Популяризация восточных единоборств среди молодежи в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,34 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Популяризация восточных единоборств среди молодежи в Российской Федерации
















Популяризация восточных единоборств среди молодежи в Российской Федерации

Введение

С каждым годом в России появляется все больше спортивных площадок, предоставляющих занятия восточными единоборствами. Практически во всех районах крупных городов имеются залы единоборств, в которых проводятся тренировки по многочисленным стилям каратэ, борьбы и многим другим видам боевых искусств. Популярность таких учреждений с каждым годом только растет, соответственно, и увеличивается численность потребителей восточных единоборств.

Возросший интерес к восточным единоборствам объясняется рядом объективных факторов. Нами были рассмотрены социальные, психологические и культурные причины, повлиявшие на выбор молодых людей в пользу боевых искусств Востока. В нашей работе я постаралась максимально разносторонне подойти к проблеме потребления восточных единоборств среди молодежи в России.

Сегодня боевые искусства достаточно распространены по всейРоссииинеявляютсячем-тоновым,таинственнымиособым,какэтобылоещенесколько десятилетий назад. За полвека, что существуют восточные единоборства в нашем государстве, выросла не одно поколение олимпийских чемпионов и чемпионов и призеров всевозможных международных турниров. Российские спортсмены своим примером мотивировали тысячи молодых ребят заняться спортом и начать драться, только уже не на улице, а на профессиональных площадках. Высокие спортивные показатели отечественных спортсменов свидетельствуют о высоком уровне подготовки и развитии единоборств в целом.

Восточные единоборства, как известно, эффективно дисциплинируют молодых людей и заставляют подчиняться определенной внутренней иерархии. Поэтому многие родители с удовольствием отдают своих детей на секции дзюдо, каратэ, тхеквондо. В принципе, организация досуга молодежи - одна из главных воспитательных задач старшего поколения. Правильно организованный досуг помогает подростку найти своё место в жизни и способствует гармоничному развитию личности. Занятия восточными единоборствами - один из немногих видов деятельности, совмещающих в себе культурно-нравственное воспитание и серьезную физическую подготовку.

Для дипломной работы была выбрана проблема популяризации восточных единоборств среди молодежи в России, потому что она имеет большое значение в формировании взглядов современной молодежи. Появление самого феномена боевых искусств в нашей стране сильно повлиял на воспитание и психику целого поколения девушек и юношей и продолжает влиять в настоящее время. К сожалению, многие ученые оставили без внимания этот фактор, поэтому такая актуальная проблема популяризации восточных единоборств недостаточно изучена.

Основная цель исследования - проанализировать технологии популяризации восточных единоборств в России с точки зрения современной социологии. Социология поможет выявить явные и неявные социальные причины возросшего интереса к боевым искусствам и определить посредством каких коммуникационных каналов распространяется информация о восточных единоборствах.

Для выявления поставленной цели исследования нужно решить следующие задачи:

проанализировать труды отечественных и зарубежных ученых, данной проблемы;

изучить социокультурные аспекты проблемы популяризации восточных единоборств среди молодежи в РФ;

провести самостоятельные эмпирические исследования.

Объектом исследования в квалификационной работе выступает развитие восточных единоборств в России.

Предметом исследования являются технологии популяризации восточных единоборств среди молодежи в России.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых можно выделать следующие работы: Книгу Бергера П., Лукмана Т. «Социальное конструирование реальности, в которой восточные единоборства рассматриваются как конструкторы окружающей действительности; книги Бурдьё П. о формах капитала, их характеристиках, свойствах и практическом смысле. Тело как символический объект потребления в массовой культуре был рассмотрен в третьей части с точки зрения теорий потребления Бодрийяра Ж., Веблена Т. и других авторов. Специфику восточных единоборств, её влияние на психику и поведение молодых людей, подробно рассматривают Передельский А., Гагонин, С. Г., Труфанов, Д. О., Скороходов В.В., Копытова Ю. Тело как объект социологии рассмотрено в трудах Бодрийяра Ж., Спорника А.П., Гегеля Г.Ф., Ильина В., Алкемайера Т., Бутовской М.Л.

Эмпирическую базу составило количественное исследование, проведенное в период с сентября 2016 по май 2017 года (выборка составила n=144). В анкетировании приняли участие 144 человека -воспитанники спортивных школ, практикующие восточные единоборства по всей территории России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Ельца, Тулы, Пензы, Брянскаи из других городов. Вопросе участвовали люди, имеющие высокие достижения в сфере восточных единоборств. Заслуженные тренера России, значимые члены международных организаций восточных боевых искусств, спортсмены, имеющие особые достижения в спорте (Заслуженные Мастера спорта РФ, Мастера спорта международного класса РФ) согласились пройти опрос по изучаемой проблеме. По данным количественного исследования текущего состояния восточных единоборств и тенденций развития в России был сделан ряд интересных выводов.

В рамках проведенного исследования были сформулированы следующие гипотезы:

занятия восточными единоборствами - источник здоровья и создания красивого тела;

восточные единоборства способствуют самоорганизации и дисциплине

популярность восточных единоборств возросла не только благодаря кинематографу и СМИ;

возросший интерес российской молодежи к восточным единоборствам обусловлен необходимостью уметь постоять за себя.

Восточные единоборства как объект науки представляют собой огромное поле для исследований, формулировок выводов и повод для интереснейших дискуссий.

1. Теоретико-методологические основы изучения популяризации восточных единоборств в РФ

.1 Конструирование особого стиля потребления восточных единоборств

Потребление - это уникальный род деятельности, связанный с потреблением материальных и нематериальных благ, направленный на преобразование окружающей среды, поддержки жизнедеятельности и удовлетворения социальных потребностей. Потребление модуля «восточные единоборства» обуславливается не только.

Потребности отражают объективные условия существования человека. Потребность в наиболее общем виде - это «состояние человека, обусловленное противоречием между наличным и необходимым (или представляющимся ему необходимым) и побуждающее к действию по устранению противоречия». Занятия восточными единоборствами - это один из способов удовлетворения своих первичных и вторичных потребностей. Потребление символов боевых искусств Востока помогает сгладить те самые противоречия и привести тело в форму и дух в состояние покоя и равновесия.

Родители, отдавая своего ребенка на секцию каратэ или ушу, могут быть уверенными в том, что он получит полезные навыки самообороны и гармоничное духовное развитие.

Любые потребности, возникающие у людей - это требования нашего организма. «В этом смысле все животные, кроме людей, и как виды, и как индивиды живут в закрытых мирах, структуры которых предопределены биологическим оснащением отдельных видов животных. Взаимосвязь человека с его окружающей средой, напротив, характеризуется открытостью миру. Не только человек преуспел в том, что обосновался на большей части земной поверхности, но его взаимосвязь с окружающей средой повсюду обусловлена его собственной, весьма несовершенной, биологической конституцией. Конечно, последняя позволяет человеку заниматься разными видами деятельности.»

Окружающая среда, в которой молодой человек вырос, был воспитан и прожил большую часть своей жизни, заметно влияет на его личные качества и восприятие мира. Как он себя ведет, чем интересуется и каким образом удовлетворяет свои потребности можно с высокой точностью определить, только исходя из этих данных. Группа индивидов, обладающая схожими социально-культурными характеристиками и проживающая на одной территории, имеет схожий менталитет и стиль потребления материальных и нематериальных благ. В данном случае идет речь об особом стиле потребления восточных единоборств, связанном с конкретным географическим субъектом - Российской Федерации.

Если рассматривать восточные единоборства с точки зрения маркетинга, то можно сказать, что восточные единоборства в России -это популярный продукт, пользующийся большим спросом и имеющий постоянное растущее предложение на рынке товаров и услуг. Причин повышенного интереса к данному продукту достаточно, и многие изних, имеют особую специфику, связанную с его потреблением именно на территории Р.Ф.

Изначально стоит раскрыть понятие «восточные единоборства». Восточные единоборства - это совокупность состязательных видов спорта, зародившихся на территории азиатских стран - Китае, Японии, Корее. В основе восточных единоборств лежит поединок (с оружием или без, в партере или в стойке, классический или комбинированный, то есть совмещающий в себе два и более видов контактного боя). Основной смысл-совершенствование духовного начала через физическое и наоборот.

