Авторский цикл Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере как литературный и социокультурный феномен

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,26 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Авторский цикл Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере как литературный и социокультурный феномен














Авторский цикл Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере как литературный и социокультурный феномен

Постановка проблемы. Джоан Келин Роулинг (Joanne Kathleen Rowling) - современная английская писательница, мировую известность которой принес семитомный цикл произведений о юном волшебнике Гарри Поттере (1997-2007). С одной стороны, цикл произведений вызвал шквал восторженных отзывов не только в Англии, но и за ее пределами. «Это не только самый удачный бестселлер в истории детской литературы, - писала газета «Таймс», - но и исключительное литературное произведение». По мнению же «Чилдренз букселлер», «книги о Гарри Поттере практически разрушили границу между детским и взрослым чтением». Е.С. Ксенофонтова в своем докладе на международной конференции (2008), посвященной проблемам современной массовой литературы и культуры, отметила, что «более популярного произведения массовой культуры, чем история об английском волшебнике Гарри Поттере авторства Дж.К. Роулинг, сегодня просто не найти». [13, с. 137].

«Поттериану» сопровождают и сдержанные, даже скептические оценки цикла. Литературный критик Александр Генис полагает, что сага Джоан Роулинг о Гарри Поттере «не дотягивает до классики, потому что написана для детей, а не с ними. Построенный на специальных эффектах, «Поттер» монотонно, как счетчик в такси, накручивает никуда не ведущие приключения. Читатель не разбогатеет на Поттере, ибо тот все получил даром - по наследству» [4, с. 63].

Детский писатель Л. Яковлев считает, что «Гарри Поттер» вообще «не имеет отношения к литературе», являя собою «этакую клипо-кино - триллер-шоу книгу» [23, с. 55].

Причина столь резкой поляризации мнений о произведении, получившем такой широкий международный успех, кроется, видимо, в его специфике, которая до сих пор не получила достаточного научного осмысления. С одной стороны, «Поттериана» несомненно вписывается в традицию английской литературной сказки ХХ века, которая представляет собой уникальное явление в истории художественного творчества.

С другой стороны, налицо своеобразие художественной природы «Поттерианы» (семитомный цикл, тесно связанных между собой судьбой центрального героя произведений большого формата), которая порождает широкий разброс мнений о ее жанровой атрибуции: «литературная сказка», «фэнтези», «постмодернисткая авторская сказка», «фантастический триллер», «повесть», «роман».

Анализ последних исследований и публикаций. Научное филологическое осмысление произведения Дж.К. Роулинг на уровне диссертационных исследований началось с начала XXI века, которое обнаружило широкий спектр интересов к «Поттериане»: теория и практика перевода [М.В. Бережная 2009]; стилистические, концептологические, лингвокогнитивные, фольклорные аспекты отдельных частей цикла [С.Ю. Капкова 2005; Т.В. Волкодав 2006; И.И. Гришина 2006; О.С. Солодова 2008; О.В. Годес 2009; Т.С. Бабарикина 2010, Е.М. Левко 2010]; теория и история культуры [Ю.С. Бревнова 2005]; педагогические и техно-культурные аспекты [Т.Г. Меррилл 2003]. В то же время ощущается явная нехватка сугубо литературоведческих исследований, посвыщенных изучением художественных особенностей «Поттерианы» как на уровне отдельного произведения, так и на уровне всего цикла. В этом плане можно назвать лишь диссертационные исследования Н.И. Васильева (2005) и частично Н.А. Викторова (2011), и ряд статей, в частности, С.О. Еремеевой (2003), Е.Л. Макаровой (2010) и Н.А. Грачевой (2011).

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Актуальность работы обусловлена: недостаточным изучением авторского цикла «Поттерианы» как специфического явления современной литературы, которое породило круг дискуссионных проблем, связанных с его местом в литературной иерархии.

Формулировка целей статьи (постановка задания). Цель работы - обобщить и систематизировать основные тенденции научно-критической рецепции «Поттерианы» Дж.К. Роулинг в литературоведении. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении осуществлен комплексный анализ научно - критической рецепции семитомного цикла «Поттериана» Дж.К. Роулинг.

Для реализации поставленной цели использованы следующие методы исследования: метод системно-целостного анализа (позволяет рассмотреть «Поттериану» как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих эстетичную целостность), культурно-исторический метод (позволяет рассматривать произведения как художественные и социокультурные явления).

