Межэтнические связи в районе Рижского залива в XІІ-XIII вв.

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,25 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Межэтнические связи в районе Рижского залива в XІІ-XIII вв.














Межэтнические связи в районе Рижского залива в XІІ-XIII вв.

Одним из интереснейших вопросов истории Прибалтики является противостояние прибалтийско-финнских народов с немцами. Обычно ученные говорили о походах против ливов как о части Северных крестовых походов. Эпизод ливсокого сопротивления крестоносцам почти не рассматривался. В. Урбан, Т. Сильва и Э. Кристенсен схематически осветили этот аспект. Для Д. Хрусталева история завоевания ливов была на втором плане сравнительно с историей войн крестоносцев с Русью и даже с этонцами. М. Бредиса и Е. Тянина более пристально следили за войнами немцев с земгалами и литовцами, но также уделяли вниманию и отношениям ливов с немцами . А. Шнэ расматтривал историю Ордена и ливов в контексте истории Латвии . Среди научных публикаций пожалуй книга Ф. Видемана, статьи В. Седова, А. Зарини, Э. Тынисона Э. Мугуревича являются специальными исследования по истории ливов . В последнее время история ливов заинтересовала эстонских исследователей А. Селарта и П. Раудикиви . Письменную историю Прибалтика, а точнее прибатийско-финнские народы живущие там приобрели достаточно поздно. В XII в нескольких словах об истории ливов рассказал Нестор .

Более-менее системное изложение началось в XIII в., когда написал свою ''Хронику Ливонии'' Генрих Латвийский, который осветил немецкое завоевание земель ливов. Большее значение для реконструкции истории немецкого завоевания земли ливов имеет Хроника Генриха Латвийского и Ливонская Рифмованная хроника . Задача нашего исследования состоит в том, чтобы проанализировать межэтнические отношения в Прибалтике в Х^ХШ вв.

Ливы жили в районах прилегающих к рижскому заливу, на севере полуострова Курземе, а также в долинах Даугавы и Гауи. Ливы были известны Нестору как Либ. Основными их занятиями были земледелие, охота, пчеловодство и рыбалка. Жили в основном они в селищах, в случае опасности укрывались в засеках и городищах. Укрепления представляли собой валы и деревянные стены. Ливы были хорошими крестьянами и жили в отдельных домах вокруг которых находились хозяйственные постройки. Своих умерших они хоронили в курганах. Археологические исследования эстонского археолога Х. Моора дали возможность проследить отношения ливов с соседями. Например, с куршами ливы жили чересполосно, что позволяет утверждать о мирных взаимоотношениях и смешанных браках между представителями этих народов. Во второй половине I тыс. н.э. на территории Видземе появились грунтовые могильники связанные с латгалами, которые вторглись в земли занимаемые прибалтийскими финнами. Очаги расселения ливов в Видземе стали анклавами на латгальской территории. Вероятно, ливы Видземе были покорены латгалами. Среди могильников ливов часто встречались ингумации, а на западе их территории кремации. В конце Х - начале XI в. среди ливов встречались фибулы скандинавского происхождения, копья с узким овальным пером, короткие однолезвийные мечи. Во второй половине XI-XII в. вместо коротких однолезвийных мечей встречались длинные однолезвийные и длинные двулезвийные мечи. В рукояти они украшены серебром. На вооружении ливов находились мечи типов характерных для Северной и Восточной Европы. Втулки копий также украшались серебром и золотом и украшены орнаментом с растительными и животными мотивами. Боевые топоры похожи на те, что были на территории Руси. Ливский воин также пользовался щитом. Северная часть Курземе была населена ливами. Среди наконечников копий получило распространение втульчатые. Получали распространение широколезвийные топоры. Та- же не исключено распространение луков. Во второй половине XII-XIII вв. людей перестают хоронить с погребальным инвентарем и получает распространение христианство .

