Государственные внебюджетные фонды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,09 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные внебюджетные фонды












Государственные внебюджетные фонды

Введение

В условиях нестабильной экономики, когда происходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы особо важное значение приобретает социальная защита населения.

Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.).

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, поэтому вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и таким образом проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение порядка составления и уплаты отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

.Дать характеристику и основные понятия государственных внебюджетных фондов РФ;

.Рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения между государственными внебюджетными фондами и плательщиками взносов;

.Рассмотреть правила исчисления и уплаты страховых взносов.

Глава 1. Экономическая сущность государственных внебюджетных фондов

.1 Пенсионный фонд РФ

Пенсионный Фонд РФ - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации. Средства Пенсионного Фонда формируются по Положению о Пенсионном Фонде РФ за счет трех ведущих источников доходов:

.страховых взносов работающих;

.страховых взносов работодателей;

.ассигнований из федерального бюджета России.

Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках - Центральном и коммерческих банках. На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.

Плательщиками страховых взносов являются:

.работающие граждане;

.российские и иностранные компании как работодатели;

.предприниматели без образования юридического лица;

.граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);

.фермерские хозяйства;

.общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

.религиозные объединения.

Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в Пенсионном фонде. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного индивидуального Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования налогоплательщика, в котором указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также пол застрахованного лица. [1]

Застрахованное лицо обязано хранить это свидетельство у себя и требовать обмена в случае изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения, а также в случае обнаружения неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.

Застрахованное лицо, согласно российскому законодательству, должно предъявить страховое свидетельство при приеме на работу или при заключении договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или при заключении авторского договора.\

Существует также закрытый перечень организаций (лиц), не являющихся плательщиками страховых взносов:

.общественные организации инвалидов; объединения, предприятия, учреждения, созданные такими организациями для осуществления своих уставных целей;

.частично - благотворительные организации;

.воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции).

Вновь созданные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны пройти процедуру регистрации в местном отделении Пенсионного фонда. Они регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения - даты, стоящей в учредительных документах. Банковский счет таких организаций и индивидуальных предпринимателей открывается только при предъявлении документов о том, что плательщик прошел процедуру регистрации во внебюджетном фонде.

Налогооблагаемая база по страховым взносам рассчитывается как сумма начисленной заработанной платы данному предприятию, учреждению, организации. В состав начисленной оплаты труда законодатель включает все виды вознаграждений в денежных и натуральных формах (как, например, работу в выходные дни и праздники, сверхурочную работу) независимо от источника финансирования.

Однако существует ряд выплат, по которым страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Сегодня в России такими выплатами являются:

.страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования;

.доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью организации, предприятия, учреждения;

.материальная (финансовая) помощь, оказываемая в связи чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;

.компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

.стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;

.и другие. [1]

Работодатели (предприятия, учреждения, организации) и граждане, использующие труд наемных работников выплачивают в Пенсионный фонд РФ взносы в размере 22%. При превышении предельной величины налогооблагаемый базы, в 2016 году она составила 796 000 руб., суммы сверх предельной базы облагаются по ставке 10%. Эти взносы перечисляются одновременно с подоходным налогом физических лиц.

Некоторые категории предприятий (организаций) и индивидуальные предприниматели (ИП) платят страховые взносы по пониженным тарифам:

.Ставка 20% устанавливается для:

.1ИП на патентной системе налогообложения;

.2ИП и организации на УСН, применяющие льготные виды деятельности;

.3Аптечные организации и ИП-фармацефты на ЕНВД;

.4НКО на УСН, осуществляющие деятельность в области соц. обслуживания населения, науки, здравоохранения, культуры и искусства;

.5Благотворительные организации на УСН.

.Ставка 14 % установлена для организации, получивших статус участника проекта «Сколково»

.Ставка 8%:

.1Организации, осуществляющие технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах;

.2Организации в области ИТ, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД (при определённых условиях);

.3Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ №127;

.Ставка 6% для ИП и организации - участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе.

Работодатели должны оплатить страховые взносы не позднее 15-ого числа каждого месяца. Так же, один раз в месяц, работодатели начисляют и удерживают страховые взносы со своих работников. [2]

Оплата страховых взносов осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для выплаты заработной платы. Платежи в Пенсионный фонд осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.

