Концерн как вид корпорации: специфика финансовой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,72 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Концерн как вид корпорации: специфика финансовой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Корпоративные финансы»

Тема: Концерн как вид корпорации: специфика финансовой деятельности










Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.       Концерн как вид корпорации

1.1   Понятие и сущность концерна

.2     Особенности финансовой деятельности концернов

.3     Виды концернов

2.     Анализ развития и деятельности концернов в современной экономике

2.1   Анализ статистических данных деятельности и развития концернов в настоящее время

.2     Специфика деятельности современных концернов. основные проблемы и недостатки

3.     Рекомендации по преодолению основных проблем, связанных с деятельностью концернов. перспективы развития международных концернов в России

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ


Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. В концерне выделяется головная компания, у которой находятся все нити зависимостей. Жестко централизованы в концерне финансы, капиталовложения (инвестиции) и научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) [1, с. 103]. Такая организационная структура в большей степени восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей мере, по сравнению с трестом, подвержена угрозе «заражения вирусом бюрократизма». А также, как показывает практика, данная форма корпорации является одной из наиболее устойчивых в современном мире, изучение особенностей работы которой, может способствовать устранению имеющихся недостатков, что и обуславливает актуальность данной работы, ее теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования являются виды корпораций, предметом - концерн.

Целью данной работы является изучение концерна как вида корпорации, специфики его финансовой деятельности. Задачи, стоящие перед нами:

         анализ понятия и сущности концерна;

         изучение особенностей финансовой деятельности концернов;

         сравнительный анализ видов концернов;

         сбор и анализ статистических данных деятельности и развития концернов в настоящее время;

         изучение специфики деятельности современных концернов, основных проблем и недостатков;

         синтез рекомендаций по преодолению основных проблем, связанных с деятельностью концернов.

В данной работе были использованы следующие методы научного исследования:

         анализ;

         сравнение;

         синтез.

Методологическую основу написания данной работы составляют труды Акулова В. Б., Акуловой, Асаула А. Н., Исаева Р. А., Иохина В. Я., Райзберга Б. А., Рудакова М. Н., Шиткиной И. С., изложенные в их учебниках, учебных пособиях, научно-практических изданиях, Интернет-сайтах.

В первой главе проанализирован концерн как вид корпорации, рассмотрено понятие концерна, его сущность, виды, а также особенности и специфика его финансовой деятельности в условиях современной экономической ситуации.

Во второй главе данной работы проведен анализ статистических данных развития концернов, их деятельности в современной экономике, основных проблем, связанных с их деятельностью.

В третьей главе представлены разработанные рекомендации по преодолению основных проблем, связанных с деятельностью концернов.

1. КОНЦЕРН КАК ВИД КОРПОРАЦИИ


В настоящее время особенно за рубежом получила широкое распространение практика объединения предпринимательских структур в более крупные организации, основными из которых являются: тресты, картели, синдикаты, пулы, концерны, холдинги, консорциумы, консалтинги, кластеры и финансовые группы [3, с. 81].

В данной работе рассмотрим один из вышеперечисленных видов организаций - концерн, представляющий собой объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения - контроль [4, с. 459].

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕРНА


В концерне выделяется головная компания, у которой находятся все нити зависимостей. Руководство концерна определяет политику входящих в концерн организаций, а также осуществляет оперативное управление централизованными функциями концерна [5, с. 75]. Данная организационная форма соединяет в себе и централизованное начало (контроль), и оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений. Жестко централизованы в концерне финансы, капиталовложения (инвестиции) и НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) [1, с. 103].

Такая организационная структура в большей степени восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей мере, по сравнению с трестом, подвержена угрозе «заражения вирусом бюрократизма».

Концерн включает в себя сложные нерыночно-рыночные связи. Критерием выбора той или иной формы трансакции во внутрифирменном обороте концерна является сопоставление издержек, которые несет в себе каждая из трех возможных форм экономической организации, из которых руководство концерном и осуществляет конкретный выбор. Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.

Часто в состав концерна входят организации, объединенные производственным циклом, поэтому концерны получили распространение в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. Так, в нашей стране, как показала практика российского менеджмента, в ходе структурной перестройки народного хозяйства стали создаваться концерны, специализирующихся на добыче и транспортировке газа, нефтедобыче и нефтепереработке, производстве минеральных удобрений, добыче золота, алмазов, руд цветных металлов, например государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» [15].

Концерн, фактически потерявший свое отраслевое лицо, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно) - конгломерат. Такая форма организации крупного капитала-монополии, является гораздо менее устойчивой по сравнению с концерном. Именно поэтому конгломераты недолговечны, преходящи, подвижны.

Грань, отделяющая концерн от конгломерата, на первый взгляд, может показаться условной. Но, как нам представляется, она все-таки реальна. У любого концерна, есть «отраслевое лицо», тот вид бизнеса, который либо дает большую часть реализованной продукции, либо технологически связан с другими видами деятельности [2, с. 59].

Концерны объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках концернов наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями.

Международные концерны известны под названием транснациональных концернов. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны [22].

Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Косимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства, в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома.

Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность, и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Для концерна характерны следующие особенности:

         достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);

         концерн обычно является объединением производственного характера;

         входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

         в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

         головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

         деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

         в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний [12].

Международный концерн как по капиталу, сфере действия, так и контролю называют Транснациональной корпорацией (далее - ТНК) [20]. Уместно отметить, соответствие ТНК родовому понятию концерна. ТНК - концерн в специфической форме, связанной с интернационализацией капитала и производства.

Практически все крупнейшие концерны современности являются международными, то есть ТНК. Они чаще всего многонациональны по капиталу (акции свободно продаются и покупаются на фондовом рынке как резидентами, так и нерезидентами того или иного государства), однонациональные по контролю (роль головной выполняет одна организация, расположенная в определенном государстве) и многонациональны по сфере деятельности [9].

Существуют и исключения: в случае, когда контроль над концерном принадлежит капиталу нескольких стран, однако таких примеров немного. Самым колоритным, безусловно, будет англо-голландский нефтяной гигант «Ройял Датч - Шелл», входящим в тройку крупнейших мировых производителей.

Таким образом, концерн - объединение предприятий, компаний, связанных в единое целое системой участия, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРНОВ


Современные концерны функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса. В ходе их предпринимательской деятельности возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием [21].

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [10].

Финансам концернов присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, - распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны. Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др. [12].

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в коммерческой организации и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости. Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов [12].

Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно.

Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость [12].

         непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно- материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

         акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложениям денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;

         Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

         Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, контролирующий финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;

         коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

         независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок. [12]

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И наоборот, отрицательный результат или его отсутствие говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства коммерческой организации (предприятия).

Собственный капитал концернов представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации. Его величина может быть определена только расчетом на основе данных баланса. По своему составу он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный.

Переменная часть собственного капитала во многом зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Формирование резервного и добавочного капитала имеет разную экономическую природу. Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли. Добавочный капитал формируется в результате переоценки отдельных статей внеоборотных активов, а также за счет эмиссионного дохода. Нераспределенная прибыль - чистая прибыль (или ее часть), которая используется на накопление имущества предприятия либо направляется на пополнение оборотных средств и другие нужды [12].

Предприятие использует свой уставный капитал на формирование основного и оборотного капитала, которые находятся в процессе непрерывного движения, принимая различные формы в зависимости от стадии кругооборота. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером его кругооборота и формой участия в создании готовой продукции. Основной капитал. Часть активов организации (предприятия), вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, представляет собой основной капитал.

Основные средства - это средства, вложенные в основные производственные фонды, т.е. материально-вещественные ценности, относящиеся к средствам труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего 12 месяцев, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования. Кругооборот основных средств включает:

         износ основных средств;

         начисление амортизации;

         накопление средств для полного восстановления;

         замену основных средств путем финансирования реальных (прямых) инвестиций.

Незавершенные долгосрочные инвестиции - затраты на приобретение оборудования и вложенные в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация [12].

Нематериальные активы не имеют физической, осязаемой формы, но имеют стоимостную оценку. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, кругооборот которых аналогичен кругообороту основных средств. Это патенты, торговые марки, торговые знаки, объекты интеллектуальной собственности и др.

Долгосрочные финансовые вложения - затраты на долевое участие в уставном капитале других организаций (предприятий), вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга [8].

Важным источником финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направляемая на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно. Доля прибыли в источниках финансирования незначительна из-за кризисного состояния реального сектора экономики и низкой рентабельности производства. Привлеченные финансовые средства включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит [13].

Финансовые отношения предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

Реализация принципа хозяйственной самостоятельности обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы [12].

Реализация принципа самофинансирования - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, кредитов.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством [12].

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

На организацию финансов концернов оказывают влияние его организационно-правовая форма, а также отраслевые технико-экономические особенности.

Таким образом, финансам концернов присущи распределительная и контрольная функции, собственный капитал концернов, подразделяемый на постоянный (уставный) и переменный, представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации. Среди основных принципов организации финансов концернов выделяют принципы хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых резервов.

1.3 ВИДЫ КОНЦЕРНОВ


В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность [11].

Концерны - это организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях [6].

Одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

         в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

         в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);

         в виде «народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК) [11].

Рассмотрим основные виды концернов, среди которых выделяют:

         вертикальные;

         горизонтальные;

         смешанные (конгломераты) [14];

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн «Мустерман», занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое отраслевое лицо, когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль. Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

         концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

         концерн координации, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации - в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.

Таким образом, выделяют концерны подчинения и концерны координации, а также вертикальные, горизонтальные и смешанные концерны.

В целом, концерн как вид корпорации является устойчивым объединением формально независимых организаций, фактически подчиненных головной организации.

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРНОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ


2.1 АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕРНОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


Изучение динамики развития концернов в современном мире проведем на примере автомобильных мировых концернов. Проанализируем статистические данные, синтезированные автором на основе проанализированной информации динамики развития конкретных автоконцернов, поскольку готовые статистические данные за 2014-2016 гг. по автомобильным концернам в свободных источниках отсутствуют.

