Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,76 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

Содержание

Введение

. Теоретические основы доходов местного бюджета

.1 Понятие местного бюджета

.2 Структура местного бюджета. Доходы местных бюджетов.

. Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

.1 Анализ структуры доходов бюджета Новолялинского района за 2014-2016 гг.

.2. Анализ динамики доходов бюджета Новолялинского района за 2014-2016 гг

. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.

Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Потребность в исследовании данной проблемы вызвана необходимостью решения теоретических и практических задач в сфере муниципальных финансов. Сегодня на первый план выступают задачи усиления заинтересованности местных органов власти в наращивании собственных доходов бюджета, в сокращении зависимости от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, в уменьшении расходов, в обеспечении сбалансированности бюджетов, росте эффективности управления местными финансами. Особенно остро эти проблемы обозначены в сельских муниципальных образованиях. Самостоятельное формирование бюджетов поселений, ведение бюджетного учета, организация муниципального финансового контроля и решение других финансовых вопросов требуют изучения и совершенствования.

Актуальность проблемы функционирования финансов муниципального образования заключается в том, что ее решение позволит в значительной мере реализовать принцип самостоятельности бюджетов поселений и тем самым создать условия для социально-экономического развития территорий.

Проблемы развития муниципальных финансов, вопросы управления финансами муниципальных образований освещены в трудах А. М. Бабича, И.С. Бердникова, С.И. Лушина, В.А. Слепова, Г.Б. Поляка, Л.Л. Игониной, Г.Ю. Ветрова, М.А. Лаврова, И.Н. Мысляевой, В.В. Климанова, С.Г. Ходасевича, В.Б. Христенко, М.И. Яндиева, Е.Е. Румянцевой, Н.Г. Сычева, К.И. Гаксира и других ученых.

Главная цель данной курсовой работы - рассмотреть муниципальные финансы и проблемы их развития в современных условиях.

Исходя из поставленной цели, рассмотрим следующие задачи:

·рассмотреть муниципальные финансы и их формирования;

·принципы организации муниципальных финансов;

·доходы местных бюджетов;

·расходы местных бюджетов;

·проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.

·направления оптимизации доходов.

Объектом курсовой работы являются финансы муниципальных образований. Предметом выступают отношения по поводу формирования муниципальных финансов.

1. Теоретические основы доходов местного бюджета

.1 Понятие местного бюджета

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4, ст. 52] и Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) [1, ст. 15] каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный бюджет).

Местные органы власти, обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие территории, осуществляя контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, опираются на местный бюджет, через который они целенаправленно воздействуют на территориальную инфраструктуру, где экономические и политические процессы находят наибольшее отражение.

Бюджет необходим каждому муниципальному образованию для удовлетворения его объективных потребностей в денежной форме и служит выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого муниципального образования включает следующие категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых меняется лишь при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Любые понятия бюджета должны характеризовать его форму и содержание. С этой точки зрения представляется наиболее полным и точным следующее определение. «С экономической точки зрения бюджет муниципального образования представляет собой совокупность экономических отношений между юридическими и физическими лицами как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования.»

В соответствии со ст. 14 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

«Местные бюджеты представляют собой финансовую базу органов местного самоуправления, выполняющих важную задачу в процессе социально-экономического развития муниципального образования, и особенно в условиях политических и экономических вызовов. Экономическая сущность местных бюджетов прослеживается через сущностные характеристики государственного бюджета и финансов вообще как присущие единому целому свойства отражаются во всякой его частице.»
«Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления;

распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, организаций, учреждений, входящих в муниципальную собственность, а также за использованием средств бюджетополучателей других форм собственности.»

«Местный бюджет является централизованным фондом финансовых ресурсов отдельного муниципалитета, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого самостоятельно осуществляют органы местного самоуправления.»

«Местный бюджет является бюджетом административно-территориальных единиц, управляемых местными органами власти.» Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств, направленных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

«Являясь частью финансовой системы страны, местные бюджеты представляют собой важный инструмент осуществления задач и функций местных органов власти, выражая распределительные, денежные отношения. Органам местного самоуправления необходимо иметь в распоряжении бюджетные средства, так как именно в фондах должна аккумулироваться часть национального дохода. Это бы способствовало обеспечению в масштабах конкретной территории текущих нужд и потребностей расширенного воспроизводства в условиях переориентации экономики на развитие национального производства.»

