Путевые заметки Ирландии XVIII-XIX веков, их специфика и потенциал как исторического источника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,16 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Путевые заметки Ирландии XVIII-XIX веков, их специфика и потенциал как исторического источника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

И СРЕДНИХ ВЕКОВ





Путевые заметки Ирландии XVIII-XIX веков, их специфика и потенциал как исторического источника

Содержание

Введение

Глава I. Специфика путевых заметок как исторических источников

.1 Очерк историографии

.2 Специфика travelwriting: хронология, объем корпуса текстов и его содержание, система аннотирования текстов, маршруты и способы передвижения.

Глава II. Корпус текстов, содержащих описания путешествия из Трали в Дингл, XVIII-XIX вв.

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Люди издревле совершают путешествия, делятся впечатлениями о совершенном, а порой и оказывают влияние на жизнь тех мест, которые посетили.Они рассказывают нам о том, что они видели и ощущали в различных уголках Земли, каков уклад жизни населения в тех краях, какие особенности культуры показались им удивительными. Записки путешественников являются важнейшим историческим источником, который позволяет нам посмотреть на мир прошлого глазами его современника. Жизненный уклад, культурные особенности, религиозные обряды, экономическая структура региона и его инфраструктура - лишь малая часть того, что мы можем изучить, используя воспоминания путешественников.

Извлекая географическую информацию из нарративных (литературных) источников, и наоборот, определяя типичные нарративные модели и их влияние на географические описания, мы можем просмотреть эволюцию специфики путешествий, обнаружить основные области интересов путешественников различных социальных групп, определить хронологические рамки (пики популярности и пики спадов интереса), цели путешествий, типичные маршруты и способы путешествия.

Записки путешественников дают нам возможность ощутить уникальность исторического развития любой страны, в которую приезжали различные путешественники. Они позволяют сравнить образ жизни разных стран и регионов, отметить общие черты их географии, экономики, культуры, жизненного уклада.

Подобные исследования, на каком материале они бы ни производились, всегда актуальны.Ввиду универсальности используемых здесь методов исследования, исследователь может взять одну из многочисленных областей земного шара и исследовать ее с позиций взглядов множества исследователей-путешественников, находя «разумное зерно» и определяя типичную репрезентацию социально-экономического, политического и культурногосвоеобразия региона. Это и будет главнейшей целью данного исследования.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является специфика путевых описаний Ирландии Нового времени как исторического источника, цели, преследуемые путешественниками, личности самих путешественников и их социальный состав, маршруты путешествий, пики расцвета и спада интереса.

Объектом изучения являются путевые заметки путешественников различных социальных слоев, которые совершали путешествие по узлу Трали-Дингл на юго-западе Ирландии. В связи с этим поставлены следующие задачи: выяснить, какова специфика и объем путевого описания Ирландии как явления, что из себя представляет типичный путевой очерк, какие задачи ставили перед собой путешественники, приезжающие на юго-запад Ирландии, кем были авторы путевых описаний.

Хронологические и географические рамки исследования. Данное исследование затрагивает специфику путевых описаний в период с XVIII века до серединыXIX века. Выбор данного временного промежутка обусловлен пиками популярности, расцвета жанра путевых описаний, а также обстоятельствами, которые привели к упрощению жанра путевых заметок и падению их популярности. Географические рамки установлены четко, ввиду необходимости точечного исследования специфики впечатлений путешественников в отдельном регионе на определенном дорожном пути - Трали-Дингл, на юго-западе Ирландии, в графстве Керри.

Источники исследования. Ввиду определенной специфики работы, объект и предмет которой находятся на пересечении географии и гуманитарных наук, нами были изучены научные труды исследователей, посвященные проблеме извлечения географической информации из нарративных источников и их дальнейшего анализа.

Определенный интерес у нас вызвали работы Франко Моретти (FrancoMoretti), который активно разрабатывает и продвигает среди исследователей методологию «distantreading», или же «дальних чтений». Идеи Франко Моретти отражены в его основном труде «Дальние чтения» (2013). Он выдвигает идею о том, что для полноценного исследования не всегда необходимо вдумчиво и старательно вчитываться в каждый источник, ибо мало у кого есть столько времени, чтобы уделить внимание каждому произведению, коих в подборке может быть более ста.Он пытается представить элементы повествования на реальных картах как способ понять пространственные практики (например, в романах). Моретти предлагает не только новый способ чтения отдельных текстов или практической литературы, но и новый подход к литературному корпусу. Моретти также выдвигает идею о том, что современные технологии позволяют нам находить среди огромного массива информации те крупицы, которые позволят сделать нам выводы не об отдельных источниках, но о массивах этих источников, о целом пласте культурного материала.

«Графики, карты, деревья: абстрактные модели для истории литературы» (2005) - еще один труд Франко Моретти, который уже наиболее наглядно показывает нам результат работы данных методов: здесь исследователь рассматривает динамику распространения и популярности романа в Англии, Японии, Испании, Нигерии и Италии; на основании инфографики и фактической информации о происходящем в данной стране автор связывает пики популярности и спадов с актуальной политической, социально-экономической и культурной ситуациями.Моретти извлекает определенные детали из текста, переносит их на карты и схемы, а затем интерпретирует полученные данные.

Книга «Пространственность (Новая критическая идиома)» (2013) Роберта Тэлли также стала важным методологическим подспорьем в нашей работе. В этой работе автор ясно и структурированно рассказывает о современныхметодах изучения пространства в гуманитарных науках, описывает труды многих ученых, занимавшихся в этой области. Он отмечает, что литературная география - формы чтения, при которых предметом особого внимания становятся пространственные и географические феномены, тесно связанные со стилистикой литературного нарратива. Литература фиксируетизменяющиеся конфигурации социального пространства во времени, а также средства, с помощью которых тексты отражают пространства и места. Литературная картография есть синтез литературной и картографической практик, их влияние друг на друга. И писатель, и картограф должны четко определять, для каких целей создается их «карта», что они хотят рассказать о пространстве; выбор средств и сфер интересов всегда остается за ними, что намекает нам на уникальность каждой карты, каждого повествования, а это в свою очередь, на многообразие и разносторонность данных для исследования.

Прежде чем провести исследование необходимо провести анализ источников, которыми будем пользоваться. Неразумно проводить исследование, связанное с географией, не пользуясь картами изучаемой территории. Здесь стоит отметить ирландские планы Британского Картографического Управления, которые издавались в XIX веке.Внимания также достойны «Карта других дорог Ирландии» СкиннераиТайлора (1777), и«Атлас, сопровождающий 2-й доклад Железнодорожных комиссаров Ирландии» (1838), сравнивая которые мы имеем возможность отследить изменения транспортной конфигурации региона.