По выводам Э. Тынисона и X. Моора ливы были местным прибалтийско-финнским населением. Ранее Э. Штурмс и Ф. Балодис отмечали, что ливы Гауи и Даугавы пришлое население, которое переселилось из Курземе. И. Коскинен, А. Биленштейн, С. Богоявленский считали ливов переселенцами из Карелии, но эта гипотеза не находит археологического подтверждения. В хронике Генриха Латвийского сообщалось о вендах. Э. Мугуревич считает, что это одна из групп курземских ливов. Свое название они получили от реки Венты и никакого отношения к вендам из Полабья и Поморья не имеют. В погребениях ливов были найдено 24 меча, большинство из которых двухлезвийные, 120 наконечников копий, 60 топоров. У ливов существовала знать, которая частично зависела от соседей, например даугавские ливы зависели от Полоцка. Популярностью пользовались украшения для одежды и развивались ремесла, в частности ювелирное и оружейное. Ливы были богатым народом.

Ливы разговаривали на языке близком южноэстонском диалекте (языке Выру). Сами себя они называли Liivinika. Кроме того, у отдельных групп ливов были отдельные самоназвания. Ониделились на Kalamied (рыбаки) и Randalist (береговые). Саксон Грамматик называл их Livi, а Генрих Латвийский - Lyvones. При этом он упоминал, что Ливония и Леттия разные земли. В трактате Описание земель рядом с Курляндией и Эстонией упомянута земля ливов. С XIII в. среди немцев стало обычным называть землю ливов Livonia, а ее жителей - Livones. Потом это название распространилось на весь Ливонский Орден и стало обозначать еше и земли латгалов и эстов, что стало реальностью ддля автора Ливонской Рифмованной хроники. Дионисий Фабриций же указывал, что Ливония получила название от народов ливов. Ливский язык у него был отнесен у эстонскому. Так считал не один он, а, например, хронисты Геннинг м Эйнхорн называли ливский язык эстонским. При этом Эйнхорн указывал, что в Курляндии, говорящие на этом языке называли себя ливами, а язык ливским. На латыгшском языке ливы называбтся Libi или Libietis. Древнерусскоее Либ вероятно производное или от ливского Libe/live или з латгальского libis. Вероятно, самоназвание ливы связано с прибалтийско-финнским коренем Liva. В эстонском Liiv, в водском liva, в эстонском liivak, в водском livakko обозначали песок или песчаное письмо. Ливский язык значительно отличался от других прибалтийско-финнских и активно контактировал с балтскими. Относительно происхождения ливов разные ученные и хронисты высказывали разные гипотезы. Гермелин отождествлял их с hillevones у Птолемея, Преторий же считал этноним производным от слова lewos (корабль). Ливы воевали за территории с эстами и земгалами. Ф. Видеман предполагал, что жители Эзеля были близки ливам и приводил факты близких отношенияй эстов Сааремаа с куршами. При этом ссылался на список слов, где некоторые из них были похожи на на ливские .

Ливония занимала земли от Нижней Даугавы до реки Салака. Даугаву ливы называли Veina. О. Прицак считал, что земля ливов делиласт на провинции - Lyvones Veinalenses, Ydumea, Thoreida, Methsepole. Lyvones Veinalenses состояла из округов Ригенес, Гольм, Икескола, Леневарде, Реминенсес, Аскрад. Э. Мугуревич, Э. Тынисон и А. Зариня считали, что в землях Курземе находились регионы с смешаным куршско-ливским населением. В Северном Курземе находились Ванемаа и Винда. Центром Ванемаа находился в районе между бассейна Абавы между Рендой и Кандавой. Песчанные курганы ливов из Сабиле близки памятниками ливов из бассейна Гауи. В Северной Курземе погребения совершены по ливскому погребальному обряду, но с куршским погребальным инвентарем. В этом регионе находились замки Талсы, Дундага и Сабиле. После немецкого завоевания поселения многих ливов оказались покинутыми. Придаугавскик ливы иногда назывались вейналами (по названию реки). Укрепленные замки местных ливов находились в Лиелварде, Айзкрауле и Даумгале. Наибольшая концентрация наблюдалась в низовьи Даугавы между Икшкиле и Салапилис. По соседству с Даумгале находились два городища и одна гавань. Касательно вопроса относительно существования городрв у эстов и лиивов, то недавнее исследование А. Селарта позволяет утверждать, что у ливов были поселения в виде сел и укрепленных городищ-замков, но не городов. Первые христианские кладбище в земле ливов датируються временем между 1184 и 1197 гг. Главный город ливов находился на месте современного Даумгале. Именно из придаугав-ской Ливонии немцы начали свою колонизацию в 80-х гг. XII в. Получив согласие Икесколы, Мейнхард построил Укскюль, который стал центром епископства. Епископ Альбрехт, который стал основателем Риги, перенес столицу епископства в Ригу, в округе Ригенес. В 1253 г. Рига стала центром архиепископии. Третье племя ливов находилось на реке Гауя. Основные центры этих ливов находились около современных Сигулды, Турайды, Кримульды. В хронике Генриха Латвийского земли гауйских ливов назывались Торейдой. Четвертая и самая большая по площади земля называласт Идумея и находилась на север от реке Гауйя на побережье Рижского залива в бассейне реки Брасла. На восток от нее лежала Торейда с одноименной столицей. В этой земле правил Каупо. Около замка Каупо немцы в 1214 г. построили замок Фредаланд, который потом стал Трейденом. Метсеполе она же Лесная земля находилась на север от Идумеи и Торейды и до границы эстонской провинции Зонтагана11.

