Структура годичного цикла подготовки спортсмена в плавании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,08 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура годичного цикла подготовки спортсмена в плавании

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Волгоградская государственная академия физической культуры"

Кафедра теории и истории физической культуры и спорта








Курсовая работа

"Структура годичного цикла подготовки спортсмена в плавании"


Выполнил: Рукавишников Алексей Андреевич

студент 205 группы

Проверил: Петров Илья Андреевич





Волгоград, 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Основы построение годичного цикла в спорте

.1 Построение тренировки в макроциклах, мезоциклах и микроциклах

.2 Планирование тренировочно-соревновательного периода в годичном цикле

Глава 2. Структура годичного цикла тренировки в плавании

.1 Планирование подготовки пловцов

.2 Периодизация процессов и динамика нагрузок в подготовке пловцов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в развитии спорта наблюдается непрерывное стремление к коммерциализации. Это, прежде всего, выражается в значительном расширении календаря соревнований. Такая тенденция наиболее ярко проявляется в проведении стартов на Кубки мира по различным видам спорта и международных коммерческих соревнований. Особенность таких состязаний - их серийное проведение на протяжении 3-6 месяцев в годичном макроцикле. В целом же соревнования включаются в официальный календарь в зависимости от видов спорта в течение 7-10 месяцев.

Характерная для современного спорта тенденция - использование соревнований как одного из наиболее эффективных методов подготовки и повышения экономического благосостояния спортсмена, создала иллюзию того, что сложившиеся взгляды на периодизацию спортивной подготовки вошли в противоречие с передовой спортивной практикой. Ряд теоретиков и практиков в разных видах спорта стали отвергать наличие подготовительного, соревновательного и переходного периодов с присущими им специфическими задачами и содержанием, вводить планирование тренировочного процесса с подготовкой к каждому более или менее крупному соревнованию, использовать разнообразные термины для обозначения структурных образований тренировочного процесса [2, 3, 13, 21]. Отдельные специалисты рекомендуют устранить существующую периодизацию и предлагают рассматривать тренировочный процесс как сплошную цепь непосредственной подготовки и участия спортсменов в различных соревнованиях [5, 6, 8].

В то же время возникли и новые, противоположные вышеприведенным, теории построения годичного цикла у спортсменов [12, 18, 20]. Так, ведущий теоретик спорта В.Н. Платонов в ходе дискуссии отмечает: "Ориентация на одноцикловое, двухцикловое и даже трехцикловые схемы построения годичной подготовки, как это делал Л.П. Матвеев и другие специалисты в 60-70-х годах, при абсолютно ином уровне развития спорта, уже в 80-х годах во многих видах спорта подвергнуты серьезной коррекции, когда было введено 4-5 цикловое построение подготовки в течение года. В настоящее время созданы научно-теоретические основы для построения подготовки на основе 6-7 циклов, что отвечает реальному состоянию спортивной практики второй половины 90-х годов" [12].

Не секрет, что почти все специалисты, выдвигающие новые теории построения подготовки, не приводят конкретных материалов, а чаще всего ссылаются на представителей элиты современного спорта, приписывая им, без фактического анализа их спортивной практики, способность показывать высшие спортивные достижения практически круглогодично.

Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и в первую очередь, ее основного раздела - спортивной тренировки. Рост спортивных достижений зависит от того, насколько четко будут определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса. В результате тренировки в организме спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, формируются взаимосвязи в деятельности различных органов, что, собственно, и определяет развитие тренированности спортсмена. [1, 7]

Современный уровень спортивного плавания исключительно высок, в этой связи подготовка квалифицированных пловцов связана с совершенствованием учебно-тренировочного процесса. Вопросы организации тренировочного процесса, построения тренировочных нагрузок, рационального соотношения упражнений различной интенсивности в макроциклах, мезоциклах, микроциклах и отдельных занятиях постоянно находятся в поле зрения исследователей и тренеров. Рациональное построение тренировочного процесса предполагает знание основных закономерностей развития тренированности, энергообеспечения двигательной деятельности, факторов, лимитирующих спортивные достижения, особенностей динамики восстановления. В основе комплекса тренировочных воздействий лежат величина и направленность тренировочных нагрузок, которые, в свою очередь, зависят от интенсивности и продолжительности выполнения упражнений.

