Влияние различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской на уровень их физической подготовленности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    574,3 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской на уровень их физической подготовленности

Содержание

Введение

. Особенности физической подготовки сотрудников федеральной службы исполнения наказания

.1 Профессиональная деятельность сотрудников Федеральной службы исполнения наказания

.2 Характеристика физической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказания

.3 Общая характеристика физических направлений тренировочных занятий

.4 Роль и значение уровня физической подготовленности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания для несения профессиональной службы

. Методы, организация и результаты собственных исследований

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

.3 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Согласно данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, сохраняется большое количество случаев оказания осужденными неповиновения служебному персоналу, проявления буйства, массовых беспорядков, захвата заложников, нападения на граждан и персонал, причинения вреда окружающим и побегов из мест лишения свободы. Всего, по официальным данным ФСИН России, за 2011-2015 годы в нашем государстве произошло 34 побега. Сейчас на свободе находятся более 150 беглых опасных осужденных, в их числе лица, которые более двадцати лет скрываются от специальных служб. За последнее десятилетие было зафиксировано более 1600 нападений на сотрудников ФСИН при исполнении ими служебных обязанностей, более 1500 случаев нанесения вреда здоровью различной степени тяжести, из них более ста со смертельным исходом.

Одной из главных причин несчастных случаев при задержании нарушителей является не достаточный уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН. Так как, в практической деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания указывается, что от степени развития физических качеств зависит уровень их выживаемости и исход любой операции по пресечению преступных действий.

В настоящее время актуализируются проблемы, касающиеся вопросов организации физической подготовки в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, т.к. существуют научные факты, указывающие на снижение уровня физической подготовленности сотрудников, что непосредственно сказывается на их профессионализме. Эти негативные явления выдвигают на первый план вопросы совершенствования работы с сотрудниками ФСИН и прежде всего в вопросах их физической подготовки.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится в целях вовлечения сотрудников Федеральной службы исполнения наказания в регулярные занятия физическими упражнениями, повышения уровня физической подготовленности, спортивного мастерства и организации досуга. Для сотрудников ФСИН организована работа спортивных секций по борьбе дзюдо и самбо, лыжным гонкам, стрельбе, легкой атлетике, спортивным играм, рукопашному бою, гиревому спорту, прикладным видам спорта (Ранцев Г.С. Требования к физической подготовленности сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 8. С. 24-26).

На наш взгляд, данная проблема является актуальной, поскольку низкий уровень физической подготовленности ведет к несоответствию предъявленных требований к сотрудникам ФСИН, а так же к недоступным для большинства сотрудников выполнений нормативных требований по общей физической подготовке.

Анализ литературных источников показал, что на данный момент практически не существует работ, посвященных исследованию влияния различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФСИН на уровень физической подготовленности. Поэтому мы считаем, что выбор нашей темы исследования является на сегодняшний день своевременным и актуальным.

Цель исследования: определение влияния различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской на уровень их физической подготовленности.

Объект исследования: уровень физической подготовленности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания.

Предмет исследования: различные физические направления тренировочных занятий сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской области - как фактор влияния на рост уровня их физической подготовленности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведенное нами исследование позволит определить наиболее эффективное физическое направление тренировочных занятий у сотрудников Федеральной службы исполнения наказания, повышающее уровень их физической подготовленности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2.      Выявить уровень физической подготовленности у сотрудников Федеральной службы исполнения наказания.

.        Определить и обосновать эффективность физического направления тренировочных занятий сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской, при применении которого респондентами были показаны более высокие результаты контрольного тестирования, определяющего уровень физической подготовленности сотрудников.

тренировочный выносливость силовой

1. Особенности физической подготовки сотрудников федеральной службы исполнения наказания

.1 Профессиональная деятельность сотрудников Федеральной службы исполнения наказания

Особенностью уголовно-исполнительной деятельности как одного из видов правоохранительной деятельности является предъявление повышенных требований к сотрудникам, их способности преодолевать различные нагрузки.

А.И. Исмаилов выделяет основные задачи ФСИН России:

исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);

создание условий порядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, создание условий для безопасного содержания в них заключенных, а кроме этого и для сотрудников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

необходимость обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и подсудимых;

контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений;

обеспечение контроля за лицами, условно осужденными и осужденными, но с предоставлением судом отсрочки отбывания наказания;

охрана и конвоирование осужденных и подсудимых по определенным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

охрана психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, снабжение безопасности находящихся на их территориях людей, включая сoпровождение и охрану, а также больных, которым прописано принудительное лечение в стационарах, при перемещении их в другие аналогичные больницы, а кроме того при направлении их в другие учреждения здравooхранения для оказания медицинской помощи;

создание для осужденных благоприятную обстановку заключения под стражей, которая соответствовала бы нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

организация деятельности для лиц, оказавшимся в местах лишения свободы, помощи к социальной адаптации;

управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Главенствующей задачей исправительных учреждений считается перевоспитание лиц находящихся в данном учреждении, которые совершили преступление. Поэтому необходимо задействовать их в трудовой деятельности и адаптации к нормальной жизни в социуме. Делая вывод из вышесказанного, деятельность сотрудников, несущих службу в данных учреждениях, имеет свои особенности.

Основной характерной особенностью данных учреждений является непрерывный контакт с осужденными в процессе деятельности. Деятельность ФСИН считается разновидностью государственной службы и порядок её прохождения сотрудниками определен в соответствующих положениях о службе. Кроме того, для них существует специальная форма, которую сотрудники должны носить во время службы, а также установлены специальные воинские звания.

Прежде, чем преступить к несению службы, каждому сотруднику ФСИН необходимо получить специальную физическую подготовку и специализированные профессиональные знания, умения и навыки.

Сотрудникам ФСИН предоставлены обширные властные полномочия, выполнение их находится в зависимости от умений рационального, целесообразного и законного применения власти, по этой причине главными принципами деятельности служащего считается действие в рамках закона, уважения прав человека и гуманность. Так же, необходимо отметить, что сотрудники, прошедшие аттестацию по определенным критериям, имеют возможность применения специфических средств воздействия, таких как огнестрельное оружие, резиновые дубинки и приемы самозащиты.

Н.И. Барановский в своей книге раскрывает проблему нехватки квалифицированных кадров в исправительных учреждениях УИС. Так же автор выделяет и то, что среди тех, кто принимается в ряды сотрудников ФСИН, многие не обладают необходимыми профессиональными качествами, что в свою очередь порождает должностную преступность, обусловленную не злоупотреблением должностными обязанностями, а их непрофессиональным исполнением.

Рассмотрим подробнее особенности деятельности некоторых категорий сотрудников учреждений исполнения наказания. Основными служебными обязанностями является охрана жилых и смежных с ним производственных зон учреждения, конвоирование осужденных на производственные объекты и обратно, а также по плановым автодорожным маршрутам, осуществление пропускного режима, воспрепятствие проникновению запрещенных к использованию осужденными предметов.

Сотрудник отдела по воспитательной работе проводит воспитательную работу с подсудимыми. Одна из самых важных должностей в исполнительном учреждении является должность воспитателя (начальника отряда), сотрудники данных должностей выполняют основную работу, связанную с организацией и проведением всех мероприятий с подсудимыми.

Именно через начальника отряда реализуется переписка с родственниками, организация свиданий и др. С целью выполнения данных вопросов начальник отряда контактирует со всеми службами ФСИН.

