Внутренняя политика Китая в первой половине XX века

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    775,2 Кб
  • Опубликовано:
    2017-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внутренняя политика Китая в первой половине XX века

Введение


В данной работе мной был изучен период в истории Китая конца XIX начала - начала XX века. Целью исследований является наглядно показать переход страны из независимой азиатской державы в колониальную “общину” для западных стран и последствия этого перехода как политических, так и социально-экономических. Провести анализ событий и исторический факторов, которые повлияли на становление революционных движений в стране, а так же выявить последствия этих обществ на политическое положение страны в целом, так и на население в частности.

В ходе работы мной были рассмотрены ряд важнейших исторических событий, которые более ярко отражают причины колонизации страны и начало народных движений в Китае.

Итак, на протяжение практически всего девятнадцатого столетия общество оставалось традиционным: в центре находился император, который обладал безграничной властью. Императорским двором являлись все многочисленные родственники правящей династии, так же действовала государственная канцелярия, военный и государственный совет.

Социально-экономический строй Китая, сложившийся в XVII-XVIII веках казался неизменным. Династия Цин создает свод законов, который содержал преступлений и наказаний. Все попытки европейцев, в частности англичан, установить дипломатические отношения с Китаем, оканчивались неудачей. Но в то же самое время внутри самой страны нарастали противоречия: неравномерность развития отдельных провинций, национальное неравноправие и, особенно, социальное неравенство групп. Как следствие этих недовольств начали появляться народные движения. Одним из первых таких движением можно считать общество «Белого лотоса» в 1796-1804 гг. и «Небесного разума» в 1813 - 1814 гг. Ещё одним важным фактором жизни страны, стало увеличение торговли наркотиками - опиумом.

Экономическая жизнь деревни продолжала базироваться на китайской клановой общине. Обработка земли также велась на коллективных началах. Часть свободной земли могла сдаваться в аренду как самим членам общины, так и жителям соседних деревень. Плата с сдаваемой земли шла в общий фонд всего коллектива. В южных районах страны, которые были наиболее развиты, арендаторами свободных земель становились богатые кланы. Но при этом правила аренды не изменились в этих краях, то есть деньги все равно шли в фонд коллектива. Так же они могли какую-то часть свободных земель сдавать в пользование более бедным соседним деревням или кланам.

Важную роль в таких отношениях играли и другие земли. Тогда были распространены «школьные» земли. Получаемый с них доход уходил на содержание деревенских школ, платы за работу учителя и даже помощь молодому поколению продолжить образование в других деревнях.

Китайская деревня располагала «храмовыми» землями. Эти земли обеспечивали малоимущие семьи пропитание, а так же на ряд религиозных нужд. Все эти земли было запрещено продавать без разрешения всей общины.

Особенной чертой китайской общины были родственные связи, объединявшие, всех жителей данной деревни. Клановые отношения получили свое воплощение в культе предков и сопутствующих ему религиозных церемониях. Центром религиозной деятельности деревни были храмы. Здесь проводились церемонии, так же здесь собирались представители семей для решения общинных и деревенских дел.

Но несмотря на родственные связи, условия оплаты и существования в общине были весьма суровы. Плата за аренду земель могла доходить до шестидесяти процентов урожая. Единый земельный налог платили все землевладельцы. Около одной десятой всех пахотных земель принадлежали императорской семье, аристократии и солдатам и офицерам армии.

Большой интерес и значимость представляют собой исследования, касающиеся такого принципиального вопроса, как рост и развитие общественно-политического сознания в Китае в связи с и после Синьхайской революции. Свержение монархии поставило перед страной непростую задачу - формирование новых общественно-политических структур, построение качественно новых государственных отношений в непривычной ситуации - в обществе без императора. Данной теме посвящены исследования, в частности, Стабуровой Е.Ю. Исключительный интерес представляют работы данного автора, касающиеся особенностей складывания, а также специфики форм и деятельности политических партий в Китае в 1911-1913 гг. Исследователь, отмечая недостаточную изученность данного вопроса, за исключением истории двух основных партий - Тунмэнхуэй и Гоминьдан, подчеркивая множественность образовавшихся в указанный период в Китае партий, указывает на их специфичный характер, проявляющийся в условиях переходных обществ, где ещё отсутствуют четко оформленные общественные группы, объединённые одними или сходными политическими интересами. Таким образом, партии, возникшие в период Синьхайской революции, во многом носили черты традиционных объединений. Решающими факторами при создании партии оказывались семейная или провинциальная принадлежность. В отдельных случаях основной партии становились традиционные китайские тайные общества. Как отмечает Стабурова Е.Ю., появление политических партий в рассматриваемый период являлось результатом двух параллельных процессов: волевого усилия отдельных личностей, обладавших определённым влиянием и ставивших перед собой цель создания в Китае демократических институтов, и объективных потребностей китайского общества, нуждавшегося в новых формах политического представительства. Отношения внутри партий строились а основе патернализма, и зачастую партии воспринимались их членами не как форма политического участия, а как средство защиты и помощи.

Таким образом, партийные структуры, появившиеся в первые годы республики, не вытеснили объединения, базировавшиеся на непартийных, традиционных связях, а в определённой степени накладывались на них, что приводило к существенному усложнению внутриполитической структуры.

В данном контексте также исключительный интерес представляют работы, посвященные деятельности и эволюции тайных союзов (хуэйданов) в итае в период до и после Синьхайской революции (Костяева А.С.). Характеризуя типы и особенности различных тайных обществ как своеобразных социально-политических структур китайского общества, автор указывает, что в первом десятилетии ХХ века в результате деятельности революционеров появилась особая категория хуэйданов, в состав которых накануне Синьхайской революции входили антиманьчжурски настроенные шэньши, мелкие чиновники, солдаты и офицеры правительственных войск и «новой» армии, выступившие в союзе с революционерами. Именно такие тайные союзы участвовали в ликвидации монархии и формировании революционной власти.

Исследователь подчеркивает, что Синьхайская революция стала пиком политической активности хуэйданов. Революция обозначила рубеж, после которой начинается новый этап истории тайных обществ Китая.

Некоторые из таких объединений, принимавшие участие в рассматриваемых событиях на стороне революционных сил, были фактически легализованы и утратили статус тайных организаций. В то же время, поскольку Синьхайская революция не привела к сколько-нибудь существенным положительным изменениям условий жизни основных слоев населения страны, тайные союзы, функционировавшие как объединения защиты и взаимопомощи, не утратили своей актуальности и продолжили своё существование, подчас с усилением криминальной оставляющей. После Синьхайской революции наступил фактический кризис хуэйданов - на месте традиционных структур возникают новые, более однородные объединения.

Принципиально важным аспектом изучения причин и последствий революции является анализ социально-экономической составляющей общего кризиса страны. Многими отечественными исследователями рассматривались экономические факторы, способствовавшие ухудшению ситуации в Китае в начале ХХ века и ставшие одним из «триггеров», толчков революционных событий 1911-1913 гг. В частности, Непомнин О.Е. в своих работах характеризует значение налоговой политики Цинского правительства на рубеже веков и в первые годы ХХ столетия.

Изменение фискальной политики в указанный период, обусловленное различными, в том числе внешнеполитическими факторами, предусматривало, в частности, увеличение налогового бремени для населения страны в связи с выплатой контрибуции Японии после войны 1894-895 гг., восстанием ихэтуаней и необходимостью уплаты огромной «боксёрской» контрибуции западным державам в 1901 г., усугубившейся выплатой значительных сумм так называемых «миссионерских вознаграждений» за разрушенные христианские храмы, больницы, школы и т.д. Кроме того, имел место ряд внутренних экономических мероприятий фискального характера, в том числе, пересчёт сумм в медных деньгах в серебро, а также увеличение налогообложения с земельной собственности, принадлежавшей крупнейшим землевладельцам- налогоплательщикам. В создавшейся обстановке ухудшилось положение не только крестьянства, но также крупных земельных собственников и шэньши, что способствовало снижению их лояльности правительству маньчжурской династии и порождало их склонность к переходу в оппозицию.

Ряд исследователей (в частности, Гарушянц Ю.М.) подчеркивали в своих работах необходимость при анализе исторических явлений, в том числе значимых общественно-политических событий в Китае ХХ в., учитывать их преемственность, как, например, взаимосвязь и известную взаимообусловленность обстоятельств Синьхайской революции 1911-1913 гг. и так называемого «движения 4 мая» 1919 г., а также ключевых событий последующего периода.

