Динамика развития внутреннего и выездного туризма в Вологодской области в 2013-2015 гг.

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,44 Мб
  • Опубликовано:
    2017-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика развития внутреннего и выездного туризма в Вологодской области в 2013-2015 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

.1 Факторы развития туризма в России

.2 Факторы развития туризма в Вологодской области

. ТУРИЗМ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Состояние, проблемы и перспективы развития туризма в Вологодской области

.2 Показатели развития туризма

. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Инфраструктура туризма

.2 Анализ динамики развития туризма

ЗАКЛЮЧЕИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Доходы от туризма составляют до 30% бюджетов экономически развитых стран и до 80% - многих небольших государств, не имеющих других значимых источников. Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании новых рабочих мест, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики - торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.

Выбранная тема весьма актуальна, ведь в настоящее время важным приоритетом государственной туристской политики является устойчивое развитие туризма, обеспечивающее стабильность национальной экономики, рациональное использование природных ресурсов, повышение благосостояния населения, сохранение этнического и культурного многообразия российского общества.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ динамики развития туризма в Вологодской области в целом и муниципальных образованиях, исследование проблем и тенденций развития.

Предметом - анализ состояния, проблем и перспектив развития туризма в Вологодской области.

Для выполнения поставленных задач используются следующие методы: анализ, обобщение, сравнение, картографический метод.

1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Понятие туризм известно каждому, ведь каждый из нас совершал поездки куда-либо или проводил отпуск вдалеке от дома. Туризм - сравнительно молодое явление, но корни его уходят в древность. Во все времена путешественники и первопроходцы пересекали материки и океаны. И лишь недавно о туризме заговорили как о специфической форме деятельности людей. Туризм - это временные выезды людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность, отличающуюся от места проживания, на срок более чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение года для отдыха, оздоровительных, познавательных, спортивных и других туристских целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

Выделяют четыре вида туризма:

туризм - вид деятельности с предоставлением различного рода туристских услуг и продукта туристского спроса иностранным туристам на территории Российской Федерации и предоставлением туристских услуг и продукта туристского спроса за рубежом.

Выездной туризм - перемещения лиц, которые постоянно проживают в Российской Федерации в другую страну.

Въездной туризм - перемещения в пределах государства лиц, которые не проживают постоянно на территории данного государства.

- выезд граждан какой-либо страны из постоянного места жительства в пределах национальных границ данной страны для отдыха, оздоровительных, познавательных, спортивных и других туристских целях.

Туристическая индустрия это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро развивающихся в мировом хозяйстве. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства [1].

туризм воздействует на социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом.

Прежде чем проводить анализ развития туризма в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом и тормозят его развитие.

Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно- географических, историко-политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют.

Факторы развития рынка туристических услуг принято делить на внешние и внутренние [23].

Внешние (экзогенные) факторы влияют на туризм посредством демографических и социальных изменений; экономического и финансового развития; изменений политического и правового регулирования; технологических изменений; торгового развития; транспортной инфраструктуры и безопасности путешествий. К внешним факторам можно отнести географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п.

Определяющими являются внутренние факторы развития рынка туристических услуг. Среди них - природно-географические особенности и климатические условия страны, наличие и качество природных ресурсов и возможность их удобного использования, экономическая ситуация в стране, внутренняя политика страны, политическая стабильность, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, возможность получение льгот и скидок на туристические услуги за счет государства и общественных организаций, предприятий и учреждений, состояние развития туристической инфраструктуры, транспортных сетей, уровень жизни в обществе, уровень населения.

С точки зрения влияния на туристическую деятельность все факторы делятся на факторы привлечения (побуждают к путешествию - природные, культурные и социальные условия в стране, где формируются туристические потоки) и факторы дифференциации спроса (влияют на выбор места путешествия - туристические ресурсы, развитие инфраструктуры , уровень социально-экономического развития страны).

С точки зрения механизма влияния на развитие туризма можно определить факторы объективные, уже сформированы историческим развитием общества, и такие, целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность - факторы первой группы. Ко второй относятся государственная политика в туризме, наличие и содержание туристического законодательства, туристическое образование в обществе и т.п.

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и страны в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статические и динамические [23].

§    статичные, имеющие неизменное во времени значение. В эту группу в первую очередь входит - потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно- исторических ресурсов;

§    динамичные - политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на , причем данное явление имеет массовый характер.

Природно-климатические факторы - туристов привлекают богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы, изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, километры морских пляжей, густая речная сеть, мозаичносгь ландшафтов и сочетание на соседних территориях прибрежных и горных пейзажей.

Культурно-исторические факторы - это разнообразные исторические и архитектурные памятники, высокий уровень духовной и материальной культуры, мозаичность национального и конфессионального состава населения, высокий уровень образования, давние традиции культурных и иных связей как в пределах региона, так и с другими крупными регионами мира.

Привлекательность мест отдыха определяется в первую очередь именно этими факторами. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех северных странах, даже в богатых странах Скандинавии, сальдо отрицательное. Значение историко-культурных ресурсов увеличивается с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

Фактор географического положения выступает во всех своих разновидностях: физико-географического положения, от которого зависит набор природно-рекреационных ресурсов; экономико-географического положения, особенно по отношению к главным туристским рынкам; транспортно-географического положения, удобство которого крайне привлекательно для туристов, геополитического положения, поскольку близость к очагам международного напряжения и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной «отпугивающей» причиной.

Политическая обстановка в стране определяет все другие динамические факторы. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п. - это следствия политики государства.

Важным политическим фактором является проводимая государством политика в области межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере туризма и других международных экономических связей.

Специальная политика государства в отношении туризма проявляется в установлении норм туристской деятельности, планировании, рекламе, контроле над туризмом через административные органы.

Политика в области туризма тесно связана с политическим режимом страны и определяет три уровня вмешательства государства:

§    полное вмешательство - устанавливают государства тоталитарного типа, где нет демократических свобод, не проявляется инициатива частного сектора. Государство монополизирует все функции туристской деятельности;

§   частичное вмешательство - отмечается в большинстве демократических стран, характеризуемых активной экономической деятельностью.

Государство через организационные структуры вмешивается в большей или меньшей степени в порядок осуществления туристской деятельности и проводит за ней контроль, оставляя частному сектору свободу создания предприятий в сфере услуг, базирующихся на рыночной экономике; малого вмешательства - характерен для политических режимов, которые практически не вмешиваются в туристскую деятельность, отдавая инициативу в этой области частному сектору, действующему на конкурентном рынке.

Социально-демографические факторы- это такие показатели, как возраст, занятость, наличие одиноких людей, бездетных пар, возрастные тенденции к вступлению в брак, возраст, расширение социального состава туристов, уровень образования, культуры, эстетические требования населения, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизация и так далее [12].

