Визовый кодекс Европейского Союза (кризис Шенгенской системы)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    520,17 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Визовый кодекс Европейского Союза (кризис Шенгенской системы)












Курсовая работа

на тему:

"Визовый кодекс Европейского Союза(кризис шенгенской системы)"

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты визового кодекса Евросоюза

1.1 Содержание Визового кодекса Евросоюза

1.2 Особенности визовой политики и классификация виз в соответствии с Визовым кодексом Евросоюза

Глава 2. Практическая реализация Визового кодекса Евросоюза в условиях кризиса на Ближнем Востоке и севере Африки

2.1 Миграционный кризис шенгенской системы

2.2 Пути выхода из "шенгенского кризиса"

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в острой проблеме современного общества - кризисе шенгенской системы в условиях кризиса на Ближнем Востоке и севере Африки. Если власти стран Евросоюза не придут к общему знаменателю и не примут решение, удовлетворяющее общие интересы сторон по вопросам беженцев, это положит "начало конца" Шенгенской зоны и, соответственно, Визового кодекс Евросоюза.

Эксперты отмечают, что подобный кризис в миграционной сфере пока что самый крупный со времен Второй мировой войны. Так, социологи отмечают, что в период январь-сентябрь 2015 года, в странах Европейского Союза зарегистрировалось более 700 тыс. беженцев.

Сам термин "кризис шенгенской системы", был использован специалистами по отношению к вынужденным переселенцам в апреле 2015 года, в тот момент, когда мир услышал о ряде катастроф, произошедших на море. Именно в тот период (13-20 апреля 2015 года) при переправе людей в Европу погибли более 1,2 тысячи беженцев, которые находились на лодках, потерпевших крушение.

Согласно статистике, в период с первого по третий квартал 2016 года, в Евросоюз прибыло свыше 110 тысяч беженцев. Общее количество прибывших мигрантов составляет четыреста тысяч человек. Эта цифра растет ежемесячно. Страны Евросоюза оказались не готовы к такому наплыву мигрантов. В курсовой работе предпринята попытка выяснить, что может помочь в сложившейся ситуации странам ЕС.

Предметом курсовой работы является реализация Визового кодекса ЕС в условиях "шенгенского кризиса", а объектом - пути выхода из данного кризиса.

Целью курсовой работы выступает исследование проблемы практической реализации Визового кодекс ЕС в условиях кризиса на ближнем востоке и севере Африки. Для достижения поставленной цели определим ряд задач курсовой работы:

изучить понятие Визового кодекса Евросоюза;

рассмотреть особенности визовой политики и классификацию виз в соответствии с Визовым кодексом Евросоюза;

проанализировать миграционный кризис шенгенской системы;

предложить пути выхода из "шенгенского кризиса".

Теоретической базой для курсовой работы послужили: Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза; труды таких авторов, как Биржаков М.Б., Быкровский Е., Варкентин А., Великанова М., Долгов С.И., Маринин М.М., Сенин В.С., Ушаков Д.С. и др., а также данные официальных сайтов Единого Визового Центра в г. Ростове-на-Дону и компании "Travelmart".

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты визового кодекса Евросоюза


1.1 Содержание Визового кодекса Евросоюза


Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 г. установил действующий Кодекс Евросоюза о визах (Визовый кодекс) .

Шенгенское соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза было подписано 14.06.1985 г. На сегодняшний день странами-участниками являются:

Таблица 1

Страны-участницы Шенгенского соглашения

Государство

Дата присоединения к Соглашению

Австрия

28.04.1995

Андорра

Со стороны Андорры отсутствует пограничный контроль на границах с Испанией и Францией. Однако, со стороны Франции и Испании выборочный контроль остается, а иностранцы, въехавшие во Францию или Испанию по однократной шенгенской визе, не имеют легальной возможности посещать Андорру.

Бельгия

19.06.1990

Болгария

1.01.2007

Ватикан

С точки зрения пограничного режима де-факто часть Италии

Великобритания

29.05.2000

Венгрия

1.05.2004

Германия

19.06.1990

Греция

6.11.1992

Дания

19.12.1996

Ирландия

29.05.2000

Исландия

19.12.1996

Испания

25.06.1991

Италия

17.11.1990

Кипр

1.05.2004

Латвия

1.05.2004

Литва

1.05.2004

Лихтенштейн

28.02.2008

Люксембург

19.06.1990

1.05.2004

Монако

С точки зрения пограничного режима де-факто часть Франции

Нидерланды

19.06.1990

Норвегия

19.12.1996

Польша

1.05.2004

Португалия

25.06.1991

Румыния

1.01.2007

Сан-Марино

С точки зрения пограничного режима де-факто часть Италии

Словакия

1.05.2004

Словения

1.05.2004

Финляндия

19.12.1996

Франция

19.06.1990

Хорватия

1.06.2013

Чехия

1.05.2004

Швейцария

16.10.2004

Швеция

19.12.1996

Эстония

1.05.2004.


