Эволюция органического дизайна: от Алвара Аалто до Росса Лавгроува
Министерство
образования и науки РФ
ФГБОУ ВО
«Пермский государственный национальный
исследовательский
университет»
Философско-социологический
факультет
Кафедра
Истории философии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Эволюция
органического дизайна: от Алвара Аалто до Росса Лавгроува
Выполнила
студентка
Шамсиева
Кира Раифовна
Направление
Искусства и гуманитарные науки
Философско-социологический
факультет
ИГН
1,2 НБ 2014
Научный
руководитель:
Суворова
Анна Александровна
Кандидат
искусствоведения, доцент
ПЕРМЬ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
. История
органического дизайна. Творчество Алвара Аалто
.1 История развития
органического дизайна
. Анализ изделий,
выполненных в стилистике органического дизайна
.1 Анализ
произведений Алвара Аалто
.2 Анализ
произведений Лавгроува
Заключение
Литература и
электронные ресурсы
Приложения
Введение
Органический дизайн является одним из наиболее
значительных явлений как в истории дизайна ХХ века, так и в современной
художественно-промышленной деятельности. Устав от реалий техногенного общества,
дизайнеры стали искать вдохновение в мире природы, справедливо полагая, что
только он способен создать гармонию в душах людей. Концепция органического
дизайна предполагает не только обращение к приятным для человеческого глаза
формам природы, но и создание предметов и сооружений, гармонирующих с
окружающим ландшафтом.
Объектом данного исследования
является органический дизайн как направление в искусстве ХХ и ХХI
веков.
Предмет исследования:
творчество дизайнеров разного поколения - Алвара Аалто и Росса Лавгроува.
Цель настоящего исследования:
проанализировать, как менялся подход к формообразованию в органическом дизайне
от одного из основателей направления Алвара Аалто до современного дизайнера
Росса Лавгроува.
Для ее достижения были
поставлены следующие задачи:
изучить литературу, посвященную
истории развития и основным направлениям в искусстве дизайна;
выделить ключевые особенности
органического дизайна;
познакомиться с особенностями
творческого пути финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто;
проанализировать наиболее
значительные работы Алвара Аалто и Росса Лавгроува;
выявить общие черты и основные
различия в творчестве дизайнеров.
Актуальность работы: Развитие
современного общества все больше движется по направлению к созданию техногенной
цивилизации. Однако излишнее тяготение к техническим усовершенствованиям жизни
может негативно сказаться на физическом и душевном здоровье человечества.
Обращение к природе в современном дизайне способствует оздоровлению общества.
Кроме того, естественная красота природных форм способна украсить и
гармонизировать любой современный интерьер, сделав жизнь людей более комфортной
и эстетически организованной.
1. История
органического дизайна. Творчество Алвара Аалто
.1
История развития органического дизайна
Одним из основных принципов «органичного
дизайна» было зрительное и функциональное сочетание с контекстом интерьера и
здания в целом. «Точно так же интерьеры сочетались со всем планом, а само
здание - с окружающей местностью благодаря гармонии своих пропорций,
использованию отдельных материалов и цвета».
Как пишет российский историк дизайна А.Н. Лаврентьев,
«Райт был сторонником единых пространств (в том числе и для офисов), которые он
членил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула
архитектуры и дизайна у Райта проста - это торжество воображения над
материалами, методами и человеком».
Архитектурное и дизайнерское творчество Райта
началось с создания небольших жилых домов. Они получили название «дома прерий»,
так как были расположены среди природы или на городских окраинах. Неповторимой
красотой и оригинальностью замысла отличается построенный Райтом в 1935 году
«Дом над водопадом» - загородная резиденция семьи Кауфманн, ставшая одним из
самых знаменитых сооружений ХХ века. В нем нашло отражение стремление Райта к
полному слиянию архитектуры с окружающей средой. Стоящий на скалах «Дом над
водопадом» словно вырастает из них, горизонтальные членения его бетонных террас
вторят слоистой структуре местного камня. Дом не стремится к подражанию
природе, он кажется ее органической частью.
Райт спроектировал не только внешний облик, но и
предметы внутреннего интерьера дома - столы, кровати и интерьеры. Следует
отметить, что самовлюбленный архитектор имел привычку инспектировать своих
клиентов, чтобы проверить, правильно ли они живут в созданных им домах.
На протяжении последних 50 лет «Дом над водопадом» является музеем, никогда не
испытывающим недостатка в посетителях.
Подлинное развитие органического дизайна,
называемого также «шведским модерном», началось после окончания Второй мировой
войны. Крупнейшими представителями направления стали считаться финн Алвар
Аалто, датчане Арне Якобсен и Вернер Пэнтон, шведы Бруно Маттсон и Йозеф Франк.
Работы перечисленных дизайнеров тяготели к передаче в архитектуре и дизайне
мебели природной красоты материала и естественных органических ощущений формы,
свойственных скандинавской традиции и народной культуре.
Органический дизайн иногда называют стилем
одного материала - дерева, причем, преимущественно светлого, поскольку оно
является не только традиционным материалом скандинавских производителей, но и
самым органическим, натуральным материалом. Отличительной чертой изделий,
выполненных в стилистике органического дизайна, являются естественные плавные
природные линии и такие природные образы, как леса, реки и озера, вызывающие
ассоциации с еще одним натуральным материалом - стеклом. В Дании, являвшейся
признанным европейским поставщиком тикового дерева, органический стиль также
называли «стилем тикового дерева». Это направление в дизайне начиналось c
проектирования фанерной мебели. Однако его последующее развитие было связано с
более экспериментальным отношением к материалу, в результате которого к дереву
добавились стекло и стальные трубы.
Одним из наиболее ярких представителей
органического дизайна является датский архитектор, дизайнер мебели и интерьера
Арне Якобсен. Он стремился к созданию индивидуального дизайна для каждого
заказчика. По мнению Якобсена, однотипная массовая застройка и одинаковая
мебель лишают человека возможности выразить его индивидуальность. Якобсен
известен своими проектами домов, в которых планировка предусматривала видовые
балконы в каждой квартире. Для него вид из окна (желательно на природу) был
символом органического единства здания и окружения, человека и интерьера.
Среди известных дизайнеров органического
направления следует также назвать имена Эро Сааринена, Чарльза и Рэй Имз.
Органический стиль не случайно
определяют как скандинавский модерн. Природные формы и смысловое единство среды
напрямую связывают это направление с европейским модерном начала XX века.
Органический стиль не утратил популярности и в наши дни (в скандинавских
странах он остается основным стилем домашнего дизайна), однако сегодня он
меньше ассоциируется с натуральными материалами и больше стремится отразить
совершенство естественных природных форм с помощью современных материалов и
компьютерного моделирования (например, работы дизайнеров компании Alessi
<#"903626.files/image001.jpg">
Алвар Аалто, Санаторий в Паймио, 1932
Алвар Аалто, Санаторий в Паймио, 1932
Приложение 2
Алвар Аалто, Библиотека в Выборге, 1935
Алвар Аалто, Библиотека в Выборге, 1935
Приложение 3
Алвар Аалто, Вилла «Майреа», 1939
Алвар Аалто, Вилла «Майреа», 1939
Приложение 4
Росс Лавгроув, Кресло «Monolith»
Приложение 5
Росс Лавгроув, Светильник «Chlorophilia»
Приложение 6
Росс Лавгроув, Скамья «BDLove»