Понятие муниципального бюджета как компонента муниципальных финансов характеризуется комплексно в следующих аспектах:

объективная экономическая категория. Муниципальные бюджеты, являясь формой проявления перераспределительных отношений, носят объективный характер, выражают определенную часть экономических отношений. Как экономическая категория муниципальный бюджет имеет соответствующее материальное воплощение в виде фонда денежных средств органов местного самоуправления, образуемого посредством обособления части стоимости общественного продукта и используемого в основном на удовлетворение локальных коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей территории. Данное использование выражается через движение стоимости в связи с ее перераспределением. Этот процесс проявляется посредством потоков мобилизуемых и потребляемых муниципалитетом денежных ресурсов;

система денежных отношений. Муниципальные бюджеты представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием и использованием денежных фондов органов местного самоуправления в процессе перераспределения национального дохода в целях обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения потребностей членов местного сообщества. В рамках бюджетных отношений с участием органов местного самоуправления происходит формирование доходных поступлений и расходных функций на принципах экономической целесообразности, макроэкономической регулируемости, достаточности доходных поступлений. Источниками доходов муниципальных бюджетов являются следующие объекты денежных отношений:

♦ валовой внутренний продукт;

♦ национальное богатство, часть которого служит источником формирования бюджетных доходов посредством механизма приватизации объектов муниципальной собственности;

♦ дополнительные денежные средства, привлекаемые местной администрацией на возмездной основе;

основной финансовый план органов местного самоуправления. Необходимость в муниципальном бюджете как в финансовом плане обусловлена требованиями рационального ведения муниципального хозяйства, учета источников доходов и предположительных направлений использования средств. Как основной финансовый план муниципальный бюджет охватывает всю совокупность доходов и расходов. При формировании муниципального бюджета выявляются бюджетные потребности и бюджетные возможности муниципального образования. Непременным условием бюджета, как финансового плана, является сбалансирование его доходной и расходной частей;

активный компонент территориальной бюджетной политики. Реализация принципов финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований значительно меняет степень важности бюджета в финансовом обеспечении социально-экономического развития территориального образования:

♦ муниципальный бюджет является основным источником финансирования социальной сферы и инфраструктурного обустройства соответствующей территории;

♦ доходная часть бюджета, значительную долю которой составляют налоговые поступления, ставится в зависимость от эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования.

Муниципальный бюджет и уровень социально-экономического развития муниципального образования взаимозависимы. Однако система формирования доходной базы муниципальных бюджетов не позволяет в полной мере реализовать возможности бюджета, количественно и качественно влиять на муниципальную экономику;

♦ экономический метод управления территорией. Муниципальный бюджет как важнейший экономический инструмент используется органами местного самоуправления для решения самых разнообразных социально-экономических задач развития территории. Использование муниципального бюджета в качестве метода управления территорией - это возможность через данный фонд оказывать влияние на процессы общественного регионального производства и воспроизводства, проводить мониторинг экономических процессов в муниципальном образовании, следить за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления.

Специфика муниципальных бюджетов, как экономического метода управления, заключается в перераспределении средств между отраслями экономики, территориями более высокого ранга, производственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения. Это определяет масштабы и эффективность влияния бюджета на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Для достаточно полного раскрытия сущности местных бюджетов необходимо обратить внимание на принципы их функционирования и организации, которые едины для всех бюджетов РФ. В соответствии с БК РФ [4, ст. 28-38.2] выделяют:

принцип единства, который означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и расходов бюджетов, в том числе и местных;

принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разного уровня, который применительно к местным бюджетам означает закрепление в соответствии с законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов за бюджетами муниципальных образований, а также определение полномочий органов местного самоуправления по установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований;

принцип самостоятельности бюджетов означает:

♦ право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать местные налоги и сборы, обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

♦ недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

♦ совокупность ограничений, связанных с недопустимостью установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке и в полном объеме подлежат отражению в бюджетах муниципальных образований. Все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований;

принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов;

принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета;

принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

«Отметим, что общие принципы формирования доходов и расходов местных бюджетов основываются на принципах построения бюджетной системы в целом и той роли, которую призваны играть государственные и местные органы власти в экономической системе. При этом выбор принципов формирования доходов и расходов местных бюджетов - наиболее сложный аспект организации. Это обусловлено тем, что они предназначены для реализации целей и задач бюджетной политики, обеспечения функционального взаимодействия бюджетов всех уровней, в них должна быть учтена специфика местных бюджетов, связанная с особенностями такой формы публичной власти, как местное самоуправление. Принципы формирования играют роль своеобразного фильтра, ограничивающего сферу бюджетных отношений местных органов власти, препятствующего стягиванию бюджетных отношений вниз или наверх. Всю совокупность ограничений, учитываемых при разделении расходных функций и доходных поступлений между органами местного самоуправления и вышестоящими звеньями государственной власти, необходимо определять на основе принципов экономической целесообразности, макроэкономического регулирования, достаточности доходных поступлений.»

1.2 Структура местного бюджета. Доходы местных бюджетов

.федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

.бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

.местных бюджетов, в том числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетов городских и сельских поселений.

Как и бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, местный бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В ст. 6 Федерального закона о финансовых основах говорится о том, что доходная часть местных бюджетов состоит, в том числе, из поступлений «регулирующих доходов». Однако, в соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, ст. 48 «Регулирующие доходы бюджетов» утратила свою силу с 1 января 2005 г.

Соответственно, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами или законами субъектов РФ устанавливаются нормативы отчислений (в процентном выражении) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год или на долговременной основе, из разряда регулирующих доходов перешли в разряд собственных доходов местных бюджетов.

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 2003 г. не употребляется термин «регулирующие доходы», деление доходов на собственные и регулирующие широко используется при анализе степени самостоятельности и достаточности финансовой базы местного самоуправления.

Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

«По мнению автора, собственные налоговые доходы в контексте налоговой автономии должны составлять основу любого бюджета и обеспечивать его стабильность. При этом собственными налогами необходимо признавать такие платежи, которые полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и не распределяются вышестоящим уровнем власти с целью достижения сбалансированности бюджетной системы. Включение финансовой помощи в собственные доходы бюджетов затушевывает остроту проблемы низкой самостоятельности местных бюджетов. Более того, сам факт получения финансовой помощи из вышестоящего бюджета исключает самостоятельность бюджета, так как бюджетный процесс бюджета-получателя финансовой помощи автоматически подпадает под регламентацию и контроль вышестоящего органа власти.»

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к собственным доходам местных бюджетов относятся следующие средства.

.Средства самообложения граждан (более подробно регламентируются ст. 56).

.Доходы от местных налогов и сборов (ст. 57).

.Доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58).

.Доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59).

.Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (ст. 60 и 61), иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней (ст. 62), и другие безвозмездные перечисления. В соответствии с ныне действующим законодательством о местном самоуправлении финансовая помощь отнесена к категории собственных доходов местных бюджетов, что не верно сточки зрения бюджетного законодательства РФ.

.Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

.Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

.Штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

.Добровольные пожертвования.

.Иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления (например, суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход бюджетов).

.В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в представительные органы которых входят главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Что касается определения закрепленных доходов, то здесь также отсутствует единое мнение. Так, в специальной литературе можно найти трактовки, отождествляющие закрепленные доходы с собственными. Например, как отмечают ученые-экономисты В. С. Демченков, М. Ф. Ужвенко, «каждый бюджет можно считать сбалансированным тогда, когда его сбалансирование обеспечивается равномерно поступающими в течение года на его территории доходами, причем значительная доля среди них падает на собственные закрепленные доходы.»

Другая точка зрения (экономистов Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова) определяет закрепленные доходы как «часть собственных доходов, регулирование и регламентация которых осуществляется вышестоящими органами власти: закрепленными являются доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (проценте) на постоянной основе закрепляются за соответствующим бюджетом.»

