Совершенствование депозитной политики ПАО 'Сбербанк' России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,65 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование депозитной политики ПАО 'Сбербанк' России

МИНОБРНАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА»

КОЛЛЕДЖ «ОРИЕНТИР»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Финансы, денежное обращение и кредит

ТЕМА: Совершенствование депозитной политики ПАО «Сбербанк России»

Выполнил: студент 3 курса

Прилепа Г.А.

Направление:

38.00.00 Экономика и управление

Научный руководитель: Ан Ю.Н.


Омск - 2017

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты формирования депозитной политики коммерческих банков

.1 Понятие и классификация депозитных операций коммерческого банка

.2 Формирование депозитной политики коммерческих банков в системе управления банковскими ресурсами

.3 Нормативно - правовая база, регулирующая депозитные операции

Глава 2. Анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России»

.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»

.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России»

.3 Совершенствование депозитной политики ПАО «Сбербанк России»

Заключение

Список используемых источников

Введение

Определенная специфика банковского дела накладывает свой отпечаток на формирование ресурсов коммерческого банка - основная его часть формируется за счет заемных средств, путем привлечения денежных средств от населения, организаций и юридических лиц в форме вкладов (депозитов), открытия расчетных счетов юридическим лицам, лицевых счетов физическим лицам.

Основную часть ресурсов банков формируют привлеченные средства, которые покрывают до 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитные и сберегательные сертификаты).

Привлекая денежные средства, банк проводит пассивные операции, которые необходимы для проведения активных операций банка. Привлечение депозитов относится также к пассивным операциям банка.

Депозиты - это главный вид привлекаемых коммерческими банками ресурсов. Действительно, именно они раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на свободном рынке кредитных ресурсов. Поэтому банку для осуществления своей коммерческой деятельности необходимо разрабатывать и осуществлять эффективную депозитную политику, которая будет учитывать все потребности и изменения рынка банковских услуг.

Актуальность темы работы связана с видением проблем банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях нестабильного уровня инфляции и значительного колебания курса российской валюты и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу.

Цель курсовой провести анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России» и определить направления ее совершенствования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи курсовой работы:

. Изучить сущность и виды депозитных операций банков.

. Изучить порядок формирования депозитной политики коммерческого банка.

. Изучить нормативно - законодательную базу, регулирующую депозитные операции в РФ.

. Дать характеристику деятельности ПАО «Сбербанк России».

. Провести анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России».

. Предложить направления совершенствования депозитных операций в ПАО «Сбербанк России».

Методы исследования: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический метод.

Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя содержание, введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Объектом исследования является ПАО «Сбербанк России», предметом - депозитные операции и депозитная политика ПАО «Сбербанк России».

Глава 1. Теоретические основы формирования депозитных операций коммерческого банка

.1 Понятие и классификация депозитных операций коммерческого банка

Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица. Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета - Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного согласия банка со стороны клиента. К ним относятся:

·средства на расчетных, текущих, бюджетных и прочих счетах,

·связанных с совершением расчетов или целевым использованием

·средств;

·средства на корреспондентском счете банка, открытом в РКЦ;

·средства на счете ЛОРО при установлении корреспондентских отношений с другими банками;

·вклады до востребования.

У большинства коммерческих банков депозиты до востребования составляют наибольшую долю в структуре привлеченных средств. Это, кaк правило, самый дешевый источник образования банковских ресурсов. Возможность владельца счета в любой момент изъять средства требует наличия в обороте банка повышенной доли высоколиквидных активов за счет сокращения доли менее ликвидных, но, приносящих высокие доходы, активов. Поэтому по остаткам на счетах до востребования банки начисляют очень низкий процент либо вообще его не начисляют. В некоторых странах вообще запрещено законом начисление процентов по этим вкладам, ибо в конкурентной борьбе за пассивы банки повышают процентные ставки по счетам клиентов, одновременно стремясь не допускать снижения прибыли, и решают эту проблему за счет рисковых кредитных вложений, приносящих повышенный доход, однако рисковые ссуды негативно отражаются на ликвидности банка. Невзирая на высокую подвижность средств на счетах до востребования, имеется возможность определить их минимальный неснижаемый остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса [1, с. 115].

К депозитам до востребования относятся корреспондентские счета банков, открываемых в РКЦ или банках-корреспондентах с целью осуществления расчетов и платежей в одностороннем порядке или по поручению друг друга. Корреспондентские счета подразделяются на два вида: НОСТРО (наши счета в банке-корреспонденте) и ЛОРО (их счета в нашем банке). Как правило, при установлении корреспондентских отношений между банками стороны предусматривают возможность образования овердрафта по этим счетам, предельный размер которого определяется условиями договора о корреспондентских отношениях между банками. Кредитовое сальдо по счетам НОСТРО и ЛОРО отражает в балансе банка ресурсы, поступившие в его распоряжение от банков-корреспондентов [1, с. 115].

Открытие и обслуживание всех видов счетов до востребования предусматривает составление и оформление между банком и клиентом соответствующего договора. Если счет открывается физическому лицу, то данный договор называется договором банковского вклада до востребования. Для расчетных и текущих счетов юридических лиц предусматривается заключение договора банковского счета. Оба договора являются публичными и стандартными для всех клиентов банка. При этом заключение договора банковского вклада осуществляется сотрудниками операционных подразделений и бухгалтерии банка, а договора банковского счета - сотрудниками управления пассивных операций и клиентского отдела кредитной организации. При открытии корреспондентских счетов между банками подписывается договор об установлении корреспондентских отношений, на основании которого осуществляется процедура открытия и обслуживания счетов данного вида. Договор составляется и оформляется работником управления межбанковского кредитования и корреспондентских отношений коммерческого банка [5, с. 125].

Срочные вклады - это депозиты, привлекаемые на определенный срок. Размер вознаграждения, выплачиваемого клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Твердо обозначенный срок хранения очень важен для поддержания ликвидности баланса коммерческого банка. Разумеется, это и позволяет банкам начислять по срочным договорам повышенные проценты. Сумма срочного вклада остается неизменной в течение всего срока действия договора о срочном депозитном вкладе. Ее нельзя увеличить или уменьшить иначе, как досрочно расторгнув договор. Но при этом вкладчику начисляются проценты по пониженной ставке либо не начисляются вовсе. Срочные вклады нельзя использовать для текущих платежей. По истечении срока вклад может быть изъят вкладчиком в любой момент [5, с. 125].

Для повышения заинтересованности вкладчиков в размещении своих средств банком используются различные способы исчисления и выплаты процентов. Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада и расчет производят исходя из предусмотренной договором процентной ставки [3, . 11].

Другим видом расчета дохода являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой базе, возросшей на сумму начисленного ранее дохода. Сложные проценты целесообразно использовать в том случае, если фактическая выплата дохода осуществляется по окончании срока действия вклада. Разумно спланированная процентная политика позволяет коммерческому банку увеличивать свои ресурсы без значительного увеличения расходов при получении максимальной прибыли.

.2 Формирование депозитной политики коммерческих банков в системе управления банковскими ресурсами

В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:

экономическая целесообразность;

конкурентоспособность;

внутренняя непротиворечивость.

Под экономической целесообразностью здесь понимается рентабельность использования привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе - резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды [2, с.40].

Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц) [3, с. 45].

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание) В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы [3, с. 45].

К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность [10, с.3].

В связи с выше изложенным нельзя не сказать о том, что процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением банком процентной политики, так как депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов. Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном порядке в соответствии со срочностью вклада, а теперь банки могут самостоятельно устанавливать конкурентоспособные процентные ставки, ориентируясь на учетную ставку ЦБ РФ, состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики. По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг и зависит от соблюдения клиентом условий вклада [10, с.3].