Изложение основного материала исследования. Первые романы о маленьком волшебнике Гарри Поттере, опубликованные в самом конце прошлого века, вызвали, как уже отмечалось выше, не только шквал восторженных отзывов во всем мире, но и не менее бурное негодование со стороны официальных и неофициальных представителей религиозных и общественных организаций, отдельных представителей литературы, культуры. С одной стороны, книги о Гарри Поттере подаются как исключительно литературное произведение, заслуживающее называться классикой детской литературы. С другой стороны, «Гарри Поттер» - низкопробная халтура, не заслуживающая называться литературой, умело сфабрикованная маскультовская книга.

Книги о Гарри Поттере породили обширный пласт критической литературы, которую условно можно разделить на одобрительную и критическую. Обе эти позиции хорошо представлены Б. Минаевым в статье «Торжественное обещание». Первая позиция: «Гарри Поттер» - искусственный продукт, собственно к литературе не имеющий отношения. Вторая позиция: «Гарри Поттер» - это великая книга, хотя бы потому, что ее читают миллионы детей во всем мире. Что она написана сказочным, добрым, светящимся и искрящимся языком [16, с. 56].

К последней, то есть одобрительной позиции следует отнести такие монографические работы английских, американских и некоторых других зарубежных авторов, как «Биография создателя Гарри Поттера Дж.К. Ролинг» Шона Смита [18], «Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе» Дэвида Бэггета и Шона Э. Клейна [3], «Гарри Поттер и наука» Р. Харфилда [21], «Дети пишут тебе, Гарри Поттер» Б. Адлера [7], «Мой друг Гарри Поттер» А. Гиймена [5], «Введение в критическую магию» Э. Веско [3].

Первая книга, вышедшая под двумя именами, на самом деле представляет собой сборник работ целого ряда американских философов, среди которых директор Центра этики и общественной жизни, глава философского факультета в Кингз - Колледже (Пенсильвания) Г. Бэшем, профессора философии Г.Б. Мэттьюз (Массачусетский университет), Б. Липскомб и К. Стюарт (Хогтон-Кол - ледж), Т. Моррис, известный как замечательный философ-популяризатор, перу которого принадлежат такие книги, как «Если бы Аристотель прошел школу «Дженерал Моторс», «Философия манекенов», Д. Уоллс - специалист по философии религии и др.

Многообразие точек зрения на «вселенную» Дж.К. Роулинг, рассмотренную в нравственноэтических аспектах добра-зла, справедливости, дружбы, мужества, судьбы и свободы объединяется здесь общей идеей «философской значимости» [2, с. 14] Поттерианы, признанием наличия в ней глубинно-потаенных смыслов и художественного очарования и трактовкой образов Гарри и его друзей как «камертона для проверки нравственности, силы самопожертвования и смысла жизни» [2, с. 16].

Столь же серьезной работой, объективно отражающей идейно-художественный смысл романного цикла Дж.К. Роулинг является помещеннаяв данной книге работа Андрея Кураева «Гарри Поттер в церкви: между анафемой и улыбкой».

Среди первых попыток серьезного осмысления феномена Поттерианы следует упомянуть и сборники научных работ «Башня из слоновой кости и Гарри Поттер» («The Ivory Tower and Harry Potter», 2002, 2004) [25] и «Критические взгляды на Гарри Поттера» («Critical Perspectives on Harry Potter», 2003) [24]. И первый, и второй сборники представляют собой образцы междисциплинарного подхода англо-американских исследователей к изучению религиозных аспектов романов Роулинг.

Так, в «Башне из слоновой кости…» рассмотрены вопросы, касающиеся предшественников Гарри Поттера в фольклоре мифологий и литературе (статьи Мэри Фар, Яны Лакосс, Кэтрин Граймз), лидерства и власти, гендерных взаимо-отношений, освоения атрибутов книги массовой культурой и коммерцией. Пафос книги - отстоять литературные достоинства романов Роулинг и не дать их поглотить нарастающим валом коммерциализации, о чем пишет составительница «Башни из слоновой кости.» Ланна Вайтид во введении с красноречивым названием «От повального увлечения (помешательства) к классике?» («From Craze to Classic?») [25, р. 12].

