Личность Ярослава Мудрого

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,8 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личность Ярослава Мудрого

Оглавление

Введение

. Формирование личности Ярослава Мудрого

. Ингигерд - жена Ярослава Мудрого

. Сыновья Ярослава Мудрого

.1 Обстановка, в которой жили сыновья Ярослава Мудрого

.2 Владимир Ярославич

.3 Изяслав Ярославич

.4 Святослав Ярославич

.5 Всеволод Ярославич

.6 Вячеслав и Игорь Ярославичи

. Дочери Ярослава Мудрого

.1 Обстановка, в которой жили дочери Ярослава Мудрого

.2 Елизавета Ярославна

.3 Анна Ярославна

.4 Анастасия Ярославна

Заключение

Список литературы

Введение

Семья - это группа людей, которые связаны либо кровным родством, либо брачным союзом. Явление семьи в обществе имеет очень важное значение, поскольку семья - это неотъемлемая часть общества. Термин «семья» историчен. И поэтому его значение со временем менялось.

Формирование древней Киевской Руси произошло в IX веке в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода и Киева под властью княжеской династии Рюриковичей. Ярослав Мудрый был пятым князем из династии Рюриковичей. Он был сыном великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды.

В своей работе я хочу показать семью Ярослава Мудрого как особую социально-культурную единицу общества. Я считаю, что изучение семей древнерусских правителей является актуальной темой в наши дни, поскольку благодаря им сформировалось общество. Проблема, которой посвящена моя работа, специально не изучалась и до сих пор для многих школьников остается за рамками учебника. Но это не означает, что я сумела подвергнуть равному анализу под углом зрения исследуемой проблемы все исторические события и факты XI века. Причина тому - неравномерная обеспеченность этого периода письменными историческими источниками. Такие историки как Соловьев С.М., Татищев В.Н., Костомаров Н.И., Янин В.Л. занимались изучением личности Ярослава Мудрого, и при изучении им пришлось столкнуться с проблемой семьи Ярослава Мудрого.

Специального исследовательского подхода требует изучение вопроса о развитии женских образов в семье Ярослава Мудрого.

С семьей Ярослава Мудрого хотели породниться крупные дворы Европы, об этом говорят династические браки его сыновей и дочерей. Ярослав был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерд. Но в древнескандинавских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерд, получившая при крещении имя Ирины, была второй женой Ярослава, либо Ирина-Ингигерд перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна.

Крещение Руси - это исторический выбор, на тысячелетие определивший судьбы страны и народа. Крещение Руси является великой заслугой отца Ярослава Владимира, и на долю Ярослава и книжников его поры выпали осмысление и уяснение этого исторического выбора.

Историографическая база моей работы опирается на труды дореволюционных, советских и российских исследователей. Период существования Киевской Руси обращал на себя пристальное внимание историков XIX века, среди которых особо можно выделить:

. монографию С.М. Соловьева История России с древнейших времен. Сергей Михайлович Соловьёв - русский историк, профессор. Во второй главе второго тома Соловьев подробно описывает внутрикняжескую междоусобицу. В своем труде Сергей Михайлович подробно повествует о действиях сыновей и внуков Ярослава Мудрого.

. монографию П.В. Знаменского История русской церкви. Петр Васильевич Знаменский - профессор, историк Русской церкви. В своем труде он акцентирует внимание на культурной деятельности Ярослава Мудрого, основавшего первую школу на Руси.

Из работ советских исследователей нами были использованы следующие:

. Джаксон Т.Н. Елизавета Ярославна, королева норвежская и Четыре норвежских конунга на Руси. Татьяна Николаевна Джаксон - российский историк-скандинавист, доктор исторических наук. Занималась исследованием о связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI веке.

. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. Наталья Львовна Пушкарева - российский историк, доктор исторических наук, Президент Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖН). В своей работе она уделила внимание дочерям Ярослава Мудрого, но нет никаких сведений о его жене.

. Васильева Л. Жены русской короны. Васильева Лариса Николаевна - советская и российская поэтесса, прозаик и драматург. Жены русской короны - это литературно-публицистический опыт последовательного отношения к истории с точки зрения женщины.

Официальная точка зрения на российскую историю, в том числе и на период Киевской Руси представлена в школьном учебнике по истории История России с древнейших времен до конца XVII века», авторами которого являются А.Д. Сахаров и В.И. Буганов. Андрей Николаевич Сахаров - советский и российский историк, доктор исторических наук. Виктор Иванович Буганов - российский ученый-историк, источниковед, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. В своем учебнике они кратко рассказывают о междоусобной войне между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Подробных сведений о семье Ярослава Мудрого нет.

Источниковая база нашей работы представлена:

Во-первых, письменными источниками: древнерусской «Повестью Временных лет» и скандинавскими сагами, объединенными в цикл «Круг Земной».

Во-вторых, фреской Софийского собора в Новгороде.

Повесть временных лет - это памятник древнерусской письменности, который отражает начальный этап формирования и существования древнерусского государства. Автор этой летописи - монах Нестор. Но первая изначальная "Повесть временных лет" утрачена, а до наших времен дошли только доработанные версии. Летописание появилось после принятия Русью христианства. Следует отметить, что ранние летописцы уделяли внимание в основном событиям, выходящим за рамки повседневной жизни: военным походам, большим пожарам и т.д. Поэтому так скупы летописные известия о текущих государственных и хозяйственных делах, мотивировке поступков русских правителей, об их семейной жизни, характере, привычках.

В нашей работе был использован древнескандинавский источник: Круг Земной - это обширный свод саг, посвященных норвежским конунгам. Автором Круга Земного считается Снорри Стурлусон. Снорри Стурлусон - исландский скальд, прозаик, историограф и политик. В своей работе мы использовали Сагу об Олаве Святом, которая восходит к несохранившейся Средней Саге об Олаве Святом, возникшей в самом начале XIII века, а та, в свою очередь, - к так называемой Древнейшей Саге об Олаве Святом, датируемой исследователями от 1150 до 1200 года. В этой саге он уделяет внимание конунгу Ярицлейву и Ингигерд.

Изобразительный источник нашей работы - фреска Софийского собора в Киеве. Но, к сожалению, при реставрации фреска очень пострадала. Из-за того, что фреска плохо сохранилась, трудно определить какие фигуры были изображены на ней. Существуют научные гипотезы, что вместо дочерей Ярослава Мудрого, должна быть изображена мужская половина. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого - это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.

Цель работы: показать семью Ярослава Мудрого как уникальный социокультурный феномен, который отражал важнейшие изменения в жизни государства.

Объект исследования: история Киевской Руси в переломный период, когда в государство после принятия христианства формировало новую культурную политику и по-новому определяло свои отношения к европейским государствам.

Предмет исследования: семья Ярослава Мудрого.

Хронология: время правления Ярослава Мудрого (1019-1054). В ряде случаев мне придется прибегать к ретроспективному и перспективному анализу. ярослав мудрый династический брак

Задачи исследования:

- во-первых, выявить историко-культурного контекст, в котором жила семья Ярослава Мудрого;

во-вторых, обратить внимание на династические браки как форму налаживания политических и культурных отношений между государствами (в том числе проанализировать брак Ярослава Мудрого и Ингигерд, браки его детей);

- в-третьих, собрать сведения о воспитании, образовании, деятельности членов семьи Ярослава Мудрого и проанализировать их.

Методы исследования:

исторический анализ;

обобщение.