Уплата банком процентов по депозитам - основная часть операционных расходов. Поэтому банк, с одной стороны, не заинтересован в высоком уровне процентной ставки, а с другой - вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов. Стараясь привлечь депозиты, особенно крупного размера и на длительный срок, коммерческие банки предлагают клиентам высокие процентные ставки, несмотря на рост процентных расходов. Однако привлечение средств населения банками не беспредельно.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральным банком России установлен обязательный норматив Н11 - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения. Он рассчитывается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов населения и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение этого показателя 100% [4, с. 6].

Одним из направлений процентной политики коммерческого банка является расчет и анализ стоимости всех ресурсов и депозитных операций.

Для этого необходимо:

установить приемлемый процент по вкладам (депозитам);

изучить динамику процентной ставки по привлеченным ресурсам;

рассчитать реальную стоимость ресурсов в условиях инфляции;

проанализировать изменения процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем объеме расходов банка [4, с. 6].

Процентные ставки по вкладам устанавливают кредитные организации по соглашению с клиентами с учетом требований Гражданского кодекса РФ. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по депозитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» или договором с клиентом. Положением ЦБ РФ о порядке исчисления процентов установлено, что доход по вкладу выплачивается вкладчику в денежной форме в виде процентов, которые начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. При закрытии счетов клиентов банка проценты начисляются до дня фактического закрытия счета [6, с. 12].

При начислении процентов в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства. Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента. Дело в том, что при исчислении его одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода [9, с. 25].

Начисление процентов ведется по одному их способов:

простые проценты;

сложные проценты;

с фиксированной процентной ставкой;

с плавающей процентной ставкой.

Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции [14, с. 35].

Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:

содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;

регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;

обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;

поддерживать ликвидность баланса;

минимизировать процентный риск.

Основными элементами депозитной политики коммерческого банка являются:

) стратегия банка по разработке основных направлений депозитного процесса;

) политика банка по организации формирования ресурсной базы;

) контроль за реализацией депозитной политики.

Как правило, в зарубежной практике коммерческим банкам предлагается разрабатывать специальный документ по депозитной политике, который позволял бы определить стратегию и тактику банка в организации депозитного процесса [9, с. 40].

1.3 Нормативно - правовая база, регулирующая депозитные операции

Банки и другие кредитные организации действуют в определенном секторе рынка - в системе денежно-кредитных и финансовых отношений. Этим определяется предмет их деятельности: деньги, валютные ценности, другие финансовые инструменты [16, с. 40].

Сложность и важность взаимоотношений по депозитам между банками и физическими и юридическими лицами предопределяют необходимость их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативных документов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования в РФ. В настоящее время основными документами, регулирующими вклады (депозиты) в РФ являются: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», а также другие нормативные акты. Поскольку центром по организации системы вкладов является Банк России, на него возлагается обязанность разработки правил и форм осуществления вкладов [12, с.13].

Согласно Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности», вкладчиками банка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором [10, с.16].

Ст. 28 Закона о банках разрешает привлекать кредитным организациям на договорных началах средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. При этом «процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами», кредитной организации [17, с. 25].

Ст. 29 Закона запрещает банкам односторонне сокращать срок действия договора срочного банковского вклада (депозита), уменьшать размер процентов, увеличивать или в принципе устанавливать комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Необходимо знать, что данный запрет касается только срочных вкладов, т.е. тех, которые внесены на условиях их выдачи по истечении определенного срока либо при наступлении предусмотренных договором обстоятельств. В отношении вкладов до востребования (т.е. внесенных на условиях выдачи их по первому требованию) все осталось по-прежнему. Ставки, сроки и размер комиссионного вознаграждения по ним могут быть односторонне изменены банком в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. А закон (в данном случае п. 2 ст. 838 ГК РФ) как раз и предусматривает, что банк вправе изменять размер процентов, выплачиваемых на вклады до востребования, если иное не предусмотрено договором [12, с. 15].

Отношения между кредитным организациями и клиентами должны быть оформлены договором. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора [15, с. 24].

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Федеральным законом от 23.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядок выплаты возмещения по вкладам [20, с. 18].

Законом регулируются отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» установлено, что страхование вкладов не требует заключения договора страхования между кредитной организацией и клиентом [18, с. 22].

Страхование вкладов не требует заключения вкладчиками договора страхования. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 1 400 000 руб. [7, с. 28].

Гражданским кодексом частью второй главой 44 устанавливаются формы договоров банка по привлечению банковских вкладов (депозитов), виды вкладов, порядок начисления процентов на вклад и их выплаты, обеспечение возврата вклада и порядок использования сберегательного (депозитного) сертификата [13, с. 15].

Договор банковского вклада должен быть заключен в простой письменной форме и его форма будет считаться соблюденной при внесении клиентом вклада на счет. По заключенному банковскому договору на вклад банк выплачивает клиенту проценты в размере, определенном в договоре. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня ее возврата вкладчику включительно, а если ее списание со счета вкладчика произведено по иным основаниям, до дня списания включительно.

Если клиент - вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении его срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, или при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях вклада (депозита) «до востребования», если иное не предусмотрено договором. Проценты на сумму банковского вклада выплачиваются клиенту - вкладчику по его требованию по истечении каждого квартала отдельно от суммы вклада, а не востребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты (т.е. проценты причисляются ко вкладу), если иное не предусмотрено договором банковского вклада.

Согласно положению «банк не вправе оказывать предпочтение акционерам (участникам) банка перед другими клиентами банка, т.е. устанавливать иные условия привлечения денежных средств (более высокая процентная ставка, более частый период капитализации (причисления) процентов), которые размещаются клиентами банка на одинаковых условиях (сумма, срок и др.)».

В то же время положение разрешает банку в одностороннем порядке менять размер процентной ставки на вклады (на денежные средства, учитываемые на соответствующем банковском счете) со сроком «до востребования», если иное не предусмотрено договором банковского вклада (договором банковского счета).

При переносе банком в соответствии с условиями договора остатков средств с одного балансового счета по учету привлеченных денежных средств на другой балансовый счет по учету этих же средств (например, в случае изменения срока вклада (депозита), ведущийся в этом же банке, проценты начисляются на остатки средств по каждому балансовому счету (прежнему и новому) исходя из фактического числа календарных дней учета средств на каждом из этих счетов.

В Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» приводится перечень видов банковских счетов, классифицируемых на основании субъектного состава их владельцев и назначения счетов. Этот перечень включает:

текущие, расчетные, бюджетные, корреспондентские счета;

корреспондентские субсчета;

счета доверительного управления;

специальные банковские счета;

депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов.

Указанные счета банки открывают клиентам в валюте Российской Федерации и иностранных валютах.

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Глава 2. Анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России»

.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк России»

Исторически ПАО «Сбербанк» России отсчитывает свое основание с даты указа императора Николая I о создании сберегательных касс, подписанного 30 октября (12 ноября) 1841 года. «По уважении пользы, какую могут приносить Сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, - говорилось в Указе, - Повелеваем: учредить, на изъясненном в Уставе основании, Сберегательные кассы в первый раз при Петербургской и Московской Сохранных казнах». Открытие первой сберегательной кассы состоялось в Петербурге 1 марта 1842 года в здании Опекунского совета по Казанской ул., 7. В этом здании, построенном в 1810 году архитектором Дж. Кваренги, Петербургская касса работала вплоть до 1917 года. В день открытия кассу посетили 76 вкладчиков, оформивших счета на сумму 426,5 рублей. Первым клиентом сберегательной кассы стал надворный советник, помощник Директора Экспедиции Санкт-Петербургской Ссудной Казны Николай Антонович Кристофари, своим 10-ти рублевым взносом положивший начало российскому сберегательному делу. Ему была выписана сберегательная книжка под № 1. Московская касса открыла свои двери для клиентов 5 апреля 1842 года в здании Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке. Вплоть до 1862 года она оставалась единственной сберегательной кассой в городе, не имевшей отделений, также как и Петербургская [21].