Помимо этого, начальником отряда проводится работа по профилактике преступлений, изучаются психологические особенности каждого члена отряда, выявляются лидеры, а так же осуществляет контроль при формировании групп с отрицательной направленностью. Полученные сведения используются им в дальнейшем для проведения профилактических и воспитательных мероприятий. Благодаря применению психологических средств и методов коррекции поведения, проводится работа с подсудимым по подготовке к жизни после освобождения.

А.Н. Кустов считает оперативно-режимную и охранную деятельность одной из важнейших в ФСИН. При возникновении чрезвычайных ситуаций сотрудники отдела охраны могут привлекаться к выполнению таких задач как преследование и розыск осужденных, совершивших побег, задерживать и передавать в органы внутренних дел граждан, пытающихся проникнуть на охраняемые объекты, пересекать массовые беспорядки в учреждении и на объектах, освобождать захваченных заложников. Для этого они должны знать порядок применения физической силы, специальных средств, и огнестрельного оружия. Охрана осуществляется непрерывно и должна быть направлена на своевременное и точное выполнение поставленных задач, а их объем определяется среднесуточным количеством постов.

Для обеспечения охраны объектов создается группировка сил и средств так называемая система охраны, которая включает в себя: караулы, места их расположения, посты несения службы и маршруты движения часовых, секторы наблюдения и ведения огня, средства связи, посты караульных собак, а также резервные группы и другие средства. Система охраны отражается в планах, который состоит из схемы, табеля по постам, инструкции начальника караула, его помощников и боевого расчета при происшествии.

При несении службы в составе караула сотрудники подразделения охраны имеют право применять огнестрельное оружие для предотвращения побега осужденного, но только при преодолении им установленной линии охраны. Линией охраны является основное ограждение, внешние двери, контрольно-пропускной пункт, внешние стены помещения штаба учреждения и другие здания, прилегающие к основному ограждению.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность сотрудника ФСИН проходит в условиях повышенной опасности и экстремальности. Она регулируется нормативно - правовыми документами, требует специальной физической и профессиональной подготовки. Сотрудники различных отделов ФСИН имеют перед собой разнообразные задачи, в соответствии с этим, они выполняют различные, специфические для каждого отдела виды деятельности.

1.2 Характеристика физической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказания

Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Особенностью уголовно-исполнительной деятельности как одного из видов правоохранительной деятельности является предъявление повышенных требований к сотрудникам, их способности преодолевать различные нагрузки.

Формирование Физическая готовность сотрудников ФСИН формируется благодаря общей системе профессионального обучения и воспитания. Физическая подготовка является важнейшим и наиболее эффективным средством обеспечения физической готовности сотрудников ФСИН, так как именно в процессе целенаправленного использования различных по характеру физических упражнений достигается многостороннее и глубокое воздействие на организм человека.

За систематичность и качество проводимых занятий, посещаемость данных занятий, за уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН России, а также за своевременную сдачу контрольных нормативов отвечает руководитель органов (подразделений).

Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:

воспитание и регулярное совершенствование физических качеств (скоростных, силовых, координационных способностей, гибкости, выносливости);

развитие убежденности в своих силах и повышение устойчивости организма к влиянию негативных факторов служебно-боевой деятельности;

привлечение сотрудников к систематическим занятиям физической подготовкой, увеличение их профессионализма в служебно-прикладных видах спорта;

овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Специальными задачами физической подготовки сотрудников являются:

усвоение и формирование навыков выполнения боевых приемов борьбы;

формирование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок;

преодоление разнообразных препятствий;

развитие смелости и настойчивости при действиях в сложных и экстремальных ситуациях.

В.С. Попов с целью совершенствования общей физической подготовленности выделяет:

виды спорта силовой направленности: тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, подтягивания на перекладине и так далее с целью воспитания силовых способностей;

бег на различные дистанции, лыжная подготовка, кроссы и др. для воспитания выносливости;

спринтерский бег, прыжковые упражнения для воспитания скоростных способностей;

игровые виды спорта и гимнастические упражнения для воспитания координационных способностей.

Для воспитания специальной физической подготовленности автор выделяет:

прохождение полосы препятствий;

занятия различными видами спорта (гандбол, различные единоборства).

Ю.В. Синягин с соавторами выделяет следующие занятия для совершенствования специальных умений и навыков:

занятия практической направленности для отработки специальных приемов защиты и нападения в различных условия (один против одного, пары нападающих, действия на ограниченной площади, приемы применения оружия и спецсредств, использование приемов в различной форме одежды и разных погодных условиях, отработка приемов взаимопомощи);

занятия по контактным видам спорта: самбо, рукопашный бой, бокс и другие;

упражнения группой по силовому пресечению противоправных действий с применением спецсредств (щита, резиновой палки, наручников), отработка защиты от ударов блоками, уходами, ответными ударами и бросками, взятие под стражу правонарушителя;

занятия, с созданными условиями, которые требуют от сотрудников волевых усилий - повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок, использование помех (шум, топанье, звуки стрельбы), неожиданность «нападения» «правонарушителя», увеличение количества нападающих и прочее;

создание условий, усложняющих выполнение уже известных упражнений, которые связаны с ситуациями риска (утяжеление снарядов, увеличение высоты прыжка, подъемов по пожарной лестнице, кувырки, сальто), занятия в различных незнакомых местах (подъезд, квартира, подвал), выполнение упражнений в обстановке состязания.

Главной задачей физической подготовки является развитие психологических качеств у сотрудников.

Процессы мышления, памяти и внимания, волевые и эмоциональные качества личности в разных сочетаниях выявляются при выполнении практически любого упражнения, особенно при сложных видах деятельности.

Огромной значимостью обладают физические упражнения для формирования и совершенствования таких качеств, как устойчивость к утомлению, способность к сосредоточению и быстрому переключению, в зависимости от возникшей ситуации.

Занятия физическими упражнениями содействуют совершенствованию зрительной и мышечной памяти, развитию положительных эмоций и других психологических качеств.

Посредством целенаправленного регулярного воздействия физических упражнений представляется возможность эффективно исправлять многие уже сформировавшиеся, а в ряде случаев и врожденные недостатки в физическом развитии сотрудников.

Как указывает Р.А. Желтов, использование физических упражнений имеет большое значение в повышении функционального состояния организма. Так, у спортсменов реакция на физические нагрузки характеризуется снижением частоты сердечных сокращений, экономной работой органов кровообращения, значительным увеличением частоты и глубины дыхания, что обеспечивает эффективное снабжение организма кислородом.

Для эффективного выполнения задач физической подготовки руководители привлекают к работе общественных инструкторов и тренеров. Практическая работа по физической подготовке в системе ФСИН России проводится кадровыми аппаратами, под руководством инструкторов боевой и служебной подготовки, которые должны контролировать проведение занятий по физической подготовке и проведение спортивных соревнований, исключение составляют учебные заведения.

М.А. Москвичев указывает на то, что физическая подготовка сотрудников ФСИН реализуется в форме утренней физической зарядки, учебных занятий, самостоятельных занятий физическими упражнениями, физкультурно-спортивных массовых мероприятий.

Утренняя физическая зарядка выполняется для укрепления здоровья, а так же закаливания организма, благодаря утренней зарядке сохраняется физическая и умственная работоспособность, а так же происходит повышение уровня физической подготовленности сотрудников. Утренней физической зарядкой рядовой и начальствующий состав подразделений уголовно-исполнительной системы занимается самостоятельно.