Однако стоит заметить, что основной массив информации содержится в подборке путевых заметок путешественников Ирландии. Очевидно, что каждый из них преследовал свою определенную цель, приезжая в район Трали-Дингл, да и вообще в целом осуществляя путешествие по Ирландии. Социальный состав путешественников также весьма размыт, как и годы, в которые путешествия были совершены (вторая половина XVIII-XIXвв.).

Именно особенностям путевых заметок и будет посвящено данное исследование, кроме того нам будет необходимо проверить данные сведения на определенном, выбранном нами регионе между Трали и Динглом, на юго-западе Ирландии: мы попытаемся дать анализ социального положения авторов, целей и задач, которые ими преследовались, способов передвижения и хронологии путешествий.

Глава I. Специфика путевых заметок как исторических источников

.1 Очерк историографии

путевой заметка путешественник ирландия

Прежде чем обратиться к описанию путевых заметок и их специфике, нам необходимо отметить тех исследователей, кто достиг значительных успехов в изучении ирландских травелогов. Ученые, которые занимались и продолжают заниматься данной темой, определяют специфику жанра, пики популярности и пики спадов (хронология), обозначают примерные объемы текстов, много внимания уделяют личности рассказчиков, их социальному и половозрастному составу, маршрутам, способам путешествия и многому другому.

Переходя к личностям данных исследователей, нельзя не упомянуть Дж. Мак-Вэй (1996), автора многочисленных академических трудов и критических антологий. Его вклад в изучении путевых заметок путешественников Ирландии заключается в том, что он один из первых совершил попыткуснабдить исследователей понятным и полноценным справочником по ирландской путевой литературе, который позволил ознакомиться с ранее недоступной информацией по различным темам. Отмечая труды путешественников, автор справочника попытался охватить все аспекты ирландского путешествия, показывая как простые описания путешествий, так и редкие, личные записи как известных (и не очень) путешественников. Для удобства работы со справочником автор определил типовые итинерарии путешественников. Сюда включены как крупные города с богатейшей историей (Дублин, Корк), так и небольшие поселения, о которых мало чего известно неискушенному читателю

Цель своего трудаисследователь описал весьма скромно: «Книга предлагает снабдить читателя базовой информацией по вопросу ирландских путевых заметок на протяжении 8 веков. Если книга достигнет своей цели, я буду удовлетворен».

Следующим, не менее важным исследователем в данной области является Г. Хупер, автор труда «Путевые заметки и Ирландия, 1760-1860» (2005), который взял массивный корпус текстов британских путешественников в Ирландии, с целью описать их мотивацию, цели и опыт путешествия. Исследователь отмечает низкий уровень изученности путевых заметок данного временного промежутка, и именно поэтому он обращает более пристальное внимание на данную проблему, рассказывая нам о различных путешественниках этого периода, обращая внимание на ключевые моменты данного временного промежутка и эволюцию интересов путешественников. Г. Хупер делит свой труд на 4 главы, каждая из которых посвящена определенной проблеме travelwriting.

Первая глава труда посвящена работам двух авторов-предшественников, Джона Буша и Артура Янга, чьи труды дают некое представление обогатом видовом разнообразии травелогов. Данные ученые, пишет Г. Хупер, отметили снижение популярности континентальных путешествий в пользу островных (среди британских путешественников) в XVIII-XIXвв. - созданию жанра «домашнее путешествие», после чего и появились многочисленные исследования Озерного края, Шотландского нагорья и частей Ирландии.

Внимание второй главы уделено текстам путевых заметок, которые были написаны после «Акта об унии 1820 года». Данный акт закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии, в результате чего было образовано Соединенное Королевство Великобритании и Англии. Данный факт не мог не отразиться на характере путешествий того времени. Британские путешественники оптимистично оценивалибудущее страны и высокий потенциал вступления Ирландии в равный союз. Поэтому ранние постсоюзные путешествия оставили после себя в основном оптимистические отчеты, подчеркивающие экономический потенциал Ирландии и преуменьшающие её политическое сопротивление.

Логично предположить, что третья глава посвящена тем путешественникам, которые исследовали Ирландию в 1830-х годах. С целью определить характер травелогов того времени, автор уделяет максимальное внимание трем путешественникам: Китсону Кромвелю, Дж. Фоксу Бургойну и Дж. Барроу (2005) (о личностях путешественников мы будем говорить позже), которые совершали объемные путешествия в конце 1820-х начале 1930-х годов. Труды этих путешественников уже не содержали такой оптимистичной оценки происходящего, они были вынуждены признать, что Содружество не обеспечило желаемую интеграцию и гармонию между двумя островами, страна находится все в таком же бедственном положении, какой она была и 30 лет назад. Пытаясь найти средства, которые бы помогли авторам лучше понять Ирландию, авторы пытаются найти причины неудачи союза в самой Ирландии, задаются следующими вопросами: «Являются ли ирландцы неспособными подняться до уровня англичан? Нельзя ли освободить население от зависимости от священников?». Однако следует отметить, что данные путешественники все еще твердо верили в идею Союза, и собранная ими информация является гарантией того, что даже в данное время Ирландия найдет свое место в Соединенном Королевстве.

Данная глава также содержит массив информации, посвященный путешественникам, которые посетили Ирландию во время Великого Голода. Автор отмечает социальный состав путешественников и цели их визита (об этом - также в данной главе). Во многих отношениях эта тема была настолько ошеломляющей и настолько удручающей как для писателей, так и для читателей, что комментаторы затруднялись сказать что-либо вообще о стране.

Удивителен тот факт, что после катастрофы таких масштабов, наступила эпоха наиболее оптимистичных заметок путешественников. В годы после Великого Голода увеличился поток туристов в страну, которые видели Ирландию как место с огромным экономическим потенциалом. Несмотря на гибель и миграции местного населения, авторы писали о великих возможностях развития земель, о богатых пустующих участках, минеральных ресурсах и дешевой рабочей силе, призывая британских инвесторов к эксплуатации оставшегося местного населения и территорий.

Еще одним, не менее важным исследователем в области travelwriting является сотрудник Королевской Ирландской Академии Кристофер Вудс (2010). Егозначимыйтруд«Записки путешественников как источники для ирландских историков»являетсякладезьюзнанийдля многочисленных историков, занимающихся историейИрландии.

Во введении он подводит итоги своей работы, рассказывает о специфике travelwriting, пишет об огромной важности записок путешественников как первичных источников для местной истории. Автор отмечает, что количество источников данного жанра и их хронология позволяют использовать их в любой области исторического исследования, производить сравнительные или количественные анализы.