ПАО «Сбербанк России» продолжает активно развивать удаленные каналы продаж, в частности, расширяя сеть устройств самообслуживания. Успешно развивается другая удаленная услуга - ПАО «Сбербанк России» ОнЛ@йн. Количество ее активных пользователей превышает 9 млн. клиентов. Клиентам предоставлены новые версии приложений ПАО «Сбербанк» ОнЛ@йн для iPhone, iPad и Android, а также приложение для Windows Phone. ПАО «Сбербанк» России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 14 территориальных банков и более 16 тыс. отделений в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции, Великобритании, США и других странах.

Основной деятельностью ПАО «Сбербанка России» являются банковские операции:

·Операции с корпоративными клиентами: обслуживание расчетных и текущих счетов, открытие депозитов, предоставление финансирования, выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортных операций, инкассация, конверсионные услуги, денежные переводы в пользу юридических лиц и др [21].

·Операции с розничными клиентами: принятие средств во вклады и ценные бумаги Банка, кредитование, обслуживание банковских карт, операции с драгоценными металлами, купля-продажа иностранной валюты, платежи, денежные переводы, хранение ценностей и др.

·Операции на финансовых рынках: с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой и др.

Финансово-экономические показатели деятельности ПАО «Сбербанк России» представлены в Таблице 1. Данные Таблицы 1 позволяют сформулировать следующие выводы:

·Чистая прибыль за 1 полугодие 2016 года сложилась на уровне 229,4 млрд. рублей, что почти в 3 раза превышает результат 1 полугодия 2015 года (81,6 млрд. рублей). Основной фактор роста прибыли - рост чистого процентного дохода за счет увеличения объема работающих активов, а также снижения уровня процентных ставок на рынке и замещения государственного финансирования средствами клиентов.

Таблица 1

Финансово-экономические показатели деятельности ПАО «Сбербанк России»

Наименование показателя1 полугодие 20161 полугодие 2015Уставный капитал, тыс. руб.67 760 84467 760 844Собственные средства (капитал) («БАЗЕЛЬIII»), тыс. руб. (по форме 0409123)2 775 289 5272 520 815 372Чистая прибыль, тыс. руб.229 409 97281 583 122Рентабельность активов (ROAA) %2,00,8Рентабельность капитала (ROAE) %18,98,0Привлеченные средства (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), тыс. руб.18 874 400 88317 541 907 053

·Общий капитал Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)», увеличился по сравнению с 1 января 2016 года на 117,2 млрд. рублей, до 2 775,3 млрд. рублей. Источником роста капитала стала заработанная прибыль. Рентабельность активов выросла с 0,8% до 2,0%, что обусловлено ростом объема чистой прибыли.

Рентабельность капитала за 1 полугодие 2016 года выросла с 8,0% до 18,9% за счет увеличения объема чистой прибыли [21].

·Активы-нетто снизились по сравнению с 1 января 2016 года на 3,7%, или на 0,8 трлн. рублей, до 21,9 трлн. рублей. На динамику активов-нетто оказала сильное влияние отрицательная переоценка валютных статей баланса в результате укрепления рубля. Так, чистая ссудная задолженность по сравнению с началом года снизилась на 0,7 трлн. рублей, или на 4,0%, что стало следствием переоценки валютных кредитов юридическим лицам и банкам-нерезидентам. Также на динамику чистой ссудной задолженности оказало влияние вложение части средств, ранее размещенных в кредиты банкам, в более доходные инструменты, в частности, в ценные бумаги. Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, увеличились на 16,1%, или на 0,4 трлн. рублей до 2,7 трлн. рублей. Рост инвестиций в дочерние и зависимые компании связан с до капитализацией дочерних компаний. Сокращение остатков наличных денежных средств с начала года на 0,3 трлн. рублей, или на 34,4%, прошедшее в основном в январе, объясняется сезонным снижением спроса на наличные средства по сравнению с периодом новогодних праздников. 12

·Основой ресурсной базы Банка остаются средства клиентов. С начала года их остаток снизился на 0,7 трлн. рублей, или на 3,9%, до величины 17,0 трлн. рублей. На динамику средств клиентов повлияла отрицательная переоценка валютных остатков.

Показатели ликвидности ПАО «Сбербанк России» представлены в Таблице 2. коммерческий банк депозитный

За 1 полугодие 2016 года совокупный объем активов ПАО «Сбербанка России» снизился на 831 млрд рублей и по итогам 2 квартала составил 21 876 млрд рублей (против 22 707 млрд рублей на начало года) [21].

Основными факторами, обусловившими динамику активов, явились:

·снижение размера чистой ссудной задолженности (уменьшение за год на 682 млрд. рублей до уровня 16 188 млрд. рублей);

·снижение объёма денежных средств на 252 млрд рублей вследствие снижения спроса на наличные средства со стороны клиентов;

·переоценка активов по справедливой стоимости через прибыль или убыток (за 2015 год - на 155 млрд. рублей),

·рост вложений в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, а также увеличение инвестиций в дочерние и зависимые организации (суммарно на 598 млрд. рублей за полгода).

Таблица 2

Показатели ликвидности ПАО «Сбербанк России»

Условное обозначение (номер) нормативаНазвание нормативаДопустимое значение нормативаФактическое значение норматива01.07.201601.07.2015Н1.1Достаточности базового капиталаMin 4,5%8,088,63Н1.2Достаточности основного капиталаMin 6%8,088,63Н1.0Достаточности собственных средств (капитала)Min 8%11,8112,67Н2Мгновенной ликвидностиMin 15%105,01107,47Н3Текущей ликвидностиMin 50%148,93166,23Н4Долгосрочной ликвидностиMax 120%63,8769,29Н6Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиковMax 25%19,6216,78Н7Максимальный размер крупных кредитных рисковMax 800%172,60146,54Н9.1Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам)Max 50%00Н10.1Совокупная величина риска по инсайдерамMax 3%0,650,84Н12Использование собственных средств (капитала) для приобретения акций (долей) др. юр. лицMax 25%15,698,73

Основной причиной уменьшения размера обязательств в 1 полугодии 2016 года на 1 062 млрд рублей явился отток средств клиентов, не являющихся кредитными организациями (за 1 полугодие - 696 млрд рублей) и отток средств кредитных организаций на 194 млрд рублей. Средства клиентов остаются основным источником ресурсной базы. Кроме того, Банк полностью отказался от дорогих заимствований в рамках основных инструментов рефинансирования Банка России - прямого РЕПО и кредитов под залог нерыночных активов по 312-П на сумму 200 млрд. рублей, - что явилось следствием проведения Банком гибкой процентной политики и эффективного управления активной и пассивной базой в 1 полугодии 2016 года. С 1 января 2016 года вступил в силу новый обязательный норматив Банка России - норматив краткосрочной ликвидности («Базель 3») Н26. Расчет Н26 осуществляется по Группе ПАО «Сбербанка России». Минимально допустимое значение норматива на 2016 год составляет 70% с последующим ежегодным увеличением на 10 процентных пунктов до достижения величины 100% с 1 января 2019 года. Величина норматива во втором квартале составила 99,9%11. Бизнес план ПАО «Сбербанка» предусматривает безусловное соблюдение лимита Банка России на норматив краткосрочной ликвидности на протяжении всего 2016 года [21].