Восточныеединоборстваивсе,чтоснимисвязано,этонекаясреда,наделенная рядом специальных символов и характеристик. Окунаясь в мир боевых искусств Востока, мы создаем вокруг себя определенное окружение. Стоит отметить взгляды П. Бергера и Т. Лукмана о том, что«процесс становления человека происходит во взаимосвязи с окружающей средой. Это утверждение приобретает особое значение, если помнить, что окружающая среда является как природной. так и человеческой. То есть, развиваясь человек взаимодействует не только с природной окружающей средой, но и с особым социокультурным порядком, опосредуемым для него значимыми другими, которые несут за него ответственность.

В данном случае - восточные единоборства выступают в качестве социо-образующей культурной среды.

Природная окружающая среда, безусловно, важна в формировании личности человека. Очень важно на ранних этапах жизни обеспечить здоровое психологическое развитие ребенка. Социализация на ранних этапах жизни имеет большое влияние на отношения индивида в последующих социальных группах, с которыми ему придется столкнуться в дальнейшей жизни. Распространенная практика не только в России, но и по всему миру, отдавать ребенка на секции восточных единоборств еще до того, как он начинает ходить в школу. Ранняя социализация, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, способствует укреплению психики и снятию напряжения при знакомстве с новыми людьми. Отличительные черты, проявляющиеся у юных каратистов и дзюдоистов по сравнению с воспитанниками секций футбола или тенниса - заметное уважение старших и хорошее соблюдение дисциплины. Эти особенности обуславливаются иерархичной структурой поясов, званий и коренной восточной традицией уважать не только старого (пожилого) человека, но и любого другого, кто старше.

В науке этнологии известно, что человеческий путь и развитие напрямую зависит от культурной среды, которую он потребляет. Способов развития достаточно много - также как и культур, образованных вокруг него.

«Человеческая природа - социо-культурная переменная. Иными словами, не существует человеческой природы в смысле некоего биологически фиксированного субстрата, определяющего многообразие социо-культурных образований». Таким образом, потребляя восточные единоборства, человек, прежде всего, конструирует себя - свой дух и своё тело.

Восточные единоборства, как и любой другой вид деятельности, имеет структурную совокупность символов, часть которых уникальна и характерна только для них. Потребление этих символов является конструктором реальности, который позволяет нам говорить о создании особого стиля потребления восточных единоборств. В России восточная культура единоборств начала развиваться относительно недавно - конец 80-х гг. XX века, но, несмотря на это, уже сегодня можно проанализировать сложившийся стиль потребления данного вида деятельности.

Боевые искусства Востока существуют на российском культурном поле уже более четверти века и на протяжении всего этого времени интерес к ним остается неизменно высоким. Безусловно до определенного времени интерес к боевым искусствам стимулировался "ореолом запретности", так как вследствие определенной идеологической политики наше государство не способствовало, а иногда просто запрещало преподавание боевых искусств..Но сегодня этот стимул исчез, боевые искусства разрешены и мало того, открылись огромные возможности в обмене информацией в этой области, а интерес к боевым искусствам остается неизменным.

Но сегодня этот стимул исчез, боевые искусства разрешены и мало того, открылись огромные возможности в обмене информацией в этой области, а интерес к боевым искусствам остается неизменным. Исходя из этого можно предположить. Что существует так называемые "сквозные" или вечные ценности, которые несет в себе традиция боевых искусств Востока. В этом контексте особенную актуальность приобретает изучение тех ценностей, которыми насыщена система боевых искусств Востока. а также изучение процесса аккультурации этой системы российской молодёжной культурой.

Основным отличительным символом единоборств Востока от остальных боевых искусств является упорядочивание накопленных духовных и физических знаний в так называемые «школы». Понятие «школа», прежде всего, имела духовное значение. К примеру, представителей ушу это осознание привело к мысли о том, что «необходимо накапливать и сохранять знания, вводя человека в тесный круг, прежде всего, духовного общения, где все проникнуто единой мыслью овладения тайнами ушу. На формирование и структуру школ ушу повлияли как форма взаимоотношений внутри.

Сам процесс занятий в школах единоборств, как правило, представляет собой доктринально выстроенный участок социализации молодого человека, включающий физическую, техническую и психологическую составляющую, и имеет специфические черты в зависимости от типа школы, личности тренера (учителя, инструктора), уровня понимания цели занятий и ряда других факторов. Данный процесс как специфический вид деятельности оказывает влияние на систему ценностей и социальных установок личности практикующего, его отношение к себе, к окружающим людям, к социуму и миру в целом. Следствием такого влияния является определенная трансформация и в социальном поведении молодого человека.

Основная задача спаррингов - отработка техник реального боя с оружием и без и приобретения навыков самозащиты. Без боевой части теряется смысл духовной - формальные комплексы и упражнения тоже подразумевают применение в реальном бою.

В японских каратэ ката - это инструмент, позволяющий приблизиться к духовному совершенству, овладеть техниками самоконтроля и обрести внутреннее спокойствие. При помощи ката открывается энергетическая связка «тело-разум-дух». Основная цель ката - достижение этого гармоничного триединства.

Боевые искусства превосходят по своей глубине и содержанию физическую подготовку и являются способом развития духовных способностей человека. «Технический арсенал любого стиля можно выучить за несколько месяцев, но постигнуть его глубины можно не успеть за всю жизнь. Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить (Дэцянь,1988).» Поэтому во всех видах единоборств проводятся сборы, где старшие пояса передают накопленные знания молодым ученикам.

Традиционный уклад структуры единоборств подразумевает наличие строгой иерархической системы мастеров, старших и младших учеников. В системе японского каратэ киокусинкай существует следующая ученическая последовательность: кохай - младший, сэмпай - старший, сэнсей -учитель, сихан - мастер, ханси - глава школы, ведущий мастер, т.е. «тот, кто знает, знающий». Соответственно, ученики, имеющие статус «сэнсей» имеют право обучать младших учеников и передавать накопленные знания той или иной школы восточных единоборств.

Изначальная традиционная духовная составляющая восточных единоборств в России в меньшей степени принимается потребителями, чем физическая составляющая. Если на родине ушу или айкидо можно не заниматься контактным боем и не выступать на соревнованиях, а только учить и показывать ката, то все равно все будут Вас считать полноценны мединоборцем. В России обстановка немного иная. Боевые искусства в нашей стране достаточно быстро адаптировались для физкультурно-соревновательного процесса. Постепенно, со временем это уникальное религиозно-философское ядро, ориентирующее единоборца на самосовершенствование до уровня бога (концепция по мощности мотивации личности, сравнимая в западной философии эпохи Возрождения лишь с гуманизмом Николая Кузанского), утрачивается. С выхолащиванием, примитивизацией секуляризованных и профессионализированных единоборств, идеология которых скатывается с уровня религиозно-философской глубины и завершенности обратно к уровню примитивной социальной мифологии, к обыденным житейским притчам и поучениям, происходит принципиальное изменение самого смысла единоборческой практики.

Тем не менее, несмотря на тенденции примитивизации смысла занятий восточными единоборствами, каждый в этом деле находит то, что ему по душе. Молодежь предпочитает восточные единоборства другим видам спорта по ряду объективных факторов. Таковыми являются: привлекательность самого культурного феномена (в том числе, ориентации наединствофизическогоидуховногоразвитиячеловека,имеющейподсобоймощнуюдуховно-философскую доктрину); внешняя красота и эстетика движений; ориентация на здоровый образ жизни и ценность долголетия; связь боевых искусств с другими искусствами; ритуальность; медитативность; возможность научиться защищаться физически и психологически; экзотичность занятий единоборствами; стремление к подражанию природе, к единению с ней. «Интерес также стимулируется фактором моды, которая во многом поддерживается большим количеством рекламной и популяризирующей печатной, кино- и видеопродукции. Нельзя не учитывать и социально-психологические особенности молодежи: ее интерес ко всему необычному; особую пластичность взглядов; эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой».

