Особенности экономического и социально-политического развития Османской империи в XVIII веке

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,9 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности экономического и социально-политического развития Османской империи в XVIII веке

Введение

Османская империя образовалась на рубеже XV-XVI вв. Очень быстро она заняла лидирующие позиции на Востоке и даже могла претендовать на лидерство во всём мире. Это государство на недолгое время стало центром мусульманского мира, который смог противостоять христианскому Западу. По своей политической структуре она была классической формой азиатской деспотии. В составе Османской империи находилось более 60 народностей, которые различались по уровню социально-экономического развития. Империя охватывала более 8 тысяч км территории Европы, Азии и Африки. Её целостность долгое время поддерживалась силой оружия. Поэтому государство в первую очередь было построено под военных феодалов, которые управляли страной. Основой была военно-ленная система, которая к началу XVIII века стала стремительно разрушаться. Это привело к резкому ослаблению военной мощи Османской империи на фоне усиления Европейских держав, в частности главного соперника на Чёрном море России. А военные неуспехи порождали внутренние противоречия в государстве. Шло ослабление центральной власти, падала роль военных феодалов на местах, во внутреннюю торговлю стали вмешиваться европейские державы. Различные языки, культура и разногласия на религиозной почве также сыграли не малую роль в распаде Османской империи в начале XX века. Плюс отсталость в общественном развитии от европейцев и даже от покорённых стран. Но гибель империи предрекали ещё раньше, а именно в начале XVIII века. Именно в этот период накопились все серьёзные противоречия в развитии Османской империи. Чтобы понять причины распада государства нужно обратиться к событиям начала XVIII века. Основой изучения послужат наблюдения российских дипломатов, которые побывали в Османской империи XVIII века. Именно в данный период в империи создается первое официальное дипломатическое посольство со стороны России. Османская империя категорически не приветствовала полуофициальный характер посланников от любой страны. В России же процесс формирования дипломатии, в том виде, в котором мы сейчас представляем, стал происходить с правления Петра I. До этого дипломатия зачастую носила характер династических браков. Сейчас же после того, как «птенцы гнезда Петрова» обучились многим наукам в Европе, дипломатия стала носить в России профессиональный характер. За весь XVIII век в Османской империи побывало 23 посольства. Для анализа были взяты наблюдения не всех послов. Связано это в первую очередь с доступностью источников. Во-вторых, основной акцент был сделан на первых двух дипломатических миссиях. Именно они зародили основу дипломатии на Востоке. До начала XVIII века в России очень слабо представляли жизнь и устройство Османской империи. А они были главными противниками во внешней политике на Чёрном море. В связи с этим, для Петра I первоочередной задачей была как можно больше узнать информации об Османской империи.

Именно с такой задачей отправлялись в Османскую империю первые послы П.А. Толстой и И.И. Неплюев. П.А. Толстой родился в 1645 году. В отличие от своих известных потомков писателем он не стал, но нашёл свое призвание на государственной службе. Судьба у него могла сложиться иначе, так как он был из рода Милославских, которые хотели, чтобы на трон взошёл брат Петра I Иван. Поэтому всю его карьеру к нему Пётр I относился с опаской. Перед тем как стать послом в Османской империи он провёл два года в Италии, где учился дипломатии и морскому делу. В 1701 году стал первым официальным послом в Османской империи. На тот момент ему было 56 лет. Это говорит о его опытности и рассудительности. Именно такой человек необходим был на данном этапе, так как Россия хотела мира с Османской империей. Но мир было достичь сложно, так как турки хотели вернуть себе Азов. Поэтому все годы посольства Толстому пришлось чувствовать неприязнь и злобу со стороны турок. А в 1710 году из-за войны между Россией и Османской империей ему пришлось побывать в заточении в Семибашенном замке. После посольства в Османской империи он продолжил заниматься дипломатией. Вёл переговоры с Данией и Австрией, так же был послом в Неаполе. Закончил жизнь в заточении в соловецкой тюрьме из-за придворных интриг вокруг воцарения Екатерины I. И. И. Неплюев родился в 1693 году. Был одним из «птенцов гнезда Петрова». Окончил Нарвскую навигационную школу, а затем петербургскую морскую академию. С 1717 года служил на венецианском флоте, затем проходил обучение в Кадисе (Испания). После путешествий по Европе вернулся в Россию в 1720 году. С 1721 года по 1734 был резидентом в Константинополе. Резидентом он стал волей случая. Дело в том, что из адмиралтейства он единственный знал итальянский язык, который на тот момент был признан дипломатическим, плюс в Османской империи многие владели итальянским языком. После посольства занимался внешней дипломатией и продолжал вести переговоры с Османской империей. Закончил свою жизнь губернатором Оренбурга. После Неплюева его деятельность продолжил А.А. Вешняков, который родился в 1700 году и стал послом в Османской империи с 1734 года по 1745. Он вел переговоры после русско-турецкой войны 1735-39 годов. Неплюев ратифицировал Белградский мирный договор. На протяжении своей деятельности в Османской империи он пытался добиться от султана признания Россию империей. Однако ему этого не удавалось, так как султан ссылался на то, что Россию как империю не признавали крупные державы. Умер он на своём посту в 1745 году. Следующий дипломат, чьи наблюдения будут использованы в нашей работе, является П.А. Левашов. Он родился в 1719 году. Информации об его детстве практически не сохранилось. Известно по его записям, что он владел итальянским, английским и французским. Это говорит нам о том, что он получил хорошее образование. Участвовал в русско-турецкой войне 1735-39 годов. Затем работал в Военной коллегии иностранных дел. Был в Германии и Дании в качестве посла. С 1763 года поверенный в делах в Константинополе. За время своего посольства побывал в заточении из-за войны между Россией и Османской империи в 1768-74 годы. За это время он начала вести дневник. Записи от дневника положили основу его мемуаров уже после службы. Прожил он долгую жизнь и умер на 101 году. Наблюдения российских послов станут важной информацией для понимания причин структурного кризиса в Османской империи XVIII века.

Актуальность данной темы обуславливается международной обстановкой, которая сложилась на Ближнем Востоке. Из-за начала «арабской весны» обострились отношения между Россией и Турцией. Случилось это после того как турки сбили СУ-24 над Сирией. У Турции и России сложилась разная позиция насчет революции в Сирии, в частности на исламскую группировку ИГИЛ, которая признанна многими странами террористической. Ещё одной проблемой служит убийство в декабре 2016 года российского посла в Турции Андрея Крылова. Эти события тем самым притягивают изучение отношений между Россией и Турцией, кроме того показывают насколько трудна и опасна деятельность послов.

Предметом исследования данной работы служит экономическое и социально-политическое развитие Османской империи в XVIII веке.

Объектом изучения являются наблюдения российских дипломатов о внутренней и внешней политике Османской империи XVIII века.

Территориальные и хронологические рамки изучения Османской империи в XVIII веке были связаны многими факторами. Во-первых, именно в данный период наблюдается структурный кризис Османской империи. Во-вторых, формируются первые дипломатические миссии в государстве со стороны России. В-третьих, именно XVIII век положил началу непрекращающихся войн между Россией и Османской империей, тем самым важно понимать, что происходило в данный момент внутри самой страны. В-четвёртых, это время начала формирования зависимости Османской империи от европейских держав, в частности от Франции. Поэтому важно проследить, как страна из могущественной державы стала превращаться в полуколонию Англии и Франции.