Объект исследования: годичный цикл подготовки спортсменов в плавании.

Предмет исследования: структура, типы, периоды, этапы и фазы построения годичного цикла подготовки спортсменов в плавании.

Цель исследования - изучение процесса подготовки пловцов в течение года.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть основные принципы и приемы построения годичного цикла подготовки спортсмена в плавании.

2.Рассмотреть задачи этапов годичного цикла подготовки пловца.

.Изучить факторы, влияющие на построение годичного цикла подготовки спортсмена в плавании.

.Изучить процесс подготовки пловца в течение года.

Теоретико-методологическая база исследования: при написании работы были проанализированы различные труды отечественных авторов по проблемам построение годичного цикла подготовки пловцов.

Для решения поставленных задач использовался следующий метод исследования: анализ, синтез и обобщение научно-теоретической информации по теме работы.

Структура и объем курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Она изложена на 33 страницах машинописного текста. Список литературы включает 25 наименований.

Глава 1. Основы построение годичного цикла в спорте

.1 Построение тренировки в макроциклах, мезоциклах и микроциклах

Макроцикл - это большой тренировочный цикл связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий в себя законченный ряд периодов и этапов. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое).

В каждом макроцикле выделяются три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы - создание прочного фундамента подразделяется на два крупных этапа: общеподготовительный (или базовый) этап; специально - подготовительный этап. Общеподгатовительный этап основные задачи этапа - повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, шесть - девять недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от пяти до десяти недель). Этап состоит из двух, в отдельных случаях - из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность два - три микроцикла) - втягивающий - тесно связан с предыдущими переходным периодам периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность три - шесть недельных микроциклов) - базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Специально подготовительный этап (длительность два - три мезоцикла) на этом этапе стабилизируются объём тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико - тактических средств тренировки. Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достигает максимума к началу соревновательного периода. В то же время интенсивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательного периода, но относительно невелика.

Варианты структуры подготовительного периода. Для более эффективного планирования тренировочного процесса и управления им подготовительный период годичного цикла делится на мезоциклы разного типа. В рамках этих мезоциклов сменяются средства и методы тренировки, объем в интенсивность нагрузки и т.д. Их содержание и длительность зависят от: 1) общей продолжительности подготовительных периодов и календаря спортивно-массовых мероприятий; 2) вида спорта: 3) возраста, квалификации, стажа спортсменов; 4) условий тренировки и других факторов.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близким к ним специально подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более двух или трех. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не приводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы и этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы (длительность четыре - шесть микроциклов) на этом этапе решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых спортивных технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование. Этап непосредственной подготовки к главному старту на этом этапе решаются следующие задачи:

·восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;

·дальнейшее совершенствование физической подготовленности технико-тактических навыков;

·создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

·моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

·обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тактической, психической, технической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа шесть - восемь недель, обычно состоит из двух мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой - на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный). Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структуры соревновательного периода, возраста, квалификации спортсменов. С помощью частоты и общего числа соревнований можно управлять в этом периоде ростом спортивных результатов. Однако их оптимальное число нужно определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между отдельными состязаниями должны быть достаточны для восстановления и развития работоспособности спортсменов. Особенности динамики тренировочных нагрузок в соревновательном периоде определяются его структурой. Структура соревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1-2 месяца), он обычно целиком состоит из нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тренировочной нагрузки в этом случае постепенно снижается и стабилизируется на определенном уровне, а интенсивный период соревнования несколько возрастает. При большей продолжительности соревновательного периода (3-4 месяца и более), характерного, прежде всего, для квалифицированных спортсменов, он наряду с соревновательными включает промежуточные мезоциклы (восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которых снижается тренировочная нагрузка, варьируются средства, методы и условия тренировки. Этим создаются условия для непрерывного повышения уровня подготовленности спортсмена.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода от двух - до пяти недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в три раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, трех - пяти занятий с большими нагрузками не планируется и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагрузок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде отпадает.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многим факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи - с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально - техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).Таким образом, структура подготовки в макроцикле в различных видах спорта обусловлена календарем соревнований и закономерностями развития спортивной формы. [23, 24].