Основной формой физической подготовки сотрудников ФСИН являются учебные занятия, которые проводятся в виде теоретических, практических, методических и показных занятий.

Теорию преподают специалисты физической подготовки и медицинской службы.

Практические занятия проводятся в составе группы численностью до пятнадцати человек по разделам физической подготовки и комплексно. Практические занятия обязаны иметь учебно-тренировочную направленность и проводится с учетом профессиональных групп уголовно-исполнительной системы и физической подготовленности занимающихся.

Сотрудники, которые из-за каких-либо причин, а также из-за особенностей службы не могут принимать участие в учебно-тренировочных занятиях, к сдаче контрольных нормативов готовятся самостоятельно с учетом рекомендации специалистов по физической подготовке.

Занятия по физической подготовке с рядовым и начальствующим составом ФСИН России проводятся за счет служебного времени регулярно в объеме 100 часов в год с учетом местных условий и особенностей несения службы. Занятия строятся на плановой основе из расчета в среднем два раза в неделю по 1 часу.

Для сдачи контрольных нормативов сотрудники ФСИН в соответствии с их возрастом распределяются на возрастные группы (таблица 1).

Таблица 1 - Возрастные группы сотрудников

Возрастная группа

Мужчины

Женщины

1

до 30 лет

до 25 лет

2

от 30 до 35 лет

от 25 до 30 лет

3

от 35 до 40 лет

от 30 до 35 лет

4

от 40 до 45 лет

от 35 до 40 лет

5

от 45 до 50 лет

от 40 до 45 лет

6

от 50 лет и старше

от 45 лет и старше


Занятия по физической подготовке с личным составом ФСИН России и прием нормативов проводятся силами инспекторов БСП (боевой и служебной подготовки) и общественных инспекторов (тренеров, органов исполняющих наказание).

Уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН в целом определяется в конце календарного года на основании оценок, полученных в течение года по мере сдачи установленных контрольных нормативов (таблица 2).

Таблица 2 - Нормативы по физической подготовке для сотрудников ФСИН

Упражнения (единица измерения)

Оценка

Возрастные группы



1

2

3

4

5

6

Мужчины

Бег 5 км (мин, с)

удовл.

26.00

26.30

27.00

27.30

35.00

37.00


хорошо

25.00

25.30

26.00

26.30

33.00

35.00


отлично

24.00

24.30

25.00

25.30

31.00

33.00

Бег 3 км (мин, с)

удовл.

--

--

--

--

15.30

16.30


хорошо

--

--

--

--

14.30

15.30


отлично

--

--

--

--

13.30

14.30

Бег 1 км (мин, с)

удовл.

3.50

4.10

4.30

4.40

5.40

5.50


хорошо

3.35

3.45

3.50

4.00

5.00

5.30


отлично

3.20

3.30

3.40

3.50

4.00

5.00

Комплексное силовое упражнение (кол-во повторений)

удовл.

3

2

1

3

3

1


хорошо

4

3

2

4

3

2


отлично

5

4

3

5

4

3

Подтягивание наперекладине (кол-во раз)

удовл.

13

12

10

7

5

4


хорошо

15

14

11

9

7

5


отлично

17

16

13

11

9

7

Сгибание иразгибание рук вупоре лежа

удовл.

--

--

--

--

25

20


хорошо

--

--

--

--

30

25


отлично

--

--

--

--

35

30

Челночный бег 10х10м (с)

удовл.

27

28

31

34

36

39


хорошо

26

27

30

33

35

38


отлично

25

26

29

32

34

37


Проверка физической подготовленности осуществляется:

в процессе обучения (ежеквартально);

в конце учебного года;

при инспектировании.

А.Н. Кустов указывает на то, что сотрудники, которые не были допущены медицинским персоналом к занятиям по физической подготовке и относящиеся к группе лечебной физкультуры, а также женщины старше 40 лет, к сдаче нормативов по физической подготовке не привлекаются.

В процессе физической подготовки выделяют два полугодовалых периода. М.А. Москвичев считает, что именно за такой промежуток времени происходит формирование заданных уровней по физической подготовке и достигается готовность к служебной деятельности сотрудников ФСИН.

В связи с чем каждый календарный год делится на два самостоятельных периода подготовки в соответствии с примерной структурой учебного процесса по физической подготовке, а также система контроля и оценки подготовленности сотрудников.

В полугодовалых периодах выделяют еще 3 этапа подготовки, каждый из которых отвечает за формирование отдельных профессионально важных физических качеств.

Первый этап длительностью в 2 месяца сосредоточен на воспитание скоростных способностей, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих быстрое преследование, превосходство в силовом противодействии.

На втором этапе, который так же длится 2 месяца, происходит воспитание общей и силовой выносливости, обеспечивающей высокую работоспособность в течение рабочего дня, а также готовность к длительному поиску или преследованию правонарушителя.

На третьем этапе, продолжительностью 2 месяца, происходит увеличение специальной работоспособности сотрудников, которая характеризуется единовременным проявлением всех профессионально значимых физических качеств.

Таким образом, физическая подготовка является основным компонентом подготовки сотрудников ФСИН. Особенностью уголовно-исполнительной деятельности является предъявление повышенные к ней требования сотрудников.

.3 Общая характеристика физических направлений тренировочных занятий

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы.

Как указывает Л.П. Матвеев удовлетворительного результата в занятиях физической культурой и спортом можно достичь в результате многолетних непрерывных занятий, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта). По мнению автора, секционные занятия планируются на весь период обучения под руководством преподавателей с целью четкого определения последовательности решения задач, овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма. Планирование должно предполагать увеличение объема, интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с прошедшим годом.

Тренировочное занятие отличают некоторые характеристики:

) направленность на достижение индивидуально - возможного наивысшего результата;

) ранняя и углублённая специализация спортсмена в избранном виде спорта;

) большая продолжительность занятий необходимая для достижения максимальных тренировочных результатов;

) исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок;

) высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсмена;

) необходимость систематического и углублённого контроля в ходе тренировочных занятий;

) широкое использование не специфических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

Функцию и морфологию организма занимающегося на тренировках формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Применяемое для этого упражнение определяется не столько выбранным видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое следует воспитывать в данном виде спорта. Однако, следует отметить, что в разных видах спорта формируются и развиваются одинаковые физические качества (выносливость, скоростные способности, гибкость, силовые способности, координация, а так же и их всевозможные сочетания). Имеются критерии, свойственные для групп спортивных упражнений, которые направлены на воспитание конкретных качеств, позволяющие изучать общие закономерности. Для чего происходит объединение различных видов спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Поэтому у спортсменов различных видов спорта, но объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени появляются сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы.

Главной структурной единицей учебно-тренировочного процесса является отдельно взятое занятие, в процессе которого применяются разнообразные средства тренировки, которые направлены на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

По основной педагогической направленности тренировочные занятия могут быть: основные, дополнительные, избирательной и комплексной направленности.

При двух тренировочных занятиях в день, одно из них, как правило, является основным, а другое - дополнительным.

Решение основных задач подготовки, поставленных на учебно-тренировочное занятие, решается в основных занятиях, где и выполняется основной объём работы. Применяются на них наиболее эффективные средства и методы, нагрузки более значительные, которые необходимы для воспитания и повышения тренированности.

