Пути укрепления финансового состояния ПАО 'Аэрофлот – российские авиалинии' на основе проведенной оценки
Содержание
Введение
. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
. Оценка абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
. Оценка ликвидности баланса и финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
. Оценка деловой активности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
. Оценка рентабельности ПАО «Аэрофлот- российские авиалинии»
. Мероприятия направленные на укрепление финансового состояния ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
бухгалтерский финансовый платежеспособность рентабельность
Современные условия функционирования коммерческих организаций определяют необходимость систематического проведения финансового анализа как основы принятия обоснованных управленческих решений по укреплению положения организации на рынке, улучшению коммерческой деятельности, достижению финансовой устойчивости.
Финансовый анализ, в частности, позволяет определить направления финансовой стратегии и политики, обеспечивающие субъекту хозяйствования стабильное финансовое положение. Устойчивое финансовое состояние является основой эффективной коммерческо-производственной деятельности и экономического развития субъектов хозяйствования.
Анализ финансовой отчетности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, с помощью которого выявляются наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития.
Цель исследования - разработать пути укрепления финансового состояния ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» на основе проведенной оценки.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
) представить организационно-экономическую характеристику ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»;
2) осуществить оценку финансового состояния ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»;
) разработать пути по укреплению финансового состояния ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Объектом исследования являются финансы ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»; предметом - финансовое состояние ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» и пути его укрепления.
Анализируемый период исследования включает в себя три отчетных периода - 2013, 2014 и 2015 года.
Основными типами используемых источников информации являются:
) учебная литература;
) научные периодические издания ;
) фактические данные предприятия ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Структура работы представлена такими элементами, как введение, основная часть работы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии»
Открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» (далее ПАО «Аэрофлот» или Общество) учреждено в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.1992 г. №527 «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации».
По состоянию на 31 декабря 2015, 2014 и 2013 годов 51% акций ПАО «Аэрофлот» принадлежат Правительству Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 49% - трудовому коллективу авиакомпании и другим юридическим лицам. Основана в 1923 году. [16]
Учредителем ПАО «Аэрофлот» является Правительство Российской Федерации.
Цель ПАО «Аэрофлот» - построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России.
Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». Кроме того, в Группу входят авиакомпании «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Аврора» и «Победа». [17]
ПАО «Аэрофлот» осуществляет следующие основные виды деятельности:
авиационные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты по международным и внутренним авиалиниям на коммерческой основе в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и других нормативно - правовых актов Российской Федерации и Общества в области гражданской авиации, а также лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемыми в установленном порядке;
внешнеэкономическая деятельность;
организация летно-штурмавого, метереологического и наземного обеспечения полетов с целью обеспечения их безопасности и регулярности;
обслуживание пассажиров клиентуры, предоставление различного рода услуг;
обслуживание грузов, их отправлений и получателей;
осуществление аэропортной деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;
выполнение функций таможенного авиаперевозчика в порядке, предусмотренном законодательства Российской Федерации;
техническое обслуживание и ремонт воздушных судов отечественного и иностранного производства;
бронирование мест (емкостей воздушных судов), издание, оформление и продажа пассажирских, грузовых и других первичных документов;
развитие гостиничной, туристической деятельности
осуществление профессиональной деятельности в области финансов и кредита в соответствии с законодательством РФ;
осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ и др. [16]
Уставный капитал Общества составляет 1 110 616 299 рублей.
Уставный капитал Общества разделен на 1 110 616 299 размещенных обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (Один) рубль каждая, предоставляющих ее владельцу все предусмотренные Федеральным законом «Об
акционерных обществах» и настоящим Уставом права акционера - владельца обыкновенных акций.
Общество вправе дополнительно к размещенным акциям разместить 250 000 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая (объявленные акции). Каждая из дополнительно размещаемых акций Общества предоставляет акционеру - ее владельцу объем прав, определенный Уставом Общества, одинаковый с объемом прав, предоставляемым размещенным акциям.
