Физическая подготовленность борцов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    138,7 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическая подготовленность борцов

Введение

Борьба - один из самых древних популярных и зрелищных видов спорта. В борьбе на ковре сходятся в схватке два спортсмена. Целью схватки борцов является победа одного из соперников, выражающаяся в установлении контроля над другим соперником, пресечении его возможных дальнейших действий, подготовки своих дальнейших действий.

В настоящее время нагрузки в борьбе постоянно увеличиваются для достижения высоких спортивных результатов, в связи с чем, важное значение приобретает физическая подготовленность борцов.

1. Скоростно-силовая подготовка имеет очень большое значение для борцов, применяющих на ринге быстрые и резкие действия в спарринге. Так как рост уровня технико-тактического мастерства основывается на высоком потенциале физической подготовленности, на тренировочных занятиях используется значительное количество различных скоростно-силовых упражнений в процессе технико-тактической подготовки. Хорошая физическая подготовленность в определенной мере накладывает свой отпечаток на стиль и характер борьбы спортсмена, на его технико-тактическое мастерство.

Если не применять упражнения скоростно-силового характера, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства борцов не будет значительного увеличения уровня развития скоростно-силовых качеств, то есть не произойдет стабилизация уровня физической подготовленности.

Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства в борьбе, ее возрастающая динамичность, требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения. К числу таких факторов, безусловно, относится физическая подготовленность борцов, а среди основных слагаемых физической подготовленности большую роль играет скоростно-силовая подготовка.

Анализируя научно-методические источники по изучаемой проблеме, мы видим, что в настоящее время учеными специалистами много представлено работ по подготовке борцов, но конкретных влияний на их физическую подготовленность средствами легкой атлетики нами обнаружено недостаточно. Таким образом, мы считаем, что наша выпускная квалификационная работа может представлять актуальный интерес.

Цель исследования - определение влияния легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера на уровень физической подготовленности борцов.

Объект исследования - уровень физической подготовленности борцов.

Предмет исследования - легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера - как фактор влияния на уровень физической подготовленности борцов.

Задачи исследования:

. Изучить и проанализировать научно методическую работу по теме исследования.

2. Выявить уровень физической подготовленности борцов.

3. Подобрать легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера для улучшения уровня физической подготовленности борцов.

. Определить влияние легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера на эффективность физической подготовленности борцов и методом математической статистики обосновать данную эффективность.

Гипотеза: мы предполагаем, что подобранные нами легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера на тренировочных занятиях борцов повысят уровень их физической подготовленности, что позволит улучшить спортивные результаты.

1. Роль и значение легкоатлетических упражнений в тренировочном процессе общефизической подготовки борцов

1.1 Особенности подготовки борцов на этапе общефизического периода тренировки

Современный спорт требует от спортсменов достижения весьма высокого функционального уровня, способности выдерживать значительные тренировочные и соревновательные нагрузки, а также стремительно восстанавливаться после них. Для этого необходим специальный фундамент, который бы соответствовал запросам избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность для эффективного и всего последующего тренировочного процесса.

М.Г. Газиявдибиров отмечает, что содержание тренировочного процесса борцов определено целями подготовки занимающихся на определенном этапе, а также ситуациями осуществления данных задач.

Е.М. Чумаков отмечает, что в физическую подготовку борцов входит общая и специальная физическая подготовка. Благодаря общей физической подготовке развиваются физические качества: силовые, скоростные, выносливость, гибкость и координация. Специальная физическая подготовка, которая основывается на общей физической подготовке, ориентирована на формирование специфических качеств, которые в свою очередь обеспечивают достижение высокого спортивного мастерства борцов (Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. М.: РГАФК, 1996. 106 с.).

На протяжении всего годичного цикла тренировки у борцов присутствует общая физическая подготовка. Она ориентирована на развитие и формирование у них основных умений и навыков.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов указывают, что общая физическая подготовка подразумевает разносторонне формирование физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, согласованность их проявления в процессе мышечной деятельности. В настоящее время, как отмечают авторы, общая физическая подготовленность в системе спортивной тренировки в большей степени с уровнем развития физических способностей, которые оказывают воздействие на результат и эффективность тренировочного процесса в избранном виде спорта. К средствам общей физической подготовки относят физические упражнения, которые оказывают общее влияние на организм и личность спортсмена.

Общая физическая подготовка содействует многостороннему и соразмерному воспитанию двигательных качеств.

Е.М. Чумаков отмечает, что достижение наивысших результатов двигательной активности благодаря средствам общей физической подготовки является функциональной основой для наилучшего формирования специальных физических способностей и эффективного совершенствования технической, тактической и психологической составляющих подготовленности. Кроме того, автор заостряет внимание на том, что необходимо принимать во внимание и то, что сам по себе функциональный потенциал, полученный в процессе общей физической подготовки, не способен гарантировать высоких спортивных результатов без реализации специальной физической подготовки, которая направлена на развитие определенных двигательных качеств с непременным учетом специфических особенностей соревновательной деятельности в выбранном виде спорта.