Мезоцикл тренировки можно определить как серию микроциклов разного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позволяет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов, а также систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразно сочетать различные средства и методы подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Признаками мезоцикла являются:

·повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются;

·смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла;

·заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и восстановительно-поддерживающие. Все эти типы мезоциклов могут иметь место и в тренировочном процессе спортсмена.

Втягивающий мезоцикл. Основная задача - постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Характеризуется повышением объема тренировочных нагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повышением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается подготовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. В определенном объеме используются и социально-подготовительные средства. Втягивающий мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тренировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физических способностей, психической подготовленности и на совершенствование уже освоенных технико-тактических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально-подготовительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности - развивающими и поддерживающими. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Каждый вид базового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа, но в разных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4 мезоциклов - двух объемных, одного интенсивного и восстановительного.

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходящую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно тренировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, которые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственно тренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа. Характерной особенностью тренировочного процесса в этом мезоцикле является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревнователъные мезоцикл типичен для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. Предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. В предсоревновательном мезоцикле должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах. Если соревнования являются не очень ответственными для спортсмена или команды и проводятся в обычных климатических и географических условиях, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках соревновательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревновательных и восстановительных микроциклов. При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях, уже целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных. Как правило, предсоревновательный мезоцикл состоит из модельно-соревновательных, подводящих и собственно тренировочных микроциклов, которые могут сочетаться в различной последовательности и с разной частотой. В практике предсоревновательной подготовки используется также нетрадиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по "принципу маятника", который предусматривает чередование контрастных и специализированных микроциклов. Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма "запаздывающей трансформации" кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки

Соревновательные мезоциклы это типичная форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря, программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов. Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 9 - 11 месяцев.

Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первые планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных микроциклов. Их основная задача - восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в основном характерны для переходного периода.

Микроцикл - это цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий в себя обычно от двух до нескольких занятий.

Признаками микроцикла являются:

часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих а также соревновательных и восстановительных. В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико - тактической, физической, волевой (направлена на формирования и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств (целенаправленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т.д.), специальной и психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного пеоиода.

Контрольно подготовительные микроциклы делятся на специально - подготовительные и модельные.

Специально - подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия). Эти два вида контрольно - подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно - подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельностью. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующих программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударные. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограничено, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно - подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки. При недельном микроцикле, который чаще используется в практике, распределение нагрузок может быть двухпиковое или однопиковое. Однопиковое применяется в соревновательном периоде, двухпиковое - в базовом периоде. Таким образам, при написании первой главы я расширил свои знания по построению годичного цикла тренировки и изучил основы построения тренировки в больших (макроциклах), средних (мезоциклах) и малых (микроциклах) циклах спортивной тренировки.

1.2 Планирование тренировочно-соревновательного периода в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы. Под спортивной формой понимают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле. Фаза стабилизации спортивной формы в определенной мере достаточно продолжительна (от 1 до 5 месяцев) и зависит от продолжительности фазы становления (от 2 до 8 месяцев) [1, 9].В спортивной практике используется термин "пик спортивной формы", который можно охарактеризовать как оперативное состояние спортсмена, находящегося в спортивной форме и добившегося самых высоких результатов в связи со стечением многих благоприятных внешних и внутренних факторов (погода, инвентарь, конкуренция, поддержка зрителей, объективное судейство, моральные и материальные стимулы, хорошие условия размещения, питания, переезда к месту соревнований, оптимальное самочувствие, достаточная акклиматизация, рациональная подводка к старту и другие). Поэтому в состоянии спортивной формы может быть несколько пиков. В то же время при неудовлетворительном стечении отдельных факторов могут наблюдаться и срывы, что не всегда должно связываться с утратой спортивной формы [14, 17].Понятие оптимальной готовности носит условный характер. Оно может быть применено лишь для данного цикла развития спортивной формы. По мере роста мастерства спортсмена этот оптимум изменяется. Спортивная форма становится иной, как по количественным показателям, так и в качественном отношении. Относительность этого понятия становится еще более очевидной, когда речь идет об особенностях развития спортивной формы у начинающих спортсменов. Состояние спортивной формы с физиологической точки зрения характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижением энергетических затрат какой-либо мышечной работы в единицу времени, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, более совершенной способностью переключаться от одного вида деятельности к другому; высокой автоматизацией двигательных навыков. С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быстрее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориентировка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельности ("чувство лыж", "чувство воды", "чувство планки" и т.д.). В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием. Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнованиях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортивной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки. [7, 10, 17]