Значительное внимание уделено исследователями изучению проблем, связанных с влиянием событий и результатов Синьхайской революции на отдельные, соседние или связанные с Китаем регионы и народы. В частности, отечественными специалистами был предпринят анализ влияния революционных событий 1911-1913 гг. на политическую борьбу в Маньчжурии (Каретина Г.С., Хохлов А.Н.); оценка причастности и довольно активной роли в канун и в период Синьхайской революции китайских общих (хуацяо) в странах Южных морей (Гончаренко С.Н.), определение роли Синьхайской революции в обретении независимости Внешней Монголией (Халха), Тибетом и Баргой (Белов Е.А., Кузьмин Ю.В.), исследование влияния событий Синьхайской революции на ситуацию в Северо-западной части Китая и Синьцзяне, выразившегося в усилении межобщинных конфликтов между ханьским и мусульманским населением региона на национальной и религиозной почве, которые нашли проявление, в том числе, в антиправительственных выступлениях мусульман (Кузнецов В.С., Розыбакиев С.И.), и т.д.

Значительное внимание было уделено исследователями вопросам внешнеполитических, межгосударственных и дипломатических отношений Китая в рассматриваемый период, в том числе, взаимоотношениям между Россией, Китаем и Монголией (Белов Е.А.; Кузьмин Ю.В.), связям Китая с США и позиции США в отношении происходящих в Китае изменений (Бродский Р.М.,), японо-китайским контактам во время Синьхайской революции, отношению японских политических кругов к событиям в Китае и стремлению Японии оказывать влияние на Китай в своих интересах (Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В.), и т.д.

В статье, посвящённой взглядам западных специалистов на историю Учанского восстания, Белов Е.А. отмечает, что первые работы в западноевропейской и американской литературе, так или иначе освещающие события Синьхайской революции, появились практически во время самой революции. В последующее время западные авторы не уделяли много внимания проблемам истории Синьхайской революции, в целом, и Учанскому восстанию, в частности, что, по мнению исследователя, могло отчасти быть связано, во-первых, с наличием в широком доступе достаточного количества трудов гоминьдановских авторов в переводе на английский язык, а во-вторых, с отсутствием достаточного количества иных источников.

Характеризуя в одной из статей достижения исследователей КНР в области изучения Синьхайской революции, Белов Е.А., в частности, отмечает, что китайскими историками было сделано достаточно много для воссоздания более или менее полной и объективной картины событий того времени. В период «культурной революции» исследования в этом направлении, по понятным причинам, практически не велись. Но в последующее время вновь наметился рост интереса среди ученых КНР к указанной проблематике.

1. Китай в конце XIX столетия. Последствия оккупации для страны. Начало народных движений

Середина ХIХ в. стала переломным моментом в истории Китая. Этот перелом был связан с насильственным приобщением китайского общества к европейским формам цивилизации. Европейский капитализм этого периода представлял собой явление глобального порядка, имевшее в своей основе мировой капиталистический рынок.

Одновременно Китай в принципе мог обеспечить и некоторый экономический рост - расширение посевных площадей, увеличение массы продукта, рост населения, усложнение торговых связей. Правда, с европейской точки зрения - это был «рост без развития». То есть можно сказать, что китайское общество нисколько не нуждалось в экономических или духовных ценностях западной цивилизации, и они могли быть навязаны Китаю только силой.

На рубеже ХIХ в. западные державы, и в первую очередь Англия, все более настойчиво пытаются проникнуть на китайский рынок. Но со второй половины ХУШ в. Китай фактически был «закрыт» для европейской торговли. В стране существовала лишь один порт - Гуанчжоу, через который теперь велись все операции с иностранцами. Все иные формы и пункты торговли с иностранцами были запрещены и строго карались по китайским законам. Китайское правительство всю торговлю и вообще сношения с иностранцами поставило под свой жесткий контроль. Осталась только одна китайская компания гунхан, которая имела право вести дела с иностранцами.

Самим иностранцам было категорически запрещено находиться на китайской территории лишь в пределах небольшой концессии недалеко от Гуанчжоу. Но даже здесь европейским купцам разрешалось находиться только несколько месяцев, когда собственно разрешалась торговля - летом и весной. Китайские власти всячески пытались не допустить распространения среди иностранцев хоть каких-то сведений о Китае.

Самим китайцам под страхом смерти запрещалось обучать иностранцев китайскому языку. Запрещался даже вывоз книг, так как они тоже могли быть источником информации.

Развитию торговли мешало также и то, что на местах импортные пошлины в результате коррупции местных чиновников достигали 20 % от стоимости товаров, вместо 4 %, установленных официально.

Первая «опиумная» война. На протяжении веков экспорт товаров в Китае преобладал над импортом. В Европе среди высших слоев общества огромным спросом пользовались китайские чай, шелковые ткани, фарфор. За купленные в Китае товары иностранцы расплачивались серебром.

Вывоз серебра из европейских стран и особенно Англии достигал огромных размеров и начал грозить финансовой катастрофой. Поэтому английские купцы целеустремленно начали искать какие-то товары, которые имели спрос на китайском рынке. Экспортом этих товаров можно было потом оплатить вывоз китайского чая, шелка и фарфора.

Попытки Англии установить дипломатические отношения с китайской империей на основе принятых в тогдашнем европейском мире международных принципов несколько раз предпринимались в конце ХVIII в. и в начале ХIХ в. Так, в 1793 г. в Китай была послана миссия во главе с лордом Джорджем Маккартни. Это был широко образованный человек и опытный дипломат. Миссия была послана на средства английской Ост-Индской компании, но представляла интересы английского правительства. Маккартур прибыл в Китай на борту самого современного 65-пушечного военного корабля в сопровождении большого количества представителей научных и аристократических элит тогдашней Англии. В состав экспедиции входило еще два больших судна, нагруженные образцами английского промышленного производства.

Цели английской экспедиции были сформулированы в предложениях к китайскому правительству. В них почти не содержались какие-то пункты, которые могли быть восприняты как ущемление китайского суверенитета. Переговоры проходили в обстановке благожелательности. Английская миссия была любезно принята императором Цяньлуном. Тем не ме6нее китайская сторона отклонила все предложения англичан. Английским посланцам было заявлено, что в Китае есть все необходимое и он не нуждается в английских товарах. И так как равноправные отношения с Великобританией в принципе не могли быть приемлемы для Китая - образцы английских товаров были приняты качестве «дани» со стороны зависимого варварского государства …

Провал этой миссии крайне озадачил Англию и особенно английское купечество. Китай с точки зрения европейского предпринимателя обладал фантастическим по объемам внутренним рынком. Но на самом деле Китай сам себя обеспечивал практически всем.

Английские торговцы стали упорно искать товар, который мог получить распространение на китайском рынке. В конечном итоге такой товар был найден - им оказался опиум. Опиум был известен в Китае больше как медицинское средство, начиная с VIII в. Видимо, он был завезен в Китай арабскими купцами. Как наркотическое средство его распространение отмечено с ХVIII в. и экспортировался он из империи Великих Моголов до превращения его в английскую полуколонию. С ХVIII в. курение опиума стало распространенным явлением среди жителей ряда приморских провинций. В конце ХVIII опиум курение становится серьезной национальной проблемой Китая. Характерно, что губительная страсть охватила в первую очередь верхи китайского общества - чиновников среднего и высшего уровня, а также представителей «восьмизнаменной» системы маньчжур. Уже в этот период опасность этой проблемы стала заметна для правительственных кругов.

Именно опиум, как, пожалуй, наиболее удобный товар для торговли с Китаем был избран английскими купцами в качестве средства выравнивания торгового баланса между странами. Сам опиум добывался и производился в Британской Индии.

Здесь Ост-Индская компания имела монополию на его производство и крестьяне многих регионов сдавали опиумный мак в качестве поземельного налога. Теперь купцы привозили опиум и продавали его китайским купцам за серебро, которое затем использовалось для покупки чая, шелка и других товаров. Таким образом, англичане решили свои коммерческие проблемы - серебро перестало уходить из страны.

Но ситуация имела и нравственную сторону, что осознавало не только на но и на Западе. Торговля вполне справедливо общественным мнением в Англии как аморальное для решения своих дел. Характерно, что Ост- Индской компании распространение опиума на им территориях Британской Вывоз опиума в преподносилось общественности как дело некоторых Резкой критике торговля опиума в в Британском парламенте со оппозиции.

