Разработка информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,31 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Разработка информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма»






Ярославль

Введение

Актуальность исследования. Cовременный туризм не возможен без достоверной информации и различных средств коммуникации. В настоящее время данная отрасль развивается очень быстрыми темпами, ни одно путешествие не обойдётся без справочных материалов, которые играют особую роль для неорганизованных групп, т. е самодеятельные туристы. По данным Департамента туризма в Ярославскую область приезжало около 3 млн. туристов за год, а в сам Ярославль 1,8 млн., многие, из которых приезжают самостоятельно. При этом туристы, путешествующие самостоятельно, как следует из результатов проведенного нами анкетирования, не могут обойтись без информационного сопровождения своего путешествия, которое для них становится успешного путешествия.

В связи с этим актуальным является вопрос о качественном и своевременном информационно-технологическом обеспечении данной категории туристов.

Объектом исследования является - самодеятельный туризм как разновидность туризма.

Предметом исследования являются сущность, содержание и средства информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма.

Целью данного исследования - обосновать сущность и разработать содержание и средства информационно-технологического обеспечение самодеятельного туризма.

Исходя из поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть сущность информационно-технологического обеспечения в туризме.

2.Определить место самодеятельного туризма в современных туристских классификационных системах.

.Определить и обосновать туристские объекты для включения в путеводитель как средство информационно-технологического обеспечения.

.Разработать структуру и содержание путеводителя по туристским объектам г. Ярославля с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Для решения поставленных задач в соответствии с методологической основой исследования использованы следующие методы: общетеоретические (анализ, обобщение, систематизация, проектирование), эмпирические (изучение и обобщение опыта; анкетирование).

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют существующие технологии по разработке и составлению путеводителей (И.В. Тимофеев, М.А. Жданова, Л.М. Пеленицын), труды в области туризма и информационно-технологического обеспечения в туризме (М.А. Морозов, Ю.П. Грицак, В.Н. Бочарников, А.М. Ветитнев, В.Н. Шитов, А.Ю. Щиканов.)

Практическая значимость исследования состоит в разработке в печатном и электронном форматах путеводителя по объектам г. Ярославля, который может быть использован туристами, посещающими Ярославль самостоятельно. Представленный алгоритм разработки может быть использован при создании аналогичных средств для других территорий.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 29 наименований, и приложения.

Глава 1. Теоретические основы разработки информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма

1.1Анализ подходов к определению понятия «информационно-технологическое обеспечение»

Для нашего исследования важно было определить содержание ключевых понятий, одним их которых является понятие «информационно-технологическое обеспечение»

Составим детальный анализ составных частей данного определения. Под обеспечением общепринято понимать процесс действия, который служит гарантией, доверенностью кого-либо, обеспечивает сохранность или исполнение чего-либо. В словарях обеспечение может трактоваться по-разному и иметь определённую смысловую нагрузку. Приведем несколько примеров данного определения, которые представлены в таблице 1.

туризм гид город путеводитель

Таблица 1. Авторские позиции понимания термина «обеспечение»

Автор (источник) Трактовка понятияТолковый словарь С.А. КузнецоваОбеспечение - это обеспечить кого-то чем-нибудь или в чем-нибудь; устранить попечение, заботу, опасение, дав что-либо верное; снабжать всем нужным [15].Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова Определение слова обеспечение образованно от глаголов обеспечить - обеспечивать. Действие подразумевает снабжение чем-нибудь в определённых потребностях данного лица. Предоставить кому-нибудь достаточные материальные средства, условия к жизни [28].Большой толковый словарь Скворцова Л.И.Обеспечение - это материальные средства, услуги, предоставляемые кому-либо с целью обеспечить возможность его существования [26].Толковый словарь живого великорусского языка (Владимир Иванович Даль)Обеспечение - это проинформировать кого-либо, чем или в чем-либо. Устранить попечение, заботу, опасение, дав что-либо верное; снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей опасности [8].Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.Обеспечение - это то, чем обеспечивают кого-что-нибудь [21].Современный экономический словарь терминовОбеспечение - это совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов [24].

Термин обеспечение - сложный и многофункциональный процесс, который может быть представлен и трактоваться везде по-разному. Обеспечение располагается в различных сферах общества. К примеру, оно может использоваться как в туризме, так и в философии, в педагогике.

В педагогике обеспечение, трактуется в виде своеобразной и профессиональной деятельности, предполагающие активизацию личностных и институциональных ресурсов, что способствует реализации эффективности того или иного процесса. В науке идеи педагогического обеспечения стали определяться лишь в последнее десятилетие. Часто под термином «обеспечение» ряд исследователей понимают процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы, которая нацелена на регулирование, функционирование и дальнейшее развитие [12]. Стоит сказать, что под процессом педагогического обеспечения понимается особый вид профессиональной деятельности, предполагающий стимулирование личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса [7].

Под социально-педагогическим обеспечением понимают специфическую деятельность функционирования и развития ряда всех вместе взятых ресурсов (личностных, институциональных и т.д.), служащих для принятия процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида, которая предполагает определение функционального назначения каждого потенциала, установления взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических условиях. Можно сказать, что обеспечение - это некое воздействие на процесс в педагогике, которому свойственно: многогранность (мощность, целесообразность, ресурсность, степень выраженности), представление множества уровней и динамичность.

В рамках педагогического обеспечения можно рассматривать как регулирование функционированием и развитием полного комплекса ресурсов, привлекаемых для осуществления воспитательного процесса. Педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся [1].

В педагогике для общения с учащимися можно употреблять различные методики, например, программы и учебники. А также для закрепления навыков и усвоения материала ребёнком, поможет использование смартбордов, интерактивные картосхемы и плакаты, информационные и лингвистические классы.

В других же науках, например, в психологии обеспечение трактуется несколько иначе. Данный термин представляет собой комплекс методов, мероприятий, операций, принципов их употребления психологических механизмов и закономерностей действия человека, который выступает как субъект труда, коллективный субъект деятельности и социальной общности.

Одной из главных целей, которая направлена на оптимизацию, организованность, информативность разных предпосылок деятельности человека. Отличительной составляющей, в психологическом обеспечении под управлением человеческими ресурсами, есть необходимость управлять кадровыми процессами, происходящими в организации, и формировать предпосылки в психологии, для создания и усовершенствования как индивидуального, так и коллективного субъекта деятельности [4].

Рассмотрим, что понимается под обеспечением в туризме. В современном обществе, а главным образом, в туристической сфере обеспечение ресурсами информации и предоставлении информационных технологий представляют важную роль, в которых, разумеется, нуждается каждый турист.

Особой чертой деятельность туриста предстает в большом количестве и разнообразии информационных потоков, которые обеспечивают их стабильной современностью и значительной скоростью передаваемых действий. Информационные взаимодействия существуют между многими группами на туристическом рынке услуг, но больше всего рассматривается ценность информации, которая используется путешествующими людьми. Это свойственно специфическими особенностями туристического продукта и снабжением максимально истощающими сведениями для допустимых отдыхающих.

Один из главных факторов развития туристической сферы - это информационное обеспечение. Термин «информация» в разных источниках трактуется по-разному, что представлено в обобщенном виде в таблице 2.

Таблица 2. Авторские позиции понимания термина «информация»

Автор (источник)Трактовка понятияТолковый словарь по ЕфремовойИнформация - это 1. Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо. 2. Обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами [9].Толковый словарь по Ожегову Информация - это 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [21].Большой Энциклопедический словарь Скворцов Л. И.Информация - это первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом [26].Толковый словарь УшаковаСообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь [28].Словарь туристических терминов и слов. (ООО «СТС» - туристическая компания) Информация - это достоверные сведения об организаторе путешествия (поездки) и продавце, наличии соответствующих лицензий и сертификатов соответствия, туристских формальностях, необходимых для совершения поездки (путешествия) и сроках их оформления, о принимающей стороне; сведения о полном и конкретном содержании предлагаемого пакета услуг [27].