Планирование годичной тренировки и определение ее количественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или пятьдесят две вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле. Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными интервалами между ними, которые определяют набор и чередование периодов. При планировании двух - и трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицированных спортсменов. Использование же трех и четырехциклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайшие один или два года, так и сокращением спортивной жизни спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии достаточных оснований для этого. В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий главных соревнований, а затем определение границ макроциклов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов, обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до пяти и девяти показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий. Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической повседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет его анализ на ЭВМ (электро-вычислительная машина). При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:

·рациональное соотношение нагрузок различной преимущественной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

·последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащие в основе проявления технико-тактического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих факторов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки рекомендуется придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через основные средства подготовки в избранном виде спорта; от широкого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов. При планирование средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длинны и темпа шагов для создания максимальной скорости); от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих (в соответствии с параметрами соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трасы, побережья и т.д.), время (рано утром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число занятий, музыкальное, шумовое, световое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена. [4, 15, 19]

Глава 2. Структура годичного цикла тренировки в плавании

.1 Планирование подготовки пловцов

Подготовка пловцов характеризуется переходом от одноциклового построения годичного цикла в многоцикловое (двух или трех цикловое построение). Это предполагает достижение нескольких пиков спортивной формы. С этой целью каждый период подготовки должен содержать несколько этапов построенных с учетом фаз формирования спортивной формы (фазы приобретения, стабилизации и временной утраты).

Методика построения тренировочных макроциклов в первую очередь обуславливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего процесса подготовки спортсменов. На каждом из этапов многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых параллельно или последовательно, решаются задачи всех сторон подготовки спортсменов. Когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный характер.

При планировании годичной подготовки целесообразно придерживаться следующей последовательности действий:

·проанализировать выполнение тренировочной программы предыдущего года;

·определить уровень биологической зрелости индивидуально для каждого пловца;

·определить состояние материально-технической базы и бытовые условия занимающихся;

·составить календарь соревнований года;

·определить главные задачи для данного года подготовки;

·выбрать структуру года (определить периоды и этапы подготовки);

·провести расшифровку учебного плана по количеству занятий, объемам (в км), по зонам интенсивности и распределению этих показателей по мезоциклам и микроциклам;

·распределить по темам в течении года психологическую, тактическую, теоретическую подготовку, а также время на сдачу переводных нормативов и участие в соревнованиях.

Наиболее оптимальной является подготовка в течении восемнадцати - двадцати четырех недель, из которых 2/3 времени будет осуществляться процесс постепенного объема выполняемой нагрузки при фиксированной скорости плавания в каждой зоне интенсивности (этап накопления) и 1/3 времени снижение объема, но с одновременным повышением скорости в этих зонах интенсивности (этап реализации). Данная стратегия планирования предполагает два выхода на пик спортивной формы. Первый пик планируется достичь к окончанию осенне-зимней части подготовки к зимнему чемпионату страны, второй пик в период проведения важных международых стартах (июль-август месяц). При любой стратегии планирования необходимого соблюдать процентное соотношение нагрузок разных зон интенсивности в пропорциях: первая зона в объеме 60% от всего объема, вторая зона - 18%, третья зона - 15%, четвертая зона - 5%, пятая зона - 2%. В системе построения и планирования подготовки пловцов высокой квалификации одной из важнейших единиц является микроцикл. Наиболее целесообразная продолжительность микроцикла составляет семь дней (неделя). Содержание микроциклов полностью зависит от периода и этапа годичной подготовки. Количества тренировочных занятий в день может достигать двух или трех. При подготовке к соревнованиям происходит резкое снижение объема выполняемых в день тренировочных нагрузок до одного часа. Основная задача микроцикла вызвать в организме спортсмена ответные адаптационные реакции с учетом этапов формирования спортивной формы.