Норматив мгновенной ликвидности Банка (Н2) регулирует риск потери банком ликвидности в течение операционного дня (лимит Банка России - 15%). По сравнению с 1 июля 2015 года норматив Н2 сократился на 2,46 и на 1 июля 2016 года составил 105,01%.

Норматив текущей ликвидности Банка (Н3) отражает риск потери Банком платежеспособности в течение 30 дней (лимит Банка России - 50%). За год норматив Н3 сократился на 17,30 п.п и на 1 июля 2016 года составил 148,93%. Норматив долгосрочной ликвидности Банка (Н4) отражает риск потери Банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы (лимит Банка России - 120%). С 1 июля 2015 года норматив Н4 сократился на 5,42 и на 1 июля 2016 года составил 63,87%. Банк с запасом соблюдает предельные значения обязательных нормативов ликвидности, установленные Банком России.

За последние годы ПАО «Сбербанком Росии» проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование основных групп конкурентных преимуществ, а именно:

·Значительная клиентская база. ПАО «Сбербанк России» успешно работает с клиентами во всех сегментах (от розничных клиентов и индивидуальных предпринимателей до крупнейших холдингов и транснациональных компаний) по всем регионам страны.

·Огромный масштаб операций. ПАО «Сбербанк России» имеет неоспоримые преимущества как с точки зрения масштаба бизнеса (размера сделок, доступа к ресурсам, международных рейтингов), так и с точки зрения размера и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальной сбытовой сети для розничных и корпоративных клиентов, включающей физические офисы, банкоматы и платежные терминалы, цифровые каналы обслуживания).

·Широкий спектр финансовых продуктов и услуг. За счет наличия в продуктовой линейке Группы полного спектра операций для всех групп клиентов во всех странах присутствия, ПАО «Сбербанк России» может обеспечить комплексное обслуживание каждого клиента - как в России, так и за рубежом. Банк также обладает уникальной возможностью качественного обслуживания как физических, так и юридических лиц одновременно.

·Промышленные технологии. За 5 лет в ПАО «Сбербанке России» удалось создать прочный фундамент для дальнейшего инновационного развития: построена промышленная система управления рисками, консолидирована операционная функция, существенно упорядочены ИТ-процессы и системы.

·Мощный бренд. Конкурентное преимущество ПАО «Сбербанка России» основано на доверии со стороны всех категорий клиентов, которое подкрепляется качеством обслуживания и положительным клиентским опытом. За прошедшие 5 лет бренд ПАО «Сбербанка России», наряду с нашими традиционными атрибутами надежности и стабильности, все больше начинает ассоциироваться с современными технологиями и инновационностью, становится символом успеха Группы.

·Международное присутствие. В последние годы ПАО «Сбербанк России» существенно расширил свое международное присутствие и стал по-настоящему международной группой. Присутствие в 22 странах мира дает нам возможность тиражировать внутри Группы лучшие технологии и практики, диверсифицировать риски, укреплять бренд на международных рынках, развивать интернациональную команду сотрудников.

·Коллектив и управленческие технологии. За 5 лет коллектив Группы существенно обновился, укрепил свои навыки, а также приобрел уникальный опыт масштабной трансформации. Также ПАО «Сбербанк России» уделил значительное внимание разработке и масштабному тиражированию современных управленческих технологий, например, построению функции по работе с персоналом, внедрению инструментов Производственной системы ПАО «Сбербанка России», повышению эффективности управления текущей деятельностью.

Среднесрочные планы развития ПАО «Сбербанка России» определены Стратегией развития на период 2014-2018 гг. В соответствии со Стратегией за ближайшие пять лет Группа ПАО «Сбербанк России» планирует удвоить показатели чистой прибыли и активов, существенно повысить эффективность управления расходами, повысить показатель достаточности капитала первого уровня, сохранить рентабельность капитала на уровне выше мировых аналогов [21].

Достигнуть указанных результатов планируется за счет работы по следующим ключевым направлениям:

·Укрепление конкурентных позиций - сохранение либо увеличение доли Сбербанка на большинстве рынков. Это позволит обеспечить темпы роста объемов бизнеса Банка, превышающие среднерыночные показатели. При этом особенно значимыми будут продукты расчетно-кассового обслуживания, работа с малым и средним бизнесом.

·Обеспечение опережающего темпа роста не кредитных доходов - в результате развития отношений с клиентами и расширения продуктового предложения, увеличения количества продуктов в расчете на клиента в среднем на 50-70%.

·Обеспечение высокой эффективности по управлению расходами - в результате реализации масштабных преобразований в организации системы продаж и обслуживания клиентов, повышения эффективности операций и процессов, направленного на существенное повышение производительности труда.

·Поддержание высокого качества активов - выстраивание оптимального соотношения доходности и риска в операциях кредитования.

Выполнение финансовых целей стратегии тесно взаимосвязано с успешным продвижением Банка по пяти главным направлениям развития или стратегическим темам, также сформулированным в Стратегии:

·С клиентом на всю жизнь: мы будем строить очень глубокие доверительные отношения с нашими клиентами, станем полезной, иногда незаметной и неотъемлемой частью их жизни. Наша цель - превосходить ожидания наших клиентов;

·Команда и культура: мы стремимся к тому, чтобы наши сотрудники и корпоративная культура ПАО «Сбербанка России» стали одними из основных источников нашего конкурентного преимущества;

·Технологический прорыв: мы завершим технологическую модернизацию Банка и научимся интегрировать в наш бизнес все самые современные технологии и инновации;

·Финансовая результативность: мы повысим финансовую отдачу нашего бизнеса благодаря более эффективному управлению расходами и соотношением риска и доходности;

·Зрелая организация: мы сформируем организационные и управленческие навыки, создадим процессы, соответствующие масштабу Группы ПАО «Сбербанк России» и нашему уровню амбиций.

.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России»

Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты, сберегательные сертификаты, векселя и на счета в драгоценных металлах. Объем привлеченных средств физических лиц, включающих срочные депозиты, счета до востребования и банковские карты, а также средства в драгоценных металлах за 2015 год вырос на 2,2 трлн. руб. и к 1 января 2016 года превысил 10,3 трлн руб. (Таблица 3).

Таблица 3

Структура средств физических лиц ПАО «Сбербанк России»

млн руб.01.01.201601.01.2015Текущие счета и счета до востребования19383861561367Срочные вклады82828996437685Средства в драгоценных металлах и проч. Редствах120852128855Итого средств физических лиц и индивид. предпринимателей103421378127907

Темп прироста по итогам отчетного года (27,2%) превысил темп прироста средств физических лиц по итогам предыдущего года (4,9%). Основной прирост произошел за счет срочных рублевых вкладов. Объем валютных вкладов также увеличился в долларовом эквиваленте. Часть вкладов открыта в удаленных каналах.

В течение 2015 года при общем рыночном тренде на снижение ставок по вкладам и при имевшейся динамике ключевой ставки Банка России, Сбербанк шесть раз понижал процентные ставки по вкладам в рублях и валюте, в том числе по сберегательным сертификатам физических лиц. Промо-акции по рублевым продуктам, поддержание конкурентного уровня ставок по валютным вкладам, а также новые вклады для состоятельных клиентов позволили ПАО «Сбербанк России» удержать долю рынка по срочным вкладам в рублях и существенно нарастить долю по валютным вкладам (Таблица 4) [21].