Многочисленные исследования в этой области позволяют сказать, что занятия восточными единоборствами решают ряд социально-психологических проблем современной молодежи. Во-первых, занятия осуществляются в коллективе, где члены которого постоянно друг с другом взаимодействуют. При продолжительном общении это взаимодействие выходит за рамки коллектива и спортивных мероприятий и становится взаимодействием личностного характера. Таким образом решается проблема социализации и отсутствия друзей. Во-вторых, многие молодые люди, пришедшие на секции восточных единоборств, сделали это для того, чтобы побороть свои внутренние страхи и неуверенность. Психологические проблемы, проблемы с самооценкой хорошо решаются таким способом. Обретение единоборческого мастерства, повышение уровня физической силы, постоянное общение с соратниками благотворно влияют на психику молодого человека. После 1 года занятий восточными единоборствами наблюдается уменьшение депрессий подростка, беспокойных мыслей. В большинстве случаев следствием занятий восточными единоборствами является повышение самооценки и улучшение самочувствия.

Выбор молодежи в пользу восточных единоборств зачастую объясняется ее досуговыми предпочтениями. Досуговая деятельность -это важнейший показатель молодежной среды, отражение ее социальных, культурных и других особенностей. Также можно говорить о проявлении социальной субъектности молодых людей в сфере спорта, активного образа жизни, творчества, образования, культуры и искусства. Зачастую эти сферы становятся для молодых людей основой, возможностью для самореализации.

Стремление к счастью - еще одна причина владеть восточными единоборствами. С давних времен, человек, имеющий крепкое здоровье и умение постоять за себя проживал более счастливую жизнь, чем его слабые современники. Сегодня мы так же можем утверждать, что счастливую жизнь может прожить только здоровый и физически развитый человек. Естественно, понятие «счастья» у всех разное, но точно можно сказать одно, что без здоровья и физической неразвитости, качество жизни на порядок снижается. В любом обществе ценятся здоровые и физическиразвитыемужчиныиженщины,простовразныевременамоданакрасивоеисильноетело либо затихает, либо разгорается с большей силой.

Восточные единоборства - идеальный путь к гармоничному развитию тела, духа и сохранению здоровья, поэтому потребность в занятиях боевыми искусствами будет только расти. Соответственно, будет расти спрос на принадлежности для занятий восточными единоборствами и, конечно же, на услуги мастеров и тренеров восточных единоборств.

Также в понятие «счастье» входит удовольствие, которое приносит занятия восточными единоборствами. Совмещение физического развития с медитативными техниками позволяют усиливать эффектэйфории, возникающий в тренировочном процессе. Медитация помогает молодому человеку научиться слушать собственное тело контролировать его. Медитативные практики для подростков в комбинации с физической активностью - лучшая профилактика депрессий, суицидальных мыслей. Для молодого поколения, в период становления и развития психики, получение чувств удовольствия от той или иной практически полезной деятельности имеет важную роль в дальнейшей жизни. Отсутствие ощущения этих эмоций. в подростковом и детском возрасте может во взрослой жизни создать определенные трудности.

Утверждение о том, что восточные единоборства в России имеют уникальные черты и особенности, позволяют говорить обустоявшемся процессе потребления данного продукта на территории РФ. Потребление восточных единоборств в России имеет особый стиль потребления, отличный от стилей потребления в других странах. В рамках социологии маркетингамы можем подробно рассматривать характерные черты потребления восточных единоборств в РФ, выделять уникальные материалы и использовать полученные в исследованиях материалы для определения эффективных маркетинговых стратегий.

1.2 Владение восточными единоборствами как приобретение социального капитала в рамках социологии П. Бурдьё

Особое место в научной работе П. Бурдьё уделял борьбе личностей в условиях развития общества. В борьбе за занятие определенного места в жизни ставятся во внимание все ресурсы, которые могут помочь в достижении этого дела. За богатством и разнообразием всех ставок стоят три большие группы - три вида капиталов. П. Бурдьё помимо социального капитала выделял также экономический и культурный капиталы, которые являются основными инструментами в достижении личностного успеха.

Социальный капитал - достаточно распространенное понятие в психологии, социологии и ряде смежных дисциплин. Оно было введено П. Бурдьё в статье "Формы капитала" (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. Владение восточными единоборствами является одним из таких ресурсов. В рамках теории действий, теории полей и других учений П. Бурдьё мыможемвыяснить,какимобразомвладениевосточнымиединоборствамивлияетнавнутреннее восприятие, поведение и психологию человека итак же рассмотрим внешние характеристики, на которые влияет владение тем или иным социальным капиталом.

Социальный капитал по мнению Бурдьё П. - это«совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью социальных взаимоотношений, построенных на личных выгодах и интересах их участников». Совокупность всех социальных отношений предполагает структурированное деление социальных контактов по различным признакам - общим целям, выгодам и интересам. Данное обстоятельство нашло свое отражение в концепции "поля", понимаемой как относительно замкнутая и автономная подсистема социальных отношений.

«Поле - это место сил, относительно независимое пространство, структурированное оппозициями, которые нельзя свести к одной лишь" классовой борьбе"; оно есть особое место, где выражаются самые разнообразные ставки борьбы, но чаще всего в преобразованном виде, который делает их отчасти неузнаваемыми. Поле представляет собой совокупность позиций, которые статистически определяют взгляды занимающих их агентов как на данное поле, так и на их собственные практики, направленные либо на сохранение, либо на изменение структуры силовых отношений, производящей настоящее поле.» Секция восточных единоборств - это поле, единоборцы, учители - агенты, принимающие участие в жизни поля.

«Важнейшей характеристикой поля является форма взаимодействий между агентами, чьи позиции в поле должны рассматриваться только во взаимных отношениях. Ансамбль позиций на деле есть деление поля в соответствии с логикой борьбы за различные возможности. С каждой позицией поля связана система представлений, диспозиций, интересов и особое видение деления поля». Теория поля П. Бурдье дает нам представление о социальных отношениях и владении социальным капиталом в широком смысле и позволяет с ее помощью понять суть остальных теорий ученого.

Социальный капитал, имеющийся у конкретного агента, зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного или символического),которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто с ним связан. Исходя из этого можно утверждать, что хоть социальный капитал нельзя свести к капиталам культурному и экономическому, он всегда будет зависим от этих форм капитала. Обмены, результатом которого считается взаимное признание, предполагают подтверждение некоторого минимума объективной однородности и поскольку он (социальный капитал) оказывает комплексное воздействие на капитал, которым уже обладает данный агент. В теории П. Бурдье такой процесс соотносится с понятием конвертации капиталов.

Социальный капитал может накапливаться и транслироваться только при условиях членства в том или ином конкретном обществе (социальный-от понятия «социум», то есть общество). Доход капиталов, приносимый членством в группе, лежит в основе солидарности и объединенного взаимодействия, которые дают возможным его получение. Это непозволяетнамговоритьотом,чтоагенты(членыобществвосточныхединоборств)сознательно преследуют цели получения прибыли как таковой. В этом случае речь идет о клубах для избранных, организуемых именно для того, чтобы концентрировать социальный капитал, а в результате получать полную выгоду от мультипликативного эффекта накапливания и сохранять прибыль от членства в них.

Воспроизводство и накопление социального капитала предполагает непрекращающуюся работу по установлению социальных связей, непрерывные серии обменов, в ходе которых признание постоянно утверждается и подтверждается. Эта работа, предполагающая затраты времени и сил, а следовательно (прямо или косвенно), и экономического капитала, не приносит прибыли и даже не замечается, пока она не подкрепляется особой компетенцией (знанием генеалогических и реальных связей, а также навыками их использования, например, преподавание боевых искусств) и диспозицией к обретению и удержанию этой компетенции. «Навыки и умения, подтвержденные стилевыми документы, аккредитациями, мастерскими книжками, являются неотъемлемыми частями данного капитала. Это один из факторов, объясняющих, почему прибыльность труда по накоплению и поддержанию социального капитала увеличивается пропорционально общему размеру капитала.

Поскольку социальный капитал, проистекающий из тех или иных отношений, значительно больше в том случае, если человек - субъект данных отношений - богато наделен капиталом (прежде всего социальным, но также культурным и экономическим), то обладатели унаследованного социального капитала, символизируемого известным именем, могут превращать все свои случайные знакомства в продолжительные связи. Знакомства с ними ищут именно из-за принадлежащего им социального капитала, и в силу их известности считается важным знать их лично («Я хорошо его знаю»); таким людям нет необходимости «завязывать знакомства» со «случайными лицами»; их знает большее число людей, чем знают они сами, и их усилия по установлению социальных связей оказываются высокопродуктивными.

