Власть и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,94 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Власть и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Факультет государственного и муниципального управления









Контрольная работа по дисциплине:

«История государственного управления»

на тему:

Власть и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века

Выполнил: Студент 1 курса группы 1111 заочного отделения

Мухин Святослав Игоревич

№ зачетной книжки 161108

Проверил:

Тарасов А.С., к.и.н.

Санкт-Петербург

Пушкин

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Предпосылки к проведению реформ

.1 Отмена крепостного права

.2 Последствия отмены крепостного права

. Земская реформа 1864 года

. Судебная реформа 1864 года

. Военная реформа 1864-1874 годов

. Контрреформы 80-90-х годов XIX века

. Заключение

. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX века в России ознаменовался глобальными реформами, повлекшими за собой не только изменения в политическом устройстве государства, но и реформами, затронувшими каждого гражданина страны без исключения.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении особенности правления государством императора Александра II, а также, в ряде «великих реформ» XIX века.

Безусловно, одной из знаковых реформ того времени являлась отмена крепостного права, однако, не менее важными и вытекающими из данной реформы были земская и городская реформы. Важнейшая, с правовой точки зрения, судебная реформа, а так же военная реформа 1864-1874 годов, оказали не менее веское значение на развитие нашего государства.

В данной работе предлагается не только рассмотрение сути данных реформ, но и последствия их для народа и для страны. Так же немаловажно рассмотреть изменения во внутренней и внешней политике России, и можно ли рассматривать данные реформы как величайшее прогрессивное событие в истории государства в целом.

. Предпосылки к проведению реформ

К середине XIX века стало ясно, что феодально-крепостническая система входит в серьезный кризис. Эффективность крестьянского труда заметно снижалась. Вызвано это было попросту тем, что работник, чувствуя давление хозяина, зачастую отбиравшего последнее, не был заинтересован в результатах своего труда. Говоря простым языком, людям стало проще создавать видимость работы, чем гнуть спину выполняя непосильный труд.

Помещики, в то время, все еще видели главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян, увеличивая барщину до 7 дней в неделю и переводя крестьян на месячину (паек) или увеличивая оброк, который нередко стал превышать хозяйственные возможности крестьян. Все это вело к разорению крестьян, систематическим голодовкам, что в свою очередь пагубно сказывалось на помещичьем хозяйстве. В связи с этим некоторые помещики пытались перейти к использованию вольнонаемного труда и машин, другие просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьян в банках. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионов рублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.

Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности. Ведь в промышленности, особенно горной и металлургической на Урале, широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину на заводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремились от них избавиться. Однако вольнонаемных рабочих было найти трудно. Поскольку основная масса населения была закрепощена, то промышленность не имела необходимого рынка свободной рабочей силы.[7]

Еще одной предпосылкой отмены крепостного права считается социальный фактор. Крестьянские бунты в XIX веке приобрели массовый характер. Это доказывают следующие данные: за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие (1851-1860) - 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 гг.2 В дальнейшем крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, охватывавшие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.[2]

Сопоставив эти факты, можно сделать заключение, что проведение реформы было необходимо не столько из демократических и либералистических соображений, сколько в целях усовершенствования социальной и экономической систем России, а также в целях борьбы с изжившим себя феодально-крепостническим строем.

1.1 Отмена крепостного права

реформа крепостной военный судебный

В феврале 1861 года императором Александром II было утверждено положение об отмене крепостного права, и был издан Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В течение ещё двух лет крестьяне (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. В интересах исправного платежа повинностей крестьяне наделялись землей в личное пользование. Эта сделка происходила при согласии на неё крестьянина и землевладельца. При отсутствии такого согласия наделение землёй осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа и без земли. [2]

На первый взгляд может показаться, что реформа полностью освобождала людей, делая их вольными, но есть и обратная сторона. Крестьянское сословие - не то что бы было не грамотное, но многие, кроме того, как назвать свое собственное имя больше ничего не могли. И речи не было о том, что бы простой мужик мог писать и читать. За многие годы жизни в рабских условиях, люди настолько к ней привыкли, что и помыслить не могли о том, что возможно жить по другому. Все это привело к тому, что после введения данной реформы, многие люди просто не знали куда им податься. А дворовые (прислуживающие при барском дворе), попросту рисковали быть выгнанными на улицу. Многие просили, что бы их оставили на служение дальше.

Что бы пользоваться землей помещика, крестьяне должны были платить своеобразный налог, называемый оброком, и несли барщину. Собственником же земли по прежнему являлся помещик. Крестьяне могли выкупать усадьбы и полевые угодья, но только с согласия помещика и крестьянской общины. [2]

Крестьянская община - единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост.[9]

Выкупив землю, крестьянин становился собственником и уже не был временно обязанным. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. [3]

Стоит отметить, что крестьяне имели возможность получать ссуды от государства. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде «выкупных платежей» в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

1.2 Последствия отмены крепостного права

Как писал великий русский поэт Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Распалась цепь великая, распалась и ударила, - одним концом по барину, другим - по мужику.»