В дополнительных занятиях применяются средние по величине нагрузки, связанные с решением отдельных частных задач подготовки и используемые для поддержания достигнутого уровня тренированности. В дополнительных занятиях могут применяться и малые нагрузки, применяемые в качестве ускорения процессов восстановления после предшествующих больших или значительных нагрузок.

По направленности используемых на занятиях средств и методов Н.Г. Озолин выделяет занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Программа занятий избирательной направленности планируется так, чтобы существенный объём упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. К примеру, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей.

В настоящее время зачастую используются занятия, которые способствуют преимущественному воспитанию отдельных качеств и способностей: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности.

Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием конкретных физических качеств. Это же можно сказать и о большой части работы по совершенствованию техники: она должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств. Только тогда занимающийся начнет в совершенстве владеть техникой, отвечающей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревнованиях.

Выделяют два вида построения занятий комплексной направленности, которые включают одновременное развитие различных качеств и способностей.

К первому виду относятся занятия комплексной направленности с последовательным решением задач, то есть программа отдельного взятого занятия разделяют на 2 или 3 относительно самостоятельные части, которые выполняются в строгой последовательности. К примеру, в I части используют средства для повышения скоростных возможностей, во II - силовой подготовленности, в III части выносливости. Или в первой части - решаются задачи обучения новым техническим элементам, во второй части - физической подготовки, в третьей части - тактическое совершенствование.

Второй вариант предполагает не последовательное, а одновременное развитие нескольких, чаще всего двух физических качеств. Параллельно решаются задачи, когда два процесса энергообразования в процессе выполнения тренировочной нагрузки идут одновременно (параллельно). Например, тренировочная работа, которая направлена на повышение аэробной и анаэробной производительности (третья зона интенсивности), или на увеличение скоростных и анаэробных возможностей (скоростная выносливость - четвёртая и пятая зона интенсивности).

По направленности физической нагрузки В.А. Геселевич выделяет:

выносливость (аэробные упражнения, бег, лыжный спорт, плавание);

быстрота и скоростная выносливость (аэробный и смешанный характер нагрузки);

сила и силовая выносливость;

ловкость;

гибкость.

Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки.

Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

гибкость и силу;

гибкость и выносливость;

быстроты и силу;

быстроту и выносливость.

Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

Выбор ключевого упражнения имеет первостепенное значение в составлении программы тренировки и является профессиональной задачей для тренера.

При воздействии в процессе воспитания на одно из физических качеств, это автоматически влияет и на остальные. Характер и величина такого влияния зависит от следующих причин: интенсивности применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности.

На начальном этапе тренировочных занятий воспитание одного физического качества влечет за собой развитие и других. Но следует отметить, что при истечении какого то времени это развитие заканчивается. Те упражнения, которые ранее участвовали в воспитании всех физических качеств, далее будут влиять некоторые из них. В дальнейшем возможно проявление отрицательного взаимоотношения между отдельными физичесими качествами. И.М. Козлов пишет, что несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силовых способностей (поднимание большого веса) и максимальных показателей выносливости (бег, марафон). Все же автор сообщает, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.

Тренировочное занятие имеет структуру: подготовительная, основная часть и заключительная часть тренировки. Содержание этих разделов зависит от поставленных задач тренировки.

В подготовительной части проводится разминка, врабатывание - выход на необходимую функциональную активность систем и органов занимающихся.

Основную часть тренировки называют нагрузочной фазой, так как она концентрирует все реальные нагрузки, запланированные для выполнения. Основная часть - самая длинная в тренировочном занятии. В зависимости от специфики вида спорта основная часть тренировочного занятия может содержать большое количество упражнений (как в легкой атлетике, плавании или гимнастике) или только одно задание (типа двухсторонней игры в игровых видах спорта).

В заключительной части: использование мероприятий, приводящих к снижению функциональной активности организма спортсмена и приведение его в состояние, близкое к дорабочему.

Самостоятельные учебно-тренировочные занятия проводятся как индивидуально, так и в группе. Более эффективной является групповая тренировка. И.А. Терованисян рекомендует заниматься три-четыре раза в неделю по 1 - 1,5 часа. При занятии менее трех раз не происходит повышение уровня тренированности организма сотрудников. Время для тренировочных занятий лучше выбирать во второй половине дня, но так, чтобы занятие состоялось через два-три часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи.

Для проведения занятий в спортивных секциях подразделений УИС назначаются инструкторы (тренеры) по видам спорта.

− планирование и проведение учебно-тренировочных занятий, а так же воспитательной работы с личным составом;

− принятие участия в оформлении материалов на присвоение спортсменам спортивных званий и разрядов;

− ведение учета работы спортивной секции.

Выполнение тренировочных занятий по утрам натощак противопоказаны, рекомендуется утром выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику. Тренировки должны носить комплексный характер, то есть содействовать воспитанию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и росту общей работоспособности организма.

Таким образом, существуют различные физические направления тренировочных занятий. Тренировочные занятия имеют свою структуру: подготовительная, основная часть и заключительная часть тренировки. Содержание этих разделов зависит от поставленных задач тренировки.

.4 Роль и значение уровня физической подготовленности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания для несения профессиональной службы

Криминализация общественных отношений, рост преступности представляют собой непосредственную угрозу как для порядка функционирования государства в целом, так и для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в частности. В учреждениях ФСИН сохраняется тенденция к увеличению числа лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за участие в незаконных вооруженных формированиях, похищение людей, терроризм. Данные обстоятельства подтверждают тот факт, что особенностью служебно-боевой деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний является необходимость действовать в необычных, часто весьма сложных, опасных для жизни и здоровья, то есть экстремальных ситуациях. Служебная деятельность сотрудников УИС связана с высоким риском, как психологическим (профессиональная деформация, психологическая дестабилизация, под влиянием эмоционально-психологических перегрузок и т.д.), так и физическим (опасность для здоровья и жизни). В связи с этим сотрудник должен обладать высоким уровнем физической подготовленности.

Каждая профессия имеет свою специфику, предъявляет свои, вполне определенные и, зачастую, довольно жесткие требования к специалисту, в том числе к его физическим качествам и способностям.

Сотрудники - это боевые единицы. Каждая единица обязана уметь выполнять все боевые и тактические задачи в средствах индивидуальной броне защиты и с полным боевым комплектом, что заключается в десятке, а иногда и нескольких десятков переносимых на себе килограммов, а для этого они должны обладать высоким уровнем развития силовых способностей.

Многочисленные исследования убедительно доказывают, что в системе профессиональной деятельности ФСИН уровень физической подготовленности занимает одно из ведущих мест. Установлено, что чем выше уровень физической подготовленности сотрудников УИН, тем они более подготовленные к служебной деятельности.

Рассмотрим влияние уровня физической подготовленности на все компоненты физической готовности сотрудников.

Одной из важных особенностей является устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности ФСИН России можно отнести такие, как:

работа со специфической средой - осужденными, имеющими большой опыт антисоциальной деятельности;

работа на охраняемой территории; несение дежурств в ночное время;

ликвидация массовых беспорядков; участие в предотвращении побегов;

работа в лесных исправительных учреждениях в неблагоприятных климатических условиях.