По состоянию на 1 января 2016 года более 170 тыс. клиентов оформили пакет услуг «Сбербанк Премьер» и более 22 тыс. ВИП-клиентов пользуются пакетом услуг «Сбербанк Первый».

Таблица 4

Доля ПАО «Сбербанк России» на российском рынке вкладов физических лиц

%01.01.201601.01.2015На рынке вкладов в рублях49.650.1На рынке вкладов в иностранной валюте37.330.4На рынке вкладов46.045.0

В рамках этих пакетов клиенты получают премиальные дебетовые карты для себя и своих близких, карты Priority Pass для доступа в бизнес-залы крупнейших аэропортов мира, имеют возможность воспользоваться льготными курсами валют и драгметаллов, а также скидкой на оплату использования сейфовых ячеек. Для каждого пакета действует специальная линейка вкладов с повышенной процентной ставкой, а также повышенные ставки по сберегательным счетам [21].

Для клиентов верхнего массового сегмента с 1 октября 2015 года был запущен пакет услуг «Золотой», в состав которого входят золотые дебетовые карты и страхование выезжающих зарубеж для всей семьи.

В рамках договоров о порядке взаимодействия между ПАО «Сбербанк России» к и отделением Пенсионного фонда Российской Федерации16 при доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных на уровне субъектов РФ ПАО «Сбербанк России» предлагает сервис для пенсионеров и льготных категорий граждан: бесплатное получение справки о видах и размерах пенсий и других социальных выплат ПФР, зачисленных на счет в Сбербанке. Выдача справки осуществляется в любом офисе Сбербанка или с помощью услуги Сбербанк Онлайн, а также в банкоматах и других устройствах самообслуживания Банка. Справка о видах и размерах пенсий позволяет пенсионерам оперативно получать подробную информацию обо всех видах причитающихся им выплат ПФР и их размерах за нужный период. Доля пенсионеров, получающих пенсию через Банк, постоянно растет. Число россиян, доверивших выплату своей пенсии Сбербанку, достигло 24,8 млн человек (Таблица 5)[21].

Таблица 5

Статистика пенсионеров в ПАО «Сбербанк России»

01.01.201601.01.2015Численность социальных пенсионеров, получающих пенсию через Сбербанк, чел.2478991923291132Доля пенсионеров, получающих пенсию через Сбербанк, в общей численности социальных пенсионеров РФ, % (без учета численности пенсионеров Крыма)59.056.2

В ПАО «Сбербанк России» отдельно выделяется работа с сегментом «Социальный». Повышен уровень защиты интересов пенсионеров по сохранности их вкладов от посягательств третьих лиц. Разработана памятка для сотрудников отделений по защите сбережений пенсионеров и инвалидов от мошеннических действий третьих лиц. Теперь, совершив простые действия, сотрудники отделений могут остановить мошенников, не дать им воспользоваться доверчивостью и обманным путем принудить клиентов совершить расходные операции по счетам. Упрощено оформление получения пенсии на счета в Банке: заявление о доставке пенсии автоматически распечатывается при открытии счета, что высвобождает 15 минут времени клиентов и исключает трудоемкое ручное заполнение реквизитов. Ведется работа, чтобы пенсионеры могли оформлять документы на доставку пенсии удаленно через личный кабинет на Едином портале государственных услуг [21].

В ПАО «Сбербанк России» представлены различные программы депозитных вкладов. Поэтому каждый гражданин России может воспользоваться наиболее удобной программой:

·«вклад сохраняй»;

·«сберегательный сертификат»;

·«срочный»;

·«депозитный вклад для людей пенсионного возраста».

Крупное банковское учреждение разработало оригинальную программу, насчитывающую около 13 вариантов и условий для депозитных вкладчиков. Причем, 8 из них пополняются ежемесячно, а 4 программы могут предложить частичное снятие накопительных средств. Основное количество депозитов, позволяют реализовывать капитализацию ставок. В результате выплаты по вкладам составляют:

около 2% годовых средств в евро;

10% в отечественной валюте;

3% в долларах.

Люди пенсионного возраста чаще всего используют депозитные вклады «Пополняй» и «Сохраняй». Условия этих депозитов практически идентичны с вкладами для остальных категорий людей. Единственная разница состоит в депозитной ставке. Она зависит от периода действия накопительных средств. Для увеличения собственного капитала можно воспользоваться депозитом онлайн.

Большой популярностью у пенсионеров пользуется депозитная программа «Пенсионный плюс». Согласно условиям этого депозита, прибыль начисляется в форме определенной надбавки к пенсии. Кроме того, существует возможность дополнительного взноса и частичного снятия накопленных процентов. Общая ставка по этому вкладу равна 3,72% годовых.

«Счастливый процент»- новый вклад для граждан. Общая ставка по этому вкладу зависит от нескольких факторов:

экономическая ситуация в государстве;

уровень инфляции;

общее количество банковских ресурсов;

деловая активность.

Банковские предложения депозитных программ зависят от перечисленных критериев. Кроме того, большинство этих факторов направлены на главную позицию ЦБ России. Согласно официальной информации, депозитная ставка в этом году не составит более 10% в Сбербанке. Уровень инфляции в 2016 году приблизительно составил около 9%. Соответственно крупное финансовое учреждение спасает капитал от влияния инфляции.

В прошлом году, финансовый институт снижал уровень ставок из-за низкого уровня инфляции и сложной экономической ситуации. В текущем году, также предполагается уменьшение депозитных ставок. Нестабильность отечественной валюты и резкий упадок стоимости нефти повлияли на данный процесс. Однако грамотная политика банка позволила изменить некоторые поправки и коррекцию в процентных ставках по вкладам в ПАО «Сбербанк России» в 2016 году на сегодня.

Сбербанк регулярно проводит различные модернизации в сфере депозитных вкладов. Появляются новые программы для накопления и сбережения финансовых средств. Даже, несмотря на кризис в России, вкладчики распоряжаются накопительными средствами исходя из предложенных банковских программ. Накопительные вклады помогут:

получать максимально выгодную прибыль;

размещать и пополнять денежные средства;

использовать наиболее выгодные программы сроком от 3 до 6 месяцев;

снимать накопленные деньги при крайней необходимости.

ПАО «Сбербанк России» предлагает каждому гражданину РФ гибкую систему денежных вкладов. Каждый человек может выбрать срок действия хранения накопленных средств. К примеру, срочный депозит «Пополняй» оформляется по истечению 3 месяцев. Этот вклад действует в течение нескольких лет (3 года).

ПАО «Сбербанк России» предлагает различные депозитные программы с оптимальными депозитными ставками. Новый вклад «доходный сезон» гарантирует получение неплохой прибыли до 11,7%. Наименьшая сумма для открытия депозитного счета равна не менее 1 миллиону рублей. Вклад «Сохраняй» предоставляет отличную возможность оформления депозита в иностранной и отечественной валюте. Наименьшие вложения от 110 евро и долларов, 1100 рублей . Рублевый депозит равен 6,32%-9%, а в евро 0,15% и 1,9%, в долларах 0,25% и 1,8%.

Вклад «Управляй» предоставляет возможность регулярного взноса накопленных средств и частичного снятия. Начальная сумма для оформления депозита от 31.000 рублей и 1050 долларов и евро. Общая ставка равна 5,77% до 7,34% в рублях, 0,3% и 1,6% в евро, 0,7%-2,64% в американской валюте. Общие ставки по банковским вкладам не слишком высоки. Однако, клиенты могут приумножить собственный капитал и не волноваться за сохранность финансовых накоплений. Депозитная программа «Пополняй» для людей, желающих регулярно вносить денежные накопления. Наименьшая сумма для оформления вклада равна 100 евро и долларам, 1100 рублям. Общие ставки по рублевому вкладу около 6,85%-8%, долларовому 0,8%-2,72%, евро 0,53-1,8%.

