Положение женщин в Древней Спарте и их влияние на политическую и общественную жизнь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,24 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Положение женщин в Древней Спарте и их влияние на политическую и общественную жизнь















Положение женщин в Древней Спарте и их влияние на политическую и общественную жизнь

Содержание

Введение

Глава 1. Спарта - образец аристократического государства

.1 Общественно-политическая жизнь Древней Спарты

1.2 Социальные роли спартанцев

Глава 2. Женщина в античном мире

2.1 Рождение и воспитание женщин в Древней Спарте

.2 Спартанский матриархат

Заключение

Список источников и литературы

Введение

аристократический спарта женщина матриархат

Актуальность. За всю историю развития философской мысли античность предстает самым «популярным» периодом для исследования. Со стороны ученых уделяется огромное внимание разрешению разноплановых проблем: культурологических, философских, социальных, психологических, филологических и многих других, возникающих в процессе изучения взаимодействия разных культурных античных социумов. При этом создается впечатление, что не осталось уже ни одного неразрешенного вопроса. На практике все предстает иначе: разрешение одних вопросов провоцирует появление других, как правило, более значимых и важных.

Интересующая нас Спарта в классическую эпоху была одним из двух ведущих полисов Балканской Греции. Олигархическая, экстенсивная и консервативная, она являлась полной противоположностью Афин с их развитой демократией, с пышно расцветшей культурой, ремеслом и торговлей. Они представляют собой две диаметрально противоположные концепции взаимоотношений отдельной личности и государства, и их непримиримое конкурирование выразилось не только в политическом, но и культурном и идеологическом противоборстве двух различных по своей сути типов государственности.

Цель: определить роль женщин в общественной и политической жизни Спарты.

Объект: женское спартанское общество.

Предмет: роль женщин.

Задачи:

1.Рассмотреть общественно-политическую жизнь Спарты;

2.Определить социальные роли спартанцев;

3.Проанализировать роль и значимость женщин в Спарте.

В качестве методологической основы данной работы признается принцип историзма - рассмотрение исторических событий, явлений и процессов в хронологическом развитии и во взаимной связи друг с другом.

Источниковая база исследования.

Поскольку перечисление имен всех ученых, интересующихся античностью, и поднимаемых ими вопросов и проблем может занять объем не только одной научной работы, но и тома целых изданий, мы укажем авторов последних изданий по интересующей нас теме: это С. Казаров, В. Мозеров, В. Лунин, Дж. Бэлсдон, Э. Бадиан, Е. Штаерман, Э. Груен, Б. Кононенко, И. Свенцицкая, Э. Кантарелла и многие другие.

Детально политическая история классической и архаической Спарты в духе традиционного академизма показана в следующих отнюдь не устаревших трудах: «Греческой истории» Гюстава Глотца, «Греческой истории» К.Ю.Белоха, соответствующих разделах «Истории древности» Эд.Мейера, статьях В.С.Фергюсона и М.Кэри в «Кембриджской древней истории», статье В.Эренберга «Спарта. История» в «Реальной энциклопедии» Паули-Виссовы.

В 60 - 90 гг. в нашей стране усилился интерес к изучению истории классической и архаической Спарты. При этом можно утверждать наметившийся поворот в сторону исследования собственно политической истории.

Существенные вопросы о спартанской внутренней и внешней политике исследовали в своих трудах В.М.Строгецкий и А.Е.Паршиков.

По-своему заключительными в плане теоретического познания типов спартанского полиса явились работы Ю.В.Андреева. Этот человек был первым, кто среди отечественных антиковедов принялся за сложнейшую тему, сопряженную с законами Ликурга, и дал большой анализ изучения этой

проблемы в западной историографии.

Представленный обзор научно-исследовательской литературы показывает, что история Спарты нуждается в последующем исследовании.

Научная новизна состоит в том, что работа является одним из немногих обобщающих исследований по теме роль женщин в общественной и политической жизни древней Спарты.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов в учебных работах.

Структура: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Спарта - образец аристократического государства

.1 Общественно-политическая жизнь Древней Спарты

Прежде всего, необходимо отметить, что в современной науке, как и в античной традиции, не существует единого мнения относительно сущности спартанского строя.

Спарта оказала большое воздействие на историю Древней Греции. Первоосновой становления государства в Спарте, относящихся в основном к VIII-VII вв. до н.э., были общие принципы распада первобытнообщинного строя. Но если же в Афинах эти принципы привели в сущности к полному исчезновению родоплеменных отношений, то в Спарте процесс появления государства отличался отличительными особенностями и сопровождался поддержанием значительных фрагментов родовой организации.

Отличительным признаком исторического развития Спарты было вмешательство в формирование классового общества насильственного внешнего фактора. Миграция народов на Балканском полуострове, которая началась в XII в. до н.э., сопровождалась военными конфликтами между ними. Слияние завоевателей пришедших дорийских племен с локальными ахейскими в долине Лакеонии привело к формированию спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до н.э. увеличить границы своих владений, взять в плен народ завоеванной соседней области и сделать зависимым население, проживающие на периферии завоеванной территории1.

Завоевание привело к возникновению владения завоевателей землей - основное в тех условиях средство производства, и рабами. Вместе с этим возникло четкое классовое разделение - спартанцы стали господствующим классом рабовладельцев, а покоренные жители превратились в рабов или граждан с ограниченными правами.

Политическое устройство спартиатов было классическим для периода раскола первобытнообщинного строя - два родоплеменных вождя (как

результат соединения дорийского и ахейским племен), народное собрание, совет старейшин. Но был нюанс, оно не приносило достаточных средств для господства завоевателей над порабощенным населением, численность которого почти в 20 раз превышала численность завоевателей. Соответственно возникла потребность в становлении политической власти, которая бы обеспечила незначительной части спартиатов господство над массой порабощенных.

В то же время возникла необходимость управления порабощенными людьми, что потребовало объединения спартиатов, сохранения некоторых особенностей родоплеменной общности. Этому способствовал также и аграрный характер спартанского государства, а также изолированность территории государства, замкнутого горными хребтами, что отягощало развитие внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств привела к сохранению многих элементов военной демократии и в условиях окончательно сформировавшегося классового общества2.

Социальный и политический строй Спарты этого периода был закреплен законом, который приписывают легендарному законодателю Ликургу.

К слову, возможно, что Ликург был и легендарным героем, так как, время его реформ было не установлено.

Считается, что закон относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно

«ликургов строй» сформировался к концу VII - началу VI в. до н.э.

Закон (а возможно законы) пытался решить две основные задачи - обеспечить общность спартиатов путем ограничения имущественной

дифференциации между ними и организовать их совместную власть над завоеванным населением.

Социальная организация Спарты обладала рядом отличительных черт, которые отличают спартанский полис от большей части других греческих государств. Черты эти появлялись осознанно и обусловлены были, с одной стороны, некоторыми историческими обстоятельствами, а с другой стороны - природно-хозяйственной спецификой южного Пелопоннеса. Также можно выделить три основных исторических фактора, непосредственно повлиявших на модель и характер спартанской социальной структуры, а именно:

1)особенный характер областной интеграции в Спарте;

2)дорийское переселение;

3)перманентная территориальная экспансия дорийской общины Спарте как аналог общегреческому колонизационному процессу.

Уже в античности сложился своеобразный миф о сознательно проводившейся Спартой политике самоизоляции, секретности и закрытости, вследствие чего Спарта представляла собой изолированный от внешнего мира лагерь с суровым режимом, живший по «законам Ликурга» для создания «общин равных».

Предликурговая эпоха предопределила культурную гегемонию Спарты среди других полисов, военную гегемонию дорийцев среди других греческих племен, что в итоге дало возможность на некоторое время, даже в период самоизоляции, сохранять вековые традиции и поддерживать свое лидерство. В IX-VI столетиях жизнь спартанцев была иной, чем в последующее время3.

Первоначальное объединение дорийских племен Лаконики вокруг Спарты наметилось уже к рубежу IX- VII вв.4 Вероятно, именно эта ситуация показана в свидетельстве Эфора о «политической» активности Еврисфена и Прокла (Страбон, VIII.5.4). При всех вопросах и сомнительности слов первоисточника показано было одно обстоятельство: более или менее автономное существование дорийских племен (басилеи) при верховенствующей (метропольной) роли Спарты.

Первоначальное объединение проходило, в частности, в сфере культа5. Отдельные свидетельства о начальной культовой практике лакедемонян преподносят как письменные источники, так и многие данные археологических исследований.