Многоаспектным является и сборник «Критические взгляды на Гарри Поттера». Мультидисциплинарный подход к анализу романов о Гарри Поттере как социокультурном феномене отражен уже в самой структуре сборника, содержащего следующие разделы: «Культурологические взгляды», в котором рассмотрены вопросы влияния главного героя (позитивного или негативного) на детей и вопросы влияния магии и технокультуры на нравственное развитие ребенка; «Гарри Поттер» глазами читателей»; «Литературные аспекты: герой, вымысел и жанр» (здесь представлены статьи «Гарри Поттер» - возвращение к романтическому герою»; «Жанровое слияние и мозаичный «Гарри Поттер»; «Магические вызовы и парадигма имиджа в «Гарри Поттере»); «Критические и социологические взгляды». Общая идея сборника может быть выражена словами автора статьи «Миф «Гарри Поттера»: магия, технокультура и становление человека» Питера Аппельбаума: «Гарри Поттер» более полезен, чем большинство детской литературы в побуждении этических и культурных размышлений ребенка» [24, р. 49].

В книге «Философия Гарри Поттера» рассматриваются такие проблемы, как волшебство и добродетели; чувство страха и природа отваги юного героя; мораль и психология самообмана; истинная и ложная дружба; суть моральных принципов художественной вселенной романного цикла; этика магии в романах Дж. Роулинг в соотношении с этикой технологической адаптации в реальном мире (кстати, поднятая в одном из разделов анализируемой работы проблема эта разворачивается в обширном исследовании Р. Хайфилда «Гарри Поттер» и наука» [21]); соотношение знания и желания в становлении и самоидентификации личности; дискриминация с моральной и практической точек зрения; ам - биционность и добродетельность; природа зла и свобода выбора; воображение и мораль и, наконец, пространственно-временные особенности волшебного мира, изображённого в романах о Гарри Поттере.

В статье «Последний и решительный бой» А. Кротков и Дм. Страхов, положив в основу своего анализа суждение о том, что литературный жанр фэнтези (а именно к нему авторы относят романы о Гарри Поттере) отличается тем, что в нем конструируются особые миры, «в которых все приобретает иные, чем в привычном для среднестатистического человека мире, значение и смысл» [12, с. 58], они переходят к фигуре черта-завистника, живущего в волшебных сказках всего мира, в том числе, естественно, и в английских сказках. Причем, ведут далее свой семантический анализ А. Кротков и Дм. Стра-хов, в английском языке у этого черта-завистника Азазеля появляется эвфемистическое имя - Гарри с такими эпитетами, как глупый, грязный, чумазый и т.п. Поскольку английский черт по большей части завидует профессиям трубочиста («грязный или чумазый Гарри») и Гончара, а Горшечник по-английски «potter», то, само собой, «вот он перед нами, Черт - Горшечник, Гарри Поттер» [12, с. 59].

Примитивное и искаженное понимание художественного мира сказок Роулинг демонстрируют и зарубежные антипоттеристы Джулия Фостер [20]. Дж. Фостер в статье с красноречивым названием «Гарри Поттер - дорога к оккультизму» указывает, что Гарри Поттер «представляет особую опасность» (усиленную экранизацией книг), поскольку это «не просто фантастическая детская книжка», а изображение оккультизма «как положительного и праведного образа жиз-ни» [20, с. 1].

Большая сдержанность и профессионализм при общей негативно выраженной направленности суждений присуща и ряду статей о Поттериане, опубликованных в «толстых» журналах, в частности, в «Иностранной литературе» [10] и «Звезде» [19]. Так, И. Каспе в статье «Народ за Гарри Поттера» дает и обстоятельный аналитический срез успешного продвижения романов Роулинг по планете, и затрагивает вопросы воплощения пространства и цикличности времени, которое «неторопливо движется по спирали» [10, с. 258] и никуда не ведет, поэтому «Гарри Поттер может вяло пережевывать жвачку событий»; и рассуждает о «неопределенно-личной инстанции, избавленной от постоянного самоопределения и готовой ко встрече с мечтой» [10, с. 254] «декларируемого читателя»; и легко распознает в романах писательницы черты массовой литературы, причем ее новую форму: «Роулинг не имитирует массовую литературу для «взрослых», а решает прямо противоположную задачу: делает роман о школе явлением, соприродным детективу, боевику или «розовому» роману» [10, с. 253].