В первую очередь составим статистику развития автомобильных концернов. Концерн «Фольксваген», в англоязычных источниках - «Volkswagen Group» (далее - VW Group), немецкий автомобильный концерн. Головной (материнской) компанией концерна является Volkswagen Aktiengesellschaft, чаще известная как Volkswagen AG.

Проведем сравнение данных VW Group за последние три года. Для привлечения инвесторов VW Group опубликовала следующую информацию о продажах автомобилей, выручке и прибыли за январь-июнь 2014 и 2015 гг., сведенную в таблице 1.

концерн корпорация финансовый

Таблица 1 - Продажи, выручка и прибыль VW Group за январь-июнь 2014 и 2015 гг.

Январь-июль 2014 г.

Январь-июль 2015 г

Продажи (тыс. единиц)

Выручка (млн. евро)

Прибыль (млн. евро)

Продажи (тыс. единиц)

Выручка (млн. евро)

Прибыль (млн. евро)

5 207

98 808

6 186

5 090

108 776

6 820

Таким образом, за 2014-2015 г. увеличилась выручка и прибыль VW Group. Аналогичные данные представлены VW Group за январь-март 2015 и 2016 гг., приведены в таблице 2.

Январь-март 2015 г.

Январь-март 2016 г

Продажи (тыс. единиц)

Выручка (млн. евро)

Прибыль (млн. евро)

Продажи (тыс. единиц)

Выручка (млн. евро)

Прибыль (млн. евро)

2 607

52 735

3 328

2 577

50 964

3 440


Для наглядности сравнения данных таблиц сведем их в диаграммах и графиках. Отметим, что данные таблицы 1 и таблицы 2 представлены за различное количество месяцев, поэтому графики и диаграммы буду построены на среднемесячных показателях того или иного года.

Иными словами, данные из указанных таблиц разделим на количество месяцев, по которым они представлены. Так показатели таблицы 1 будут разделены на 7, таблицы 2 - на 3 месяца.

Также отметим, что среднемесячные продажи 2015 г. по таблице 1 составляют 727 143 автомобиля в месяц, по таблице 2 - 869 000 автомобилей в месяц. Для расчётов возьмем среднее из вышеуказанных - 798 071 автомобиль в месяц, аналогично поступим с выручкой и прибылью за указанный год. График динамики среднемесячных продаж VW Group за 2014-2016 гг. представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - График динамики среднемесячных продаж VW Group за 2014-2016 гг.

Динамика изменения среднемесячной выручки VW Group за 2014-2016 гг. представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Динамика изменения среднемесячной выручки VW Group за 2014-2016 гг.

Динамика изменения среднемесячной прибыли VW Group за 2014-2016 гг. представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика изменения среднемесячной прибыли VW Group за 2014-2016 гг.

Таким образом, и продажи и выручка и прибыль VW Group за 2014-2016 гг. стабильно растут.

Далее проанализируем концерн Toyota Motor Corporation (далее - Toyota). Согласно статистическим данным, представленным Toyota в период 2011-2015 гг., сведенным в таблице 3, наблюдается стабильный рост продаж концерна, его выручки, прибыли, как абсолютного его показателя, так и по отношению к выручке.

Таблица 3 - Продажи, выручка и прибыль Toyota за 2011-2015 гг.

Год

Продажи (тыс. единиц)

Выручка  (млн. йен)

Прибыль  (млн. йен)

Прибыль  (в процентах от выручки)

2011 г.

5 395

18 994 000

740 766

3,9%

2012 г.

5 281

18 584 000

501 768

2,7%

2013 г.

6 592

22 064 000

1 875 440

8,5%

2014 г.

6 751

25 692 000

3 519 804

13,7%

2015 г.

6 818

27 235 000

3 785 665

13,9%



По данным таблицы 3 и квартальным данным Toyota 2016 года составим графики изменения среднемесячных значений выручки и прибыли концерна за 2011-2016гг., представим указанные графики на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамики изменения выручки и прибыли Toyota за 2011-2015 гг.

Таким образом, за 2011-2016 гг. прибыль автоконцерна Toyota стабильно увеличивается. Проанализируем концерн General Motors (далее - GM), по данным об активах, доходности, представленным корпорацией, составим диаграммы изменения прибыли и активов концерна за 2014-2016 гг. Диаграмма активов GM представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Диаграмма динамики активов GM за 2014-2016 гг.

Диаграмма изменения прибыли рассматриваемого автоконцерна представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Диаграмма динамики среднемесячной прибыли GM за 2014-2016 гг.

Таким образом, за 2014-2016 гг. прибыль и активы автоконцерна GM стабильно увеличиваются.

Объединим данные рассмотренных трех из крупнейших мировых автоконцернов и составим по ним некоторую статистику увеличения их прибыли. Сведем данные увеличения прибыли рассмотренных концернов за 2014-2016 гг. в таблицу 4.

Таблица 4 - Рост прибыли рассмотренных автоконцернов за 2014-2016 гг.

Среднемесячная прибыль

Увеличение прибыли в сравнении с предыдущим годом

VW Group (млн. евро)

Toyota (млн. йен)

GM (млн. долларов)

VW Group

Toyota

GM

Среднее по концернам

2014 г.