Определенной границей в ходе областной интеграции стал разлад с Амиклами. Консолидирующие наклонности Спарты столкнулись с противодействием этого, еще по большей части ахейского, поселения6. Победа над Амиклами, состоявшаяся в первой половине VIII в., убрала преграды на пути процесса соединения всей территории Лаконики - плодородной евротской долины и прилегающих местностей.

В нынешней историографии утвердилось мнение о прочном сотрудничестве, существовавшем между прикреплением Амикл и принятием спартанской конституции - «Большой ретры». В данном случае необязательно полагать одновременность этих действий. Скорее всего, прикрепление Амикл является terminus post quern для «Большой ретры». Предполагается, что указание данного законодательного акта «разделить на филы» и «разделить на обы» связано с присодинением амиклейцев в составе

дорийских фил (Гиллеи, Диманты, Памфилы) и с новым территориальным разделением Лаконики7. Почву для этого, дают поздние текста (II-I вв.) с территории Спарты; в этих надписях наряду с обами Питаной, Кинурой, Месоей, Лимнами, называется и оба амиклейцев.

То, что количество об не сильно ограничивалось данными территориями, подтверждала одна потерянная ныне надпись из района южнее Амикл, датируемая VI-V вв., в ней было название некой «обы Аркалов»8.

Скорее всего каждое дорийское племя на территории Лаконики в соответствии с «Большой ретрой» образовывало отдельную административную единицу - обу9.

В итоге, узаконивание «Большой ретры» говорило о том, что кроме всего прочего, конституционное урегулирование процесса областного административно- территориального устройства Лаконики.

Одновременно с процессом присоединения областей происходило создание основ социальной организации лакедемоновского общества. Первоначальная ступень этого процесса зафиксирована Эфором (Страбон, VIII.5.4). Речь идет о положении периэков. По крайней мере они были, согласно словам Эфора, «послушны», «подчинялись» спартиатам, однако являлись «равноправными», разделяя с ними «управление» и «гражданство». Вскоре, согласно Эфору, случилось изменение их статуса. Агис убрал у них их «равенства в ранге»10 и указал «вносить подать» в Спарту. Весь отрывок можно трактовать как свидетельство становления сословного (рангового) устройства лакедемонского общества. Дорийцы, жившие в Спарте, и дорийцы, жившие в (вместе с некоторым ахейским элементом) дочерних по отношению к Спарте- метрополиях общинах в Лаконике, постепенно стали обладать неравной «честью».

Очередной этап в становлении социального организма Лакедемона связан с Ликургом, чьи действия датируются, вероятно, первой половиной VIII в. (Евсевий, Хроника II. 180; свидетельства о Ликурге как современнике Ифита со ссылкой на олимпийский диск с текстом, содержащим имена этих двух учредителей Олимпийского перемирия (776 г.); Павсаний, V.20.1)11.

Деление на клеры земель Лаконики между периэками и земель, которые относятся к городу Спарта, между спартиатами заложило основные черты экономического положения граждан лакедемонского полиса12. Предположительно, именно эти распределенные во времена Ликурга клеры и являлись теми «древними участками», которые у лакедемонян, согласно эксцерптам Гераклида, было запрещено перепродавать: «y лакедемонян считается постыдным продавать землю, а продажа из старого надела не дозволяется законом»13.

Соседними аналогами данного сообщения являются слова Аристотеля о существовании во многих полисах закона, запрещающего перепродажу первоначальных клеров, и слова Плутарха о том, что издревле разделенные наделы не подлежат продаже «вовне».

В тексте Плутарха о перераспределении земли Ликургом обращает на себя внимание четкое разделение периэкской и спартиатской земельной собственности (Ликург 8). Понятно, что таким образом развивалась отмеченная выше тенденция к сословной самобытности спартиатов по отношению к периэкам. Также так называемое Ликургово разделение земли сыграло важную роль в развитии этой идеи, заложив один из краеугольных камней в фундамент будущей корпорации «общины равных» - монопольное право на обладание клерами, еоторые располагались на лучших, культивируемых с микенской эпохи землях14 с компактно проживающим земледельческим населением.

Ахейские общины, которые попали первоначально в данническую зависимость по отношению к основному дорийскому «гнезду», в конце концов - по мере утверждения спартиатского владения землей - должны были приобрести черты эксплуатируемого класса.

Рассмотренные особенности интеграции и начального процесса создания социальной структуры многим определили направленность создающегося лакедемонского полиса. Дорийцы Лаконики не урбанизировали свой центр, Спарта так и осталась «несинойкизированным» полисом. Контроль Спарты над своей территорией осуществлялся с помощью маленьких форпостов, многие из которых, вероятно, были ее дочерними поселениями15. Также, Древняя Спарта не вела сознательной политики изоляции, она принимала активное участие в культурной жизни Греции, в духовном и экономическом подъеме.

Судя по «Эмбатерию» и прочим стихам Тиртея, Спарта довольно рано - уже к середине VII в. - восприняла тактические и технические новшества в военном деле17. Однако отличие от остальных греков - и довольно существенное - здесь все-таки было. В обычном, «среднестатистическом», полисе воинское общество создавалось - если применять современную терминологию - на основе принципа «кадрированных полков». Каждый гражданин был воином, и в случае крайней необходимости он убирал рало и брал меч, становясь в строй в том подразделении, в котором он числился воином. Вне чрезвычайной ситуации это подразделение, которое обладало достаточно четкой структурой, существовало тем не менее лишь на бумаге. Такое положение было оптимально для обычного полиса, лишенного шанса содержать профессиональные армейские формирования, удаленные от гражданского общества. Однако для спартанского полиса, одной из важнейших функций которого в архаическую эпоху было осуществление постоянной территориальной экспансии по отношению к соседям, принципа

«кадрированных полков» явно не хватало. Регулярные походы, отвлекая граждан, большая часть которых являлась землевладельцами, самостоятельно управляющими производством в своем хозяйстве, должны были неизбежно вызвать серьезные внутренние междоусобицы. И эти междоусобицы не заставили себя ждать. В итоге в Спарте возник недостаток хлеба, а вместе с недостатком поднялось возмущение: те, которые имели там свои поместья, не желали мириться с тем, что их земли останутся пустовать»18.

На внутренние волнения, которые происходили в период образования спартанского государства, указывает Геродот19. Фукидид отмечает:

«Лакедемон после его заселения дорийцами, и поныне там живущими, больше всех городов, насколько нам известно, страдал от междоусобных распрей»20.

Внутренние распри, социальная борьба в Лаконии (Лаконике) становятся одной из тем речей Сократа. На факт беспорядков перед появлением Ликурга указывает и Плутарх. Только реформы придали обществу порядок и прочность. С приходом Ликурга с его личными взглядами на четко регламентированный спартанский стиль жизни укореняется свое понимание культуры.

Изоляция Спарты была предопределена целым рядом разноплановых факторов, которые имели отношение ко всей деятельности спартанцев. Во- первых, больше политические намерения, чем экономические, определили закрытость Спарты к внешнему миру. В Спарте на рубеже VII-VI веков уже начала действовать система воспрещений, нацеленных на уничтожение социального первенства и на борьбу с роскошью, главным выражением которой считалось употребление в быту предметов чужеземного происхождения или изготовленных местными мастерами из чужеземного сырья.

Во-вторых, попыткой отрезать Спарту от внешнего мира можно считать «добровольный» отказ дорийцев от нынешней системы письма.

В-третьих, блестяще сбалансированное законодательство в немалой степени привело к дальнейшей внешней и внутренней политике Спарты.

Человек, который реформировал его, был гениальным творцом законов. Недаром общество спартанцев привлекало к себе внимание великих философов Греции, размышлявших о совершенном государственном устройстве.

Законодательство в немалой степени обусловило вектор развития спартанского красноречия. Древнейшее законодательство в Спарте состояло из ряда так называемых ретр, принятых или подтвержденных в Дельфах и введенных в обиход Ликургом. Записывать свои законы он не стал, считая, что писаные законы по отдельным частным поводам не нужны, поэтому

«ретр» являлся законодательным актом, «устным - речевым» или

«оговоренным». Но для поддержания законодательного порядка спартанцы должны были использовать материал, который бы фиксировал его для будущих поколений. Поэтому устная декламационная традиция оказалась кстати. Она являлась, по сути, хранителем законов и устоев. Она была направлена на поддержание религии, законов и воспевание героев только для того, чтобы пробудить в гражданах чувства любви к ним, восхищения ими и соревнование в следовании им21.