Д.А. Сурков в своей статье выделяет применение средств физической подготовки с целью повышения устойчивости организма сотрудников ФСИН России в трех направлениях:

направление - укрепление здоровья и увеличение разносторонней физической подготовленности;

направление - формирование и совершенствование специальных (специфических) качеств;

направление - использование физических упражнений как средство профилактики неблагоприятного влияния некоторых видов и условий профессиональной деятельности.

Ю.А. Червяков выделяет характер работы сотрудников ФСИН, как чередование двигательной деятельности с небольшой физической нагрузкой и периодов довольно большой двигательной активностью. Значительная часть выполняемых двигательных действий, при которых вовлекается в работу более 2/3 мышечных групп, применяется в экстремальных ситуациях, когда необходимо задержать преступника или выполнить самооборону при внезапном нападении заключенного и т.п. Это предъявляет к сотрудникам большие требования к силовой подготовленности и в то же время умения быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой (сенсомоторной координации, способности быстро овладевать навыками движения).

Зачастую бывают случаи, когда сотрудникам в их профессиональной деятельности необходимо применить табельное оружие или спецсредства. В связи с чем они должны обладать хорошей ловкостью, выполнение движений должно быть экономичным, но точным, должна быть идеально развита координация рук и пальцев, а кроме этого сотрудник должен точно поражать цель. Высокие требования к скоростным способностям проявляются в опасных и экстремальных ситуациях, при совершении двигательных действий в минимальный отрезок времени. В связи с работой в экстремальной обстановке у сотрудников ФСИН уровень развития различных видов двигательной реакции должен находиться на высоком уровне. Ю.А. Червяков выделяет следующие важные виды реакций:

простая двигательная реакция - быстрый ответ заранее известным движением на сигнал;

реакция различения - быстрый выбор нужного двигательного ответа на ряд возможных сигналов;

реакция переключения - способность быстро и точно переключаться с одного двигательного ответа на другой. Хорошая реакция, особенно при выполнении боевых задач, служит одним из показателей высокой квалификации сотрудника УИС.

Во время занятий физической культурой развиваются основные физические качества. Формирование их так же эффективно при посещении учебно-тренировочных занятий по выбранному виду спорта.

Г.С. Ранцев указывает на то, что освоение всего арсенала предусмотренных программой упражнений, освоение боевых приемов борьбы, выполнение контрольных нормативов - это систематический, напряженный физический и волевой труд сотрудников ФСИН России. Поэтому автор выделяет именно физическую подготовку из всех других предметов, которая способствует развитию у сотрудников трудолюбия, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Помощь товарищу при выполнении марш-броска, в игре, выручка в сложной сложившейся ситуации - все это проявляется в спортивной деятельности.

В процессе физической подготовки у сотрудников хорошо развивается дисциплинированность, чувство справедливости, негативное отношение к нечестности. Только в честной борьбе достигается удовлетворенность победой и достигнутым высоким спортивным результатом.

Физическая подготовка по мнению Г.С. Ранцева главным образом влияет на физическую подготовленность сотрудников ФСИН. Это находит отражение в повышении уровня развития физической подготовленности сотрудников, в формировании и совершенствовании у них разнообразных специфических двигательных навыков.

А.В. Сперанская в своем исследовании выделила следующие двигательные качества, необходимые для сотрудников управления по конвоированию: - четкое выполнение движений, требующих специальных навыков (при выполнении обыска, необходимости использовании физической силы - боевых приемов борьбы); - быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители; - быстрое действие в условиях дефицита времени (Сперанская А.В. К вопросу об определении перечня профессионально важных качеств у сотрудников управления по конвоированию).

Ф.М. Зезюлин в своем исследовании указывает о недостаточном уровне физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Используемые на различных этапах профессионального становления средства и методы физической подготовки по своей направленности и времени применения не способствуют развитию профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, а значит, не в полной мере обеспечивают их физическую и профессиональную готовность к действиям в обычных и экстремальных условиях.

Червяков Ю.А. описывает в своих исследованиях, что из-за низкого уровня физической подготовленности участились случаи травм и непредсказуемых ситуаций во время службы сотрудников ФСИН. Он указывает, что наиболее частотными профессиональными заболеваниями сотрудников системы исполнения наказания являются травмы различных частей тела, болезни дыхательной и сердечно - сосудистой системы, подготовленность этих систем и качеств организма определяется в основном уровнем их физического состояния и оказывает значительное влияние на эффективность их профессиональной деятельности.

В связи с этим работнику системы исполнения наказаний нужно, как утверждает автор, преимущественное развитие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливости, формирование готовности к рукопашной схватке с заключёнными, развитие и совершенствование стойкости к неблагоприятному воздействию ограниченной двигательной активности и поддержание работоспособности при выполнении служебных обязанностей, а также воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических нагрузок.

Какие бы задачи не стояли перед сотрудниками, они должны и обязаны быть выполнены в любое время и в любом месте. Поэтому проблема физической подготовленности у сотрудников должна находится на первом месте, так как от этого зависит, как быстро и с каким результатом будет выполнена поставленная задача.

Обобщение имеющихся научных данных позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень физической подготовленности сотрудников значительно влияет на несение профессиональной службы. Без соответствующей физической подготовки сотрудники не смогут обеспечивать безопасность уголовно-исполнительной системы, осуществлять охрану и конвоирование осужденных.

2. Методы, организация и результаты собственных исследований

.1 Методы исследования

В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:

1)      метод анализа научно-методической литературы;

2)      метод анализа документальных материалов;

)        метод контрольного тестирования;

)        метод педагогического эксперимента;

)        методы математической статистики.

Метод анализа научно-методической литературы

Изучения специальной литературы позволило нам найти необходимый материал для написания выбранной темы. В ходе исследования нами было проработано 28 литературных источника, содержанием которых являлись характеристика профессиональной деятельности сотрудников ФСИН, характеристика физической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказания, роль и значение уровня физической подготовленности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания для несения профессиональной службы, общая характеристика физических направлений тренировочных занятий.

Изучив литературные источники, мы обнаружили, что в настоящее время практически нет литературы, посвященной исследованию влияния различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников федеральной службы исполнения наказания на уровень физической подготовленности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данной теме не уделяется должного внимания.

Метод анализа документальных материалов

Метод анализа документальных материалов использовался нами с целью сбора информации о результативности сдачи контрольных испытаний сотрудников до нашего исследования. Информация была взята из протоколов сдачи нормативов по физической подготовленности сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской области (далее ФСИН).

Метод контрольного тестирования

Для выявления уровня физической подготовленности сотрудников ФСИН нами были проведены следующие контрольные тесты:

. С целью определения уровня развития общей выносливости: бег 1000 метров (мин., сек). Бег выполнялся с высокого старта, на стадионе. По команде «На старт!» участники подходили к линии старта и занимали исходное положение. По команде «Внимание!» наклонялись вперед и по команде «Марш!» начинали бег.

. С целью определения координационных способностей: челночный бег 10х10 метров (сек). Упражнение выполнялось на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входила в отрезок 10 м. По команде «Марш» испытуемый должен пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м.

. С целью определения уровня силовых способностей: подтягивание на перекладине (кол-во раз). Исходное положение: в висе на перекладине хват сверху, без раскачиваний и рывковых движений, подбородок должен пересекать гриф перекладины.

Метод педагогического эксперимента

Педагогический эксперимент в нашей работе являлся констатирующим экспериментом, был использован как специально организованное исследование, проводимое нами с целью выявления влияния различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФСИН на уровень физической подготовленности.