Уставный капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций. [16]
В авиакомпании наблюдается тенденция непрерывного роста производственных показателей, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Производственные показатели ПАО «Аэрофлот»
Показатель2015г.2014г.2013г.1234Перевезено пассажиров, млн чел.23,620,917,7Выполненный пассажирооборот, млрд пкм67,160,250,5Предельный пассажирооборот, млрд ккм85,876,464,9Занятость пассажирских кресел, %78,278,877,9Перевезено грузов и почты, тыс. тонн145,3176,5194,0Выполненный тоннокилометраж, млрд ткм6,76,35,7Коммерческая загрузка, %63,164,463,8Источник: Отчеты компании и основные производственно-финансовые показатели ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2015 год [Электронный ресурс] // ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - URL: #"justify">В 2015 году авиакомпания добилась высоких производственных результатов. По сравнению с 2014 годом пассажирооборот авиакомпании вырос на 15% и превысил 67 млрд пассажирокилометров. Число обслуженных пассажиров выросло на 13% и превысило 23 млн человек. Было доставлено 145,3 тыс. тонн грузов - на 18% меньше, чем в 2014 году.
На данном этапе своего развития ПАО «Аэрофлот» в основном сформировала свою маршрутную сеть. Поэтому сейчас главной задачей является повышение эффективности ее использования за счет гибкого реагирования на потребности рынка. [17]
Для более детального анализа финансового состояния предприятия проведем горизонтальный и вертикальный анализ его бухгалтерского баланса.
2. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
Экономическая деятельность авиакомпании ПАО «Аэрофлот» имеет отражение в статьях баланса и показателях финансовой отчетности.
С помощью данных бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот» за 2015 год, используя горизонтальный и вертикальный анализ получим ряд характеристик имущества 2013-2015 гг.
За анализируемый период общая величина имущества Общества увеличивалась . Всего за 2015 год увеличилось на 16,9% или на 24714089 тыс. руб. (Рис. 1)
Рис. 1 Состав и структура актива бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013-2015 гг., тыс.руб.
Источник: Составлено автором на основе бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2015 год.
В структуре оборотных активов Общества за 2015 год наибольший удельный вес составляют оборотные активы (около 58,47%). Среди оборотных активов Общества наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность (около 66,45%), что способствует повышению уровня его платежеспособности и деловой активности. Рост дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении средств из оборота. В результате увеличивается потребность предприятия в дополнительных источниках финансирования для погашения собственной кредиторской задолженности.
В структуре внеоборотных активов Общества наблюдается положительная динамика показателей баланса. По сравнению с 2014 годом в 2015 году структура баланса увеличилась на 18824075 тыс. руб..
Среди внеоборотных активов заметное место занимает дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (около 52,37%).
Структура пассива баланса Общества представлена на рис. 2.
.
Рис. 2. Состав и структура пассива бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013-2015 гг., тыс.руб.
На начало и конец периода величина показателя краткосрочные пассивы была положительной - 892834.0 и 13268749.0 тыс.руб. Поэтому отмечалось его увеличение на 12375915.0 тыс.руб. или 1386.14 %.
Показатель долгосрочные пассивы на начало и конец периода характеризуется положительными величинами - 15994216.0 и 15763334.0 тыс.руб. При этом он уменьшился на (-230882.0) тыс.руб. или (-1.44) %.
На начало и конец периода значение показателя постоянные пассивы было положительным - 55822487.0 и 63283028.0 тыс.руб. В результате отмечалось его увеличение на 7460541.0 тыс.руб. или 13.36 %.
На основе баланса можно определить следующие важные характеристики финансового состояния предприятия.
. Общая стоимость имущества предприятия, которая равняется валюте баланса на начало и конец анализируемого периода.
Показатель общая стоимость имущества предприятия на начало и конец периода характеризуется положительными величинами - 108874045.0 тыс. руб. и 145880279.0 тыс.руб. При этом он увеличился на 37006234.0 тыс.руб. или 33.99 %.
. Стоимость оборотных (иммобилизованных) средств предприятия, равная итогу раздела - Внеоборотные активы.
На начало и конец периода значение показателя стоимость иммобилизованного имущества было положительным - 41759020.0тыс.руб. и 60583095.0 тыс.руб. В результате отмечалось его увеличение на 18824075.0 тыс.руб. или 45.08 %.
. Стоимость оборотных (мобильных) средств.
Величина показателя стоимость оборотных активов была положительной на начало и конец периода - 67115025.0 и 85297184.0 тыс.руб. Вследствие этого он увеличился на 18182159.0 тыс.руб. или 27.09 %.