Вступление государств в Евросоюз сопровождается согласованием национального законодательства с Шенгенским законодательством. Однако, для полного применения Шенгенского законодательства требуется проведение ряда практических мер, в первую очередь в деле укрепления охраны внешних границ Союза, на что может потребоваться значительное время, поэтому некоторые члены Евросоюза применяют Шенгенское законодательство не в полной мере: Болгария, Кипр, Румыния, Хорватия.

На всех границах этих государств по-прежнему осуществляется паспортный контроль, а краткосрочные визы, выдаваемые ими, не являются шенгенскими, то есть предоставляют право на посещение только этих государств.

Большинство членов ЕС применяют Шенгенское законодательство ЕС в полной мере, среди них: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Дания обладает особым статусом, закрепленным в Шенгенском протоколе к Амстердамскому договору 1997 г., позволяющим ей не участвовать в шенгенском сотрудничестве в объеме большем, чем существовал на дату подписания договора.

Полностью применяют Шенгенское законодательство Евросоюза страны Европейской экономической зоны, не являющиеся членами ЕС, и присоединившиеся к Шенгенскому законодательству посредством существующего в ЕС механизма расширенного внешнего сотрудничества: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

К гражданам Российской Федерации нормы Визового кодекса применяются с учетом Соглашения между Российской Федерации и Евросоюзом об упрощении выдачи виз гражданам РФ и ЕС от 25.05.2006 г. Нормы данного Соглашения предусматривают для граждан РФ более благоприятные положения в ряде случаев, имеющие приоритет над общими правилами Визового кодекса.

Ходатайство о выдачи визы подается за три месяца до предполагаемой поездки. Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев.

При подаче ходатайства ходатайствующее лицо обязано:

предоставить формуляр ходатайства;

предоставить документ на поездку;

предоставить фотографию;

осуществить дактилоскопирование отпечатков пальцев, если это уместно;

оплатить визовый сбор;

предъявить подтвердительные документы (цель поездки, намерение покинуть территорию до окончания срока предоставления визы и т.п.);

предоставить доказательство наличия адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, если это потребуется.

Ходатайства могут подаваться в консульство ходатайствующим лицом или аккредитованными коммерческими посредниками.

Консульства шенгенских государств обязаны принимать решение о выдаче визы в течение 15 дней с момента обращения. Визовый кодекс ЕС требует от посольств предоставлять мотивированные ответы о причинах отказа в принятии визовых заявок, а также предоставляет гражданам право на апелляцию в случае их негативного ответа (отказа в предоставлении визы) .

Наиболее частые случаи отказа в визе:

) предоставление поддельного, фальсифицированного или искаженного документа;

) нет подтверждения цели и условий предполагаемого пребывания;

) нет предоставления доказательства наличия достаточных средств к существованию на срок предполагаемого пребывания и для возврата в страну происхождения и т.п.

Виза - отметка в паспорте, которая означает разрешение на въезд данному лицу на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории или на проезд через нее. В соответствии с Визовым кодексом ЕС 2009 г., под "визой" понимается разрешение, предоставляемое государством-членом в целях:

транзита по территории или предполагаемого пребывания на территории государств-членов общей продолжительностью не более трех месяцев на протяжении любого шестимесячного периода со дня первого въезда на территорию государств-членов;

транзита через международную транзитную зону аэропортов государств-членов.

Ежегодно шенгенские визы получают около 10 миллионов человек, обладатели которых могут до 3 месяцев беспрепятственно путешествовать по Норвегии, Швейцарии, Исландии и большинству стран ЕС (кроме Великобритании, Ирландии, Болгарии, Румынии, Кипра).