Информационное обеспечение туризма - это совокупность информационной базы данных туризма и специализированных информационных технологий, предназначенных для ее обработки, которые обеспечивают эффективное функционирование туристской системы на различных уровнях управления туризмом [18].

В современном обществе информационное обеспечение может предоставляться в виде товара, а туристической сферой является информационно насыщенная услуга. Это значит то, что между предоставленной информацией и деятельностью в туризме есть взаимосвязь. В современности туризм не способен существовать без предоставляемой информации.

В туристической сфере деятельности информация зачастую предоставляет правила, движет прогресс, стимулирует создавать новые средства связи и т.д. Функционирование турфирмы или, например, туристических предприятий невозможно без информационного обеспечения. В туристических поездках главной целью является знакомство и изучение данной местности, а значит никак не обойтись без информационно-технологического обеспечения.

Сейчас информация, рассматриваемая как определенные сведения об объектах, параметрах, неких свойствах и состоянии, которые уменьшают содержащеюся о них степень неясности, не совершенности знаний [16], становится одним из главных компонентов в туристической деятельности, именно она способна работать в туризме на различных уровнях.

Для разработки и описания новых маршрутов, а также для современных привлекательных туристско-рекреационных комплексов, экскурсий и объектов показа, несомненно, больше значение играют современные информационно-коммуникационные технологии.

На основе определений информации и обеспечения, сделанных нами ранее, можно прийти к выводу, что информационно-технологическое обеспечение - это совокупность информационно-справочных, инструктивно-организационных и технических средств, использование которых в туристской сфере позволяет качественно оказывать и получать необходимые услуги на технологической основе.

.2 Виды и формы информационно-технологического обеспечения в туризме

В туризме представлены различные виды информационно-технологического обеспечения. В настоящее время принято разделять на две основные группы. Первая группа - это информационные (бумажные) оповестительные услуги. Вторая группа - это технологические информационные услуги. В информационном обеспечении нуждается как турист, так и организаторы тура. Заранее подготавливая информацию маршрутов, сведения о достопримечательностях и т.д. к путешествию, турист нуждается в дополнительной информации о своем месте пребывания, подробное описание памятников, описание схем транспортных магистралей, о нормах правилах и обычаях местности и страны, схем и карт и прочие.

Описание туристических услуг в информационном (бумажном) виде предоставляется в печатных изданиях, которые могут быть как популярной, так и индивидуальной литературой, для определенного круга лиц. По форме информационного обеспечения в бумажном виде могут выступать различные сведения о данном регионе или местности. В современной индустрии туризма информация может издаваться в буклетах, проспектах, которые раздаются бесплатно. Также рекламные материалы для информативности туриста публикуются в брошюрах, полиграфических путеводителях, справочниках, которые выходят крупным тиражом для потребителя.

Виды информационного обеспечения, реализуемые в туризме на печатной основе, представлены и охарактеризованы в таблице 3.

Таблица 3. Виды информационного обеспечения, реализованные в печатном варианте

Название рекламного материала в туризмеТерминБрошюраБрошюра - это непериодическое книжное издание небольшого объема в мягкой обложке, страницы которого соединены между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой. С французского языка слово «брошюра» переводится как «сшивать». Брошюра может выполнять информационную или рекламную роль. Самые распространенные форматы брошюр - А4 и А5 и других форматов - А3 и А6. Брошюры являются одними из самых популярных видов печатной продукции, выполняющей рекламные функции. Основные задачи брошюр - убеждение и удержание клиентов. Брошюра один из самых презентабельных и элитарных видов полиграфической продукции [19].Рекламный проспектПроспект - это хорошо иллюстрированное, сброшюрованное или сфальцованное издание, посвященное одному товару или нескольким однородным товарам. Наиболее распространенный формат рекламного проспекта - А4, встречаются рекламные проспекты и меньшего формата. Тираж рекламного проспекта обычно составляет несколько тысяч, реже - десятки тысяч экземпляров. Распространяется на выставках, ярмарках, презентациях. Рекламный проспект иллюстрируется фотографиями, рисунками, схемами, графиками, таблицами. Иллюстративные материалы помогают уяснить наиболее важные достоинства товара [19].Буклет Буклет - это издание, отпечатанное на листе формата А-3 или А-4 и сложенное один или несколько раз. Текст располагается на буклете более структурировано, что облегчает восприятие объемной информации потребителями (надо отметить, что рекламные буклеты способны ответить на типичные вопросы, которые возникают у целевой аудитории). Буклеты компактны, выглядят более солидно, не оставляют ощущения некоторой незавершенности. Буклет имеет наиболее эффективный вид рекламной полиграфии, который в настоящий момент пользуется широким спросом [19].Туристический справочник Справочник - это издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме. Справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справки. Справочники обычно имеют упорядоченные заглавия по определённому принципу. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным) [13].ПутеводительПутеводитель - это печатное, электронное или аудиовизуальное издание. В котором представлены туристические и дорожные сведения, предназначенные для удовлетворения запросов туристов, спортсменов, автолюбителей, путешественников. В них подробно изображаются туристические объекты, сети автомобильных, железнодорожных, пешеходных дорог, различные туристические маршруты. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности [29].

По технологическим формам туристическая информация может быть представлена в различных устройствах. К примеру, сведения о достопримечательностях города можно получать с помощью электронных путеводителей. Изучить схему проезда к интереснейшим местам с помощью электронных карт, к ним можно отнести навигаторы. В туристических экскурсиях можно использовать различные электронные презентации, которые обеспечат нам понятность и информативность данного объекта или некого населенного пункта.

В технологическом обеспечении путеводитель (или гид) выступает в роли электронного или аудиовизуального справочника. В котором рассматривается город, историческое место, музей, туристический маршрут. Он используются туристами для быстрого ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя зачастую прописана рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности. Путеводитель состоит из основной части и дополнительной части. В структуре основной части находится оглавление, предисловие, дается характеристика объектов, справочные сведения, общедоступные картосхемы, фотографии. В дополнительную часть вносится список сокращения названий, указатели, различные сведения (номера телефонов организаций, адреса) информация о сайте или приложении, данные разработчиков.

Немало важную роль в путешествии играют навигаторы. GPS-навигатор - это устройство, которое включает в себе ряд функций: прием сигнала, обработка информации, которую мы получили, хранение полученных данных и электронных карт местности, отображение необходимой информации на дисплей. Главные достоинства навигатора заключаются в следующем. Без всяких проблем могут определить точное время в любом часовом поясе; сторону горизонта; высоту над уровнем моря; текущую скорость, пройденное расстояние, среднюю скорость; точное месторасположение на электронной карте. И главное, что использование данного устройства ощутимо помогает уменьшить затрату топлива и значительно сэкономит время на поездку. Имеются и недостатки навигаторов: так как это электронное устройство, имеющее батарею, его нужно постоянно заряжать. Также навигатор не всегда распознает вам нужный адрес, если карты не обновлены. Во многих городах есть так называемые мертвые зоны, где теряется связь со спутником, а значит, навигатор не сможет вам предоставить схему маршрута.

В настоящее время с развитием туризма широко распространен видеотекст, который может включать в себя сочетание компьютерных систем резервирования, электронной почты, электронных журналов. Данная система, дает возможность использовать клавиатуру в сочетании с обычным телефоном для получения самой необходимой достоверной информации с учётом абонентской платы. Все первые новости и изменения по различным направлениям заносятся непосредственно в систему [6].

Мультимедийная технология имеет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, всё это позволяет открывать новые направления использования компьютерной техники в области СКСиТ, в частности разработку виртуальных экскурсий по музеям и путешествий.

Виртуальные экскурсии и путешествия - это презентации, которые предоставляют возможность зрителю увидеть интересующие их объекты (музеи, достопримечательности) еще до того, как они смогут посетить объекты в реальном времени. Это могут быть произвольно движущиеся панорамы объектов любого размера (различные экспонаты музеев и картинных галерей, помещения отелей, улицы и здания городов, аллеи парков, виды с высоты птичьего полета и т. д.) [17].