Понятие «социальный капитал» Бурдьё П. подробно раскрыли дополнил Коулмен Дж., согласно которому это «потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы».1 Как физический и человеческий капитал, воплощенный в орудиях труда и обучении, которые повышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. По сути, перечисленные элементы общественной организации представляют собой социальные каналы, по которым можно транслировать или популяризовать те или иные виды капиталов, в том числе, восточные единоборства. «Социальный капитал - это социальный клей, который позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг к другу».

«Социальный капитал - это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре. Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Таким образом, социальный капитал-продукт включенности человека в социальную структуру».

Следующим видом капиталов П. Бурдьё представляет культурный капитал. Культурный капитал как разновидность социального капитала -это обладание нематериальными благами, некими знаниями иумениями, имеющими определенную ценность и значение в социальном пространстве. Об уровне культурного капитала конкретной личности могут сказать его образование, знание иностранных языков, истории, культуры, а также владение специфическими видами деятельности, например, боевыми искусствами. Первым про культурный капитал как отличительную черту закрытых элитных обществ упоминал Веблен Т. Он отмечал, что в каждую эпоху есть класс-хищник, члены которого каким-то образом оповещают других хищников о своих успехах. Тем самым получая доступ к другим видам капитала. Другими словами - культурный капитал - это универсальный ключ доступа к другим видам капиталов.

Боевые искусства Востока, как единица культурного капитала, позволяют индивиду легко усваивать сложные философские смыслы, заложенные в символах единоборств, в то же время, совершенствуя физическую форму. Культурный аспект предполагает усердную работу над собой. «Большую часть свойств культурного капитала можно вывести из того факта, что в своем основном состоянии он связан с телом инкорпорирование. Накопление культурного капитала в инкорпорированном состоянии, т.е. в форме того, что называется культурой, культивированием, предполагает процесс воплощения в телесные формы, инкорпорирования. Поскольку этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени - непосредственно самого инвестора. Подобно наращиванию физической мускулатуры или Восточные единоборства - это особый виде деятельности, предусматривающий постоянную нагрузку на ум и тело. Без ежедневных физических и умственных усилий трудно добиться мастерства в данном виде деятельности. Работа по приобретению подобных свойств - это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени, но также и социально-выстроенной формы влечения, со всеми сопряженными с самоотречением и самопожертвованием.2 Самоотречение и пожертвование -в широком смысле один из основных принципов занятий восточными единоборствами.

Отличительной особенностью культурного вида капитала от других видов является то, что ресурс, которым обладает индивид, строго закреплен кегобиологическойоболочке.Тоесть,еслителоживет,то,значит,вместесним живы все накопленные культурные ресурсы. Такой инкорпорированный капитал, внешнее богатство, превращенное в неотъемлемую часть личности, в хабитус, не может мгновенно передаваться посредством акта дарения или наследования, покупки или обмена (в отличие от денег, прав собственности или даже аристократических титулов). Прочная связка «культурный капитал

физическая оболочка» затрудняет использование чужого капитала в своих целях. В этом и есть основное преимущество и одновременно недостаток культурного ресурса. Преимущество заключается в уникальности культурного капитала, носитель которого самостоятельно распоряжается своими знаниями и при необходимости делится ими с другими людьми, а недостаток - в том, что зачастую, ценные знания, которые могут оказаться полезнымидлячеловечества,такиостаютсянеизведаннымивсилуразныхпричи. Например, когда серьезный мастер боевых искусств внезапно уходит из жизни - это большая потеря для окружающих его учеников. Поэтому при жизни люди, обладающие большим культурным капиталом, стараются передать своим современникам как можно больше полезных знаний для дальнейшего прогресса человечества.

Накопление культурного капитала может происходить как осознанно, так и неосознанно - вместе с приобретением жизненного опыта. Любое уникальное знание и умение, потенциально полезное обществу, можно называть культурным капиталом. Культурный капитал сигнализирует о принадлежности к статусной группе, к определенному слою общества, в который вы должны быть допущены, чтобы получить доступ кнаиболееценнымсоциальнымресурсам.Этагруппаохраняетсвоиграницызасчетпрестижного культурного потребления, за счет того, что люди ходят в оперу и читают книги. Когда они встречаются с человеком не своего круга, ониегоотталкиваютиделаютэтосчистойсовестью,ведьоничувствуют,чтоимидвижет не стремление монополизировать доступ к экономическим благам, а похвальные рефлексы культурного человека.

постичь совершенные дух и тело. Подобные общества имели экономическую, географическую и социальную обособленность. В качестве примера можем привести отшельнический образ жизни основателя сильнейшего стиля каратэ киокусинкай - Масутацу Оямы. Он вместе со своими учениками уходил жить в горную местность Японии, и уединенным кругом лиц постигали физическое и духовное совершенство. Современемизбранныхучениковстановилосьвсебольше,и,уникальноезнаниеначало популяризироваться, разрастаться в провинции, соседние города, другие страны и, в конце концов, материки. Но традиция подобных уединений ради развития и самосовершенствования личных навыков жива до сих пор. В некоторых провинциях Японии приверженцы школ единоборств периодически собираются вместе с теми же целями, хоть и не на долгое время.

В России такие выезды учеников и учителей (спортсменов и тренеров)принято называть сборами, на которых идет основной упор на физическую соревновательную подготовку и, как правило, не несут в себекультурно-идеологическую подоплеку. Поэтому понятие «культурный капитал» как обладание и транслирование уникальных знаний мы можем использовать в полной мере только говоря о родине восточных единоборств - тех странах, где изначально вкладывался огромный смысл в занятия восточными боевыми искусствами. Но это утверждение не позволяет нам умалять ценность культурного капитала единоборств Востока на территориях других стран, в том числе и России, а только подчеркивает значимость первоначальных истоков.

На сегодняшний день тенденция закрытых обществ ослабела. В условиях индустриализации, глобализации и стремлению к открытости всему миру, наследие боевых искусств Востока стало настоящим мировым достоянием. Поэтому владение боевыми искусствами стало еще сильнее цениться в разных обществах и остается одной из уникальных разновидностей культурного капитала. По мнению Соколова М. в 90-е годы распространилось ощущение, что культурный капитал стремительно теряет значение, которое он имел прежде.1 Но я не могу согласиться с этим убеждением, так как результаты современных исследований доказывают обратное.

Следующим видом капитала Бурдье П. обозначает экономический капитал. Экономический капитал - это обладание и распоряжение материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающиезанятьпреимущественноеместовполе,атакжеилюбойдругойтоварвширокомпонимании этого слова.

Экономические условия с точки зрения самого автора, являются

«привилегиями», позволяющие богатым делать то, что остаетсянедоступнымдлямасс,которыевсвязисэтимчувствуютсебяобделенными.БурдьеП.всвоих работах указывает на удвоение благ через их символическое бытие наряду с их экономическим существованием (аналогично «удвоению мира»через понятия). В современном социуме господствующий класс доминирует благодаря не только экономическому капиталу, но и символическому. По мнению Бурдье, к господствующему классу помимо предпринимателей принадлежат и интеллектуалы. Стоит отметить, что приобретение качественного культурного и символического капиталов напрямую зависит от владения капиталом экономическим. Зачастую выводится закономерность: чем выше уровень экономического капитала человека.

Начиная говорить о классовых группах, об их социальных, экономических и культурных установках, следует понимать, чем эти классы друг от друга отличаются. Тот или иной класс имеет свои знаки различия.Книмможноотнести:язык,одежду,конкретныелоготипы,титулы,званияидругие символические предметы. Знаки различия посредством понятийного объединения «отмеченных» подобным образом создают в то же время различия между группами. Для господствующих символический капитал представляет собой капитал доверия, кредит. Символический и культурный капиталы, так же как экономический, дает власть: «Власть для осуществления признания власти».

Занятия восточными единоборствами и постижение символов и культуры требуют существенных экономических затрат. Помимо времени, личных положительных качеств - усидчивости, трудоспособности, целеустремленности и смелости, необходимо множество других ресурсов, входящих в понятие экономического капитала. Частные тренировки, поездки на сборы, затраты на экипировку - это только малый перечень того, что нужно для развития навыков боевых искусств.

Трансформация экономического капитала в социальный происходит при помощи затрат: времени, внимания, заботы и участия. С экономической позиции такие затраты являются абсолютно бесполезными, а с точки зрения социального обмена - это инвестиция, которая в будущем обязательно проявится. Наращивание культурного капитала становится возможным благодаря экономическому капиталу, который позволяет человеку тратить свободное время на приобретение культурного капитала.