«Мультивалютный» вклад оформляется в нескольких валютах. Наименьшая сумма для пополнения счета равна 110 долларам или евро и 1100 рублям. Также существует возможность получения дохода от изменения валютного курса. Депозитные ставки для отечественной валюты 0,015%-6,7%, долларовый 0,01%-2,7%, евро 0,01%-1,6%.

«Международный» вклад предусматривает возможность использования многих иностранных валют. В результате, банковский клиент может дополнительно заработать на колебаниях валютного курса. Общие ставки по депозитным программам составляют: 0,1%-2,7% франки, 0,3%-2,7% иены, 0,7%-4,5% фунты стерлинги.

Программы: «Сохраняй», «Пополняй», «Управляй» представлены на официальном сайте ПАО «Сбербанк России». Кроме того, банковское учреждение предлагает оформление заявки на открытие депозита онлайн. Условия для пополнения счета идентичны остальным депозитам. Тем не менее, процентные ставки немного отличаются:

«Сохраняй онлайн» 6,45%-9,47% в отечественной валюте, 0,25%-2,14% в евро, 0,45%-3% в долларах;

«Пополняй онлайн» 7%-8,8% для рублей, 0,6%-2% для евро, 1,01%-3% для американской валюты;

«Управляй онлайн» 6,2%-7,6% в рублевой валюте, 0,57%-1,8% в евро, 1%-2,9% в долларах. Согласно этой информации, каждый человек может выбрать для себя предпочтительный вариант депозита. Финансовые средства можно вкладывать в любые из 3 банковских счетов.

Граждане России могут вкладывать финансовые средства, как в отечественной, так и в зарубежной валюте, исходя их собственных предпочтений. Американские доллары или фунты стерлинги, евро, иены.

Банковские проценты зависят от первоначального вклада и депозитного счета. Программы для пополнения в долларах и евро выполняются для всех депозитных счетов.

Для более подробного анализа необходимо исследовать депозитные счета:

«Мультивалютный вклад»;

«Счастливый год»;

«Сохраняй»;

«Пополняй».

Наиболее выгодную депозитную программу в отечественной валюте предлагают: «Счастливый процент» и «Сберегательный Сертификат». Эти программы предполагают высокие ставки для каждого вкладчика.

Сертификат сберегательный Он является официальным документом, в котором содержится информация о депозите физического лица. По истечению срока действия размещения денежного счета, владелец должен предъявить этот документ и получить средства вместе с накопленными процентами. Сертификат оформляется на имя собственника или его доверенное лицо.

2.3 Совершенствование депозитной политики ПАО «Сбербанк России»

При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. В части пассивных операций выбор Банка обычно ограничен определённой группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заёмщикам. Вследствие этого в сложившейся ситуации для решения проблемы формирования ресурсной базы банка необходимо усилить работу по расширению круга вкладчиков.

Усиливающая конкуренция за средства клиентов требует от современных банков повышенного внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлечёнными ресурсами.

Помимо законов, деятельность Банка регламентируется детализированными нормативными актами Банка России, определяющими основные требования к банкам.

На деятельность по привлечению ресурсов существенное влияние оказывает проводимая Банком России денежно-кредитная политика.

Резервные требования исторически выполняли функцию обеспечения обязательств банков перед вкладчиками и кредиторами, что в условиях создания системы страхования вкладов не столь актуально. В современных условиях политика резервных требований оказывает большое воздействие на объём и структуру привлечённых ресурсов, и главным образом на стоимость привлечённых ресурсов. Конечно, установление обязательных резервов Банком России оправданно. Но для банка, как известно, резервные требования означают необходимость отвлечения части привлечённых ресурсов на резервные счета, а, следовательно, сокращение объёма ресурсов, которые могут быть использованы для проведения доходных активных операций.

В настоящее время Банк России несколько смягчил резервные требования. Необходимость резервных отчислений и отчислений в фонд обязательного страхования вкладов обуславливает «удорожание» привлечённых ресурсов. Уменьшение обязательных резервов по вкладам населения позволило бы банкам предлагать более высокие, а соответственно, более привлекательные для клиентов ставки процента.

Важным методом управления привлечёнными ресурсами банка является диверсификация привлечённых ресурсов.

Диверсификация (от лат. diversification - изменение, разнообразие) депозитов предполагает расширение модификаций депозитных услуг, а говоря по-простому, увеличение разнообразия предлагаемых банком видов депозитов. За последние годы ассортимент депозитных услуг значительно расширился и продолжает расширяться и банки стремятся максимально учесть потребности различных категорий вкладчиков: отсюда молодежные вклады, пенсионные вклады, вклады для VIР-клиентов и т.п.).

Другие методы управления привлечёнными ресурсами банка - это дифференциация процентных ставок; тарификация; лимитирование.

Нужно отметить стремление банка максимально дифференцировать процентные ставки по различным депозитным услугам, чтобы, во-первых, максимально удовлетворять потребности клиентов, а во-вторых, обеспечить себе оптимальную прибыльность.

Для наибольшей заинтересованности клиентов Сбербанк России может предложить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход. Однако в том случае, если договор будет расторгнут досрочно, Банк пересчитает проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада.

Тарификация как метод управления привлечёнными ресурсами связана с установлением и изменением тарифов на те или иные банковские услуги. Тарифную основу имеют банковские комиссии и плата за обслуживание (ведение счёта и т.п.). Банк устанавливает тарифы на открытие, ведение и обслуживание счетов отдельно для физических и для юридических лиц. Тарифы устанавливаются, к примеру, в отношении следующих услуг в части привлечённых ресурсов физических лиц: открытие счета (может быть бесплатным); ежемесячная плата за ведение личного счета (взимается безакцептно); зачисление наличных средств на счет (как правило, бесплатно); предоставление выписки по счетам обо всех совершенных операциях.

Основной целью применения и развития метода тарификации является повышение качества обслуживания и организация новых форм услуг, что в конечном счете направлено на увеличение совокупного остатка средств на текущих, расчётных и прочих счетах клиентов. С этой же конечной целью и осуществляется лимитирование - это установление банком различных ограничений (лимитов).

Особую актуальность сегодня имеет портфельный метод управления привлечёнными ресурсами. Целью применения этого метода является обеспечение баланса между привлечёнными и размещенными ресурсами по срокам и процентам. Поэтому Банку нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам. С целью поддержания устойчивого положения и динамичного развития на рынке депозитных услуг в Сбербанке России также была создана система страхования депозитов. Данная система выгодна и для Банка и для его клиентов. Для клиентов система страхования депозитов привлекательна с точки зрения сохранности их вкладов при возможном банкротстве Банка, что обеспечит данному банку сравнительные преимущества по сравнению с другими банками, где такая система отсутствует. Эта система даёт Банку дополнительный приток временно свободных средств населения и юридических лиц во вклады, т.к. будет уверен, что его вклад защищён в кризисных ситуациях. Приток средств соответственно позволит Банку расширить свою базу для кредитования реального сектора экономики. Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) являются депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.