Страховые взносы работодателей относятся ими на себестоимость продукции - оказанных услуг, выполненных работ и т.д.

Существует градация страховых взносов, и к нарушению порядка отчислений той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в фонды, применяются различного рода финансовые санкции.

Средства, поступившие на счета Пенсионного фонда РФ, используются на выплаты:

.государственных пенсий по старости и инвалидности;

.пенсий военным;

.компенсаций пенсионерам.

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов, отчеты об их исполнении составляются Правлением Пенсионного фонда. Бюджет утверждается законодательным органом - Федеральным Собранием Российской Федерации.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий исполнительный орган - Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения во всех субъектах Российской Федерации. На местах, т.е. в городах, районах, функционируют местные отделения Фонда. Отделения обеспечивают всю организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, программ социального обеспечения (региональных). Они отвечают и за контроль за расходованием выделенных средств.

.2 Фонд социального страхования РФ

отчетность взнос внебюджетный фонд

Фонд социального страхования - это государственный внебюджетный фонд, созданный с целью социальной защиты граждан 1 января 1991 г.

Фонд социального страхования субъекта РФ является централизованным фондом финансовых ресурсов, аккумулирующим денежные средства, предназначенные для оказания помощи и услуг, формируемые на страховой основе. К имуществу Фонд социального страхования субъекта РФ относят имущество, закрепленное за данным фондом, а так же имущество подведомственных организаций.

Основными задачами фонда являются:

.Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности;

.Пособия по беременности и родам;

.Выплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет (декретные);

.Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

.Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

.Разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

На сегодняшний день Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования [6, с. 67].

Средства Фонда образуются за счет:

.страховых взносов работодателей;

.ассигнований из бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, а также в других установленных законом случаях;

.добровольных взносов граждан и юридических лиц;

.поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.

Плательщиками взносов в фонд социального страхования являются:

.Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие выплаты заработной платы наемным работникам;

.ИП, не имеющие наемных работников, платят страховые взносы «за себя»;

.Физические лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и др.).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию

Уплата страховых взносов в Фонд производится в соответствии с тарифом, утвержденным законодательством - 2, 9 % на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется Фондом непосредственно, а также - в рамках своей компетенции - Государственной налоговой службой, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - также Фондом, но уже с участием профсоюзов [7, с. 201].

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов Фонда социального страхования. При Фонде образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования - внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.

В рамках действующего законодательства и, прежде всего, Закона РСФСР Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР от 28 июня 1991 г. в России созданы Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Они действуют как самостоятельные и некоммерческие (не ставящие целью получение прибыли) финансово-кредитные учреждения.

Средства Федерального и территориального фондов медицинского страхования находятся, тем не менее, в собственности государства, в состав других фондов (прежде всего близкого по духу Фонда социального страхования) не входят и изъятию не подлежат.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд выступают:

.любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;

.органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.

Все плательщики в этот фонд также подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания этого территориального фонда.

Объект выплат - оплата труда, начисленная по всем основаниям. Тариф составляет 5, 1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносы включаются работодателем в себестоимость продукции.

Страховые взносы в Фонд не начисляются по следующим выплатам:

.дивиденды и проценты, выплачиваемые по акциям;

.предоставление выходного пособия при увольнении;

.стоимость бесплатно предоставляемых услуг;

.компенсационные выплаты;

.прочие выплаты.

При обслуживании гражданина Фондом обязательного медицинского страхования ему выдается (по месту работы либо жительства) страховой полис, по которому ему гарантировано предоставление необходимого минимума медицинских услуг в поликлинике и стационаре.

В этот минимум входят:

.выбор пациентом поликлиники, участкового врача (врача общей практики);

.госпитализация в палату на 4-8 мест;

.прикрепление лечащего врача, медсестринского персонала в стационарном учреждении;

.предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским показаниям;

.перевод в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня по медицинским показаниям;

.обследование и лечение родителей, госпитализированных с детьми;

.услуги по обслуживанию беременных и родам, и др.

Оплата необходимых медикаментов, согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству производится:

.В стационаре и при оказании всех видов скорой и неотложной помощи - за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию (т. е. - взносов в Фонд).