Однако прибыли, которые английские купцы компании и Британия в заставляли все увеличивать наркотиком. Если в ХVIII в. в Китай ежегодно 400 ящиков опиума, то в ХIХ в. - 40 тысяч ящиков. К времени прибыли от опиумом перекрыли от импорта шелка и чая и в превышали десятую всех доходов.

Единственной силой, прекратить эту торговлю, само китайское Оно испытывало все больше по поводу складывающейся Но принятые им указы не Крупные китайские на местах сами заинтересованы в этой и часто подкупались … Тем не менее в китайском сложилось два противоположных к решению этой Часть чиновников что торговлю опиумом нужно легализовать и от этого дополнительные Другая группа категорически выступала торговли опиумом и повести против решительную борьбу Китая.

В итоге в общественном того времени фигура крупного Линь Цзэсюя. Это был честный и настроенный чиновник. В провинции ему удалось полностью прекратить используя при этом жесткие меры, некоторое время он был ко двору, где он с мог убедить в проведении жестких В конце 1838 г. он назначение в качестве двора в провинции Уже через неделю в 1939 г. он приказал китайским торговцам торговлю опиумом и все запасы со складов. он обратился к иностранным с предложением - немедленно все запасы опиума, заставит англичан эти предложения предпринял меры - фактория, где 300 англичан, была китайскими войсками Вэнь Лань.

Эти и жесткие меры англичан уступить - они сдать властям у них опиум. Почти два китайцы занимались огромных запасов на суммы денег и две ушло на их уничтожение, все эти меры не разрядили Англичане не собирались и готовы были реванш. Меры, Линь Цззэсюем, использованы в качестве для начала войны. В 1939 г. произошло сражение между судами Англии и Однако формально ни та, ни сторона не объявляла Весной 1840 г. о войне обсуждался в общин. Несмотря на оппозицию, было решение о непосредственно Британии в военных без объявления войны.

В 1840 г. английский в составе 20 боевых (несколько сот орудий и 4 команда) показался южнокитайского побережья. они двинулись дальше на и уже в августе оказались Пекина. Появление эскадры недалеко от вызвало шок при маньчжурском … Начались переговоры, с самого начала при полном контроле и Англии.

Причины повеления английской были вполне Уже первые военные убедили англичан в военном превосходстве осовремененного вооружения. части преимущественно вооружены на уровне покорения Китая. И наоборот. На китайцев неизгладимое впечатление Великобритании. Они были возможностями английских судов и китайцев удивляло, что они могут по течению и против по ветру и против. Не мене сильное произвела английская артиллерия. Несомненно, совершенными были и нарезные ружья, значительно превосходили фитильные.

Осенью 1840 г. Цзэсюя обвинили в Китая, лишили должностей.

Весь и 1842 г. военные то начинались, то прекращались. В 1842 начались Они закончились подписанием 26 1842 г. подписанием договора. Китай был удовлетворить почти все Англии. Китай выплатить огромную - 21 млн. лянов Корпорация гунхан ликвидирована. Китай Гуанчжоу и еще четыре порта для англичан, имели право там постоянно находиться. получила в вечное остров Гонконг. предоставлял Англии права в таможенных - не более 5 % стоимости

Вскоре примеру последовали и другие державы, которые Китаю аналогичные взаимоотношений - США и Франция. С этого времени начинается страница в истории - он постепенно начинает свой суверенитет и в зависимое государство на мирового капиталистического.

Вся середина ХIХ в. характеризовалась для как крайне кризисная За это время прошло три войны», проигранные в результате чего он окончательно «открыт» и колониальное закабаление На этот же период еще одно глобально китайской истории - движение крестьян, создали свое и на протяжении почти 15 лет Срединную империю. Тайпинского восстания их очаги были только через 30 были поистине Обширные районы обезлюдели и лежали. За время этой по сути войны по оценкам погибло 15 - 20 человек.

Все эти события ослабили цинскую перед лицом внешнего вторжения. ситуацией поспешили западные державы, развить свой в ходе «опиумных». «Политика самоусиления». военных поражений в столкновениях с западными приведших к утрате полноты государственного явилось побудительным к поиску путей из создавшегося положения. В это иностранные державы свой контроль над системой, здесь установлена консульская иностранные граждане на Китая обладали экстерриториальности, они создавали свои сеттльменты. Она получила «движение по усвоению дел» или «политика. Его завершением принято события японо-китайской результаты которой неэффективность китайских по сравнению с реформами.

После тайпинского правящая верхушка уже не пыталась отгораживаться от мира. Пытаясь в причинах побед идеологи политики прежде всего внимание на те сферы, где европейских держав наиболее очевидным. В очередь, это конечно военно-технического превосходства держав.

В этих наиболее дальновидные правящих кругов высказывались за политику достижений иностранцев и в области вооружений. Эта сторонников «политики готова была на отказ от традиционной от внешнего мира.

Мероприятия политики «самоусиления» сильное сопротивление консервативных кругов, противников любых видевших даже в новшествах Запада существующему порядку, отметить, что даже вопроса о восприятии чуждой культуры в то время революционной для сознания. Цивилизация, передачу основ культуры принципом с окружающим миром, в каких-то серьезных заимствования извне. В для подавляющего числа китайских политических и элит в конце-концов допустимой мысль о конфуцианских морально-этических при заимствовании судов, машин и современного оружия у иностранцев.

Тем не менее, создаваться учебные западного образца: инженерные, телеграфные, медицинские и т.п. этих училищ призваны обслуживать учреждения и предприятия. На язык начали иностранные книги по и технике и, несмотря на ее прикладной характер - все это положительную роль в с буржуазной культурой.

В январе года при личной великого князя был создан новый орган - «канцелярия по делами заморских Этот орган в очередь должен был сбор современной и информации об иностранных Впоследствии в функции ведомства вошли вопросы производства вооружений, паровых боеприпасов, военной телеграфных и железнодорожных Таким образом, этого органа в сущности, начало пусть ограниченных, но реформ, в ходе подспудно создавались для возникновения в Китае экономических институтов,

Росло влияние во всех областях и политической жизни. В второй «опиумной» китайские таможни оказались под контролем Еще в 1859 г. под давлением было создано имперскими таможнями. Во главе его были иностранцы, призванные за выполнением Китаем по выплате огромной которая в основном отчислениями от таможенных. В течение нескольких во главе китайских стоял англичанин. В середине 90-х гг. в них около 800 иностранцев.

Китай отправил за миссию для ознакомления в западных странах. Посетила - Лондон, Стокгольм, Петербург, Брюссель, Париж. произвела на членов неблагоприятное впечатление … на это в системе образования некоторые сдвиги. В эти же в Пекине была Высшая политехническая с европейскими принципами. Некоторые молодые стали отправляться в для обучения.

Цели сторонников «самоусиления» состояли в первую очередь потенциала Китая, что было явиться условием подавления смуты и оказания сопротивления иностранным. Однако вскоре курса реформ естественно пришли к о необходимости осуществить не переподготовку войск, но и их Но как оказалось, для этого было собственное современных видов Но создание современного производства было без использования современных технологий.

На протяжении - 1890-х гг. в Китае в казенного сектора создано около 20 предприятий, связанных с производством. Здесь занято около 10 тысяч рабочих. Технологически это почти современная основанная на применении. Однако с точки социальной организации ее трудно охарактеризовать как предпринимательство. Продукция, на этих фабриках, рынок, шла непосредственно на армии. Таким здесь отсутствовало из основных мотивов производства - стремление.

Китай и державы во второй ХIХ в. Сложность международного Китая заключалась в том что всякая попытка достижений европейской и техники и расширение связей использовались государствами в ущерб Китая. Это была страны за военную, и политическую отсталость.

Пытаясь закрепить достигнутые в ходе «опиумной войны», держав вскоре вторую «опиумную» которая тянулась года с 1856 по гг. В основном участие в принимали Англия и Китай снова и цинские власти должны были все условия, которые западными державами Франция Россия и Для иностранной торговли открыто еще 11 портовых что предоставляло Западу широкие возможности для на китайский рынок. Приобретали право передвижения по территории и право свободной деятельности. Англичане большую денежную за свои потери. Пыталась закрепиться на Востоке.

В 70-х гг. ХIХ в. у появился новый противник - Япония. Мэйдзи 1867- 1868 гг. и не уничтожила до конца пережитки, тем не менее, первостепенную роль в японского капитализма и его политики. В итоге к ХIХ века Япония стала претендовать на колониальной державы в регионе. В 70-е гг. начинает под разными захватывать отдельные владения.