В методике физической подготовки применительно к двигательным способностям так же нужен дифференцированный подход. В процессе специальной физической подготовки важно принимать во внимание, что все физические способности (силу, скоростные и координационные и другие физические качества) должны проявляться у спортсмена не только сразу же после разминки (когда различные функциональные системы организма обладают значительной работоспособностью), но и в условиях нарастающего утомления.

Физическая подготовленность борцов - это физическое состояние, приобретенное благодаря физической подготовке и позволяющее добиться определенных результатов в освоении техники, повышения спортивного мастерства, поддерживать необходимый уровень здоровья.

Для роста общей физической подготовленности борцов используют такие методики развития физических качеств, которые целенаправленно влияют на их развитие при помощи конкретных средств и методов. При разработке методики для борцов различного возраста тренерам-преподавателям необходимо последовательно выполнить ряд действий:

- поставить педагогическую задачу, - для этого проводится тестирование физического качества (используются специальные тесты) и определяется уровень его развития у группы борцов или конкретного спортсмена;

- подобрать из программы спортивной подготовки наиболее оптимальные физические упражнения и методы их выполнения в общефизическом периоде учебно-тренировочного процесса борцов с учетом возраста занимающихся;

- составить план применения упражнений в определенных занятиях и в системе занятий борцов с учетом изменений в уровне общей физической подготовленности занимающихся и периодов подготовки в годичном цикле (подготовительный, соревновательный, переходный);

- установить величины тренировочных нагрузок и их динамику в соответствии с закономерностями адаптации борцов к тренировочным воздействиям (Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. С. 106).

Основными целями занятий общей физической подготовкой у борцов заключается в следующем:

предотвращение травм;

восстановление после травм;

- повышение уровня подготовленности борцов.

Одной из распространенных травм у борцов являются травмы коленей. Такие травмы, большей частью, неизбежны, но комплекс упражнений по ОФП, разработанный для сохранения пропорциональности четырехглавых мышц и сухожилий, может помочь избежать серьезных травм. Подобные комплексы можно использовать и для других мышц, что предотвращает получение серьезных травм.

И даже после получения травмы, занятия по общей физической подготовке могут быть назначены борцу для реабилитации.

Если занятие по общей физической подготовке не направлено на улучшение техники владения приемами борьбы, то пользы от таких занятий мало, либо вообще нет. Например, занимаясь марафонским бегом, борец, скорее всего, ухудшит технику владения приемами. Причиной будет то, что цель такого бега - сделать спортсмена выносливым на длинных дистанциях, что не имеет никакого значения к борьбе. Запасы энергии и рост мышц будут далеки от того, что необходимо борцу.

Но это вовсе не означает, что бег - неподходящее борцу упражнение. Специальный комплекс беговых упражнений, разработанный для борцов, буден очень полезен. Но, составляя занятия, необходимо учитывать тренировочный цикл подготовки борца.

Так, например, бег будет полезен тем, у кого от природы слабые легкие, т.к. соперники при этом смогут выполнять интенсивную работу более длительное время, выдыхая и вдыхая воздух больше, нежели соперники со слабыми легкими. Кроме того, занятия бегом способны повысить работу сердечно-сосудистой системы.

К общей физической подготовке относится воспитание двигательных качеств, силовых способностей борцов, а также развития выносливости. Средствами обшей физической подготовки является бег на длинные дистанции, выполнение упражнений с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения, а также спортивные игры.

Под физическими качествами А.А. Карелин понимает отдельно качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития можно определить благодаря физическим факторам, а также психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества следует развивать своевременно и всесторонне. Двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью, подвижностью-инертностью и так далее), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Если одни двигательные качества у спортсмена проявляются лучше, то другие проявляются хуже.

Способность уметь применять все виды силы, а также способность моментально переключаться между силовыми воздействиями достаточно важно для борцов, так как в этом виде спорта необходимо умение и преодолевать притяжение земли, поднимая соперника во время броска, и ускоряться, совершая нападение, при осуществлении толчка, а также требуется достаточно быстро реагировать на изменение положения соперника, для осуществления контратаки.

Формирование силовых способностей и выносливости является необходимым условием для борцов, т.к. во время поединка требуется выдерживать всю массу противника, а кроме того все его попытки уложить на лопатки, а это вызывает большие затраты энергии, и как следствие, усталость. Поэтому обязательным условием у борцов является наличие выносливости и умения распределять свои силы. Медленное врабатывание и медленное восстановление после значительных нагрузок определяет усиление разминки за счет увеличения времени, а также промежутки отдыха между напряженными тренировками.

А.А. Карелин под быстротой понимает способность борца в определённых специфических условиях незамедлительно реагировать с высокой скоростью движений на какой-либо раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в наименьший для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат. Внешним раздражителем, в нашем случае, будет являться соперник, его передвижение, стремления выполнить захват и дальнейший бросок. Бойцу необходимо своевременно среагировать на данную попытку, и в худшем случае, предотвратить её, а в лучшем, провести контрзахват и дальнейший победный приём.