Указатель, который Вудс создал с использованием огромного количества путевых записок, представляет собой аннотированный список путешественников, отражающий социальную принадлежность путешественников, их цели, время визита и итинерарий. Кроме того, данный труд снабжен индексом мест, который позволяет быстро находить необходимые путевые заметки по выбранной территории, отмечать пересечения путешествий. Мы не будем подробно останавливаться здесь на содержании труда Вудса и особенности построения его работы, потому что вся эта информация будет отражена в дальнейшем.

1.2 Специфика travelwriting: хронология, объем корпуса текстов и его содержание, система аннотирования текстов, маршруты и способы передвижения

Как уже говорилось выше, К. Вудс считает записки путешественников одними из самых важнейших первичных источников по истории Ирландии. Несмотря на тот факт, что зачастую такие записки могут быть фрагментарными, а путешественники - плохо информированными, предвзятыми и доверчивыми, данный пласт информации является замечательным источником по всем аспектам человеческой жизни, будь то топография, социология, политическая и социально-экономическая жизнь общества, церковная история и многим другим. Другой особенностью путевых заметок является то, что практически никогда путешественники не ставили перед собой цели жестко фиксировать все, чтобы через 100-200 лет по их записям можно было восстановить до мельчайшей детали общество и его жизненный уклад.

Именно поэтому автор выдвигает тезис о необходимости оценки путевых заметок перед их изучением, учитывая ряд факторов:личность путешественника, цели его или ее путешествия и повествования, период и даты поездки, а также его способ передвижения. Еще более важным являются маршрут (итинерарий) и конкретные интересы путешественника.

Помимо этого, исследователь обосновывает хронологию ирландских путешествий; он выдвигает тезис о том, что своего рассвета жанр ирландских травелогов достигает в промежутке между 1775 и 1850 годами.Поездки, совершенные в это время, являются многочисленными и информативными. Британские туристы обратились к Ирландии во время Наполеоновской войны (1803-1814), когда континент был закрыт для них.Уже позже, спустя 40 лет, объектом интереса путешественников стало состояние страны во время Великого голода.

Кроме того, такая популярность путешествий в Ирландию была связана и с системами коммуникации тех времен. К 1775 году Ирландия покрылась сетью неплохих по качеству дорог, что привело к активному использованию конных маршрутов. При этом «оскудение» записок путешественников происходит по приближению к 1850 году, когда на замену обычным дорогам приходят дороги железные. Появление паровозов и развитой железнодорожной системы в 30-50 годы XIX века привели к удешевлению процесса поездки, отчего путешествие стало более доступным. С другой стороны, скорости, которые стали развивать паровозы, не давали путешественнику возможности заметить какие-то особенности местности и быта, а также пообщаться с местными жителями.

Как уже говорилось ранее, данный жанр представляет собой массивную выборку текстов путевых заметок разных времен, однако настолько ли объемна эта выборка? В этом нам снова помогут труды К.Вудса и Дж. Мак-Вэй, работы которых представляют огромный интерес для историков-ирландистов.

Ранее упоминаемая работа К. Вудса предоставляет нам возможность поработать с 209 текстами, что резко сделало более доступными исследования в области местной истории Ирландии, ведь проделанная им работа представляет собой подробное введение в полные тексты записок. О системе аннотирования, которую разработал исследователь, мы поговорим позже.

Библиография Дж. Мак-Вэй является более полной, и охватывает 8 веков истории путевых записок, содержит более 2000 наименований работ. Стоит заметить, что в отличие от К. Вудса, труд Мак-Вэй не содержит столь проработанной системы аннотирования, однако в ней имеется очень удобный индекс мест, который позволяет быстро обнаружить необходимые для исследования источники, найти пересечения путешествий и закономерности движения.

Отдельно в данной главе стоит рассказать о том системе аннотирования, которой снабдил свой труд К. Вудс, и которая представляет собой инновационную базу данных, намного более развитую, чем библиография стандартная.

Вместо простого обозначения источников, Вудс дает развернутую картину thetravellersidentity, или же личности путешественника, а также цель путешествия, хронологию, маршрут, способ путешествия и содержание текста. На каждом из этих пунктов есть смысл остановиться поподробнее.

К. Вудс отмечает, что с 1770-х до 1850-х годов - путешественники (или туристы) были типично людьми высшего класса, ездили на свои средства, обычно как посетители. Однако во второй половине девятнадцатого века в путешествия все больше вовлекались и средние классы.К. Вудс пишет о том, что отчеты людей высшего и среднего классов зачастую не полностью отражали реальное состояние экономики и уклада жителей Ирландии ввиду нехватки некой эмпатии к обычным людям и их низкого уровня знаний для понимания людей низшего класса. Однако и здесь имеются исключения: некоторые путешественники целеустремленно отправлялись в путешествие по Ирландии с целью встретиться с представителями низшего сословия. Классическим примером такого путешествия является путешествие миссис Асенат Николсон (1847), которая совершила поездку по сельской местности незадолго до наступления Великого Голода.

С другой стороны, высокое положение путешественников давало им некие привилегии - перед ними открывались двери не только больших домов, но и салонов буржуа. Им также проводили экскурсии в тех местах, куда был запрещен вход людям обычным - в тюрьмы и трудовые дома. Так, например, Дж. Эшворт (1851), английский священнослужитель посетил трудовой дом на побережье Ирландии приблизительно в 1850 году: «Каждый хороший (по погоде) день - нищие, мужчины и женщины, отпускались на берег моря, чтобы искупаться».

Автор отмечает, что из 209 указанных источников, лишь не более 30 человек - выходцы Ирландии. Эти путешественники путешествовали по Ирландии и также составляли отчеты об их поездках, которые были абсолютно нетипичны для любого другого ирландского туриста, вероятно потому, что сами ирландцы не замечали в своей стране ничего нового и удивительного.

Немало было и путешественников - религиозных деятелей: из 209 личностей-путешественников 40 являются католиками, и только 7 из этих 40 - ирландскими католиками.

Как говорилось ранее, во второй половине XIX века средний класс стал более активно путешествовать по Ирландии. Самым же ранним из известных рабочих, совершивших поездку по территории и оставивших после своего путешествия отчет, был Уильям Рид (2010), сапожник из Томбури, который высадился в Корке в сентябре 1810 года.

Половозрастной состав путешествий также неоднороден: самой ранней женщиной-путешественницей, которая совершила поездку по острову в 1814-1815 гг., стала Анна Плумптр (1817);уже позже, в середине века, женщина-турист перестает быть редкостью: 13 аннотаций содержат в себе сведения о путешествиях женщин.