Цель данной работы изучить основные тенденции развития Османской империи в XVIII веке через наблюдения российских дипломатов и подготовить внеклассное мероприятие по данной теме. Отсюда вытекают следующие задачи: 1) Проанализировать политическую жизнь Османской империи в XVIII веке. 2) Выявить основные черты экономики османской империи XVIII века. 3) Рассмотреть деятельность российских дипломатов в Османской империи XVIII века. 4) Составить урок-экскурсию от лица дипломата по Османской империи XVIII века.

В данном исследовании представленные следующие виды источников: 1) Источники делопроизводственных материалов. К ним относятся «Статейные письма» П.А. Толстого. «Статейные письма» были характерны именно для правления Петра I. Всем своим представителям, которых он отправлял за границу, были даны задания описать жизнь государства. Основными критериями были политическое устройство, экономическое состояние, внешнеполитический курс и состояние армии. Главный акцент делался на армии и флоте. Следующий источник это отрывки из донесений П.А. Толстого Ф.А. Головину. Головин был главой внешнеполитического ведомства, поэтому он был начальником Толстого. Именно он одним из первых узнавал о ситуации в Османской империи. К данному же виду источников можно отнести донесения Н.Н. Неплюева о бунте янычар в Константинополе в 1730 году. В нём он подробно изложил суть событий. Поводом стали неудачные войны в Иране. К тому же против султана встал визир и муфтий. Всё это привело к мятежу. Так же основой работы служат источники личного происхождения. Это мемуары П.А. Толстого посвященные Османскому флоту. В своих мемуарах он даёт подробный анализ Османского флота, начиная от матросов и заканчивая адмиралами. Такой интерес к Османскому флоту связан с Петром I, который ещё только строил флот. Так же сюда можно отнести письма П.А. Толстого своему брату Ивану Андреевичу Толстому. Он так же был государственным деятелем. Во время посольства П.А. Толстого в Османской империи он был губернатором Азова. В связи с этим нужно понимать, что переписка носила не только личный характер. В этой переписке затрагивались проблемы и жизнь Османской империи. Примечательный факт, что все эти письма были без ответа. К источникам личного происхождения относятся записки И.И. Неплюева. В них дипломат описывает уже к концу своей жизни основные вехи его жизни. Особенное внимание он уделяет своей работе губернатором Оренбурга. Не проходит стороной и своё посольство в Османской империи. К этому источнику необходимо подходить осторожно, так как все записи были сделаны в конце жизни по памяти. Это в свою очередь могло породить некоторые фактологические ошибки. Своей мемуарной деятельность после службы прославился и П.А. Левашов. Одна из его работ посвящена отношению России и Османской империи. Он пытается найти причины столь частых столкновений. Кроме того, пытается обосновать претензии России на Крым. А вопрос с Крымом сейчас актуален как никогда.

В данной работе был использован историко-сравнительный метод. Данный метод использовался при сравнении источников. Акцент делался на том, чтобы увидеть изменения во внутренней жизни Османской империи на протяжении XVIII века. Так же сравнивались наблюдения дипломатов с теми историческими процессами, которые происходили в Османской империи. Для этого бралась литература по данному периоду. Следующий метод историко-генетический. Этот метод был введён для изучения дипломатических миссий отдельных дипломатов. Деятельность каждого представленного дипломата исследовалось от начала его деятельности в Османской империи и до конца. И основным методом служил историко-описательный. Это основной исторический метод, который позволяет описать наблюдения дипломатов и процессы, которые происходили в Османской империи в XVIII веке.

Апробация работы была на «Ежегодной научной сессии аспирантов и молодых учёных по отраслям наук». Был представлен доклад на тему « Османская империя нач. XVIII века глазами российского дипломата И.И. Неплюева. Так же было выступление на «46-ой студенческой научно-практической конференции». Был представлен доклад на тему «Османская империя XVIII века глазами российских дипломатов. Последнее выступление было на Международной научной конференции «Молодые исследователи - регионам» с докладом на тему «Османская империя начала XVIII века глазами П.А. Толстого».

1. Основные тенденции развития Османской империи в XVIII веке

.1Политическое развитие

Формирование Османской политической империи определялось сложным взаимодействием различных территорий, которые были подчинены империи. Все они имели собственную культуру и традицию общественной жизни. Так же на территории Османской империи существовали различные религиозные верования (христианство, ислам и иудаизм), что в свою очередь определяло систему управления страной. В основных аспектах данная система не отличалась от других восточных деспотий. Для поддержания порядка в провинции была создана специальная армия во главе с гулямами. Её основной силой были пешие отряды янычар. Процесс складывания политического устройства завершился в начале XVI века при Сулеймане Кануни. Политической устройство превратилось в налаженный механизм с определёнными чертами. В этом устройстве государственная собственность преобладала над частной, существовали внеэкономические формы эксплуатации. Участие духовной власти в политической жизни страны. Строгая иерархия военно-политического аппарата. Отличительной чертой государства является её военный характер, а также не высокий уровень социально экономического развития самих завоевателей. Вся эта структура просуществовала вплоть до начала XIX века, но кризис уже стал полностью заметен в первой половине XVIII века. Кризисные явления не могли не заметить российские дипломаты, которые вели свою службу в XVIII веке. Именно к их наблюдениям мы и обратимся.

Во времена складывания Османской государственности трансформация институтов происходила, довольно-таки быстро, в основном заимствуя элементы из других стран. Но после становления уже классических форм ближе к XVI веку добавление новых норм или институтов было трудной задачей. Этому мешали и султаны. Они стремились сохранить государство, в котором у султана сохранялись в руках все ветви власти и все остальные были его рабами. Однако ситуация начинает кардинально меняться в начале XVIII века. Власть фактически находилась в руках трёх лиц. Ими были султан, великий визир и муфтий ( глава духовенства). Проблемы троевластия видит и П.А. Толстой. «Народ турецкой военной аще и склонен, [яко выше сказахом], к возмущению государственному и к бунтам, обаче того без совету духовных своих учинити не могут, а под именем духовного своего чина могут учинить великое во империи своей смятение, ибо егда похотят духовные, чтоб наступило междоусобие, тогда изыскивают закону, ежели такое дело попущается творити по закону чего народ желает, и говорят народу, что быти то по закону их может». Здесь мы с вами видим, что Толстой замечает широкие права духовенства. В управлении их находились не только дела духовенства, но так же суд, нотариат и школа. Кроме того, муфтий мог давать фетву (заключение на правомерность деятельности властей). Фетва была полноценным юридическим актом. Никто даже сам султан не мог противиться ей. Все эти права были у муфтий и раньше. Однако именно в данный период их роль в политическом управлении становится весомой. Они часто стали объединятся либо с визирем, либо с султаном. Выбор падал на того кто им был более выгоден в той или иной ситуации. Связаны эти процессы были с быстрым обогащением духовенства. Обогащение было разными способами. Одно из них, как указывает П.А. Толстой, были подношения султанов. Шли они изначально для строительства мечетей, но большая часть оставалась у муфтия. Второй источник богатства это конечно взятки. Толстой пишет о том, что в данный период была огромная проблема с коррупцией. А как было указано выше, духовенство возглавляло суды, поэтому часто феодальные круги для решения споров обращались к ним. И к первой половине XVIII века сложилось так, что 1/ 3 денежных богатств была в руках муфтия. Это сказывалось негативно на внутренней политике Османской империи. Любой мятеж мог быть правомерно обоснован муфтием, что в свою очередь фактически предрекало судьбу султана на свержение. Так же духовенство всегда была за традиционное развитие Османской империи. Любые нововведения они не приветствовали. Это в свою очередь мешало развиваться стране.