Шведский хронист Иоанн Магнус начинал историю ливов с 1400 г. до н.э. Естественно у него не было никаких научных оснований так удревнять историю этого народа. Ф. Видеман считал информацию шаведского хрониста не- достоверной.Первой достоверной датой он считал 1159 г. н.э., когда немцы впервые появились на Даугаве. В Ипатьевской летописи под 1180 г. сказано, что на стороне полоцких князей воевали Либь и Литва. В 1186 г. по данным Генриха Латвийского прибыл Мейнхард. Сообщалось, что он обратил в христианство ливов Вилиенди, Улденаго, Ваде, Валдеко, Гервердера, Вицо .

Франц Ниештедт в Хронике Ливонии сообщалось, что ливские купцы добирались до Новгорода. Кроме того, он сообщал, что ливов возглавляли вожди и жрецы. По данным немецкого хрониста, корабль шедший в Висбю из-за шторма попал в Рижский залив и что в 1148 г. купцы наладили торговлю с местными ливами. Первоначально она существовала в форме бартерного обмена. В 1149 г. купцы повторно приехали в Ливонию. Ливы поставляли немцам воск, кожи, сало, лен, пеньку. С ливами был заключен контракт в котором было записано тридцать имен знатных ливов. Торговцы смогли наладить хорошие отношения с ливами и даже оставили в их стране четырех купцов, которые пробыли там целую зиму. Папа Римский предписал отправить в эту страну кроме купцов священника. В 1150 г. в Ливонию прибыл Мейнхард. Купцы в месте называемом Ригой построили свои лавки и нашел там жилище Мейнхард. Со временем в Риге нашли себе поселение и ремесленники. Количество немцев стремительно увеличивалась. Контакт с ливами наладили бременские купцы вместе с которыми прибыли и подчиненные Гамбургского архиепископа и бременского епископа. У Мейнхарда было несколько телоохранителей и он планировал христианизировать ливов. Для того чтобы насадить христианство, он отправил письмо бременскому епископу, в котором требовал доставки строительных материалов и камещиков для того, чтобы, если язычники восстанут из-за его слов о ливских богах, то можно было бы спрятаться в крепости и выдержать осаду. Мейнхард получил желаемое и каменщики в двух милях от Риги построили замок Кирхгольм (Гольм). Крепость не мешала ливам, как и церковт. Однако со строительством крепости и церкви Мейнхард начал активную проповедь против язычество и наиболее значимые ливы начали менять свое отношение к немцам.