По мнению автора, при отнесении доходов к собственным, закрепленным или регулирующим важное значение приобретает вопрос о правовом режиме регулирования отдельных видов налогов и доходов. Самостоятельность местного бюджета может быть обеспечена только при условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Финансовая помощь - это установленные законодательством Российской Федерации формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет бюджетов других уровней, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и дополнительной наполняемости местных бюджетов для решения вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

К финансовой помощи могут быть отнесены дотации, субсидии, субвенции, средства по взаимным расчетам, иные безвозмездные перечисления в бюджет муниципального образования.

Дотация - это средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня (федерального или бюджета Федерации) без целевого назначения на безвозвратной основе. Органы местного самоуправления используют финансовые средства, полученные в форме дотаций, по своему усмотрению и не обязаны отчитываться об использовании этих средств.

Субсидия - это средства, направляемые на нужды муниципального образования из бюджета РФ или бюджета субъекта РФ, или из бюджета муниципального района на нужды поселения на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии, истраченные не по назначению или не использованные в срок, подлежат возврату в соответствующие бюджеты.

Субвенция - это средства, предоставляемые конкретному бюджету муниципального образования на конкретные цели и на определенный срок. В случае неиспользования субвенция подлежит возврату в соответствующий бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно говорить о следующих видах субвенций.

)Субвенции из федерального или регионального бюджета. Это финансовые средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджета федерального уровня (государственного фонда компенсаций) или бюджета уровня субъекта РФ (региональный фонд компенсаций).

)Субвенции уровня местных бюджетов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. предусматривает создание районных фондов финансовой поддержки поселений, из которых поселения в составе муниципального района в случае необходимости могут получать средства в виде субвенций и дотаций.

Следует уточнить, что Бюджетный кодекс РФ использует понятие «фонд компенсаций», а Федеральный закон от 2003 г. - понятие «фонд финансовой поддержки». По нашему мнению, содержание этих понятий совпадает.

Положения Федерального закона о создании в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений напрямую связаны с подинститутом финансово-экономических основ местного самоуправления, который называется «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений» (ст. 60).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Выравнивать бюджетную обеспеченность городских и сельских поселений Федеральный закон от 2003 г. предлагает тремя способами:

·за счет бюджета субъекта Федерации путем предоставления дотаций из образуемого в составе его расходов регионального фонда финансовой поддержки поселений;

·за счет средств бюджетов муниципальных районов путем предоставления дотаций из образуемых в составе их расходов районных фондов финансовой поддержки поселений;

·за счет дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных для бюджетов поселений. Эти нормативы отчислений полностью или частично могут заменять вышеназванные дотации. Порядок расчетов данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.

В соответствии со ст. 12 названного закона расходная часть местных бюджетов включает:

·расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

·расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

·расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

·расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

·ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

·иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, о федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

местный бюджет доход расход

2. Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

2.1 Анализ структуры доходов бюджета Новолялинского района за 2014-2016 гг <C:\Users\User\Desktop\тольятти (2).docx>.

В бюджет муниципального района зачисляются налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Рассмотрим структуру доходов бюджета Новолялинского района (таблица1).

Таблица 1 Структура доходов бюджета Новолялинского района за 2014-2016 гг.

Наименование показателейИсполнено 2014 год, тыс. руб.Доля,%Исполнено 2015 год, тыс. руб.Доля,%Исполнено 2016 год, тыс. руб.Доля,%Доходы, всего12147018,010011962216,010011742535,0100Налог на доходы физических лиц3288108,027,13163497,026,43119266,026,6Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации43337,00,339535,00,365479,00,6Налоги на совокупный доход296683,02,4303568,02,5356850,03,0Налог на имущество физических лиц182560,01,5198009,01,7231676,01,9Земельный налог1281737,010,51129250,09,4866593,07,4Государственная пошлина80427,00,6174034,01,5177849,01,5Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности754221,06,2589558,04,9663305,05,7Платежи при пользовании природными ресурсами50101,00,439946,00,356059,00,5Доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства33,00,1253,00,11542,00,1Доходы от продажи материальных и нематериальных активов203183,0 1,7116204,00,9133046,01,1Штрафы, санкции, возмещение ущерба72687,00,680746,00,784569,00,7Прочие неналоговые доходы32554,00,354786,00,5261048,02,2 Безвозмездные поступления5861381,048,36072830,050,85725253,048,7

Анализируя данную таблицу можно отметить, что всего доходов бюджета было в 2014 году в размере 12147018 тыс. рублей, в 2015 году в размере 11962216 тыс. руб., в 2016 году в размере 11742535 тыс. рублей.

Наибольшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают безвозмездные поступления, а именно 48,3%, 50,8%, 48,7% соответственно. Наименьшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства, а именно 0,1% .

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что доля налоговых доходов с каждым годом растет, это говорит об эффективной налоговой политике муниципального района.

2.2 Анализ динамики доходов бюджета Новолялинского района за 2014-2016 гг <C:\Users\User\Desktop\тольятти (2).docx>

Рассмотрим динамику доходов бюджета городского округа Тольятти за 2014-1016 гг(таблица 2).

Таблица 2. Динамика доходов бюджета городского округа Тольятти за 2014-2016 гг.

Наименование показателей2014 год, тыс. руб.2015 год, тыс. рублей2016 год, тыс. рублейАбсолютное отклонение, тыс. рублейТемп прироста, %Доходы, всего12147018,011962216,011742535,0-404483,0-3,3Налог на доходы физических лиц3288108,03163497,03119266,0-168842,0-5,1Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации43337,039535,065479,0+22142,0+51,1Налоги на совокупный доход296683,0303568,0356850,0+60167,0+20,3Налог на имущество физических лиц182560,0198009,0231676,0+49116,0+26,9Земельный налог1281737,01129250,0866593,0-415144,0-32,4Государственная пошлина80427,0174034,0177849,0+97422,0+121,1Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности754221,0589558,0663305,0-90916,0-12,1Платежи при пользовании природными ресурсами50101,039946,056059,0+5958,0+11,9Доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства33,0253,01542,0+1509,0+4572,7Доходы от продажи материальных и нематериальных активов203183,0 116204,0133046,0-70137,0-34,5Штрафы, санкции, возмещение ущерба72687,080746,084569,0+11882,0+16,3Прочие неналоговые доходы32554,054786,0261048,0+228494,0+701,9Безвозмездные поступления5861381,06072830,05725253,0-136128,0-2,3

В 2014 - 2016 годах значительно увеличился объем налоговых доходов Новолялинского района. Основными доходными источниками в структуре поступлений налоговых доходов в бюджете Новолялинского района являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на совокупный доход.

В 2014 - 2016 годах уменьшился объем неналоговых доходов в бюджет Новолялинского района.


Проблема финансового обеспечения местного самоуправления сохраняет свою актуальность. Необходимо отметить, что местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов, поэтому одной из острейших проблем, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений.

В настоящее время бюджеты муниципальных районов и поселений не располагают необходимыми финансовыми возможностями для создания предпосылок стабильного социально-экономического развития территорий. В связи с этим обстоятельством возрастает актуальность исследований, направленных на поиск резервов улучшения их финансового состояния. Эта задача может быть решена, с одной стороны, посредством увеличения налогового потенциала соответствующей территории, с другой - увеличения объема финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Первый путь является предпочтительным, так как соответствует принципу самостоятельности бюджетов, снижает иждивенческие настроения, способствует заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономической базы территории, увеличению числа рабочих мест и, как следствие, повышению жизненного уровня населения.

Перспективы формирования собственных доходов местного бюджета в РФ зависят от решения ряда задач:

Во-первых, это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов.

Во-вторых, это стабильность доходных источников местного бюджета, обработанность механизмов их поступления, что позволит местным властям действовать с учетом перспективы, планировать свои усилия на несколько лет вперед, сосредоточивая ресурсы на нужных направлениях.

В-третьих, наполнение местного бюджета необходимыми средствами должно производиться так, чтобы у местного самоуправления формировались стимулы для социально-экономического развития территории.