Панорамы соединяются между собой имитированными продольными передвижениями внутри объекта, таким образом, создается иллюзия реального движения вдоль и внутри объекта с возможностью паузы, при этом появляется угол обзора на 360 градусов для изучения наиболее интересных мест. Зритель имеет возможность произвольно менять направления движения, также пользоваться функцией масштабирования изображения, перемещаться вперед и назад, вправо и влево. В некоторых случаях можно разработать презентацию с озвучкой, расположить в ней пояснительные надписи, отправиться в виртуальное путешествие географических карт и планов помещений с возможностью ориентации по сторонам горизонта, для более детального и чёткого представления [17].

Одно из наиболее распространенных направлений использования информационного обеспечения технологиями в области туризма - это создание справочных и рекламных дисков, создание приложений для смартфонов и компьютеров.

Информационные технологии имеют четыре характерные черты:

обладают всепроникающим характером в сферу туризма.

содействуют более качественной работе, упрощения и расширения доступа к информации.

имеют широкомасштабное распространение, благодаря чему огромное количество обработанной информации может храниться, отправляться и становиться доступным для пользователей в любой точке мира.

ускоряют инновационный процесс, позволяя без затрат денежных средств обрабатывать огромные объемы информации и сокращая время потребителю.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что ценность современных информационных технологий обусловлена создаваемыми ими возможностями сбора, анализа и передачи информации: в любом месте, с моментальными и минимальными затратами. Также стоит сказать, что в туристической деятельности главной чертой является большое количество и разнообразие информационных потоков. Информационные взаимосвязи могут контактировать со всеми участниками туристского рынка, при этом большое значение уделяется той информации, которая используется туристами. В наше время сфера туризма во многом зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации. Представленные услуги в туризме не могут быть выставлены и рассмотрены в пункте продажи, как производственные или потребительские товары. Так как туристские услуги обычно покупают заранее и вдали от места потребления. В современном обществе используется большое разнообразие коммуникационных технологий, для того чтобы обеспечить туриста более подробной и точной информацией о различных объектах в сфере туризма.

Таким образом, информационно-технологическое обеспечение для в нашем исследовании включать в себя две составляющие: информационную (сведения о туристских объектах) и технологическое (средства реализации информации).

.3 Понятие самодеятельного туризма и его место в классификации

В современности данный термин «туризм» носит огромное количество определений, среди которых наиболее популярных стоит назвать следующие:

1.Туризм - это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы предпринимательства [11].

2.Туризм - это изучение человека, находящегося за пределами территории его постоянного проживания, индустрии, удовлетворяющей его потребности, и воздействий, которые и человек, и индустрия оказывают на социокультурную, экономическую и физическую среду [22].

.Туризм - это поездка (посещение), путешествие физического лица в какое-либо место, находящееся за пределами обычной среды обитания с определенными целями, то есть деятельность, которую осуществляют посетители за пределами своего постоянного места жительства с момента отъезда до возвращения [2].

В истории туризма принято выделять три основных этапа.

Первый этап - предыстория туризма. С древних времен народы Средиземноморья владели географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. В античное время главными мотивами, которые побуждали к путешествиям были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. Явными путешественниками были народы Древнего Рима. Для римлян из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование, но вскоре с расцветом Римской империи путешествия в Грецию приобретали развлекательный характер. Расширение познания окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами. Однако, несмотря на различные цели походов, и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. Важнейшую роль в развитии туризма играли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение пароходов, паровозов, расширение сети дорог в Европе. Со временем на увеличение роста путешествующих повлияло повышение качества транспортных перевозок, их надежность и дешевизна, а также уменьшение рабочего времени населения. Традиции массового туризма и путешествий начали зарождаться ещё в XVIII в. Поездки на воды частных лиц с осмотром местных достопримечательностей, на морские побережья, в знаменитые столицы мира - все это и есть корни современного туризма. Однако в те давние времена туристы путешествовали самостоятельно, без помощи каких-либо организаций и фирм. Основателем современного туристского движения принято считать Томаса Кука. В 1841 г. молодым английским священником была организована первая массовая прогулка по железной дороге от Ланкастера до Дербишира, где участие приняло свыше 600 человек. В XIX веке на благоприятное развитие туризма повлияли факторы такие как: развитие транспорта, промышленная революция и свободное время.

Третий этап - начало становления массового туризма. В послевоенный период, а именно с 1945 по 1953 годы, появляются ростки массового туризма. Происходит увеличение туристических поездок как внутри стран, так и на зарубежные направления, приобретая качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. На данном этапе происходит образование туристических фирм, массовое строительство гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. В конце XX века наблюдается быстрый экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. Прежде всего, следует отметить, что речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, и населения с низким уровнем доходов [3].

Современное состояние мирового туризма. За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой экономики. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма [14]. На сегодняшний день в различных регионах мира рост туризма становится неравномерным, всё это сказывается подверженностью влиянию внешних экономических и политических факторов. В настоящее время принято различать типы и виды туризма.

Рисунок 1 Типы туризма

По категории туризм может быть международным и национальным. В таблице 4 обобщенно представлены сведения об основных видах туризма.

Таблица 4. Виды туризма

Вид туризмаОпределениеОписаниеВелосипедный туризмПопулярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов.Водный туризмВид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.Сплавы на байдарках, рафтах. Требуется особое снаряжение, лодки, весла; одежда, обувь, термобелье.Горный туризмПоходы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек.Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д.Конный туризмФорма активного отдыха, вид спортивного туризма.Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, с первозданной природой. Лечебно-оздоровительный туризмВид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями.Курорты предоставляют туристам комплексы лечебно-оздоровительных процедур, услуги массажных кабинетов и т.п.Лыжный туризмРазновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям.Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов.Морской туризмВодные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или специальных круизных линиях.На борту судна предоставляется полное обслуживание.Музейный туризмРазновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий.Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий.Этнический туризм (ностальгический)Вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания.Участники этнического туризма в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности.Паломнический туризмРазновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам.Наиболее популярные и, значит, рентабельные маршруты - монастыри и историко-археологические памятникиПешеходный туризмРазновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком.Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь и т.п.Приключенческий туризмВид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами.К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание, осуществляемое на яхтах.Рекреационный туризмВид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил.Рекреационный туризм может отличаться большим разнообразием и включать зрелищные и развлекательные программы и т. п.Самодеятельный туризмПутешествие с использованием активных способов передвижения, организуемых туристом самодеятельно. Вид путешествия, совершаемого туристом или группой туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристской фирмой.Этот вид туристской деятельности реализуется на добровольной основе.Свадебный туризмВид туризма, рассчитанный на молодоженов.Одним из несомненных преимуществ свадебного туризма является то, что романтическое путешествие станет частью самой церемонии, и после торжества не надо будет тратить время на сборы чемоданов и перелеты.Спортивный туризмВид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные прогулки и др.Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным видом спорта.Экологический туризм (экотуризм)Посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием.Экологический туризм обеспечивает общение с природой и способствует усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных <#"justify">В современном мире с каждым годом всё большое количество путешествующих прибегают к самостоятельным поездкам, всему виной становятся множество иных проблем самого различного характера - от макроэкономических до экологических. В связи с экономическими кризисами многие туроператоры и турагенты просто на просто уходят с рынка туризма, тем самым давая возможность туристам составлять самодеятельные туры.

Самодеятельный (неорганизованный) туризм - это специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Туристы сами выбирают и разрабатывают маршруты своих путешествий. Самодеятельность является высшей формой социальной активности, это «внутреннее самовыражение личности, группы» [5].

Самодеятельный туризм укрепляет взаимоотношения любителей велосипедных, автомобильных, пешеходных, горных и других экспедиций разной категории. Они разрабатывают персональные нормативные акты, управляющие туристской деятельностью, занимаются проведением походов, соревнований, издают личную методическую литературу и издания по туристической деятельности.

Рекреация во время самостоятельных походов не останавливается лишь на оздоровлении и возобновлении сил, а в большей степени направлена на активное изучение окружающей среды, познание исторических достопримечательностей, знакомство с охраной природы в местах путешествия [25].