Новшеством в Визовом кодексе Евросоюза стал обязательный сбор отпечатков пальцев в посольствах стран ЕС. В перспективе планируется сбор рисунка радужной оболочки глаза человека. Данные содержатся в Информационной визовой системе (ИВС) в течение 59 месяцев. Следует отметить, что заявителям, которые подают документы на получение виз повторно, не обязательно повторно сдавать отпечатки, за исключением тех случаев, когда возникают сомнения насчет личности заявителя или невозможно подтвердить, когда последний раз брались отпечатки пальцев. Некоторые категории людей будут освобождены от необходимости сдавать отпечатки пальцев.

Информационные визовые системы внедряются постепенно. Последовательность регионов внедрения ИВС определяет Европейская комиссия, в свою очередь государства - члены ЕС проведут соответствующую подготовку.

Визовая информационная система (сокращенно по-русски ВИС, а по-английски VIS) - это часть Шенгенской информационной системы второго поколения.

На сегодняшний день в визовом разделе собираются данные об иностранцах, обладающих временным и постоянным видом на жительство, а также о нарушениях пребывания, выявленных внутри стран и на Шенгенской границе (от нелегальной работы до просроченных виз).

Цель ВИС состоит в том, чтобы собрать информацию обо всех шенгенских визах и отказах в визах иностранцам. В будущем станет возможно, что через Визовую информационную систему будет проходить и информация о пассажирах авиарейсов, прилетающих в страны Шенгена.

Таким образом, Визовая информационная система представляет собой закрытую базу данных, доступ в которую имеют консульства, полиция, пограничники, Интерпол и некоторые другие организации.

Визовый кодекс Евросоюза устанавливает следующие требования к паспорту, подаваемому заявителем на получение шенгенской визы:

) паспорт должен быть выдан в течение предыдущих десяти лет. Ходатайство на получение визы, которое не удовлетворяет этому требованию, может быть принято только в исключительных случаях по гуманитарным соображениям или по причинам, затрагивающим национальные интересы;

) паспорт должен содержать не менее двух чистых страниц, предназначенных для виз;

) срок действия паспорта должен превышать дату предполагаемого выезда иностранца с территории государства - члена ЕС не менее чем на 3 месяца

Визовый кодекс ЕС унифицирует правила и практики для 25 стран Шенгенского пространства, осуществляющих совместную визовую политику.

Нормы действующего Визового кодекса ЕС содержит перечень категорий граждан, которые освобождаются от платы за визу. Так, консульский сбор не платят молодые люди до 25 лет, которые направляются на научные, спортивные и культурные мероприятия, организуемые некоммерческими организациями. Стоимость визы для детей от 6 до 12 лет составит 35 евро (стандартная стоимость визы остается на уровне 60 евро). Для граждан стран, не входящих в Шенгенское пространство, с которыми ЕС заключил соглашения об упрощенном оформлении виз, стоимость визы останется на уровне 35 евро. Каждое посольство само устанавливает валюту, в которой необходимо оплатить визу.

Туристы сталкиваются с некоторыми проблемами, оформляя в первый раз биометрическую визу. Россияне, проживающие на региональных территориях, не могут попасть в визовые центры из-за отсутствия таковых.

Большая часть государств, где необходима шенгенская виза, открывает в ряде российских городов центры для выдачи виз.

Таким образом, становится значительно легче оформить биометрическую визу. Страны Шенгена помогают избежать многие неудобные моменты тем, что выдают визу от полугода и более.

На данный момент без наличия шенгенской визы россияне могут посетить Гайану. Благодаря безвизовому режиму, который был введен Россией и Гайаной 27 ноября прошлого года, граждане могут пребывать без визы на территории другой страны не более девяноста дней.

В результате подписания знакового шенгенского договора большинство европейских держав объединилось в единое пространство. Для въезда на территорию "новорожденного" союза иностранцам стал нужен разрешительный документ, в обиходе именуемый шенгенской визой. Ее еще называют единой, так как она дает право беспрепятственно пересекать границы практически всех держав Евросоюза.

Таким образом, нормы визового кодекса ЕС распространяются на совокупную территорию государств, применяющих Шенгенское законодательство, и участников де-факто. Шенгенская зона представляет собой пространство, на котором передвижение людей происходит максимально беспрепятственно, без проводимого на постоянной основе паспортного контроля.

Внутренние границы государств-членов зоны, согласно законодательству Евросоюза, допускается пересекать в произвольном месте, т.е. не только в обозначенных пограничных переходах гражданам любых государств.