Не меньшей проблемой была власть визира. Если активное вмешательство духовенства в политику стало новым для жизни Османской империи начала XVIII века, то визир традиционно был одним из главных лиц в стране. Недаром в дипломатии сложилось понятие «Высокая Порта», что означает наименование правительства визиря. П.А. Толстой визиря считает главной фигуре в политике Османской империи. « Крайний везирь, того волею суть устрояются главныя правления их, понеже творит, елико хощет, и препинати ему ни в чем, кроме самого султана, [который за ним мало смотрит, но в покое и в забавах пребывати изволяет, мня, что везирь все добре устрояет] никто не может». Такое мнение у П.А. Толстого сложилось из-за той ситуации которая была в его посольство. Дело в том, что султаном тогда был Мустафа II. Он полностью передал все дела визирю. Сам же в политике не участвовал. Главной целью его жизни были развлечения. Всю судьбу страны решал визирь. Но визирь, тем не менее, должен был прислушиваться к бейлербеям. Это правители провинции. Они были опорой сипахи. Сипахи - это феодальное ополчение. Без их ведома, не решалась судьба Османской империи. Поэтому мы с вами видим, что армия, которая в основному состояла именно из сипахи подчинялась фактически визирю. Это же в свою очередь вызывало разногласия в обществе. Так как другая часть армии состояла из янычар. Они в основном были ремесленниками и жили в городе. Феодалы же ради своей выгоды зачастую не считались с мнением городских жителей. Это была ещё одна из линий противоречий, ведь никакого слова горожане не имели. Поэтому единственным выходом были вооружённые восстания. Свидетелем одного из них был и П.А. Толстой. Это мы узнаем из его донесений Ф.А. Головину. «Сего, государь, июля в 10 день пришла к Порте ведомость из Константинополя, что тамо янычане забунтовали, и многих честных людей побили и домы многия разграбили». Недовольны были в первую очередь не султаном, а визирем, который назначал своих людей в администрации города. Ещё бунтовщики были недовольны переносом резиденции султана из Стамбула в Адрианаполь. Центром ремесленной жизни был Стамбул, поэтому многие ремесленники считали, что вся политическая жизнь будет происходит без их ведома. Поддержали бунтовщиков и муфтий, которому не нравилась политика визиря. Восстание привело к свержению Мустафы II. На смену ему пришёл Ахмед III. Он сразу же провёл ряж репрессий. Вообще, за его 15 лет правления было убито в ходе казней около 30 тысяч человек. Это так же сказалось печально для развития внутренней политической жизни Османской империи. Связано это с тем, что в ходе казней погибло большое количество умных и образованных политиков. Сам Ахмед III как и его предшественник был не самостоятелен в проведении политики. Всю власть взял визирь Ибрагим-паша. Его эпоха именуется «эрой тюльпанов». Связано это с тем, что визирь тратил огромные средства на строительство дворцов, в которых выращивали тюльпаны. Он продолжил политику расхищения казны. Так же он назначал своих приближённых на службу. Для того, чтобы обезопасить себя от янычар, он их отправил в Персию. А некоторых просто убрал из службы. Вот такую статистику приводит И.И. Неплюев. «Так сей чин умалился, что едва до 5000 человек янычар в Константинополе найтись могло (которых обыкновенно бывало до 40 000)». Это с одной стороны оберегало султана и визиря от бунтов, но был и минус. Заключался этот минус в том, что политика всё таки по прежнему была заточена на активную внешнюю экспансию, а уменьшение регулярной армии ставило под угрозу военные планы. Так же визирь был главой финансов. Ему подчинялся дефтердар - глава финансового ведомства империи. Всю внешнюю политику определял визир. Это было зарождено самой традицией приёма дипломатов других стран. Ещё с XV века, когда султан был единственной силой, а визирь не был фактически главой государства, все дипломаты вели переговоры только с визирем. Так как султан считал для себя низким делом общаться с дипломатами других стран. Все приёмы были только у визиря. Но если раньше это было только церемония, то теперь эти встречи действительно имели большое значение. Ведь и всю внешнюю политику стал возглавлять визирь. Все правители провинций, как было сказано выше, были главой сипхии. Это означало, что вся структура власти состояла из военных. Это ещё один минус системе управления Османской империи. Потому что не было профессиональных управленцев. До XVIII века с этим проблем не было. Османская империя вела большое количество войн и почти во всех одержала победу. Под власть Османской империи был Ближний восток, Северная африка и Балканы. Но на стыке XVII и XVIII века Османская империя потерпела крупное поражение от Священной лиги. В результате чего к России в частности перешёл Азов по Константинопольскому миру. Эта неудача повлекла за собой финансовые растраты казны. Теперь сипахи оставались без денежных вознаграждений за успешную войну. Поэтому они стали выкачивать деньги из своих зеаметов ( провинций) и так же остатки из казны. Вот что об этом пишет П.А. Толстой. «А радеют все турецкие министры, болши о своем богатстве, нежели о государственном управлении. И можно рещить, что ныне турецкие вельможи получили по желанию своему удобное время к собранию себе неисчетных богатств, от расхищения народныя казны, ибо попустилось им то небрежением салтанским». О данных процессах пишет и И.И. Неплюев уже при правлении Ахмеда III. «Во удовольство тому Министры ево, оставя правду и суд, всякими мерами и нопадками от подданных деньги похищали и ненасыть салтанскую исполняли». Примечателен ещё один факт, что янычарские казармы располагались в центре Стамбула. Об этом пишет П.А. Левашов. Он приводит цифры до 40 тыс. человек. То есть любой буквально даже самый незначительный повод мог поднять восстание янычар. А остановить 40 тысяч человек в центре города проблематично. Поэтому визирь и султан жили на пороховой бочке. Это было уже в 70-е годы XVIII века. Все эти явления затем скажутся на неудачах во внешней политике. А из-за своей консервативности и традициональности Османская империя не смогла пойти по пути накапливания капиталов, как это происходило в странах Европы. Что в свою очередь опередило их отставание в последующем. Связан кризис в XVIII веке и с ролью султана в обществе. Раньше у власти были сильные и независимые султаны. Всю внешнюю и внутреннюю политику они определяли сами.