Экономический капитал в теории действий Бурдье П. так же имеет особое место. Действие у Бурдье не определяется напрямую экономическими условиями, но при этом играет значимую роль в мотивации действий акторов. Действия акторов, как известно, мотивируются интересами.Самопонятиеинтересадостаточноширокоеивключаетвсебямногозначений.Более узкое понимание интереса отсылает к понятиям престижа, богатства или власти. Бурдье предпочитает вторую трактовку. «Понятие «интерес»обозначает стремление к господству, и социальную жизнь он представляет как постоянную борьбу за господство над другими. Он убежден в бессознательном характере влечения к господству, хотя при этом приводит множество примеров «стратегий» движения к господству, которые выглядят как целенаправленные и сознательные действия (например, стремление вложить средства в «образовательный капитал», чтобы в итоге получить экономическую прибыль)».

Бурдьё П. в теории полей рассматривает анализ поля экономики как частный случай из всех полей, который, не являясь моделью для анализа всех других полей, все же дает социологу исследовательские инструменты, позволяющие конструировать различные поля, включая наиболее далекие от экономики. Понимание поля экономики, которое он объясняет в своих работах, весьма наглядно отражает сочетание специфических и общих свойств полей: «Поле экономики - это относительно автономное пространство, подчиняющееся собственным законам, наделенное своеобразной аксиоматикой, связанной с оригинальной историей. Оно производит особую форму интереса, являющуюся частным случаем области возможных форм интереса.

Конструирование поля требует вычленения всех возможных проявлений выделенной системы социальных отношений: практических, символических, идеологических, поведенческих и т.д. Необходимо детально проанализировать распределение капиталов, существующие классификации и иерархии, отношения господства/подчинения, институты и властные структуры. Эта работа по социологической реконструкции ансамбля социальных отношений является основой для анализа любого поля. Поле не существует в реальности, являясь продуктом социологического конструирования, но вместе с тем оно не произвольно, а основывается на социально-исторических фактах. Поле не есть простое обозначение формальных связей, приложимых к любому социальному образованию, но модус социальной действительности, исследование которого представляет собой особую социологическую задачу.

восточный единоборство молодежь

1.3 Тело как символический объект потребления в массовой культуре

С возникновением общества массового производства и массового потребления, возникла и массовая культура. В западной социологии это т термин означает «коммерческая» культура, где особое внимание уделяется молодежи, с ее эпатажем и ярко выраженной ориентацией намоду. Массовая культура по своей природе имеет несложные формы восприятия, которые будут понятны каждому её потребителю. Каждый из нас невольно становится объектом воздействия массовой культуры.

Как известно, ярким проявлением массовой культуры является реклама, которая транслируется через СМИ и нацелена на яркость внешних проявлений. Лишенная серьезного содержания, понятная для обывателя, яркая и развлекательная, реклама направлена не только на потребление (отангл.commercial,что означает «реклама»), но и н апродвижение новых веяний в массы.

Одной из популярных в современной массовой культуре тенденций является работа над физической формой, иными словами, над собственным телом. По мнению французского социолога, культуролога и философа-постмодерниста, Ж. Бодрийяра: «В наборе потребления есть объект более прекрасный, более драгоценный, более яркий, чем все другие, более нагруженный коннотациями, чем автомобиль, объект, который, однако, всех их подытоживает: это - Тело».

«Кулак ярости», «В осаде», ставшие популярными именно благодаря этим актерам, их мастерству и умению продемонстрировать блестящий результат работы над собой, заинтригуют любого зрителя. Данные примеры демонстрируют важность умения владеть своим телом. Несмотря на, порой, жестокие сцены драк и уличных схваток, подобные фильмы призывают к добру и справедливости. Главная идея - нужно уметь постоять за себя и тех, кто слабее и применять силу только в том случае, если это действительно необходимо.

Также в начале 2000-х годов в России стали популярны документальные передачи про боевые искусства, восточные единоборства в частности. На федеральных каналах мы могли увидеть интервью с мастерами единоборств, историю создания и зарождения конкретного стиля единоборства и мастер-классы базовых болевых приемов. Такие передачи подогрели интерес к восточным единоборствам настолько, что были созданы отдельные телевизионные каналы.

В современном мире достаточно методик, разработанных для у совершенствования физических и эстетических возможностей тела. Лучше всего ощутить и осознать свое тело можно посредством восточных единоборств. Владение своим телом - это цель, кажущаяся недостижимой, на первый взгляд, но которую можно достичь, упорно работая над собой, применяя различные методы совершенствования.

Проблема сочетания и взаимодействия в человеке физического и духовного начал всегда привлекала пристальное внимание учёных. Взаимосвязь физического и эстетического воспитания существует объективно, независимо от сознания человека. Кратко её можно охарактеризовать в следующих положениях:

üфизическое воспитание, укрепляя здоровье, развивая человеческий организм, в том числе и его органы чувств, совершенствуя двигательную культуру, создает благоприятные предпосылки для эстетического воспитания, расширяет сферу эстетического воздействия на человека.

üэстетическое воспитание, облагораживая и возвышая духовный облик спортсменов, развивая у них стремление к физической красоте, к творческим проявлениям в двигательной деятельности, к эстетически оправданному поведению, повышает эффективность физического воспитания.

Человек, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя деятельность, направленную на эстетическое преобразование окружающей действительности. Эстетика, зачастую, навязывается извне. Тело - один из самых распространенных объектов эстетики. Деятельность, способствующая развитию эстетического тела в различных формах, широко представлена в физической культуре и спорте. Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают основные задачи эстетического воспитания:

üвоспитывать способность оценивать эстетику формы, стремление к физическому совершенству путем занятий спортом, физической культурой;

üформировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности;

üформировать восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений; развивать способность не только стремиться и переживать прекрасное, но и оценивать и понимать прекрасное, развивать способность создавать прекрасное.

üразвивать творческие эстетические способности в различных видах деятельности.

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности, жизни.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой - эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.

Эстетическая подготовка - это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений.

Ученик должен глубоко освоить эстетические стороны различных форм занятий, уяснить их содержание и взаимосвязь, педагогическое и, в конечном счете, социальное значение. Проявляться это будет в формировании у занимающегося эстетического отношения к совершенствованию своего физического облика, изучению эстетического своеобразия техники строго стилизованных движений и их органическому сочетанию с музыкальным сопровождением, приобретением умения придавать упражнениям соответствующую эмоциональную окраску, овладением стойкими навыками эстетического поведения и так далее. Другими словами, по сравнению с эстетическим воспитанием, эстетическая подготовка будет отличаться специализированностью и, следовательно, известной сжатостью границ.

Таким образом, эстетическую подготовку учащихся можно рассматривать как необходимую составную часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способностей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно - воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Необходимость изучения вопросов эстетической подготовки учащихся, диктуется как немногочисленными соответствующими теоретическими и экспериментальными разработками, так и неудовлетворительным состоянием практического опыта осуществления ее в повседневных занятиях.

Наличие тесной взаимосвязи между физическим и эстетическим воспитанием, возможности использовать эстетическую подготовку в разностороннем совершенствовании занимающихся нужно экспериментально проверить и получить.

Содержание эстетической подготовки учащихся на занятиях по физической культуре должно включать в себя освоение всего многообразия эстетических сторон, как изучаемого вида спорта, так и физической, технической и моральной подготовки.

В целях эстетической подготовки необходимо применять просмотр специально подготовленных слайдов, давать творческие задания, практиковать систематическое использование само - и взаимооценок эстетических сторон учебного процесса. Осуществлять подготовку в данной области - методами артистического показа, методами практического приучения к творческим проявлениям в двигательной деятельности. Отличительной особенностью метода артистического показа может являться технически совершенная точность, легкость, свобода, согласованность, ритмичность движений. Методу практического приучения может быть свойственно многократное повторение и закрепление установленных заданий и требований, обеспечивающих накопление положительного эстетического опыта.

Специально организованная эстетическая подготовка будет оказывать положительное влияние на приобретение учащимися знаний о формальных и эстетических сторонах красоты занимающихся.

Таким образом, эстетическую подготовку позволительно рассматривать как один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармонического развития ребенка.