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех высказываниях и суждениях антипоттеристов просматривается явный случай, используя выражение У. Эко, интерпретационной ереси, то есть привнесение в текст того, чего в нем изначально нет и чего текст не имеет в виду. К приведенным выше образцам такой интерпретационной ереси можно отнести статьи Дм. Голымко-Вольфсона «Гарри Поттер, ваш выход», в которой автор, смело сопоставляя мифологические элементы в романах Дж. Роулинг с творчеством Борхеса, Кафки, Камю, Джойса и Т. Манна, увидел в них символ «изначально пустотной и одновременно всеобъемлющей иллюзии вымышленной реальности» [6, с. 1] плюс «неосентиментальный идеологический тренд» [6, с. 2] и проект нового человека, и Ю. Мачкасова «О некоторых аспектах популярности «Гарри Поттера» - взгляд американского читателя второго рода». Автор последней работы, рассуждая о «глубине культурного слоя», на котором построено произведение Роулинг, задается вопросами типа «имела ли в виду Роулинг, выписывая породы драконов Великобритании, связать их с местными породами собак?» [14, с. 5].

Д. Беггет, констатируя распространённость критического отношения к книгам Дж. Роулинг среди взрослых, допускает, что одной из причин этого является сама широкая популярность книг у молодых людей, так как существует опасение, что дети, прочитав о волшебниках и ведьмах с их пусть и вымышленной практикой некоторых элементов оккультизма, могут увлечься самим этим оккультизмом. В то же время, полагает он, всерьёз подобную угрозу могут обсуждать только фундаменталисты, зацикленные на теории заговоров, да моралисты. Анализ произведений Дж. Роулинг не должен носить ни предвзятого, ни апологетического характера.

«Большинство критических статей о «Гарри Поттере», - пишет он, - демонстрируют отсутствие чувства юмора, глубины мыслей, вкуса и знаний - к доброжелательным дебатам это не располагает. Но также не вдохновляет и чрез-мерная снисходительность к недостаткам любимых книг, которую перед лицом этих нападок проявляют их защитники. Мы нуждаемся не в разоблачительной риторике, но в хладнокровном и уважительном анализе в духе дружеских дебатов, какими знаменит Дамблдор» [2, с. 253].

Следует отметить, что призыв к «хладнокровному и уважительному анализу» не остаётся пустой риторикой для авторов «Философии Гарри Поттера», но становится руководством к тщательному осмыслению причин феноменального успеха романов Дж. Роулинг. Все они исходят из глубоко верной посылки, проигнорированной большинством антипоттеристов, в том числе, к сожалению, и литературными критиками. Суть её заключается в том, что популярность того или иного произведения сама по себе не может быть свидетельством истины или лжи, равно как не может быть и основанием для принижения его эстетической и нравственно-этической оценки. Что же касается «Гарри Поттера», то его популярность, справедливо полагают философы, «свидетельствует лишь о том, что тут затронута какая-то очень важная струнка». И хотя нельзя сбрасывать со счёта факторы рекламной кампании и удачно выбранного времени, пишут они

далее, «они не отменяют факт наличия чего-то глубоко чарующего в этих книгах» [2, с. 13].

При всей своей философской ориентированности исследование представляет несомненный интерес для литературоведения точностью наблюдений над художественными особенностями текста и глубиной проникновения в его потаенные смыслы. Т. Моррис в статье «Отважный Гарри Поттер», поставив перед собой задачу выявить главное качество Гарри Поттера как одного из самых популярных персонажей в мире, не ограничивается тщательным исследованием изображения писательницей психологии страха и отваги и выводом о том, что «Гарри Поттер показывает читателю, как молодой человек, подверженный бесчисленному множеству страхов, которые знакомы каждому из нас, может не только преодолеть эмоции, но и выйти победителем из любой передряги» [2, с. 42].

Автор статьи не остаётся чужд к художественным достоинствам произведения, считая одним из главных его достоинств «захватывающее описание волшебного мира, который, живя своей самобытной жизнью, зачастую пересекается с нашей обыденной реальностью, или миром маглов» [2, с. 23]. Верно он оценивает и смыслообразующую роль этого волшебного мира в художественной структуре романного мира писательницы, отмечая, что, с одной стороны, он соотнесён с миром реальным, а другой же - что он более проблемен и сложен и что проблемы в нём решаются не столько с помощью магии, сколько с помощью качеств, определяемых философами как добродетели: сообразительность, отвага, решимость, преданность, дружелюбие.