Экономические решения, а именно введение железных денег, повлияли, как ни странно, на сохранение спартанских традиций красноречия. Спарта не была подвержена культурному влиянию извне, поскольку «Спарту не посещали ни ораторы, ни содержатели гетр, ни мастера золотых или серебряных дел - там не было денег», - констатирует Плутарх22. Ликург

«совсем иначе поступил с «монетой слов» - он хотел, чтобы пара простых слов заключали в себе много глубокого смысла». Поэтому «спартанская речь, несмотря на свою краткость, отлично достигает своей цели, если она производит глубокое впечатление на слушателей», - отмечает Плутарх23.

Племянник Ликурга, Харилий, точно определяет принцип спартанского

«красноречия»: «Кто мало говорит, тому не нужно много законов»24.

Идеалы спартанца вложены и в уста царя Архидама, представителя старолаконской партии в Спарте, который говорит о подчинении закону и отношении к искусству речи. Архидам в своих речах отмечает, что «не таким развитием снабжает нас наше воспитание, чтобы пренебрежительно относиться к законам, и не внушает оно нам такого самомнения, чтобы не слушаться их»25. Он вооружается против «ненужного искусства» - красноречия - и хвалит соотечественников за их приверженность делу, а не речам, упрекая афинян в болтовне.

Всякое общественное занятие становится в Спарте ритуальным. Ритуалы помогают объединить намерения, направить действия, гармонизировать душу и добиться всеобщего равновесия как физических, так и духовных сил. Как и в Древнем Китае, внесение изменения в ритуал, а значит, и в традиционные устои, означало преступление и жестоко каралось. Одним из таких ритуалов выступал музыкальный перфоманс, в котором регулирующая музыкальная деятельность была направлена на регламентацию социальной «болтливости». Красноречие допускалось лишь только тогда, когда оно вписывалось в рамки социального перфоманса, регулируемого со стороны правящей элиты. Так, например, государственные чиновники (эфоры) следили за тем, чтобы количество струн инструментов сохранялось неизменным. Античный автор Боэций сообщает, что в Спарте существовал декрет спартанских эфоров, направленный против музыкальных «новшеств» Тимофея Милетского, который пренебрег древней музой, добавил струн к кифаре, ввел многозвучие, тем самым изменив структуру мелоса.

Как показывает Боэций, борьба с «многострунностью» была по существу борьбой за сохранение ладотональных форм, за нормы музыкального словесного исполнения, а, следовательно, за музыкальную ритуальность26. За ритуальной деятельностью закреплялось право достижения коллективной гармонизации, а в действительности она была способом применения закона о «тонких соответствиях, связывающих различные психологические уровни человека»27. Таким образом, «болтовня» была отделена от художественного красноречия, которое поддерживали древние законы.

Будучи «добровольно» в изоляции, Спарта, тем не менее, сохраняет музыкальные традиции и является в определенной степени новатором во многих музыкальных вопросах. Известен факт, что Терпандр основал в Спарте первую музыкальную школу, изменил лиру, снабдив ее семью струнами вместо четырех. Критерянин Фалет впервые стал организовывать хоры во время Гимнопедий и сам сочинял песни. По легенде, именно Терпандр и Фалет помогали Ликургу своей музыкой «успокаивать» умы взволнованных распрями горожан.

О музыкальности спартанцев говорили многие писатели V-IV веков и более позднего времени. В эпиграмме Иона Самосского, выгравированной на пьедестале статуи Лисандра в Дельфах, Спарта была названа «городом прекрасных хоров». В Спарте были образованы первые женские хоры, о чем свидетельствует наличие у спартиатов такого вида литературно- музыкального жанра, как парении в честь Диоскуров (др. Артемида).

После Ликурга правило 14 царей, и только с царствованием Агида меняется уклад жизни, мораль спартанского общества, а вместе с ней наблюдается отход от культурных традиций красноречия.

Примечательна роль женщин в общественно-политической жизни.

В 240 г до н.э. спартанский царь - реформатор Агис IV проигрывает в противостоянии с представителем другого царского рода - Леонидом. Также с ним были казнены его бабка Архидамия и мать Агесистрата. Что заставило победителей пойти на такой шаг, казнив не только ведущего лидера противоборствующей стороны, но и двух женщин из числа его ближайших родственником? Ни для кого не секрет, что в Древней Греции женщины, по сути, являлись особой вариацией полурабынь, жизнь которых проходила в однообразном и отупляющем домашнем труде. Ни о каком участии в управлении государством или принятии важных политических решений не могло быть и речи. В то же время, приведенный выше пример заставляет думать, что Леонид просто не мог себе позволить оставить в живых двух женщин, которые, как выясняется при ближайшем рассмотрении, были близкими союзницами и единомышленницами юного царя и играли ключевую роль в проведении в жизнь задуманных им реформ. Так, по словам Плутарха (Agis. VI. 4), Агесистрата «пользовалась в государстве огромным

влиянием, благодаря множеству клиентов, должников и друзей, и многие общественные дела вершила самолично»28. Однако, в Спарте все это было в порядке вещей, ибо, как сказано немного ниже (VII. 3), «лакедемоняне всегда оставались во власти женщин и больше позволяли им заниматься государственными делами, чем сами вмешивались в дела домашние»29, а в то время, о котором идет речь, и «богатства Лаконии по большей части находились в руках женщин»30.

Заразившись консервативно-революционными мыслями Агиса, Агесистрата и Архидамия не только сами отказались от своих богатств в пользу государства, но и пытались склонить к тому же акту гражданской сознательности и самопожертвования также и других «дам из высшего общества»31 (Ibid. VII. 2-3; IX. 3). Однако их агитация, по-видимому, не имела большого успеха. В большинстве своем, состоятельные женщины не пожелали расстаться с привычной для них роскошью и тем могуществом и почетом, которые им давало их богатство, и решительно воспротивились реформаторским замыслам Агиса, оказывая всемерную поддержку его главному сопернику - представителю другого царского рода Леониду32 (Ibid. VII. 3-4).

В итоге, становится очевидным, что спартанские женщины пользовались гораздо большей свободой и влиянием внутри государства, чем их современницы из других греческих городов. Стоит упомянуть, что

Агесистрата и Архидамия были представительницами царского рода, однако нигде больше в античной традиции мы не встречаем примеров подобного влияния женщин на внутриполитическую жизнь полиса, пусть даже они и были бы представительницами правящих кругов.

Ни для кого не секрет, что Спарта по многим параметрам весьма сильно отличается от большинства греческих полисов. И уже современники отмечали, что поведение спартанских женщин и то место, которое они занимали в обществе, также было отличным от положения женщин в других греческих городах33.

В это же время, принимая во внимание феномен так называемого

«спартанского миража» и тот факт, что имеющиеся в нашем распоряжении источники полностью принадлежат перу авторов-мужчин, следует рассматривать дошедший до нас образ свободной женщины Спарты с известной долей осторожности34.

Данные источники позволяют выделить несколько основных причин, которыми были обусловлены аномалии в образе жизни, психологии и поведении спартанских женщин. Прежде всего, это, конечно же, тот неординарный образ жизни, который вели мужчины-спартиаты после установления в Спарте так называемого «ликургова космоса». И здесь особого внимания заслуживают, на наш взгляд, соображения, которые были высказаны в свое время по этому поводу выдающимся английским историком А. Тойнби.

По его мнению, мужчина-спартиат уже в младенчестве вырванный из лона семьи, обреченный расти и развиваться под гнетом жестокой военной муштры, в обстановке, близко напоминающей современную казарму, по- видимому, совершенно терял вкус к семейной жизни. Его обязанности в этой не самой главной сфере его существования как человека и гражданина, в сущности, сводились к одной функции - детопроизводству35. Судя по всему, он был практически удален от воспитания детей, почти не занимался хозяйством. Сравнительная свобода, которой пользовалась в своей повседневной жизни спартанская женщина, была, по мнению Тойнби, своего рода побочным результатом этой возведенной в ранг государственного принципа разделения полов. Возможно, не слишком обремененная домашними заботами, и, в то же время, свободная от тягот военной службы и других повинностей, возложенных государством на мужчин, она была и в самом деле, как считал уже Аристотель36, предоставлена самой себе и, видимо, обладала достаточным досугом, что открывало перед ней возможности более или менее гармоничного развития ее личности, в других греческих полисах считавшегося привилегией одних только мужчин.

Кроме того, некоторые античные авторы, такие как, например, Эврипид и Аристотель, связывают политическое могущество и влияние спартанских женщин с их из ряда вон выходящим богатством. Данные утверждения находят свое подтверждение в исследованиях современных западных историков. Со слов Аристотеля, Женщины владеют почти двумя пятыми всей земли, так как есть значительное число дочерей-наследниц, да и за дочерьми дают большое приданое37.