. Стоимость материально-производственных запасов.
На начало и конец периода показатель стоимость материально-производственных запасов характеризуется положительными величинами - 3406072.0 и 4173369.0 тыс.руб. Соответственно произошло его увеличение на 767297.0 тыс.руб. или 22.53 %.
. Объем собственного капитала предприятия (раздел III баланса).
Значение показателя собственный капитал предприятия было положительным на начало и конец периода - 55822487.0 и 63283028.0 тыс.руб. В результате он увеличился на 7460541.0 тыс.руб. или 13.36 %.
. Величина заемных средств, равная сумме итогов разделов IV и V баланса.
На начало и конец периода величина показателя заемные средства была положительной - 53051558.0 и 82597251.0 тыс.руб. Поэтому отмечалось его увеличение на 29545693.0 тыс.руб. или 55.69 %.
. Рабочий капитал, составляющий разницу между разделами II и V баланса.
Показатель рабочий капитал на начало и конец периода характеризуется положительными величинами - 28585026.0тыс.руб. и 16837712.0 тыс.руб. При этом он уменьшился на (-11747314.0) тыс.руб. или (-41.1) %.
3. Оценка абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
Финансовая устойчивость предприятия является отражением стабильности его финансового положения, достигаемое за счет высокого удельного веса собственного капитала в структуре общих финансовых средств. Для определения финансовой устойчивости можно использовать большое число взаимосвязанных показателей. Под платежеспособностью принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем источники их формирования.
Изначально рассчитаем относительные показатели ликвидности и платежеспособности.
К основным относительным показателям финансовой устойчивости относятся следующие коэффициенты:
-коэффициент обеспеченности собственными средствами;
-коэффициент обеспеченности материальными запасами;
-коэффициент маневренности собственного капитала;
-коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;
-коэффициент автономии;
-коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
-коэффициент ликвидности и платежеспособности предприятия.
Рассчитаем изначально относительные показатели ликвидности и платежеспособности. Полученные результаты их расчета представим в таблице 2.
Таблица 2. Результаты оценки показателей ликвидности и платежеспособности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013-2015 гг.
Наименование показателя2015 г.2014 г.2013 г.1234Коэффициент абсолютной ликвидности0,350,420,34Коэффициент текущей ликвидности1,31,91,5Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности0,81,10,8Источник: составлено автором на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 - 2015гг.
Коэффициент абсолютной ликвидности, показывает, какая часть текущих обязательств, может быть покрыта за счет денежных средств и ценных бумаг, и является критерием платежеспособности предприятия. Рекомендуемое значение данного коэффициента в пределах 0,1 - 0,7. Исходя из анализа, мы видимо, что платежеспособность компании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» имеет устойчивое положение. В 2013 году, например, ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» способно было погасить 34% своих обязательств, что говорит об низкой платежеспособности компании. В 2014 году положение общества улучшилось, и в 2015 году этот показатель уменьшился и составил 35%, что свидетельствует о низкой платежеспособности организации.
Коэффициент текущей ликвидности представляет интерес для держателей ценных бумаг. Оптимальное значение от 2 до 2,5. Общество за анализируемый период (2013 - 2015 гг.) утратило возможность погашения текущими активами свои текущие обязательства, так как проанализируемые коэффиценты находятся в пределах ниже нормы. Полученные значения указывают на необходимость систематической работы с дебиторами.
Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности позволяет лучше, чем коэффициент текущей ликвидности, оценить платежеспособность, так как включает при расчете в состав активов их наиболее ликвидную часть. С помощью этого коэффициента можно определить, каковы возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства имеющимися денежными средствами, финансовыми вложениями или привлечением для ее погашения дебиторской задолженности. Он рассчитывается как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме краткосрочной кредиторской задолженности. Допустимое значение коэффициента 0,1 - 0,7. Значение коэффициента промежуточной платежеспособности и ликвидности за анализируемый период (2013-2015гг.) выше оптимального уровня, что свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия.
Далее рассчитаем остальные показатели финансовой устойчивости Общества, полученные данные сведем в таблицу 3.
Таблица 3. Результаты оценки относительных показателей финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 - 2015 гг.