Нужно сказать, что до немцев существовали торговые магистрали. Так уже во время Крестовых походов зафиксировано существование пути в Гауйском коридоре. Путь шел из Икшкиле, выходил к Гауйе в районе Сигулди, далее шел вдоль левого берега реки Цесис. Далее шли три разных варианта псковского тракта. Основная дорога шла от Цесиса в Трикатую, а потом через Эстонию в район Тарту и Пскова. На торговом маршруте находили монетки, слитки, гири. Путь проходил через латгальскую провинцию Очела (Адзела). Турайдская дорога проходила у кримулдских и турайдскиз городищ через Инциемс между Турайдой и Страупе (центр Идумеи. Далее путь шел через Имеру и замоук Уреле. За Валмиерой он сливался с трикатуйской дорогой. Существовала и дорога на Алуксне. Она проходила от Риги к Цесису и через Рауну, Смилтене, Гауиену к Алуксне. Ливы торговали с Псковом не напрямую, а при посредничестве латгалов. Союз с латгалами и немцами должен был обеспечить безопасность торгового пути из Риги в Псков. Главным объектом нападения стал эстонский мааконд Унгавния. Во время конфликтов эсты этой провинции нападали на купцов. Другой путь был более удобен. Это был путь из скандинавии в Полоцк через Балтийское море и Даугаву. В ХІІ в. даугавский путь стал эксплуатироваться немцами построивших ряд городов среди которых был Любек. Возникновение городв в районе устья Даугавы было лишь вопросом времени. Купцы нуждались в важном транзитном пункте. Строительство Альбрехтом крепостной стены вокруг уже существующего поселения немецких купцов в районе современной Риги было лишь завершением продолжительного процесса. На Ригу также был замкнут путь в Курземе. Сухопутный путь шел от Риги пересекая Лиелупе по побережью в районе Тукумса, Кандава, Сабеле, Ренда, Кулдига. Благодаря этому в район Риги попадал янтарь. Также существовал морской путь параллельный сухопутному. Существовала дорога и в Земгале. Водный путь шел по реке Лиелупе. Один из путей сушей проходил вдоль Лиелупе, а потом через озеро Бабитес на Митпаву. В Земгале был и другой путь, пересекавший Даугаву в районе Салапилис-Икшкиле. Далее вдоль левого берега Лиелупе в районе острова Доле путь имел ответвление в районе Бауске и шел на Межотне - важный центр земгалов. Были такие остановки вдоль этого пути: Елгава - Салгаве - Яунсвирлаука - Меожтне - Чапаны. Около Елгавы было ответление на Тервете. Войны земгалов и латгалов с ливами были обусловлены тем, что балты хотели захватить в свои руки торговые магистрали полностью. Удачное расположение земли ливов также обуславливало желание немцев овладеть этим регионом. Появление немцев в районе Рижского залива не вызвало реакции Полоцка еще и потому, что появление немцев сулило для купцов из Полоцка более активную и прибыльную торговлю чем до того .

Земли ливов стали первой целью христианских миссий, ну а потом и крестоносцев. В 1184 г. Мейнхард построил крепость в Икшкиле. В 1185 г. готландские строители построили замок. Потом был построен замок Гольв. Местные ливы обещали принять католичество, если Мейнхард построит для них замки. В Ливонской Рифмованной хронике вся заслуга строительства приписана купцам и Икшкиле воспринималосчь как купецкая колония. Кроме того, упоминалось о крещении Каупо. Указано, что Мейнхарда принял Папа Римский. На самом деле Мейнхард в Риме не был. По сведениям Генриха Лат-вийского только шесть ливов приняли крещение, а другие бросились смывать крещение и враждебно относились к миссионерам. По мнению В. Чешихина Мейнхард хотел принудить ливов платить десятину в пользу церкви. При этом дань с ливов брал Полоцк. Ливов беспокоило постояенныйнаплыв немцев в Икскюль. Монаха Теодорихп ливы хотели казнить, но того от смерти спас счастливый случай. В 1188 г. Мейнхард был посвящен в епископы и вернулся из Бремена не сам. Дела мейнхарда были не очень так как его имущество раз-воровали ливы, а его не отпустили в Европу, когда он собирался на Готланд. Ливский вождь из Торейды - Каупо принял католичество в 1191 г. вместе с родственниками и друзьями. Монах Теодорих, которому удалось бежать от ливов поведал немцам о реальном состоянии дел. На выручку Мейнхарду отправились крестоносцы из немцев, шведов, датчан, готландцев. Войско возглавили Биргер Броса м Теодорих. Однако войско прибыло в эстонскую землю Вирумаа (Вирланд) и вело переговоры с старейшинами этой земли. Во время их шведский ярл оставил союзников и экспедиция была неудачной. В 1196 г. в земле ливов умер Мейнхард. Полоцкий князь не обращал внимание на немцев, которые обосновались в землях его данников. Зимой 1196-1197 г. епиископ Хартвиг посвятил в епископы Бертольда. А папа Целестин ІІ издал буллу для похода против ливов. Новый епископ мог собирать добровольцев из Вестфалии, Саксонии, Фризии. По версии Генриха Латвийского, летом 1198 г. немецкие купцы и воины остановились в местности Рига. После этого немцы подошли к крепости Гольм, ранее построенной немцами и занятой ливами. Ливы просили перемирья. По сведениям Генриха Латвийского перемирье было необходимо им лишь для того, чтобы собрать войска. Когда они подошли они начали нападать на отдалившихся от войска людей и собирающих еду. Ливы в большом количестве пришли для того, чтобы разбить крестоносцев. Пешие ливы были без доспехов с копьями, дубинами, топорами. Знатные ливы вооружены копьями. Генрих Латвийский описывают ливов как тех, кто воюет без доспехов. Немцы сомкнутым строем ударили на ливов и обратили их в бег- створ. Правда в запале битвы ливский воин Имаут убил Бертольд. Немцы разорили округу Гольма и ливы были вынуждены принять крещение. В Гольме христианами стало 50, а в Икшкиле - 100 .