.В амбулаторно-поликлинических условиях - за счет личных средств граждан.

Обязательное медицинское страхование - это элемент социальной политики государства. По нему, как и по деятельности и эффективности трех предыдущих социальных внебюджетных фондов судят о развитии и жизнеспособности любого общества и положении личности в этом обществе.

Глава 2. Отчетность по взносам во внебюджетные фонды РФ

.1 Нормативно-правовая база, регулирующая отчетность во внебюджетные фонды РФ

Все организации в своей деятельности должны правильно организовать финансовый учет расчетов по социальному страхованию при исчислении и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В бухгалтерском учете по расчету страховых взносов должны руководствоваться основным правовым актом, которым является Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, этот закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

Согласно Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны уплачивать страховые взносы отдельными платежными поручениями, которые перечисляются в:

.Пенсионный фонд РФ:

.1обязательное пенсионное страхование;

.2обязательное медицинское страхование.

.Фонд социального страхования РФ:

.1обязательно социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

.2обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [3]

Расчеты с внебюджетными фондами в организации формируются на основе следующих документов:

.Трудовой кодекс РФ. Им регулируются все трудовые отношения, права и обязанности между работодателем, который является страхователем, и работником, который является застрахованным лицом в отношении социального страхования

.Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. « О бухгалтерском учете».

Данный закон является основополагающим для всего ведения бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерского учета отчислений на социальные нужды он актуален в части уетной политики, утверждения форм первичных документов, использования регистров бухгалтерского учета.

.ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Формирование учетной политики, раскрытие учетной информации в ней, порядок изменения учетной политики.

.План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению №174-н от 16.12.2010. Рабочий план счетов для учета активов, обязательств, хозяйственных операций в бюджетной организации.

.Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В данном законе закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников - выплаты пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления.

.Синтетический счет 0 303 00 000, в разрезе аналитических счетов. Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов.

.Главная книга. Отражает движение и остатки по счетам расчетов с внебюджетными фондами.

.Бухгалтерский баланс. Отражает дебиторскую и кредиторскую задолженность в общей сумме по счетам расчетов с внебюджетными фондами.

.Форма РСВ-1. Отражает суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и сведения персонифицированного учета [7, с.145].

При учете расчетов по обязательному страхованию также стоит руководствоваться следующими основными правовыми актами, которые регулируют порядок начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

.Федеральный закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет права и обязанности страхователей (плательщиков взносов) и страховщиков (внебюджетных фондов);

.Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в котором закреплены обязанности работодателя в плане страхового обеспечения работников по выплате пособий и единовременных социальных выплат на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и основные правила исчисления данных пособий. А так же установлены понятия страхового случая и момента его наступления;

.Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в нем установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определено правовое положение его субъектов -федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц;

.Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ», регулирует отношения связанные по медицинскому страхованию граждан;

.Федеральный Закон от 8.06.2014г. № 188-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования", вносит изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

.Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в нем установлены обязанности плательщиков пенсионных взносов предоставлять в ПФР сведения о застрахованных лицах;

.Постановление правительства от 15.06.2007г. № 375 " Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в данном положении установлены порядки исчисления пособий, правила и особенности расчёта. Установлены виды заработной платы и иных выплат, которые включаются в базу для расчёта пособий и обозначено, какие выплаты не включаются. Определены основания снижения размера пособия. Порядок исчисления и выплаты пособий работнику, работающему у нескольких работодателей. Определен порядок исчисления пособий лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев. [5, с. 55]

.2 Порядок и сроки представления отчетности по взносам во внебюджетные фонды

Формы, порядок заполнения, сроки сдачи и т.п. налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды изложены в соответствующих инструкциях МНС РФ и внебюджетных фондов. По существующей практике на каждый вид налога или взноса во внебюджетный фонд заполняется по одной, иногда по две, формы (расчета, декларации и т.п.).

Единая форма расчета (налоговой декларации) по всем видам налогов и взносов во внебюджетные фонды не может быть составлена по следующим причинам:

.разнообразна общая система налогообложения в РФ;

.получатели налогов - разные уровни бюджета (например, НДС - федеральный и региональный уровень, налог с продаж - местный уровень);

.различны регулирующие органы;

.различна система определения плательщиков налогов;

.различна база исчисления налогов;

.различна система льгот и вычетов;

.разные функции юридического лица в отношении конкретного вида налога (например, по единому социальному налогу субъект предпринимательства является плательщиком налога, а по подоходному налогу - налоговым агентом по удержанию налога с физических лиц) [18, с. 181].