1. Формирование личности Ярослава Мудрого

Дети в Древней Руси - радость и забота любой женщины, неизменное возмездие за перенесенные страдания. Как всякая мать, Рогнеда должна была обрести счастье в своей многочисленной семье. Ярослав, кажется, оставался при матери дольше других своих братьев, значительно превысив установленный обычаем срок. На это были свои причины. Ярослав от рождения был хромоног. Этот недуг, пожалуй, мог не только осложнить ему жизнь, но и сделать его вовсе не годным к роли правителя. Князь обязан быть сильным и умелым воином, отменно владеющим мечом, неутомимым в походе, способным предводительствовать дружиной и вести ее за собой. А беспомощный князь вызывал лишь презрение окружающих; его ждала либо позорная смерть, либо жизнь, оставленная из жалости, - жизнь нахлебника, кормящегося за чужой счет. Ярослав смог преодолеть свой физический недостаток. Уже это характеризует его как человека в высшей степени волевого, наделенного сильным характером. Тот, кто может побороть самого себя, кто еще в юности учится терпеть и совладать боль, чужие насмешки, собственную неполноценность. Тот, кто оказывается способен в будущем добиваться своего и в противостоянии с другими людьми. О хромоте его сообщает Повесть временных лет. Можно предположить, что его характер во многом сформировался под влиянием физического недуга и необходимости постоянно противостоять насмешкам и пренебрежению со стороны окружающих. Существовал обычай, по которому сыновья недолго оставались возле матери. По достижении двух-трех лет их забирали от матери и, совершив обряд постригов (ритуального обрезания пряди волос, означавшее превращение дитя в отрока), препоручали заботам «кормильца» - дядьки-воспитателя, назначавшегося из числа ближних бояр князя, иногда его родственников. () А вот девочки большей частью оставались возле матери. В отношении Ярослава этот обряд был совершен, наверное, значительно позже. Но на коня Ярослав все-таки сел. Вероятно, он и впоследствии - вплоть до последних лет жизни - чувствовал себя в седле увереннее, нежели на земле. В конце концов Ярослав начал ходить, одержав первую и, пожалуй, самую важную победу в его жизни. Наверное, она далась ему с трудом. В детские и юношеские годы Ярослав сумел освоить и воинскую науку, приобрел все те навыки, которые необходимы будущему князю.

Точная дата рождения Ярослава не установлена. Обычно рождение Ярослава относят к 978 году. Так, в статье 1054 года летописец рассказывает о смерти князя: "...Жил же он всех лет 76". Если к моменту смерти Ярослава было 76 лет, то, значит, родился в 978 или 979 году. О возрасте Ярослава сообщается и в статье под 1016 годом, рассказывающей о его вступлении на престол в Киеве: "... И было тогда Ярославу 28 лет". Правда, известие это как будто относит рождение князя к 988 или 989 году, но, скорее всего это может быть ошибка. Так как в статье под 980 годом Повесть временных лет называет Ярослава лишь третьим сыном Рогнеды: "...от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода..." А значит, Ярослав родился не позже 980 года.

По моему мнению, Рогнеда была любимой женой Владимира до принятия христианства. Она родила ему больше детей, чем другие его жены, - четырех сыновей и двух дочерей. История женитьбы Владимира на Рогнеде хорошо описана в летописи. Рогнеда не хотела за него замуж, потому что он был сыном рабыни Малуши. Она в открытую презирала Владимира. Рогнеда хотела замуж за Ярополка - брата Владимира. Разгневанный Владимир собрал войско и двинулся к Полоцку. В результате этой войны был убит Ярополк. А еще прежде Владимир надругался над Рогнедой на глазах ее отца и матери и, в насмешку назвал ее саму «робичецей». Это может быть еще одна из причин, почему у Ярослава с его отцом были плохие отношения.

До своего крещения в 978 или в 988 году князь Владимир вел жизнь бурную и, можно сказать, безнравственную. Помимо законных жен, у него имелось множество наложниц: "300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце", но, может быть, летописец преувеличивал в цифрах. Но и наложницы не могли удовлетворить князя: "И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Неудивительно, что семейство князя Владимира жило отнюдь не дружно и постоянно враждовало между собой. Но вскоре после того как Владимир принял крещение, Рогнеде пришлось покинуть его (причем также не по своей воле), так как Владимир взял в жену византийскую царевну Анну, сочетавшись с ней христианским браком (это произошло в 988 году).

Более всего братьев и сестер сближало тогда родство по матери. Но судьба сыновей Рогнеды сложилась слишком по-разному, и какого-то особого "клана" в составе княжеской семьи они не образовали. Но все-таки у Ярослава была сестра, с которой у него были исключительно теплые, нежные отношения. Ее звали Предслава. После смерти матери (в 1000 году) она, очевидно, осталась жить в селе на Лыбеди. Но в это время Ярослав уже был вдалеке от Киева. Но, возможно, они сохранили между собой дружеские отношения и переписывались между собой.

В 988 году князь Владимир принял крещение. Ярослав, как и большинство киевлян того времени, был язычником. Я не знаю, был ли Ярослав непосредственным очевидцем всеобщего крещения киевлян. Но вероятно, Ярослав, как и его братья, был свидетелем того торжества христианства, которое наступило в Киеве после крещения Владимира. После того, как свергли идолов, последовало крещение киевлян. Вначале, вероятно, Владимир крестил своих сыновей и других членов семьи, которые должны были подать пример остальным киевлянам. Ярослав был тогда ребенком (примерно ему было не больше 8 лет). Он находился как раз в таком возрасте, когда новое воспринимается легко и естественно, когда человек впитывает новые ощущения и впечатления, легко приспосабливается к изменившимся обстоятельствам жизни, когда закладываются основы мировоззрения. Поэтому не удивительно, что Ярослав был боголюбивым князем, и что он прочно усвоил новое, христианское понимание мира.

Изгнание прежних языческих жен отнюдь не ущемляло прав рожденных ими сыновей. Все они оставались законными наследниками на престол. Это, конечно, не вполне соответствовало христианским нормам морали, но зато естественно вытекало из сложившихся межкняжеских и внутрисемейных отношений. Более того, согласно летописи, как раз после крещения Владимир сажает своих сыновей на княжение в отдаленные города Древней Руси. Ярослава Владимир отправил на княжение в Ростов. В его биографии это имело очень важное значение. Поскольку, именно там он превращался в настоящего князя. Ярослав добился признания отца, который увидел в нем полноценного князя, способного управлять и другими городами.

В летописи сохранилось единственное упоминание о его посажении отцом в город - и это все, что мне известно. Годы, которые Ярослав провел в Ростове, возможно, были самыми важными в его жизни. Ведь в этом городе происходило формирование его личности, становление его как князя - политика и государственного деятеля. Я не знаю точно, когда он оказался в Ростове и как долго пребывал в этом городе. После он правил в Новгороде (после смерти Вышеслава).

Во время малолетства Ярослава у него был наставник. Так в статье 1018 года, рассказывающей о войне Ярослава со своим братом Святополком Окаянным и польским князем Болеславом I Великим, говорится о его воспитателе: «… И был у Ярослава кормилец и воевода по имени Буда…». «Кормилец», по-древнерусски, - воспитатель, наставник. Буда, очевидно, был правой рукой Ярослава в Новгороде.

Распределение земель между сыновьями Владимира, может быть имело в виду и распространение христианства в отдаленных землях Древнерусского государства. Христианство в то время распространялось мирным путем, прежде всего убеждением. И именно сыновья Владимира и ближайшее его окружение были проводниками христианского влияния. К сожалению, Повесть временных лет ничего не сообщает о распространении христианства во время правления Ярослава Мудрого до смерти Владимира.

Когда Ярослав правил в Ростове, мне кажется, что он не всегда узнавал о событиях, происходивших в Киеве. Так как дороги в то время были труднопроходимыми, и гонцы не скоро могли преодолеть расстояние, разделявшее Киев и Ростов.

Известие о смерти Рогнеды должно было сильно опечалить ростовского князя. Скорее всего, Ярослав был очень привязан к матери. Также смерть Вышеслава, старшего из сыновей Владимира, стала еще одним поворотным событием в его жизни. Так как после его смерти Ярослав получил в правление Новгород. Мне кажется, что перевод Ярослава из Ростова в Новгород свидетельствовал о добром отношении Владимира к Ярославу. Вероятно, и Ярослав проявлял себя в эти годы послушным сыном, полностью покоренным отцовской воле. Однако будущие события показали, что такое его поведение было далеко не искренним.

Но Ярослав признавался хозяином своего владения только потому, что отец признавал его таковым. Это было в порядке вещей: князей связывали не столько межкняжеские, сколько внутрисемейные отношения. Ярослав не мог не подчиниться отцу.

По дороге в Новгород Ярослав, вероятно, заехал в Киев, чтобы попросить у отца благословения. И если он там задержался, то смог застать смерть и похороны Анны, супруги князя Владимира. Краткая летописная запись датирует ее смерть 1011 годом. Возможно, также, что это известие стало одним из первых, полученных Ярославом уже в Новгороде. Ярослав вряд ли испытывал добрые чувства по отношению к христианской жене Владимира, сыгравшей роковую роль в судьбе его матери. Ярослав не забыл унизительного разрыва Рогнеды с Владимиром, и намеренного пострижения ее в монахини, а потому не мог искренне скорбеть о мачехе. Одно обстоятельство, пожалуй, могло его радовать: за годы своего замужества Анна, кажется, так и не принесла Владимиру сыновей.