Еще в первой половине гг. между Китаем и начинается противостояние по территории Кореи, формально признавала сюзеренитет. В итоге в были введены и Китая, и Японии. противостояние закончилось самой настоящей между Китаем и - 1894 г. Сначала происходили на территории а затем переместились и на Китая. Китай сокрушительное поражение и на и на море. В 1895 г. переговоры, на которых сторона выдвинула требования.

Поражение в войне было внешним мировым и в Китае как свидетельство политики реформ, в течение 30 лет. болезненным для патриотическим.

После поражения в японо-китайской войне гг. западные державы натиск на Поднебесную которая и к концу ХIХ в. отсталой полуфеодальной Однако превращение в полуколонию происходило в новых условиях. Стран Запада, включились в борьбу за Китая, вступают в стадию своего - империализм.

Наряду с продолжавшимся в Китай промышленных главной формой экспансии этого становится ввоз. Воспользовавшись финансовыми цинского правительства, державы стали Китаю кабальные займы, добривались на строительство железных получали право на своих промышленных За четыре года - 1898 гг.) 7 иностранных займов на сумму свыше 54 ф. ст. Главными кредиторами - Англия, Германия, Франция.

В ХIХ в. в Китае действовало 11 ж/д компаний, которые в стране около 14 км ж/д дорог. Однако, капиталы в железнодорожное империалисты не только возможность длительное получать высокие от эксплуатации дорог, но и контроля за территорией и всеми ресурсами дороги.

Проникновение капитала в Китай, объективно играло позитивную роль, подрыву феодального и развитию здесь отношений. Однако его цель сводилась к Китая в зависимое государство. Все это таило потери национальной и суверенитета. Эта угроза особенно осязаемой в 90-х гг. ХIХ в., когда развитые империалистические стали под видом «аренды» отдельные участки территории.

Так, в 1898 г. был заключен между Китаем и об уступке последней Шаньдун сроком на 99 лет. В том же году была конвенция с Россией о ей в арендное пользование и некоторых других сроком на 25 лет. потребовала уступки в провинции Гуандун на 99 лет. Англия полуостров Цзюлун Гуандун) на 99 лет и т.д.

Кроме того, как европейские закреплялись на тех или иных территориях получая отдельные земли в аренду или в концессию, заключали с цинским двусторонние договора. По договорам цинское признавало разделение на определенные «сферы влияния». Это означало, что признавал преимущественные той или иной державы на территории и не мог отчуждать эти в пользу какой-то державы.

Западные установили в Китае и своих железнодорожных По этому вопросу они не считали необходимым к китайскому правительству, а между собой.

Одной из форм закабаления Китая и проникновения несомненно насильственное распространение христианства. По договору г. на территории страны свободная миссионерская и уже к концу 80- х гг. в стране десятки монастырей, сотни служителей и почти миллион христиан. Деятельность нельзя оценить. С одной стороны она известную положительную Миссионеры создавали в некоторых из них велось на европейских языках и в стиле; создавались приюты для бездомных богадельни для престарелых.

Америка и После гражданской 1861 - 1865 гг. США быстро стала превращаться в индустриальную державу и уже в гг. начинают широкое в сторону Китая. Уже к 90-х гг. Америка третье место во балансе Китая. И торговля здесь росла.

Однако, растущий американский капитал не желал скромными результатами уже Он придавал исключительно значение почти китайскому рынку. К г. Соединенные Штаты не в Китае ни одной территории, ни своих влияния. Это объяснялось что в период борьбы за США не располагали необходимыми для наступления морскими на Дальнем Востоке и в отношении были некоторых других раздела.

В целом, «доктрина дверей» признавала уже «сферы интересов» стран, но настаивала на чтобы для американского в этих «сферах» предоставлена свобода и принципы «равных Текст доктрины был всем капиталистическим которые имели или иметь в перспективе «интересы» на китайской. И хотя некоторым из них они «грабежом среди дня», для большей стран они представлялись - доктрина открывала сохранения свободы рук в влияния других.

Таким образом, китайской территории, ее на «сферы влияния» и железнодорожных интересов и формы экспансии - все эти иностранных держав, по вели к разделу В результате всех событий Китай все терял признаки страны. В итоге в ХIХ века «Поднебесная фактически превратилась в страну.

Тридцатилетний опыт политики «самоусиления» что маньчжурская монархия неспособной эффективно отстаивание независимости и ее модернизацию, Китай все приобретал признаки державы.

Неприятие Запада, за исключением технологий и производства характерное для маньчжурских разделяла и большая представителей традиционного господствующего класса. Обязанные своим статусом конфуцианским китайской деспотии, возможность реформ институтов. Тем не менее, в ХIХ в., среди молодежи, традиционное образование и свое будущее с службой, формируется движение, участники приходят к мысли о не только экономических технологических нововведений, но и затрагивающих основы системы империи. Целью участников движение были о независимом и процветающем.

К намеченной реформаторы путем политической системы сверху, в результате предпринятых самим Из идеалом была монархия , установленная в после реставрации. Очень популярны в их были преобразования и сама его личность, а реформы в Турции и других странах

Видную роль в реформаторов сыграла молодых соискателей званий, главным выходцев из южных Китая - именно в провинциях наиболее ощущалось влияние Признанным лидером был Кан Ювэй, происходивший из гуандунских шэньши. Это был в степени талантливый получивший превосходное образование. В возрасте 27 лет он экзамен на высшее звание шэньши. К времени его имя уже было известно среди благодаря целому его научных работ в конфуцианской идеологии.

Кан Ювэй не ограничился лишь конфуцианских и историей китайской В не меньшей степени его истории стран Очень много в своих трудах он современным реформам в Турции и Японии. всего он был еще и талантливым который в начале гг. основал школу в Наиболее стойким его и учеником стал Лян.

Выходцы из среды элиты понимали, что ее необходимо искать в опыта модернизации государств, и тщательно все доступные им сведения об и жизни современного им.

В 1895 г.Кан Ювэй в Пекин для сдачи на высшее звание Совместно с Лян Цичао они «Меморандум из десяти слов», который маньчжурскому императору. В документе содержался не подписывать мирный с Японией, который унизительным для Китая. всего документ императору провести в ряд реформ. В сущности это программа широких которые они вскоре провести в ходе 1898 г.

Меморандум самый широкий среди представителей элиты Китая, собрались весной г. на экзаменационную сессию в. Из 1200 претендентов - 604 под этим документом.

В этой ситуации от настроений в господствующих кругах, а также императора Гуансюя, с 1889 г. он был относительно человеком, достаточно и искренне переживал в котором оказался. Но его возможности в принятии решений были ограничены. Очень влиянием при дворе его тетка - вдовствующая Цы Си. Одновременно с этим понимал, что сама Цы Си на никогда не решится. Все это императора искать с реформаторами.

Получив в Пекине успешно сданных небольшую чиновничью Кан Ювэй со своими немедленно приступил к пропаганде своих Для этого в столице, а и в некоторых наиболее городах были отделения «Общества государства». Кроме началось издание в которой реформаторы разъясняли и проповедовали цели и задачи. В последующих трех лет основано 24 таких восемь новых и восемь издательств, распространением европейских и пропагандой идей.

г. ознаменовался наступлением иностранных на интересы Китая. в качестве предлога двух немецких Германия направила к Китая военно-морскую и начала осуществлять давления на правительство. Вскоре Германия монопольное право на железной дороге на Шаньдуна.

Одновременно с Россия получила в часть Ляодунского с городами Дальний и ставшими ее военно-морскими Россия добилась на постройку ветки. Англия сроком на 99 лет часть полуострова.

В начале 1898 г. Кан оказался во главе движения, сторонники добивались от императора мер на проведение реформ. меморандум, адресованный Ювэем маньчжурскому наконец, дошел до и император принял опереться на реформаторов преобразований.

июня г. был опубликован императорский «Об установлении основной государственной политики». Он начало реформаторскому который продолжался более трех - с 11 июня по 21 сентября г. Император встретился с Кан Ко двору были некоторые его единомышленники. В «100 дней от имени императора издано свыше 60 многие из которых направлены попытку облика Китая.

В указах определялась реформ - создать с их сильное и независимое Для этого было изменить структуру правительственных ведомств. существовавшие шесть впервые были ведомствами промышленности и горных разработок, хозяйства и железных. Помимо этого, реформ считали радикально модернизировать и ликвидировать излишние в административной системе. На экзаменах (которые предлагалось отказаться от в традиционном стиле. В программы предлагалось элементы западных В столице предполагалось современный университет.