В XVIII веке же сложилось такое поколение султанов, которым были интересны прежде всего развлечения. Султана устраивал такой визирь, который обеспечит его жизнь развлечениями и богатствами. Этим пользовался не только визирь, но и другие министры. Например, как пишет Левашов, многие дарили богатых девиц в гарем к султану для, того чтобы через них влиять на мнение султана. Так же некоторые из них могли стать матерями будущего султана. А к ним даже в политических делах прислушивается визирь. Раньше такого даже предположить никто не мог, что девушки будут влиять на мнение султана. Но в данный период султана интересовали только развлечения. Смена характера султана так же сказалась на кризисе в Османской империи XVIII века. Нужно здесь, однако отметить, что в XVIII веке не все были бездарные султаны. Уже в конце XVIII века, когда в посольстве был М.И. Кутузов. Он отмечал высокий ум и независимость от визиря султана Селима III. Действительно он одним из первых попытался провести модернизирующие реформы. Селим III очень многое взял и европейской практики. Но многие его замыслы не были осуществлены, так как духовенство было против нововведений. Поэтому все основные реформы касались только увеличения армии и подготовка их по европейскому образцу. Повседневная же жизнь Османской империи не изменилась. Ещё одна проблема, которая сложилась в XVIII века в политической системе, как считает Левашов, стало появление маликяне. Суть её заключалась в том, что вводилась пожизненная система откупов налогов. Если раньше феодалы должны были платить налоги за один-два года, то теперь они могли выплатить всю сумму наперёд. Причем они должны были собирать эти налоги с крестьян, которые находились на их земле. Поэтому можно представить с какой силой феодалы грабили крестьян, чтобы у них в руках осталось как можно больше средств после передачи налога в казну. Это в свою очередь порождало децентрализацию власти. Так как местные сипахи становились независимыми от султана. Многие феодалы, чувствуя слабость Османской империи, становились самостоятельными правителями. В основном, конечно, это происходило на окраинах в таких странах как Магриб, Тунис и Алжир. Тунисская династия Хусейнидов (с 1705 г.) проводила самостоятельную внешнюю политику и заключала договоры с иностранными государствами (1710, 1728 гг. - с Францией, 1716 г. - с Англией), но признавала сюзеренитет султана. Более сильный алжирский дей в начале XVIII в. выслал из страны последнего турецкого пашу и стал фактически независимым.

Таким образом, из наблюдений российских дипломатов мы с вами можем увидеть, что Османская империя в XVIII веке начинает переживать структурный кризис. Но этот кризис назревал ещё раньше, из-за глубокой консервативности в системе управления. Со времени становления политической системы в Османской империи постепенно стала падать роль султана и, стала усиливаться роль провинциальных феодалов. Теперь правительство обязано было считаться с их мнением из-за упадка основной армии янычар. Османская империя просто нуждалась в реформах в управлении. Но кардинальных изменений в первой половине XVIII века не последовало. Так как не было ещё образовано сильной социальной базы за продвижение реформ. Хотя на данном этапе уже во всех провинциях принадлежавших Османской империи стали проникать народно-освободительские идеи. Кроме того, не были изжиты ещё представления о том, что возрождение величия османской империи можно добиться старыми методами. Эти старые методы в итоге и сделали Османскую империю «Больным человеком Европы».

1.2 Экономическое развитие Османской империи в XVIII веке

Первая половина XVIII века стала одним из ключевых этапов развития истории Турции. Особенно значимо это было для многонационального народа, которое проживало на территории принадлежавшей Османской империи. Большая территория Османской империи включала в себя различные племена и народы, которые различались по своему экономическому развитию. Этот факт способствовал медленным темпам развития экономики страны, в частности и аграрных отношений, так как связи между племенами и народами были очень слабы. Именно с этим некоторые специалисты связывают все сдвиги, которые происходили в истории Османской империи с её образования в XV веке и до модернизирующих реформ XIX века. Однако все изменения, которые произошли в государстве с начала XVIII принято объяснять с изменениями в аграрных отношениях. В первую очередь с разрушением военно-ленной системы, которая в свою очередь стала толчком к трансформации турецкого общества. Данные изменения смогли увидеть и российские дипломаты, в частности Толстой, Неплюев и Вешняков. Кроме аграрных и налоговых отношений они особо подчёркивали изменение торговых отношений в Османской империи. Османская империя традиционно считается центром мировой торговли. В первую очередь этому способствовало её географическое положение. Она долгое время была проводником между Азией и Европой. Все купцы торговцы проходили через неё, платя при этом определённую пошлину. Основными соперниками долгое время на внешнем рынке у турков были венецианские купцы, с которыми, однако были улажены многие противоречия. Одной из поворотной чертой в потери значимости Османской империи, как проводника между Азией и Европой стали Великие географические открытия. Португалия и Испания открыли новый путь к Индии и другим азиатским странам. Таким образом, роль Османской империи значительно уменьшилась. Кроме того, на первый план во внешней торговле постепенно вышли Англия и Франция.

Распад тимарной системы к началу XVIII века привёл к созданию новой, которая получила название чифтлик. Чифтлики - фактически частные владения, представляющие собой товарные хозяйства, широко использовавшие труд батраков и ориентированные на удовлетворение рыночного спроса. Одним из условий создания чифтликов было лишение наследственных прав крестьян на землю, что совершенно было не похоже на тимарную систему. Владельцы чифтликов, как правило, не сгоняли крестьян и земли, они хотели сделать их арендаторами-издольщиками. Образование чифтликов в основном происходило рядом с большими торговыми городами, которые испытывали интерес к сельской продукции. Основными доходами владельцев чифтликов было разведение овец и выращивание зерна. Неплюев пишет об оживлении сельского хозяйства в Османской империи именно после введения чифтликов. Но нельзя говорить, что появление чифтликов дало только положительное. Данная система предусматривала намного более сильную эксплуатацию крестьян в отличие от тимарной системы. Всё это приводило к волнениям и недовольствам со стороны крестьян. Плюс они ещё всегда обязаны были платить налог государству. Недовольны были не только крестьяне, а конечно ещё и сипахи. Обнищание крестьян становилось массовым явлением. Больше всего страдало от этого христианское население. Это неоднократно подчёркивали дипломаты. Толстой писал о том, что многим жителям особенно балканских стран приходилось бежать со своих территорий, чтобы прожить. Для не мусульман был ещё один налог сверху, который фактически и приводил к гибели их хозяйства. Это налог назывался джизья. Крестьяне и сипахи зачастую теряли свои немногочисленные владения, которые переходили более богатым феодалам, которые выросли в экономическом плане благодаря появлению чифтликов. Сипахи зачастую силой пытались отстоять свои владения, что вызывало внутренние смуты в стране. Изменение аграрной структуры в Османской империи естественным способом повлияло на развитие внутренней торговли. Внедрение в деревню товарно-денежных отношений способствовало увеличение связей с городом. Многие чифтлики появлялись именно с большими городскими центрами. Многие разорившиеся крестьяне уходили в город, становясь, таким образом, ремесленниками. Все эти факторы повлияли на изменение внутренней и внешней торговли.

