Пространственный анализ инфраструктуры туризма Вельского района Архангельской области

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,41 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пространственный анализ инфраструктуры туризма Вельского района Архангельской области

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1.1    Инфраструктура туризма: понятие, свойства, функции, состав

1.2     Современные подходы к оценке туристской инфраструктуры

ГЛАВА 2. ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1    Уровень развития туристской инфраструктуры Архангельской области

2.2    Методика оценки и классификация административных районов по уровню развития туристской инфраструктуры

ГЛАВА 3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЕЛЬСКОГО РАЙОНА

3.1    Объекты туристского показа и туристкой инфраструктуры, виды туризма на территории Вельского района

3.2    Методика и результаты оценки транспортно-коммуникационных элементов туристской инфраструктуры

3.3    Перспективы освоения туристского пространства Вельского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Согласно рекреационному районированию России, проведенному Российской международной академией туризма и дополненному впоследствии И.В. Зориным, Т.А. Ирисовой, Е.В. Колотовой, Архангельская область входит в состав рекреационной зоны Европейский Север, в рекреационный район Русского Севера и занимает значительную его часть [8]. Европейский Север - рекреационно развитая зона, политически стабильная, с достаточным количеством ресурсов для удовлетворения рекреационных потребностей туристов, перспективы развития туристской сферы имеются у всех составляющих зону территорий - Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, республик Коми и Карелии.

Архангельская область занимает в рекреационном районе Русский Север самое северное положение, поэтому отличается наименее благоприятным для отдыха и туризма климатом. Но, не смотря на это, территория обладает высоким туристским потенциалом, который определяется уникальными ландшафтами и богатством объектов и элементов культурного наследия.

Все районы огромной по площади области различаются либо в природном, либо в историко-культурном отношениях. Так, город Вельск (административный центр Вельского района) является одним из самых древних поселений в области. О нем упоминается еще в Новгородских летописаниях 1137 года как о первом поселении на реке Вель [49]. Район занимает выгодное экономико-географическое положение, так как располагается на юге Архангельской области на важнейших транспортных путях, соединяющих столицу РФ и г. Архангельск. Благодаря этому часть туристов, состоящая из жителей других субъектов РФ и транзитом проезжающая через город, имеет возможность посетить Вельск и его ближайшие окрестности. Транзитный туризм является значимой составляющей туристского потока Вельского района.

На настоящее время Вельский район по развитию туризма не достигает желаемого уровня, но, несмотря на имеющиеся проблемы и сложности в реализации основных туристских целей, высокий туристский потенциал делает район перспективным в развитии данной сферы. Для развития туристской сферы, а также для популяризации района за пределами области разрабатываются новые туристские маршруты, устраиваются конкурсы, проводятся ярмарки и фестивали, ведется разработка бренда района.

Одним из факторов, тормозящих развитие туристской сферы в район, как и в области в целом, является недостаточно развитая туристская инфраструктура. Для оптимизации и определения перспектив развития туристской инфраструктуры требуется анализ её современного состояния.

Цель работы - провести пространственный анализ инфраструктуры туризма в Вельском районе Архангельской области.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

 раскрыть сущность и структуру понятия «туристская инфраструктура»;

 изучить существующие методики оценки туристской инфраструктуры, подобрать и разработать подобную методику для анализа туристской инфраструктуры на уровне муниципальных образований;

 провести оценку и разработать типологию административных районов Архангельской области по уровню развития туристской инфраструктуры;

 по статистическим данным и отчетным материалам структурных подразделений муниципальной администрации выполнить пространственный анализ туристской инфраструктуры Вельского района;  с целью оптимизации туристкой инфраструктуры Вельского района выделить на его территории перспективные центры развития туризма.

Объектом исследования является территория Архангельской области и Вельского муниципального образования, предметом - туристская инфраструктура Вельского административного района.

Научно-исследовательских работ, посвященных анализу туристской инфраструктуры Вельского района нами не обнаружено. Новизна работы заключается также в реализации возможностей пространственного подхода к анализу туристской инфраструктуры Вельского района.