Следовательно, всё это привело к тому, что к середине IV в. до н.э. в спартанском обществе сложилась совершенно отчетливая склонность к участию женщин в управлении государством и влияния на принятие важных политических решений, которые имели последствия не только для самой Спарты, но и для всего греческого мира.

1.2 Социальные роли спартанцев

Спартанцам, особенно после Второй Мессенской войны и восстания илотов 465 г., пришлось бросить все силы на создание не просто боеспособного войска, а военизированной общины, где все граждане поголовно специализировались только в военном деле. Как в любой закрытой военной организации, в спартанской общине необычайно возросло давление коллектива на каждого его члена. Спартанец был почти лишен частной жизни, вся его деятельность носила публичный характер, при этом он не получал никаких дополнительных материальных преференций за свою службу. Материальный интерес был замещен в Спарте иными целевыми установками: на первый план вышла борьба за успех и славу. С юных лет и до старости спартанцы были вынуждены доказывать свою гражданскую состоятельность и в государственных школах-казармах, и в обеденных клубах (сисситиях), и, конечно, на войне. Непрерывное соперничество со сверстниками ради «карьерного роста» (например, членства в корпусе

«всадников» или герусии), стало «символом веры» любого спартанца, главным смыслом его жизни. В обществе, ориентированном на честь, долгое время сохранялась еще гомеровская этика, отражающая в целом аристократическую систему ценностей. С ранних лет спартанцам всеми способами внушался этический императив - стыд и сопутствующий стыду страх вызвать неодобрение со стороны равных себе за любое отклонение от общепринятых норм. Стыд и страх - чувства, которые регулировали поведение как гомеровских героев, так и рядовых спартанцев38.

В центре системы ценностей тех и других стояла арете понимаемая в Спарте, прежде всего, как воинская доблесть. Уже Тиртей

прославлял павшего за родину героя, утверждая, что «добрая слава и имя его никогда не погибнут»39. По словам Фукидида, греки были очень высокого мнения о доблести спартанцев и выражали уверенность, что те скорее умрут с оружием в руках, чем сдадутся (IV, 40, 1). Это - бесспорное свидетельство того, что за спартанцами достаточно рано закрепилась слава воинственного народа с присущим только ему особым «агональным духом», выделяющим их среди прочих греков. Именно поэтому решение 120 окруженных на Сфактерии спартанцев не умирать в бою оказалось для греков чуть ли не самым удивительным событием во всей Пелопоннесской войне.

Трудно объяснить причину длительного военного преобладания Спарты сначала в Пелопоннесе, а затем и во всей Греции без обращения к теме агона, или соревнования: в форме «состязания-соревнования» проходил как процесс воспитания спартанцев, так и вся их дальнейшая жизнь. Интерес к спартанцу как обладателю целого набора личных качеств, делающих его идеальным воином, проявился особенно ярко в трудах Ксенофонта, признанного знатока Спарты.

Так, в небольшом трактате «Лакедемонская полития»40 он неоднократно останавливается на теме «состязания-соревнования» среди спартанцев всех возрастных категорий начиная с мальчиков и заканчивая старцами41. При этом чаще всего для характеристики образа жизни спартанцев он употребляет слово агон. Подобное словоупотребление не случайно. Это свидетельство того, что в Спарте имело место сознательное внедрение в общественно значимые институты, начиная с системы государственного воспитания, так называемого агонального начала. Как известно, слово весьма многозначно. Агонами, например, называли панэллинские игры, в частности Олимпийские (Her. VI, 127). В «ЛП» Ксенофонт употребляет его, как правило, или в значении «состязание», «борьба», «сражение» (11, 3; 8), или в качестве юридического термина со значением «судебный процесс», «тяжба» (8, 4; 10, 2)42.

Нас интересует, прежде всего, первый вариант: как «состязание» или «соревнование». В начале «ЛП» Ксенофонт рассказывает, что Ликург «установил состязания (ς) в беге и силе как для мужчин, так и для женщин» (1, 4). Здесь речь идет о постоянных спортивных тренировках, обязательных для всех граждан обоего пола и организованных в виде соревнования. По мысли законодателя, от сильных в физическом отношении родителей должно было рождаться и здоровое потомство (1, 4)43. В другом месте «ЛП» Ксенофонт говорит о спартанцах как исключительных любителях спортивных зрелищ: «гимнастические соревнования интересны для зрителей у тех народов, для которых особенно характерна любовь к соревнованию» (4, 2). Поддержание спортивного духа, по мнению Ксенофонта, как нельзя лучше способствует выработке гражданского самосознания спартанцев, ибо «состязательные споры (ς)», как объясняет историк, «в высшей степени угодны богам и возбуждают гражданские чувства в людях» (4, 5)9 . Ксенофонт настолько высоко ценил дух соперничества, необходимый для успешного воспитания, что при оценке главной цели спартанской агонистики употребил превосходную степень прилагательного ς - у него ς (схватка, драка) , т. е. занятие, «наиболее подходящее для гражданина».

В Спарте состязания сопровождали жизнь любого гражданина с детства и до самого преклонного возраста. Общество, проповедовавшее экономическое и социальное равенство своих граждан, культивировало их физическое и духовное неравенство. Важно отметить, что все спартанские граждане соревновались между собой за первенство, прежде всего, внутри собственной возрастной группы. Чувство возрастной иерархии настоятельно внушалось спартанцам с юных лет. По иерархическому принципу, как социальному, так и возрастному, но в форме своеобразного состязания (Plut. Lyc. 26), осуществлялись выборы в самые значимые и престижные институты, в корпус «всадников» и герусию44.

По окончании воспитательного цикла лучшие из спартанских юношей попадали в корпус «всадников», самый элитарный отряд в спартанском войске, который никогда не распускался и в мирное время исполнял обязанности тайной полиции (Xen. Hell. III, 3, 9: участие «всадников» в подавлении заговора Кинадона). Отбор кандидатов носил длительный характер, и борьба между юношами за право стать «всадником» продолжалась не один год. Окончательное решение принимали гиппагреты, три руководителя корпуса «всадников»: «каждый из них набирал в свой отряд по 100 человек, объясняя всем, из-за чего он предпочитает одних и отвергает других» (Lac. pol. 4, 3). Важнейшим критерием при отборе (кроме хорошего происхождения) были успехи претендента в физической подготовке. Но места в корпусе «всадников» не сохранялись за его членами автоматически. Попавшим туда юношам постоянно приходилось доказывать свое превосходство над теми, кто оказался в аутсайдерах. Гиппагреты по поручению эфоров, скорее всего, регулярно производили ротацию членов своего отряда. Это делалось для того, чтобы не лишать молодежь, оказавшуюся вне корпуса, шанса туда попасть. По словам Ксенофонта, «те, кто не попал в число избранных, враждуют … с теми, кого выбрали вместо них…»45. Ксенофонт объясняет, с помощью какого механизма власти осуществляли ротацию: всячески поощрялись драки между «всадниками» и их соперниками, дабы выявить наиболее подходящих кандидатов: «Обе группы соперников стремятся показать свое превосходство друг над другом» и «из-за соперничества (  ), где бы они ни встретились, они вступают в кулачный бой» (4, 4-6)46.

Старики в Спарте также соревновались внутри своей возрастной категории. Для них высшей наградой было место в герусии, de facto спартанском правительстве. Туда попадали наиболее заслуженные граждане, достигшие 60 лет. Избирание в герусию представлено Ксенофонтом как награда для тех, кто в течение жизни публично показывал, что «упражнялся во всех гражданских добродетелях» (Lac. pol. 10, 7). Режим геронтократии, существовавший в Спарте, создавал особое психологическое настроение: поскольку для любого спартиата членство в герусии рассматривалось как высшая точка его карьеры, старший возраст в глазах всего общества приобрел непривычную ему в иных обстоятельствах ценность. Плутарх приводит краткое изречение относительно старости, которое, скорее всего, является афоризмом, гулявшим в Греции задолго до Плутарха: «Только в Спарте выгодно стареть»47.