Франц Ниенштедт был более политкорректен к ливами и поэтому вслед за автором Ливонской Рифмованной хроники он отмечал, что в 1170 г. некто Копе (Каупо) принял христианство и съездил вместе с Мейнхардом в Рим. Хронист отмечал, что Мейнхард прожил 24 часа в Ливонии и умер в мире в 1193 г. Сообщалось, что он проповедовал и крестил в христову веру многих язычников и при нем была основана кафедра епископа. В правление епископа Бертольда язычники ополчились на христиан и дали им бой. Сообщалось, что Бертольд погиб вместе с 1,1 тыс. христиан. Однако язычники были разбиты в битве и их погибло 6 тыс. чел. В 1204 г. прибыл новый епископ Альбрехт .

Причиной непонимания между ливами и немцами была разница в мировозрении. Для ливов принятие христианства вовсе не означало отказа от старых верований и богов. Кроме того, ливы приняли одетых в черные рясы монахов за колдунов. Чеерный у ливов значил зло, а белый свет и добро. В 1209 монахам пришлось поменять цвет своих ряс, чтобы быть более хорошо воспринятыми местными. В Ливонской Рифмованерй хронике сказано, что в Ливонию прибыл благочестивый епископ Бертольд. В его правление обострились отношения между христианами и русскими из Кукенойса и литовцами. Сказано, что 300 христиан и Каупо сразились с ними и были побеждены. Каупо был четырежды ранен и скончался от них. Ливы и латгалы платили дань и желали власти христиан. Епископ начал строить Ригу, когда пришли эсты и стали с ним против Риги. Бертольду приписана вдохновенная речь, которая ободрила христиан и подвигла их на бой с язычниками. Сказано, что в битве пал епископ и 1100 человек, эсты победили в битве, хотя и потеряли 600 человек. По сведениям Генриха Латвийского, после смерти епископа почти все ливы отреклись от христианства.

Бальтазар Руссов указывал, что в правление епископа Мейнерта (до 1193 г.) по соседству с новым немецким поселением жил язычник Коббе (Каупе) и они принял христианство. Когда усышали об этом, то литовцы, русские, эсты, куроны (курши), то они воевали против ливов. Каупе охарактеризован как могущественный правитель. О правлении епископа Бартольда (до 1204 г.) сказано, что тогда против немцев поднялись ливы, русские (вероятно жители Кукенойса и Герсике) и литовцы, а основанием Риги возмущались эсты. Сообщалось, что воюя против язычников Бартольд удержал Кокенгаузен, а Каупо погиб в бою. Эти данные не согласуются с сведениями Генриха Латвийского. По сравнению с сведениями Гериха Латвийского у Бальтазара Руссова много хронологических и фактических нестыковок . Герман Вартберг говорил, что Мейнхарду позволили построить замок в Икескуле. Сообщалось, что братья- рыцари помогли завоевать не только Ливонию, но и земли латгалов и эстов .

