Вазопись Древней Греции в период архаики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,51 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вазопись Древней Греции в период архаики

Южно-Уральский Государственный университет

Архитектурный факультет











Курсовая работа по истории искусства

на тему:

"Вазопись Древней Греции в период архаики"



студентки 1 курса 142 группы

Комковой Екатерины

проверил преподаватель Бахарева С.В




г. Челябинск 2008 год

Оглавление

Введение

Глава I: " Гомеровская Греция"

1.1 " Источник вдохновения"

1.2 " Искусство архаики"

Глава II "Вазопись"

2.1 "Стили вазописи"

2.2 "Основные виды греческих ваз"

2.3 "Творцы прекрасного

2.4 "Солнечная Апулия"

Заключение

Приложения

Введение

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев. Античность осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Когда период ученичества остается позади, зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и жизни.

Посмотрим на карту мира. Нас удивит, какой небольшой по размерам была великая колыбель европейской культуры - Древняя Греция. (илл.1) Это клочок земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазийского побережья. Все население Афинского полиса - самого сильного греческого государства и главного очага античной культуры - не превышало, вероятно, двухсот - трехсот тысяч человек; по нашим современным масштабам, совсем мало. ' Несравнимо с современностью было и производство: мелкие ремесленные мастерские, где трудились вручную, топором, пилой и молотом, не зная никаких машин, сами хозяева и их "одушевленные орудия" - рабы. И в этом маленьком, казалось бы, примитивном мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это? Некоторые ученые действительно употребляли выражение "греческое чудо".

Действительно это чудо, стоит только взглянуть на произведения греческих мастеров. Вазы эти интересны, во-первых, в том отношении, что украшающие их изображения дают нам, до некоторой степени, понятие о рисовальном искусстве у этого народа, о характере и направлении его живописи, настоящих памятников которой почти не дошло до нас; во-вторых, роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит, так сказать, иллюстрированным комментарием всей эллинской древности: мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни - все такие сюжеты, воспроизведенные на вазах, ставят зрителя лицом к лицу с верованиями и бытом давно исчезнувшего, высококультурного племени и помогают выяснить многое, что оставалось бы для него темным, если бы он пользовался одними только показаниями древних писателей. Поэтому, я думаю, будет целесообразным подробнее изучить мастерство вазописи Древней Греции. Конкретно остановлюсь на самом ярком периоде, который стал в последствии временем расцвета художественных ремесел - периоде архаики.

Глава I: " Гомеровская Греция"

1.1 " Источник вдохновения"

Тридцать веков тому назад в долинах гористой южной оконечности Балканского полуострова, вдоль узкой прибрежной полосы Восточного Средиземноморья и на бесчисленных островах Эгейского моря сложилась культура эллинов, или древних греков. (илл.1)

Поэзия, драма, архитектура, искусство, философская мысль древней Эллады сыграли необычайную роль в развитии мировой культуры. Зодчество и ваяние классической поры - расцвета античной культуры - являются одной из вершин в развитии мирового искусства и до сих пор доставляют нам глубокую эстетическую радость.

Оптимизм, вера в красоту и совершенство человека - характерные черты этого замечательного искусства. Не случайно к античному Наследию обращались мастера итальянского Возрождения, художники и драматурги XVII столетия, передовые деятели революционной буржуазии XVIII столетия, а у нас в России - великий Пушкин, ваятели Козловский и Мартос, замечательные зодчие русского классицизма Баженов, Захаров, Росса, К древнегреческому искусству как к вечно живому источнику красоты и поэтического вдохновения обращались и такие самые разные по характеру своего творчества мастера, как Тургенев и Глеб Успенский, художники Серов в Коненков. Каждый из них воспринимал античное наследие по-своему. Но все они стремились к нему потому, что впервые в истории человечества искусство античности поэтически вдохновенно утверждало веру в величие и совершенство человека, красоту его нравственного мира.

Греческая культура и искусство возникли не сразу, в своем историческом развитии они прошли ряд этапов. В 10-8 вв. до н. э античная культура складывалась в рамках поздней стадии доклассового строя. В этот период в общине - племени уже наметилось деление на знатные богатые и бедные роды, зарождалось так называемое домашнее рабство. Община возглавлялась советом старейшин и военным вождем-царьком. Это так называемая гомеровская Греция - т.е. эпоха греческого эпоса. Классовые рабовладельческие отношения утвердились в 7-6 вв. до н.э. В это время зарождается и складывается греческий город-государство, развивается архитектура, зарождается и получает свои особые формы развития монументальная скульптура. Этот период носит название архаики, т.е. древнего времени.