Проведение этих вызвало очень сопротивление со стороны традиционного лагеря. Этого сопротивления сам двор, придворные во главе с Цы Си и столичная. Опасаясь государственного со стороны этих сил Гуансюй обратился за к генералу Юань. Под Его командой находились боеспособные части армии», вооруженные и по иностранному образцу. генерал - опытный - думал только о карьере.

Генерал планы реформаторов Цы Си и ранним утром 21 части, преданные Цы Си в Пекин и фактически государственный переворот. Сторонники реформ арестованы и казнены. Ювэю при помощи чудом удалось гибели.

Поражение движения свидетельствовало о том что идеи политических и преобразований в стране еще очень мало и не овладели достаточно слоями китайского.

 

2. Китай в XX столетии

Переворот, совершенный в 1898 года Цыси, которая до успешно отстранила Цзайтяня от власти, конец политике так и не успевшей начаться. Знаменовал собой к прошлому - как ответная реакция на европеизацию Китая против западных и их нововведенных машин, страну и приняла формы на Севере - в провинциях Шаньдун, и в Манчьжурии. Именно в регионах особенно население Китае оккупационное проникновение Технологии и взгляды были чужды населению, поэтому они болезненно воспринимали переход в провинциях. Уже к девятнадцатого столетия в данного региона разительные изменения. интенсивно велось железнодорожных путей, телеграфная связь, различные заводы, шахты. Но кроме сокращаются перевозки по каналу, резко импорт фабричных. У иностранцев есть ряд преимуществ, чем они постоянно. Все эти изменения повлекли за болезненный социальный в регионе. Растет основные виды рабочих, так как возчики, лодочники, охранники, представители ямской и службы, становятся для населения.

Строительство грозило оставить без многие тысячи которые занимаются земледельческой продукции. Уничтожения домов и для строительство дорог, был этапом для населения и деревень. Усиленный европейских товаров на рынок Китая. к разрушению ручного В ходе этих лишились работы и заработка несколько людей , например, в той же Чжили - безработица свыше миллиона.

Увеличилось количество церквей, росло миссионеров, в большей в провинции Шаньдун, по активности провинцией назвать Чжили, католических христиан более 100 тысяч.

Таким образом, сказать, что к началу XX сильно возросло христиан в Китае, католиков и протестантов более, чем на 7 миллион.

В итоге на Севере в конце XIX века социальный взрыв. Он был ухудшениями жизни Севера страны стихийных бедствий, в 90-х годов XIX на протяжение нескольких лет в провинциях Китая жуткая засуха, а в года на эти территории наводнение. Прорывались с 1898 года во провинциях Севера начал свирепствовать более 4 миллионов голодало в одной Шаньси.

В результате всех бедствий народ иностранных оккупантов. начали верить. что в вернется процветание и если избавиться от чужаков. Так начинают тайные общества иностранцев. Они активно уличные (боксерские за что иностранцы и начали их общество боксерами. О звучание говорило и общество Ихэнтуань  - во имя справедливости и мира”, же члены общество себя “воинами.

Для участников восстания специальный устав, передают князья - командующему составу Интересный факт, сам был написан при поддержке правительства империи.

Из следовало, что каждый обязан был подчиняться командованию, помогать товарищам-ихэтуаням, пропагандировать убивать христиан, христианин был китайцем, ему шанс отречься от не совершать преступлений мирного населения, не и не совершать насилия, не дезертиров и всегда сражаться, захваченное в бою следовала сдать для пополнения местной

В большинстве случаев в вступали бедные разорившиеся и озлобленные транспортные работники, потеряли свои а так же солдаты. Нередки когда в рядах можно было женщин и даже

Эти люди были буддизма, поэтому местным божествам, духам. Проводили ритуалы, веря, что а также всевозможные сделают их неуязвимыми для врага. Для них характерно в мистические явления, и предрассудки, возводили и проходили специальное нередко можно увидеть и обряды магии.

Само (движение) Ихэнтуань как реакция населения а и насилие иностранцев в их стране. Главные догмы движения патриотизм, ярко ксенофобия. Так ихэнтауньи ненавидели оккупантов в Шаньдун, где немецкие и чиновники особенно чувствовали себя положения. Движение еще весной 1898 на границе провинций и Чжили. Но официальной начала восстания считать октябрь года, когда из лидеров движения Ч. выступает с речью и о начале освободительного 7 На начале движения так же строительство новой дороги, когда войска обосновались в осенью 1899 Движение поддержало 80% населения провинций и уже тогда численность превышала 40 тысяч Под лозунгом “Поддержим смерть иностранцам!” - начало уничтожать граждан, христиан, китайских христиан. Они уничтожали все западные в стране: жгли поджигали церкви, и библиотеки. Это движение антихристианским ответом борьба против прогресса.

Итэхуаньское это ответная мера, попытка населения бой за принудительное распространение неизвестных форм развития и христианского которое было чуждо народу провинций Китая. движение бедный Чжу Хундэн. Под его чутким отряду удалось высланные на их устранение войска, но в скором правительству удалось Чжу Хундэна и его сподвижников, они арестованы и 24 декабря года он и его товарищи казнены.

После одного из вождей, продолжило свой И в этот период интерес местных и самого императорского Губернаторы явно или начинают помогать в реализации их планов. например, губернатор Шаньдун.

В октябре в городе Цзянцзячжуан лидер ихэтуаней Ч. Саньдуо принес «жертву знамени» и официально объявил о начале восстания против династии Цин и иностранцев.

Юйсянь официально включить в состав сельского Но под давлением иностранных он был вынужден покинуть пост в декабре года его заменили на Шикаем, который был противником Ихэтуаньского Он принадлежал к группе которые видели в восстании только и требовали полного восстания. Именно и занялся новый Юань Шикай8 указ в декабре года "Временное о запрещении деятельности Из данного документа что лица, как простое так и военные, как либо приемы кулачного в среде ихэтуаней или их действия, должны немедленно казнены без то ни было снисхождения. военные, что обнаружили не расстреливали их на месте, то они так же казни.

Для подавления он выдвигает карательный в провинции Северо-запада. не смогли противостоять оружию, из-за были вынуждены на территории провинции весной 1900 года.

Хоть само по движение не было против чиновников, властей или династии правительство и императрица относились в идеологическим повстанцев. Но в то же время, чиновники и придворные политическое мировоззрение В самом начале, Цыси отнеслась и крайне враждебно к видя в них назревающий против династии Но по мере возрастания оккупационных держав на Китая, императрица свое мнение и использовать ихэтуаньцев в с изгнанием из страны варваров. Но делалось это скрытно. Так до самого мая 1900 года продолжаются издаваться о карательных действиях в движения, но в то же самое императрица препятствовала движения, отстраняя агрессивно настроенных от должностей. При помощи императрица хотела как от оккупантов из вне, так и врагов, которые против монархического династии Цин.

Но в 1900 году, при устранить от престола Цыси объявила династии своего Дуаня. Но иностранные выступают против решения, явно сторону Цзяйтяня. на петицию протеста князя. императрица по-своему и Дуань одной из наиболее персон в истории XX века. Колониальные находят покровительство ихэтуаньского движения, и показательные военные в заливе Чжули. приходиться считаться с она посылает отряд повстанцев. Но мая 1900 от колониального союза поступает политическая протеста с угрозами. приходится издать которые официально любые действия движения. Но хитрая и её придворные, издавая документы, даже так движению. Императрица в повстанцах силу, сможет противостоять.

Опять происходит сторон в буржуазии и верхушке. Из-за долгое время еще движение то разрешали, за но несмотря на это, открыто не подавлял Ихэньтуаньцы присоединились к отряду, что привело быстрый рост Так объединенными силами. двинулись на Север направляясь к Пекину. провинции Чжиди против ихэтуаней отряд. Но ихэнтуанцы рельсы и сожгли станций на железной а получив значительное они вынудили отряд Не убраться восвояси. этого численность превысила 100 тысячное И они всеми отрядами к Пекину.

Начиная с мая 1900 года начали масштабную по разбору железной при этом сжигали станции, уничтожали и почтовые стволы. все европеоидные строения в Сжигали церкви и уничтожались библиотеки и Азартная ненависть не их и они продолжили крушить уже постройки: торговые и предприятия. Этими они надолго нанесли экономике Севера Ярость перекинулась и на население столицы. подвергались не только и миссионеры, убийству и китайские христиане. и измученные они спасались в иностранных квартал вместе с гражданами стран.