Немного из Повести временных лет я знаю о его личной жизни. Но можно предположить, что ко времени правления в Новгороде, он уже был женат. Это кажется совершенно очевидным, что к тридцати годам князь не мог не обзавестись супругой.

В 1014 году Ярослав перестал платить дань Владимиру. Отказ от уплаты дани был прямым вызовом Киеву и означал отвержение Ярославом отцовской власти над собой и власти Киева над Новгородом. Именно так воспринял происшедшее киевский князь: Расчищайте пути и мостите мосты, ибо хотел идти войной на Ярослава, на сына своего, но разболелся

Так Русь оказалась перед угрозой новой войны - на этот раз не просто междоусобной войны между братьями, но войны отца с сыном. Пожалуй, это был первый случай на Руси. Ярославу пришлось переступить через вековые традиции и обычаи, нарушить устоявшиеся законы. То есть Ярослав открыто бросил вызов отцу. Для этого у него имелись некоторые основания - Новгород, в котором он правил, был отдален от Киева. Во всяком случае, ему не грозила немедленная расправа, подобная той, что Владимир учинил над Святополком. Бросая вызов отцу, Ярослав, несомненно, опирался на экономический потенциал Новгорода, а также на поддержку новгородцев. Все, что я знаю о Ярославе, говорит о том, что он действовал хладнокровно, продуманно, учитывая возможные последствия своего шага. О главном таком шаге, предпринятом им в ответ на угрозу отца, говорится в статье под 1015 годом: «Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего…». Владимир так и не начал военных действий. Он был уже стар, во всяком случае, по меркам своего века. И это помешало ему выступить в поход против непокорного сына.

Но Ярослав ничего не знал о его болезни. Он находился в это время в тревожном ожидании предстоящего столкновения с отцом. Он, несомненно, ждал вестей из Киева, но вести обрушились на него внезапно, и совсем не те, на которые он рассчитывал. «В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень». Для Ярослава это были ошеломляющие известия. События разворачивались очень быстро, что Ярослав оказался явно не готов к ним. Владимир умер 15 июля 1015 года. Ярослав узнал об этом со значительным опозданием. Более того, если бы не сестра, он вообще мог остаться в неведении. Письмо, которое прислал гонец от Предславы, позволило понять, что нужно принять ответные меры, приготовиться к войне с новым и неожиданным для него противником. Послание Предславы оказалось спасительным для Ярослава.

Надо полагать, что в душе князя произошла настоящая драма. Те действия, которые он предпринял для достижения поставленной цели, оказались гибельными для него. Ибо ситуация изменилась коренным образом. Прежде Ярослав вел войну с отцом, теперь же он должен вступить в борьбу за Киев.

После краткого известия о строительстве городов на Роси под 1032 годом в летописи следует явный провал. За 3 года - одна единственная запись под 1033 годом: "Евстафий Мстиславович умер". Следующие 2 года остались пустыми. Чем занимался Ярослав в эти годы мы не знаем. Возможно именно тогда родился еще один сын - Игорь. О рождении княжича летописи не сообщают.

Смерть его брата в 1036 году стала еще одним, может быть даже самым важным, поворотным событием в судьбе князя. Вся Русская земля объединилась под его властью. В это время произошло еще одно важное событие. У Ярослава родился еще один сын и назвали его Вячеслав.

Ярославу уже шел восьмой десяток лет. Он был уже очень стар. Один за другим покидали близкие ему люди, те, кто был намного моложе его. В 1050 году скончалась княгиня Ирина, с которой Ярослав прожил более 30 лет. Князь, наверняка, в полной мере ощутил постигшую его утрату. В 1052 году скончался его старший сын Владимир. Эта смерть, надо полагать, особенно огорчила князя, ибо именно во Владимире должен был видеть он будущего киевского князя. Князь Владимир был похоронен в Новгороде, в Софийском соборе, построенном им самим.

После смерти близких ему людей Ярослав, вероятно, ощущал одиночество. Но в его жизни были поводы и для радости. В 1053 году у него родился внук: "У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир". Это был первенец Всеволода Ярославича, знаменитый в будущем Владимир Мономах. Его появление на свет стало долгожданным событием не только для отца, но и для Ярослава.

В целом же последние годы Ярослава протекали относительно спокойно, без внешних потрясений, войн или мятежей. Своим сыновьям он оставлял Русь совсем не такой, какой застал ее в начале своего киевского княжения. За тридцать пять лет его пребывания на престоле значительно изменились русские города, в том числе и Киев.

Фреска Софийского собора с изображением семьи Ярослава Мудрого сохранилась лишь частично. На южной стене центрального нефа собора находится знаменитая часть фрески, которая в 1934-1935 гг., при реставрации собора, была определена как изображение дочерей Ярослава Мудрого.

Предложенная В.Н. Лазаревым реконструкция фрески Софийского собора (пять дочерей и пять сыновей Ярослава, а также его самого и и его супругу) получила широкое распространение. С.А. Высоцкий предложил другую реконструкцию: по его мнению, сохранившаяся часть фрески на южной стене центрального нефа собора (известная как портрет дочерей Ярослава) на самом деле изображает мужскую часть семьи, а именно сыновей князя; на северной же стене изображены не сыновья, а дочери ( всего на фреске, по его мнению, 13 фигур: Христос, Владимир, Ольга, Ярослав, его супруга, четыре сына и четыре дочери). Эта реконструкция получила в последнее время поддержку ряда исследователей. А.В. Поппэ, вопреки Высоцкому, категорически отвергает возможность размещения на фреске Владимира и Ольги, однако принимает мнение о том, что слева к Христу должен подходить князь Ярослав, согласной предложенной им реконструкции, за Ярославом следуют сыновья и дочь, справа же от Христа изображены княгиня Ирина и пять ее дочерей.

2. Ингигерд - жена Ярослава Мудрого

Саги - источник сложный для изучения представляющий собой не отчет о каких-либо реальных событиях, но их эпическое изложение, в котором реальное переплетается с выдуманным, а герои, как правило, действуют так, как должен действовать идеальный герой в тех или иных обстоятельствах. Саги изображают русского князя в его взаимоотношениях со скандинавами. И изображение Ярослава в сагах исключительно ценно для нас, поскольку русский князь предстает в них во многом именно таким, каким запомнился он своим современникам-иноземцам. И если бы не саги, разве можно было бы представить, какую огромную роль в европейской жизни играл Ярослав Мудрый!

Повесть временных лет ничего не сообщает о браке Ярослава Мудрого. Но княгиня упоминается в Повести временных лет («В год 1050 преставилась княгиня, жена Ярослава»). Первый сын Ярослава - Владимир - родился в 1020 году, из этого следует, что княгиня провела с Ярославом более 30 лет, и родила ему 6 сыновей, о дочерях же ничего не упоминается.

Древние скандинавские саги подробно рассказывают о Ярославе как о "Конунге Ярицлейве". Они позволяют выявить некоторые черты характера Ярослава. Ярослав, несомненно, был умен, хитер и властолюбив. Но с другой стороны, саги порой изображают Ярослава человеком раздражительным, подверженным гневу, но в то же время отходчивым и во всяком случае способным к компромиссу. Ингигерд была смелой, отважной и красивой.

История сватовства Ярослава к Ингигерд обросла в скандинавских сагах множеством легендарных подробностей. Но помимо "конунга Ярицлейва" и Ингигерд, есть норвежский король Олав Харальдссон (Толстый), ставший тайным возлюбленным княгини.

В сагах подробно рассказывается о том, как между конунгом Швеции Олавом и конунгом Норвегии Олавом Толстым была вражда. Олав Толстый решил свататься к Ингигерд, и тем самым заключить мир с Олавом Шведским. Он отправил в Швецию посольство с предложением заключить мир между двумя странами. Посол Норвегии предложил Ингигерд вступить в брак с Олавом Норвежским, в результате чего могли быть решены все конфликты. Рассказы посла об Олаве увлекли ее, и она решила выйти за него замуж, и тем самым прекратить давнюю вражду между Норвегией и Швецией. Она сказала послу: "Не пожелала бы себе лучшего мужа". И Олав Шведский вынужден был согласиться на заключение мира с Норвегией путем заключения брака между его дочерью и Олавом Норвежским. В этом эпизоде Ингигерд предстает как свободная скандинавская женщина, она спокойно беседовала со сватом, присланным из враждебной страны.