1.2 Особенности визовой политики и классификация виз в соответствии с Визовым кодексом Евросоюза

Рассмотрим особенности визовой политики в Европе, в зависимости от лояльности посольств стран ЕС к туристам из России.

Таблица 2

Особенности визовой политики в Европе

Страна

Особенности

Бельгия

Минимальное количество отказов в получении визы. Так, визы выдают тем, кто едет в ЕС впервые, или тем, у кого на руках только бронь из отеля

Голландия

см. Бельгия

Италия

Без проблем принимают россиян, в ряде случаев ограничиваясь распечаткой брони отелей, копией билетов и даже не требуют подтверждения предоплаты за гостиницу. Визу чаще всего дают на месяц или 20 дней.

Испания

См. Италия

Литвы

Для получения визы достаточно указать в анкете предполагаемое место проживания, купить страховой полис, дорожные чеки (из расчета 40 евро на день пребывания)

Финляндия

Заявление на получение визы может подаваться лично заявителем или его родственниками, но только при предъявлении оригинала документа, подтверждающего родство. Также документы могут подавать представители фирмы за своих сотрудников с обязательным предъявлением оригинала трудовой книжки.

Греция

Заявление на получение визы можно получить в самые короткие сроки - 3 рабочих дня. К россиянам лояльны. Однако, сама виза выдается только на срок пребывания гостя в стране, хотя разговоры о полугодовой мультивизе ведутся уже давно.

Австрия

Заявление на получение визы можно получить всего за 5 дней без дополнительных требований.

Франции

Довольно часто и в короткие сроки выдаются полугодовые мультивизы, которые не просто получить, так как французы требуют не копии, а оригиналы билетов и подтверждение брони отеля с обязательной предоплатой.

Швейцария

Самая длинная анкета на получение визы, которая содержит дополнительные пункты "Правовые средства", "Передача личных данных третьим лицам". Кроме того, в анкете требуется указать сроки действия и место выдачи визы страны, являющейся конечным пунктом путешествия (если такая есть). Правда, визу швейцарцы делают оперативно, всего за 4 рабочих дня.

Германия

В новой анкете немцы добавили параграф 55 Закона о пребывании, который говорит о том, что иностранец, получивший визу, будет выдворен из Германии в случае, если предоставленные им сведения были неверны или заведомо ложны. Причем это касается и сведений, данных для других стран Шенгенского договора.

Швеция

Благосклонна к российским студентам, хорошо владеющим языками и желающим получить европейский диплом, так как в этой стране острая нехватка молодых кадров.

Мальта

Из-за того, что государство отрезано от других стран, местное население остро нуждается в притоке населения. Замечено, что каждый пятый брак в республике заключен с иностранкой.

Таблица 3

Типы виз по принципу действия

Аэропортовые (категория "А")

дают право находиться в пределах транзитной территории аэропорта (без права выхода за ее пределы)

Транзитные (категория "В")

дают право транзитного проезда по территории страны (при этом количество дней пребывания в стране - не более 5 дней)

Туристические (категория "C")

дают право находиться в стране в течение определенного срока, а также совершать поездки по всей территории шенгенской зоны

Национальные (категория "D")

долгосрочные визы, дающие право пребывать только на территории страны, и право транзитного проезда по территории других стран Евросоюза


Следует отметить, что при самостоятельном оформлении любую шенгенскую визу получить нелегко, так как большое количество нюансов возникает в процессе. Как показывает статистика, наиболее легко представители консульств европейских держав выдают однократные виз категории С.

Такие разрешительные документы дают право находиться в Европе не более 30-ти дней, причем поездка осуществима только один раз. Такую визу можно получить даже в чистый паспорт, чего не скажешь о более длительной мультивизе.

Отдельно можно выделить так называемые "экзотические" виды виз:

упрощенная транзитная виза (выдается только для транзита между основной территорией Российской Федерации и Калининградской областью);

краткосрочная виза (разрешает посещение только той страны, посольство которой ее выдало (без права транзита по территории других стран шенгенской зоны).

Виза на посещение страны выдается на основании приглашения.

Приглашения могут быть:

служебные (деловые);

частные;

гостевые;

туристские.

В зависимости от приглашения выдаются различные виды виз:

Таблица 4

Виды виз (в зависимости от приглашения)

Вид визы

Характеристика

Гостевая виза

Разрешение на временное пребывание в стране с целью посещения родственников, друзей по частному приглашению. Она выдается на основании приглашения гражданам, выезжающим в частные поездки и самостоятельно оформляющим визы. Данная виза не дает право на трудоустройство во время поездки.