Финансово-экономические факторы -это экономическая ситуация в стране, финансовая стабильность, уровень доходов населения, доля средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.п.

Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности базы туристской индустрии - средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и др.

Специфическая особенность транспортных связей - характер, так как они превращают мир в единое пространство. Для международного туризма наиболее важно обеспечить связи между разноуровневыми средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели остановок и разрывов в транспортном сообщении. Важнейшими характеристиками транспортной инфраструктуры становятся скорость передвижения, уровень безопасности транспортных средств.

Особое место в туристской отрасли занимают предприятия размещения и питания. От уровня гостиничного и ресторанного сервиса во многом зависит привлекательность региона для туристов. Но индустрия туризма, особенно предприятия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года (сезонность), что приводит к росту затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг [4].

К важнейшим факторам, которые обуславливают развитие туризма рубежом относят:

—  Поддержка со стороны государственных органов (опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой);

—  Рост общественного богатства;

—      Сокращение рабочего времени;

—   Урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывает необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания);

—  Уровень общественного сознания.

По мнению западных специалистов, основными факторами, определяющими привлекательность туристского региона, являются: доступность региона, его природа и климат, отношение местного населения к приезжему; инфраструктура региона, уровень цен, состояние розничной торговли; спортивные, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Последний фактор, в свою очередь, привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремесла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка, гастрономия [21].

Совокупность факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристических услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:

—  Частотность туризма;

—      Предпочтения в выборе туристического центра и география туризма;

—      Форма организации тура, предпочитаемого;

—      Представление туриста о цене тура;

—      Представление о торговой марке турфирмы;

—      Коммуникативное поведение туриста;

Еще одним видом факторов, влияющих на развитие рынка туристических услуг является личностно-поведенческие факторы. Cреди всех факторов, влияющих на развитие туризма, личностно-поведенческие факторы играют ведущую роль в современном мире. Они состоят из мотивов, которые обеспечивают желания потребителей путешествовать, при этом соответствовать требованиям туриста. Анализируя роль психологических факторов в формировании рынка туристических услуг доказано, что только немного туристов приезжают снова в те места, где они уже были ранее, исключая случаи присутствия экономических, лечебно-профилактических или сентиментальных мотивов. По мере роста доходов человек начинает отдавать предпочтение психологическим мотивам при выборе нового путешествия. Мнение о качестве потребленного туристического продукта формируется через некоторое время после поездки, поскольку до поездки потребитель может только смоделировать свои ожидания на основе имеющейся информации. Поэтому важность ситуации заключается и в том, что представление о продукте порождает у потребителя определенные ожидания, и если они не оправданы реальным качеством продукта, потребитель легко в нем разочаровывается. Целью туризма является рациональная организация свободного времени потребителя. Соответственно этому, развитие туризма может быть обусловлен наличием двух основных моментов: свободного времени и финансовых средств для его рациональной организации.

Таким образом, на развитие туризма влияют как позитивные, так и негативные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире [12]. К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:

—  Стабильность и открытость политики и экономики;

—      Рост общественного богатства и доходов населения;

—      Сокращение рабочего и увеличение свободного времени;

—    Развитие транспорта, средств коммуникаций и информационных технологий;

—  Усиление урбанизации;

—      Построение интеллектуального общества;

—   Поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма;

—  Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке;

—   Упрощение и гармонизация налогового, валютного, таможенного, пограничного и других форм регулирования;

—   Стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот;

—     Содействие развитию индустрии приоритетной туристической деятельности.

К негативным факторам развития рынка туристических услуг относят:

—  Напряженность в международных отношениях;

—      Нестабильность политики и закрытость экономики;

—      Стагнация экономики и падения благосостояния населения;

—      Неустроенность туристических ресурсов;

—      Неразвитость индустрии туризма;

—     Нерациональное использование культурно - исторической и культовой наследия и окружающей среды;

—  Низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени;

—      Загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;

—      Недооценка роли туризма в интеллектуализации общества;

—     Отсутствие эффективных стимулов инвестирования развития индустрии туризма;

—  Недооценка роли туристического бизнеса в наполнении бюджета.

Указанные факторы влияния на развитие туризма должны определять цели государственного регулирования и приоритетные направления развития туристического бизнеса [10].

1.2  Факторы развития туризма в России

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма [1].

Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристическом отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также в города, закрытые ранее для иностранных туристов.

Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются деловой и охотничий, и гастрономический виды туризма. Популярен также отдых.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1% ВВП России, однако его доля постоянно растет [20].

Функции государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма, возложены на Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Этот же орган является центральным в Системе сертификации туристских услуг и услуг средств размещения.

На сегодняшний день в РФ работает 4,25 тысячи туроператоров. При этом 1,8 тысячи агентств работают в сфере внутреннего туризма. Количество агентств, работающих в сфере международного туризма во въездном и в выездном направлениях, составляет 976 и 1,46 тысячи соответственно [22].

С 1 июня 2007 года вступил в силу закон о финансовых гарантиях туристической деятельности. Он отменил механизм лицензирования туроператорской деятельности. Вместо него введены финансовые гарантии, которые туроператор должен предоставлять клиентам. Для компаний, занимающихся въездным и выездным туризмом сумма фингарантий составляет 10 млн. рублей. Для компаний, занимающихся внутренним туризмом, сумма финансовых гарантий составляет 500 тыс. рублей. В случае некачественного предоставления услуги турист может обратиться в страховую компанию с требованием о выплате компенсации.

Всего в Российской Федерации насчитывается 9,1 тыс. курортно- туристических средств размещения общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс.мест, из них около 40% приходится на средства размещения гостиничного типа. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42% [20]. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области. Значительная часть материально-технической базы указанных средств размещения нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Следует особо отметить, что большая часть гостиниц страны не обеспечена удобствами в соответствии с минимальными требованиями к комфорту проживания.

При зарубежном туризме россиян наибольшей популярностью пользовались Турция, Египет и Китай. При этом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается стойкое снижение численности выезжающих за рубеж россиян практически по всем популярным ранее туристическим направлениям. Наибольшее снижение объемов туристопотока наблюдается при поездках в Китай (на 59%) и страны Юго-Восточной Азии (на 35-40%). Традиционные маршруты стали также меньше привлекать туристов из России: в целом на 15-20% снизилось число поездок в Грецию, Египет, Испанию, ОАЭ, Турцию, Тунис, а в Хорватию - на 42% [20].