Самодеятельный туризм является одним из видов современного туризма, где также делится на подтипы. В обобщенном виде классификации самодеятельного туризма представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация самодеятельного туризма

Глава 2. Содержание и технологические особенности разработки путеводителя (гида) по туристским объектам г. Ярославля

.1 Анкетирование туристов как основа выбора объектов для включения в путеводитель

В настоящее время создаются электронные путеводители на различную тематику, в том числе историко-познавательные, экскурсионные, учебно-методические, также можно разделить по возрастной категории на детские, подростковые и взрослые путеводители. Но, при анализе имеющихся как печатных, так и электронных изданий, было отмечено отсутствие обобщённого путеводителя по Ярославлю для всех возрастных групп. В настоящее время во многих путеводителях города, можно столкнуться с отсутствием достоверной информацией по объекту, местом расположения и способом проезда, всё это связанно с несвоевременным обновлением базы данных и внесением изменений.

В связи с этим создание путеводителя (гида) по Ярославлю является актуальным в силу того, что потребность в таком электронном и печатном издании, несомненно, есть, а самих приложений и пособий по данной теме либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно. Поэтому, целью работы стала разработка фрагмента путеводителя по городу Ярославль, который может применяться как приезжающими туристами, так и местными жителями, для упрощения ориентировки на местности и нахождению нужных им достопримечательностей.

В ходе создания путеводителя, нами было проведено дистанционное анкетирование с помощью платформы Google forms (https://docs.google.com/forms/d/1mwfSKgarqms59eVpPP-m4Y9NWG89NghAJQgr9-kFaEg/viewform?edit_requested=true). Фрагмент анкеты представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Пример анкеты для опроса туристов и жителей города

Анкета состояла из 26 вопросов, среди которых открытых вопросов не было, закрытых вопросов наблюдалось в количестве 10, присутствовали и полузакрытые вопросы, их насчитывалось 13. Количество альтернативный вопросов - 3, вопросы с многовариантным выбором- 19, и один шкальный вопрос. Также паспортичка состояла из 3 вопросов, которые включали в себя пол, возраст и социальный статус.

Опрос проходил среди туристов. Количество опрошенных составило 80 человек, среди которых были различные группы социального статуса, пример представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение респондентов по социальному статусу

По половозрастному составу респондентов мы также провели анализ, который можно посмотреть на диаграмме ниже. Из рисунка 5 следует, вывод, что большинство опрошенных было старшего возраста от 26 до 55 лет, 45% это составляет 9 из 20 человек принявших опрос в анкете. Меньше всего на анкету отвечали в возрасте от 1 до 10 и от 11 до 16 лет (дети), что составляет 5%, т.е. 1 человек.

Рисунок 5. Распределение респондентов по возрасту

По результатам анкетирования мы выявили, что на первый вопрос, который звучит так «Вы любите путешествовать?» все 100% опрошенных выбрали вариант да, большинство из которых стараются путешествовать хотя бы один раз в год. Многие респонденты также выбрали посещения Ярославля по причине того, что здесь много исторических и интересных мест, на втором месте из большинства выбранного, было то, что сам город имеет выгодное расположение и находится недалеко от столицы.

На решение посетить Ярославль, 68% опрошенных указали, что им посоветовали знакомые и друзья, примерно 18% опрошенных отметили, что на решение посетить Ярославль повлияла информация о городе, полученная из средств массовой коммуникации и интернета. 14% опрошенных указали свой вариант ответа (см. рис.6).

Рисунок 6. Что повлияло респондентов посетить город Ярославль

Один из основных вопросов, который был задан туристам, звучал так «Какие трудности вы испытываете, отправляясь путешествовать самостоятельно?» На него мы получили несколько вариантов ответов. Большинство отвечали, что не знают, где находится тот или иной объект города и на каком транспорте доехать до достопримечательности. Ряд опрошенных отвечал, что нет возможности по близости найти книжный магазин с путеводителями по городу, в интернете не всегда указана дата и время работы, либо же нет подробной карты или не чётко доложена информация в других путеводителях (как печатных, так и электронных). Из полученных данных мы выяснили, что в городе Ярославле отсутствуют путеводители, которые бы удовлетворили туриста по всем показателям, чтобы турист смог ощутить себя более полноценно, не путаясь в своих маршрутах, знал во сколько нужно прийти в намеченное им место.

На основе полученных данных было сформировано представление о том, как туристы планируют свое знакомство с достопримечательностями и самим городом (см. рис.7). Установлено, что большинство заранее планируют свой маршрут, изучая различные путеводители. Также не один из респондентов не указал, что пользуется туристско-информационными центрами. В связи с этим было принято решение о разработке путеводителя (гида) по Ярославлю для самодеятельных туристов.

Рисунок 7. Способы изучение туристами незнакомого города

Для составления путеводителя мы отталкивались от самого главного вопроса в анкете, что люди успели посмотреть в Ярославле, а что не посмотрели из достопримечательностей города. Из предложенного списка были выбраны самые основные и значимые объекты, которые пользуются спросом у туристов, чтобы в дальнейшем включить их в наш путеводитель. Результаты опроса представлены на рисунке ниже.

Рисунок 8. Объекты Ярославля, пользующиеся наибольшим интересом у туристов

В ходе работы нами были проанализированы и выявлены туристические объекты, которые в большей степени не были увидены респондентами. (см. рис.9).

Рисунок 9. Объекты Ярославля, которые туристы не успели посетить

Мы пришли к выводу, что приезжающие не смогли посетить тот или иной объекта города, по двум причинам. Первая причина - это то, что в значительной степени играл влияющий фактор туристического показа. Пример можно увидеть на рисунке 10. А вторая причина зависела от способа передвижения туристов. Из рисунка 11следует сделать вывод, что многие осуществляли свою экскурсионную прогулку пешком, на общественном транспорте и автомобилях. В связи с полученными сведениями мы проделали работу над созданием путеводителя (гида) для того чтобы облегчить и ускорить процесс осмотра окрестностей города с известными памятниками и достопримечательностями. Мы подобрали более простой маршрут и прописали на чём можно добраться до объектов столицы «Золотого Кольца», в особенности это касается для туристов передвигающихся пешком.

Рисунок 10. Влияющий фактор на посещение объектов

Рисунок 11. Способ передвижения туристов в г. Ярославле

.2 Этапы создания путеводителя для самодеятельных туристов на основе средств информационно-коммуникационных технологий

Самым современным и набирающим в настоящее время популярность среди молодёжи, является вариант электронного путеводителя (гида) - это, конечно же, разработанный сайт или приложение для электронного носителя (телефон, планшет, портативный компьютер, ноутбуки т.п.), доступ к которым осуществляется, путем дополнительной установки программы через единую сеть Интернет (см. табл.5).

Таблица 5. Достоинства и недостатки электронных путеводителей

Положительные стороныОтрицательные стороныАктуальность и своевременное обновление информации, публикуемой теми, кто непосредственно побывал в описываемых местах.Зависимость электронного носителя, наличие связи со спутником.Есть сопровождение фото и видео обзорами.Необходимость осуществлять зарядку батареи используемого устройства.Возможность оставлять комментарии, высказывать свое мнение о том или ином туристском объекте, месте: субъективные оценки окружающего туристского пространства, зоны общественного пользования, транспорта.Ограничение установки Приложения на определенные устройства-носители.Наличие интерактивной карты (например, как на интернет портале «eAtlas, Mosmaps.ru, Живая карта России и т.д.»)

И все же, по-прежнему самым демократичным и широко используемым вариантом путеводителей, являются - печатные путеводители. На основании проведенных изысканий и мониторинга можно сделать вывод, что печатные издания (путеводители) по всем параметрам подходит по своим функциям для путешествующих, которые занимаются самодеятельным туризмом. Нами представлена классификация видов печатных путеводителей для самодеятельного туризма на рисунке 12.

Рисунок 12. Виды туристических путеводителей

На основе представленного выше рисунка следует заключить, что общепринято выделять три основных вида путеводителей. В своем исследовании мы остановились для разработки на втором типе путеводителей.