Спартанцы жили в обстановке постоянного психологического напряжения. Любой их неверный шаг дома или недостаточная храбрость на войне могли иметь для них самих и их семей катастрофические последствия. Сознание своей уязвимости и полной зависимости от мнения коллектива вынуждали их, во-первых, без устали доказывать свою гражданскую состоятельность путем «соревнования-состязания» со сверстниками, а, во- вторых, проявлять чудеса двоемыслия, дабы скрыть от окружающих свои истинные чувства и побуждения. В спартанской общине «равных» равным был только страх каждого гражданина нарушить неписанные законы спартанского «кодекса чести». Спартанцы должны были не только жить, постоянно соперничая друг с другом, но и умереть им надлежало

«правильным» образом, лучше всего на поле брани. Тот, кто был уличен в трусости, рисковал не только собственным реноме, но и навлекал позор на всю свою семью. Впрочем, уважение к старости не было в Спарте несомненным. Его полностью лишались те, кто проявил трусость или запятнал себя недостойным спартанца поведением. Трусы, избегшие официального осуждения, тем не менее подвергались общественному остракизму. Ксенофонт в «ЛП» (9, 4-5) озвучивает весь круг репрессивных мер, которые призваны были сделать невыносимой не только жизнь самого

«убоявшегося», но и всех родственников. Трус становился изгоем общества. В присутственных местах он должен был уступать место даже людям младше себя. Ликург, по словам Ксенофонта, «явно уготовил счастливую участь храбрым и злую участь трусам» (9, 3)48. В «Киропедии» Ксенофонт отмечает, что в основе храбрости солдат лежат законы, которые гарантируют храбрым «почет и свободу», а трусам - такую позорную жизнь, что она «станет для них невыносимой» (III, 3, 51-52)49. Существует целая серия анекдотов об отношении к трусам в спартанском обществе. В этих анекдотах часто изображаются спартанские матери, которые предпочитают видеть сыновей скорее мертвыми, чем трусами. Например, в «Изречениях спартанских

женщин» некая Даматрия, «узнав, что ее сын оказался трусом, недостойным ее, убила его»50.

Уже не раз было отмечено, что «в Древней Греции… оценка коллектива, к которому принадлежал человек…, была важнейшим регулятором поведения индивида во всех его конкретных проявлениях…»11. Это в наибольшей степени верно для Спарты. Так, Фукидид приписывает Брасиду мысль, что страх бесчестия был одним из главных элементов спартанской воинственности (V, 9, 9). Действительно, в Спарте, где гражданин с рождения и до смерти вел публичный образ жизни, пребывая все время на глазах своих сограждан, словно актер на сцене, мнение коллектива приобретало для него огромную и безусловную ценность. Спартанец мог доказать свою гражданскую состоятельность только посредством борьбы за первенство во всех сферах общественной жизни: спорте, охоте, войне. Ксенофонт, видя, какое огромное значение в Спарте придавалось соревновательному моменту, связывал само установление принципа состязательности с великим спартанским законодателем Ликургом (Lac. pol. 4, 2). В силу особых условий существования спартанского полиса здесь сложился и особый тип гражданина, находящегося в сильнейшей эмоциональной зависимости от своего окружения и проникнутого агональным духом в большей степени, чем где бы то ни было в Греции. Спартанские граждане, из поколения в поколение воспитываемые в духе борьбы и соперничества, дали миру сначала многочисленных олимпиоников51, а затем на два века сделали свою небольшую по числуграждан страну самым сильным в военном отношении греческим государством.

Вывод по главе 1

В заключении исторических условий создания социальной организации Лакедемона (Спарты), отметим, что основными историческими факторами здесь в архаический период являлись: доризация Лаконики, которая привела к первичному противостоянию пришельцев и подчиненного местного населения, что привело к формированию института илотии; областная консолидация под эгидой Спарты, протекавшая несколько особым образом (в частности, без синойкизма) и не повлекшая абсолютной политической интеграции периэкских общин; перманентная территориальное расширение Лакедемона, ставшее ближайшим аналогом общегреческого колонизационного процесса и окончательно оформившее социальную структуру полиса, усилив при этом некоторые черты, наметившиеся много раньше: корпоративный характер сословия спартиатов, являвшихся сословием профессиональных бойцов, экономической основой которого была земельная собственность, предполагавшая эксплуатацию илотов.

Глава 2. Женщина в античном мире

.1 Рождение и воспитание женщин в Древней Спарте

Хотя прямых исторических документов, описывающие жизнь и культуру древних спартанок, сохранилось немного, историки полагаются на труд древних поэтов (до 7 века до.н.э.), а также на творения историков и писателей последующих времен и (в немалой степени) - на мифологию. Самая известная спартанка - легендарная Елена Прекрасная, которую выкрал Парис и из-за которой якобы разыгралась десятилетняя Троянская война. Из всех фактов, что известны о древних спартанках с очевидностью следует, что сложившийся образ Елены как нежной послушной дамочки абсолютно не соответствует реалиям древней Спарты. К слову, считалось, что спартанки от природы красивы, и им было запрещено использовать какие бы то ни было виды макияжа.

Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов-государств. В отличие от них, спартанки обладали также широкими юридическими правами, что было большой редкостью в древних сообществах - они имели право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Спартанские девушки питались тем же, что и юноши, включая неразбавленное вино. Девочки-подростки содержались в строгом режиме, они должны были быть такими же физически развитыми как их братья и кузены. В физическое воспитание девочек входили такие дисциплины как скоростной бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе.

Даже древнеримский поэт Овидий, лучше представлявший себе древнюю Спарту, описывал молодую Елену, занимающуюся борьбой (в обнаженном виде) в школе борьбы и атлетики «палестре», в отдаленном тренировочном укреплении. В отличие от низшего сословия Лакедемона, илотов, которым было вообще запрещено заниматься спортивной деятельностью и военным обучением, свободные спартанцы, в том числе женщины, были физически закаленными и натренированными, владели приемами рукопашного боя и оружием. Спарта всегда была самым милитаризированным греческим городом-государством, в котором физическая закалка считалась приоритетной. Спартанцы были помешаны на физическом совершенстве, военной подготовке и спорте. И женщины были вовлечены в эту боевую культуру52.

Спартанских девочек воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3- летним девочкам внушалась мысль, что они «должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью». Физическая порка входила в единую систему воспитания девочек - наряду с тренировкой их тел в ловкости, выносливости и силе. Все спартанские девочки и девушки каждый день по много часов упражнялись, совершенствуясь в беге, метании диска, копья, в борьбе (а иногда - в кулачном бое и в панкратионе); они тренировали себя также в мужественном перенесении физической боли. Каждая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт «материнская сила», что, чем ее тело будет сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать взрослые и подруги. Юные девушки, на которых не было заметно следов от розог, так же высмеивались как слабые мальчики. Их называли «неженками» и «трусихами».

Принципы спартанского коллективизма и воспитания личности распространялись на женщин, а это означало, что в существе женского пола уважали личность и человека. Нравы Спарты были весьма свободными (что осуждалась другими греками), например, измена мужу не считалась преступлением. Древние спартанцы считали, что женщина может состояться как личность, только развив мужское начало из своего подсознания. Поэтому занятия единоборством были для женщин такими же естественными, как и для мужчин.

Таким образом, невозможно себе представить, чтобы независимая, сильная и физически закаленная спартанка Елена могла быть похищена изнеженным сынком царя Приама против ее воли. Вернее всего его, Елена сама привязала к себе красавца Париса и уплыла с ним в Трою. (Ее сестра Клитемнестра тоже была по-своему смелой и решительной). На самом деле, Елена - образ угрожающей мощи, олицетворение опасной женской сексуальности.

Молодые спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Так же, как и мальчишки, они разбивались на отряды и проходили атлетическую подготовку. Молодые люди обоего пола состязались друг перед другом - юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом либо нагишом, либо в легких хитончиках, которые мало что прикрывали. Во время праздников и брачных игрищ нагие юноши, и девушки устраивали праздничные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, спортивными состязаниями, песнями и плясками.

Спартанские девушки редко выходили замуж до 20 лет, а юношей забирали на военную подготовку в 21 год (продолжительность обязательной службы у них была 10 лет). Значит, до двадцатилетнего возраста, Елена, как и ее сверстницы, воспитывалась в суровых условиях, вместе с мальчиками и вместе с ними участвовала в игрищах. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные). Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам53.

Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Соответственно, их развлечения были грубыми и включали единоборства, что считалось для женщин вполне естественными.

Теперь ясно, какой могла быть в действительности легендарная Елена или спартанка, которая явилась ее прообразом. Елена - отнюдь не слабая безропотная женщина, подчинившаяся неумолимой воле судьбы и грубой силе (как многие думают) - нет ничего более далекого от правды! Со слов историка Беттани Хьюз, (автора книги Елена Троянская), «многие изображения Елены - от голливудских фильмов до романтических живописных полотен и литературы - неверны, они передают позднейшие фантазии, а не реальности Спарты периода позднего бронзового века, места и времени, в котором жила Елена около трех тысяч лет назад. Спартанских женщин времен Елены можно сравнить с воинственным народом женщин - амазонками».