Однако обещание не было исполнено. Брак не состоялся. Олав Харальдссон, в сопровождении людей, явился на установленное место, но никто туда не явился. Олав Норвежский страшно разгневался. Своей дочери Ингигерд Олав Шведский сказал: "...как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы". Посол Олава Толстого в досаде, что конунг шведов его обманул и нарушил данное слово, отвез в жены конунгу Норвегии сестру Ингигерд Астрид. Род же Ингигерд был самым знатным родом в Швеции.

Тем временем к шведскому конунгу Олаву прибыл "Конунг Ярицлейв". Он решил свататься к Ингигерд. Намерения Ярослава были самыми серьезными. И Олав собирался сдержать свое обещание - выдать свою дочь Ингигерд замуж за Ярослава. Скорее всего он это сделал назло Олаву Норвежскому. Но брак Ярослава с Ингигерд, помимо всего прочего, сулил Олаву Шведскому серьезные политические выгоды, в том числе и распространение своего влияния на новгородские и другие киевские земли.

Но все условия замужества исходили исключительно от Ингигерд. Она потребовала в качестве свадебного дара Альдейгьюборг (Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится.

Однако можно сказать, что условия, выдвинутые Ингигерд, носят политический характер. Вероятно, именно в качестве компенсации за уступку Ладоги Ярослав мог получить от шведского конунга какие-то большие богатства.

Согласно традиции шведская принцесса получила на Руси новое имя - Ирина. Русские же источники ничего не сообщают об этом браке.

Выбор новой жены русского князя оказался удачным. Шведский брак стал своего рода пробным камнем всей последующей внешней политики Ярослава, который сумеет породниться со многими могущественными дворами Европы. Так постепенно складывался особый европейский мир Ярослава - мир, в котором Русь и русский князь занимали точно определенное и вполне почетное место.

Ингигерд была женщиной решительной и властной, не уступавшая характером самому Ярославу. Саги всячески расхваливают ее ум, Ингигерд во многом смогла подчинить себе своего супругу.

Отношения у Ярослава и Ингигерд не были идеальными. И можно предположить, что у Ярослава были наложницы, как у его отца. Ярослав ведь родился в дохристианский период, и он видел, что у Владимира было много наложниц. Хоть он и находился в том возрасте, когда все новое воспринимается легко, но что-то языческое могло в нем сохранится. Вероятно, что саги и Повесть Временных лет не сообщают ничего об этом, чтобы не портить христианский образ Ярослава.

Ярослав приютил у себя в Новгороде конунга Олава Толстого, которому на время пришлось покинуть Норвегию. С Олавом был его пятилетний сын Магнус. Олав, видимо, горячо любил своего сына. Русский князь хорошо принял Олава и его спутников и предложил ему остаться у него и взять столько земли, сколько Олаву конунгу было надо для содержания его людей. Олав принял его предложение и остался там. Олав Толстый, пребывая при дворе Ярослава Мудрого, имел возможность повидаться со своей прежней невестой. Если верить сагам, Олав и Ингигерд продолжали питать друг к другу самые нежные чувства. И, возможно, они были тайными любовниками.

Говоря об отношениях между Ингигерд и ее законным супругом, "конунгом Ярицлейвом", саги сообщают о весьма бурных ссорах, о неком явном пренебрежении, которое княгиня высказывала порой своему мужу. Одной из таких ссор как раз и посвящен рассказ из "Гнилой кожи". Как и в большинстве саг, отношения между Ингигерд и "конунгом Ярицлейвом" осложнены романтической историей любви или, по-крайней мере, симпатии Ирины к норвежскому конунгу Олаву Харальдссону.

В Гардарики Олав показал показал свое искусство врачевания. Однажды у сына одной знатной вдовы в горле вскочил такой огромный нарыв, что мальчик не мог ничего есть, и все готовились к его смерти. Мать обратилась к Ингигерд, но та сказала, что не может вылечить ребенка. Значит, все-таки и сама княгиня занималась врачеванием. Как почти каждая образованная женщина Древней Руси. Ингигерд приказала женщине обратиться к Олаву, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу. Влияние Ингигерд на Олава было так велико, что, конечно же, он исполнил ее просьбу и спас мальчика.

После заключения Городецкого мира в 1026 году Ярослав ближайшие 8-10 лет находился в Новгороде с его супругой Ириной. Семейная жизнь Ярослава складывалась вполне благополучно. Его супруга добросовестно выполняла свой супружеский долг, принося Ярославу здоровое и полноценное потомство. В 1027 году родился третий сын Ярослава - Святослав. В 1030 году родился четвертый сын - Всеволод.

Мы начнем повесть с того, что Ярицлейв конунг правил в Гардарики и Ингигерд княгиня, дочь Олава конунга Шведского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Говорится о том, что конунг тот Ярицлейв велел построить себе прекрасную палату с великой красотой, украсить золотом и драгоценными камнями и поместил в ней добрых молодцов, испытанных в славных делах, утварь и боевую одежду выбрал для них такую, какой они уже раньше оказались достойными, и все находили, что и убранство палаты, и те, кто были в ней, подходят к тому, как она устроена. Надо полагать, что описание этой княжеской палаты отражает в первую очередь представления самих скандинавов о великолепии и богатстве владений русского князя. "Она была обтянута парчой и ценными тканями. Сам конунг был там в княжеской одежде и сидел на своем высоком месте. Он пригласил к себе многих почетных друзей своих и устроил пышный пир". Ярослав не упустил возможности похвастаться великолепием своего дворца перед княгиней. "И вошла в палату княгиня в сопровождении прекрасных женщин, и встал конунг ей навстречу, и хорошо приветствовал ее, и сказал: "Видала ли ты где-нибудь такую прекрасную палату и так хорошо убранную, где, во-первых, собралась бы такая дружина, а во-вторых, чтобы было в палате той такое богатое убранство?" Как и следовало ожидать, Ингигерд, как недавняя возлюбленная норвежского конунга, нашла, что противопоставить роскоши русского князя. "Княгиня отвечала: "Господин, - говорит она, - в этой палате хорошо, и редко где найдется такая же или большая красота, и столько богатства в одном доме, и столько хороших вождей и храбрых мужей, но все-таки лучше та палата, где сидит Олав конунг, сын Харальда, хотя она стоит на одних столбах". Эти слова по-настоящему разгневали Ярослава, и все закончилось совсем не так торжественно, как начиналось. "Конунг рассердился на нее и сказал: "Обидны такие слова, - сказал он, - и ты показываешь опять любовь свою к Олаву конунгу" - и ударил ее по щеке. Она сказала: "И все-таки между вами больше разница, - говорит она, - чем я могу, как подобает, сказать словами". Ушла она разгневанная и говорит друзьям своим, что хочет уехать из его земли и больше не принимать от него такого позора. Друзья ее вступаются в это дело и просят ее успокоиться и смягчиться к конунгу". Очевидно, Ярослав, почувствовавший угрызения совести, не только выразил готовности помириться с женой, но и согласился выполнить "то, чего она попросит". В знак примирения Ингигерд потребовала послать корабль в Норвегию и привезти оттуда и взять на воспитание в княжескую семью малолетнего сына Олава Харальдссона Магнуса. Ярослав принял эти унизительные для себя условия. Впрочем унизительными эти условия выглядят только в представлении автора; на самом деле, воспитание сына конунга в семье русского князя - распространенное явление в Древней Руси.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. Храм был возведен в честь святой Ирины, супруги Ярослава Мудрого. Когда умерла Ирина, Ярослав был уж очень стар. Один за другим умирали близкие ему люди. Так в 1050 году скончалась Ирина, с которой Ярослав прожил более 30 лет. Былые ссоры давно изгладились в памяти, и князь ощутил постигшую его утрату.

3. Сыновья Ярослава Мудрого

.1 Обстановка, в которой жили сыновья Ярослава Мудрого

Дети Ярослава выросли в обществе, уже просвещенном светом христианства. Для них книги, вполне вероятно, были привычным предметом обихода. Его сыновья были людьми книжной культуры. Возможно, его сыновья имели собственные библиотеки и знали другие языки. Что говорит о том, что его дети были грамотными.

Ярослав собрал 300 детей - учить книгам. И вполне вероятно, что среди этих детей были его дети. За сорок с лишним лет, прошедших со времен Крещения Руси, христианская вера успела распространиться. Ярослав же, по всей видимости, отдавал себе отчет в том, что именно распространение грамотности и книжной, христианской культуры лучше всего может послужить упрочению княжеской власти и сплочению общества. И успехи его в этой области оказались не менее впечатляющими. Также в Новгороде при Ярославе возник один из первых на Руси центров по переписке книг. При его личном участии в Новгороде открывается одна из первых на Руси школ с тремя сотнями учащимися.