Анализ туристских ресурсов Ярославля проходил в два этапа. На первом этапе был проведен анализ тенденций развития туристского пространства региона в целом, с целью выявления перспектив и улучшения имеющихся туристских объектов и тематических маршрутов.

На втором этапе был проведен анализ имеющихся путеводителей с точки зрения представленной информации о включенных в них достопримечательностях Ярославля, по следующим параметрам:

1.Месторасположение объекта:

-Название и расположение объекта, включенного в путеводитель.

-Проезд к объекту с указанием маршрутов общественного транспорта и карты.

2.Стоимость билетов посещения данного объекта (если предусмотрено).

3.Дата и время работы достопримечательности.

.Красочные и качественные фотографии объекта.

.Понятная и легко читаемая карта-схема.

Анализ и схема разработки самодеятельного путеводителя. В таблице представлена схема анализа имеющихся путеводителей по рассматриваемой территории. Анализ проводился на основании электронной продукции, имеющейся в интернете, а именно таких как магазин-приложений, как Google Play и App Store. Результаты анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6. Сравнение электронных путеводителей (гида) в городе Ярославле

Показатели (Свойства)Количество путеводителейЭлектронные путеводители2Имеется загрузка может производиться через виджеты1Формат GPS-путеводитель1Формат «Аудио-/Видео гид +Карта»0Путеводители на русском языке2Загружаемые на мобильные устройства2

Аналогичным образом проводился сравнительный анализ путеводителей, представленных в печатном виде. Подробные источники указаны в Библиографическом списке работы. При проведении анализа учитывались следующие параметры:

-графическое решение (количество входящих в путеводитель иллюстраций, карт, схем);

-объем содержащегося в путеводителе материала (графический, текстовый, информационный);

-удобство использования (формат, структурирование предоставленного материала);

-возрастные критерии подачи информации (возрастная целевая аудитория путеводителя);

Для создания любого электронного, а также для печатного издания необходимо иметь тщательно продуманный план разработки, потому что процесс его создания достаточно трудоемок. Но в настоящее время существует хорошо отработанная методология для создания путеводителя (гида). Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов, каждый из которых ограничивается определенными временными рамками. Характеристика этапов приводится ниже.

Поскольку окончательной целью данной работы являлось создание электронного путеводителя наиболее полному разбору подвергались экземпляры именно данного типа. Анализ путеводителей других типов, проводился исключительно как дополнительная цель.

Рассмотрим схему процесса составления самодеятельного путеводителя по Ярославлю. Основные этапы процесса представлены на рисунке 13.

На первом этапе, на основании проведенного анализа существующих путеводителей, выявленных в них недостатках и выделенных преимуществах, были определены необходимые элементы создаваемого путеводителя. По итогам проведенного анкетирования была определена тематика и предположительная целевая аудитория (возрастная, экономическая, социальная).


Таким образом, в разрабатываемый нами путеводитель были включены следующие объекты показа для туристов, отобранные по результатам проведенного анкетирования. В число данных объектов вошли памятник Ярославу Мудрому, часовня Казанской Богоматери, Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе, Ярославский планетарий центра имени В. Терешковой, Детская железная дорога, Волжская набережная, Театр драмы им. Ф. Волкова, Арена-2000. Расположение указанных объектов представлено на картосхеме рисунка 14.

Рисунок 14. Картосхема расположения достопримечательностей Ярославля, включенных в путеводитель

Далее из общего объема собранного информационного и графического материала, были выделены необходимые составляющие для наполнения создаваемого путеводителя, текстом и графикой (включающей в себя карты и изображения). Основываясь на анализе композиции имеющихся путеводителей, мы разработали структуру создаваемого путеводителя и определили форму подачи материала, который был сгруппирован по тематическим единицам и обработан.

Один из примеров подачи информации об объектах, включенных в путеводитель, представлен в таблице 7

Таблица 7

Название достопримечательностиЯрославский планетарий Центра имени В. ТерешковойТип достопримечательностимузей/планетарий/обсерваторияРасположениеПланетарий находится в самом центре города в Кировском районе, на улице Чайковского, д.3Как добратьсяПланетарий города находится на расстоянии в 2,3 километрах от вокзала Ярославль-Главный. Добраться можно на автобусах и троллейбусах. Если вы решили ехать на троллейбусе, то надо сесть на данный вид транспорта под №5, доехать до остановки «ул. Чайковского» и пройти 270м, вы на месте. Либо же уехать на автобусе №72 и 49,доехать до остановки «парк 1000-летия города Ярославля», буквально пройти 340м по улице Чайковского и вы окажетесь у планетарияОписание объектаКроме древних храмов и церквей, знаменит Ярославль и своей легендарной уроженкой - первой женщиной - космонавтом Валентиной Терешковой, в честь которой организован Центр, носящий её имя. Главным объектом комплекса является один из лучших в России планетариев, оснащённых самыми современными приборами и технологиями, позволяющими воочию увидеть звездный мир. История Ярославского планетария началась в 1948 году, тогда он располагался в церкви Покрово-Богородицы Казанского женского монастыря. В течение многих лет он являлся одной из главных достопримечательностей Ярославля, но, постепенно, он стал устаревать и к 1000-летию города было решено создать новый планетарий, оборудованный самыми современными технологиями. Новый планетарий был построен в кратчайшие сроки, он открылся в 2010 году. Планетарий отличается уникальной архитектурой и теперь его название звучит так: "Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой". Он является научным и культурным учреждением, в котором воплощены прогрессивные научные, технические, обучающие, просвещающие интерактивные возможности. В его состав входят: современный планетарий с трёхмерной компьютерной визуализацией, обсерватория, экспозиционно-выставочный зал "История космонавтики", познавательно-развлекательный комплекс. Ярославский планетарий являет собой образец суперсовременного познавательно-развлекательного комплекса, в котором соединилась многовековая древность звездной бесконечности и молодая дерзость современных научных достижений [23].Интересные факты1.Астрономическая обсерватория, в которой установлено новейшее телескопическое оборудование, позволяет в 600 раз увеличить изображение звёздных объектов и крупных планет, например, Луны, Марса и Венеры. 2. Развлекательным объектом выступает аттракцион шаттл - 5D - здесь присутствующие могут ощутить себя космонавтами, которые испытываются в космосе: невесомость, качку, вращение. Трёхмерность изображения может быть представлена на различных языках, что делает планетарий уникальным местом. 3. Одним из уникальных суперсовременных объектов планетария выступает медиа-кафе, оно оформлено в виде кают-компании космического корабля, таковым могут похвастаться далеко не все планетарии. Здесь посетитель может заказать специфический обед по электронному менюВремя работыс 9:00 до 21:00, понедельник - санитарный деньСтоимость посещенияЗвездный зал- 150-200 руб. (продолжительность - в среднем 50 минут); Музей истории космонавтики - билеты - 100 руб., дети до 5 лет - бесплатно. Интерактивный класс - 100руб. (продолжительность - от 45 минут до 1 часа 20 минут); Аттракцион «Шаттл» - стоимость - 100 руб. для посетителей от 5 лет

Полное описание всех включенных в путеводитель объектов представлено в Приложении 1.

На заключительном этапе происходило непосредственное программирование при помощи, выбранной нами системы программирования. При создании путеводителя (гида) нами принято решение использовать язык гипертекстовой разметки HTML для более удобного использования пользователей.

Нами были определены основные методы создания и продвижения электронного путеводителя в сети Интернет.

Для создания данного путеводителя использовался определенный набор программ:

üGood Barber - это платформа для создания приложений на iPhoneиAndroid, позволяющая контролировать каждую деталь Вашего приложения. Очень простая программа для написания кода. Более 600 шрифтов Google Fonts позволяет стартовать с лёгкостью [10].

üuKit -конструктор сайтов от компании uCoz. Позволяет без знания программирования собрать сайт, самостоятельно оптимизировать ключевые страницы для публикации в сети интернет на собственном домене, чтобы в дальнейшем воплотить уже в приложения для смартфона.

üAdobe Dreamweaver- платный инструмент для верстки страниц приложения. Это HTML-редактор с богатым инструментарием, открытостью приложения для всевозможных настроек, удобным интерфейсом [30].