При построении микроцикла пловцов комплексной направленности следует в первые дни планировать нагрузки на развитие качеств, требующих высокого уровня работоспособности ЦНС (быстрота, скоростная сила), и последующие дни микроцикла больше подходят для нагрузок, требующих значительной выносливости в работе большой и умеренной мощности. В микроцикле пловцов избирательной направленности вся структура организуется таким образом, чтобы иметь возможность как для демонстрации высшей работоспособности именно в том качестве, развивать которое призван данный микроцикл; так и для воздействия на данное качество в состоянии кумуляции утомления.

При планировании двух и трех разовых тренировок пловцов в день одно занятие является основным, а другие дополнительными. Утреннее занятие является должно настраивать организм на проявление высшей работоспособности в дневной (основной) тренировке, а вечернее имеет подчиненное значение по отношению к основному занятию. Если основное занятия оказывает решающее влияние на рост тренированности, то дополнительные задачи служат целям поддерживания достигнутого уровня развития физических качеств и создания предпосылок для развития их на последующих этапах совершенствования техники и так далее, а также в качестве средств восстановления. В тех случаях, когда надо оказать сильное воздействие на ту или иную сторону подготовленности, требуется целесообразно применять два или три основных занятия. Количество занятий с большими нагрузками в одном микроцикле за счет рационального чередования их направленности при условии оптимального соотношения с менее нагрузочными микроциклами является значительным резервом интенсификации тренировочного процесса и приводит к повышению его эффективности.

В подготовке пловцов при использовании средней по величине однонаправленной нагрузки продолжительность периода непрерывных тренировочных воздействий может составлять 5-6 недель, а при использовании концентрированной интенсивной нагрузки - не более 3-4 недель, после чего необходима реабилитационная пауза для активизации восстановительных процессов Продолжительность базового и функционального мезоциклов, направленных на развитие основных физических качеств и функциональных возможностей спортсмена, должна быть не менее трех недельных микроциклов. Врабатывающий, предсоревновательный и восстановительный мезоциклы могут состоять из одного-трех недельных микроциклов. Соревновательный мезоцикл, т.к. подготовка ведется к каким-либо конкретным соревнованиям, состоит, как правило, из одного микроцикла.

Опыт подготовки сильнейших пловцов мира к международным соревнованиям показывает, что рациональными являются такие варианты построения годичного цикла, когда они содержат от двух до пяти относительно самостоятельных макроциклов. Переход на многоцикловое построение круглогодичной тренировки обусловлен интенсификацией подготовки пловцов, возросшим количеством соревнований высокого ранга и необходимостью пловцов участвовать в таких соревнованиях практически в течение всего года. Такое построение тренировочного процесса позволяет относительно быстро накопить опыт управления динамикой функционального состояния пловца, индивидуализировать этот процесс, повысить его результативность и надежность.

Примерный план годичной подготовки квалифицированных пловцов, состоящий из 4-х макроциклов

Номер макроциклаМезоциклыВсего микроцикловВрабатывающийБазовыйФункциональныйПредсоревновательныйСоревновательныйВосстановительныйКоличество микроциклов в мезоциклах1-й333311142-й133311123-й133311124-й13331314Всего микроциклов61212124652

.2 Периодизация процессов и динамика нагрузок в подготовке пловцов

Периодизация процессов подготовки пловцов основывается на трех периодах подготовки: переходный период (конец августа), подготовительный период (сентябрь -декабрь;январь-апрель), соревновательный период (декабрь; май - август) которые имеют свои цели, задачи и содержание работы.

Переходный период у пловцов начинается сразу после завершения главного соревнования предыдущего сезона (август месяц). Основная цель периода: обеспечить планомерное снижение тренировочных воздействий, в связи с необходимостью завершения волнообразного процесса формирования спортивной формы в третьей завершающей фазе временной ее утраты. Основные задачи: активный отдых, профилактика заболеваний, лечение. Эти задачи решаются с помощью: мероприятий по активному отдыху, углубленный медосмотр, диспансеризация, лечение, использование средств ОФП и СФП.