В ходе педагогического исследования мы провели методом анализа документальных материалов сбор необходимой информации о физической подготовленности респондентов по протоколам контрольных нормативов, выполняемых сотрудниками ФСИН в ходе спортивно-физической подготовки.

Методы математической статистики

Результаты исследования обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики.

Мы использовали t - критерий Стьюдента для связанных выборок.

Мы использовали следующий порядок расчетов:

) для каждого испытуемого определись разности между результатами первого и второго измерения:

 (1)

) рассчитать среднее арифметическое разностей:

 (2)

) рассчитать среднее квадратическое отклонение разностей:

 (3)

) рассчитать стандартную ошибку разностей:

 (4)

5)вычислить расчетное значение критерия:

 (5)

Число степеней свободы

При сравнении двух выборочных средних арифметических обычно проверяется предположение, что и первая и вторая выборки не отличаются друг от друга значимо и, следовательно, относятся к одной генеральной совокупности. В этом случае нами использовался t - критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Нам были известны следующие статистические характеристики: .

В нашем случае ,  поэтому для расчетов использовалась следующая формула:

 (6)

Число степеней свободы .

После вычисления расчетного (фактического) значения критерия , мы сравнивали его с критическим (теоретическим) значением . Для этого пользовались таблицей теоретического распределения Стьюдента, выписывая значение  соответствующее уровню значимости α и числу степеней свободы . Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения t 0,05 , то различия между средними арифметическими групп считаются достоверными. И, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t 0,05 , считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.

.2 Организация исследования

Написание нашей выпускной квалификационной работы выполнялось в 3 этапа:ЭТАП - ТЕОРЕТИКО-ПОИСКОВЫЙ

(май 2015 г. - август 2015 г.).

На этом этапе мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу по теме исследования, что позволило нам выявить актуальность существующей проблемы, определить название работы. Также нами была сформулирована гипотеза, определена цель и задачи педагогического эксперимента.ЭТАП - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

(сентябрь 2015 г.- январь 2016 г.).

На данном этапе проводилось само исследование и педагогический эксперимент. Осуществлялся сбор эмпирических данных. В проведенном нами эксперименте приняло участие 22 сотрудника Федерального казенного учреждения Управление по конвоированию управления федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области. ЭТАП - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

(февраль 2016 г. - май 2016 г.).

На третьем этапе мы выполняли научное оформление работы. Строили диаграммы, обосновывали вывод по поставленным в работе задачам.

.3 Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе нашего педагогического эксперимента было проведено тестирование, определяющее уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН, данные представлены в приложении 1. Тестирование включало три контрольных испытания:

) измерение уровня общей выносливости «Бег 1000 метров» (мин, сек);

) измерение уровня координационных способностей «Челночный бег 10Х10 метров» (сек);

) измерение уровня силовых способностей «Подтягивание на перекладине» (кол-во раз).

Результаты, полученные нами по первичному тестированию следующие.

В соответствии с рисунком 1 видно, что уровень общей выносливости у большинства 41% испытуемых низкий, 36% имеют уровень ниже среднего и 23% средний уровень. Высокий уровень общей выносливости не показал ни один из сотрудников УФСИН.

Рисунок 1 - Уровень общей выносливости в тесте «Бег 1000 метров» до педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 2 видно, что уровень координационных способностей у большинства испытуемых находится на среднем уровне и составляет 41%, средний уровень показали 32% сотрудников, ниже среднего у 9%. Высокий уровень координационных способностей показали 18% респондентов.

Рисунок 2 - Уровень координационных способностей в тесте «Челночный бег 10Х10 м» до педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 3 видно, что большинство сотрудников УФСИН имеют высокий уровень силовых способностей, 27% средний, 23% ниже среднего и 5% низкий уровень.

Рисунок 3 - Уровень силовых способностей в тесте «Подтягивание на перекладине» до педагогического эксперимента (%)

По результатам первичного контрольного тестирования мы видим, что в процентном соотношении показатели контрольного тестирования испытуемых следующие: общая выносливость на низком уровне, координационные способности на среднем уровне и силовые способности на высоком уровне. По нашему предположению это связано с тем, что график тренировочных занятий в большем объеме включает тренировки на развитие силовых способностей 40 %, на координацию 40%, на общую выносливость 20% (таблица 3).

Таблица 3 - Расписание тренировочных занятий (%)

Тренировочная направленность

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

%

Сила


+



+

40%

Общая выносливость




+


20%

Координация

+


+



40%


С целью подтверждения выдвинутой гипотезы, нам необходимо для выявления эффективности влияния различных физических направлений тренировочных занятий на уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН поделить группы на экспериментальную группу и контрольную группу. Для этого мы методом математической статистки подсчитали результаты первичного тестирования:

Тест 1 «Бег 1000 м» 1,7 <2,09, при p 0,05;

Тест 2 «Челночный бег 10Х10 м» 0,4 <2,09, при p 0,05;

Тест 3 «Подтягивание на перекладине» 0,7 <2,09, при p 0,05 и определили, что группы однородны по физической подготовленности. Количество респондентов контрольной и экспериментальной групп составили по 11 человек.

В течение недели у сотрудников ФСИН 5 раз в неделю проводились тренировочные занятия. К тренировкам координационной направленности относятся игровые занятия (баскетбол, волейбол, футбол), к силовой направленности относятся занятия в тренажерном зале, а к занятиям, на развитие общей выносливости - кроссовая подготовка, плавание, лыжная подготовка.

Контрольная группа занималась по традиционному графику занятий, где в течение недели 20% занятий проводилось на развитие общей выносливости, 40% на развитие координационных способностей и 40% силовых способностей.

Экспериментальная группа занималась по разработанному нами графику. Первая неделя тренировочных занятий включала в себя 20% занятий на развитие общей выносливости, 40% координационной направленности и 40% силовой направленности (приложение 2). Во вторую неделю 40% занятий было направлено на развитие общей выносливости, 20% на развитие координации и 40% на развитие силовых способностей. Далее снова следовал график следующей недели.

Всего за время педагогического эксперимента с сентября 2015 г. по январь 2016 г. проведено 105 занятий, из них на развитие общей выносливости в контрольной группе проведено 20% (21 занятие), в экспериментальной группе 33% (35 занятий). Тренировки силовой направленности в контрольной группе составили 40% (42 занятия), а в экспериментальной 33% (35 занятий). Занятия, направленные на развитие координационных способностей в контрольной группе составили 40% (42 занятия), а в экспериментальной 33% (35 занятий) (рисунок 4).

Рисунок 4 - Распределение физических направлений контрольной и экспериментальной группы (%)

По окончанию педагогического эксперимента нами было повторно проведено контрольное тестирование по определению уровня физической подготовленности сотрудников ФСИН, результаты представлены в приложении 3.

В соответствии с рисунком 5 видно, что уровень общей выносливости после эксперимента у 18% респондентов находится на высоком уровне, следует отметить, что в начале эксперимента ни один из сотрудников не выполнил тест на отлично, 28% имеют средний уровень и 36% ниже среднего. Низкий уровень выносливости снизился до 18%.

Рисунок 5 - Уровень общей выносливости в тесте «Бег 1000 метров» после педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 6 видно, что уровень координационных способностей у большинства испытуемых в конце эксперимента находится на высоком уровне и составляет 45%, средний уровень показали 28% сотрудников, ниже среднего у 18%. Низкий уровень координационных способностей показали 9% респондентов.