üAdobe Photoshop - этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений.

üБраузеры Google Chrome, Yandex - программы для просмотра веб-страниц. Использовались для поиска информации и фотографий.

üНабор Java-скриптов для реализации тестирования и отображения графических и текстовых материалов путеводителя (переход страниц и показ иллюстраций). [10]

üJava Script используется как встраиваемый язык программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит для придания интерактивности приложений.

.3 Основные характеристики путеводителя (гида) по городу Ярославлю и его содержание

На основе проведенного анализа и анкетирования нами составлен самодеятельный путеводитель для туристов. При составлении электронного и печатного путеводителя мы учитывали основные характеристики, которые представлены в таблице 8.

Таблица 8. Основные характеристики самодеятельного путеводителя по Ярославлю

ПоказателиХарактеристикиФорма выпускаПечатный и электронныйФорматПутеводитель с GPS возможностямиЯзыкПутеводители на русскомНаправлениеОриентированный на самодеятельных туристовВозможность загрузкиИмеется, загрузка может производиться через виджеты. Возможность загрузки на мобильные устройства

Таким образом, мы проделали работу в создании самодеятельного путеводителя на русском языке в (электронной и печатной версии), с возможностью загрузки на мобильные устройства и привязкой объектов к местности. Структура разрабатываемого печатного путеводителя (гида) по достопримечательностям Ярославля представлена в таблице 9.

Таблица 9. Структура разрабатываемого самодеятельного путеводителя по Ярославлю в печатном варианте

Название разделаОбъёмСодержание разделаФорма передачиОбложка1стр.Общее ознакомление ФотоматериалыТитульный лист1стр.Автор, год изданияТекстовая, фотоматериалыСодержание1стр.Знакомство с представленным материаломТекстовая, эмоционально-окрашенная информацияКарта2стр.Наглядность расположения достопримечательностей городаКарта - схемаОбъекты города, включенные в путеводитель32 стр.Краткое описание, адрес, время работы, стоимость билетов.Текстовая, фотоматериалыКонцевая страница1стр.Дополнительная информацияТекстовая, фотоматериалы

Главные показатели, характеризующие объекты в разрабатываемом путеводителе по Ярославлю:

üОфициальное название. Внизу страницы будет дано официальное название выбранного нами объекта показа.

üОписание объекта. Краткая справка и основные характеристики достопримечательности.

üМесторасположение (включая адрес).

üОписание объектов культурно исторического наследия включенных в разработанный путеводитель.

üРежим работы. Также помимо режима работы, будут отражаться выходные дни объекта.

üСтоимость билетов на посещения объектов города. При этом будет отражена стоимость посещения как одного человека, так и группы.

üКак добраться. Описание транспортно-логистической инфраструктуры: основные виды транспорта, маршруты.

üКонтакты (если есть такая возможность)

Рисунок 15. Пример разработки печатного путеводителя для самодеятельных туристов

Таблица 10. Структура разрабатываемого самодеятельного путеводителя по Ярославлю в электронном формате

НазваниеОбъемХарактер информацииФорма передачиСтартовая страница1 стр.Предоставление материала в форме виджетов, с переходом на вкладку для более подробного и детального ознакомления с объектами городаТекстовая с элементами фотоматериалов, контакты, имя создателя, электронный адрес и физический адресДостопримечательности города8 стр.Описание объекта показа, тип достопримечательности, расположение и проезд, Время работы и стоимость посещения данного заведения, карта местности с возможностью использовать панораму, фотоматериалы и прослушивание аудиогида.Текстовый материал, карта-схемы, иллюстрации

Электронный путеводитель (гид) на базе мобильного приложения включает в себя главную страницу, на которой представлены так называемые карточки, каждая из которых содержит название достопримечательности, краткое описание и фотографию. На главной странице присутствует название путеводителя, контакты создателя гида и год создания путеводителя. Представленная карточка в нижней части снабжена функцией перехода в более подробный режим просмотра в виде отдельной страницы и знакомство с объектом. На главной странице есть возможность обратной связи, где представлены контактные данные разработчика приложения. (см. рис.16).

На странице с достопримечательностями представлен аудиогид, который можно скачать и прослушать (cм. рис.17).

В данном разделе представлены информация о схемах проезда до объекта показа с указанием видов городского транспорта. В галерее находятся фотографии объекта показа (см. рис.18).

Описание каждого объекта сопровождается рядом позиций и снабжено сервисом «Навигация», а именно Google Maps, который позволяет сориентироваться на местности и определить месторасположение объекта (см. рис.19).

Рисунок 16. Стартовая страница путеводителя

Рисунок 17. Опция «Способ прослушивания информации о достопримечательности»


Рисунок 18. Опция «Способы проезда к достопримечательности с изображениями объекта»

Рисунок 19. Опция «Месторасположение объекта города»

В разделе «Особенности» прописано время работы объекта и стоимость его посещения. Возврат на главную страницу и выбор другого объекта показа возможен с помощью функции «вернуться на главную». (см. рис.20).

Рисунок 20. Опция «Время работы объекта и стоимость посещения»

Таким образом, в разработанных путеводителях представлена краткая, но исчерпывающая информация по основным объектам, в него включенным, соответствующая потребностям целевой аудитории. Макет разрабатываемых путеводителей (гидов) в полном объеме представлены в Приложении 1.

Заключение

Полученные в ходе решения исследовательских задач результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

.На основе проведенного анализа установлено, что под информационно-технологическим обеспечением в туризме принято понимать совокупность информационно-справочных, инструктивно-организационных и технических средств, использование которых в туристской сфере позволяет качественно оказывать и получать необходимые услуги на технологической основе. В работе охарактеризованы основные виды и формы информационно-технологического обеспечения.

2.Раскрыта сущность самодеятельного туризма как специфического вида общественной туристской деятельности, осуществляемой на добровольной самодеятельной (любительской) основе, и выявлено место в современных туристических классификационных системах. Полученные результаты оформлены в таблицу и представлены, где были представлены основные сведения о видах и типах туризма.

.На основе анкетирования туристов, посещающих г. Ярославль, определены и обоснованы туристские объекты для включения в путеводитель как средство информационно-технологического обеспечения. В числе данных объектов представлены Памятник Ярославу Мудрому, Часовня Казанской Богоматери, Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, Ярославский планетарий центра имени В. Терешковой, Детская железная дорога, Волжская набережная, Театр драмы им. Ф. Волкова, УКСК «Арена 2000 Локомотив». К каждому объекту подготовлена содержательная основа, включающая в себя следующие сведения: тип достопримечательности, расположение, проезд, описание объекта, интересные факты, время работы, стоимость, картосхема и изображение.

.Разработана структура и содержание путеводителя по туристским объектам г. Ярославля с применением средств информационно-коммуникативных технологий. В ходе работы установлены этапы создания путеводителя, выявлены ключевые характеристики электронного путеводителя, прописан алгоритм создания и содержательное наполнение. Разработанный путеводитель проходит верификацию, по итогам которой будет включен в мобильные Интернет-магазины и доступен для туристов. Дополнительно разработан аналог путеводителя в печатном формате, включающий в себя официальное название, описание объекта, месторасположение, режим работы, стоимость билетов, основные виды транспорта, маршруты.

Библиографический список

1.Басов Н.Ф. Социальная работа: учебное пособие (2-е издание). - М.: Академия, 2010.

.Буйленко В.Ф. Туризм. - М.: Феникс, 2008.

.Всё о туризме, туристическая библиотека: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Приложение 1

Памятник Ярославу Мудрому

Тип достопримечательности: Исторический памятник

Расположение: Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому расположен в Кировском районе на площади Богоявления в самом центре Ярославля.

Проезд: добраться от центрального вокзала до местной достопримечательности можно разными способами. Есть возможность уехать на троллейбусах - №1,5; автобусах - №8,76,140; маршрутных такси - № 99,45,81,176.

Описание: Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, а в другой - макет будущего города. Данное решение показывает князя-созидателя, строителя, способного, если надо, защитить город. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя.

