Развитие силы у младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,36 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие силы у младших школьников

Введение

Совершенствование системы физического воспитания школьников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика школьного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию школьников.

Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности ребенка.

В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей и силовая подготовленность является важным аспектом в развитии гармонично развитого ребенка, то становится очевидной необходимость анализа данной темы.

Объект исследования - развитие силы у младших школьников.

Предмет исследования - занятия физическими упражнениями как одно из средств развития силы младших школьников.

Гипотеза - если применять специальные упражнения и подвижные игры на уроках физической культуры, то это будет способствовать развитию силы у младших школьников.

Задачи:

.        Проанализировать и научно-методическую и специальную литературу по теме работы.

.        Рассмотреть методические особенности развития силы у детей младшего школьного возраста и разработать рекомендации по развитию силы на уроках физической культуры у младших школьников.

.        Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие силы у младших школьников на уроках физической культуры.

Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование физических качеств.

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития двигательного качества - силы у детей младшего школьного возраста

.1 Анатомические изменения в организме детей младшего школьного возраста

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова и развитие речевой функции, превращении ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности - это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма.

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Ребенок 6-10 лет - это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Поэтому не допустим перенос средств, методов, приемов, которые учитель использует в среднем и старшем звене. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития не одинаковы. Большинству детей присущи определенные, соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих детей в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении учебного процесса.

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5-2 см.

Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры на уроке должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, направленные на укрепление мышц-разгибателей. Не рекомендуется использовать упражнения, связанные с резкими толчками (приземление в прыжках с большой высоты). Следует ограничить высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны. Необходимо уменьшать нагрузку в висах и упорах, ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.

В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях. Мелкие же группы мышц, отвечающие за точность движения (мышцы ступни, кисти) развиты недостаточно. Поэтому в любой урок необходимо включать упражнения на мелкую группу мышц. С этой группой мышц необходимо работать всем учителям, используя на уроках малые формы физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы).

Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Осторожность в дозировке упражнений и их подборе обуславливается также тем, что вегетативная функция движений отстает от развития моторики. [3, 13].

Сердечнососудистая система

Сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам (для удовлетворения их повышенной потребности в питании и кислороде) обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы. Суммарный просвет сосудов в этот период относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин низкого артериального кровяного давления.

Нервная система.

Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не совершенны. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что сможет привести к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Поэтому, не рекомендуется планировать длительные по времени упражнения и игры. Нужна частая сменяемость заданий и игр, перемежающаяся кратковременным отдыхом или упражнениями не связанными большими нагрузками [19].

.2      Общие характеристики силы

Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.

В качестве сопротивлений могут выступать силы земного тяготения, реакции опоры при воздействии на нее, сопротивление окружающей среды, отягощение предметов, спортивных снарядов, силы инерции собственного тела и его звеньев и т.д. Чем больше сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

Уровень мышечной силы в значительной степени определяется возрастом человека. Постепенно увеличивающаяся способность к мышечному напряжению зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений. Мышцы составляют одну треть веса тела ребенка, и поэтому их деятельность вызывает соответствующие изменения во всем организме. Врачи считают развитие скелетной мускулатуры обязательным условием правильного функционирования сердечнососудистой системы, механизмов терморегуляции, дыхания, вегетативных функций [4].

Грудной ребенок пытается ещё неосознанно, как бы инстинктивно упражнять свои мышцы доступными ему движениями. Это движения руками и ногами, стремление поворачиваться с живота на спину и обратно, подтягиваться и подниматься, держась за опору. Такая деятельность способствует укреплению мышц, связок и суставов, развитию координации движений, создает реальные возможности для быстрого овладения способами передвижения. Дальнейший рост силы расширяет двигательные возможности детей, является необходимым условием для появления новых движений и совершенствования имеющихся двигательных умений.

Не обладая уровнем силы, достаточным для поднимания веса собственного тела, ребенок не может подпрыгнуть вверх или перепрыгнуть обозначенную на земле линию.