В основном реформа имела негативные последствия, как для помещиков, так и для крестьян. Основную свою цель (ликвидацию прежней системы общественно-экономических отношений) реформа не выполнила. В деревнях сохранились феодально-крепостнические пережитки, крестьянство испытывало на себе давление гнёта помещичьего и растущей буржуазии и кулачества, что тормозило развитие капитализма в России.

Реформа не оправдала надежд крестьян на полное освобождение от крепостничества. Их наделы уменьшились по сравнению с дореформенными. В сравнении со старым оброком возросли платежи. Община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений. Говорили об особом «крестьянском праве».

Помещики тоже понесли потери. Крестьянская реформа ущемляла их экономические интересы:

личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда;

реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю.

Несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа в конечном счёте явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России.

Говоря о положительных последствиях реформы, можно отметить следующие:

Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы.

Предоставление крестьянам имущественных и гражданских прав благоприятствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

В результате ликвидации сословного права дворян на землю, земля стала продаваться.

Реформа 1861 года спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги за счет вычета из выкупных платежей крестьян.

Благодаря отмене крепостного права, все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству - такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.

В России начали строиться новые фабрики и заводы, что являлось признаком технического прогресса.

Капиталистическая перестройка хозяйства способствовала постепенному усилению буржуазии и экономическому ослаблению дворянства, в руках которого по-прежнему находилась политическая власть. Одновременно растёт и крепнет новый класс - пролетариат.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская (1864 г.), судебная(1864 г.), военная(1874 г.) и другие буржуазные реформы. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.[3]

2. Земская реформа 1864 года

В январе 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому положению, в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы - министром внутренних дел.[10]

Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, и на национальные окраины России: остзейские губернии (здесь было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Но и в тех 34 губерниях, на которые распространился закон о земствах, земские учреждения вводились не сразу. [4]

В систему земских учреждений входили:

·Земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);

·Земские собрания;

·Земские управы.



3. Судебная реформа 1864 года

Суд находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало, равно и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Владимирское дворянство убеждало царя в адресе 15 января 1860 г. в невозможности крестьянской реформы без судебной, «потому что освобожденные крестьяне, лишенные защиты помещиков, при отсутствии правосудия и ответственности должностных лиц подвергнутся еще большей и невыносимой зависимости от произвола чиновников и через то могут совсем потерять уважение к действительной законности».

Поэтому «для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы» необходимо:

) разделить власти: административную, судебную и полицейскую;

) определить «ответственность всех и каждого перед судом»;

) ввести гласность гражданского и уголовного судопроизводства;

) учредить суд присяжных [1]

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами.

4. Военная реформа 1864-1874 годов

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан).[6] Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было.[5]

Существо военной реформы заключалось прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.

Важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.

. Контрреформы 80-90-х годов XIX века

марта 1881 г. Александр II был убит террористами-народовольцами. Новое правительство Александра III из которого были изгнаны либерально настроенные министры, взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и укрепление репрессивного аппарата.

В 1881 году было принято «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881г.)., возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения на высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890 г. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а только дворяне. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Резко был усилен правительственный контроль за земствами. По закону 1892 г. был изменен порядок выборов и в городские думы. В выборах теперь участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании.

Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения всего вышеизложенного материала можно сделать вывод, что вторая половина XIX века, а так же период правления Императора Александра II - время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

Контрольная работа данного объема не может охватить весь перечень реформ. Например, в данной работе реформы об образовании, финансовые реформы и проч., упоминаются лишь вскользь. Однако, четко ясно одно: проведение реформ изменило множество государственных структур, таких как право (судебная реформа), социально-экономический строй (отмена крепостного права), изменение структуры армии в целом.

Данные реформы, хоть и не могли выполниться в полном логическом объеме, но все же послужили мощным и серьезным толчком к выводу страны из экономического, политического и военного кризиса. Однако, все эти нововведения породили новые социальные слои, такие например, как буржуазия и кулачество. Сыгравшие далеко не последнюю роль в судьбе нашей Родины.

Список использованной литературы

) Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы: Сборник статей. М.: Статут; РАП, 2004.

) Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: учеб. пособие - М.: Проспект, 2009 г.

) Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

) История России 19-начала 20 века: Учебник / Под ред. В.А.Федорова. - М., Академия, 2004. С. 319

) История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во Высшая школа, 1975. С. 241.

6) Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. ИНФРА.М - НОРМА. М., 1997. С. 321.

) П. А. Зайончковский «Отмена крепостного права в России», Москва, 1960 г.

) Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М., Новый Юрист, 1998. С. 100.

) Электронный ресурс: Wikipedia.org

) Электронный ресурс: курс лекций по истории государственного управления studme.org

Похожие работы на - Власть и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!