В XVIII веке, как и на предыдущих этапах истории турции, основной формой торговли оставались базары. Базары проходили один раз в неделю (пятница). Разворачивались они как в городе, так и в крупных сёлах. Заметную роль играла и другая форма торговли - ярмарка. Она в отличии от базаров была направлена в первую очередь на внутренний рынок. Располагались они, как правило, в некрупных городах. Но в XVIII веке удельный вес внешней торговли на ярмарках стал увеличиваться. Ярмарки были более защищённым местом от узурпации чиновников. Это связано с тем, что ярмарки были в тесной связи с вакфами. Вакфы - это земля для мусульманских учреждений, на которую не налагался государственный налог. И были защищены от дополнительных сборов чиновниками. Большую роль во внутренней торговле традиционно играли транзитные операции. Более половины доходов страны приходилось на изделия, которые проходили через владения Османской империи. Несмотря на открытие новых путей в Азию, караванная торговля не утратила своего значения. «Так же доходы империи Оттоманской состоятся в собрании денег с торговли, которому собранию числа определить не возможно, ибо сбирается овогда много, овогда мало». Ближе к XVIII веку Османская империя уже была практически полностью зависима во внешней торговле от европейских держав, в первую очередь от Англии и Франции. Усиленное внедрение Османской империи в европейскую торговлю было связано с открытием новых путей в Азию. Отсюда многие товары перестали попадать из Азии в Турцию, а напрямую шли в Европу. Увеличение товарно-денежных отношений в империи также требовало увеличения значения внешней торговли. Очень долгое время главной точкой связей с европейцами была левантийская торговля. Вплоть до середины XVIII века операции турецкого купечества превышали вывоз над ввозом товаров. Сейчас же ситуация изменилась. Европейские страны (Англия, Франция и Голландия) видели в Османской империи рынок сбыта своего товара, прежде всего сукна. Связано это с тем, что эти страны пережили буржуазные революции, а Англия и вовсе раньше всех произвела промышленную революцию. Поэтому в Англии увеличилось количество производимого сырья, которое необходимо было сбыть, и одной из таких точек, как раз, и стала Османская империя. Отсюда падает значение многих центров по производству шерстяных и шёлковых тканей, как Анкара, и Бурса. Торговцы из Англии и Франции получали привилегии для торговли на территории Османской империи. Это в свою очередь понижало развитие внутренней торговли. Тем не менее, этот процесс был очень долгим, так как европейским купцам было сложно торговать в незнакомых условиях, не зная языка. Поэтому использовали турецких посредников, которые из этого делали выгодный бизнес. Другим минусом было то, что европейские страны стали много вывозить золотого запаса из Османской империи. И именно в данный период начинает возникать проблема нехватки денежной массы. Дело в том, что товары европейцев были намного дешевле и выше качества, чем у турок. Поэтому весь рынок был заполнен именно европейскими товарами. Так же необходимо заметить, что на территории Османской империи не было единой монеты. Их было огромное количество, и торговали на каждой территории разными монетами. Но основными монетами были «Грос и Грус». Это серебряные монеты, которые в XVIII веке пользовались наибольшей популярностью. Название монет, как замечает Вешняков, идёт от немецкой монеты, которая была распространена на территории Богемии (Чехия). Интересен, тот факт, что эта монета чеканилась в XIV веке. То есть турки взяли лишь название, но не саму монету. Своя собственная монета имела название «аче». Но она в XVIII веке стала использоваться только как счётная единица.

Таким образом, с помощью наблюдений российских дипломатов, мы с вами увидели основные тенденции развития экономики Османской империи в XVIII веке. Разрушение тимарной системы к началу XVIII века привело к социально-экономическим сдвигам в Османской империи. В первую очередь это ударило по военной мощи империи, что в результате вытекло в поражение от «Священной лиги» и Российской империи, а затем уже и началу влияния на внешнюю политику англичанами. Так же это привело к социальным волнениям, главными зачинщиками которых были сипахи недовольные своим положением в обществе. Кроме сипахов стали страдать и крестьяне. Ведь с приходом новой системы чифтлика основной упор делался на доход от производства сельской продукции, а не от войны, поэтому владельцы пытались выжать все соки из своих владений. При этом ещё оставался и налог государству. Разрушение тимарной системы привело к политике освобождения покорённых стран Османской империей, ведь раньше контроль держался за счёт сипахийской армии. Сейчас же она была фактически разрушена. Это способствовало народно-освободительному движению. Плюс к этому доход казны Османской империи стал падать так как теперь большая часть земли была не государственной и главной опоры по сбору налогов сипахийской армии уже не было. Из всего выше сказанного мы видим, что развитие товарно-денежных отношений в деревне и развитие сельского хозяйства пагубно сказалось на самом государстве. А связано это в первую очередь с тем, что Османская империя очень поздно к этому пришла, ведь те же самые процессы в Англии и Франции способствовали их развитию, а не упадку. В торговле основными факторами упадка были потеря значимости международных путей между Востоком и Западом через Османские владения. Внедрение во внутреннюю политику европейцев, которые тормозили деятельность местных купцов. Также турецким купцам мешали в развитие собственные султаны и паши своими многочисленными поборами и грабежами. Плюс сохранение многих традиционных форм, например Турция долгое время опиралась на натуральное хозяйство, что говорило об узости внутреннего рынка.

2. Османская империя XVIII века глазами российских дипломатов

Изучение зарубежной истории входит в курс предмета «Истории». Это значит, что нет деления в современном школьном образовании на зарубежную и отечественную историю. Но изучение всеобщей истории не должно отходить на второй план. Должна происходить взаимосвязь изучения исторических процессов российской истории и зарубежной. Это связано с тем, что ученики должны понимать значение и роль России в мировом историческом развитии. Особенно это важно на современном этапе, так как происходит, и уже давно, глобализация. Сейчас основа глобализации это компьютерные технологии, в частности интернет. Но необходимо понимать, что информации в интернете огромное количество. Формируется много правильных и неправильных точек зрения на исторические события. Поэтому важно чтобы ученики смогли правильно проанализировать информацию сами. Начало второго десятилетия XXI века характеризуется, как этап глобальной нестабильности. Постепенно формируется многополярность мира. В свою очередь это ещё раз доказывает необходимость углубится в изучение всеобщей истории, чтобы проследить экономическое, политическое и культурное развитие всего мира. Ведь все основы современного мироустройства были заложены не 100 и даже не 300 лет назад.

История Турции (Османской империи до 1923 года) является неотъемлемой частью мирового исторического процесса. Изучение истории Турции особенно важно, так как она вплотную связана Россией. Примером того будут 12 войн между этими странами. Но не только войны связывали Россию и Турцию. В первую очередь очень много торговли завязано между этими странами. Стамбул всегда был центром торговли. В это место стекались купцы из разных стран. Даже в XXI веке Турция является одним из лидеров по объёму торговли с Россией. На современном этапе Турция всегда была лакомым местом для русских туристов. Именно в Османской империи открылось первое официальное Российское посольство. Поэтому с созданием посольства в Османской империи, как мы считаем, можно отсчитывать историю современной российской дипломатии. Раньше она носила династический характер или подписание мирных соглашений. Но именно с Петра I в России образовались посольства европейского образца. Современная ситуация между Турцией и Россией достаточно сложная. Есть ряд разногласий по Сирийскому вопросу. Правительство России поддерживает правительство Б. Асада, а Турция его оппозицию. Это привело к инциденту с российским самолётом СУ-2, который был сбит Турцией на границе с Сирией. Вслед последовали обоюдные санкции. Затем было громкое убийство российского посла в Турции Крылова. Все эти события подталкивают нас к пристальному изучению истории Турции.