Смерть старшего сына Владимира заставила Ярослава позаботиться об устроении остальных сыновей. Вместо Владимира в Новгород был посажен его младший брат - Изяслав. Ярослав не стал перераспределять земли между его сыновьями. Изяславу достался Новгород, но помимо прочего, смерть Ярослава должна была означать, что и Киев отойдет Изяславу.

Как относился к Изяславу сам Ярослав и как вообще складывались его отношения с сыновьями, кроме Всеволода, которого Повесть Временных лет называет любимым сыном, я не знаю. Однако Ярославу, когда он распределял земли между его сыновьями, надлежало руководствоваться не отцовскими чувствами, а исключительно целесообразностью и справедливостью, ибо только это могло уберечь страну от братоубийственных междоусобиц, подобной той, что началась после смерти его собственного отца Владимира.

Почувствовав приближение смерти, Ярослав в 1054 году дал наставление сыновьям своим: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, - обращался князь Ярослав к стоявшим перед ним князьям, - имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата..."

Ярослав знал, о чем говорил. В его памяти навсегда осталась картина братоубийственной войны за Киев после смерти Владимира, в которой он сам пролил немало крови. И потому Ярослав стремился не допустить повторения этих страшных событий. Не случайно он напомнил сыновьям о том, что все они - дети одного отца и одной матери: для Древней Руси это имело особое принципиальное значение. Родство по матери связывало сыновей особо крепкими узами - а значит, у Ярославичей не было формальных оснований для вражды друг с другом.

"Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск".

Ярослав назвал лишь главные города княжения своих сыновей, но нет сомнений, что он более точно определил удел каждого из них. Но в Повести Временных Лет не указан Новгород, хотя еще при жизни он передал Новгород его сыну Изяславу.

Ярослав дал своим сыновьям еще одну заповедь: "не переступать пределы других братьев". Следить за ее выполнением должен был старший Изяслав, который получил от отца особый наказ: "Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". "И так наставлял сыновей своих жить в любви..."

Но этот оговоренный порядок распространялся лишь на ближайшее потомство Ярослава - его внуки, по-видимому, не упоминались в завещании и их права на те или иные земли не оговаривались. Вряд ли это можно поставить в вину Ярослава: очевидно, что о судьбе внуков должны были позаботиться их отцы.

Впрочем, завещание Ярослава должно было вступить в силу лишь после его смерти. Пока же старшие сыновья Ярослава покинули Киев: Изяслав, возможно, уехал в Новгород, а Святослав - во Владимир.

Вскоре после их отъезда князь Ярослав занемог. "Сам он был тогда болен и, приехав в Вышгород, сильно расхворался". Рядом с отцом находился Всеволод, который, по-видимому, вовсе не покидал Киева, ибо любил его отец больше всех братьев и держал его всегда при себе".

"И приспел конец жизни Ярослава, и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора". По-видимому, уже на следующий день тело князя Ярослава, возложенное на сани, было привезено для погребения в Киев. "Всеволод же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, - рассказывает летописец, - а попы пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ. Жил же он всех лет 76".

Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав. Святослав правил в Чернигове, а Всеволод - в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату. Но в 1073 году все изменилось.

В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть самовластцем. Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси - Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г. от дочери византийского императора Константина Мономаха. С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах.

В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Наступила пора Ярославовых внуков. За ними еще не было больших государственных дел, не было глубоких реформ, крупных военных походов. Зато было много честолюбия, гордости, зависти, счетов друг к другу. И не было среди них лидера, кто бы мог унять этот разброд.

3.2 Владимир Ярославич

Владимир, которого Повесть временных лет называет старшим сыном Ярослава, родился в 1020 году. Его появление на свет, несомненно, стало важным моментом в жизни Ярослава. Поскольку, это укрепляло его позицию как нового киевского князя, основателя новой династии русских князей. Но, на мой взгляд, рождение сына имело еще большее значение для его супруги. Дети в Древней Руси - радость и забота любой женщины.

После объединения Руси под властью Ярослава и его окончательного утверждения в Киеве, его сын Владимир продолжит активную наступательную политику своего отца. Так в 1042 году он пошел на ямь и и одержал победу над ними. Ярослав посадил его в Новгороде в 1036 году. Было тогда Владимиру 16 лет. По меркам Древней Руси он считался самостоятельным, взрослым человеком, способным при необходимости постоять за себя. Но, на мой взгляд, Владимир на первых порах нуждался в опеке, так как он был еще очень молод, и у него отсутствовал жизненный опыт. Ярослав должен был позаботиться о том, чтобы оставить рядом с ним надежных людей, по возможности избавив сына от угроз его жизни. Наставником Владимира был епископ Жидята.

Владимир был женат на северной принцессе, которую некоторые летописцы считали дочерью английского короля Гаральда. И был у Владимира сын - Ростислав.

Он прожил короткую жизнь и умер еще при жизни отца, поэтому его дети не могли претендовать на киевский престол и получили уделы на западной окраине государства, в Галиции. Владимир скончался в 1052 году в Новгороде в возрасте 32 лет. "...и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам" - сообщает Повесть Временных Лет. После его смерти Ярослав посадил Изяслава в Новгороде. Князь Владимир был похоронен в Новгороде, в Софийском соборе, построенном им самим.

3.3 Изяслав Ярославич

Родился Ярослав в 1024 году.

До великого княжения Изяслав правил в Турове, а затем в Новгороде, сменив там умершего брата Владимира.

Польская королевна Гертруда была сосватана за новгородского князя Изяслава в 1043 году. В качестве приданого Гертруда везет с собой на Русь восемьсот русских воинов, взятых Польшей после одной из побед над Ярославом. Перед свадьбой Гертруду окрестили в православие и дали ей имя - Елизавета. Гертруда-Елизавета - сестра польского короля Казимира I. Елизавета родила ему трех сыновей: Святополка, Мстислава и Ярополка; и одну дочь - Евпраксию.

Жизнь Елизаветы на Руси начиналась счастливо. Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло. На мой взгляд, Изяслав не способен к жесткому и решительному правлению, а правитель того времени без этого на успех рассчитывать не мог. И, наверняка, младшие братья Изяслава посчитали, что Изяслав из-за своего характера не способен управлять страной в критических ситуациях, и это может быть одна из причин начала внутрикняжеской усобицы.

Через год после свадьбы Елизавета стала свидетельницей странной процедуры: ее тесть Ярослав Мудрый велел выкопать из могил останки двух своих дядьев по отцу: великого киевского князя Ярополка, когда-то давно убитого слугами князя Владимира, и древлянского князя Олега, в те же времена убитого слугами князя Ярополка, и окрестить их. Этим крещением Ярослав Мудрый велел снять с великокняжеского рода грех братоубийства.

Изяслав стал киевским князем после смерти своего отца. Елизавета стала великой княгиней. Как это всегда бывает после смерти сильного властителя, жизнь сразу незримо изменилась, хотя сыновья Ярослава старались сохранить мир между собой.

В 1072 году по инициативе Изяслава было организовано перенесение останков убитых Святополком Окаянным его братьев Бориса и Глеба Владимировичей из деревянной киевской церкви в новый каменный храм в Вышгороде, построенный самим Изяславом. Безвинно убитые Борис и Глеб были первыми на Руси, кого церковь причислила к лику святых.

Во время междоусобицы Изяслав бежал в Польшу, он хотел обратиться за помощью к Болеславу II (сыну Марии-Доброгневы, сестры Ярослава Мудрого). Из Киева Изяслав сумел захватить значительную часть казны. Польский король Болеслав II оказался коварным: дары принял, а в помощи отказал. И Изяславу пришлось бежать в Саксонию. Там он обратился за помощью к врагу Болеслава II - Генриху IV. В Саксонии Елизавета приняла католичество. И она снова становится Гертрудой.

После он направил папе римскому Григорию VII послание, в котором обещал верно служить католической церкви, если тот посодействует ему. Это был очень неординарный поступок. Он хоть и находился в изгнании, но все же оставался правителем христианской державы. Чем можно объяснить такой поступок? Желанием отомстить братьям или вернуть власть? Я больше склоняюсь к тому, что он хотел вернуть власть, но я не могу отрицать того, что он хотел отомстить братьям. Папа римский был, конечно, заинтересован в распространении католицизма на Руси. Он обязал польского короля вернуть киевскому князю его дары и помочь в формировании наемного войска. Но это весьма любопытное событие дальнейшего развития не получило.