Поздние немецкие хроники нивелируют и приуменьшают влияние латгалов и ливов на окончательный успех завоевания Прибалтики. Для них было важным как можно торжественее описать историю Ливонского Ордена. Кроме того, они не упоминали о взаимоотношениях между народами, которые сложились между народами в регионе до немецкого завоевания. Особо напряженными были отношения между латгалами и эстами. В Раннем Средневековье западные балты пересекли Даугаву и заняли ее левый берег. Кроме побережья Рижского залива, где жили ливы, прибалтийско-финнское население на восток и север от Дагуавы было вытеснено балтами. Как и кривичей и ильменских словен, так и латгалов сумели остановить эсты. После себя они оставили курганные погребения в Восточной Эстонии. На завоеваной территории сформировалось племя латгалов. Существовало несколько латгальских княжеств. Е. Назарова относила правителей Кокнесе и Герсеке к латгалам, считая их латгалами Ветсеке и Висвальдисом, однако куда более вероятно, что их звали Вячко и Всеволод и они были князями из Руси на территории латгалов. Существовали латгальские княжества в Толове и Адзеле. Латгалы вели войны с эстами. При этом если обратить внимание на их ожесточенность, которую отмечал Генрих Латвийский описывая столкновения союзных немцам латгалов, то стает понятным, что латгалы совершали набеги на эстов и сами страдали от набегов эстов. Также велась борьба за землю с чем связаны сообщения о уничтожении всего населения некоторых территорий на которые вступили войска. Вероятно, от набегов морских пиратов эстов страдали ливы. Самой влиятельной силой в Прибалтике до прихода немцев были литовцы. Литовцы делали набеги на латгалов и земгалов, чем обусловили альянс с немцами этих племен. Из сведений Генриха Латвийского мы знаем и о далеких их набегах на эстов. Земгалы же совершали нападения на ливов .

До немецкого завоевания ливы управлялись собственными правителями, которых в хронике Генриха Латвийского было названо сеньйорами. Он называл Ако из Гольма как господина и принципса. Из таких же правителей известны Дабрел и Каупо. При этом Каупо названо квази-королем, то есть он вероятно был наиболее влиятельным среди ливских старейшин. Кроме того, существовал слой аристократии называемый meliores и primores. По мнению О. Прицака Каупо, Ако и Дабрел были правителями провинций, которые в Прибалтике назывались килегунда. Ливы возглавлялись множеством старейшин. Старейшины были вождями в военных походах и судьями в мирное время. После покорения власти рижского епископа и магистра Ордена меченосцев у ливов сохранялись свои предводители. Ливы платили десятину в пользу епископа и выполняли еще ряд повинностей, отбывали барщину. Судились же ливы по нормам немецкого закона, однако милицейские функции исполняли ливы. За ливами оставалась личная свобода и земли оставшиеся после переделов земель рижским епископом. По решению легата Вильгельма Моденского в 1226 г. ливы живущие на епископских землях были освобождены от барщины и военной повинности. Однако со временем ливы были лишены права собственности, личной свободы и права перехода из одной земли в другую и стали крепостными крестьянами в Ливонском Ордене. В отличии от земгалов и куршей у большинства эстов с ливами не были заключены договоры гарантировавшие их права. Первоначально же они под властью Ордена имели не меньше прав чем латгалы и курши, да и нравы у них вряд ли были настолько жестоки как этоописал Генрих Латвийский. Э. Мугуревич отмечал, что центр земель ливов находился на Даугаве. К ливам из Торейды он относил Каупо. Замком Каупо была Торейда, а Дабрела - Сатзеле. Владения Дабрела его земли унаследовали Ниннус и Ассо. Ако правил в Салапилисе, а Виевальд в Айзкрауле. По мнению латышского ученного, не существовало общей политической общности ливов в Прибалтике, кроме общего этнического наименования земель ливов как Ливонии. У ливов существовала влиятельная знать, которая однако уступала в развитии русским и немцам .

Франц Ниештедт сообщал, что кпепосит в Кишкуле построил именно Альберт. Немцы подвозили к Риге строительные материалы не только из Бремена, но из всех христианских городов. Вскоре было выстроено столько укреплений, что Альбрехту стали не страшны восстания язычников. При поддержке Папы Римского епископ учредил Орден Меченосцевю Кокенгаузен (Кукенойс) и Герсике были названы поселениями язычников. Сообщалось, что язычники наладили эффективную систему оповещения, когда против них шли крестоносцы .