Материалами для пространственного анализа послужили законодательно- нормативные и программные документы, посвященные вопросам развития туризма в Архангельской области и в Вельском районе [29, 30, 31, 36, 38, 43]; доклады и отчеты о состоянии и развитии сферы культуры и туризма структурных подразделений муниципальной администрации [37, 44, 49]; существующие и разрабатываемые на уровне области и муниципалитета проекты и планы организации мероприятий в сфере туризма [27, 28, 34, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 48]. Значительная часть законодательно-нормативных и программных документов была собрана в 2015 году во время прохождения производственной практики в Управлении Культуры администрации города Вельска.

Результаты промежуточных исследований были изложены в форме докладов на 2-х конференциях (Вологда, февраль 2016; Вологда, апрель 2016) и за Круглым столом в Институте Социально-экономического развития территорий Российской Академии наук, посвященным обсуждению методов и методик оценки развития сферы туризма и рекреации. По результатам исследований опубликована одна статья в материалах международной конференции «Молодые исследователи - регионам».

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


1.1   Инфраструктура туризма: понятие, свойства, функции, состав

В современных условиях туризм стал одной из ведущих отраслей экономики многих стран и отдельных регионов. Он динамично развивается, способствуя экономическому развитию регионов, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению природных и культурных ценностей [23].

Базой для развития туризма является наличие туристских ресурсов - культурных ценностей и природных объектов и явлений, определяющих уникальный, специфический характер территорий [15]. Но наличия таких аттрактивных объектов без предоставления дополнительных услуг, обеспечивающих комфортный отдых, не достаточно для привлечения и удовлетворения потребностей современного туриста. Для эффективного использования туристских ресурсов необходимы определённый уровень доступности туристских объектов и удобства при перемещении на дальние расстояния, которые определяются состоянием дорог, расстоянием до объектов туристского интереса и временем пребывания в пути, а также комфортные условия пребывания туристов на месте, включающие услуги по размещению и питанию. Данные условия определяются составными компонентами туристкой инфраструктуры. Благодаря ее формированию идет более интенсивное освоение туристских ресурсов, возрастает привлекательность территории, компенсируются некоторые недостатки, создаваемые климатическими, политическими, экономическими, социально-культурными, экологическими факторами [22].

Инфраструктура в сфере туризма оказывает непосредственное влияние на обеспечение качества и реализацию туристского продукта, а также определяет его цену и стоимость. Этим она отличается от инфраструктуры других сфер экономики, в которых инфраструктура чаще всего выполняет вспомогательную функцию [3].

В научных публикациях и в учебной литературе (Кусков А.С. и др.) авторы определяют туристскую инфраструктуру как «совокупность комплексов сооружений и сетей производственного, социального, рекреационного назначения, которая используется для поддержания жизнедеятельности туристов» [11]. Понятие инфраструктуры туризма молодое и в многочисленных формулировках имеет некоторые различия по глубине и конкретности определения состава туристкой инфраструктуры, что объясняется различиями в исследовательских целях и различиями в территориальном охвате объектов исследования. Так, в ходе исследования проблем развития региональной инфраструктуры Д. Ф. Василихой было предложено следующее определение. Под инфраструктурой туризма Д.Ф. Василиха понимает «совокупность всех материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и конкретное время) [3, с. 8].

Примером сочетания материальных и нематериальных свойств туристской инфраструктуры являются образование туристских услуг определенного качества в средствах размещения и пунктах питания. Так, гостиницы, которые используются для размещения, должны дополнительно обеспечивать туристу комфортность пребывания, защищенность и неприкосновенность. При посещении ресторана предполагается, что турист должен быть удовлетворен не только качеством и вкусовыми ощущениями какого-либо блюда, но и вежливостью и обходительностью со стороны обслуживающего персонала [3].

Понятие инфраструктуры туризма часто приравнивают к понятию туристская индустрия, что создает определенные сложности в понимании сущности и важности туристской инфраструктуры [9]. По определению Александровой А.Ю. туристская индустрия включает в себя четыре сектора: сектор транспортных перевозок, сектор размещения и питания, сектор развлечения, сектор туроператоров и турагентов. Составными элементами индустрии являются совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [1]. Главной, отличительной чертой туристской индустрии является то, что она включает в себя не только материальную сферу, но и нематериальную, то есть охватывает весь процесс, в том числе и формы организации производства товаров и услуг для туриста. В таком определении туристская инфраструктура является важнейшей составной частью туристской индустрии.