Но после смерти Святослава Изяслав вернулся на престол в Киев. И Гертруда вместе с ним вернулась в Киев, и снова приняла православие. И путь в Европу ей уже явно закрыт.

Погиб Изяслав 3 октября 1078 года в бою на Нежатиной ниве. Тело Изяслава в ладье по Десне было привезено в Городец, откуда киевляне перенесли и похоронили его в церкви Св. Богородицы.

И на киевский престол восходит сын Ярослава - Всеволод. И Елизавета удаляется в удел сына, город Владимир на Волыни. Наверняка, она уже была измучена противоречивыми переживаниями, в результате чего провела остаток дней со своим сыном. Я считаю, что тяжела была ее судьба. Она потеряла и киевский престол и мужа.

Истории известны личные печати владимиро-волынской княгини Елизаветы - они хранились во Львове. Там же сохранена была и священная книга - ее называют Триарской Псалтирью или Кодексом Гертруды.

3.4 Святослав Ярославич

Рождение Святослава относят к 1027 году. В семейном плане известны лишь имена его второй жены - Ода и четырех сыновей: Олег, Давыд, Роман, Ярослав. Летописцы отмечали чрезмерное честолюбие князя, его покровительство развитию культуры и любовь к книгам.

Святослав также участвовал во внутрикняжеской усобице. Источники не указывают причин, по которым Святослав и Всеволод Ярославичи подняли оружие на своего старшего брата - великого князя Изяслава Ярославича. Официальным поводом для их похода на Киев стали слухи о намерении Изяслава стать самовластцем, то есть лишить младших князей права распоряжаться в своих землях. В 1073 году братья с дружинами подошли к столице. Изяслав сдал город без боя и ушел с сыном в Польшу. Великокняжеский престол по праву старшинства занял Святослав Ярославич.

Следует отметить, что русские князья довольно часто практиковали уход без боя с поля сражения со своими соратниками, особенно ввиду несомненного превосходства их сил. В летописях и такой уход, и бегство в результате полного разгрома обозначались, как правило, одинаково: князь бежал. Хотя в первом случае князь сознательно оставлял поле боя за противником, сохранял своих воинов и уходил собирать новую, более сильную рать, если имел такую возможность.

Междоусобные войны русских князей обычно не носили характера непримиримости, битвы до последнего человека, хотя бывали и исключения. Учитывая, что в войнах участвовал лишь князь со своей дружиной, битвы носили скорее рыцарский характер: сильнейший брал верх, слабейший без всякой озлобленности признавал силу противника, частенько становился его другом или, если имел возможность, собирал силы для следующего турнира. Фактом нападения князь лишь заявлял о своих претензиях на волость или город, и ему не было никакого резона сжигать поселения и истреблять жителей. Поэтому, и речи не шло об истреблении населения.

Новому великому князю было известно, что вся деятельность Изяслава в Польше и Германии направлена на формирование наемного войска с целью возвращения в Киев. Чтобы хоть как-то этому помешать, Святослав в 1076 году отправил поход на Чехию, союзника Германии, войско под командованием своего сына Олега и сына своего брата Всеволода Владимира. Поход был успешным, но намерениям Изяслава никоим образом не помешал.


3.5 Всеволод Ярославич

Четвертый, самый любимый сын Ярослава Мудрого Всеволод родился в 1030 году. С 1054 года правил в Переяславле. В этому времени он уже был женат на византийской царевне Анне, дочери императора Константина IX Мономаха. Свадьба была отпразднована в 1046 году в честь и для скрепления семейными узами мирного договора между Русью и Византией. Единственный ребенок в этом браке сын Владимир родился в 1053 году. В 1067 году Анна скончалась. Второй супругой Всеволода стала половецкая княжна, родившая мужу сына Ростислава (1069 год), дочерей Евпраксию, Янку и Екатерину.

Во времена княжения своих старших братьев Всеволод, как и полагалось младшему по возрасту князю, проводил в своей земле политику центральных властей.

В 1073 году младшие братья Ярославичи силой вынудили своего старшего брата Изяслава оставить киевский престол. Новым великим князем стал Святослав Ярославич, а Всеволод занял его место в Чернигове. Прокняжив около трех лет, Святослав умер в 1076 году. Всеволод, в отсутствие Изяслава, занял великокняжеский престол. Но к этому времени изгнанный великий князь уже шел из Польши с наемным войском на Киев. Во избежание кровопролития Всеволод без боя сдал город старшему брату и ушел обратно в Чернигов.

Но Чернигов считал своим городом и князь Олег, старший сын Святослава Ярославича, правившего там почти четверть века. В 1078 году Олег ушел в Тмутаракань, но поклялся вернуться и отвоевать княжение в родном городе. Уже в августе того же года он в союзе с половцами разбил дружину Всеволода и занял город своего отца. А через месяц братья Ярославичи разгромили войско Олега, но великий князь Изяслав погиб в бою. Великокняжеский престол вновь занял единственный оставшийся к этому времени в живых сын Ярослава Мудрого Всеволод. Олег Святославич бежал обратно в Тмутаракань, а черниговский престол занял сын Всеволода Владимир, обеспечив тем самым продолжение конфликта с Олегом.

Если не считать Олега, другие племянника не беспокоили Всеволода Ярославича. Сразу по занятии великокняжеского престола он отдал Ярополку Изяславич Владимир вместе с Туровом, а Святополка Изяславича оставил княжить в Новгороде. После неудачи с Тмутараканью Давыд Игоревич получил от великого князя Дорогобуж, а Ростиславичи - Червенские города.

Всеволод не выделялся из среды русских князей особыми талантами государственного деятеля и, вероятно, даже несколько тяготился своим положением. Источники свидетельствуют, что он с сожалением вспоминал то счастливое и спокойное время, когда княжил в Переяславле и был вполне доволен своей судьбой. Тем не менее приверженец спокойного и неторопливого образа жизни за время своего правления сумел вновь сплотить русские земли в единое государство. Не без поддержки, конечно, сыновей, и в первую очередь энергичного Владимира, которому Всеволод уже в первые годы своего правления начал поручать важные государственные дела.

В княжестве продолжалось строительство городов и приграничных поселений, расширялись и укреплялись церковные структуры. Всеволод с юных лет был боголюбив, и духовенство было у него в большом почете, а став великим князем, он получил еще и возможность передавать церкви богатые дары. Расширялись и становились более многогранными связи Киева со странами Европы и Византией. В этом плане Всеволоду Ярославичу активно помогали две из его дочерей. Евпраксия с 1089 года была во втором браке замужем за римско-германским императором Генрихом IV, довольно активно занималась европейской политикой, но со временем оставила мужа и вернулась в Киев. Вторая дочь Янка была основательницей и игуменьей киевского женского Андреевского монастыря при церкви Св. Андрея, которую Всеволод построил в 1086 году. Через Янку, которая неоднократно ездила в Константинополь, великий князь мог ненавязчиво влиять на характер церковных взаимоотношений Руси и Византии.

Летописцы отмечали воздержанность князя смолоду от пьянства и прелюбодеяния, его справедливость в решении спорных дел и нелюбовь к лживым людям. Для своего времени это был образованный человек. Он был знатоком и ценителем книг, знал пять языков. Позднее его сын, великий князь Владимир Мономах, в своем автобиографическом Поучении упомянул, что отец, сидя дома изумяше пять язык. К сожалению, он не указал, какие именно языки знал отец. Скорее всего, в их числе были греческий и половецкий.

В последние годы жизни Всеволод Ярославич сильно сдал. Как-то быстро состарился, часто и подолгу болел.

Весной 1093 года Всеволод Ярославич скончался. Похоронили великого князя, как он сам завещал, рядом с отцом в церкви Св. Софии.

3.6 Вячеслав и Игорь Ярославичи

Вячеслав родился в 1036 году. Рождение же Игоря неизвестно.

Возможно еще при жизни Ярослава вступили в брак его младшие сыновья - Игорь и Вячеслав, но с кем именно, неизвестно. Сын князя Вячеслава Борис первый раз упоминается в источниках под 1077 годом вполне взрослым человеком; на следующий год он погибнет в знаменитой битве на Нежатиной Ниве. Сын Игоря Давыд известен летописи с 1081 года.