В условиях сильной конкуренции на рынке спортивных услуг все чаще педагогами и учеными разрабатываются и используются нетрадиционные, инновационные системы физического воспитания, способствующие коррекции телосложения, восприятия, оздоровление, тем самым влияющим на физическую внешность человека. Последние несколько лет практикуется преподавание каратэ и других видов восточных единоборств детям, не достигшим школьного возраста. Также с детского сада начинаются занятия по аква или гидроаэробике, степ-аэробике, слайд-аэробике, танцевальной аэробике, атлетической гимнастике ит.д.

Элементы основных техник восточных единоборств включаются в физкультурную программу средних и старших школьников. В спортивных школах общего образования проводятся элективные курсы, направленные на развитие потенциала учащихся в сфере восточных единоборств(такое явление наиболее часто встречается в школах среднего образования со спортивным уклоном).

Одним из ставших уже популярным видом спорта ивосточных единоборств является каратэ. Карате-до («путь пустой руки») -это боевое искусство, в основе которого заложена мощная система подготовки, способная до неузнаваемости изменить как духовный, так и физический мир спортсмена. Это боевое искусство начало свое стремительное распространение сначала по префектурам Японии, а затем и по всему мирусострова Окинава. Огромное влияние на популяризацию этого единоборства оказал мастер Гитин Фунакоси, ставший в последствии основоположником карате сетокан .Существуют десятки разновидностей стилей карате, но все их объединяют не только общие корни, но и благотворное влияние на все системы человеческого организма.

Как и любой вид спорта, карате несет в себе общеоздоровительный потенциал. Регулярные тренировки - это источник систематических физических нагрузок, которые формируют опорно-двигательный аппарат, увеличивают мышечную силу, укрепляют суставы и повышают иммунитет.

Контактный вид карате - это силовое единоборство, рассчитанное на реальную борьбу. Базовая техника и приемы, освоенные в тренировочном зале («додзе»), при необходимости успешно используются для самообороны. Так, изучение блоков помогает защититься от удара, набивка ударных поверхностей исключает получение травм, гимнастическая и акробатическая подготовка развивает гибкость и выносливость, повышает скорость реакции и ускоряет обмен веществ. В отличие от многих видов спорта, при занятиях карате оказываются задействованы все группы мышц. Интенсивное двухчасовое занятие сжигает столько калорий, что жировые отложения буквально испаряются, оставляя подтянутый, атлетический силуэт.

День за днем каратист идет по единожды выбранному пути, через боль и пот постигая все новые вершины. И как меняются цвета пояса - отбелогокчерному,меняетсяегоотношениектренировкам,оноткрываетвсеновыеаспекты карате, с полной самоотдачей совершенствуя свое тело, разум и дух.

Таким образом, в заключение хочется отметить: наше тело -это инструмент для восприятия мира, в котором мы живем. Оно напрямую отражает наши убеждения и мысли. По моему мнению, многое зависитотинформацииотеле,которуюнампредоставляетСМИ.Массоваякультура,направленная на общество в целом, пропагандирует спорт и различные виды единоборств для осуществления процесса потребления символов спорта для достижения идеального здорового тела. Тело стало одной из главных тем в современной культуре.

2. Основные проблемы в исследовании популяризации и потребления восточных единоборств

.1 Конструирование аналитической модели исследования

Восточные единоборства на сегодняшний день имеют высокую популярность на территории России. В регионах с каждым годом возрастает количество секций и клубов, преподающих занятия. Секции объединяются в школы, а затем в областные, федеральные и международные организации.

Восточные единоборства представляют собой физическое воспитание в комплексе с нравственной дисциплиной. Несмотря на весомую социально-психологическую составляющую занятий восточными единоборствами, очень мало исследований в социологии и гуманитарных дисциплинах посвящено данной проблеме. Имеющиеся исследования фрагментарны и не дают полного представления о текущей ситуации. Зато проблема популяризации восточных единоборств достаточно изучена с точки зрения спортивно-педагогических подходов.

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы рассмотретьфеноменпопуляризациивосточныхединоборстввРоссииименносточкизрения науки современной социологии. В рамках социологии важно выяснить, почему молодые люди предпочитают восточные единоборства другим видам спорта. В теоретической части дипломной работы мы выделили основные социологические идеи, которые применимы к феномену восточных единоборств. Задача эмпирического исследования -провести взаимосвязь между утвержденными социологическими теориями и полученными результатами исследования. Также по ходу проведения количественного исследования были сформулированы гипотезы, требующие подтверждения или опровержения.

Инструментом социологического исследования послужил самостоятельно составленный опросник, посвященный проблеме популяризации восточных единоборств.

Первоначально для прохождения опроса планировалось привлечь только молодежь (от 12 до 25 лет). Походу исследования выяснилось, что для выявления более полной картины нужно узнать, каким образом старшее поколение оказалось вовлечено в структуру восточных единоборств; изменились ли каналы популяризации восточных единоборств спустя поколение (за последние 20-25лет).

В рамках социологического исследования предстояло выяснить, занимались ли раньше ближайшие родственники опрашиваемых восточными единоборствами, повлиял ли выбор родственников на их собственный выбор. Важно было уточнить, какими видами восточных единоборств владеют респонденты (в вопросе было указано три вида восточных единоборств, самых распространенных по географическому признаку -японские, корейские, китайские; также дан один свободный пункт для самостоятельного ответа). Остальные вопросы направлены на выяснение мотивов, целей и объективных причин занятий восточными единоборствами у респондентов. Также вниманию опрашиваемых было предоставлено составление психологического портрета человека, постигающего боевые искусства Востока. В ходе исследования у респондентов также предполагалось выяснить, является ли потребность в обладании навыками самообороны определяющим мотивом начать заниматься тем или иным видом единоборства.

Опрос проводился методом заполнения бумажных анкет респондентами, которые были розданы в спортивных школах, секциях и клубах, где преподаются восточные единоборства. Также, часть респондентов, находящихся по всей России, были опрошены через сеть Интернет.

Полученные данные в ходе исследования были проанализированы и структурированы в компактный материал, который может быть использован для дальнейших исследований. Например, при изучении социальных диспозиций молодежи, мотивации молодежи в занятиях различными видами спорта, при рассмотрении досуга и личных предпочтений, при наблюдении за поведением подростков в социальной среде можно опираться на полученные результаты.

.2 Основные результаты

Результатом исследования популяризации восточных единоборств среди молодежи в России стали статистические данные. На указанных линеечных, круговых диаграмма хигистограммах отображены основные показатели, с учетом которых были сделаны выводы по всей проведенной работе.

Проведение социологического опроса проводилось в период с сентября 2016 года по май 2017 года. В опросе приняли участие 144человекас многих регионов России. Мужчины составили 62,5%опрашиваемых,женщины,соответственно,37,5%.Молодыелюдисоставили75%отвсегочисла опрашиваемых (парни и девушки до 25 лет), 20% - мужчины и женщины до 40 лет, 5% - респонденты, старше 40лет.

,8% респондентов указали в анкете, что они являются учащимися(подразумевается начальное, среднее и высшее образование) образовательных учреждений, 16,7% совмещают обучение и работу, остальные постоянное место работы. В рамках проблемы популяризации восточных единоборств было необходимо выяснить, какой процент работающих респондентов связали свою жизнь с восточными единоборствами 2.3. 20% ответили, что их род деятельности напрямую связан с единоборствами, еще 20% указали на косвенную связь с восточными единоборствами. В этом случае может быть, что работа респондента в целом связана со спортом, либо с деятельностью, где нужно иметь крепкое тело и развитую физическую силу либо знания культуры Востока (охрана, военное дело, востоковедение и др.). Также18,8%опрашиваемых уверены в том, что восточные единоборства помогают им в основной работе. Это объясняется развитием хорошей физической формы и устойчивой психики, которые являются верными помощниками в любой сфере жизни.

В рамках социологического исследования было важно выяснить, когда и при каких обстоятельствах люди попали в секции единоборств. На вопрос

Цели и мотивы занятий восточными единоборствами отражены в графиках в вопросах 2.1 и 2.2 (См. Приложение 2). Самым популярным ответом оказался вариант ответа «б)» - записали родители на секцию. Такой ответ респондентов вполне прогнозируемый, так как большинство начали заниматься восточными единоборствами в юном возрасте (до школы и в школе), в это время влияние старших на детей еще достаточно велико.27,1%опрошенных ответили, что занятия восточными единоборствами - это их личный выбор, 18,8% - позвали знакомые, и столько же (18,8%) -был(а)вдохновлена фильмами о восточных единоборствах и известных мастерах боевых искусств.