Неудивительно, что многие туристы были писателями, а некоторые из них были обычными туристами.Среди первых были литературные писатели и журналисты (некоторые из них были и писателями, и журналистами); ихповествования были так хорошо написаны, что их вполне можно считать литературными произведениями, хотя это не снижает их ценность как исторических источников.Среди типичных туристов были мужчины и женщины, которые неоднократно путешествовали по Ирландии или известны своими отчетами о других землях.Нельзя не упомянуть и отчеты людей неработающих, или наоборот, имевших какую-то четкую цель (военные люди и христианские миссионеры). Автор отмечает, что зачастую такие труды являются малоинформативными и неутешительными, однако они все же не лишены информации абсолютно, чтобы списывать их со счетов. Таким образом,некоторые путешественники более осведомлены, более наблюдательны, чем другие. К примеруАртур Янг (1780), агроном, который также широко путешествовал во Франции и был в Ирландии, чтобы управлять имением, является гораздо более надежным источником сведений о состоянии ирландского сельского хозяйства, чем, например, Маргарет Фрэнсис Диксон(1845), которая, в свою очередь, может нам поведать больше Янга о морских пейзажах и местных древностях, о простых людях - их характере, обычаях и легендах.

Данный сюжет еще раз доказывает, что смысловое содержание травелога напрямую зависит от той цели, которую поставил перед собой путешественник. К. Вудс пишет: «Ни один из исходных материалов, которые обычно используются историками, не был создан для использования историками. Туристическая литература не является исключением». Из этого высказывания можно сделать вывод о многообразии целей и о том, что цель путешественника определяет в некотором смысле полезность и ценность для изучения историками.Зачастую цель зависит не только от личности человека-путешественника, но также и от времени и событий, которые происходили в Ирландии и в Континентальной Европе.

К примеру, Джон Стивенс (1912), дирижер военного оркестра, путешествовал по Ирландии по своему долгув 1689-1691 гг.,позднее в XVII веке С. Молинекс (1709) и И.Батлер (1744) путешествовали по Ирландии из-за интеллектуального любопытства. Джон Уэсли (1909), в конце XVIII века отправлялся в Ирландию 21 раз, и был одним из первых миссионеров-туристов. Во время Великого Голода люди зачастую отправлялись в Ирландию с целью помочь, другие перемещалисьс целью выгоды, чтобы найти лучшее место. Кроме того, во время Голода и последующей войны, Ирландия часто привлекала исследователей из-за рубежа. К целям также можно отнести: работу, и совмещение удовольствия от путешествия с целями работы, поддержка связи с семьей, реклама какого-либо места или просто написание заметок для того, чтобы заполнить «вечернюю пустоту». Зачастую случалось и так, что мотивы известных историкам путешественников вообще не разъяснялись или являлись смешанными.

Как уже говорилось, промежуток с 1775 по 1850 год выделяется К. Вудсом как «золотой век» путевых заметок. Аргументация автора построена на состоянии дорог Ирландии в последней четверти XVIII века, и дальнейший переход на железные дороги в середине XIX века. Исследователь также отмечает и те сезоны года, в которые наиболее активно совершались путешествия в Ирландии - период с поздней весны до поздней осени. Такой выбор был связан с климатическими особенностями территории: короткий день зимой, изменчивость погоды, размытие и непроходимость дорог - все это останавливало многих путешественников, что в свою очередь создало некий информационный вакуум для историков. Путешественники видели и описывали Ирландию в большинстве своем во время роста и сбора урожая, и поэтому имели неполное представление о жизни ирландцев.

Радует тот факт, что часто туристы давали точные даты не только начала и конца своих туров, но и этапов пути. Однако если даты не указаны, их вполне реально установить по описанным событиям. Полученная хронологическая информация является неплохим средством датировки событий, которые были описаны и в других источниках. В заключение темы хронологии путешествий хотелось бы добавить, что настоящую ценность представляют те путешествия, которые охватывали промежуток от нескольких недель до нескольких месяцев в пути.

Помимо всех предыдущих пунктов, в свой аннотированный список автор включает итинерарии путешественников, и здесь стоит остановиться на тех регионах, которые были более или менее популярны для посещения. Маршруты, которые совершали путешественники, также определялись их целями и интересами.

Нет никакого сомнения в том, что Дублин - столица Ирландии, был главной достопримечательностью и зачастую становился отправным пунктом многих путешествий. Окрестности Дублина - Хоут, Феникс-парк, Долина Лиффи и близкие к Дублину части Уиклоу были очень удобны для однодневных поездок. Не меньший интерес представляли исторические города Корк и Белфаст. Среди провинциальных городов выделяются Эннис, Каслбар, Слайго и Арма, и менее популярные, но все же часто посещаемые Лимерик, Голуэй, Килкенни, Лондондерри и др.

Туристы, которые по тем или иным причинамвыбирали нестандартные маршруты, представляют особый интерес для местных историков, поскольку их рассказы содержат информацию о местах, которые редко посещались. Так, примером может служить Исаак Батлер, который совершил зигзагообразный тур по графствам Лаут, Мит, Уэстмит и Лонгфорд в 1740-х годах от имени Физико-исторического общества. Несмотря на большую ценность этого источника, он остается неопубликованным.

От того, на чем турист путешествовал, шел ли пешком, верхом, гужевым транспортом, фаэтоном, автобусом или даже автоприцепом, на лодке, поезде, велосипеде, значительно зависит ценность его путевых записок.

Ирландско-американский врач и писательУильям Мак-Невин (1803), совершивший пеший тур по Швейцарии в 1802 году, говорил, что «пеший путешественник может останавливаться там, где ему заблагорассудится, посещать то, что ему нравится, общаться с теми, кого он встречает». На собственном опыте он порекомендовал идти пешком при случае, если путешественник «желает наблюдать деревенских людей, их состояние и привычки», «войти в жилища крестьян, посидеть в деревенских пивных; поболтать с простоватыми «политиками» и сельскими красавицами». Пеший путешественник, в отличие от туриста на карете или поезде, также может останавливаться где угодно, ходить по малоизвестным улочкам, посещать места, о которых редко упоминается. Он также мог встретить абсолютно разных людей, общаться с ними на одном уровне.

Также весьма популярным средством передвижения до конца XVIII века являлось путешествие верхом на лошади. Вне зависимости от качества дорог и их наличия, человек мог пересекать за день до 50 километров: он мог добиться больших результатов, нежели пешеход, а уровень его взгляда был на более высоком уровне, что давало ему возможность охватывать взглядом больше территории. Кроме этого путешественник на лошади мог свернуть с дорог и проникнуть в те места, которые ранее были недоступны. Примером такого типа передвижения являются два молодых ирландских джентльмена - Джордж Холмс и Джон Харден (1801), которые вместе путешествовали по Мюнстеру на лошадях в 1797 году и писали обо всех событиях.