Развития способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие их них требуют уже относительно развитой мышечной силы - бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности [3].

Виды силы

Различают понятие абсолютной и относительной силы.

Абсолютная сила - способность проявить максимальное усилие в относительно короткое время. Обычно такую способность измеряют с помощью динамометра. Выражается она в килограммах.

Относительная сила - это сила в пересчете на 1 кг веса тела. Например, ребенок семи лет при весе 30 кг и абсолютной силе 48 кг обладает относительной силой 1,6 условных единиц.

Существует два режима работы мышц:

статический (изометрический)- проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещение тела, его звеньев или предметов отсутствует - динамический (изотонический) - при напряжении длина мышцы изменяется и сопровождается перемещением тела и его звеньев.

Можно выделить два варианта динамического режима:

) Преодолевающий режим (концентрический) - при котором сопротивление преодолевается за счет уменьшения длины мышц

) Уступающий (эксцентрический) - мышца при растягивается

У человека можно выделить несколько силовых качеств:

Максимальная сила - наивысшие возможности, которые способен проявить человек при максимальном мышечном сокращении

Скоростная сила - способность нервно- мышечной системы к мобилизации функционального состояния для проявления максимальных показателей силы в максимально короткое время

Силовая выносливость - способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели.

Взрывная сила - это способность человека как можно более эффективно для конкретных условий производственной, спортивной и другой двигательной деятельности преодолевать умеренное внешнее сопротивление [23, 25].

Факторы, влияющие на развитие силы

Имеется несколько главных факторов, определяющих способность каждого индивидуума достигать определенных результатов в развитии силы и массы мышц. И над большинством из этих факторов мы не имеем контроля.

Факторы:

Один из наиболее влиятельных факторов - тип мышечного волокна. Человек имеет два основных типа мышечных волокон: медленные мышечные волокна и быстрые мышечные волокна. Медленные мышечные волокна наиболее приспособлены для выполнения длительной аэробной работы. Они способны совершать усилия малой мощности в течение длительного промежутка времени. Быстрые мышечные волокна в большей степени приспособлены для выполнения работы анаэробного характера. Они развивают кратковременные усилия большой мощности.

Другой фактор, влияющий на развитие силы - возраст. Показано, что люди всех возрастов могут увеличивать массу и силу мышц в результате тренировочных программ, направленных на развитие силы. Однако наибольшие результаты достигаются при тренировках в возрасте от 10 до 20 лет. После достижения физиологической зрелости, развитие мышечной массы не идет с большой скоростью.

Пол не влияет на соотношение типов мышечных волокон, но зато сильно влияет на количество мышечной ткани. Хотя мужская и женская мышечная ткань - не имеет различий, мужчины имеют большее количество мышечной ткани, чем женщины. Разница в количестве образуется за счет присутствия у мужчин мужского полового гормона - тестостерона. Именно поэтому большинство мужчин имеет более хорошо развитую мышечную систему, чем женщины.

Следующий фактор, который влияет на развитие мышечного усилия - длина плеча. Люди с короткими костями имеют возможность справляться с большими весами. Точно так же различия в развитии силы могут возникать из-за разницы в длине мышцы. Некоторые люди имеют длинные мышцы, а некоторые люди имеют короткие мышцы. Люди с относительно длинными мышцами имеют больший потенциал для развития мышечного усилия, чем люди с относительно короткими мышцами [7, 25].

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) физиологические факторы, а так же различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а так же эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращения мышц, в упражнения, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большего веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длинны мышц). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления: 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направленно на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивания в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20 - 30% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется в том, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большой степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам - 33%, а к 17-18 годам - 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

.3 Задачи и методы развития силы

Учитывая возможности детей младшего школьного возраста, можно выделить две основные задачи:

Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки.