Сбербанк России включён в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов. (Сбербанк России принят в систему страхования вкладов на заседании Комитета банковского надзора Банка России 29.12.2004). С 11 января 2005 года денежные средства физических лиц в рублях и иностранной валюте, размещённые в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счёта, включая причисленные на сумму вклада проценты, считаются застрахованными. Очевидно, что создание ССВ уровняло Сбербанк с другими коммерческими банками, лишив его конкурентных преимуществ от наличия полной государственной гарантии по всем привлечённым вкладам населения.

Первоначально закон предусматривал две особенности его участия: 1) для Сбербанка будет открыт специальный счёт, на котором будут храниться средства, перечисляемые им в фонд страхования вкладов, эти средства не могут использоваться для выплаты возмещения вкладчикам других банков; 2) до 1 января 2007 года вкладчики Сбербанка продолжали иметь стопроцентную гарантию государства.

Однако, несмотря на уравнение прав Сбербанка с другими коммерческими банками, он остаётся крупнейшим банком страны с самой развитой филиальной сетью, которому население привыкло доверять.

Одним из вариантов решения проблемы активизации деятельности Банка по привлечению сбережений населения выступает создание системы гарантирования банковских депозитов. Внедрение системы гарантирования банковских вкладов решает следующие задачи: защита мелких вкладчиков; увеличение сбережений; усиление конкуренции в банковской сфере.

В свою очередь система гарантирования депозитов позволяет решить следующие задачи:

привлечение в банковский сектор долгосрочных по характеру ресурсов;

повышение инвестиционной активности кредитных организаций;

рост доверия к банковской системе, прежде всего со стороны мелких вкладчиков;

повышение устойчивости банковского сектора;

снижение вероятности проявления системного риска.

Организация системы гарантирования вкладов имеет смысл только в том случае, когда ставится цель поддержания отдельных кредитных организаций при условии стабильного функционирования всего банковского сектора. В случае системного кризиса частичные гарантии, на которых базируется схема страхования депозитов, не приведет ни к ее сохранению, ни к восстановлению.

Принятие в декабре 2003 года Федерального закона № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предопределило изменение в ближайшем будущем качественных характеристик банковской системы, среди которых выделяют следующие:

увеличение ее ресурсной базы. Перемещение финансовых ресурсов в банковскую систему оценивается экономистами в размере 10-20 млрд. дол. При этом данный процесс на начальном этапе будет сопровождаться оттоком средств из Сберегательного Банка, процентные ставки по вкладам которого были традиционно ниже процентных ставок частных коммерческих банков.

рост доли вкладов, эквивалентных по размеру сумме гарантий (т.е. до 100 тыс. руб.). Соответственно стратегия индивидуальных кредиторов, обладающих более крупными суммами, будет строиться на размещении средств по разным кредитным организациям. Тем самым будет достигаться равномерное размещение ресурсов среди коммерческих банков.

появление альтернативных вкладным операциям возможностей размещения средств. При этом банки будут заинтересованы как в сокращении расходов, связанных с уплатой страховых взносов, так и в стремлении удержать наиболее выгодных клиентов. [36, с. 7-11]

На рынке частных вкладов традиционно лидирует Сбербанк России. На его депозитах сосредоточено более 2,5 трлн. рублей. Но коммерческие банки не готовы согласиться с его первенством и начинают активно предлагать новые продукты, причём по более привлекательной цене, чем у лидера рынка. Именно поэтому Сбербанку РФ необходимо совершенствовать свою депозитную политику с учётом условий продуктов, предлагаемых конкурентами.

Выше уже говорилось, что основной объём привлечённых средств Сбербанка России составляют вклады населения. Однако статистика показывает, что доля банковских сбережений в общем объёме сбережений граждан не превышает 20-30%, что говорит о значительных возможностях существенного увеличения пассивной базы за счёт привлечения сбережений населения. Фактически конкуренция между банками за средства вкладчиков сегодня идёт только на рынке краткосрочных сбережений населения и не затрагивает средств накопления. Политическая и экономическая нестабильность последнего десятилетия, недоверие граждан к российской валюте, многочисленные факты банкротства крупных финансовых компаний и банков сдерживают вовлечение средств населения в хозяйственный оборот. По мере стабилизации экономической и политической ситуации в стране возможности привлечения данных средств будут возрастать. Конкурентные преимущества на данном рынке будут иметь банки, способные гарантировать клиентам сохранность вкладов, обеспечить предоставление полного спектра качественных банковских услуг.

Потенциал Сбербанка России на рынке привлечения средств юридических лиц на текущий момент также не исчерпан. Возможность комплексного обслуживания крупнейших предприятий страны, имеющих развитую региональную структуру, на всей территории Российской Федерации даёт возможность закрепления большинства крупных корпоративных клиентов в Банке, а разветвлённая сеть филиалов позволяет удовлетворить потребности в банковском обслуживании малого и среднего бизнеса.

Учитывая вышесказанное, можно также предположить, что для клиентов Сбербанка будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений или другим праздникам.

Их сроки короче традиционных, а процент выше. Примером целевого вклада могут стать так называемые новогодние и рождественские вклады, т.е. в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года и Рождества, а в конце года банк выдаёт деньги вкладчикам. При этом желающие могут продолжать накопление денег до следующего нового года. Однако Сбербанк России в числе приоритетов процентной политики определяет увеличение доли долгосрочных депозитов.

Депозитная политика Сбербанка России определяет, что предлагаемые банком вклады будут учитывать потребности всех социальных и возрастных групп граждан - работающих и пенсионеров, молодежи, людей среднего возраста и будут рассчитаны как на малообеспеченные слои населения, так и на людей со средним и высоким уровнем дохода.

Здесь, для клиентов с разным уровнем дохода банк мог бы предложить принципиально новые финансовые услуги, например, соединение вкладных продуктов с кредитными и страховыми, разработать продукты, направленные на удовлетворение потребностей вкладчиков в жилье, крупных покупках, оплате образования, туризма и отдыха.

В отношении привлечения средств юридических лиц политика Банка весьма рациональна, однако конкурентным недостатком Сбербанка на сегодняшний день является низкая скорость прохождения платежей в ряде регионов, отставание в качестве обслуживания клиентов, недостаточное многообразие продуктового ряда. Совершенствование взаимодействия подразделений Сбербанка России и разнообразие продуктового ряда, несомненно, позволят привлечь средства юридических лиц.

Создание системы индивидуального обслуживания предполагает:

предложение клиенту специально разработанных индивидуальных схем и технологий, обеспечивающих развитие и оптимизацию бизнеса клиента, страхование его рисков;

закрепление за клиентом персональных менеджеров, обладающих необходимым уровнем полномочий, предоставление клиентам технологических и информационных возможностей Банка, широкого спектра консультационных услуг;

проведение гибкой тарифной политики индивидуального обслуживания. Кроме того, Сбербанк России обладает уникальными возможностями по одновременному продвижению набора услуг на всей территории России с меньшими затратами за счёт консолидации расходов на внедрение новых технологий и проведение рекламных кампаний, но, как таковой, рекламы банковских продуктов и услуг Сбербанка России потенциальные вкладчики не видят и не слышат. Отсюда следует, что банку следует разрабатывать системные подходы к рекламной политике, что сделает ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество Банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы, а также выгодно отличаться от предложений конкурентов. Для ускорения и облегчения клиентам получения необходимой информации о депозитах в Сбербанке целесообразно создать службу телемаркетинга - рекламу банковских вкладов по телефону, которая будет оказываться бесплатно.

Служба клиентского сервиса по телефону ведет индивидуальную работу с клиентами, заинтересованными в получении более детальной информации, и с клиентами, которых не удовлетворяют стандартные условия обслуживания. При этом не обязательно быть клиентом данного банка. Информация, предоставляемая данной службой, должна отражать содержание вида услуг и возможности их приобретения.