Деловая виза

Выдается гражданам, выезжающим с деловыми целями по приглашению от иностранных организаций. Это разрешение на временное пребывание в стране с целью деловой поездки или командировки. Она не дает право на трудоустройство и учебу во время поездки. Бизнес-визы бывают: однократные; двукратные; многократные (мульти).

Транзитная виза

Разрешение на пересечение границы с целью проезда в другое государство. Она выдается на короткий срок для транзита по территории страны, не дает право на длительное пребывание и работу. Выделяют одно - и двукратные транзитные визы. В некоторых государствах обязательна даже в тех случаях, когда самолет приземляется на дозаправку, а пассажир не покидает борт самолета

Разрешение на посещение страны несколько раз подряд (деловые переговоры, челночный бизнес). Она разрешает в течение определенного периода произвольное количество раз въезжать в данную страну. При этом нельзя находиться там надолго. Например, получив мультивизу, нельзя прожить в стране более 3 месяцев.

Студенческая виза

Для получения необходимо, кроме стандартного комплекта документов, подтверждение заграничного учебного заведения о том, что вас согласны зачислить в студенты. Также следует объяснить, из каких средств будет оплачиваться обучение и проживание за границей (письмо от спонсора, фонда, справка из банка). В большинстве государств иностранные студенты не имеют права на работу.

Рабочая виза

Выдается по запросу зарубежной компании, которая обязана направить соответствующие документы. Приглашающая на работу фирма должна иметь право на работу сотрудников из-за рубежа. Для получения данной визы требуется множество документов, в некоторых посольствах возможно личное общение.


За выдачу виз посольство практически всегда берет определенную сумму в твердой валюте. Данная сумма различается в зависимости от цели получения визы и посольства. Визовый сбор считается платой за рассмотрение заявления и документов кандидата на получение визы, поэтому если в визе отказано, деньги не возвращаются.

Таким образом, категории виз унифицированы по всем странам Евросоюза:

категория A (Аэропортовая транзитная виза): отменена с 5.04.2010 г.;

категория B (Транзитная виза): действительна для одного или нескольких въездов с целью следования через территорию одного из государств-участников в третье государство.

При этом срок транзита не превышает 5 дней. Данный тип визы не выдается гражданам государств, которым предоставлено право безвизового пребывания на территории стран-участниц Шенгенского законодательства. С 5.04.2010 г. визы категории B не выдаются для Шенгенской зоны, однако, по-прежнему выдаются для стран и территорий, не входящих в нее;

категория С (Краткосрочная виза): действительна для одного или нескольких въездов, при этом общая продолжительность пребывания не может превышать трех месяцев из полугодия на всей территории стран-участниц Шенгенского законодательства.

Глава 2. Практическая реализация Визового кодекса Евросоюза в условиях кризиса на Ближнем Востоке и севере Африки

2.1 Миграционный кризис шенгенской системы


Одной из главных современных проблем Ближнего Востока и стран севера Африки считается распространение исламского экстремизма. Этот фактор является одним из наиболее серьезных препятствий на пути к плодотворному взаимодействию с остальными государствами планеты, России - в том числе.

За последнее время в регионе отмечается заметный демографический рост, потенциал которого беспокоит правительства континентальной Европы. В геополитическом и политико-экономическом плане Ближний Восток занимает весьма благоприятное географическое положение. На сегодняшний день регион Ближний Восток является одним из наиболее крупных районов добычи углеводородного сырья, чем и обусловлена его геополитическая важность.

В настоящее время вследствие военных событий, происходящих на территории стран Ближнего Востока, резко возросло количество вынужденных беженцев в Европе. Они прибывают в эти страны самыми разными способами, которые нередко носят опасный характер и угрожают не только здоровью, но и жизни переселенцев.

Кризис в миграционной сфере стран Европы быстро развился в последние годы из-за резкого увеличения потока беженцев, а также нелегальных мигрантов из стран Южной Азии, Северной Африки, а также Ближнего Востока. Эта тенденция также связана с неспособностью стран Европейского Союза принять сразу такой большой поток людей.

Эксперты отмечают, что подобный кризис в миграционной сфере пока что самый крупный со времен Второй мировой войны. Так, социологи отмечают, что в период январь-сентябрь 2015 г., в странах Европейского Союза зарегистрировалось более 700 тыс. беженцев.