Хотя подобное сравнение не может быть глубоким по причине дефицита информации о спартанках и особенно об амазонках, многие

историки находят различные признаки влияния амазонок на поведение и жизнь спартанок. Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей Древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Покровительницей и спартанок и амазонок была Артемида, богиня дикой охоты, защитница животных, женщин, девушек и детей. Хотя поклонение Артемиде было всеобщим в древнегреческом мире, только у спартанцев воинственный дух и чувство равенства питали высший класс спартанских мужчин и женщин.

Оказали ли влияние амазонки на спартанок? Если да, то в чем общность и различия между двумя культурами? Ответить на эти вопросы непросто, поскольку очень мало известно об амазонках. Одно можно утверждать, что если амазонки существовали, то они жили в условиях доминирующего матриархата, а не патриархата как в Спарте. Не исключено, что взгляды спартанцев на женщин сформировались на основе реальных встреч с амазонками. Возможно, законодатель Ликург был вдохновлен сказаниями об амазонках, участвовавших в Троянской Войне, что привело его к мысли повысить социальный статус женщин и воспитывать их в том же духе, что и спартанских мужчин.

Реальное изображение спартанки - Аталанта, легендарная женщина- спортсмен, побеждавшая мужчин. Однако она родилась не в самой Спарте, а в соседней Аркадии, но по всем признакам ее можно без сомнения считать настоящей спартанкой, ведь все полисы Пелопоннеса находились под гегемонией спартанцев.

Аталанта, воплотила в себе силу и мужество в сочетании с эротизмом и женственностью. Являясь многосторонней атлеткой (быстрым бегуном, прекрасным стрелком из лука, борцом) и мужественной красивой женщиной, намного опередившей свое время, она прославилась многими деяниями. Несмотря на то, что Аталанта знаменита участием в традиционно мужских занятиях - в охоте, в военных действиях, в беге и в борьбе, она при этом излучала ауру женской сексуальности54.

Отец Аталанты хотел сына, поэтому он оставил новорожденную Аталанту в лесу. По легенде, богиня Артемида послала охотников спасти ее. Охотники растили ее как свое дитя. Когда Аталанта повзрослела, она наслаждалась охотой и хотела быть незамужней и девственной как сама богиня Артемида. Аталанта была очень спортивная и сильная, она была способна победить любого в стрельбе из лука. Она считалась самым быстрым бегуном среди людей, уступая, пожалуй, лишь мифическому Евфему, который умел ходить по воде55.

Претендентам на ее руку предлагался выбор: победить ее в беге или быть казненным в случае поражения. Она опередила в беге всех поклонников, которые в результате были казнены (знали, на что шли). Лишь однажды Аталанта проиграла забег своему сопернику, претенденту на ее руку и сердце Гиппомену (по другим легендам - Мелеагру). Он боялся проиграть и умолил Афродиту помочь. Она дала ему три золотых яблока (айву) из сада Гесперид, с тем, чтобы он разбросал их на пути Аталанты.

Завидев на беговой дорожке золотые плоды, непобедимая бегунья стала их подбирать, дав возможность жениху опередить ее. Если бы он проиграл забег, то лишился бы не только приза в лице Аталанты, но и самой жизни.

Самый первый свой подвиг молодая Аталанта совершила во время Калидонской охоты. Артемида послала на Калидон огромного свирепого вепря за то, что царь Ойней не принес ей жертву. В охоте за вепрем, которую возглавил Мелеагр, участвовало много народу, в том числе, юная женщина, непорочная и быстроногая Аталанта. Большинство мужчин возражали против участия женщины, но Мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они хотели вдвоем овладеть Аталантой, но она сразила их выстрелом из лука. В течение длительной тяжелой охоты Аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил Мелеагр, который решил отдать трофей (голову и шкуру вепря) Аталанте. Однако сыновья Фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убитого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в этой охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро Мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный Мелеагр убил их обоих.

Наиболее знаменитый подвиг Аталанты - победа в схватке над Пелеем на состязаниях в честь умершего Пелия. Герой-женщина сумела одолеть героя-мужчину. Пелей, проигравший борцовский поединок Аталанте, позже воспользовался своим опытом единоборства с женщиной и сумел победить в борьбе сильную нимфу Фетиду, что было условием его женитьбы на ней. В итоге от их союза родился легендарный герой Ахилл56.

Совпало, что пути трех античных героинь (Пентесилеи, Елены и Аталанты) интересно переплелись у стен Трои. Пелей стал отцом Ахилла, который сражался с Пентесилеей у стен Трои и убил ее, а Елена могла наблюдать за сражением с крепостных стен.

Занимательно, что большую часть многочисленных рисунков нагих женщин по всей Греции шестого веке до н.э. составляют изображения Аталанты и Пелея на сосудах (как их единоборство, так и их нахождение в зале для борьбы - палестре), а также бронзовые статуэтки спортсменок- победительниц (вероятно, той же Аталанты). Это говорит о том, что вся Древняя Греция восхищалась спартанками, способными заниматься спортом и даже побеждать мужчин.

Говоря о Спарте, невозможно не упомянуть олимпийские игры и их женский вариант - Гереи, игры, устраиваемые в честь богини Геры. Согласно одной из легенд, Аталанта участвовала в таких первых зарегистрированных женских спортивных соревнованиях, которые проводились на стадионе в Олимпии (вероятно, в олимпийский год, накануне мужских соревнований). Первые Игры Геры датируются шестым веком до н.э. Руководил играми

«Совет шеснадцати женщин», каждая из которых носила одежду Геры. На этих играх девственницы состязались в беге по возрастным группам - начиная от более молодых и заканчивая наиболее старыми. Победительницу увенчивали лавровым венком, и в честь нее жертвовали Гере корову. В честь победительниц устанавливали статуи, одна из них - известная скульптура спартанской бегуньи, находящаяся в Музее Ватикана. Сзади девушки изображена пальмовая ветвь - символ победы. Также одна известная спартанская скульптура - бегущая девушка (вероятно Аталанта), у которой обнажены правое плечо и грудь57.

По существу, античные Олимпийские Игры были событиями «только для мужчин» - женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже

посетить соревнования бегунов и единоборцев (хотя девочкам, по-видимому, это не запрещалось). Тех, кто ослушается, ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы Типум, хотя исполнения подобной кары не были записаны. В то же время, женщины допускались для участия в конных состязаниях, да и то, не в качестве наездников, а как владелицы колесниц.

Жившая в четвертом веке до н.э. спартанка Киниска наняла мужчин править своими четверными колесницами, которые дважды выиграли - на Олимпийских Играх 396 и 392 г. до н.э. Горькая ирония заключалась в том, что она, вероятно, не видела как победили ее колесницы.

По словам античного путешественника и географа Павсания (2 век н.э.), в истории античных Олимпийских Игр был один случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях единоборцев. В 404 г. до н. э. Ференика (Каллипатира), тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Писодора, пришла на поединок, облачившись в длинный мужской плащ, дабы скрыть принадлежность к женскому полу. После внезапной смерти мужа Каллинакса (кулачного бойца и тренера сына), Ференика сама тренировала сына, поскольку вышла из знаменитой семьи кулачных бойцов Диагоров с Родоса и знала этот спорт. В порыве радости от победы отпрыска, Ференика совершила неосторожное движение и явила миру свои женские признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений - Ференике повезло: поскольку ее отец, три брата, сын и племянник олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания, но внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов- участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными58.

Важным фактором было образование.

В Спарте девочек воспитывали наравне с мальчиками. Большую часть

внимания уделяли нравственному воспитанию и обучению военному делу. Для сравнения: например, в Афинах никакой системы воспитания девочек не было, женщины в целом не имели доступа к образованию, к общественной жизни. Мать могла научить дочь ткать, прясть, вышивать и играть на музыкальных инструментах. По Ксенофонту, идеальное воспитание девочки состояла в том, чтобы научить ее меньше видеть, слышать, задавать меньше вопросов59.

2.2 Спартанский матриархат

Свободное положение женщины, которое характерно для всех индогерманцев, еще сохранялось в Элладе во времена Гомера; такие фигуры как Пенелопа, Андромаха, Аретея и Навсикая доказывают это. Это свободное положение женщины почти сохранилось в Спарте, в то время как у других эллинских племен женщина постепенно теряла ее первоначальное положение хозяйки (despoina), и даже в вопросах домашнего хозяйства играла куда меньшую роль, чем хозяин дома.