Наивысший расцвет искусства греческого полиса относится к 5-отчасти к 4 вв. до н.э. Это и есть период классического расцвета древнегреческой культуры. однако уже в 4 вв. до н.э. раздробленность Греции начинает тормозить дальнейшее укрепление и развитие рабовладельческого общества. Войны, ведущиеся для захвата новых земель и рабов, для расширения торговли, постепенное обнищание свободных ремесленников и крестьян, вызванное широкой эксплуатацией дешевого рабского труда, приводят к кризису рабовладельческую демократию классического периода. Разбогатевшие крупные рабовладельцы нуждаются в мощной централизованной власти, которая способна держать в подчинении рабов. Сама же масса свободных ремесленников и крестьян, разоряемых дальнейшим ростом крупного рабовладения, перестает быть надежной опорой рабовладельческого общества. Во второй половине 4 в. до н.э. династия македонский царей подчиняет и объединяет греческие полисы, и Александр Македонский в интересах крупных рабовладельцев и македонской знати завоевывает Египет, Малую Азию и ряд стран Ближнего и Среднего Востока. Грандиозная империя Александра не могла быть в тех условиях прочной, и к концу 4 в. до н.э. она распадается на несколько больших рабовладельческих эллинистических империй.3-1 вв. до н.э. это эпоха эллинизма. Дух ясной гармонии, дух гражданственности и своеобразной народности, характерный для искусства классики был утрачен. Однако нельзя сказать, что эта эпоха была только временем упадка античного искусства. Сложная бурная жизнь грандиозных столиц эллинистических монархий с их причудливой смесью необычайного богатства и нищеты, своеобразным переплетением традиций классической - греческой - и местной - восточной - культур не могла не отразиться и на искусстве. Более сложной формы архитектуры, большее разнообразие жанров в скульптуре и живописи, интерес к психологии человека определили ряд достижений и в этот период развития древнегреческого искусства.

.2 " Искусство архаики"

В эпоху гомеровской Греции зачаточное состояние архитектуры, с которой в древности было тесно связано развитие монументальной скульптуры и живописи, не способствовало широкому расцвету этих видов искусства. Наиболее полно эстетические идеалы времени нашли свое выражение в эпической поэзии, вершиной которой являются "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Мудрая объективность, всеобъемлющая широта восприятия и охвата жизни, народность типов и характеров, первые зачатки гуманизма, характерного для эллинской культуры, делают гомеровский эпос одной из абсолютных вершин в художественной литературе человечества.

В отличие от поэтической глубины и пластической ясности образов "Илиады" и "Одиссеи" искусство этого времени, еще не выделившееся из ремесла, отличалось чрезвычайной схематичностью и наивностью. Так, например, маленькие бронзовые статуэтки, изображающие Геракла и Кентавра, удивляют угловатой наивностью движения и своеобразной орнаментальностью силуэта. Схематизм изображения этих произведений близок еще к формам первобытных фетишей и талисманов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли.

Если характер архаической скульптуры во многом был обусловлен и культовым назначением статуи и приемом работы в блоке, то в живописи этого периода, более простой и легкой в техническом отношении, можно наблюдать быстрое развитие новых задач. Расширение тематики, более реалистический рисунок, передача фигур в различных ракурсах, в движении, развитие полихромии являются достижением 7-6 вв. до п. э.

Жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н.э. Мастера обогащают роспись не только новыми образами и орнаментами, но и новыми приемами рисунка. В силуэте, который господствовал в вазах геометрического стиля, теперь процарапывают детали тонким острым инструментом. Постепенно силуэт заменяется контурным рисунком, позволившим передать многие подробности.

В 7 в. до н.э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и позже, с 6 в., Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются различные районы Средиземного и Черного морей.

В той или иной степени воздействие искусства Египта, Ассирии, Финикии выступает, как указывалось, и в пластике, и живописи, и особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название "ориентализирующий", например кувшин из Родоса (Бостон, Музей изящных искусств).

Содержание росписей на вазах очень разнообразно, кроме орнаментов ориентализирующего стиля, часто изображаются сражающиеся воины, скачки всадников, сцены охоты и мифологические эпизоды,

Литературные античные источники называют несколько имен древнейших греческих живописцев, и среди них Клеанфа из Коринфа, который расписал стены храма в Олимпии картинами на мифологические темы.

Стенные росписи 7-6 вв. до п. э. не сохранились, но до нас дошли памятники другого рода - именно терракотовые расписные метопы - части архитектурного сооружения, маленькие глиняные посвятительные дощечки "пинаки" и полихромные расписные вазы с сюжетными композициями. Это памятники, показывающие раннее появление и яркое процветание искусства живописи.

Терракотовые расписные метопы (640-1 630 гг. до н.э.) коринфской работы принадлежали двум храмам в Терме и храму в Каледоне. Особый интерес представляют большие (1 м) метопы одного из храмов в Терме. На одной метопе написан бегущий Персей, несущий голову Медузы, на другой - шагающий охотник с дичью, а па третьей - две женские фигуры (Афины, Национальный музей). На розовом фоне мужские фигуры раскрашены коричневато-красноватым локальным цветом, женские - белым, прически - черным. Одежды разрисованы пестрыми узорами черного и пурпурного цветов. Такая расцветка фигур создает впечатление большой декоративности, что и требовало местоположение метоп в ордере. Все фигуры, несмотря на ряд обычных для рисунка 7 в. до н.э. условностей (голова в профиль, глаз в фас, корпус в фас, ноги в профиль), хорошо нарисованы и удачно расположены в квадратной рамке. Метопы хорошо воспринимались и на расстоянии, когда формы фигур выявлялись через световые соотношения, и при более близком рассмотрении, где зрителя поражала тонкость отделки деталей.