Отсюда, делает вывод Т. Моррис, главная идея романов о Гарри Поттере «заключается не в том, что чудеса - это исключительно плод колдовства и магии, а в том, что чудеса можно творить и с помощью обычных добродетелей - как в жизни вымышленных персонажей, так и в нашей собственной» [2, с. 24].

Интерес с точки зрения раскрытия смыслов «Гарри Поттера» представляет и статья «Магия, наука и этика технологии» Б. Липскомба и У.К. Стюарта. Рассматривая романный цикл Роулинг как «грандиозный уже готовый мысленный эксперимент» [2, с. 129], авторы доказательно устанавливают связь между магией в волшебном мире писательницы и наукой нашего реального мира, а затем не менее доказательно проводят, опираясь на тексты романов, многочисленные аналогии между этикой магического мира и этикой современного научно-технологического общества.

Сравнительный анализ этических принципов двух сообществ позволяет авторам актуализировать важный аспект: что поучительного можно извлечь из книги «применительно к этике технологической адаптации в реальном мире» [2, с. 129].

Нельзя не согласиться с мнением Б. Липскомба и У.К. Стюарта о том, что книги Роулинг «несут этический «заряд». В них настойчиво возникают вопросы, которые традиционно были заботой людей, пишущих об этике: добро и зло; дружба и утрата; выбор и личность. Эти книги, что не характерно для современной художественной литературы, учат читателя как ему жить» [2, с. 137]. Добавим от себя, не просто учат как жить, но как жить в соответствии с высшими нравственными принципами, то есть тому, от чего постмодернистская литература в течение последних десятилетий настойчиво пыталась отлучить читателя и отлучить саму литературу.

Соотношение магии и научно-практического знания, затронутое в аспекте этики в статье Б. Липскомба и У.К. Стюарта, побудило известного английского популяризатора науки Р. Хай - филда на создание объёмистой и увлекательной книги «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство» (2002). По оценке издательства в этой книге «волшебный мир «Гарри Поттера» становится тропинкой в самые дебри современной физики, химии, молекулярной биологии, медицины, экономики и антропологии» [21, с. 4]. Сам автор убеждён, что магия романов о Гарри Поттере, в которых, по его мнению, «приключения, чудеса и фантастика слились воедино в бушующем водовороте сюжетных линий, волшебных образов и мифологических существ» [21, с. 7], может пролить свет на многие вопросы современной науки, и наоборот…»

Объективно к оценке романов Дж. Роулинг подошел В. Александров в статье «Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома» [1], побудившей, по всей видимости, А. Гениса на упоминавшуюся ранее статью «Гарри Поттер в школе, без дома». Прежде всего, В. Александров обращает внимание на то, что «Гарри Поттер» по своей социокультурной значимости сопоставим с самым масштабным культурным явлением общепланетарного уровня второй половины XX века - успехом музыки «The Beatles».

Причину же бесспорного успеха «Гарри Поттера» автор статьи видит в художественных достоинствах произведения и в притягательности его нравственно-этических установок. «Это хорошие книги» [1, с. 176], - пишет критик, потому что в них Дж. Роулинг предлагает читателю «блистательную грамматику фантазии» [1, с. 178], «достаточно тонко пародирует совре-менные реалии и переиначивает сказочные» и, создавая роман воспитания, в форме классической сказки, предстает «как мастер остросюжетного повествования», неистощимый на выдумки и умело использующий традиции английского сатирического, фантастического и детективного романа» [1, с. 181].

Высоко оценивает «Гарри Поттера» как литературно-художественное явление А. Шохов, автор полемической статьи «Властелин Колец» и «Гарри Поттер» (опыт сравнения мифов)», в которой он отдает безусловное предпочтение Дж. Роулинг. Предпочтение это он обстоятельно обосновывает следующими аргументами. С его точки зрения, трилогия Толкина, завоевавшая огромное число фанатичных поклонников и сформировавшая мифологию ушедшей эпохи, сегодня «выглядит умирающим мифом, который не затрагивает ни одной живой струны в сердце современного читателя и зрителя» [22, с. 1], в то время как миф, создаваемый книгами о Гарри Поттере не только находит живой отклик в сердцах читателей, но и дает «толчок созданию новой вселенной, волшебно-виртуальной, соприкасающейся с реальным миром, насыщенной энергетикой, которая позволяет нашим современникам порождать новые мифы и новые культуры» [22, с. 2].