К. Вудс отмечает, что примерно с 1775 года путешествия на фаэтоне или в экипаже становились все более распространенными, в связи с улучшением качества дорог. Фаэтоны, к тому же, можно было удобно взять напрокат. Почтовые экипажи, работавшие между Дублином и другими городами, являлись средствами быстро и удобного передвижения из точки А в точку Б, однако за короткие остановки было невозможно осмотреть местность и достопримечательности.Несмотря на это, еще в 1806 году немецкий путешественник отправился из Дублина на запад на Кильбегган, не видя в пути ни одного четырехколесного транспорта.

На протяжении XIX века также часто упоминается «jauntingcar» - прогулочный экипаж, или иначе, ирландский кабриолет. Путешественник И. Коль (1844) писал: «Эти экипажи очень рекомендуются путешественнику, который хочет увидеть что-то в стране, которую он пересекает… поскольку его ноги никогда не находятся далеко от земли, он может беспрепятственно входить и выходить из экипажа, чтобы не пропустить ничего неисследованного на обочине дороги».

Стоит не забывать и о путешествиях по внутренним водам острова, которые были весьма популярны между последним десятилетием XVIII века и серединой XIXвека. В 1840-х годах популярность каналов упала ввиду массового строительства железных дорог. Отмечается, что речные и канальные путешественники были очень наблюдательны, так как были более расслаблены - они могли погулять, поесть и выпить на борту, побеседовать с другими пассажирами, и внимательно исследовать проходящие мимо деревни. Но и после массового введения железнодорожного транспорта паромы продолжали курсировать по заливам, перевозя на себе путешественников, которые отправлялись на них «чисто из удовольствия».

Путешествие на и с острова Ирландии (всегда по морю до середины XX века) позволило путешественникам наблюдать вблизи ирландцев (мужчин и женщин) среди своих попутчиков. Отчеты путешественников также могут раскрыть детали путешествий в открытом море - дела опасного и весьма неудобного.

Нельзя не отрицать тот факт, что все записки путешественников являются весьма субъективными, и историки, которые изучают данную проблему, должны уделять внимание этому аспекту. При оценке информации, предоставляемой путешественниками, должны применяться те же критерии, что и при оценке других видов исторических документов. Насколько авторитетен писатель? Насколько авторитетны его осведомители? Насколько они надежны? Оценивая рассказ путешественника, следует также спросить, насколько путешественник зависит от того, что он прочитал, прежде чем отправиться в путешествие. Как и следовало ожидать, почти каждый посетитель Ирландии, как и других стран, может что-то сказать о туристических объектах: состояние дорог, наличие транспорта и гидов, удобство и комфорт постоялых дворов, качество еды и напитков, цены на товары и услуги, гостеприимство людей.

Практически все путешественники Ирландии, вне зависимости от их основных интересов, отмечали погоду, пейзажи, качество почвы, реки и озера, пещеры, улицы доисторические останки - круглые башни, разрушенные замки и церкви. Некоторые придерживались практического или исследовательского подхода, другие - интеллектуального, эстетического или сентиментального.

Достаточно много внимания обращалось в целом на состояние сельского хозяйства; это связано с тем, что до XXвека многие люди жили близко к земле, и поэтому имели некоторые сведения о сельском хозяйстве, что позволяло им делать информативные комментарии о земледелии и скотоводстве. Имеют место и комментарии по рыбным хозяйствам, добыче полезных ископаемых, льняной торговле и др.

Во время кризисов, в качестве постоянной темы для разговора выступали всеобщие волнения, политическая агитация, отношения в сельском хозяйстве, этнические и религиозные трения; именно поэтому в заметках путешественников очень часто фигурируют темы политики, аграрного дела, беспорядка, религии, нищеты и пьянства. Туристы, как правило, принадлежали к одному и тому же социальному классу, религиозной принадлежности и политическим взглядам, как у ирландских джентри.Естественно, они имели тенденцию общаться с землевладельцами и местными чиновниками, поэтому существует достаточно много описаний жизненных условий ирландских джентри и дворян; однако нельзя говорить, что их рассказы могут мало что поведать о жизни других социальных групп.

Отмечаются много случаев, когда туристы посещают хижины селян (к сожалению, ни один интерьер не сохранен в музеях). По счастью, именно по запискам путешественников мы можем составить ясную картину быта сельской бедноты - грязь на стенах и на полу, отсутствие окон (за исключением дыры для дымохода в крыше), большие горшки, отсутствие стола и скамеек, соломенные кровати и домашний скот, который разделяет жилье с людьми. Кроме того, постоянно комментируется облик простых людей и их одежды, рацион, времяпровождение, обычаи.

Некоторые путешественники затрагивали вопросы, связанные с обеспечением соблюдения законности и правопорядка. Несколько путешественников являлись адвокатами, и поэтому понимали больше, чем неспециалисты. В их отчетах содержится информация о судьях, адвокатах, обвиняемых и известных процессах. Среди представленных Вудсом записок путешественников даже встречается упоминание нападения на преподобного Джеймса Холла (1813), который был схвачен грабителями при прохождении сквозь графство Лейтрим, однако смог отбиться с помощью небольшого клинка в рукоятке его зонта.

Было бы странно, если бы в записках путешественников было мало упоминаний о католиках, протестантах и пресвитерианах. В частности, обильно представлена информация о влиянии на социальное, экономическое и политическое влияние религиозных деятелей на население в целом. Так один из посетителей, с высокимстатусом в англиканской церкви - Джордж ФаркухарГрэмМэтисон(1836) - очень сильно интересовался религией, а его мотив посещения Ирландии в 1835 году состоял в том, чтобы собрать информацию по религиозным вопросам. Он был готов вступить в места отправления культа различных конфессий, а также начать откровенный разговор со священниками и мирянами.Подавляющее большинство тех, кто писал о своих путешествиях в Ирландию и которые отмечены Вудсом, были протестантами того или иного типа; Тридцать или более человек могут быть идентифицированы как священнослужители или квакеры. Стоит отметить, что зачастую, записки не особо верующих мужчин и женщин, представляющих религию как культурное и социальное явление, имеют сведения, которые отсутствуют в записках эпископов и миссионеров.

Некоторые путешественники уделяли неподдельный интерес к системе образования. Так шотландец Дж. Глассфорд (1832) - миссионер образования, ездил по Ирландии с официальными визитами, заходя в каждую школу почти в каждом городе и селе по маршруту; в результате своей инспекции он опубликовал отчет. На протяжении девятнадцатого столетия путешественники Ирландии могли заходить в школьные залы, получив специальное разрешение.В Ирландии всегда было много споров по поводу образования, которое все больше охватывалось религией. В конечном счете все школы управлялись священнослужителями или религиозными организациями. Именно это противоречие и вызывало любопытство и решимость посетителей. Некоторые путевые заметки содержат в себе информацию, которая может быть интересна специалистам различных областей: археология, история науки и техники, геология, распространенность ирландского языка на территории и другие.