Но такие повстанцев сильно зарубежные державы. С они требовали от правительства более жестких мер по движения. В начале 1900 года державы выходят в в Дагу, для безопасности и иностранного населения Так же они высадили объединенный во главе отряда Э. Сеймур английский В его задачу входило как скорее пробраться в - Пекин - для скорейшей посольского квартала от 10 июня он вместе с двинулся на столицу.

Нелепая вера в бессмертие и неуязвимость иностранным оружием , печальную участь в данных действий. погибали под пулями сотнями, но, разобрав железной дороги под носом у армии они смогли застать его что привело к отступлению войск.

Видя, как военная мощь в императрица поручает отпор отряду Дуаня и сановника Так же было решено прекратить операции по движения и использовать их против колонизаторов. подписания соглашения с их впустили в столицу.

Подвергались уничтожению люди хоть поддерживающие иностранцев. Это быть одежда и использование техники. что могло стать смерти человека от ихэтуанцев. Они не щадили ни женщин, ни детей. разгрома иностранных они начали разгром ремесленником и аристократов. уничтожено более 4 зданий. Убийства и дошли и до Запретного 9. Все эти разорения и насильственные напугали и разозлили она издает указ о бандитов- ихэтуаньцев. Для она вызывает в столицу Шикая и приказывает посольский квартал. Уже императрица ищет для примирения с колониальными.

Сторонники войны с присылают ложный императрице, где говориться о стран. так, документу, иностранные хотели свержения Цыси, вновь на престол Цзятяня и уничтожение восставшей бандитов.

В ответ на документ, иностранным предлагается въехать в но те отказывают от этого

июня ихэтуаньцы и Дун Фусяна приступили к посольского квартала. Так двухмесячная блокада.

Более трех китайских христиан с 473 - мя жителями были так же с военными и их семьями в квартале.

Примечательно, что посылает официальные колониальным державам и с тем не препятствует действиям в столице. Она искала на случай отступления и с иностранцами.

В это время в погибает на улице консул граф а в след за ним и японский Сугияма. Солдаты Дун Фусяна договариваются в движения о вступление в ихэнтуань. А наместник договорился с ними о в Тяньцзинь, тем самым территорию иностранных

Неудачный поход вице-адмирала побудил державы к более совместному походу. 1900 после иноземцы завладели Дагу. В ответ на действия, 21 июня объявляет войну державам и официально движение Ихэтуань. того, как повстанцев поддержало правительство 22 июня в Приамурском округе Российской объявляется мобилизация 12 тысяч солдат. позже к данной было присоединено казачье войско под генерал-губернатора Николая.

В это время в Пекине ужасные столкновения и в ночь с 23 на 24 июня года по всему началась массовая христиан, которая название «Варфоломеевская в Пекине».

26 июня войска англичан и терпят поражение при следствие чего их отступление. 28 июня Цыси объявляет в Маньчжурии. 30 июня колониальных стран к Тяньцзиню, где вскоре активная осада войсками. 9 июля в по приказанию губернатора Ю были обезглавлены 45 католиков и протестантов. Не ни женщин, ни детей. казнь состоялась обмана губернатора, пообещал защитить граждан, но как только они в одном месте, их казнить.

В октябре года российские успешно оккупировали всю С наместником империи Цин региона был подписан о восстановлении правления и войск из Маньчжурии. восстановление разрушенной

декабря 1901 императрица Цыси на значительные уступки иностранных государств, начались переговоры и урегулировании спорных

Сопротивление повстанцев в продолжалось до самого 1902 года, но в декабря 1901 русским все же удается уничтожить остатки Эта дата и стала ихэнтуаньского восстания в

сентября 1901 был наконец подписан протокол», подготовленный «Ихэтуаньская контрибуция», которой продолжалась до Второй мировой была в четыре больше, чем прежняя Японии по Симоносекскому.

Как итогом можно что движение «Ихэтуань» не только не с колониальным захватами страны, но и ещё больше и так шаткое положение.

. Синьхайская народная революция 1911 - 1913 гг.

г. в Японии объединение нескольких организаций и так появилась организация - «Китайский объединенный союз». Во организации и ее лидером сам Сунь Ятсен. гэмин тунмэнхуэй») организации стали три принципа Сунь - национализм, народовластие и благоденствие. Первый понимался как свержение династии и возвращение к правлении..

Демократизм установление в стране демократической республики. благоденствие означало аграрного вопроса установления системы государственного налога на Налог должен был дифференцированным и зависеть от ценны земли. таким образом по мнению Сунь должны были на благо всего и особенно крестьян. В предполагалось дать тем, кто ее обрабатывает, и дорогу капиталистическому страны.

Новая в принципе использовала ту же что и «Союз возрождения Они полагали, что китайское в целом готово к маньчжур, нужен взрыв в одном из Китая, что автоматически общенациональное выступление. Ятсен вместе со организацией подготовил и более 10 неудачных.

Углубление и обострение Цинской империи в 1911 г. привело к что осенью того же мощный социально-политический уничтожил империю этих событий восстание в г. Учане - провинции Хубэй. В провинции сподвижники Ятсена давно почву для восстания. Они удачно вели среди солдат и «новой армии» - треть гарнизона была на их стороне. выступление планировалось но власти узнали о его начались аресты и В итоге вечером 10 1911 г. восстали саперного батальона. поддержали другие гарнизона, а затем в восставших перешел Маньчжурские власти из города и восстание в победило. Сразу восставшие обратились за известным политическим либерального лагеря, совершенно не имели политической борьбы и управления.

На совместном было образовано революционное правительство во с генералом Ли Юаньхун. Он был далек от каких бы то ни революционных идеалов, но обладал известным среди военной и был известен своими настроениями … Новое правительство потребовало Цинской династии и Китайскую республику. было принято ко всем остальным Китая с призывом восстание против В знак освобождения от ига все участники революционных и мирное население свои косы. Что до служило символом китайцев маньчжурам. важность внешнеполитического правительство хубэйские сразу же направили иностранных государств ноты, обещая все обязательства, взятые до цинами. Все держав о своем нейтралитете.

На хубейских революционеров весь Китай. В двух месяцев маньчжуров была в 15 провинциях. К декабрю Цинов сохранилась в трех центральных Главной ударной революции стала и особенно части армии». Практически сторонники Сунь вели соответствующую В некоторых провинциях цинов пала без военных выступлений. была сильна крупной китайской бюрократии, которая цинам в поддержке.

Двор был застигнут учанским восстанием и выступлений на местах. оказались не в состоянии ситуацию. За помощью решил обратиться к генералу - Юань. Он был очень известным в Китае, стоял у военной реформы, был известен представителям держав. 27 октября г. его назначили главнокомандующим войсками, а затем и

Когда он оказался в - двор совершенно не мог никаких действий. император, многочисленные и окружение - все оказались В этих условиях Шикай почти без усилий и борьбы фактически во главе

Тем не менее, дальнейшего наступления сил Юга генерал стал возможности для мирного проблемы. Переговоры и Юга начались в Шанхае.

Несмотря на весь революционной борьбы больше носила стихийного недовольства), Юг на этих переговорах не настойчиво отстаивать позиции и добиться цинов без всяких Фактически делегация с южных провинций участия Сунь сама предложила Шикаю пост республики при условии, что он договориться с маньчжурским об отречении их от власти

О событиях в Учане Ятсен узнал в США из 12 октября и принял вернуться в Китай. 21 он прибыл в Гонконг, а 25 был торжественно встречен в На следующий день союз» выдвинул его на временного президента республики. 29 декабря г. в Нанкине прошла на конторой представители выбирали временного Китая. Почти был выбран Сунь и сразу он сообщает в Юань Шикаю. 1 1912 г. становится официального провозглашения республики. Сунь приступает к исполнению обязанностей.

Правительство, Сунь Ятсеном же пыталось отменить почти средневековые и обычаи. Было опиекурение, применение при допросах. Запрещена людьми. Освобождение проданных в долговое Населению разрешалось срезать косы, как подчинения маньчжурам. варварский обычай ног у девочек. 10 марта г. Национальное собрание Конституцию. Она провозглашала всех граждан орт класса и религии. частной собственности. демократические свободы - личности и жилища. слова и печати. этой подлинно конституции имело историческое значение для идей демократии.