Подготовительный период (октябрь - апрель). Подготовительный период с учетом фаз формирования спортивной формы может иметь два этапа: общеподготовительный (октябрь - декабрь) и специально-подготовительный (декабрь - февраль) этапы. Цель общеподготовительного этапа: постепенное увеличение объема тренировочных нагрузок общей и специальной направленности до уровня 70 - 80% от максимального для данного годичного цикла. Цель специально-подготовительного этапа: последовательное увеличение объема выполняемых тренировочных нагрузок до максимума (95-100%) и подготовка к зимнему чемпионату. Основные задачи этих этапов: формирование устойчивых адаптационных возможностей организма выполнять околопредельные недельные объемы тренировочных нагрузок. Эти задачи решаются с помощью: соблюдения необходимой процентного соотношения тренировочных нагрузок различной направленности, использовая всего многообразие тренировочных средств общей и специальной подготовки.

Соревновательный период (май - август). Соревновательный период с учетом фаз его формирования спортивной формы может иметь два или три этапа: предсоревновательный (март - май), соревновательный (июнь - июль), а при более поздних сроках проведение главных соревнований возможно выделение третьего этапа - "этап непосредственной соревновательной подготовки" (август - сентябрь). Цель этапа предсоревновательной подготовки: постепенное увеличение интенсивности в специальных тренировочных нагрузках на фоне сохраняющегося на уровне 80 - 90% от максимального их объема. Основные задачи: формирование устойчивого двигательного стереотипа технических действий при выполнении тренировочных нагрузок повышенной интенсивности. Эти задачи решаются с помощью: выполнения всего многообразия упражнений специальной подготовки. Цель соревновательного этапа: последовательное увеличение количества занятий, проводимых с помощью контрольного и соревновательного методов. Основные задачи: совершенствование техники плавания, повышение уровня специальной выносливости, скоростных и силовых возможностей; тактическая и психологическая подготовка к участию в главных и других соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью: снижения общего тренировочного объема до уровня 60%, значительное расширение соревновательной практики за счет участия в нескольких соревнованиях различного уровня. Цель этапа непосредственной подготовки: в течение 5-7 недель сформировать надежную стратегию и тактику прохождения соревновательной дистанции для участия в главных соревнованиях сезона. Основные задачи: разработать оптимальные структуры соревновательной деятельности с учетом уровня подготовленности спортсмена, уровнем подготовленности предполагаемых соперников, условиями проведения соревнований.

В практике принято классифицировать упражнения по зонам интенсивности, выделяя в качестве критерия, отражающего характер энергообеспечения работы, величину ЧСС. Динамика этого показателя имеет высокую взаимосвязь с зонами относительной физиологической мощности нагрузки, характеризующимися определенными взаимоотношениями различных механизмов энергообеспечения работы.

В последние 15-20 лет специалисты спортивного плавания для тренировки квалифицированных пловцов широко применяют наиболее подходящую пятизонную классификацию тренировочных нагрузок. Однако давно уже возникла необходимость уточнения объемов плавательной нагрузки, которые могли быть приняты в виде нормативных показателей для различных диапазонов интенсивности. Исследования, направленные на определение нормативных величин тренировочных нагрузок различной интенсивности при подготовке пловцов в группах спортивного совершенствования СДЮШОР, проводились в течение 4-х лет. За этот период в серии педагогических экспериментов было установлено, что каждой из пяти зон интенсивности соответствуют вполне определенные объемы тренировочных упражнений, вызывающие существенные изменения в функциональных системах организма и уровне тренированности спортсмена. Элементарной нормативной единицей тренировочной нагрузки является объем упражнений, обеспечивающий направленное тренировочное воздействие в соответствии с резервными возможностями спортсмена. В таблице представлены нормативные объемы тренировочных нагрузок.

Зоны интенсивностиНормативная единица объема тренировочной нагрузки, мДлина тренировочных отрезков, мПауза отдыха, счсс, уд./минI5000-6000200-50005-10< 140II3000-3500100-300010-20140 - 160III1500-200050-150010-30161 - 180IV400-50025-40030-120> 180V200-25010-2560-120Не учитывается

Одной из важнейших задач управления тренировочным процессом является определение степени утомления организма спортсмена в процессе выполнения тренировочной нагрузки. В многочисленных исследованиях установлено, что восстановление физиологических систем организма, обеспечивающих дальнейший высокий уровень работоспособности, происходит:

·после малой нагрузки - через 6-8 часов;

·после средней нагрузки - через 12-24 часов;

·после большой нагрузки - через 36-48 часов;

·после предельной нагрузки - через 48-72 часов.

