой части цикла - включает в себя два аспекта:

1)хронологически последовательное описание событий через введение в роман образа главного героя, выступающего в роли пассивного наблюдателя;

2)отображение этих событий в сознании главных персонажей, наиболее ярко выраженное в изменении их мировоззрения [3, с. 301].

Примечательно, что все герои романа являются не активными участниками исторического процесса, а, скорее, пассивными созерцателями.

Мы разделяем мнение исследователя о том, что основной формой проявления хроникально- сти в пенталогии является «соотнесение факторов гражданской и семейной истории. Именно ход исторического процесса оказывает определяющее влияние на события, происходящие в семье Горбатовых» [3, с. 312].

Вс. С. Соловьёв, как и его отец, С.М. Соловьёв, полагал, что история - это продукт деятельности отдельных личностей. История в его представлении являлась процессом эволюционным, а революции - исключением из правил. Главное отличие России от Франции, в изображении романиста, состоит в том, что «империя Романовых развивается по эволюционному пути благодаря мудрости Екатерины и Павла» [3, с. 368].

Историософские мысли Вс. Соловьёва, по мнению исследователя, были близки к точке зрения французкого историка О. Кошена, взгляды котрого раз вивал российский мислитель И.Р. Шафаревич.

Третья часть пенталогии - роман «Старый дом» - рассматривается в диссертационном исследовании в ракурсе литературоведческой имаголо- гии. Масонство, движение декабристов и хлыстовство представлены в произведении как явлениячуждые и «нетипичные» для русской культуры. Яркими являются в романе образы «чужих» - французов и польського иезуита, графа Казимира Щапского. «Свое» - это все то, что соответствует классическим православным ценностям и общечеловеческим ценностям. «Свое» - это все патриархальное, а также все то, что не противоречит кодексу дворянской чести» [3, с. 397].

В романе «Последние Горбатовы» показаны различные способы поведения дворянства в пореформенной России. «Герои испытывают про- тиворчевые чувства: от брезгливого неприятия жизни и сословного чванства (Софи Горбатова) до духовной интеграции с буржуазией (семья Бородиных) или до стремления сохранить благородство и традиции дворянской культуры и при этом не отставать от своего времени (Владимир Горбатов-младший и его семья)» [3, с. 402-403].

Выводы и предложения. Обзор вышерассмотренных научных работ позволяет нам выявить следующие аспекты художественного цикла романиста, неисследованные их авторами: значение «Хроники четырёх поколений» в творческом наследии Всеволода Соловьева, смысл названия частей пенталогии, особенности её композиции и признаки художественной целостности, специфика художественной образности. Уточнения требуют также жанровое своеобразие частей пенталогии и особенности репрезентации в ней пространственно-временного континуума. Возможна разработка типологии представителей рода Горбатовых.

Несмотря на значительное количество научных работ, посвящённых исследованию многогранного творческого наследия Всеволода Соловьёва, его воззрения на исторический процесс нуждаются в уточнении. Свою дальнейшую задачу мы видим в детальном изучении историософской концепции романиста и выделении конкретных форм её выражения в пенталогии «Хроника четырёх поколений» посредством анализа её поэтики.

Список литературы

1.Васильева С. А. Творчество Вс. С. Соловьёва и проблемы массовой литературы: дис. ... доктора филол. наук: / Васильева Светлана Анатольевна. - Тверь, 2009. - 345 с.

2.Майоров М. В. Литературное родословие: поиски и находки. - Тула: Гриф и К, 2005. - 310 с.

4.Пенская Е. Н. Русский исторический роман XIX века / Е. Н. Пенская // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом: Коллективная монография в честь профессора И. М. Савельевой / Отв. ред. А. Н. Дмитриев. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 418-474.

5.Сорочан А. Ю. Всеволод Соловьёв как «квазиисторический» романист / А. Ю. Сорочан // А. П., Ф. Д. и В. В.: сборник научных трудов к 60-летию профессора Владимира Александровича Викторовича. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. - С. 168-180.

Аннотация

ПЕНТАЛОГИЯ ВСЕВОЛОДА СОЛОВЬЁВА «ХРОНИКА ЧЕТЫРЁХ ПОКОЛЕНИЙ» В ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ

В статье расматривается пенталогия Вс. Соловьёва «Хроника четырёх поколений» сквозь призму концепций современных литературоведов. Произведение посвящено описанию судеб представителей старинного дворянского рода Горбатовых. Установлено, что в конце ХХ века пенталогия рассматривалась в работах двух исследователей - А. П. Ауэра и А. В. Лексиной. Автором представлен аналитический обзор наиболее существенных научных работ М. В. Майорова, Е. В. Никольского, С. А. Васильевой, А. Ю. Сорочана, Е. Н. Пенской, написанных в начале XXI века. На основании анализа рассмотренных в статье трудов выявлены неисследованные авторами грани художественного цикла романиста.

Ключевые слова: пенталогия, семейная хроника, художественный цикл, поэтика, исторический роман, творческое наследие.

Похожие работы на - Пенталогия Всеволода Соловьева 'Хроника четырех поколений' в осмыслении современных литературоведов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!