Устройство, техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля Kia Rio

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Устройство, техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля Kia Rio














Тема: Устройство, техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля Kia Rio

Введение

Rio - легковой автомобиль корейской компании Kia Motors. Впервые был представлен в качестве серийной модели в 2000 году, и с тех пор семейство разрослось до трех поколений, последнее из которых было представлено в 2011 году.

Дизайн Kia Rio разрабатывался в двух отделениях: Европейском и Японском. Перед дизайнерами, которые разрабатывали концепцию автомобиля, были поставлены цели: автомобиль должен быть стильным, функциональность и дизайн в большей мере должны ориентироваться на вкусы женщин, особенно домохозяек. Учтя эти пожелания, группа разработчиков представила на суд публике автомобиль, сочетающий изящество дизайна, с хорошей обзорностью и ездовыми качествами, особенно проявляющие себя при езде в городе и при парковке.

Ориентированный на Европу и Россию Kia Rio выпускается с тремя различными двигателями. Дизель представлен одним CRDi объемом 1,5 литра и мощностью 110 л.с., а вот бензиновых два: на 1,4 литра с мощностью 97 л.с. и на 1,6 литра мощностью 112 л.с. В паре с моторами может работать 5-ти ступенчатая механическая трансмиссия или немного устаревшая, но надёжная 4-х ступенчатая автоматическая коробка передач.

Компоновка шасси Kia Rio стандартная для автомобиля В-класса, спереди стойки McPherson с поперечным стабилизатором, сзади - продольные рычаги. Для лучшей управляемости рулевой механизм снабжен электроусилителем, а для повышения уровня безопасности на всех колесах установлены дисковые тормоза с ABS и ESP.

Целью моей работы является разработка технологического процесса ремонта сцепления с заменой ведомого диска, что необходимо производить при длительной эксплуатации автомобиля в условиях интенсивного городского движения. В работе будут рассмотрены основные операции при выполнении ремонта сцепления с заменой ведомого диска, организация рабочего места при выполнении ремонта с соблюдением правил безопасности труда.

1. Основная часть

.1 Назначение сцепления автомобиля Kia Rio

Сцепление автомобиля Kia Rio предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.

.2 Устройство сцепления автомобиля Kia Rio

На автомобилях KIA RIO, оснащенных механической коробкой передач, устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.

Сцепление автомобиля KIA RIO состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.

Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 1 (рис.1.), прикрепленном шестью болтами к маховику 4 двигателя. Ведомый диск 3 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 2 между маховиком и нажимным диском.


Рис.1 Сцепление автомобиля KIA RIO 1- кожух сцепления с нажимным диском; 2- диафрагменная пружина; 3- ведомый диск; 4- маховик.

Выжимной подшипник 2 (рис.2) выключения сцепления установлен на направляющей втулке 3, запрессованной в картер 1 сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которую в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления.

Рис.2 Выжимной подшипник

Механизм включения сцепления предназначен для временного включения и отключения передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач при помощи педали.

Рис.3 Механизм включения сцепления

Механизм выключения сцепления: 1- картер сцепления; 2- подшипник выключения сцепления; 3- направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4- вилка выключения сцепления.

Гидравлический привод выключения сцепления включает в себя следующее рис.4:

главный цилиндр выключения сцепления, установленный в моторном отсеке на щите передач;

рабочий цилиндр, расположенный на картере коробки передач;

трубопровод, состоящий из трубок, и промежуточного шланга, соединяющих главный цилиндр с рабочим цилиндром.

Рис..4 Гидравлический привод сцепления

-педаль сцепления, кронштейн которой прикреплен к кузову, которая в исходное положение педаль возвращается пружиной.

Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозом цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость DOT 3 - применяемая для автомобилей с барабанными тормозами сзади и дисковыми тормозами спереди. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.

.3 Принцип работы сцепления автомобиля Kia Rio

Принцип работы: корзина вместе с ведущим диском жестко закреплена на маховике коленчатого вала. Диск может перемещаться относительно корзины, но он подпружинен. Между ведущим диском и маховиком помещен ведомый диск. На этот диск закреплены фрикционные накладки, значительно повышающие трение. По центру ведомого диска расположена ступица. В ступицу входит ведущий вал коробки передач, а шлицевое соединение обеспечивает надежное, но подвижное соединение - диск может перемещаться по валу, но при этом вращение будет передаваться постоянно.

Когда необходима передача вращения от двигателя на КПП, сцепление отпущено. В таком положении ведущий диск за счет давления пружин поджимает ведомый диск к маховику. Наличие фрикционных накладок обеспечивает значительную силу трения, ведомый диск не проскальзывает относительно ведущего диска и маховика. А поскольку ведомый диск связан с валом КПП шлицевым соединением, то производится передача вращения.