Бюджетная и налоговая политика Новолялинского района в 2014-2016 гг. направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития района. Для этого необходимо сформировать и реализовать предсказуемую и ответственную бюджетную политику, нацеленную на решение задач, определенных Программой повышения эффективности бюджетных расходов Новолялинского района на 2015-2016 гг.:

·обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района;

·совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности муниципального образования;

·развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;

·повышение эффективности распределения средств районного бюджета;

·оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

·развитие информационной системы управления муниципальными финансами;

·развитие системы муниципального финансового контроля.

В целях обеспечения устойчивости и стабильности районного бюджета бюджетное планирование должно базироваться на умеренно консервативных оценках макроэкономического прогноза. Необходимым условием достижения поставленных задач является совместная работа органов местного самоуправления Новолялинского района по важнейшим направлениям деятельности в сфере бюджетной и налоговой политики. Прогнозирование доходов бюджета Новолялинского района позволяет осуществлять в рамках стабильной бюджетной системы, проведения ответственной бюджетной политики и совершенствования бюджетного планирования. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы должна проводиться ответственная бюджетная политика, основанная на следующих принципах:

·консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

·развитие доходной базы бюджета;

·стабильность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики.

Основные направления налоговой политики Новолялинского района в 2017-2018 гг. должны быть направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Необходимо выстраивать бюджетную и налоговую систему с учетом изменений федерального и областного законодательства. Основными задачами налоговой политики является реализация мер, направленных на повышение собираемости налогов и сборов, снижение масштабов уклонения от уплаты налогов, увеличение налогового потенциала района путем создания стимулов для инновационной активности и поддержки инноваций, повышения инвестиционной привлекательности района. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Основным условием эффективности и результативности налоговой политики района в сфере доходов является их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями. Она ориентирована на достижение долгосрочных этапов развития района: системную модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, развитие предпринимательства и некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера.

В 2017-2018 гг. следует обеспечить продолжение мероприятий, намеченных ранее на 2014-2016 гг. и долгосрочную перспективу. Среди основных направлений, по которым предполагается реализовывать налоговую политику, необходимо выделить следующие:

·создание благоприятных условий налогового администрирования;

·усиление ответственности администраторов доходов районного бюджета в рамках бюджетного процесса в целях повышения уровня собираемости доходов;

·организация эффективного взаимодействия с предприятиями района по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, росту налогооблагаемой базы;

·активизация работы по легализации заработной платы и прибыли;

·оптимизация состава налоговых льгот с учетом оценки их социальной и бюджетной эффективности;

·сокращение недоимки в бюджетную систему Российской Федерации; содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства в районе с целью повышения их участия в наполнении бюджетной системы, увеличения налоговых поступлений;

·продолжение практики согласованных действий администрации городского округа Тольятти и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.

В целях увеличения неналоговых доходов от использования и продажи имущества, находящегося в собственности района, развивать и совершенствовать механизмы обеспечения эффективности использования имущества: оптимизировать количество объектов муниципальной собственности, приватизировать муниципальное имущество, не задействованное в обеспечении муниципальных функций, и осуществлять целенаправленное формирование земельных участков для предоставления под инвестиционные площадки на основе разработанной схемы территориального планирования района.

Для решения проблем формирования доходов местного бюджета, а в частности бюджета Новолялинского муниципального района наиболее целесообразно, следующее:

. Совместно с главными администраторами доходов принять меры по увеличению объема поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, неналоговых доходов и доведению темпов роста по основным налогам до среднерайонных, среднегородских и среднекраевых показателей, а также сокращению задолженности по их уплате;

. Принять меры по недопущению образования недоимки по местным налогам в бюджет, ведущей к начислению пени и штрафных санкций;

. Администрациям сельских поселений продолжать работу в целях привлечения к налогообложению:

«По налогу на доходы физических лиц:

по проведению мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, и осуществлению контроля за работодателями по обеспечению темпов роста средней заработной платы в соответствии с индикативными показателями района, а также по доведению средней заработной платы работников аграрного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса до 10 тысяч рублей и более;

по контролю за миграцией юридических лиц с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального

района без постановки на налоговый учет. Не допускать случаев перерегистрации предприятий за пределы муниципального района, города;

по проведению работы по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального района, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц.»