Само определение "кризис", специалистами было использовано по отношению к вынужденным переселенцам в апреле 2015 г., в тот момент, когда мир услышал о ряде катастроф, произошедших на море. Именно в тот период, за короткое время (13-20 апреля 2015 г.), при переправе людей в Европу погибли более 1,2 тысячи беженцев, которые находились на лодках, потерпевших крушение.

В 2015 г. к правительству стран Европы для получения статуса вынужденного переселенца обратились свыше 620 тысяч человек, в том числе в Германии около 200 тысяч человек за статусом беженца обратилось около 620 тысяч человек по всей Европе, а в одной Германии и это только за первое полугодие. Начало "шенгенского кризиса" связано с ситуацией в Ливии, именно там "начался разлад государственных институтов вовремя и после Гражданской войны". Ранее, прибрежный контроль беженцев выполнял путь из Ливии, он был фактически закрыт. А в прошлом году Ливия пережила Гражданскую войну, вследствие чего контроль был полностью утерян. Как правило, всевозможные российские СМИ проводят связь увеличения потока переселенцев с крушением режима Каддафи, но, как мы можем заметить, после этих событий, Ливия, как государство, продолжала существовать. В минувшем году оно разрушилось в результате этого, возникло два воинствующих правителя, и некоторые районы государства оказались под влиянием вооруженных группировок, многие из которых были исламской направленности. На рисунке представлены основные маршруты, по которым мигранты из стран Ближнего Востока и севера Африки (беженцы) попадают в Европу:

Рис. 1 Маршруты, по которым мигранты попадают в Европу

Среди мигрантов пользуются популярностью такие страны, как Германия и Венгрия, в связи с их высоким уровнем жизни и толерантности, именно там 58% всех мигрантов запросили статус беженца.

Наименьшее число заявлений о признании беженцем поступило в правительство Англии (4%). В пропорциональном соотношении количества жителей страны и количества мигрантов, наибольшее количество у Венгрии, 3,3 беженца на миллион населения страны. Это намного выше такого же показателя в Швеции, Австрии и Германии.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в сете последних событий заявил, что Шенгенская система переживает структурный кризис, связывая его не только с миграционным кризисом в Европе, но и с последними терактами в Париже.

Рисунок 2. Количество беженцев из стран Ближнего Востока и севера Африки в страны ЕС за 2015 г.

Граждане Сирии и Афганистана, скрывающиеся от угрозы террористической организации "Исламское государство" (ИГИЛ), составляют абсолютное большинство вынужденных переселенцев. Сейчас, более 500 тысяч мигрантов подали заявления о предоставлении политического убежища и присвоении им статуса беженца, этот показатель превышает такой же, прошлогодний показатель на 150 тысяч заявлений. Превалирующее большинство таких заявлений подали мигранты в Германии, 49% от всего количества мигрантов. Вторым лидером по этому показателю является Швеция - 10% от всего количества.

Данные статистики навевают на мысль об остановке использования шенгенских соглашений. Поставить точные прогнозы на будущее и предсказать прекращение использования шенгенских соглашений, в данный момент трудно. Как заявил представитель Института Европы в Санкт-Петербурге, Н. Кавешников: "Все меры, предпринимаемые Европейскими странами в отношении транспорта являются олицетворением шенгенской гибкости".

После встречи с лидерами Лиги арабских государств 28 февраля 2016 г. глава российского МИД Сергей Иванов заявил, что надеется на смягчение визового режима в арабских странах. Об этом он заявил на брифинге после встречи: "Мы заинтересованы во всемерном поощрении туризма. Готовы с этой целью к дальнейшему прогрессу в деле либерализации визовых режимов, которые и так у нас облегчаются в отношениях со многими странами региона".

Таким образом, сегодня обстановка в регионах Ближнего Востока и севера Африки крайне неустойчива. Наиболее актуальные проблем: палестино-израильский конфликт, последствия войны в Ираке, гражданская война в Сирии, прежде состоявшийся, но еще не всеми признанный геноцид армян, греков, ассирийцев и курдов в Турции, неустойчивая политическая ситуация в Пакистане и Афганистане, тлеющий конфликт Пакистана с Индией из-за Кашмира, разработка ядерного оружия Ираном и в этой связи - угроза вмешательства США по ранее реализованным в других странах сценариям.