Чтобы отсоединить КПП от мотора, водитель нажимает на педаль сцепления. При помощи привода он воздействует на выжимной подшипник, который перемещаясь, начинает давить на выжимные рычаги, в результате чего ведущий диск отходит внутрь корзины, преодолевая усилие пружин. Он перестает поджимать ведомый диск к маховику, из-за чего передача вращения прекращается, что дает возможность переключить передачу на КПП.

Сцепление также помогает плавно начать движение. При постепенном отпускании педали, ведущий диск плавно увеличивает давление на ведомый диск. При малом усилии ведомый диск начинает принимать вращение, но из-за недостаточного поджатия, он проскальзывает. По мере отпускания педали сцепления и поджатия ведомого диска, он все больше принимает вращение, а проскальзывание уменьшается.

.4 Виды и периодичность технического обслуживания сцепления автомобиля Kia Rio

При плановом техническом осмотре (через 15 000 км. пробега) необходимо проверить герметичность привода, целостность оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления, проверить уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления, при необходимости долить жидкость.

За каждые 30 тыс. км пробега или через два года заменить жидкость в системе гидропривода сцепления

За каждые 60 тыс. км пробега отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления и смазать подшипники муфты выключения сцепления и вала вилки выключения сцепления.

.5 Технология выполнения операций по ремонту сцепления автомобиля Kia Rio с заменой ведомого диска

Причинами замены ведомого диска сцепления являются следующие признаки:

коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм);

неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска;

ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска;

повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска;

поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска;

повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска.

Таблица 1. Технологическая карта выполнения операций по ремонту сцепления автомобиля Kia Rio с заменой ведомого диска