Индогерманский обычай придавал равное значение мужу и жене, в то время как другие племена семитских языков придавали женщине явно меньшее значение. Восточная несвобода женщины, ее запирание в ревниво оберегаемые женские комнаты и ее вытеснение из общественной жизни: наконец, такие обычаи и воззрения стали характерными для Афин и большинства других эллинских государств, в то время как наследование дочерями и, вероятно, также влияния духа матриархата доэллинского населения, а также нехватка женщин, произошедшая, вероятно, после

землетрясения, скорее еще больше повышали значение женщины в Спарте. В Афинах уменьшение уважения к супруге привело к тому, что остававшиеся не замужем, свободно дарящие свое расположение мужчинам женщины, часто женщины с хорошим образованием, гетера (Hetairen), становились все более влиятельными60.

Образованные любовницы состоятельных мужчин способствовали разложению государственного образа мыслей в Афинах не только подстрекательством ссор ведущих мужчин друг против друга и содействием софистического растворяющего духа, но и тем, что они лишили более ценных мужчин семейной жизни, и в их отношениях с ними сами оставались бездетными, способствуя в значительной мере вымиранию настоящих эллинских семей.

В Спарте как мужской союз, так и увеличивающееся женское влияние, как наследование дочерями, воздействовали опустошающим образом. Чем больше государство и мужской союз требовали от мужчин в четвертом веке до н.э., чем 10 больше в то же время убавлялось число спартиатов, тем сильнее росло влияние женщины. Женщины были предоставлены сами себе, ведение домашнего хозяйства и поместья часто предоставлялось в их руки; много женщин становились из-за этого самонадеянными и необузданными. В четвертом веке до н.э. ухудшилась слава спартанской женщины. Супружеские узы ослабевали, упоминавшееся Полибием (XII, 6, 8) многомужество распространялось61.

Дочери-наследницы начинали предаваться наслаждению жизнью, также спорту, который означал для них часть личной гигиены. При этом традиционный смысл спартанских физических упражнений терялся; девочки упражнялись больше не ради хорошего материнства, а ради своего прекрасного тела.

В Тускуланских беседах62 (Цицерон: II, 15, 16) приводятся греческие стихи, вероятно, написанные в конце пятого века до н.э.: спартанки думают больше о своем спорте, чем о рождении детей. Предупреждение зачатия из комфорта и эгоизма распространялось наряду с предупреждением по причине обеднения. Много дочерей спартиатов, потомков свободной жизни, сочетались браком поздно и рожали только лишь одного ребенка или двух. При этом дочери спартиатов все еще принадлежали к самой лучшей человеческой породе, которую породила Эллада.

Существенно отличалось положение женщин в Спарте и Афинах. В первой существовал парный брак дислокального поселения, который уравнивал женщину в правах с мужчиной. Спартанки играли значительную роль в общественной жизни и имели сравнительно свободный статус. В противоположность Спарте в Афинах господствовал принцип подчинения телесного «женского» начала «разумному» мужскому. «Бог приспособил природу обоих полов с рождения: природу женщины - для домашних забот, а природу мужчины - к внешним событиям», - так прокомментировал Ксенофонт биологическое разделение на полу и его социальные последствия63.

Аристотель утверждал, что женский характер страдает от природной дефективности. Женщину часто называли «йокуремой», что означало нечто среднее между орудием для деторождения и вещью для ухода за хозяйством.

Вопрос о способности женщин к управлению относились еще в начале зарождения европейской цивилизации античными философами. В древней Греции женщины не могли выйти даже из двора без разрешения мужа, тем более не допускались ни на сборы или мероприятия. Женщины в античности были полностью исключены из прямого активного участия в общественной жизни64.

Спартанские женщины имели определенную свободу от мужского доминирования. Однако откровенная власть мужа была заменена в Спарте внешне не проявляющимся, но очень реальным контролем государства.

Древние греки считали, что любовь к женщине - это всего лишь болезнь65. Античные философы допускали возможность привлечения женщин к управлению, хотя в реальной жизни таких подтверждений не было.

Древнегреческий философ Сократ утверждал, что отношения в браке являются политическими. По его убеждению, домашнее хозяйство является сферой получения женщинами управленческих способностей. Он не отрицал, что женщины могут быть гражданками, а также философами. Сократ был убежден, что не существует никаких определенных различий между полами. Главный принцип, которого придерживался Сократ, что мужчины и женщины, разделяют те же ценности, поскольку имеют одинаковую природу. На вопрос: «Могут ли женщины философствовать или принимать участие в политике?», - Сократ давал положительный ответ66.

Итак, Сократ считал, что в управлении государством должно быть равенство между женщинами и мужчинами, обращал внимание граждан Древней Греции необходимость ее установления. Пытался донести до масс, что женщины не хуже мужчин во всем, даже в управлении государством.

Его ученик Платон свое политическое учение изложил, главным образом, в трактатах - диалогах: «Государство», «Политик» и «Законы». В предложенной им идеальном государстве женщины и мужчины должны быть равными в своих правах и возможностях. Не стать, а способности являются показателем совершенства, как мужчин, так и женщин. Хотя, Платон утверждал, что природа у женщин и мужчин разная, но по занятиям, связанным с государственной деятельностью, они равны67. Женщинам следует предоставить полное равноправие с мужчинами совсем во всем: «То воспитание, которое делает из человека хорошего опекуна, сделает и хорошую опекуншу из женщины, потому что первоначальная природа в них одинаковая»68.

Нет сомнения, что между мужчинами и женщинами есть разница, но политики это ничуть не касается. Некоторые женщины имеют натуру философскую, они пригодны для опекунш, другие - воинствующие и из них могут получиться хорошие воины.

Взгляды Платона на равенство имеют демократический характер. Идеальное государство, по Платону, должно быть посредником между человеческой душой и космосом. Такое государство придерживается принципа разделения труда, уравнивает в правах мужчин и женщин, устанавливает для воинов и правителей общность имущества, жен и детей, преодолевает раскол на богатых и бедных, выводит на вершину государственного правления мудрых и благородных аристократов- философов.

Наделяя женщин теми же основными способностями, которые присущи мужчинам, философ отводит им те же социальные роли, и мужчинам, обходя вопрос о физиологических различиях между полами. Так, по его убеждению, «демократия создается тогда, когда ... мужчин и женщин уравняют в гражданских правах и обязанностях ...»69.

В целом, философ изображал демократию как перспективный порядок, но не имеющий определенного управления. Равенство, по Платону, одна из главных черт демократии, формируется только при окончательном установлении одинаковых прав для всех граждан.

Оппонент Платона Аристотель анализировал проблемы равноправия мужчины и женщины на примере Спарты. Политическое участие широкой общественности он связывал не с формой правления, а скорее с идеями равенства и справедливости: «справедливость требует, чтобы в управлении ... все участвовали»70.

Аристотель отмечал, что в спартанских женщин было право голоса в выборе мужа (у них обычно было больше власти в семье). В то время, как мужчины-спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их купались в роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин иногда добывать деньги нечестными путями. Ликург пытался и спартанских женщин привлечь к такой же жесткой дисциплине, как мужчин, но встретил с их стороны сильный отпор.

Предоставленные сами себе, женщины стали своевольными, даже стали вмешиваться в дела государства, в итоге привело в Спарте к настоящей гинекократии (высокому положению в обществе женщин, своего рода матриархат).

В вину спартанкам ставилось то, что они были наглыми и позволяли себе жить в роскоши, тем самым бросая вызов жестким нормам государственной морали и дисциплины. Аристотель считал, что такое

положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV века до н. е. очень обезлюдела и лишилась своей военной мощи. Аристотель не предлагал объяснения этого, но отмечал, что существенная разница женщин с мужчинами в их впечатляющих способностях71. Философ намекал, что женщины могли бы выполнять и гражданские и внутренние роли.

Выбор между политическим обслуживанием или философской деятельностью, предлагалась гражданам, но предложение не распространялось на женщин в «Политии» Аристотеля. Последний отмечал, что женское влияние на политику, имело негативные последствия: приводило к падению страны72. Хотя женщины и не голосовали на собрании, но они оказывали большое влияние на мужчин, которые принимали решение.

Плутарх писал, что мужчины Спарты всегда повиновались своим женам. У спартанских женщин была репутация отважных и развратных, что другие греки считали неприличным.

Плутарх и Ксенофонт утверждают, что Ликург узаконил равенство в физических нагрузках для мужчин и женщин, чтобы последние были крепкими и могли рожать здоровых потомков. Спартанские женщины были достойны своих мужчин, потому что подчинялись строгому воспитанию.

Аристотель допускал возможность участия женщин в управлении, но не ожидал положительного результата. Он вполне был согласен с идеями Платона, по поводу одинаковых прав обоих полов, но не поддерживал взглядов своего учителя и друга, относительно политического устройства - демократии.