Вместе с тем, в 2009 году россияне стали активно осваивать европейские и некоторые экзотические страны, а также США. Увеличилось количество туристов, выезжающих в Израиль (на 63%), Швейцарию (на 26%), Корею (на 24%), Нидерланды (на 21%), Филиппины (на 108%), а также Германию, Болгарию, Великобританию (на 7-10%).

Наибольшие количество иностранных туристов, посетивших Россию с туристическими целями в первом полугодии 2009 года, приехало из Германии, Финляндии, США, Великобритании, Италии и Франции.

По оценкам специалистов Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями не соответствует её туристическому потенциалу, составляя 7,4 млн. чел [11].

фактор, влияющий на развитие туризма в России, это фактор материально-технической обеспеченности, который проявляется в туризме через предприятия туризма.

Предприятия туризма - это такие организации, которые обеспечивают возможность путешествий и их комфортабельность. К предприятиям туризма относятся:

•         туристические агентства и туристические операторы

•         транспортные компании

•         средства размещения

•         предприятия общественного питания

•         экскурсионные предприятия и гиды и др.

Деятельность туристических операторов включает в себя разработку и формирование туристического продукта, а деятельность туристических агентств - продвижение и реализацию готового туристического продукта туристу.

Неотъемлемой частью тура являются средства размещения (гостиницы, санатории, пансионаты и др.). Еще одной важной составляющей тура является организация питания, реализующаяся через предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые и др.). Не обойтись и без транспортных компаний (авиакомпании, автотранспортные, железнодорожные, водные). Другой важной составляющей является культурная программа и организация развлечения туристов. ВРоссии так или иначе развиваются предприятия туризма. Но существует ряд проблем, например, дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.

Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.

Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.

Вторая проблема - это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства - это бич российского туризма [17].

Один способов решения данной проблемы - это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третья проблема - неразвитая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток - красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.

Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев [12].

Препятствием для роста турпотока в Россию остается визовая проблема. Несмотря ни на что, в стране активно развивается материально-техническая база, которая бы смогла снизить влияние негативных факторов и сформировать туристический уровень сервиса для привлечения как иностранных туристов, так и инвесторов в туристическую индустрию России.

1.3  Факторы развития туризма в Вологодской области

- округ занимает одно из наиболее выгодных положений в России с точки зрения развития туризма, так как обладает уникальным сочетанием благоприятных природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия. Общие объемы въездного туризма в округ в 2006 году оцениваются европейскими экспертами в 12,8 млн человек, 56% из которых составляют россияне. По данным исследования, проведенного Агентством социальной информации Санкт- Петербурга, Вологодская область названа областью с «бизнес-специализацией». Среди регионов Северо-Западного федерального округа Вологодская область занимала в 2006 году 7 место как по совокупному доходу от туризма в расчете на душу населения, так и по доле доходов от туризма в объеме ВРП. Доля региона в общем совокупном доходе от туризма составляла 11,8% [9].

Туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики в Вологодской области наряду с металлургией, лесопромышленным комплексом и машиностроением. Это во многом обусловлено факторами, перечисленными ниже.

Во-первых, природно-географическими условиями. Вологодский край географически широко (протяженность с севера на юг - 385 км, с запада на восток - 650 км) и экономически выгодно расположен на севере Европейской части России, между 58 и 62 градусами северной широты, на путях из Москвы в Архангельск и из Санкт-Петербурга на Урал и в Сибирь. Богатства области с её уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, имеют огромное значение для лечебно-оздоровительного, приключенческого и спортивного туризма [2].

Во-вторых, Вологодская область обладает уникальным культурно- историческим потенциалом. Здесь огромное количество памятников русской истории и культуры. Основные центры размещения этих памятников - г. Вологда, Кирилло-Белозерская зона, Великоустюгская и Тотемско- Верховажская зоны, г. Устюжна и г. Вытегра.

В-третьих, в Вологодской области сохраняются и получают дальнейшее развитие народные промыслы, ремесла и традиции - плетение кружев, чернение по серебру, резьбу и роспись по бересте, устное творчество, ярмарки и т.д.

В-четвертых, регион обладает экологически чистыми природными зонами, что оставляет возможность для развития экологического туризма. На территории области находятся памятники природы: часть Дарвинского государственного заповедника в Череповецком районе и национальнеый парк «Русский Север» в Кирилловском районе.

В-пятых, Вологодская область известна многими выдающимися людьми - землепроходцами С. Дежневым, Е. Хабаровым, В. Атласовым, В. Поярковым, И. Кусковым. Также в области бывали поэты, среди которых К. Батюшков, Н. Рубцов, А. Яшин, художники В. Верещагин, В. Корбаков, -физиолог Н. Введенский, Маршал Советского Союза И. Конев, летчик-космонавт П. Беляев и другие [3].

По туристскому потенциалу регион занимает 11 место в РФ. В структуре валового регионального продукта доля туризма составила в 2006 году 3,3%. Численность работников, занятых туристской деятельностью, составила в 2006 году 1,9% общей численности трудоспособного населения. Основная доля в объеме туристских услуг в Вологодской области приходится на малое предпринимательство, так как оно наиболее легко адаптируется к изменяющимся условиям. Эта доля составляет 93,4%.

Туристская инфраструктура в области развита недостаточно, что является существенным минусом для развития туризма. Однако, благодаря развитию и расширению туристского бизнеса она модернизируется. Увеличение туристского потока и средней продолжительности пребывания в области положительно сказывается на росте числа средств размещения.

Неотъемлемой частью туристской инфраструктуры является сфера общественного питания, которая переживает динамичное развитие. Соответственно, выросли такие показатели как количество посадочных мест и общий оборот предприятий общественного питания. Во многом туристская привлекательность региона зависит от развития транспортной комплекс включает в себя и речной транспорт.

Первое место по значимости занимает транспорт. Он соединяет районы области с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманской, Архангельской областями, Республикой Коми и Уралом. Хорошие предпосылки для развития имеет транспорт, обладающий рядом преимуществ: скоростью, маневренностью, высокой проходимостью, возможностью остановки в любом месте. Всё это благотворно сказывается на развитии внутреннего туризма. Роль воздушного транспорта, несмотря на наличие 4 аэропортов, незначительна, так как даже самый используемый Великоустюгский аэропорт не способен принимать воздушные суда современного уровня. В свою очередь транспорт имеет огромное значение для развития туризма в области. На сегодняшний день достигнут максимум по возможностям приема туристов в причалах сел Ирма, Горицы, городов Вологда, Череповец и Вытегра.

В целях развития туризма в области проводятся различные мероприятия, такие как [16]:

-     ежегодная межрегиональная выставка «Ворота Севера. Туризм. Культура. Сервис»;

-    туристский потенциал региона представляется на международных туристских выставках-ярмарках INTOURMARKET, INWETEX, MITT и других.