884

293 317

775

16,38%

8,74%

10,94%

12,02%

2015 г.

1 042

315 472

1 225

17,89%

7,55%

58,06%

27,83%

2016 г.

1 147

357 458

1 411

10,06%

13,31%

15,19%

12,85%

Для наглядности сравнения представим средние значения среди рассмотренных автоконцернов увеличения их прибыли за год диаграммой, отображенной на рисунке 7.

Рисунок 7 - Среднее увеличение прибыли автоконцернов за год

Проанализировав полученные статистические данные, мы видим, что рассмотренные крупнейшие мировые автоконцерны за последние три года стабильно увеличивают свою прибыль, выручку, продажи, активы. Конечно, рост прибыли за 2016 год в сравнении с 2015 г. несколько уменьшился, однако сохранен на довольно высоком уровне - 12,86% в год.

Таким образом, в последнее время прибыль, продажи, выручка ведущих автомобильных концернов только увеличивается, что говорит о благотворной для них экономической обстановке.

2.2 СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕРНОВ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ


Мировые концерны XXI века - это сложные социально-экономические системы, объединяющие финансовые, производственные, научно-технологические, торгово-сервисные и управляющие структуры, активность которых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики в сферах характеризуется глобальным масштабом. Концерны еще в ХХ веке создали предпосылки становления единого геоэкономического пространства планеты.

Сегодня концерны контролируют треть мирового промышленного производства и дают треть мирового экспорта. Основная часть концернов и инвестиций принадлежит США, странам Европейского Союза и Японии. Лидерами на рынке мирового капитала являются США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС, Канада, Гонконг, Австралия, Тайвань.

Концерны становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируются многочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, товаропроводящие и информационные сети, составляющие периферию мирохозяйственного транскорпоративного ядра с общей численностью работников свыше 150 млн. человек.

Глобальные концерны формируют финансовый центр экономики, который глобально воздействует на функционирование и развитие мирового производства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала, глобального рынка рабочей силы. Новую экономику конца ХХ и начала ХХI века приводит в движение конкурентная борьба между глобальными концернами и все новые методы борьбы за создание новых конкурентных преимуществ [19].

Конкурентные преимущества мировых концернов, их способность противостоять финансово-экономическим потрясениям и лидировать в глобальной экономике обусловлены уникальными корпоративными стратегиями, динамичными оргструктурами, в которых доминируют самообучающиеся и обучающие системы стратегического управления, инновационные структуры, крупные научно-исследовательские центры, подразделения по повышению квалификации и подготовке кадров.

Мировые транснациональные корпорации управляются руководителями нового типа - лидерами, которые являются творцами и реализаторами перемен и динамики корпоративных структур, обеспечивающих собственную долговременную жизнеспособность и развитие глобализированной мировой экономики.

В настоящее время концерны определяют и направляют мировое производство природного сырья, конструкционных материалов, топлива и электроэнергии, современной техники, технологических знаний, информации и глобальных информационных сетей, средств планетарного транспорта и вооружений. Концерны лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигают лидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность и антикризисную устойчивость самим концернам.

Национальные государства и концерны поддерживают и усиливают друг друга по главным направлениям мирового научно-технического прогресса. Когда в стране возникают и преумножаются крупные промышленные корпорации и международные финансово-промышленные группы, это означает наращивание экономической мощи страны, усиление ее геополитических позиций [16].

России не повезло на начальном этапе рыночных преобразований. В угоду идее создания, во что бы то ни стало конкурентной среды в постсоциалистической экономике были разукрупнены и расчленены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, приостановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности в Сибири, на Урале, на Российском Севере.

В последнее время наметился переход к поддержке крупнокорпоративных форм развития инновационно-воспроизводственных связей в России и странах СНГ со стороны государства и инициативный рост крупных российских финансово-промышленных групп и корпораций. Но нужно прямо сказать о начальном периоде крупнокорпоративного движения в России, об относительной и абсолютной слабости отечественных корпораций по сравнению с мировыми гигантами, которые в силу своей экономической природы захватывают российские рынки, подавляют отечественного производителя.

Развитие концернов российского базирования, в первую очередь, горнометаллургических и машиностроительных компаний, является реальным выходом из кризиса российской экономики, которая не сможет в ситуации глобальной конкуренции за топливно-энергетические ресурсы в ХХI веке построить конкурентоспособную стратегию на экспорте нефти, газа, угля, черного и цветного металла.

Завоевание внешних рынков металлургическими корпорациями России, возникшими после разрушения системы государственного управления, предприятиями черной и цветной металлургии на базе акционерного капитала произошло не в результате нормальной конкуренции. На мировые рынки поступает металл по демпинговым ценам.

С одной стороны, это поддерживает бюджет России, поскольку экспорт металлопродукции является третьим по величине после нефти и газа источником валютных поступлений. С другой стороны, это вызывает сопротивление таких государств, как США, мобилизующих свое законодательство и политические механизмы на формирование антидемпинговой политики и квотирование экспортных поставок металла из России.

Данная ситуация диктует необходимость перехода металлургических предприятий и торгово-сбытовых фирм, обслуживающих рынки металлопродукции России, на новую стратегию.