Наша методическая часть будет посвящена изучению истории XVIII века Османской империи. Основной акцент будет делаться на наблюдениях российских дипломатов, которые были в данный период в этой стране. Этот период особенно важен для изучения. В этот период между Российской империей и турками было 4 войны. Именно эти войны положили началу гегемонии России на Чёрном море. Поэтому детям будет важно понять, почему это произошло, сравнивая не только события в России, но и в Османской империи. С помощью изучения ученики смогут увидеть, что именно в XVIII веке в Османской империи сложились все черты структурного кризиса. Кризис был в экономике, политике и в культуре. Особенно важно представить информацию о том, как территориально изменялась страна с XVIII века и вплоть до её распада. Это необходимо для, того чтобы дети поняли какой мощной державой на тот момент была Турция. Неотъемлемой частью будет изучение дипломатических миссий. Как уже было сказано выше, они были первыми официальными в нашей истории. Так же это поможет ближе познакомить с новыми деятелями из истории России. Взгляд со стороны лиц, которые непосредственно были в этот период в данной стране, поможет погрузить детей в эпоху XVIII века.

В учебнике по всеобщей истории для 7 класса изучение истории Османской империи отдаётся один пункт параграфа. Это нам кажется достаточно малым для понимания развития Османской империи в XVIII веке. В этом пункте даётся сжатая характеристика военной системы, даётся понятие тимар и янычар. Однако совершенно ничего нет о политической структуре. Достаточно слабо представлена экономическая ситуация. Поэтому мы предлагаем внеклассное мероприятие для 7 класса по данной теме. Чтобы у детей сформировалось цельное представление о данной эпохе. Так же опорой для создания внеклассного мероприятия послужит проект УМК по всеобщей истории. В проекте УМК по всеобщей истории акцентируется внимание на социально-экономическом развитии. Так же в нём говорится о необходимости объяснить, как Османская империя стала зависимой во внешнем рынке от европейских стран. Здесь, в том, числе необходимо сделать упор не Великие географические открытий и «революции цен» в мире. Особое внимание проект УМК, как и учебник всеобщей истории уделяет правлению Селима III. Этот султан хотел провести реформы по европейскому образцу. Эти реформы задели все сферы жизни. Это значит, что нам необходимо будет уделить внимание на его правление. Очень мало внимания в УМК и учебнике уделено культуре и архитектуре турецкого общества. В связи с этим, особое внимание необходимо будет уделить подготовке презентации, для наглядности основных архитектурных сооружений.

Всё внеклассное мероприятие будет построено в виде урока-экскурсии с использованием медиа-презентации. Путеводителем будет российский дипломат, который проведёт экскурсию по Османской империи XVIII века. Отсюда тема нашего внеклассного мероприятия будет звучать «Османская империя XVIII века глазами российских дипломатов». Цель данного внеклассного урока познакомить учеников с основными тенденциями развития турецкого общества в XVIII веке. Из этого вытекают следующие задачи: 1) Обучающая - установление и понимание учащимися следующего объёма знаний:

А) Изучение биографии российских дипломатов. Основной акцент будет делаться на их судьбу в Османской империи, так как этот период нас интересует больше всего на данном уроке. Будут в частности приведены наблюдения о самой Османской империи и о том, как российских дипломатов принимали в этой стране.

Б) Определить причины кризиса Османской империи в XVIII веке. Ученики должны понять, почему произошёл кризис в аграрной системе страны, как он повлиял на армию. Дети должны сформировать представление о системе управления страной.

В) Выявить характерные признаки архитектуры и культуры. В данном разделе дети познакомятся с религией и поймут, что она была многонациональной империей. Смогут увидеть основные архитектурные ценности Турции. Так же увидят планировку центра государства Стамбула. Вообще весь рассказ будет посвящён в основном именно Стамбулу.

) Развивающая - развитие у учащихся навыков работы с историческими источниками, давать оценку историческим явлениям.

) Воспитательная - воспитывание толерантности к другим национальностям.

Оборудование, которым мы будем пользоваться, является медиа-презентация, отрывки из записок российских дипломатов, историческая литература.

Табл. 1. Конспект урока-экскурсии по теме «Османская империя XVIII века глазами российских дипломатов»