№ п/пПроводимые работы (операции)Фото проводимых работ (операций)Используемый инструмент и принадлежности12341. Подготовительные операции по снятию коробки передач1.1.1. Извлечь крепежный шплинт наконечника троса из отверстия, расположенного в оси рычага переключения передач.1.2.Снять шайбу с оси рычага переключения передач.1.3.Снять наконечник троса с оси рычага переключения передач.1.4.Снять наконечник троса с оси рычага выбора передач.1.5.Вывести наконечники оболочек тросов из гнезд, расположенных в кронштейне, установленном на коробке переключения передач. После этого сместить управляющие тросы коробкой переключения передач в сторону.1.6.Демонтировать крепежный кронштейн тросов управления коробкой переключения передач с автомобиля.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83)1.7.Нажать на пружинный фиксирующий элемент колодки жгута проводов датчика скорости (1) и датчика положения коленчатого вала (2), после чего отсоединить колодку от электрического разъема датчика. 1.8.Отвернуть и извлечь крепежный болт наконечника «массового» провода.Рожковый ключ 14мм. (ГОСТ 2839-80)1.9.Отвернуть и извлечь крепежный болт трубопровода гидравлического привода выключения сцепления к корпусу коробки переключения передач.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 17мм. (ГОСТ 25604-83)1.10.Отвернуть и извлечь два резьбовых крепежных элемента рабочего цилиндра гидравлического привода выключения сцепления.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83)1.11.Отжать фиксирующий элемент колодки управляющего провода, а затем отсоедините колодку от вывода тягового реле стартера.1.12.Снять наконечник силового провода с контактного болта стартера.1.13.Отвернуть и извлечь крепежный болт держателя жгута проводов, после чего сместить держатель с проводами в сторону.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 12мм. (ГОСТ 25604-83)1.14.Отвернуть и извлечь два крепежных болта стартера, расположенные со стороны картера сцепления. Демонтировать стартер. Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 21мм. (ГОСТ 25604-83)2. Демонтаж коробки передач и корзины сцепления2.1.Удалить трансмиссионное масло из механической коробки переключения передач.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 17мм. (ГОСТ 25604-83)2.2.Демонтировать приводы передних колес автомобиля.Набор торцевых головок. (ГОСТ 25604-83) Съемник ШРУса (ГОСТ 40005-99) Набор торцевых и рожковых ключей. (ГОСТ 2839-80)2.3.Подпереть коробку переключения передач и двигатель с помощью надежных и крепких упоров.2.4.Отвернуть и извлечь три крепежных болта коробки переключения передач к кронштейну подвесочной опоры силового агрегата.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 21мм. (ГОСТ 25604-83)2.5.Отвернуть и извлечь два верхних крепежных болта коробки переключения передач.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83)2.6.Отвернуть и снять гайку крепежного болта задней подвесочной опоры силового агрегата к кронштейну, расположенному на силовом агрегате. В процессе отворачивания гайки фиксировать крепежный болт от проворачивания. Извлечь крепежный болт из отверстий, расположенных в кронштейне и в задней опоре подвески силового агрегата.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Торцевой ключ 21мм. (ГОСТ 2839-80) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83)2.7.Отвернуть и извлечь два крепежных болта кронштейна задней подвесочной опоры силового агрегата к поперечной балке передней подвески автомобиля.Торцевой ключ 20мм. (ГОСТ 2839-80) 2.8.Демонтировать заднюю подвесочную опору силового агрегата с автомобиля.2.9.Отвернуть и извлечь пять нижних крепежных болтов коробки переключения передач.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 20мм. (ГОСТ 25604-83) 2.10.2.11.Убрать опору из-под коробки переключения передач. В процессе извлечения опор из-под коробки поддерживать КПП. Сдвинуть коробку переключения передач назад до момента извлечения ее первичного вала из ступицы ведомого диска сцепления. Демонтировать коробку передач. При установке нажимного диска, пометить взаимное положение кожуха нажимного диска и маховика и сохранения балансировки.2.12Отвернуть и извлечь шесть крепежных болтов кожуха нажимного диска сцепления к маховику, одновременно удерживать маховик от проворачивания, используя большую отвертку или монтажную лопатку. Затяжку болтов ослаблять равномерно, каждый болт по два оборота ключа.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83) 2.13Отделить от маховика нажимной и ведомый диски сцепления, придерживая ведомый диск, чтобы он не упал.3. Дефектовка ведомого диска.3.1Произвести осмотр ведомого диска сцепления. Трещины и другие повреждения на элементах ведомого диска не допускаются. Толщина ведомого диска в сжатом состоянии при усилии 3700 Н (377 кгс), должна быть в пределах 7,4-8,0 мм.Штангенциркуль ШЦ- 1 (ГОСТ 166-89)3.2Произвести проверку трущихся поверхностей маховика и нажимного диска сцепления на предмет наличия задоров, глубоких царапин и рисок. Поврежденные детали заменить. 4.Сборка.4.1.С помощью оправки осуществить установку ведомого диска, а затем произвести установку кожуха нажимного диска, совместив нанесенные в процессе демонтажа метки. После этого ввернуть болты, крепящие кожух нажимного диска сцепления к маховику.Оправка для центровки ведомого диска сцепления.4.2.Осуществить затяжку крепежных болтов кожуха нажимного диска сцепления к маховику в указанной последовательности, по одному обороту ключа за подход на каждый болт до момента затяжки 18 Н*м.Ключ моментный шкальный (ГОСТ 25603-83 Удлинитель. (ГОСТ 24800-03) Торцевая головка 19мм. (ГОСТ 25604-83)4.3.Снять центрирующую оправку, а затем произвести монтаж коробки переключения передач в обратной последовательности. Затем проверить исправность работы сцепления. Заправить коробку переключения передач трансмиссионным маслом SAE 80W 90.

2. Инструменты, приспособления, применяемые для ремонта сцепления автомобиля KIA RIO

Таблица 2

п\пИнструменты и приспособленияИллюстрация1.2.3.1. Измерительный1.1.Штангенциркуль ШЦ- 1 (ГОСТ 166-89)2. Слесарный 2.1.Набор торцевых головок. (ГОСТ 25604-83)2.2.Набор торцевых и рожковых ключей. (ГОСТ 2839-80)2.3.Флажковая трещотка. (ГОСТ 22402-77) 3. Специальный3.1Ключ моментный шкальный (ГОСТ 25603-83)3.2Оправка для центровки ведомого диска сцепления. 3.3.Съемник ШРУса (ГОСТ 40005-99)

3. Организация рабочего места

Организация рабочих мест слесаря по ремонту трансмиссии включает в себя следующие основные требования:

посты разборки должны быть тщательно вымыты и очищены;

рабочие места должны быть специализированы, то есть каждый рабочий должен выполнять определенные виды работ, что позволяет сократить время на подготовку к работе и более полно использовать инструмент и приспособления;

Рис. 5. Схема поста для ремонта трансмиссии автомобиля.

-стеллаж для деталей, 2-ларь для обтирочных материалов, 3-станок для расточки тормозных барабанов, 4-телефон и радио, 5-радиально сверлильный настольный станок, 6-слесарный верстак, 7-настенный шкаф для приборов и инструментов, 8-стенд для разборки и регулировки сцеплений, 9-гидравлический пресс 40 т., 10-стенд для ремонта редукторов задних мостов, 11-стенд для клепки тормозных накладок, 12-подвесная кран-балка, 13-тиски, 14-стеллаж для инструментов, 15-настольно верстачный пресс 3 т, 16-стенд для ремонта коробок передач, 17-стенд для ремонта передних и задних мостов, 18-ларь для отходов, 19-раковина для мытья рук, 20-электрический рукосушитель, 21-вертикально-сверлильный станок, 22-заточный станок, 23-передвижная моечная ванна, 24-стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов.

рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкции оборудования (высота подъемника), взаимное расположение рабочих мест и т. д.;

рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.

Полы на участке должны быть ровные (без порогов), гладкие, не впитывающие нефтепродукты. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.

Оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Нельзя допускать скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и к огнетушителям.

Для обеспечения электробезопасности каждое производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены.

Все стационарные светильники должны быть прочно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней.

4. Охрана труда

Для безопасной работы с применением подъёмника, в целях предотвращения аварийных ситуаций, следует соблюдать способы и приемы безопасного выполнения работ:

. Во время подъема или опускания автомобиля помимо оператора, находящегося у пульта управления, должен присутствовать работник, который обязан вести наблюдение за положением автомобиля и работой стоек со стороны, невидимой оператору, и при возникновении какой-либо опасности подать оператору сигнал о немедленной остановке подъемника.

. Запрещается подъем автомобилей собственной массой более 3,0 т.

. Запрещается находиться в автомобиле и под ним во время подъема и опускания подъемника.

. Постоянно проверять исправное состояние электропитающих кабелей.

. Электродвигатели, стойки, электроаппаратура должны быть надежно заземлены.

. При нормальной работе подъемника не должен наблюдаться повышенный шум механизма подъемника, повышенный нагрев винтовой пары.

. Запрещается проводить какие-либо работы с подъемником и его пультом управления при поднятом автомобиле, во время подъема или опускания кареток с автомобилем.

. Перед подъемом автомобиля убедиться в правильном положении подхватов с опорами под днищем автомобиля.

. После незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном и устойчивом положении автомобиля на подхватах, чтобы при подъеме не возникало перекосов.

. Запрещается проводить обслуживание автомобиля на подъемнике, находящемся под напряжением.

. Запрещается производить подъем и обслуживание автомобиля с работающим двигателем.

. Запрещается работа на подъемнике без страхующих гаек.

. Запрещается работа подъемника при открытой крышке пульта управления.

. Запрещается использование подъемника по нанесению антикоррозийной обработки, мойки и покраски автомобиля.

. Во время ручного опускания автомобиля (при отключении электроэнергии) запрещается находиться на конструкции подъемника. Рабочий должен находиться на подмостках, расположенных вне контура движущихся узлов подъемника.

. Техническое обслуживание подъемника выполнять при отсутствии напряжения.

18. Во время работы на подъёмнике необходимо использовать средства индивидуальной защиты, спецодежда должна быть застегнута.

19. На пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди».

Рис. 6 Предупреждающий знак безопасности.

Заключение

Задача, которая стояла передо мной, включала:

осмысление избранной темы;

подбор и изучение литературы, и справочных и научных источников;

самостоятельный анализ технического обслуживания сцепления автомобиля Kia Rio;

разработка технологической карты;

обоснование актуальности работы.

В ходе выполнения письменной экзаменационной работы мною были получены навыки разработки технологического процесса по ремонту сцепления автомобиля Kia Rio с заменой ведомого диска.

При выполнении работы также было рассмотрено устройство узла сцепления, принцип работы указанного механизма, периодичность технического обслуживания и периодичность выполнения указанных работ.

Важность выбранной темы работы определяется безопасным состоянием механизмов сцепления автомобиля.

Исправная работа сцепления зависит от профессиональных навыков водителя, дорожных условий и качества деталей механизма сцепления. Своевременная диагностика износа и замена ведомого диска сцепления позволяет поддерживать исправное состояние механизма сцепления, что, обеспечивает безаварийную эксплуатацию автомобиля в различных дорожных условиях.

автомобиль транспорт ремонт

Используемая литература

Основные источники:

1. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский «Автомобили» - М. «Академия», 2012.

2. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - М.: Инфра- М, 2014.

. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей - М.: Мастерство, 2011.

. Пузанков А.Г. Автомобили «Устройство автотранспортных средств». - М.: Академия, 2011.

. Румянцев С.И. Ремонт автомобилей - М.: Транспорт, 2013.

Дополнительные источники:

6. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы - М.: Академия, 2010.

. Туревский И.С. Электрооборудование автомобилей - М.: Форум, 2010.

8. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности- М.: Академия, 2006.

Похожие работы на - Устройство, техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля Kia Rio

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!