Зачастую от борца требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации, когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет (в данном случает говорится о провоцировании соперника). В результате можно подвести итог, что развитие быстроты реакции борцов способствует победе в борьбе. Дело в том, что в данном виде спорта доли секунды очень много решают, так как большие силы концентрируются у соперников в достаточно краткие моменты времени в определённом месте. Достижение победы осуществляется как можно быстрее, если этого не происходит, начинается тактическая игра, в которой доли секунды играют основную значимость.

С одной стороны, немаловажно осознавать то, что невозможно развить у борцов способности, задатков к которым нет. С другой, как утверждает А.С. Перевозников, в теории физического воспитания между физическими данными имеется взаимосвязь, а также существует их «перенос». Автор выделяет следующие виды «переноса» физических качеств при подготовке борцов.

Положительный «перенос» происходит в том случае, когда высокий уровень развития какого-либо определенного физического качества дает возможность повысить уровень проявления других. К примеру, целенаправленное повышение уровня скоростных способностей у спортсменов позволяет повысить уровень силовых способностей и выносливости.

Перекрестный «перенос» как правило реализуется у борцов, выполняющих технические действия только в удобную сторону, в данном случае сила мышц незначительно возрастает на другой (не ведущей) стороне. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость выполнения приемов как в одну, так и в другую стороны. Чем выше стаж занятий, тем меньше эффект подобного переноса.

Эффект от переноса может быть и положительным и отрицательным. А.С. Перевозников утверждает, что в спортивной деятельности достичь максимальных показателей проявления нескольких физических качеств невозможно. Автор приводит следующие примеры: невозможно достичь максимальной силы и общей выносливости, кроме того существуют официальные данные, что высокие показатели силовых способностей замедляют воспитание гибкости. Но следует отметить и тот факт, что при снижении уровня одного физического качества, может понизиться уровень и другого. К примеру, специальная выносливость возрастает только у борцов, имеющих прочный фундамент общей выносливости.

Занятия по общей физической подготовке должны учитывать особенности борьбы, характерные для нее технические действия и возможные стили ведения поединка.

Средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения. Основной метод подготовки - регулирование нагрузок. На организм борца, а также на развитие физических способностей оказывает влияние характер выбранного метода. Борцовские схватки служат основным средством специальной физической подготовки и считаются более популярные для борцовских видов спорта.

Для достижения победы в борцовском поединке необходимо обладать значительным уровнем развития скоростно-силовых способностей и большой выносливостью при выполнении работы в широком диапазоне интенсивности с крайне значимыми ее перепадами. Помимо этого, борец должен уметь рационально чередовать предельные напряжения своих мышц и их расслабления, действуя при этом в трех различных режимах работы: преодолевающем, удерживающем, уступающем. Следует помнить так же и о том, в период схватки мышечная деятельность требует попеременного включения в работу подавляющего большинства мышечных групп.

Характерная для борьбы различная по интенсивности попеременная работа мышц приводит к стремительному истощению богатых энергией фосфатных депо организма и активизации гликолитических процессов анаэробного обеспечения, в итоге в организме становится высокий уровень окислительных процессов. Во время поединка у борцов могут развиваться как аэробные, так и анаэробно-лактатные и анаэробно-алактатные процессы энергообеспечения организма.

Е.М. Чумаков указывает на то, что во время борцовского спарринга двигательная деятельность спортсмена разнообразна. Выполняемые движения многосторонне влияют на развитие и формирование их координации, которые, вместе с силовыми способностями, быстротой и гибкостью, необходимы для того, чтобы из различных исходных положений быстро и мощно проводить сложные атакующие технические приемы или же мгновенно противодействовать атакам соперника.

Так как борцы в ходе поединка осуществляют двигательные действия в следующих плоскостях - сагиттальной, фронтальной и латеральной, всесторонне и разнообразно применяя инерцию движения тела, а кроме того в период схватки взаимодействуют силы двух борцов, того кто атакует, и того, кого атакуют, то в действия спортсменов вносят дополнения следующие внешние силы, как масса тела, рос, реакция своей опоры, реакция взаимной опоры, инерция, центробежные силы и другие.

Все это говорит о том, что для спортивного совершенствования борцов немаловажное значение имеет хорошо построенная общая физическая подготовка (Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо).

Необходимо, чтобы на начальном этапе подготовки преобладала базовая общая физическая подготовка (приблизительно 60%). С ростом уровня борца соотношение между общей и специальной физической подготовкой изменяется.

Отсюда, благодаря общей физической подготовке происходит развитие общих физических качеств борцов. Г.С. Туманян указывает на определение общей физической подготовленности борцов комплексными методами тестирования. Полученные в результате тестирования данные способствуют коррекции подготовки, а также планирования тренировочных нагрузок, отбора способных борцов, не забывая учитывать при этом их антропометрические особенности и личностные качества.

Автор отмечает, что результаты оказывать влияние на индивидуализацию подготовки борцов и показывают готовность борца к специализированной подготовке.