Итак, можно выделить следующие тенденции:

         концерны увеличивают степень концентрации и централизации капитала;

         концерны становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики;

         интенсивнее становятся процессы слияний и поглощений корпораций;

         усиление влияния концернов в глобализационных процессах;

         увеличение доли их участия в производстве ВВП;

         усиление позиции в системе МЭО;

         увеличение участия концернов в интеграционных процессах;

Концерны в настоящее время носят инновационно-инвестиционный характер. В современных условиях основным каналом экспорта производительного капитала из индустриальных стран стали ТНК, на долю которых приходится свыше 90% всех прямых зарубежных инвестиций в мире. ТНК превратились в главную силу международного разделения труда, доминирующий фактор мировой торговли и международной специализации, определяющий их основные формы и стратегию развития.

Феномен ТНК неразрывно связан с ростом прямых зарубежных инвестиций, то есть вложениями капитала, приводящим к созданию производственных и сбытовых филиалов фирм в других странах.

Организуя такие филиалы (в том числе и путем приобретения уже существующих предприятий), ТНК стремятся увеличить свои прибыли за счет переноса производства к рынкам сбыта, источникам сырья и дешевой рабочей силы, обойти таможенные барьеры, преодолеть сковывающие рамки национальных правовых норм (например, антимонопольное, трудовое, природоохранное законодательство), избежать высоких налогов и т.д.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в ряде стран, особенно малых, отдельные корпорации «переросли» возможности местного рынка и в дальнейшем могли расти только за счет внешних рынков.

Международное производство позволяет концернам преодолевать ограниченность внутренних рынков отдельных стран, добиваться повышения размеров предприятий и серийности выпускаемой продукции, максимально использовать выгоды международной специализации и кооперации производства.

Общепринятого определения ТНК нет. В общем плане ТНК можно рассматривать как международную монополию, которая не просто приносит в другие страны часть производственных и сбытовых операций, а организует свою международную деятельность таким образом, при котором все элементы интернациональной структуры компании рассматриваются ею как составные части единого механизма.

Центр ООН по ТНК долго относил к ним такие фирмы, которые имели оборот, превышающий 100 млн. долларов, и филиалы не менее чем в шести странах. В последнее время этот критерий подвергся некоторому уточнению: теперь о «международном статусе» фирмы свидетельствует удельный вес ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции (по этому показателю лидером является швейцарская компания «Нестле» - 98%), а также размеры ее заграничных активов и их доля в активах общих.

В настоящее время ТНК контролируют треть производства частного сектора в мире. ТНК контролируют 50-60% внешней торговли, более 80% патентов на новую технику и технологию, около 70% валютных и ликвидных средств в капиталистическом мире.

На их предприятиях занято до 50 млн. человек, или каждый десятый занятый в капиталистических и развивающихся странах. Примерно 60% ТНК занято в обрабатывающей промышленности, 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Внутри обрабатывающей промышленности ТНК наиболее активно действуют в новейших технологически сложных видах производства. В середине 80-х гг. до половины общих и зарубежных продаж ТНК было сосредоточено в четырех отраслях - электронике, общем и транспортном машиностроении, химической промышленности. ТНК по-прежнему контролируют преобладающую часть переработки и сбыта минерального и сельскохозяйственного сырья, особенно в «третьем мире». К примеру, ТНК так или иначе контролируют более 70% экспорта риса, кофе, кукурузы, какао, табака, джута, меди, бокситов и т.д.

Наиболее важной сферой деятельности ТНК - прямое извлечение прибыли из своих филиалов и предприятий, оперирующих на внутренних рынках принимающих стран. Вторая по значению область их активности - расширение экспорта из стран базирования и из принимающих стран. В пределах таких промышленных конгломератов как ТНК специализация и кооперирование принимают глобальный характер.

Основная цель создания любой экспортно-промышленной зоны (далее - ЭПЗ) - это привлечение иностранного капитала. Действующие ЭПЗ на деле являются продуктом сотрудничества между ТНК, как важнейшими инвесторами капитала и правительством принимающей страны.

Однако ТНК обладают значительно большими конкурентными преимуществами: они по существу являются монопольными владельцами инвестиционного капитала и современной технологии и, в то же время, они свободны в своем выборе стран и регионов для размещения инвестиций. Принимающие же страны вынуждены конкурировать друг с другом.

В связи с этим можно говорить, что успех СЭЗ зависит, прежде всего, от того насколько параметры зоны соответствуют интересам ТНК. Организационная структура СЭЗ должна соответствовать требованиям ТНК по интернационализации производства.

Результатом конкурентной борьбы за привлечение иностранного капитала стала следующая модель ЭПЗ. На принимающую сторону ложатся проблемы создания первичной инфраструктуры зоны и подготовки рабочих. ТНК же обладают правом бесконтрольного распоряжения капиталом и прибылью.

ЭПЗ призваны максимально приблизить иностранных потребителей к такому малоподвижному ресурсу как рабочая сила. Унификация принципов функционирования зон в разных странах еще более усиливает мобильность капиталов и производства, обостряя при этом конкуренцию между принимающими странами. Степень мобильности иностранного капитала имеет принципиальное значение в вопросе о стоимости СЭЗ.

