Подход к изучению человека как бисоциального существа

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подход к изучению человека как бисоциального существа

Содержание

Введение

. Происхождение человека - основные концепции

. Человек как биосоциальное существо

.1 Человек - существо биологическое

.2 Человек - существо социальное

Глава 3. Сущность человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сторонники биосоциального подхода к изучению человека считают, что человек - явление двойственное: с одной стороны, это биологический организм, относящийся к разновидности животных (млекопитающие), а с другой - носитель рационального разумного начала, на основании которого он выстраивает общественные структуры, социум. Истоки понимания человека как своеобразного животного, наделенного разумом, уходят в греческую античность - еще Аристотель говорил о том, что человек есть животное, наделенное разумом.

Биосоциальный подход выражается в теории эволюции видов Чарльза Дарвина, эту теорию более полно сформулировал английский социолог, крупнейший теоретик либерализма Герберт Спенсер. Спенсер утверждал, что мир - это процесс непрерывного и необратимого развития от простого к сложному, а усложнение системы всегда позитивно и созидательно, поэтому переход от простого к сложному считается «прогрессом».[7]

Актуальность темы реферата заключается в том, что человек - это сложная система, изучение которой происходит в рамках всех существующих наук. Как природное, так и социальное в человеке имеет очень большое значение для понимания сущности человека и дальнейшего благоприятного развития общества.

Цель реферата заключается в рассмотрении подхода к изучению человека как биосоциального существа.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

.рассматриваются основные концепции происхождения человека;

2.изучается биологическая и социальная сторона в человеке, определяется их соотношение;

.исследуется сущность человека.

1. Происхождение человека - основные концепции

Множество разнообразных концепций происхождения человека объясняется, в первую очередь тем, что данный вопрос рассматривался представителями различных наук - технических, естественных и гуманитарных. С точки зрения каждой научной сферы происхождение человека объясняется по-разному. Однако, все науки, объясняя происхождения человека сходятся в том, что человек представляет собой сложную систему, в которой гармонично сочетаются как биологические, так и социальные компоненты.

Для антропологии большое значение имеют вопросы о том, где и когда появился человек, как происходила его эволюция и какие факторы определяли его развитие. Кроме того, антропология рассматривает связь антропогенеза и социогенеза - то есть, насколько связано биологическое и социальное происхождение человека.

В результате развития антропологии возникло пять основных концепций (теорий) происхождения человека [1, c. 195]:

) креационистская концепция, утверждающая, что человек был сотворен Богом или мировым разумом;

) биологическая концепция, которая говорит о том, что человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

) трудовая концепция, по мнению которой ключевую роль в появлении человека сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

) мутационная концепция говорит о том, что человек выделился из животного мира благодаря мутациям и иным природным аномалиям;

) космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Очень важный шаг в изучении происхождения человека сделал английский натуралист Чарльз Дарвин, который стал основоположник эволюционного учения, впервые обосновав идею об эволюции всех живых организмов во времени и их происхождении от общих предков. В 1871 г. ученым была опубликована книга «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин обосновал, что человек произошел от животных, а также то, что человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.[6]

Впоследствии из теории Ч. Дарвина образовалась концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян, получившая генетическое подтверждение.

В целом, процесс становления человека состоял из трех стадий. Первая стадия - древнейшие люди, возникшие около миллиона лет назад. Древнейшие люди в результате эволюции, заключающейся в увеличении головного мозга, развитии общественной жизни и совершенствовании орудий труда, перешли ко второй стадии становления человека - древним людям. Древние люди (неандертальцы) появились около двухсот лет назад. Эволюция неандертальцев происходила по двум основным направлениям - часть из них выживала благодаря физической силе, а другая часть - благодаря развитию межгрупповых связей, благодаря общению. Вторая часть неандертальцев дала толчок к появлению современного человека.

биологический социальный культурный исторический человек

2. Человек как биосоциальное существо

.1 Человек - существо биологическое

В эпоху Просвещения многие мыслители, стремясь разделить природное и общественное, рассматривали все атрибуты общественной жизни (социальные институты, нравственность, традиции и прочее) как "искусственно" созданное человеком, в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное (природное) рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

.2 Человек - существо социальное

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В процессе онтогенеза появились фундаментальные биосоциальные отличия человека от животного, что связано с жизнью человека среди людей, в социуме. Такие особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Основное отличие человека от животного, которое говорит о социализации человека - наличие понятийного мышления. Понятие заключает в себе самые важные существенные признаки и свойства определяемого объекта, понятия абстрактны. Для животных отражение действительности конкретно, предметно, а мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Основа поведения животных - инстинкты, которые представляют собой врожденные стремления и тенденции, которые выражаются в автоматическом поведении и передаются по наследству. Такое поведение строго ограничено и предопределено, оно не меняется с изменением условий, даже если действие становится нерациональным. А поведение человека имеет цель, для достижения которой он составляет некий план, который может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, человек способен анализировать результаты своих действий, делать выводы по результатам деятельности и корректировать свое поведение.