Для понимания туристской инфраструктуры как отдельного особого компонента туристской сферы необходимо определить основные ее свойства и понять её функции [9]. К свойствам туристской инфраструктуры относят: многофункциональность (выполнение объектами инфраструктуры сразу нескольких функций), организаторские свойства (является основным организатором туризма и туристско-рекреационных зон, благодаря развитию туристской инфраструктуры происходит благополучное развитие данных территорий), комплексность, сложный состав, разнообразие объектов туристского интереса и обслуживания, системность, управляемость и многие другие.

Обобщая большое количество публикаций и авторских мнений Косманев А.Л. все свойства туристской инфраструктуры объединил в 7 групп [там же]: функциональная, структурная, системная, организационная, технико- экономическая, регионально-экономическая, географическая и планировочная (табл. 1).

Как наиболее важные функции туристской инфраструктуры Косманев А.Л. определяет следующие: обеспечение функционирования сферы туризма, обслуживание туристов, интеграционная и регулирующая [9].

Таблица 1 - Основные свойства туристской инфраструктуры [9, с. 7]

Основные группы

Свойства туристской инфраструктуры

1. Функциональные

Многофункциональность (обслуживание туристов и обеспечение функционирования туристско-рекреационной сферы)

2. Структурные

Сложный состав, сетевой характер и комплексность

3. Системные

Иерархичность: обязательная часть индустрии туризма; Трехуровневая система: производственная, социальная и рекреационная инфраструктура; вид  социальной инфраструктуры;  составляющая  рекреационной инфраструктуры; составляющая экономической системы «туризм и гостеприимство». Средовой характер: специальная хозяйственно- экономическая среда, объединяющая отрасли и предприятия

4. Организационные

Необходимость единства управления инфраструктурным комплексом для производства (воспроизводства) турпродукта, специфические формы организации производства турпродукта

5. Технико- экономические

Технологичность (использование в процессах производства турпродукта). Ресурсоемкость (особенно - капиталоемкость) и быстрая окупаемость туристской инфраструктуры

6. Регионально- экономические

Туристская инфраструктура - территориальная система производства и обслуживания, объект и способ (инструмент) территориального управления. Активная роль в региональном развитии.

7. Географические и планировочные

Разнообразие состава и территориальность сетей/объектов обслуживания (приуроченность к туристско-рекреационным территориям). Комплексность территориальной, в том числе рекреационной инфраструктуры. Территориальная структурированность (формирование и трансформация элементов территориальной структуры - центров и зон обслуживания). Активная роль в пространственном развитии (пространственные функции).


Обеспечение функционирования предприятий и организаций, производящих туристские услуги, является одной из самых важных функций инфраструктуры туризма, которая способствует нормализации деятельности предприятий, организаций и объектов туристской индустрии и производства туристских услуг. Обслуживание туристов - функция, которая напрямую воздействует на туриста, обеспечивает его комфортное пребывание на территории: условия проживания, качество питания, удовлетворение культурных и коммуникационных потребностей, доступность к объектам туризма. Интеграционная функция заключаются в формировании и поддержании связей между предприятиями туристской отрасли, в формировании туристско-рекреационных комплексов. Регулирующая функция отражает влияние туристской инфраструктуры на экономику региона и прослеживается через конкретные количественные показатели: количество средств, выделенных на туристские предприятия, на заработную плату работников туристской сферы и другие [9]. Совокупность свойств и функций туристской индустрии определяют ее состав.

Выделение компонентов туристской инфраструктуры - очень сложный процесс. Существуют разночтения по этому вопросу, однако чаще всего используют два подхода к определению состава туристской инфраструктуры - комплексный и фрагментарный [там же]. При первом подходе в состав туристской инфраструктуры включают следующие компоненты: объекты и средства размещения, транспортного обслуживания, общественного питания, развлекательно-зрелищного и спортивно-оздоровительного сервиса, экскурсионного и финансового обслуживания, информационного обслуживания. Некоторые авторы выделяют в комплексном варианте только два компонента - основной, включающий средства размещения, и сопутствующий, куда входят транспорт, пункты питания, развлечения, объекты туристского показа. Фрагментарный подход к определению состава туристской инфраструктуры обычно применяют в стратегических и отчетных документах регионального уровня. При таком подходе в состав туристской инфраструктуры включают туристские фирмы, коллективные (гостиницы, кемпинги) и специальные средства размещения (пансионаты, санатории, дома отдыха, турбазы) [там же].