Для субъектов малого предпринимательства, не применяющих упрощенную систему учета и отчетности, в целях упрощения порядка и процедур бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды предлагается:

.унифицировать сроки сдачи отчетности субъектами малого предпринимательства;

.унифицировать сроки уплаты налоговых платежей субъектами малого предпринимательства (упрощенный налоговый календарь);

.составить исчерпывающий перечень форм бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности. Во внебюджетные фонды не должна сдаваться никакая отчетность: по окончании отчетного года в сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) субъектами малого предпринимательства должны направляться почтовым отправлением по одному экземпляру копии годового расчета (налоговой декларации) по единому социальному налогу (Информация о почтовых адресах внебюджетных фондов вывешивается в помещении налогового органа) или передачу такой информации в полном объеме осуществляет соответствующий налоговый орган. [6, с. 56]

В отличие от деклараций и расчетов по налогам, в государственные внебюджетные фонды представляется отчетность не за налоговый и отчетные периода, а за расчетный и отчетные периоды. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно федеральному закону от 24.07.2009 No 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам (заработную плату и др. облагаемые страховыми взносами выплаты) ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

.до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования;

.до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Другая категория - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отчитываются за расчетный период, представляя в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по "фиксированным платежам" - начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, рассчитанным исходя из стоимости страхового года, до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Вышеперечисленные формы отчетности могут быть поданы как в электронном виде по телекоммуникационым каналам связи - ТКС (через специализированных операторов связи), так и на бумажных носителях.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в соответствующие внебюджетные фонды по установленным форматам только в электронной форме с электронной цифровой подписью (в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года No 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"), если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. [6, с.35]

Расчеты, выполненные на бумажных носителях, могут быть представлены лично, через представителя или путем отправки по почте - в том же порядке, что и "бумажная" налоговая отчетность.

Аналогично отчету по форме 2-НДФЛ, представляемому в налоговые органы налоговыми агентами, существует вид отчетности в Пенсионный фонд, которую недопустимо высылать по почте - это индивидуальные сведения о застрахованных лицах. Индивидуальные сведения могут быть представлены:

.в бумажном виде при сопровождении магнитного носителя, содержащего электронные формы документов персонифицированного учета;

.в электронном виде по ТКС, заверенные электронной цифровой подписью и зашифрованные средством криптографической защиты информации.

Индивидуальные сведения представляются страхователями (организациями и индивидуальными предпринимателями) ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом.

Помимо вышеперечисленной отчетности, плательщики страховых взносов "от несчастных случаев" в Фонд социального страхования, ежегодно обязаны подтверждать свой основной вид деятельности с целью отнесения их к определенному классу профессионального риска, для каждого из готовых установлен свой тариф данных страховых взносов. Для этого страхователи ежегодно в срок до 15 апреля представляют в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:

.заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

.справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

.копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства);

.копии лицензий (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).

Исполнительный орган Фонда социального страхования в двухнедельный срок с даты представления документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида его экономической деятельности.

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил вышеперечисленные документы, исполнительный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

Начисленные платежи перечисляются не позднее установленных сроков. Для этого организации представляют в учреждение банка платёжные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платёжное поручение предоставляется в банк независимо от состояния расчётного счёта. За нарушение установленных сроков платежа организации сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки.

Дата выдачи заработной платы устанавливается в коллективном договоре или других документах (приказом, распоряжением, соглашением, уставом, решением общего собрания) и указывается в Заявлении на регистрацию. Если организация переменила дату получения заработной платы, то она обязана в письменной форме известить социальные фонды с приложением справки банка об этом либо копии кассовой заявки. Излишне внесённые на счета внебюджетных фондов суммы страховых взносов зачитываются в счёт очередных платежей в фонды или возвращаются плательщику [7, с. 111].

Днём уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования считается день списания банком суммы платежа со счёта организации независимо от времени зачисления её на счёт исполнительного органа фонда. При перечислении страховых взносов на счета профсоюзных организации, такие суммы являются задолженностью и взыскиваются органами Фонда социального страхования РФ и налоговыми органами в бесспорном порядке.