Русский ученый - физиолог Иван Петрович Павлов, изучающий особенности высшей нервной деятельности человека, считал наличие у человека речи специфической особенностью, которая отличает его нервную деятельность от нервной деятельности животных.[8]

Речь человека является второй сигнальной системой, первая сигнальная система - органы чувств, позволяющие улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, запах, вкус, температуру и т.д.). Первая сигнальная система общая у человека и животных. Если в первой сигнальной системе работают сенсорные механизмы, то сигналами второй системы являются слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Результаты многочисленных исследований показали, что речь человека может развиваться только при общении с другими людьми, а значит, развитие речи имеет социальный характер.

Труд тоже является результатом социализации человека. Животные, в некоторой мере, способны к созидательной деятельности, но изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее в зависимости от результатов, прогнозировать результаты этой деятельности способен только человек. [4, c.121]

В процессе своего развития человек стал независим от стихии - освоил огонь, электричество, научился с помощью одежды защищаться от разнообразных природных явлений, что сделало человека свободным. Развитие науки, техники и разнообразные достижения человека - это все результат разработок многих ученых, достигнутый путем взаимодействия между ученым, а также посредством передачи опыта от поколения к поколению.

Человек научился разделению труда - уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. В дальнейшем общественные отношения развивались, что привело к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Важным положительным результатом социализации, поспособствовавшим развитию социума и биологической эволюции человека, стало регулирование брачных отношений. Так, опытным путем человек пришел к необходимости запрета родственных браков, что позволяет избежать накопления негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Помимо фундаментальных отличий человека от животных, перечисленных выше, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма - прямохождение, способность к трудовой деятельности, познавательная активность головного мозга и другие. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Глава 3. Сущность человека

Природа человека - спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.) и способно создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда. [4, c.121]

Человек - это часть природы, он принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид − Homo sapiens (человек разумный). Как биологический вид человек разумный характеризуется определенным набором видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. Эти изменения могут происходить под влиянием как природных, так и социальных процессов. Биологическая природа человека является основой, на которой происходит формирование человеческих качеств, однако, несмотря на то, что развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим возникает такое современное течение, как социобиология, которая изучает генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора.

Основная идея социобиологии - идея синтеза биологического и социального знания на основе биологии, так как человек- часть живой природы, в связи с чем он подчиняется биологическим законам, но его поведение, все же, целесообразно объяснять не только в биологическом аспекте. [3, c.84]

С завершением биологической эволюции человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. Сегодня все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, которые определяют развитие его интеллекта и рациональной деятельности. Как продукт биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы, но у человека есть способность к усвоению социальных явлений.

Биологическое и социальное начала в человеке связаны генетически и функционально-биологическое начало является первичным во времени, оно определяет социальное начало, является предпосылкой его воспроизведения. В связи с этим можно утверждать, что биологическое - необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. Наличие биологического основания, - непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира, однако обезьяна не может эволюционировать в человека только по законам развития органического мира, значит, необходимо наличие и биологического, и социального начала.

Социальную сущность человек приобретает не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Значит, социальное начало приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее. [5, c.321]

В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.

Заключение

Возникновение человека произошло в процессе эволюции под влиянием законов, общих для всех живых существ. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности.

Биологическая сторона человека определяется наследственным (генетическим) механизмом, а социальная сторона - социализацией, процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Только единство этих сторон позволяет понять природу человека и его сущность, поэтому человек - существо биосоциальное.

Таким образом, общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.


1.Иконникова, Н.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Иконникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

2.Караванова, Л.Ж. Психология: Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 с.

.Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 108 с.

.Туман-Никифоров, А.А. Постижение природы и сущности человека: от философской антропологии до гуманологии: монография / А.А. Туман-Никифоров, И.О. Туман-Никифорова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 226 с.

.Чумаков, А.Н. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.

.Википедия. Свободная энциклопедия: Герберт Спенсер - [Электронный ресурс]

.Дарвин. Биография Чарльза Дарвина. Теория Чарльза Дарвина. - [Электронный ресурс]

.Официальный сайт РАН. Профиль Ивана Петровича Павлова: [Электронный ресурс]

Похожие работы на - Подход к изучению человека как бисоциального существа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!