Подбирая упражнения, следует учитывать эти задачи. В первую очередь, работу по развитию силовых качеств нужно строить при соблюдении общих дидактических принципов: постепенности, доступности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей [6, 11].

Методы воспитания силы

Мышечная сила - одно из важнейших физических качеств, которое представляет собой способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Без достаточной силы невозможно овладение спортивной техникой, так как уровень ее развития в значительной мере определяет быстроту, выносливость и ловкость.

С помощью специальных силовых упражнений можно совершенствовать способность мышц к максимальному сокращению в различных условиях.

Дети любят соревноваться в силе: кто больше подтянется, сделает большее число сгибаний и разгибаний в упоре на полу, покажет большую силу на кистевом динамометре, поднимет большую массу. Нередко в этих соревнованиях выигрывает тот, кто имеет большую массу тела. Чтобы выяснить, кто сильнее, определяют не только абсолютную силу (силу без учета массы тела), но и относительную силу, силу на 1 кг массы. Например, один школьник поднял 30 кг, а другой - 40 кг, масса тела первого из них составляет 40 кг, второго - 60 кг. Кто же из них сильнее? Относительная сила первого школьника составляет 30:40 = 0,75, а второго - 40:60 = 0,67 кг. В данном случае первый школьник оказался сильнее второго, потому что у него показатель относительной силы выше.

Если для тренировки гибкости в условиях дома не требуется, по существу, никакого оборудования, то для развития силы детей необходимо иметь дома несложное оборудование: гантели различной массы, эспандеры, мешки с песком (масса от 5 кг и выше). Помимо снарядов для развития силы можно использовать собственную массу тела и массу тела партнера: выполнение сгибаний и разгибаний в упоре, подтягиваний на перекладине, приседания с партнером на плечах, стоя у стены, броски набивных мячей, камней и др. Все это позволяет в любой семье заниматься силовыми упражнениями.[25].

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 1.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса).

Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100.

В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивания с возвышения высотой 45-75см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75-1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот - 0,25-0,5 м.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 с и в 100% - 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин.

Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависит от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).

Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности.

.4 Средства развития и определения уровня развития силы

Средствами развития силы является физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которое направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называют силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, в висе);

упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-75 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

. Упражнения с использование тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства

. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

. Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы. По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

Силовые упражнения в занятии могут занимать всю основную часть, если воспитание силы является главной задачей занятия. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю.

Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПК).

В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума) (Р. Роман).

Во втором случае вес может быть:

предельным - 1 ПМ,

околопредельным - 2-3 ПМ,

большим - 4-7 ПМ,

умеренно большим - 8-12 ПМ,

малым - 19-25 ПМ,

очень малым - свыше 25 ПМ [7]

Тесты для определения уровня развития силы

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств-динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а так же в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерении можно прочитать в соответствующих учебниках и пособиях.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию силы у детей младшего школьного возраста

.1 Результаты предварительного тестирования уровня физической подготовки у детей младшего школьного возраста

Для того чтобы подтвердить и обосновать материал теоретической части, мы спланировали и провели опытно-экспериментальную работу в МОУ СОШ с. Политово, Данковского района, Липецкой области.

Целью данной работы является выявление развития силы у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Результатом проделанной работы стала разработка рекомендаций по проведению занятий физическими упражнениями в 3 классе. В нашей работе приняли участие 12 детей (6 девочек и 6 мальчиков) в возрасте 9-10 лет.

Список учащихся 3 класса, принимавших участие в эксперименте:

. Артамогина Т.

. Ближенская Н.

. Гинчак С.

. Исмаилов Т.

. Ищуков С.

. Колпакова Е.

. Коротков В.

. Куранов К.

. Мазуренко Д.

. Мазуренко Н.

. Решетова К.

. Тульских А.

Занятия по разработанной программе проводились в феврале три раза в неделю, всего двенадцать занятий. Место проведения - спортивный зал школы. Уровень физической подготовленности школьников был оценен посредством тестов: бросок набивного мяча из-за головы (см), прыжок в длину с места (см), поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз).