Наименование показателя 2015 г. 2014 г. 2013 г.Допуст-ое значение 12 3 4 5Коэффициент обеспеченности собственными средствами0,030,210,11≥0,1(10%)Коэффициент маневренности0,040,250,150,2-0,5Коэффициент финансовой независимости0,430,510,440,4 £ Кфн £ 0,6Коэффициент финансовой зависимости0,550,470,54менее 0,5Коэффициент самофинансирования0,081,240,08>= 1,0Источник: составлено автором на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 - 2015гг.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, какая часть оборотных активов финансируются за счет собственных средств. Чем меньше значение коэффициента, тем неустойчивее финансовое состояние организации. Можно вделать вывод о том, что в 2015 г. у организации уменьшается собственный капитал.
Коэффициент маневренности показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Коэффициент маневренности зависит от структуры и специфики отрасли. В 2013 и 2015 годах коэффициент маневренности ниже допустимого значения, это значит, что организация не в состоянии самостоятельно обеспечить формирование затрат и запасов.
Коэффициент финансовой независимости показывает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала. Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. За анализируемый период (2013-2015 гг.) допустимое значение находится в допустимых пределах , можно сделать вывод, что авиакомпания погашает долги перед кредиторами за счет собственных средств и предприятие становится независимым.
Коэффициент финансовой зависимости показывает, в какой степени организация зависит от внешних источников финансирования, сколько заемных средств привлекла организация на 1 руб. собственного капитала. Он показывает также меру способности организации, ликвидировав свои активы, погасить полностью кредиторскую задолженность. Полученные значения коэффициента финансовой зависимости находятся значительно выше допустимого значения. Следовательно авиакомпания теряет свою финансовую устойчивость.
Коэффициент самофинансирования показывает насколько эффективно предприятие использует источники увеличения собственного капитала, и выяснить основные направления вложения собственных средств. В 2013 и 2015 годах коэффициент самофинансирования ниже допустимого значения, это значит, что организация не в полной мере использует возможности наращения собственного капитала за счет получаемой прибыли.
За исследуемый период финансовое состояние ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» ухудшилось. Значение показателя обеспеченности собственными средствами ухудшилось, это говорит о том, что собственный капитал, уменьшается, возрастает риск возникновения просроченной задолженности, у организации растет риск потери финансовой устойчивости.
В настоящее время особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом. Необходимо обратить внимание на использование части основных производственных фондов.
Далее перейдем к оценке абсолютных показателей ликвидности. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «Запасы» II раздела актива баланса.
Рассчитаем абсолютные показатели авиакомпании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2015 г.
1)СОС2015 = 63283028 - 60583095 = 2699933 тыс. руб.
2)СДИ2015 = 2699933 + 141371779 = 143837712 тыс. руб.
3)ОИЗ2015 = 143837712 + 68459472 = 212297184 тыс.руб.
Далее рассчитаем абсолютные показатели авиакомпании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2015 г.
1)СОС2014 = 55822487 - 41759020 = 14063467 тыс. руб.
2)СДИ2014 = 14063467 + 14521559 = 28585026 тыс. руб.
3) ОИЗ2014 = 285850026 + 38529999 = 324380025 тыс. руб.
Затем рассчитаем абсолютные показатели авиакомпании ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 г.
1)СОС2013 = 46811977 - 39870276 = 6941701 тыс. руб.
2)СДИ2013 = 6941701 + 11841288 = 18782989 тыс. руб.
3)ОИЗ2013 = 18782989 + 48158143 = 66941132 тыс. руб.
В 2015 году показатели обеспеченности запасов источниками финансирования ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» составили:
) ∆СОС2015 = 2699933 - 4173369 = -1473436 тыс. руб.
) ∆СДИ2015 = 28585026 - 4173369 = 24411657 тыс. руб.
) ∆ОИЗ2015 = 212297184 - 4173369 = 208123815 тыс. руб.
В 2014 году показатели обеспеченности запасов источниками финансирования ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» составили:
) ∆СОС2014 = 14063467 - 3406072 = 10657395 тыс. руб.
) ∆СДИ2014 = 28585026 - 3406072 = 25178954 тыс. руб.
) ∆ОИЗ2014 = 324380025 - 3406072 = 320973953 тыс. руб.