Днём уплаты страховых взносов в пенсионный фонд считается день, когда соответствующие средства списаны с расчётного счёта плательщика. Однако работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках средств, для выплаты заработной платы работникам. Если расчёты с работниками ведутся в безналичном порядке (например, с использованием пластиковых карт банков), то страховые взносы в данном случае должны уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Если организация не имеет счёта в банке, то уплата страховых взносов осуществляется в дни фактической выдачи заработной платы.

.3 Анализ отчетности по взносам во внебюджетные фонды РФ

Отчетность во внебюджетные фонды аналогична налоговой отчетности, только представляется в отделения Пенсионного фонда РФ и филиалы Фонда социального страхования, а не в налоговую инспекцию.

В ФСС РФ представляется: отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; отчетность по взносам по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ПФ РФ необходимо подавать отчетность не только непосредственно относящуюся к данному фонду (отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование), но и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Пенсионный фонд является контролирующим уплату всех вышеперечисленных взносов органом.

В государственные внебюджетные фонды отчетность представляется не за налоговый и отчетные периоды, как представляются декларации и расчеты по налогам при налоговой отчетности, а за расчетный и отчетные периоды.

Расчетным периодом по страховым взносам считается календарный год.

Отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в ФФОМС сдают по форме РСВ-1.

Бланк отчета представлен шестью разделами и титульном листом:

.Титульный лист.

На титульном листе при заполнении РСВ-1 за 1 квартал 2016 года нужно указать правильный код отчетного периода - 3 для первого квартала. Календарный год ставится 2016. На титульном листе также нужно указать, кто будет сдавать отчет в Пенсионный фонд, это может быть руководитель организации или сам предприниматель или любое другое лицо (представитель) при наличии доверенности.

На каждом листе должен присутствовать регистрационный номер работодателя в ПФР.

.Раздел 2.1.

После титульного листа нужно заполнить второй раздел. В подразделе 2.1 ведется расчет страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Действующая в 2016 году ставка взноса в ПФР - 22%, в ФФОМС - 5, 1%. Ставка 22% применяется до тех пор, пока суммарная зарплата работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая в 2016 года равна 796 000 руб. С суммы превышения взнос начисляется по ставке 10%. Для взносов в ФФОМС ограничение не предусмотрено.

Данные приводятся за последние три месяца (январь, февраль, март 2016 года), а также суммарно с начала года (при заполнении РСВ-1 за 1 квартал - это первые три месяца). Результатом заполнения раздела 2.1 являются начисленные суммы страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование.

.Разделы 2.2, 2.3 и 2, 4

Данные разделы новой формы РСВ-1 заполняются в том случае, если работодателя отчисляет страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам.

.Раздел 1

В данном разделе отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на ОПС и ОМС. Приводятся данные за три месяца последнего квартала помесячно и суммарно с начала года. Указывается какой долг числится на начало отчетного периода, обычно это сумма взноса за предыдущий месяц. В конце выводится задолженность по взносам на конец отчетного периода (опять же размер взноса за месяц).

.Раздел 3. Заполняется в отношении пониженных тарифов страховых взносов.

.Раздел 4. Заполняется если проводился перерасчет страховых взносов, например, по результатам контрольных проверок.

.Раздел 5. Заполняется в отношении работников, параллельно обучающихся в учебных заведениях.

.Раздел 6. Отражаются суммы выплат по авторским заказам.

.каждая клетка должна быть заполнена только одним символом, буквой, цифрой;

.В пустых клетках ставится прочерк;

.Данные в поля вносятся слева направо;

.Если в раздел вносить нечего, то его не заполняют и не распечатывают;

.Каждый лист новой формы РСВ-1 нужно пронумеровать в формате 001, 002 и т.д.;

.Исправление в заполненную РСВ-1 вносится следующим образом - одной чертой зачеркивается неверная информация, рядом пишется правильная, ставится подпись исправителя и печать организации;

.При ручном заполнении используется паста оттенка синего, фиолетового, черного цвета;

.Буквы должны быть заглавные, четкие, ровные;

.Суммы выражаются в рублях и копейках;

.Каждый лист заполненной формы РСВ-1 подписывается.