Приняв за основу разработанную В.Н. Платоновым классификацию тренировочных нагрузок по величине суммарного воздействия на состояние спортсмена, в процессе практической деятельности эмпирическим путем было установлено, что: одна нормативная единица объема тренировочной нагрузки, выполненная в любой зоне интенсивности, может быть классифицирована как малая нагрузка две нормативные единицы объема тренировочной нагрузки являются средней нагрузкой, три - большой, четыре - предельной.

В процессе проведения исследований нашло экспериментальное подтверждение положение о целесообразности применения в тренировочном процессе больших нагрузок различной направленности в рамках одного микроцикла в связи с гетерохронностью протекания процессов восстановления в организме спортсмена. Выполнение различных по направленности тренировочных упражнений в рамках одного занятия также отвечает установленной нами классификации величин нагрузки. Предельные и большие по величине нагрузки избирательной направленности являются мощным стимулом роста тренированности спортсмена, оказывая глубокое воздействие на организм, в то время как средние и малые нагрузки являются или поддерживающими достигнутого уровня тренированности, или восстановительными. Предлагаемая система применения различных по суммарной величине воздействия нагрузок позволяет упростить и унифицировать составление тренировочных программ и их реализацию.

Заключение

спортсмен тренировка планирование макроцикл

На современном уровне развития плавания, объем и интенсивность тренировочных нагрузок на этапе спортивного совершенствования продолжает оставаться решающим фактором для достижения высоких спортивных результатов. Однако резервы увеличения тренировочных нагрузок (по объему) почти исчерпаны и повышение эффективности процесса подготовки в годичном цикле должно осуществляться за счет определения оптимальных пропорций в суммарном объеме тренировочной нагрузки, ее интенсивности и выбора средств и методов тренировки. Поэтому важное в подготовки пловцов играет особенности планирования структуры тренировочного процесса.

Анализ научно-методической литературы показал, что одним из способов организации тренировочного процесса является временной признак то есть процесс тренировки условно расчленяется на ряд структурных элементов по временному признаку. При определении их продолжительности, преимущественной направленности и взаимосвязми друг с другом исходя из задач подготовки, календаря соревнований, закономерностей долговременной адаптации и становления спортивного мастерства, возвраста, стажа спортсмена и ряда других факторов.

Относительно самостоятельными элементами, из которых состоит годичный цикл, являются два периода тренировки: осенне-зимний и весеннее-летний, то есть те оптимальные отрезки времени, в рамках которых наилучшим образом можно перевести пловца на качественно новый уровень спортивной подготовленности. Каждый из периодов может состоять из одного, двух или трех больших циклов тренировки (макроциклов), а те в свою очередь, из 4-5 средних циклов (мезоциклов)

Наименьшим циклическим элементом структуры тренировочного процесса является микроцикл. Он состоит из ряда отдельных взаимосвязанных занятий и охватывает то минимальное количество дней, которое позволяет решить конкретную задачу по изменению состояния пловца и проконтролировать это изменение. Его продолжительность определяется конкретными задачами подготовки. В рамках микроцикла упорядочивается последовательность тренирочных занятий той или иной направленности, соревновательных стартов, восстановительных мероприятий, пауз отдыха между занятиями.

Макроцикл, как относительно самостоятельная структурная единица тренировочного процесса, содержит в методической последовательности все необходимые виды тренировочныхз и соревновательных воздействий и позволяет перевести пловца на новый уровень подготовленности к моменту главных соревнований. Макроцикл имеет свою соревновательную цель и полный набор целевых задачподготовки. Минимальная его продолжительность 9-11 недель.

Традиционно в пределах макроцикла принято выделять этапы тренировки: подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, переходный. Каждый из них посвящен решению определенных задач подготовки и по продолжительности должен соответствовать времени, объективно необходимому для решения этих задач. Обычно подготовительный этап составляет 2-3 мезоцикла, а предсоревновательный, соревновательный и переходный этапы состоят из одного мезоцикла каждый. Условно выделяют следующие типы мезоциклов: восстановительно-втягивающий, общеподготовительный, специально-подогтовительный, предсоревновательный и соревновательный.