Данные факты свидетельствуют о том, что область постепенно выходит на рынок. Успешно реализуются двухсторонние долгосрочные соглашения о сотрудничестве с такими регионами как Лапландия (Финляндия), Прешовская область (Словакия), Цзилинь (Китай), Оулу (Франция) и рядом других.

Главной проблемой туристской инфраструктуры в Вологодской области является несоответствие мировым стандартам средств размещения и недостаток мест в комплекс области в 2007 году включал 103 коллективных средства размещения. Кроме трех гостиниц все средства размещения не имеют категории звездности, не все объекты размещения сертифицированы.

Система общественного питания также не соответствует современным требованиям. Несмотря на бурное развитие данного сектора услуг, только в Вологде и Череповце имеются рестораны и другие пункты питания, более или менее отвечающие современным стандартам туристского обслуживания.

Вместе с тем важной проблемой остается уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса, отсутствие надлежащего обслуживания, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и многое другое.

Еще одна проблема - уровень развития индустрии развлечений. Наибольшее количество зрелищно-развлекательных объектов сосредоточено в Вологде и Череповце. В регионе проходит достаточно много мероприятий в области спорта и отдыха, но они практически не привлекают туристов из-за недостаточного уровня организации и износа сооружений (в т.ч. спортивных).

Таким образом, Вологодская область имеет ряд достаточно крупных проблем в туристской инфраструктуре, что является, пожалуй, главным минусом для развития туризма и увеличения турпотоков.

2. ТУРИЗМ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1  Состояние, проблемы и перспективы развития туризма в Вологодской области

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает - округ, обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия[9].

Север всегда занимал особое место в истории русской культуры. Многочисленные памятники истории и материальной культуры, деревянного и каменного зодчества и различных видов крестьянского творчества снискали Северу славу заповедника народной культуры и её национальных традиций. Сохранению и развитию средневековых русских традиций способствовало то важное обстоятельство, что до Севера практически не докатилась лавина монголо-татарского нашествия, разорившая дотла многие города и земли Древней Руси. В то время, когда на всем пространстве Руси развитие культуры было насильственно приостановлено, на Севере она продолжала развиваться. Не случайно, что именно здесь сохранились древние обычаи и обряды, старинные песни и былины, промыслы и ремесла, получившие здесь особенное развитие и распространение.

Вологодчина - это один из самых интересных и привлекательных в туристском отношении северных районов РФ, древняя русская земля, «Северная Фиваида», прославившая Россию известными обителями

Многие исторические места Вологодской области связаны с именами Ивана Грозного, Петра Первого, великих праведников Кирилла Белозерского, Ферапонта, Павла Обнорского, писателей и поэтов: К. Батюшкова, В. Гиляровского, И. Северянина, Н. Рубцова.

Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, изобилует ягодами, грибами, богата особо-охраняемыми территориями. Самобытность края выражается в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов - «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», «Великоустюгская финифть», в дружелюбии, внимательности, радушии - истинных чертах вологодского характера.

Въездной туристский поток в - округ на в 2011 г. составил более 11,5 млн. посетителей. При этом все регионы существенно уступают регионам-лидерам по объему въездного потока. На долю Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской области в 2011 г. приходилось около 80% всего въездного потока - округ [6].

Среди регионов СЗФО в 2011 году Вологодская область заняла 3 место по суммарному туристскому потоку. Следует отметить, что абсолютным лидером по данному показателю на протяжении многих лет является г. Санкт- Петербург.

В Вологодской области значительное внимание уделяется развитию сферы туризма: регион принимает участие в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», реализуется государственная программа «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», активно обсуждается принятие Стратегии развития туристского кластера региона.

Положительной динамикой на протяжении последних лет характеризуется туристский поток в Вологодскую область. Так, число туристов и экскурсантов, составившее в 2013 году 2, 1 млн. посетителей, увеличилось по сравнению с 2012 годом на 8,2%, по сравнению с 2009 г. - в 1,5 раза [3].

О развитии сферы туризма свидетельствую и следующие экономические показатели: рост доходов от туризма, увеличение доли сферы туризма в ВРП. Так, в 2012 году в бюджет региона поступило 225,5 млн. рублей от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей. Значительно возросла доля туризма в валовом региональном продукте: с 3% в 2007 году до 4,2% в 2012 году. В этот же период в 1,9 раза вырос объем туристических услуг и составил в 2012 году 2,06 млрд. руб [3].

За последние годы сфера туризма Вологодской области получила значительное развитие. Ежегодно растут доходы от туризма, увеличивается доля сферы туризма в ВРП региона. Так, в 2012 году в бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 225,5 млн. рублей. В период с 2007 по 2012 гг. доходы от туризма в расчете на душу населения выросли на 80% и составили в 2012 г. 10 811 рублей. Особо следует подчеркнуть роль туризма в экономике региона. В период 2007-2012 гг. доля туризма в ВРП увеличилась на 1,2 процентных пункта до 4,2% [3].

В целом значение туризма для экономики региона достаточно весомо. Во-первых, создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам - продукцию, услуги; работающему персоналу - заработную плату; бизнесменам - прибыль; региону - деньги за счет налогов и сборов. Во-вторых, туризм вызывает потребительский спрос на разнообразные товары и услуги, предложить которые призвана региональная промышленность. Увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы региона.

В-третьих, увеличение туристских потоков значительно повышает спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Продажа таких изделий может не только приносить доход, но и служить рекламой туристского центра. Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. В-четвертых, увеличиваются доходы региональных средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания.

Для области характерны следующие проблемы развития сферы туризма:  уровень развития инфраструктуры туризма;

 сезонность спроса на туристские услуги;

 низкий уровень инвестиций в сферу туризма;

 необходимость совершенствования нормативно-правовых актов в сфере туризма;

 неравномерность турпотока в муниципалитетах;

 различия в качестве инфраструктуры и туристских услуг размещения в различных муниципальных образованиях области;

 недостаточное количество персонала по муниципалитетам.

2.2  Показатели развития туризма

При анализе динамики развития туризма как отрасли хозяйства используют определенные показатели управления туризмом, объединенные в три группы:

-  объем туристского потока;

-         состояние и развитие материально-технической базы туризма;

-         кадры сферы туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее число посетителей, в том числе туристы и экскурсанты.

Турист - лицо, совершающее не менее одной ночевки в месте посещения в ходе осуществления туристской поездки.

посетитель - лицо, не совершающее ночевки в месте посещения в ходе осуществления туристской поездки.