.2 Характеристика легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера

Быстрота как двигательное качество - это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности спортсмена. Чем стремительнее нарастает сила, тем более значительный эффект может быть достигнут в скоростно-силовых упражнениях.

Выполнение легкоатлетических упражнений связано с силовыми качествами как способностью проявлять и преодолевать сопротивление благодаря мышечным усилиям. Они проявляются в смешанных динамических режимах с быстрым переходом от уступающих к преодолевающим действиям. В уступающих режимах спортсмен способен проявить большую силу, чем в преодолевающем (к примеру, при спрыгивании с возвышения). Преодолевающий динамический режим характеризуется резко ускоряющимся преодолением отягощения либо сопротивления в виде взрывной «баллистической» силы. Степень скорости нарастания силы обуславливается понятием «градиент силы».

Целенаправленное и высокоэффективное развитие скоростно-силовых качеств легкоатлетическими упражнениями в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда известны определенные условия и характеристики движений и свои лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Необходимо регулярно ориентироваться на них при выборе определенных комплексов специальных подготовительных упражнений.

Легкоатлетическими скоростно-силовыми упражнениями являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, то есть более значительную мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около тридцати процентов от максимальной для ненагруженной мышцы. Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнений с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от трех - пяти секунд до одной - двух минут - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет <#"901502.files/image001.gif">) по следующей формуле:

σ = (2)

При сравнении двух выборочных средних арифметических обычно проверяется предположение, что и первая и вторая выборки не отличаются друг от друга значимо и, следовательно, относятся к одной генеральной совокупности. В этом случае нами использовался t - критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Нам были известны следующие статистические характеристики: .

В нашем случае ,  поэтому для расчетов использовалась следующая формула:

 (3)

Число степеней свободы во всех рассматриваемых случаях .

Для обработки полученных данных, мы определили процент.

Процент определялся по формуле:

 (4)

где А - количество определенных ответов на поставленный вопрос;

В - количество опрашиваемых учреждений;

С - процентный ответ.

2.2 Организация исследования

В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось поэтапно с 2014 по 2016 г. Каждый из этапов решал специфические задачи и имел свои особенности.

Написание нашей выпускной квалификационной работы выполнялось в 3 этапа:

Первый этап: Теоретико-поисковый (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.).

На данном этапе нами были изучены и проанализирован 31 научно-методический литературный источник по проблеме нашего исследования. Анализ отражается в первой главе нашей работы. Также нами была определена гипотеза и цель работы, определены задачи для написания выпускной квалификационной работы. На этом этапе составлялись контрольные тесты.

Второй этап: Экспериментальный (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.). На данном этапе проводилось само исследование и педагогический эксперимент. Тренировочные занятия проводились на базе МАОУДОД «ДЮСШ боевых искусств» города Череповца.

С целью выявления уровня физической подготовленности у борцов перед началом педагогического эксперимента нами было проведено первичное тестирование, так же был проведен тест на уровень скоростно-силовой подготовки.

После проведения тестирования мы разделили занимающихся на две группы: контрольная и экспериментальная. С помощью математической статистики нами было установлено, что по уровню физической подготовленности, группы достоверно не отличались.

В тренировочный комплекс экспериментальной группы были включены легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера. После исследования нами было проведено повторное тестирование.

Третий этап: Аналитический (февраль 2016 г. - май 2016 г.). На данном этапе мы проводили научное оформление работы. По окончании педагогического эксперимента проводилось повторное тестирование, использовались те же тесты, что и в начале. Методом математической статистики определили эффективность проведенного исследования, делали выводы, оформляли приложения.

.3 Результаты собственных исследований и их обсуждение

Эксперимент проводился на базе МАОУДОД «ДЮСШ боевых искусств» города Череповца. В эксперименте приняли участие 8 борцов 15-16 лет с I взрослым спортивным разрядом, занимающиеся свыше двух лет, группа УТГ. Тренировочные занятия проводились 4 раза в неделю, продолжительность занятий 1 час 30 минут. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2015 по январь 2016 года.

С целью выявления уровня физической подготовленности у борцов перед началом педагогического эксперимента нами было проведено первичное тестирование, которое включало в себя три теста (приложение 1):

Тест 1 «Прыжок в длину с места».

Тест 2 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа».

Тест 3 «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек».

Результаты, полученные нами по первичному тестированию следующие (рисунок 1 - 3):

В соответствии с рисунком 1 видно, что в тесте «Прыжок в длину с места» 37,5% испытуемых справились на «отлично», столько же (37,5%) показали «хороший» уровень и 25% выполнили тест на «удовлетворительно».

Рисунок 1 - Соотношение результатов 1 теста - «Прыжок в длину с места» до педагогического эксперимента (%)

Рисунок 2 - Соотношение результатов 2 теста - «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» до педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 2 видно, что в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» большинство испытуемых, а именно 50% имеют «удовлетворительный» уровень, на «хорошо» выполнили данный тест 12,5% и на «отлично» 37,5% борцов.