По единому налогу на вмененный доход:

по повышению эффективности работы в части выявления плательщиков, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, без регистрации, а также предоставляющих налоговые декларации без результата деятельности и уплачивающих минимальный налог, в том числе составление протоколов для дальнейшей передачи в налоговые и правоохранительные органы;

анализ финансовой обоснованности корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход на предмет их соответствия экономическому положению территорий.

«В целях более эффективного привлечения в бюджет доходов от использования земель, во всех сельских поселениях Новолялинского муниципального района должны быть осуществлены следующие мероприятия:

по увеличению объема доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджет муниципального района, в том числе за счет проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки, своевременно принимать новые решения или продлять срок действия принятых ранее решений на очередной год по установлению ставок арендной платы;

ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливать от кадастровой стоимости земельных участков и не ниже ставок земельного налога;

активизировать работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю.»

По доходам от использования имущества муниципальной собственности:

проанализировать решения органов муниципального образования по установлению ставок, размера арендной платы за сдаваемое имущество, а также по установлению размера отчислений в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством;

корректировать ставки арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной оценке;

провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;

утверждать программы приватизации муниципального имущества и объем поступлений средств в бюджет.

Заключение

В соответствии со ст. 14 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

«Местные бюджеты представляют собой финансовую базу органов местного самоуправления, выполняющих важную задачу в процессе социально-экономического развития муниципального образования, и особенно в условиях политических и экономических вызовов. Экономическая сущность местных бюджетов прослеживается через сущностные характеристики государственного бюджета и финансов вообще как присущие единому целому свойства отражаются во всякой его частице.»

«Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления;

распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, организаций, учреждений, входящих в муниципальную собственность, а также за использованием средств бюджетополучателей других форм собственности.»

Наибольшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают безвозмездные поступления, а именно 48,3%, 50,8%, 48,7% соответственно. Наименьшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства, а именно 0,1% .

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

В 2014 - 2016 годах значительно увеличился объем налоговых доходов Новолялинского района. Основными доходными источниками в структуре поступлений налоговых доходов в бюджете Новолялинского района являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог и налог на совокупный доход.

В 2014 - 2016 годах уменьшился объем неналоговых доходов в бюджет Новолялинского района.

Наибольшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают безвозмездные поступления, а именно 48,3%, 50,8%, 48,7% соответственно. Наименьшую долю в 2014,2015, 2016 годах занимают доходы от оказания платных услуг(работ) и компенсации затрат государства, а именно 0,1% .

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Основные направления налоговой политики Новолялинского района в 2017-2018 гг. должны быть направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Список использованных источников

1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: <https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-formirovaniya-dohodnoy-chasti-munitsipalnyh-byudzhetov>

3.Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник Пенза. -ПГУ-350с.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. -М.:ЮНИТИ-ДАНА,2013-703с.

.Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014-208с.

.Глотова, И.И. Финансы, денежное обращение и кредит. [Текст]: Учеб.пособие / И.И. Глотова, Е.П.Томилина, А.Н. Герасимов - Ростов н/Д.: «Феникс», 2015. - 377 с.

.Государственные и муниципальные финансы: учеб. М.: РАГС, 2014., С. 182

.Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 375 c.

.Грачева, А.Е. Финансовое право. Учебник для бакалавров [Текст]: Учеб. /А.Е. Грачева, Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов - М.: Издательство «Проспект», 2014.- 587 с.

.Загородников, С.В. Финансы и кредит. Курс лекций [Текст]: Учеб. / С.В. Загородников. - М.: Litres, 2015.- 382 с.

.Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста // Монография. -Краснодар «Агри». 2014. 210 с.

.Кангро М. В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. -Ульяновск.:УлГТУ,2014. - 152 с.

.Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2015. - 480 c.

.Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2013. - 480 c.

.МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ - ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА САМОУПРАВЛЕНИЯ. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnye-byudzhety-finansovaya-osnova-samoupravleniya

.Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 393 c.

.Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 559 c.

.Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.

.Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 c.

21.СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИСТОЧНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: <https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ekonomicheskih-otnosheniy-yavlyayuschihsya-istochnikom-formirovaniya-dohodov-mestnyh-byudzhetov>

Похожие работы на - Анализ доходов бюджета Новолялинского района Свердловской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!