В соответствии с рисунком 7 видно, что большинство сотрудников УФСИН имеют высокий уровень силовых способностей (67%), 28% средний, 9% низкий уровень.

Рисунок 6 - Уровень координационных способностей в тесте «Челночный бег 10Х10 м» после педагогического эксперимента (%)

Рисунок 7 - Уровень силовых способностей в тесте «Подтягивание на перекладине» после педагогического эксперимента (%)

По результатам итогового контрольного тестирования мы видим, что в процентном соотношении показатели контрольного тестирования испытуемых следующие: общая выносливость находится на уровне ниже среднего, координационные и силовые способности на высоком уровне.

По результату t-критерия Стьюдента мы определили, что по данным тестирования между контрольной и экспериментальной группами наблюдается достоверность различий в двух тестах:

Тест 1 «Бег 1000 метров» 2,1 >2,09, при p 0,05;

Тест 2 «Челночный бег 10Х10» 2,1 > 2,09, при p 0,05.

В тест 3 «Подтягивание на перекладине» 0,2 <2,09, при p 0,05 группы однородны, возможно, это связано с тем, что эксперимент проводился в течение непродолжительного времени, которого недостаточно, чтобы видеть объективную картину.

Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы в тесте «Бег 1000 метров», мы видим, что 6,8 >  2,23 (при р ≥ 0,05), это свидетельствует о том, что есть достоверный прирост результатов. В соответствии с рисунком 8 видно, что к концу эксперимента результат улучшился на 17%.

Рисунок 8 - Средний показатель результата в тесте «Бег 1000 метров» до и после педагогического эксперимента (мин., сек.)

Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы в тесте «Челночный бег 10Х10», мы видим, что 4,3 >  2,23 (при р ≥ 0,05), это свидетельствует о том, что есть достоверный прирост результатов. В соответствии с рисунком 9 можно отметить улучшение результата на 7%.

Рисунок 9 - Средний показатель результата в тесте «Челночный бег 10Х10» до и после педагогического эксперимента (сек)

Рисунок 10 - Средний показатель результата в тесте «Подтягивание» до и после педагогического эксперимента (кол-во раз)

Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы в тесте «Подтягивание», мы видим, что 4 >  2,23 (при р ≥ 0,05), это свидетельствует о том, что есть достоверный прирост результатов. В соответствии с рисунком 10 видно, что к концу эксперимента результат улучшился на 13%.

Проведенное нами исследование показало улучшение уровня подготовленности по общей выносливости и координационным способностям. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена полученными результатами.

Заключение

В учреждениях ФСИН сохраняется тенденция к увеличению числа лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за участие в незаконных вооруженных формированиях, похищение людей, терроризм. Данные обстоятельства подтверждают тот факт, что особенностью служебно-боевой деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний является необходимость действовать в необычных, часто весьма сложных, опасных для жизни и здоровья ситуациях. Физическая подготовленность сотрудников ФСИН имеет важное значение для несения профессиональной службы. Так силовые способности необходимы в действиях, связанных с провокацией, организованной одной из сторон конфликта во время конвоирования задержанных; уклонением и отказом от распоряжений конвоирования; разнимания драк между заключенными. Координационные способности необходимы при оказании физических сопротивлений конвоированию (буйство или иные насильственные действия); нападение на конвой заключенными. Выносливость помогает в розыске, при побеге.

Нами был выявлен уровень физической подготовленности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания, показатели контрольного тестирования испытуемых следующие: общая выносливость на низком уровне, координационные способности на среднем уровне и силовые способности на высоком уровне.

Эффективность влияния различных физических направлений тренировочных занятий на уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН проверялась в ходе эксперимента. Контрольная группа занималась по традиционному графику занятий, где в течение недели 20% занятий проводилось на развитие общей выносливости, 40% на развитие координационных способностей и 40% силовых способностей. Экспериментальная группа занималась по разработанному нами графику. Первая неделя тренировочных занятий включала в себя 20% занятий на развитие общей выносливости, 40% координационной направленности и 40% силовой направленности. Во вторую неделю 40% занятий было направлено на развитие общей выносливости, 20% на развитие координации и 40% на развитие силовых способностей. Далее снова следовал график следующей недели, где на развитие общей выносливости тратилось 40% занятий, 40% направлено на развитие координации и 20% на развитие силовых способностей.

Обработав полученные данные между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента наблюдается достоверность различий в двух тестах из трех ( >  ). Это объясняется тем, что эксперимент проводился в течение непродолжительного времени, которого недостаточно, чтобы видеть объективную картину. Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы, мы наблюдаем достоверность различий во всех трех тестах.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить наиболее эффективное физическое направление тренировочных занятий у сотрудников Федеральной службы исполнения наказания, повышающее уровень их физической подготовленности.

Список использованных источников

1.    Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки. 2008. - № 9 (43). - С. 29-33.

2.      Барановский Н.И. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации / Н.И. Барановский,В.М. Демин. - Москва: НИИ ФСИН России, 2006. - 52 с.

.        Бойцов С.М. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки / С.М. Бойцов //Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 29-33.

.        Великий спортсмен, педагог, тренер. О спортивной школе, ее руководителе и его учениках / под ред. И.М. Козлова, Н.А. Орлова. - СПб., Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 2005. - 168 с.

.        Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Советский спорт, 2013. - 216 с.

.        Гадалов А.В. Развитие профессионально важных физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений Минюста и МВД России / А.В. Гадалов. - Владимир: ВЮИ Минюстра России, 2005. С. 5-7.

.        Геселевич В.А. Структура тренировочного занятия

.        Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 256 с.

.        Желтов P.A. Методические рекомендации по проведению занятий по физической подготовке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Ярославской области: учебно-методическое пособие / P.A. Желтов, С.К. Захаров, О.С. Смурыгин. - Ярославль: УФСИН РФ по ЯО, 2007. - 26 с.

.        Желтов Р.А. Физическая подготовка как фактор повышения эффективности служебной деятельности / Р.А. Желтов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2008. - № 8. - С. 13-15.

.        Исмаилов А.И. Профессионально-нормативные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации / А.И. Исмаилов, P.A. Желтов. - Москва: ООО «Издательский дом Углич», 2009. - 36 с.

.        Исмаилов А.И. Структура профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы / А.И. Исмаилов, P.A. Желтов // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам: материалы научно-практической конференции преподавателей кафедры ТиМ единоборств РГУФКСиТ, 2010. - С. 93-97.

.        Кустов А.Н. Аспекты специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы / А.Н. Кустов, М.А. Москвичев // Тезисы научн.-практ. конф. - 2014. - №23. - С. 13-19.

.        Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев. - Москва: Известия, 2001. - 333 с.

.        Москвичев М.А. Физическая подготовка работников органов управления уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие / М.А. Москвичев, А.Н. Кустов. - Санкт Петербург: МВД России, 2011. - 362 с.

.        Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: приказ Минюста России от 12 ноября 2001 года № 301

.        Общая характеристика и виды тренировочных занятий

.        Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 863 с.

.        Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Монография / под общ. ред. О.Н. Ракитской. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. - 110 с.