Глава II. Корпус текстов, содержащих описания путешествия из Трали в Дингл, XVIII-XIX вв.

Итак, определив специфику путевой заметки как исторического источника мы попробуем перенести рассмотренные выше пункты на определенный, выбранный заранее регион. Выбор региона Трали - Дингл был неслучаен - нам хотелось посмотреть, можно ли составить цельную картину жизни региона не в крупнейших узлах (в которых это можно сделать проще), а на периферии, которой путешественники уделяли не столь много внимания. Нашей главной целью здесь станет поиск путешественников этого региона, исследование структур их путевых заметок, маршрутов и акцентов, которые расставляли путешественники. Трудно отрицать то, что обнаружение общих мест и пересечения путей позволят более полно увидеть данный регион и особенности быта местных (если о таковом будет заведена речь).

Полученная мною выборка состоит из 8 путевых заметок. Исходя из индивидуальных особенностей жанра путевых заметок, трудно выделить единую структуру, подходящую к каждому отчету, поэтому далее мы будем вкратце отмечать особенности каждой заметки. Хронологию путешествий также нельзя назвать единой: самое раннее путешествие в выборке совершено в августе 1788 года, остальные заметки относятся к более позднему периоду - вторая четверть XIXвека (до 1847 года). Получится ли нам собрать цельную картину не самого популярного региона, и что нам дадут мнения путешественников различного социального состава и интересов? Попытаемся определить это, отмечая вкратце каждую путевую заметку в интересующем нас регионе.

«Путешествие Бьюфорта по Керри» (2014) - путевая заметка Дэниэла Бьюфорта, географа и протестантского священника, который совершил свое путешествие в августе 1788 года. Исходя из наших наблюдений, автор совершил свой тур с целью проповеди в некоторых местах, кроме того он посещал некоторых именитых людей того региона: Уильяма Сэсила Пэри, епикопа Лимерика, различных протестантских священников, а также лорда Кенмэйр. Маршрут Д. Бьюфорта представляет собой небольшой тур по юго-западу Ирландии, а именно по графству Керри. Автор отмечает несколько важных для региона топонимов: Мыс Керри, мыс «Петля», залив Вентри, залив Дингл, гора Каерконри, гора Брэндон, скала Мукколога, залив Трали, церковь Киллельтина (1788). Путешественник также отмечает особенности климата региона (разочаровался в плохой погоде), местами - сельского хозяйства («По сторонам и в долинах увидел очень много плохо обработанной почвы, однако с хорошими посевами и урожаями пшеницы и льна»). Здесь нам показалось важным отметить то, с каким вниманием автор относится к природным особенностям территории - отмечено достаточно много топонимов, описаны детали этих мест («Западная оконечность залива Трали - сплошная груда песчаных гор»)

Следующий отчет, который нам бы хотелось затронуть, был написан Генри Инглисом (1834), шотландским писателем и путешественником. Его произведение «Ирландия в 1834 году: путешествие через Ирландию на протяжении весны, лета и осени 1834 года», представляет собой описание различных аспектов состояния Ирландии (пейзажи, сельское хозяйство, экономика и торговля, одежды и украшения, древности, криминальная обстановка, города, связи религии и политики), а маршрут настолько обширен, что его трудно уместить на карте. Однако стоит отметить то, что в интересующем нас регионе он был проездом, поэтому обширного описания в этой заметке нами обнаружено не было. Автор обращает внимание на некоторые места региона: ущелье Данлоу, залив Трали, мыс Керри, устье реки Шеннон. Нам показалось интересным то, как автор в общем описывал данный регион: «Дорога пересекает горы по диагонали от Дингла к Трали, и ведет путешественника через «улучшающуюся» страну и виды привлекательного характера». Закончить описание данного отчета хотим комментарием самого автора об общем состоянии Ирландии 1834 года: «Странным и поразительным кажется увиденный контраст между грандиозностью и нищетой».

Французский физик, англофил и путешественник Амеди Пишо в своей записке «Ирландия и Уэльс» описывает свое путешествие через ограниченный район Ирландии (центральная и южная части) в 1844 году. К. Вудс, в книге которого есть информация об этом авторе, отмечает, что поначалу данная путевая записка является отличным источником, однако ближе к концу качество повествования сильно снижается. Мы были весьма разочарованы, когда не нашли внятного описания интересующего нас региона в данном произведении, что еще раз подтверждает гипотезу К.Вудса.

Неподдельный интерес представляет собой повествование Асенат Николсон, американской путешественницы, резидента Нью-Йорка, баптистки и вегетарианки (2010). Причин этому интересу несколько: во-первых, это первая женщина-путешественница в данной выборке, во-вторых, она писала много о бедном населении данного региона. Сама Николсон обозначает цели путешествия следующим образом: «с целью личного расследования условий жизни нищих и распространения Библии».Из названия книги «Ирландское приветствие незнакомцу: или поездка в Ирландию 1844-1845» видна и хронология ее путешествия, однако здесь имеет смысл уточнить точную дату путешествия в выбранном регионе - 9 января 1845 - 20 июня 1845. Здесь мы можем увидеть и третью принципиальную особенность данной путевой заметки: в отличие от других людей, которые в основном путешествовали весной-осенью, А. Николсон побывала в Ирландии и зимой, что нетипично для жанра путевой заметки. Прибыв в «город на холме» (так автор назвала Дингл), она отметила свою основную цель - люди. Именно поэтому далее крайне редко встречаются какие-либо топонимы и специфичные места. Она рассказала много о религиозном укладе местности, о невосприимчивости и недоверии местных людей к представителю другой идеи. Встречаются и упоминания ее посещений школ и реакции детей, которые бежали за ней вслед и кричали «Американка, американка!». Путешественница также отправлялась в Вентри Бэй (1847), который она отметила как «маленькая, непривлекательная деревня во главе с бывшим католическим священнослужителем». Автор была возмущена делением детей-школьников на низший и высший класс, которое влекло и различное качество образования. Красной нитью в данном повествовании проведена мысль о красоте местной природы и высокой восприимчивости этой природы у местного населения. Автор возмущена тем, что интеллектуальный потенциал местных людей не развивается государством, сетует на препятствия, которые аристократия ставит талантливой бедноте. В заключение хотелось бы добавить, что самого путешествия из Дингла в Трали нам обнаружить не удалось.