Не смотря на разногласия в определении состава туристской инфраструктуры, большинство исследователей сходятся на том, что она включает в себя, прежде всего, совокупность различных средств размещения и только потом средства транспорта, питания и развлечения. Главный аргумент такого определения состоит в том, что, действительно, при отсутствии средств размещения организованный туризм существовать не может [там же].

Средства размещения туриста - это любые объекты, где турист может остановиться на ночлег. Все средства размещения принято делить на две группы: коллективные средства размещения и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относятся отели и гостиницы любого качества и аналогичные им заведения, коммерческие и социальные учреждения и специализированные учреждения размещения, такие как лагеря отдыха, конгресс-центры, турбазы, площадки для кемпинга. К индивидуальным средствам размещения относятся арендуемые у частного лица или агентства дома, квартиры, коттеджи [1].

Система общественного питания включает рестораны, кафе, бары, столовые, пункты быстрого питания. Все пункты питания классифицируются по качеству обслуживания, ассортименту предлагаемых блюд, форме обслуживания, числу посадочных мест. Еда в данном случае может выступать для туриста не только как удовлетворение потребностей в пище, но и как способ познания местной культуры и традиций конкретного народа.

Транспортная система - это дороги, транспортные средства, дорожные знаки, объекты зоны придорожного сервиса. Доступность туристских объектов, включающая время пребывания в пути до объекта, комфортность поездки, определяется качеством дорог, видом транспорта, скоростью передвижения. Если данные условия не выполняются, то посещение туристского объекта становится затруднительным и ограниченным или вообще невозможным.

Информационное обслуживание включает мобильную и интернет связь. Данный вид коммуникации способен повышать качество обслуживания и ускорять организаторские услуги, способствует эффективному продвижению турпродукта на туристском рынке. Важными характеристиками являются высокая скорость передачи и обмена данными, доступность большого объема информации, удобство и легкость в поиске необходимых данных.

Среди других компонентов туристской инфраструктуры важное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов, передающих национальные особенности территории, где проходят международные туристские маршруты. В последнее время сувенирное производство распространяется очень активно, так как способствует популяризации туристского продукта за пределы рекреационной территории, выступая в роли рекламы.

Таким образом, разные авторы для исследования туристской инфраструктуры выделяют сходные группы элементов, но в зависимости от целей и глубины исследования подбирают их с разной степенью дробности. Так, одни авторы проводят комплексную оценку туристской инфраструктуры, охватывая по возможности все элементы и составляющие их подэлементы, а другие рассматривают какой-либо один (или несколько) элемент инфраструктуры туризма, который наиболее развит в исследуемом регионе. Фактором отбора элементов может быть специфика изучаемого региона, наличие в регионе специализации на определённом виде туризма.

Анализ туристской инфраструктуры необходим при проектировании и планировании развития сферы туризма, особенно при формировании и оптимизации конкретной туристско-рекреационной территории.

1.2  Современные методы оценки туристской инфраструктуры


Универсальной методики оценки туристкой инфраструктуры не существует. Потребность в подобных исследованиях отражают многочисленные публикации, авторы которых при оценке и анализе туристской инфраструктуры конкретных регионов предлагают свои подходы и методики (Величкина А.В., Степанова С.В., Косманев А.Л., Якунин П.Н. и другие). Необходимо отметить, что разработанные методики имеют значительные различия между собой по охвату территории, по методу проведения исследования (математический, описательный, картографический, сравнительный), по объёмам собранной информации и глубине её анализа. Однако в своих методиках все авторы используют показатели официальной службы статистики, которая собирает данные для территорий в границах субъектов РФ.

В основе методики, предлагаемой А.В. Величкиной [4], лежит расчет индекса туристской инфраструктуры для территорий ранга субъекта РФ. Результатом её работы стало объединение регионов в группы по уровню развития туристской инфраструктуры. Итоговый количественный показатель для каждого субъекта определяется ею как среднее арифметическое от частных индексов, рассчитанных для десяти блоков показателей: транспорт, информационно-коммуникационная, коммунальная инфраструктуры, объекты экологической очистки, туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечения, общественного питания, торговля, безопасность. Данные блоки отражают состав туристской инфраструктуры (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона

Компоненты туристской инфраструктуры

Количественные показатели

  1. Транспорт

  2. Информационно- коммуникационная инфраструктура

Объем услуг связи, оказанных населению в расчете на одного жителя Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи Охват населения телевизионным и радиовещанием Удельный вес организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии

3. Коммунальная инфраструктура

Степень износа основных фондов производства и распределения воды, газа Число аварий на источниках теплоснабжения, водопровода

 4. Объекты экологической очистки

Затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды на душу населения Текущие затраты на охрану окружающей среды на душу населения

5. Туроператоры и

Число туристских организаций на 100 000 человек

Компоненты туристской инфраструктуры

Количественные показатели

турагенты

Число турпакетов, реализованных населению на 1000 человек

 6. Средства размещения

Число коллективных средств размещения, число мест, число ночевок Коэффициент использования наличных мест в коллективных средствах размещения Число санаторно-курортных организаций, туристских баз

  7. Предприятия отдыха и развлечения

Число музеев, профессиональных театров, зоопарков, цирков, парков культуры и отдыха, санаторно-курортных организаций Численность зрителей театров на 1000 чел Число посещений музеев на 1000 человек Объем платных услуг культур в расчете на одного жителя Объем платных туристских услуг в расчете на одного жителя

 8. Предприятия общественного питания

Количество предприятий общественного питания на 100 000 человек населения Количество мест в предприятиях общественного питания на 1000 человек Оборот общественного питания в расчете на одного жителя

9. Торговля

Количество предприятий торговли на 1000 человек Оборот розничной торговли на душу населения

  10. Безопасность

Число зарегистрированных преступлений на 10 000 человек населения Число ДТП на 100 000 человек населения Выбросы вредных веществ в атмосферу Сброс загрязненных сточных вод в водные объекты


Все расчеты производятся в три этапа, на каждом их которых фактические данные в виде количественных показателей обсчитываются через специально выведенные формулы. На первом этапе автор соотносит фактические показатели с наибольшими значениями по каждому из элементов туристской инфраструктуры и получает нормализованные данные в форме частных индексов для каждого элемента. На втором этапе по частным индексам каждого элемента рассчитываются как среднее арифметическое индексы для каждого блока элементов. На третьем этапе производится расчет интегрального индекса уровня развития туристской инфраструктуры для каждого исследуемого субъекта РФ.

По интегральному индексу туристской инфраструктуры, отражающему уровень её развития, автор объединила десять исследуемых регионов Северо- Западного федерального округа в четыре группы: с высоким уровнем развития туристской инфраструктуры, с уровнем развития выше среднего, со средним уровнем развития, с уровнем развития ниже среднего. После завершения классификации был проведен сравнительный анализ групп регионов и выявлены факторы, сдерживающие развитие туристской инфраструктуры, сформулированы основные направления ее совершенствования и перспектив развития туризма в субъектах Северо-Западного федерального округа [4].

Степанова С.В. провела исследование туристкой инфраструктуры северных приграничных субъектов РФ [21]. В своей методике она производит оценку уровня развития туристкой инфраструктуры также через расчеты интегрального индикатора, который учитывает уровень современного развития входящих в состав инфраструктуры 3-х элементов: объекты размещения, объекты питания, объекты досуга и развлечения. В качестве элемента «объекты размещения» автор берет количество гостиниц и других мест размещения туристов, элемента «объекты питания» - количество всех пунктов питания, элемента «объекты досуга и развлечения» - количество музеев. Свой выбор музеев как объектов досуга и развлечения она объясняет тем, что музеи всегда и в полной мере готовы предоставить туристу разработанную и продуманную программу и автоматически включаются туроператорами в список посещаемых объектов. Автором не были учтены объекты туристского показа, так как многие из них не способны принять туриста по какой-то причине (отсутствие транспортной и информационной доступности, сильная удаленность и другие). Степанова С.В. использовала данные официальной статистики. Методика автора предполагает расчет доли каждого показателя от среднего для субъектов РФ значения, приравненного к 1 (или 100%). Другими словами, показатели представлены в форме безразмерного количественного индикатора, что позволяет учесть разнообразные в количественном отношении объекты (табл. 3).

Таблица 3 - Индикаторы уровня развития туристской инфраструктуры в северных приграничных регионах РФ [21, c. 219]

 №

 Приграничный регион

Туристская инфраструктура




Похожие работы на - Пространственный анализ инфраструктуры туризма Вельского района Архангельской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!