Из них (по целям):

 служебные (деловой туризм), культурно-познавательные,

 лечебно-оздоровительные, туризм, отдых в сельской местности, охота, рыбалка,

 другие.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально- технической базы туризма, определяют её мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся:

 Количество гостевых домов;

Гостевой дом - понятие, широко используемое в сфере туризма, близкое к гостинице. В отличие от гостиницы, гостевой дом обладает набором параметров, которые делают условия проживания в нём приближёнными к домашним.

Гостевой дом является частным домовладением, владелец которого сдаёт его в наём (в аренду) целиком или покомнатно. Зачастую, сам владелец и его семья проживают в том же домовладении, но на отдельном этаже или в отдельной части домовладения. Предоставляя те или иные услуги, владелец гостевого дома действует по своему усмотрению и подконтролен многим государственным структурам, которым подконтрольны и гостиницы. В этом есть свои положительные и отрицательные моменты.

Этажность и площадь гостевых домов, а также количество комнат и номеров не регламентируется. Но, в основном, это двух- или трёхэтажные здания, общей площадью около 400 м² и количеством комнат порядка 10-20. Свободная территория гостевого дома, основную её часть занимает само домовладение.

Понятие «гостевые дома» появилось сравнительно недавно, в период с 1990 по 2000 годы. Главная цель, которую преследуют владельцы сдаваемого в аренду жилья - это получение прибыли за счёт минимизации затрат, как на содержание самого домовладения, так и  на обслуживание  его  постояльцев

Статус гостевого дома не требует применения по отношению к домовладению норм и правил, распространяющихся на гостиницы. Так, например, не требуется присваивать и согласовывать с контролирующими органами класс (звёздность), не прописаны санитарно- эпидемиологические нормы, а следовательно нет и соответствующих требований, налоговые платежи гостевых домов производятся по меньшим ставкам по сравнению с гостиницами [7].

Постояльцами гостевых домов обычно являются люди, приезжающие на отдых. В регионах, где развита сфера туризма, имеются гостевые дома. Хорошими примерами в России являются курорты Краснодарского края -- Анапа и Сочи. На побережье Чёрного моря гостевые дома получили наибольшее распространение. Отдых в них недорогой, но требует большей самостоятельности, нежели отдых в гостиницах. В последнее время уровень сервиса и перечень предоставляемых услуг в гостевых домах весьма вырос и расширился. А по меблировке и оснащённости номеров бытовой техникой они зачастую превосходят многие гостиницы. Это стало возможным из-за того, что для функционирования гостевого дома не требуется много персонала. А так же, отсутствуют статьи расходов, характерные для гостиниц, и нет больших налоговых отчислений. Следовательно, возрастает чистая прибыль, которую владельцы используют на то, чтобы их дом имел более вид, чем у ближайших конкурентов.

Содержать гостевой дом и обслуживать его постояльцев стоит гораздо меньше, нежели содержать гостиницу, что связано с отсутствием специальных правил и требований, необходимых для её работы у гостевого дома. К примеру, владение гостевым домом не обязывает проводить классифицирование, согласование и присвоение ему, в зависимости от уровня обслуживания, звездности. Наряду с этим гостевые дома не имеют прописанных санитарно- эпидемиологических требований. Налоги, которыми облагаются такие дома намного ниже тех, которыми облагают гостиницы. Соответственно, и стоимость отдыха в гостевом доме гораздо меньше, нежели в гостинице.

Что касается уровня сервиса, то в современных гостевых домах он не уступает уровню гостиницы, зачастую даже превосходя его. Полученная от бизнеса прибыль используется владельцем для обустройства, улучшения внутреннего и внешнего вида гостевого дома, по сравнению с конкурентами. Большинство гостевых домов имеют все необходимое и для того, чтобы отдых самых маленьких клиентов был комфортным: детская мебель и к атрибут в таких домах.

 Количество баз отдыха;

База отдыха - предприятие, предлагающее размещение, а так же возможности и соответствующее оборудование для занятия спортом и развлечений, рестораны и магазины.

Чаще всего база отдыха представляет собой мини городок из одноэтажных домов. Комфортность домов может быть различной и зависит от ценовой политики. В большинстве случаев на территории базы можно встретить либо столовую, либо кафе [7].

 Число номеров в гостевых домах; Число номеров на базах отдыха;

 Количество мест в гостевых домах; Количество мест на базах отдыха;

 Количество посетителей в гостевых домах; Количество посетителей на базах отдыха.

Третья группа показателей - кадры сферы туризма. Включает в себя: Число руководителей, хозяев, действующих как физические лица;

 Число руководителей, хозяев, действующих как предприниматели;

Число руководителей, хозяев, действующих как юридические лица;

 Число руководителей, хозяев, действующих через субъекты туристской деятельности;

Численность занятых обслуживанием туристов (чел.);

 Количество граждан, занимающихся сельским туризмом, ведущих личное подсобное хозяйство.

3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1  Инфраструктура туризма

Количество туристических фирм в Вологодской области в 2011 году составило 141 единицу, из них 70% являются туристическими агентствами, 30% - туроператорами. При этом по сравнению с 2007 г. их число выросло в 2 раза [24].

Туристский поток в регион существенно вырос в период с 2007 по 2012 гг. - на 46% и составил 1,94 млн. человек, в 2015 - 2, 7 млн. человек. Вместе с тем по предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» г. Санкт-Петербург, потенциальная туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей. Следовательно, на данном этапе времени этот потенциал используется на 55%.

Основную часть туристского потока составляют экскурсанты (70%), которые приезжают организованно на срок не превышающий 24 часа, остальную часть - туристы (30%), средняя продолжительность пребывания которых составляет 3,5 дня.

Число созданных рабочих мест в туризме также отражает вклад отрасли в экономику региона: средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, в 2012 г. составила 18 тыс. человек. В период с 2007 по 2012 гг. в 1,8 раза увеличилось число работников туристических фирм.

Неотъемлемой частью туристской инфраструктуры является сфера общественного питания, которая в настоящее время переживает динамичное развитие. Соответственно, выросли такие показатели, как количество посадочных мест (на 35 % в 2006 г. по сравнению с 1997 г.) и общий оборот предприятий общественного питания (на 29 %)[18].

Во многом туристская привлекательность региона зависит от развития транспортной инфраструктуры. По его территории проходят транспортные магистрали, соединяющие Центральную Россию с северными и восточными районами. комплекс, имея многофункциональную направленность, включает в себя , , речной, транспорт.

Первое место по значимости занимает транспорт. Железнодорожные магистрали соединяют районы области с городами Москвой и Санкт-Петербургом, Архангельской и Мурманской областями, Республикой Коми, Уралом.