Еще одна женщина-путешественница - католичка Кэтрин О`Конэлл (возможно ирландского происхождения) посетила страну летом 1844 года. Её путевая записка «Поездка в Ирландию между 1844 и 1850 годами с визитом Дэниэла О`Конэлла» представляет собой отчет путешественницы, которая отправилась в путешествие для отдыха: она описывает различные, разрозненные аспекты жизни в Ирландии (посещения городов, церквей, кладбищ, других достопримечательностей, встречи с различными людьми и общение с крестьянами). Нами не была выяснена цель встречи с Дэниэлом О`Конэллом (1852) и детали его биографии, однако в контексте интересующего нас региона это и не столь важно. Маршрут ее путешествия в своем большинстве пролегает на юго-западе Ирландии, не исключением стал и интересующий нас регион. Проезжая по территории между Трали и Динглом, путешественница отмечает дикие горные пейзажи, а также неотмеченные другими путешественниками топонимы: долина Глэнагальд, Коннор Хилл, замок Грэгори (1852). Рядом с данным замком автор посетила руины церкви, и здесь увидела на заросшем кладбище символы Огама на каменном кресте.

Еще одна женщина-путешественница - Лидия Джейн Фишер, путешествовала в интересующем нас регионе в 1845 году. Цель путешествия не определена четко, однако мы можем предположить, что данная путешественница была в Ирландии на отдыхе. Об этом свидетельствует набор заметок, которые она сделала: она отметила особенности флоры и фауны, пейзажа, сельского хозяйства, древностей, пообщалась с деревенскими жителями и описала особенности местного фольклора, еды, одежды и многого другого. Масштабы ее путешествия не огромны: основные точки маршрута расположены на юго-западе Ирландии.Стоит заметить, что путь из Трали в Дингл здесь описан не был. Способ передвижения, который использовала путешественница чтобы добраться до Дингла (по морю), дает нам возможность определить еще пару деталей этого региона. Л.Дж. Фишер подробно описывает залив Дингл («слепая гавань», «каменные скалы, похожие на замок» (1847)), расположение самого города («город, расположенный на холмах, и поддерживаемый высокими горами»). Удивительна историческая подкованность данной путешественницы: она рассуждает об испанском происхождении города, о влиянии испанцев на фенотип местных (темные глаза и волосы), о бедности и примитивности населения, специфике их акцента. Кроме того, она обращает внимание на промыслы рыбаков, тут же и описывает внешность мужчин и женщин. Подкованность автора доказывается еще раз, когда она дает подробный исторический отчет о взаимодействии английского двора с данным регионом (включение в состав), а также резиденции лорда Вентри. Автор отмечает некоторые места, которые уже упоминались другими путешественниками, хотя есть и те, которые еще не встречались: Залив Вентри, Валентия, Маунт-Игл, Пристань Дингл, Залив Смервика и др. И даже здесь, упоминая эти места, автор рассказывает нам о некоторых территориях этого региона, которые были захвачены датчанами (после чего снова идет развернутый отчет о битвах между датчанами и ирландцами в этом регионе). К. Вудс также отметил удивительную информированность данной путешественницы, что сразу выделяет ее на фоне других путешественников.

Томас Кэмпбелл Фостер (1846) - уроженец Йоркшира, адвокат и писатель, затрагивающий правовые вопросы, совершил свое путешествие в 1845 - 1846гг. - в разгар Великого Голода, что очень хорошо коррелирует с основной целью его путешествия - комиссией от издания «TheTimes», с целью описания условий жизни ирландцев. Масштаб его путешествия также имеет связь и с целями (необходимость отметить условия жизни всей Ирландии). Совершив свое путешествие, автор отмечает контрасты между регионами (так он удивляется, что процветание Ульстера никак не идет в сравнение с нищетой в Керри), криминальную ситуацию в стране, картофельную болезнь, пытается связать все причины, чтобы вывести общую причину катастрофы. Об интересующем нас регионе автор пишет достаточно скупо, однако ценность этих сведений все равно нельзя преуменьшать. Проезжая через Трали и Дингл, автор отмечает огромные пустынные участки и множество болот в регионе, нищету земли (с некоторыми вкраплениями обработанных участков). Автор возмущен неразумным использованием ресурсов местными людьми и борьбой за развитые участки при наличии гигантских пустующих земель. Невежество, пренебрежение местного населения автор видит и в их внешности - глинобитные хижины, накрытые дерном, босые дети. К сожалению, путешественник не отмечает ни красоты местной природы, ни топонимов, однако те данные, которые он нам дал, являются уникальными ввиду социального статуса человека: будучи адвокатом, он смотрит на сложившуюся ситуацию через призму экономики и закона, а это, в свою очередь, позволяет нам осветить еще одну грань выбранного региона.

Последним, но не менее важным автором путевых записок стал Джон Ист (1847) - английский священник, настоятель церкви Святого Михаила в Бат. Совершая свое путешествие на юго-запад Ирландии в 1847 году, автор преследует цель увидеть последствия голода в Ирландии и проследить успехи деятельности протестантских миссионеров. Обращаясь к теме голода, автор проявляет интерес к местным попыткам помощи голодающим, госпиталям, а также к протестантским миссионерским школам (в Дингл и Вентри). Проезжая по выбранному нами региону, автор пишет: «Мой путь вперед через Замок Грегори, Килгобин и Бленнервиль проходил через регион, одновременно очаровывающий своей живописностью, и беспокоящий его глубоким и широко распространенным несчастьем». Он практически не уделяет внимания топонимам данного региона и не рассматривает природу как основной объект путешествия, однако неплохо освещает ситуацию в животноводстве. Отмечая малое количество свиней, цыплят и уток, он говорит о предстоящих проблемах данного региона. С другой стороны, он констатирует - голод в этом регионе был несколько менее серьезным, чем ожидалось.

Подводя итоги данного обзора путевых заметок в одном регионе, хотелось бы отметить сходства и расхождения в повествованиях выбранных путешественников.

В своем большинстве (за исключением одного путешественника), все выбранные нами путевые заметки были написаны во второй четверти XIX века, что доказывает повышение интереса к региону ввиду различных событий и интересов авторов. Популярность региона как туристического места, Великий Голод, повышение интереса к жизни аборигенов, религиозная практика - лишь малый список того, почему этот регион стал посещаться чаще.

Большинство путешественников отмечают особенности природы данного региона, его гористую местность с заливами, множество болот вокруг. Здесь яркими точками отмечаются Заливы Дингл, Вентри и Трали (и их пристани), гора Брэндон, мыс Керри. Стоит отметить, что некоторые из авторов описывают эти местности весьма подробно, другие вообще игнорируют их описание.