В 2013 году показатели обеспеченности запасов источниками финансирования ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» составили:
) ∆СОС2013 = 6941701 - 3077494 = 3864207 тыс. руб.
) ∆СДИ2013 = 18782989 - 3077494 = 15705495 тыс. руб.
) ∆ОИЗ2013 = 66941132 - 3077494 = 63863638 тыс. руб.
Таблица 4. Оценка абсолютных показателей финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (показатели обеспеченности запасов источниками финансирования) за 2013-2015 гг. (тыс.руб.)
Наименование показателя2013 г.2014 г.2015 г.∆СОС3864207 15705495 3864207 10657395-1473436∆СДИ157054952517895424411657∆ОИЗ63863638320973953208123815
Изучив типы финансовой устойчивости можно сделать вывод что, финансовая устойчивость ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в 2015 году характеризуется нормальной платежеспособностью, в предыдущих годах авиакомпания была, абсолютно платежеспособна. У компании наблюдается высокая доходность текущей деятельности.
Таким образом, анализ платежеспособности по коэффициентам показал, что у компании ПАО «Аэрофлот» есть проблемы с погашением текущих (краткосрочных) обязательств, но не смотря на это, наблюдается нормальная финансовая устойчивость авиакомпании.
4. Оценка ликвидности баланса и финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность - это наличие у него средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и, одновременно, для осуществления своей деятельности.[11,с.23]
Для оценки платежеспособности предприятия используются показатели ликвидности. Предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно считается более ликвидным, чем предприятие, оборотный капитал которого преимущественно состоит из запасов.[12]
В экономической литературе принято различать ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность организации. Под ликвидностью актива понимается способность его трансформации в денежные средства, а степень ликвидности актива определяется промежутком времени, необходимом для его превращения в денежную форму. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса - это ее способность превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Качественное отличие этого понятия от ликвидности активов в том, что ликвидность баланса отражает меру согласованности объемов и ликвидности активов с размерами и сроками погашения обязательств, в то время как ликвидность активов определяется безотносительно к пассиву баланса. Ликвидность организации - более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов).
Главная задача оценки ликвидности баланса - определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 «Самые ликвидные активы»:
-финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
-денежные средства и денежные эквиваленты.
А1 = стр. 1240 + стр. 1250 (формы №1)
А2 «Быстрореализуемые активы»:
-краткосрочная дебиторская задолженность;
-прочие оборотные активы.
А2 = стр. 1232 + стр. 1260 (формы №1)
А3 «Медленно реализуемые активы»:
-запасы;
-НДС по приобретенным ценностям.
А3 = стр. 1210 + стр. 1220 (формы №1)
А4 «Труднореализуемые активы»:
-внеоборотные активы;
-долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 = стр. 1100 + стр. 1231 (формы №1)
1)Пассивы должны быть сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты:
П1 «Наиболее срочные обязательства»:
-краткосрочные заемные средства;
-кредиторская задолженность.
П1 = стр. 1510 + стр. 1520 (формы №1)
П2 «Менее срочные обязательства»:
-задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
-прочие краткосрочные обязательства.
П2 = стр. 1526 + 1550 (формы №1)
П3 «Долгосрочные пассивы»:
-долгосрочные обязательства;
-оценочные обязательства (краткосрочные).
П3 = стр. 1400 + 1540 (формы №1)
П4 «Постоянные или устойчивые пассивы»:
-капитал и резервы;
-доходы будущих периодов.
П4 = стр. 1300 + стр. 1530 (формы №1)
Для определения ликвидности баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» необходимо сопоставить произведенные расчеты групп активов и групп обязательств (табл.1). Баланс считается абсолютно ликвидным при условии, если выполняются следующие 4 неравенства:
А1 ≥ П1
А2 ≥ П2
А3 ≥ П3
А4 < П4
Таблица 5. Анализ ликвидности баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013-2015 гг.