Рисунок 3 - Соотношение результатов 3 теста - «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» до педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 3 видно, что в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» только 12,5% справились на «отлично», 37,5% выполнили тест на «хорошо» и 50% испытуемых справились на «удовлетворительно».

Для выявления уровня скоростно-силовых способностей специальной физической подготовленности нами применялся тест «Броски за 20 сек».

В соответствии с рисунком 4 видно, что в тесте «Броски за 20 сек» большая половина респондентов, а именно 75% справилось «удовлетворительно», 25% выполнили тест на «хорошо», тогда как на «отлично» не выполнил ни один из испытуемых.

Рисунок 4 - Соотношение результатов 4 теста - «Броски за 20 сек» до педагогического эксперимента (%)

По результатам первичного контрольного тестирования мы видим, что в процентном соотношении все показатели контрольного тестирования испытуемых практически равные. На основании этих данных мы смогли поделить занимающихся на две группы - экспериментальную (ЭГ n = 4) и контрольную (КГ n = 4).

По результату t-критерия Стьюдента мы определили, что по данным тестирования группы существенно не отличаются, значит, они однородны:

Тест 1 «Прыжок в длину с места» 0,9 <2,45, при p 0,05;

Тест 2 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 0,6 <2,45, при p 0,05;

Тест 3 «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» 1,1 <2,45, при p 0,05.

Тест 4 «Броски за 20 сек» 0,5 <2,45, при p 0,05.

В начале нашего исследования было проведено педагогическое наблюдение для выявления уровня скоростно-силовой подготовки борцов в соревновательных условиях. Протокол наблюдения соревнований по вольной борьбе включал оцененные судьями примы и реальные попытки в период схватки (приложение 2). Для того, чтобы оценить в полной мере исследуемые показатели, в протокол включались поединки, которые длились шесть минут (два периода по три минуты), так как чистое время каждого из периодов схваток существенно различались в связи с досрочным окончанием большинства поединков из-за убедительной победы или проигрыша одного из участников.

На рисунке 5 представлены данные проведенных приемов и попыток провести прием контрольной и экспериментальной группы.

Рисунок 5 - Среднее значение количества приемов и попыток провести прием в экспериментальной и контрольной группе за схватку

В соответствии с рисунком 5, среднее количество применяемых приемов практически одинаково, в контрольной группе средний показатель составил 14 приемов за схватку, а в экспериментальной группе данный показатель составил 13,25 приемов.

Анализируя научно-методическую литературу, мы выявили, что тренерами используются различные упражнения на тренировочных занятиях борцов. Подбор данных упражнений имеет различную направленность для развития физических качеств спортсменов, но как видим мы по первичному тестированию и педагогическому наблюдению наших респондентов, физическое качество скоростно-силовой способности у них развито недостаточно. Поэтому в подтверждение выдвинутой нами гипотезы, мы решили провести научное исследование эффективности применения на тренировочных занятиях борцов легкоатлетических упражнений, а именно прыжков и метания.

В учебно-тренировочном процессе контрольная группа занималась по традиционной методике, используя в тренировочном процессе упражнения, которые большем объеме предлагались тренером на борцовском татами. Это упражнения непосредственно с партнером или на силу и скоростно-силовую подготовленность, но в условиях, ограниченных сектором (татами).

Экспериментальная группа занималась помимо тренировок на борцовском татами в спортивном зале, где нами были предложены легкоатлетические упражнения по прыжкам и метанию, а именно:

- прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»;

- прыжок в длину способом «ножницы»;

- толкание ядра способом «со скачка».

Данные упражнения были предложены нами, так как в технике их выполнения есть элементы сходства техники движения борцов.

В тренировочный процесс борцов было добавлено толкание ядра способом «со скачка», так как данный способ укрепляет голеностоп посредством выхода на «стелющего скачка» на опорной ноге, что немаловажно для подготовленности борцов, когда во время поединка они выполняют похожие стелющие скачки.

Прыжок в высоту способом «фосбери - флоп» выбран нами в связи с тем, что техника прыжка включает элемент отталкивания с разворотом на 90 градусов, что также влияет на подготовку борцов, когда они во время поединка выполняют движение отталкивание ногой с разворотом.

Прыжок способом «ножницы» в длину выбран нами в связи с тем, что во время фазы полета, спортсмен концентрируется на «пробегание по воздуху», что помогает развитию и укреплению тазобедренного, голеностопного, коленного суставов, так необходимых в подготовке борцов.

Предложенные нами легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера являются одними из самых доступных упражнений, которые могут использоваться на тренировочных занятиях всех видов спорта. Для их выполнения не нужно дорогостоящего оборудования, поэтому мы решили включить в учебно-тренировочный процесс борцов именно легкоатлетические упражнения.

По окончанию педагогического эксперимента нами было повторно проведено контрольное тестирование по определению уровня физической подготовленности респондентов, результаты представлены в приложении 3. Результаты таковы (рисунок 6 - 11).