2.2 Пути выхода из "шенгенского кризиса"


На сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что развал Шенгенского пространства в состоянии урегулировать миграционный кризис. Единственное его потенциальное воздействие заключается в том, что новоприбывшие беженцы будут заблокированы в Греции и Италии, которые окажутся брошенными на произвол судьбы.

Страны Европейского Союза на протяжении многих десятилетий развивались по ультрабюрократическому процедурному пути с упором на общие нормы и санкции. Но она не захотела стать сверхдержавой суверенных государств, которых объединяет общая политическая воля, сознание общей судьбы и способность воздействовать на свое окружение посредством военной коалиции, ведь у миграционного кризиса сегодня нет иного решения, кроме как ударить по контрабандистам-работорговцам, объединиться, чтобы положить конец хаосу на побережье Средиземного моря, оказать людям помощь на местах и поспособствовать развитию их родных стран. Ни одна европейская страна не в силах сделать это в одиночку.

С наступлением весны 2016 года поток приезжих только усилился, что связано со следующими событиями:

продолжение войны в Сирии и Ираке;

военная обстановка в Йемене;

Афганский стремительно развивающийся конфликт;

нестабильная ситуация в Северной Африке.

Предпринятая попытка ЕС привлечь на свою сторону Турцию, из которой в Грецию направляется больше всего мигрантов, провалилась по следующим причинам:

ЕС не может собрать обещанные Анкаре три миллиарда евро на охрану границ;

беженцы, чувствуя изоляционистское настроение Европы, будут пытаться воспользоваться "последней возможностью" и активно штурмовать территории Евросоюза.

В этих условиях Германия, Австрия и рядом других стран Северной Европы было предложено создать наднациональную Пограничную службу ЕС с представителями в Греции, Словении, Венгрии и Италии. Однако, местные правительства выступают категорически против данной службы, так как данная мера фактически означает потерю суверенитета над собственными рубежами.

Таким образом, принятие эффективной европейской миграционной стратегии заранее практически невозможно не только по политическим, но и по техническим причинам. Следует отметить, что ранее заключенные соглашения о расселении беженцев по разным странам ЕС были выполнены менее, чем на 1 процент из 100: из запланированных 160 тысяч Италию и Грецию покинули лишь чуть более 300 человек.

Эти факторы послужили причиной для серьезных переговорах о прекращении действия Шенгенского соглашения в части открытости внутренних границ. Так, Австрия, Дания, Франция и Швеция уже частично или полностью восстановили пограничный контроль. Германия, на которой в Европе держится буквально все, неофициально отвела действию Шенгена два-три месяца, после чего и она будет вынуждена отгородиться от соседей пограничными КПП или даже стеной.

У "шенгенских" стран ЕС сейчас есть три относительно реалистичных варианта действий.

Таблица 5

Варианты действий стран ЕС для предотвращения "шенгенского кризиса"

Варианты действий стран ЕС для предотвращения "шенгенского кризиса"

Характеристика

Продолжение "политики открытых дверей"

Данный вариант чреват крайне неприятными последствиями для действующих правительств стран ЕС, пресыщенных бесконтрольной иммиграцией

Прекращение действия Шенгенского соглашения

Разграничение стран друг от друга, что станет очень серьезным ударом по экономикам стран, а также поставит под вопрос целесообразность евро

Установка юридических "стен" для беженцев и мигрантов, собирающихся в Европу

ЕС может радикально ужесточить общие правила предоставления статуса беженца, отменить для соискателей пособия, бесплатное жилье и еду, обязав вновь прибывших работать и оплачивать все это самостоятельно. Также необходимы жесткие правила депортации иностранцев в случае совершения ими преступлений, особенно насильственного характера. Кроме того, не мешало бы ввести в действие примерно такую норму: каждый, кто пересекает границу шенгенской зоны незаконно, без визы, автоматически лишается права на получение убежища и немедленно депортируется.


Теоретически, установка юридических барьеров могла бы приостановить поток беженцев. Однако, проблема состоит в том, что общественное мнение и политические элиты ЕС пока не готовы к столь радикальным мерам.

Еврокомиссия готовит новый пакет предложений для мигрантов из стран третьего мира. Согласно предварительному заключению, Еврокомиссия увеличит миграционные квоты для 28 регионов с 40 до 160 тысяч граждан. Наряду с этим, вопрос утверждения квот - главное разногласие между странами Евросоюза. Проблема заключается в необходимости введения обязательной квоты распределения мигрантов по Евросоюзу, с чем согласны не все главы регионов, входящих в состав Еврозоны.