.        Психолого-диагностическое обеспечение профессиональной переподготовки кадров государственной службы: учебно-методическое пособие / сост. Синягин Ю.В., Яблокова Е.А., Мельничук А.С. - Москва: РАГС, 2000. - 38 с.

.        Погадаева Е.В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е.В. Погодаева // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 711-713.

.        Ранцев Г.С. Требования к физической подготовленности сотрудников УИС / Г.С. Ранцев // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2008. - № 8. - С. 24-26.

.        Сперанская А.В. К вопросу об определении перечня профессионально важных качеств у сотрудников управления по конвоированию

.        Сурков Д.А. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы / Д.А. Сурков, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 10. - С.27-30.

.        Теоретико-практические основы развития физических качеств. Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / сост. В.С. Попов. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. - 82 с.

.        Терованесян, И.А. Подготовка спортсменов: современный взгляд / И.А. Терованесян. - Москва: Терра-Спорт, 2000.- 128 с.

.        Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография / Зезюлин Ф.М. - Владимир: ФСИН России, 2006.-160 с.

.        Червяков Ю.А. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи: дис. канд. психол. наук: 19.00.13. / Ю.А. Червяков. - Москва, 2002. - 208 c.

Приложение 1

Таблица 1 - Уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН до эксперимента

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Возраст

Бег 1 км (мин., сек)

Уровень

Челночный бег 10Х10 м (сек)

Уровень

Подтягивание (кол-во раз)

Уровень




Рез.


Рез.


Рез.


Контрольная группа

1

Сухарев Андрей Евгеньевич

38

4,46

Н

31

Н.С

11

С

2

Голышев Денис Александрович

34

4,09

Н.С

28

Н.С

15

С

3

Вахрушев Александр Анатольевич

32

4,00

Н.С

27

С

17

В

4

Соловьев Николай Авенирович

30

4,15

Н

25

В

17

В

5

Юрченко Алексей Александрович

33

3,45

С

27

С

12

Н.С

6

Шомин Евгений Валентинович

34

4,16

Н

27

С

16

В

7

Кувалдин Иван Сергеевич

40

4,48

Н

34

Н.С

7

Н.С

8

Аникин Сергей Денисович

35

3,57

Н.С

31

Н.С.

16

В

9

Кузнецов Алексей Владимирович

37

3,42

С

30

С

10

Н.С

10

Смирнов Дмитрий Сергеевич

39

4,30

Н.С

33

Н

13

В

11

Рванин Виталий Григорьевич

23

3,35

С

26

С

17

В

Экспериментальная группа

12

Груздев Евгений Алксандрович

38

5,23

Н

31

Н.С

10

Н.С

13

Касаткин Алексей Владимирович

39

5,38

Н

32

Н

6

Н

14

Шахов Андрей Геннадьевич

32

3,41

С

27

С

12

С

15

Малков Александр Александрович

36

4,19

Н.С

30

С

11

С

16

Крючков Виталий Дмитриевич

38

5,31

Н

30

С

10

Н.С

Николаев Иван Александрович

31

3,45

С

25

В

17

В

18

Сергушев Александр Сергеевич

35

4,07

Н.С

29

В

11

С

19

Романовский Юрий Олегович

33

4,29

Н.С

28

Н.С

17

В

20

Хломов Сергей Анатольевич

31

4,31

Н

25

В

16

В

21

Киселев Сергей Юрьевич

37

5,02

Н

31

Н.С

11

С

22

Одинцов Антон Геннадьевич

24

3,50

Н.С

26

С

18

В

Примечания: отлично - высокий уровень (В);

Хорошо - средний уровень (С);

Удовлетворительно - уровень ниже среднего (НС);

Неудовлетворительно - низкий уровень (Н).

Приложение 2

Таблица 2 - Пример тренировочных занятий 1 недельного цикла сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской области

Физическое качество и % соотношения

День недели


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Общая выносливость (КГ - 20%) (ЭК - 20%)







+

+



Координационные способности (КГ - 40%) (ЭГ - 40%)

+

+



+

+





Силовые способности (КГ - 40 %) (ЭГ - 40 %)



+

+





+

+


Таблица 3 - Пример тренировочных занятий 2 недельного цикла сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской области

Физическое качество и % соотношения

День недели


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Общая выносливость (КГ - 20%) (ЭК - 40%)






+

+

+



Координационные способности (КГ - 40%) (ЭГ - 20%)

+

+



+






Силовые способности (КГ - 40 %) (ЭГ - 40 %)



+

+





+

+


Таблица 4 - Пример тренировочных занятий 3 недельного цикла сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской области

Физическое качество и % соотношения

День недели


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Общая выносливость (КГ - 20%) (ЭК - 40%)




+



+

+



Координационные способности (КГ - 40%) (ЭГ - 40%)

+

+



+

+





Силовые способности (КГ - 40 %) (ЭГ - 20 %)



+






+

+


Приложение 3

Таблица 5 - Уровень физической подготовленности сотрудников ФСИН после эксперимента

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Возраст

Бег 1 км (мин., сек)

Уровень

Челночный бег 10Х10 м (сек)

Уровень

Подтягивание (кол-во раз)

Уровень




Рез.


Рез.


Рез.


Контрольная группа

1

Сухарев Андрей Евгеньевич

38

4,46

Н

31

Н.С

12

С

2

Голышев Денис Александрович

34

4,06

Н.С

27

С

15

С

3

Вахрушев Александр Анатольевич

32

4,00

Н.С

28

Н.С

17

В

4

Соловьев Николай Авенирович

30

4,12

Н

25

В

17

В

5

Юрченко Алексей Александрович

33

3,45

С

27

С

14

С

6

Шомин Евгений Валентинович

34

4,20

Н

27

С

16

В

7

Кувалдин Иван Сергеевич

40

4,50

Н

36

Н

9

С

8

Аникин Сергей Денисович

35

4,01

Н.С

31

Н.С

16

В

9

Кузнецов Алексей Владимирович

37

3,40

В

31

Н.С

11

Н

10

Смирнов Дмитрий Сергеевич

39

4,29

Н.С

35

Н

13

В

11

Рванин Виталий Григорьевич

23

3,35

С

26

С

17

В

Экспериментальная группа

12

Груздев Евгений Алксандрович

38

4,21

Н.С

30

С

13

В

13

Касаткин Алексей Владимирович

39

4,11

Н.С

29

В

9

Н

14

Шахов Андрей Геннадьевич

32

3,27

В

25

В

14

С

15

Малков Александр Александрович

36

3,38

В

27

В

13

В

16

Крючков Виталий Дмитриевич

38

4,25

Н.С

29

В

14

В

17

Николаев Иван Александрович

31

3,34

С

25

В

17

В

18

Сергушев Александр Сергеевич

35

3,29

В

27

В

12

С

19

Романовский Юрий Олегович

33

3,36

С

25

В

17

В

20

Хломов Сергей Анатольевич

31

3,42

С

25

В

16

В

21

Киселев Сергей Юрьевич

37

Н.С

28

В

15

В

22

Одинцов Антон Геннадьевич

24

3,21

С

26

С

19

В

Примечания: отлично - высокий уровень (В);

Хорошо - средний уровень (С);

Удовлетворительно - уровень ниже среднего (НС);

Неудовлетворительно - низкий уровень (Н).

Похожие работы на - Влияние различных физических направлений тренировочных занятий у сотрудников ФКУ УПК УФСИН России по Вологодской на уровень их физической подготовленности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!