Форма РСВ-1 сдается всеми работодателями в бумажном виде, если работников менее 25, в электронном, если работников 25 и более человек.

Сроки сдачи бумажной РСВ-1 - не позднее 15 числа второго месяца за отчетным периодом, сроки сдачи электронной РСВ-1 - не позднее 20 числа второго месяца.

Новый вид ежемесячной отчетности, предоставляемой в фонд, бланк СЗВ-М включает сведения о каждом работнике, с которым заключен трудовой договор или договор ГПХ. Сведения включают ФИО, СНИЛС и ИНН каждого работника (Приложение 1).

Форма СЗВ-М - это новый бланк ежемесячной отчетности, предусмотренный для работодателей. С его помощью последние должны передавать сведения в ПФР о каждом работнике, с которым заключен договор трудового или гражданско-правового характера.

Данная обязанность появилась у работодателей с апреля 2016 года. Новый отчет получил название СЗВ-М и утвержден постановлением ПФР за номером 83п от 1 февраля 2016 года. В первый раз необходимо подать новую форму СЗВ-М за апрель 2016 года. При этом установлены сроки подачи - до 10-го числа включительно следующего месяца.

Данная форма включает в себя табличную часть для перечисления работников, которым производились выплаты с отчислением обязательных страховых взносов. Отчет действует для всех работодателей, включая ИП, использующих наемный труд.

Обращаться с данным отчетом нужно в ПФР по месту регистрации страхователя. Способ подачи аналогичен остальной отчетности по страховым взносам:

.если работников менее 25 - то в любом виде;

.если 25 и более - то в электронном.

Работодателю не следует пренебрегать заполнением и подачей СЗВ-М, так как ответственность за непредоставленные сведения достаточно серьезная - 500 руб. за каждого неуказанного работника. Если численность персонал высока, и работодатель не подаст сведения в ПФР, штраф может достигнуть многотысячных значений. Штраф назначается не только при неподаче сведений о застрахованном лице, но и при неполной или неправильной подаче.

В новой форме СЗВ-М должны быть отражены сведения по каждому застрахованному работнику:

.ФИО;

.СНИЛС;

.ИНН - данное поле заполняется только при наличии таких сведений у работодателя.

Перечислить нужно и тех работников, с которыми заключены трудовые соглашения, и тех кто работает по договора ГПХ, если конечно с вознаграждения работнику отчисляются взносы страхового характера.

Данные сведения отражаются в четвертом разделе формы СЗВ-М.

В первых трех разделах нового отчета отражаются следующие данные:

.Раздел 1. Реквизиты работодателя (являющегося страхователем по отношении к его работникам);

.Раздел 2. Отчетный период и год, код периода соответствует порядковому номеру месяца, за который предоставляется СЗВ-М;

.Раздел 3. Тип формы, в самом бланке СЗВ-М даются пояснения, что именно писать в этом поле, данный показатель может принимать одно из трех значений: «исхд» (первичная подача сведений), «доп» (дополнение ранее поданных сведений), «отмн» (их отмена).

Заполненный бланк СЗВ-М подписывается руководителем организации с указанием его должности и ФИО. Документ датируется датой заполнения.

В отношении обязательного социального страхования разработана форма 4-ФСС - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования.

Бланк 4-ФСС содержит много листов, но заполнять их нужно не все, а только те, что соответствуют особенностям начисления и уплаты страховых взносов в ФСС.

Обязательно следует заполнить:

.Титульный лист.

При заполнении 4-ФСС за 2015 год необходимо на титульном листе в поле «отчетный период» указать «12». В поле «календарный год» ставится 2015.

На каждом заполненном листе 4-ФСС пишется регистрационный номер страхователя и код подчиненности. Каждый заполненный лист нумеруется, нумерация сквозная от 001 и далее.

На титульном листе также нужно указать наименование работодателя и сведения о нем. При подаче 4-ФСС лично руководителем организации (или ИП) в разделе «Достоверность и полноту сведений..» ставится 1 и пишется ФИО руководителя. Если 4-ФСС подается представителем, то указывается «2» и пишется ФИО представителя и реквизиты доверенности.

При заполнении каждый клетке ставится один знак или буква, пустые клетки заполняются прочерками.