Хорошие предпосылки для развития имеет транспорт, обладающий определенными преимуществами (скорость, маневренность, высокая проходимость, доставка рекреантов непосредственно в пункт назначения, возможность остановки в любом месте). По территории области проходят автомагистрали федерального значения: М-8 - Архангельск - Москва и А-114 - Вологда - Новая Ладога. Кроме того, из областного центра - Вологды

- осуществляются пассажирские перевозки в населенные пункты всех районов области, что благотворно сказывается на развитии внутреннего туризма.

Роль воздушного транспорта, как наиболее удобного для туристов, к сожалению, в регионе очень незначительна. Несмотря на наличие 4 аэропортов (Вологда, Череповец, Великий Устюг и Вытегра), проблема авиадоступности отдаленных районов, в т. ч. и Великоустюгского, весьма актуальна. Являясь наиболее используемым, аэропорт Великого Устюга не приспособлен для приема воздушных судов современного уровня [18]. транспорт имеет огромное значение для развития туризма. На сегодняшний день в регионе достигнут максимум по возможностям приема туристов через причалы в селах Ирма и Горицы, городах Вологде, Череповце и Вытегре. За летний сезон 2006 г. теплоходные стоянки Волго-Балта приняли 727 круизных теплоходов, что почти в три раза больше, чем в 1999 г. В Вологде и Череповце транспорт используется в основном для экскурсионных маршрутов и кратковременных теплоходных прогулок.

Правительство области придает большое значение формированию благоприятного имиджа региона не только на территории России, но и за рубежом, активизируя всесторонние обмены в сферах культуры, бизнеса, торговли, инвестиций. В целях развития въездного и внутреннего туризма проводятся следующие мероприятия:

 ежегодно проходит межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера. Туризм. Культура. Сервис»;

 разрабатываются и продвигаются туристские проекты, самым известным из которых является «Великий Устюг - родина Деда Мороза»;

 туристский потенциал региона представляется на международных туристских выставках-ярмарках INTOURMARKET, INWETEX, MITT и других;

 область представлена в «Каталоге инвестиционных проектов в сфере туристского бизнеса;

 правительство области инициирует подготовку туристских кадров на территории региона и другие.

Данные факты свидетельствуют о том, что Вологодская область постепенно выходит на туристский рынок. Успешно реализуются двусторонние долгосрочные соглашения о прямых партнерских связях, торгово-экономическом и культурном сотрудничестве с такими регионами, как Лапландия (Финляндия), Прешовская область (Словакия), Цзилинь (Китай), Оулу (Франция) и ряд других.

Сейчас туристский поток в Вологодскую область постоянно растет. Вологодчина - один из наиболее динамично развивающихся в туристском отношении регионов России. Здесь представлены все многообразие видов туризма: , паломнический, природно-экологический, - и - и приключенческий. По данным Управления по туризму и курортам администрации города, количество туристов, посещающих вологодскую землю, увеличивается каждый год в среднем на 12 %. Некоторые экскурсионные программы уже стали настоящими брендами российского туризма. Связано это не только с растущей популярностью вологодских достопримечательностей как у отечественных, так и у иностранных гостей, но и с политикой руководства области, склонного видеть в туризме одну из наиболее перспективных в экономическом отношении областей [18].

В дополнение ко всему, немаловажную роль в притоке туристов играет сезонность. В отличие от многих туристских центров, которые носят характер и функционируют лишь короткий промежуток туристский сезон на Вологодчине продолжается 6-7 месяцев.

Благодаря проведению тематических акций в её городах, в области практически нет "мертвого" сезона. В декабре и январе принимается несколько тысяч туристов на новогодние программы в Великом Устюге. Февраль - время студенческих каникул, и спектр молодежных программ постепенно расширяется. Это и областной вожатый года», и областная программа «Молодое поколение избирает», и программа патриотического воспитания, а также многие другие. В марте туристов собирает масленица и праздник проводов русской зимы. С мая по сентябрь - постоянные теплоходные маршруты по Волго-Балту, от Череповца и до Астрахани, от Череповца до Кижей, организуются маршруты по заповедным местам Вологодчины, по старинной Мариинской системе и каналу герцога Вюртембергского и другие. Остаются октябрь и ноябрь, в которые планируется развивать бизнес-туризм. Недавно в Вологде открыли центр, который используется для туристских и иных ярмарок и выставок, таких как выставка вологодского льна, вологодского кружева, вологодского масла, которые могут привлечь внимание потенциального клиента. Также можно посетить многочисленные объекты паломнического туризма: Кирилло-Белозерский мужской монастырь, Ферапонтов монастырь, Воскресенский Горицкий женский монастырь, Спас- мужской монастырь и другие. Постепенно и приключенческий туризм, который основывается на организации охоты на медведя, лося, кабана, глухаря, рыбной ловле и яхтинге, а также экологический туризм. В рамках экологического туризма наибольший интерес парк «Русский Север», Орловская роща, водопад на реке Тагажме, Дарвинский заповедник и многие другие. Развивается и и лечебно - туризм. туризм базируется на 19 санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, располагающих хорошей лечебной базой и благоприятными рекреационными возможностями: источники с хлоридно- натриевой минеральной водой с повышенным содержанием брома, бюветы с высокоминерализированной хлоридно-сульфатно-натриевой минеральной водой, минеральная хлоридно-сульфатная, кальциево-натриевая вода. Все это дополняется хорошими климатическими и природными условиями - умеренным климатом и чистым лесным воздухом, что делает область прекрасным местом для отдыха и лечения.

К сожалению, мало кто знает все многообразие туристских ресурсов Вологодской области. Никогда не бывавший в этом крае человек слово «Вологда» связывает со словами «вологодское масло» и «вологодское кружево», которые для многих являются визитной карточкой области. Разнотравье заливных лугов Присухонской и Молого-Шекснинской низменностей способствует получению сливочного масла с неповторимым нежно-ореховым вкусом. Местные традиции маслоделия уходят в далекое прошлое, а в наше время их поддерживают и продолжают крупные предприятия пищевой промышленности Вологды, Грязовца, Череповца, Сокола. Также широко известно вологодское кружево. История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к 17 - началу 18 в. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева - выплетены из золотых, серебряных нитей или мишуры.

В XVIII в. распространение получили нитяные - льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 г. помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Интересно, что в историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы. Именно им приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т.д. и именно благодаря этому «вологодскому манеру» плетения, вологодское кружево столь уникально и известно как в России, так и за рубежом. Вологодские кружева получили признание за рубежом, начиная с 1876 г. на выставках в Филадельфии, Чикаго и Париже [18].

Особая технология плетения, использование многообразного орнамента, творчески осмысленные традиции сформировали стиль вологодского кружева. Сегодня центром уникального, приобретающего все большую известность в стране и за рубежом промысла стало вологодское производственное объединение «Снежинка».