В 6 в. до н.э. производством художественных расписных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции. Теперь, кроме Коринфа и городов Ионии, вывозят за пределы Греции в огромном количестве керамические изделия из Аттики. В течение почти всего 6 в. до н.э. господствует в вазовой росписи силуэтная, или чернофигурная, техника. Эта техника чисто керамическая, и изобразительные ее средства во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины. Аттические керамисты усовершенствовали качество черного лака: лак, которым они пользовались, имел блестящую, глубокого черного или слегка оливкового оттенка поверхность. Фоном росписи служила яркая оранжевая аттическая глина, белая и пурпурная (коричневого оттенка), краски употреблялись аттическими художниками очень умеренно.

Глава II "Вазопись"

2.1 "Стили вазописи"

Существует семь стилей: геометрика, ориентирующий стиль, чернофигурная вазопись, вазопись по белому фону, билингва, краснофигурная вазопись, гнафия.

Геометрика. С закатом микенской культуры около 1050 г. до н.э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н.э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н.э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий стиль, иначе протокоринфский стиль - художественное направление в вазописи Древней Греции VII в. до н.э.

Для этого стиля чернофигурной вазописи характерны заимствованные с Ближнего Востока мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. Этот стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике.

Чернофигурная вазопись - один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII-IV вв. до н.э. Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром ваза сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами - в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски - красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.

Вазопись по белому фону - стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н.э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н.э., является вазописец Псиакс. Известным вазописцем в технике по белому фону был Пистоксен.

Билингва - техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой - краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет. Такие вазы изготавливались очень краткий период времени, предположительно для того, чтобы обеспечить сбыт керамики в новом неизвестном краснофигурном стиле. В технике билингвы работали Андокид, Лисиппид, Ольтос, Эпиктет и Псиакс.

Краснофигурная вазопись - один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н.э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н.э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон - чёрный, фигуры - красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики помимо Аттики были гончарные мастерские в нижней Италии. Краснофигурный стиль восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в развитие этого стиля внесли вазописцы Этрурии.

Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке тонкой керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами из Афин. До нашего времени сохранилось более 40 тысяч экземпляров и фрагментов краснофигурных ваз, созданных в Афинах, и более 20 000 - созданных в нижней Италии. Краснофигурная вазопись основательно исследована археологами. Установлена принадлежность значительного количества объектов керамики конкретным группам вазописцев. Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником информации для культурно-исторических исследований повседневной жизни, иконографии и мифологии Древней Греции.

Гнафия (Gnathia) - стиль греческой вазописи, популярный в IV в. до н.э. Получил свое название по городу Гнафия в восточной Апулии, где в середине XIX в. были обнаружены первые керамические изделия, выполненные в этом стиле. Производство керамики, украшенной гнафией, началось около 370-360 гг. до н.э. в Апулии, когда краснофигурная вазопись стала полихромной. Для гнафий характерно нанесение разноцветного красочного узора непосредственно на покрытую лаком основу. В дополнение к разноцветным краскам на гнафии наносились также узоры с помощью насечек. Сюжеты, изображаемые на гнафиях, разнообразны - это Эрот, женщины и их повседневная жизнь, театральные сцены, дионисийские сцены, причём роспись часто располагалась исключительно в верхней части сосуда. Нижняя часть украшалась преимущественно орнаментом. В стиле гнафии обычно расписывались колоколообразные кратеры, пелики, ойнохойи и скифосы. Наиболее известными мастерами гнафии считаются вазописцы Конакис и Вазописец роз.

2.2 "Основные виды греческих ваз"

Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика (слово "керамика произошло от греческого "керамус" - гончар; одно из предместий Афин - Керамик особенно славилось в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами).

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. (илл.2) Обычно вазы покрывались художественной росписью. Лучшие произведения мастеров архаической вазописи были подлинными художественными созданиями, и, видимо, сами мастера относились к ним со всей серьезностью и ответственностью. Не случайно, поэтому, многие вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда и двух - горшечника и художника. Это, кстати, указывает на выросшее чувство ценности личности и ее дарований. Конечно, художественно выполненные и богато расписанные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд. И все же расцвет вазописи тесно связан с творческим отношением ремесленника к своему труду и с его глубоким пониманием единства практической и эстетической ценности вещи, которое так свойственно народному искусству.

Похожие работы на - Вазопись Древней Греции в период архаики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!