Перед выполнением тестов была проведена 10-ти минутная разминка, чтобы подготовить организм к физической работе, а после выполнения - заминка. Цель разминки - увеличить температуру в мышцах организма, что, в числе прочего, является предупреждением развития травм, а также вызвать увеличение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чтобы

обеспечить более легкое врабатывание при последующей тестирующей нагрузке.

В качестве разминки были использованы легкий бег и общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы.

Для заминки была использована спокойная ходьба.

Таблица №1

Показатели физической подготовленности у мальчиков в 3 классе (констатирующий этап)

Ф.И. ребенка

Бросок набивного мяча из-за головы (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз)

Исмаилов Т.

135

145

32

Ищуков С.

150

140

30

Коротков В.

160

130

29

Куранов К.

160

140

25

Мазуренко Д.

140

150

33

Тульских А.

135

130

31

Среднее значение

147

139

30


Из результатов полученных после констатирующего тестирования мы видим, что физическая подготовленность у мальчиков во всех видах испытаний находится на среднем уровне.

Таблица №2

Показатели физической подготовленности у девочек в 3 классе

(констатирующий этап)

Ф.И. ребенка

Бросок набивного мяча из-за головы (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз)

Артамогина Т.

125

120

17

Ближенская Н.

110

14

Гинчак С.

140

110

17

Колпакова Е.

110

135

21

Мазуренко Н.

120

130

16

Решетова К.

130

125

20

Среднее значение

126

122

17,5


Из результатов полученных после констатирующего тестирования мы видим, что физическая подготовленность у девочек в броске набивного мяча находится на уровне ниже среднего, в прыжках в длину с места и в поднимании туловища - на низком уровне.

Полученные данные мы будем использовать при составлении графических таблиц после проведения контрольного эксперимента.

.2 Описание использования физических упражнений для развития силы у детей младшего школьного возраста

сила развитие младший школьный

С детьми в течение месяца проводились занятия физической культурой. Нашей задачей было создание условий для развития силы у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Занятия проходили в течение месяца (февраль, 2013 года) три раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

Продолжительность занятий - 45 минут.

Уроки включали в себя: разминку, специальные упражнения для развития силы, подвижные игры.

Так как развитие всех физических качеств происходит взаимосвязано, то помимо упражнений, непосредственно направленные на развитие силы, предложили учащимся задания на развитие и других физических качеств.

Содержание занятий

-ое занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

круговой тренинг для развития силы (приложение 3)

подвижная игра (приложение 6)

. Заключительная часть.

игра на внимание

упражнение на расслабление

-ое занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (приложение 9)

. Основная часть.

комплекс упражнений для развития быстроты (приложение 4)

подвижная игра (приложение 13)

. Заключительная часть.

упражнение на восстановление дыхания

- е занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

Комплекс упражнений, для развития выносливости (приложение 5)

подвижная игра (приложение 7)

. Заключительная часть.

упражнение на расслабление

-ое занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

Комплекс упражнений для развития силы (приложение 2)

подвижная игра (приложение 12).

. Заключительная часть.

игра на внимание

упражнение на расслабление

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений со скакалкой (без предметов)

. Основная часть.

круговой тренинг для развития силы (приложение 3)

упражнения со скакалками (приложение 9)

. Заключительная часть.

упражнение на восстановление дыхания

игра на внимание

- ое занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

круговой тренинг для развития силы (приложение 3)

подвижная игра (приложение 12)

. Заключительная часть.

упражнение на расслабление

-е занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

Комплекс упражнений, для развития гибкости (приложение 1)

подвижная игра (приложение 6)

. Заключительная часть.

упражнение на восстановление дыхания

-е занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс общеразвивающих упражнений

. Основная часть.

круговой тренинг для развития быстроты (приложение 4)

подвижная игра (приложение 14)

. Заключительная часть.