Все затраты при организации СЭЗ условно могут быть разделены на две категории:

         реальные расходы на подготовку территории, персонала, организацию рекламу и т.д.;

         недополученная прибыль, под которой понимают доходы, которые принимающая сторона могла бы получить, если бы предприятия, находящиеся в зоне, не пользовались льготами.

Опыт работы с иностранными инвесторами показал, что для них финансовые льготы имеют далеко не первостепенное значение. Наиболее важное значение ими придается упрощению бюрократических и организационных процедур, стабильности действующего законодательства, заинтересованности правительства и населения.

При организации зон необходимо учитывать, что ТНК обладают эффективной системой внутрифирменного перераспределения финансовых ресурсов, поэтому предоставление прямых финансовых льгот принесет принимающей стране значительные неоправданные потери.

Организационные формы крупного предпринимательства обеспечивают эффективность своего производственного процесса, проведения единой закупочной, ценовой, сбытовой политики, достижения высокой эффективности движения капитала, смягчения негативного воздействия государства на предприятия.

Безусловно, достижение эффективности объединений крупного предпринимательства возможно только при соблюдении основных принципов построения данных организационных структур.

К таким принципам можно отнести: добровольность объединения на основе общности экономических интересов, равноправие участников совместной деятельности, свобода выбора организационной формы объединения, организация отношений между участниками на договорной основе.

К сожалению, на сегодняшний день, не все принципы в России соблюдаются, что приводит либо к номинальному существованию конкретного объединения, либо к его быстрому распаду. Наиболее популярное объединение крупного предпринимательства внутри отрасли - это концерн.

Сегодня в России функционирует множество концернов, среди них большой сегмент занимают иностранные автоконцерны, такие как GM, VW Group и т.д.

Находясь на грани своих экономических интересов и антимонопольной политики в РФ, деятельность иностранных автоконцернов все же необходимо корригировать Федеральной антимонопольной службы. Так, с момента своего появления на Российском рынке все иностранные автоконцерны монополизировали гарантийный рынок, обязав своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания.

Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров для того, чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание.

В итоге это приводит к тому, что в регионах, где работает по одному дилеру от каждой марки, поваляются очереди на обслуживание автомобилей, а качество предоставляемых услуг оказывается неудовлетворительным.

Автопроизводитель имеет беспредельную власть над дилерами вплоть до запрета работы и отказа в поставках расходных материалов и запчастей. При этом ни один сервис не может получить статус официального или закупать нужные оригинальные запчасти у представительства, из-за чего автомобилист вынужден закупаться у официального дилера по завышенным ценам.

Также недостатком концернов является ограниченная самостоятельность участников. Многие концерны в РФ укрываются от выплаты налогов посредством офшоров, что наносит ущерб более ста миллиардов долларов экономике РФ [18].

Таким образом, мировые концерны оказывают значительное влияние на экономику каждого государства, в котором они осуществляют свою деятельность.

В целом, современная экономическая обстановка благотворно влияет на деятельность концернов, их прибыль растет с каждым годом, однако они причиняют ущерб экономике государств при использовании офшоров, а также монополизируя некоторые виды услуг, смежным с произведенными товарами.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОНЦЕРНОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНЦЕРНОВ В РОССИИ


Современный мир характеризуется глобализацией и интернационализацией экономических процессов, которые продуцируют формирование так называемой цивилизационной идентичности. За время жизни двух-трех поколений людей человеческая деятельность и основанный на ней научно-технический прогресс настолько радикально изменили мир, что предметная область идеолоогии и философии давно сместилась от воспроизведения объективной действительности к удовлетворению потребности в успешном действии, к проектированию наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, к максимизации результативности.

В тех случаях, когда интересы международного концерна объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономичекой конкуренции. В передовых странах это двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают серьезное поступление налоговых средств от международной деятельности и, что возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.

Транснациональный капитал чутко откликается на поддержку «своих» государств, обеспечивая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Наверное, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней мере, бескровную экономическую сферу.

Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми странами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством.

Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со «своими» и «чужими» ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас должен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами.

Нужно ясно осознать, что именно сейчас, на рубеже веков, формируется облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необходимо во что бы то ни стало принять действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организаций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.

Необходимо осуществлять тщательный надзор над иностранными концернами, поддерживать концерны отечественные, необходимо активно бороться с выведением денежных средств в офшоры.

До образования финансово-промышленных групп в России уже существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера российской ТНК можно назвать государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах.

Финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Концепция создания финансово-промышленных групп заключается в объединении предприятий одной технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.

Общеэкономическая причина появления ФПГ - необходимость новых организационно-хозяйственных форм высокоинтегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике. Другая группа причин связана с выходом России на международный рынок. Российские предприятия сталкиваются с возросшей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внешнего рынка. Реальная открытость российского рынка и не всегда адекватная открытость многих зарубежных рынков ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, которые могли бы не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке. Требования международной конкуренции диктуют необходимость коренной реорганизации предприятий, их технологического перевооружения. Для этого в первую очередь необходима концентрация инвестиционных ресурсов.