Почти 20% респондентов, ответивших на вопрос, результаты которого, отображены в графике 2.1, вдохновились образами героев-единоборцев и захотели стать такими же сильными, как они. Художественные образы подвигли пятую часть опрошенных заняться восточными единоборствами. Здесь можно проследить влияние средств массовой культуры и информации. Колоссальное влияние на российского зрителя оказали американские боевики, в которых постоянно применялись практики восточных единоборств. «Кровавый спорт» (1988),«Крадущийся тигр, затаившийся Дракон» (2000), «Смертельная битва» (1995), «Никогда не сдавайся» (2008), «Честь Дракона» (1985), «Мастер Тай-цзи» (2013),

«Ниндзя» (2009), «Железная обезьяна» (1993) и многие другие картины пользовались большим спросом в России. За последние 35 лет и в российском кинематографе прибавилось существенное количество художественных картин, посвященных боевым искусствам Востока.

«Непобедимый» (1983), «Фанат» (1989), «Мастер Востока» (1992),«Монах»(1999), «Человек в зеленом кимоно» (1991) и другие фильмы, снятые отечественными режиссерами, пользовались большим спросом на момент проката. В целом, появление художественных картин, затрагивающих тематику восточных единоборств, свидетельствует об общественном интересе к этой теме.

Пятая часть от всех респондентов - это хороший показатель, указывающий на влияние на жизнь и выбор людей, но он не является подавляющим. В процентном соотношении он занимает только 3место(вместе с ответом «а» - позвали знакомые) и не является решающим в выборе занятий. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что«популярность восточных единоборств возросла не только благодаря кинематографу и СМИ» полностью подтвердилась.

«Возросший интерес российской молодежи к занятиям восточными единоборствами обусловлен необходимостью постоять за себя», -гипотеза, отражающая практический, боевой аспект занятиями каратэ или дзюдо .Неожиданно высоким оказался процент респондентов, изначально пришедших на секции единоборств радиовладения приемами самозащиты (45,8%). Также результаты ответов на вопросы, связанные с применением полученных навыков в реальной жизненной ситуации, с обралимного положительных ответов 2.8 и 2.10. Пополам разделились ответы на вопрос: «Применяли ли Вы или Ваши коллеги навыки, полученные от восточных единоборств, в реальной жизни?». Так же примерно поровну разделились голоса в вопросе: «Если не применяли навыки в реальной жизни, полученные от восточных единоборств, то в ситуациях опасности применили ли бы?» Гипотеза о потребности во владении навыками самозащиты подтвердилась.

Желание обладать навыками самозащиты - это нормальное явление. Потребность в безопасности - одна из фундаментальных потребностей индивидов. Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выяснить, какой процент респондентов серьезно озабочен своей безопасностью. Полученные ответы позволяют сделать ряд интересных выводов. Во-первых, в условиях благополучия, спокойной и благоприятной обстановки в обществе индивида не будет серьезно волновать проблема самозащиты. У человека появляется ощущение в безопасности, он уверен в том, что его защитит государство (через государственные структуры и органы), либо он в этой защите не нуждается - в окружаемом его обществе низкий уровень преступности или её нет вовсе. Соответственно, если молодой человек решает всерьез заняться восточными единоборствами исходя из соображений самообороны, то это характеризует нестабильность и болезненность общества, в котором он живёт. В таком случае занятия восточными единоборствами выступают как накопление жизненно необходимых навыков. Во-вторых, острая потребность в самообороне может возникать у молодых людей, неуверенных в себе. В-третьих, молодой человек, подвергавшийся насилию со стороны сверстников в детском саду, в школе ощущает себя незащищенным спустя длительное время. Во втором и третьем случае занятия восточными единоборствами выступают в качестве психологической терапии в комплексе с приобретением реальных навыков самозащиты.

Результаты ответов на вопрос, посвященного мотивации продолжения занятия восточными единоборствами. Большинство респондентов (77,1%) уверены в том, что восточные единоборства помогают развиваться духовно и физически. Также, больше половины опрошенных убеждены в том, что восточные единоборства хорошо дисциплинируют.

Большинство респондентов, отвечающих на вопросы анкеты, считают себя уравновешенными и дисциплинированными людьми. В вопросе 2.11,где нужно было выделить из списка характеристики человека, занимающегося восточными единоборствами, которые ассоциируются с ним, абсолютное количество голосов - 85,4% составила характеристика«он дисциплинирован и уравновешен». Таким образом, гипотеза, утверждающая, что восточные единоборства способствуют самоорганизации и дисциплине подтверждена.

В диаграмме 2.11 помимо трех положительных характеристик были представлены три противоположных - с отрицательным окрасом. Каждая негативная характеристика набрала порядка 2% ответов или 0,88% от общего количества голосов. По результатам опроса, мы можем утверждать, что респонденты соотносят себя с положительными характеристиками во многом благодаря самой специфике занятия восточными единоборствами.

Блок вопросов составленной анкеты посвящен спортивному аспекту единоборческой практике. Было необходимо узнать как спортивно-соревновательный аспект влияет на развитие восточных единоборств в России. По результатам опроса 2.4 (См. Приложение 2) 60,4%респондентовсчитают, что спорт активно помогает развиваться восточным единоборствамв России. Многие отечественные спортсмены уверены в том, что если бы не было соревновательной составляющей различных видов каратэ, тхэквондо и т.д., то не было бы широкого распространения данный видов спорта на территории России. 27,1% полагают, что спорт ни мешает, но и не развивает, а 12,5% уверены, что спорт подавляет культурно-идеологическую составляющую восточных единоборств и превращает в рядовой состязательный вид спорта. Здесь стоит отметить, что одна половина респондентов в вопросе «Привлекает ли Вас культура Востока?»2.5 выразила симпатию (29,2% - «да, нравилась еще до занятиями единоборствами», 20,8% - да, начал(а) увлекаться после занятий),а другая - неприятие и равнодушное отношение (12,5% - не, непривлекает,37,5% - «я нейтрально отношусь к культуре Востока»).

Среди респондентов оказалось достаточно большое количество спортсменов, имеющих серьезные достижения в выступлениях на соревнованиях. 54,2% от общего числа респондентов имеют значимые достижения в спорте, еще 31,3% - имеют какие-то некрупные награды. Из общего количества опрошенных только 4,2% не стремятся завоевывать спортивные награды. Также стоит отметить, что в опросе приняли участие люди, имеющие почетные спортивные звания - 4 Заслуженных Мастера спорта и 22 Мастера спорта и Мастера спорта международного класса.

Ответы респондентов на вопрос «Как часто Вызанимаетесь единоборствами?» позволяет нам говорить о высоко уровне физического воспитания единоборцев. Четверть респондентов посвящает восточным единоборствам более 5 тренировок в неделю. 40,4% занимаются.

По результатам исследования выявлена закономерность - чем больше с портивных наград, чем выше спортивное звание респондента, тем большее количество времени он уделяет тренировочному процессу, то есть величина звания и количество часов прямопропорциональны.

Занятия восточными единоборствами - это источник здоровья и прямой путь к созданию идеального тела. Кроме занятий единоборствами, к этой цели приводит ведение здорового образа жизни. Круговая диаграмма2.7(См. Приложение 2) отображает стремление к ЗОЖу почти 100% опрошенных. Большинство (62,5%) честно признались, что хоть и разделяют идеи здорового образа жизни, следовать им не всегда получается. Таким образом, гипотеза о восточных единоборствах как ключу к здоровому и красивому телу, полностью подтверждается.

2.3 Рекомендации по исследовательским результатам

Проведение социологического исследования популяризации восточных единоборств помогло нам выяснить социально-культурные идеалы молодых людей, занимающихся восточными единоборствами. С помощью четко сформулированных вопросов анкеты, затрагивающих сразу несколько аспектов проблемы, нам удалось выявить закономерности между стажем занятий и изменением ценностных ориентиров.

Восточные единоборства в качестве социального института представляют собой интересный предмет социологического анализа. Рассмотрение восточных единоборств именно с точки зрения социообразующего модуса, а не примитивных физических упражнений, позволяет нам говорить о появлении нового поля для научной деятельности. На основе уже известных социологических теорий можно проводить исследования восточных единоборств и создавать новые комплексные учения, позволяющие раскрывать конкретные социальные проблемы.