Этапы урока Деятельность учителя.Организационный момент Учитель приветствует учеников. Приглашает сесть на свои места и подготовиться к внеклассному мероприятию.Постановка цели урока.Учитель задаёт вопросы детям, чтобы сформулировать цель внеклассного мероприятия. Первый вопрос: Скажите, пожалуйста, что вы знаете об Османской империи? Второй вопрос: Какое название сейчас у Османской империи? 3) Сколько было русско-турецких войн? Учитель показывает тем самым, что история Османской империи и России тесно взаимосвязана. Поэтому изучение её истории необходимо для понимания причин русско-турецких войн. 4) Учитель спрашивает: Знаете ли каких-нибудь русских дипломатов? 5) Отсюда закономерный вопрос: А чем занимаются дипломаты? Вместе с детьми учитель делает вывод, что дипломаты могут представить информацию о состоянии дел в государстве. Учитель говорит, что мы с вами выяснили, почему так важна история Османской империи. Разобраться в ней нам поможет экскурсия в Османскую империю XVIII века. Проведут эту экскурсию наши российские дипломаты. Учитель спрашивает: Вы готовы к путешествию? Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материалаУчитель открывает современную географическую карту. Просит одного из учеников показать, где находится Турция. Затем открывает карту XVIII века и просит посмотреть на Османскую империю. Учитель задаёт вопрос: «Видите ли вы территориальные изменения? Учитель спрашивает: Как вы считаете, с чем это связано? Сейчас мы с вами познакомимся поближе с одной из самых сильных держав XVIII века. Помогут нам с этим, как я уже говорил, российские дипломаты. Давайте сначала познакомимся с ними поближе. Даётся краткая биография российских дипломатов. Пётр Андреевич Толстой (1645-1729). П.А. Толстой родился в 1645 году. В отличие от своих известных потомков писателем он не стал, но нашёл свое призвание на государственной службе. Судьба у него могла сложиться иначе, так как он был из рода Милославских, которые хотели, чтобы на трон взошёл брат Петра I Иван. Поэтому всю его карьеру к нему Пётр I относился с опаской. Перед тем как стать послом в Османской империи он провёл два года в Италии, где учился дипломатии и морскому делу. В 1701 году стал первым официальным послом в Османской империи. На тот момент ему было 56 лет. Это говорит о его опытности и рассудительности. Именно такой человек необходим был на данном этапе, так как Россия хотела мира с Османской империей. Но мир было достичь сложно, так как турки хотели вернуть себе Азов. Поэтому все годы посольства Толстому пришлось чувствовать неприязнь и злобу со стороны турок. А в 1710 году из-за войны между Россией и Османской империей ему пришлось побывать в заточении в Семибашенном замке. После посольства в Османской империи он продолжил заниматься дипломатией. Вёл переговоры с Данией и Австрией, так же был послом в Неаполе. Закончил жизнь в заточении в соловецкой тюрьме из-за придворных интриг вокруг воцарения Екатерины I. Иван Иванович Неплюев (1693-1773). И.И. Неплюев родился в 1693 году. Был одним из «птенцов гнезда Петрова». Окончил Нарвскую навигационную школу, а затем петербургскую морскую академию. С 1717 года служил на венецианском флоте, затем проходил обучение в Кадисе (Испания). После путешествий по Европе вернулся в Россию в 1720 году. С 1721 года по 1734 был резидентом в Константинополе. Резидентом он стал волей случая. Дело в том, что из адмиралтейства он единственный знал итальянский язык, который на тот момент был признан дипломатическим, плюс в Османской империи многие владели итальянским языком. После посольства занимался внешней дипломатией и продолжал вести переговоры с Османской империей. Закончил свою жизнь губернатором Оренбурга. После Неплюева его деятельность продолжил А.А. Вешняков, который родился в 1700 году и стал послом в Османской империи с 1734 года по 1745. Он вел переговоры после русско-турецкой войны 1735-39 годов. Неплюев ратифицировал Белградский мирный договор. На протяжении своей деятельности в Османской империи он пытался добиться от султана признания Россию империей. Однако ему этого не удавалось, так как султан ссылался на то, что Россию как империю не признавали крупные державы. Умер он на своём посту в 1745 году. Следующий дипломат П.А. Левашов. Он родился в 1719 году. Информации об его детстве практически не сохранилось. Известно по его записям, что он владел итальянским, английским и французским. Это говорит нам о том, что он получил хорошее образование. Участвовал в русско-турецкой войне 1735-39 годов. Затем работал в Военной коллегии иностранных дел. Был в Германии и Дании в качестве посла. С 1763 года поверенный в делах в Константинополе. За время своего посольства побывал в заточении из-за войны между Россией и Османской империи в 1768-74 годы. За это время он начала вести дневник. Записи от дневника положили основу его мемуаров уже после службы. Прожил он долгую жизнь и умер на 101 году. Основное наше путешествие будет проходить по столице Османской империи. Учитель спрашивает: « А кто- нибудь знает название столицы? А старые названия кто-нибудь помнит?» Перед вами цитата Левашова об Стамбуле: «Объехавши всю почти Европу, не видал я места, подобного Константинополю, как по красоте, так и выгодности положения». О каком выгодном положении говорит Левашов? Но обратите внимание, что современная столица Турции находится в Анкаре. Любое посольство начинается с встречи. Давайте с вами посмотрим, как проходила встреча российского дипломата Левашова в Османской империи. Для этого вам необходимо прочесть отрывок из его «Цареградских писем». Перед прочтением учитель задаёт следующие вопросы к отрывку: 1) Кто принимает посла? 2) Как обращаются с послом? 3) Чувствуют ли турки своё превосходство? «как скоро посол вступит на турецкие земли, султан почитает его своим гостем, и пристав, который его принимает, именует мюзафиром, или гостем султанским. Сие есть у них или старинное обыкновение, или остаток общего древних времен странноприимства, или почтение достоинству посольскому либо только показание величества и великолепия от стороны султана. Но какая бы ни была тому причина, известно, что его начинают с того часа довольствовать всеми нужными к его содержанию вещами или дают ему на то деньгами довольное число, которые продолжают давать и во время его пребывания в Константинополе.» Начало выезда бывает на аудиенцию к визирю, с которым садятся они оба, визирь в углу Палаты на софе, а посол напротив его на табурете. После сего в знак чести надевают на него кафтан, подносят конфекты, кофе, шербет и окуривают благовонием; когда же возвращается, тогда слышно бывает рукоплескание и свист, в чем его и провождают до самых дверей переднего покоя два чиновника, один с правой, а другой с левой стороны, и всячески стараются, когда он дойдет до средины покоя, чтоб его заставить поклониться визирю». Сейчас мы с вами обратимся к политическому устройству Османской империи. Власть в Османской империи принадлежит трём основным лицам: Султан, визирь и муфтий. (слайд 7 ) Сейчас остановимся немного на каждом поконкретней. Номинально главой государства был султан. Резиденцией султанов был дворец Топкапы. Сооружен он был в XV веке при султане Мехмеде. До XVIII века султаны были независимы в своей политике. Однако с XVIII века фактически управлять страной стал визирь. Одним из выдающихся султанов XVIII века, который проводил независимую и самостоятельную политику был султан Селим III.Он попытался провести реформы по европейскому образцу. Однако как советники, так и муфтии оказались против, поэтому в итоге его свергли, и реформы были свёрнуты. Визирь возглавлял советников, которые собирались на совещаниях или иначе «Порта». Поэтому часто вы можете встретить название Высокая Порта. Именовалась она так по названию ворот в центре города. Эти ворота вели в резиденцию визиря. Смещать визиря мог только сам султан. Он мог вести внешнюю и внутреннюю политику независимо от султана. Падение авторитета султана зачастую негативно сказывалось на внутреннюю политику, так как он был так же ещё и духовным лидером всего мусульманского мира. А это было важно, так как много подвластных территорий исповедовали ислам. Ещё одним не мало важным лицом в государстве был муфтий. Это верховное духовное лицо. Он мог выносить фетву (запрет) на любой закон, если он противоречил законам шариата. Одним из самых выдающихся сооружений исламского мира является «Голубая мечеть». Построена она была в XVII веке при Ахмеде I. Особенное значение в развитии Османской империи играла армия. Основу армии составляли янычары и капикулы. Это войска которые непосредственно подчинены государству и основная их деятельность война. Были так же сератикулы и топраклы.. Они призывались на службу в случае войны. Все они были задействованы в тимарной системе. Тимар - это земельное пользование, которое давалось за службу, но не имело наследственного характера. То есть у них не было полного права собственника. В XVIII веке ситуация начнёт меняться и тимары станут превращаться в наследственные держания. Это в свою очередь приводило к тому, что воины теряли интерес к войнам. Давайте почитаем как описывает армию дипломат Толстой: ««вся их военная хитрость и сила состоит в их множестве... ежели же их неприятель собьет и принудит [от]ступить, потом уже никоим образом уставиться в строй не могут, но бегут и погибают, понеже стройному бою не обыкновении и егда неприятель их погонит, тогда отдираются от начальства и оставляют их и бегут невозвратно и видят сами, что тот их воинский строй им не ложиточен и... худ, одначе иностранным обучением гнушаются» Учитель задаёт вопрос: «Боеспособной была армия, по мнению Толстого, у турков? В экономике так же были серьёзные проблемы у Османской империи. Давайте вспомним, когда были Великие географические открытия? И как, вы считаете, повлияло ли это на экономику Османской империи. Основным место торговли в Османской империи были базары. Османская империя всегда славилась своим высоким качеством тканей. Однако к XVIII веку их производство стали вытеснять европейские товары, которые были намного дешевле и лучше по качеству. Это пагубно сказывалось на торговле. В частности из страны стали очень много вывозить монет. А теперь давайте ещё немного прогуляемся по городу и посмотрим на некоторые элементы архитектуры. Неотъемлемой частью Стамбула остаётся память Византийской эпохи в частности Феодосивые стены. В 1453 турки штурмом взяли эти стены. Этим ознаменовался этап завершения Византийской империи. Самая большая мечеть Стамбула и Османской империи является мечеть Сулеймане. Она была воздвигнута в середине XVI века архитектором Синаном. Вообще XVI век считается рассветом Османской империи. Было это при султане Сулеймане Великом. Немаловажным местом для судьбы многих дипломатов, которые были в Османской империи был Едикуле (Семибашенная крепость). В ней в разные годы был заточён Толстой, Вешняков и Левашов.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задачПодвёдём некоторые итоги с вами. Скажите мне, пожалуйста, какие основные причины кризиса Османской империи в XVIII веке. Учитель корректирует ответы учащихся. Рефлексия деятельностиУчитель спрашивает, понравилось ли ученикам занятие. Чего бы им хотелось добавить. Стоит ли проводить такие внеклассные уроки? Заключительный организационный моментУчитель благодарит детей за урок. Отпускает с урока.