Наименование статейАбсолютные величиныОтносительные величиныИзменения2013г.2014г.2015г.2013г.2014г.2015г.в абсолютных величинахв структуре2014г.2015г.2014г.2015г.1234567891011А115 607 16115 615 76623 629 357 14,67%14,34%16,20%-543958013591-0,33%1,85%А246 660 50246 655 92856 680 60443,68%42,85%38,85%-457410024676-0,83%-4,00%А34 610 4694 843 3314 987 2234,32%4,45%3,42%2328621438920,13%-1,03%А439 870 2764175902060 583 09537,33%38,36%41,53%1888744188240751,03%3,17%Баланс (Б)10681140810 887 4045145880279100%100%100%20626373700623400П146 249 23237 057 34266 833 91743,30%34,04%45,81%-919189029776575-0,09%11,78%П20000000000П313 582 58215 729 11815 501 75212,72%14,45%10,63%2146536-2273660,02%-3,82%П446 979 59456 087 58563 544 61043,98%51,52%43,56%910799174570257,53%-7,96%Баланс (Б)106 811 408108 874 045145 880 279100%100%100%2 062 63737 006 23400Источник: Составлено автором на основе бухгалтерского баланса ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2015 г.
За анализируемый период, выполняется условие А2 ≥ П2 . Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность анализируемого баланса как недостаточную. При этом, за анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.
Исходя из данных аналитического баланса, можно считать, что причиной снижения ликвидности явилось то, что кредиторская задолженность увеличилась, чем денежные средства.
В этом случае для уточнения платёжеспособности организации рассчитаем показатели, применяемые для оценки ликвидности.
5. Оценка деловой активности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»
Для оценки деловой активности расчитаем следующие коэффициенты:
-Коэффициент оборачиваемости активов;
-Продолжительность одного оборота активов;
-Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов;
-Продолжительность одного оборота внеоборотных активов;
-Коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
-Продолжительность одного оборота оборотных активов;
-Коэффициент оборачиваемости запасов;
-Продолжительность одного оборота запасов;
-Коэффициент оборачиваемости готовой продукции;
-Продолжительность одного оборота готовой продукции;
-Коэффициент оборачиваемости денежных средств;
-Продолжительность одного оборота денежных средств;
-Операционный цикл;
-Коэффициент фондоотдачи;
-Коэффициент оборачиваемости собственного капитала;
-Продолжительность одного оборота собственного капитала;
-Продолжительность одного оборота заёмного капитала;
-Коэффициент оборачиваемости привлеченного финансового капитала;
-Продолжительность одного оборота привлечённого финансового капитала;
-Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
-Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности;
-Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
-Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности.
Результаты представим в таблице 6.
Таблица 6. Результаты оценки показателей деловой активности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 - 2015 гг.
Наименование показателя2015201420131234Коэффициент оборачиваемости активов3,293,793,74Продолжительность одного оборота активов110,9496,397,59Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов8,99,19,88Продолжительность одного оборота внеоборотных активов41,0140,1136,94Коэффициент оборачиваемости оборотных активов6,666,116,02Продолжительность одного оборота оборотных активов54,859,7460,63Коэффициент оборачиваемости запасов89,33116,3797,22Продолжительность одного оборота запасов4,093,143,75Коэффициент оборачиваемости денежных средств25,3124,3326,41Продолжительность одного оборота денежных средств14,421513,82Операционный цикл47,1344,4334,42Коэффициент фондоотдачи52,441,8139,8Коэффициент оборачиваемости собственного капитала14,267,957,06Продолжительность одного оборота собственного капитала25,645,9151,7Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала5,426,777,96Продолжительность одного оборота заёмного капитала67,3453,9145,85Коэффициент оборачиваемости привлеченного финансового капитала11,6130,462,87Продолжительность одного оборота привлечённого финансового капитала31,44125,81Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности8,488,8411,9Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности43,0441,2930,67Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности9,9710,1611,34Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности36,6135,9332,19 Источник: составлено автором на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за 2013 - 2015гг.
Коэффициент оборачиваемости активов показывает количество полных циклов обращения продукции за анализируемый период. Данное значение коэффициента в 2015г. стало ниже чем в 2014г. Причинами падения может служить падение объема продаж и рост суммы используемых активов. Продолжительность одного оборота по сравнению с 2014г. стало выше.
Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов показывает скорость оборота не мобильных активов предприятия за анализируемый период. Снижение коэффициента в 2015г. может быть вызван с одной стороны недоиспользованием основных средств, а с другой стороны увеличением производственного потенциала для обеспечения роста продукции. Продолжительность оборота внеоборотных активов за анализируемый период вырос, что говорит о высокой скорости оборачиваемости активов.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Данный коэффициент за анализируемый период вырос. Это свидетельствует о том, что капитал оборачивается быстрее, каждая единица актива организации приносит больше прибыли.
Коэффициент оборачиваемости запасов показывает сколько раз в среднем продаются запасы предприятия. Чем выше оборачиваемость запасов, тем более эффективным является производство и тем самым меньше потребности в оборотном капитале. Самое высокое значение коэффициента было в 2014г. и составило 116,37. К 2015г. данное значение стало ниже, что свидетельствует о потребности организации в оборотном капитале. Рост продолжительности запасов увеличивает продолжительность оборота активов в целом. За анализируемый период данное значение увеличивается, следовательно предприятие не использует возможности роста деловой активности.
Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает быстроту оборота средств организации, которые находятся в кассе организации и на его расчетных счетах. Значение коэффициента в 2015г. больше чем в 2014г. Это говорит о положительной платежеспособности и экономической стабильности организации, а также об эффективности управления денежно-финансовыми ресурсами. Денежные средства в отчетный период поступали на счета и в кассу организации на 0,58 дней медленнее чем в 2014г, что является отрицательным фактором.
Операционный цикл - это время между приобретением материалов, используемых в производственном процессе и их продажей в обмен на денежные средства или инструменты, легко обратимые в денежные средства. В 2015г. по сравнению с 2014г. операционный цикл увеличился на 2,7 дней. Этот показатель является отрицательной характеристикой производства, поскольку при увеличении длительности операционного цикла увеличивается время между закупкой сырья и получением выручки, вследствие чего снижается рентабельность.
Коэффициент фондоотдачи показывает эффективность использования основных средств предприятия. За анализируемый период коэффициент вырос. Причинами роста могут служить ввод новой техники, рост затрат на технику, безопасности уменьшения коэффициента сменности работы оборудования, увеличение целодневных простоев оборудования.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов. Низкий показатель в 2013-2014гг. означает бездействие части свободных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения средств в другой более подходящий источник доходов. Продолжительность оборота собственного капитала в 2015г. значительно упала. Это отражает неблагоприятную для предприятия тенденцию.
Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала показывает сколько требуется оборотов для оплаты всей задолженности. Значение коэффициента за анализируемый период уменьшился. Это говорит о том, что скорость оборота краткосрочного и долгосрочного заёмного капитала увеличивается. Продолжительность оборота заёмного капитала увеличивается. Это говорит о высокой скорости погашения краткосрочного и долгосрочного заёмного капитала.
Коэффициент оборачиваемости привлечённого финансового капитала показывает сколько требуется оборотов для оплаты задолженности по кредитам.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает сколько раз в среднем в течение года дебиторская задолженность превращалась в денежные средства. Снижение коэффициента в 2014-2015гг. может означать проблемы с оплатой счетов у покупателей; организацию взаимоотношений с покупателями, обеспечивающую более выгодной покупателю график платежей с целью привлечения и удержания клиентуры. Продолжительность оборота дебиторской задолженности показывает сколько в среднем дней требуется для оплаты дебиторской задолженности. Данное значение в 2014-2015гг. стало выше, что говорит о неосмотрительной кредитной политики организации по отношению к покупателям, наступлении неплатежеспособности и банкротства некоторых покупателей, слишком высокие темпы наращения объема продаж.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов. Снижение коэффициента за анализируемый период может означать повышение мобильности деятельности предприятия в процессе расчетов. Уменьшение объемов кредиторской задолженности связанно с финансированием нехватки денежных средств, которые поступают от дебиторов, а следовательно снижается зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности за анализируемый период увеличивается. Это говорит о том, что организация активно финансирует текущую деятельность за счет участников производственного процесса, за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по оплате налогов.
Проанализировав показатели деловой активности ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», можно сделать вывод. В анализируемом периоде произошло ускорение оборачиваемости активов. Очевидно, что причиной повышения стало увеличение скорости оборота оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности уменьшился, поэтому можно говорить о некотором улучшении состояния платежной способности организации по отношению к поставщикам сырья, продукции и товаров, а также небюджетным, бюджетным фонтам и сотрудникам компании.