На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов. Любой из этих вариантов подходит, так как при Ярославе был создан свод законов «Русская правда», появилась крупная библиотека, а дочерей своих он выдавал замуж за европейских королей для укрепления связей с другими странами.

Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Московском государстве - по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос - символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа.

Интересные факты:

. При создании лица великого князя, Олег Комов воспользовался реконструкцией лица Ярослава Мудрого, которое по его черепу создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов.

. Существует легенда, что, устанавливая фундамент, строители обнаружили под ним древний подземный ход или водопровод, который идет от музея-заповедника в сторону главпочтамта (расположен на против памятника). Но достоверно этот факт никто не подтверждает.

. В 2002 году вдова и соавтор скульптора Олега Комова Нина Ивановна подала иск в суд на Центробанк за изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублевой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах. Однако в результате затяжного процесса суд отказался удовлетворить этот иск.

Время работы: Круглосуточно

Стоимость посещения: Бесплатно

Расположение: Часовня находится на набережной реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря в центре Ярославля.

Проезд: от вокзала «Ярославль-Главный» расстояние до часовни Казанской Богоматери составляет 3,8 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на общественном транспорте. Автобусы - №8,76,49,72; троллейбус - №5; маршрутное такси - №45,81,176.

Описание: Среди многочисленных художественно-исторических памятников Ярославля особое место занимает часовня Казанской Богоматери, возведённая в 1997 году. Её облик знаком многим. И дело не только в том, что именно она изображена на любимой нами тысячерублёвой купюре, но и в присущих ей художественных достоинствах, а также в важности исторического события, послужившего поводом для её создания. Часовня Казанской Богоматери - сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой, изображённое на 1000-рублёвой купюре. Памятник торжественно открыт в честь 385-летия выхода ополчения на Москву. Памятник установлен в ознаменование выхода из стен монастыря в 1612 году ополчения Минина и Пожарского. Из монастыря через Святые ворота ополчение вышло 27 июля 1612 года и двинулось на Москву.

Интересные факты:

. Период с апреля по июль 1612 года, пока ополченцы ожидали прибывающее ежедневно подкрепление, не был потерян зря. В 1612 году за пару месяцев удалось сформировать состав будущего правительства, которое получило название «Совет всея земли» в который вошли представители влиятельных княжеских семей. Право возглавлять совет было предоставлено К. Минину и Д. Пожарскому, который единолично ставил подписи под документами, так как его прославленный соратник был неграмотен.

.С первых дней постройки часовня вошла в ряд самых ярких и любимых горожанами достопримечательностей. В настоящее время есть традиция, возле часовни фотографируются молодожёны в столь радостный для них день, а многочисленные туристы бросают монеты, стараясь попасть в колокол - говорят, это приносит счастье.

Время работы: Круглосуточно

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе

Тип достопримечательности: архитектура/церковь/история

Расположение: Архитектурный ансамбль расположен в западной части города, на правом берегу Которосли, в бывшей Толчковой слободе, располагается на улице 2-я Закоторосльная наб., 69.

Как добраться: от привокзальной площади города Ярославля до церкви Иоанна Предтечи расстояние составит приблизительно 3,2 км. От вокзала можно уехать на автобусе №49, 72 до остановки «Мышкинский проезд», затем пройти 1,2км по проспекту Толбухина и перед вами окажется достопримечательность Ярославля. Либо сесть на троллейбус №17 и доехать до остановки Карабулина, пройти 600м, и вы окажетесь у церкви.

Описание: Церковь Иоанна Предтечи строилась с 1671 по 1687 гг. Это один из немногих ярославских памятников XVII века, возведенных «мирским строением», т.е. сообща Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее. Храм Иоанна Предтечи представляет собой четырех столпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. Входом в галереи служат три высокие щипцовые крыльца на столбах. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.

Главным декоративным материалом при оформлении фасадов храма стал здесь лекальный фигурный кирпич. В рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы деревянной резьбы. В декоре храма широко использованы также поливные изразцы. По замыслу зодчего, насыщенность той или иной части здания декором зависит от степени удаленности его от зрителя. Сложнее, богаче, изощрённые украшены ближние, нижние ярусы, и в первую очередь, крыльца.

Интересные факты:

.Церковь Иоанна Предтече является самым большим храмом Ярославля, до сих пор остается одной из самых заметных построек в городе.

.Церковь имеет впечатляющую высоту - 44 метра. До недавнего времени это был самый высокий храм города

.17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

.Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках.

Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные дни: понедельник, вторник.

Стоимость посещения: взрослый - 60 руб. дети - 30 руб.

Детская железная дорога

Тип достопримечательности: музей

Расположение: детская железная дорога находится в Заволжском районе в Яковлевском бору, это считается одним из чистых мест города. Адрес - г. Ярославль, Заволжский район, ул. 3-я Яковлевская, д. 54 ЯДЖД.

Проезд: Добраться до детской железной дороги можно из центра города от площади Волкова на общественном транспорте: автобусе (№14, 23, 33, 121а) или маршрутном такси (№140) до остановки «Яковлевское», расстояние займет всего на всего 25 минут.

Описание: Впервые железная дорога, полностью отданная детям, появилась в 1946 году. Она проходила по левому берегу Волги (длина 5 км). Вскоре ее пришлось закрыть. Современная железная дорога начала работу в 1970 году. Масштабная реконструкция произведена в 2008-м.

Поскольку железная дорога - детская, то все обязанности выполняют дети. Мальчики и девочки составляют расписание, управляют тепловозами, взаимодействуют с пассажирами, переводят стрелки - словом, осваивают навыки профессии. Обучение длится пять лет: год на базе общеобразовательной школы, остальное время - в учебных классах центра. Летом обязательна практика.

«Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI», открывшийся в июле 2011 года, состоит из 3 залов, каждый из которых рассказывает об истории развития железнодорожного транспорта в Северном регионе. Первый зал напоминает помещение железнодорожного вокзала XIX века. На перроне на лавочке сидит дама с багажом в ожидании поезда. Станционный смотритель сигнальным фонарём в руках наблюдает за обстановкой на вокзале. Здесь вы узнаете, где и когда были построены первые железные дороги. Отправление поезда сопровождается спецэффектами: ударами в станционный колокол, гудками паровоза и дымом из трубы.

Второй зал - «пассажирский вагон» XX века. В каждом купе этого необычного вагона представлены композиции, посвящённые Северной железной дороге: Савва Мамонтов - основатель СЖД, железнодорожный мост через Волгу, освоение Севера, Великая Отечественная война, электрификация Ж.Д. Этот зал оснащён телевизорами для просмотра видеофильмов, действующими макетами, компьютером для отправки писем ветеранам Великой Отечественной войны и т.д. Третий зал представляет собой импровизированную современную кабину машиниста. Здесь можно посмотреть увлекательный фильм о Северной железной дороге в формате 5D всеми сопутствующими спецэффектами. Во время интерактивного путешествия из Ярославля в Лабытнанги перед зрителями раскрываются просторы Северной железной дороги, её красоты, уникальные особенности. Для школьников предусмотрена викторина об увиденном во время экскурсии. Ответив правильно на вопросы компьютера, ребята получают дополнительный бонус - просмотр мультфильмов в формате 5D.

Интересные факты:

.Самая ширококолейная ДЖД Ярославская. Ширина её колеи составляет 840 мм. Такой странный выбор был обусловлен тем, что в качестве локомотива на ней используется переделанный на рельсовый ход дизельный погрузчик.

.Самая полезная ДЖД Ярославская, собственно говоря, любая ДЖД приносит пользу уже хотя бы тем, что готовит смену нынешнему поколению железнодорожников. Но, к сожалению, не всегда удается совмещать учебные функции ДЖД с транспортными.

Время работы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Выходные дни - суббота и воскресенье (в эти дни музей возможно посетить по запросу). Май: суббота, воскресенье; с июня по август: с четверга по воскресенье; сентябрь: суббота, воскресенье; с октября по апрель: перерыв в работе.

Стоимость посещения: Дети до 5 лет - бесплатно; дети от 5 до 10 лет - 55рублей, с 11 лет - 110 рублей. Стоимость посещения музея 150 рублей.