Генрих Латвийский сообщал, что в 1186 г. Мейнхард получил позволение от русских проповедовать среди ливов. Ранее всех народов Прибалтики с немцами столкнулись ливы. В 1198 г. ливы убили епископа Бертольда, на смену которому пришел Альбрехт. Еще в 1191 г. правитель ливов Торейды Каупо принял католицизм. Также правитель Сатзеле Дабрел также принял христианство, однако конкурировал за влияние с Каупо. Против них двух же воевал вождь придаугавских латгалов Ако. Его войска осадили Сатезеле, однако Дабрел отстоял свой замок. В 1206 г. немцы помогли Каупо отвоевать Торейду. Дабрел отразил нападение немцев на Сатзеле, однако после этого позволил проповедовать христианство в своих землях. Даниель Леневарденский крестил жителей Реминена, Ашерадена, а также села Сидегунды. Священник Алобранд отправился в Торейду и построил церковь в Куббезеле, а Александр в Метсеполе. В 1207 г. епископ Альберт послал священников во все земли ливов и из покоренных земель треть отдал церкве и завладел уделом Каупо. В 1207 г. литовцы совершили набег на Торейду и увели много пленных. Ливам с немцами и латгалами удалось догнать неприятеля и отбить пленных. Кроме того, это войско вынудило креститься балтское племя селов. В 1209 г. ливы с латгалами и немцами совершили поход на Кукенойс и Герсике. В 1210 г. ливы с берегов реки Адия совершили набег на Курземе (землю куршей). При этом враждебная к немцам часть ливов отправила гонцов к земгалам, эстам, литовцам, русским с советами как лучше завладеть Ригой. В ответ на нападение ливов курши пришли под Ригу в кораблях и пешком. Немцы отразили нападение, а подошедшие отряды торейдских ливов Каупо и икескюльских ливов Конрада вынудили куршей бесславно отступить. В 1211 г. Дабрел вместе с другими ливами воевал против крестоносцев. В 1200 г Ако поднял восстание ливов на Даугаве и призвал на помощь русских из Полоцка и литовцев. Дабрел руководил ливами жившими на реке Гауйе. В 1212 г. по сведениям Генриха Латвийского ливы и латгалы подняли восстание в Аутине. Причиной восстания были притеснения, которые делали ливам рыцари из Вендена и Зигенвальдена. Каупо хотел урегулировать конфликт дипломатией, но этого у него не получилось и восстание немцы подавали силой. Ливы были вооружены дротиками, копьями, мечами и щитами. В 1206 г. ливы с помощью Владимира полоцкого взяли Икскюль, но не смогли овладеть Гольмом .

В XIII в. ливы и латгалы часто выступали на стороне немцев против эстов. Нужно отметить, что старейшины латгалов Русин из замка Сотеклэ, Варидоте из Аутинэ, Талибальд из Беверина требовали возмещения убытка от набега эстов на их земли. Набеги народов Прибалтики друг на друга были обычны до немецкого владычества. Генрих Латвийский сообщал, что до этого на латгалов нападали ливы и эстонцы. Рижане собрали войско и во главе с братом епископа Теодориха двинулись на Унгавнию собрав вокруг себя войско из латгалов и ливов совершили поход на эстов и сожгли Оденпя. Эсты ответили набегом в который собрались жители Унгавнии и Саккалы. Они взяли в осаду замок Беверин. Латгалы делали успешные вылазки и в одной из них обратили эстов в бегство. В. Беверине была назначено место сбора войск Варидотэ и Руссина, который в декабре отправились в набег на Саккалу. Латгалы вырезали население этой эстонской земли не щадя никого. Бертольд же собрал войско и вместе с слугами епископа Зигфридом и Александром двинулись на Унгавнию. Вместе с немцами в поход пошли латгалы и ливы. Немцы и ливы перебили всех жителей Оденпя, несмотря на то, что Бертольд договорился о мирной сдаче эстами города. Эсты ответили набегом на Венден. Родульф из Иерихона укрылся в замке, а арбалетики из замка нанесли ощутимый урон осаждавшим. Эсты хотели сжечь деревянный замок Вендена, а также соорудили подобие осадной башни. На протяжении четырех дней они осаждали замок, пока на помощь осаждавшим не пришли ливы Каупо и латгалы. Зимой 1209-1210 гг. в поход на Зонтагану и приморские области (Осилию) вышли вожди Руссин, Каупо, Нино и Дабрел. Их поддержал немцы. Для войн между народами Прибалтики быласвойствена жестокость. Мужское население захваченных поселений уничтожа-лось, опустошались борти и поля, сжигали села, женщин и детей уводили в рабство. В конце января 1210 г. ливы и латгалы хотели дать битву эстам на льду озера Астиэрве, но ополчение Саккалы и Унгавнии уклонилось от битвы. Тем временем ополчение и Зонтаганы и Осилии собралось и напало на Метсе- поле, разоряя села вокруг этого поселения. Рижане стараясь догнать эстов дошли до Торейды, а Бертольд и Руссин к Раупе. В конце февраля рижане с ливами и латгалами взяли в осаду замок Вильянди в земле Саккала .