В соответствии с рисунком 6, мы видим, что на «отлично» с тестом справились большая часть респондентов, а именно 62,5%. Выполнили тест «Прыжок в длину с места» на «хорошо» 25%, имеют «удовлетворительный» уровень 12,5% борцов.

Рисунок 6 - Соотношение результатов 1 теста - «Прыжок в длину с места» после педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 7 видим, что среднее значение в первом тесте улучшилось как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Внутри групп можно наблюдается значительный прирост результатов, так в экспериментальной группе он составил 10,3%, тогда как в контрольной группе улучшение результатов по тесту произошло на 1,6%.

В следующем нашем тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», представленном на рисунке 8, мы так же видим, что 75% борцов выполнили тест на «отлично», а 25% имеют «хороший» уровень в данном тесте.

Рисунок 7 - Среднее значение результатов в 1 тесте - «Прыжок в длину с места» до и после педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной группы (см)

Рисунок 8 - Соотношение результатов 2 теста - «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» после педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 9 видим, что среднее значение во втором тесте значительно улучшилось в экспериментальной группе. Так в контрольной группе улучшение результатов составило 2,9%, тогда как в экспериментальной группе увеличение произошло на 23,7%.

Рисунок 9 - Среднее значение результатов во 2 тесте - «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» до и после педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной группы (кол-во раз)

Рисунок 10 - Соотношение результатов 3 теста - «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» после педагогического эксперимента (%)

На рисунке 10 представлены результаты теста «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек». Большая часть испытуемых 62,5%, выполнила тест на «отлично», 25% выполнила на «хорошо» и 12,5% выполнили тест на «удовлетворительно». Соотношение улучшения результата в данном тесте у экспериментальной группы составляет 16,7%, тогда как в контрольной группе прирост показал 3,9%.

В соответствии с рисунком 11 видим, что соотношение улучшения результата по тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» у экспериментальной группы значительно превысил процент контрольной группы, он составил 17% и 2,9% соответственно.

Рисунок 11 - Среднее значение результатов в 3 тесте - «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» до и после педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной группы (кол-во раз)

В соответствии с рисунком 12 видно, что в тесте «Броски за 20 сек» половина респондентов (50%) справилось «отлично», 37,5% выполнили тест на «хорошо», а на «удовлетворительно» 12,5%.

Рисунок 12 - Соотношение результатов 4 теста - «Броски за 20 сек» после педагогического эксперимента (%)

В соответствии с рисунком 13 видим, что в обеих группах наблюдается улучшение среднего значения результата. В контрольной группе прирост составил 21%, тогда как в экспериментальной группе улучшение результата произошло на 41%.

Рисунок 13 - Среднее значение результатов в 4 тесте - «Броски за 20 сек» до и после педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной группы (кол-во раз)

По результату t-критерия Стьюдента мы определили, что по данным тестирования между контрольной и экспериментальной группами наблюдается достоверность различий в двух из трех тестах:

Тест 1 «Прыжок в длину с места» 2,5 >2,45, при p 0,05;

Тест 2 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 1,5 < 2,45, при p 0,05;

Тест 3 «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек»;2,5 >2,45, при p 0,05.

В 4 тесте «Броски за 20 секунд», который был проведен нами для выявления уровня скоростно-силовых способностей специальной физической подготовленности 2,5 > 2,45, при p 0,05.

Таким образом, можно констатировать факт, что подобранные нами легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера на тренировочных занятиях борцов эффективно влияют на уровень их физической подготовленности.

В конце нашего исследования было проведено повторно педагогическое наблюдение для выявления уровня скоростно-силовой подготовки борцов в соревновательных условиях. Протокол наблюдения соревнований по вольной борьбе включал оцененные судьями примы и реальные попытки в период схватки (приложение 4). При наблюдении соблюдались те же условия, что и в начале эксперимента.

На рисунке 14 представлены данные проведенных приемов и попыток провести прием контрольной и экспериментальной группы после эксперимента. В соответствии с рисунком 14, экспериментальная группа чаще проводила приемы, нежели контрольная группа. Так среднее значение общих приемов в контрольной группе составляет 13 раз, а в экспериментальной 16,25 раз.

Рисунок 14 - Среднее значение количества приемов и попыток провести прием в экспериментальной и контрольной группе за схватку после эксперимента (кол-во раз)

Таким образом, исходя из результатов нашего педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера применяемые в тренировочном процессе борцов, способствуют повышению уровня физической подготовленности и улучшению у них спортивных результатов.

Заключение

Целью схватки борцов является победа одного из соперников, выражающаяся в установлении контроля над другим соперником, пресечении его возможных дальнейших действий, подготовки своих дальнейших действий. Эффективность многих технических действий зависит не только от умения борца оторвать сопротивляющегося противника от ковра, но и от быстроты выполнения этих действий. Если борец действует хотя бы на сотые доли секунды быстрее противника, то он имеет преимущества перед ним. Способность проявлять усилие взрывного характера, которые развиваются благодаря легкоатлетическим упражнениям, позволяет борцу опережать противника в атаке, успешно выполнять комбинации, своевременно применять контрприемы.