Волжская набережная

Тип достопримечательности: историко-культурный объект природы.

Расположение: волжская набережная находится в самом историческом центре Ярославля, набережная располагается на правом берегу реки Волги в Кировском районе города Ярославля. Лежит между бульваром Мира и проспектом Ленина.

Проезд: расстояние от вокзала до набережной составит 4.3 км. На общественном транспорте это займёт около 10 минут. От ж/д вокзала ходят автобусы: (№8,76); Маршрутные такси: (№45,81,176). Вам нужно доехать до остановки "ул. Комсомольская". Далее пешком через Богоявленскую площадь и вдоль стен Спасо-Преображенского монастыря до волжской набережной. От остановки пешком идти примерно 12 минут.

Описание: волжская набережная - улица, которая знает о Ярославле буквально всё. Она - сердце города: именно здесь можно покататься на роликах и велосипедах, назначить свидание, либо же просто прогуляться и увидеть очаровательный вид. Прогулка по набережной обязательно включается в программы экскурсионных туров по Ярославлю, ведь она - неотъемлемая часть истории и культуры города.

Волжская набережная - набережная по правому берегу реки Волги в Кировском районе города Ярославля. Ярославская набережная была построена в период с 1825 по 1835 г. г. В ту пору на волжском берегу располагались купеческие пристани, постоянно велась погрузка и разгрузка товаров. Между тем, место было крайне неблагоустроенным - колеи, рытвины, грязь в межсезонье.

В середине 19 века на Волжской набережной была построена первая круглая беседка, затем появилось ещё несколько. В беседке назначали друг другу свидания влюблённые, фотографировались новобрачные, поэтому в народе это место называют «храмом дружбы и любви». На пересечении Первомайского бульвара с верхним ярусом набережной установлен памятник великому русскому поэту Н.А. Некрасову.

Рядом на горизонтальной стеле изображены герои его произведений: мужичок с ноготок, крестьяне, из произведения: "Кому на Руси жить хорошо?". Слева от причалов пассажирских судов (если смотреть на воду) стоит одна из самых впечатляющих достопримечательностей города Ярославля - духовное училище, готовившее девиц простого звания в жены священнослужителям.

Главной достопримечательность волжской набережной считается Успенский Собор. Успенский собор, построенный на средства мецената Тырышкина. Возведен он по проекту московского архитектора Денисова и передан в дар Православной церкви к 1000-летию Ярославля.

Интересные факты:

.В одном из строений на волжской набережной, а именно в музее «Музыка и время» представлены собрания коллекционера - Д. Мостославского, здесь находятся первые частные экспозиции, также присутствуют обширные коллекции старинных музыкальных инструментов, малых и больших колокольчиков, часов.

.На набережной неподалеку от сокровищницы коллекционера Мостославского красуется легкая беседка - именно она ровесница самого раннего варианта набережной.

Время работы: круглосуточно

Стоимость посещения: бесплатно

Театр драмы им. Ф. Волкова

Тип достопримечательности: архитектура/театр

Расположение: театр имени Фёдора Волкова стоит в центре города, в исторической части. Находится театр в Кировском районе на площади Волкова, 1.

Проезд: театр драмы находится в 3.2 км от главного железнодорожного вокзала города, имея при этот очень выгодное месторасположение. Добраться можно как на автобусах (№140); так и на троллейбусах (№1); и маршрутных такси (№99) проследовать нужно до остановки «площадь Волкова» напротив будет стоять великолепное здание с изящными фасадами, это и будет театр драмы.

Описание: российский академический театр драмы им. Ф. Волкова - один из старейших в России. Ему уже более 260 лет. Сегодня его репертуар богат и разнообразен. Театр считается одним из лучших в нашей стране. Театр имени Волкова в Ярославле начал свой творческий путь в 18 веке. Здесь играют спектакли «высокого стиля». Здесь усаживают зрителей в старинные бархатные театральные кресла и рассказывают трогательные и забавные истории из прошлого. Репертуар театра разнообразен, о чём говорят названия спектаклей: «Гроза», «Вий», «Бред вдвоём», «Жестокие игры», «Дом Бернарды Альбы», «Лес», «Иванов», «Зойкина квартира», «Ревизор», «Москва-Петушки», «Месяц в деревне», «Тартюф», «Ханума», «Ромео и Джульетта» и многие другие.

Интересные факты:

. Театр драмы им. Волкова - обладатель нескольких «золотых масок» Всероссийского театрального фестиваля.

.По началу репертуар состоял из русской классики. В годы войны многие актёры ушли на фронт и в репертуаре преобладали произведения военной драматургии.

. Строительство театра велось в течение двух лет, оно было закончено в 1911 году, а уже в 21 веке была проведена масштабная реконструкция и театр был оснащён по последнему слову техники.

Время работы: с 10 до 19 часов без обеда и выходных.

Стоимость услуг: цена билетов на спектакли Волковского театра от 100 до 700 рублей, в театре проводятся платные экскурсии (продолжительность 45 минут) - группа от 1 до 10 человек: 1000 рублей с группы; 11 и более человек: дети, студенты - 50 рублей с человека, взрослые - 100 рублей с человека.

Арена-2000

Тип достопримечательности: универсальный культурно-спортивный комплекс.

Расположение: арена находится недалеко от главной улицы г. Ярославля (Московского проспекта), адрес строения ул. Гагарина 15.

Проезд: от вокзала Ярославль-Главный, можно добраться на автобусе (№72, 2, 76); на троллейбусе (№ 5), и на маршрутном такси (№45, 81, 176, 47, 97, 98) доехать нужно до остановки «Больничный городок» пройти 130 метров и вы окажитесь у УКСК «Арена 2000 Локомотив». Расстояние от ж/д вокзала до спортивного комплекса составит около 7.3 км.

Описание: данный комплекс открыт в 2001 году, общая площадь здания 33 620 кв. м. размеры корта соответствуют мировым: 60 х 30 м., максимальная вместимость во время хоккейных матчей 9046 человек, вместимость в режиме зрелищных мероприятий (концерт) 9 005 человек. Ледовая арена имеет возможность переоборудования без предварительного стаивания льда для проведения спортивных мероприятий: по баскетболу, волейболу, гандболу, теннису, спортивным танцам, гимнастике, боксу, тяжёлой атлетике, конному спорту и т.п., так как предусмотрены различные виды покрытий ледовой арены.

Быстрое трансформирование - 1,5 дня - даёт возможность в минимально короткие сроки готовить главную арену Дворца для проведения концертов, цирковых представлений, выставок. Для посетителей: ресторан рассчитан на 150 посетителей. Предлагаются разнообразные фирменные блюда с широким спектром отечественных, зарубежных вин и напитков. В меню - обширный выбор холодных и горячих закусок, мясных, рыбных и овощных блюд.

сентября 2013 года, ко второй годовщине гибели ярославского «Локомотива» в авиакатастрофе, перед спортивным комплексом был открыт мемориал «Хоккейное братство». Памятник представляет собой 37 стальных клюшек сложены таким образом, что под одним углом представляют собой падающую птицу, а под другим - взлетающий самолет.

Интересные факты:

.«Арена 2000» - крупнейшая в городе крытая концертная площадка. Здесь выступали такие зарубежные звёзды как «Scorpions», «DeepPurple», «Smokie», «Ottawan», ПатрисияКаас, ДемисРуссос, Ингрид, ТотоКутуньо, «Londonbeat» и т.д, в сентябрях 2009, 2010 и 2011 годов арена принимала ярославский Мировой политический форум.

.«Арена 2000» является одним из самых крупных ледовых комплексов страны. По вместимости больше только хоккейные арены Москвы, Казани и Омска.

Время работы: будни: 11:00 - 19:00; Сб: 11:00 - 16:00; Вс и праздничные дни: выходной (в дни хоккейных матчей - с 11:00)

Цена билета: от 500р. - до 3000р. в зависимости от проведения мероприятия.

Похожие работы на - Разработка информационно-технологического обеспечения самодеятельного туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!