Заключение

османский империя военный вакфа

Данное исследование привело нас к ряду важных выводов. Первый вывод заключается в том, что структурный кризис Османской империи сложился именно в XVIII веке. До этого периода мы не можем говорить именно о структурном кризисе. Были локальные кризисы в отдельных областях, но они не носили всеобщий характер. Данный вывод был подтвержден наблюдениями российских дипломатов этого времени. Связан кризис был из-за значительного числа факторов, которые повлияли на дальнейшую судьбу государства. Из наблюдений дипломатов можно отметить, что причины кризиса были различны. Одним из самых болезненных ударов по империи стало крушение военно-ленной системы. Всё государственное управление держалось на военных феодалах, которые управляли провинциями и районами, но к началу XVIII века в страну всё активней стали проникать товарно-денежные отношения. Так же к этому ещё прибивалась неудачная внешняя политика. Многие солдаты армии стали придавать большее значение своему хозяйству, а не военной службе. И это пагубно сказывалось на крестьянах, потому что теперь феодалы пытались именно с помощью их рук развить своё хозяйство. А постоянные войны империи и уменьшение числа армии приводило к увеличению налога, что также пагубно сказывалось на крестьянах. Ухудшение позиции Османской империи приводило к народно-освободительному движению на подвластной ей территории. Именно в это время впервые живо оно стало проявляться на Балканах. С падением военной мощи всё меньше теряет значение центральная власть. Султан теперь не имел такого сильного авторитета, как в прежние годы. Теперь большее значение играл султанский двор, который теперь искал цели обогащения не от военных походов, а от более сильной эксплуатации крестьян. Экономическая проблема в это время возникла ещё и из-за активного проникновения европейцев во внутреннюю торговлю страны. Поражения в войнах всё больше делало Османскую империю зависимой от европейского капитала. Французы, англичане и другие европейцы теперь могли торговать на территории империи, имея больше прав, чем местные купцы и ремесленники. И если раньше вывоз товара превышал ввоз, то теперь ситуация начинает меняться. К середине XVIII века эта ситуация была ещё не столь критична, но когда во многих странах Европы прошла промышленная революция рынок в Турции стал заполоняться привозимой продукцией. Эта продукция была дешёвого качества, но на рынках продавалась намного дороже. Это всё оказывало влияние на внутренний рынок. Надо отметить, что во второй половине XVIII были предприняты попытки провести реформы. Но они в первую очередь были направлены на реорганизацию армии по европейскому образцу. Политика государственного управления при этом не менялась. Большую роль в этом играло духовенство, которое всеми силами пыталось оставить традиционные черты государства. Именно в духовной сфере значительных изменений к XVIII веку не произошло.

Все перечисленные выше проблемы повлияли на развитие Османской империи в дальнейшем. Уже во второй половине XVIII века появляется «Восточный вопрос» в политике европейских держав. Связан он был с национально-освободительным движением на Балканах. Англия и Франция хотели подчинить себе всю империю, поэтому они были против разделения её на отдельные государства. Отсюда ещё большая зависимость Османской империи от европейских держав. Проведённое нами исследование, показало, что период XVIII века стал поворотным для истории Османской империи. Все те элементы структурного кризиса, которые были отмечены дипломатами, сложились в данную эпоху, повлияли на гибель империи. И только благодаря интересам европейцев она просуществовала до начала XX века.

После разработки конспекта урока-экскурсии по теме «Османской империи XVIII века глазами российских дипломатов» мы пришли к следующим выводам. Данный урок будет уместен в виде внеклассного мероприятия. Необходим данный урок для понимания взаимоотношений Российской и Османской империи. Так же при создании конспекта неоднократно использовались межпредметные связи (География, архитектура, искусство). Что отвечает современным стандартам обучения истории. Данный урок-экскурсия будет интересен ученикам, так как он содержит много иллюстративных материалов. Кроме того, данный урок-экскурсия служит в виде повторения изученного материала по разным историческим эпохам.

Литература

1. Арунова М.Р. Османская империя в начале XVIII века и её описание П.А. Толстым. Российский посол в Стамбуле. / М.Р. Арунова, С.Ф. Орешкова. - М.: Наука, 1985. - 160с.

. Вартаньян Э.Г. Государственное устройство и внутриполитическое положение османской империи начала XVIII века / Э.Г. Вартаньян // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2015. - №5.- С.21-24.

. Витол А.В. Османская империя (начало XVIII в.) / А.В. Витол. - М.: Наука, 1987. - 136с.

. Гасратян М.А. Очерки истории Турции / М.А. Гасратян, С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. − М.: Наука, 1983. - 280с.

. Государева М.Ю. Русская дипломатическая миссия в Стамбуле в 20-30-е годы XVIII века / М.Ю. Государева // Вестник Рязанского государственного университета. - 2011. - № 30. - С. 154-167.

6. Губер А.А. Новая история Азии и Африки / Губер А.А, Ким Г.Ф., Хейфец А. Н. - М.: Наука, 1982. - 560с.

. Климанов Л.Г. Первый русский резидент в Константинополе / Л.Г. Климанов // Вопросы Истории. - 1979. - № 2. - С. 176-180.

8. Майер М.С. О состоянии денежной системы османской империи ( по донесениям российского резидента в Стамбуле А.А. Вешнякова. / М.С. Майер // Восточное историческое источниковедение и вспомогательные дисциплины. - 1994. - № 2. - С. 248-261.

. Малето Е.И. Турки могущественны и исполнены мужеством / Е.И. Малето // История. - 2004. - №13. - С.13.

. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса / М.С. Мейер. - М.: Наука, 1991. - 261с.

. Мнякина М.К. П.А. Толстой и его описание Османской империи начала XVIII века / М.К. Мнякина // Вестник челябинского госуниверситета.- 2014. - № 14. - С.74-79.

. Миллер А.Ф. Краткая история Турции / А.Ф. Миллер. - М.: МГУ, 1948. - 286с.

. Михнева Р. Россия и Османская империя в международных отношениях XVIII в. / Р. Михнева. - М.: Наука, 1985. - 243с.

. Новичев А.Д. История Турции / А.Д. Новичев. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. - Т.1. − 314с.

. Орешкова С.Ф. Русско-Турецкие отношения в начале XVIII в. / С.Ф. Орешкова // Народы Азии и Африки. - 1971. − № 1. - С. 192-196.

. Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки. / А.М. Родригес. - М.: ВЛАДОС, 2004. - ч 1. - 400с.

. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура Ближнего Востока на рубеже Нового времени / И.М. Смилянская. - М.: Наука, 1979. - 250с.

. Якушев М.М. Церемониал приема российских дипломатов у султана и великого визиря в российско-османских отношениях конца XVIII века / М.М. Якушев // Международная жизнь. - 2014. - С. 77-90.

Похожие работы на - Особенности экономического и социально-политического развития Османской империи в XVIII веке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!