Все переживания на политической почве затрагивали каждого гражданина, и писателей также, и поэтому неудивительно, что такие темы поднимались и в античной литературе. В произведениях античных драматургов отображается такое отношение к женщинам, которое не было раскрыто античными философами: зависимость «сильного» пола от «слабого».

Идеи о необходимости равенства полов отражены в трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида (у последнего «Женщины и трагическое отрицание разницы»). В их произведениях изображены мужчины, которые отрицают свою зависимость от женщин и желают построить политическое устройство без женщин. В каждой из этих спектаклей, женщин «боятся», потому что они другие.

Вывод по главе 2

По нашему мнению, литературный вклад в изменения ментальности граждан полисов был очень важным. Излагая свои мысли, авторы литературных произведений делились идеями со всеми читателями. Тем более, известно воспитательное значение античного театра. Античный театр был средством для распространения мыслей драматургов, и в том числе по проблеме гендерного равенства. Поднятие этого вопроса в театре было первой «ласточкой» открытия информационного потенциала этого вида искусства. Неудивительно, что именно театр влиял на граждан больше, чем труды философов, так как философов читали единицы, а в театр ходили все, иногда даже в принудительном порядке.

Мыслители Древней Греции сделали существенный вклад в развитие политических взглядов и теоретическую разработку проблем гендерного равенства. Они заложили формирование отправных идей и концепций в различных сферах теории и практики.

Платон и Аристотель внесли значительную лепту в развитие и теоретическую разработку проблем равенства мужчин и женщин. Этим обусловлено их заметное влияние на будущих европейских авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений. Впрочем, не все философы одинаково считали женщин способными к управлению. Но рассмотрение проблемы равных возможностей в управлении женщин и мужчин имело большое значение в обществе, где женщины не имели никаких прав.

Заключение

Спартанская государственная система уникальна по своей сути. Именно ее необычность является столь привлекательной для исследователей. Проведенный нами анализ позволил раскрыть избранную нами тему

«Роль женщин в общественной и политической жизни древней Спарты», путем последовательного решения поставленных нами задач:

1.Мы рассмотрели общественно-политическую жизнь Спарты.

2.Определили социальные роли спартанцев.

3.Проанализировали роль и значимость женщин в Спарте.

В качестве методологической основы данной работы мы избрали принцип историзма - рассматривали исторические события, явления и процессы в их хронологическом развитии и во взаимной связи друг с другом.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1.Стремление к упрочнению общественных институтов и войска перед лицом будущих восстаний покоренного населения, а также необходимость защиты завоеванных и захвата новых территорий определили путь развития спартанского общества.

2.Основными историческими факторами являлись: доризация Лаконики, положившая начало созданию института илотии; областная консолидация под эгидой Спарты; постоянная территориальная экспансия Лакедемона, окончательно создавшая социальную структуру полиса.

. Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политических взглядов и теоретическую разработку проблем гендерного равенства. Они заложили формирование отправных идей и концепций в различных сферах теории и практики.

Таким образом, итог наших размышлений и наблюдений сводится к тому, что не следует отказываться от последующего изучения предания о Спарте и спартиатах, а также о роли женщин в спартанском обществе. Эта тема является столь глубокой, что внимание к ней может быть приковано еще многие годы.

Таким образом, выполнив последовательно все поставленные задачи, мы достигли поставленной цели и считаем свою работу завершенной.

Список источников и литературы

Источники:

1. Аристотель. Сочинения [электронный источник] URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/aristotel/aristotel_i1.htm

2.Геродот. История [электронный источник] URL: http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/

3.Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.А.. Римская литература. [электронный источник] URL: http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii1_1.txt

4.Ксенофонт. Киропедия. [электронный источник] URL: http://lib.ru/POEEAST/KSENOFONT/ksenofont1_1.txt

6.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [электронный источник] URL: http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm.

7.Проект Sparta in Comparative Perspective [электронный источник] URL: http://www.nottingham.ac.uk/classics/research/projects/sparta.aspx

8.Русскоязычный сайт по античной истории [электронный источник] URL: http:/ / www.ancientrome.ru

9.Сайт LacusCurtius [электронный источник] URL: http:/www.penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/home.html

10.Сайт Materials for the Study of Ancient Sparta http://www.csun.edu/~hcfll004/sparta.html

11.Словарь Любкера [электронный источник] URL: http://antiquitas.ru/ 12.Journal of Ancient Spartan and Greek History [электронный источник] URL:

http//www.sparta.markoulakispublications.org.uk

.Laconia Survey Inscriptions http:// www.csad.ox.ac.uk/Laconia/intro.html

Литература:

1. Андреев Ю. В. Начальные этапы становления греческого полиса // Город и государство в древних обществах. Л., 1982

2.Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса / Ю. В. Андреев / / Античная Греция. В 2 т. Т. 1 : Становление и развитие полиса. - М. : Наука, 1983

3.Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса. СПб., 2004

4.Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1-2. М .: Наука :, 1983

5.Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1-2. М .: Наука :, 1983

6.Аристотель. Политика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /Аристотель. - М.: Литература, 1998

7.Аристотель. Политика // Мыслители Греции. От мифа к логике: Соч.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Х.: Фолио, 1998

8.Бенуас Л. Знаки, символы и мифы / Л. Бенуас; пер. с фр. А. Калантарова. - М.: АСТ, 2004

9.Васильевский В. Г. Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период ее упадка. СПб., 1869

10.Гелд Д. Модели демократии // Демократия: Антол. / Сост. А. Проценко. М

.: Факел, 2005

11.Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман. - Л.: Музыка, 1986

12.Дворецкий И. X. Древнегреческо- русский словарь. М., 1958

13.Доватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. Л., 1965

14.Древнегреческий полис. / Ю.В.Андреев .Л .: Изд. ВРУ, 1976

15.Древнегреческий полис. / Ю.В.Андреев .Л .: Изд. ВРУ, 1976

16.Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. - Екатеринбург, 2013

17.Зайков А. В. Территориальная экспансия Лакедемона и становление

спартанского полиса / А. В. Зайков / / Вестник Ленинградского государственного университета. - 1991. - Сер. 2, вып. 3. - С. 24- 29.

18. Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII - V вв. до н. э. Л., 1985

19.Зайцев А.И. Культурный переворот в древней Греции VIII - V вв. до н. э. Л., 1985

20.Ксенофонт. Лакедемонская полития. М., 2004

21.Курилов М. Э. Социально- политическое устройство, внешняя политика и дипломатия классической Спарты / М. Э. Курилов. - Саратов : Научная книга, 2005

22.Линк Ш. Спартанская илотия: характер и происхождение / Ш. Линк // Исседон. - Екатеринбург. 2005

23.Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики) / Л. Г. Печатнова. - СПб. : Гуманитарная академия, 2001

24.Печатнова Л.Г. Ксенофонт. Лакедемонская полития. СПб., 2014

25.Платон. Держава// Мыслители Греции. От мифа к логике: Соч.- М. 1998

26.Полибий. Всеобщая история. Пер. с греч. и комментарии Ф. Г. Мищенко. Том I. СПб.: «Наука», «Ювента», 1994

27.Строгецкий В. М. Афины и Спарта: борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478- 431 гг. до н. э.) / В. М. Строгецкий. - СПб, 2008.

28.Фукидид. История / Фукидид; пер. Г.А. Стратановского. - М.: Ладомир; АСТ, 1999

29.Шестаков С.П. Красноречие у древних греков в его влиянии на их историческую литературу. - Казань, 1901

30.Эллинистские поэты: Пер. В.В. Версаева. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1963

31.Эллинские поэты. - М. 1999

32.BeattieA. J. An Early Laconian Lex Sacra / / CQ. 1951. Vol. 45.

33.Cartledge P. Spartan wives: liberation or licence? // Classical Quarterly, L., 2001

34.Forrest W. G. A History of Sparta: 950- 195 BC. London, 1968

35. Gery H. T. The Spartan Rhetra in Plutarch, Lycurgus VI. C: What is the Rhetra

// CQ. 1944

36.Grote G. History of Greece. London, 1846.

37.Liddell - Scott - Jones. A Greek-English Lexicon. 9th ed. Oxford, 1996 38.McDowell D. M. Spartan Law. Edinburgh, 1986

. Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 2. Aufl. Stuttgart, 1937

.Millender E.G. Athenian ideology and the empowered Spartan woman // Hodkinson S., Powell A. (eds.). Sparta: New perspectives. 1999

. Pareti L. Storia di Sparta Arcaica. Firenze, 1917. Vol. 1. 42.Spartan Reflections. L., 2001

.Toynbee A. Some Problems of Greek History. L., 1969

Похожие работы на - Положение женщин в Древней Спарте и их влияние на политическую и общественную жизнь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!