Настоящим строителем Рижской Епископии и Ливонского Ордена стал Альбрехт фон Бексхевденю Он прибыл в землю ливов на 23 кораблях. Ливы около острова Гольм напали на немцев и убили епископа Николая. Около Румбулы ливы напали на два корабля немцев и один из них захватили. Немцы в гольме были осаждены ливами. На помощь немцам пришел фризский корабль, который был принят ливами за часть флота и вождь ливов Ассо поспешил креститься в месте называемом Рига. Альберт же пригласив на пир вождей вождей ливов, ответил вероломством на вероломством, пленив их, и вынудив отдать ему место Рига. В 1201 г. был построен город Рига. И. Штернс и М. редис считают, что среди 23 кораблей только один вез крестоносцев. Альбрехт отправил в Рим брата Теодориха из Торейды за грамотой на крестовый поход, сыновья ливских старейшин находились у немцев. В 1203 г. в Риме был Каупо. В Ливонии был создан Орден Меченосцев. Первым его магистром был Венно. Немцы разбили войско полоцкого князя, который конкурировал с ними за контроль над ливами в 1206 г. В 1207 г. немцы отобрали Кукейнос у Вячко. В 1209 г. немцы захватили Ерсике, а местный князь Всеволод бежал. Среди ливов же у немцев были сторонники. В Ливонской Рифмованной хронике они названы друзьями Каупо, который принял крещение. При помощи немцев Альбрехта и земгалов Виестурса в 1206 г. Каупо вернул себе владения в Торейде, а земгалы и немцы нанесли поражение торейдским ливам. Ливы в начале ХІІІ в. по отно¬шению к немцам осуществили ряд нежружественных действий. Триста ливов из Ашерадена и Леневардена сообща с литовцами нападали на стада рижан и некоторые ливы в то же время сделали попытку овладеть Ригой с моря, но были разбиты. В 1205 г. Икесколу отдали Конраду фон Мейндорну, а ливы из Леневардена оставили город и отреклись от христианства. Немцы сожгли Леневаоден и Ашераден. Ливы из Икесколы и Леневарды были вынуждены отдать заложников и принять крещение. В 1205 г. икескольские и леневарденские ливы у Мемекуля напали немцев, которые однако их победили. Немцы подошли к Икесколе и взяли город. В 1206 г. ливы просили помощи у полоцкого князя Владимира. Ливы в Гольме убили священника Иоанна Вирландского. Немцы

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. До немецского завоевания ливы находились в мирных отношениях с куршами и русскими из Полоцка. Напряженные отношения у них были с латгалами и земгалами. Появление немецких купцов не встретило негативной реакции у ливов и Полоцка. Противо-действие встретило основание епископии в районе Рижского залива и немецкая колонизация региона. Ливы не выступили единым фронтом и вождь ливов Торейды Каупо с своими людьми стали вассалами рижских епископов. Немецкая экспансия встретила сопротивление большинства ливов в 1198-1207 гг. Неудача кампании Полоцка против немцев и падение княжеств в Кукенойсе и Герсике убедили ливов принять власть немцев. На протяжении 1207-1212 гг. ливы вместе с латгалами и немцами воевали против эстонцев, куршей и литовцев. Ливы в составе Ордена Меченосцев первоначально не подвергались жестокой эксплуатации.

межэтнический рижский залив ливы

Похожие работы на - Межэтнические связи в районе Рижского залива в XІІ-XIII вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!