Литературно-художественные достоинства «Гарри Поттера» в качестве основного фактора, определившего массовый успех произведения, отмечает и А.С. Одышева в статье «Феномен Гарри Поттера в современной культуре». Она считает, что «Гарри Поттер» навсегда вошел в мир детской литературы наравне с «Винни Пухом», «Питером Пэном», «Мэри Поппинс», поскольку в полной мере отвечает формуле литературного произведения для детей. Гарри, во-первых, ровесник читателя, что делает его понятным и интересным для читателя. В то же время Гарри движется во времени, взрослеет, привлекая к себе новых читателей не только детского, но и взрослого возраста. Во-первых, сюжет детского произведения, как правило, динамичен, у Роулинг же он не только динамичен, но и детективен, в силу чего «расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать» [17, с. 1].

Пространство и время в книгах Дж. Роулинг, хотя и представлены в соответствии с канонами литературной сказки, отличаются оригинальным переплетением современности (метрополитен, железная дорога, телефон, телевизор, автомобили, холодильники) и волшебного мира с его древними традициями. Пространственная организация «Гарри Поттера» так же в соответствии с детской литературой делит мир на «свой» и «чужой», реальный и волшебный, мир маглов и мир магов, которые соприкасаются и проникают друг в друга.

Если для А.С. Одышевой Дж. Роулинг, бесспорно, детская писательница первого ряда, то для Ю. Зубкова, автора статьи «Экспресс Джоан Роулинг», она, безусловно, гений, сумевший создать книги, которые впервые в новейшей истории человечества «вызвали столь мощную волну» коллективного умопомешательства» [9, с. 1], охватившего множество стран одновременно.

Высокую оценку произведения Дж. Роулинг разделяет О. Кармоди, автор «Апологии Гарри Поттера», для которого книги писательницы, кто бы и как бы к ним не относился, «уже стали классикой детской литературы» [12]. Не вдаваясь в детали, он просто перечисляет достоинства произведения: настоящая волшебная сказка, написанная в лучших традициях и с соблюдением всех ее структурных особенностей (по В.Я. Проппу); замечательный детектив с лихо закрученной интригой (причем, добавим от себя, усиленной дополнительными интригами для каждого романа); умело вписанные в волшебный мир и поданы «с неподражаемым юмором и истинным волшебством» [12] многочисленные приметы реальности.

Подобная специфика «Гарри Поттера» поставила вопрос о соотношении массовой литературы и качественных текстов, о границах понятий массовой и высокой литературы. Важен и другой вывод о том, что «внутри массовой культуры существует высокий уровень адекватной саморефлексии» [8, с. 4], и что принципы академической науки не всегда оказываются достаточными для осмысления новых феноменов культуры. В силу этого появляется необходимость в новых подходах к пониманию и самопониманию культуры, что ярко проявилось в упоминавшихся выше научных сборниках англо-американских исследователей, общий итог которых можно сформулировать как осознание того факта, что для современной литературы и культуры характерны сложные трансформационно-интеграционные процессы и что для их осмысления необходимы междисциплинарные подходы.

Выводы данного исследования. Рассмотренная нами обширная научно-критическая литература о романах Дж.К. Роулинг позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, к «Гарри Поттеру» с момента выхода в свет первой книги вплоть до сегодняшнего дня проявляется невиданно широкий интерес со стороны не только и не столько профессиональных литературных критиков и литературоведов, сколько со стороны философов, культурологов, психологов, ученых, религиозных организаций и деятелей. Романы Дж. Роулинг породили социокультурный феномен международного масштаба.

Во-вторых, что касается зарубежных исследований и рецензионных отзывов о романах Роулинг, то, за редким исключением, для них характерна высокая оценка как литературнохудожественных, так и нравственно-этических и даже воспитательно-педагогических качеств. Это в равной мере присуще и работам литературных критиков, и работам философов и ученых.