Полностью исключать постепенную отмену Шенгенского соглашения тоже, к сожалению, не следует. Многие национальные политики с большим интересом рассматривают такую возможность. Например, Николя Саркози, собирающийся стать президентом Франции в 2017 г., официально объявил, что считает эксперимент с отменой границ "мертвым" и будет их восстанавливать после прихода к власти.

На мой взгляд, следует вести речь о закрытии не внутренних, а внешних границ. Серьезный ущерб страны ЕС несут от того, что у него опять появляются внутренние границы, а их отсутствие имело бы политические, и экономические дивиденды. Следовательно, укреплять надо внешние границы и сохранять Шенгенскую зону вне прикосновенности.

Если Шенгенское соглашение прекратит свое существование, то проект Единой Европы будет здорово дискредитирован и неизвестно когда возродится снова. Единственно возможное решение проблемы подразумевает появление общей политической воли великих европейских наций и объединение их сил.

визовый кодекс шенгенская система

Заключение


Нормы Визового кодекса Евросоюза распространяются на совокупную территорию государств, применяющих Шенгенское законодательство, и участников де-факто. Шенгенская зона представляет собой пространство, на котором передвижение людей происходит максимально беспрепятственно, без проводимого на постоянной основе паспортного контроля.

Внутренние границы государств-членов зоны, согласно законодательству Евросоюза, допускается пересекать в произвольном месте, т.е. не только в обозначенных пограничных переходах гражданам любых государств.

Категории виз унифицированы по всем странам Евросоюза:

категория A (Аэропортовая транзитная виза): отменена с 5.04.2010 г.;

категория B (Транзитная виза): действительна для одного или нескольких въездов с целью следования через территорию одного из государств-участников в третье государство. При этом срок транзита не превышает 5 дней. Данный тип визы не выдается гражданам государств, которым предоставлено право безвизового пребывания на территории стран-участниц Шенгенского законодательства. С 5.04.2010 г. визы категории B не выдаются для Шенгенской зоны, однако, по-прежнему выдаются для стран и территорий, не входящих в нее;

категория С (Краткосрочная виза): действительна для одного или нескольких въездов, при этом общая продолжительность пребывания не может превышать трех месяцев из полугодия на всей территории стран-участниц Шенгенского законодательства.

Сегодня обстановка в регионах Ближнего Востока и севера Африки крайне неустойчива. Наиболее актуальные проблем: палестино-израильский конфликт, последствия войны в Ираке, гражданская война в Сирии, прежде состоявшийся, но еще не всеми признанный геноцид армян, греков, ассирийцев и курдов в Турции, неустойчивая политическая ситуация в Пакистане и Афганистане, тлеющий конфликт Пакистана с Индией из-за Кашмира, разработка ядерного оружия Ираном и в этой связи - угроза вмешательства США по ранее реализованным в других странах сценариям.

Сегодня Европа находится в ситуации кризиса из-за наплыва мигрантов. Представители балтийского и других регионов Евросоюза расходятся мнениях относительно проблемы нелегальных мигрантов. Однако, если в ближайшее время они не придут к общему консенсусу и решению, то последствия промедления окажутся катастрофическими. В нынешней ситуации руководители Еврокомиссии рассматривают возможность принятия в Евросоюзе до 160 тысяч беженцев.

Полностью исключать постепенную отмену Шенгенского соглашения тоже, к сожалению, не следует. Многие национальные политики с большим интересом рассматривают такую возможность. Например, Николя Саркози, собирающийся стать президентом Франции в 2017 г., официально объявил, что считает эксперимент с отменой границ "мертвым" и будет их восстанавливать после прихода к власти.

На мой взгляд, следует вести речь о закрытии не внутренних, а внешних границ. Серьезный ущерб страны ЕС несут от того, что у него опять появляются внутренние границы, а их отсутствие имело бы политические, и экономические дивиденды. Следовательно, укреплять надо внешние границы и сохранять Шенгенскую зону вне прикосновенности.

Чтобы усилить методы выхода из кризисной ситуации, необходимо достичь политической стабильности в регионах Сирии и Ливии, что будет шагом на пути к устойчивому решению проблемы с миграционным кризисом. Также выйти на дополнительный путь развития поможет заключение всеобъемлющих соглашений с Ираном.


Список литературы

Похожие работы на - Визовый кодекс Европейского Союза (кризис Шенгенской системы)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!