упражнение на расслабление

-ое занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

круговой тренинг для развития силы (приложение 3)

Эстафетный бег (приложение 8)

. Заключительная часть.

игра на внимание

упражнение на расслабление

-е занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

круговой тренинг для развития выносливости (приложение 5)

подвижная игра (приложение 14)

. Заключительная часть.

упражнение на расслабление

11-ое занятие

1.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

комплекс упражнений для развития силы (приложение 11)

подвижная игра (приложение 7)

. Заключительная часть.

игра на внимание

упражнение на расслабление

-е занятие

.Подготовительная часть.

разминка: ходьба, бег

комплекс обще развивающих упражнений (без предметов)

. Основная часть.

подвижная игра

. Заключительная часть.

упражнение на расслабление

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования

По окончанию формирующего этапа была проведена повторная диагностика с целью выявления результативности проведенных занятий.

Полученные результаты контрольной диагностики физического состояния представлены в таблицах №3 и №4, сравнительные графические характеристики - в графиках №1 и №2.

Таблица №3

Показатели физической подготовленности у девочек в 3 классе (контрольный этап)

Ф.И. ребенка

Бросок набивного мяча из-за головы (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз)

Артамогина Т.

130

130

20

Ближенская Н.

130

115

16

Гинчак С.

140

110

20

Колпакова Е.

120

140

20

Мазуренко Н.

110

140

18

Решетова К.

140

140

24

Среднее значение

128

129

20


По результатам контрольного тестирования у девочек, получили улучшение показателей по всем видам испытаний. В частности, в броске набивного мяча результаты в среднем улучшились на 2 см (с 126 до 128 см). В прыжках в длину с места девочки в среднем добились прироста результата на 7 см (с 122 до 129 см). В тестировании поднимание туловища результат в среднем также показывает положительную динамику ( с 17, 5 раз результаты выросли до 20 раз).

График №1

Сравнительные данные тестов для определения уровня физической подготовленности (по данным констатирующего и контрольного эксперимента). Девочки


Таблица №4

Показатели физической подготовленности у мальчиков в 3 классе

(контрольный этап)

Ф.И. ребенка

Бросок набивного мяча из-за головы (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз)

Исмаилов Т.

145

155

35

Ищуков С.

150

150

31

Коротков В.

165

130

25

Куранов К.

170

130

30

Мазуренко Д.

150

155

Тульских А.

140

120

32

Среднее значение

153

140

31


У мальчиков показатели физической подготовленности также в целом достигли положительной динамики. Так, в среднем, результаты в броске набивного мяча улучшились на 6 см (с 147 до 153 см). В прыжках в длину с места показатели в сравнении констатирующего и контрольного этапов остались примерно на том же самом уровне (139 и 140 см соответственно). И, наконец, в поднимании туловища за 1 минуту прирост результатов в среднем составил 1 см. Небольшой прирост результатов лишь подтверждает субъективность полученных данных, и в то же время свидетельствует о пользе проведенных занятий.

Сравнительные данные тестов для определения уровня физической подготовленности (по данным констатирующего и контрольного эксперимента). Мальчики

График №2


Из полученных результатов можно утверждать, что месячная программа занятий физической культурой в классе была успешной и плодотворной, что подтверждают данные контрольного эксперимента. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотезе подтверждена

Заключение

. В своей работе мы проанализировали теоретический материал, отражающей все стороны такого занятия как сила, охарактеризовали физические упражнения, приемлемые для его развития, а также подробно рассмотрели методы, применяемые для его развития.

. Проанализировав теоретический материал, мы разработали рекомендации по проведению занятий и создали условия для развития силы, включившие в се6я специальные упражнения и подвижные игры.

. Провели опытно экспериментальную работу, направленную на развитие силы у младших школьников, в ходе которой выяснили, что целенаправленное воздействие на физические качества, приносит желаемый результат.

Похожие работы на - Развитие силы у младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!