Страна оказалась на грани войны и Сунь вместе со своими соглашаются на передачу временного президента Шикаю на условии, что он отречение цинской от власти. После появилась договоренность - семья получает содержание, у нее сохраняется титулы и гражданские 5 февраля Национальное утвердило условия

Так закончилась эпоха господства маньчжур над народом. Все это происходило в числах года - по традиционному китайскому.

После этого Ятсен складывает с полномочия временного и передает их Юань а сам уезжает в Шанхай. развитие событий, было явлением для будущих судеб но в той ситуации развитие по другому варианту видимо, не возможно. власти из рук революционеров во с Сунь Ятсеном Шикаю по сути был компромиссом со стороны который позволил кровопролитной гражданской и вмешательства иностранных … 2 апреля Национальное принимает решение навстречу Юань о переносе столицы.

В августе 1912 г. в состоялся учредительный новой организации, которой стали Объединенного союза и еще левых и демократических Эта партия получиланазвание - революционная партия» - гоминьдан.

Сунь был избран ее председателем. программные установки призывали к политическому страны, развитию самоуправления, проведения народного благоденствия и международного мира. проведения учредительного сам Сунь Ятсен от практической партийной непосредственно участвовать в в жизнь третьего своей программы, два первых были он принимает пост директора железных и разрабатывает грандиозный железнодорожного строительства.

Единственные реальные которые стояли страной в начале ХХ в. и ставили участники (либеральный и демократический были все-таки - Китай освободился от гнета и уничтожил строй. В революции две главные силы - оппозиция (помещики и буржуазия, связанная с землевладением и иностранным и демократическое крыло во с Сунь Ятсеном поддерживали различные ориентированные на буржуазно- демократическое Китая.

Ни тот, ни политический лагерь на деле не представляли силы в тогдашнем - у них не было своих своих армий, у не было серьезных лидеров. Сунь после революции многих своим … В итоге конкретными революции сумела «третья сила» в Юань Шикая, опираясь на поддержку кругов сумел ситуацию и стал президентом Китая Юань Шикая. На вскоре парламентских Гоминьдан добился успехов и получил количество мандатов. парламентские методы и были для Юань совершенно не приемлемы. он начинает игнорировать парламента и взгляды китайских политических демократической направленности. от западных стран военный заем он активно вооружать вооруженные силы. давление на демократические затем развертывается террористическая кампания видных демократов и парламента. политический китайский синьхайский революция

Фактически в это на Севере укрепляется военная диктатура Шикая, а на Юге начинается сопротивление разных сил - обществ, голодные бунты и т.д. В условиях Гоминьдан разорвал отношения с Шикаем и начинает него вооруженную Но широкой поддержки эти не нашли и в настоящую не превратились.

«Синьхайская как революция национально-освободительная и победила, освободив от маньчжурского ига, империю и на ее обломках республику. Вместе с тем к 1913 г. стало что революционные демократы толка во главе с Ятсеном, сыгравшие и решающую роль в Синьхайской революции, поражение».

Юань Шикая воспользоваться подавлением революции» и укрепить власть. 6 октября г. были проведены президента. Генерал используя все формы - подкупы, репрессии и формы. Почти - 4 ноября 1913 г. он о запрете Гоминьдана и его Одновременно из парламента удалены все депутаты партии Гоминьдан. Тем фактически, был распущен избранный парламент. В 1914 г. был распущен и сам а в мае отменена конституция. этого в стране диктатура Юань …

Однако даже власти ему оказалось и Юань Шикай длительную кампанию по в Китае монархического 23 декабря 1914 г. Шикая, облаченный в одежды, совершает жертвоприношение в храме Он начинает восстанавливать времен монархии, а прежние звания и Вновь вводится экзаменационная система.

Эти проходили в обстановке мировой войны. Уже 6 1914 г. китайское заявило о своем рассчитывая, что воюющие не перенесут военные на китайскую территорию. Япония 22 августа Германии войну и свои войска в Шаньдун. Используя европейских держав на театре военных Япония рассчитывала весь Китай и его в свой протекторат. 18 1915 г. Япония китайским властям так 21 требование» - признание Шаньдуна, согласие на Японии в южной и внутренней Монголии; японских советников в армию, полицию, иностранных дел и т.д. об этом ультиматуме в стране бурю Однако Юань эти требования принял, что подорвало его авторитет во слоях китайского

В течение некоторого власть в стране откровенную политику на к возвращению в стране формы правления, но неожиданно для всех 1916 г. Юань умирает.

Милитаристские клики. сцепляющих механизмов в деспотической власти императоров в такой стране как Китай не ни привести к всплеску сил.

Система дуцзюната. группы региональных элит и военных стали носителями бесконтрольной власти на Так в Китае стали милитаристские режимы. дуцзюнов были отсталыми в техническом и отношении. Но и они оказывались пригодными для борьбы с властью и такими же Наличие в стране аграрного перенаселения к созданию миллионных людей, готовых за рисовую похлебку любому генералу.

Сама же армия и держались за счет собственного населения и соседних территорий их стремление - усиление власти. Ради они вели беспрерывные с центральной властью и собой.

Вместе с тем эти режимы не классовых интересов ни традиционных слоев, ни пробуржуазных. Их массовые и большие возможности к тому, что они стали хозяевами Китая. центральная власть на правительства, президента или была связана с и отражала их интересы.

Войны вели к последствиям и жертвам мирного населения, к увеличению налогов. От их страдало фактически все страны - и горожане, и В итоге уже к концу войны милитаризм для китайцев олицетворением несчастий.

Отсутствие в сильной центральной приводило к тому, что эти лидеры стали экономической, военной и силой страны. Их продолжалось и в 20 - 30-х гг. ХХ в. в том и вы период гоминдановского

Экономика Китая революции. Радикальные перемены, которые после революции стали приводить и к в экономической сфере. толчок этим дала первая война.

Влияние капитала было Иностранный капитал 90% железных дорог. иностранных предприятий всего несколько но они были самые и отличались высокими возможностями. Иностранные которых к концу насчитывалось всего десятка, фактически китайский денежный Практически вся китайская и политическая элита свои деньги в иностранных банках. значительной была иностранного капитала во торговле. Именно капитал способствовал Китая в мировой рынок и мировое труда. В импорте полностью преобладали потребления. И хотя сам был аграрной страной - он был ввозить продукты и хлопок.

Несмотря на огромное влияние капитала, нужно что он в основном затрагивал эшелоны китайской оставляя «нижние» массивы совершенно.

Именно начинает быстрыми устремляться национальный ибо он имел здесь более благоприятные (экономические и правовые) для деятельности.

Если мировой войны капиталу принадлежало 698 предприятий с 271 тыс. то после войны предприятий возросло до 1. 759 - 558 рабочих. В эти годы прирост только продукции составлял 14 %.

Вместе с тем нужно что массовой производственной для развития национального капитала являлась промышленность, продолжавшая решающую роль в сельского и городского товарами повседневного

Включение Китая в капиталистиченакий рынок и собственного промышленного не могло не сказаться на состоянии мелком, ремесленном производстве. На веков это стало явлением и в это время погибали целые дофабричного производства. Но одни отрасли промышленности, мировой стимулировал рост и других - производство кружев, соломенных на экспорт. В итоге промышленность к концу прочно удерживала позиции в производстве товаров, давая в примерно три четверти промышленной продукции. сильны были дофабричного производства в - производство, выработка переработка чая, шелковой пряжи, национальной одежды, бумаги, фарфора, из бамбука и соломы.

Общее промышленных РАБОЧИХ населения страны ничтожным. Кадровых было несколько тысяч человек и в большинстве все6 они рабочими в первом К этой группе пролетариата примыкали сезонных рабочих, два рабочих мануфактур, 10 млн. рабочих промышленности и более 30 кули.

В послесиньхайский китайская буржуазия как еще не сформировалась. Он совершенно не политической силой и в своей слабости и не могла возглавить движение. Китайский как и китайская буржуазия не своей предыстории и их было прежде результатом иностранного после «открытия» Сами развитые капитализма сюда привнесены.

Предпринимательские в Китае всегда устранены от политической и это унаследовала китайская в начале ХХ в. Даже по 10 лет после революции в не было ни одной организации китайской со своим лидером.