Но, помимо вологодского масла и вологодского кружева, истинной визитной карточкой области являются Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, нац парк «Русский Север», неофициальное «Серебряное кольцо» России, о существовании которого мало кто знает, развивающиеся программы «Череповец - порт 5 морей», «Великий Устюг - родина деда Мороза».

3.2  Анализ динамики развития туризма

Все районы Вологодской области обладают ресурсами, которые могут быть в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, технического, экологического характера. Каждая из территорий - это природно- географическая, историко-культурная самобытность, что уже выступает базовым туристским ресурсом. Однако рес потенциал районов индивидуален из-за различий в составе, количественных и качественных характеристиках. От ценности, количества, характера туристских ресурсов и их доступности зависит возможность отнесения туризма к числу приоритетов развития района. Поэтому влияние, изучение и оценка туристских ресурсов каждой территории выступает необходимым первоначальным условием планирования развития туризма в регионе в целом и формирования регионального туристского продукта.

Для анализа динамики развития туризма как отрасли хозяйства в муниципальных образованиях Вологодской области выбраны 13 показателей управления туризмом, объединенных в 2 группы :

1.    Туристский поток - 5 показателей:

 Общее число посетителей, из них по целям:

-      Служебные (деловой туризм);

-         Культурно-познавательные;

          Лечебно-оздоровительные, спортивный туризм;

-         Отдых в сельской местности, охота, рыбалка.

На основе статистических данных были построены карты, которые отражают динамику туристского потока в районах Вологодской области

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

В 2013 году наблюдаем следующую ситуацию: диапазон показателя составляет от 578 человек, посетивших Чагодощенский район, до 627 800 человек в Вологодском районе (из которых 533 800 человек посетили г. Вологду).

Наибольшее число посетителей отмечается в Вологодском, Череповецком и Кирилловском районах (более 200 000), а так же в Тотемском и Великоустюгском (боле 100 000).

В остальных районах число посетителей менее 100 000 (Вытегорский, Белозерский, Верховажский), в большинстве районов число посетителей менее 50 000.

В 2015 г ситуация несколько меняется: в Вологодском районе число посетителей увеличилось на 186 400 человек, и составило 814 200, в Череповецком число посетителей увеличилось на 189 300 человек и составило 524 000. Таким образом максимальное число посетителей (более 400 000) теперь наблюдается в двух районах. В Великоустюгском районе так же наблюдается увеличение числа посетителей (на 93 000) и теперь общее число туристов в этом районе превышает 200 000.

В остальных районах наблюдается незначительное увеличение числа посетителей, за исключением Бабушкинского, Кадуйского и Усть-Кубенского районов, где число посетителей сизилось.

В результате анализа было выявлено, что к территориям с ярко выраженной туристской направленностью отнесены Кирилловский, Великоустюгский и Вологодский районы, а также города Вологда и Череповец.

Эти территории характеризуются:

 выгодным географическим положением (г. Вологда - узел);

 наличием уникальных историко-культурных и архитектурных объектов (особенно известны Кирилловский район, на территории которого находится Кирилло-Белозерский - музей-заповедник и Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово, и Вологодский район с Архитектурно-этнографическим музеем в пос. Семенково);

 наличием объектов делового и научного сотрудничества (г. Вологда

–    как областной центр и г. Череповец - как центр области - концентрируют высшие учебные и научные учреждения, промышленные предприятия; здесь проводится множество крупных выставок, различные конференции, симпозиумы, семинары, которые собирают не только отечественных, но и зарубежных специалистов);

 наличием богатой охотофауны, недревесных продуктов леса: грибов, ягод, трав (Кирилловский и Великоустюгский районы);

 проведением различных событийных мероприятий - народных праздников, гуляний, дней города.

Следует выделить и проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза», действующий с 1998 года. В рамках этого проекта получило существенное развитие межрегиональное сотрудничество, предусмотрены многочисленные мероприятия социальной направленности и многое другое. В 2006 г. вотчину Деда Мороза посетило 132 000 человек. В целом въездные потоки в область ежегодно увеличиваются на 10-12 %.

Планируется разработка нового туристско-рекреационного проекта, в который будут включены Тотьма, Кириллов, Вологда, Великий Устюг. Отправной точкой станет родина Деда Мороза - Великий Устюг, в Кириллове предполагается развитие новых проектов типа парка героев русской народной сказки. Удачно вписывается в логистику путешествия г. Тотьма, являясь родиной «русской конкисты», то есть продвижения россиян на восток. По расчетам экономистов, реализация этого проекта обеспечит в течение 3-х лет рост валового регионального продукта на 1,2 млрд. рублей.

Средний уровень развития туризма в следующих районах: Череповецкий, Тотемский,Грязовецкий, Белозерский.

Низкий уровень развития: Усть-Кубинский, Устюженский, Шекснинский, Сокольский, Вытегорский, Бабаевский, Чагодощенский.

Очень низкий уровень развития: Никольский, Сямженский, Харовский, Междуреченский, Вашкинский, Бабушкинский, Нюксенский, Тарногский, Кадуйский, Кичменгско-Городецкий, Верховажский, Вожегодский.

Анализируя цели прибытия туристов в Вологодскую область, можно сделать вывод о том, что в области наиболее развит культурно-познавательный и служебный (деловой) туризм.

Число посетителей по служебным (деловым) целям в 2013 году в Вологодскую область составило 173 405 человек. Наибольший поток наблюдается в Вологодский (14 800 человек), Великоустюгский (26 522 человек) районы и в г. Вологду (60 000 человек). В 2015 году наибольший поток наблюдается еще и в Тотемском (9 600 человек), Кирилловском (17 200 человек) и в г. Череповце (334 200 человек). Число посетителей по служебным (деловым) целям в г. Вологду существенно возросло и составило 383 400 человек (Приложение 2).

Число посетителей по культурно-познавательным целям в 2013 году в Вологодскую область составило 786 791 человек. Наибольшее число посетителей наблюдается в Вытегорском, Белозерском, Кирилловском, Великоустюгском, Череповецком, Шекснинском, Вологодском, Тотемском, Верховажском, Никольском районах и г. Вологде. В 2015 году число посетителей по культурно-познавательным целям возросло в Кирилловском районе и г. Вологде. В целом по области составило 1 161 000 чеовек (Приложение 3).

Число посетителей по лечебно-оздоровительным целям (спортивный туризм) в 2013 году в Вологодскую область составило 30 053 человек.

Наибольшее число посетителей наблюдается в Великоустюгском, Череповецком и Вологодском районах, в 2015 году - в Вологодском, Грязовецком, Нюксенском, Великоустюгском районах, а так же в г. Вологде и г. Череповце (Приложение 4).