Важным стимулом для роста числа российских ФПГ стало Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденное Указом Президента РФ 5 декабря 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за границы России фактически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам ТНК. Формирование и развитие российских международных корпораций может, таким образом, осуществляться двумя путями:

         образование мощных национальных корпораций - ФПГ с последующей их экспансией на мировой рынок;

         на базе имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ создание транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран Содружества.

На начальном этапе создания и функционирования ФПГ определенное предпочтение отдается второму подходу. Во-первых, это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей; во-вторых, создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ.

Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ, которая была подписана в марте 1998 г. главами правительств семи государств СНГ (Армении, Белоруссии, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины). Ее цель - содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций. Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

Отдельными решениями Правительства РФ одобрено создание транснациональных ФПГ, например «Российский авиационный консорциум», «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Активно реализуется программа создания ТФПГ в атомной энергетике, в которой участвуют Россия, Украина, Казахстан, в металлургии - между Украиной, Россией, Казахстаном.

Большую активность в формировании транснациональной корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 г. было подписано соглашение о создании Транснациональной страховой группы Ингосстрах. В нее объединились 27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долларов. Компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства. ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы (далее - ТФПГ). Роль ТФПГ велика в интеграции экономик государств - участников СНГ.

И хотя развитие ТНК в России при нынешнем векторе ее развития процесс закономерный, оно ставит много вопросов как перед государством, и обществом на которое перекладываются социальные функции, ранее, пусть даже, частично выполняемые нанимателями, так и перед самими работниками. И что касается последних, то им нужно быть максимально прагматичными и организованными, чтобы не позволить низвести себя до уровня невольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время особенно за рубежом получила широкое распространение практика объединения предпринимательских структур в более крупные организации, основными из которых являются: тресты, картели, синдикаты, пулы, концерны, холдинги, консорциумы, консалтинги, кластеры и финансовые группы [3, с. 81].

Концерн - объединение предприятий, компаний, связанных в единое целое системой участия, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. В концерне выделяется головная компания, у которой находятся все нити зависимостей. Руководство концерна определяет политику входящих в концерн организаций, а также осуществляет оперативное управление централизованными функциями концерна [5, с. 75]. Данная организационная форма соединяет в себе и централизованное начало (контроль), и оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений. Жестко централизованы в концерне финансы, капиталовложения (инвестиции) и НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) [1, с. 103].

Такая организационная структура в большей степени восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и в меньшей мере, по сравнению с трестом, подвержена угрозе «заражения вирусом бюрократизма».

Финансам концернов присущи распределительная и контрольная функции, собственный капитал концернов, подразделяемый на постоянный (уставный) и переменный, представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации.

Среди основных принципов организации финансов концернов выделяют принципы хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых резервов.

В России концерны существуют в разных формах:

         в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

         в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);

         в виде «народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК) [11].

Среди основных видов концернов выделяют:

         вертикальные;

         горизонтальные;

         смешанные (конгломераты);

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

         концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

         концерн координации, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

Для анализа были выбраны автомобильные концерны. Была составлена статистика развития автомобильных концернов VW Group, Toyota и GM, поскольку в открытых источниках статистика по автоконцернам за 2014-2016 гг. отсутствует. Были получены следующие частные результаты:

         в период 2014-2016 гг. и продажи, и выручка и прибыль VW Group стабильно росли и продолжают расти.

         в период 2011-2016 гг. продажи, прибыль и выручка автоконцерна Toyota стабильно увеличивается.

         в период 2014-2016 гг. прибыль и активы автоконцерна GM стабильно увеличиваются.

По данным результатам выведены средние значения роста показателей и составлена некоторая статистика, проанализировав которую, мы видим, что рассмотренные крупнейшие мировые автоконцерны за последние три года стабильно увеличивают свою прибыль, выручку, продажи, активы.

В современном мире касательно концернов можно выделить следующие тенденции:

         концерны увеличивают степень концентрации и централизации капитала;

         концерны становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики;

         интенсивнее становятся процессы слияний и поглощений корпораций;

         происходит усиление влияния концернов в глобализационных процессах;

         происходит увеличение доли их участия в производстве ВВП;

         происходит усиление позиции в системе МЭО;

Все иностранные автоконцерны монополизировали гарантийный рынок, обязав своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров для того, чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание.

В итоге это приводит к тому, что в регионах, где работает по одному дилеру от каждой марки, поваляются очереди на обслуживание автомобилей, а качество предоставляемых услуг оказывается неудовлетворительным. Автопроизводитель имеет беспредельную власть над дилерами вплоть до запрета работы и отказа в поставках расходных материалов и запчастей. При этом ни один сервис не может получить статус официального или закупать нужные оригинальные запчасти у представительства, из-за чего автомобилист вынужден закупаться у официального дилера по завышенным ценам.

Также недостатком концернов является ограниченная самостоятельность участников. Многие концерны в РФ укрываются от выплаты налогов посредством офшоров, что наносит ущерб более ста миллиардов долларов экономике РФ [18].

В тех случаях, когда интересы международного концерна объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономичекой конкуренции. В передовых странах это двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают серьезное поступление налоговых средств от международной деятельности и, что возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.

Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми странами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством.

Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со «своими» и «чужими» ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас должен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами.

Нужно ясно осознать, что именно сейчас, на рубеже веков, формируется облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необходимо во что бы то ни стало принять действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организаций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.

Необходимо осуществлять тщательный надзор над иностранными концернами, поддерживать концерны отечественные, необходимо активно бороться с выведением денежных средств в офшоры.

Реальная открытость российского рынка и не всегда адекватная открытость многих зарубежных рынков ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, которые могли бы не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке. Требования международной конкуренции диктуют необходимость коренной реорганизации предприятий, их технологического перевооружения. Для этого в первую очередь необходима концентрация инвестиционных ресурсов.

И хотя развитие ТНК в России при нынешнем векторе ее развития процесс закономерный, оно ставит много вопросов как перед государством, и обществом на которое перекладываются социальные функции, ранее, пусть даже, частично выполняемые нанимателями, так и перед самими работниками.

В целом, концерн как вид корпорации является устойчивым объединением формально независимых организаций, фактически подчиненных головной организации. Мировые концерны оказывают значительное влияние на экономику каждого государства, в котором они осуществляют свою деятельность. Необходимо осуществлять тщательный надзор над иностранными концернами, поддерживать концерны отечественные, необходимо активно бороться с выведением денежных средств в офшоры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Акулов В. Б., Акулова О. В. Экономическая теория: уч. пособие [Текст]. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. - с. 103.

2.       Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник [Текст]. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2014. - с. 59.

.        Исаев Р. А. Основы менеджмента: учебник [Текст] / Р. А. Исаев. - Москва: Дашков и К°, 2013. - с. 81.

.        Райзберг Б. А.. Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М. - с. 459.

.        Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание [Текст]. - Москва: Волтерс Клувер, 2014. - с. 75.-------

.        Акулов В. Б., Рудаков М. Н.. Теория организации: учебное пособие [Текст] // Библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polbu.ru/akulov_torganizat/ch10_all.html свободный.

.        Ежеквартальный отчет Toyota // Toyota [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bank.toyota.ru/documents/report-2016-2.pdf свободный.

.        Иохин В. Я. Экономическая теория [Текст] // Экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economylit.online/ekonomiki-teoriya/ekonomicheskaya-teoriya216.html свободный.

.        Картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, транснациональная корпорация // Зачетка.рф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4681/206250/ свободный.

.        Концерн // Business Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://btimes.ru/dictionary/kontsern свободный.

.        Концерн // Econstep [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econstep.ru/apsteps-822-1.html свободный.

.        Концерн // zwezda.lgg.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zwezda.lgg.ru/284/29.pdf свободный.

.        Объединения предпринимателей // Bibliotekar.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-4/14.htm свободный.

.        Организационная форма. Концерн. Корпорация // Eco Univer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecouniver.com/economik-rasdel/men/304-organizacionnaya-forma-koncern-korporaciya.html свободный.

.        Организационная форма. Концерн. Корпорация // EcoUniver [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecouniver.com/economik-rasdel/men/304-organizacionnaya-forma-koncern-korporaciya.html свободный.

.        Оценка и совершенствование экспортной деятельности предприятия // Diplomba [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/37827 свободный.

.        Презентация для российских инвесторов // Toyota [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bank.toyota.ru/documents/Toyota-Investor-Presentation_Toyota%20Bank%20Russia%20%28rus%29.pdf?refi=undefined&ref=undefined свободный. - С. 9.

.        Российские концерны выводят бизнес из офшоров // At News [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atnews.org/news/rossijskie_koncerny_vyvodjat_biznes_iz_ofshorov/2013-12-19-11841 свободный.

.        Типы объединений фирм картель, синдикат, трест, концерн, холдинг// Econ Step [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econstep.ru/apstep-819.html свободный.

.        Транснациональная компания (корпорация) // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транснациональная_компания свободный

.        Управление финансами финансово-промышленных групп, холдингов и концернов // Diplomba [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/52769 свободный.

.        Формы монополистических объединений // EconTool [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econtool.com/formyi-monopolisticheskih-obedineniy.html свободный.

.        GM Behind the Charts (GMF Overview) // General Motors [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gm.com/content/dam/gm/events/docs/Behind%20the%20Charts%20FINAL%20v1.pdf свободный. - с. 11.

.        Volkswagen: Analysis by business line // Volkswagen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volkswagenag.com/content/vwcorp/content/en/investor_relations/fixec_income/annual_report.bin.html/downloadfilelist/downloadfile/downloadfile_5/file/2016_07_08_Frankfurt_Handout.pdf свободный. - с. 25.

.        Volkswagen: the information contained herein is not for publication or distribution, directly or indirectly, in or into the United States of America, Canada, Japan or Australia // Volkswagen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volkswagenag.com/content/vwcorp/content/en/investor_relations/fixec_income/annual_report.bin.html/downloadfilelist/downloadfile/downloadfile_3/file/2015_09_16_Frankfurt_Handout.pdf свободный. - с. 12.

Похожие работы на - Концерн как вид корпорации: специфика финансовой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!