Опыт подготовки сильнейших пловцов мира к международным соревнованиям показывает, что рациональными являются такие варианты построения годичного цикла, когда содержится от 2 до 3-5 относительно самостоятельных макроциклов. Переход на многоцикловое построение круглогодичной тренировки обусловлен интенсификацией подготовки пловцов, возвросшим количеством соревнований и необходимостью пловца участвовать в них практически в течение всего года. Такое построение тренировки позволяет относительно быстро накопить опыт управления динамикой состояния пловца, индивидуализировать этот процесс, повысить его результативность и надежность.

В заключении сформулирую некоторые методические положения, которые рекомендую учитывать при построении годичного цикла:

1.Соответствие направленности и объема применяемых нагрузок целям подготовки, адаптационным возможностям пловца и его текущего состояния.

2.Постпенное увелечение на протяжении года (от микроцикла к макроцилку) объема развивающих нагрузок IV и V зон для среднивиков и спринтеров, нагрузок III, IV и V зон для стайеров при сохранении их соразмерности с объемами нагрузок I и II зон.

3.Концентрированное применение развивающих нагрузок избирательной направленности на отдельных этапах тренировочного процесса в соответствии с основными задачами и стратегией подготовки

4.Выполнение на подготовительном этапе тренировки основного объема специфических упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой на суше кА непреиенного условия перехода к концентрированным нагрузкам III, IV и V зон интенсивности на последующих этапах.

5.Разведение во времени акцентов интенсиных нагрузок, различных по преимущественному воздействию на те или иные стороны организма


Список литературы

.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2.Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы// Теор. и практ физ. культ., 1989, №8, с. 18

.Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 43.

.Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки// Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 2, с. 21-27

.Ганчар И.Л., "Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования.", Одесса, "Друк", 2006;

.Гордон С.М., "Спортивная тренировка: научно-методическое пособие", М., "Физическая культура", 2008;

.Демидов А.А., Жуков С.Е.,Текущий контроль функционального состояния спортсмена и коррекция тренировочных нагрузок в энергоемких циклических видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: Учебно-методическое пособие для студентов, тренеров-преподавателей и слушателей ФПК. - Мн.: БГУИР, 1994. -19 с.

.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: "Академия", - 2001.

.Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В., "Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва", М., "Советский спорт", 2006;

.Козлов А.В., "Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам", СПб., "Лесгафт", 2008;

.Козлов А.В., Орехов Е.Ф."Спортивная тренировка юных пловцов",СПб., 2011

.Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки// Теор. и практ. физ. культ., 1998, №7, с. 55-61.

.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб. Пособие для ин-тов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 279 с.

.Петряев А.В., "Плавание V. Исследования, тренировка, гидрореабилитация.", СПб., "Петроград", 2009;

.Плавание: Учебник для вузов / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 348 с.

.Платонов В.Н. "Путь к успеху".- М.: 2012;

.Платонов В.Н. О концепции периодизации спортивной тренировки и развитии общей теории подготовки спортсменов//Теор. и практ. физ. культ., 1998, №8, с.23-26 и 39-46.

.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

.Платонов В.Н. Плавание. -Киев: Олимпийская литература, 2000. -494 с.

.Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов// Теор. и практ. физ. культ., 1993, с. 29-34.

.Современная система спортивной подготовки/ под общ. ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 446 с.

.Спортивное плавание: путь к успеху/ под общ. ред. В.Н. Платонова-Книга 1. -М.: Советский спорт, 2012. - 480 с.

.Спортивное плавание: путь к успеху/ под общ. ред. В.Н. Платонова-Книга 2. -М.: Советский спорт, 2012. - 544 с.

.Теория и методика физической культуры/ под. общ. ред. Ю.Ф. Курамшина-М.:Советский спорт, 2007. - 453 с.

.Шабир М.М. Современная система годичной подготовки спортсменов высокой квалификации: Автореф.докт. дис. - Киев, 1988. - 32 с.

.Шустин Б.Н. Тенденции развития современного спорта// Человек в мире спорта: тез. докл. Междунар. конгр. - М.: ФОН, 1998, с. 355-356.

Похожие работы на - Структура годичного цикла подготовки спортсмена в плавании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!