Еще при жизни Ярослав предоставил уделы своим сыновьям. Изяслав княжил в Турове, а затем еще и в Новгороде, Святослав в Чернигове, и, кажется, во Владимире на Волыни (во всяком случае здесь его застало известие о смерти отца), Всеволод - в ближнем к Киеву Переяславле. Трое старших Ярославичей были особо выделены отцом; младшие же, Игорь и Вячеслав, не занимали в его планах подобающего им места. Может быть, это объяснялось слабостью их здоровья: известно, что оба младших сына Ярослава умерли еще молодыми людьми: Вячеслав в 1057 году, а Игорь в 1060-м. В истории Руси они не оставили заметного следа.

4. Дочери Ярослава Мудрого

.1 Обстановка, в которой жили дочери Ярослава Мудрого

Русские источники не упоминают рождение дочерей Ярослава Мудрого, потому что это было не такое уж и важное событие в семье древнерусского князя, но об их существовании они знают. На знаменитой фреске Киевской Софии были изображены его дочери.

Дочери Ярослава Мудрого сыграли особую роль в осуществлении разнообразных и хитроумных династических комбинаций. И Ярослав сумел показать себя блестящим мастером в этой области.

Его дочери воспитывались в атмосфере книжности, как и их отец, мать и братья. Очевидно, что они учились вместе с другими детьми в школе, которую создал сам Ярослав. Вполне очевидно, что Ингигерд выучила их родному языку. Они могли отлично понимать скандинавские саги, которые распевали при дворе отца варяжские воины. Дочери Ярослава были очень образованными.

Возможно, что Ингигерд выучила их верховой езде. Наверняка, они умели прясть, ткать и шить одежду; вышивать шелком и золотом; знали искусство врачевания, как и сама Ингигерд, умели рассказывать и знали наизусть саги, тем более, что в них пели и о матери, и об отце, читали и по-русски, и по-скандинавски. Наверняка, об этом Ингигерд позаботилась неукоснительно.

Детство и юность его дочерей прошли в годы бурного расцвета Русского государства, разнообразных международных общений и связей.

Дочери оставались при матери длительное время. Ярослав не сразу давал согласие на брак своих дочерей. Возможно, он не хотел отпускать своих дочерей так далеко. Несмотря на отношения между Ярославом и Ингигерд, они смогли воспитать вполне дружных детей, которые любили и уважали друг друга.

Можно с уверенность сказать, что именно дочери Ярослава Мудрого положили начало формированию идеала русской красоты. Ведь они были высоко оценены в Европе. Они обладали особой красотой. Доброта, великодушие, милосердие, добродетельность, нравственная высота и бесстрашие, но и, вместе с тем множество вольных и невольных, непростительных и простительных грехов - все было в них. Все это составляло содержание их души.

Судьба дочерей Ярослава напоминает сказку: три стали королевами в Европе: Елизавета - королевой Норвегии, Анна - королевой Франции, Анастасия - королевой Венгрии.

4.2 Елизавета Ярославна

В Исландских сагах Елизавету называют Эллисив. Красота Елизаветы покорила сердце норвежского конунга Харальда.

Харальд находился на службе у Ярослава Мудрого. Он попросил у Ярослава руки его дочери Елизаветы. Но получил отказ, так как у него не было ни богатства, ни престола.

Харальд, очевидно, был очень настойчив. Он отправился в Константинополь и поступил на службу к византийскому императору. Много лет путешествовал Харальд. Все свои путешествия и приключения он описал в шестнадцати песнях, посвященных возлюбленной Елизавете и получивших известность как Висы радости, из них сохранилось только шесть. Висы радости говорят о том, что чувства Харальда отнюдь не выдумка саг. Прославил себя Харальд ратными подвигами, добыл большое богатство, которое он отсылал ко двору Ярослав. Этим он показывает, что хочет доказать князю, что он достоин руки его дочери.

После всех его путешествий он вернулся на Русь. Ярослав отдал ему все богатства, присланные ранее. Елизавета, очевидно, не забыла его и с нетерпением ждала. В 1043/44 году они сыграли шумную и многолюдную свадьбу. Брак между норвежским конунгом и русской княжной, вероятно, был заключен в Киеве, где находилась великокняжеская резиденция Ярослава, но затем молодые отправились в Новгород. Возможно, из-за того, что норвежскому конунгу было там более привычно.

В саге рассказывается, что весной Харальд увез Елизавету из Новгорода в Старую Ладогу, а уже затем повернул в Швецию. Харальд вскоре стал конунгом Норвегии, а жена его Эллисив (Елизавета) - женой конунга. Вскоре она родила ему двух дочерей - Марию и Ингигерд, и если они не были близняшками (а саги никоим образом не намекают на это), значит, Елизавета провела с мужем не одну весну. Возможно, последнюю она назвала в честь матери из-за того, что сильно скучала по ней и по сестрам. Но Елизавета не успела родить Харальду сыновей.

По сообщению саг, через год после смерти Магнуса Доброго, то есть в 1048 году, Харальд женился вторично - на некой Торе, дочери знатного норвежца Торберга Арнасона. Этот брак был совершен при живой Елизавете, однако саги определенно называют Тору не наложницей, а именно женой норвежского конунга. Возможно, Харальд нуждался в поддержке норвежской знати и потому выбрал себе новую супругу. Возможно, это решение объяснялось тем, что за пять лет совместной жизни Елизавета не родила ему ни одного сына. Тора же стала матерью двоих сыновей Харальда - будущих норвежских конунгов Магнуса и Олава Тихого.

Что же касается Елизаветы, то ей, по-видимому, пришлось довольствоваться тем незавидным положением, в котором она очутилась, хотя первоначально их брак напоминал романтическую историю.

Харальд решил отправиться в далекий поход. Остается непонятным по каким причинам он взял с собой Елизавету (а не последнюю жену), Марию и Ингигерд. По дороге он завез их на Оркнейские острова, а сам отправился в Англию.

На Оркнейских островах дочь Харальда Мария, внучка Ярослава Мудрого, умерла в тот же день и в тот же час, когда в бою погиб ее отец, - совершенно внезапно для всех близких. С того момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Возможно, после смерти мужа Елизавета навещала своих родных, а может быть и вернулась на Родину, но ни один из источников не сообщает об этом.

4.3 Анна Ярославна

Мы не знаем точной даты рождения Анны: это может 1024 или 1032 год. Впоследствии Анна станет королевой Франции. Среди всех остальных дочерей Ярослава Мудрого она прославилась больше всех.

Первоначально отец хотел сосватать ее за германского императора Генриха, но тот не захотел породниться с киевским князем. Тогда женихом для Анны был выбран король Франции Генрих I.

Анна была молода и красива, ей хотелось любить, но Генриха любить было невозможно.

Французский король Генрих I был немолод, вдовец. Он хотел жениться на Анне. И, поэтому инициатива заключения этого брака полностью исходила от французской стороны.

Примерно в 1048 году в Киев прибыло представительное посольство от французского короля Генриха, возглавляемое епископом Готье.

Союз с Генрихом не сулил Ярославу прямых политических выгод, поскольку Франция находилась слишком далеко от Руси, и интересы двух государств практически не пересекались. И, возможно, Ярослав согласился на этот брак, только из-за того, что Генриха уважали в Европе.

Трудно сказать, почему его взоры обратились именно к Киеву. Может быть, из-за того, что слава о дочерях русского князя Ярослава дошла и до Франции.

Анна скучала по сестрам и по матери. И ей, наверняка, было тяжело прощаться с матерью. Но Ингигерд позаботилась, чтобы дочери получили отличное воспитание и образование.

мая 1051 года состоялось бракосочетание Генриха I и Анны Ярославны.

На своей новой родине русская княжна сумела снискать уважение подданных. В те времена культура и образованность ценились очень высоко. Анна превосходила своей образованностью не только своего супруга, но и многих лиц из его окружения; да и вообще Франция XI века - казалась ей неким захолустьем Европы по сравнению с Киевом. Об этом она писала своему отцу на родину: В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны. Помимо знания грамоты, Анну отличали ревностное благочестие и набожность - качества, которые можно считать результатом семейного воспитания, характерными для всех детей Ярослава Мудрого. Будучи хорошо образованной, она помогала мужу в управлении государственными делами. Генрих не умел ни читать, ни писать и был вынужден подписывать государственные бумаги крестиком. Анна же скрепляла их четкой подписью. Довольно быстро она освоила латынь.