Начинали происходить и в деревне. Здесь идет процесс казенных, государственных землевладения. Идет распад землевладения поселений. Все они теперь в частновладельческие . После вышла серия актов, которые эти новые формы. В наследство от императорского Китай получил аграрное перенаселение. среднего крестьянского примерно равнялся 20 му более одного Это катастрофическое малоземелье к тому, что огромные крестьян не могли себе сферы в земледелии … Отсюда - число свободных рук же.

Большинство было отрезано от связей с рынком, и на нем опосредованно через эксплуататоров.

Заключение

Ликвидация господства и всей императорской власти к образованию своеобразного ибо старые политические были уничтожены, а находились в стадии.

Традиционализм, несомненно, полностью преобладал в общественном сознании китайского населения. Господствующая конфуцианская идеология играла в Китае роль основной религиозной системы.

Большинство китайского населения в религиозном отношении было достаточно синкретично. Кроме конфуцианства, даосизма, буддизма существовало огромное количество культов и божеств, которые обслуживали китайское население.

Что касается новых явления в общественной и политической жизни. Адепты уходящей имперской идеологии уже существенной роли не играли.

Лагерь старых реформаторов. Новые обстановка и новые реалии значительно повлияли на взгляды лагеря реформаторов во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Из критиков существующего строя они постепенно превратились в его апологетов, которые боялись новых социальных потрясений. Лян Цичао в это время становится во главе этого лагеря - в 1912 г. он вернулся в Китай после длительной эмиграции. В это время он всемерно поддерживает Юань Шикая, видя в нем оплот будущего спокойствия страны и поддерживая его централизаторские устремления.

В своих работах и политических выступлениях активно продолжает развивать идеи неприятия революционных методов, которые не способны, по его мнению, привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям. Так, в одной из своих работ он пишет следующее: «Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов - только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование…». Эти убеждения Лян Цичао пронес через всю свою жизнь. Очень сильно изменились взгляды Лян Цичао по вопросу конфуцианства. Если раньше, еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас он становится активным пропагандистом Конфуция, как мощной идеологической скрепы китайской цивилизации.

Еще более консервативную идейно-политическую позицию стал занимать в эти годы Кан Ювэй - выдающийся мыслитель Китая. Так же как и его ученик Лян Цичао не принимает идеи революционных преобразований и считает любую революцию «самоубийством общества». Он развернул активную пропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию самой идеи демократического переустройства Китая. Он утверждал, что ни в одной стране мира демократия и такие ее атрибуты, как, скажем, всеобщее избирательное право, не ведут к миру и процветанию. Тем более демократия непригодна для Китая, который никогда не знал демократических порядков … Таким образом, в послесиньхайские годы более или менее оформляется консервативное идейное течение, представители которого являлись идеологической составной частью господствующей системы. Это течение во многом было наследником имперской идеологии цинского Китая, что и проявилось прежде всего в приверженности традиционным духовным ценностям, в том числе и идеям авторитарного правления.

В отличие от лагеря бывших реформаторов, которые находились как бы в обороне, знаменем времени стало новое идейное течение - так называемое движение за новую культуру Это движение собственно оформилось в Пекине и Шанхае в годы первой мировой войны. Под лозунгом «Наука и демократия» это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть новой китайской интеллигенции. - патриоты остро и болезненно переживающие упадок своей родины. Идейным центром «Движения за новую культуру» стал журнал «Новая молодежь», выходивший под редакцией известного профессора Пекинского университета.

Сторонники этого движения свом главным идейным врагом считали конфуцианство. Одновременно с критикой старых идеологических норм критиковали старые порядки, политическую систему. Выступая за всестороннее обновление китайского общества, участники движения на первое место ставили борьбу за освобождение личности. Много внимания члены движения удели вопросам литературы. В частности они призывали к замене старого языка классической литературы, оторванного от устной речи, новым литературным языком, который складывался на основе общенародного разговорного языка.

Сунь Ятсен. Немаловажное значение в политической и идеологической жизни Китая тех лет играл и Сунь Ятсен. Правда, внешне этот период выглядит несколько бледно. Победа революции возвела его на вершину политического успеха. Поражение в борьбе с Юань Шикаем и другие политические неудачи заставили его временно уйти с авансцены политической жизни. Вместе с тем эти поражения выявили и слабость его программы возрождения Китая, которая не смогла стать знаменем массового политического движения.

Сунь Ятсен очень болезненно воспринимал ситуацию в стране после Синьхайской революции. Суньятсенизм как идейное течение не представлял собой заметного явления в Китае тех лет. Будучи несколько свободным от конкретной политической и партийной работы в эти годы он выпустил несколько работ. Так в «Духовном строительстве» он пишет: «Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь»

Сунь Ятсен предлагал воспринять все достижения передовых западных стран, являвшихся результатом естественного развития, но не повторять это естественное развитие, которое не позволило бы Китаю быстро войти в число наиболее передовых и мощных держав, а прервать это естественное развитие, пойти по пути ускоренного, искусственного, рукотворного прогресса. В этой концепции Сунь Ятсена причудливо сочетались убежденность в творческих способностях народа почти с мистической верой в особые качества китайской нации. «Китайская нация - самая большая и самая одаренная».

Основная идея его сводится к тому, чтобы органично связать все достижения современного запада при сохранении некоторых традиционных элементов. Но при всем этом - постараться избежать развития по капиталистическому пути.

Понимая, что китайский народ совершенно не был знаком с демократией сразу после победы необходим период «политической опеки».

Экономическую систему будущего китайского общества он понимал как «государственный социализм» - государственно-капиталистическая система без частного предпринимательства.

Литература

1. Белов Е.А. Краткая история Синьхайской революции. 1911-1913. М.: Восточная литература РАН, 2001. - 160с.

. Виленский Вл. (Сибиряков) «Сунь-Ят-Сен. Отец китайской революции» М. Красная новь 1924 г. ,183с.

. Виноградов Н.П. Рабочее движение в Китае накануне образования единого национального антиимпериалистического фронта // Вопросы истории. 1952. - № 1. - С. 64.

. Историография новейшей истории Китая (1917-1949): Сб. об­зоров / Отв. ред. и сост. А.М. Григорьев. - М, 1987.

. Историография новейшей истории Китая (1949-1982): Сб. об­зоров / Отв. ред. и сост. А. М. Григорьев. - М., 1985.

. История Китая. Под ред. Меликсетова А.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2002. - 736 с.

. Илин В.П. Народное движение «4 мая 1919 г.» - начало новодемократической революции в Китае // Вопросы истории. 1958. - № 10 - С. 123 - 138.

. Корсун В.А. Новейшая история Китая. Учебное пособие // Восток. 2005. - № 5. - С. 179 - 184.

. Кюнер Н.В. Очерки новейшей политической истории Китая. / Н.В. Кюнер. Хабаровск; Владивосток: Книжное дело, 1927. - XXII, 404с.

. Лаура Тайсон-Ли: Мадам Чан Кайши АСТ, 2008 г. 544с.

. Мамаева Н.Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927) М.: Наука, 1991. - 211 с.

. Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927-1949) М: Наука, 1977. 320с.

. Мировицкая Р.А. СССР в стратегии Гоминьдана (20-30-е гг.) М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 237 с.

. Мугрузин А.С. Аграрные отношения в Китае в 20-40-х годах 20 века. М. Изд. Наука 1970г. 236 с.

. Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. XVII - начало XX века М.: Вост. лит., 2005 - 712 с.

. Непомнин О.Е. История Китая: XX век М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2011. - 736 с. - (История стран Востока. XX век).

. Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. «Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох.» М. «Восточная литература» РАН. 1999г. 334с.

. Писарев А.А. Гоминьдан и аграрно-крестьянский вопрос в Китае 20- 30 годы хх в. М. Наука. 1986г. 226с.

. Сунь-Ят-Сен. Записки китайского революционера. (Программа национального строительства Китая). М.-Л. 1926 г.., 143 стр.

. Сунь Ят -сен. Избранные произведения Собрание сочинений. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. - 759с.

. Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости. 1898-1949 РАН. Ин-т Дал. Востока. - М. : Вост. лит., 1996. - 574с.

Тихвинский С.Л.; РАН, Ин-т Дал. Востока. - М. : Наука, 2006 Кн. 1 : История Китая до XX века. Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй.

Тихвинский С. Л. ; РАН, Ин-т Дал. Востока. - М. : Наука, 2006 Кн. 2: История Китая первой четверти XX века. Доктор Сунь Ятсен.

. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. - 2006. - 388, Энциклопедия нового Китая Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 509с.

Приложение


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5

Похожие работы на - Внутренняя политика Китая в первой половине XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!