С целью выявления уровня физической подготовленности у борцов нами было проведено тестирование, которое включало в себя три теста: тест 1 -«Прыжок в длину с места»; тест 2 - «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»; тест 3 - «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек». Для выявления уровня скоростно-силовых способностей специальной физической подготовленности нами применялся тест «Броски за 20 сек».

Далее мы подобрали легкоатлетические упражнения скоростно-силового характера для улучшения уровня физической подготовленности борцов:

- прыжок в высоту способом «фосбери-флоп»;

- прыжок в длину способом «ножницы»;

- толкание ядра способом «со скачка».

Данные упражнения были предложены нами, так как в технике их выполнения есть элементы сходства техники движения борцов.

На основании проведенного нами педагогического эксперимента мы смогли доказать эффективного влияния легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера на эффективность физической подготовленности борцов. В конце эксперимента проведенное тестирование в трех тестах между контрольной и экспериментальной группами наблюдается достоверность различий: «Прыжок в длину с места» 2,5 > 2,45; в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек» 2,5 > 2,45; в тесте «Броски за 20 секунд» 2,5 > 2,45, при p 0,05. В тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»: 1,5 < 2,45, результаты достоверно не различаются. Возможно, это связано с ограничением времени эксперимента, для более значительного прироста показателей необходимо применение легкоатлетических упражнений скоростно-силового характера в течение всего учебно-тренировочного года борцов.

легкоатлетический борец силовой спортивный

Список использованных источников

1.        Авдеев, Ю.В. Сравнительный анализ особенностей соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов вольного стиля разного пола / Ю.В. Авдеев, Б.И. Тараканов, B. А. Воробьев, Н.Ю. Неробеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 6-9.

2.      Белова, Т.Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: учебное пособие / Т.Ю. Белова, О.Г. Ковальчук, Ю.В. Семенова. - Омск: Издательство ОмГТУ. - 2008. - 132 с.

.        Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов: учебное пособие / В.Ф. Бойко, Г.В. Данько. - Киев: Олимпийская литература. - 2004. - 223 с.

4.      Бойчук, Д.Б. Влияние вредных привычек на уровень подготовленности юных борцов / Д.Б. Бойчук // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 2. - С. 47-49.

5.      Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С. 41-42.

6.      Врублевский, Е.П. Краткий курс лекций по легкой атлетике (в вопросах и ответах) / Е.П. Врублевский, Л.Г. Врублевская, А.В. Сулеменков. - Смоленск: СГИФК. - 2000. - 107 с.

.        Газиявдибиров, М.Г. Структура средств скоростно-силовой направленности на этапах предсоревновательной подготовки борцов высших разрядов вольного стиля: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Г. Газиявдибиров. - Москва: ВНИИФКиС. - 2006. - 24 с.

8.      Губа, В.П. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, В.И. Гапеев. - Москва: Издательство «Олимпия Пресс». - 2006. - 223 с.

.        Давиденко, В.Н. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / В.Н. Давиденко. - Тула: Издательство ТГУ им. Л.Н. Толстого. - 2012. - 75 с.

.        Данько, Г.В. Особенности контроля за состоянием специальной работоспособности борцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / Г.В. Данько // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сборник научных трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2004. - №3. - С. 3.

11.    Жилкин, А.И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - Москва: Издательский центр «Академия». - 2003. - 464 с.

12.    Захаров, В.А. Словарь терминов физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: глоссарий / В.А. Захаров.

13.    Зациорский, В.М. Физическая подготовка борцов / В.М. Зациорский. - Москва: Издательство Рыбари. - 2004. - 224 с.

14.    Карелин, А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации / А.А. Карелин. - Новосибирск: Издательство «Мангазея». - 2002. - 479 с.

15.    Кипор, Г.В. Проблемы индивидуального подхода и оценке скоростно-силовой подготовленности в единоборствах / Г.В. Кипор, В.И. Ишков, В.И. Шпанов, Д.О. Юшков // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 34.

16.    Кобринский, М.Е. Легкая атлетика / М.Е. Кобринский. - Минск: Тесей. - 2006. - 336 с.

17.    Ляликов, И.Л. Скоростно-силовая подготовка борцов. Методические указания для студентов 1-5 курсов / И.Л. Ляликов, М.Г. Пиляев, Б.П. Якимович. - Омск: Издательство СибАДИ. - 2008. - 18 с.

18.    Майнагашев, В.А. Повышение уровня технико-тактической подготовленности борцов вольного стиля [Электронный ресурс] / В.А. Майнагашев.

19.    Миндиашвили, Д.Г. Энциклопедия приемов вольной борьбы / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. - Красноярск: ИСЕ им. И.Ярыгина КГПУ, «Платина». - 2004. - 456 с.

20.    Орлов, Р.В. Легкая атлетика: краткая энциклопедия / Р.В. Орлов. - Москва: Олимпия Пресс. - 2006. - 527 с.