На сегодняшний день стоит задача привлечения ученых-социологов к проблеме популяризации восточных единоборств. Социология современных восточных единоборств как теоретическое основание должна быть призвана разрешить проблемы восточных единоборств, с которыми сталкиваются носители в современном обществе, особенностей социальных взаимодействий в рамках института единоборств и взаимодействий с другими системами общества. Создание специальной социологической теории восточных единоборств будет способствовать более глубокому пониманию современных социальных процессов на основе нового знания о малоизученном элементе общества - боевых искусствах Востока.

Также в полученных результатах заинтересованы маркетологи, изучающие рынок спортивных и фитнес-услуг, тренеры восточных единоборств и других спортивных дисциплин. Эти знания помогут выявить досуговые предпочтения молодежи, её социально-нравственные ориентиры, которые, при грамотном воздействии, помогут на нее повлиять.

Современные восточные единоборства являются широкими многогранным явлением. Изучать феномен восточных единоборств можно с точки зрения множества гуманитарных наук. Перед ними стоит ставить задачи комплексного анализа феномена восточных боевых искусств и рассмотрения социальных диспозиций субъектов-участников.

Заключение

Распространение восточных единоборств среди российской молодежи - это уникальный социо-культурный феномен. В ходе дипломной работы были выяснены различные основания проблемы популяризации восточных единоборств на территории РФ, обозначена специфика боевых искусств Востока, определены векторы развития восточных единоборств в России, выявлены каналы и причины широко распространения восточных единоборств среди российской молодежи.

На протяжении всей работы проводился анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, затрагивающие исследуемую нами проблему. На основе рассмотренных социологических источников мы можем сделать следующие выводы:

üВосточные единоборства в России имеют уникальные черты и особенности, позволяющие говорить об устоявшемся процессе потребления данного продукта на территории РФ. Потребление восточных единоборств в России имеет особый стиль потребления, отличный от стилей потребления в других странах.

üПотребление восточных единоборств решает ряд социально-культурных проблем российской молодежи. Нахождение в обществе практиков восточных единоборств помогает преодолевать проблемы одиночества и социализации, а также находить новых друзей.

üВосточные единоборства помогают молодому поколению побороть свои внутренние страхи и неуверенности. Следствием занятий восточными единоборствами является повышение самооценки и улучшение самочувствия.

üПотребление восточных единоборств делает его практиков счастливее. Большинство молодых людей, занимающихся восточными единоборствами, чувствуют себя счастливыми людьми. Совмещение физического развития с медитативными техниками позволяют усиливать эффект эйфории, возникающий в тренировочном процессе. Медитация помогает молодому человеку научиться слушать собственное тело контролировать его. Медитативные практики для подростков в комбинации с физической активностью -лучшая профилактика депрессий, суицидальных мыслей.

üВосточные единоборства - это доступный путь к духовному и физическому самосовершенствованию молодежи. На сегодняшней день в российских структурах спорта широко представлены боевые искусства Востока.

üВосточные единоборства позволяют личности реализовать себя в разных его сферах. Участие в соревнованиях - это один из способов самореализации и обретения профессиональных навыков единоборств.

üВладение восточными единоборствами в совокупности с сакральным знанием представляет собой владение культурным капиталом(исходя из теории Бурдьё П. о формах капитала). Высокий уровень культурного капитала позволяет делиться с ним в рамках социального и экономического капиталов.

üПопуляризация восточных единоборств в российском обществе -это, отчасти, влияние массовой культуры и СМИ. Массовая культура, направленная на общество в целом, пропагандирует спорт и различные виды единоборств для осуществления процесса потребления символов спорта для достижения идеального здорового тела.

üВосточные единоборства - это идеальный путь к здоровью и красоте.

В ходе социологического исследования, проведенного вовремя написания нашей дипломной работы, были выявлены культурно-нравственные, социальные и психологические аспекты популяризации восточных единоборств в России. Также, по результатам исследования были подтверждены все гипотезы, выдвинутые во введении дипломной работы.

Таким образом, потребление восточных единоборств среди молодежи в РФ носит комплексный характер, охватывая сразу несколько сфер общественной жизни. Современные восточные единоборства являются широким и многогранным явлением, которые одновременно являются глубоким научным полем, имеющие разносторонние предметы для изучения и анализа.

Библиография

1.Акимова Л.А. Социология досуга. М., 2005,с.13

2.Акулич М.М., Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи

// Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №8.

3.Алкемайер, Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки. // Логос. -2006. -3 (56). - С.141-146.

4.Баранов В. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества: автореф. дисс. … на соискани естепени д. филос. н. - М., 2010. - 41с.

5.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.,1996

6.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.:Культурная революция. Республика. 2006. 269с.

.Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ;отв.ред. перевода Н. А. Шматко. - М. : Институт экспериментальной социологии ;СПб. : Алетейя, 2007. - 288с.

8.Бурдьё, П. Формы капитала. Экономическая социология электронный журнал www.ecsoc.msses.ru <#"justify">9.Бурдьё, П. Практический смысл. СПб., 2001, с.562.

10.Бурмистрова Л.Л., Гупало Е.Ю. Я познаю мир.Восточны ее диноборства. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. -398.

11.Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционныеикросс-культурные основы невербальной коммуникации человека)М.:Научный мир, 2004. - 440с.

12.Веблен, Т. Теория праздного класса. Москва: Прогресс 1984 (1899).-194 с.

13.Гагонин, С. Г. (1997) Спортивно-боевые единоборства: от древнихушуи бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. СПб. : СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. 352с.

14. Гегель Г.Ф. Эстетика Т.1., М, 1968. -с.32-47.

15.Гидденс Э. Социология. Учебник, - 2-е издание, выпол. по 4-муангл.изд., доп. и перераб. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 632с.

16.Гориневский В.В «Физическое образование» М, 1993г.с.27-34

17.Давыдов Д.А. Теория социального капитала как часть капиталистического дискурса: проблемы иальтернативы//Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук 2015. Том 15. Вып. 1, с.99-110.

18.Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С.3-40

19.Каплан М. Основные модели досуга.М.2008.;

20.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С.124.

21.Копытова Ю. Кто и зачем «кулаками машет»? // Тула19.07.2002,26.07.2002; Социологическое исследование, посвященноеединоборствам(Тула) [Электрон. ресурс]

22.Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий//Журнал Общественные науки и современность 2001№ 3. -с.121-139.

23.Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие//Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 1(2).

.Лисаускене М.В. Поколение next - прагматические перфекционистыили романтики потребления // Социологические исследования. 2006.№4.

.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебник.-М.: Издательский центр "Академия",2016

.Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе М.,2008.

.Медведев А.М. Особенности формирования жизненной стратегии современной молодежи// Мир современной науки. 2011.№4.

.Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества //Социологические исследования. 1998. № 12. С.97.

29.Нестик Т. Культурный, социальный и символический капиталы//Альманах «Восток» № 3 (14), 2004. [Электрон. ресурс]<#"justify">37.Соколов М. Культурный капитал. Постнаука, Журнал. В открытом доступе: https://postnauka.ru/longreads/9644

38.Спорник А.П. Спорт и социальный статус: образ тела в социологических структурах общества потребления //Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы II межрегиональной научной конференции молодых ученых. Новосибирск: Омега Принт,-2013.

39.Теменьева Р.А. Изучение досуговых интересов населения. М.,2005Досуг и статус // Молодёжь. 2012.№10.

.Труфанов Д.О. Социологический подход к анализу современных единоборств // Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона», №1/2005, Барнаул - Новосибирск. - с. 249 -257.

.Труфанов, Д. О. (2006) Ценностная социологическая концепция современных единоборств. Красноярск : РИО КрасГУ. 129с.

.Чеботарева Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи Юга России: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. соц. наук. Ростов н/Д,2006.

43.Швери, Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996, № 1-2; Левин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис, 1996, №5.

44.Шматко Н.А. Бурдьё Пьер. Статья из"Социологической энциклопедии" Электронный ресурс в открытомдоступе:<#"justify">45.Эйхберг Х. Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии // Логос. - 2006. -3 (56). - С.76-90.

46.Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения//Социологические исследования. 2006. №10.

Похожие работы на - Популяризация восточных единоборств среди молодежи в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!