Кроме того, было очень трудно отметить пересечения данных путешественников в вопросе встречи с местными людьми. Ввиду разнообразия и различия целей путешественников, они встречались с разными людьми и в разное время, что делает неактуальной постановку вопроса об общих связях.

Различий в описании данного региона больше, чем сходств: некоторые путешественники рассматривают природу и красоты, иные - социально-экономическое состояние региона, третьи - религию и отношение местных людей к представителям других вероисповеданий и стран.

Изучив данную выборку источников, мы поняли, в чем заключается главная сила, и в то же время, главная слабость данного жанра как исторического источника. Огромнейшее разнообразие информации и оценок происходящего помогают нам представить картину жизни выбранного региона в различных её аспектах: природа и особенности ландшафта, устройство городов и дорог, социально-экономическая ситуация в регионе, религиозный состав и многое другое. С другой стороны, субъективность, индивидуальность и стиль каждой заметки делают данный жанр сложным в исследовании. Оказалось крайне трудным создать цельную картину путешествия между Трали и Динглом, и причин этому немало: каждый пишет так, как удобно ему (соответственно, о какой-то общей, удобной структуре нечего и говорить), затрагиваются различные аспекты (и порой трудно найти корреляции, ввиду такого разнообразия), существуетограниченное количество источников для менее популярных регионов (проще, и одновременно сложнее, изучать популярный регион по путевым заметкам), сложен поиск необходимой литературы (если нет специальных библиографий).

Заключение

Весьма сложным и противоречивым жанром оказалась путевая заметка, что в нашем понимании, дает ей определенный шарм и непредсказуемость. Нами была осуществлена попытка собрать воедино все сведения о выбранном регионе, попытка, которая с одной стороны кажется весьма успешной, с другой - не дающая такой уверенности. Мы увидели различные мнения об аспектах жизни в данном регионе, узнали много нового о природе, социально-экономическом положении населения, его религиозном составе, внешности, ведении быта и др. Но! Собирая воедино данные сведения, можем ли мы быть уверены в правдивости и гармоничности полученного знания? На этот ответ мы так и не смогли найти ответ.

Выбирая источник личного происхождения, необходимо делать скидку на то, что он может быть крайне субъективен. Однако если собрать воедино достаточное количество источников, то уровень субъективности будет падать, обнажая то разумное, реальное зерно, которое прослеживается в каждом из трудов. Это относится к исследованию любого источника, однако в вопросе субъективности путевых заметок он стоит особо остро. Именно поэтому мы рекомендовали бы при изучении данной группы источников вооружаться как можно большим количеством записок, дабы это разумное зерно обнаружить более быстро и более очевидно.

Наше исследование было достаточно скромным, и содержало всего 8 путевых заметок, однако даже этого хватило для того, чтобы ощутить всю прелесть работы с источниками личного происхождения. Мы не можем с полной уверенностью заявить об успехе данного исследования, ибо прогресс в изучении этого вопроса столь же субъективен, сколь и субъективны путевые заметки. Однако в свою защиту хотелось бы сказать о том, что после прочтения данных источников, более или менее полная картина данного региона все-таки сложилась.

Данное исследование - лишь первая ступень, которую мы преодолели. Примененные здесь методы мы будем и дальше использовать в работе с путевыми заметками, окружая себя все большим и большим количеством источников, и освещая все более обширные регионы. Хронологический период, затронутый здесь, был вехой истории многих стран и регионов мира, и было бы весьма интересным рассмотреть территории других стран и происходящие на них процессы через призму путевых заметок. С другой стороны, существует высокая вероятность продолжения исследования Ирландии, чтобы наиболее качественно осветить проблему Великого Голода и борьбы за выживание местных жителей.

Во введении к данной работе нами также были описаны работы Франко Моретти и его метод изучения регионов, однако он требует намного больше количества источников. Именно поэтому главной целью нашей дальнейшей работы станет расширение базы путевых заметок, что повлечет за собой возможность использования новых методик и получения качественно-новых знаний.

Список источников и литературы

Источники личного происхождения

J.H. Ashworth. The Saxon in Ireland. London : J. Murray, 1851. Stevens. The journal of John Stevens, containing a brief account of the war in Ireland, 1689-1691. Oxford, The Clarendon press, 1912.J. MacNevin. A Ramble Through Switzerland: In The Summer And Autumn of 1802. Dublin, 1803. Holmes. Sketches of some of the southern countries of Ireland collected during a tour in the autumn 1797. London, 1801.G. Kohl. Travels in Ireland. London: Bruce and Wyld, 84, Farrington Street, 1844. Hall. Tour through Ireland; particularly the interior & least known parts. London: Printed for R.P. Moore, 1813F G. Mathison. Journal of a tour in Ireland, during the months of October and November 1835. London: Printed by Samuel Bentley, 1836. Glassford. Notes of three tours in Ireland, in 1824 and 1826. Bristol: W. Strong and J. Chilcott, 1832.A. Beaufort. Beauforts Tour of Kerry. Cork: University College, 2014. Inglis. Ireland in 1834: a journey throughout Ireland during the spring, summer and autumn of 1834. London: Whittaker, 1834. Nicholson. Irelands welcome to the stranger; or excursions through Ireland in 1844-1845. London: Gilpin, 1847.M. O`Connell. Excursions in Ireland during 1844 and 1850 with a visit to the late Daniel OConnell. London: Bentley, 1852.J. Fisher. Letters from the kingdom of Kerry in the year 1845. Dublin: Webb & Chapman,1847.C. Foster. Letters on the condition of the people of Ireland. London: Chapman & Hall, 1846. East. Glimpses of Ireland in 1847. London: Hamilton Adams, 1847

Книги (однотомники).Moretti. Distant Reading. London: Verso, 2013.Moretti. Graphs, Maps, Trees: Abstract Models for a Literary History. London, New York: Verso, 2005.J. Tally. Spatiality (The New Critical Idiom). Routledge, 2013. MacVeagh. Irish Travel Writing. A bibliography. Wiltshire: Printed by Redwood Books, 1996. Hooper. Travel Writing and Ireland, 1760-1860. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005.J. Woods. Travellers accounts as source-material for Irish historians. Dublin: Four Courts Press, 2010. Taylor, A. Skinner. Maps of the Roads of Ireland Surveyed 1777. London: G. Terry, 1778.D. Harness, J. Gardner. Atlas to accompany 2d report of the Railway Commissioners Ireland. London: house of Commons, 1838

Электронные ресурсы

Картографическое обследование Ирландии. Исторические карты 19 века. http://digital.ucd.ie/maps/explorer/

Похожие работы на - Путевые заметки Ирландии XVIII-XIX веков, их специфика и потенциал как исторического источника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!