21.    Перевозников, А.С. Подготовка дзюдоистов высокой квалификации как многолетний управляемый процесс / А.С. Перевозников // Материалы ХIII-й научно-методической конференции УралГАФК «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры». - Челябинск: Изд-во УралГАФК. - 2003. - С.122-124.

.        Приймаков, A.A. Модельные характеристики зависимости уровня специальной работоспособности от квалификации и весовой категории борцов / A.A. Приймаков, A.В. Коленков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ. - 2006. - №5. - С. 51-60.

23.    Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук. - 2007. - 153 с.

24.    Салчак, В.К. Оптимизация средств физической подготовки борцов вольного стиля [Электронный ресурс] / В.К. Салчак // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»,2015.

.        Степанов, С.В. Скоростно-силовой подготовки каратистов / С.В. Степанов, Л.С. Дворкин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 32.

26.    Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки / Г.С. Туманян. - Москва: Советский спорт. - 2000. - 384 с.

27.    Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.

28.    Чумаков, Е.М. Физическая подготовка борца: учебное пособие / Е.М. Чумаков. - Москва: РГАФК. - 1996. - 106 с.

29.    Шестаков, В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо [Электронный ресурс] / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина.

30.    Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба для начинающих: учебное пособие / Ю.А. Шулика, В.М. Косухин, В.И. Лещенко, В.Д. Новиков, И.Т. Хоменко. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2006. - 187 с.

31.    Щербина, В.А. Физиологические основы развития выносливости борцов. Методическое пособие для студентов и преподавателей / В.А. Щербина, В.А. Таран. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2006. - 40 с.

Приложение 1

Таблица 1.1 - Результаты первичного тестирования контрольной группы

№ п/п

ФИО

Год рождения

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

Броски за 20 сек

1

Вагабов Мурад

2000

213

49

30

7

2

Агафонов Александр

2001

194

49

34

8

2

Гребнев Леонид

2001

153

73

35

5

3

Вагабов Вагаб

2001

231

62

37

6

197,7558,25346,5







Таблица 1.2 - Результаты первичного тестирования экспериментальной группы

№ п/п

ФИО

Год рождения

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

Броски за 20 сек

1

Борисов Вадим

2001

210

50

29

6

2

Лобанов Никита

2000

230

49

35

8

3

Кочнев Даниил

2001

257

44

33

5

4

Белов Андрей

2000

176

70

30

5

218,2553,2531,756








Приложение 2

Таблица 2.1 - Протокол соревнований по суммарному количеству проведенных приемов до эксперимента у борцов (сентябрь 2015)

Фамилия Имя

1 период

2 период

Сумма баллов


1 минута

2 минута

3 минута

1 минута

2 минута

3 минута


 

Контрольная группа


Вагабов Мурад

3

3

2

3

2

1

14

 

Агафонов Александр

5

3

1

3

1

1

14

 

Гребнев Леонид

3

3

4

3

2

1

16

 

Вагабов Вагаб

2

1

3

2

3

0

12

 

3,252,52,52,7520,7514








 

Экспериментальная группа


Борисов Вадим

5

1

1

3

2

0

12

 

Лобанов Никита

0

4

2

3

1

1

11

 

Кочнев Даниил

3

3

2

4

0

14

 

Белов Андрей

1

2

5

4

2

2

16

 

2,252,52,53,51,750,7513,25








 



Приложение 3

Таблица 3.1 - Результаты повторного тестирования контрольной группы

№ п/п

ФИО

Год рождения

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

Броски за 20 сек

1

Вагабов Мурад

2000

216

51

32

8

2

Агафонов Александр

2001

197

50

35

10

2

Гребнев Леонид

2001

158

75

35

7

3

Вагабов Вагаб

2001

233

64

38

8

20160358,25







Таблица 3.2 - Результаты повторного тестирования экспериментальной группы

№ п/п

ФИО

Год рождения

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

Броски за 20 сек

1

Борисов Вадим

2001

231

71

38

10

2

Лобанов Никита

2000

246

66

39

11

3

Кочнев Даниил

2001

259

64

39

11

4

Белов Андрей

2000

237

78

37

9

243,2569,7538,2510,25








Приложение 4

Таблица 4.1 - Протокол соревнований по суммарному количеству проведенных приемов после эксперимента у борцов (январь 2016)

Фамилия Имя

1 период

2 период

Сумма баллов


1 минута

2 минута

3 минута

1 минута

2 минута

3 минута


 

Контрольная группа


Вагабов Мурад

2

2

2

3

1

1

11

 

Агафонов Александр

4

0

3

4

1

1

13

 

Гребнев Леонид

3

3

1

4

2

3

16

 

Вагабов Вагаб

2

1

2

3

1

3

12

 

2,751,523,51,25213








 

Экспериментальная группа


Борисов Вадим

4

2

2

3

1

2

14

 

Лобанов Никита

3

2

2

3

3

1

14

 

Кочнев Даниил

5

4

1

4

4

1

19

 

Белов Андрей

3

2

3

4

3

3

18

 

3,752,523,52,751,7516,25








 


Похожие работы на - Физическая подготовленность борцов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!