В том случае, если клиент затрудняется изложить свои проблемы, специалисты службы телемаркетинга зададут наводящие вопросы: какими средствами он располагает, на какой срок желает положить деньги на депозит, на какую прибыль рассчитывает и т.д. И потом уже порекомендуют тот вклад, который наиболее подходит под условия клиента. Если клиент решит оставить сведения о себе в базе данных информационной системы, то через некоторое время ему вышлют по почте не только справочную информацию о новых банковских продуктах и услугах, но и бланки необходимых документов.

Вследствие этого, телемаркетинг позволит удовлетворить большинство первичных звонков и тем самым будет способствовать привлечению в Сбербанк новых клиентов.

Таким образом, Сбербанк России, являясь лидером рынка розничных услуг населению, не в полной мере использует возможности продажи пакетов комплексных услуг всем категориям граждан. Слабо реализуются конкурентные преимущества (собственная расчётная система, разветвлённая сеть филиалов) и в работе Банка на рынке обслуживания юридических лиц. Отсутствие стратегии работы с определёнными группами клиентов, разрозненность предоставляемых услуг и отсутствие разумного баланса между продажей стандартных видов услуг и индивидуальным обслуживанием, недостаточная гибкость тарифной политики не позволяют эффективно использовать имеющиеся возможности и требуют скорейшего пересмотра. Объёмы оказываемых услуг не соответствуют месту Банка в банковской системе страны и должны быть существенно увеличены.

Также в целях совершенствования депозитной политики Сбербанк мог бы предложить ряд вкладов, ориентированных на клиентов с высоким уровнем доходов. Например, вклад, особенностью которого являлось бы то, что персональные данные клиента будут известны только одному человеку в Банке - менеджеру по работе с VIР-клиентами. При этом проценты могут выплачиваться ежемесячно, в том числе и на бесплатно выданную Банком пластиковую карту. Причём даже при внесении денег в кассу личность клиента не раскрывается, а значит среднему и младшему персоналу Банка не будут известны какие-либо данные о клиенте и риск раскрытия информации о вкладе ничтожен.

Таким образом, при разработке депозитной политики Сбербанку следует руководствоваться определенными критериями ее оптимизации, среди которых можно выделить следующие:

диверсификация ресурсов Банка с целью минимизации риска;

сегментирование депозитного портфеля (по клиентам);

дифференцированный подход к различным группам клиентов;

конкурентоспособность банковских продуктов и услуг.

Заключение

Итак, делая вывод из изложенного теоретического материала, можно сказать, что для коммерческих банков вклады - главный и одновременно самый дешевый вид ресурсов. Увеличение доли данного элемента в ресурсной базе уменьшает процентные расходы, однако высокая их доля ослабляет ликвидность банка.

Средства, привлеченные банком от своей клиентуры, зачисляются на текущие, депозитные и сберегательные счета. Остатки средств на таких счетах суммируются и даются в балансе единым показателем. При анализе депозитные привлеченные средства группируются по срочности, чтобы знать, на какой срок привлекается та или иная сумма средств. Увеличение доли вкладов до востребования уменьшает процентные расходы банка и позволяет получать более высокую процентную прибыль. Однако следует иметь ввиду, что эти вклады - самый непредсказуемый финансовый инструмент, поэтому высокая их доля в ресурсной базе может ослабить ликвидность банка. Срочные депозиты считаются наиболее стабильной частью привлекаемых ресурсов. Увеличение доли срочных депозитов в ресурсной базе способствует повышению устойчивости банка, позволяет осуществлять эффективное управление ликвидностью и платежеспособностью банка.

На основе проведенного анализа депозитных операций ПАО «Сбербанк России» можно сделать следующие выводы.

По сравнению с 2011 годом в 2015 году они выросли на

,15%, а вклады ЮЛ выросли больше, чем в 2,5 раза или на 160,36% и составили на 1 января 2015 года - 12309,726 млрд.руб

Таким образом, рост средств физических лиц перекрыл сокращение средств юридических лиц. Поэтому в целом за год наблюдается увеличение.

Исследование теоретических основ депозитной политики и оценка сложившейся ситуации в сфере привлечения средств во вклады ПАО «Сбербанка России» позволили выработать ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию вкладной политики для Банка.

Так, для укрепления депозитной базы и расширения ресурсного потенциала банку предлагается:

)Расширить перечень существующих вкладов, ориентируясь на различные слои населения с разным уровнем доходов.

)Расширить выпуск сберегательных сертификатов.

)Принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов.

)Производить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь.

)Ввести новую услугу для клиентов - службу телемаркетинга.

6)Активизировать рекламную деятельность банка.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31июля 1998 г. № 145‒ФЗ: в ред. от 29.11.2012 // СПС «Консультант Плюс».

.Амосов, А.И. Эволюция депозитной системы России / А.И. Амосов // Вопросы истории.- 2011.- № 8. - С.86-95.

.Белоусов, В. Д. Эволюция российской депозитной системы : учеб. пособие / В.Д. Белоусов.- Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2012. - 85 с.

.Берхина, Б. Денежно-кредитная система России/ Б. Берхина.-Новосибирск: Новая Россия, 2013.-.26 с.

.Бушуев С.А. Гребеник В. В. Экономическая теория. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга.- 2012.- 248 с.

.Грачева, А.В. Особенности развития депозитной системы в период перехода к рыночной экономике.- М.- 2013.- 118 с.

.Депозитнй механизм в условиях перехода к рыночной экономике: сборник / редкол: Колесников В.И. и др.; Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов.- СПб. 2013. - 113 с.

.Жуков, С. Монетарные аспекты российской реформы /С. Жуков// Мировая экономика и междунар. отношения.- 2013.- № 9. - С. 33-44.

.Захаров В. С. Реформе кредитно-денежной системы - 15 лет // Деньги и кредит.- 2012.- № 8. - С. 7-14.

.Золотарев, А. Н. Основы функционирования депозитного рынка России. Системный подход.- С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов.- СПб. Изд-во.- СПб.ГУЭФ.- 2012.- 131 с.

.Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Депозиты. Издательство: Финансы и статистика.- 2013.- 496 с.

.Кочмола К.В. Трансформация финансово-депозитной системы: проблемы и перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов: / Рост.гос. экон. ун-т "РИНХ", - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ).- 2012. - 107 с.

.Мазараки А. А., Ильин В. В. Философия денег. Издательство: Киевский национальный торгово-экономический университет.- 2012. - 720 с.

.Малинина Н.А. Денежные реформы в России: исторический аспект / Надежда Андреевна Малинина // Финансовый менеджмент.- 2011. № 3. - С.137-144

.Малышев С. А. Анализ результатов развития и перспективы экономики Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- № 4. - С. 39-44.

.Петраков, Н.Я. Проблемы стабилизации денежной системы в России // Экономика и мат. методы.- М., 2013. - Т. 28.- вып. 4. - С. 484-491.

.Плешанов А. Бумажный рубль в системе национальной безопасности России // Молодая гвардия.- 2013.- № 10. - С. 229-236.

.Рогачевская, М. А. Теория денег.// ЭКО.- 2013.- № 7. - С.139-159

.Тухватуллина Э. С. Дискуссии о золотом обращении в России// Мировая экономика и международные отношения.- 2013.- № 4. - С. 35-38.

.Яросон В. Денежно-депозитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит.- 2012. № 2.- С. 3-6.

.Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru свободный.

Похожие работы на - Совершенствование депозитной политики ПАО 'Сбербанк' России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!