В-третьих, отсутствие обстоятельных отечественных и российских профессиональных ис-следований произведения Роулинг, появление тенденции к комплексному осмыслению «Гарри Поттера» как социокультурного и художественного феномена определяет необходимость поиска новых подходов, способных адекватно отражать трансформационные тенденции, характерные для современных культурных и художественных процессов.

Список литературы

литература роулинг поттер

1.Александров В. Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома / В. Александров // Новый мир. - 2001. - №7. - С. 175-181.

.Бэггет Д. Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе / Д. Бэггет, Ш.Э. Клейн. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2005. - 431 с.

.Веско Эди. Введение в практическую магию: Краткий курс поттерологии и поттерографии / Эди Веско; [пер. с итал.] - М.: Иностранка, 2005. - 302 с.

.Генис А. Гарри Поттер в школе, без дома / А. Генис // Джикью (GQ). - 2002. - №3. - С. 63-64.

.Гиймен А. Мой друг Гарри Поттер / А. Гиймен; [пер. с фр.] - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 319 с.

.Годес О.В. Образная репрезентация концептосферы ВОЛШЕБСТВО в английском, русском и украинском языках (на материале произведений Дж.К. Роулинг): диссертация кандидата филологических наук: 10.02.16 [Электронный ресурс] / Годес Ольга Викторовна. - Белгород., 2010. - 217 с. - Режим доступа: #"justify">.Дети пишут тебе, Гарри Поттер: коллекция писем со всего света / [сост. Билл Адлер; [пер. с англ. А. Мельник]. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 205 с.

.Еремеева С. О множественности миров [Электронный ресурс] / С. Еремеева. - Режим доступа: #"justify">.Зубцов Ю. Экспресс Джоан Роулинг / Ю. Зубцов // Домовой. - М., 2001. - №5 (май). - С. 156-159.

.Каспе И. Народ за Гарри Поттера / И. Каспе // Иностранная литература. - 2001. - №5. - С. 252-261.

.Конюх А. Гарри Поттер, убивающий дичь без разбора / А. Конюх // Зеркало недели. - 2005. - №49 (17-23 дек.) - С. 18.

.Кротков А. Анти-Поттер: последний и решительный бой / А. Кротков, Дм. Страхов // Огонек. - 2002. - №25. - С. 58-59.

.Ксенофонтова Е.С. Особенности росийской субкультуры «fandom» вокруг «Гарри Поттера» как многоуровневого явления масскульта / Е.С. Ксенофонтова // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: сб. науч ст. - СПб.: СПГУДТ, 2009. - С. 137-141.

.Мачкасов Ю. О некоторых аспектах «Гарри Поттера» - взгляд американского читателя второго рода [Электронный ресурс] / Ю. Мачкасов. - Режим доступа: #"justify">.Медведева И.Я. «Гарри Поттер»: стоп: Попытка экспертизы / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - М., 2003. - 48 с.

.Одышева А.С. Феномен Гарри Поттера в современной культуре [Электронный ресурс] / А.С. Одышева. - Режим доступа: #"justify">.Смит Ш. Биография создателя Гарри Поттера Дж.К. Ролинг / Ш. Смит; [пер. с англ. А. Мельник]. - М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 314 с.

.Филиппов Л. Джоан Роулинг как зеркало мировой революции / Л. Филиппов // Звезда (СПб.). - 2003. - №10. - С. 209-216.

.Фостер Дж. Гарри Поттер - дорога к оккультизму [Электронный ресурс] / Дж. Фостер. - Режим доступа: #"justify">.Хайфилд Р. «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство / Р. Хайфилд; [пер. с англ. Б. Кобрицова и М. Финогенова]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 448 с.

.Шохов А. «Властелин Колец» и «Гарри Поттер». Опыт сравнения мифов [Электронный ресурс] / А. Шохов. - Режим доступа: #"justify">.Яковлев Л. Антипоттер - всемирная конференция идиотов / Л. Яковлев // Огонек. - 2002. - №25. - С. 54-55.

24.Heilman E. (ed.) Critical perspectives on Harry Potter / E. Heilman. - New York: Routledger Taylor Sl, Francis Group, 2003. - 308 p.

.Whited, Lanna A. (ed.) The Ivory Tower and Harry Potter: perspectives on a literary phenomenon / Lanna A. Whited. - Columbia; London: University of Missouri Press, 2002. - 408 p.

Похожие работы на - Авторский цикл Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере как литературный и социокультурный феномен

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!