.3 таблица.

Прежде, чем заполнять другие таблицы новой формы 4-ФСС, сначала оформляется третья таблица, в которой отражается общая суммы выплат работникам за 2015 год, а также помесячно за каждый месяц 4 квартала - октябрь, ноябрь и декабрь.

.1 таблица.

После того, как определена база для страховых взносов в ФСС, необходимо провести расчет начисленных и уплаченных страховых взносов в таблице 1. Здесь приводятся размеры взносов, начисленных и уплаченных по ставке 2, 9% за три месяца 4 квартала (помесячно и суммарно), а также выводится задолженность по взносам на конец года.

.2 таблица.

Данный лист новой формы 4-ФСС нужно заполнять в случае, если наступали случаи временной нетрудоспособности работников (больничные), а также в случае, если выплачивались пособия по беременности, родам и уходу за ребенком. Данные пособия выплачиваются за счет средств ФСС. Больничные также оплачивают Фондом социального страхования, начиная с 4-го дня больничного.

В этой таблице приводятся размеры пособий по больничным и в связи с материнством.

.6 таблица.

Проводится расчет базы для начисления страховых взносов от профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

.7 таблица.

Расчет начисленных и уплаченных страховых взносов от НС и ПЗ, база для которых рассчитаны в табл. 6. Седьмая таблица заполняется по аналогии с первой.

.10 таблица.

Последняя обязательная для заполнения таблица формы 4-ФСС, которая предназначена для отражения информации о проведенной специальной оценки условий труда для рабочих мест.

Заполнить отчет можно вручную, если число работников (в среднем за год) не превышает 25 человек, если работников 25 и выше, то 4-ФСС следует подавать в электронном виде.

Если форма заполняется вручную, то нельзя печатать на листе с обеих сторон, нельзя также скреплять листы скрепками.

Заключение

Таким образом, государственные внебюджетные фонды социального назначения представляют собой многофункциональную финансовую систему. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые ресурсы, что в свою очередь делает возможным выплату пенсий, пособий и других социальных льгот гражданам РФ. Предприятия, осуществляющие отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения гарантируют своим работникам потерявшим трудоспособность защиту в виде социальных выплат. Поэтому пенсионеры, инвалиды защищены с двух сторон: со стороны государства и со стороны коммерческих и некоммерческих организаций производящих отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственные внебюджетные фонды социального назначения играют важную роль в развитии социальной сферы.

В случае нарушения плательщиками требований установленных законодательством применяются финансовые санкции в виде начисления пени за каждый день просрочки и назначение штрафов.

Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения.

Многочисленные проблемы возникали также при установлении базы обложения, которая при ее относительной обобщенности в виде расходов работодателей на оплату труда наемных работников имела существенные различия по каждому из фондов. В связи с этим принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков-работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчает расчеты налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок.

Список литературы

1.Официальный сайт компании «КонсультантПлюс», НК РФ. [эл. ресурс]: <#"justify">7."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016)

.Постановление "О министерстве финансов Российской Федерации" Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 12.11.2016)

.Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 11- 2016., с. 54-57.

.Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 12 - 2016., с. 56-60.

.Соловьёв А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов. - М: «Бухгалтерский учёт» 2014. - 91 с.

Приложения

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правления ПФР

Форма СЗВ-М

Сведения о застрахованных лицах

1.Реквизиты страхователя (заполняются обязательно):

Регистрационный номер в ПФР ________________________

Наименование (краткое) ______________________________

ИНН _________________ КПП ________________

.Отчетный период _____ календарного года _________ ( заполняется обязательно)

(01 - январь, 02 - февраль, 03 - март, 04 - апрель, 05 - май, 06- июнь, 07 - июль, 08 - август, 09 - сентябрь,

10- октябрь, 11 - ноябрь, 12 - декабрь)

.Тип формы (код) __________ (заполняется обязательно одним из кодов: «исхд», «доп», «отмн»)

«исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период

«доп»- дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период

«отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период

.Сведения о застрахованных лицах:

(указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства)

№ п/пФамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица (заполняются в именительном падеже)Страховой номер индивидуального лицевого счета (заполняется обязательно)ИНН (заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН физического лица)

Похожие работы на - Государственные внебюджетные фонды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!