Число посетителей в целях отдыха в сельской местности, охоты и рыбалки (сельский и промысловый туризм) в 2013 году в Вологодскую область составило 177 895 человек. Наибольшее число посетителей наблюдается в Сямженском, Череповецком и Вологодском, Шекснинском, Кирилловском, Вашкинском и Вытегорском районах. В 2015 году происходит увеличение числа посетителей в Великоустюгском, Кирилловском и Череповецком районах (Приложение 5).

2.   Материально-техническая база - 8 показателей: Количество гостевых домов;

 Количество баз отдыха;

 Число номеров в гостевых домах; Число номеров на базах отдыха;

 Количество мест в гостевых домах; Количество мест на базах отдыха;

 Количество посетителей в гостевых домах; Количество посетителей на базах отдыха.

На основе статистических данных были построены карты, которые отражают динамику развития сельского и промыслового туризма в районах Вологодской области за период с 2013 по 2015 гг.

Общее количество средств размещения (гостевых домов и баз отдыха) в административных районах Вологодской области в 2013 году составило 154, в 2015 году этот показатель увеличился, но незначительно и составил 161. Наибольшее количество в Кирилловском, Вашкинском, Великоустюгском и Вологодском районах (Приложение 6).

Общее число номеров в гостевых домах и базах отдыха в 2013 году составило 739, а в 2015 - 1 244 номера. Наибольшее число в Кирилловском, Великоустюгском, Череповецком, Вытегорском, Шекснинском и Вологодском районах (Приложение 7).

Общее количество мест/коек в гостевых домах и базах отдыха в 2013 году составило 2 607, а в 2015 - 3 674. Наибольшее число в Кирилловском, Великоустюгском, Череповецком, Вытегорском, Шекснинском и Вологодском районах (Приложение 8).

Общее количество посетителей в гостевых домах и базах отдыха в 2013 году составило 63 131 человек, а в 2015 почти в два раза больше - 137 311 человек. Наибольшее количество посетителей наблюдается в Кирилловском, Вашкинском, Великоустюгском, Череповецком, Вытегорском, Шекснинском и Вологодском районах (Приложение 9).

Сельский туризм в России - это явление относительно молодое и только начинает развиваться. В Вологодской области природные условия позволяют активно развивать сельский отдых. Здесь и летом, и зимой при желании можно найти различные виды досуга для гостей. Территория Вологодчины с холмистым рельефом и низменностями. Здесь множество озер, рек, есть и болотистые местности.

Для знакомства с исконно русской культурой регион подходит как нельзя лучше. Область на первом месте среди российских регионов по доле русского населения (более 96%). Помимо русских, здесь проживает другая коренная народность - вепсы (на северо-западе региона). Вологодская область объединяет более трех сотен сельских поселений, каждое из которых имеет перспективы развития как территория для сельского туризма.

В настоящее время в регионе хорошо налажен активный отдых на природе в виде охоты, рыбалки. Современное сельское, деревенское население Вологодской области до сих пор продолжает традиции, промыслы крестьянского уклада, что проявляется в чертах быта, культурной жизни. Как часть Русского Севера Вологодчина сохранила большое число памятников устного народного творчества, как этнического наследия народа. Из поколения в поколение передаются песни, былины, летописи, сказания. Для агротуристов частью отдыха будет знакомство с местной культурой.

При анализе показателей материально-технической базы развития сельского туризма прослеживается прямая закономерность, а именно, чем больше в районе средств размещения, тем больше соответственно число номеров и мест/коек в этих средствах размещения, и как следствие, больше количество посетителей. Именно рост числа коттеджных и кемпинговых хозяйств обеспечит приток туристов в любое время года и популяризацию сельскохозяйственного, рыболовного туристических направлений в Вологодской области.

При достаточно высоком уровне туристской привлекательности развитие туризма в регионе сдерживается целым рядом объективных проблем. Основные из них:

 несоответствие уровня подготовки и профессионализма кадров, обслуживающих туристов, современным требованиям;

 низкое качество и однообразие турпродукта;

 отсутствие четкого позиционирования туробъектов региона; неравномерность турпотока в муниципалитетах;

 различия в качестве инфраструктуры и туристских услуг размещения в различных муниципальных образованиях области;

недостаточное количество персонала по муниципалитетам.

Решение этих проблем видится в разработке и применении на практике стратегических программ развития сферы туризма, подкрепленных реальными мероприятиями по формированию на туристском рынке положительного образа как региона в целом, так и отдельных муниципальных образований.

Стратегической целью развития туристского сектора региональной экономики должно стать создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет притока денежных средств, налоговых поступлений в бюджет и увеличения количества рабочих мест, а также сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природно-рекреационного потенциала Вологодской области.

В качестве ключевых направлений стратегии развития сферы туризма можно обозначить следующие:

•        раскрытие туристского потенциала области на национальном туристском рынке;

•        формирование нового туристского продукта, выходящего за рамки традиционного представления о туристском предложении Вологодской области;

•       расширение возможностей инвестирования в туристскую инфраструктуру;

•       подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туристского обслуживания.

Реализация стратегической цели и поставленных задач позволит в перспективе к 2010 году увеличить туристский поток до 1,7 млн. чел. И доход более чем до 13 млрд. рублей.

Учитывая широту спектра экономических направлений, катализатором развития которых является туризм, можно с большой долей уверенности утверждать, что туризм вполне способен выступить в качестве еще одной «точки экономического роста» региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой были достигнуты цели и решены поставленные задачи.

Определены основные проблемы развития внутреннего туризма в России. Делается вывод о необходимости принятия мер со стороны государства, таких как создание благоприятных условий для инвесторов, снижение бюрократических барьеров, выработка методологии учета статистической информации. Организации данной сферы должны ориентироваться на средний класс и способствовать развитию «культуры отдыха». туризм вологодский инвестор

В настоящее время туризм в России имеет большие перспективы для развития, но существует множество ограничивающих факторов, которые тормозят этот процесс. Так как центральные регионы страны достаточно развиты и туристы посещают их постоянно, то в регионах существует множество проблем, которые мешают для становления этих территорий, как туристских. Были рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается Вологодская область. Проанализированы факторы и состояние развития туризма в Вологодской области. Дан анализ динамики развития туризма в Вологодской области в целом и муниципальных образованиях, исследованы проблемы и тенденции развития. Анализа был составлен на основе карт, выполненных с помощью GIS-технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России ресурс] // Все о туризме - туристический портал: сайт. - Режим доступа: #"901669.files/image004.gif">



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4



ПРИЛОЖЕНИЕ 5



ПРИЛОЖЕНИЕ 6



ПРИЛОЖЕНИЕ 7



ПРИЛОЖЕНИЕ 8



ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Похожие работы на - Динамика развития внутреннего и выездного туризма в Вологодской области в 2013-2015 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!