Несмотря на большую разницу в возрасте и разный менталитет, русская княжна оказалась отличной женой. Анна хотела поскорее родить ребенка, чтобы к нему привязаться, перестать скучать по Киеву, родителям, сестрам и братьям. В 1052 году у Анны и Генриха родился сын Филипп. И, может быть, этот ребенок отнимал много времени у Анны. После смерти в 1060 году короля Генриха корона Франции перешла к ее малолетнему сыну Филиппу, опекуном которого стала сама Анна. На свои личные средства Анна основала монастырь святого Винцента в Санли близ Парижа, что говорит о ее щедрости и доброте. После смерти мужа она удалилась в основанную ей обитель, но продолжала участвовать в управлении делами страны: ее имя стоит на многих государственных документах рядом с именем ее сына. Судьба наградила ее не только ребенком, но и счастьем любви. Жизнь Анны, как и жизнь матери Ингигерд, напоминал рыцарский роман.

Спустя два года Анна вышла замуж во второй раз - за могущественного графа Рауля де Крепи де Валуа, который по слухам, силой похитил вдовую королеву из Санлисского монастыря. Этот брак, наверняка, вызвал во Франции настоящую бурю негодования. Дело в том, что граф Рауль был женат; его супруга Алиенора обратилась с жалобой к папе Александру II, и тот объявил брак недействительным, а затем и вовсе отлучил графа от Церкви. Но Анна, кажется, не обратила на это ни малейшего внимания и продолжала наслаждаться жизнью со своим новым супругом. И лишь после смерти в 1074 году графа Рауля Анна вновь появилась при дворе своего сына. Последняя грамота, подписанная ею, датируется 1075 годом.

Где окончила свой жизненный путь Анна Ярославна, также в точности неизвестно. Некоторые исследователи считают, что Анна вернулась на родину и умерла там; другие, - что она была похоронена во Франции.

4.4 Анастасия Ярославна

Дата рождения Анастасии неизвестна, так же как и точное время рождения других дочерей Ярослава Мудрого.

Ее имя упоминается одновременно с появлением на Руси наследника венгерского престола - Андрея. Он был изгнан с трона своим отцом Стефаном, и он жил некоторое время у Ярослава Мудрого. Анастасия и Андрей были неравнодушны друг к другу. Но речи о свадьбе и быть не могло, поскольку Андрей не был королем.

Но в 1046 году Венгрия призвала Андрея на престол. И Ярослав разрешил брак дочери с Андреем. Анастасии в Венгрии дали имя Агмунда. Ко дню коронации император Византии Константин IX Мономах прислал корону сказочной красоты. Очевидно, что Константин IX Мономах был заинтересован в союзничестве с Венгрией.

Анастасия родила Андрею двоих сыновей: Шаламона (Соломона) и Давыда. Шаламон впоследствии также станет королем Венгрии не без помощи матери.

Анастасия была не только женой, она являлась соправительницей короля Андрея. Он был довольно болезненным человеком, поэтому ей приходилось самой заниматься управлением страной. Анастасия воспитывалась в культурной среде, где образованность, чтение и переписывание книг, открытие школ и библиотек, строительство церквей и соборов считалось почетным делом. С ее именем связано основание двух православных монастырей - в Вышгороде и Тормове.

Андрей правил страной до 1060 года. Он был убит своим братом Биелом. Анастасия пережила своего мужа. И ей дважды пришлось бежать из страны, но не на Русь. Первый раз она бежала в Германию после смерти мужа, второй - после изгнания сына, свергнутого с престола (1074 год). Свои последние годы она провела в Штирии, в католическом монастыре Адмонд.

Заключение

Великий князь Ярослав Владимирович стал единственным правителем Руси, вошедшим в ее историю с прозвищем Мудрый. При нем молодое древнерусское государство достигло к середине XI в. наивысшего расцвета. Время правления Ярослава Мудрого называют Золотым веком Древней Руси. Впрочем, само слово мудрый имело в Древней Руси несколько иное значение, чем сейчас. По-моему мнению, в то время слово мудрый означало не только оценку выдающихся умственных способностей князя, но и его благочестие, богобоязненность, стремление к божественному устроению всей жизни.

В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним из устроителей Русской земли, впоследствии - вопреки ясно выраженной воле самого Ярослава - распавшиеся на отдельные враждующие друг с другом княжества.

По-моему мнению, Ярослав не был уж таким святым. Но по меньшей мере несправделиво было бы назвать его корыстолюбивым хищником, пекущимся только о личной выгоде.

Так же, женская часть семьи Ярослава Мудрого оставила яркий след в истории страны. Именно женщины в самые тяжелые времена становились подлинными защитниками нравственных и культурных ценностей народа. Велика была их роль и в государственной жизни.

Международный авторитет государства Российского возвысился необычайно. Еще совсем недавно византийские императоры и мысли не допускали о замужестве своей сестры Анны с киевским правителем - варваром. Теперь же с русским великим князем стремились породниться многие владетельные европейские дома.

Я слишком мало знаю о нем и о его семье. В моем распоряжении было настолько мало источников. И источники эти настолько отрывочны, путаны и противоречивы, что сложить из них хоть сколько-нибудь целостную и достоверную картину происходившего - дело почти невозможное. Даже внешняя, самая общая канва биографии Ярослава может быть намечена лишь сугубо гипотетически. Едва ли не каждое деяние, совершенное им и членами его семьи, вызывает различные и даже взаимоисключающие трактовки ученых. Датировки многих - и при том важнейших событий его жизни колеблются в пределах событий.

Но слишком многое о семейной жизни так и осталось на стадии домыслов и предположений.

Список литературы

Источники

. Первые книги святой Руси. // Повесть временных лет. М., 2005.

2. Снорри Стурлусон. Круг Земной. [Электронный ресурс] // Он же. Сага об Олаве Святом. // <http://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/olaf-helg/ru.html>.

Исследовательская литература

. Знаменский П.В. История русской церкви [Электронный ресурс] // Учение и духовное просвещение // <http://www.wco.ru/biblio/books/znam/H130-T.htm>.

. Шубина А. Времена [Электронный ресурс] // Стратегия и тактика // Династические браки в семье Ярослава Мудрого // <http://www.times248.ru/TIMES/times/times-008/pages-008/007-pages-strategia-1.htm>.

. Историко-биографическая энциклопедия Руси [Электронный ресурс] // Потомки Ярослава Мудрого // <http://www.iot-ekb.ru/history/kon_vladjar.htm>.

. Хронос. Всемирная история в интернете [Электронный ресурс] // Изяслав I Ярославич // <http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/izaslav6jar.php>.

. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. [Электронный ресурс] // События при жизни сыновей Ярослава // <http://militera.lib.ru/common/solovyev1/02_02.html>.

. Русь изначальная. [Электронный ресурс] // Святослав Ярославич. // <http://www.rusizn.ru/rur10.html>.

. Джаксон Т.Н. Елизавета Ярославна, королева норвежская [Электронный ресурс] // http://norse.ulver.com/articles/jackson/elizaveta.html#_ftn16 <http://norse.ulver.com/articles/jackson/elizaveta.html>.

. Пушкарева Н.Л. Дочери Ярослава Мудрого // Она же. Женщины Древней Руси. М., 1989.

. Васильева Л. Жены русской короны. // Она же. Анастасия Ярославна - королева Венгрии. М., 2003.

. Корона Константина Мономаха [Электронный ресурс] // Знаменитые короны мира // <http://vestnikk.ru/dosug/legends/3095-samye-znamenitye-korony-mira.html>.

. Морозова Л.Е. Шведская принцесса Ингигерд-Ирина и ее дочери [Электронный ресурс] // Она же. Великие и неизвестные женщины древней Руси // http://www.tinlib.ru/istorija/velikie_i_neizvestnye_zhenshiny_drevnei_rusi/p6.php#metkadoc3 <http://www.tinlib.ru/istorija/velikie_i_neizvestnye_zhenshiny_drevnei_rusi/p6.php>.

. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси. [Электронный ресурс] // Она же. Магнус Олавссон. // Она же. Прядь о Карле Несчастном // http://norse.ulver.com/articles/jackson/4konung/chapter3.html#thattr <http://norse.ulver.com/articles/jackson/4konung/chapter3.html>.

. Военное обозрение [Электронный ресурс] // Воспитание воинов на Руси // <http://topwar.ru/4211-vospitanie-voinov-na-rusi.html>.

. Правители Руси и России [Электронный ресурс] // Всеволод I Ярославич // <http://www.kremlion.ru/praviteli/vsevolod1>.

Похожие работы на - Личность Ярослава Мудрого

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!